автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.14
диссертация на тему:
Генезис и формирование оппозиций в художественном образе Прометея

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Чехладзе, Нино Жахаревна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Тбилиси
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.14
Автореферат по филологии на тему 'Генезис и формирование оппозиций в художественном образе Прометея'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Генезис и формирование оппозиций в художественном образе Прометея"

xu:-? гостаствннньй nïîESFCiXST KSÍ2 И.A. JTjlííXnBíirii

; ' На правах рртстазя ï!EiEE HHO KÄ1АКША '

s ШСЕЯЭЗЗСЕ- образ продет '•Спедгрльнестк ÏQ¿02 Л4.- класошескзг ^клояссйя-

А В 7 О р 2 С S ? 1 Т ' ' '

Лиссбптйпик HG. соеску.ЕЕ степени

кандидата ^.вяояопггегкйх- наук •

i »

Диооертссвя автолаеаа аа.яя^едре кяасс -Ггооков- гялологяя

Т^ялясскогс гочударстЕеннсго ¿явгарйяг&ча »^«ЛГЛзтаахдаиди •

доктор >глаясгаческЕс наз^т, аро^ессор ?Л>. Гордезааза .

. опсоявЕт»:.

■доллар ('илэглггческгх. Р^Липвшззяд . кандидат <1щвлостеат.кх наук Я.В.Бердзантазллд

.. Ведущая оргаяЕзашгя — ТбйлнсскиЗ государственный цедаго-гячдоквй ан-статут дностраяавх языков зааенг 1ГЛзвчаэадзе • •

.. 'Зашита состоится 30 у тая 19^ года з Тбаласокш государственном' узззерситеаг тенг йл ¿Ежавахишвили

С? дгзсертаоаей можно азнахсмдться з на^чяо?; бпЗиотеке • : ггойздарешгяйоот -зкизерсятета г.Тйастса - • •

Автореферат разослан " Щ " /млуи.-*__ 1992г.

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат филологических наук

?«ж?2 руководите ке г члеэ-корреспоадарт Л1Г Грузии,

»

доценг:

-з-

Ахтур.яьчозть текн. Яр&явтчи, одна ив самтос популярных образов аятичкои этютя,в мяроьои литературе пробел длитедышк дуть метаморфоз. В р&яные впоти я оценке роли Прометея подмодели с рпвннг точек вредил. Одни виде ли в век носителя добра, а другие - яосктеля ела.,

■Проблема чудояестведаого оЧраза Прометея актуальна во мно-гт.т отнотениях. Литературоведение жвтереоуется три, чем оттредё-аяется столь противоречив »я иятерпрегаикя образе и функции титан» в творчествере.мгат писателей, чем обусловливается поразительная продуктивность в художественной литературе определенной рпоге н сй&да аятересп ж" нему в литературе других апсе,

■ Для специалиста по> миологии интересно, какие пласта поэтического княяеняя сгтравклись в этой легенде и хаг.ова соравнер-ность яоехлкясетт и эллинекиг алекентов в ней. Для специалиста да к.час си-чес кои филологии актуально то, нас?.оль?о ункверсяльк ш осрав - модель был создан в актичкон-литературе и насколько оя влияет на все кировуи литературу.' ' ' ' : ■'

0а2Ннов__ндв5вяои_Т222а кн считаем:

1. В нем впервне в грузяискот науке предстев.чеки основнне .-'. тенденции развития образа Прометея в дареной литературе.

2. 3 труде впервне в классической филология дается попытка жеследовкнЕя оппозиции•гудожвйтвенног» обрава Прометея, генезиса а форцяровадая проблему. ' .

3..Дкссзртецкя веследует те факторы, г.р,торне обусловили в ТТ. в. »еперянваяле проблематики.

Аптзо Радия труда. Дкссертахдея вштоляеня на кафедре г.лясси-чесгок (^кдояогие Тбк.тиесгюро государственного университета кме-

. ~Ч- ■

а-л ял.'йаиатя'гаи.'и. Основное пологеяя.т и зяворя хееяадталяяя

отражен« з статья*, репринте а доклад?.' на. к?.;лмнх коч^ереяцлях»

Стздхтуг» работа. Дисс-зргаг^ия со-; то к г иэ ззвдэкид, зести г* да в и зак диче кия» К работе прилагается би^лиогра^я/г.

сод2Рг.шиг работу '

Заедание. Síaf о Прометав относится зг'заеду наиболее известных сказания во вс-зк мире. Почта за тридцать зеког развития мировой литература обР?-® Прометея" прело л сязхккх путь. яятчратур-

яг/х интерпретации а траяс'рсриждии. Если сравнить, с одяои сторона, традядиэ даоговвясиоя активной датерадуры, а, с другое стороны, средяевевоаув и яову» кйровув литературу, то увкдах, что по количеству произведения, в которкх бояеа-мэвве полно до-каклруег тудогествеянш! пбраа прометал,, поелваяхачная датературе; не то reo ке уступает грвко-римско» литературе, яа я -„резоле-годяг е«.Пося&'л^ку оя«яацг%, что в мировое литератур? -Ji- ■ .гура яро^а?** для тувддаяк?; является ядасчэртавинч иа.точяяком , вдо^ндае^вд, С образом Црс^этея с?1$зазд tesas ъахиъ&тв вровяз-ш, йртори» всегда золяоваад человечества- д..да сея дячъ сохраняет csob (лтуяльвоеть; .пр$вщррвв. ля суть технического прогресс«, которым тавра до челазвд-зстза;- яаучяз. лэдеа. доОо&ть a vanь, Яроивгея принес дэбр» лвдяк иди дал начало злу» Кроме того, % пгятщфпвпяоц сдрмв титана! человечество издавна- увядало естественнее с трон ле яке человека прогдаопоставять себя единовластия. '

Осовук важность, а грузинской н serse дроблвма прометчя приоб-рвтаэт по. аавеотязх п&р'адяеяям с дмяраао*. Поэтому а Грузки

ь^съ.чи »тту.-чяс исслрдуэт тт;>обл?.ху Промотея'. Одлау.о, иеоле-доBK-r/iR вед?тся в освсвио-ч по вкявлехио к по анпяиау киполега-

пчр,чмелей. ïïok.h яр. грузинском яздао гет т.<то'ч> труда, который рассмотрел бк этот вопрос с литературоведческой точек иаучк.т бы л исследовал вы w ме^лием, которш ояр»-лрг.сл бн sZEciTBOpRocTb, установил бн ттутк развития и каггррвле-ъ*ия ятого oOpssa в мировой литературе. .

3<?рв«л глава' - "" рекокструкцкк мк*-а о Прометее" представляет тлтнтгу восстановить предпо.чагкеакв Арт-етап сказания о Кроме^е. 3 этой глазе приведены «ргуновта, которые щюягвят сзч? на древность bwjk^srro соо^рчжениэ, почему не нахо-

дгх к;.'- о добив-¡ем лйдчи огонь 5ото в доэмяг Гомера, тогда ¡cric поз? упош''-m-r ьоп;г гр<? ческах Рогов л д?чонов. С учетом кязсст-ннх няч версии выделены те основянз спнетянч кг.: кч^ормативныо, оргр.якческж необходимые для с пясти « ли яооргеиЕ^есккв, условно евгзанкуе с основной сякеткск лЕнкви* элемент?;:

I. Проиегояяекке и родствен»» свяея титана.

Z. Отношения с другим богами,

3. ПОХИЦРНКв огня.

4. К«к«.якнке.

5. Освобождение.

длр определения o'Spasa того иля иного персонажа ваяна1 уе-тгяоад'-ь, насколько дйК'ереяцироваяяа к совериеинл традиция его гпнеплоти я, и''о нитями этой генеалогии-терои попадает в кстктекст петсолр.жчк, связанных с совершенно другими микологическими пластами. Генеалогические даяние Прометея не сводятся к од-кону яле двук Есто'ткг.ам-модел.тм, что свидетельствует о том,

* -r¿- •

nro т^ягх гагива б»ла ка a vens párnts-t ntaz'* r-pemcÄ'eso гтетерггксз ?»сам:*«г.й»

г-л геггйадогта-Зрокгтзк-з ss 2Hn¿w«.< сэ >

ü":ör;r:ar г/ 2 тг^Л ¿"ítaí.z рапигл z лв^г^г.;

.тг.аах-хТ о v^.jca з Ерем*?* хгд' гга*. ui'.ozosjrtiaszi тЬгз; ''/ чмтз гскшзяодэ "тл сзлз:. 2 зягп^ж ж :п-

rcci/xaz. -ÎTÙ 5 гезггдлгсп^ в^рсгчг /isj - Zr-awts«

зге?SvX=те;.мтнозее з га-шс: Гзггсг?' 5

зле^узягге 3s£ss.-:r Ericas /осгц/, âtsast /*лат/ 2, зоз-••сглс» Eyerie «гаагжготг я ssttîkvî v-^.Tœp?-

чззпгаг cjse^obiÄr, з ССЕОГНШ 2- zctíjñiissr: гделе' rîficss, га ^cswocae»,оадсажг |зазамявд за ¿газ s Црх-з-г.д с ж: aïs ач« Caгсм. Сред« згх'зйиЗйлее asesa- о'

oîroisgasx £¿SHH з'Cpajsie.ï — K^SS mzisr iorsHô ЛЗ

roscas Сетсз, ípatcTA* «чааз хзСаз S'-ззз г он-г чккд. ¡z-lva ¿"V, ■ чзкг» ca. sssatojb-A здздаггдо, »хал» причина;) зшззазгя 1?о.-,зтгд.' ■ Дрхагэдосг-ь ж:3га ' ^гза-езяладу s Еракатезт» звзавааг сомагэдз, гбо ядаеетЕс'/.чта багзаг девственна. .. ■ .

