автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Фортепианная культура Карелии
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Портной, Виктор Саулович
Введение
Глава I. Фортепианная педагогика и исполнительство в период становления музыкальной культуры Карелии. I9I7-I945 годы
Глава П. Фортепианное творчество композиторов
Карелии 30-50-х годов
Глава Ш. Развитие фортепианной педагогики и исполнительства в Карелии 50-80-х годов.
Глава 1У.Новые жанровые и стилевые черты фортепианной музыки Карелии 60-80-х годов.
Введение диссертации1985 год, автореферат по искусствоведению, Портной, Виктор Саулович
Важнейшее место в деятельности Коммунистической партии и Советского правительства занимают вопросы дальнейшего развития культуры и искусства на современном этапе. В решениях ХХУ1 съезда КПСС, в партийных и государственных документах, принятых в последние годы, четко определены основные направления деятельности партии, правительства, всего советского народа в области культуры и идеологии. Съезд уделил особое внимание использованию всего материального и духовного потенциала страны для более полного развития личности, формирования всесторонне развитого, общественно активного советского человека"*".
Отличительной особенностью советской музыкальной культуры является то, что с первых шагов она развивается как культура многонациональная. В ее становлении участвуют все народы нашей страны как большие, так и малые. Исторический опыт Советского Союза, сумевшего в самый короткий срок преодолеть культурную отсталость и культурное неравенство многочисленных народов России и стать страной с передовой общенародной культурой привлекает пристальное внимание многих народов мира. Страны социалистического лагеря и молодые развивающиеся страны успешно использовали и используют опыт, накопленный в СССР в деле культурно-преобразовательной работы.
В развитии духовной культуры общества значительное место занимает процесс изучения и обобщения достижений музыкального искусства. Только на основе глубокого и всестороннего анализа процесса исторического развития прошлого возможно дать объяснение многим явлениям сегодняшнего дня. Вместе с тем, подлинный прог
1 Материалы ХХУ1 съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1981, с.182. ресс музыкального искусства не возможен без осмысления его исторической ретроспективы. "Суждения о том, что сфера музыки есть только сочинение музыки и исполнение ее, - писал Б.Асафьев, -по детски наивны и провинциальны. Музыка тесно спаяна и с бытом и со всеми культурными завоеваниями человечества. Она - и искусство, и наука, и язык, и игра. Ее эволюция показывает, что творчеству музыкальному расчищали дорогу научное исследование и широкая пропаганда культурно-музыкальных идей, то есть деятельность интеллектуальная . Музыка может дышать только в полном общении с окружающей жизнью, с ее эмоциями и мыслями и, особенно, с мыслью, о самой музыке и с научным исследованием ее, как социального явления"'1'.
В условиях созидания и дальнейшего роста советской многонациональной музыкальной культуры весьма важными становятся исследования развития музыкального искусства народов нашей страны, в том числе становления и роста национальной фортепианной культуры. В советском музыкознании создана обширная историография по проблемам развития музыки народов СССР**, а также вопросам, связанным с фортепианным исполнительством, педагогикой и фортепианным ТВОрсг чеством в республиках . Многочисленные работы, посвященные этим
Глебов И. Современное русское музыкознание и его исторические задачи. Цит.по Истории музыки народов СССР, т.1-'5;-м., 1970, с.184.
