автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Художественное пространство и время в произведениях П. А. Егорова и В. Н. Захарова

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Урукова, Любовь Алексеевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Чебоксары
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Художественное пространство и время в произведениях П. А. Егорова и В. Н. Захарова'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Урукова, Любовь Алексеевна

Введение

Глава 1. Основные этапы развития русскоязычной литературы Чувашской республики в 1920-1990-е годы.

1.1. История развития русскоязычной литературы Чувашии и вопросы ее теоретического изучения (1920-1990-е гг.)

1.2. Творчество русскоязычных писателей П.А. Егорова и В.Н. Захарова как отражение художественного мира чувашской и русской прозы.

Глава 2. Типология художественного пространства и времени в произведениях Егорова и Захарова.

2.1. Бытовой и бытийный хронотоп

2.2. Роль художественно-речевых средств с пространственным и временным значением в характеристике героев.

Глава 3. Роль бинарных оппозиций в формировании пространственно-временной структуры текстов.

3.1. Пространственные оппозиции и их соотношения

3.2. Временные оппозиции и их соотношения.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по филологии, Урукова, Любовь Алексеевна

Одной из особенностей литературного процесса в Чувашии является развитие литературы на двух языках - чувашском и русском.

Двуязычие в литературе Чувашии по-своему в определенной степени влияет на общественную и культурную жизнь республики в целом и отражает повсеместный процесс взаимовлияния литератур разных народов в нашей стране, которое происходит постоянно. «Десятки больших и малых литератур живут, движутся и развиваются одновременно, в полном смысле взаимодействуя друг с другом» [127.С.259]. «Если рассматривать развитие литературы по принципу «чистокровности», - отмечает Ю.Б. Борев, - потери ее будут невосполнимы» [29. С.117].

Поэтому вопросы «своенародных», то есть присущих определенному народу, и национальных литературных основ, вопросы взаимодействия национальных литератур и национального многообразия отечественной литературы постоянно находятся в центре внимания многих ученых. Литературный критик А.П. Хузангай утверждает: «Надо осознавать себя в контексте многих культур, пути которых непредсказуемо могут пересечься» [153. С. 55].

Это и понятно. В наше время, как никогда ранее, взаимообмен духовными ценностями на базе тесных динамических экономических, социальных, политических, культурных связей становится важнейшим фактором, движущим и развитие литературы.

Актуальность исследования. Надо сказать, что если вопросы национально-культурных отношений русских и чувашей были и являются предметом особого внимания литературоведов, однако вопросы русско-национальной литературы в общем литературном процессе Чувашии остаются вне научных исследований. В печати также уделяется некоторое внимание освещению вопросов взаимосвязей чувашских писателей с русскими литераторами, приезжавшими из столицы и других областей нашей страны, но интересующий нас вопрос содружества чувашских и местных русских авторов также выпадает из поля зрения критиков.

Вместе с тем русскоязычная литература республики является неразрывной частью национальной литературы. Творчество писателей осуществляется на одной территории, в нем отражаются сложные процессы литературного взаимовлияния, «национального мировосприятия и национальный стиль» [39.С.119], что делает их произведения интересными как для русского, так и для чувашского читателя, и не считаться с этим просто нельзя. Феномен русско-национальной литературы в целом малоизучен и малопонят. Все же мы являемся свидетелями того факта, что национальные художники слова создали и продолжают создавать свои замечательные творения на русском языке. Это киргиз Чингиз Айтматов, белорусы Василий Быков и Алесь Адамович, молдаванин Ион Друцэ, узбек Тимур Пулатов, азербайджанцы Чингиз Гусейнов, Максуд и Рустам Ибрагимбековы, таджик Тимур Зульфикаров, грузин Чабуа Амирджиби, украинец Виталий Коротич, казах Олжас Сулейменов, абхаз Фазиль Искандер, армянин Леонид Гурунц, чукча Юрий Рэтхэу и др.

И это далеко не полный список авторов, создавших художественные творения на русском языке. Перечисленные имена говорят о неслучайном характере развития такого литературного явления, как русскоязычная литература.

На вопрос, почему Чингиз Айтматов пишет на русском языке, сам писатель отвечает так: «Когда я пишу по-русски, то чувствую (хотя почти невозможно сформулировать это чувство), что выражаю себя совершенно особым и неповторимым образом» [4.С.36].

И это свидетельство того, что все больше людей разных национальностей считают русский язык, а значит, и русскую культуру родными.

В чувашской литературе также выделяется целая плеяда русскоязычных авторов: это В.А. Смирнов-Ульяновский, И.Ф. Гордеев, Н.М. Черепанова, Н.А. Стуриков, B.C. Чаплина, В.Г. Мурашковский, В.В. Погильдяков, В.В. Долгов, П.Г. Маркин, Г.Н. Айги, В.Н. Захаров, П.А. Егоров и др., в творчестве которых не могли не отразиться революционное время, коллективизация, Великая Отечественная война, события современной жизни, связь с родной землей, чувашским краем, народом, поэтому настало время осмысления их наследия. Вместе с тем, творчество их еще не стало объектом специального литературоведческого анализа, оно было лишь предметом статей в периодической печати, посвященных жизнедеятельности отдельных писателей или их отдельным произведениям. Как известно, газетно-журнальные публикации не создают целостного представления о русскоязычной литературе, и в этом видится важность настоящего исследования.

Наше внимание привлекли В.Н. Захаров и П.А. Егоров, произведения которых отличаются широким диапазоном читательского воздействия. Они были известны не только чувашскому, но и российскому читателю: книги Егорова «У теплой реки», «На своем берегу» и Захарова «Нюринге», «Раскаты» изданы в Москве. Прозаики отражают природу художественного мира чувашской и русской прозы. К тому же их творчество словно вбирает в себя опыт развития русскоязычной литературы, в конкретных произведениях они показывают глубокий интерес к пространственно-временным категориям, характерным для литературно - творческого процесса того периода, в рамках которого вмещается их творчество. Поэтому уяснение эстетической значимости их прозы представляется более ценным именно в связи с проблемами художественного пространства и времени.

