автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.08
диссертация на тему:
Гендерные аспекты эколого-безопасного устойчивого развития (философско-методологические проблемы)

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Ганьшина, Евгения Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.08
Автореферат по философии на тему 'Гендерные аспекты эколого-безопасного устойчивого развития (философско-методологические проблемы)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Гендерные аспекты эколого-безопасного устойчивого развития (философско-методологические проблемы)"

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РГ6 од

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОМ ЭКОЛОГИИ

те 1»

1 А

На правах рукописи

ГАНШИНА Евгения Александровна

ГЕНДЕРННЙ АСПЕКТ ЭК0Л0Г0-БЕ30ПАСН0Г0 УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ (Философско-методологические проблемы).

Специальность 09.00.00 - философия науки и техники

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук у

Москва-1996

Работа выполнена на кафедре социальной экологш! Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Научный руководитель - академик All Молдавии,

доктор философских наук, профессор Урсул А.Д.

Офи^алыше оппоненту:

доктор фшюсофских наук - Куракина О.Д. доктор философских наук Галкин ¡О.Ю. Ведущая организации кафедра философии Российском

Защита состоится .... июня 19У6 года в ... часов на заседании специализированного совета Д-151.04.17 Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 117606, Москва, пр-т Вернадского, д.84, II уч. корпус, пуд.

С диссертацией можно ознакомиться и библиотеке Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации .

Академии Наук

Автореферат разослан .... май llJ9ü года.

Учении секретарь специализированного совета, кандидат философских наук. доцент

Jctl^^)

А.С Шилов

общая характеристика работы.

Актуальность темы исследования. В работе предпринята попытка философско-методологического исследования тендерных отношений1 как родовых начал человеческого бытия в контексте анализа и поиска,возможных перспектив решения современных экологических проблем. Суть этих перспектив, в свете обсуждаемых в работе вопросов, видится в оптимизации и гармонизации поло-ролевых отношений в обществе, в возвращении человека к своей психобиологической, социально-психологической, личностной целостности в единстве женского и мужского начал, в преодолении отчуждения в тендерных отношениях, отчуждения человека от природы, от других людей, отчуждения от самого себя.

Хотя давно общепризнанно, что мужское и женское родовые начала определяют универсальные сущностные характеристики человеческого бытия в его глубинных истоках, проблема тендерных отношений, однако, до последнего времени не была предметом специального анализа в области социально-экологических исследований. Вместе с тем, очевидно, что отношение человека к природе опосредовано проявляется в отношении людей друг к другу. Традиционная научная картина мира основывается во многом на антропоцентрической модели с преобладанием скорее "маскулинного" контекста при анализе проблем природы и общества."Наука,-писала еще в 1938 году известный английский ученый Вирджиния Вульф, - не является бесполой, она - мужчина, отец и заражена этим."2 В своем практическом воплощении данная общая методологическая доктрина предопределяет принципы действий и нормативы поведения человека по отношению к своей природной и социальной среде.

Однако, такая антропоцентрическая ориентация, основанная на праве господства человека (прежде всего мужчины) над приро-

1 Понятие "тендер"(gender) происходит от греческого "genos" -"род", "материальный носитель наследственности". С позиций методологии социальных исследований, содержание понятия "тендерные отношения" означает "социально-организованные отношения полов".

2Цит. по С. Мэгэри. Женские исследования в Австралии. -М., 1992. -С. 42.

дой и другими людьми, по свидетельству многих современных исследователей, в определенной степени и стала непосредственной причиной усиления глобального экологического кризиса (Р. Айс-лер, Л. Андерсон, И. Збарски, Дж.Мэйси, Э. Фромм, X. Хендер-сон, К.И. Шилин и др.)- В этой связи очевидно, что устранение всех форм социального неравенства, в том числе и в направлении сбалансирования тендерных отношений, должно стать необходимой и составной частью практической реализации стратегии эколо-го-безопасного устойчивого развития современного человеческого сообщества.

Это, в свою очередь, предполагает выработку научных основ новой методологии социальной экологии, основанной на целостной, динамичной картине мира и "андрогиноцентричной"(лат. апс1-гоз-мужчина, дупе-женщина) модели при анализе тендерных отношений, где женское и мужское родовые начала предстают в единстве и комплиментарности. Такая методология должна стать надежным научным фундаментом, высвечивающим истинные закономерности и выявляющим подлинные механизмы воплощения стратегии устойчивого развития общества ноосферной ориентации.

Состояние научной разработанности проблемы. Философс-ко-теоретические предпосылки осмысления проблем тендерных отношений были заложены в трудах великих мыслителей прошедших эпох: Пифагора, Платона, Аристотеля, Г.В.Ф.Гегеля, И.Канта, Ф.Ницше, А.Шопенгауэра, В.Гумбольдта, Дж. Милля, И.Г. Фихте, О.Вейнинтера и др. В русской философии проблемы взаимоотношений женского и мужского начал рассматривались в трудах Н.А.Бердяева, В.В.Розанова, В.С.Соловьева, Н.Ф.Федорова, П.А.Флоренского и др.

Как уже отмечалось выше, проблема тендерных отношений раннее не являлась предметом исследования социальной экологии; отдельные аспекты взаимосвязи экологических проблем и социально-организованных отношений полов и, главным образом, социально-экономического положения женщин в обществе рассматривались преимущественно в рамках западных экофеминистских теорий (Р. Айслер, И.Збарски, Дж. Мэйси, X. Хендерсон).

