автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Функциональное многообразие демонологических персонажей в чувашской словесной культуре конца XIX - начала XX веков

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Ендеров, Вячеслав Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Чебоксары
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Функциональное многообразие демонологических персонажей в чувашской словесной культуре конца XIX - начала XX веков'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Ендеров, Вячеслав Александрович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Роль мифологического сознания в становлении и развитии чувашской литературы

§1. Проблемы взаимодействия фольклора и письменной литературы

§2. Роль и значение мифологического сознания в становлении и развитии чувашской письменной литературы

ГЛАВА ВТОРАЯ

Пандемоническое мышление в поэтическом сознании чувашской словесной культуры

§1. Из истории изучения чувашского народного пандемониума

§2. Проблемы классификации демонологических персонажей в народном сознании

§3. Образы лешего, призрачного змея (змея), дьявола (черта), упыря, эсреля, киреметя в мифологической прозе чувашей

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Функциональное многообразие демонологических персонажей в чувашской литературе конца Х1Х - начала XX

§1. Функции демонологических персонажей в поэзии М.Ф.Федорова,

ГАКоренькова и М.В.Васильева (Шевле)

§2. Демонологические персонажи в поэзии МДДанилова, Н.В.Васильева (Шубоссинни), Н.И.Полоруссова (Шелеби) и К.В.Иванова

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Ендеров, Вячеслав Александрович

Актуальность избранной темы. Современный период развития Российского общества, характеризуемый глубоким реформированием социальных и духовных основ общественной жизни, связан с решительным обновлением взглядов на литературу и фольклор, которые на всех этапах своего развития исходили из цели конечной победы общегуманных ценностей, являлись неисчерпаемым источником народной художественной мысли. Открылись новые возможности для изучения вопросов, которые в прошлые эпохи оставались в тени. В их ряду особенно значимой представляется проблема демонологического мира как фольклорных, так и профессионально художественных творений.

В последние годы значительно возрос интерес ученых к теоретическим и практическим вопросам взаимодействия чувашской литературы конца Х1Х - начала XX веков и устного народного творчества. Данный этап характеризуется интенсивным развитием почти всех ее родов, видов и жанров. Жанрово-родовая система чувашской литературы впитала в себя и представляла разветвленное развитие демонологических воззрений народа, которые на сегодняшний день полностью не изучены, им не даны и соответствующие оценки специалистами. Для более глубокого анализа предмета исследования диссертантом использован принцип сравнительно-сопоставительного изучения как произведений устного народного творчества и письменной литературы, так и фактологического материала устной несказочной прозы. При этом учтено, что "каждое творческое направление, каждый творческий метод тяготеет к определенному роду, к определенным видам и жанрам литературы" (166, 144)1.

Процесс формирования и становления определенных художественных процессов в чувашской прозе, поэзии и драме, несмотря на обилие

1 В скобках первая цифра соответствует № литературы по списку, а вторая - № страницы. 4 критических работ, еще недостаточно изучен. Словесность чувашского народа прошла большой и сложный путь. Как форма словесного искусства, выросшая во второй половине XVIII в., она вобрала в себя устно-поэтические традиции национальной словесной культуры, прогрессивные классические традиции передовых литератур мира. Творческое использование образов и мотивов, приемов и средств устного творчества народа, художественного опыта прогрессивных литератур особенно рельефно проявило себя во второй половине Х1Х века. Ярким показателем такого процесса стала бессмертная поэма М.Федорова «Леший».

Поэты и писатели наследовали разные художественные традиции исходя из своих творческих наклонностей, сохраняя при этом свой индивидуально-творческий облик. Творчество их ценно не само по себе, а именно использованием разнообразных форм показа демонологических персонажей и демонологических ситуаций в своих произведениях. Творения таких крупнейших мастеров поэтического слова, как М.Ф.Федоров, К.В.Иванов и др., их соплеменников, внесших огромный вклад в развитие чувашской поэзии того времени, как Г.А.Кореньков, М.В.Васильев (Шевле) и др., выявляют неповторимые образцы творческого использования поэтики фольклора и мифологической прозы. Изучением и раскрытием функций демонологических персонажей в произведениях вышеназванных авторов и связана научная актуальность исследуемой проблемы. Например, в произведениях М.Ф.Федорова и К.В.Иванова сложилась стройная и гибкая концепция демонологических воззрений чувашской словесной культуры, и т.д.

Надо отметить следующее: литературы народов России во второй половине Х1Х века в силу множества объективных и субъективных причин (в том числе социально-политические и культурные показатели, ход общественной жизни и т.д.), а также уровня формирования их национального самосознания, развиваются весьма неравномерно. По мнению известного ученого-литературоведа, профессора В.Г.Родионова, «выделение той или иной компоненты художественной культуры в этническом самосознании 5 зависит от задачи времени: первоначально этноконсолидирующую роль стали выполнять народные песни, а потом - профессиональная поэзия. Именно в устной и письменной поэзии ощущалось то национальное, свое, которое придавало художественной культуре этноса своеобразие. Осознание такой новой системы национальной культуры способствовало тому, что в данный период у чувашской интеллигенции произошло как бы «национальное поэтическое озарение» (203, 74). Иными словами, уже в 50-80-е годы Х1Х века в среде чувашской интеллигенции получила широкое развитие художественная поэзия. Она развивалась в фольклорно-поэтическом стиле и оказала огромное воздействие на формирование и развитие художественной прозы. На это указывали и исследователи русской литературы второй половины XVIII - первой трети Х1Х веков. Например, Св.Семенова пишет, что в это время «.культурное национальное самосознание выражалось прежде всего в поэзии» (230, 12), потому что «поэзия была самой своевременной формой литературы» (41, 174). В связи с тем, что имеется множество крупных исследований в области литературы и фольклора (так, А.Н.Веселовским создана схема возникновения и развития родов поэзии, которая и ныне признается существенным приобретением науки о развитии мирового литературно-фольклорного процесса), считаем нецелесообразным более подробно освещать проблему изучения, систематизации и классификации жанров поэзии в художественном чувашском творчестве указанного периода.

Разумеется, данная работа не может претендовать на исследование всех многообразных аспектов проблемы взаимодействия литературы и фольклора. Задача настоящего исследования состоит лишь в том, чтобы на анализе поэзии М.Ф.Федорова, Г.А.Коренькова, К.В.Иванова и др. показать возможности привлечения материалов мифологической прозы и образцов устного народного творчества, несущих в себе первоначальные истоки литературных произведений, для более глубокого изучения их и постижения художественного смысла анализируемых произведений. В то же 6 время в работе не ставится цель рассмотрения всего творчества названных авторов. Будут рассмотрены лишь те произведения, где наиболее полно и шире раскрыты те демонологические персонажи из чувашской народной мифологии, образам которых в преданиях и легендах, быличках и бывальщинах отдается предпочтение, и довольно яркие и подробные представления о которых до сих пор сохраняются в народе. Накопленный и обобщенный в диссертации материал может быть использован для дальнейшего изучения, систематизации и научного описания проблем взаимосвязей и взаимодействия фольклора и литературы.