2 История музыки народов СССР/Отв.ред.Ю.Келдыш. T.I. - М., 19701974. История узбекской советской музыки/Ред.кол.: Т.С.Вызго и др. Т.1-2. Ташкент, 1972, 1973. Гаудримас Ю. Музыкальная культура Советской Литвы. 1940-1960. - Л., 1961 и др. о
Алексеев А.Д. Советская фортепианная музыка. I9I7-I945. М.f 1974; Апоян Ш. Фортепианная музыка Советской Армении. - Ереван, проблемам, позволяют судить как об общности процессов, происходящих в условиях роста национальных республик, так и о ряде особенностей, обусловленных своеобразием исторического и национального пути народов, уровнем их экономического и культурного развития. Между тем достижения в исследовании советской музыкальной культуры не исключают того, что ряд ванных вопросов и аспектов этой проблемы изучены еще не достаточно, в том числе и в региональном плане. Так, не получили еще должного освещения пути становления и развития фортепианной культуры Советской Карелии, которая из захолустной окраины царской России превратилась в одну из высокоразвитых автономных республик в составе РСФСР. Между тем, карельское профессиональное музыкальное искусство, возникшее в республике только после победы Великой Октябрьской социалистической революции, прошло в своем развитии значительный путь. В процессе становления музыкальной культуры края фортепианная педагогика и исполнительство и фортепианное творчество сыграли весьма важную роль. Сейчас, когда профессиональное музыкальное искусство Карелии завершает седьмое десятилетие своего развития, достижения в области фортепианной культуры требуют изучения как в контексте всего музыкального искусства республики, так и шире, в контексте многонациональной культуры нашей страны. Необходимостью осмысления с позиций современного музыкознания роли, значения и места фортепианного исполнительства, педагогики и фортепианной музыки в развитии музыкальной культуры республики определяется актуальность данного исследования. К сожалению, эта проблема до сих пор оставалась вне поля зрения музыкальной науки. Ав
1968; Клин В.Л. Украинская советская фортепианная музыка (I9I7-1977). Киев, 1980; Ахмедова М. 0 национальной специфике туркменских фортепианных произведений.-В кн.: История и современторы работ*, появившихся в Карелии в 60-е - начале 70-х годов ограничивались лишь упоминанием незначительного числа произведений для фортепиано, проблема же фортепианной музыки как особой области карельской музыкальной культуры фактически не была поставлена. Весьма незначительны и сведения о фортепианной музыке композиторов Карелии, содержащиеся в разделах, посвященных карельскому музыкальному искусству в "Истории музыки народов о
СССР" . Почти не упоминаются фортепианные произведения карельских композиторов и в монографических очерках, касающихся проблем развития концертного жанра (в работах Раабена Л. "Советский инструментальный концерт") и советской фортепианной музыки (Алексеев А.Д. "Советская фортепианная музыка I9I7-I945 годы" "Очерки по истории советского фортепианного искусства". Ред.-сост. А.Николаев, ВДинаев. М., 1979).
В последние годы, однако, фортепианная едузыка композиторов Карелии, а также исполнительская деятельность ряда пианистов начинают привлекать внимание исследователей, статьи и отзывы которых все чаще и чаще появляются в обзорах, посвященных современноq му состоянию карельского музыкального искусства . И это весьма симптоматично, ибо рост фортепианного исполнительства и фортепианного творчества в 70-80-е годы позволяют по иному оценить роль фортепианной музыки, а в ретроспективе иначе осветить роль и месность. - М., 1972 и др. Лапчинский Г. Музыка Советской Карелии. - Петрозаводск, 1970; Он же. Путь композитора. - Петрозаводск, I960; Он же. Фортепианный концерт Синисало. - Советская музыка, 1959, № 5 и др.
2 ИМН СССР. Т.Ш, с.285-286; т.4, с.399; т.5, ч.1, с.472, 476.
3 См.: Советская музыка, 1977, № 7; 1981, М 5,6; 1982, № 6. то фортепианной музыки в развитии культуры Карелии в целом, Недостаточная разработанность проблем становления и развития карельской фортепианной культуры, а также актуальность исследования определили выбор темы диссертации.
Данная работа представляет собой первое систематическое исследование проблем развития фортепианной культуры Карелии. Исследование фортепианной культуры требует вовлечения в поле зрения не только вопросов творчества для фортепиано, но и всего комплекса, связанных с ним проблем. Новизна такой постановки проблемы диктуется современными методами исследования, в которых акцент с произведения искусства, характерный для музыкознания прошлого, все больше начинает смещаться на исследование контекста, в котором это произведение существует. "Проблема искусство и общество активно разрабатывается современной марксистско-ленинской наукой об искусстве, эстетикой, социологией. Вопрос о функционировании искусства в обществе также привлекает к себе, особенно в последнее время, большое число исследователей"'1". Избираемый нами аспект исследования не следует понимать как чистое социологи-зирование, проблема заключается в комплексном исследовании вопросов композиторского творчества, педагогики и исполнительства. Именно в комплексе все эти стороны могут с оставить то, что представляет собой, в нашем понимании фортепианная культура как целостное явление.
Исходя из вышесказанного, в диссертации поставлены следующие задачи: построение возможно более полной картины развития фортепианной педагогики,- исполнительства и фортепианного творчества в Карелии на основе исследования значительного фактического Сохор А. Социальные функции искусства и воспитательная роль музыки. В сб.: Музыка в социалистическом обществе. - Л., 1369, с.6. материала; поиск и систематизация исторических сведений, дополняющих имеющиеся данные; выявление наиболее существенных тенденций в развитии фортепианной культуры Карелии.