Вообще, следует сказать, что тема художественного пространства и времени в русскоязычной литературе Чувашии практически не изучена. Хронотопичность прозы Егорова и Захарова рассматривается впервые, а значит, и по этой причине тема исследования актуальна.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются изыскания наиболее крупных ученых по теории и истории русской и советской литературы: М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, В.Я. Проппа, В.В. Кожинова, В.И. Тюпы, М.Б. Храпченко, Ю.М. Лотмана, Н.К. Гея, А.Я. Гуревич, Б.А. Успенского и др. Также использовались результаты исследований в научных трудах А.Н. Лоя, Л.О. Чернейко, Ю.Б. Борева, В.Г. Боборыкина, Л.А. Колобаевой, В.И. Воронова, Л.И. Вуколова и др. Большим подспорьем в работе стали труды ученых региона: Г.Я. Хлебникова, Ю.М. Артемьева, Г.И. Федорова, В.Г. Родионова, B.C. Эзенкина и др. Для понимания русскоязычной литературы как особой ветви чувашской литературы использовались работы чувашского профессора Е.В. Владимирова, материалы «Чувашская литература между двумя съездами писателей» [186], публикации в периодической печати,1 архивные материалы Союза писателей Чувашии.2

В плане решения данной проблемы чувашским литературоведом Е.В. Владимировым [43] была сделана первая попытка историко — литературного изучения творческой деятельности некоторых русских писателей, живших и живущих в республике, а также их роли в развитии межнациональных связей чувашской литературы, исследование наследия которых вполне может

1 Агивер Ф. Во время родства душ // Советская Чувашия. - 1995. - 25 августа; Васяков Ф. Пуд соли // Советская Чувашия. - 1973. - 6 января; Волков

A. Азимут - высокое нравственность // Молодой коммунист. - 1981. - 17 ноября; Гирин И. О природе с любовью // Время. — 2000. — 22 апреля; Долгов

B.В. Колодцы и колодезники (вечные ценности) // Советская Чувашия. - 1997. - 27 марта; Иванов И. Высокой мерой // Советская Чувашия. - 1978. - 14 ноября; Ильина В. Они достойней были и умерли, а я еще живу // Советская Чувашия. — 1995. - 16 мая; Кириллов Ю. Озарено светом души // Советская Чувашия. - 1990. - 13 сентября; Маркин П.Г. В поисках смысла жизни // Молодой коммунист. - 1981. - 23 февраля; Погильдяков В.В. Дать силе простор // Советская Чувашия. — 1982. - 8 марта; Прокопьев И.П. Голос сердца // Чебоксарская правда. - 2000. - 14 сентября и др.

2 Большую помощь оказали нам материалы Центрального государственного архива общественных организаций Чувашской Республики: Ф. 434. Оп.1. Д. 109. Л.7; Ф. 434. Оп.З. Д.5; Ф. 434. Оп.З. Д.28; Ф. 434. Оп.З. Д.107; Ф. 434.0п.4. Д.20; Ф. 434. Оп.4. Д. 175; Ф. 434. Оп.4 Д.284; Ф. 434. Оп.4 Д.320; Ф. 434. Оп.4 Д.335. Л.30, Л.31, Л.41; Ф. 434,Оп.4 Д.346. Л.8 стать объектом дальнейшего тщательного научного анализа.

Определяющими в трактовке героев стали идеи М.М. Бахтина и Ю.М. Лотмана о том, что характер героя реализуется через определенный тип хронотопа, в котором тот пребывает. Определенному типу пространства соответствуют определенные моральные характеристики героя. По мнению Ю.М. Лотмана, герой «пути» перемещается по пространственной этической траектории, поэтому его путь связан с изменением и понимается как движение в пространстве.

Использовались выводы Д.С. Лихачева применительно к контекстам философского характера («время обобщения», «вневременное») [132. С.275-276], В.Г. Родионова - применительно к молитвословиям («отношения обитателей миров вертикальных и горизонтальных пространств») [157. С.60].

Интерпретация Л.О. Чернейко художественного пространства отражается в текстах в той части, где указывается стремление выйти в беспредельное. В связи с этим, выделяется реальное, видимое и воображаемое, гипотетическое пространство: «актуальное . - это то, что Я «вижу» «здесь и теперь», гипотетическое - то, что Я «вижу» «здесь и везде» [183. С.64].

Нашла свое воплощение в наших исследованиях точка зрения В.А. Кузнецовой, которая считает, что 70-80-м годам характерна «ретроспективная ориентация» [126. С. 119].

А.Я. Гуревич [58] справедливо указывает на то, что герои, перемещаясь в пространстве, переходят из одного времени в другое, когда же они попадают в новый хронотоп, он диктует им новые нормы поведения, которым они не соответствуют по своей природе.

Нашла реализацию точка зрения А.Н. Лоя [133] о том, что общественная активность личности лучше осмысливается в связи с чувством времени и пространства.

Ведущее место в исследованиях занимают принципы системно-структурного и сравнительно-сопоставительного анализа предмета изучения. Комплексный подход в процессе исследования позволил использовать метод целостного анализа отдельно взятого произведения - чаще повести, рассказа, реже — книги, метод сравнительного анализа дал возможность выявить общие вопросы, однородные черты и определить особенности, своеобразие творчества русскоязычных авторов.

Эти методологические и литературоведческие аспекты и определили особенности работы. Отсюда вытекают следующие цели исследования:

• изучение вопросов истории развития и теоретического изучения русскоязычной литературы Чувашии;

• раскрытие художественного пространства и времени в произведениях Егорова и Захарова.