Рад жтсчагкаа зргсд;»эает .2р«ь:йтаз,ао1зорбажг "-тгл^еет., аеггза s гсето хивзге. ?рзда<Т' следов,', г какоГ; cíe ценз егшгг«. яз.е-ктся эт* ко'з з гречеаноЗ ая^ологза зег^тгх р.-.гза*

sajz-íHsa сокзореак* тега ззв atoro яскзлун.,к TUä, s-^p.b

~spv Гзсазг (fea л^даатаеяб-зхсиа г €«юозГзгг Сг&искзго

■ " * ' ' - -

ж:рк. лелзеЗ с*тзсраля ляг-ь!.. Ео

Ее^оа .iî гг. 2? aœv сведгаля - 1ггг аоддг.:*. i-a с

ъгсъ^ъжая • •. saa-ipca-raiyj?

/cwb .hîv^ï p прочее хктгглг пвадкее, чтоГу uísv?ohf*:?, г^---:гЛ'.г-- "-"лтач счерт^'г в вочелу оа юс зязсздц," ясе же

гггстттгеуаеяся -сяаеейте arare* тгосяс пгтоаа г.а сонету 13пс?.'е-гел, гсторэе ? ггльягЕие?. газя .начало нсвояу пояолеязю.

HcxmsH^s eras «--»дев кг тяаунё-^дааг-*.яг*еятов схэзаикй з Зрзкгтре. ?тот г.чемент фактавскв огрв.ггзжет 'суть т/с1-'. * утапксй Ttsss srsœssso QOoSpsaep.ES, ти» зтет - зпггоде ;fcro tsf'fc отр-эт-снгх- syaesreym&e прегутезлсв^е £ «¿erre: кзродсв - сгсп з 'серюд у ¿йг.-осргяа

; г: знгх-ь -npiKsacs догетззь его, - Заямеяо MChíe-n-s - ssc-rswme огне с тохл^енкс- 0£У5Г0.;0ГВЯ. Иодчёрквута,

•ас ьтс-r гзсчегг ярхябгой древке tos» ? witf» о Грс^стге, 'он :c-?«:rerr.:seR2Ki'. р^згатзт г^гсвосго^яя 2pcee?e¿ 2 Зегсп, ; а'.тг^кость потогг.: вгггсггоа яченяо - st Ерзяетек ягкгегв ло-eres tsf.î'.f-v.-st йога.» таз on Дригеле*/ го зтого с»л rsucieH na"- мяза-гр оомапа. • , . -,

Б aócoxrssov dosirescrps яйгочкиксз наказан ее грсгагзвзь-о ? вгяе apsïtosEKKs, соответственно s seaé ЕЗПХОДК ОТ rTt.';, хс?£ ?м'.ечается рагагзе.о -ïo^si;' зрейвй места, тле бы,-р:'~:эгев re^.tiS /столп, Сжа$гя, с«ааа ка Еавкаае, •аЬдземехье.'.Л'-BasHHg .кокповент наказания -"opes /прйгздяекавая Зевсу '- ' " тгцз/, когерк?; ххчёт сепевь згртозачкочз "тегаку."Похиенгб'' гкй fffipïirnecnz иредстаетшет -ве^аггзааго -яаказакЕя яелеЕвого ' •?,ro:,u A STD 0Î2E0BBTCS pcb'oeoS нового 'этапе яротивопоаггакгЕ— ¿5 Зреметея к Зевса, гак чтс зпгзоц ввказазвя лереа срспзга- .

мог бить 2 в первой варизд?е,.сказавая. ;Дяя «шределст? se '.«сЗопте рлггоге орла б ггЕЗГ грЕзгсекк "сгсг.шявв apryV-sr.Tj::

■ s- .

■г-.'л. - орл':л':яо jcivryto^u нйлазлллл, ;< но 1.:r.о

ллл cï^ktvdv .'.'"^а и ллл ллдллкллл Гч;п:я рслл'" . ;;н.':п,'Ь'Л. ;>!.';•;■?

:.ллл~, го.оо;-';!' лллсл лр^локл-лгчро:», не

г.: чуэдол г для иллол^глл „"р.^глх леглоалч. С?тп ч л.-'о. ■-.:•.-'■ а

;л.л;о, ллллл"ллт ллслп^лол ¿"-o?-

: - ; v-r-'ô.

Z i ;;-:. v. ь з:;хл:ллл^ " л.л, S'z.fe" л:;', ллл л

, .л>лл :л: о "Л'чглз-.л-Ггр-vi; -лч ^-лслл'оллтл 1= гг-ч.п, лллл-■.'.■•j ллл. ллло, 3:Л~од олл'.'огллел'ля :{лл->.-л л~лллгг,

ч V":" j¡.:¡v. л-л: лллклллл пллллпля о l'po' .útr^. Еоллл:гчлло,. 3 ; лл:."лл л -ллл ;лллл лглл с Cyo\:e>.v, сгтэзпэгя»,

л.лл "ллл. л л 'слллллеоллл э ,уг кллллаь друг л1 лр^лол, -с с гг.

лгедл ллого хрОЕОfl-Srz«- дсгачоскгх лролльооллггл..

ллл.л^лх лл,..,;ллдлло п-л-^лолоил ot'íx :¡po'шла-je-;. С'., ллл лллл-i; лгллллллл:; a -í^cíu оллл;.•<- "ол

...согласно sowpo:: s kch:;ü киндоз Зйзз з Промпте" ар--

а лролзолла осв^алдеьие Проазлея Но m см.?

C.C-5ÍO ВЛ ДОЯЛО С'ьЛО vîiïb В ^WSKêZSWa Sipâfâîn*.

Г ля того, --гтзйг слредедлсь на sruw.4 сг.ч^св длгло ■;.г «\::"гскэг:ги-Сьаг <>ллурл аослл злла ; j-j-

ллллля гулллдллг.^.-игл чрхллллз о cj.hcj-' олэрзлл /глл-зл-1-

лл,. -'¿о g то лдоьо ссьяояэть на ио-£а гречеоклгь *лл'-';л/

л, а -r.jï»;-" .îierjû.Hif, .0 зч^тсм результатов Hca.'.ecwjK^?» лглллл--гл.улллллплл, р:;лск:ь:;; vi sapvc&rr-w.u ^алньллл, ллоалал.ллл-V33>yis c-s;r.:Thcs:ti лсллзчпзл;: схаганая о îlpc:« таз.. "¿з.гчис за-ллулл'лз "со осеюе.пзя еха>ч ал'а о аосмгтее, к.

л^гллллле'^ чгделп'oí Алл^к:, с-.-.?то о тем оьо яллл.ллчл

образ героя, сочув-

зазоглено за.тастэозанниии ?эсточными- 8?.еме5П-«<е, и только гссле а тог о греки (-сркЕровади сеой ка®< о тптаае Про?.!етее. В зтсЯ главе составлен вогрос о знй'чвйеп ели. сэавояккн мифа. Б не.;1 стррзгг.:'сь: • ' . •

а/ древнее содарнкепредставления;' '' -.'-•■''

б/ Ероттаопосгавдеиве кудкгурдогреческсго к-гре-' ческого;- '' ' - - ■> .

-р/ ЕсхоЕвое стремлен?®' якдёй -создать ствушего смерда»:; • '• " '!/••.'

• • г/ мотивация потопа. " '- •.. >; Наконец, на основе езрук^урвого- анализа ии?®- подчёркнуто, •-гто опенка действия тптава содержала розмсжеости абсолютно ' г.ротпгог.оютБкх ивтерпречадЯЧ» Исходя из'>того, в-фигуре Прометея сначала же бкха вредетавяезза'оппозиция добра й ала, по-иэкзтедьвего.я отрицательного-»- Автйдвая литература при воплощения худсЕественвсго образа. йвтаяась -поЯтй илй по пераому -возктгййому или по второе 'аегативвому -пути.