Для того, чтобы представить себе во всей полноте специфику происходящих в условиях становления и развития национальной музыкальной культуры процессов, необходимо выявить их истоки. Любое явление, в том числе и отдельные особенности музыкальной культуры - суть понятие историческое, поэтому прежде чем вести рассмотрение современного состояния культуры Карелии, следует указать на ряд исторически сложившихся особенностей ее становления. Так на формирование культуры края оказывало влияние разностороннее духовное и этническое общение карелов с другими народами, живущими рядом - финнами, русскими, саами, начавшееся еще в древности до присоединения территории современной Карелии к новгородской феодальной республике. Своеобразие этих влияний ощущается до сих пор, несмотря на процесс взаимопроникновения культур. "Вносят ли взаимосвязи культур, - замечает М.Морозов, - изменения в их национальную специфику? Вносят, но не уничтожают ее потому, что специфика порождается не влиянием извне, а историей народов, условиями их жизни"1.
Одной из особенностей карельской культуры является то, что в ее развитии начиная с ХУЩ века участвовали представители русской культуры. Первым олонецким губернатором был знаменитый русский поэт Г.Р.Державин, составивший подробное описание истории и экономики края. Изучение народного творчества Карелии, начавшееся в первой половине XIX века, тесно связано с именами русских политических ссыльных-поэта Ф.Глинки, друга Лермонтова С.Раевского,
1 Морозов М. Национальные особенности культуры. Журнал "Панорама", вып.5, с.51. петрашевца А.Баласогло и П.Рыбникова. Заонежские былины, собранные и изданные П.Рыбниковым в 60-х годах прошлого века, получили широкое распространение и приобрели общерусское признание. Карелия постоянно привлекала к себе ученых и деятелей искусства России.Здесь жил и работал знаменитый русский ученый-языковед академик Ф.Ф.Фортунатов, сюда приезжали академики А.Ф. Гильфердинг, А.А.Иностранцев, Ф.Ю.Левинсон-Лессинг и др. В Карелии бывали И.И.Шишкин, А.И.Куиндки, И.И.Левитан и другие выдающиеся художники-пейзажисты. В Петрозаводской гимназии учился художник В.Д.Поленов. Основное место в развитии профессиональной культуры Карелии в послеоктябрьское время принадлежит также деятелям, приехавшим в республику из Ленинграда, Москвы и других городов страны. Все это влияет на развитие культуры республики в целом, отражается и на процессе становления и развития интересующей нас области - фортепианной культуры Карелии.
Являясь первым обобщающим исследованием в области фортепианной педагогики, исполнительства и фортепианного творчества Карелии, данная работа акцентирует свое внимание на комплексном подходе к изучению фортепианной культуры национальной республики, рассматриваемой во взаимосвязи с развитием музыкальной культуры русского и других народов СССР. В результате обобщены и использованы многие новые и ранее не опубликованные фактические данные, выявлены основные тенденции в развитии музыкального творчества, образования, концертно-исполнительской практики. Впервые привлекается материал,, характеризующий состояние музыкального быта Кнрелии конца XIX начала XX века, позволяющий выявить истоки некоторых явлений карельского фортепианного искусства послереволюционного периода. Полечены новые сведения и найдены документы, полнее раскрывающие деятельность в Петрозаводске известного советского композитора Ю.Шапорина, найдены рукописи не известных
- 10 ранее произведений карельского композитора Р.Пергамента.
При работе над диссертацией информационной базой послужили архивные документы, хранящиеся в фондах Центрального Государственного архива КАССР, архивов Петрозаводского филиала Ленинградской консерватории, Ленинградской и Московской консерваторий, личные архивы деятелей музыкального искусства Карелии и др., периодическая печать, музыкальные произведения и литературные труды, воспоминания лиц, связанных с периодом становления карельской фортепианной культуры, афиши, фотографии.
Структура диссертации определяется изложенными выше задачами. Работа состоит из данного введения, четырех глав, и заключения, в которых исследуется фортепианная культура Карелии, начиная с первых дней установления в республике советской власти до настоящего времени.
Основные аспекты развития фортепианной педагогики и исполнительства рассматриваются в 1-й и 3-й главах, фортепианное творчество композиторов Карелии анализируется во 2-й и 4-й главах. Такое строение связано и с особенностями становления фортепианной культуры, края, где появлению произведений для фортепиано предшествовало развитие педагогики и исполнительства. В формировании фортепианной культуры Карелии большое место принадлежит ленинградской пианистической школе, что находит отражение в главах, посвященных проблемам педагогики и исполнительства. При рассмотрении основных тенденций и жанрово-стилевых особенностей фортепианной музыки композиторов Карелии акцентируется внимание на использовании фольклора. Фортепианное творчество рассматривается по периодам, которые в целом совпадают с предложенной в Истории музыки народов СССР периодизацией, деление же на главы обусловлено стилистическими особенностями музыки композиторов рассматриваемых периодов. В Заключении, на основе анализа процессов, происходящих в современной карельской фортепианной культуре, намечаются некоторые перспективы ее дальнейшего развития. В Приложениях к диссертации даются:Хронограф основных исполнений и записей карельской фортепианной музыки, Хронограф концертов фортепианной музыки, состоявшихся в республике с 1917 по 1984 год, Нотография фортепианных произведений композиторов Карелии, а также некоторые сведения, дополняющие и иллюстрирующие основной материал диссертации.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Фортепианная культура Карелии"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За годы Советской власти карельское фортепианное искусство прошло путь, отмеченный значительными достижениями как в области фортепианной педагогики и исполнительства, так и фортепианного творчества, В период становления музыкальной культуры края фортепианной педагогике и исполнительству принадлежало решающее место в деле музыкального воспитания. На первом этапе развития фортепианной культуры республики в фортепианном исполнительстве преобладала ансамблевая игра и сопровождение различным солистам, однако, уже к середине тридцатых годов стали исполняться значительные произведения и концерты для фортепиано с оркестром.