Обострение социально-экологических проблем, социальная практика, а также общий ход развития научной эпистемологии диктуют необходимость пересмотра сложившихся моделей взаимоотношений в системе "человек-общество-природа". В этой связи, в 1992 году на конференции ООН по окружающей среде и развитию была официально принята "Программа действий" к переходу общества на модель устойчивого развития. В отечественной социальной экологии теоретические разработки проблем и реальных механизмов перехода общества к устойчивому развитию отражены в трудах Э.В.Гирусова, К.Х.Делокарова, В.А.Лося, Н.М.Мамедова, Н.Н.Моисеева, В.А.Уледова, А.Д.Урсула и др.

Концепция эколого-безопасного устойчивого развития общества, с точки зрения перспектив становления ноосферной цивилизации, основы которой были заложены в сочинениях В.И.Вернадского, Э.Леруа, П.Тейяра де Шардена, Н.Н.Моисеева, наиболее системно представлена в трудах А.Д.Урсула.

Далее, философско-методологическая база исследования тендерных отношений в контексте перспектив решения социально-экологических проблем также заложена в современных работах по "экософии" (А.Р. Дренгсон, Б.Токар, Т.А.Флоренская и др.), "глубинной экологии" (Дж. Мейси, Дж. Сид, П. Флеминг, А. На-эсс, К.И.Шилин и др.), исходящих из представлений о Земле как едином, живом, самоорганизующемся целом, органическом единстве и взаимосвязи всех форм жизни на планете.

На уровне конкретной методологии изучения тендерных отношений, основы концепции социально-организованных отношений полов были разработаны в трудах С.де Бовуар, К. Миллет, С.Фа-йерстоун, вместе с тем, первые теоретические разработки в этой области были сосредоточены, главным образом, на критике патриархального уклада современного общества. Теоретико-методологические проблемы исследования тендерных отношений были поставлены в работах К.Гиллиган, Дж. Бенджамен, А.У. Шеф, Дж. Скотт, Н.Ходоров, П.Монсона. Анализируя социально-психологический аспект патриархальной культуры, ее влияние на различные сферы общественной жизни, включая политическую и частную, а также систему воспитания и образования, авторы показывают как соци-

альная практика формирует системные различия в структуре мужской и женской психики, а, следовательно, и различные модели поведения в окружающем мире.

Кроме того, в настоящее время развивается новое направление - феминистская теология, которая пытается интерпретировать существующую социальную ассимметрию в обществе и сложившуюся экологическую ситуацию через осмысление христианского вероучения (Э.Мольтманн-Вендель, Т. Горичева, А.А.Сазоненко).

Современные исследования в области биологии и генетического аппарата человека (Р. Левонтин, Дж. Мани, И.Столлер) и психологии (Д. Судзуки, Э. Фромм) существенно дополнили представления о процессе формирования тендерной идентичности. Процесс социализации пола ребенка в семье как социо-экологической системе рассматривался в работах по экологической психологии, раскрывающих особенности влияния социальных и физических параметров семейной среды на формирование тендерного тождества (Дж. Голд, Г.А. Ковалев, М. Черноушек).

В отечественной науке концепция тендерных отношений не получила широкого распространения. Лишь недавно этот термин стал использоваться в социологии в связи с изучением положения женщин в качестве конкретной, исторически сложившейся социальной общности, через призму прежде всего социально-психологических и культурных особенностей пола (Г.Г.Силласте), а также в области разработки общих проблем социальной экологии (Е.В. Никонорова).

Объект диссертационного исследования- тендерные отношения в контексте проблем эколого-безопасного устойчивого развития общества.

Предмет исследования- философские, историко-культурные, социально-психологические концептуальные подходы к исследованию проблемы тендерных отношений с точки зрения перспектив решения современных экологических проблем и перспектив перехода общества к устойчивому развитию.

Цель и основные задачи исследования. Цель настоящей работы заключается в изучении общенаучных и философско-методологи-ческих аспектов исследования тендерных отношений в свете обес-

печения эколого-безопасного устойчивого развития человеческой цивилизации. Исходя из поставленной цели, автор определяет следующие задачи:

- провести историко-философский анализ представлений и концепций о природной сущности и предназначении женского и мужского начал, способов их социальной организации;

- выявить социально-экологические последствия реализации различных типов тендерных отношений;

- определить специфику состояния тендерных отношений при переходе общества на модель устойчивого развития;

- исследовать тендерный аспект экологического сознания с точки зрения перспектив выхода общества на модель эколого-бе-зопасного устойчивого развития;

- проанализировать условия формирования тендерной идентичности в семье как социо-экологической системе.

Теоретико-методологической основой исследования послужили диалектический и общенаучный методы познания, историко-философский, системный, социально-экологический и ноосферный подходы научного исследования.

В качестве общенаучной методологии использованы некоторые принципы современной теории систем, в частности, синергетики. В отличие от традиционных позитивистских методов, синергетика как научное направление центр внимания перемещает прежде всего на изучение так называемых диссипативных систем, или систем открытого типа, в основе функционирования которых лежат принципы самоорганизации и саморегуляции за счет постоянного ' и открытого взаимодействия этих систем с внешней средой и другими системами. В контексте исследований тендерных отношений данные общенаучные принципы конкретизировании в идеях единства, целостности, комплиментарности и самоорганизации. Такой подход позволяет рассмотреть модели взаимодействия двух универсальных родовых начал человеческого бытия-мужского и женского в диалектическом единстве, взаимодействии и взаиморазвитии. Данная парадигма является методологическим обоснованиием объяснения сущности и механизмов перехода к эколого-безопасно-му устойчивому развитию общества.

