автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Функциональные особенности традиционного дутара в музыкальной системе таджиков и узбеков

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Худойбердиев, Султонали
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Автореферат по искусствоведению на тему 'Функциональные особенности традиционного дутара в музыкальной системе таджиков и узбеков'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Функциональные особенности традиционного дутара в музыкальной системе таджиков и узбеков"

^ # ' #

МИНИСТЕРСТВО ПО ДЕЛАМ КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ОРДЕНА «ДРУЖБЫ НАРОДОВ» НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ им. ХАМЗЫ X АКИМ-ЗАДЕ НИЯЗИ

п

На правах рукописи УДК 781.7; 785

ХУДОШГЕРДИЕБ СУЛТОНАЛИ

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОГО ДУТАРА В МУЗЫКАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ТАДЖИКОВ И УЗБЕКОВ

Специальность 17.00.02 — Музыкальное искусство

АВТОРЕФЕРАТ

ДИССЕРТАЦИИ на соискание учёной степени кандидата искусствоведения

ТАШКЕНТ—1994

Работа выполнена в отделе истории искусств Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша АН Республики Таджикистан. ,

' Научный руководитель — старший научный сотрудник,

кандидат искусствоведения

ТАДЖИКОВА 3. М.

Официальные оппоненты: — доктор искусствоведения, профессор, Заслуженный деятель науки Республики Узбекистан КАРОМАТОВ Ф. М.

—кандидат искусствоведения РАСУЛТАЕВ Дж. К.

.. Ведущая организация .

— Ташкентская государственная консерватория им. М. Ашрафи

Защита состоится « » ^¡у/^-^^р'-Ъ-: 1995 г,

в у^/-^-часов на заседании специализированного Совета по защите докторских диссертаций Д. 092. 11. 21 в Научно-исследовательском институте искусствознания им. Хамзы Хаким-Заде Ниязи.

Адрес: 700029, Ташкент-29, Мустакиллик майдони, 2.

IV

^диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института искусствознания им, Хамзы Хаким-заде Ниязи.

Автореферат разослан «Д^» А/)^? 1994 г.

1

С

Учёней секретарь Специализированного совета

БЕКОВ О. А.

-------------------1------ДКОДШОСЗЪ ШСВЯШШ_________________________

йзучсшю богатого.и древнего иузнкаяьвого наследия таллинского народа, в ш чвслв п иародннх музияальннх инструментов л гл-отрументальной музшт, как веогоддоиой его часта, на сего а?-:.*::: •:.-". л&тгь является одплм ss ватаге аспектов современной кузцковег'яско:: глугп. Особенно эта проблема актуальна в музыкальной науке ж... С: республики, где ощутима необходимость возроадогшл z освоения ""TTTT"V ггнров народной я профессиональной музыки устной традасгт:.

3 пттг^ре вниуаяая итвро ■ мселтогвша - гр&шаепай дутгг саизй сопулярныЗ п широко распространенна народннй ыузккальв*«/ •лнструмент, а такие традиционный репертуар дутарной иузшш, бяг. -годаря которому сохранился многовековое «узнкальнов пасявлг.о то> кикского народа. . • . : .

Предпринятое в диссертация всестороннее комплексное изучение пнструк^чта а его традиционного репертуара в иузнн&тьной системе талппгдаз л угбёков охватнвае? основные фуиюхвовадыше особенности существование в народном гзгяякаяыю« ицуу,

c±ioii конструлцна, геуяожй ап^л. настрой".. ппаядкз-» v.f..o структур« -¡HCTpyissnTG. Такое татке

::ирод&т^ь осиobhuo зряЕцшн знутриж-гс- отро^лля дь^о» г.кстош дутарной нузнгш з сядвя со езсялой гнстсуиекта, гл& .^{•fi-i«.-, арлдаегея ззшгозависпиосгз■ з яввяиообусаовяввнос-

та:»:-г;тга а :лузшш,' дсполаяслой на кем. Вакой подход згэтянс • елсдотворзн з заучнеи ешмкганй яра язучеяин - .••ого ЕнструШЕГа . Кроме того, при наличаа сйачагсльаого числа научных г в еФэр® предр«м«гаарая, на сегодняшний дань недоста-

ргт^эсака ярсйзе?.я компяогсяого изучения спецк^зческах а ЯТппадойаалшк осййбга»с^2 гдаггдам аутзра па основе санхрен-ноголзучензя инструмента в acnasroipaoS на нем музыки. Не раскрыты пранцйш традпЦЕОЕсгого музыкального мналения, через которые зспол-о^г^шзрогсгз струй-у»? .""попгтяйной 'юзнш в шкале инстру-

ivc'tiko i: лксс?тгхя-(ш иойш-з вгсьпвшв' уделяется осквс-сугуйо. асаомш№ййвййй£ у^газз: ь':гтйгйешга» расско-

tjpr™ -дсксетлокоя ?дузек™ 3 .исгокгв зоо/сзлосгоз с*.'с ззукозов гтк"!',

32 взагазсвссд л гве^огг-гп^г, вто £-;sa*a?5* жссхиозбрЛ науч-Енй 'хпЕарзс. 1г,тугс1Ь5ос^ Е5бргж1с"1 тшз езязака 'гавзо' с примензяя-ен яовес еодищоз аря расскотрешв тзпоз в вонсяруэдвЯ. дутара, т.е.

с новы.! мо.тодоа асслодоваггя, который проявляется в особом понимании ипструаепта»..вго.дракткческого использования в музыкальном быту.

£сдоЕная_цоль £аботы_ - рассмотрение функциональных особенностей традиционного дутара в музыкальной практика. Для до старения этой цела автор ставит перед собой реаениз следупцня конкретно задач; . _

- определение региональных особенностей, типов и разновидностей дутара; ■ •

- выявление функциональных особенностей звуковой кояструк-Ес;з, строя, настройка инструмента в обоих а отличительных моментах дутара в сравнении с конструкцией танбура;

- определение своеобразно! дутарной аппликатуры;

- определение различной структуры организации ладозвукоряд-ной системы шкалы дутара; .

- сбор инструментальных вариантов дутарной музыка, расшифровка а анализ их ладозвуковой структуры в контексте ладозвуковой системы шкалы-дутара. .....

ы9тодологкческой_основоГ1_ нашего исследования послужила фундаментальные выводы трудов известных музыковедов, занимаздихся вопросами музыки народов Востока, а также музыкальными инструментами и инструментальной музыкой - В.Беляева /общая, конструкция звуковой шкалы а настройка народных инструментов/, Б.Виноградова /изучение ^ шкалы инструмента/, И.Радаабова /изучение музыка, на основа оинстру-мента/, Ф.Кароматова /классификация музыкальных инструментов и анализ инструментальной музыки/.

В решении поставленных задач больиуа помощь оказали некоторые полояетая исследовательской работы А. Абдурашидова,.'посвященной системе соотношений особенностей танбура и Шашакома.

Да^чная новизна жсследованая_ заклинается в самой постановке , проблемы. В процессе её решения впервые предпринимается всестороннее и специальное изучение традиционного дутара: классификация типов и разновидностей инструмента. Впервые обосновываются существование локальных особенностей инструмента, анализ звуковой шкдлн инструмента на основе исполняемых произведений; определение своеобразия аппликатуры и ладозвукорядной структуры шкалы инструмента. В диссертации такие впервые осуществляется попытка показать универсальные черты традиционного дутара, проявляющиеся как и классической, так к

з шрезшоЗ музавэ, .'".'■.

