автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Плекторные инструменты Туркменистана: традиции и функционирование в ХХ веке
Полный текст автореферата диссертации по теме "Плекторные инструменты Туркменистана: традиции и функционирование в ХХ веке"
Р ^ЕЫиЙ'Аерство по делам культуры республ и кг 1
. ' __ УЗБЕКИСТАН
- 8 МАИ 1995.
ОРДЕНА "ДРУЖБЫ НАРОДОВ' НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ имени ХАМЗЫ ХАКИМ ЗЛДГ-.
ниязи
На правах рукописи УДК 781,7; 785
Э Р Г Е Ш Е В АШ1АБЕРДИ
ПЛЕКТОРНЫЕ ИНСТРУРАЕИТЫ ТУРКМЕНИСТАНА • ТРАДИЦИИ И - ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В XX ВЕКЕ
Сшциалыгость 17.00.02 - Музыкальное искусство
Автореферат дяссоргащга на соискание ученой степени кандидата., искусствоведения
Ташкент - 1995
Диссертация выполнена в отделе фдЬьклора и современной музыки Научно-исследовательского института искусство-звания им»Хамзы Хаким-чзаде Ниязц Министерства по делам культуры Республики Узбекистан
Научный руководитель - кандидат искусствоведения,
доцент АБД УЛЛАЕВ P.C.
Офяциапьные оипоненты - доктор искусствоаедения,
профессор СРАДЖЕВ В.П. кандидат искусствоведения, додент РАСУЛТАНВ Ж.К.
Ведущая организация - Институт истории имЛЦБатыро-ва АН Республики Туркменистан
(^ащита состоится * tХ1ХХА_1995 г.
часов на заседании Специализированного Совета Д,092.11.21 в научно-исследовательском: институте искусствознания им. Хамзы Министерства по делам культуры Республики Узбекистан.
Адрес: 700029,Ташкент-29,площадь Мустахиллшс,2
С. диссертацией можно ознакомиться в библиотеке НИИ кскусствоэнання имЛамэы.
Автореферат разослан "^'■ам^ЫА 1396 г.
Ученый секретарь Специализированного Совета, 'кандидат искусствоведения
БЕКОВ ОЛ.
ОКЗАЯ Ш^Ш'РКСТШ РАБОТЫ'
Одда лз язотъвалашх составных частей музыкального искус-стаз аэродоа Цантрально2«Азка - это бытование я распространаяне музнкального зяструаентария, относящегося к памятникам материальной я духоваоЯ культуры, и соответственно с зглм-иястру-ментадьной музыка, включающей а сэбя токзство произведений как традиционного, так н совов г« к«ого мояодайаого я многоголосного искусства. 3 настоящее время в музыкальной практика названного рагаона азироко представлены разнообразный тшш народного янструывятария: традяцяоянае. восстановлаакце, уссвэршеясгво-ааняна, раноястг'/крозанйыа, вновь создаадае, шюнацяовальйыа я др. Каждай яз зях о#ажт2вяо аспользузтся а самых различных сферах современной ^доЕзствгняой культура, з частности, в аузы-кальяо-ксполггиком творчестве - традиционном, соврвмзяном самодеятельной и профессиональном, .
Собяраняз, язучзаяа, аоссганоалазад я усовершенствование аародннх г^/зык?^'"-'"' заструментов Центральной Аз ял имеет самое нвпосрвдстаекяоч отяошзиза к проблзмам сохранения традиционной муэнкальяой культуры я еа полнокровной жяэяи з современности. Ведь народный яп"?п7"'езтзряй, будучи средством воплощения цуза-яи - это на только паштяшя натериальясй культура исторического црошгого, но, правда всего, носате.та непреходящих духовных ценностей в на^Д.есэременности^ поскольку исполаяедая на ..этих инструментах пузика самого, различного образно-стилевого профайл доставляет огромкоз эстет ячее ко а наслаждение миллиоаам слу-.. шатвлэй. Мы на «¿¿¿й ар вдета зять ааау жяз аь баз народных «узы-кальлях инструментов а инструментальной цузыкя, которые ямаот большое значение для всех сфер жизквдеягвльностя человека.
Объектом аа<лс«щ8ГО и; следования являатся музыкальнее п лекторше инструмента вародоз Центральной Азия, бытовавлнз я получнвада. расдростраазаяз.на дааной территория еще несколько '• столетий назад, свадеталь&аэон чего является памятники материальной культура. Сдалаазнз з прошлом - в трактатах, печатных работах-описаяия ннстр^ыаатов давт возможность проследить эво-лщяю конструкций, их йодалянгельеких возможностей, закономер-ностай музыкального шшюаля, а такта эстетических вкусов, сло-хявшяхея яа опргяял*чг«х этапах разэяия общества.
- 2 -
Струняо-плекторные »¿узу?<адькне инструменты появилась в Туркменистана сравнительно поздно: только в XX вгке. Поэтов вклачеаие, наряду с бгтгусэдши в туркменской исполнительском искусстве инструментами, плекторных лногрумеягов в состав орхсаст-. ра народных инструментов, в процесс обучения оказалось явлением принципиальной новизны. В оркестровую группу, с относятель-но стабяльным составом, пягкторщо сложились значительно позднее. По сравнении с Узбекистаном и Таджикистаном, в Туркменском оркестре аароданх инструментов данной группе отводилась второстепенная роль. Сашстоятельноз значение пяектсрнае инструменты приобретают дашь в 50-хгояах XI столатяя, в ряде произведений соврвмаеных яомаозитороз Туркменистана,
Вытущие сегодня плакторныз нйструмеяты Туркменистана -детище вашего времени, соэдаыаоз усилиями музыкантов, композиторов и цузыкаяьных иастероз а результате научно-обоснованной методики сбора, исследования,народаого инструментария с акусти-ческа точными принципаии реставрации а усовершенствования градационных струяно-щипковых и струаао-пдакторных ^инструментов.
Актуальность тема гссдвдоваши обусловлена недостаточной изученностью народного икструысатаркя Туркменистана. По сравнении с друг ими респубяшсамя дантрально-азгатскаго региона этот Растру ментара Я аенее разнообразен. Так, ез числа струнных.следует назвать дутар я гяджах, 0ая аоиользуетоя в современной музыкальной практике в реконструированном вяде я качество этих инструментов далеко от сова раз яства. Это выдвинуло на первый1 план проблему совершаякого музыкального ияекторного кнструиеа-.та, отвечающего современным требоаааизм. Создааяв усовершенствованного "туркменского плзкгоряого дутара" а его разновидностей, экспериментальные я огшгчша образцы которнх получила широкое расдросгранение в црзнкай&ао-уадбиых заведениях и в концерт-но-асаолдвтельскрй практике - свйдагельство популяраостя и Еизнсваосгй вновь создавай иузакальанх инструментов.-Нзобхо-дяшеть изучения их функционирования в усливдах соареиецяоо-' ти - насущная задача туркменского )музнкоэааи$ш/
Основная цель рабогн - научно^архумзвтированное осмыслё-" нив традиции бытования а сохраненного функционирования плактор-• них музыкальных янструмейтоя Туркменистана. Избранный аспект. "" исследования обусловил сладущие задача диссертации:
- 3 -
1. Всестороннее а достаточно глубокое совещаний исторических этапов зео.иадп музыкальных ллектордах инструментов Центральной Азия, ах описание я классификация о привлечением современных археологических, ясторгческях, иконографических я других письменных нсточх'пуов прошлого я настоящего.