Научная новизна диссертационной работы. Впервые в отечественной философской литературе предпринят системный, социально-экологический, ноосферный подходы к анализу состояния тендерных отношений как целостной системы в контексте поиска возможных перспектив выхода общества на путь эколого-безопас-ного устойчивого развития. На основании современных данных естественных и гуманитарных наук прослеживается общая тенденция на разработку целостной картины мира, и в частности, "андроги-ноцентричной", где женское и мужское начала комплиментарны, и с позиций системного (синергетического) подхода, образуют единую диалектическую и открытую систему со свойственными ей принципами самоорганизации, саморегуляции и саморазвития.

Впервые в рамках социальной экологии исследуется взаимосвязь тендерных отношений и экологических проблем и, в частности,- демографических, которые относятся к числу значимых факторов, дестабилизирующих глобальную экосоциосферу.

В результате исследования различных взглядов и подходов, доминирующих в истории философской мысли, к проблемам сущности, специфики женского и мужского природных начал, способов их социальной организации, выделены три наиболее общих типа теорий: теории полярности женского и мужского природных начал, эгалитарные теории, теории единства и андрогинной целостности.

В качестве одного из важнейших факторов, обеспечивающих переход общества на модель устойчивого развития ноосферной ориентации рассматривается экологическое сознание. В контексте социально-экологических проблем исследуется тендерный аспект экологического сознания с точки зрения его символического, диалогического и нравственно-эстетического содержания.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В философско-методологическом плане представление о тендерных отношениях как целостной системе позволяет переосмыслить ряд традиционных социальных и философских "априорий", относящихся к стереотипам о "природной предрасположенности" женщин и мужчин к выполнению определенных ролей в обществе, наметить определенные контуры гармонизации всей системы социально-экологических отношений с точки зрения перспектив выхода

общества на путь устойчивого развития.

2. Характер социально-организованных отношений полов опосредованно отражает существующие деформации в системе "человек-общество-природа". Дисбаланс в тендерных отношениях отражается на всей системе социально-экологических отношений. Общество оказывает влияние на экологическую ситуацию, в частности, демографическую, через сложившуюся систему тендерных отношений.

3. Наряду с биологически заданным полом, тендерная самоидентификация играет важную роль в процессе социализации индивида и начинает формироваться в раннем детстве, определяя способы взаимодействия человека с окружающей средой.

4. Экологическое сознание является одним из важнейших факторов, составляющих ментальную основу перехода современного человеческого сообщества на модель эколого-безопасного устойчивого развития ноосферной ориентации. С позиций современных теорий социальной экологии и концепции тендерных отношений, преодоление отчуждения человека от природы предполагает формирование экологического сознания на основе воссоздания природ-но-социальной смысловой целостности человека в единстве женского и мужского начал.

Практическая ценность исследования. Результаты данной работы высвечивают новый исследовательский пласт при анализе современных проблем социальной экологии и определяют некоторые новые направления разработки научных основ стратегии устойчивого развития. Концептуальный анализ перспектив и противоречий развития тендерных отношений может содействовать выработке более адекватной социальной и экологической политики с точки зрения задач становления будущего человеческого сообщества ноосферной ориентации. Кроме того, основные положения и выводы диссертации могут быть использованы при разработке специальных учебных программ по экологии, в спецкурсах по социальной экологии, экологической психологии, теории тендерных исследований и др. в учебных заведениях гуманитарно-экологического профиля.

Апробация работы. Основные положения и выводы работы обсуждены и изложены на проблемных группах и заседаниях кафедры

социальной экологии РАГС, на Международном симпозиуме "Социально-экологическая безопасность женщин на пороге XXI века" (Москва, 3-5 июня 1995 г.).

Основное содержание исследования отражено в публикациях автора.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Основное содержание работы.

Во введении обоснована актуальность темы, дана краткая характеристика состояния научной разработанности проблемы, сформулированы основная цель и задачи исследования, определены методологическая основа, научная новизна и практическая значимость работы.

Первая глава - "Историко-философский анализ подходов к проблеме тендерных отношений" - посвящена исследованию различных теорий и взглядов, касающихся специфики, сущности женского и мужского родовых начал, а также их значения в социальной организации жизни общества.

На основании историко-философского анализа, а также современных научных исследований по данной проблеме автор выделяет три наиболее общих типа теорий:

- Теории полярности женского и мужского начал, устанавливающие полную противоположность или противостояние полов.

- Эгалитарные теории, постулирующие принцип равенства и равноценности полов, уравновешивающие их на всех уровнях.

- Теории единства и андрогинной целостности женского и мужского начал.

Все три подхода в решении рассматриваемой проблемы известны еще со времен античности и, в частности из трудов Платона; однако, несмотря на данное обстоятельство, наибольшее распространение получили концепции полярности.

В основе теории полярности лежит доктрина о природном превосходстве либо мужского (андроцентризм) либо женского (фе-миноцентризм) начал.

В истории философской мысли обосновываются главным образом концепции, где превалирует мужское начало как первичное и

господствующее по отношению к женскому началу - вторичному (Пифагор, Аристотель, Тертуллиан, Ф. Аквинский, И.Кант, Г.В.Ф.Гегель, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, О.Вейнингер, З.Фрейд и др.). Во многом это связано, по-видимому, и с тем, что мировое философское наследие во всем своем многообразии было создано, в основном, "мужским интеллектом".

Противопоставление мужского начала как основного, положительного, активного, женскому- производному, пассивному, подчиненному, исторически связано со становлением патриархальной системы отношений в обществе. Вся сфера бытия и социальные роли в обществе были распределены таким образом, что за мужчиной, традиционно, закреплялась сфера внешней деятельности социума, а сфера воспроизводства жизни и сохранения рода принадлежала женщине. Дискриминационные традиции в ассимметрии тендерных отношений, исторически закрепленные в общественном сознании на протяжении многих веков, сформировали характерные стереотипы, отождествляющие сферу деятельности и культуры с мужским началом, а хаос и природу- с женским.