ртосз^ом^я^пагаго. йсслет^вагтя^ аосдзкиш конструктивные ~ о сой еняостл - дутара а - его различных видовпредставленные^ обширным _. _ _ фактологачссшл материалом /цутарныо инструментальные варианта тал-кикской а узбекской народной а арофассяонашзой музыки устной градации/ , полученном автором я розудьтато ряда специальных экепего-шй в период с 1984 по, 1993 годы в г.Худданде, Исфарэ, Ура Тюоо, Гафуроно, Гонад, Гаосаре, Айпп, Езярпнау, Кшгая-Хумбе, Ванъ*: Тр-' хшшара, Коисоиолабапе, а такяе магнитофонные записи вз "зо-г.здл'о -фонда" Гостелерадио Республика-Таджикистан, из фондов..Кабинда аа- , ■ и0мяо£-6 гаорчесгва айсгягута яптерэтурн ам, А.Рудаки Акадеки ^есиуйлйки Тафййкас^:ан| шппа зевасз. анструменталъного цуяаьйльао-го фольклора, имеющиеся в нотных сборниках таджикской в узб-ггсетй . народной музыка; собстгзашге расшифровка, собранных материалов, фотографий. '. -.■:"-.. . '. ■

Еракткчестая^знади^осг^ Л2бо£Ы„ аакдичается в том, 'что её ре-зульгагы'могут быть ясаользованн в .творческой я асполнительской практике, з учебао-гшояич'всках;пособиях ло дутарной музыке,, в яа-тас^вё тчебкого -материала з зурЫвх 'Методика преподавания агрн на ййрпглт'гс доотдоюэтах", "Народнее! уузш-.азьвов творчество", "Основы ' накалов", в знсшх 2 средни:' саеталшзх музнкальшг.:. учебшяс заве-

декях; рзсшифровшшне нат образца дутаряой музыка когут бяИ- вкиз-_ чат?" з учебную программу з в аовдертннй репертуар в сяотаньном йяясое дутара,- Выводи вссяецоватиг когуу способствовать даяънейпей разр^омю .проблем азученая взроянше янструиеатов.

¿л^ссЗсдад ваботц_. Дяссертазая была обсуздена а рекс-'эдоваиа а защите на заседании отдела псторшз искусств Института зсторлп, археология н этнографии вы. А.Дониша Республики Таджикистан. Отдель-гае результата исследования били сосбщеян в яояяадах т международном сч'-шоетуке, яоевщешюм веемаиному конгрессу таджиков в зарубежных " соотечественников: "Вклад арапских народов в развитаз травой цивилизации" /Душанбе, 1922 г./, ряда' международных, всесоюзных я республиканских1 конференций /Страсбург, Москва, Душанбе/.

Дассертаспя ссстбат тззедвашг, трех глав, ззстчення, списка асаоггьзованзой литературы 5 нотзого ;<ргяо?г&гзг.

' ОСБОШ0В СОЗЕгЛШЗ ?,ГС2Ш V'"' '

' "" .Во введении обосновал знбор гева'дассортащга,• «8 актуальность, опреяелетш цела а задача 'работа, а т- 'гг? 'охарактеразоваяа 'практачес-

«г* ¿2 ^

кая значимость гссзшдоваия®

В кратко« акала«йЧвсйо."4:я5зорз' лагэратура показакы состояние я степень -изученности внбранн:;Л .те*аи

I гласа "--"РазноЕлдноотп, звуковая конструкция я настройка дутара" - состоит пз трак разделов, в ней рассматриваются вопросы региональных разновидностей су?ара, конструктивные особенности звуковой скати, а также определяется разнообразные настройки инструмента.

В раздялн 1.1. - "Типы и регаональнсо распространение дутара" - речь идет о типовых определениях инструмента, локалышх ого разновидностей, определена общие п отличительнее признака инструмента.

В современно!! музыкальной практике бытуют несколько разновидностей цуг ара, которые позволяют выделить два тира инструмента; бозлдп^одыд и лядковые.. Главные, характерные черты, по которым они различаются - это в основном внешняя форма,'размеры,', а такие наличке гли отсутствие ладков на грифе инструмента. Соответственно гео-граГвческшу регсону, безладковый дутар имеет следующие локальные опрадзления: - пкулябски2",. "каратеганский", "ванчский". Среда местных музыкантов-исполнителей, этот '.тип дутара именуется "дутора бепарда", "дутар", "дутори майда", "дуторча", "дутора кухистона", "дуторв точака", "дулзбра"/дуглбран/.

Ладковый ге дутар имеет следующие региональные названия: - "бухарский", "самаркандский", "фергано-ташкентскиЗ". Отметим такае наиболее новую и лекальную разновидность .--"дарвазскиЗ" дутар. Существующий ряд наименований, которые относится-кданйому типу ин- "" струмекта». определяет более общие отличительные .признака, например: дутори парда, дутора калон, дутори' бам, дутора ковурга /ребристый/, дутори кофта, козма дутор /долбленный/, дутори' турки, .танбур.

В того время разновидности ладковыг.дутарав.почтп идентичны по другим признакам: - количество струн, 'звуковая сиотеыа,' настройка, звуковой , диапазон, фшссировашие надвязныа ладки и размеры /кроме дарвазского/1~ .'• Г ' 1

££дзазекй_дутар. По своему внешнему виду входит в группу лад-ковыг, но с некоторыми отличиями, которые связаны с размером инструмента, его своеобразной звуковой системой и географическим регионом бытования. .

Он распространен в Дарвазе, в частности в Ванчской, долине. В -местных традициях этот инструмент называется "дутора парщ!", тав

:саз па грифа пмсатся о? тастнздцитв ло восемнадцати надвязннх -толков. ?сга*зо инструмента 86-98 см., ч^сь больве безладкозого Ду-

* "тертсТ'д^брак/ "дутора" я" аонызв" богаиого"/дуторя-йалон-," яутош----------------

садов, дугори тургш и т.д./. з связи с чем среди местных зителеЗ ■ он ¡гаенуется "ним дутор". Корпус дутора. грушевидный, округлой <]ор-и?;, наготавливается аз выдолбленного цельного куска дерева. Тр-:Ф длиннее^.чем гриф у обычного дуцбрака, но короче че,ч у больиоьт дутара

Звукоряд инструмента расположен по полутонам, исполнителе,:-. /.. диапазон его составляет октаву. Настройка квартовая, при условно?' . тгзсгройн?- его су руны на звук .а иесаиаЗ на "дл" гор:-.!*

октавы. В работе обращается внимание на сведения стара аузиол:::.:" еб исторачесшА возникновении инструмента, Клест ся раэлич;гао дгыые о его происхозденпи. Например, местные очень популярные музыкант-* Бачабек Побеков и Суккор Оцянобеков ^ /Еанч/ происхождение этого инструм^я'га считают плодом влнянад большого дутара на дуыбрак, на гра^ которого надвязана лшдва. . ..... .

По сведениям других исполнителей, например Абдулло Наариёва 3 лумб/, форннрозанзш инструмента евяеаев с сочетанием евтора с дугзбракои в ансамблевом асполшгеельстве, которое-в дсяьнейоем дало та.ччок формированию маленького лайкового дутара. 3 данном случае нз .гр;:5 дубрака лрпвязивается несксльяо вадвязных ладков," лод-

г/гглсзз2. -звукоряду сетора. ..... .........