2. Выявлеапз специфики работы по усовершенствовании г рекоя-струкцаз музыкального инструментария, пояогатвльных сторон н недостатков нобнх варнантоз инструментов; рассмотреаяе перспектив данной работа с учетом совреыеаяой научной методам реконструкции и конструкции инструментов, освещение опыта работы народных мастеров по изготовлении музыкальных инструментов в масшта- ' бе регаоаа,
3. Описание тугашааских яленторных инструментов и путай внедрения их в ^зы^зойно-худоаэстванну» практику.
4. Характерззтжа тзхннко-исполаательскях особенностей плгк-торных инструментов и аяаляз наиболее показательных музыкальных произведена!! наследия я оовремзавого композиторского творчества о анализом ях содержанья я особенностей музыкальной формы.
5. Оценка факта вэгдйняя з музыкальнув практику нового "тша гнструызата "туркменский плакторкый дугзр" я персяактяв его использования в г^узыкальяом быту туркмза.
Методологической базой асследозаняя послужила о&латеоратв-чвскис и методические принципы"современной этносузыкологаи, в частности, органология, выработанные в Фундаызвтальных трудах К.Закса, Э.Хоркбозгеля', К.Верткова, Б.Асафьева, В.Батана,
B.Белзева, Ф.Карошгова, В.Виноградова, Т.Еыэго, Й.Раджабова, Й.Машаевского я др. В исследования привлекаются и значительныа монографические работы по археологии а нс.торхи искусств Центральной Азия (труда Г.Пугаче аховой, М.Йассояа, В.Маакерио и др.), музыкальной иконография (Т.Внзго, А.Мадьхеээой и др.), музыкальной акустаке я конструкций цузыкальных анструмеятоа (И.Переэерзеаа, Н.Ав«дово$, С.Дядзвяо, Д.Мшав.ва, И.Зятива,
•Й.Иерааа, В.йорвеакова з др.), 'по усовершенствованию я реконструкция музывалашх янсгруаентов СВ.Беляева, Ф.Кароматова, А.Петросяаца а др.). Широко освещаются работа по музыкально^ ивст$гмейтаря» «узнковедоа государств Центральной Азия - А.Яу-банова, Б.Гнзаюва, Б.Сарыбаева, А.Мухамбетовой, Б.Алагушаза, •
C.Субаваля8ва я др. й наконец, в диссертация привлекаются тру-
- 4 -
ды ^зиковедоа Туркменистана, и в первую очередь, работа З.Беляева и В.Успеяского, а также А.Сааарова, Ш.Г/ллнева, Ч, Якушева, М.Гапурова и др.
Научная новизна иссладования заклачается в том, что автором
а) заявляются специфические черта музыкального янструмзата-рвя не только региона, но я каждого народа, в частности, туркмен; выявляются обзде и локальные особенности, определяющую ях национальную характерность при идентичности музыкальной терминология инструментов (дутар, рубаб, гиджак и др.);
б) дается классификация'и описания струняо-щипковых и струн-ао-цлекторяих инструментов регаона;
в) рассматривается феномен "туркменский плекторный дутар" н его разновидности, дается харакгеристйка'йаздого гнатрумекга", ко тора в лрэчно шаш в ц^ёыкальную практику республика;
г) анализируются произведения традиционной музыки и современного композиторе;кого творчества Туркменистана, специально аамсаяшх для плакторннх инотруыеихоз.
Объектом исследования по слуга; .та музыкалыша плектораые инструмента, сконсгруирозакше аагорем диссертация, изготовлаа-ние аародными мастерами Ташкента, Ашгабада, Чарджэва; котнне залиси инструментальной музыки гуркмзя В.А.Успенского, произведения композиторов Туркменистана, специально написанных для плекторанх инструментов.
Практическое звзчеииа диссертации заключается во введении а научный е прагстяческяй обзход современного г нот рум е й то а е д е -агй нового фактического и ааучно-теорагвчаского материала. Прак-гячесяув ценность имеет также широкое взе.дреяяе "туркменского плехторного дутара" и его разновидностей, уооваршааствовааных и сконструированных автором настоящего исследования, в музы-кально-худозветввааом творчеств« - в оркестры народных, иаотру-ы а ахов, в цузнкальао--учебш8 процесс консерватория, учадкщ л школ. Быкоды диссертаций стала основой ддя матодячоеких разработок и ракешзндацкя "Методики обучения на плвкторяых инструментах", жшояьзуймнх а спегиаяьннх курса:' обучения в средних я выс-дях нузакадао-учебаах заведениях. Результата исследования могут оказаться полезными яри разработка методов усовершенство-
- 5 -
вания народного инструментария для народных мастеров,музыкантов, композиторов.
Апробация работы. Содержанке диссертация нашло отражение в ряда опубликованетх статей в методических рекомендаций, а также в докладах и сообщениях на научно-теоретических конференциях (Алда-Ата, 1988; Бухара, 1989 я др.). Работа обсуждалась на заседании.отдала туркменсхях народных инструментов Чаршхзв-ского иуанкального училища, в ЭксиарямзнтальноЯ мастерской по изготовлению музыкальных инструментов (г.Ашгабад, июль, 1994 г. я рекомендована к публикация). Диссертация обсуждена на расширенном заседаний отделов фольклора, современно! музыки я история ыузнкя НИИ аокуосгвознаякя ям.Хамзн и рекомендована к защите-. •
Структура■.работа., Диссертация состоит из.Введения, трех глав,1 ааклячэ'ьг.тз л Цряловдявя, включающего "Карточки научного огшсанкя • музыкального инструмента", ^отоматеркалн инструментов я нотаие образца произведений д/м ялвкторкого дутара.
СОДЗРЖАНКЬ1 Р.АБО'Ш
Ео йвэдеяак обосновывается актуальность исследования, оа-' рвделяотся цзлг я задача',, методика исследования, приводятся краткий обзор дитгратуры по тзглз.
Первая 'глава ~ "Из асторг-! развит;*,'! плекторвих инструмея- • тов Центральной Азаи" - на осеове аузнкалько-ариологяч'еекпх материалов, иконография я клсьменггах источников освещает этапы исторического' развит®- музыкального инструмснтария. Традиционные цузыкальше леструлгеятн, как я воз явления народного творчества населения региона, были тесно связаны с его историческими судьба®!, битом, обрядаш, веем комплексом ззшкдельческо-' скотоводческого уклада. Состав.инструментария, конструкция, материал п оформление, характер <|увнционировакяя, выразитель-низ возаояносгя инструментов в значительной степени обусловлены с особенностями нсйолнаттсюго. стиля я жанрамя традиционной ипотруыеагальяоЗ музыки.