Сложившаяся в обществе социальная иерархия полов со всеми ее социально-психологическими последствиями также была "узаконена" церковью. Теология, где в течение почти двух тысячелетий господствовало исключительно мужское миропонимание, и по сей день отражает в своей культуре андроцентрическую модель мироздания, фиксирует четкую иерархию и строгую соподчиненность женского начала мужскому.

В настоящее время в рамках современного радикального феминизма развиваются аналогичные теории, которые на основании данных современных исследований в области биологии и генетического аппарата человека, обосновывают идею превосходства и первичности женского начала по отношению к мужскому как вторичному. Вместе с тем, глубинная сущность феминоцентрической модели не имеет принципиального отличия от андроцентрической, в своей основе обе модели построены на принципах иерархии и неравенства.

Эгалитарные теории исходят из идеи социального равенства всех субъектов общества, в том числе, женщин и мужчин.

Традиции эгалитаризма берут свое начало еще в античной философии и, в наиболее оформившемся виде, присутствуют уже в трудах Платона. В своем произведении "Государство", античный философ рассматривает вопрос о возможностях равного участия женщин и мужчин в управлении делами государства. Образцовое государство, по Платону, должно быть основано в соответствии с идеей высшего блага, или всеобщей справедливости и равенства всех людей.

Эгалитарный подход в решении рассматриваемого вопроса получил дальнейшее развитие, в частности, в теориях социалистов-утопистов Д.Оуэна, А.Сен-Симона, Ш.Фурье. "Главный принцип социального прогресса" авторы связывали с предоставлением и расширением социальных прав и свобод женской половине человечества, а "регресс социального порядка"- с их отсутствием.1 Общество будущего- Гармония, считали философы, создаст условия для полноценной реализации потенций любой личности.

На исключительную важность вовлечения женщин в общественно-политическую сферу деятельности указывали основоположники и последователи марксизма, русские революционеры-демократы и др.

В целом, сторонники эгалитарного подхода подчеркивали, что обеспечить реальное участие женщин в общественно-политической, социальной жизни общества невозможно без изменения существующих социальных полоролевых стереотипов и предоставления равного образования и равных социальных свобод женской половине населения (Аввероэс, А.Гумбольдт, Дж.Ст.Милль, Н.Г.Чернышевский и др.).

Концепции единства и андрогинной целостности женского и мужского начал. Идея "андрогинной" целостности, как объединения в одном существе женского и мужского взаимодополняющих начал, представлена в большинстве древних религиозно-мистических, философских системах (египетской, индийской, греческой, арабской, китайской, майя и др.).

В философии древнего Востока эта идея воплощена в концепции "инь-ян", согласно которой, в космосе, природе и человеке

1Fourier Ch. Theorie des quatres mouvement et des destinees generales.- Paris.- 1808, p.180.

происходит взаимодействие двух начал: женского(инь) и мужского (ян). Весь процесс мироздания и бытия рассматривается как результат динамического взаимодействия этих начал, а не их противоборства. Идеальным вариантом всякого развития является поддержание такого оптимального баланса между этими полярными тенденциями, при котором ни одна из тенденций не может подавить противоположную.

В Западной традиции андрогин-двуполое существо- упоминается в различных космогонических мифах. В своем произведении "Пир" Платон утверждает, что, изначальная природа человека была целостной и представляла собой сросшихся воедино мужчину и женщину; соединение полов в одном существе давало андрогину физическое и духовное превосходство в сравнении с обычными людьми. В метафизическом смысле, образ андрогина символизировал "совершенного человека", объединение противоположностей, идеальное состояние внутренней гармонии, внутренней целостности природы человеческого существа (М.Элиаде, Х.К.Керлотт).

Мотив изначально присущего человеку андрогинизма не исчезает окончательно и в теологической христианской традиции. В частности, такие известные теософы как Максим Исповедник, Скот Эриугена, Якоб Беме попытались связать миф об андрогине с библейской традицией, истолковывая грехопадение в свете дихотомии "Изначального Человека".

В русской религиозной философии идея единства и андрогин-ной целостности рассматривалась в трудах Н.А.Бердяева, Д.М.Мережковского, В.В.Розанова, В.С.Соловьева, П.А.Флоренского и др. Мужское и женское начала философы относят к двум "одинаково несовершенным потенциям", возникновение которых явилось результатом грехопадения "первочеловека". По мнению H.A. Бердяева, мужское начало, по-существу, антропологическое, а женское-природное, космическое. Мужчине как "носителю антропологического начала природа стала внутренне чужда".1 Преображенный человек, стремящийся к идеалу всеединства, считал В.С.Соловьев, "относится не к половине, не к полу человека, а к целому

*Н.А.Бердяев. Смысл творчества.-М., 1989. -С.436.

человека, то есть к положительному соединению мужского и женского начала-истинный андрогинизм".1

Таким образом, в представленном обзоре отражены различные точки зрения относительно организации полов в их биологической и социальной обусловленности. Возникновение и популярность различных теорий, их социально-экологические последствия детерминированы прежде всего конкретно-историческими особенностями эпохи: политического строя, приверженностью к религиозным и научным традициям, этнокультурным своеобразием, общим мироощущением, господствующим в то или иное конкретно-историческое время. В научной литературе в явном или неявном виде сосуществуют все три подхода в решении рассматриваемой проблемы; приоритет, главным образом, отдается концепциям, противопоставляющим женское и мужское родовые начала. Однако, такой концептуальный подход к сфере организации тендерных отношений затрудняет возможность реализации социальных трансформаций, связанных с переходом общества на модель эколого-безопасного устойчивого развития.

