автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему: Фотоиллюстрация молодежной периодической печати (на примере газет разного типа)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Фотоиллюстрация молодежной периодической печати (на примере газет разного типа)"
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА,ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ■ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.ЛОМОНОСОВА
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ Кафедра техники газетного дела и средств массовой информации
На правах рукописи
' СИТНИКОВ Виталий Павлович ФОТОИЛЛЮСТРАЦИЯ МОЛОДЕШОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТЙ /на примере газет разного типа/ 10.01.10 - журналистика
АВТОРЕФЕРАТ ■ диссертации на соискание ученой стапели кандидата филологических наук
Москва -,1992
Диссертация выполнена на кафедре техники газетного дела и средств информации факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Научный руководитель - доктор филологических наук профессор Э.Л.Лазаревич
Официальные оппоненты:доктор филологических наук профессор В.М.Горохов кандидат исторических наук доцент В.А.Никитин
Ведущее научное учреждение - Воронежский государственный
университет
Защита диссертации состоится "_"_;_1991 г.
в_часов на заседании Специализированного совета по журналистике К.053.05.39 в Московском государственном университете по адресу:Москва,К-9,Моховая,20,Ленинская аудитория.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Факультета журналистики МГУ.
Апторо?орат разослан "_"___1991 г.
Ученый секретарь.Специализированного совета
кандидат исторических наук,
ведущий научный сотрудник Ю.Я.ОРЛОВ
Диссертация посвящена анализу фотоиллюстрации молодежных газет разного типа.
Актуальность теш исследования. Сегодня в »таре без фотоиллюстрации не выходит ни одна молодежная газета.А если сравнивать коли-■чество изобразительного материала в периодической печати,рассчитанной. на взрослую и молодежную аудиторию,станет очевидным,что последняя публикует фотографий в 1,5 - 2 раза больше.Это не удивительно. "Привилегированное" положение фотоиллюстрации в молодежной прессе объясняется радом возрастных особенностей ее аудитории .'нестабильностью внимания,лабильностью психики,быстрой адаптацией к'существующей системе норм.ценностей,идеалов и т.д.
Фотоиллюстрация в молодежной прессе отводится особая роль еще и потому,что в подростковом или юношеском возрасте трудно сосредоточиться на длительный период.Исследуя закономерности зрения, академик А.Л.Ярбус обнаружил,что скорость одной фиксации глаза составляет 0,3 сек.^ Скорость чтения зависит от скорости узнавания читателем каждого знака.Следовательно,даже очень хорошо читающий, затратит на прочтение информации в 100 строк 1,5-2 минуты.А рассматривая сложное произведение визуального характера,наблюдатель получает всю важнейшую информацию в.течение 25 сек.^
Возрастающая роль фотоиллюстрации в молодежной ¡фессе во многом обусловлена развитием полиграфической базы многих молодежных изда-ний:высокая печать все больше заменяется офсетом.Это дает возможность читателю рассмотреть на снимке эмоции челове'-а.а над фотожурналистом меньше довлеют типографские ограничения,он может рабо-
л
•Ярбус А.Л.Роль движений глаз в процесса зрения.-Л.:Наука, 1965.-С.149. "
2'Там же,с.125.
тать в нестандартных условиях освещения,отказаться от обязательно крупного плана,не завышать коэф^ицент контрастности фотоматериала, поглощая детали стажа и т.д. •
Между тем проблема иллюстрирования молодежных газет совершенно не исследована.
Научная новизна работы заключается в обращении к неизученному вопросу воздействия фотоиллюстрации на читательскую аудиторию молодежной газеты.Изучение этой проблемы необходимо для того,чтобы четче уяснить не только тенденции развития современной фотожурналистики на протяжении последних лет.но и попытаться выделить все ценное в имеющемся арсенале опыта.Это необходимо сегодня как никогда,поскольку в системе средств массовой информации идет перестройка, затрагивающая,разумеется,и журналистскую фоте рафию.в молодежной прессе.
Цель и задачи исследования - обобщить и дополнить современные научные представления о фотоиллюстрации молодежных газет. .
Автор поставил в исследовании следующие задачи:
1.Раскрыть специфику восприятия молодежной аудитории,основываясь на данных общей и возрастной психологии.
2.Определить ведущие темы фотоиллюстрации в молодежных газетах и уровень их выражения.
3.Выявить жанровую структуру и способ орпнизации материала на газетной полосе.
4.Проанализировать различные содержательно-формальные характеристики массива фотографий в молодежных газетах разного типа.
5.Наметить пути совершенствования изобразительного материала в фотожурналистике.
Объект исследования. Сегодня мы сталкиваемся с парадоксом: комсомол окончательно потерял авторитет,численность членов ВЛКСМ
неуклонно сокращается,а вот тиражи молодежных газет резко увеличиваются.В чем дело?Почему молодежная печать процветает?Во-первнх, сеть неформальных молодежных периодических изданий еще развита слабо.А.во-вторых,и это главное,молодежная печать сумела достаточно быстро первстроитьсй,стала отражать новое нарождающееся общественное мнение.Она оказалась наиболее мобильной частью в прежней схеме.
