автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Генезис творчества художников и мастеров фирмы Фаберже

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Гонтарь, Сергей Михайлович
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Генезис творчества художников и мастеров фирмы Фаберже'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Гонтарь, Сергей Михайлович

Введение

ГЛАВА I. Генезис творчеств художников фирмы Фаберже.

I. I. Эволюция эстетических представлений и система художественно-промышленного образования в России второй половины XIX — начала XX века.

1.2. Роль Строгановского училища в Москве в подготовке кадров художников прикладного искусства.

1.3. Художники Московского отделения фирмы Фаберже.

1.4. Выдающаяся роль Училища Барона Штиглица в Петербурге.

1.5. Организующая творчгф^я,,^деятельность семьи Фаберже.

1.6. Русское Художественно-Промышленное Общество — уникальный институт художественной жизни России начала XX века.

1.7. Художники Петербургского отделения фирмы Фаберже.

ГЛАВА 2. Особенности творчества мастеров фирмы Фаберже

2.1. Система организации мастеров-ювелиров в России второй половины XIX — начала XX века.

2.2. Особенности ремесленного образования рубежа XIX

- XX веков.

2.3. Структура мастерских фирмы Фаберже.

2.4. Мастера фирмы Фаберже. Особенности творческого подхода.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по искусствоведению, Гонтарь, Сергей Михайлович

За последние десятилетия необычайно вырос интерес к русскому ювелирному искусству второй половины XIX — начала XX веков. В настоящее время особо широкое признание получили произведения фирмы Фаберже, творчество мастеров и художников которой считается вершиной ювелирного искусства.

Данная работа посвящена генезису, т.е. происхождению и развитию творческого начала у художников и мастеров фирмы Фаберже. Выбранная тема также определяет круг исследования — господствующие эстетические взгляды, влияние на систему обучения, и государственный контроль среды мастеров и ремесленников, роль художника прикладного искусства в социально-экономической жизни России и выделение той специфичности в творчестве каждого анализируемого работника фирмы, которая в совокупности создает "стиль Фаберже" .

В ходе проведения исследования пришлось столкнуться со многими представлениями, не соответствующими действительности. Смысл многих понятий со временем изменился, и для реконструкции когда-то бытовавших определений необходимо было провести отдельный понятийный анализ. Следует также учесть, что слава Фаберже со второй половины 1920-х гг. во многом соотносились с требованиями антикварного рынка, что не могло не отложить отпечаток на его восприятие, в особенности зарубежными исследователями. К счастью, значительное количество материалов о заказах фирмы и художниках сохранились в российских архивах, далеко еще не изученных. Это позволяет во многом отойти от привычных, и казалось бы незыблемых представлений, дать более объективную оценку роли художников и мастеров фирмы Фаберже в развитии ювелирного искусства России и более четко очертить вклад фирмы в развитие мирового искусства.

Актуальность исследований о феномене фирмы Фаберже подтверждается практикой и тем неустанным интересом широкой общественности, специалистов к данной теме, который со временем не ослабевает. Практически ежегодно проводятся выставки произведений фирмы, издаются каталоги и монографии; в антикварной среде имя "Фаберже" становится именем собственным для характеристики целого класса предметов, который достоин быть включенным в отдельный перечень. Развитие антикварного рынка в современной России со всей наглядностью показало связь между теоретическими исследованиями и практическим отношением к предметам творчества. Подобный интерес не случаен и косвенным образом свидетельствует о кризисе современного ювелирного искусства. Коммерциализация художественного творчества поставило на первое место схематизм и следование наиболее популярным образцам. На территории бывшего СССР долгое время существовала государственная монополия на производство и сбыт ювелирных изделий, что приводило к монополизму фабрик, каждая из которых специализировалась на каком-либо одном виде предметов, не имея в этой области конкурентов. Художникам не работавшим на фабриках, законодательно запрещалось иметь дело с драгоценными металлами и камнями. В результате, в СССР ювелирное дело приобретало черты кастовой замкнутости, что не способствовало притоку новых идей и веяний. В настоящее время предпринимаются меры для либерализации торговли драгоценными металлами и камнями, появилось множество фирм, производящих ювелирные изделия, вновь в России начали выходить специализированные журналы. Особенности ювелирного искусства последних 5—7 лет позволяют сделать вывод, что четкого структурного подхода со стороны органов государственной власти по данному вопросу — нет. В свою очередь ювелирные предприятия и независимые художники не в состоянии использовать опыт развития русских ювелиров рубежа XIX — начала XX веков, поскольку данная проблема во всех ее аспектах подробно не анализировалась. * *

Литература о личности и творчестве Карла Фаберже довольно многочисленна. Больше всего книг и статей издано за рубежом. Библиография только на английском языке насчитывает более 1000 названий1.

Фаберже, как Придворный Ювелир и Поставщик Двора Его Императорского Величества, еще при своей жизни привлекал внимание. Крупные Всероссийские и международные выставки, где экспонировались произведения мастеров фирмы, публиковали свои отчеты с описанием экспонатов 2. Ведущие иллюстрированные журналы помещали восторженные отзывы, сопровождая их прекрасными фототипиями3.

Первое и последнее интервью Карла Фаберже появилось в журнале "Столица и усадьба" в 1914 году. Фактически, статья стала прообразом для последующих публикаций: после краткого сообщения о количестве работников фирмы следует заявление Фаберже о предпочитаемых им изделиях, камнях и фотография кунстщтюка — корзинки ландышей с подробным перечислением материалов, из которых она изготовлена. Другая заметка в том же журнале за 1916 год вполне соответствовала подзаголовку названия издания — "Журнал красивой жизни" — и впервые максимально полно представила изображения Императорских Пасхальных Яиц4.