Саше древние струнио-плекторвыа музыкальные инструменты появляясь в первобытном обществе, а в эпоху античности на территория Центральной Азии ука существовал целый арсенал музы-
- 6 -
кальих инструментов, а также сложилась традиция профессионального исполнительского искусства*".
Во все Еремана музыкальный инструмент являлся не только значительным фактором для аокишяяя процессов исторического раз вятяя музыки устной традиции,, но и ценнейшод материалом для характеристики зяучаагай в различны о эпохи кузыкк. Отспда и особая значимость изучения музыкального инструментария. Во-первых, он может быть рассмотрен лак источник познавая "истории, культура, наследия я вековых традиций -народа -, непоЕТоришх по своим эстетическим закономерностям художественных явлений; во-вторых самобытная культура музыкального инструментария составляет неотъемлемую часть богатого духовного наследия народов Централь ной Азии; в-третьих, музыкально^ инструыентарип принадлежит одно из важнейших мест в практике народного музицирования и пре обладающая роль в формировании большинства жанров народной и цзустно-ярсфзссиональаой музыки.
Издревле бытовавшие в Центральноазиатеком регионе одноименные и типологически сходные музыкальные инструменты, выполнявшие идентичные функции в музыкальной практике, а также отмеченные родством формы сольного (индивидуального) а ансамблевого (коллективного, группового) исполнительства, позволяют рассмат-ряаать инструмеатарий. этих народов в единоы, средневосточном контексте.
.Степень влияния историко-культурных и социально-политических перипетий на музыкальную жизнь народов рег'яояа в наибольша; ыерз дают возможность просле.дить на протяжении длительного ,ист< ряадского периода музыкальные инструмента, ибо "наши дознания в области инструиентоведения, благодаря изображениям древних инструментов, археологическим находкам и описаниям этих инстру «ентов - охватывают более отдаленные времена, чем познания о самих музыкальных произведениях", - отмечал К.В.Квитка2. .
В условиях бесписьменной традиции' музыкальные инструменты является одшш из наиболее достоверных показателей исторически "процессов зволщия народной ьузыкн Центральной "Азии. Ведь имен
Кароштод 45.М. Узбекская инструментальная музыка (наследие).
Ташкент, 1972, с.3-4.
2 Квитка К.В. Избранные труды в 2-х годах. Той П. М., 1973,'.
с.24.
ю здесь иаЗ&зко наибольшее количество изобраквоай i/узы калька:: (иструмантоз «а гтятяяках материальной хул'ьту ры. Свидетельством ■ому публикация серии "История пузики в изображениях" "Средняя 13иЛ* аз.цаняая на немецком языке в JTefirawre*. Яанноз изданне дат определенное целостное представление о народном инструмента;-1ии с древнаЗшах времен, об особенностях конструкции, строя, тех-нко-зсцолиятелас ких, «узикадыю-выразительнах средств, несущих опечаток процесса становления музыкального мышления, отражающих атериальнуо культуру народов, проживащих ка огромной твррито-ии региона, его традициях и мирозозэргнин^.
Письменные и археологические источника свидетельствуют о ом, что щипкозо-пяекторкыа музыкальные инструменты известны в ентральной Азия и, а частности, на территории Турвменистана о азапакятных времен. Больной интерес вызывают памятники мазери-льной культуры' (наскальные изображения, статуэткя, погребаль-, ая и домашняя утварь, украшения, настенная роспись, мкннатвр-ая живопись я др.). подтверэдзвадз бытование музнкальних инст-укентов ка древней та оратории Центральной Азии задолго до на-ей эры3. .
В Центральной Азия первые сведения о струнных инструыен-зх, теш уд (латая) я копу а (арфа.) были подучены в ходе архео-огнчесдтих раскоаок, начатых аа ее обаирноЗ территории с конца рошлого века я продолзаюдаеся по сей день. Археологические энные позволяет установить главные очаги музыкальной культуры -го центра крупных областей античных государств: Мараканда древний Самарканд) з Согдяане, Haca а Парфии (недалеко от сов-з из а ного Aaira б а да}, Мара (Маргнааа), Айртам, Халчаян, Дальвер-¡щ-тепе (Сурхзндарья.некие городища), Гоцрак-кала (древний Хо-ззн) и др.
памятники древнего изобразительного искусства - фигуры
Вкзго Т., Карсиатов Ф., Машке рис В. История х,узыкя в гзобра-хеняях. 'Средняя Азия, Лейпциг, 1333,
Абдудлаев Р; Трздипяа музыкального ¿яструмеиталкзш в Средней Азиа я их развитяз в условиях современности //Музыкальное, театральное аскуссяво и фольклор. 1азкент, 1992, c.?S.
Вызго Т. Музыкальныв инструменты Средней Азяи. Исторические очерка,,, М., iSáO. Kadoкатов Ф, Узбекская инструментальная музыка. ¿апхент, 1972.
музыкантов на каменном йризе аз Айртама /I е.н.э./, изобразд-яия музыкантов, играицих иа. струнных инструментах а рятонах Старой Няеы /П в.до н.э./, герракогопые фигурки "лотнястов, флейтистов,, ударялков , сцена с участием щ задиру идах на арфа' - в терракоте а в роодисях дворцов и храмов (Тоярак-кала, а в.н.э., Пяадаакенг, УП в.н.э.) - говорят о длительной история формирования а развнтии локальных видов музыкальных инструментов. В боль панства случаев терракотовые язобранеяия ьузыкантов датируется Х-Щ веками нашей эры, но отделыме фигурки относятся к У-УП векам. Суда по терракотам Афрасяаба, Халчаяиа, Дальаэрзик-тгпе, Шаза, Яккабага и др. можно сделать вывод, что язлзаЗлзн-анм инструментом древних народоа был щллковый инструмент - уд (лютня самых разных форм - с длинным к ли коротким грв£ом, с яка без плактра)*.
На рубежа 1-УП вв.н.э. наиЗолея широкое распрострааенйа лигневоа исполнительство долучает в Центральной Азии, сам инструмент отличается разнообразием форм (гнтаровидяый, танбуровяд-ный, руЗабозядннй, короткая идя длинная лятня), устойчивостью •градЕЦйй бытований и различными способами звукоязаязчения (щнп-коа или плектором). Лютня "уд" ветре чается, через Центральную Азае, в памятниках культуры Вссточяого Туркестана, Китая, Северной Индии, Ирана, а позднее лютня "покоряет" всю Барону (множество изображений лхягак наблюдаются в памятниках материальной культуры и искусства средневековой Европы)2.