Постановка этих целей определила и задачи работы:

• рассмотрение периодов развития русскоязычной литературы в рамках 1920-1990-х годов;

• осмысление художественного мира произведений Егорова и Захарова на стыке двух культур, в единстве национального и общего литературного процесса периода 1970-1990-х годов;

• рассмотрение времяпространства в их текстах;

• определение роли художественно-речевых средств в характеристике героев и пространственно-временной организации текстов прозаиков;

• постижение специфики пространственных и временных оппозиций и их соотношений в структуре текстов писателей.

Объектом исследования послужили книги П.А. Егорова «Жить вместе», «Перекат» и В.Н. Захарова «Сердце человека», «Пуд соли», «Бессонница», «Нюринге», «Железины», «Раскаты». В поле зрения диссертанта находились 21 произведение П.А. Егорова и 23 произведения В.Н. Захарова, осмысление которых легло в основу диссертации. Предметом анализа являются: характеристика форм взаимосвязи национального и общего литературного процесса;

- анализ художественного пространства и времени, как способов творческого самовыражения и постижения глубинного смысла творений писателей.

Научная новизна диссертации определяется малоизученностью избранного ракурса исследования. Впервые предлагается теоретическое обоснование истории развития русскоязычной литературы республики. Впервые анализируется творчество русскоязычных авторов П.А. Егорова и В.Н. Захарова в аспекте указанной темы. Новым представляется попытка рассмотрения нравственного пространства героев через определенный тип хронотопа на материале конкретных произведений писателей.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что материалы диссертации могут быть использованы учителями-словесниками при изучении чувашской литературы в общеобразовательных школах, при разработке спецсеминаров и спецкурсов по творчеству Егорова и Захарова в вузах, при написании студентами курсовых и дипломных работ.

Апробация диссертации: основные положения диссертации нашли отражение в печатных работах: «Художественное пространство и время русскоязычных писателей Чувашии» (Чебоксары, 2003 г.); «Русскоязычная литература Чувашии» (Чебоксары, 2003 г.); «Бытийный хронотоп и герой «пути» в произведениях Егорова и Захарова» (Чебоксары, 2003 г.). Опубликованы статьи в журналах: «Алла-аллан» / «Чувашская русскоязычная литература: 1920-1990» («Таван Атал», 2003 г., № 8); «Изучение творчества Егорова и Захарова на уроках литературы» («Народная школа», 2003 г., № 5). Некоторые положения исследования апробированы в выступлении на Международной научной конференции по теме «Творчество Геннадия Айги в контексте чувашской, российской и общеевропейской культур» (Чебоксары, 1997 г.).

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Во введении обосновывается актуальность избранной теми и дается краткий обзор литературы, предопределяющей постановку вопроса.

Первая глава называется «Основные этапы развития русскоязычной литературы Чувашской республики в 1920-1990-е годы». Она имеет два раздела. В первом разделе рассматривается история развития русскоязычной литературы республики и вопросы ее теоретического изучения (1920-1990-е гг.). В нем выделяются определенные периоды ее развития в обозначенных временных рамках. Во втором разделе на примере творчества Егорова и Захарова уясняется, что их произведения передают глубокий интерес русскоязычной прозы к истокам национальной культуры и отражают природу художественного мира чувашской и русской литературы.

Вторая глава рассказывает о типологии художественного пространства и времени в произведениях писателей. Глава рассматривает пространство и время в художественном мире прозаиков, представленные типологически устойчивыми хронотопами, которые можно условно обозначить как бытовой и бытийный. Она состоит из двух разделов. Первый раздел посвящается анализу бытового и бытийного хронотопов как типов художественного времяпространства, характеризующих мир и нравственные устремления персонажа «быта» и героя «пути» в текстах Егорова и Захарова. Второй раздел раскрывает важную роль художественно-речевых средств с пространственным и временным значением в характеристике героев и организации смыслового и стилистического единства текстов.

В третьей главе определяется роль бинарных оппозиций в формировании пространственно-временной структуры текстов писателей. Глава состоит из двух разделов. В первом разделе исследуются пространственные оппозиции и их соотношения и способы создания этого эффекта на примере четырех пространственных оппозиций; во втором — соответственно на примере четырех временных оппозиций.

В заключении подводятся итоги работы и делаются основные выводы.

Список литературы содержит 193 наименования.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Художественное пространство и время в произведениях П. А. Егорова и В. Н. Захарова"

Заключение

В диссертации была предпринята попытка рассмотрения истории развития чувашской русскоязычной литературы и анализа произведений Егорова и Захарова на пространственно-временном уровне.

В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:

- объединение в 1925 году двух экономических и культурных центров -Чебоксар и Алатыря - ускорило формирование на основе сложившихся исторических связей единого культурного пространства республики;

- Алатырская «Трудовая газета» и ее редактор В.А. Смирнов-Ульяновский сыграли значительную роль в установлении творческих взаимосвязей между русскоязычными и чувашскими авторами;

- вхождение Алатырской ассоциации пролетарских писателей в состав Чувашской AJ1II на правах русской секции в октябре 1929 года расширило творческое сотрудничество;

- в целом, в истории развития чувашской русскоязычной литературы в 1920 - 1990-е годы выделяются периоды: алатырский (июль 1925 - октябрь 1929 гг.); чебоксарский (октябрь 1929 - 1941 гг.); военный» (1941 - 1945 гг.); послевоенный (1945 - конец 1960-х гт.); современный (конец 1960-х - 1990-е гг.);

- в 1970 - 1990-е годы широкому кругу российских и чувашских читателей стали известны произведения русскоязычных писателей П.А. Егорова и В.Н. Захарова;

- тексты Егорова и Захарова отражают природу художественного мира чувашской и русской прозы и связь с общим литературным процессом;

- писатели осмысливают хронотоп кризиса системы как период падения нравственности, переоценки ценностей;

- Егоров в хронотопе кризиса исследует период «перебора», характеризующийся дефицитом человечности и доверия, тьмой;

- Захаров в хронотопе кризиса анализирует период «меженицы», отличающийся наличием выбора и поступка, светом;