-Е сплу-традиша группового исполнения звуковые возможности ду«-бракя «е - соответствовали совместному - соирозо;гцешю в ансам&х. Поэ-

дсполнлтеяи лекаж возмояноста обновления рвонг инструментов /т. и. .думбрака/ для получения, щеннх результатов а перед ниш стояли слепушие.-задачи: --.-.-. •...............- • • -

.. усовершенствовать шорш звуковой систем думбрака, т.е. расой-'

[. 3 .музыкальной литературе, а такке'в специальных научных исследова-, шя^ по таджикским музыкальным инструментам сведения о нем на сегод-шпниа день' не встречаются. Данное исследование - есть первое его щ?сантзе, которое оыле сделано я результате научная экспедиций з )aiioHU .Горно-БадахшанскоЗ АО, " ..

¡..Пенсионер, 1223 г. р., ырс-aaS гафиз Таджикистана-с 1565 г. из 'янчского р-на, Бачабек ГЬбекгз, сезсаспо» 1926п., к.Баравн йнчского р-на....... ■ ■. ■ .

v Пенсионер;:ааредан^ Тгдаяп'стана j 1555 v.. IP30 г. р. из

ала2-Ху?лбского р-т. . . . .. .

***

% *

рить звуковые возисашаст диапазона /уплетать гря©/ и (¿.орглу конст-, рукгаз /расш'.рагь корпус/ ^нстр^лзята» .которые ыоглк бы соответствоватьобьеыу .испатняекш: ггюизэдаенай;

- устакозить ва гра$е инструмента факсированныз ладки, соответ-ствукапа структура звукоряда сетора.

Эти качественные изменения дала возмоаность более широкого подхода к исполнительской практике. Во-пвовшс, чтобы дутар этого обновленного типа мог подключаться в ансамбле к сетору. Во-вторых, на таком инструменте ыояао исполнять самостоятельно более сЯозшые' произведения /например, макомные и циклические//

Таким образом, на основе вышеприведенных факторов, влиявших на пропсхо-аденве дарвазского дутара, мокно излокать следующие. первона-чакьнке выводи: • '

- фактор влияния сетора приводит к изменении структуры звуковой конструкции думбрака, которое .проявилось в процессе совместного их ансамблевого дополнения. а музыкально-творческой практике данного региона; ' - • л . •

- фактор обретения возможности использования этого' инструмента / в данном случав безладкового/ для сопровоздешя более крупных произведений, шеюцзиссравнительно широкий диапазон.

В настоящее вре&я он широко. используется наравне/с сетором в составе инструментальных и. вокальных ансамблей лрофессаональных певцов и музыкантов, а также часто применяется певцами профессионалами для сопровождения собственного дения.: г

В разделе 1.2. - "Звуковая конструкция дутара" - дается характеристика "взаимовлияния дутара и. таабура с точки зрения их конструкции, формы, авукорядной структуры, системы строя и .настройка.

Б работе особо отмечается вахте место. танбура как главного • инструмента, "представляющего собой-более'древнюю историю". По мнению' В.Беляева, танбур во многом оказал'значительное влияние на дутар "Как влияние более старого инструмента ва более новьй", *

Основное-внимание в этом разделе уделяется сравнительному ана-• лазу следующих факторов инструмента:- а/ внешняя йорма /то. есть корпус/. Подобно танбуру традиционный дутар на первоначальном этапе своего происхождения также имел долбленный корпус. Например, к таковым относятся хорасанский, бухарский, яарвазский и туркменски!, дутар. Не случайно в народе этот вид дутара известен под названием "дутора козма" /с узбекского/ или "дутора кофта* /с тадй.7^дсабдэнный"дутар!

_ X. Налоев В.. Музыкальные инструменты Узбекистана,- Н.,Госмувяздат, ; 1933, с. 64. ...-.-V- /

_ А. ïSdj?4epjfieM iJpôiieoeo дутар протерпел усоввршекстзоззнпо >"------------

«uamiora» ctfsnasevben, Ейирамвр, менялась технология его шблешй иораус бид зашшен-клееным корпусом, ко-?огл?г, глоо ¿ючеоиюнзоо ?луча«шо п инструмент. БухарсяиЗ дутар -арггшр щч?с4раишши№00я aopajoa первоначального дутара, имеа^го корлуа P.S одного'сйй'йэго'aj'cits язропз,' или яз двух, самаркандская re « *п потере«, форгапэ-тешкш'гокого - 'sa восьии-дввнацдати. 2йазешй-.ш| иарф» раенраеурэЕЭП в музыкальной практике а назнве-ОТСЯ "ДУЭОВВ• • ОТЯ "ireçor^^, 7— .

6/, бп^-.ттул*. йа'зтгсфз трашяонното щиа^.вш

з па тгкбурэ,- шттоя Х4-лщта* Однако, это количество ладкоэ ~ бйсталарэдо по -emgos одвдттзгэ ^гачондя. Например, в констр^г-ша шкагш «апйура ..аоотро'енао 5Ш лааков основывается по при кпд пу зпетоптлоокого звукоряда, a на дутпро ■ этот лркдаил олрод'еллетел полутоког?л оауяоргщои, В-яяагелъдам процессе исторического развития. иуэыдЬж&ноа. дряэтакв ейрззовавяо атих.звукорядов происходило ж&щчда^/>брЕзсм; ,Тй ийапй» ¿»Гавдага,..дашшй ' npowoo s ягетокг-•pr.Ttríi гвуйерйднеа окало «жбура; яродскедал .олько а дольку росли-' «•es snsûiîPOTO этого звугсэршхй, досушюго cfceita до ïpc?x октав, • cí-дзано "гес развятао кяассаяесдой цузяка"» Sb*sojotb»íí

н-иш лз-л:рр. гиредшгяотся гал: кашляя октева его дает яочав вояу-т згогкй: г.зуковяд, а -звукоряд атаз окгавн составляет интервал квар-к'г. соответствует дзатовпчоскспу зяукоряду. Проще веэго она т'г>~ пезт пополнявшее проязвзденпй, дзл бaitsssscTsa

?ew гтутзргой музнка народного врспехоздевая характерен наиболее JTsî.îaîSKZîS диапазон. ундецимы. Вероятно, эта сравнительно узкообъем-~. :йш аяугшда ляя увеличения числа лзддез - баста аар-

: " 0STS38tp-nessKg. з дгльз? расширения веполяятальскях

1з:лссзност8й д..во-вторых..: .соотвотстаенно - ,7в сличения возиогностей рэЕовзшя в • звуковой шкала лпетрукенга структуранх разновидностей дозвудоряда.. Определяя, стадия.-развитая- звукоряда инструмента В.Бе-s;i..*ísegi4-что в ввргзеЯ-октава пдетрукента'сохр&няегся звукоряд ' сдйё^^вущвй стадт.з -развита«, д з ïnaî.c!i ркк&ъ ос^-ог.т^яеа зву-

Ст1.":"Лведова"Н." Искусство офоргшшин ^бевегше 'твзхазаиш.' ав-)ументов.— Ташкент, ¿йд-зо Литература и искусство» I9S6.- с.IS.

- о -

В процесса асполнатольскоП практике выработалась онродеяек-пая традиционная торгдакологйя, которая непосредственно связана с колструктавтюн -особвяностдма-н звуковоЛ системой танбура * и дутара. В работе приводится закономерное расположение ступеней звукоряда мелодической струны дутара с соответствуздими приняты-ма названиям;!, используемыми в традицнонно-исполк::тельско2 практике.