Зо_Еторо5_гдав9.- ** 1 - Тзсиодсвской интерпретации обра-, ва Прометея"' облечено, что отношение Гесиода к "образу Прометея сугубо определено оишшевйвм автора к- Зевсу. 'Ноакрлу, ег-'о;." начале это« главы определено место Зевса-в-кОшешгаЕ 1ёсиода. Зог.громэ- и модшяя 7 Гесяода - всемогущее единовластна ^дравддгнве бодестзо, 'зедавдее мерой ицзаацпдащёе правду. Сцстрс." зеконностд, самый когучвЗ среди бессмертных, здохно-Етед5 всего, согд&Тедь а ^вдктяек всеобщего дерядка. Соотэет-пзенЕО .-п^бэе противостояние к Зевсу у Гесиода -»нзнсает одре-' хел^кную гзатидас;

-iO~. . .

Строки, отражавдйз■ ïax- аазивае'уый эпизод Промз-тея, в ■-'■

возмагГесиода"завгыаюг' довольно значительное. место / в, Теогонии* - 507-516 .строка, в, " Т-р5'Лв;'4 дни" - 47-105 .стр./. . . В настоящее время, в ■ науке уже ае"спорят о том, что эти частя-соэй прзнадазяат Гесиоду« Своры вэзквакя только строки'из "Теогонаг", связанные с Гераклош, - 523- 534 и 615 г которые принимает за позднюю интерпретацию из-за несоответствия злеасду нпм. Б первом случае Гесиод говорит об освобождении Герак-' логл Прометея* : тогда как в другой месте-сообщает, что Прометей пока ещё приказав-к. стоящ» S труде приведены сообрагеягя исследователей, которые никакого противоречия не видят мегду ■ -зтеш двумя местами /Гескод не говорит, что Беракя,оа£Р,Золил гитана ат цепей, os только у (Ли. орда в избавил мученкка ат Ерачимемзг,хидвикои..страданий/ а указанные-строка считают гескодазскями, . ' -;;s- "... ; -'..'

Иаф о Ироматее..у Геокода.кошдекощй. Ок прилагает к се-, йа миф о Пандора и совесть о чередована веков /поколений людей/.. 'Информация,эпика о,Прометее, как ввднд,; содержала всё, что. могло быть в архетипе tiafa. Повесть так распределена м езда указанными,.выла поэмами, что-содержащиеся в".низе интсраа-пия 'ае проста прадоляенае повести, а мастерска саазак.тся и додадндат друг друга, • Г Г ■ ', •

- ". Сс$ра!щак.Гео«одоя ш^орради» в поэмах организована' э соответствий. о вдравеззренчеокима .принципами азтора. Зтс капается ж мв£а"о Прометее,-ибо для эпика исходвкм- является то,. , что Заве - верховный, зашсцаадяЗ' правду, бог, а протззосгояя.'^ о sai -Трзх,.досто5якЗ справедливого наказам«. Указанный

2зеользо:1Ш1в в качестве гадготрааяи. •доказать» как Гесмд ревает эгу загачу, в труде'проведён та'сой-анализ: хся азфоркадня, о которой иат-ествуется у Господа в связа с Ирске«-' тви, расположена последовательно, как эта должно-6аж быт», естветша ддя разветви свкета ыи^а! Все вдементн информации йрваставжеяв! э-виде ■определённых предложения/ у котсрвз? отае-'.яется, дескр2|ТЕВнь' дс они /'т.е.. мозамв автора..огасызает. то, ччо лраззошло/ anz мшвЯйЧебказ -c.fejpexa*ta дегстзая проис-

ходи посредством дкалсгоз кяй другие айеиевМв/* Нзбдрдевкшп за схемой этого аваяива ваясняем; что автор-йктае^ея вЗгзктавко сере дат» воем хорошо известное собитже, ко, .как только" Ере доставляется ему возмэжвость еняветь своё собственное отноазипё к тогу zzи янсму явлеит, это ему -всегда удаётся. Иежду строк чувствуется, что симпатий Гесдода, явно на стороне Зевса,-, несмотря ва то, чю личность. Драметея поэтяе только не 'уякяает, но л не скупиться на: похвальнне ■здяте.ты «.веку /глубока! ум/. -мастер лредсяазашй/ вплоть до того,; что и в уста Вевса влагает похвалу тману;-Во всяком случае' гаш ХПрокетей на одной стороне, а Зевс - Еа другой. Не видно, что смертные о радостьа воспримут к.»зяь' тдтана. Видна, что гесвод. признаёт достогаства Прометея, но так как он не сочувствует никакого вырагеншо -не-докоряоетд д неувакевгя, ядейяят поведение -титана /обман верховного при делении мяса э пользу двдей, похтиение огня "StoV

г о

ком/ в считает, что Зевс уполномочен навяечв бедствия на смертна* а на гх защитника. Пргшид повествования мвра таков: 'объек-тизгше* лнтерпретатгвкке фразы ве_-размежеваян друг от друга, а -кастерски вдде те вы друг, в друга к замечается синтез зткх двух ' уровне:':.

Гее год маф осгазел з прежнем же ваде, .а з' траджшшуя ■ сагеатв внёс некоторые нг.ез корреклгвы, ясго;:кэ н?аны еуу для реалззааиг овоед. адэет,. вдев оправданна Зевса а сирицгуггщ Проме— .тел.. ■ У"'' , ' ч '-' ' -

Сакад образам, при предожвяенян абраза^титангиГескод вы-бзраат дозах® здхяеЗмевяя .негативней «ще-жг его действия. 3 мж£олог »Ибскол образе Прометея о до запав потенциально ииез>~ дегсся вегатязного и дозятазнога, Гесзодси односторонне знбра-эа только-изгдтпэаое. 5то ж еатв дуть переосмзсленгк образа Лро^втея^ которое геллкЕЗ греческий эяих дреддоадл мировой дггсе сатуре.

Третья гдава - Т. К" яиричестгдму г философскому осмыслен® образа-Прометея посда -Гескода". Ллракгг/СГалфа» Еавк, Едндар, Сриана/ зс-кодьэа, фрагатетарно. утаманакт титана. Возможна это было ом, что» как азвестаа, они выказывали. особое благоговение ■с Зевсу а зообсе к* (швлдзЗсздй релаггж я созадтельао. ае • заостряла. ЕнжАаяаа.к дерсоиаа?, яе пекарному гёрховнаму багу.

*" ТЕрадуктззеее 'оказался сбраа' Ерсме'тея для корпуса Есоизг . . ЗдесБ-аддогеатзейшй образ тагана включен а ¿Л йкяза-аяя. а ней хонтакст, который:связаж с ЗудаияисЗ аазиьзз чедо-ве'.'л,. чГог в сари очередь, «етодьзощанй для зстаноадэнзн басенкой мотала. Прометей вра&втавздн в основной как творец здаотныг . я дгдеЯ, у глюрего во арзкя. работе баааюг- неудача, маг?, злого тгпа. Прометея'у Зооаа я?явяла сатжриескаЗ характер;

.. П нсё-такд» в архаическую з, классическую здоха

Ч5~

/УЧГУ 89Д0Й.Э./- валшейпда фскгом -было то, что Лромете* yrsep-дгд ссбе '."сстс в fкгзоотдь к билй созданы трагЕчеокй е хдао-сгческп?. образк Прометея. Тс, что'ме.Т© с Прометее бь-до оставлено' без всякой евалктаческоп одезки, Гескод решил односторонне, ксдодд ез своего стг-скевил к,Зевсу, два ^влософак стадо предает® 'серьоэвкх распадений., в "раамвшдениЯ. 3 зто£ гла-ье особое гншанпе ¡уделяется Платову fJJ в яо:М.э./\ • которой я свое.: дкааоге "Ирстагор" 'возйоеел • на « миф о*.Прометее гавкав* адлпотоасси проблемы - ".иохет'лй ккьвЕбздь.-у.аучатьс.Р добросовестное те, тем более, политической добросовестнооти'^Награ-¡г-дённие Прометеьк дкде не -бьчк счастливы,-ибо у \>лгх нехватахо дара " coemscîhcC жизвв, s з одиночку она'-погибали.