Методологическая база диссертации. Проблема теоретического обоснования связей мифологии как формы словесного искусства с фольклором с одной стороны, литературы и устного народного творчества с другой, их взаимообусловленность и взаимосвязь более подробно уже изучалась и стала предметом исследования в русской литературе. Существенный вклад в их развитие внесли такие выдающиеся русские мыслители, как Ф.И.Буслаев, А.Н.Афанасьев, А.А.Потебня, А.Н.Веселовский, О.М.Фрейденберг, В.М.Жирмунский, Б.А.Успенский и др. Значительное место данная проблема занимает и в современной русской литературе. В работах известных литературоведов П.С.Выходцева, М.М.Бахтина, М.Б.Храпченко, У.Б.Далгат и др., историков, философов и этнографов

A.Ф.Лосева, В.М.Пивоева, С.А.Токарева, Б.А.Рыбакова, Р.П.Трофимовой и др., фольклористов и филологов В.Я.Проппа, Б.Н.Путилова, Н.И.Толстого,

B.В.Иванова, В.Н.Топорова, Е.М. Мел ети некого, Н.В.Новикова, О.А.Черепановой, Э.В.Померанцевой и других авторов проанализированы наиболее важные аспекты сущности и содержания данной проблематики с общетеоретических позиций.

При написании данной работы были использованы те труды, в которых освещаются основные положения проблемы демонологии как части низшей мифологии, возможные аспекты их изучения в контексте урало-поволжского региона, а также фундаментальные исследования литерату7 роведов и фольклористов, других ученых, посвященных проблемам изучения основ литературно-художественного творчества и анализа художественных произведений, таких, как, Д.С.Лихачева, С.Г.Бочарова, В.В.Кожинова, Н.И.Ашмарина, Н.В.Никольского, М.Я.Сироткина, В.Я.Канюкова, И.И.Одюкова, В.Г.Родионова, Г.И.Федорова, Ю.М.Артемьева и др.

Много ценного и полезного почерпнули из трудов ученых урало-поволжского региона, в том числе, чувашских ученых-литературоведов, этнографов, искусствоведов и языковедов А.В.Васильева, Г.Я.Хлебникова, Г.Ф.Юмарта, В.С.Эзенкина, Е.С.Сидоровой, В.П.Никитина, А.А.Трофимова, В.И.Сергеева, А.П.Хузангая и др., башкирских ученых В.А.Ахмадиева и Р.Т.Бикбаева, татарских исследователей Р.Г.Ахметьянова, И.З.Нуруллина, Р.К.Ганиевой и Ю.Г.Нигматуллиной, удмуртского исследователя Д.А.Яшина, мордовских литературоведов и ученых В.М.Макушкина, О.И.Бирюковой, А.Г.Борисова и В.И.Рогачева, марийских ученых К.К.Васина, А.Ф.Ярыгина и М.М.Сагитова и ряда других известных ученых.

Необходимость обращения к таким работам вызвана и тем, что они нами использованы как основополагающие методологические и теоретические положения, которые связаны с теми особенностями литературных процессов, характерных каждой национальной литературе, хотя эти литературы имеют много общего как в стилевых течениях и творческих индивидуальностях, так и в художественно-эстетическом направлении. Так, например, творчество К.В.Иванова тесно тяготеет к творчеству русских поэтов А.В.Кольцова и М.Ю.Лермонтова, творчество же М.Ф.Федорова -ближе к поэзии А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова и т.д.

Цели и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе анализа фольклорно-литературных связей уяснить происхождение и функции демонологических персонажей в народных представлениях и в художественно-словесной практике. Важно установить и типологические, и генетические параллели их с демонологи8 ческими персонажами литератур других народов. Особое внимание обращено исследованию путей использования образов и персонажей чувашской народной демонологии М.Ф.Федоровым, Г.А.Кореньковым, М.В.Васильевым (Шевле), К.В.Ивановым и др. Это склоняет исследователя к уяснению особенностей русской и европейской демонологической поэзии конца Х1Х века, к рассмотрению чувашской поэзии в контексте урало-поволжского региона.

Методы исследования. Основным принципом исследования является сравнительно-исторический метод, в рамках которого литературный процесс и фольклорные традиции рассматривались во взаимной связи и с позиций сопоставления внутреннего мира художественных произведений. Учитывая, что чувашская письменная литература конца Х1Х - начала XX веков по форме была стихотворной, а по образности и содержанию в основном - фольклорно-мифологической, соискатель рассматривает и такие вопросы, как проблема взаимодействия фольклора и литературы, роль и значение мифологического сознания в становлении и развитии чувашской литературы. Как считает диссертант, уяснение функционального многообразия и трансформации демонологических персонажей в произведениях мастеров художественного слова указанного периода не мыслимо без рассмотрения самого пандемонического мышления и классификации персо-нажей-демононимов в народном сознании и мифологической прозе чувашей.

Те демонологические персонажи, которые вынесены и представлены с целью выяснения их происхождения и классификационной характеристики, рассматривались с народной (отражение этих образов в устном народном творчестве) и литературно-художественной (обработка художниками слова этих персонажей в своих произведениях) позиций.

Источниковую базу диссертации составляет литература из фондов Российской государственной библиотеки, Национальной библиотеки Чувашской Республики, Центрального государственного архива Чувашской 9

Республики, Чувашского государственного института гуманитарных наук (далее в тексте - ЧГИГН - В.Е.), материалы комплексных научных экспедиций по изучению быта, языка, культуры и фольклора (1933-1934; 1970; 1973; 1974), личные наблюдения, а также материалы, собранные диссертантом в фольклорно-этнографических, полевых экспедициях, в ходе личных бесед с информаторами в разное время и в разных районах республики, как-то: Чебоксарском, Моргаушском, Красночетайском, Аликовском, Ци-вильском, Канашском, Ибресинском, Шемуршинском, Батыревском, Комсомольском районах (1976 -1985), в чувашских селениях Ульяновской, Пензенской, Самарской, Оренбургской областей, республик Татарстан и Башкортостан (1984; 1987; 1994), другие источники.

Ценными источниками явились также архивные материалы, выявленные из фондов Н.И.Ашмарина и Н.В.Никольского, хранящиеся в Научном архиве ЧГИГН (далее в тексте - НА ЧГИГН - В.Е.). Кроме того, использованы частично и другие материалы, как опубликованные, так и не опубликованные, любезно предоставленные автору И.И.Одюковым, Е.С.Сидоровой, В.Г.Родионовым, Н.И.Егоровым, А.А.Трофимовым, Г.Ф.Трофимовым-Юмартом, Г.А.Дегтяревым, за что диссертант выражает им свою признательность и благодарность.

При написании диссертации широко использовалась научная и специальная литература по данной тематике, в том числе и дореволюционные издания.

Научная новизна работы. Диссертация является первой в чувашском литературоведении попыткой изучения роли мифологического сознания в становлении и развитии чувашской литературы. Это позволяет полней осмыслить особенности функционирования эстетических процессов в их национальном своеобразии. Практически впервые в чувашском литературоведении поднимаются вопросы классификации чувашского народного пандемониума, выявления и ограничения функционального многообразия демонологических персонажей в чувашской словесной культуре, установ

10 ления значений демононимов-персонажей в формировании и развитии самобытных традиций мастеров художественного слова второй половины Х1Х - начала XX веков.