• Объектом исследования явились газеты всех типов/всесоюзные,республиканские,краевые,областные/.Для того,чтобы результаты исследования были сопоставимы,были выбраны издания с форматом А2,одинаковым объемом,с восьмиколоночным стандартным набором,с упорядоченным уровнем структуры изданий,при котором тематические направления были закреплены-за конкретными полосами.Из нескольких десятков газет автор остановился на наиболее типичных:"Комсомольская прав-да"/Москва/,"Комсомольское знамя"/Клев/,"Красноярский комсомолец" /Краснощек/,"Ленинская смена"/Нижний Новгород/,"Молодой коммунар" /Воронеж/,"Смена"/Ленинград/.Все издания исследовались в течение последних лет/1987-1990 годы/.
Теоретическое и практическое значение исследования состоит в том, что оно:
определяет основные тематические направления фотоиллюстрации в молодежных-изданиях и-дает возможность их сотрудникам корректировать методы воздействия на сознание молодого читателя; /
предоставляет возможность углубить и расширить принципы анализа фотоиллюстрации в молодежной периодической печати;
помогает работникам секретариатов оптимизировать проблематику своих изданий; - .
характеризует современный'уровень фотоиллюстрации молодежных газет.и предлагает пути совершенствования .иллюстрационного материала ; -
вводит з оборот рекомендации зарубежных исследователей фотожурналистики; .
помогает фотожурналистам-практикам производить экспозиционный расчет в неблагоприятных условиях освещения при встрече с "нестандартными" объектами съемки.
Материалы диссертации могут быть использованы также при разработке спецкурсов,посвященных иллюстрированию молодежных изданий, при подготовке специалистов для работы в периодической печати. Результаты исследования позволяют выработать рекомендации для практической деятельности отделов иллюстрации молодежных изданий.
Проблемы изучения молодежной печати ставились во многих иссле- : дбваниях.Среди них хотелось бы упомянуть работы В.Н.Боряза.А.Ш;Ио-селиани,Б.Н.Лозовского, Т.И.Машукова,З.М.Налбандяна, Н.Ф.Рубановой, М.Д.Тиво.Л.В.Хочунской.Г.Г.Щуйской и другие.1 -
Особое место среди них занимают монография В.Н.Ганичева и
учебное пособие авторского коллектива "Особенности работы в моло-?
дежной газете".
'1'Боряз В.Н.Молодежь.Методологические проблемы исследования.- ■ Л.:Наука,1973.-155 с.¡Рубанова Н.Ф.Комсомольская печать и развитие социальной активности молодежи.-М.:Изд-во ВКШД979.-65 с.;Тиво М.Д. Социальная актизность молодежи и печать.-М.:Изд-во ЕГУ.-80 е.; Авторефераты диссертаций:Иоселиани А.Ш.Публицистика комсомольско-молодежной газеты.-Тбилиси,1979.-22 с.¡Лозовский Б.Н.Журналист- . ское влияние на молодежную читательскую аудиторию.-М.,1979.-19 е.; Машуков Т.И.Молодежная газета как тип периодического издания.-М., 1974.-21 с.;Налбандян З.М.Редакция молодежной газеты:структура, управление функционирование.-М. ,1982.-15 с.;Хочунская Л.В.Молодежная печать как средство нравственного воспитания аудитории.-М. ,1981.-19 с.¡Шуйская Г.Г.Особенности формирования молодежной печати в СССР.-М.,1930.-25 с. • '
^'Ганичев В.Н.Молодежная печать.История,теория,практика.-X: Мысль,19/6.-286 с.¡Особенности работы в молодегчой газете:Учеб. пособие для студ,вузов,обуч.по спец."Журналистш<а"/А.М.Гребенина, 3.?.!.Налбандян,Г.Г.Шу1'ская.-М.::зысш.шк. ,1985.-175 с.
— -о — .
дйя более глубокого понимания подросткового я юношеского периодов в, жизни'молодого человека диссертант счел необходимым обратиться к некоторым трудам психологов,таких какК.А.Абулъ-ханова-Славская,К.Обуховский,СД:Рубташтейн.?- При изучения особенностей восприятия изобразительного материала диссертант опирался прежде всего на труда А.Л.Ярйуса.Р.Арнхейма.Р.Грегори.2
Среда книг .посвященных фотографии,хотелось <5ы обратить особое
' о
внимание на •работы А.С.Вартанова й Л.П.Дыко.
Что же касается основной массн литературы по технике и тех-"■ нологии фотографии,которую изучил диссертант в ходе работы,то она пестра и разнолика,как и сама современная фотография.Но все же среди многочисленных изданий,хотелось бы выделить работу А.Адам» са,в которой изложена самая совершенная на сегодняшний день, система экспозиционного расчета фотографии.^ 'V.
1
х•Абульха н ова-Сла века я К.А.Деятельность и. психология личности.-М.:Наука,1980.-335 с.;Обуховский К.Психология влечений человека.-М,:Прогресс,1972.-247 с.{Рубинштейн С.Л.Проблемы обц&й психоло-гии.-М.:Педагог::ка, 1973.-123 о. , ,
о '
^•Ярбус А.Л.Роль движений глаз в процессе яропя/^-М.¡Наука, 1965.-165 с.;Арнхейм Р.искусство й визуальное вое^дятае.-М.:: Прогресс,1974.-^92 е.,-Грегори Р.Разуглшй глаз.-М.:Мяр,1972.-209 с. ' ' ■'
^•Вартанов А.С.^тографиягдокумент и образ.-М.планета, 1983.272 с.;Дыко Л.П.Основы композиции в фотографии.-М.:Ввсш.шк., 1983.-175 'с. - ' ' . .. •; /■ . ;■ Г ;
4. Айешш,д.¿rtlfioial-light phot ogrephy,-¡I.Y., 1970'. -250 р.