- Егоров исследует разрушающие силы личности, Захаров — созидающие. Отсюда тьма у Егорова разъединяет, свет у Захарова сближает;

- пространство и время в произведениях писателей представлено типологически устойчивыми хронотопами, которые можно условно обозначить как бытийный и бытовой;

- взаимодействие двух типов хронотопов — бытового и бытийного — определяет единство их текстов на пространственно-временном уровне; в бытийном хронотопе действует герой «пути», в бытовом — персонаж «быта», характер которых реализуется через определенный тип хронотопа;

- Егоровым анализируется бытовой хронотоп, Захаровым — бытийный;

- основной характеристикой бытового хронотопа являются монотонность и суетность;

- бытовые пространственно-временные отношения отражают мир и нравственные устремления персонажа «быта», лишенного пути как внутреннего развития;

- текстам с бытовым хронотопом характерна смысловая оппозиция: «свой -чужой», «человек - скотина», «хорошо - плохо», «норма — ненормальность», «от живота - от сердца», «душа - душонка»;

- бытийный хронотоп характеризуется открытостью и движением;

- герой бытийного хронотопа - это герой «пути», имеющий свой нравственно-этический путь, способный к выбору и поступку, получающий внутреннюю эволюцию;

- в характеристике героев выделяется важная роль художественно-речевых средств с темпоральным и пространственным значением;

- в произведениях Егорова бытовой хронотоп и зависимость персонажа «быта» от обстоятельств изображаются с помощью параллельных конструкций, видо-временных глагольных форм, кратких страдательных причастий, повторов, перечислений, неполных и назывных предложений;

- в произведениях Захарова изменения героя «пути» происходят в результате недовольства собой, самоанализа, скачка, поиска нравственных опор, выбора, поступка; активное начало героев передается повествованием от первого лица (посредством писем, исповеди, внутренней речи, размышлений с использованием оценочных фраз);

- таким образом, исследуя хронотоп кризиса, писатели представляют два типа социального поведения: Егоров рисует более уступчивый образ жизни, Захаров моделирует определенно-положительный тип поведения;

- бинарные оппозиции являются непременной характеристикой на всех уровнях - от эпизодов до общих свойств текста;

- оппозиция «замкнутое-открытое» сопряжена с опасностью. Символом замкнутого пространства, лишенного связи с открытым, у Егорова выступает ящик с крышкой, у Захарова — квадрат;

- в оппозиции «пустое-полное» выделяется сверхзначимый образ пустоты-ямы, воспринимающийся как факт существования «сосущей силы». У Захарова аналогом ямы становится война, поглощающая человеческие жизни;

- «вертикальное-горизонтальное» отмечено постоянным слиянием «верха» и «низа» в поисках гармонии в природе и в человеке;

- «визуальное-гипотетическое» окрашено лирическим чувством, связанным с темой Чувашского края и с ощущением счастья (несчастья);

- «циклическое-линейное» тяготеет к цикличному, что обусловлено национальным типом мышления;

- линейное движение времени показано как движение истории, влияние Октябрьской революции, коллективизации, Великой Отечественной войны, эпохи сталинизма на судьбы людей;

- движение времени в текстах писателей оказывается и линией, и кругом;

- «концептуальному-перцептуальному» характерен переход из одной сферы в другую; перцептуальное» воплощается посредством сна с целью создания оценочных характеристик и в поисках реализации своих потенциальных возможностей;

- «родовое-индивидуальное» показывает не общую хронологию народа, а преемственные связи в пределах рода, семьи;

- «временное-вечное» связано с темой жизни и смерти и реализуется не через воскресение, а посредством одновременного существования жизни конечной и бесконечной;

- в целом, тексты писателей построены на принципе снятия бинарных оппозиций и размывания классических границ, им характерно стремление к слиянию, переплетению пространственных и временных характеристик.

Итак, хронотопический аспект произведений Егорова и Захарова является одним из важных компонентов их общего взгляда на мир.

Постигая современную действительность, осмысливая ее темные и светлые стороны, писатели едины в том утверждении, что и падение личности, и становление личности зависят от самого человека, и каждый должен нести ответственность и за себя, и за свое время.

158

 

Список научной литературыУрукова, Любовь Алексеевна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Абдокова М.Б. Проблемы национальных истоков в творчестве поэтов Черкесского зарубежья: Дис. . канд. филол. наук. Карачаевск, 1999. -162 с.

2. Абуталиева Э.И. Пространство и время в русскоязычной прозе Средней Азии: Дис. канд. филол. наук. Ташкент, 1993. - 115с.

3. Айги Г.Н. Здесь: Избранные стихотворения. 1954-1988.-М.: Современник, 1991.-287 с.

4. Айтматов Ч.Т. Статьи, выступления, диалоги, интервью.-М.: Изд-во Агентства печати Новости, 1988.-384с.

5. Александров С.А. Поэтика Константина Иванова. Вопросы метода, жанра, стиля. Чебоксары: Чув. кн.изд-во, 1990. - 192 с.

6. Александров С.А. Проблема характера в современной прозе Поволжья и Приуралья (середина 50-начало 80-х гг.): Автореф. дис. . канд. филол. наук. M., 1985.-24 с.

7. Александров С.А. Психологическое раскрытие художественного характера. На материале современной чувашской прозы // Художественный образ в чувашской литературе и искусстве. Сборник статей. — Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1987.- С. 3-18.

8. Ананьев A.A. Напоминание старых истин.-М.: Современник, 1982.-255 с.

9. Андреев Ю.А. Необходимость героя. (Положительный герой в книгах последних лет). JL: Знание, 1987.-32 с.

10. Ю.Апресян Ю.Д. Роман «Дар» в космосе Владимира Набокова // Избранные труды, том II. Интегральное описание языка и системная лексикология. -М., 1995.- С. 651-694.

11. И.Апухтина В.А. Современная советская проза. (60-70-е годы): Учебное пособие для филол. фак. ун-ов.-2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 1984.-272 с.