Элемент новизны состоит и в том, что в процессе исследования широко использовались ранее не опубликованные и не использованные в научном обороте архивные материалы, а также редко встречающиеся или имеющиеся в ограниченном количестве источники ХУ1!1 - начала XX вв.

Необходимо отметить, что в постраничных сносках указываются не все архивные источники, а только некоторая часть из них, основные же архивные источниковые материалы приведены в конце исследования и выделены как отдельное приложение к диссертации, где указаны: в каком году, кем, от кого и где записан данный материал, приведены как старые, так и новые названия деревень и сел; указано и место хранения источников, где первая цифра означает номер отдела, вторая - единицу хранения, третья - инвентарный номер, а последние - номера страниц или листов.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что собранный и обобщенный материал дает возможность проследить и оценить основные вехи исторического развития чувашского народа, его различные мировоззренческие взгляды на природу и окружающую действительность. Материал диссертации может быть использован учеными при изучении проблем истории и теории современного литературного процесса, создании курсов лекций по истории чувашской литературы, а научные обобщения, факты и материалы - в дальнейшем изучении чувашской мифологии и демонологии, литературных процессов в среде чувашской интеллигенции второй половины Х1Х - начала XX веков.

Материал, представленный в диссертации, позволяет глубже осмысливать место выдающихся мастеров слова М.Ф.Федорова, К.В.Иванова и др., их сподвижников Г.А.Коренькова, Н.И.Полоруссова (Шелеби) и др. в литературном процессе не только своего времени, но и оценить их вклад в развитие чувашского профессионального художественного творчества,

11 способствует совершенствованию методологии изучения истории чувашской письменной литературы. Он может быть использован при дальнейшем исследовании данной проблемы, при изучении спецкурсов в разделе «Фольклор народов России», «Фольклор и литература. Их взаимосвязь и взаимовлияние», «Мифология и фольклор. Их влияние на развитие художественно-литературных процессов» и т.д.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы, содержащиеся в диссертации, формировались в процессе многолетней работы диссертанта над избранной темой исследования и получили отражение в-6 научных публикациях с общим объемом в 5,42 печатных листа. Положения диссертации использованы в выступлениях на научно-практических конференциях в разное время в Нижнем Новгороде (1980), Ленинграде (1985), Чебоксарах (1998, 2000) и других научных форумах. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры чувашской литературы Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова и отделов языка и литературоведения и фольклористики Чувашского государственного института гуманитарных наук. Диссертация обсуждена на Ученом совете Института чувашской филологии и культуры ЧГУ им. И.Н.Ульянова и допущена к защите.

Структура диссертации. Диссертация построена в соответствии с целями исследования и состоит из введения, трех Глав, включающих в себя семь параграфов, заключения, списка архивны* материалов и использованной литературы. Диссертация выполнена в объеме, соответствующем требованиям, предъявляемым к этому виду работ. Структура работы позволила с необходимой последовательностью рассмотреть наиболее актуальные проблемы древнечувашского мифопоЗтического мышления и определить роль каждого мастера художественногЬ слова второй половины Х1Х - начала XX веков, рассматриваемых нами, в использовании ими в своих произведениях демонологических персонажей для отображения действительности своего времени, раскрытия через призму образов, мотивов и функций национальные особенности чувашского народа, проблемы национальной культуры и просветительства, егс$ эстетические идеалы, представления об истине, добре, красоте, возвышенном и героическом.

 

Список научной литературыЕндеров, Вячеслав Александрович, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Абрамов В. Самахпа санар сипечё. Литература темипе дырнастатьясем. Шупашкар: ЧПУ изд-ви, 1998. -112 с.

2. Азбелев С. Н. История эпоса в неизданных рукописях А. Н. Веселовского // Русская литература. -1988.- № 1. С. 129-139.

3. Азбелев С. Н. Ф. И. Буслаев и его ученики об историко-бытовых основах народного эпоса // Русская литература. -1991. № 4. - С. 3-17.

4. Азбелев С. Н. Эпосоведческое наследие А. Н. Веселовского в современности // Русский фольклор: Материалы и исследования. Т. 28. -СПб.: Наука, 1995. С. 33-44.

5. Александров С.А. Образ повествователя и авторская позиция в поэме "Нарспи" // Чувашская литература: тенденции развития, стилевые поиски. -Чебоксары: ЧНИИ, 1983. С. 133-153.

6. Александров С.А. Проблема характера в современной прозе Поволжья и Приуралья ( сер. 50 нач. 80-х гг.): Автореф. дис. . канд. филол. наук. - М., 1985.-24 с.

7. Андреев Н.П. Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне. Л.: Изд. Гос. Рус. Геогр. о-ва, 1929. -120 с.

8. Андреев Н.П. Проблема истории фольклора // Советская этнография. -1934 // Морохин В.Н. Хрестоматия по истории русской фольклористики. -М.: Высш. шк., 1973. С. 211-232.

9. Артемьев Ю.М. Становление социалистического реализма в чувашской литературе. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1977. - 158 с.Ю.Артемьев Ю.М. nypHaç чанлахёпе санарсен илемёшён: Критика статйисемпе рецензисем. Шупашкар: Чав. кён. изд-ви, 1984. -128 с.

10. Артемьев Ю.М. Ирёк шухашсем: Критикй статйисем. Шупашкар: Чав. кён. изд-ви, 1991. - 207 с.179

11. Артемьев Ю.М. XX ёмёр пудламашёнчи чаваш литературы (1900-1917 qq.). Шупашкар: Чав. кён. изд-ви, 1992. - 253 с.

12. Артемьев Ю. Емёр пу^ламашё (1900-1917 ^улсенчи чаваш литература историйён очерке). 2 каларам. Шупашкар: Чав. кён. изд-ви, 1996.-293 с.

13. Афанасьев А.Н. Народ-художник: Миф. Фольклор. Литература. М.: Сов. Россия, 1986. - 366 с.

14. Афанасьев А. Н. Живая вода и вещее слово: Сб. ст. / Сост., вступит, ст., коммент. А. И. Баландина.-М.: Сов. Россия, 1988. 508 с.

15. Ахмадиев В.И. Башкирская поэзия начала XX века: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Уфа, 1971 .-19 с.М.Ахмадуллин А. Г. Горизонты татарской драмы. Казань: Тат. кн. изд-во, 1983.-216 с.

16. Ахметьянов Р.Г. Сравнительное исследование татарского и чувашского языков (Фонетика и лексика). М.: Наука, 1978 (Раздел "Термины обрядов, мифологии и народного календаря"). - С. 143-170.

17. Ашмарин Н.И. Чаваш самахёсен кёнеки. Словарь чувашского языка. Вып. I-ХУП. Казань; Чебоксары, 1928-1950.

18. Ашмарин Н.И. Введение в курс чувашской народной словесности //Чувашский фольклор. Специфика жанров. Чебоксары: ЧНИИ, 1982. - С. 3-53.