Во второй главе - 'Тендерный фактор как проблема эколо-го-безопасного устойчивого развития общества"- рассматриваются социально-экологические последствия реализации различных типов тендерных отношений, определяется специфика состояния социально-организованных отношений полов при переходе общества на модель устойчивого развития.

В основу исследования социально-организованных отношений полов в контексте проблем эколого-безопасного устойчивого развития положена идея единства, паритетности и комплиментарности женского и мужского начал, образующих целостную тендерную систему. Данный подход позволяет рассматривать социально-экологические последствия функционирования общественной системы с точки зрения социальной организации отношений полов.

Анализируя социально-культурную эволюцию развития тендерных отношений, важно отметить, что социально организованные взаимоотношения полов в разные исторические эпохи строились на

1 Соловьев B.C. Жизненная драма Платона.-М, 1988.- С.517.

различных принципах. В обществе не всегда существовала мужская ассимметрия в тендерных отношениях. Существуют достоверные научно обоснованные доказательства того, что некогда женщине отводилась значительная роль в жизнеобеспечении общества, поскольку традиционно за женщиной были закреплены те основополагающие функции воспроизводства, воспитания подрастающих поколений, охранительницы дома, которые главным образом и обеспечивали стабильность жизни и рост человеческого сообщества. В контексте обсуждаемых проблем, особо уместно напомнить, что само понятие "экология" произошло от греческого слова "эй-кос",что в переводе означает дом, жилище, местоприбывание. Уже одно это дает основание признать за женщиной-хранительницей домашнего очага приоритет в области более глубинного, интуитивного постижения экологических проблем общества. Женщинам по самой своей психобиологическои природе и социальной функции, должно быть свойственно более острое ощущение этих проблем; они им значительно ближе, поскольку, традиционно, основное социальное предназначение женщины - это забота и охрана не только настоящего, но и будущего, будущего своего дома, своей семьи, своих детей и близких, помощь другим людям.

Матриархальные общества относятся к жизнеутверждающим социальным системам (Э.Фромм); социальные институты, обычаи и нравы сообществ, организованных по матриархальной модели, направлены на сохранение рода, жизни во всех сферах ее проявления. Исследования древних и современных матриархальных сообществ убедительно демонстрируют, что в основе социальной организации и взаимоотношений между людьми положены принципы всеобщего равенства и справедливости. Это подтверждается работами антропологов и археологов, изучавших жизнь первобытных народов (И.Я.Бахофен, И.Ю.Бромлей, К.Леви-Стросс, М.Мид, Л.Г.Морган и др.). В эпоху матриархата, считают они, человек жил в согласии с законами природы. Природа в этом обществе обожествлялась и наделялась женскими чертами. Женщина и природа служили неким всеобщим символом бытия.

Однако, с тех пор, как в ходе социальной эволюции, начиная с исторического времени, человеческое сообщество осущест-

вило переход от матриархата, к общественному укладу, где центральное место занял Отец - Мужчина, взаимоотношения человека и природы изменились. Ощущение глубокой взаимосвязи и привязанности к Матери-природе уступили место ее рациональному способу осмысления и использования. Глубокая трансформация роли женщины в обществе и фигуры Матери, в частности, в религии сопровождалась социальными и политическими переменами в жизни общества. Не материнское жизнеутверждающее начало, а рациональное мышление стало символом нового образа жизни и тем самым предопределило доминирующее положение в обществе мужчины (Р. Айслер, Л.Г. Морган, X. Хендерсон, Э. Фромм).

Ведущие философские системы Запада (как античности, так и Нового Времени), провозгласив примат Человека, прежде всего мужчины, над Природой, "обожествив" человеческую Личность и его Разум, заложили идейно-методологические основания и научно обосновали возможность расторжения целостного единства и гармонии человека с его природным и социальным окружением; это было прежде всего продиктовано целью точного и объективного научного анализа социальных и природных явлений, их использованием на благо человека (Пифагор, Декарт, Ньютон и др.). С этого момента тендерная дискриминация в пользу мужского, разумного, начала получила и свое объективно научное обоснование .

Отчуждение женщин и мужчин является одной из причин общего отчуждения человека, общества от природы, а значит, в известном смысле, и приближения глобального экологического кризиса. Об этом пишет, в частности, известный американский эколог Р.Айслер: "Пренебрежительное отношение ко всему тому, что связано с проблемами женщины, стало непосредственной причиной усиления глобального экологического кризиса"1. В этой же связи, выдающийся русский философ H.A. Бердяев тонко подчеркивал, что "отношение мужчины-человека к женственности, есть корень его отношения к природе"2. Во главу угла были поставлены мужские ценности и поведенческие стереотипы в отношениях человека к

^Р.Айслер. От господства к партнерству. -М. -.Прогресс, 1990. -С. 60.

Н.А.Бердяев. Смысл творчества. -М.¡Правда, 1989. -С.408.

природе и людей друг к другу. Традиционно, мужской психологии атрибутируются: культ интеллекта в ущерб эмоциональному чувственному началу, теоманические тенденции, личностная закрытость, обезличенность отношений, деятельностная активность, агрессия, борьба за власть и пространство (физическое и социальное) и т.п. (Дж. Мейси, X. Хендерсон, И. Збарски, К.Б. Па-чеко, Дж. Скотт и др.).