1.2.X. Хяспарка - доел. - "соломенный лад", определяйся!! до- ■ пол!!Г:Тслыше лаякп - перемычки звукорядной скалы дутара. Главной. . г.рач:'.ноХ внесения хаспарда в звуковую шкалу дутара является невоз-мо~лость надвязывания ладков-бастапарда на суяащеЛся к графу часта /::;:ее?ся в виду верхняя часть скалы инструмента/. "Установление ввязано, презде всего, с исполнением профессиональных ма-комянх произведешь!, а такке с участием дутара в ансамбле с тан-e'ypo.v. г. другими музыкальными инструментами"./В.Беляев/.

Аналогичные ладки-хаспарда такав внесены в звуковую шкалу тон-бура и "она заимствованы из практики дутара" /А.Абдурашщов/. Йс количество на дутаре бывает от одного-до трех,' а на танбуре ¿до се-мл и они могут расширять диапазон инструмента на интервал от секунды до октавы. . . .

1.2.2. Додпарда на танбуре и дутаре или "лал-аарда" у. туркмен-™ ского Дутара в у. азербайджанского саза одинакового значегш "as-МОЙ лад".. . ' . - . . ' • ; ■ ' - .

В звуковой orne дутара лолларда называется то'место, гдэ не озвучивается конкретный звук и ааходатся он мезду. 5-м и 6-м ледке- -да инструмента. Известно, что между указанными ступенями» s отлачае от других полутоновых расположений ступеней инструмента имеется большое, расстояние,. составля'эаее интервал - целый тон. Именно пра .нааа- ■ тип .пальцев левой.руки в середине этих даяков./ыезду 5-м и 6-м/ получается неопределенный глухой призвук. ■

■ В результате-проведенного анализе определяется, что лолпарца -это обозначение определенного расстояния в шкале инструмента, где по, существу'нет ладков - бастапарда.

В работе рассматривается аналогичный термин на танбуре , и так-zce на'традиционном туркменском дутаре. .

I. С:.'.: Абдурашидов А. Танбур и его Функции в изучении ледово:! системы'Ш&пмакома. Автореферат дис. канд. искусствоведения.- Ташкент, 1991,- с. 4-10. .

э—.

1,2.3. варпартга v.m "эарршьиарда" /у туркменского яутарг/ э ~ герг-^-,^ с ^ацнпкского озкачао? "зояотал ступень", "та ступень, как г. танбура, у ?.зукорядпо2• окате инструмента зппслияет $уккцг.г. устончпвшс ступеней. Ошг образуется соотношениями между отдельными ctyncmin' дутара с бурдогаруадей второй струной, йс бывает посклгько г oís, а основной, завысят от различной настройка ллструиента. 11а-jjpii?.!opr' грп квартовой настройке эта ступени образуются со в?оу\!. /кяЛ К'ЗС'Гок /ая/ я одпналцатой /ра/ 2, при квартовой на пятоё /соль/ в одиваддатой /рз2/, лрэ секстовой - да третьй /фа/, сег -• /аи-йшшь/.л дйзьш'жой До/ ««уввнях. -' . 1.2.'1. ^шш - эдэойшшй'«едок. За rpage "дутара .33-Й< ое, нарда выполняет шушашп "^пгпарда", т. а. функция дзух звуков: одном'"случао, есла он йбрэдвишотся вверх,- будет йз-янез, а ш^г •. рот, есла вниз - фа-0енар. :* V - , .'■"*'

. Раздел 1.3. - "Строй а настройки дутара" - посвящен йссзогй- , ваш® разновидностей вастройка п дх дласси^акапии, а таюхе внутрон-н-эму эру1»оязтёрвальноку строп в коэтзкств скалы янструкента /горл' séggaá-aáe -'а -зертакадьа» • айге^агаа/, -.'• — i

'■'2.?,Л, " "Шптройва струн яу?«раи. -В яракяи« лзяестно зягг-араку, иезрсгх, zor.ciy вскггшу, л дпчдгш ¿;s r-.vf.ax' íVíok опрзделвшдап ísbuííe-ií;, .'.-■••. '-*'• I« 2JZ£a£№2& / я лраиаг/: .sfsrop, jámeos /&арего/, -xfrcaS •¿тлггг/. '^íCTop я cosa казазозгр ••-■••'.

2. ihí§p1s1íie.„: -созп гавовар, сопл Карг-вена,- .язкетор - согя £зр-•: нг-тг. Атц&гбвр г Наегзн /Хорлг?»/, йгаройя «узург.

2, .йШлдШМ : cosa Иувс^сг^ cccn j\|í¡p,; шггатор - cosa .' yxopo-чз, гурт-.до '/¡Врвдо^уг^^ :Шз-. - -

0"íVl?no!:;' "'.,-'.'' -у;,-;;г ~

• • Os.*rc?oaas ;.í cosm .....-Vv •',"• ' '

V-4' i*:. ^'ЙтосршаОв овта^/^'Г^

-...В зевасиаосга • ог • газ^ашгогаа • а. яазганая настроек з кон- _

¿аговбяия оеп '7.1 r<?yn сяедрЩЕЯ катего-

""* - '•'. й/.ттяатят^'еареега^^.еш^р^ •рутдра й связанная

ко с аспажекоЛ, ira büíx ^xtcll; ' ■• ; , .

• - -4/ язалгзй ывшаной; i^Bitíio¿E,.-íftW0|«ua(.

зровсходат ss"ырактзки уалбура,' ео ^яаЕенгвгся л з друглх пастр^зн-

■я -

ТЗХ. .

В насладит входят к^^рой.^и:.Шзроба Бузург./квартовая/, Миз-робя Рост /jsauTOB.ii/.я : соы. Базт или Наво /секстовая/, а о сталь- . пые Ешаказванпнэ настройки относятся к первому типу. ' '

1.3.2. - "Звукоинтервальный строй в контексте шкала дутара" /горизонтальные интервалы/. '

В зависимости от той или иной настройки в пределах октавы зву-корядной шкаш. дутара-формируется определенный строй. Зто правде . всего соотношение в нем опорных устойчивых ступеней - зар-парда," ' мезду которыми образовывается наиболее устойчивые.горизонтальные интервалы - кварта, квинта и октава. Например, соотношения интер-вачьяого строения по горизонтали при разной настройке дутара образует два впда строя: . .........

а/ меяду первой а второй устойчивой ступенями царпарда образуется интервал квинта, меяду второй и третьей интервал-кварта» . •мезду первой и третьей - интервал октава, то есть квзнто-квартовый

строй; , : ..... г • ......' - - ... .'.-'••'

. - - б/ мекду первой в второй ступенями - интернет кварта,1 мазду второй-а -третьей,--квинта, мегду первой а третьей.— октава, т.е. кварто-квантовый-строй..'.:■' ..;'.. •■.„••

. - Другой-более важной сторовоЗ йтроешщ интервалов: "горизонталь- . вого-образования явдяется наличие центральной устойчивой ступени .-. шохпарда, которайпри различной настройке инструмента пз одной ус. тойчваой.ст^евв-адрпарцамоает.стать Центральной.4

/■.-•.'; В разделе рассматриваются различные; варианты горизонтального ■ структурного образования - шохпарда при интервальных соотношениях квцнто-квартового в кварто-квинтового строя.. . .'■■'-.•

1.3.3. ^^^е^ар^е 'созвучия в контексте особенностей шкалы ■ дутара" /верткаяьше интервал»' •..-.'. .