19. Ашмарин Н.И. Введение в курс чувашской народной словесности (Окончание) //Исследования по чувашскому фольклору. Чебоксары: ЧНИИ, 1984.-С. 3-48.180

20. Баландин А. И. Мифологическая теория и проблема поэтики //Проблемы фольклора. М.: Наука, 1975. - С. 155-181.

21. Баландин А. И. Мифологическая школа //Академические школы в русском литературоведении. М.: Наука, 1975. - С. 14-99.

22. Бахтин М. М. Проблема поэтики Достоевского. 2-е изд. М.: Сов. Россия, 1963. - 320 с.

23. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. -424 с.

24. Белинский В.Г. Поли. собр. соч.: В 13-ти томах. Т.5. М.: Изд-во АН СССР, 1953.-863 с.

25. Борисов А.Г. Роль фольклора в становлении и развитии мордовской литературы: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1987. - 20 с.

26. Бочаров С. Г. О художественных мирах. М.: Сов. Россия, 1985. - 296с.

27. Буслаев Ф, И. О литературе: Исследования. Статьи. М.: Худ. лит., 1990.-512 с.

28. Буслаев Ф. И. Преподавание отечественного языка. М.: Просвещение, 1992. - 512 с.

29. Бухарова Г.Х. Башкирская мифотопонимия: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Уфа, 1998. - 23 с.

30. Васильев A.B. К вопросу о просветительском этапе чувашской литературы //Учен, зап., вып. 46. Филология. Чебоксары: ЧНИИ, 1970. - С. 196-203.

31. Васильев A.B. Стилевые поиски в чувашской литературе Х1Х начала XX вв. //Чувашский язык, литература и фольклор, вып. 4. - Чебоксары: ЧНИИ, 1974.-С. 327-355.

32. Васильев A.B. К вопросу формирования литератур народов Поволжья //Проблемы письменности и культуры. Сб. ст. Чебоксары: ЧНИИ, 1992. -С. 36-44.

33. Васильев В. М. Материалы для изучения верований и обрядов народа марий. Краснококшайск: Тр. Центр. Map. О-ва Краеведения, 1927. - 127 с.

34. Васильев М.Г. О киреметях у чуваш и черемис //Известия по Казанской епархии. -1904. № 8. - Отд. от. - 50 с.

35. Васин К.К. Творческие взаимосвязи чувашской и марийской литератур182Чувашской язык, литература и фольклор, вып.1. Чебоксары: ЧНИИ, 1972.-С. 281-295.

36. Ведерникова И. И. Русская народная сказка. М.: Наука, 1975. - 136 с.

37. Веселовский А. Н. Миф и символ / Публ. К. И. Ровды II Русский фольклор: Материалы и исследования. Т. 19. Л.: Наука, 1979. - С. 186199.51 .Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М.: Высш. шк., 1989. - 405с.

38. Вере делен. В пересказе М.Д. На чув. яз. Казань: Центр. Типография, 1912.-24 с.

39. Виноградов Ф. Следы язычества в домашнем обиходе чуваш. Изд. Симб. Губерн. Учен. Арх. Комиссии. Симбирск: Губерн. Типография, 1897. -18 с.

40. Владимиров Е.В. В русле времени. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1979. 232 с.

41. Выходцев П.С. Новаторство. Традиции. Мастерство. Л.: Сов. писатель, 1973. - 336 с.

42. Выходцев П.С. В поисках нового слова: Судьбы русской советской поэзии двадцатых-тридцатых годов XX в. М.: Современник, 1980. - 319 с.

43. Ганиева Р. К. Восточный Ренессанс и поэт Кул Гали. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1988. - 172 с.

44. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов, их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей. 4.1. СПб., 1799. - С. 35-41.183

45. Гордлевский В. А. Из османской демонологии //Гордлевский В. А. Избр. соч.: В 4-х т. Т.З. История и культура. М.: Изд-во вост. лит., 1962. -299-325.

46. Далгат У. Б. Фольклор и литература народов Дагестана. М.: Изд-во вост. лит., 1962.181 с.

47. Далгат У. Б. Литература и фольклор. Теоретические аспекты. М.: Наука, 1981. - 301 с.

48. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 1. А-3. -М.: Рус. яз., 1978. -699 с.$7.Денисов П. В. Религиозные верования чуваш. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1959.-408 с.

49. Денисова ИЛ. Человек в традиционных религиозно-мифологических представлениях чувашей //Вопросы традиционной духовной культуры чувашей. Чебоксары: ЧНИИ, 1989. - С. 42-62.

50. Димитриев В.Д. Два описания чувашей и чувашские словари второй четверти ХУШ века //Вопросы археологии и истории Чувашии. Учен, зап., вып. 19. Чебоксары: ЧНИИ, 1960. - С. 270-302.

51. Димитриев В.Д. К материалам для "Этимологического словаря чувашского языка" (Чувашские слова в русских письменных источниках ХУ1-ХУП веков) //Исследования по этимологии чувашского языка. -Чебоксары: ЧНИИ, 1981. С. 134-140.

52. Егоров В. Г. Этимологический словарь чувашского языка. Чебокса184ры: Чув. кн. изд-во, 1964. 355 с.

53. Егоров Н.И. По следам златорогого оленя //Межэтнические общности и взаимосвязи фольклора народов Поволжья и Урала. Казань: Каз. фил. АН СССР, 1983. - С. 128-133.

54. Егоров Н.И. Чувашская мифология II Культура чувашского края. Ч. 1: Уч. пособие /В.П.Иванов, Г.Б.Матвеев, Н.И.Егоров и др. / Сост. М.И.Скворцов. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1994. - С. 109-146.

55. Ендеров В. А. Образ лешего (ардури ) в чувашском фольклоре //Исследования по чувашскому фольклору. Чебоксары: ЧНИИ, 1984. - С. 49-73.

56. Ендеров В. А. Творчество чувашских народных сказителей в годы Великой отечественной войны //Традиции и новаторство в чувашской литературе. Чебоксары: ЧНИИ, 1985. - С. 96-113.

57. Ендеров В. А. О некоторых основных функциях образа лешего в поэме М.Федорова " Ардури" //Вестник ЧГПУ им. И.Я.Яковлева. Чебоксары, 2000. - С. 68-76.

58. Еремеев В. П. Мифологические персонажи в якутских сказках //Мифология народов Якутии. Якутск: Як. кн. изд-во, 1980. - С. 47-58.185

59. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. Л.: Наука, 1979. - 493 с.

60. Записки А.Фукс о чувашах и черемисах Казанской губернии. Казань: В типогр. Имп. Казан. Ун-та, 1840. - 329 с.

61. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография /Пер. с нем. К.Д.Цивиной. М.: Наука, 1991. - 511 с.

62. Золотницкий Н. И. Корневой чувашско-русский словарь, сравненный с языками и наречиями разных народов тюркского, финского и других племен (с 22-мя приложениями). Казань: Типогр. Имп. Казан. Ун-та, 1875. -280 с.

63. Иванов И.И. Яркий и самобытный талант. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1972. -198 с.

