автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.08
диссертация на тему: Функции цветописи, звукописи, одоризма в структуре художественной прозы
Полный текст автореферата диссертации по теме "Функции цветописи, звукописи, одоризма в структуре художественной прозы"
ттисскиа государственный университет имени и.дешшшш
На правах рукописи
ЕРКОИАКШВЙЖ ЕЛЕНА ГЕОРГИЕВНА
ФУНКЦИЙ ЦВЕТОПИСИ, ЗВУКОПИСИ, ОДОРЙЗИА В СТРУКТУРЕ 'ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ
10.01.03 - ?8орая лнгаргхуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на сопсканае ученой степени кандидата филологических иэуя
Работа выполнена на кафедре истории русской литературы Тбилисского государственного университете ии. И.Дхэвахиизили
Научный руководитель - доктор филологически наук, профессор
Д.А.Тухэрали
Официальные оппоненты - „„____ х„____
4 доктор фдлологичасш saja.
прфессор Г.В.Микадзв
_ доктор фялодогичесхах наук, профессор Г.А. Ломвдзв
Ведущая организация - Еатумский гооударсгваннкЯ уназзрситет имени ¿.Рустовали
Защиха состоится " с А" ífS/CcA ¡'jltP 1ЭЭ0 года на заседании специализированного совета Д и57.03.07^при Тбилисском государственной университете ии. И.Джавахншвили по адресу: 380028, Тбилиси, проспект Й^аа'чабйй^ !.
С диссертацией можно ознакомиться а е?й<5лиотвРп »aRFppeitteta.
Автореферат раэослпк " -1\)!л 1?90 года.
/ ■
Ученый секретарь специализированного совета, локтор ¿илологччаских наук,
профессор Т.А.Кикачешзили
"Г
Антуадьность томя. В виду опредзлэяных причин з пзриод перестройка худозастзеннве произведения начинают приблкззтьоя в публвдастике» Подобное положение нельзя оценивать однозначно. С^ . одной сгороны, обратила прозаиков в острш лрЗблаизы современности н вскрытиа недостатков прошлого езио по себе похвально. Нз, с другой сгороны, злэбоднсзность никогда на была и "на будет индульгенцией на отпущение худов8стз8Вных грехов". сэаалвнкю, очень актуальные, но бесцветные "сишинутныз ппэиэзвдтаая" продолжают появляться в зурнэлах а отдельными изданиями. Та..эзо положение в сегодняшней литературе, в которой набирает ему литература "быстрого реагирования".
3 некоторых случаях нзбаздвется больвая спешна и зстрвЯний дефицит тога специфического качоэтвд искусства и литературы, заторов А.?;.Пуанин назвал "сиалостьи изобратэкия", что и делает литературу художественной. Поэтоыу-то а проигрывают некоторые .творпния эпохи гласности "опальный" произвэдзпиян суровых лет, но гозбря узе о зэдияих произведениях классиков. Подобные произведения 'литературы, которыып авторы оперативно, но малохудэ-шзстванно откликаются на злобу дня, иагко назвать конъввтурны-ки, з отличие от парзоначального значения этого слова, означающего "соединять, связывать". Тогд£'речь ила о.связи произведений с общественной ситуацией, политикой, умонастроениями и эстетическими пристрастиями ладей в лучшем сиысле этого слова. В настояцзэ время книги иногях писателей оказываются преимущественно однобоко, сивыанутно политизированными. Так, наиа класса- ч ка является "нонгвитураой" в пэрвоначзльноц смысле слова, з
точнее, по определению Ф.Энгзльса, "тенденциозной" и однэвреыен-о
вксокохудокественной, чего нельзя сказать-о литература быстрого реагирования. г
"ОгрзнЕЕСь se oí старого пара с огряхнув его прах с йог", * азкотврые пкеатеаа вызсга с "прахои" ставя сиотзгь г вакамн на-padQtsamje духовнна в вуамурвыо ушшссгь, градация, в крстинш ограничивались час« йкеь анадЕЗоа идейного содзпгангя щзогггэ-дакай, уделяя не тек уг иного ЕааизЕЁЯ ех худозасггааши осойвв-HscTBJi, т.а. гырагвгельшш срздстгзи изображавши. В рабочей диозвяне В.Бргхтв вшзагса гелись: "Читав работу о Горькой в обо ана. Идеология, вдаологи, вдаологая. Нв одного Бстетического понятия! see в целой нала rasas г окгсазиз гуЕзавя, з иогорои.на-чзго не сказано о его вкусе*. * Аналогично восполананаэ Н.Акас-тасьевз: "Больной худогакк воаех вес ев "сходен. с ука в лоескзх бутылки для вика"... "бутызшв, ..вак звдао из рассугхдзнкй Ф.Достоевского, способна еэкэнегь букзг сааого вика". ^
В последЕаа два десятилетка вакагЕЛСа явкцВ сдзйг .в сфера изучения поаютеских евлоней. ПодоОкыа Ессладовзигя позволяет локагагь, кан поескк, соварЕансгвоваина выраавгальша средств у xyacsBEKOB слова всегда вызваны етраюшнавы еочко, полно ва-крЕсталлЕайровагь кдза, кисль, Еесгроаяка, сраднаишЕ о cipas, пскходогаческоа coci~bheo. Б CES26 сказанного езвз обращзаиа к' доволнЕгвлььыи-срвдсгваи.:Еыра8ИЕвльноо5и (ввагошгеь, ввунопЕсь, одорява) xysosacsBQEaoro^csosa в сгрувхура лкгерзгурной сровц, гыяБлэЕйз втчжоаза.втях средств оправдано, гама не-езге кссла-доваааз ангуельва, поскольку ггв срадсгвз еца вог&осгьа es изучены, а ашгду ген ьрадегевгявт 01фадэлзаЕн2 роздал воэгини. . Цель'и вадзчй исследования. ..Цель» данной работ являегся
1 Брезз Б. О летарагуре. - Кгг"Худог^етганЕея лнгврзгурз, 197?, * с. 3S4. . —............