Изобрази я ил струнао-щшхковых инструмьятов, а также целых ансамблей сохранила л миниатюрная живояясь Х17-ХУ1 вв. - это язобрежекия уда, дутара, танбура, рубаба, конуна я др. Изображения цу зыкалышх инструментов, различных составов ансамблей и сотуацаи их бнтоваш! "указывают не только аа развитость аяст-руыентаргя, ансамблевых традиций исполнительства з достаточно высокий уровень сашй музыки", но одновременно олределяш? и важ-
Пугачеякою Г.А. Яскусогво Туохмекнсгала. М., 1967, ?Лассон МЛ . Пугачеакова Г.А. Парфянские ритоны Нисн.//Труди Ш'АКЭ.тЛ.Ашхг бад, 1959. Пугачеакова Г.А. Ленушка с лэтней в скульптуре Зал-чая на.//Культура античного мира. М.,1966. Лунина С. Статуэтка лютяисгкк аз Каскадарьияекего оа змса.//(Ж,1983,59. Вызго Т. Музикальгше инструменты Средней Азии: Малькеева А. О ыузакаль-них связях Средней Азии в 1-УП. вв.н.з./ЛЗуэнкадьаое, театрала яоз яскусство'и фольклор я др.
2 Вызго Т. Миграция музыкальных инструментов средневосточного регяояа на Запад в эпоху раннего средневековья.//Градвдш муз; кальЕых культу о народов Бл2Кнего,£ргдаего Востока н современность, П., 15В7, с.59-67.
>СТЬ роли Г/ЗНКИ И 68 фу.-лДИЯ в . ^исгзвваой ХЗЗЯИ Hi.p0.u- 3 г'/.она в древности. И эта "находки показывают степень совер-' нства, широту диапазона отдельных инструментов (например, ар-I или лютневых), а соотнесение с нына бытупдога позволяет едстазцть богатство их темброао-акустических, исполнятельско-'хничесяих и других выразительных возможностей, а следователь-я допустимость воспроизведения ка них развитых з структур--мелодической отношении инструментальных к вокально-инстру-втальных пьес"*'.
Это под та яр.*да »-г и письмаяные источники средневековья, частности, музыкально-теоретические труда - "Трактаты о муке" ГХ-ХУП аз., а которых яаила отражение запросы на только зыкальвого творчества, возникновения слоеных мэнодаЗных яан-а, соотносимая с уровнем с а*.» £ исполнительской практики одре-лзнного периода, музыкальной акустики, но а вопросы о видах запальных инструментов, об их строения и исполнителях. Оле- ' зт отметить, что разрабатывая вопроса музыкальной теории,-ав-ры трактатов, начиная с Фарабя и Ибн Сяна опиралась, главным разом, на опыта со струнными (уд, таабур, дутар) инструмента!. Зто стало возможным яотому, что ояя придерживались мнения том, что место звука определяется, с одной стороны, силой ара по струна, с другой: - длиной стру.-ш, ае то лая ной и сте-нью натяжаняя. Такие опыты с делением струны на части послу-ли 'основой для возникновения системы так называемого "т.-сто-" строя, что имело важное зяачзние для дальнейшего развития зыка. С друге!; стороны, струнные, (¡цинковые) инструменты с-пухл также основой для разработки теории интервалов, и. что вая-для разработки систем по запася ".музыки^.
3 дальне йшзгй, фо тог рафия, зарисовки и описания ияетрумзн-а, составление каталогов, упоминания о бытующих ¡музыкальных струментах, и, что цзякоз, составление своаобразных коллек-й зтих инструментов, приобретенных или собранных путешаствен-ками, этнографами и капельмейстерами (¡Т.Зарубин, А.Сшо&ло-
ч, А.Эёхгорн я др.),. способствовали более детальному знаком-- ч ^
Кароматоз Черты прсфес сиояали зла музыкального исполни- '. гельства на Ближнем я Среднем Востоке.//Музыкальноз, театральное искусство и фольклор, с.7. •
Раджабов И. Макоыы. Автореферат докт.дис. Та:якзнт-КрвваяД970. Знзго Т.О. Музыкальные инструменты Средней Азия. М., 1980.
ству с самыми инструментамш, я что важно - сохранению музыкальных инструментов прошлого и начала нынешнего века, которые существует и теперь в своем естественном вида.
Таким - образом, струвно-щипковые и струяко-плектораые музыкальна з инструменты Центральной Азия прошли длительный путь формирован к: я развития, начиная от древних лзстневидных иястру-мантов с короткой шайкой через танбуровадяыа али рубабовидныа типы уда к традиционным дутарам, рубабам или танбурам, каждый яз которых занимал в прошлом и занимает й настоящее время вак-ное место в музыкальном быту народов региона. По своей функции они являются и вздуздш сольными, и.ансамблевыми, и аккомпанирующими инструментами (в диссертации дана таблица исторического пути развития струнных инструментов).
Б силу специфики данного исследования основное внимание уделяется группе хордофонов, в которых источником звука является натянутая струна, которые подразделяются на следующие
£, Струнно-щяпковые - дутар, дсглбра (казахская), думбра (узбек-екая), думбрак (таджикская), комуз (киргизский).
2„ Струнно-плакторные - уд, танбур, нашгарский, афганский в дамирекий рубабн, сетар, яандатар, емштар, дутар (ллектор-
3. Струняо-смычковые - гидаак, сато, кобуз, каяк.
4. Струнка-удаокне чанг, конун.
. Основное назначение выаеперечисленных музыкальных инструментов - исполнение инструментальных произведений разнообразиях видов и жанров ьузыкальяого наследия, начиная от простейших музыкальных форм типа пастушьих яаигрыжей до более развитых инструментальных циклов й сроизведений басгакоров и композиторско го творчества.
Вторая глава - "Реконотруквдя и усовершенствование музыкальных инструментов Центральной Азия: '.-свершения а перспектива" - рассматривает наиболее острый вопрос современности - проб ■лематицу совершенствования и реконструкция, которая в республиках Центральной Азии проводилась одновременно, но протекала наравномерно.
В современном быту народов Центральной Азии музыкальные
инструмента получали распрсс? та нений в двух: видах: традиционном и реконструярозанном. Пра том какдай из этих видов существует равноценно, но там не менее традиционные типа »музыкальных инструментов бытуют чаще всего в среде народно-профессиональных музыкантоз, а реконструированные - в художественной самодеятельности а в .«узыкально-уадбных заведениях, а также з профессиональных исполнительских коллективах. Это связано с тем, что процессы становления, видоизменения и ухода кз активного бытования тех илл иных инструментов обуоловлекы спецификой музыкальной культуры определенного народа в определенную эпоху ее развития. "Форма, материал, строй, .диапазон, динамическая акала, музыкально-исполнительские возможности инструмента отражают звуковой идеал, обдав художественные воззрения народа и эпохи, являясь своего рода памятниками, фиксирующими опреде-ланнуо лу зыкалькуюсистему." !1грод использует только те инструменты, которые соответствуют его потребностям"*.
По своему назначена?) я функциям применения и^зыкалькый инструменты могут быть определены к^к: I. общенациональны^ -по отноашяив к инструментам, бытуюэдм а различных видах народной и профессиональной музыки (таковы домбра, дутар, рубаб); 2. фольклорныз - типовые инструменты, бытуадие в традиционной фольклорной практике; 3. массовые ^ болеа широкий круг инструментов, связанных с массовым, бытовым музицированием.