В последние годы были переведены на русский язык книги Л.Гонта.Д.Килпатрика,Э.Митчела,Р.Хеймена 1 и других зарубежных исследователей фотографии,которые.несомненно,представляли интерес дня-автора диссертации.Монография Э.Митчела,например,является теоретическим курсом фотографии.составленным на основе лекций, прочитанных автором в университете шт.Северная Каролина/США/.'
Среди'книг зарубежных'авторов,не переведенных на русский язык,
. р
особый интерес представляла энциклопедия М.Ленгфорда, касающаяся вопросов техники,направлений и стилей современной фотографии,
о
а также монография С.Соптаг ,в которой дан подробный анализ развития американской художественной фотографии.Несмотря на то,что данные работы не имеют прямого отношения к иллюстрированию молодежной прессы .в нашей стране.обращение к ним,по мнению диссертанта, бил о совершенно необходимо,так как существуют объективные законы развития фотожурналистики.
Методологической и теоретической основой явились труды исследователей журналистики,а также объективные законы развития журналистики в условиях рыночной экономики.
При подготовке данной работы автор применял следующие
1#Гонт Л.Экспозиция в фотографии.Пер.с англ..- М.:Мир,1984,-194 с.;Килпатрик Д.Свет и освещение.Пер.с ьнгл.-М.:Мир,1988,-233 с.;Митчел 3.Фотография.Пер.с англ.-М.:Мир,1988.-420 е.; Хеймен Р.Светофильтры.Пер.с англ.-М.:Мир,1988.-216 с. ii
Longford M.Tiie complete encyclopaedia of photography, -i.ondon,l983.-l63 p. о
3.
Sontag S.On photogrephy.-H.Y, ,1978.-209 p.
методы : контент-анализ.сравнительный анализ и анализ содержания и формы молодежных, газет.
Единицей контент-анализа являлся как отдельный снимок,так и публикация в целом,например,фоторепортаж из пяти снимков рассматривался комплексно.
Выборка - сплошная/каждый номер/.
Были выделены следующие основные категории анализа:
Тема/общая площадь,распределение по полосам/.
Уровень выражения темн/полностью,достаточно,недостаточно/.
Оценка события фотокорреспондентом/позитивная,нейтральная, негативная/.
Автор фотоиллюстрации/профессионал,работающий в данной редак-ции;профессионал,работающий в другом издании;автор,не работающий в СМИ;репродукции,фотографии ТАСС/.
Соотношение фотоматериала и текста/фотография иллюстрирует текст;фотография доминирует над текстом;фотография является самостоятельным материалом'*'/. .
Канры/фотофакт,фотокорреспонденция,фоторепортаж,фотопортрет, фотозарисовка,фотоочерк,фотомонтаж/.^
Общая площадь фотоматериала.
Площадь фотоиллюстрации,занимаемая определенным'жанром в но-•мера. ' ■
План/общий,средний,крупный/. ^ '
Способ расположения фотоиллюстраций на полосе/симметричный, диагональный,асимметричный,блочный/.
Среднее количество снимков/в номере,на полосе^в одном.блоке/. ,
Иллюстрационный материал и текст рассматривался как единое
целое при анализа содержательных характеристик фотографий.
р
"В данном случае предложена собственная классиТикчция мировой структуры фотожурналистики.Подробнее см.гл.2 - С.81-®.
. Локальность/общесоюзная, местная,иностранная/. Хотя методику исслэдования нельзя назвать совершенной,все же , были получены интересные;результаты,дающие представление об эволюции фотоиллюстрации и той модели действительности,которую создают молодежные газеты.
Структура работе. Поставленные цели и задачи определили структуру диссертации,которая состоит из введения,двух глав.заключения, списка литературы и приложения. '
Во введении дается обоснование теш диссертации {определяются .цель,задачи и объект исследовагшя;лрлводится обзор используемой автором литературы по теме диссертации.обосновывается выбор методов исследования. '* ■
Необходимость использования социологических выводов.и рекомендаций в самых различных сферах жизнедеятельности давно осознали' \ ' ... ■ .
за. рубежом.Например,в США социологов Готовится вдвое больше, чем инжбнеров.\ < . '. ■;' 1 -
Отсутствие статистических данных по большому кругу вопросов, связанному со средствами массовой информации,затрудняет активный анализ их деятельности.По мнению автора,необходима разработка' доступных редакциям методик анализа- изобразительного материала ,
в ст. ■■, • , са» • ■••.".
Использование методов формализованного наблюдения и статистики в анализе массовых совокупностей фотографий находит все большее применение.В области фотоиллюстрации'контент-анализ частично иcпoл^ 'зевался в работах В.'С.Дудченко,В.В.Сазонова и К.Б.Шошникова.1
^'Дудченко В.С.К программа описания изобразительных публикаций. //Проблемы контент-анализа в социологии,-Новосибирск,1970.-' С.3-10.;Сазонов В.В..Шошнкков К.Б.О соотношении вербальной,и, визуальной информации в прессе.//Предмет.семиотики.-М.:Изд-во Моск.ун-та,1975.-С.375-380. , ■
Наиболее удачно и полно контент-анализ газетной фотографии в годовом комплекте районной газеты за 1970 год провели И.Д.Фомичева к Э.Я.Марковский.^К сожалению,результаты анализов трудно сопоставить,так как рассматривались различные типы изданий,использовались разные группы характеристик.