2 Анасгеюыа Е. Соваювая. гктерагура к худоквегзйкшй' ошх ~Х£ '"
зэка. - 3одроса аигерэгуры, 1983. £ 3, с. 168.
выявление функций двиХанктвльных срздстз выразительности в структур» ХУДОЕ8СТВ8НЯЭГО ПрОИЗВ8Д8НИЯ. РвбОТЗ позволят П0Н8-зать, как за периферийным и второстепенный, а таловыми являются
в О -
интересую^а нас эзшианты, «ожат стоять весома а важное, а сама они наполнять определенные худогестзенные фуннцаи.
Использование классиками литературы в система заразительных средств таких никропозтичэсвах элементов стиля, аан цвет, звук, запах а синестезия, обусловливает наша разыскание з этой области й определяй*, как э литература ЯХ и XX вавов писатели обра-аались к дзшгыи срздстван выразительности, всагда ли эти традиция в настоящее время кэходят сзоа достойное продолжение. Исследование пзоблэны в подобном клоча требует яоиплансиого подхода, где все ыикропозтнческие элвизкхн анализируются в их соотноав-няях и «взаииодвйстзвях, рассиатравантся в связи с другими худо-жестванныан компонентами литературного произведения, в основном ж кзчзстве носителей саиантичесннх начал рассказа, повести, романа.
В • связи со .раазанным в работе ставятся следующие задачи: - а) выявить я охарактеризовать'значимость я функции каадого типа микропоэтичесвих элементов, присущих творчеству ху-- доздина; ■ 0
б) раскрыть взаимосвязь и соподчиненно их в различных слоях целого художественного произведения;
в) связать их анализ с образно-поэтическиы строем, со своеобразием творчества данного писателя, с особенногтями фуннционирозания указанных средств в определенном периода; «
■ г? наряду с типологическими чертами выявить индивидуальные особенности использования дополнительных средств шзсате-
о
ляик;
д) воиеавть тенденции обраваиия писателя к зхки вспомогательный художественный средствам и достойное продолжение их использования в летарагурэ настоящего вреиани.
Научная новизне работы. Она обусловлена своеобразней предаете изучения и поставлешшнк задачами. В отлична от бодьЕННства исследований последних десятилетий (Р.Мнлдер-Будшщкой, С.Соло-бьбеб, А.КуСЛНВ, Б.голзнова, В.сес68л8бз и Др.). ПОСВЯИвННЫИ такси миироповтическии здзиентеи стеля, кок цвет, звук, задах, сннестазкя, в которых делазтся упор не ех количественных показателях в художественных произведениях отдельных авторов, г настоящей работе, не умаляя при аток значение стетастическах разработок, делается попытка сочетать статистический акалва указанных ыикрозлеазнтов стеля с юс качественный вналазоа, что представляется каи б данное время бодав плодотворный.
Незаввсииа от степени значигоств и песта, занимаемого кии г иерархий художественных средств, все эта элемента выполняет определенные функдив, которыми кепозвояатедьно пренебрегать и которые необходимо вручать. Указанные выев авторы, 8 наряду с кк-ы;; с другие, внесла, нас-аненно, реалышй вклад в изучение иик-ропоэгическех злааантоз, благодаря ех работам дело изучения
с
иакроэлаиеатов стеля достигло определенного уровня, но нельзя огранпчйватьса достигнутым, впереди еще иного неизученных проблей.
1ак как целыз данной работы является выявление значимости и функций дополнительных средств выразительности з структуре художественной грозы, она построена на^сопоставлении произведений" прозаиков рззшх периодов развития, русской а советской грозы, что позз-ляат показать связь данных средств не только с образ-
ао-позтнчесшш строем конкретного произведения, со своеобразием творчества пасетеля, но и с особенностям литературы определенного периода. Узтариалоа исследовангя стали произведения клас-э = сикоз: Д.Толстого, АЛеховз, а.Бунина, Д.Сзр8$яиовячв я произведения болза позднего периода: й.Ильфа а З.Петрова, И.Доибровскз-гз, Г.Робаквдзе, Ч.Айтматова а других.
ьрзктическая ценность диссертации вытекает аз конкретных итогов предпринятого з ней научного поиска. .'1этаряэль, наблюдения и выводы, изломанна з квалификационной работе, аогут найти применена;; при дальнзЯЕвй рззраоатне курса теория литературы -яря изучении проблем с*/ля, особенностей языка художественной литературу, язнкозых художес^зенннх средств, а тэняа з спецкурсах и спацсаиинарах по проблемой своеобразия предметной изобразительности. В курсе истории русской ;;:1гзратуры материал диссертации аогяо привлечь при изучении тзорчества писателей, чьи про, язвздания анализируется з работе. Часть материала иоает бить использована нэ уроках литературы и з средней тгнола.