Переход человеческого сообщества на модель эколого- безопасного устойчивого развития ставит задачу пересмотра сложившихся стереотипов при анализе и реализации тендерных отношений, поскольку они имеют непосредственную связь с современными стратегиями организации и управления социально- экологическими системами в целом. В опубликованном в 1987 году докладе "Наше общее будущее", затем на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году отмечалось, что будущая модель устойчивого развития цивилизации невозможна без участия широких слоев населения в разработке решений, обеспечивающих устойчивое социоприродное развитие человечества. В связи с этим, международным сообществом был разработан ряд документов, направленных на достижение равноправного участия женщин в организационно-управленческих стуктурах на всех уровнях социальной системы. Вместе с тем, общественная практика и научные исследования зримо показывают, что дискриминация по признаку пола во многом определяет нормативы взаимоотношений людей в сегодняшней общественной жизни и в быту, их отношение к природной среде. Однако, наиболее ярко, пожалуй, это зафиксировано при организации властных структур и отношениях управления.

В контексте исследования проблем организации государственной службы и государственного управления отмечается, что для того, чтобы общество стабильно функционировало, следует на всех уровнях управления иметь не менее 30-40% женского руководящего персонала.1 В нашей стране среди всех специалистов с высшим и средним образованием 61% составляют женщины, и лишь ТА из них занимают руководящие должности, да и то в основном^

Соловей П. Женщина и управление. -М., 1994.-С.5.

на низовом уровне . В управленческом аппарате в области охраны окружающей среды и природных ресурсов, число женщин, занимающих руководящие посты составляет менее одного процента.1

Социологические исследования представлений кадров государственной службы о сущности и значении экологических проблем, а также общей экологической ситуации в современном мире выявили существенные различия в видении этих проблем со стороны руководителей- женщин и руководителей-мужчин.2 В целом, у женщин более ярко проявилось ощущение экологической опасности и угрозы человеческому выживанию, большинство из них отмечали в своих ответах факт глобального влияния экологии на здоровье людей, генофонд, а также указывали на то, что экологические проблемы касаются их лично. Мужчины чаще всего останавливались на вопросах практической разрешимости экологических проблем, возможности их контролирования, отмечали глобальный характер их проявления, и как следствие этого, невозможность их преодоления личными усилиями. Перспективы решения экологических проблем мужчины связывали с развитием научно-технического потенциала, внедрением различного рода малоотходных технологий, перестройкой сферы экономики и переходом на модель рыночных отношений, то есть определяли паллиативные пути выхода из экологического кризиса, причем, главным образом, теми же средствами и технологиями, которыми во многом и был создан этот кризис. Женщины-руководители в качестве выхода из неблагоприятной экологической ситуации указывали на формирование экологической культуры и экологического сознания.

В последние годы, особенно актуальной темой в научной литературе по экологии и экофеминизму стала проблема взаимосвязи между развитием глобальных демографических процессов и социальным положением женщины в обществе; при этом подчеркивается, что появление и обострение демографических проблем взаимосвязано со сложившейся структурой тендерных отношений в обществе. Данный аспект проблемы концентрирует внимание, в частности, на

Доклад РФ на IV Всемирной конференции женщин в Китае, 1995.

2Валитова А.И. Особенности экологического сознания кадров государственного управления (в рукописи).

взаимосвязи между рождением, воспитанием детей и социальным положением женщин. Социологические исследования также подтверждают, что существующие различия в уровне социального положения женщин в основном коррелируют с различиями в уровне естественного воспроизводства населения в отдельных регионах мира (А.В.Акимов, Н.Д.Смелзер, А.Э. Араб-Оглы и др.).

Демографические проблемы,- в частности, проблема чрезмерного роста народонаселения, являются составной частью глобальных экологических проблем и уже в недалеком будущем способны оказать фундаментальное и прямое воздействие на дальнейшее развитие человеческой цивилизации. Мировой опыт показывает, что искусственное сдерживание рождаемости имеет наибольший эффект в тоталитарном государстве. В отличие от этого, естественное замедление уровня рождаемости возможно только при переходе к сознательному планированию деторождения, под воздействием таких факторов, как изменение социальных стереотипов о роли женщин в жизни общества, рост уровня культуры и образования женщин. Как считают современные исследователи, одним из возможных косвенных способов добиться снижения уровня рождаемости в странах с высоким темпами естественного воспроизводства населения является повышение уровня образования женщин (И.В.Бестужев-Лада, Б. Небел, Ф. Фулон и др.). В частности, по данным статистики, женщины промышленно-развитых стран проводят в школе а среднем 9,6 лет, а женщины экономически слабо развитых стран-2,6 лет; при этом, в странах с индустриально-развитой экономикой показатель уровня рождаемости составляет-2.О, а в слабо развитых-4.0 и более.1 Таким образом, повышение уровня образования в сочетании с социально-экономическими мероприятиями, направленными на повышение социального статуса женщин-один из наиболее эффективных механизмов, ведущий к успеху демографической политики и с этой точк*1 зрения является составной частью стратегии устойчивого развития.

В третьей главе - "Экологическое сознание как ментальная основа перехода общества на модель устойчивого развития: ген-

1 См. География и статистика.-М.,1994. -С.2-3.

дерный аспект"- исследуется содержание экологического сознания и проблема формирования его в семье как социо-экологической системе.

Концепция устойчивого развития, выдвинутая мировым сообществом, охватывает достаточно широкий спектр проблем: социально-экономических, сохранения и рационального использования природных ресурсов, участия основных групп населения, роли науки и образования в реализации устойчивого развития и т.п. Вместе с тем, анализ программных документов конференции в Рио-де-Жанейро показывает, что по сути дела оставлены без внимания вопросы, затрагивающие значение экологического сознания, как стратегической, ментальной основы перехода человечества к эколого-беэопасному устойчивому развитию.