Образование интерьгл.ев по. вертикали такае зависит.от различной. настройки и от.интерваяьных соотношений между первой-и второй, .- струной, которые определяются соотношением опорных устойчивых сту--пеней с- его второй струной. В разделе приводятся примеры образования благозвучных, интервалов в каждой отдельной, настройке дутара. Например, при. квартовой настройке меаду устойвдвой . ступенью и второй .его бурдонирукщей струной образуются такие благозвучные интервалы: квар-. та, квинта, , октава', приквинтовой настройке - квинта, октава, при .. секстовой « октава, кварта и квинта-через октаву*--- .-

3о второй главе - "Особетюста •__________

- -- яяв?ет-с5се0брзсиго_бсьботшостй ДУТирИО?. СПИЛГ.-'.^Ту;'.-!, ,• ••••:. принципы пальцовки из гри-;е инструмента.

В глава;всос7орош0 расемиргвавтся осповкиэ приема syri - ашшатури, а ?акзв характеризуется различные их варанти. :'сх нз специфика яутерисЙ аяшшквтуры »мявлены три лриика вспользо??-ния пальцев:

Гпнзм,первый. связан с прккоиодесм 1,2 и 2 яальцеь окноь^кен-но с иаяяаиеи болкгого палыш. На основе этого приека препстдо-^по десаош» варианто» «игяквтур» язлшез, з .которых лри ряяиячяо« настройке дугара шщу порзой я второй его струной образуете ггоз-образяые созвучия во тргвмш.

Псяем второй. 1,2, я 2-2 лалызы левой руки применяются ар; открытой второй струна дутара, т.е. баз учсстия большого пальпа. Здесь такке, как и в первом приёме,аневтея разнообразные варианты аачикй-туры палшев, предстввлякще своя характерные созвучия.

Япиём третий, посвяден аплинатуре больного пальца с открытой мелодической струной. Он Есдсяьзубтся только, при определенных настройках, а при квартовой я квантовой настройте инструмента имеет ограниченный интервал, например, при пзартовоЗ застройке з пределах • каинтн з ара квинтовой - кварта. .. • . ■

Результаты, полученнке на основе анализов аппликатуры показали,, что с её помощью, с одной стороны, определяются своеобразные приемы пальцоа, и на их основе представлена закономерности внутренней организации. своеобразных созвучий дутара. С другой стороны, они определяется позиционно. т.е. з отдельных позициях шкала дутара, пред-ставленншс на уровне одного октавяого звукоряда. 2

Рассмотрение данных позиций било связано с устойчивыми ступе-няии - зарпарда ипаян днетруглзнта. Из одиннадцати вышеназванных позиций в -каддой отдельной настройке инструмента установлены следувдие устойчивые позиции, которые «огут определяться как яохпарда:

I. Нозишя /от лат.Pczxboп _ размещение, положение/ означает поло-кепне левой руки при игре на струнном инструмента. Долганский А. Ксат-itaü музыкальный словарь.- Н._:Л.9 "Ыузнка'% .I9E6.-.C.2S3.

2.Отметим; что на.грйфэ'дутарз.в пределах эктавн имеется II лед-ков - бастапарда.

I/ при квартовой наст1юЛко централа шохпарда могут стать три звука: - ре-ш-ля /в поз^.шях П-О; П-2 в П-6/. . ;

2/ при квинтовой настройке два звука: ра а соль /П-0 а П-5/. ;

3/ ара секстовой настройке: звук фа /П-З/.

В своп очередь ара всех настройках в позициях дутара, как обычно, применяются два приёма аппликатур /I и II/, за исключена-см секстовой, в .которой праыешштся только второй приём, где использование большого вальца не практикуется.'

В процессе рассмотрения различных вариантов аппликатуры пальцев выявлены две разновидности звукоинтервальных единиц: полутон и цели.: тон. Для получения полутоновых интервалов в звукорядной ткало дутара обычно используются два варианта, т.е., полояение первого паша со вторым, второго с третьим, что образует последовательный полутоновый звукоинтервал. Использование другого варианта, т.е. первого пальца с третьим - образует целый тон.

Таким образом, согласно принципам чередования аппликатуры пальцев пра разной настройке в звукорядной шкале инструмента определяется несколько разновидностей звукорядов,' отличающихся друг от друга по своей структуре. ... '

В работе особенно отмечаются функциональные особенности "кушпарда", который участвует в составе звукорядной структуры /позиции шесть/ П-в при квартовой настройке а /позиции пять/:П-5'при квинта-' вой настройке шкалы инструмента. Его функциональная особенность заключается в передвижении данного лада /в звукорядной шкале 13-й бастапарда/ вверх ала вниз, соответственно чеыу происходит повыше- • нае или понижение звукостуцет на полутон. Например, при квартовой ' настройке ■ "кушпарда" будет находится- на шестой ступени, звукоряда /П-6, т.е. 6-й бастапарда от звука - ля/.а определять в одном случае-звук "фа", а в другом "фа-диез". При квантойой настройке /П-5, т.е.-, 5-й бастапарда от звука - соль/ "кушпарда" будет седьмой ступенью его звукоряда и определяет те_же звуки, как и П-6 в одной разновидности структуры-звукоряда - звук "фа", а в другой "фа-диез". А при секстовой-настройке "кушпарда" не функционирует, т.к. он определяет в нем /П-З от звука фа/ шохпарда - фа первую и восьмую ступень звукоряда. . - -- . •

Звукорядная структура позиции шкалы дутару /построения их систем разделена на две группы:

-I-гэтппа: Звукоряднзя структура основана на принципе кварто-

,„.,, |||_| nnafaiBi mi ill in mi«

зинтового строя: - I - I/Я - I - I

• квинта"

$ ним относятся следующие звукорядкые структуры скалы дутара:

1. пра квинтовой настройке /П-0 шохпарда - ре/

2. при квартовой настройке /П-2 шохпарда - ш, П-6 шохпарда - .ял/

3. ари секстовой настроив /П-3 шохпарда - фа/.

- !Г - группа; Звукорядяая структура основана на пршкзпе кз:;:--.р-к^ртового строя: 5 1 _ 1 _ 1/2 - I - I

кварта

• которому относятся следутгтдз звукоряды:

1. при квартовой настройке /И—0 шохпарда - ре/

2. яри квинтовой.настройке /11-5 шохпарда - саль/

3. при секстовой настройке /П-7 шохпарда — си бемоль/.

• ' На основе проведенного анализа в конце главы отмечается, что фактическое- значение выявления принципов дутарной. аппликатуры' слу-■дт обнаружению специфических особенностей типов дутарной фактуры -■вухголосья, принципиально отличающегося от других типов многоголо-!ПЯ, которые характерны только данному инструменту. Танке отмечаются особенности аппликатуры с помощью которой определяется оргакпза-эя звукорядной шкал и дутара на основе выявленных позиций инетру-¡ента-----------......

- Третья глава - яЛадозвуковая структура шкалы дутара" - посзя-зна исследования специфических качеств ладозвуковой структуры лн-труыентальшк мелодий на основе шкалы дутара.

. В,процессе.своего-бытовани^.в. творческо-исполнптельскол пра:-:-ике.музыкальный инструмент становится носителем определенных :хан-ов /отсюда например, дутарная музыка, домбравая, танбурная л т.г./. та взаимосвязь музыкальной-, системы с. музыкальным инструментом .тт.-'т озмонность определить последний как'базовый в такой взаимосвязи.

Согласно специфическим закономерностш своей ладозвукорядной истеш в музыкальном инструменте формируются'своеобразные ооУ:» ости, соответствующие его звукорядной шкале, а тгкге опседол-:-.-::- л узыкальная-система. К примеру, - эпос "Гуругли"тесно связан с муз.чл-х; км инструментом думбраком. Зачастую структура п ладоззуксл-^- е.:„ "...