Основным недостатком контент-анализа является формализованк5Ьть и описательность его результатов,которая при отсутствии сравнительного анализа не дает полной картины ; фотоиллюстрации газеты.
Описательный же метод опасен проявлением субъективизма' исследователя,так как нет конкретных данных для качественных оценок изобразительного материала.
В данной работе сделана попытка сочетания обоих методов.Применяемые категории и техника контент-анализа,разрушая целостность отдельных материалов,воссоздают формализованную модель потока 1'отоин.Тормации в различных газетах.
3 главе 1 "Проблематика Фотоиллюстрации в молодежи юс газетах" содержатся общие характеристики психологических- особонлоотзЛ молодежной аудитории,где выявляетеч зависимость читательского восприятия от гто^о фактора.
В основе контент-анализа и сравнительного анали.Св рассмотрены конкретные тематические направления в фотоиллюстрации молодежных газет разного типа.Подробно разбираются особенности фотографии, их тематика.уровень выражения темы и ее распределение по полосам,
Фомичева И.Д. ..Марковский Э.Я.Опыт-анализа газетной фотограмм. //Социологические исследования эффективности журналистики.-М.: Кзд-ео Моск.ун-та,1536.-С.92-98.
- и -
оценка события фоторепортером.
Для исследования проблематики в молодежных газетах было вычленено- двадцать четыре темы.Учитывая,что проанализировать каждую из них не позволил бы объем диссертации,было решено остановиться на основных темах фотожурналистских материалов.Очередность расположения обусловлена вниманием к той или иной теме отделом иллюстрации центральной газеты "Комсомольская правда",исходя из площади изобразительного материала.
Интенсивность обращения к определенным темам в молодежных изданиях,'безусловно,имеет свою специфику.Но проведенный анализ
выявил,что,к сожалению,зачастую проблематика молодежных газет \ ■ во многом повторяет проблематику изданий,рассчитанные на взрослую
аудиторию.Оказалось,что многие редакция молодежных изданий находятся в плену прежних схем.Это .понятно,Нередко молодежная печать являлась подручной у аппаратчиков,? ее страниц комсомольские лидеры доносили до рядовых членов ШКСЗГвеликие" мысли в духе очередного партруководетва. ;
.В этих условиях комсомольские газеты повели борьбу с партбюрок-ратией,Достаточно вспомнить "Волжский комсомолец",который еще накануне XIX партконференции добился отставки первого секретаря обкома партии.Далее такие же кампании развернули молодежные газеты городов Тюмени и Архангельска,Ворошиловградскаягазета поддержала журналиста Ю.Щекочихина,который был неугоден прежним московским', . властям,и он был избран народным депутатом.В Иркутске редакция отказалась выпускать очередной номер газеты из-за несправедливо снятого материала.Было ли такое возможно до перестройки? В Улья- 1 новско коллектив молодежной газеты изгнал труелового,на их взгляд, редактора.В Архангельске журналисты поместили статью о тех,кто снял кэсцсмерл разоблачительный материал.^
^•См.Кабэдников А.Что делать с почать«?//Собесед|ШК,1950.-2.-С.З.
А вот еще пример:журналисты ленинградской "Смены" объявили голодовку и вышли на Исаакиевскую площадь с лозунгами:"За свободу печати", "Не хотим кормить аппарат"... .Обком ВЛКСМ занял жесткую позицию, которую поддержал_Ленгорисполком,отказавший в регистрации газеты. •Спор решился:сотрудники газеты обратились к министру массовой информации РС'>СР,и издание было зарегистрированно как независимо. Немного позднее свидетельство о регистрации было выдано, и московской молодежной газете.По-видимому.этот процесс будет набирать обороты.
В наше время неуважение к людям и их судьбам представляют большую опасность,чем когда бы то ни было.Будущее нашей страны оказалось сегодня в зависимости от того,насколько разумно и морально мы сумеем распорядиться общечеловеческими ценностями.И,может быть, главная задача молодежной прессы состоит в том,чтобы показать, что общество не есть нечто внешнее по отношению к человеку,а представляет собой результат совместной деятельности людей и его / собственной в том числе.Хотя,разумеется,всесторонне и гармонично развивать круг интересов и потребностей молодых людей невозможно только при помощи средств массовой информации,не изменяя сами соци-т ' алъные условия существования. . , .
На отношение молодежи к средствам массовой ин^оцлации накладывает отпечаток р>яд возрастных особенностей:отсутствие большого жизненного опыта,стремление к быстрым,зачастую непродуманным,но самостоятельным решениям¡критическая' направленности умов;особая динамика социальных характеристик¡специфическая адаптация к существующей систзме норм,ценностей,идеалов;лабильность\ психики и т.д.В розультате взаимодействия этих факторов структура реального сознания чолодежи отличается от структурч взрослого населения. Все это,безусловно,влияет на отбор молодш человеком ксточн/ка информации.В связи с этим в дассвррацяа уделяетеч Зсшло* Иг.;"'^-
нив точкам зрения различных ученых,специализирующихся по молодежным проблемам.^Многие из них предупреждали,что в современном'мира у молодых людей возникает настроение бессилия перед лицом могучих государственно-бюрократических механизмов,которые кажутся неподвластными человеку¡молодой человек постепенно превращается в слугу вещей;круг общения среди молодежи увеличивается,следовательно, глубина и непосредственность общения уменьшаются;из-за возрастающей роли массовой коммуникации все больше утрачивают свое значение личные средства общения,а само общение основывается на принципе выгодного использования челове'ка человеком.