Т.-.т но. обладали вокусстаом политики. 1 водарку Ирсх.5е?ея, г.ркч£к-'ьй? К8ропз-,я2вь материальное благополучие.-, Зевс добавил чугствз стада, ■ честности к справедливости для того, чтоби года обре ля способность оошествоЗ жизни. Зледует отаетато',' что в ллатоЕовбкок осмыслении художественного образа Прометея снято трздкаконвое противопоставление Зевс/Врдаетей; ' Для философа, очевидно, глад-ню« было не. противозоставяеяне З-гкса я Прометея, а едйнс"_.о, о чём сьгветедьстзует второе письмо Платона /гатя çTo шошо часто не прпзвает пхатоиовокви/. Здесь во взз-™лоо!нозенн5д Прояетея в- Зевоа усматривается довольно интерес- • нал г&кенотрвость - стремление к объединяй» разуме /ПроаетеС/ ;r cr.ríBOí: згдаств /5е?с/. В "ПолЕТЕке" Платок прьдл&тзет воторег о тс:'., узу. исдд утгерэдаля своё место го вседенной г как вместе о ofesbTf .a.HbT.L' соэетевп богов шх бь-д подучен огонь - от Про-' г.:сгел, псгосцгг;?. - ст releve 2 Атеи», секл z равтвт&хтооЪ -

er: долгих йогов. Из Торгяй.** ззаво; что £рске«г*» ¿uno Gop?-ченз Зезпо:.! «фвзать отныне от яадй пень ж.; "дертг, образом, пдатойозскй ПрзйстзЗ яззя&тея .aasspjwssnM* з Сгэзн, гепоякптелзм ого воли, срез:« друглх -Югов кгагупае? ¿глеенз: sskï. Заве воэаз <зз ваме-еу уначтожэтв чепсззчестзэ, з&ос'срот, as as дофоу-зла-едь, а ^pcaá гея 30 sosaasasí аьз-о; ср.х&остсгыал зерказяок? бог;.

ГГргдз-гзЗ йдгурлруе? з дочянекдтх и 7раг:«5на'хс л других ко отз nsesasa аз алев-! шгкагого заачезед s .forxiz-рглазхз sjr-asoTsäHBcro образа Прометея. 3 Сойгелнотзе с^чзг-53 з?;г еаггзяак-eozepasr zafopwaaas а езязз to2 sis ;щоЗ пла-агты о /Герахгзт so .-/, аяа сраидага&т низ^ю ,

азтйркретзют С2мзо.шг2 огня, связанного a Проаетевм /Гео-*-э.иу* s г.д. В раЗотс zu уаелязтея меньше взимзйея.

îsstад гдзз.а — "Трагаческвй 2 коааческа? Ер0И0Те£'";здаеь рассултраззведя. nyts агпэрзретацаг, про^д&ннкЭ хэдоЕзстзанвыу. образеа upcKS'ïss B греческой" драме класойческо-™ эпоха. 3 данной эпохе з'^ггуре .тяггана была зкязяеан дне ЕрагаБОпойогике •• a73iî00r2. - *ряггч2сг»я а аатирже-хо^лче-сная.- Соотввт-твеня-з, Bû3«Eîn2. две вдзха Ерсяетея - траггпе'окзя а коаакггггаг.

3 зачале" рзазгш&Х глава рассмотрен аопроз гр-ит.-гтезкэго . йражтем.. Сазцатагам гснгаческага а Зраза Сро.четак явд-гкая аз гор J захаяв а.э..' Sexus, хотя se аенш&чено, -з-ао Зсяг-ла сгезттзоаалл трагедаз о Зроыйтее, Сгяазо, Заказ гсляеасд эсгзггзезки гваорга,- to:í трагичегго1* х'-

33'í¿L Hp^V-C-re-î. ЗЗТСрЗл Sf¡5'Ч• Г.ОС-ТЭ.^У'ГСб '" -r-ZXTMBf,

ггяктрчдаа том, r.cvor.t ?*&sz. '"î'ç-*;"?

ос:;1й£-с'-Т:Г.п Элхед вреогр&эозавнб кЕЗюдогутсескгго образа Пробегая vjm odrtoa,. Eers?tœ4o представленного у Гасаода, s oopss т-аппеского repos-yy■se&rœ, соответогвенко, как- смог драча-т?тг дгаке*л:;гзеска гмеввть дредставяенкые у Гесвода Sc-boc п Г.роуетея, трвгедлз "Лрикованнвй Ерше гей" раезхотрепа ::с веско лыое: пара/гетрам. Они раскрывает сдедуядае иоиектз:. I/' насколько следует С-схшг освознсй сгаетвоЯ лииеи :<Щ&-/ifî-гбзгл'Б дйду. та шгЗормтшт,' icosopèa содержит в оебе знание - ойхье'го: sssssçrtob тгз'-кчебкоуо стаетаЗ. 2/ какве прищкпзаль-ЗЬ-ё реддОХ£68Е5 OVCSCTBjr? В. ОСИКОДБЙЕ2_ПрОТ«ШОЁССТаВЛеНВКХ сторск /Зевс-Яро:« те?/ j 'Эсхила в рэздгчга от Гескова и каяяа oCpgso»; гогггмется-это? 3/ В-чёУ osai.трагического образа -, Прометея. " , . ■ ■ ■

Syîëv. «souk» гккваево, vto указанная трагедия Эсхиа •

• содержат в себе довольно вогяур.гп^ормшчю ;об оснйнюх эле-

• ».6ST.r: тзагЕпюяаото ид*веского сшете. В.ояде Ь'лзчаев-Ео-

• ■ <

>:кл наполите? эту та$ор:.:адио в соответствии о требоваявямй, кеобходг.етп для дра?э. Тан, -например," дра>латург конкретно ' дере-дсляет, • какие дарольч Еспк-й'гегаг страдвввк Прометея. Однако - roosiзкватегъяоете осковнюс элементов -миологического егг.ета. s îasse в характерах-Эсхил ничего.существенного не ' менял. &*ормшаю Есхкяа охвапшае? три уровня' разнптЕЯ св~ ■гете: а/ события, -дрея-зесгаук^йе дейс'П'.^-:'. пф&яатта? в в^рп:о-анно55 Прометее", с/ ccîktsh, вевосредотденво св^зак- -яке с трагедией о мо-геяза наказевая титана до его хаденпя в Сггку, s /• действия, которве доиккн Пуля шеть иедто после-ocû'Tn.", сзгоанвкх в трзгеадз. Проявляется одна заканонерво-'

.7 ï"s> s щфргмшся первой трусзз прадсг^зд-ла -j довольно поянам '"•;:дз„ что> дероять,»,. указывает на. то» <гсс •ио~,.н.>айя<-е<у Проме-ne срвдсеотэсвагл тазау? поо^зьедечке» которое содержало- бы zfitoasacs доззотзовавго с ссбзмяг sta? грузгз» а агОормадзя чр.-т'Ег/* гсукды -граваат^льав сэдза г? огравгшавтся дзз$ обпллл rcc. объяскэть тем,1 «с за дзанб?• хргсуджг'*

'з чзтораа :>тг озсюдзя ¿илз оадоану егд-рог«а /до аас; дзддп Луагизгпи- тр.чгедд!' 2сх;:гд "CçewwS-orfHF.v-" азг.о-;оудаазшЯ Прог:ет52"Л . Z zzrs" улддондя зсххтовсхой .аатзркретздда крзггзсгос-ззя-оерзгэз з рьготе разалятраздядоя згедузкззз здемгату; оохдловскея скерха Прометея з Згзоз; но'глзацгя де;!с'.з;:Л ilnu-îfe-тгл a Sesaûî олггата, харзктзразууааэ Прометея я 3-ззса; огног»-других к Проката» к s его' деяниям; на осшовапчг лзу»ен?я . 'гзтспзгх ньяэдяэтся одйдуопев: в -огдйчзе од своего .прегдпеетзен-эпдса Гелиоза, драматург Эсхад диаметральна изменял няира-одекпа образов яг'деЯстаиЗ'.-Оа язо<5раззд Зедоа тарааем,.

Зрскетая бяртгамся против тярака мучеником, хоторвЗ зссст-аг. глтаз'гзлайзя Звзоа укачтогстав род чвлозечвождЛ." В основе аота-.:-î«;î2 дз"отз«1ч Пролетея лежат дгбовь-к лгдк", з Зевса да строгость s atâTroKocis к тем водчаййваны, которые эгу гз покэг-:татол. îT аз уусвна характарготакв срг вохоши эпитетов Ссхгд нгд8ус:<««-д^.чдс старается представать Прометея з поздтпзцоса г.г.аде / з от-'■Z42C от Зегс-д/. Зеэсу сочувствуя? тодвка Сала л - _ ззл vvjrsâ учааталга трегедда.

йздгетзд зсс5ай траггчйсдо" •дгурв?».,' таг казг ок жзгягззех vy:iî£, Karcpi;-.î сс:з?рг >я"-> se кто дуг", ;:..ъ:

-17- ■

o'er - Сезо. Такгм образом» огп-^аяака? лзллетсд ¿'j ял>татс;л jx.tocJ «ноского :;рс тог юянлд /aejíTJHHcí.iy "'cry/..