Кроме того, дифференциацию народных инструментов по сфера их изготовления можно сгс^змзтгэгровать слэдухщима определениями: X. инструменты мастеров народной традацш; 2. инструменты фабричного производства; 3. инструменты самодельные. Каждый музыкальный инструмент я рота л определенный исторический путь развития. Соответственно для каждого исторического периода музыкальный инструментарий имел своя формы бытования и функционирования. Немаловаяен и социальный аспект бытования. Музыкальны» инструменты, в частности, струнные в процессе своего развития сохраняли сбои качества или не видоизменялись, усовершенствовались." ТЗугыкально-тасрвтичесжая практика свидетельствует,
* Мадгевский И.В. Отражение специфики инструментария в цузы.чэяь-' ной Форме народных инструментальных кошозиций.//Проблемы традиционной инструментальной музыки народов СССР. Л.,1986, с. 14.
что усовершенствование музыкальных инструментов сопутствует всей истории музыкальной культуры региона- И,дтот процесс протекал не только в прошлом, яо и в XX веке, когда усилиямл народных музыкантов, мастеров осуществлялись определенные изменения в конструкция инструмента (гриф, дека, ладки, колки), усиления СТ£дгН я др.
Первые 'опыты по усовершенствованна народных инструментов, в частности, а Узбекистана начались еще в 20-30-8 годы (Шора-хям Шоушров, йагясуф Харратов, Уста Рузиматхоа Исабоев, Усыан Зуфаров, Фахриддая Сада ков и др.)*. Такая же работа по усовершенствованно зыка льнах инструментов проводилась под руководством С .Ту маня на, Г.Дракеляаа, Г.Угурлыеаа в Туркменистана, . А. Граб не ва, П.(Зубика в Кыргызстане, А.1уба«оаа в Казахстане, но, кахдай ре аз л эту задачу по-своему. 8 итога она сводилась . к усилению звука иаструмеита, расширению дяэназока, улучаемо качзства эвучаняя, усовершенствование хоиструкоди самого инструмента. В се редкие 30-х годов груаеа ц^знхальннх «астсров под руководством А.И.Петросяяца в экспери.чат-адьной мастерской • приступила к реконструкции народного япструмеитария на научной ос козе. Используя маого-жтнлй о пит в доотижваяя ж дазвятяв европейского музыкального янструщнтараа, опыт «заемного русски го (^гзыкального деятеля В.В.Аидрвева оо реконструкция русских народных инструментов, они привял* за ссяону реконструкции у»» бекских народных инструментов принцип 0-<туценной равномерней тэте рати хх звукоряда. я .создан.;« -гсмброао-одйородкых инструментов. Тогда ке был подия® вопрос я о ооздааяя семейств - народных "инструментов. В результате дал^альности в области реконструкция были созданы инструменты с ноаым строем - это. ' струнно-доиювне а пдзктораке инструмента: дутара, танбуры, калгарскнй и афгеанскяй рубабы, домбры, ко«5уаа, кил кг, ко;лузы. На основе тиовых инструментов, бнтоваяиих в народной среде, • быля сконструированы инструменты разгон? 8еД£Мяяьг,\ что позволз* ло создать семейство грулпн однотипных ннструызнгов,- эвучащях е разных магистрах: колбд и кобызов 2 Казахстане, ко«уз ж кияя в Кйгъ йзставе, .вутаров и гвдкаков в Узбекистана, Тадяикиотайв £ Туркменистане, а такхе в Каракалпакия. Результатом данной ра доты до. усоввроганс?воа'ааа» а рекоттрукшги народного иистдуме» явадось форма ро'закгз" в р^схтубяяках' Центральной Азии мно-
- 13 -
гоголосдах коллективов - о р: ¿строя народных инструментов: в Казахстана ям.Курмангазы (1934), в Туркменистане (Г933), в Кыргызстане им. К.Орозова (1936), в Таджикистане (1933), в Узбекистане ИМ.Т.Дяалилова (1938).
.Реконструкция в области традиционного инструментария правела к определенным результатам: усовераекс-твсвались я появились вовне,,1еязвестныа ранее инструменты, стабилизировался на принципиально новой основе эзукоаысотны2 строй инструментов, изменились некоторые приемы игры на них, созданы семейства инстру-кевтсв, сформировался' многоголосный оркестр со своим репертуаром, что способствовало приобщению широкой массы трудяиэзхся региона к мировому музыкалькой творчеству. С другой стороны наметились я регрессивные моменты реконструкции: искусственное разделение исполнительской манеры и методики обучения на "традиционное" я "академическое", кахдоа из которых требует различной слуховой настройки и тзхнячгсклх кавыкоз; Ее реиеяа до конца вопросы достижения национального своеобразия с зшрокиМ использованием традиционных навыков сольного и ансамблевого исполнительства, вопрос стелена тембровой общности создаваемых семейств инструментов и звуковые качества каждого усовершенствованного я реконструированного инструмента в отдельности на о предела я и П9 рван. Но тяч не менее данная работа была обус-" дозлайа .определенными социокультурными преобразованиями, освоением многоголосных форм музицироаания.
Эта проблема до. сегодняшнего дня остается острой-и даскус-. сионной: с одной стороны, одни считают реконструкцию и усовершенствование прогрессиинам.явлением, а о другой - реакционным, губительным в развитии национального г^зыкального искусства. Соответственно» В конце главы рассматривавтся перспективы работы по усовершенствована» и реконструкции музыкального лметру-ментаряя.
Третья глаза. - ЧШкторяне инструменты Туркменистана" - освещает вопросы*, связанякз с •бытсяз.йием традиционных музыкальных инструментов а Туркменистане. Кузыкалы^е инструменты туркмен, подучивших распространение но всех областях республики, пред-' ставлена струнно-^пковнм - дутаром., отру као-сшчхознм - гиджаком, духовятя - гаргы-тюйдук, дплла-ткйдук, гоша-дилли-тайду-ясм, самозвучазуш - гояузем. Сдгим из самэх дравязх и широко
распроз гране яка* и црямееяеиах. в музыкальном искусстве является дутар, кспользуеАИй как сольный и аккомпанирующий инструмент, так ансамбяешй я оркестровый. Сольное дутарное исполнительство, "рлоязвшаеся па протяжении веков, достигло в Туркменистане высокой степени совершзкства» что проявляется в технике исполнения , формообразования, интонационно-меяэдяческоы и метро-рят-ыичаском богатстве
Туркменский дутар похож на узбекский, но отличается меньшими размерами и бодав короткой шейкой. Шейка узкая, округленная, удобная для обхшта двумя пальцаии я бастрах передвижений руки, -йады-перешчкк - перде - металлические подвижные, диапазон 1,5 окташ. Звук дутара негромкий/ но подчас динамический, терпкий с характерным гфизвуком, образувдая от скольхеаия ногтям правой руки по декз инструмента. При игре на дутара исполнитель применяет своеобразные, трад*«?а>я{Ш8 приемы, как "шелле", "питан", "чекик", "гнрув"", "сегятмек", "янлаядармак" я т.д., которое требуя? долгой, настойчивой тренировки-,: Туркменская ду-тарная цузика богата и разнообразна: она включает чисто инструментальные и инструментальные варианты пасенных мелодий, куда-входах муками, хцрклар, салтыклар. Ведуаяиг исполнительскими гкола?.я дутаристоа является ахальская (Ашхайадсная область); салыр-сарыкская (Марийская область).