Ярким этапом в области фортепианной педагогики стали годы пребывания в Карелии пианиста Н.Н.Загорного (I9I8-I922). Именно в эти годы происходил процесс коренной перестройки музыкального образования во всей стране, нашедший благоприятную почву и в Карелии. В открытой в Петрозаводске Музыкальной школе - первой в истории края, а также в Высших музыкальных классах воспитывались молодые музыканты, занявшие впоследствии видное место в музыкальной жизни республики. Вместе с тем, процесс развития фортепианной педагогики и исполнительства в Карелии в 20-30-е годы был сложным, развитие тормозилось как экономическими трудностями, так и отсутствием национального фортепианного творчества.
Новым периодом роста исполнительства и педагогики в Карелии стали 30-е годы, что было связано с приездом в республику пианистов - также воспитанников Ленинградской консерватории Л.Вишкарева и Л.Гликмана. Быстрому подъему музыкальной культуры края способствовало и открытие Карельской государственной филармонии, что сделало возможным выступления в конце 30-х годов в
- 186
Карелии видных советских пианистов Н.Перельмана, П.Серебрякова, Н.Голубовской, И.Рензина и других.
В области музыкального образования в республике в этот период был пройден путь от первой музыкальной школы до открытия в Петрозаводске Музыкального училища и довольно развитой сети музыкальных кружков. Однако, развитие музыкального образования касалось в основном только Петрозаводска.
Значительное развитие получает музыкальное образование в республике в послевоенные годы, когда расширяется сеть музыкальных школ, охватывающая ныне все районы Карелии, Потребность в специалистах высшей квалификации привела к открытию в Карелии Высшего музыкального учебного заведения - Петрозаводского филиала Ленинградской консерватории. (В автономных республиках, входящих в состав РСФСР, подобные вузы имеются еще только в Башкирии и Татарии.)
Дальнейшее развитие получили связи ленинградских и петрозаводских музыкантов в период организации молодого вуза, В числе преподавателей фортепианной кафедры ПФ ЛОЛГК - представители ленинградской пианистической школы. В то же время в работе ПФ ЛОЛГК определенное место принадлежит пианистам - выпускникам Московской консерватории. Такое соединение в рамках одного учебного заведения воспитанников различных пианистических школ представляется весьма перспективным.
В области исполнительской; следует отметить, что ныне ведущее место занимают в республике выступления пианистов-преподавателей ПФ ЛОЛГК. Исполнительское мастерство пианистов оказывает существенное воздействие на развитие фортепианного творчества композиторов республики. Значительная роль в пропаганде карельской фортепианной музыки принадлежит пианистам Петрозаводского филиала.
Говоря о фортепианном творчестве композиторов Карелии, которое развивается в Карелии в тесном взаимодействии с исполнительской культурой, необходимо отметить, что его становление связано также с именами композиторов-пианистов. В первый период (30-50-е годы) в республике происходит процесс освоения основных жанров фортепианной музыки, таких, как соната, концерт, фортепианная миниатюра. На основе использования карельского и финского фольклора композиторы создают значительные по масштабу произведения. В этот же период формируется и своеобразный музыкальный язык композитора Гельмера Синисало, органично претворяющий народно-песенные интонации. Вместе с тем, в произведениях этого периода, опирающихся преимущественно на традиции русской и западно-европейской классики, наблюдается некоторая однотипность художественных решений, особенно в произведениях, опирающихся на фольклор.
В творчестве карельских композиторов 30-50-х годов получил развитие и широко распространенный в русской музыке жанр прелюдии. Создаются также первые в Карелии фортепианные произведения для детей, получившие широкое распространение в 60-80-е годы.