тград&вт гз-за лкбэя з ¿xsföt, догорел лро'газспос:?.--= t:i":?j;3 бессмэр'Г^ым. HpcA!ö75 ,'¡ е-оозкч^л' с во с "i

д:л j70> ;::пто не лдллзсся-пео-та^накм. 3 отитч от лчгртшлг. бтимдар* ллоезбмотл лредзж-тз. он -„»бдздавт того,

что •sjo-ápozcíoízca л что доглго д?одзс?Г1 э './."глеи.

rv.T2R оебзйзязо Ta'iT ic нам, ¿ra страданта эп-д Ч6С5ГЗ Г.рОДО'ЖГГв'«сЛОЗТ», ХОТЯ ОйМ C:í ЗТЛ'-ПНО '»со 3

зга дт^адлза когза-аягудь •>гг;*г.иа,тся.

Tüsík odpaccw, у С-с:<.тла .л» -¿аозгл дсауг, гсздт;оз?ж iirí'r^zr^Ticno eilen;;:! /елат;: Пр::'« , orpcaíéR;?» .лгтк'-чг-з дудожвздй^ансм ¿¿¿азе т глава. с м^чаа тел л т-э, -:о з граг-мзй?а?.на 5CSSÜ3JK ло зав трогедгзт драматург емддеядд ааод:» ::с..!ссолГ2тнал ry?s ркненгя ;cqh.jg:kt2. Пракртсй/Пеао: бог.-:гд,7т к ззаамосоглаЕбнзв г орзмареняэ. Иэ жен:» Зсхадз, другого тута сяасенся лелАвечзотаа; богз а дзга дожзз ¿гжд-рзсься - sa-э остадьасе Сило бя пат/бичт,; щи дзедая.

2 -ÍÍ4 г до н.э. Г) Греция ¿ала постазлэ.ча чомёдля A дана ""т.дш", ¿ ;шторий ¿браз Прометая лет:.: л л .■■■ог_\и.с-л'\улч л K-jv-r-'i-ríjí; дзкозаа. Л-злолслнул ТЗ.'ЛЛ ; Ал™-;'" ■

.Ii -..дгзрагйзтзл з адодз-то «р^дязлнака :-:сс;-,;..:,

V:írb"¿...iici 30 3'TQÍI д лох^тьд-!.., слркгл ^si-::::-i:-tíi-т JG.IÍ-,

тгмл» Талзл гй^лзТормйцля образа '¡сочетав, rtr-cft— : :;.зд* «s, (.-Оделю, -¡чё болчь с^осдрлллсь с цсйодйй глч-г-.г-.;ттч.-ол >л,е:-:л -» лоаттда, лрадазада образу

Ксайъестнс- сагирти^ивчесгай: к5к-рптм;тац™'',, ьсргятзо ï.ôîkcto сревйг-ыю ярздячаскпе, онаако вадне^вЕ? обраб-ксчсез* мроастея. бь-д-соадак x:s гсхилра.• Очевагнс, дслжгг бтп ойытееён voд сйК-, ч2о у гречсског.о Tpárissa додбйлось I'.ncro яосдсдоветелег с подракг-Теле!? s nocxetjmEx столетие., a cdíze !:f:3roçac.'i&RBi*z сазиряко-яо^Еческих разработок образа ¡»рсклетьд ь Kcposoî» menesjpe дет такого "йоходзого" а*тори.

Пятак гдр.Г'а - "Обрав Брометея г. тюсге клеосг.'ческс;: х'т ре- • Tvpe. * рздвед&вг не трк параграфе - а/ греческая гетера ту иг, с'./ ршек&з в/ eosükäs автя-сная хтратуга. •

В пьргоь' tcparpaîe стиечено, что здякветтекал apt-sa бгчь пркккгср№,£Еа на пргвйеоевйе т.н. веучйего д^х р.

;гг50я»стеейЛ5» дггеретуру. Б ущерб худог&ственносте г wv г.стгда:, т.«. никетпческю: -гровзведеЕках рзешгр.чльсь дгчонст^й-хха грооветёнаостс. Например, в " АргскагтЕке"' Аполлоне? Fe— досского /Z в до. н.э./'ве находил какуь-дйбо сзгсестаекщк дь- , :алх с "точке зрения раевЕТие худоаествениого образа'Проав'хе.':, одзако Лподаонц?. обогааае? наги ззезкя; о ш*ологе%окок образе Прукетех-аргонактЕ во время вохеда на -Кожадг едкдат гз^дк стопа титана, дрккйаавного к схалё, дкдят- орла, огепагего рассер-. t>í7i дечекд Прометея; 'аз spas, вкроспаг к а капдд:: кроьа, "едед гстоддт BCsi;.'orjn»:e дехаргтва. Схекоткччо'к днпормвешно ;?nc:.ir¿'a-

tiEt тгтана 2 " Б;:бдЕ01ысе" .Аддохдодсра /I-д к.е./, ссгдезйо пому

Topoi-'j Брохетей :¡0!,'.or боггне Айкно гавово рсдзг5ьо£.аэс5, сстгс-ргд кеде:"! сз глшл: к в«»', смертельно ранен;-*;" кевтаьр Хврг-н зредка-лл Прометее,<$ееемертие.... -

Ори-оскь'елееав художественного сСреза Прометее s ' з'лтерату-

>r.cra, э?с.г53?щеЗ аа iiiwacci^, пвубхо;гг,'.о дндалат* "¿"аз-."зйотр -50ГОЗ" зяааеалтого еа^зряяг* Язязаяа '¿.¿¡сатяигс Л-4»гв/, ддо озтор эяйс з осшсдеяая здо^ясзззпогф образа Ераматея п'ггдязм л. сатиру» 0.н <з«сг. oajcrsrs кройдеаз 1Хроз»ег»^ с - •

зрркед до битового a camera до -«307351 я з?-.** од7Плангв Т5?ада, н его зяедзга, я ася одпозглпв -

Слезаем, для ?дяя912ст5ТОсяо.'! эпоха дробяама Лриаггая ;'жз •••»s бУ-л актуально:*; не аяазазаяоь прзгодаоЭ для зыряггага тдпзездх, рздзгйозанх я сосдалванх .убезданкЛ, оаз дрзвзасячуя»

л ззлагагадяг?» ~ае?ь грй--:гс?:о;'г lo лог ал.

J

Второй па?згра? -ос-ядга эуяздзяхэ 'лзтамор^оз .tjso-tsctsí?.-його образа Насавтея f» ^жкоу ддтаратуре, з хатсроЧ тема ггтзт ?.з нкоаь бзяа доздоздеаа.. Рглдяаа узася&доваял аваозракеана

Г?- " с

дзавстгвйазе образы Проматея,. зетатаааз зрддэавога Гесцодо;«,, poaa-îtJKôoxa дседогдэдез.гого £схздсм л. "нау-гаэ жададончьаого'"

а содабаа езоял зрадггзстггназхагг-эдлл-xsat, сама таг» обвал?ждял donssos рпг>ааабсаздг поз сссаха я таог/=зо:сод оемне ,»н:п дэ.,шй? -раултея.-

«яторгя ?лм Г 3.JM н.э. хзгазтзртзагйдасх ño': г дз-ген'-:;г?~с" :д:гтг>5~'». которая от:азадаез э лятеря-лр-?, 7". г.ро дчзатдя гказачаога orosstzs ?ги аяптза ча з-зба з saczwsc :"> борьба за здчс-.& а результата псаюлязсзсЗ гяаЗггд»-;;.тсдгозд«н-:ога .~осде зтога ацз5езяз.<г:?л. Ааг^да. Гсс.-лла«-д,v -.tst «'«сзгт^де" д ддгзтадгЯ дяд^лга czz?,-t- i—

-ZD-

jipyrst, Koicpvb ï6k органнчеоке 6v?¡e oCûoeïckk з геРорка обр&-лл Г.ромеасЕ. По sesei.'î изени», г рпаог.еГ литературе ценного л'^рклда заявляется чревгь~а?*кс интересная засовомбрчость т. гн.-гйТ' с 2ромегее«, 3 тс гре'лл, корда ?кл «^Езгткйзаг кеосйодг-г.озть 2Ссй80ге:-.ак сально* tдcnûзкacтнo"!'• лачноотл, в ."¡гтегату-рс ль к о ^гсгвуется вегетсгксч; стеслек^- г. Громег&в. лаагг-лл, represe?. в " Б^коди'лх* поёт о.Вршетее, как о хглгс-се, клгь» ва? его -вора.'. £ негодяек, котсргй ссьервид неб-згсроукь'.": го-лглпол, ьь'сгупкг гроткз Sesea. loojseçREf: -ке дкхк.г хлоп: ъоь-