Вплоть до 20-х годов XX столетия в Турхшнистанб были распрсстраненьцтрадкциояяне дутара, "имеющие 2 шелковые струны с очень слабым звуком", настраивавшиеся в чистую кварту , соответственно счигаициеся "кангрннмя; инструментами". С 30-х • годов Еовсеместно в республике подучил распространение усовершенствованный дутар с металлическими струнами, созданный в мастерской ГШ при содействии В.М.Беляева. Создавав усовершенствованного дутаре явилось первым шагом но пути создания оркест-• ; ра нар одних инструментов и проведения работ ао реконструкции музыкального иаструмватария. Первыми ллэкторикии инструментами, вошедшими в состав оркестра, стала "учтар" (конструкция С.Туганява) и "вмнтар" (конструкции Б.%рвлк), ко они нэ яолу-
Гапуроз И." Музыкальное наследие туркмен Чаоджоу ской" об да с тл. ' Каяд.дисс-. %шсект, 1992, с.40. •
. 2 В.А.Успенский. Статьи, воопоканаиия, письма. Ташкент, 1930, с.232. •
чиля широкого применен« ) а музыкально?-) практике. Сред;? плек-торных инструментов по^учаззих широкое распространение з конце XIX - начала XI веков были азербайджанский тар, кашгарсхкй и афганский рубабы, которые в разное врелй была привнесены соседними народами, как бы восполняя отсутствие туркменского струн-ио-ялакгорного инструментария.
Особенно явтанойвяо работа по усовершенствовании народных инструментов продолжалась в послевоенные годы з музыкальном кабинете при Туркменской филармония (Г,Аракелян. Г.Угурлнев, Б.^урали). Результатом данной работы явилось изготовление ви- • доизмзнгиного я усовершенствованного дутара и гидгака, я создание семейств этих инструментов.
Необходимость создания полноценных оркестровых струнно-плекторных инструментов, обладаниях полным диапазоном, назрела в 50-э года, Ко просьбе руководства республики в экспериментальной гастерской при НКИ искусствознания Л.И.Еетросянцем а мастером С.Е.Лкщ кко з 1954--55 года были созданы семейства туркменских оркестровых инструментов: семейство дутаров и гад-.таков, а такзсв сконструирован новый струнко-плвкторный дутар, созданный на основе тара и дутара, ззукоиззлечение на котором производилось с помощь» плектра. Форш кузова была приближена к дутарной, но в основу строя был подожен строй тара (до-со'ль-т
до ). Три струны на пдекторном дутаре была удвоены, что придавало ему салу и своеобразие звучания. Пзакторннй дутар был инструментом среднего регистра, соответственно первоначально он задумывался как оркестровый инструмент, но в последующем получил распространение и как солирующий инструмент оо строем "яя-щ-си (иля ля)", аналогичным строи кашгарского рубаба, что позволило болез широко использовать ямввадися музыкальную литературу для других инструментов.
С введением реконструированных инструментов. в 'определенной мере ■•стабилизировался состав оркестра 'Туркменских народных инструментов, но тем не менее строгости в частоте использования орхастровых*групп не наблюдалось. Недостатки в конструкция плекторяого дутара привели к тому, что со временем данный инструмент в г^зыиальноЯ практика стал заменяться к&тоарским ру-бабом. Все это привело к новым пояскам и совершенствования кон-
струкцм ст1 гнао-слеяторного инструмента. Изучение многолетнего опыта по усовершенствование и рековотрукдаи музыкальных инструментов Узбекистана и Туркменистана, соответствующей научной и методической литературы по изготовлена» инструментов, личные беседа с народными мастерами Таакенгз, АагабаДа, Чардяе-ва дала возможность автору диссертации вайгл оптимальный вариант конструкции плекторного дутара. Усовершенствованный и изготовленный альтовый шккторный дутар казей конструкции, получивший: наименование "туркменский цлакторный дутар", стал применяться в музыкальной практике с конца 70-х годов. Автор проделал основательные изменений в корпусе и гриф?,-что в определенной маре усилило физяко-акустическне возможности инструмента, значя-гельно изменился тембр звучания. Инструмент стал более легким и его удобно стало дерзать для игры на груди, что значительно., увеличило технико-исполнительские возможности плекторного дутара. Изменения строя, замена'струя, увеличение числа ладов обогатила звучание инструмента как с точка зреняа тембровых эффектов, так и с позиций исполнительских прлешз. По своей функции инструмент ыос быть соляруозда, ансамблевым и оркестровым, что значительно-оказало влияние на современное исполнительское творчество ка народных инструментах. Благодаря усовершенствованию создалась .особая инструментальная иевджят е льс кая ивтер-претация танроа традиционной туркменской музыка и современного яомпозиторского творчества аа плехторнзм дутаре.
Продолжая усовершенствование типового плегторного дутара,' автор настоящего исследования создал разновидности данного инструмента; прима, секунда, меццо-сопрано, альт,тенор, образцу ко-? торах были язгоговлзны по яаяим чертежам в экспериментальной мастерской ТГК ем,}.!.Аарафг, а сами инструменте ггзготонаеиы по заказу реолублики в Таякеяхсхой экспериментальеой фабрике национальных *?/знкальЕых инструментов. Работало совершенствованию . плекторного дутара продолжаются по сей день; вплоть до 1992 года на.ма сконструированы и изготовлены более И струаяо-плектор-ных музыкальных ивструиеятов, среди яих такие'новые, как "туркменский рубаб" и-"гоштар".
В диссертации даны краткая характеристика конструкции и Технико-Еспблнигельсках возможностей туркменского плекторного дутара и его разновидностей; в Приложении лавы "карточки научно-
го описания" каждого инструмента и фогснатериалн.
В последнее десятилетие струнио-ллекторные инструмента, в частности, пяекторный дутар играют значительную роль в пропаганда и раззатии туркменской музыки как устной, так и письме иной традиция. Туркменские музыканты продолжают с успехом употреблять ллеяторный дутар и ряд его разновидностей а качества сольного и аккомяааирущегс инструмента в ансамблях и оркестрах туркменских народных инструментов с различным составом, т.е. на современном этапа плекторш/й дутар выполняет две взаимодополняющие функции: во-первых, роль в становления и развитии своеобразных туркменских инструментальных композиций; во-агорых, роль участника традиционных и нетрадиционных, новых ансамблей, исполняющих разнообразные ханры туркменской .музыки.
С учете?.' художественно-технических- возмотаостсй'и качеств' нового плнкторяого дутара предлагается, целый'рад исполнитель- • ских шряков--2--прявмов,-. новых для современного туркменского яс-полкительства;"которые обязательно учитываются при обучении'!?