Периодом коренного обновления жанровой и стилистической сторон фортепианной музыки композиторов Карелии стали 60-70-е годы. Достижения в области фортепианого. творчества, наряду с достижениями в области симфонической музыки, имеют ключевое значение для понимания процессов, происходящих в карельском музыкальном искусстве. Профессиональная карельская музыка не развивалась изолированно. Будучи составной частью более широкого явления - советской музыки, карельская музыка не могла не отразить особенности ее развития в этот период. Тенденции к использованию
- 188 современных средств музыкальной выразительности сочетались в этот период с интересом к различным, не использованным ранее пластам карельского, финского и вепсского фольклора. В этом проявились с одной стороны черты преемственности с прошлым этапом, в развитии карельской музыки, с другой, отразились веяния "новой фольклорной волны", характерные для советского музыкального творчества 60-70-х годов. "Сегодняшняя разработка фольклора русскими композиторами, - отмечает С.Слонимский, - развивает давнюю, исконную традицию советской музыки""^. Воздействие выдающихся советских композиторов оказалось весьма плодотворным, нашло преломление в исканиях композиторов республики. Важным источником стилевого обновления карельской фортепианной музыки явилось взаимовлияние и взаимообогащение национальных музыкальных культур. Этот процесс, начавшийся уже в первые годы советской власти, заметно усилился в 60-70-е годы, способствовал прогрессу советского искусства, национальною по форме и социалистического по содержанию.
На основе анализа ряда тенденций в развитии фортепианной культуры Карелии можно наметить некоторые направления ее дальнейшего изучения и перспективы развития. Как нам кажется, ныне назрела необходимость в проведении социологических исследований по проблемам музыкально эстетического воспитания в республике.
Дальнейшее развитие музыкального образования в республике настоятельно требует совершенствования методической и куратор-вкой работы в системе: школа-училище-вуз, вызывает необходимость перспективного планирования подготовки и распределения фортепиан Слонимский С. Заметки композитора о современной советской музыке. - В сб.: Современные вопросы музыкознания. М., 1976.
- 189 ных кадров в республике, обобщении опыта ведущих педагогов.
В области концертно-исполнительской - далеко не полностью используются еще возможности местных исполнителей для пропаганды фортепианной музыки. Необходимо более широкое привлечение как преподавателей, так и лучших студентов Петрозаводского филиала ЛОЛГК к активной концертной работе в республике.
Новые горизонты открываются и перед фортепианным творчеством композиторов Карелии, произведения которых все чаще звучат на концертной эстраде, издаются центральными издательствами страны, записываются на пластинки, звучат по радио и телевидению.
В области творчества, ждет своего воплощения жанр форте- ^ пианного концерта, пока не получивший должного претворения в сочинениях композиторов Карелии. Стилистически многообразней может быть сонатное творчество, синтезирующее современные приемы письма и фольклорные интонации.
Список научной литературыПортной, Виктор Саулович, диссертация по теме "Музыкальное искусство"
1. Ленин В.И. К вопросу о диалектике.-Полн.собр. соч., т.29, с.316-322.
2. Ленин В.И. Письмо к И.Ф.Арманд.-Псшн.собр.соч., т.49, с.328-334.
3. Цеткин К. Воспоминания о Ленине. В кн.: Ленин о культуре и искусстве. М.", Искусство, 1956, с. 298-302.
4. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.; Политиздат, 1981. 226 с.
5. Алексеев А. История фортепианного искусства, часть 2. -М.: Музыка, 1967. 286 с.
6. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства, часть 3. -М.: Музыка, 1982. 286 с.
7. Алексеев А.Д. Советская фортепианная музыка. 19Г7-1945. -М.: Музыка, 1974. 248 с.
8. Апоян Ш. Фортепианная музыка Советской Армении. Ереван: Айстан, 1968. - 247 с.
9. Арановский М. Симфонические искания.-Л.: Советский композитор, 1979. 287 с.
10. Артынова Л. Страницы истории. В кн: Методические записки по вопросам музыкального образования./Ред.и сост.Н.Л.Фишман. -М., 1976, с.7-40.
11. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.: Музыка, 1965. - 152 с.
12. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 197I. - 376 с.
13. Асафьев Б. Речевая интонация. М.-Л.: Музыка, 1965., 136 с.
14. Афанасьева А. Великий Октябрь и становление советской культуры в Карелии. 1918-1927. Петрозаводск, 1983. - 240 с.
15. Ахмедова М. О национальной специфики туркменских фортепианных произведений. В кн.: История и современность: Проблемы музыкальной культуры народов Узбекистана, Туркмении и Таджикистана. - М.: Музыка, 1972, с.144-158.
16. Барток Б. О значении народной музыки. Советская музыка, 1965, № 2, с.98-100.
17. Борьба за установление и упрочение Советской власти в Карелии: Сб.документов и материалов./Ред.Машезерский В.И. и Славина Н.Ф. Петрозаводск, 1957. - 638 с.