12. Артемьев Ю.М. Образная система поэмы К.В. Иванова «Нарспи» // Художественный образ в чувашской литературе и искусстве. Сборник статей. Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1987.- С. 69-83.

13. Аскин Я. Ф. Время и творчество // Пространство и время в искусстве. Межвузовский сборник научных трудов. -JI., 1988.- С. 12-21.

14. Н.Аскин Я.Ф. Категория будущего и принципы ее воплощения в искусстве // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. М., 1974.-С. 6773.

15. Ахметьянов Р.Г. Термины обрядов, мифологии и народного календаря // Сравнительное исследование татарского и чувашского языков.-М., 1978.-С. 143-170.

16. Бабаев Э.Г. и др. Роман J1.H. Толстого «Воскресенье»: Историко-функциональное исследование. — М.: Наука, 1991.-195 с.

17. Бальбуров Э.А., Платонов А.П., Пришвин М.М.: Две грани русского космизма. // Роль традиции в международной жизни эпохи. Сюжеты и мотивы. -Новосибирск, 1995.- С. 111-127.

18. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи.- М.: Худ. литература, 1986.-543 с.

19. Бахтин М.М. Работы 20-х годов. Искусство и ответственность. - Киев, Hext, 1994.-382 с.

20. Бахтин М.М. Тетралогия. М.: Лабиринт, 1998. - 657 с.

21. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975. - С. 234-408.

22. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. -444 с.

23. Белая Г.А. Литература в зеркале критики: Современные проблемы. М.: Сов. писатель, 1986.- 365 с.

24. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы.-М.: Наука, 1983. -190 с.

25. Бирюкова О.И. Формирование художественных традиций русскоязычной литературы Мордвы конца Х1Х-первой четверти XX в.: Дис. . канд. филол. наук. Саранск, 1997.-189 с.

26. Боборыкин В.Г. Проза молодых. -М.: Знание, 1973.-64 с.

27. Боборыкин В.Г. Проза-75.-М.: Знание, 1976.-64 с.

28. Болкунова Н.С. Мотивы Дома и Дороги в художественной прозе Н.В. Гоголя: Дис канд. филол. наук. Саратов, 1999.-201 с.

29. Борев Ю. Б. Эстетика. 4-е изд., доп. М.: Политиздат, 1988. — 496 с.

30. Борев Ю.Б. Искусство интерпретации и оценки. Опыт прочтения «Медного всадника».-М.: Сов. писатель, 1981. 398 с.

31. Бочаров А.Г. Гуманизм современной советской литературы. — М.: Знание, 1973.- 64с.

32. Бочаров А.Г. Чем жива литература? Современность и литературный процесс. Монография. — М.: Сов. писатель, 1986. 400 с.

33. Бочаров С.Г. «Вещество существования». Выражение в прозе // О художественных мирах. М., 1985. — С. 249-296.

34. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989.-312с.

35. Вартаньянц А.Д., Якубовская М.Д. Поэтика. Комплексный анализ художественного текста: Пособие для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений и студентов филол. ф-тов.—М.: АО Аспект Пресс, 1994.-204 с.

36. Васильев A.B. Проблема творческого метода в чувашской литературе XIX и начала XX веков // Художественное мастерство чувашских писателей. Сборник статей.- Чебоксары, 1986.- С. 47-67.

37. Васильева J1. Живая женская душа // Сборник статей.— М., 1989.-С. 79-86.

38. Васильева JI.A. Становление и развитие художественного повествования в чувашской прозе XVIII-начала XX веков.: Дис. . канд. филол. наук. -Чебоксары, 2000. -170 с.

39. Васильева Р.П. К вопросу о художественном билингвизме // Проблемы жанров мордовской литературы. Саранск, 1987.- С. 117-126.

40. Вежбицкая А. Семантика грамматики. — М.: ИНИОН, 1992.-31 с.

41. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. В 2-х кн. (Кн. 1): Пространство и время в живой и неживой природе. — М.: Наука, 1975.-174с.

42. Владимиров Е.В. В русле времени. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1979.232 с.

43. Владимиров Е.В. Голоса участия и дружбы: Литературно-краеведческие очерки. — Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1992. — 208 с.

44. Владимиров Е.В. Межнациональные связи чувашской литературы. — Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1970.-200 с.

45. Владимиров Е.В. Обретение традиций: монография. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1979.-232 с.

46. Владимиров Е.В. Один из первых // Дружба. 1987.- № 1.- С. 222-231.

47. Власенко T.JI. Литература как форма авторского сознания: Пособие для студентов филол. фак-ов.-М.: Логос, 1995.-200 с.

48. Воронов В.И. Художественная концепция. Из опыта советской прозы 6080-х годов: Статьи. М.: Сов. писатель, 1984.-384 с.

49. Вуколов Л.И. Поговорим об истинных ценностях: Книга для учителя.—М.: Просвещение, 1992.-191 с.

50. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса.- М.: Республика, 1992.368 с.

51. Вяльцев А.Н. Дискретное пространство-время-М.: Наука, 1965.-399 с.

52. Гей Н.К. Художественность литературы: Поэтика, стиль- М.: Наука, 1975.—471с.

53. Геллер Л. Об эстетических теориях О.П.Флоренского, «черном солнце» и разомкнутости русской культуры // Слово-мера мира. Статьи о русской литературе XX в.-М., 1994.- С. 209-215.

54. Гельман А. Время собирания сил // Сборник статей.- М., 1988.- С.224-237.

55. Герасименко А.П. Русский советский роман 60-80-х годов. (Некоторые аспекты концепции человека). — М.: Изд-во МГУ, 1989.-204 с.

56. Гладышева О. Литературная жизнь Поволжья. Обзор // Волга.-1973.-№10.-С. 153-164.

57. Глазычев В.Л. Образы пространства (проблемы изучения) // Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978.-С. 72-85.