Если рассматривать модель эколого-безопасного устойчивого развития в качестве целенаправленной стратегии человечества, способной обеспечить коэволюционное развитие человека и природы (H.H. Моисеев) и, в конечном итоге, как переходную ступень к ноосферному обществу (А.Д. Урсул), то принципиальное решение проблемы следует искать во внутреннем мире человека, его сознании, его мироощущении и менталитете. В этой связи, наряду с совершенствованием производств в экологическом отношении, ключевым фактором в предотвращении экологической катастрофы является ментальная трансформация во внутреннем духовном мире человека, связанная с кардинальными изменениями его образа мысли, образа жизни, аксиологических установок, мировоззрения. Совершенно очевидно, что коренного изменения представлений о роли и месте человека в природе не произойдет без соответствующей коррекции человеческого мышления, без формирования основ экологического сознания.

В основе экологического сознания лежит целостность мироощущения, отражающего мир в его глубинных воплощениях, в единстве его противоположностей и противоречий. Такими возможностями целостного охвата и одновременно глубинного постижения явлений окружающего человека мира обладает уровень символического сознания и мышления человека. Символ представляется "точным, кристаллизованным средством внутреннего постижения транс-

цедентального опыта" 1 , "в символе частное представляет всеобщее... как живое, мгновенное откровение непостижимого"2. Эти определения являются принципиально важными для пониманиям исходной сущности и содержания экологического сознания, ориентированного на глубинное постижение и ощущение человеком своей родовой неотделенности от природы. Глубинно экологический взгляд на мир предполагает также, что уже в самой природе есть свое внутреннее единство, целостность "микрокосма-макрокосма" (А.Р. Дренгсон, Дж. Мейси, А. Наэсс, Р.Серафин, Дж. Сид, Б.То-кар, П.Флеминг, П.Флоренский и др.).

Социально-организованные отношения полов отражают отношения социально-экологические. Отчуждение человека от природы проектируется на проблему отчуждения в тендерных отношениях, формируя в обществе женский и мужской типы субкультур (Е.В.Ни-конорова).

В этом плане, наличие различных природных начал-женского и мужского, является не основой для построения и обоснования общественной иерархии, а представляется условием, при котором природные особенности полов, гармонично взаимодополняющие друг друга, образуют целостную социально-экологическую систему. С этой точки зрения, перекос в системе тендерных отношений, доминирование одной половины человечества (либо женской, либо мужской) приводит к формированию неадекватного образа реальности, искаженному представлению о мире.

"Вторая природа" человека - культурная, социальная программа деятельности - играет важнейшую роль для человека, соизмеримую с его биологической природой. Ярче всего это проявляется на уровне организации тендерных отношений. Родовые, биологически заданные свойства индивида имеют во всех обществах большие социальные последствия, именно они определяют дифференциацию человеческой деятельности В социуме. Каждая культура определенным образом организует родство, иерархию членов ;емьи, ролевое взаимодействие внутри нее. Формы семьи, напри-

P.Diel. Le symbolisme dans la mythologie grecque.-Paris, L952.-P.16.

И.В.Гете. Цит. по Х.К.Керлот. Словарь символов. -М., 1994. -С.32.

мер, всегда приспособлены к культурным и экологическим условиям.

Оформление базовых структур экологического сознания начинается уже в детском возрасте, с младенчества, и первым социальным институтом, который закладывает и формирует способы взаимодействия человека с окружающим миром, в котором первоначально проходит социализация пола ребенка, является семья. С позиций методологии современной экологической психологии, семья представляет собой целостную социально-экологическую систему и включает в себя социокультурные и физические параметры среды, преломляющими через себя воздействия более широких социоэкологических систем конкретно-исторического и культурного сообщества (Г.А.Ковалев).

В контексте анализируемых тендерных проблем, подготовка индивида к выполнению его будущей роли в обществе, процесс социализации и формирование различных моделей поведения ребенка начинается с полоролевой идентификации относительно позиции матери и отца в семье. Тендерная идентичность играет важную роль в процессе социализации человека, соизмеримую с его биологической организацией, определяя способы взаимодействия человека с окружающей средой.

Формирование тендерной идентичности осуществляется различными методами. Во-первых, в процессе воспитания, при усвоении социальных норм культуры родного языка, когда при обращении к ребенку подчеркивается его половая принадлежность. Во-вторых, под влиянием социально-физической организации пространства семейной среды (межличностного, персонального, игрового, лексико-семантического и т.п.).

Формирование полоролевых стереотипов, начиная с момента рождения, осуществляется в конкретном пространстве физической среды. Родители определенным образом конструируют, "маркируют", подкрепляют, организуют физическое, включая и игровое, пространство ребенка, предопределяют категорию игрушек, стиль одежды в зависимости о г пола ребенка. Детей обучают пониманию окружающего их пространства (физического, социального, информационного), в восприятии которого отражаются особенности, ди-

алектически связанные с реальной системой координат социопри-родной среды. Как правило, к трем-четырем годам, дети приобретают социальную половую идентичность, усваивая модель поведения и предпочтения своих родителей.

Поскольку традиционно социальная и психологическая "маркировка" пола обозначается достаточно жестко, то индивид, приобретающий тендерную идентичность в соответствии с одним (либо женским, либо мужским) полом, внутренне отчуждает особенности противоположного пола и противопоставляет их.