18. Бочкарева 0. Композиторы Карелии: Справочник. Петрозаводск, 1975. - 48 с.
19. Бутир Л. Как и прежде в поиске. Ленинская правда, 1981, 8 мая.20. 15утир Л. Проблемы развития карельской симфонической музыки. В кн.: Тезисы докладов научно-методической конференции, посвященной 60-летию Советской Карелии. - Петрозаводск, 1980,с.II-13.
20. Бушен, А. А.Д.Каменский. Очерк жизни и творчества. -Л.: Советский композитор, 1982. 144 с.
21. Верхоглядов В. Как песня родилась. Петрозаводск, 1978. - 48 с.
22. Вишкарев Л. Вторая программа концертного сезона. -Красная Карелия, 1939, 17 октября.
23. Шекель JI. Фортепианная музыка XX века .-Л.: Музыка,1976. 295 с.28. йудримас Ю. Музыкальная культура Советской Литвы. 1940-1960. Л.: Советский композитор, 1961. - 148 с.
24. Геншафт Я. Несколько замечаний о работе композиторов. ~ Ленинское знамя, 1946, 15 декабря.
25. Глезер Р. У композиторов Карелии. Советская музыка,1977, № 7, с.33-36.
26. Головинский Ш. Композитор и фольклор: Из опыта мастеров ХГХ-ХХ веков. Очерки. М.: Музыка, 1981. - 279 с.
27. Гончаров Н. К истории творческого объединения педагогов-пианистов при Центральном Доме работников искусств. В кн.: Вопросы фортепианной педагогики, вып.I./Общ.ред.В.Натансона. - М., 1963, с. 181-196.
28. Горная И. Звучащий образ времени. Комсомолец,1982, 8 мая.
29. Гродницкая Н. 'Юельмер Синисало. В кн.: Композиторы Российской Федерации, вып.1. - Л., 1981, с. 155-174.
30. Гродницкая Н. Концерты фортепианной кафедры./Газета "Онежская лира" 1974, № 6.36. гудков В. Композиторы Советской Карелии. Красная Карелия, 1939, 14 декабря.
31. Демешко Г. К проблеме обновления сонатных принципов в советской инструментальной музыке. В кн.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 15. - М., 1977, с. 170-190.
32. Загорный Н. Фортепианная игра как вспомогательный в музыкальном образовании предмет: Опыт методического обоснования общего курса игры на фортепиано.-Л., Academia, 1928. 58 с.ib
33. Задерацкий. Полифония как принцип развития в сонатной форме Шостаковича и Хиндемита. В кн.: Вопросы музыкальной формы, вып.1. - М., 1966, с. 231-278.
34. Земцовский И. Переинтонировзние как сущность творческого подхода к фольклору. В кн.: Фольклор и композитор. Л., 1978, с.40-54.
35. Ильина Л. 60 лет музыкального образования в СССР. -Советская музыка, 1978, № I, с.12-17.
36. История музыки народов СССР, т.1. М.: Сов.композитор, 1970. - 434 е.; т.2. - М.,1970. - 523 е.; т.З. - М., 1972.544 е.; т.4. 1973. - 784 е.; т.5. - М., 1974. - 383 с.
37. Каратыгин В. Избранные статьи. М., 1965. - 352 с.
38. Карельские народные песни./Сост.Кершнер. Л. М.: Музгиз, 1962. - 130 с.
39. Карелия в период гражданской войны и интервенции.1918-1920: Сб.документов и материалов. Петрозаводск, 1964. -648 с.
40. Карелия в период восстановления народного хозяйства. 192I-1925./Ред.и сост. А.И.Афанасьева, В.И.Машезерский. Петрозаводск, 1979. 246 с.
41. Кетлинская В. Вечер, окна, люди. М.: Молодая гвардия, 1974. - 560 с.
42. Клин В.Л. Украинская советская фортепианная музыка (1917-1977). Киев: Наукова думка, 1980. - 315 с. На укр.яз.
43. Клотынь А. Симфоническое творчество композиторов Прибалтам. В кн.: Социалистическая культура. М., 1974.
44. Колосенок С., Моносов И. Культура Советской Карелии. Петрозаводск, 1967. 154 с.
45. Кон 10. К вопросу о ладовом строении карельских народных песен./Тезисы докладов. Петрозаводск, 1980, с.19-20.
46. Кондратьев Ф. ПетрозаводскгПетрозаводск: Карелия, 1975.141.
47. Кондратьева С. Карельская народная песня. Л.: Сов. композитор, 1977. - 284с.
48. Кравченко Т. Молодость, талант, искусство. Ленинская правда, 1967, 23 марта.
49. Кравченко Т. Концерты пианистов из Карелии. Музыкальные кадры, 1980, № 574, I июля.