подготовке музыкантш-исполнителей и оркестрантов. При этом ос-новополагающям при обучении игре на плекгорном .дутаре, как я во всех г^у зыка львы х инструментах, является правильная постановка исполнительского аппарата. Формирование пальцевой техники*.. ,составляат:.различйую смену позиций на пле к торном дутаре: в зависимости от диапазона инструмента и исполняемого произведения, их всего, одиннадцать. Основными .ясполнитальсхима приемами зву-коизвлечеякя на плзкторнои дутаре является одинарный" утр сверху вниз или наоборот. Из этих .двух пр'иамоа ззукоизвдечзния z путем ях комбинаций составляются разнообразные ритмические со-' четания, а такза Образуется различный: характер звучания - короткий ри протяжный звук, напевный идо острый, звонкий ила мягкий. Основные приёмы игры на плякторяом дутаре - еке урга (односторонний удар плектром по струна), учлене {двухсторониа или чередующие штрихи), а также стаккато, тремоло, портаменто, скольжедив, глиссандо,' "встряхивание" инструмента я т.д., кото-рае во элногом зависят от рационального применения аппликатуры, • способствующей большей выразительности игры,. быстрому запоминании и овладению музыкальных произведений и ребенка их художественного засола. Красочность я звучнссть произведения но многом также зависит к от выбора позиций (на плекторном дутаре
- га -
используются шесть способов сыгна позиций). Правильное распределение пальцев лавой рукя, с учетом с.<-:;ш поздний при рациональной аппликатуре, формирует профессиональное исполнительское мастерстЕО на плекторном дутаре, способствуя при этом более правильной я соверяенной интерпретация музыкального произведения.
Раскрытия особеиноетой использования творческих возможностей сольного исполнения на плекторном дутаре способствует анализ оригинальных произведений композиторов Туркменистана, которые в целом формируют репертуар данного инструмента. Как и в традиционном исполнительстве, так и в современном большое значение придается' напевности в отношении к дутаряой музыке, т.е. ведения мелодического голоса на инструмента. И здесь напевность во многом связана о непрерывностью звучания. Как и в прошлом, так а сейчас очень высоко ценится умение музыканта создавать непрерывно льпдийся мелодический поток. При этом исполнители всегда обращают особое внимание на плавность и незаметность переходов с одной позиции в другую. С этой точки зрения в диссертации анализируются произведения традиционной туркменской музыки - "Айрилик муками", "Заявим.", "Новайы'*, переложенных для плекторного дутара, а также сочинения композиторского творчества - "Новайн" К.Кулиева,. "Чал дутар" Я.Мухатова, "Позма-мугам" Б.Худайназарова, "Танец" Р.Радхепова, "Туркменский танец", "Экспромт-фантазия", посвящение".А.Агадхякоза, которые обогатили не только репертуар сольной, ансамблевой и оркестровой музыка, но и в определенной мере представляют нужную в музы- • кальной практике методическую литературу.
Заключе яке-. Иссла довзнее пае игорных инструментов Центральной Азии, в частности, Туркменистана в сравнительно-историческом аспекте и на основе системзо-зткофоннческого метода подтвердил, что постепенное "вызревание", развятиа и совертенствование инструментария представляло собой-длительный процесс, в ходе . которого эти инструменты внедрялись в музыкальную практику, удовлетворяя нужда не'только музнкаятснаполнптелай' (любителей или профессионалов), но я широких касс слушателей в звуковых средствах коммуникаций, в вое питании их духовных качеств. Трактовка и ^йкцаокарованяз ялекторнах ин^^'^чтов - это отображение му зы ка ль но-;;с т ори че с ко й сятуацан: художественного метода, свойственного определенной эпоха или оп^делвнной исполнитель-
- 19 -
ской нля композиторской иколг," конструктивного состояния инструментария, исполнительского стиля и т.п., при этом изменение взглядов определяется эво.отшей ¡музыкального мышления народа, творческой личности музыканта-ислолштеля, стремлением к. воплощению нового содержания, к решения новях художественных задач. С другой стороны, сами музыкальные инструменты оказывали влияние на ээолщив форм музыкального мышления, определяя многообразие его конкретных проявления, отличащихся .диалектической взаишсвязанностью, взаимообусловленностью музыка я породившего ед иясгруменгария.
Исторический экскурс показал, что плекторные-музыкальные инструмента прооли огромный длительный путь от простейших до разнообразных по форме, конструкции, регистрово-темброво-звуко-вому кдааду дутаров, домбр, рубабов и т.д. Работа по усовершенствованию я .раконструкции плекторяых инструментов, требующая тщательного изучения и обобщения практического опыта, научно- . практических знаний народных мастеров и специфику каждого инструмента, привела к созданию туркменского плекторного дутара" и его семейства, а также других разновидностей инструмента. Зйесь следует сказать о своеобразной культуре длакторного дутара, органично вошедшего я получившего наибольшее распространение в 70-90 годы в музыкальной практике Туркменистана,.свидетельство тому - введение инструмента в процессы обучения, начиная от начального звена до высшего; создание определенных методических пособий и специфических акол игры, я - что определяющее-.- соз-. даниа произведений для плекторного дутара композиторами республики. ^
. Создание и функционфозаниа туркменских плектораых инатру-. ментов - явление,-лвгадев в русле общих процессов современного развития общества. Туркменские длекторанв'инструменты, по сравнении 'о узбекскими ила.таджикскими, имеицима древнейшие традиции, появились сравнительно поздно в обиходе музыкального инст-румеатализщ. Поиски по созданию еще более совершенных, качественных и полнозвучных пжкторяых инструментов, которые постепенно вытесняют аз музыкально-исполнительской практики кашгарский и афганский рубабы, азербайджанекий тар, продолжается. В этом плаце оргааизацня в Ашгабада первой экспериментальной лаборатории по усовершенствованно я реконструкции музыкального инстру-
ментарпя, функционирующей с января 1934 года, должна сыграть опредв-Енедую роль. ' - ■
И новые, все усложняющиеся задача, вотавдаа перед туркменским музыкознанием, да и сама логика ее развития, которые определяются меотом инструментовадания в системе нашего общества, дактуют насущную необходимость основательного изучения национальной музыкальной культуры а ее целостности.
По тема диссертации опубликована следующие работы:
Г. Игра на плзкторном дутаре. Метод,пособия для иуа.школ и училищ. Ротапринт. Чард&ав, 1992. 24 с,
2. Озе илде/ады дялде йигятди,■ ■ Лебал ллкымы. 1993, 14'июль.
3 йлзкторннз. и ко труп ен ты Туркменистана, ''укоаись депонирована я- Гос» бибялотзкя км.К.Маркса Республики дуркмегастан. Ашта-• бап, 1*94..- 96 с.'» 202. ' ■ " • ' '
, Рлзл^где шыжорных инструментов- а Тур^закотааг. Метод, по-■ ■¿¿;и> ио изучению туркмене как народнах .«у .».инструментов для рп-гских'муз. школ и училищ. Чардаев, Д994. - 2рс.