Методологической основой диссертации и зличои к решению пос-
»
тавлеяашс в ней задач является ленинская теория отрааен-ш, ее вакнейпеч полозениео гол, что между объектом а субъектом в познании существует двусторонняя связь. Хорошо известно, что В.а. Ленин считал физиологию, органов чувств одной из наук, дагеащих в основе построения теории -познания, поэтому изучение специфических сторон человеческой деятельности и, в частности, изучение
- , 4
таких вопросов, как цветное зрение, соощущеная, фотизыов, хрома-
тязмов, фонизмоа и их ограгенЕЯ в художественной литературе, яв-
о
чяется зааша не тольно для лучиего понимания того, нэн происхо-о
.дат напе пезнание, но ^и творческой лаборатории писателя.
Иет^дияа исследования''исходит из принципа сразнительно-типо-
J
логического изучения, цель которого "заключается в выявлении и научной объяснении тех средств в рэзшх литературах, в творчестве .разных писателей, в резных произведениях., которые являются результатом воздействия относительно сходных повторявшихся условие жизни на художественное творчество. Типологическое сходство слухи; верным показателей обцих закономерностей литературного
развития". ^
о
Характер рассматриваемой проблемы и задачи доследования определили структуру работы. Диссертация состой; из введения, в которой формулируются задачи исследования и история вопроса, трех глав к заключения. Всего 150 страниц мавинопиеи. К работе лрилоЕвн список использованной и изученной литературы на II страницах, состояний из IV? наименований.
Апробация работы. Диссертация оосугдалчсь на кафедре истории русской литературы Тбилисского государственного университета им. И.ДЕавахинвила. Основные положения работы докладывались ва республике^ких и всесоюзных конференциях в Тбилиси, Грозном, Баку, в виде статей и теавсов публиковались в. худоюственноа журнале и сборниках трудов и тезисов.
Общав содвовавив работы. Выводы- Б первой главе выявляются и характеризуются функции цветописи в структуре художественной прозы. Цветовые явления, реалии широко используются в качестве выразительных средств классиков литературы. Разумеется, цветовые образы не являются ддн больЕИНства художников слова самоцельа, не существуют сами по себе, а служэт для'воплощения определенных замыслов. Использование цвета - одна из наиболее ин-дивадувльных черт авторского видения мира. Цвет в литературе, в
^ БушЕк А. Наука о литературе. - М., Современник, 1980,с.164..
- Э - /
отличии от цззтэ в аавгпаса, - фугкция часто интуитивная, однако на случайная. Языковые средства, обозначающие цвета, доступны на только чувствам, но а разуму, логика человека, поэтому потенциз-
О ;
льно располагают изобразительными возможностям^. При всея индивидуальности цветовых образов их расшифровать помогает или традиционная символика цвета, или ситуативные ассоциации, ила обче-языкозыз переносные значения, т.е. языковый опыт.
Анализируемый материал в работе представлен на хронологически, а в зависимости от того, насколько многофункциональным он является. 3 связи с ¿гим вначале обрзцавтся авиааниз на методы использования классиками градационной символики цветовой пзлатры, которую мы находим з призваниях Ц.ЛриЕзина, л,Паустовского, где цвет является реалистическим компонентой изобраааемогэ, иногда сймзздэм, углублявши» авторскую -'ызль. ./мание ^.Пришвина придавать физическую ощутимость изображаем;^ подтверждается особенность» его таланта - умзназа переводить повествование из одной тональности в другуо, сопровождая этот процесс изменением цветовой палитры ("Кдутоярский зверь"). В большинстве случаев в прозэ й.йришвина, К.Паустовского цватопксь зыполняет сходную с функци-
Г*
ей рзаяистйчаских деталей а определяется тематикой, однако, иногда цвет может приобретать многомерность и перерастать в символ.
Более многофункционален цвет у Я.Бунина, т.к. часто служит и яркой характеристикой персонажа, и выражает отношение автора к лзобракаемому. Так, рассказ "Братья" строится на контрасте черного и белого цзетэв на соне ярких тропических красок, лдэсь зе автор прибегает к приему колористической тавтологии, к дублированию цвета для усиления эмоционального воздействия, перахадяце^ ау иногда в цзетовой максимализм. Иногда название цвета обыгры-зается различными индизидзально-аэторсаими цветовыми обознача-
- 10 -
1шши, которые у него необычайно своеобразны. ¿.Белецкий отиа-чал, что самой характерной особенность!) творчества почерка И. Бунина критика считала "гипертрофия зревкя'° и деже находила ее явлениак отрицательны», поскольку двлалэ его равнодушии к вкут-реннэиу сшсду, изображаема ей бег любви в сочувствия русское казна. С такси суждение«, однако, нельзя согласиться, тек как обилие цветовых определений uosar нравиться или нет, во насыщенность сиии не лввает автора глубокого сочувствия и любви в родной asme в людям.
Мягкая, приглушенная цветовая ганка в книгах о России создает контраст с doцмк тревожным товом, с нучителыша желанием понять су-,ьбу страны, в в то-же врека прекрасно гармонирует с поведением русского человека, с его национальным характеров и психологией ("Деревня", "Суходол", "Фитина любовь" и другие), й.Бунин часто использует экспрессивные качества цветовых образов для создания определенной эмоциональной атмосферы црокзведекйя, используя прк ггои конструкции с существительными» парегаскйии своей необычайностью, меткость®, яркостью (веснукки цвета яроса, isas цвета иуниг, юбка цвета куропатки...). Подобные конструкции становились.средством яркой сатирической характеристика в всякого рода обрвзнах построений, как например, у И.Ильфа и Е.Петрова.