50. Куперен Ф. Искусство игры на клавесине./Сост., редакция перевода Д.М.Серов. М.: Музыка, 1973. - 152с.
51. Лапчинский Г. Жизнеутверждающее творчество. Петрозаводск, 1961. - 48с.
52. Лапчинский Г. Музыкальная культура Карелии. Л.: Музыка, I9S8. - 102с.
53. Лапчинский Г. Музыка Советской Карелии. Петрозаводск, 1970. - 184с.
54. Лапчинский Г. Путь композитора. Петрозаводск, I960.52с,
55. Лапчинский Г. Фортепианный концерт Г.Синисало. Сов. музыка, 1959, JS 5, с.39-40.
56. Лапчинский Г. Ю.Шапорин в Карелии. Сов.музыка, 1966, В 6, с.151-152.
57. Левашов Ю. Свет и тени одного концерта. Ленинская правда, 1972, 20 мая.
58. Левит С. Юрий Александрович Шапорин: Очерк жизни и творчества. М.: Наука, 1964. - 395с.
59. Лонг М. За роялем с йбриэлем Форэ. За роялем с Клодом Дебюсси. За роялем с Морисом Равелем. В сб.: Исполнительское искусство зарубежных стран. - Вып.9. M.,I98I, c.II-IIO.
60. Малышева Л., Ахремчик Э. В фортепианных классах Белорусской консерватории. В кн.: Вопросы фортепианного творчества, исполнительства и педагогики. Л.-М., 1973, с.43-64.
61. Милка А. Сергей Слонимский: Монографический очерк. -Л.-М., 1976. 112 с.
62. Минаев Е. О применении методов статистики в исследовании педагогического репертуара. -В кн.: Актуальные проблемы музыкальной педагогики/Труды 1МПИ им.Гнесиных. М., 1977. ~ Вып.32, с.40-55.
63. Минаев Е. К исследованию преемственных связей в организации учебного репертуара пианиста. В кн.: Современные вопросы музыкального исполнительства и педагогики/Труды 1МПИ им.Гнесиных. - М., 1976. - Bin.27, с.6-38.
64. Морозов М. Национальные особенности культуры. Панорама. - Вып.5. М., 1972, с.49-64.
65. Музалевский В. Русское фортепианное искусство.-Л.: Муз-гиз, 1961, 317 с.
66. Музыкальное искусство Карелии: Сб.науч.тр./Ленинградская ордена Ленина государственная консерватория им.Н.А.Римско-го-Корсакова. Л.:ЛОЛГК, 1983. - 136 с.
67. Натансон В. Прошлое русского пианизма.-М.: Музыка, I960. 290 с.
68. Нестьев Н. Бела Барток: Монография. М.: Музыка, 1969. - 770 с.
69. Ниловз В. О преломлении фольклорных истоков в фортепианном творчестве Геннадия Вавилова. В кн.: Труды 1МПИ им.Гне-синых, вып. 64. М., 1982. - с. 41-51.
70. Очерки истории Карелии. Том I. Петрозаводск, 1957. -430 е.; том 2. Петрозаводск, 1964. - 615 с.у 77. Очерки по истории советского фортепианного искусства./ Ред.сост. А.Николаев. В.Чинаев. М., 1979. 264 с.
71. Песни народов Карело-Финской ССР./Сост.Гудков В.,Леви Н., Петрозаводск, 1941.
72. Песни Карельского края./Сост.Краснопольская Т. Петрозаводск: Карелия, 1977. 264 с.
73. Полякова Л. Тема ждущая своего воплощения. Ленинское знамя, 1951, 19 октября.
74. Портной В. Основные тенденции и этапы в развитии карельской фортепианной музыки. В кн.: Тезисы докладов участников республиканской конференции "Молодые ученые Карелии 9-ой пятилетке". Петрозаводск, 1976, с. 148-152.
75. Портной В. Полифония в фортепианной музыке карельских композиторов. В кн.: Фольклор и литература Карелии./Сост. и ред.Н.Криничная. Петрозаводск, 1980, с.26-30.
76. Портной В. Претворение принципа сюитности в фортепианной музыке Г.Вавилова. В кн.: Тезисы докладов научно-методической конференции, посвященной 60-летию Советской Карелии. Петрозаводск, 1980, с.36.
77. Портной В. Служение музыке. Ленинская правда, 1984, 9 февраля.
78. Портной В. К истории фортепианного исполнительства в Карелии (20-30-е годы). В кн.: Проблемы музыкального искусства и национальной культуры Карелии. Тезисы докладов научно-прэктической конференции. Петрозаводск, 1982, с.35.