64. Иванов И.И. К изучению мировоззрения К.В.Иванова //Вопросы метода, жанра и стиля в чувашской литературе. Чебоксары: ЧНИИ, 1981. -С. 74-95.

65. Ильина Г.Г. Демонологические персонажи в чувашской народнойимифологической прозе //Чаваш филологийёпе культури. Аслахконференцийён материалёсем. Шупашкар: ЧПУ йзд-ви, 1998. - С. 21-23.

66. Инфантьев П.П. Жизнь народов России. Этнографические рассказы. -СПб., 1911.-С. 165-171.

67. История казахской литературы. Т. I. Фольклор / Под ред. М.Ауэзова. -Алма-Ата: Изд-во АН Казахской ССР, 1968. 438 с.

68. Ишентей И. Вилемсёрлёх философийён вёрентёвё //Халах шкулё. -1997.-4 №.-76-81 с.

69. Ишентей Н. Ардуриада вилёмсёрлёх философийён вёрентёвёХыпар, 1998. Аван. - 20-мёшё.

70. Как чуваши выгоняют шайтана из своих домов //Странник. 1886.Июнь.-С. 192-194.

71. Канюков В. Я. От фольклора к письменности (Ранняя чувашская литература и народное творчество). Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1971. -126 с.

72. Канюков В. Я., Одюков И. И. Классикалла чаваш литературинчихалахлахпа фольклор дыханавёсем. 1 мёш пайё. -Шупашкар: ЧПУ изд-ви, 1973.-96 с.

73. Канюков В. Я. Николай Васильевич Шупу^дынни. Шупашкар: Чав.кён. изд-ви, 1977. 62 с.

74. Канюков В. К вопросу о фольклоризме и типологии реализма в новописьменной чувашской литературе Х1Х в. //Проблемы творческого метода в чувашской литературе. Труды, вып. 95. -Чебоксары: ЧНИИ, 1979. С. 3-38.

75. Канюков В.Я. Развитие литературы и народные художественные традиции: Проблемы литературно-фольклорных отношений. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1979. -192 с.

76. Керейтов Р.Х. Мифологические персонажи традиционных верований ногайцев //Советская этнография. -1980. № 2. - С. 117-127.

77. Коблов Я. Мифология казанских татар //ИОАИЭ. Т. ХХУ1, вып. 5. -Казань, 1910. С. 415-470.187

78. Кожинов В. В. Основы теории литературы. Краткий очерк. М.: Знание, 1962.-47 с.

79. Кожинов В. В. Статьи о современной литературе. М.: Сов. Россия, 1990.-544 с.108 .Кожинов В. В. Размышления о русской литературе. М.: Современник, 1991. - 526 с.

80. Комиссаров Г. И. Чаваш фольклорепе литература вёрентёвё //Чавашхалах самахлахё. Тёпчевсемпе текстсем. Шупашкар: ЧНТИ, 1989. - 6-45 с.

81. Кравцов Н.И. Русская проза второй половины Х1Х века и народное творчество: Уч.-метод, пособие по спецкурсу для студентов-заочников фи-лол. фак. гос. ун-тов. М.: Изд-во МГУ, 1972. - 87 с.

82. Кравцов Н.И. Проблемы сравнительного изучения славянских литератур. М.: Изд-во МГУ, 1973. - 363 с.

83. Краткое описание суеверий чуваш, сочиненное в 1828 году Курмышского Собора Протоиереем Александром Протопоповым, изданное в пользу бедного и Сиротствующего Духовенства. М.: В типогр. А.Семена, 1845.-24 с.

84. Кудряшов Г. Мён вал «вёри дёлен»? Шупашкар: Чав. патш. изд-ви, 1958.-8 с.

85. Кудряшова В. М. Образ лешего в коми устной несказочной прозе //Межнациональные связи коми фольклора и литературы. Сыктывкар: Коми НИИ, 1979. - С. 31-42.188Ъ.Леви-Стросс К. Структура мифов //Вопросы философии. -1970. № 7. - С. 152-169.

86. Лепехин И.И. Дневные записки путешествия . по разным провинциям Российского государства в 1768 и 1769 году. 4.1-2. СПб., 1771.-537 с.

87. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X XVII вв.: Эпохи и стили. - Л.: Наука, 1973. - 254 с.А25.Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд. М.: Наука, 1979. - 352 с.

88. Лосев А Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Учпедгиз, 1957.-620 с.

89. Лосев А Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. - 655 с.

90. Магницкий В.К. Из поездки в село Шуматово Ядринского уезда . Казанской губернии //ИОАИЭ. T.III. 1880-1882. Казань: Типо-литография Имп. Ун-та, 1884. - С. 160-179.

91. Макаров Д. М. О пережитках тотемизма у чуваш //Вопросы истории и историографии чувашского народа. Сб. ст., вып. 3. Чебоксары: Изд. ЧГУ, 1974.-С. 146-175.189

92. Макаров Д.М. Культ дерева у народов Поволжья и Приуралья //Вопросы истории и историографии чувашского народа. Сб. ст., вып. 4. -Чебоксары: Изд. ЧГУ, 1976. С. 173-194.131 .Максимов С. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: Книга, 1989. -176 с.

93. Макушкин В. М. Начало пути. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1976. - 146с.

94. Марийско-русский словарь. М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1956.-863 с.

95. Материалы для этнографии России. Казанская губерния. Кн. XIV. Составил полковник А.Ф.Риттих. Ч. II. Казань: Печат. в типогр. Имп. Казан. Ун-та, 1870. - 109 с.

96. Материалы к объяснению старой чувашской веры. Собраны в некоторых местностях Казанской губернии В.Магнитским, Членом-сотрудником Казанского ОАИЭ. Казань: Типогр. Имп. Ун-та, 1881. - 268 с.

97. Мелетинский Е. М. Миф и сказка //Фольклор и этнография. Л.: Наука, 1970. - С. 139-148.

98. Мелетинский Е. М. Первобытные истоки словесного искусства //Ранние формы искусства. Сб. ст. М.: Искусство, 1972. - С. 149-190.

99. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. - 407 с.

100. Мелетинский Е. М. Миф и историческая поэтика фольклора //Фольклор: Поэтическая система. Сб. ст. М.: Наука, 1977. - С. 23-41.

101. Мелетинский Е. М., Неклюдов С.Ю., Новик Е.С. Статус слова и понятие жанра в фольклоре //Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М.: Наука, 1994. - С. 39-104.190

102. Месарош Д. Памятники старой чувашской веры. Будапешт, 1909. -472 с. (на венг. яз.).

103. Милькович К.С. О чувашах. Этнографический очерк неизвестного автора конца XVIII столетия. С предисл. В.К.Магницкого. Казань: Типогр. Губерн. правления, 1888. - 35 с.

104. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х томах. Т. I. М.: Сов. энциклопедия, 1980. - 672 е.; Т. 2. - М.: Сов. энциклйпедия, 1982. - 720 с.150 .Мухамедова Р.Г. Татары-мишари. Ис+орико-этнографические исследования. М.: Наука, 1972. - 248 с.