-.14 - ■ ■

С — '

этого музыкально-поэтического произведения национального насяедш толкуется через звуковую конструкцию думбрака. Аналогично этому градационная музыка туркмен /в частности, песни туркменских бах-ки/ - через конструкцию дутара и т.д. ,

В шкале дутара такае выражены своеобразные особенности строе ная ладозвуковой системы дутарной музыки, т.е. дутар гЧкае являет ся базовым фактором формирующим' определенный род музыки. - •

В "результате рассмотрения ладозвукорддной системы шкалы г :та ра определены в основном пять устойчивых позиций,. которые использ; ются в традиционной исполнительской практике для реализации музыкальных произведений. Эта устойчивая позиция определяется как тональные зоны в шкале,' на/которых базируется музыкальное произведение. .

В строении ладотональной организации мелодий дутара основной ориентир, центральный тональный устой в шкале инструмента определг ся - как."шохпарда". Исходя лз местоположения центрашюго тонального уптоя исполняемых .произведений/, не дутаре выявляются следув-°цае группы: . :.- ....... .. . .: ' .'. •'/

I. шохпарда, соответствувдий первой устойчивой позиции /т.е. открытой мелодической струне или звуку "ре"/; -•.-';' "" * ■ -

. 2. шохпарда, соответст:уодийвторой устойчивой позиции /т.е. второй, звукоступена-шкалы дутара или~31*узу- "ми"/; ■

3.- шохпарда, - соответствувдий третьей устойчивой позиции /т.е. третьей звукоступени шкалы дутара или звуку :"фа" /;

4. шохпарда, соответствующий четвертой устойчивой позиции ., /т.е. пятой звукоступещ шкалы дутара ели звуку '"соль"/;

5. шохпарда, соответствувдий пятой 'устойчивой позиции /т. е. шестой' звукоступени шкалы дутара или звуку "ля"/-'- ■'

При исследовании указанных устойчивых позиций отмечается, что кагдый из них в пределах одного октавного звукоряда в шкале' инструмента мсяет иметь несколько ладоструктурных .разновидностей. Причем они зависят той или иной настройкиянструкенга,;' ■ ;

В работе рассматриваются звукорядные организации каждой из ^та устойчивых позиций с их разновидностями в контексте конкретной ладо структуры исполняемых произведений.

1.01. Первая -устойчивая позиция ■

/при кзартовои~настройке/' ■ . • г-

Ока представляет собой кванто-квартовый строй.,.как гг£дцу

•сновзнав устойчавкмз ступенями /главный -шохпарда - рэ а средппй арпарда - ля/ образует икгернал квинту. -______• ..__- _._______________________

Данная позиция ааш дутара в сяду, свои: возможностей втевчз-чесцрб ладо структурных разновидности:

• а/ ра ^ ма бемоль - фа - соль - ля - си бемоль - до - ре; , б/ ра « ма - фа - соль - ля - си бемоль - до - ра;

в/ ра - гдн - фа - соль - ля - си - до - ре;

г/ ра - аз - .фа диез - соль - ля - си - до паез - ре.

■ .Дядозвутаряд;пьесы^ который совпадает со звукорядом "а", ветре- I •астся' в вараавтгсс пьесэ "Тановар™1 и "Кар&тегани". Основное внимание делялось следующим параметрам: совпадение ладозвукоряда-пьесы со вуяорядом данной, позиции а совпадение интервала - квинты, который б разуется мезду главндаа ойбрньш ступенями сарпарда и миёнпарца адов аспо^емых произведений & мекцу- основными устойчивыми,. уступе-яш /главны^'«-шохпарда^'в''средний--зарпарца/.'-жалы инструмента. 1 -'.-'Ладозвукоряд,'.ад^ - "б" данной

озшш'а,. имеет. -"в". • -' некоторые

нструментзльные вариа®ц^4ашварТ./ТакоБари Маргелон/, а ладо-вукоряд пьесы "Дилноз" совпадает о последним звукорядом "г" цанксИ

033ЦШ1.

1.02. Первая устойчивая позиция • '/при квинтовой настройке/

Ладоструктура первой устойчивой позиции при указанной настрой-:е основывается кварто-квинтовы&чстроем а.имеет.такие четыре разно-идноотя: -■-•■. . .

а/ рз гг т бемоль -.фа - соль - ля - ев бемоль - до - ре;

б/ рэ н'мз - фа - соль-;- ля. «■'си бемоль - до - ре;

в/ ре - га т- 'фа .- соль -.ля г- си - до - ре; .

г/ ре - щ - фа диез - соль - ляси - до. диез - ре.

В дайной позиции ыеяду основными стуаеняш устойчивой позацпд скалы инструмента - шохпарда.- ре и зарпарда - соль, как а глекду

.Данный, принцип используется и при рассмотрении других музыкальных роизведений. ■ ... ■

главной - сарпардаи срадней - миёнпарда ступеням лада-дополняемых произведений.при квинтовой ндстройке образуется характерный интервал - кзарта.

Ладозвукоряд, совпадающий со звукорядом "а", обнаруживается в пьесе "Бухорота" п/Каримяабегя". Со - звукорядом "б", .совпадает ладозвукоряд пьесы "Ракси гулдухтарск", ладозвукоряд д-угой инструментальной пьесы "Самой.Дуго^" совпадает со звукоряд ом"г" пер вой устойчивой ПОЗИЦИИ. "■.<•.

■ II. Вторая устойчивая позипия . - •/при квартовой настройке/

- *

Шохпарда ладозвукоряда, который соответствует второй устойчивой позиции шкалы дутара /т.е. третьей звукоступони.шкалы дутйрй -ми/, в исполнительской практике имеет следукдие ладоструктурнне ■ разновидности. . - - .

» а/' Ш Фа - соль -.'¿я ^-'.аи. «й» ■ •' - -- --

.6/ ш фа две? ^ соль w л» « «и до.->рз «? ш;-, . в/ гли - фа диез—соль - ля - си - до дввз — ре •• .

Принцип построения звукорядной структуры ло: горизонтали с еск: парда - шве зарпарда - основывается из. кварто-квивтовом стро!

Ладо звукоряды, -которые совпадают " вшеуказаншш звукорядацз данной позиции в репертуара дутарной музыке,. встречается: ; , -со звукорядом "а" - варианта "Тановар", •• ..'•", ... ч" со звукорядом "б"-- пьеса "í^apa Наво". е. ." ; V

с.последыш звукорядом "в", совпадастлодозвукорлд льзел рал дутора". . . " v;..'". •■■■-у':.;-■•■-'■]'■,— .--У

Кроме того,- в работе,особенно-ввдел^етея,' 'что под -u'Gp^moD "созл Тал свар'' и "созй ^ари-Наво" з:традЕЩОнноЕ-вспащитедьской , практике подразумевается два лонягвя::-^:-4" ■::. **":'■■

1. настройка инструмента, т.е. .в дашсм.слуяаэ квартовая,

2. ладозвукоряда указанной позиции, доторнэ -илеют оцрэделеянуз структуру, соэтвететв^5<уэ ладозвукордцу внззназванпш!: пьес/ -

Ш. Третья устойчивая^рршщ$; >}/,.•'••■•"-7дри сексювок шетрзике/" . •. ' .