В мире действительно наблюдается общая тенденция:интенси]1ика- ; цИя и рост межличностного общения.Целый ряд факторов определяет этот процесс:это прежде всего ломка традиционных социальных барьеров,усиление социальной взаимозависимости людей,рост средств-
передвижения и миграция населения,развитие средств массовых комму-\ . никацкй,взрыв информации,убыстрение темпов общественной жизни
и т.д.В этих условиях интересы молодежи многогранны,каждая газета для себя решает,каким проблемам необходимо отдать предпочтение в данный момент. !
Наибольшее количество снуагков в 1987 году центральная молодежная газета посвятила теме "Международная жизнь"/14,3-2С$/. Интерес к ней понятен.Долгое время СМИ работали в условиях "железного занавеса",истинная картина происходящих в мире процессов
•1-Disard '.V.The strategy of truth.-Washington,1982.-212 p. i
From E.The ruvolutioa of hopa.-M.T.,1966.-364 p.;Keniston K. American students and the political rivival.-H.T.-Chicaso-
Uimingtan,1968.-402 p.
нередко искажалась.Выравнивание "перекоса" в негативном,показе зарубежной действительности и исключительно позитивном социалистической стало ощущаться с 1987 года.К 1990 году негативная фотоинформация зо международной тематике почти исчезла со страниц молодежных газет.Й все же^ 28$ снимков имели недостаточное выражение темы,то есть,не вчитываясь в текст.проблематику фотографий определить было невозможно.
В 1987-1988 годах на 27% снимков,относящихся к международной жизни,действительность была представлена негативно.Для сравнения: такую же оценку на первой полосе имели лишь 0,86$ фотографий.
В эти годы секретариат газеты нередко использовал тенденциозную подачу материала.например,под портретом.молящейся Маргарет Тэтчер,был помещен текст,в котором предполагалось,что премьер-министр Великобритании молит Бога о пополнении ядерных арсеналов. ■Снимки девушек ь роскошных нарядах обычно завёрстывались с ]отог-•рафиямя спящих на лавках безработных.А под изображением улыбающихся детишек читатель мог прочитать:"Для счастливого детства этих афганских•школьников народная власть создала все условия".
Могла ли'фотография хоть в какой-то мэре приблизить конец этой мрачной и позорной для нас войны?Думается,да.Вот,например, что писала С.Сонтаг о снимке вьетнамского ¡оторапортера Хюн Кон Ута с изображением девятилетней девочки,кричащей от боли,бежавшей по дороге и срывающей с себя загоревшееся платье."Эта ;отогра,ия сделала для ПРЕКРАЩЕНИЯ /подчеркнуто мной - В.С,^-войны больше,чем сотни часов телевизионной пропаганды,подвяи огромную волну протеста в СС1А".
1 —
ЗопЪаз й.Ол рЬоьо^гар!!;-.-:.'.!. :Гагга?,~са.7г сл! С1го1я,
197В.-Р.18.
- хО -
В 1989 году читатель мог заметить,что тенденциозность подачи фотоматериалов на международные темы стала ослабевать.А однажды газета пошла на то,что опубликовала репродукцию из итальянского журнала "Оджи" с удивительно теплыми снимками о папе Иоанне ^ Павле 2.Глава римской католической церкви предстал перед читателями в разных жизненных ситуациях,а на одной фотографии-даже... играл в футбол.Оставалось только завидовать итальянским репортерам, так как пройдет еще немало времени,когда наши лидеры рискнут предстс|ть в прессе в подобном виде. (
В областных молодежных газетах более других обращались к международной 1тематике "Смена"/Ленинград/ и "Комсомольское знамя" /Киев/ - 14-16$.Менее всего "Красноярский комсомолец" - 3$. Поскольку в областных газетах отсутствуют международные отделы, 'редакция ограничены в выражении своих взглядов на эти проблемы. Фотоиллюстрация на страницы молодежных изданий может попасть только .через каналы ТАСС и ИАН.шги в виде репродукций.В связи с этим газеты напоминали друг друга как близнецы. •
Во внутрисоюной тематике лидировала тема "Промышленность". "Комсомольская правда" в 1987 году отдала под нее 14$ площадщ иллюстрации.К сожалению,вся экономическая 'тематика было в основном представлена жанром производственного портрета:первая полоса — 50$,вторая '- 30$ .фотографий.Читатель на снимках обычно видел лица людей на ¡оне предметов и обстоятельств труда.Иными словами, наблюдался определенный стереотип видения.Тема "Промышленность" располагалась на первой - 14,7-17,5$ и второй - 15,5-22,3$ полосах. "Сельское хозяйство" на первой полосе занимало 8$,а на второй -3,5 $.Но если на первой в 51,4$ фотографий темы были выражены ■ полностью,то догадаться о проблематике 35$ снимков второй полосы
без углубления в текст было невозможно. (
К 1989 году характер экономической информации стал изменяться, и большинство снимков приобрели нейтральную степень оценки/74,5-на первой полосе и 80,вЯ - на второй/.Гагата стала выходить без типичного производственного портрета,который почти совсем исчез
в 1990 году. ■ ' ' : |
!