58. Г'уревич А.Я. Категории средневековой культуры. — М.: Искусство, 1972. -318 с.; 1984.-350 с.

59. Гусейнов И.И. Нормы общности советской многонациональной литературы. -М.: Мысль, 1978.—181 с.

60. Денисова Н.И. Человек в традиционных религиозно-мифологических представлениях чувашей // Вопросы традиционной духовной культуры чувашей. Сборник статей. Чебоксары, 1989.- С. 42—48.

61. Долинин А. «Двойное время» у В. Набокова (от «Дара» к «Лолите» // Пути и миражи русской литературы СПб., 1994.- С. 283-322.

62. Доманский Ю.В. Архетипические мотивы в русской прозе XIX века.: Дис. . канд. филол. наук. Тверь, 1988. — 186 с.

63. Евтушенко Е.А. Защита собственной души // Чувашия в русской литературе и публицистике. В 2т. Т. 2. Сост. Ф.Е. Уяр. Послесловие Л.П. Куракова. Комментарии Г.И. Федорова.-Чебоксары,2002.-С.670-673.

64. Егоров П.А. Ангел // Жить вместе. Повесть, рассказы, миниатюры. -Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1988.- С. 201-207.

65. Егоров П.А. В лодке с миллионером //Перекат. Повесть и рассказы. — Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1985. -С. 51-67.

66. Егоров П.А. Вина // Жить вместе. Повесть, рассказы, миниатюры. — Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1988.- С. 181-194.

67. Егоров П.А. Два рассказа из жизни Леши Горбунова // Перекат. Повесть и рассказы. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1985.- С. 20-33.

68. Егоров П.А. Жить вместе // Жить вместе. Повесть, рассказы, миниатюры.- Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1988.- С 207-223.

69. Егоров П.А. За ночью день // Жить вместе. Повесть, рассказы, миниатюры. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1988.- С. 223-229.

70. Егоров П.А. Завтра, Нина // Жить вместе. Повесть, рассказы, миниатюры.- Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1988.- С. 142-153.71 .Егоров П.А. На своем берегу // Перекат. Повесть и рассказы. — Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1985.- С. 33-47.

71. Егоров П.А. Над пристанью // Перекат. Повесть и рассказы. — Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1985.- С. 10-20.

72. Егоров П.А. Не твои мои заботы // Жить вместе. Повесть, рассказы, миниатюры. Чебоксары: Чув. кн. изд-во. 1988.- С. 171-181.

73. Егоров П.А. Ненужная вещь // Жить вместе. Повесть, рассказы, миниатюры. Чебоксары: Чув. кн. изд - во, 1988.- С. 165-171.

74. Егоров П.А. Пастух //.Жить вместе. Повесть, рассказы, миниатюры. -Чебоксары: Чув. кн. изд во, 1988.- С. 122-142.

75. Егоров П.А. Перебор // Жить вместе. Повесть, рассказы, миниатюры. — Чебоксары: Чув. кн. изд-во. 1988.- С. 3-102.

76. Егоров П.А. Перекат // Перекат. Повесть и рассказы. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1985.- С. 3-10.

77. Егоров П.А. Подальше от греха // Перекат. Повесть и рассказы. -Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1985.- С. 67-127.

78. Егоров П.А. Сказки младшему брату // Перекат. Повесть и рассказы. — Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1985.- С. 47-51.

79. Егоров П.А. Смородина в грозу // Жить вместе. Повесть, рассказы, миниатюры. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1988,- С. 102-111.

80. Егоров П.А. Социолог и работники // Жить вместе. Повесть, рассказы, миниатюры. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1988.- С. 153-165.

81. Егоров П.А. Хуторской мотив // Жить вместе. Повесть, рассказы, миниатюры. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1988.- С. 111-117.

82. Егоров П.А. Чирлистон // Жить вместе Повесть, расскрзы, миниатюры. — Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1988.- С. 194-201.

83. Егоров П.А. Шила милому кисет. // Жить вместе. Повесть, рассказы, миниатюры. Чебоксары: - Чув. кн. изд-во, 1988.- С. 117-122.

84. Ендеров В.А. Функциональное многообразие демонологических персонажей в чувашской словесной культуре конца Х1Х-начала XX веков: Дис. канд. филол. наук. Чебоксары, 2000.-203 с.

85. Ермакова Г.А. Философские мотивы творчества Г. Айги и восприятие их читателем.: Автореф. дис. канд. филол. наук. Чебоксары, 1996.-17 с.

86. Захаров В.Н. Два навильника сена // Сердце человека. Рассказы. -Чебоксары: Чув. кн. изд. во, 1968,- С. 91-94.92.3ахаров В.Н. Зофа // Железины. Повесть и рассказы. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1981.-С. 252-281.

87. Захаров В.Н. Нюринге // Повесть и рассказы. М.: Современник, 1978.- С. 167-179.

88. Захаров В.Н. Одна из встреч // Бессонница. Повесть и рассказы. -Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1975.- С. 125-135.

89. Захаров В.Н. Однокашники // Нюринге. Повесть и рассказы. М.: Современник, 1978.-С. 196-218.

90. Захаров В.Н. Открытые глаза // Сердце человека. Рассказы. — Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1968.- С. 36-41.

91. Захаров В.Н. Победа // Нюринге. Повесть и рассказы. М.: Современник, 1978.-С. 179-196.

92. Захаров В.Н. Пока ты не свой // Пуд соли. Повести и рассказы. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1972.- С. 65-103.

93. Захаров В.Н. Последняя теория // Сердце человека. Рассказы. — Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1968.- С. 21-26

94. Захаров В.Н. Пуд соли // Пуд соли. Повести и рассказы. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1972.- С. 3-64.

95. Захаров В.Н. Пять минут жизни // Сердце человека. Рассказы. -Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1968.- С. 26-36.

96. Захаров В.Н. Рывок // Нюринге. Повесть и рассказы. М.: Современник, 1978.-С. 149-167.