иссвгацкянинг ба&я
Марказий Осие жшугарн муси^а чолгуларини йлгйш, урганиш, ¡йта тиклаш, ;.укамшялаштирйш базосита аяьанавий «уси.^а ва гл^ чолууларини сацлаа, ривоялантяраш муаммолари била я <5о?::щ i алокддордяр. Мусина ?олз?уларянинг, айящса плектр чол^ларл-шг шаклланяЕИ за такомяллаши, щоща санъати ва мус:ика«]уаос-жнянг тара »да8та билая узвзй богли^дир. Цусилса санъати тара !вги жараёнида хилма-хял хащ чолгуларининг вужудга келиазт, ирнинг тадци^ ва та^'шл этяляыи, моз$ияти ва тарихий риво;£ла~ эдининг ёритилиши ^озлрги заыон чолуушунослик /органология/¡шнг прш ыаса-гасидир.
5'тмяа манбаларда уз аксини тояган чолтулэрнинг таърифя, 1арнянг тузилишя, ижрочилик ямконлятларянинг такомиллануви, • гси:^ий фикр к,оиун иятл ва эстетик дяди инъйкосй б клан борланган >лда такаятиуязнянг маълум босг«1чдари рявояланиаи жараёни.да 1кллаиган.
Туряманястон ялзктр чолгуларя XX аарда созаядалар, баотз->рлар, комдозиторлар ва ыуси?,а усталарияянг ял>,гай асослангая >лда анъанавяй торли чолгу/нрини йигиши, урганиаи ва такомил-1!зтири!аи"натиж1сяда пайио будни. Туркмаяистон хащ чолгучили-шянг етзрзга да рака да ургааидмаганлиги клмий изданиининг актуад-ггяни афодала^ди. Мусина амалиётяда фа:^атгина кайта ияланган тор ва гнзс&ак 2$ляааилиб, улар сифат хихатядая унча яхаж элас. г муа'адолар муаллиф оддига мусака плектр чолгуларининг тако-¡ллашган турияя яратиэ вазифасини г^уйдя,
70-йллларнянг иккинчи ярмндан бзалакган азлаашшар натя:«а-¡да щалпиф гомовадаа II /уя бгтта/дая орпщ плектр чолрулари »атилган булаб, улар турхмая плектр дутори за уяинг турлари [икколо, прима, секунда, альт, тенор, бас, контрабас, турторли мма/, туркдак рубоби ва гош тор булхб, энсперимаитад тажриба 1М? надари 'мусатуа амаля§га /ижрочилик ва мусш$а-у*$ув муассасзла-:/ да кенг !{уляанилгаи.
Диссвртацйяда туркиан плектр чолууларига ялмай характерист-I барялаб, уларнияг игрочзлак техника зуеуниятлира, тузилияяа-! /аппликатура, маз.иря, ¡гарда, техник усулиар ва штрихяар/ очиб ¡рялади, ?.5усявр мерсся ва комлозяторлих яжодя§тлнанг энг кузга
курйяган асарларининг уз ига хос тоиоялари таяк,ин этяладя на ула: нянг бздаяй савияси, таъсирчаяляги ва муси^а шаклпаря очав бери-лади. Натшсада к#п йиляик тажркба асоскда Туриманаотоа муси$а амалиётада узига хос плектр дутори маданаяти шаклданган деган хулоса чилинди.
Туркмак плектр чолгуларивянг яратиляиш ва амалзётда цуллаш ляши габаий у,ол булиб, зрзяргя замой хашятияшг умумай ^онуаг-¿7лари ривогланншя узаня б яда я боуля]-;дяр,
Та.зцязотнянт идмий янгилаклара ва амалий а^ашятя шундан яборатхи, униат назаркй хулоса лари ва йлмяй натияалари зашна-вйё чолгуну носликда кенг чуллавишя мумкан. Муаллиф тошнкдан олгб борилган ыазкур тададот ва клмяй-ашлай тгйогафлар келгусд да щм тщ у ста ларя, созанда ва коылозгторлар то.уояидан хаЩ' ' чодгуМрзяи я на да такомиллаитяряи вшларида кект дуламда фойдала нша/арига вмкон берадц.
«
SUHSAJI
Study, collection, restoration and improvement of the Central Asian national musical instrument a bear direct relation to the premium of preservation of traditional music and to the florerirg of folic nusieal iiiatruaentarlua. The object of the raeaorch are musical plectrum instruments of the peoples of Central Asia which existed and »ide practised on the territory as far back as several centuries ago as monuBftnta of notarial culture testify of that. Descriptions of the instruments cade .in the past give possibility to retrace evolution iti their construction, playing potentialities which reflect their conformity with t'lfix of a musical thiaiing and sometiwea of at» aesthetic taste formad in a certain period of social development.
Plectrum instruments of Turkusnisten is Ion offspring of the 20th century. They ha?« bee« created by cooson efforts of musicians, ccaposera and instruments* raaJcers in th.8 result of well-grounded aethodg of collection, study and fioderniaation of the folic instruments based on «a acoustically exact principles of tb» improvement and restoration of traditional plucked instrument.3. Actuality of the r»saorc>j is conditioned by inadequate study tha set of folk instruments of Turlnasnicrtfijti which is however not rich: so there are only dutar and gijalc anoytg .string instruments, in nusieal prsctic® thay are utiliaed la their rsconstructa-d foriE3j &3 for their quality it is far fro® being perfect. A.11 these had brought dissert&nt'a attention to the question of creation a perfect plectra» lnstrunsat which could meat tho requirements of today. Sine« the second half of the 70s more than eleven varieties of plectrua instruments were creatcd by the author of this dissertation. There are improved construction of rurkEsnism plectrua dutar waft its faaily (piccolo, prima, second, alto, tenor, bass, contrabass and four-stringed priiaa), Turtaenian rubab and gosJv-t&r experimental spacliseos of which &rs widely used rt cubical educational institutions and on tha concert stage. Functionizig of tha pleotrua instruments in th* contemporary conditions testifies about popularity and vitality of tha newly created musical Instruments.
In tho rassarc"' jcieitific characteristics of tho Turkaeniati jlectrura instruments, description of their constructions aisd technique jf playing (fingering, positions, technical devices arsd strokes)
аз well аз analysis of the :scst distinctive iuuaicBJL.-pieces of the beritege and composer' a 'narks with an exposure of their artistical expressiveness вгЛ musical structure нега given. All abcre neation Eomeate give a possibility to сошв to the coaeiusioa that a p«culi culture of plectrum dutar have been foread in the isiisical practice of JJurtaasiiist'aii.
Creation and function!rig of tUa furlcaenlan plectrum instrument is a natural pheuoatnon meeting the requireiaents of the ccmtempor society. Practical significance of the research consists in the introduction into contemporary org&Holqjy new iron factorial eiid scientific-theoretical points of view materials, In perspective thi results of the research can bo usefull for instrmaenta' makers ausicians and cooposers for working out of oetheds of national instruraents' improvement.