В областных газетах площадь фотоиллюстрации на экономические темы колебалась от 15 до 26%.Несмотря на;то,что фоторепортеры рассказывали о строящихся заводах,цехах,фабриках,блоках электростанций, 'игаотноводческих фермах и т.д..вряд ли у читателя возникали ассоциации,на которые рассчитывали, журналисты,так как каждый день чтотто строилось,завершалось.вводилось в эксплуатацию.То же самое можно сказать о фотоияформации на сельские темы:рфе время вспахивали,засевали,убирали.Менялось*только количество гектаров. Тодобная "сезонная" информация стала такой повседневной и скучной, 1Т0 из разряда "событие" перешла в "псевдособытие". '
"отоидлюстрации на экономические темы являются сегодня,пожалуй, ;амым слабым звеном в иллюстрировании газет.Наверное,это в немалой :тепени способствует резкому падении интереса молодежи к производ-¡твенно-экономичесной тематике.Сейчас уже/малоэффективно отражать •кономическую жизнь страны посредством соединения человека со сред-твами труда.Молодого человека не привлекут лица своих сверстни-ов с одинаково натянутым улыбками и традиционными текстовками ипа:"зарекомендовал себя....норма выработки...в его жизняО роизошло главное событие - он стал... ".
Самое большое внимание спортивной тематике было отмечено нижегородской газеты -9,немногим меньше у красноярской -
8,8$.Остальные газеты мели довольно схожие показатели/4,3 -.6$/. Наименьшее внимание фотоиллюстрации на спортивные темы было отмечено у ленинградской "Смены" - 3,7$.
Во всех случаях данная тема была выражена полностью. *отог;а][ии имели нейтральную оценку.Как правило,спортивной тематикой занима- ' лись профессионалы,работающие в штате редакций.Из жанровой палитры Тотожурналисты предпочитали фотофакт и фоторепортаж/з среднем по газетам 54 и 32 %/.
Основные трудности фоторепортеры испытывали в выборе момента остановки фаз движения/спортсмены застывали в неестественных позах/, в выборе плана съемки/на общий план приходилось 84$ фотографий/ и в фоновом обеспечении снимков/фотографии как бы "пестрили" деталями,зрительный акцент сбивался/.
Так же следует заметить,что все газеты основное внимание уделяли профессиональному спорту,а не физкультуре.Такое положение вряд ли можно считать правильным,так как физическая культура должна вхо-г.нть в повседневную жизнь широких слоев населения и особенно м.*\~одея..На Запало давно поняли,что лутае поддерживать здоровье путем мобилизации естественных защитных сил, организма,чем восста-наг.опать его лекарствами.К сделали моду на спортивность.Такая мс.дз лпгко удерживается,потому что она соответствует естественной потребности двигаться,особенно выраженной в молодом возрасте.
йце в 1937 году репортерами молодежных газет не было замечено-ни одно", экологичен ой проблемы.Судя по страницам газет - таковых пр.-сто не существовало.Думается,что средства массовой информации у~р пора начать добиваться того,чтобы человек перестал считать себя "властелином природы".Особое внимание следует сосредоточить на л-алопркно54 аудитории.Сегодня уровень вкологической пропаганды
18 - ;
I
й степень^откровенности разговора с аудиторией ещэ недостаточны для того,чтобы создавать' у ¡людей необходимый настрой на'глубокое и серьезное восприятие экологических аспектов.
В 1988' году журналисты "Комсомольской! правды" хоть и-очень робко,но все-таки начинакйРразрабат. вать экологическую тематику. В 1989 году охране окружающей среда начинают посвящать фотоматериалы журналисты Нижнего Новгорода и Киева.Чуть позднее начинает бить тревогу ленинградская молодежная газета "Смена".
До.1989 года экологическая тематика обычно располагалась на последних страницах,но потом все чаще и чаще' она попадает на первые полосы.
' В основном аудитория из газетных сообщений узнавала больше о проблемах окружающей среды,характерных для мира в целом или для страны,и оказывалась меньше всего информированной оОтом.что происходило в данном городе или области.
Явно недостаточно молодежные газеты уделяли внимания правовой тематике.Разброс в этой'позиции был'большим - от 0,1 до 4,4%. "Комсомольская правда" отвела под тему "Молодежь и право" 0,1%, зато нарушению прав человека за.рубежом - то есть в десять раз больше. I .
Существует очевидная сложность в освещении правовых вопросов:
/
подростку трудно воспринимать сухой язык законов,а назидательный тон вызывает у молодежи реакцию отторжения.И здесь умелое использование фотоиллюстрации,безусловно,помогло бы привлечь внимание молодежи к правовой тематике.
Анализ выявил,что различные регионы страны освещались центральной газетой неравномерно.На доли ГО5СР приходилось 50,8% фотографий.Преобладала,' явно вырезанная "московская ориентация" - 21,9$.
Освещению восточных регионов уделалось всего 2,8$ снимков,это меньше,чем на одну Украину - 3,3%.
В' главе 2 "Особенности иллюстрационного материала и методы его совершенствования" анализируются содержательно-формальные харак- . теристики снимков;жанровая структура фотоиллюстрации;общая площадь' и площадь фотоиллюстрации,занимаемая тем или иным жанром на определенной полосе;способ расположения изобразительного материала. В этой же глазе автор характеризует специфику стиля фотоиллюстрации молодежных газет и проблемы индивидуального стиля фотокорреспондентов.Кроме того,рассматриваются методы совергаенствования фотоснимков.