• ■ Эта вогшщя средд тагяаетуаий-- fcösa 'SqSs?, ,

iTopidi имеет два зкачогля: I. настройка /секстовая/, 2. определен-й ладозэуиоряд, фар^ло^-^-пкся ra сснозе звукоряда псхпарда - ¿а

?йтьей устойчиво;! позйцзя г-кглн дутара. Она ш^^едшственнур___

¡ооойразщ® звукорядщ® структуру и исходит до двух строев: кза?-г-КБлкзозого п квйнто-:<"аргового. 3 первом строе прз зохпарда -i, её средняя устойчивая ступень определяется как зарпардз си 5з-|дъ, а эо втором - как зарпарда до и имеет следукцую ладозвукоряд-гю структуру: .. "■ ..

фз - соль - ля -- си бемоль - до - ре - мл - фа.

Б качестве примера приведен ладозвукоряд "Талкиша Еаёт" из кома "Нзйо"г которнй совпадает со звукоряде?.«. первого строг:. Пр~ " тт* 1>гч>сяекзгаетсгг презде -всего ерпгпщд построения дадсстру;;!,,--пьесы, который..основывается на кварто-квинтовом строе, т.е. лекальная ступень - шохпарда фа связана с главным устоем лада - сар-рда - фа, а зарпарда' - си бемоль определяет средний устой миён-рда лада. Со звукорядом второго строя согласуется ладозвукоряд зсы "Уйан баёти".. Какуке было. отмечено, ладозвуковая структура эй пьесы идентична с ладозвуковой структурой предыдущей "Талклни 5ln, EO..C отличием-звукоинтервальяого'строя, который основывается кййЕТО-кварговом строе.

П"..Четвертая устойчивая позиция /при квинтовой настройке/

Лааозвукоряды пьесы, формирующиеся в данной устойчиво;! пози-шкалк дутара, называются "сози Муночот'", шш "сози Усрар", я оп-еллатся квинто-квартовнм строем. В, данной позиции глазная ступень арсарда лада исполняешь пьес ^впадает с Главной устойчивой сту-1» " йзгпаряа - Соль, а срадиный устойчивы!! звук миенпарда - со цяниой. устойчивей звукоступенью4зарпарда - ре шкалы дутара. Сле-ц-годько, мезду. основными. ступенями данной позиции шкалы-дутара охпарда а зарпарда, как в между главной сарпарда и ерздинной -нпарда ступенями лада.исполняемых пьес, образуется интервал -теа. Она функционально имеет две разновидности звукорядно.: стр;;::-з:

а/ соль - ля - си бемоль - до - ре - г,щ - -}а - соль;

6/ соль - ля - си - до - ре - мл - фа диез - соль.

Ладозвукоряды пьесы, совпадающие со звукорядом "а" четверток

поздние. шкалы дутара в репертуаре дутарной музыки встречается час Среди них наиболее популярны Уфарн. Примером могут слупить' пьеса "Si ларя" и "1Дух"- . _

Ладозвукоряды, которые'совпадают со звукорядов; "б" данной до-зхздиз, называются "сози Муно^от" и соответствуют, естественно, да

доззукоряду пьесы "Муно^от". ..*■••■

• ..........-------- - ■

7. Пятая устойчийая позиция , -

/-при квартовой настройке/

Эта позиция определяется тестой ступенью в звукорядпой шале дутара, т.е. шохдарда - ля. Ладозвукоряды исполняемых музыкальна? произведений, которые совпадают со звукорядом данной'позиции, в пс полкгтельской практике встречаются довольно редко. -Псзчеы она, к ад; i: первая п вторая устойчивые позиции, называются "cosa хановар" iur "Нарда:; Гаковар". Однако, -на основе анаьакч -ладозвукоргддаой струк-" туры установлено, что ояа во многом идентична вышеуказанному ладо-ззукорлду "а" первой устойчивой позиции и проявляется по следуициц пркшшпам: . ' V. •• '. *

1. звукоинтервальным строем, т.е. квинто-квартовын;

2. ладозвухорядной. структурой, которая имеет следунждаЖ^ад:^ = ля - си бемоль - до - ре - ш -. фа — соль - ля.

В соответствии с принципами анализа ладозвукоряда приведенного варианта пьесы "Тановар".установлено, что его главный устой сарпар-да - ля соответствует главной устойчивой ступени - сохпарда - ля. г> срединной. - щенпарда - ми срединной устойчивой-.ступени - зарпар-да - ми пятой устойчивой позиции шкалы, дутара. Совпадения ладозву-корядов .исполняемых вариантов пьес "Тановар" в трех определенных устойчивых позициях /т.е. похиарда - ре, шохдарда - ми и шохпарда - ля при квартовой настройке/ в основном проявляется в их тональяо-ексотных соотношениях, е .которых установленная высота ладотональной позиции исполняемого варианта пьесы "Таковар" соотносилась с голосовыми особенностями яевцов-вспалштелей..'. ,- -

Таким образом, рассмотренные ладозвукордды всех лдузшсгльЕгк -произведений, которые-исполняются па дутара, функционально фораиру-* ста? з основном в днзз устойчивых 'позициях ахалк впструмэнта. Вместе с те:.;, в каадой. из этах устойчивая дэ'гжЕш.шсе^ся насколько структурно ргзкнг -звукорядов, которна расгиряют^ладохггруйтурнгш

озыо2несл1 анструмзнта. •

Проведенное в главе -еследование показало, что ладозвукезал

труктура иказш дутара_в музыкальной практике дмзз?__ уназорсальноа_______

ачество, отракавдее в себе лвб.ой диапазон ладозвукорядкнх стру:'-7Р исполняемых в ней гд^зыкальнхгх произведений. Универсальность го проявляется еще п в своеобразной 'акале, которая за^пслрога~а пистоне специфического звукоряда и в разных настройках, лак устру*:, ак и Ентервального строя: кварто-квинтового и квинто-квартового.

;; :а"лэчетш сукгаруются основные результат:-; ассяедованзя 1у:л---зоча^ла-л: уссбенностей. традиционного дутара а музыкальной спсто;..о указывается степень- их значимости в музыкальной практике. Сделани ^сбхс.т.гглгз. обобщения л зыьодц до наиболее иоло/кен^лл-! озоотч.

Основные положения и материалы диссертации отражены в следующих ?бликациях:■

. К вопросу истории бытования дутара в Таджикистане: Тезисы доплата участников региональной конференции музыковедов: "Актуальные гсблеш развития исйусства в свете решений 22У11 съезда КПСС",-гшвЗе,-1287»--0,2 п.л. - ' ..:■-...."..

, 0 традиционном, исполнительстве на дутаре: Тезисы научно-практичэс-(й.конференции молодых ученых и специалистов,- Душанбе, 198?.- с,2

. ДарзазскаЗ дугар-п специфика его звукоряда: Тезпсы докладов с ооб-шй Международного, симпозиума "Вклад иранских народов в развит;::: ровой цивилизации".-- Душанбе,IS92.- 0,1 п.л. Барнома оид.ба дутор бароа шуьбап и^рокунандагиз аньанавиц ЛДСТ . номи-М.Турсун-заде /аз ихтисос Я О5С6/06/ "И^рокунандагаа аньана— " ./Программа "Спец.дутар" для отделений традиционного исполнительна'-ТП® им. Г,1..Турсун-заде-/по специальности 0506/06/ "Традиционное полпительство"/,- Душанбе, 1992.г 2 п.л. .