с
Характеристика персона гай у них почти всегда построена из игре цвета, на сирокои использовании вс&зозиогных гоноши оттенков. Соавторы искусно пользуются цветовыми образами и в пейзаюшх зарисовках и воссоздании округаюаее обстановки,* используя их для создавая общего юмористического фона повествования.
Особый интерес представляет сравнительной анализ произвела-' ний авторов различай национальностей, выражащих близкие идеи. Совладениесьриемов и красок вырастает на основе принципиально
общих эстетических ратаний. Психологическая общность в поэтике подобных произведений - явление установленное. Нас в данном случав интересует художественное решение проблемы кругового повтора жизни в произведениях авторов сравнительно недавнего прошлого и современности. С этой точни зрения в работе проводится анализ рассквзв А'.Серафиновича "Песни", романов Г.Робакидзе "Змеиная кока" а Ч.Айтиатова "Плаха". Небольшой по обьэлу рассказ А.Сера-фииозичз, ыоано сказать, полностьй построен нз микропоэтических элементах, без которых потерял бы силу эмоционального воздействия. Это - блестящий образец цветового и звукового решения в системе поэтики произведения. В круговороте жизни.все приходит и уходит, вновь приходит и вновь уходит - такова основная мысль рассказа. За идеей круга, колеса'жизни у Д.Серафимовича закреплено постоянное цвегаояредзлзяяэ-"черное". Доминируииве положение, черного а темного цвета соответствует духу вещи, зго особому трагизму а безысходности. В рассказе часто используется прием колористического максимализма. Цветовая гемма "Песков" тонко продумана, я поэтому находит свое законное .место в ряду других поэ-
• тичзских приемов писателя, во многом способствуя раскрытию за» .
выела- произведения.
- В рэмэнв Г.Робзиидзе "Змеиная ножа" идею возврата, повтора, обновления, з котором,.однако, всегда есть что-то от прежней . сущности, символизирует змея, сбрасывающся с сзбя старую шкуру, но остающаяся змеей, хотя она живет в новой. Однако в этой обновленной ипостаси всегда остается то, что можно ощутить, но что остается незримым.' Колористически основная идея романа представляется воплощенной в зеленом цвете. Зелзноз в романе, нак нам кэжзтся, выполняет функцию двойного символа. С одной стороны, символа вечности бытия, и здзсь оно'выступает трздици-
_ 12 - ^ -онно, как символ обновления. В подобной функции зеленый цвет наличествует и у других авторов. С другой стороны, он ассоциируется с религиозной символикой мусульманских народов, хорошо знакомой Г.Робакидзе. Этот цвет считается священным, является символом обретения чистоты и святости посредством мученичества и ■страдания. Именно через долгое страдание обретает главный герой свои корни, самого себя. Связь цветовых образов у Г.Робакидза, участвующих в создании нзргин природы, интерьеров, портр'атов персонажей, характеров и чувств героев с сь&етоа, с.ситуациями, и, наконец, с идеей произведения» несомненна, такова еще одна, вспомогательная возможность дорисазки художественных образов.
Идея кругового двикения, зекыкания, возврата выражена, гоми-
л
ыо других идей, и в романе Ч.Айтматова "Плаха". Однако для создания кругового движения автор не пользуется ни цветописью, ни звукописью, а достигает этоговпутеи многократного повторения слова "круг", "кружат", "вращавтся". Кроне редкого упоминания белого цвета Ч.Айтматов почти не обращается к-цветовой, палитре. Белохвостые птицы летяг и летят по кругу, как бы символизируя теу вечность и незыблемость этой жизни и этого неба. Значение сив вола приобретаем цветоопределение "синеглазая волчица", использованном в своем традиционно романтическом стиле. На цветовом контрасте белый - черный, белый - нрасный построена сцена погони за сайгаками - самое сильное место в романе.
Анализ романа ¡О.Домбровского "Факультет нанугных вещей" с точки зрения использования цветовых образов, позволяет говорить о верности автора традициям классиков, но в то хэ время о создании своей стилевой манеры. Положительный опыт аЗ.мЗмброБснэго •
о ' ®
свидетельствует, что произведение мокат быть актуальным и одновременно ые лишенным художественных достоинств. Дзгсе самая ак-
о
гуальная тематика трабуат тцательной художественной разработки.
Во второй глава рассматриваются функции звукописи в структура художественной прозы. Сьнажение фонетической стороны сло-' ва, конечно, более все^о заметно в стихах, но и в прозе звуки принимают участие в инструментовке текста. В работа рассматриваются примеры как прямого способа передачи слуховых ощущений, так и косвенного, функции звукописи в художественных прозаических произведениях тек же многообразны, как и функции цветописи, . в чем убеждает нас аналйэ произведений Л.Толстого, А.Чехова, И. Бунина, А.Серэфамовича, Г.Робанидзе, Ю.Домбровского и других. Использование звукописи,- акустических образов свойственно одним прозаикам в большей мере, другим в меньшей. У одних преобладают цветовые, у других слуховые или одористические образы. Определенную роль здесь играют тайга и литературные трздицйа. Интерес к няру звуков-постепенно возрастает в русской прозе, начиная с И.
о
Тургенева и Д.Тоястого. Однеко.о преобладании слуховых образов у нях говорить не приходится, таа не менее художественная функция звукописи усложняется.
*
Л.Толстой отходит от традиции использования звукоподражаний
- • - - л .