Целый ряд свойств явлений возникает только тогда,когда их берут в массе.Анализ содержательно-формальных характеристик потока иллюстрационного материала представляется оправданным.
Гйссматривая молодежные газеты,можно отметить многообразие стилей,и это нормально.Гораздо хуже,когда газеты можно отличить друг от друга только по названию.Но не дай бог составить какую-либо нормативную программу использования формальных средств, в фотожурналистике.И все ке можно сказать,что совокупность фотографий в молодежных газетах имеет свою специфику.Попытаемся выделить некоторые особенности в использовании различных изобразительно-выразительных средств.Среда'них случайная компоновка кадра, вносящая в массив иллюстраций определенную динамичность.На это же "работает" и "небрежное",случайное освещение.Трационное внутрикад-ровое построение все больше сдает сбои позиции.Следует выделить и большую психологическую вагрузку на снимок.Уходят в'прошлое -первополосные улыбки,меняется контингент героев - функционеры уступают свои 'места.
• Думается,не будет ошибкой утверждать,что брос:«я внешняя форма фотографий тоже более свойственна молодежным газетам.Под этим подразумевается острый неожиданный ракурс,частое применение • короткофокусной оптики,введение в кадр "шумов" - смазка,"неразделенные планы, изображения,ореолы,съемка через различные предметы, находящиеся перед камерой и т.д.Кроме того,к специфике стиля,по мнению автора,следует отнести и тематическое разнообразие фотоматериалов,Проблематика снимков в молодежных изданиях значительно шире,чем в газетах,рассчитанных на взрослую аудиторию.
поскольку молодежные издания имеют более контрастное оформление, то динамичное расположение изобразительного материала на полосе тоже создает своеобразную стилевую окраску,
'Все это и позволяет фотокорреспондентам разделить снимки с событий для публикации в газетах,рассчитанных на молодежную и взрослую аудиторию. ■
Большое внимание в работе автор уделил системе экспозиционного расчета,разработанной известным американским фотографом А.Адаме сл.
В связи с улучшением полиграфической базы многих молодежных газет - высокая печать все больше уступает место офсету - перед фотожурналистами встали задачи повышения качества снимков.Молодые репортеры,не имеющие за плечами большого опыта.столкнулись с новыми трудностями.Например,неумение управлять контрастом и фотографической широтой продемонстрировали многие фоторепортеры газет, перешедших на новую полиграфическую базу,Для подтверждения этого ' достаточно просмотреть первые номера изданий с применением офсета -они буквально "утонули" в черноте.В ходе анализа массива фотографий в молодежной периодической печати были выделены основные технические недостатки изобразительного материала с целью исключить
повторения типичных ошибок в практической работе..
Разумеется,техника в фотографии не.является самоцелью,но без достаточного овладения ею,невозможно выразить мысль,настроение, впечатление,которое хотел бы передать фоторепортер.Автоматические камеры с многоточечным замером и обработкой сигналов в мини-ЭВМ спасут в будущем лишь отчасти,так как никогда фотоаппарат не сможет предугадывать замысел снимающего. \
Диссертант счел необходимым обратиться к малоизученным методам специальной обработки фотоматериалов,обеспечивающих наибольшую скорость получения фотоснимков.Их преимущества давно оценили в военной и космической фотографии.а вот среди фотожурналистов, к сожалению,они почти неизвестны.Это понятно:по-настоящему оперативной работы от советских фоторепортеров никогда Не требовалось, газеты работали по заранее отлаженной'схеме, а слово "сенсарюнност приобрело даже негативный смысл.К тому же неповоротливая полиграфическая база не способствовала применению новых технологий в обработке фотоматериалов./сенсационная фотография, на Запада может появиться в. печати спустя 40-50 минут после события/. Хочется верить,что оперативная фотоинформация понадобит_.сд,
наконец,и советским изданиям. ' . -*".....'
Кроме того,по.мнению автора,уделение большего внимания жанрам ■■ фоторепортажа и фотофакта также будет способствовать оперативности информации,позволит читателям как бы присутствовать на месте со^" бытия.Например,неоправданно редко обращалась к фоторепортажу газета "Молодой коммунар" - только 0,6$.Думается,что недостаточно внимишя этому жанру отводила на своих полосах и республиканская газета "Комсомольское знамя" - 4,5?.А вот газета "Ленинское знамя" по своей жанровой палитре'напоминала партийную газетугна ее голегпх доминировали производственные портреты и фотокорреспонден-
от.
На основе исследования в' нижегородской газете был зар;егистри-ован самый большой коэффицент масштаба фотографий - 1,7.Пример-о такой же формат снимков1 наблюдался в краевой газете "•Краснояр-кий комсомолец" - 1,67.Это противоречит ^современным тенденциям азвития фотоиллюстрации в молодежных газетах,где отмечается, уве-ичение количества публикуемых снимков,при одновременном умень-. ении их формата.Разумеется,это обстоятельство обусловливает крупнение планов снимков.• ~ _ ;
В заключении диссертации излагаются выводы исследования,пост-оенные на сочетании контент-анализа.с детальным рассмотрением рактики изданий.Намечены .пути дальнейшего научного исследования олодезйных газет с тем,чтобы более эффективно .взаимодействовать читательской аудиторией.Даются конкретные рекомендаций улу^рё-ая иллюстрационного материала молодежным газетам разного типа.