105. Народные знания. Фольклор. Народное искусство: Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 4 /Под общ. ред. акад. Ю.В.Бромлея (СССР) и проф. Г.Штробаха (ГДР). М.: Наука, 1991. -167 с.

106. Неклюдов С.Ю. О некоторых аспектах исследования фольклорных мотивов //Фольклор и этнография: У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. Сб. науч. трудов /Под ред. Б.Н.Путилова. -Л.: Наука, 1984.-С. 221-229.191

107. Нигматуллина Ю.Г. Национальное своеобразие эстетического идеала. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1970. - 211 с.

108. Никитин В.П. Зарождение и становление жанра рассказа в чувашской литературе: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Саранск, 1984. - 22 с.

109. Никитин В.П. Чувашский рассказ: 1921-1941. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1990. - 128 с.

110. Никифоров Ф.Н. Стюхинские чуваши //ИОАИЭ. Т.ХХ, вып. 6. -Казань, 1904.-С. 325-348.

111. Никольский Н. В. Конспект по этнографии чуваш. Казань: Типогр. Имп. Казан, ун-та, 1908. - 180 с.

112. Никольский Н. В. Краткий конспект по этнографии чуваш //ИОАИЭ. Т. XXVI, вып. 6. Казань, 1911. - С. 511-624.161 .Никольский Н. В. Христианство среди чуваш Среднего Поволжья в XVI-XVLU веках. Казань: Типо-литогр. Казан, ун-та, 1912. -416 с.

113. Никольский Н. В. Краткий курс этнографии чуваш. Вып. 1. -Чебоксары: Чувашгосиздат, 1928. 224 с.

114. Николай. И[ванович]./7[олоруссов]. Константинополь хулине тунидинчен чаваш ваттисем калани. Пулерти Валем худа динчен. Хусан, 1915. - 20 с.

115. Новиков Н. В. Образы восточнославянской волшебной сказки. П.: Наука, 1974.-252 с.192

116. Нуруллин И.З. Напевы мятежного саза: Повесть о жизни и творчестве Г.Тукая //Ибрагим Нуруллин, Стихотворения, поэмы, сказки: Пер. стат. М.: Дет. лит., 1986. - 221 с.

117. Обряды и обычаи чуваш. В.И.Михайлова. СПб.: Паровая Скоропечатня П.О.Яблонского, 1891. -42 с.

118. Одюков И. И. Синкретические представления чувашей о вселенной //Проблемы религиозного синкретизма и развития атеизма в Чувашской АССР. Труды, вып. 86. Чебоксары: ЧНИИ, 1973. - С. 38-39.

119. Одюков И. И. Пелёт динчен авалхи чавашсем калани //Таван Атал.-1974. 4 №. - 72-75 с.171 .Одюков И. И. Поэт-фольклорист пултарулахё //Чаваш халах поэчё Николай Иванович Полоруссов-Шелепи. Ст. пуххи. Шупашкар: ЧНТИ, 1982. - 65-99 с.

120. Одюков И.И. Мифсемпе халапсем //Чаваш халах самахлахё. VI т. II пайё. Мифсемпе халапсем / И.И.Одюков, Е.С.Сидорова, Г.Ф.Юмарт пухса хатёрленё. Шупашкар: Чав. кён. изд-ви, 1987. - 5-32 с.

121. Одюков И. И. Литература аталанавён тапхарёсене палартассиЛитература еткерё: 1991. Шупашкар: ЧНТИ, 1991. - 7-23 с.

122. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 23-е изд., испр. / Под ред. чл.-кор. АН СССР Н.Ю.Шведовой. М.: Рус. яз., 1991. - 916 с.

123. Охотников ИМ. Приволжские чуваши (этнографический очерк) //Симбирские губернские ведомости. -1893. №№ 31, 52.

124. Охотников Н.М. Записки чувашина о своем воспитании //ИОАИЭ. Т. ХХХ1, вып. 1. Казань, 1920. - С. 19-48.

125. Паасонен X. Чувашский словарь. Будапешт, 1908. - XII + 246 с. (на венг. яз.).180./7аллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. 4.1. СПб., 1773. - 657 + 117 с.

126. Палнай. Чаваш халах хайлавесем, саввисем /Валем Ахун пухса йёркеленё. Шупашкар: Чав. кён. изд-ви, 1973. - 231 с.182./7атмар Э.И. Чаваш халах календаре. Шупашкар: Чав. кён. изд-ви, 1995 (Раздел «Некоторые чувашские боги). - С. 84-88.

127. Померанцева Э.В. Писатели и сказочники. М.: Сов. писатель, 1988. - 360 с.194

128. Полле Н.Н. Чуваши и их соседи. Чебоксары: О-во Изуч. Местн. Края, 1927.-91 с.18В.Потанин Г. И. У вотяков Елабужского уезда //ИОАИЭ. Т. Ill, 18801882. Казань, 1884. - С. 189-256.

129. Потебня А. А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. - 614 с.

130. Пропп В. Я. Фольклор и действительность. М.: Наука, 1976. - 325 с.

131. Путилов Б. Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. М.: Наука, 1976. - 244 с.

132. Путилов Б.Н. О некоторых аспектах изучения традиционной духовной культуры этноса //Вопросы традиционной духовной культуры чувашей. Чебоксары: ЧНИИ, 1989. - С. 3-10.

133. Путилов Б. Н. Веселовский и проблемы фольклорного мотива //Наследие Александра Веселовского. Исследования и материалы. СПб.: Наука, 1992. - С. 74-86.

134. Ра<Элое В. В. Опыт словаря тюркских наречий. Т. I, ч. I-2. СПб., 1893.-1914 с.

135. Революцичченхи чаваш литератури. Текстсем. 1 том (XX ёмёрччен). Шупашкар: Чав. кён. изд-ви, 1984. - 464 с.

136. Революцичченхи чаваш литератури. Текстсем. 2 том. 1 кёнеке. -Шупашкар: Чав. кён. изд-ви, 1988. 431 с.

137. Революцичченхи чаваш литератури (XX ёмёрччен). Шупашкар: Чав. кён. изд-ви, 1989. - 302 с.195201 .Родионов В. Г. Вопросы жанровой классификации чувашского фольклора //Чувашский фольклор. Специфика жанров. Чебоксары: ЧНИИ, 1982.-С. 54-105.

138. Родионов В.Г. Чувашское и тюркское стихосложение: Уч. пособие. -Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 1986. 80 с.

139. Родионов В.Г. К вопросу о национальном самосознании чувашей вконце Х1Х начале XX вв. //Вопросы традиционной духовной культуры чувашей. - Чебоксары: ЧНИИ, 1989. - С. 63-74.

140. Родионов В.Г. О системе чувашских языческих обрядов //Чувашская народная поэзия. Чебоксары: ЧНИИ, 1990. - С. 3-64.

141. Родионов В.Г. Чаваш . литератури йеркеленнё тапхарсемЛитература еткерё: 1991. Шупашкар: ЧНТИ, 1991. - 24-30 с.

142. Родионов В.Г. Чувашский стих: Проблемы становления и развития.Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1992. 223 с.