как простого озвончения эмоций человека, хотя и подобные функции в романе "Война и мир" они выполняют очень често. Звукопись Л. Толстого - необходимый штрих его реалистического пейзажа и необычайно нрепао связана со всей картиной, обусловливаемой художественной структурой гфоизведения. В то же время она может
с
иметь символическое значение в раскрывать эмоциональное состояние персонаже. Многочисленные примеры тому находим в романе "Война и мир". Иногда звуковые образы писателя носят и ассоциа-» тив^о-ковтекстовый характер (звук двигающеюся точилкпго киле--са, на" КоторЬмсработает старый князь Болконский; звуки гитары,
—-
струны которой перебирает Натеша, подбирая мелодию, слышанную в опере с князем Андреем).
Спираясь на новации Л.Толстого, А.Чехов продвинулся дальше вперед в художественном использовании акустических образов, зву» ноподражательных слов, различных элементов звукописи. Причина широкого использования элементов звукописи у А.Чехова не только стремление натуралистически зерно воспроизвести отдельные звуки действительности для создания эффекта реальности происходящего, но создать такое центральное обцеа настроение, такой фон события, которые могли бы нести в себе и оценку изображаемой.дейст-, витальности, т.е. определенное критическое отношение к ней. Он ослабляет идущую от й.Гоголя традицию использования звуноподр'^ аагельных местоимений для воспроизведения нахуралистически-кощ) чесних деталей (хотя и не исключает ее полностью), но звунопадл ражания продолжают оставаться важным средством художественной изобразительности. Помимо указанной функции, они углубляют символическое наполнение образов. В рассказе "По делай службы" сюжет разворачивается на фоне снежной метали, и этот фон, прони-. занный звуками ветра, играет важную роль в раскрытии психологи? ческого состояния действующих лиц рассказа и з философском осмыслении жизни вообще. Функция элементов звукописи в рассказе многообразна: они становятся'показателями реалий снежной бури, выражают дуаввнов состояние персонажа, способствуют эмоциональней оценке событий в философском обобщении.
Отметим символическое значение звукоподражания "туп-туп" | рассказе "Человек в футляре", где оно не только передает звук шагов, но и замыкает круговорот жизни, т.е. употребления его обусловлено тесной связью с "кольцэвой" композицией рассказа $ усилением идейного смысла. Элементы звукописи в рассказе "В ов-
pare" на только содержат детально разработанную реалистическую картнну звуков леса, деревни, передаст душевное состояние Лини, потерявшей ребенка, но и разграничивают композиционные планы: событийный и лирический.
Хотя по количественный показателям звукопись '¿.Бунина, возможно, уступает мэсто цветописи и одоризму, нэ она органически входит в структуру его психологической прозы, выполняя срезу несколько функций. Так, а повести "Суходол" звукопись в сцэнз с ночным филином создает фантастический фон эпизода, музыкально подчеркивает основную мысль произзздеакя, усиливает худахзстзея-ноа впечатление, несет скаволкчзскув нагрузку. Тот хэ звуковой образ и с теми же. функциями использует 'Л.Бунин в повести "Метина любовь".
Произведения писателей, которые рассматривались нами с точка зрения обращения к цветописи, имеет отношение и в звукописи и выполняет аналогичные функции. Например,'рассказ А.Серафимовича "Пески" являет собой образ а звукового рааеная целого произведения. Начало его построено на контраста 5В8тз, звука и дз*а объеме, отдельные главы - на звуковой тавтологии. Звуяозые повторы у Г.Робакидза в "Змеиной нога" несут значите льнут) дополниталь-нув экспрессивность, передают монотонность, бесконечность движения з вечности (глава "Кэраззн"). Ч.Айтматов достигает ощущения кругового движения при помощи многократного повтора слов "круг", "кружат", "вращается", иногда переходящего в звувообразяую тавтологию. -
Б произведениях военного, послевоенного и современного периода широта использования ззукаписа идет нэ убыль. Одной из причин, возможно, является возросшая в эти десятилетия документальность прозы. Сднэко дело не только , видимо, з этом. Причина скорее з
писательской манера посдвду&шго поколения, в выборе тэта изобразительных средств, при использовании которых писатели чувствовали себя более уверенными. *
йазатся, по-видимому, еце одна причина постепенного отхода писателей от использования элементов звукописи, 8 «шогда и цветописи. ¿.Сабанеев высказал мнение, что в России под влиянием специфически сложившихся условий, звуковой адамант слова оказался в бозднгм загоне, чем в других странах. Звук в славе, красна в живописи должны были уступить в искусстве первое место идее, сюжету, смыслу. "Общественный подход к искусству парализовал . возможность для слова восстановить свое звуковое бытие в полной uepe". üj сладует сказать, что анализ' "опальных" произведений указывает, что внимание к звукопкск, к цветописи, одоризку полностью не исчезает, 8 порой находят вполне ощутимое выражение. Примером тону служит ромен и.Домбровского "Фькулмет наружных, вещай", где звукопись создает дополнительную экспрессивность, усиливает эмоциональное воздействие.
В третьей гдвве рассматриваете функциональность одоризма, изучению функций которой в структура художественной прозы удаляется вообще крайне мало внимания, хохя запахи составляют одну из черт швей действительности. Особенно важно для писателей, чтс предпочитаемые я отвергаемые запахи могут надолго сохраняться в сознании человека в качестве определенных "архитипов" предо
ставланий. Элементы одоризма отмечались Р.Миллер-Будницкой еще в "Пасни Песней" Библии, где были связаны с эротзной я имели назывную функцию.