Однако были зарегистрированы определенные недостатки,среди оторых можно выделить публикацию на первой полосе "штампованных" роизводственных портретов.Тем ценнее положительный опыт размещения эрвополосного проблемного материала,накопленный центральной и зспубликанскими газетами. I
Как известно,в редакциях краевых и областных молодежных газет гсутствуют международные отделы,поэтому тема "Международная 1знь" попадает на страницы изданий только по каналам ТАСС и, Ш.Таким образом,газеты лишены собственного взгляда на эти п^об-змн.Что же касается изобразительного материала по международной эматике.то следует отметить,что все газеты похожи на "Коисомоль-<ую правду",как близнецы.Думается,что перейдя на самоГинансиро-эние,лучшие редакции смогут посылать за рубеж собственных фото-)рреспондентов,и молодежные периодические издания начнут отл/-
чаться друг от друга в подаче Тотоин1ормации о событиях в мире. Это подтверждает,в частности,опыт киевской молодежной газеты, опубликовавшей ряд фоторепортажей о румынских событиях.
Наименьшим вниманием центральной газеты пользовались темы "Торговдя" и "Сфера обслуживания".Республиканская газета "Комсомольское знамя" и областные "Ленинская смена" и "Молодой коммунар'^ течение 198С года вообще не опубликовали ни одного фотоматериала , посвященного сфере услуг.И это несмотря на то,что только в торговле работает более 40$ молодежи. .
До 1988 года ни одна из исследуемых газет не обратилась к. проблемам.охраны окружающей среды.Разработка этой тематики началась в "Комсомольской правде" и только с 1989 года в областных газетах.Однако была выявлена закономерность обращения краевой и' ' областных газет к экологическим проблемам целой страны,а не Конкретно своей местности.Усиление внимания отделов иллюстрации к экологической тематика будет способствовать привлечению внимания читателей к столь важным пр'облемам.Из-за определенных возрастных особенностей на молодежную аудиторию может произвести большее влияние снимок об угрозе окружающей среды,чем перечень цифр со статистическими данными. '
Анализ выявил,что наибольший уровень недостаточного выражения •■ темы в рассмотренных газетах имели вторые полосы,то есть только для того,чтобы определить тематику изобразительного материала, читатель должен был приложить немалые усилия.Думается,если "декодировать" снимки этих полос,то темы,расположенные на них, выиграют в глазах читателей.
Усиление информационной нагрузки на изобразительный материал будет возбуждать интерес читателя к публикуемым фотографиям.
Сейчас уровень профессионализма достаточно высок,и разработать заказанную секретариатом тему способны многие репортеры;А вот умение найти свою - новую и актуальную- по'плечу далеко не каждому фотокорреспонденту./Максимальный недостаток информационной нагрузки был отмечен в "Молодом коммунаре",гдв самостоятельными материалами являлись только 4% фотографий/.
Итак,контент-анализ в сочетании с другими методами исследования позволил сделать выводы о закономерностях развития фотожурналистики в молодежных газетах,дать обоснованные рекомендации по улучшению, содержательных и формальных характеристик иллюстрационного материала.Данная работа является первой попыткой разработать методику системного анализа изобразительного материала в молодежных газетах.Думается,что -полученные данные о количественных характеристиках- потока фотоинформации,могут быть использованы редакциями' молодежных периодических изданий для упорядочения структуры фотоинформации каждого конкретного издания.
- В приложении диссертации помещены подробные таблицы контент-анализа,которые были использованы в' исследовании,а также экспоног-раммы.на основании которых были, даны рекомендации улучшения характеристик фотоснимков.
Апробация диссертации.Основные положения диссертации были изложены' в пяти статьях общим объемом 2,5 усл.леч.л.,посвященных проблем-эм иллюстрирования молодежной прессы,две из которых были опубликованы в "Вестнике Московского университета".По результатам зарубежной.стажировки/ТРГ/автор опубликовал в этом же издании статью о подготовке студентов,специализирующихся в области .фотографии за рубежом.Во время учебы в аспирантуре диссертантом была подготовлена программа для студентов по специализации "фотожурналистика" и прочитан спецкурс "Применение зояно? системы в .{ото-
журналистике".
Основные положения диссертации были изложены в публикациях:
1.Фотоиллюстрация молодежной газеты.Опыт контент-анализа "Комсомольской празды" за 198? год.//Вест.Моск.ун-та.Сер. 10'. Журналистика.-1989.-Л 5.-С.8-14.-0,8 усл.печ.л.
2.Фотожурналистика и перестройка.//Вест.Моск.ун-та,Сер.10. Курналистика.-1989.-.№ 4.-С.86-89.-0,3 усл.печ.л.
3.Научно-практические конференции.//Сов,фото.^1989.-Я,9.-С.24 /в соавт-./-0,2 усл.печ.л,
4.Фотоиллюстрирование молодежной газеты. //Фотография в прессе проблемы'истории,теории и фотожурналистского мастерства:Тезисы докл.кауч.-практ.конф.-Кивв,1989.-Ч.2.-С.47-48.-0,2 усл.печ.л.
5.Участие факультета журналистики МГУ в программе "Фокус".// Вестн.Моск.ун-та.Сер.Ю.Журяалистика.-1991.- Д 2.-С.83-86
/в соавт./-0,3 усл.печ.л. ' ' '
6.Применение зонной системы в фотожуршлистихе .Программа для студентов по спещализации "Фотожурналистика".-М.:Изд-во Моск. ун-таД991.-9 С.-0,_5 усл.печ.л.
5M.X09.tteo