97. Захаров В.Н. Светоч души моей // Пуд соли. Повести и рассказы. -Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1972.- С. 104-140.

98. Захаров В.Н. Тревога // Нюринге. Повесть и рассказы. М.: Современник, 1978.- С.242-254.

99. Иванов К.В. Собрание сочинений.- Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1957. -452 с.

100. Иванов Л. И. Религиозные верования и обряды. Преодоление религиозных предрассудков // Чуваши. Этнологическое исследование. Часть II. Чебоксары, 1970.-С. 148-173.

101. Иванова В.А. Виталий Захаров // О Порецком и поречанах: к 400-летию основания села. — Чебоксары, 1991.- С. 154-155.

102. Изоркин A.B. Национальное и интернациональное в чувашской литературе и искусстве // Чувашский язык, литература и фольклор. Сборник статей. Выпуск III. Чебоксары, 1974.- С. 369-372.

103. Инжеватова H.A. Художественное пространство в русском словесном творчестве (на материале Самарской Луки): Дис. . канд. филол. наук. -Самара, 2000.-145 с.

104. Йен Тинг-чиа. Специфика пространственно-временной организации русскоязычных романов В.Набокова. («Машенька», «Защита Лужина», «Приглашение на казнь»): Дис. канд. филол. наук. -М., 1999.-180 с.

105. Карандашова О.С. Художественное пространство «украинских» сборников Н.В. Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки»; «Миргород»): Дис. канд. филол. наук.-Тверь, 1999. 155 с.

106. Киссель М.А. Структура и смысл философии экзистенциализма // Философские науки.-1972.- № 1С.111-119.

107. Ковский В.Е. Пафос гуманизма. (Современная советская литература и духовный мир личности).-М.: Знание, 1985. 128 с.

108. Кожинов В.В. Статьи о современной литературе.— М.: Современник, 1982.-302 е.; 1990.-544 с.

109. Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-XX вв. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 336 с.

110. Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского: Событичное. Социальное. Философское. М.: Изд-во МГУ, 1979. -343 с.

111. Кузнецов И. Д., Иванов Н.И. Общественные отношения и общественный быт // Чуваши. Этнографическое исследование. Часть И. — Чебоксары, 1970.- С. 9-37.

112. Кузнецова В.А. Художественное пространство и время в советском искусстве, их роль в изучении эволюции пространственно—временных представлений // Пространство и время в искусстве. Межвузовский сборник научных трудов. JL, 1988.- С. 111-120.

113. Кузьменко Ю.Б. Современная литература: Закономерности становления и развития: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1986. -288 с.

114. Лазарев Л. Военная проза Константина Симонова. — М.: Худ. литература, 1974. 239 с.

115. Ланщиков А.П. Избранное. М.: Современник, 1989. - 615 с.

116. Ласкина И.О. Принципы организации художественного времени и пространства в прозе А.П. Платонова двадцатых годов: Дис. . канд. филол. наук. Новосибирск, 2000.-197 с.

117. Лихачев Д.С. Заметки о русском. М.: Советская Россия, 1984. - 62 с.

118. Лихачев Д.С. Поэтика художественного времени. Поэтика художественного пространства // Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд. М., 1979. - С. 209-335; С. 335-352.

119. Лой А.Н. Социально-историческое содержание категорий «Время» и «Пространство». Киев.: Наукова думка, 1978.-135 с.

120. Ломидзе Г.И. Патриотизм и интернационализм советской многонациональной литературы: Статьи разных лет. Тбилиси: Мерани, 1985.-296 с.

121. Лосев А.Ф.Философия, мифология, культура.-М.: Политиздат, 1991.525 с.

122. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. - 352 с.

123. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. — Таллин, Ээсти рахмат, 1973. 18 с.

124. Лотман Ю.М. Структура художественного текста.-М.: Искусство, 1970.-384 с.

125. Магомедов М.Г. Духовная атмосфера общества как целостное состояние сознания: Автореф. дис. канд. филол. наук. — Ростов, 1986. — 20 с.

126. Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция: Вопросы поэтики. — Саратов: Изд-во Саратов ун-та, 1980. 296 с.

127. Месарош Д. Памятники старой чувашской веры. Сборник чувашского фольклора. Т.1. Пер. с венг. Чебоксары: ЧГИГН, 2000. - 360 с.

128. Михайловский Н.Г. Стиль русскоязычной литературы Севера и Дальнего Востока.-М.: Наука, 1984. 160 с.

129. Мостепатенко Е.И. Свет как эстетический феномен // Философские науки. 1982.- № 6.- С. 90-98.

130. Никитин В.П. Зарождение и становление жанра рассказа в чувашской литературе: Автореф. дис. канд. филол. наук. Саранск, 1984. - 22 с.

131. Николаева А.Н. Национальное своеобразие художественной детализации (на материале русской и чувашской прозы): Автореф. дис. . канд. филол. наук. — М., 1986. 18 с.

132. Николаенко Н.И. С временем сверяя шаг. Нравственные искания в современной советской прозе. Киев: Изд-во киев. гос. ун-та, 1984. -104с.

133. Никольский Н.В. Краткий конспект по этнографии чуваш // ИОАИЭ, Т. XXVI. Вып. 6. Казань, 1911.- С. 511 - 624.

134. Новикова A.M., Александрова Е.А. Фольклор и литература. Семинарий. М.: Просвещение, 1978. — 144 с.

135. Овчаренко А.И. Большая литература: Основные тенденции развития художественной прозы 1945-1985 годов. Семидесятые годы.-М.: Современник, 1989. 615 с.

136. Огнев A.B. Русский советский рассказ 50-70-х годов. — М.: Просвещение, 1978. 208 с.

137. Оскоцкий В.Д. В содружестве талантов. Семь портретов.-М.: Просвещение, 1978. 223 с.

138. Пархоменко М.Н. Роман о семидесятых.-М.: Худ. литература, 1987334 с.