143. Родионов В.Г. Новые подходы к изучению этносов и их культур: Этническая история болгаро-чувашей //Изв. НАНИ 4P. 1996. - № 2. - С. 77-85.

144. Родионов В.Г. "Ардури": дырна вахат, жанр//Хыпар. 1998. - Аван. - 26-меше.

145. Родионов В. Главный герой очищается при помощи страха //Чаваш Ен.-1998.-№31.-С.6.

146. Родионов В. Г. Михаил Федоров. "Ардури" анлантаравё. Шупашкар: ЧПУ изд-ви, 1999.-75 с.211 .Родионов В.Г. Чаваш литератури (XVIII-X1X ёмёрён пёрремёшдурри). Вёрену пособийё. Шупашкар: ЧПУ изд-ви, 1999. -177 с.

147. Розенфельд А. 3. О некоторых пережитках древних верований уприпамирских народов (В связи с легендой о <снежном человеке>) //Сов. этнография. 1959. - № 4. - С. 55-66.

148. Романов И.Р. Киреметсем динчен. Шупашкар: Чав. кён. изд-ви, 1958.-20 с.196

149. Руденко С. И. Башкиры: Опыт антологической монографии. Ч. II. -Л., 1925. -330 с.

150. Рыбаков Б. А. Языческое мировоззрение русского средневековья //Вопросы истории. -1974. № 1. - С. 3-30.

151. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981. - 607 с. 2X1.Рынков Н.П. Журнал или дневные записки путешествия капитанаРычкова по разным провинциям Российского государства 1769-1770 годов. -СПб., 1770.-С. 82-83.

152. Сабитов С. С. К вопросу о происхождении некоторых мотивов в марийских волшебных сказках //Вопросы марийского фольклора и искусства, вып. 3. Йошкар-Ола: Map. НИИ, 1982. -С. 34-42.

153. Сагалаев A.M. Мифология и верования алтайцев: Центрально-азиатские верования. Новосибирск: Наука, 1984. - 119 с.

154. Салмин А.К. Киремет /Отв. редактор С.А.Арутюнов. Чебоксары: Чув. нац. академия, 1992. - 27 с.

155. Салмин А.К. Религиозно-обрядовая система чувашей /Отв. ред. Н.Л.Жуковская. Чебоксары: Чув. нац. академия, 1993. - 211 с.

156. Салмин А.К. Народная обрядность чувашей /Отв. ред. чл.-кор. РАН С.А.Арутюнов. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1994. - 339 с.

157. Салмин А.К. Семантика дома у чувашей /Отв. ред. чл.-кор. РАН С.А.Арутюнов. Чебоксары: ЧГИГН, 1998. - 63 с.

158. Салмин А.К Фольк-религия чувашей //Проблемы национального в развитии чувашского народа. Сб. ст. Чебоксары: ЧГИГН, 1999. - С. 235247.

159. Сбоев В. А. Исследования об инородцах Казанской губернии. Заметки о чувашах. Казань: Изд. книгопродавца Дубровина, 1856. - 188 с.197

160. Сбоев В. Чуваши в бытовом, историческом и религиозном отношениях. Их происхождение, язык, обряды, поверья, предания и пр. -М.: Типография С.Орлова, 1865. -188 с.

161. Селезнев Ю. В мире Достоевского. М.: Современник, 1980. - 376 с.

162. Семенова С. Преодоление трагедии: «Вечные вопросы» в литературе. М.: Сов. писатель, 1989. - 440 с.

163. Сергеев В.И. Термины древнечувашской мифологии и демонологии: //Исследования по этимологии чувашского языка. Сб. ст. Чебоксары: ЧНИИ,1981.-С. 67-110.

164. Сергеев В.И. Термины древнечувашской мифологии и демонологии: Ст. вторая //Этимологические исследования по чувашскому языку. Сб. ст. -Чебоксары: ЧНИИ, 1984. С. 86-101.

165. Сидорова Е. С. Чувашский фольклор в творчестве К.В.Иванова //Чувашский язык, литература и фольклор. Сб. ст., вып. 1. -Чебоксары: ЧНИИ, 1972. С. 352-364.

166. Сидорова Е. С. Записи и публикации чувашских сказок в Х1Х начале XX вв. //Чувашский язык, литература и фольклор. Сб. ст., вып. 2. -Чебоксары: ЧНИИ, 1973. - С. 246-276.

167. Сидорова Е.С. Чувашская бытовая сказка: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1973. -17 с.

168. Сироткин М.Я. Константин Васильевич Иванов (Критико-биографический очерк). Чебоксары: Чувашгосиздат, 1955. - 32 с.

169. Сироткин М.Я. Николай Иванович Полоруссов (Шелеби) (Критико-биографический очерк). Чебоксары: Чувашгосиздат, 1956. - 42 с.

170. Сироткин М. Я. Чувашские народные сказки //Вопросы чувашского языкознания и литературоведения. Учен, зап., вып. 26. Чебоксары: ЧНИИ, 1963. - С. 125-151.

171. Сироткин М. Я. Чувашский фольклор. -Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1965.-129 с.198

172. Сироткин М.Я. Очерки дореволюционной чувашской литературы. Вт. доп. изд.- Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1967.241 .Сказки и предания чуваш. Чаваш халлапёсем. Симбирск: Типогр.А. и М. Дмитриевых, 1908. -114 с. (на чув. яз.).

173. Сказки и предания чуваш. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1963. -132 с.

174. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Эллис Лак, 1995. - 416 с.

175. Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1982.-1600 с.

176. ХХ ёмёрти чаваш литературин историйё (1900-1990): ПрограммаГ.Я.Хлебников, В.Г.Родионов т. ыт. те хатёрленё. Шупашкар: ЧПУ изд-ви, 1994.-64 с.

177. Тимофеев Г. Тахарьял (Сёве таршшёнчи чавашсем). Этнографиочеркёсемпе халах самахлахё. Шупашкар: Чав. кён. изд-ви, 1972. -491 с.

178. Токарев O.A. Религиозные верования восточнославянских народов Х1Х начала XX вв. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1957. -164 с.

179. Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. М.: Наука, 1964.-397 с.

180. Толстой Н. И. Из заметок по славянской демонологии. 1. Откуда дьяволы разные? //Материалы Всесоюзного симпозиума по вторичным моделирующим системам. 1 (5). Тарту: Тарт. ГУ, 1974. - С. 27-32.199

181. Толстой Н. И. Из заметок по славянской демонологии. 2. Каков облик дьявольский? //Народная гравюра и фольклор в России ХУП Х1Х вв. - М.: Наука, 1976. - С. 288-319.

182. Толстой Н. И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М.: Наука, 1995. - 326 с.

183. Топография оренбургская, то есть: обстоятельное описание Оренбургской губернии, сочиненное Коллежским Советником и Императорской Академии Наук Корреспондентом Петром Рычковым. 4.1. -СПб., 1762. -331 с.

184. Топорков A.J1. Теория мифа в русской филологической науке Х1Х века: Современные исследования. М.: Индрик, 1997. - 456 с.

185. Топоров В. И. Из наблюдений над этимологией слов мифологического характера//Этимология. 1967. -М.: Наука, 1969. С. 11-21.