У57НОСУ2 пользоваться ОГйёК J5KEÎ-.C TD" ДСДЬ«>, ЧТОбК CWfpTEKfc

»i« ьбипиг.тм t до®вв&яв себе на кизяь трргом, . _ -Отчетливо прсслекпгаетоа стррпателькоб стнскеллге г ; ода? Горался, где a».îcç> аодсёрклгзает, ' что после того, кап ¿.'••vteztt годарЕЕ лпдж огонь, оке осдебяс, эбЯ&жйп» т^ящгт-ль г. &HS4&0 -тптан зало-зл ь япдйг г.рк ех сотволлрпт; sí-o'Jp

к сак нотке-лдьва, т.е. по Горелая "aacx-.T'Of " Ираке caczyfcî rpí's^aTb тс., что ясдг так sr¿ к' коварнк; 06 с-том сна:;сте;..ъсл-Е?ет esjÇ сдан ржаскй ноет - ЕрогерцгГ. Он счгтает, çro прг. соггаккЕ человека Ерсаетей zyuas клль о его гк^зности, а о XJ't'S ryts ЕС- РСГОУ.КЕХ, ШвННО ÍiOPTCEíy на 56КГХ Г'ОСПОДОТЕТГТ '

бес Г Г- »SrHl'C BSÍEK. / •

Kar .'галька X Z г. p. Ргке scseeíizo ocpraewsansot олвогечпе

к еркновлвсты:, к xscrpsEZ4ËKîîxs*. правам Азтгстг, азтарг ' срагу

белее благосклонно относиться к fcpo^eieE,; Kasesrsc-,

о

калрклер, что Dî.î^ô; ne разделял мпевдя сьегх стакпгл: corps.- • î«t83HtKCi о пршпепс? г са:л тачге л.е, г столовался с еллг т~ллл: Сттаваав-л

—лА .

Зата.э отлекйз аг'предаестаекягкоз, Овядзй дзет деяниям-Срометея' со.чоякгольнув опенку» счгггазг', ч'*:а сотворение Ираме—-■ тазм яюдеЯ - самое бвлвагёё дойтйжззй»»

. Образа Прометея кзеагжгя- в своём творчества Валергй '■5 лажа, Яаршш, Вввнал, 2вдр, Гагва, "Ьромвггевйски®"' ^раплвя- . тй которнх рассмотрены в конце второго парагона. -

3 ^реть&а параграфе даэтея рассуаден ак а каж парггеэл хузояестзегтай образ Ероиетея в позшей античная литературе з: скстз'лу <*адософ;ксга г теслеггческого мышлеагя» Соответственна он преобразился аз персонзза з сягдзад, тгадаость» потеря* ас-•геяхы художественного а аи^ологического оемнекекия. 7жа нэ ж~ тврасовадись оспоза'ляной прзродэЗ этой фигурк. Ерет.этей воспринимается, как один зч сешвожгв а процессе формировав за мира ."V следовательно, яеЗчралдзуптся все ошюзицщг; ■

Для неоплатоников Дв./Прометей'представляет ообей ум„. ссссобнкЗ оггормзтв космос ¿Гобладагой творческая патзнхзаш-т

/Г.-етгл, .■,.'..•-..

. с ■ • • "

ПрометеЗ,- как- езнвол», возадгсаег л в раявзхрзо'гаанвгсЗ

да, 'несмотря на то, что с-та автора,, обычно отрицали аЕтаэя7*

рэллглазнуз систему,, лре^отазленяя- о- дрезнагрзяеезгк бога„т з

гедзегаванях сглзх-, .»уяьгеззл? /ТТз/ азобрагаэг Яреметгя,

с54Зожзствеаного. аредзэдэягг«; • «артужад. /ЕС-ТЗОтт/ р.-суе:"

Про:« тая не как гстааного ть-р^а /тз?.от~< счзтт.ег са

;у?ого бога/, а--й}Л арвдоказагздя» как у'-хазагдз яз.

тзоя»? ЛЩ5П» Эпж-чбя Азпатаа. /ЗЗн—СЗОт?'/ с-згав? ?зтязя т с.-;

огонь jT.r30r.0n пузроссз, ааука^ ¡V па- мгезига Га«ст«г /^.''-ггл-

5с г жше., Хрю гос ке сжибкл'их, Важвш -¡«кга: виттчс? тс, «б

«рек, когда Бромеге" таек з средазьег.оьо''' лжгера^ре

сильного конкурента г ляае Хряста* автор 1У »екв -очитал Твар-

поу чгяозека каешс* Ерсадетея,

В таком згедг иркшаг тагана хркс±иааская литература,- ко-

•ю^ьк ваоследствкс не раз сротдвопое тавхяга друг этгх

-тух творцов - язгчшзка Прометея е христианского бога»

Так?:-; обр&эо:."., к начал? ьоздвеИ аитачьоотс аизкоьйоети

}:;дся®ссес8ЯоГ лятерпретарав образе Прск&тег в ракх&х

¿речьоко?. а ркдской днгератхра I сгвдостх блш ¡гзчерааш;; ьсс

у-озксззше асркзати т#в» опево*його осмиСгдеаия Брог.етья, как •

литературно" г гйа^яогачеоког $вгур}, Скак. «^роб&з^-г.

"(г'-тг.г т-г?ь5 **бШгорС©п? ХудскесТьешогс Гро::е~ -

ст ь 8лрОВбГ.5ко£ латературе* захлтгтехьвйя глаяа, ? коуоро'1

кг,_.-.;тко характеризуются основные -яейденцы;, ьсзяикаэдее' тех

пли ею; этапах развитая европейской икс як а хуаш-спггснкоЕ

хуяьгурь*, в патерпретагшг худокественвога. образа Прсц&тея е ье-

дупда: странах Ззропн в -сравнительно'редье^во вкзшлшгся эте

процесса на основе рассмотрения англоязычное литературы, в чаот-

носте, йозззи, так'.как вгенво в/енгхойалшо5 воеак: Сь~ла рзгра-

ботазаОгеыа. Прометея с'особо?. глубаноИ, мвогосторокноотьо г

орггЕкг/^-нобтьв; . "'■.'.' '

Худсвкесззевакй образ Ьроаез-ел -охазалаЕ «азвбслоссбш: с

интересным для лкте-ратурк 15 эаохи Ренессанса - образ тдтойе Сел

о '

ьозврааёк в лвтературу & она вновь пошла г.о 'акцевтгрэвшв» ошозиагоЕшх качал в-образе Прометея.

'Тенеаяогаи богез" /1£73г./ £;ос:разо Гроц>тея

-¿г ■ -

зь -.еллл исределёяаые остозжзз: ПрсургеГ. г- верхогннч. ¿да, зорпгл-кЗ зз- эе»дя лЕдеГи Прочесе? - З'ггн;^,' ззлядгйса своей мудростью со слерттиа. ¡.Т.Фичино; аредстзгляй-г Прометея, хая зеясного худодаши а уялтеля.Лд.Брунс увидел в Прометее образ, бо-рхщя":сл дротиа догматических ограакчеай Д285/. 7 ?.Веллея тй-?аа является символом вжбяаех-о, но.надующегася, нашего челаве-га. Частя авторов похищение огня для смертных Ърздстаздялос5 веяшг« грехом Прометея, •'принесшим пепоЕечеотзу 'гссячх авс»ас-тх-: /Т.йс.Клда,. Л. дв ГЛедича, НамоеЛ -

3 Англия образ Прометея появился довольно позг.но. 2 эпоху Ренессанса не бк«о-создана более та менее значхюго щшзэегэ-яая, посзяцёнвЬга специально ему. Герой,' побуяаетп:1 Эсхзла :*. создан яга трягеда;: о бееотралаом боге, спасаем ляде!?, ггревсотялзс з чу зада /Ла?ео - 160?г./. 3 большинстве слу??эв тптг.ч заполняет второстепенную ролв. Наговмер,- в стахотаопвйяа Томаса Хемгаова "Театральная маска повел гае ля* образ Прометея яздольяузтзя дтаг. з целью описания "деятельности английских вельмоя;

-7

В последугаем, ГШ-31 зеке в европейской литературе-п:-рс"!с'г.г-ди? просесо дя№ренпяацчя образа Прометея з разлячйых агара:-:. В трёхчаствоЗ драме пепачсяого- лвзателя Калз^с-рона "С'^льптурл Прометея" /127?/ соедянелы Проме-та?, принесший огонь з Пссг.<г-сстрорзвшгй пзлозека. 1,- А.Кату^а Прометей »аёт -задам разу?? /1513/, Г.А.Эгртамор надавал либретто к опере "Осзоссгдёанк^ Яроиетей* /1633/, где Прометея освобождал Геоакл, а лэса„ окоуэтгдие тзгака, превращались з садя.