Если сначала ребенок нуждается в материнской безусловной любви, основная функция которой-обеспечение физической и психологической безопасность в жизни, то уже после шести лет, он испытывает потребность в отцовской любви, основная функция которой состоит в социализации личности ребенка. Будучи взрослым, человек постепенно освобождается от материнской и отцовской опеки, создавая родительские образы "внутри себя". В человеке присутствует "материнское сознание из своей способности любить и отцовское сознание- из своего разума и нравственного чувства"1 . Достичь полноты жизни невозможно без сознательной гармонии этих двух начал.

Речь идет о том, что в жизни легче адаптируются те люди, которые, безусловно приняв основные черты личности их пола, ^меют в характере и лучшие качества, присущие противоположному юлу. Очевидно, что чем больше развиты и реализуют себя эти эба компонента, тем более полной и плодотворной жизнью живет шловек, тем более полно и глубже он постигает окружающий его шр и самого себя. Пробуждение женского архетипа в мужчине, а 1ужского в женщине важны для целостного восприятия жизни и (даптации в окружающем мире.

Таким образом, семья является первичным, базовым социальном институтом, который закладывает йсновы экологического соз-ания, формирует отношение к природному и социальному окруже-ию, задает определенные контуры тендерной идентичности, моде-и тендерных отношений. В этой связи, разработка национальных

Фромм Э. Искусство любить.-М., 1992.-С.127.

и культурных программ, направленных на укрепление института семьи, пересмотр социальных полоролевых стереотипов в семье, в конечном итоге, нацелены на изменение сложившейся структуры тендерных отношений в обществе и должны стать составной частью теоретических и практических задач по обеспечению стратегии устойчивого развития.

В заключении диссертации подводятся итоги работы и делаются следующие выводы:

1. Обострение социально-экологических проблем требуют пересмотра сложившейся системы социальных отношений, традиционых взаимоотношений общества и природы, разработки научных основ перехода общества к эколого-безопасному устойчивому развитию. Это приводит к возникновению широкого спектра теоретических и практических задач, раннее не стоявших перед социальной экологией. Одна из них, в частности, связана с необходимостью формирования иного взгляда на существующие традиции в трактовке принципов и организации структуры тендерных отношений в современном обществе, а также научных подходов в их изучении. На смену распространенной социальной ассимметрии во взглядах на существующие тендерные отношения при анализе социально-экологических проблем должны придти концептуальные воззрения, основу которых составляют идеи целостности, гармоничности, "андро-гинности" мужского и женского родовых начал. Теоретическая разработка тендерных аспектов эколого-безопасного устойчивого развития и ее последующее практическое воплощение требуют внедрения не только традиционных теоретических и прикладных подходов, но и современной научной методологии социально-экологических исследований, способных решить новые задачи. В значительной мере этому отвечают постнеклассические теоретико-методологические подходы, потребность в которых продиктована динамикой, сложностью, нелинейностью социально-экологических процессов.

2. Мужское и женское начала определяют универсальные сущностные характеристики человеческого бытия. В истории философской мысли существовали различные точки зрения и подходы к вопросам сущности, генезиса и взаимоотношений женского и муже-

кого начал. Однако, наибольшее распространение получили концепции полярности, утверждающие превосходство мужского начала над женским. Доминирование этого типа теорий связано, в первую очередь, с конкретно-историческими условиями развития человеческого общества и, в частности, с патриархальной моделью социального устройства. Вместе с тем, в своем практическом воплощении, такой концептуальный подход предопределяет и поддерживает в обществе иерархическую модель тендерных отношений. Это, в свою очередь, может являться тормозом социальных трансформаций, необходимых для обеспечения перехода общества к эко-лого-безопасному устойчивому развитию.

3.Последствия отчуждения человека от природы проявляются на всех уровнях планетарной экосоциосферы, затрагивают основы жизнеобеспечения - природные и социальные и, в том числе, сказываются на состоянии тендерных отношений. И наоборот, отчуждение в тендерных отношениях отражается на состоянии социально-экологических отношений, оказывает влияние на всю систему взаимоотношений "человек-общество-природа".

4.Тендерная идентичность играет важную роль в процессе социализации индивида, соизмеримую с его биологической организацией, определяя способы взаимодействия человека с окружающей природной и социальной средой. Формирование тендерной идентичности начинается с момента рождения и осуществляется в рамках семейной среды. Первоначально, социализация пола происходит относительно позиции матери и отца. Приобретая тендерное тождество, человек пытается психологически совмещать в себе отцовское-мужское и материнское-женское сознание; отчуждение же эдного из родовых начал ведет к утере целостности, внутреннему расщеплению личности, ее невротизации. В дальнейшем, это означает невозможность открыто и адекватно взаимодействовать с внешней природной и социальной средой.

5.Оформление базовых структур экологического сознания формируется уже в детском возрасте и первым социальным институтом, который закладывает способы взаимодействия человека с окружающим миром, является семья, которую можно рассматривать <ак целостную социально-экологическую систему. Обеспечение

стратегии эколого-безопасного устойчивого развития, в контексте исследования тендерных проблем, предполагает формирование экологического сознания, символическое и диалогическое содержание которого, ориентирует на формирование целостной, "андро-гиноцентричной" картины мира. С этой точки зрения, экологическое сознание является фактором, определяющим ментальные основы устойчивого развития цивилизации.

Основное содержание работы отражено в двух авторских публикациях:

1. Тендерный фактор эколого-безопасного устойчивого развития. -Деп. В ИНИ0Н РАН N 51033.-25.12.1995.-1.2 П.Л.

2. Тендерный фактор в социальной экологии. // Социальная экология и устойчивое развитие. Сб. статей. -М.: Изд-во РАГС, 1996. -0.7 п.л.

* * *

ПМБ РАГС

117605 Косква,пр.Вернадского,