139. Поверх барьеров. Диалог литературного критика Атнера Хузангая и молодого чувашского прозаика Бориса Чиндыкова // Осмысление: Сборник литературно-критических статей. Вып.Ш. M., 1990.-С. 47-56.

140. Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. — М.: Наука, 1976.-325 с.

141. Родионов В.Г. Вопросы жанровой классификации чувашского фольклора // Чувашский фольклор. Специфика жанров: Сборник статей ЧНИИ. Чебоксары, 1982.- С. 54-105.

142. Родионов В.Г. О типах чувашского национального мышления // Известия НАНИ 4P. 2000. - № 1.С.18-25.

143. Родионов В.Г. Чувашский стих: Проблемы становления и развития. -Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1992.-224 с.

144. Родионов В.Г. Энергия, воплощенная в слове // Михаил Сеспель. Собрание сочинений. 2-е доп. изд. Чебоксары, 1989.-С.8-44.

145. Романов Н.Р., Волков Г.Н., Иванов Л.А., Сергеев Л.П. Семейно -родственные отношения и воспитание детей // Чуваши. Этнографическое исследование. Часть И. — Чебоксары, 1970.- С. 37-78.

146. Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика -пресс, 1993.-368 с.

147. С высокой требовательностью и принципиальностью. (Выступления

148. B. Ильиной о работе русской секции Союза писателей ЧАССР) // Чувашская литература между съездами. Чебоксары, 1985.- С. 46-50.

149. Сидоров П.А., Алексеев Г.А., Львова А.Н. Народные знания // Чуваши. Этнографическое исследование.Часть И. Чебоксары, 1970.1. C.112-189.

150. Смена литературных стилей. На материале русской литературы XIX-XX в. М.: Наука, 1974. - 388 с.

151. Стрельцова Г.Я. Блез Паскаль. — М.: Мысль, 1979.— 237 с.

152. Суровцев Ю.И. В 70-е и сегодня. Очерки теории и практики современного литературного процесса: Монография. М.: Сов. писатель, 1985.-576 с.

153. Сухин И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987.180 с.

154. Съезд консолидации писателей.- Чебоксары: Издательский центр Всечувашского общественно-культурного центра. Чувашский центр научно-технической информации, 1977.-71 с.

155. Таран Л. Время человека // Осмысление. Сборник литературно-критических статей. Вып. III. М., 1990.- С.68-78.

156. Теракопян Л.А. Параллели и пересечения: Современная проза: герои, проблемы, конфликты.-М.: Худ. литература, 1984.- 367 с.

157. Тимченко М.Б. Социокультурное время — индивидуальность художника-творчество актера // Пространство и время в искусстве. Межвузовский сборник научных трудов. Л., 1988.- С. 121-129.

158. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учебное пособиеМ.: Аспект Пресс, 1999. - 334 с.

159. Тростина М.А. Проза русскоязычных писателей Мордовии 60-90 годов XX века (идейно-эстетические аспекты и вопросы поэтики): Дис. канд. филол. наук. Саранск, 2000. - 201 с.

160. Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. — М.: Высш. шк., 1989.-135 с.

161. Ульяшов П.С. Этот неумирающий жанр. (Современный советский рассказ). М.: Знание, 1987. - 112 с.

162. Успенский Б.А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы. М.: Искусство, 1970. -224с.

163. Ухтомский A.A. Письма // Пути в незнаемое. Сборник десятый. М., 1973.- С. 371-437.

164. Федоров Г.И. Проблемы поэтики чувашской психологической прозы 1950-1980-х годов: Автореф. дис. канд. филол. наук. Уфа, 1990.- 22 с.

165. Федоров Г.И. Психологизм в современной чувашской прозе // Чувашская литература: вопросы истории и теории. Сборник статей. -Чебоксары, 1992.- С. 3-36.

166. Федоров Г.И. Художественный мир чувашской прозы 1950-1990-х годов. — Чебоксары: Руссика, 1996. — 304 с.

167. Хлебников Г.Я. Современная чувашская литература. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1971.-183 с.

168. Храпченко М.Б. Собрание сочинений: В 4-х т. М.: Лит-ра, 1980.-Т. 3.-431 с.

169. Черапкин Н.И. Притоки. М.: Современник, 1973. — 196 с.

170. Чернейко Л.О. Способы представления пространства и времени в художественном тексте // Философские науки. 1994.- № 2.- С. 58-70.

171. Черниченко Ю. Две тайны // Сборник статей. M., 1988.-С. 351-567.

172. Чуваши: этническая история и традиционная культура. (Авторы-составители В.П. Иванов, В.В. Николаев, В.Д. Димитриев). М.: Изд-во ДИК, 2000.-96 с.

173. Чувашская литература между двумя съездами писателей. — Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1958. 108 е.; 1963. - 110 е.; 1967. - 198 е.; 1971. - 174 е.; 1975. - 264 е.; 1980.-243 е.; 1985.- 297 е.; 1990.-362 с.

174. Шкловский Е.А. Лицом к человеку М.: Знание, 1989. - 64 с.

175. Эзенкин B.C. Обзор чувашской прозы 1972 года // Чувашский язык, литература и фольклор. Сборник статей. Вып. III. Чебоксары, 1974.- С. 251-269.

176. Эзенкин B.C. Путь к роману. Особенности развития повествовательных жанров в чувашской советской литературе. — Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1976.-91 с.

177. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов.-М.: Порт-Рояль, Совершенство, 1997. 384 с

178. Юнг К.Г., Франц М.Л., Хендерсон Д.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 1997. — 368 с.

179. Яковлев Ю.В. Интерпретация некоторых особенностей религиозно мистической стихии в творчестве Метри Юмана // Чувашская литература: вопросы истории и теории. Сборник статей. Чебоксар?!, 1992.-С. 52-67.

180. Яковлев Ю.В. К проблеме экзистенциального страха в чувашской литературе // Чувашская литература: вопросы истории и теории. Сборник статей. — Чебоксары, 1992.-С. 37-51.