Авторы обычно фивсировала-даяожитальныа ер ома ты, используя - ■ их как служабно-опксетельдай элемент.' Начинен с 1ассинга, когда отношение кОтреднвту искусства существенно расширилось, г лито- .:
.. - ■ . - 17 -
ратуру, как а в другие виды искусства, прясло и безобразное, как часть действительности и как эстетическая категория, йзченилось отношений к запахам, и в структуре художественных произведений1, они начали выполнять более разнообразные функции, дааэ получать - символическое наполнение.
Равное положение с ароматами заняли антизстзткчаскиа запахи. Таноа положение особенно проявилось с утверждением так называемой "натуральной школа", у писателей ноторой запах вовлекается з художествен^ телеология, становясь категорией поэтики. Тзким обрэзоа, одоризм ст?л содержательным злеизнтоы з произведениях класоинсз, а ах традиции были продолжены писателями эпохи грзз-дзнско^ войны.
Хотя одзристические образы у Л.Толстого встречается не так
9 *
уз часто, на Л.Бунин справедливо сч;;гчл Л.Толстого первооткрывателей одорястических образов для литературы того зреиени. Например, он обратился к ним з романа "Война и аир" для создания интерьера дядюакпного дома, одновременно 'выявляя огнзсзяиэ к хогяг-. зам, дополнительно характеризуя ах. Запах угощения ассоциируется
А
с запахом самой хозяйки, таким образом приобретая псахологкчес-яув окраску. Ассоциативная связь запаха жженой пробки с поцелуем надолго закрепляется а сознании Николая-Ростова. Л.Толстым подмечена способность запзхоз вызывать определенное эмоциональное состэянаэ.человека в зависимости от ассоциативной озязи этого запаха с определенной ситуацией з прошлом, положительной или отрицательной.
Особенность зосприятия происходящего з зависимости от пеихо-дэеачзсногэ состояния персонэза'отразил Л.Толстой а сцене Бородинского сражения,-когда Пьер перестает воспринимать краски и зэпаЗа, остаются только стрэ^нке звуки. 3 характеристике Платона
<3
Кэратаева запах выполняет определенную роль, приобретает психологическую окраску. Обычно считавшийся ектиэстетическим запах пота в условиях плена вызывает у Безухова положительные эмоции, связанные с чей-то успокоительный. ¿.Толстой вводит в повесть "Казаки" прием одоркстического обрзыдания - запах кизяка, поаке использованной ¿.Серафимовичем в "Железно« потоке". Этот необычный для литературы того »рейени прием использования неблаговонных запахов в ряду положительных язлений был в дальнейшем широко применен писателями в произведениях о гражданской войне, где одориэм носи явно ассоциативно-контекстовый и даже социологически-классовый характер.
Одаркзм составляет несгъамлеиув часть художественной манеры í".. Лунина, причем резко различается запахи его экзотических е русских рассказов. Плстрая, нногоцветаая картина тропических лесов дополняется соответствующий дурааняцкми запахами. В "Суходоле" же автор обрезается к естественным ароматам своей земли, которые наполняются символическим значением, олицетворяя дуеу старой поиеадчьай усадьбы, выявляют авторское отношение в изображаемому, создает определенную эмоциональную атмосферу, а в обвей - воссоздают социальную "модель мира" писателя.
Говоря об одоризме чеховской прозы, надо отметить, что по болыаэй части запахи носят наблаговонный харэнтэр, что связано с темой его рассказов, рождены они чувством глубокой неудовлетворенности жизнью, бездуховностью, тяжкой нуждой и безысходностью. He случайно во многих рассказах тан часто "несет" еод-коа. Выполняя вроде бы незаметную роль, запахи тем на менее со-. даржат прямое указание на авторский угол зрения, на ту позицию, которую писатель занимал, глядь на народные мьсск и интеллигенцию, не отдельных людей. £ чеховских рассказах.особое значение
приобретем? запахи для хграктэристики отрицательных персонажей. В "Скучной истории" от Гнеккера исходит запах ракового супа, в повасти "Моя зизнь" Чэрнакова "издавала" запах трупа. Часто запахи в рассказах АЛахзва гармонируют с душевный состоянием пер-сонагей (Агэфья, Черный иокзх и др.).
Отновзние з использованию запахов в структуре художественной прозы з литературоведении, разумеется, постоянно менялось, однако критика и современные писатели, по нашему мнению, не уделяет им должного ввииания, хотя одоризи в прозе больших художников все бйльве становятся компонентой идейно-художественной структура произведения. Например, сдоризм составляет неотъешш-иуа часть художественной манеры Ю.Доибровского, где запахи выполняет самые разнообразные функции. На одористичаском контрасте построено начало ромзна "Факультет ненужных вещвй". Зловонные запахи не попэдают порой в ряд антиэстетических,' они могут вызвать "незегланигова-да.ч" реакции. Контраст запахов подчеркивает сиеву ьастроевя!1. персонажа. Часто писатель использ^от оди-ристяческвЯ образ для дополнительной характеристики действующих лиц. <л
Сейчас стало уделяться болыав внимания вопросу о важности кажчувственкых ассоциаций, ¿'нвзанная проблема настолько обширна, что требует специального исследования на материале художественной литературы, haca работа ее исчерпать не может, поэтому нами делается лишь краткая история воероса.
^ С точки зрения широты использования запахов, их количествен-кых.показателей следует отметить прозу М.Пришвина и К.Паустовского, но по- их функциям в саруктура художественного произведения она на привносит особенно нового в наше исследование.