Лддозвукоряпкая структура шкалы дутара.//Тезисы Международного мпозиума;- "йахнаме" «Эщцруси величайшее", художественное творение истории'маревой-цивзлазапга-- Тегеран-Душанбе, 1994.- 0,1 п.л. Запись на компактдиске /произведения исполненные автором/ „Jfs'ic cent г а Се. J" radt'tio и у c€<isst t^u ч s "

I. Таснифи Дугох; из макома Дуго^; 2. Панди падар.. Народная песня.

ипактцвек "Дикитал авдио", вылущений в Парике /Радао Зоанцзг./ с мментариями профессора Ддон Дюринга и Тед Левина,- Пария,IS93

ДЕСсертацияяияг ^ис^а баени - ' ■

Мусицашуносдик фанида хал^ чолгу асбобларини ургавишга наъ-лум дараяада эътибор берилган. Щунга. ддраыай, бу долзарб масала нинг тадьр^ талаб томонлари яна анча. Щулардан бирп анъанавай хелц . чешуей на ура вкрб эгилакак муси^а асарларнна айна ана ш; асар иаро этиладигея чолгулар билан ^иёсан урганиш ;асаласидир.

> Еар^ муси^а санъатида дутор ва зада ияро этиладиган асарла] алоз;ида м'авцега зга. Дутор ва унинг тожик хазда узбек ыумтс ; ку-си^асадаги урни узига хос ибратли аньанага айланган. Шу холатнш узиёк, дутор з^&еда унда асрлаб ижро зтилаётган асарлар тадршшни ургакиига туртки булади ва айна уринда, тацг^отнинг з$ам замона-вий, долзарб киз;атларини далилловчи омиллардак бири саналадг Дпссертаниянинг асосийма^сади хам.айни ана щу масалаларни маыд дара-зада у,ал этищни кузда тутади. Щу- боне ^ам мазкур тад^и^отда дуторнинг тоник ва узб& ыуси^а саньагл тизимидаги ьазифавий зеу-сусиятлари борасида фикр юритилади. Бу ма^оадга ^уидцпгв ыасалс-ларпг, ^ал- эташ ту.фаЁни- аришилади:-'

а. дуторнинг хпр бир шнта^а /регион/ хос тур ва куранишлари; .6. дуторнинг парда-товущатор /звукоряд/лари ва уларнинг узи хос хусусиятлари; созланиш турлари, пардада, бармо^.юритии . пуллари, уларнинг ь_.зифаси-ва эмали* а^амиятини аншухат; в. парда-тоБушкаторпарнинг лазр тузилипшни тавсифлаш ва уларн инро этилажак куига мое' ла^нлар -асоскда тазршл ^илиш. Тац^и^от уч бобдан иборат.- Биринчи бобда дутор ва унинг пар даезз ва пардали турлари урганилган. Пардасиз дуторлар тогли шн-та!-;аларга хос булиб; Коратегин дутори, Кулоб дутори, Банк дутори каби куринишларга эга. Пардали дуторлар водиЁларда тор^алган: ула га Бухоро, Самарканд,- Ф'аргона ва -Тошкент минта^аларида чалинадигг дуторлар мансубдир. -Дуторнинг бу лкки тури.-оралинадаги - чолгу з$аы борки, у мазкур дассертацияда илк -бор тадкрц атилаётир. Уни дарве дутори-деб яталади. -Еулардая ташцари, дуторлар чолгунинг лрима, кварта, квинта, секста, октава каби беш хил созланишига кура з^ам урганилиб, таснифлакди. . -

Иккпнчи бобда дутор пардаларида бармо^ юритиш усуллари тал!?? этилган.- Унда:

а. чап 1$улшнг I - 2- ва 3 -'бармохрарпни бош бармог} з^амро^лигил парда-товуа^атораарда иратия; -

. ' s? ös"40ppxapK2 бои öapitosj зштарокасаз ишлатап;-«. парцпг.чрда бон оар:лз:ртнг уплгг; ёр-цамт: барло^ар юразжа усудлзрп урганялган. —Р^рпб 7 уларЬдг

рллча аяхрда вариант г./рпнввшаг1 з^ага ь'лкзудкл, удар ду?о?:-~нг р хил созларида узига.хос хамо^аятшлк пзйдо р^ладп. Унр.нг озру-ча куп оЕОЗлидакдан мутла1$о фарв; ^алиа, фа^ат Eaprç щсща amv«:^-оа гсглаги илмай далилланди..Ыазкур бобда бармо^юритиш усуллари мйепд" кузга таияанувча jçap хал созларга хос овозгсзтоачар 3ips'..,:-j, 5?-'¿phiíht узпга хос хусусиятлари dapv.oij урна - еоэнцлл::: ^тад назаридан х^ам урганилда.

Умиимй ообда »лусавр асаряараиг.пг жз^Е туздят дугорпд^г аай-- товуц ррторлари асосида тах^шл ^алинди; асосий овозларнпнг 1си Еохпардаларда пайдо буядшп ани^анди. Чунончи:

I. бврянчи очив; пардада - ре ; - 2. иккинчи туррун пардада - ми ; 3. учинчд тур?ун пардада - фа;.4. бешинчя.тургун пардада - соль; . 5. олтанчя тургун пардада - ля. г .

-Хуллас, мазкур ;диссертадияда дуторнинг ^амиша замонавий,'чин ►нода.мукашал чолру .асбобларидан бяря эканпигя;. унда хам мумтоз. ! замонааа2 асарларки зур ттрЩ билак кара этии мумх-кнлзги зсбст-

m-n »

охарвда т/торпинг турлп миктахузларга хос тасвирп /сурата/ да увда .чалякадиган тожиква узбек ыеялйй ыуси^а мадакпятига хос вр куйларнинг нота ёзувлари илова килиядп.

- 22 S U K li E E 1"

There are a great number of scientific researches in tha field of instrument sets, but today the problems of complex studying of specific and functional specialities of traditional dutar on the base of synchronous studying of instrument and performing' a music on it are not worked out enough.

This dissertation touches upon the complex studying of instrument end it is repertoire in music system of Tajiks and Uzbeks, which rounds the main functional specialities end practical cslBtEnoo of dutar in national musi'p life, determination of general construction, sound scale, tuning, a'ppliquature and made sound structure of instrument.

The dissertation is consists of introductory, three chaptors, conclusion and 25 note appendixes.^. ,

The 1st chapter of dissertation is devoted to tho ftr.Zluz out of typical specifications; types and kinds of instruments, n-sre the main ¡attention .is given to the definition or .-new kink in ths ausic "Darvaz" dutar, which till nowdays in'music science was oyt cf field' of view of scientists. General sound system and tui»ing of -dat&r is considering here, it includes in itself sound-construction, pitch • and tuning of sound scale, soia-J interval pitch and interval consonance of the scale of an instrument.

Five peculiar tuning of dutar are discovered and classified, -the historical birth of their names are analyzed, which are devidod into two groups: national and classical. Functional significance of dutar in comparison with the tusibur is defined. ■ .

In the second chapter typical methods of dutar appli.quaturo are determined, different variants of used methods of left hand are characterized, their functional importance in separate concrete tuninj of dutar are achieved, which serve as a base for determination of specific typolof. of dutar texture-two-voiceB, which on principle differs from another types of many-voices.

The third chapter with the mode sound range structure of dutar sea] As a result of work on node sound range systes of dutar'o ecalo five . steady positions are determined, vihich are used in traditiosal-par- ' forcing practice for the realization of sauaic works. In.dependence on structural organisation each of theses steady positions fcao-a few more kind of soundranges, which coincide eith the r.:&Se sound range Gtrustm of performing works. In. this way universal possibilities, of acdo conns range scale of instrument are achieved. ... ______