186. Топоров В. Н. Заметки по балтийской мифологии //Балто-славянский сборник. М.: Наука, 1972. - С. 289-314.

187. Трофимов A.A. Космогонические представления древних чувашей и отражение их в орнаменте вышивки //Чувашское искусство. Труды, вып. 70. Чебоксары: ЧНИИ, 1976. - С. 3-52.

188. Трофимов A.A. Антропоморфизация модели мира и народный женский костюм чувашей //Актуальные вопросы истории и теории чувашского искусства. Труды, вып. 90. Чебоксары: ЧНИИ, 1979. - С. 3-44.

189. Трофимова Р. П. Философско-лингвистические концепции в русской эстетике (А. А. Потебня, А. Н. Веселовский) //История эстетической мысли. Т. 4. М.: Искусство, 1987. - С. 248-264.

190. Трофимова Р. П. Мифология и религия в культурологических теориях России (вторая половина XIX в.) //Культура и религия: линии сопряжения. М.: Наука, 1994. - С. 43-47.

191. Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 246 с.

192. Фальк И.П. Записки путешествия академика Фалька (1768-1774 гг.). Ч. 1-2. СПб., 1773 //Полное собрание ученых путешествий по России, издаваемое Академией наук. Т. 3. - СПб., 1823. - С. 163-190.

193. Федоров Г.И. Санарла самах шыраве. Шупашкар: Чав. кён. изд-ви, 1996.-224 с.

194. Федоров Г.И. Художественный мир чувашской прозы 1950-1990-х гг.- Чебоксары: ЧГИГН, 1996. 304 с.

195. Федоров Г.И. Своеобразие художественного мира чувашской прозы 1950-1990-х годов: Автореф. дис. . докт. филол. наук. Казань, 1997. - 46 с.

196. Федоров Г.И. О национальном своеобразии чувашской литературы (Некоторые аспекты) //Проблемы национального в развитии чувашского народа. Сб. ст. Чебоксары: ЧГИГН, 1999. - С. 173-188.

197. Федоров М. Произведенисен формалахё//Литература еткерё: 1991.- Шупашкар, ЧНТИ, 1991. 68-74 с.

198. Фольклор и этнография. У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. Сб. научн. трудов /Под ред. Б.Н.Путилова. Л.: Наука, 1984.-255 с.

199. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М.: Наука, 1978. -605 с.

200. Хисамутдинов Г. М. Социально-экономический строй и201общественные отношения татар в эпоху феодализма //Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М.: Наука, 1967. - С. 189-234.

201. Хлебников Г.Я. Художественное мастерство К.В.Иванова в поэме "Нарспи" //Классик чувашской поэзии. Сб. ст. Чебоксары: ЧНИИ, 1966. - С. 25-92.

202. Хлебников Г.Я. Чувашский роман. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1966. -211с.

203. Хлебников Г.Я. Первое произведение классики чувашской литературы //Изв. НАНИ 4P. -1997. № 6. - С. 61-70.

204. Хузангай А. П. Об арабо-мусульманских терминах в чувашскойсакральной лексике //Чаваш терминологи аталанавён хальхи ыйтавёсем:Наука конференцийён доклачёсемпе хыпарёсен тезисёсемГ.А.Дегтярев, А.П.Хусанкай хатёрленё. Шупашкар: ЧНТИ, 1995. - С. 3638.

205. Хузангай П.П. Ровесники, друзья по духу (Мысли о К.Иванове и Г.Тукае) //Классик чувашской поэзии. Сб. ст. Чебоксары: ЧНИИ, 1966. - С. 175-179.

206. Хумма ÇeMeHe. Чавашла стихсен техники динчен //Литератураеткерё: 1991. Шупашкар: ЧНТИ, 1991. - 55-61 с.

207. Чавашла-вырасла словарь /М.И.Скворцов редакциленё. М.: Рус. яз., 1982.-712 с.

208. Чаваш литературин историйё: Ханаху ёдёсен темнеем /В.А.Абрамов пухса хатёрленё. Шупашкар: ЧПУ изд-ви, 1991. - 45 с.202

209. Чаваш литературин классике Михаил Федоров /В.П.Никитин пухса хатёрленё. Шупашкар: ЧПГАИ, 1998. - 60 с.

210. Чаваш литературин санарла пуплев теорийё: Методика катартавёсем. Шупашкар: ЧПУ изд-ви, 1994. - 88 с.

211. Чаваш халах самахлахё. Юмахсем. I т. Шупашкар: Чав. кён. изд-ви, 1973. - 439 с.

212. Черепанова O.A. Демонологическая лексика севернорусских говоров //Севернорусские говоры. Вып. 2. Л.: Изд-во ЛГУ, 1975. - С. 131-137.

213. Черепанова O.A. Мифологическая лексика русского Севера. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.- 168 с.

214. Четкарев К. А. Героические образы в марийских сказках. Учен, зап., вып. IV. Йошкар-Ола: Map. НИИ, 1951. - С. 173-193.

215. Чичерина С. У приволжских инородцев. Путевые заметки. СПб.: Типография В.Я.Мильштейна, 1905. - С. 313-427.

216. Чувашские легенды и сказки /Сост. Е. С. Сидорова. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1979. - 224 с.

217. Чувашские разговоры и сказки, составленные Спиридоном Михайловым, переводчиком чувашского языка. Казань: В Ун-ой типографии, 1853. - 107 с.

218. Чувашские сказки. М.: Худ. лит., 1937. - 222 с.

219. Чувашские сказки. М.: Худ. лит., 1971. - 298 с.

220. Шелеби ИМ. Чувашская песня. Стихи. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1955.-99 с.

221. Шелепи ИМ. Савасем, легендасем. ШупаШкар: Чав. кён. изд-ви, 1981.- 128 с.

222. Эзенкин B.C. Чаваш литературоведенийёпе критика историйёнкёске очеркё.1917-1955. Шупашкар: ЧПУ изд-ви, 1987. - 79 с.

223. Юмарт Г.Ф. Чувашская эпическая поэзия //Чувашская народная поэзия. Чебоксары: ЧНИИ, 1990. - С. 110-123.303Юмарт Г.Ф. Малтанхи пичетленмен савапла юмах-халап //Литература еткерё: 1991. Шупашкар: ЧНТИ, 1991. - 82-110 с.

224. Якуркка Микихвере (Н.Е.Наумов). Чаваш тёнё. Тёнчекурам. Ырхаярсем // "Хыпар" кёнеки. 4 №. - Шупашкар, 1992. - Юпа. - 3-мёшё.

225. Ярыгин А.Ф. Современные проявления дохристианских веровании марийцев. Йошкар-Ола: Map. кн. изд-во, 1976. - 75 с.

226. Яц/1/н Д.А. Общие мотивы в сказках перМских и тюркоязычных народов //Фольклор народов РСФСР. Вып. 1. Уфа: Башк. ГУ, 1974. - С. 6368.

227. Яшин Д.А. Имена удмуртских фольклорных персонажей тюркоязычного происхождения //Фольклор народов РСФСР. Вып. 4. Уфа: Башк. ГУ, 1977.-С. 49-54.