•»лрдхЪйзя поэзия ХШ века сохраняет утзергдсязоо з-аг-гт

-1М- ■■

А.Ко\!д совдаёх ¿ирическое сггвхояворевйе "Ялохо КЕркооьавЕКй лренете!" /1555/, ¡где. автор говоргт, что ПрометеР. бкл заново подвергала? ь^гченеям зогде» когда бесталанные рз;кк попктаассь каркоовазь его» ЕЖгрведь в поэме '"Несчастные лвбоЕвЕк" ■ Д651/ мельком .указывает о .внеокопараои сггле речи Прсвлетея, которш св собеааес орла. й:Л:ра£ден подходе? к образу Нрометея с точке зрения езтемериотяческого вастроекЕЯ е считает Ероа&те* человеком, лрвдумаваш исхуоство ску шкура с аш, впоследет-вал признанного бого&. В работе - рассмотрен? те многочясл&НЕЬ'е взгляда*) существующие.£ неуке, которые указывают вв квчестьз, сблихапцкз Прометея, с -аерсон£Ш4Е Дгова Ксльтонг. - Сатаной г Самсоно«.

Б европейской »итераторе:. 23Ш-го "веке в образе .Брометел вновь бкл псдаечев проблемий момелт г свхя сделать* гокьткп ' отзетгть в& вогросвг хорошо лди плохо го, что сделал Пролете?;? Ето об - беданИ му«евгас тли он засдуг-гвает того, чтобь- бг;ть прЕкоаанвым к скале? - .велккт" творец мд'просто* "грсиззодБ-тель"? - возиявеишй ■художник юш то, что он делает - ето безрадостен!!, механический яри, зе пргаоеягай вшягу >'Довхетго-ревк? - ябшзтся .ле творения Прометея вежЕкодеЕШод сувесгва-ад, Щаолненншш с высока* мастерством еле это веледые хвдшк«;, растеряриеся среда трудностей гкзне? Вор ок саг эгс^скс:? Елъ гда. добро? Восставшей бог вдв только дта ревашяй дибог-нел, ш? теней хюбовяыаЕ сетялз?

Рвзирэд^р лктерг.ретаг.ж зддо£еахвееко?о обрага Прометея дредлождли Вольтер,' Руссо, Гёте, С>,е А. Егегедг, ХЛовте, Тердер, Еехстбгрк, Лг:.С£Я:;Г'г: друглг. -

" л .?.....yn" ne irM'-ó ^огч'лл л cvi^i..:::": ~

*. ,:t м :лдд o;i i'a-.-^®'."! ;"нлл „..рал г> >1:-л i Прл-

■-:... . лллслел^лно:1 Л^Л^МЛГ'АЛ'ЛГ. r—

'о* .'ï.i.:---:'■;] /рречзоклё '¡стонами Съ.гх ллбйсл-л ~ • * лллллд-: ;:<л; Á.VJ^ÍV^ÍVA лллгглл^ол, пл Лло ЛО.;;Л;ЛЛ;;1'-:Х IT" л.::лл;гсл г^л^слл;-; лллегсл,, :л-л;-лл грея ¿снег:' ■".■. л"л л- \о

^ Г»

лл J,:-г.. лло;лл,-.

3 ГС л^улол^эО о-\э-;<?.--: у.; v-n л;

кус X ТЛ.ЛЛ^О-ЛЛПЛЛЛ I" лллле Л1 :: 1 •.:' " . ' -* л; ,„ силл/лла s злгл'лл:--; "лл'лелл'4 - л/1

■у : л ; i;.." ' л-ллл,, :.o í:xr,~: л.; Л'Л хло;- зг.дсхь д.; -Ллл>, л:л л л,-л: '-'л л дллллк атл:л лр:л:глл\ гл-л

Л-.; л г-"Сгогй"/. Ч tû ле эллч!л с-Tai jc:p длллля лудл ;or-л ¡ллл: с Грлу ллтал?» ромзллЕ'-йолл: узлделлгГ Яг^усрс', Иллл,: 2

с

д;."Г'г:л - гксокорзсго уягз.унз:-;-, лл/.лл^ллло плс-

; л во /иодз?.

В :>ту sa опоху худол адтглпнлР обсэз ÎIpc:15-те>î те ло лл-:ллгл;;я : ."лгг'.-ро" .'Ipjca. Тлхлз гглаатла-м ол'-гл,: чу ллолл-л: ллод лггоо:'?; сглслтрлл г-пг-лда, По':о:! Плолэллл ллл'л:

л;ес"о г" лллллл Урк: гл» '.ллсла npiz?.x-x?,v:r; лролс.г-'г,,-лл:' - -Илллатлл;- ллз рг> 17г,гчглл^. =г,: roo л?-.

ЛЛОС:' ЛЛЛЛ л олл-ра-л: /Й.Клче /"13">сЛ Дл./": ЛЛД:

/ГлС/, P.lbvcuu Aôlc/, О.ГС'л-t /IS"/.

С ГГ/ "-ЗУ? л:-" л лотлл дл« клчлдллд л л

Л ■- ' - Д- Д°ЛОЛ : ЛЛД ' ^ 7 Л Л ЛЛ' ЛЛ ~ЛЛ .л; .1 ■ Л' '. : ГЛ-Г.

л -тл; * ':■•'■-■> лс~?-:лглл е.оггг л л- —

? .zxrpeso п£ ь-а cipzbc. Zpoua тег, я. es

Х;г.75-:'" 'ЗООбП;; 4*0 ГрН?е7С Е 5.5Сч.Т.::.Г.З?.ВЕ Г—

ï v^awiCtisy'srTse. mere, £ гергь иятекз^г.:.. -то" LrcA'c-'.-sx с-;лн paíps^crai:; КМ'-

: -.с /Г.Г-Гепгт /:?:£/, f'-iv. А.?: г.-- '.

Г .Г-М'5нкр /JfTií /1«44/ » дг;.тr-cs?.

>: ci'.TfcTi'j: AKr^nx rrossccî^ о^огья;^ ' ;; г г г n F Î i Î- - _ а t4~

is jjc, о-'тозогс ïtp > ог—

г а*-рпт'., espo^cí, re-roí с:;, т отд^с-чт";:: с ; п .

гсHb'rV', Г-СГГЧЧ-Е /£Z.?SÍC:». /1S4/, Ir.:* v: г-;т v 1.Г.Трг;-?гн /1ГЭ5/, X.I::? / ^

; scрвкзгег, те согтричкп*, roîc-oc ■ i •?>.-.-

'-а. с îo^fu: зрегк рззра*5откв гею* ¿r-OKe-íeí: тк-ггг t-r-w.E-5-err," ^tbpV/vpC? с 6КГГ.В*0ЕС£ ÏCSSBiî-,

I-.■ £ еврояе?;епоГ нгпггеро ссрйпос

¿xar^esss; nrrtswerjcs хдаятестреаногс образа Iípoy.STe¿. Ce ere г.ь nosspaussx "ii-eprpöTasEn oöpa?f'. Г;];01агте>, ягалетос ne cynscTrj' йеспрсп&ЕденГйКУ в -esnoueíreno? дггег&Тл рг. sre ' oöycxsssest* .sce-ог>ве:уззгах жзгштграи оотозсгиЕЗОсгв харяпк-рвгс. черт глТЕка, . 2рп oo^rycRSEZz образа тгтана -г худсгестрензс!: • кухьттрг- оплсэя-

изевь чепт* 8Toi <;zrjpb' лр^обре-тарт pfcryjt&pSKft xepaitie;;, тогда, çai; все cepooESSK анмтао" недолог«», «аг cpasiua, otc».:--cxè- -

кк 2 T.rsíttтуре по екаектпреваик. ощйдехЗншгс re?®--

о

ел:. г.еао:л:е;;ьа, ;,етрс г сз г.ьвк.тс *:t rv:i.nга,

не ojasne сев, кш: rpssoio, кг зьсят ря^&грнйГ., сгсяс-йпкГ.

рзгтер, глг Esi<ecrèc as гте?в«каГ ^зя«?!*., 5ггс0

ff-'T'^J,. 3 у-

-'".¿".■'Я- 'Р-ТЛ ZiЯЛзЛГ.й с^.' У rc^ï

г:: .сtwísís: к;.х;злгн /.»ireî-tt.?^?.'?» '-.газ лв

гл.чтгг эсг^сззтусч^к-зе тс.ч'лгяя^ ssRset« чср/ягтя*-..ог^пл/.