- 20 -
В заключении формулируются выводы. Сочетая качественный анализ микропоэтических элементов стиля с количественным, мы приходим к следующим выводам, что:
а) все указанные нами средства дополнительной выразитель-
О -5 -
ности являются компонентами идейно-художественной структуры произведения, элементами поэтики и выполняет целый
ряд функций, которыми непозволительно пренебрегать;
о
б) обращение к цветописи, звукописи, одоризму и использование указанных элементов в структуре художественной грозы связано не только с образно-поэтическим строем конкретного произведения, но и со своеобразием творчества данного писателя;
в) использование микроэлементов стиля связано с особенностями литературы определенного периода. Наблюдается колебание в использовании указанных средств в резное время.
Можно с уверенностью сказать, что использование цвета, звука, запаха,■синэстетических образов - пдин из наиболее ивдизи-' 4 дуальных способов авторского видения мира, один из действенных ■ элементов поэтики. Обращение к ним - часто интуитивный порыв,
но всегда не случайный поиск. При обращении к указанным средст-* '
вам у разных авторов ощущается различная доля логического, а точнее - сочетание интуитивного и логического.
В отличие от произведений модернистов,.где дополнительные средства выразительности часто превращались'в самоцель, например, звукопись и межсенсорные ассоциации часто занимали самз-давлеющее место, у реалистов положение явно противоположное. Можно согласитьбй с исследователями, которые считают,.что'иод^р-нист$ (особенно символисты) абсолютизируют значение указанных , с микроэлементов поэтики. Изучение реалистических прозаических
произведений показывает .новую градация и функции этих элементов. Можно говорить о содержательности микропозтическях элементов стиля и связи их с верхними, семантическими "ярусами" произведений.
Не основании проведенного анализа произведений русской художественной прозы, делаем вывод, что цветопись выполняет следующие функции в структуре литературного произведения, может быть:
1) реалистическим.объектом изображения;
2) символом, который углубляет и расширяет авторскую мысль;
3) фоном произведения или отрывке;
4) способствовать дополнительной характеристике персонажа;
5) служить средством создания общего тона произведения, часто сатирического'пестрея или углубления сатирических образов;
» б) подчеркивать гармонию или создавать контраст; •
7) вызывать у читателя определенное эмоциональное состояние, 'необходимое езтору;
8) служить языковой приметой своей эпохи. 4
Цветопись очень ^сто может совмещать выполнение нескольких функций: а) минрослементы цвета могут способствовать приобретению реалистическим компонентом изображаемого символического значения; б) эпизоды, выполненные в аспекте цветописи, могут служить а символом и фоном; в) цветовой фон может создавать определенное эмоциональное состояние.с3 первую очередь, это и становится главной среди функций-цветописи. Кроме того, цветопись может изменяться и в зависимости от жанра литературного произведе-■ яия а т.д. При всей индивидуальности цветовых обра305, их помогает понять, расшифровать, прежде- всего, традиционная символика
-- -.....""" о
цвета, имеющая многовековую историю, затем ситуативные зссоциа-
ции и обдеяаыновые переносные значения, т.е. языковый опыт наг,-г дого периода.
Не менее значительным элементом в структуре реалистической } проаы является^ звукопись. Она так за ыироко использовалась пис8ч телями в течение многих веков. Обнажение фонетической стороны слова, как говорилось, более всего заметно в стихе, яо и в про-* эе звуки принимают участие в инструментовке ьекста. Еще в ораторском искусстве античного мира обдим правилом являлось исполь.. ■ зование ряда звучных слов, выражающих одно и-то же понятие, для усиления эмоционального воздействия. 3 подборе подобного родз слов выпячивалась звуковая сторона.' Даже использование простоями элементов звукописи - ззуноподрзжзте.:ьных слов и звукоподражаний - в литературе нового времени вызвано не только стремлением натуралистически вярно воспроизвести отдельные звуки дейст-зительности, содействующие усилению иллюзии реальности (как у
■а
древних авторов), но и становится средством подчеркивания смысле, оценки фактов, персонажей, ".вето они приобретают и символическое значение. Более сложны? элементы Зоукописи -''звукозые
повторы (аллитерации, ассонансы, диссонансы) широко представла-
€
ны как в, древней, так и в новой литературах. Помимо прямого спо^ собэ передачи слуховых ощущений, художники слова пользуются и косвенной их передачей, т.е. свои звуковые впечатления поясняют сравнениями, метафорами или же переводят слуховые впечатления а зрительные, или изображают их совместно. Кроме того, слуховые-образы часто переводятся в образы света и движения. Подобные "перемещеЕля" микропоэтических элементов и сопровождение их а»- , тами кинесики также в традициях реализма.
ЙМоции, вызванные определенным подбором звуков и ззу кос очаг танИй, всегда должны проявляться в духе "направления эмоций,
вызванных содержанием", т.е. звуковой, состав дэнного отрывка должен подчеркивать определенный сторона содержания, они должны находиться в эмоциональной и логической зависимости друг от ■друга. Звукопись в структуре художественной прозы (в отличие от поэзии) носит более функциональный харзктер и является конструктивный элементен стиля.
Функции звукописи в художественных прозаических произведениях так за многообразны, как и функции цваюписи. Исследование различных произведений художественной прозы убеждает в том, что звукопись кроме своей назывной, натуралистической функции одновременно: .