79. Портной В., Бутир Л. Фортепианная музыка Карелии. -В кн.: Музыкальное искусство Карелии./Ред.-сост.Зелинский Р., Л., 1983, с.87-100.
80. Раабен Л. Советский инструментальный концерт. Л., Музыка, 1967^ - 307 с.
81. Раабен Л. Советский инструментальный концерт. (19681975) .~Л.: Музыка, 1976. 80 с.
82. Pare Ю. "Модель специалиста" как задача развития системы музыкального образования. В сб.: Проблемы высшего музыкального образования./Труды 1МПИ им.Гнесиных. Вып. 19. М., 1975,с. 7-16.
83. Расписание и программы государственных экзаменов./ Вып.I-I2. Петрозаводск, 1972-1983. 522 с.
84. Рожков К. Карельская музыка. /Музыкальная энциклопедия, т.2. М., 1974, с.720-723.
85. Русский архив. 1870, J6№ 4-5.
86. Русская старина. 1889, стр.459-461.
87. Ручьевская Е. Функции музыкальной темы. Л.: Музыка, 1977. - 160 с.
88. Савшинский С. Леонид Николаев. Л.-М.: Музыка, 1950. -189 с.
89. Салнис Н. Активность поисков, широта интересов. Советская музыка, 1982, № 6. - 21-24 с.
90. Серов Д. Встречи с О.Мессианом. Советская музыка, 1982, № 2, с. 103-104.
91. Серов Д. Фестиваль музыки Мессиана в Москве. Советская музыка, 1982, № 10, с.
92. Слонимский С. Заметки композитора о современной советской музыке. В сб.: Современные вопросы музыкознания. М., 1976, с.263-287.
93. Сохор А. Некоторые идейно-эстетические проблемы советской музыки 70-х годов. В кн.: Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 15, М., 1977, с.3-15.
94. Сохор А. Социальные функции искусства и воспитательная роль музыки. В кн.: Музыка в социалистическом обществе. Л., 1969, с.38-62.
95. Тимонен Т. 0 гармонизации карельских народных песен.-В сб.: Фольклор и литература Карелйи./Сост.и ред.Н.Криничная, с.22-26.
96. Тимонен Т. Преломление национального фольклора композиторами Карелии 60-70. В кн.: Фольклор и композитор/Труды 1МПИ им. Гнесиных. - М., 1982. - Вып.64, с.52-64.
97. Тынисмяэ Е. Фортепианная музыка композиторов Советской Эстонии. В кн.: Музыкальная культура Эстонской СССР. Л., 1984, с.98-120.
98. Хальфин М., Светозаров Д. Играют воспитанники подшефных училищ. Музыкальные кадры, 1965, 12 июня.
99. Цыпин Г. Музыкально-воспитательные функции обучения на клавишных инструментах. В сб.: Инструментальное обучение на муз.нпед.факультете. Ученые записки 1МПИ им.Гнесиных. М., 1973.
100. Фортепиано. Программа для фортепианных факультетов музыкальных вузов. М., 1977. - 14 с.
101. Щапов А. Некоторые вопросы фортепианной техники. -М.: Музыка, 1968.
102. Щапов А. Фортепианная педагогика. М.: I960. - 172 с.
103. Ккак К. 0 природе и специфике полифонического мышления. В кн.: Полифония./Сост.и ред.К. Южак. М., 1975.1. Архивные источники
104. Архив Петрозаводского филиала ЛОЛГК, дела за 1971-1984 гг.йзеты.
105. Олонецкие губернские ведомости. 1876-1916.
106. Известия Петрозаводского Комитета общественной безопасности.1917 г.
107. Известия Олонецкого губернского Совета крестьянских, рабочихи солдатских депутатов. 1917-1918.
108. Олонецкая коммуна. 1919-1920.1. Коммуна. 1920-1921.
109. Карельская коммуна. 1922-1923.
110. Красная Карелия. 1923-1940.
111. Ленинское знамя. 1940-1956.
112. Ленинская правда. 1956-1984:
113. Источники на финском языке.
114. Barantsev Anatoli. Petroskoin lconservatorio. -Punalippu, 1972, H 11, s.163-112.
115. Butir L., Portnoi V. Neuvosto-Karjalan pianomusukin vaiheita. Punalippu, 1976, N 6, g.88-91.
116. Portnoi V. Sammon luoja.- Punalippu, 1980, N 6, s.107-110.
117. Portnoi 7. LeningracLin pianokoulun perinteita Karjalassa.-Punalippu, 1982, N 12,s.106-108.
118. Portnoi V. Petroskoin konservatorio. Punalippu, 1977» К 9, s.89-91.
119. Vauhkonen Impi. Savelten siivin. Punalippu, 1972, N 8, s. 66-7o.