ч

'.à-n-v* •JÎ.-.Î'JS'ï с сф-леч 'Içc.v.sг.ея. Tvssra rrv-

"■ri i^e-j^iarí?? ~ как а^^с^л'^ль'пгэ

гг'*:1 Как :>',;; i а-иалка, а ,:::гэps.r7.v0 -.i

*ила *здзл-;:»й зз идпдгг sais-iam jarees,. хсто г.7 20

л/joí -ты dv, j» г<5г?.?231шв г.'аолйоггз--

но-о. сСраг.1 г^л -р-гглсл^-ла-ь' зтптлаччл.. г го = o-joí'irüiücriB даяйсга ггрсоязгсз, г,. зероятно. згтм -о зйли?.2э , .-.опрс* :цдо- зг^лвао >:*-

533? ? илрога?. В рк^ггй срздзлс-ц ;ллзлг;

гэг сетозггдьйьч лапго'.-oíopbtí оала за oo:-:ó¿-í vut-í-

рз^дп,- jüC0Mi/-^¿?3C7i з с: а гэ.-г з -„cso-.-tc-

ал л ^адшеита.4' ? "рз - херодзэ/штс*; р^дрёдедь

3 Грх ГТ522У ДО- 33JV ЛмДЗИГ

I/ >Ге:г "-.ля.атся "рспмгеЗ?

Ä'SpTH'si -то до--.-г:

заброди?«.: уг«\* tsctfiS VCJ'C'X rzrs?

мзд-ггзла- сяг.?ииг»аи9г - гзбхязд: T^rr-wr*^*-!:

ГЛЛТ^Л'Л" r^îr^-'.-V: ..-.-г.

-¿¡g-

Кллил Lp-u; -£Л*Г

ЛОЛЛЛНЛГ ДЛЛ ЛГДЛЛ ЕЗОДОЛЕ.?.1!1.V- ДЛЛ Л'Гл".

ллрсР л^лллс.л.л л; .л...

' ллло ;:л!л л.:ЛЛ-.'. лл ррлолл; л л:\л..ллллоллл^ лл лл^; .■}.' ^; -РРР

.рлд-:лллл.л»л1 глло:л.л!;лг : лл;л ллл.

, -...з.л,;.." тс лллсл оР^л-л лл..;" .'л'.-.гл ллл../. л./л-л

•рлл. лиг.-лл;.,сг,ллд.;л л'л' с,:- ар...ллльл.., ■.

.Л._ 7ЛЛЛ

С -л ; .и.Л'ЛЛ: ОЛгЛЛ' 2Л',Л.;- ; сЛЛР

: .. : лнлРглл;члл, лгс.рллле- чллсл.лл,нс лрчл-л.^.нлР . гз-еашкй. чсгозсгс

ол - лл.1л ^

нлгллклл

ллллл-др-рд*! Срдуллзл

ссрлл^лкл.: лллиллР

псслллллР ; • i л : л.-..'

зле ллллегл г.! ;'лзл дв л;л£л:ллд ллл^л;

.ЬЛЛЛ

: л t С

ллл^л кроль ~рллл:л;л - л:

■ ¡

с. 450 сдсхглл ^еллорлх вл лоллирлл. г:-: с!

д-лл. /j-дгл. ?ер;:. олк.лл г 7x-:j-¿'. }.¿pp

„рлнел добро . лг.лльл глс

-2.9" •

? гзорезагза - г?.гожзгт- • Г-еагтаг1 теарчггтэс-ойноо-з-

"зо-.ХЧ-УЗ. '-ИТ}?* ' ззатраталоНьЛ иезап^е-

'зескл?. трэд' заз^ема проиЕОкостазлваяй основываете* аа главвш лроглвозсстазлйаая ^пестззчзаав г че.лозвчаскоп заз^ла: сртз-э«1;кгаггоЗ кочхигао? -йгаядаЗ /аргумент, ос5л?лага;тг»

3 случае Пропетая таган протгзо-гсс. пзг.л-эдрзяиод с1сг?» Збесу. 3 застзатотзаз а ?еу, ?.ак за -;амол> зархоаяого богастэа-лаозлш «в лобгзга-

-иль, ч5 .лезет зля его, г;с(,со*:здйта.сь, - ^лггл зча~5.Ч:» а$аг-ад ларактар лэкасга гапс.'гзлъ^зал акяг-

згз .гл сгпл/ 05г4-лзадда02 ошизшгяз: - заоип-со/Ссзрело зглдз, - ззз о^ззяоз/азо особенное ?ыз: згсесь презззепззт"-: зя "р";^ 2?7Г7 "•нтесозний 1'*ог а досто^анй агФ ее сера яг.» пл о-^к аз к;": яа 'лоза? за элемзатзряуя пестратапагаа зругагз. ,

3 ойрязз а его соотйоейя®« з Зегзсм »грозат

«тзялелг'а сзанализс сапаозлаогяа г-арс?п?о-ог>«>хл ?озллз."л?л э гаг» протаэог.осгаэлакгя ггдит сют-гаа?-■здгггося аэ разлгжл* хзр то:ст-'зскс.ч ¡»ро^ез - э ?.ес'о:«-ом гз;>.сз:, з государств, за з-а^ам®* г игла".

лгзгарат?*^» зрот-гасп&змз И^чмзз^/Зеза 1ылэ сг:пг;о ; лос>э;:! ^а.ггч^го'* г^гзябг зтз-" -ч г.'сзг-угстлсзк..,

зллозь о'об' ' ;с:;г;;зг::гт, -уУ

одновременно с эгш, ртавоввмзя свЕ££-Тйл.<ах того, е-с&ййо ^ и вбке -ta европейской континенте гоанлкагт гогудгротга яе-о-бэтайво? тгранаг /наззршер, фанЕстекак íspv.ajE£, CCXV', олвано он с во1 se-далее» возгрив слаться же касгсеосчие, в как .локаль-яке .уровни едено?лаегее: Цсэгй'О' з процессе гсЕольаэвь'Х" ав-

ТЛЧЕЕХ -!^ОЛОГЕЧ&СК!3£ J:£pCGHST.ñf; С. ВОЛК; ЕГЕЛеНК ЕТ22 ГфЗТЬ-

воречг2 в 'йольеебстеб случаев иргбетавт к такнм -oípasañ;, ко терке ыфежагт лротгзспсстазлекве твр^н/берш: лротпв тираквл - ре fí. зазиггеесЕО!», -а на -локальнок, яонгоетвшл у ровно /зроггзспо-с а ев ле в je? Asтйг оны-Креовта де к-Ясона/. Про тс-, овос таг де? •>s¿

в г ток -аспекте-'терн&т актуальность eu&sec благодаря его роесбтзку увивероально;^ характер?, тгг. как гст>обно?. вротЕволоставленЕл уг'.е яе «¿asstos ^унда^евтальпог. к yEEstpcenw i:cL oanosic-Ea;!, характерно* длг. созреневнс;; рэельво?? '

юлктЕчеокой ES8BÜ. Верогтва е обусловливается.- оелг.блгппе i яггературе Д Фека. интереса в з^'жог^сгвгнко'.« обращу Ерс^агей. iiEF. к ейлволу Pepos, 3pbí¿BScto£¡-;e54o едгьозластЕа. Одезко кто .' отккдь i:e означает, что яропеес утрачивания актуальности яух.о-ЕесТЁбййого cepása-Прометея £вляетсл Ееобрвтслш,;. Б .егтерг.c^pi,

BfiCOlÜiííiSb, ¿сф&л£ТСЯ BOSfBEieEEfS XJiOreCTSgKEi;:"' 0бр=ь ПрО':С7СЛ,

гот.? Cr&vrzs., - когда же хгерли" ллан хкстулЕТ вробаеуатгга эьгз-моотьо-е-ьгг; гргрода я человека, елляягк человече-оксго г

тегй^геското прогресса с• законохорвостящ: -гселекно*, ^твер-акзкг . ратвозгегя. кекку человечески:*. л бгг.сгтаеншэ! ■аечсдаКЕ. -

~?1- ■■■ .

Но теме •■тяссзртацда- оадблЕ^овгну след$аи23 ра^гь-г-

I. Зетачсргозг/ художестввйнога-обра?*?-Прометея;

Репран-? Академза Наутг Грузна:, 1992г. -

• 'г. 3 деакт^алязацлж худозествочвого* образа %сМ8*:айг з созре-ызаку"; латэратуре. Мр£М1({з АН Гр^ии //? 4 ,

3. Траггаотшй и. зомязесю? Прометай?. .• ••' •

.- Тазяте пэрвой пнстятутеггоЯ. коЕ^эрсвцяг мояодатс всзяегоэ?-

тел.9$, Гос.долгптетиячестцй етотзтут им Л п лзадп» ■ ГЗРС. ..

К рекоаструвдзя м^ра о Прометее;•' "е^шстэтутсзкзя: республиканская ков&рвнцга аолодах уте- ; йнг л аопдряягов, пасвяиёаяэя 150-летап^о.дая. роэгдеаяя-..

_Кутапг'~:. Гос .Университет- .'•.'-таЛДеретедзЛЗЭО: . ,1 л . -5-Од истолко&яиии "--см^бо-ики ^исрк с? Прометее , но^гной коч^е^еи^ии посбди^е^иой ^ию че^^си^ости Грузии , кутаппч , .