1) подчеркивает логические связи;
2) музыкально, аллитерациями или ассонансами подчеркивает мысль, идею произвздзикя;
3) усиливает художественное впечатление;
4) оказывает эмоциональное г-оздзйствиа на читэтэля;
5)' иногда приобретает символическое значение;
6) раскрывав! эмоциональное состояние персонажа;
7) помогает созданию фона событий, углублению главного мотива, центрального настроения, содержащих оценку изображаемой действитэльности или персонажей;
8) служит для воспроизведения натуралистичзски-комичесних датзлей;
Э) разграничивает композиционные планы и т.д.
Преобладание слуховых образов в творчества тех или иных писателей связано кв только с их индивидуальными вкусами и склонностями, но и с определенной литературной традицией. Отход от традиции использования звукоподражания, как простого озвончения эмоций чэлозька, и вклкчзняе ззукоподракзтелькых слоз нз только
- гч -
в язык действующих лиц, но и в авторский голос, углубляет функцию звукописи, придает ей обобщенное значение. Исследования ученых продемонстрировали глубокую связь элементов звукописи с характерами, с душевным миром персонажей, с ситуациями, с сюаетоа, 6 и, наконец, с адейным содержанием художественного произведения.
Анализ запахов в реалистических прозаических произведениях показывает, что одоризм (как и цветопись и звукопись) является одним из дополнительных элементов поэтической структуры и может активно использоваться в создании различных поэтических явлений. Перечислим, по нашему мнению, главные из них*
1) может участвовать в создании пейзажей или интерьера, т.е. выполнять функцию создания натуры;
2) подчеркивать отношение автора к событиям и персонажам;
5) дополнительно характеризовать действующих лиц, помогать
раскрыть их психологию или некоторые черты .характера;
4) создать фон ситуации ил^1 целого произведения;
5) выполнять в определенной степени и символическую функцию;
6) служить дополнительным средством создания реалистических градаций сатирического настроя. •
« Отход от традиционного использования преимущественно благовонных "запахов лишь для полноты изображаемой картины или жизни определенного, социального "слоя, существенное расширение функций одоризма, появление антиэстетических запахов на страницах художественной литературы не только с целью создания отрицательных эффектов начинается с утверждением' так называемой "натуральной школы" и далее продолжается в новой литературе.
Таким образом, микропоэтическиа элементы стиля выполняют .
* о
множество различных, в основном, "совпадающих" функций в худо-
О " ' е
ж^ствавяой структуре прозы, что в поэтическом.аспакге "др^гзоре-
- 25 - •
ния возможности в необходимость" ~чйх функций дэет определенные результаты. Эти макроэлементы поэтики вплетаются в ткань художественного произведения и проявляются в его различных алиях: я сюжете, (Композиции, обрезах, характерах. Наша квалификационная работа подтверждает мысль, что использование цвета, зьукз, запаха, санэстетаческих образов, основанное на традициях классиков и продолжаемое каждой плеядой деятелей литературы, поднимает изобразительно-выразительные возможности щ)оизведения на определенную поэтическую ступень, т.е. служит делу художественности. Правда, обращение к■ микроэлементам выразительности" - дело сложное, требующее от писателя не только талвнта, но и больших знаний, например, знания манеры предшествующих авторов, йнтэрзс ■ к названный какроэлеизнтзм усиливается в лероходные эпохи, но
для достижения ощутимых результатов требуется тщательная отдел> •
■яь не только основных средств -дкразатвльности каждого' произведения, но .и с точки зрения звуков, цветов, запахов, т.е. дополнительных поэтических возможностей. . • ' t
Основные положения двссвртв'цяи вздсжаны в следующих публикациях:
ii Функции цветописи з структуре художественного произзеде-- ' ния. "Чорохи",в1988, й 2, с. 77-80. :
2. Микропоэтическиз элементы стиля. - "Чорохи", 1989,- й 2, С. 61-66. __
3. О "дополнительных" художественных средстзах // Республиканская конференция молодых ученых, посвященная 70-летию
, со дня основания Тбилисского университета: Тезисы доклэ-' доз. - Тбилиси,.1388, с. 36. в
•--4." *}"щзето{меи и звуаохкси з литературе (на материале литератур народов СССР) //Актуальные вопросы мвжнзциоЕзлкзх
- 26 -
отношений: Материалы республиканской конференции молодых ученых. - Тбилиси, 1988, с. 75-76.
5. Традиции использования мккропоэтических элементов - цвете, звука, запаха в современной литературе // Литературоведение? Материалы республиканской научной конференции Тбилисского государственного университета им. Й.даавэхи-ШБИЛИ и высиих учебных заведаний'Грузиноной ССР. - Тбилиси, 1989, с. 64-65.
6. Цветовые образы в романе Ю.домбровсногэ "Факультет ненужных вечей" //Читатель и соврвыэннка литературной процесс*. 'Тззисы докладов рзгиокзльной, научной конференции. - Гроз-нып, I9ö9, с. 66-69.
7. О аииропоэтичаских элементах писательской тзхн'лни //Языковый контакта и литературные связи: Тезисы докладов республиканской научной конферзнции молодых ученых (май I99Ü). - Баку, 1990, с. йв-30.
jÄJraöjoöjpjTo JC053
wffao В:то, ÖмпРзбои ро cpnñoádab gj6±njän еьоззЪс*) ОШои (ßjüjc j6O3J) oöDfiDüo 1990
Печатных л. 1,75 . . ' ? Учетно-цздат. л. 1,07 Бесплатно
• ОН. ГВЦjГОСКОМСТАТ ГССР. .üß.Miipa.4-. 1658 т. 120 15.II. 1990 г. "