Нельзя не отметить публикации о Фаберже в журналах "Ювелир" (с 1914 года — "Русский ювелир") и изданиях Русского Художественно-Промышленного Общества. Они отражали профессиональный подход и были более объективны. Кроме того, особенно это чувствуется в изданиях РХПО, в них подчеркивается творческое начало, являвшееся характерным качеством произведений фирмы Фаберже; также приводится перечень имен художников и мастеров, отношение к ним профессиональной среды, что довольно долго игнорировалось исследователями5. Важное влияние на ход изучения творчества Фаберже оказала книга барона А.Е.Фель-керзама "Описи серебра Двора Его Императорского Величества", где впервые была дана характеристика и биографии ведущих мастеров фирмы, имевших собственное клеймо6. По схожей структуре стали издаваться монографии о Фаберже, появившиеся десятилетиями позже. Однако подобное отношение, только с мимолетным упоминанием роли художников фирмы, не было объективным. Тем не менее, влияние Фель-керзама оказалось довлеющим в течении последующих восьмидесяти лет.

Вся литература, изученная в процессе подготовки данной работы, может быть классифицирована на ряд групп, имеющих отношение к самому К.Г.Фаберже, его творчеству в контексте развития общемирового искусства второй половины XIX — начала XX веков, творчеству художников фирмы, включая изучение их ученических проектов и произведений, созданных в других видах искусства, что к сожалению не может быть полностью нами рассмотрено из-за недостатка места, и творчеству мастеров с учетом технологии изготовления ювелирных вещей и проблемами их коллекционирования в настоящее время. Эти группы неравнозначны и, например, сообщения о деятельности мастеров в значительной мере опубликованы зарубежными исследователями, что во многом определялось конъюнктурой антикварного рынка.

Несколько особняком выделяются статьи и книги Г.Ч.Бэйнбриджа и Ф.П.Бирбаума, занимавших руководящие посты в фирме Фаберже. Г.Ч. Бэйнбридж являлся главой Лондонского отделения и в 1930—1940-е гг. участвовал в рекламных кампаниях по продаже русского антиквариата. В своих статьях "Русские Пасхальные дары" и "Мастера Фаберже", вступлении к каталогу Кристи по первой специализированной продаже изделий Фаберже, и автобиографической книге "Дважды семь", Бэйнбридж поэтично описывает далекий Петербург, работу уникальных мастеров и наиболее запомнившиеся произведения 7. Бэйнбридж также выпустил первую монографию о Фаберже 8. Хорошо изданная, снабженная множеством тональных и цветных иллюстраций, книга несет на себе отпечаток своего времени и личных вкусов автора, ощутимых по его первой статье. Восхищение творчеством Фаберже и субъективность суждений подчас искажают реальную историческую картину, особенно в сфере взаимоотношений Императорского Двора и главы фирмы. Кроме того, в иллюстративную часть первого издания книги попали поддельные предметы. Но в целом, информация о фирме являлась большой по объему и документально подтвержденной так, что монография стала руководством для аналогичных работ более поздних исследователей. Кроме сведений о самом Карле Фаберже, представляют интерес упоминания о мастерах, работниках отделений в городах и ценах на готовые изделия. Поскольку Бэйнбридж, как отмечалось выше, был главой Лондонского отделения, его заметки о контрактах Фаберже и английских мастеров, суждения об оригинальности произведений фирмы в глазах западноевропейца — также имеют значение документа.

Воспоминания главного дизайнера фирмы Фаберже — Ф.П.Бирбаума — были обнаружены сравнительно недавно петербургским исследователем В.В.Скурловым в архиве академика А.Е.Ферсмана9. При написании своих воспоминаний, Бирбаум не действовал в духе сложившейся политической или экономической конъюнктуры. Он стремился взглянуть на события несколько отстраненно, с точки зрения исследователя и знатока европейского прикладного искусства. Бирбаум сохранял швейцарское гражданство, что давало ему моральное право быть более объективным и более нейтрально относится к событиям, происходившим в России. Подробно проанализировав отличия в работе русского и западноевропейского ремесленника, Бирбаум дал характеристику направлений деятельности фирмы Фаберже, особенность политики фирмы на рынке ювелирных изделий. Успех предприятия Фаберже объяснялся большими затратами на художественное проектирование, стремлении уловить малейшие изменения в моде и технологиях, ставкой на разнообразные слои потребителей — приближение филиалов к местам традиционного проживания ремесленников, которые уже имели свой круг сбыта. Высочайшая технология изготовления резко снижала себестоимость изделий. Бирбаум приводит неизвестные факты, связывая например, появление интереса художников фирмы к камнерезным цветам с наплывом китайских вещей, заполнивших Петербург после подавления боксерского восстания в Пекине. Большую ценность представляют сведения о художниках и мастерах фирмы. Бирбаум дает список художников-композиторов, художников-специалистов по отдельным направлениям деятельности. Его суждения об огромном творческом потенциале художников фирмы перекликаются с заметками о консерватизме традиционной ремесленной среды. Таким образом, воспоминания Бирбаума являются одним из важнейших источников для комплексного изучения фирмы Фаберже.

В СССР изучение творчества величайших русских ювелиров не приветствовалось. До 1988 года книги зарубежных исследователей о Фаберже находились в спецхранах библиотек, и рядовому читателю были недоступны. Отечественные специалисты обычно ограничивались кратким упоминанием о факте существования фирмы. Вот почему заслуживает внимания обзор работ иностранных исследователей о Фаберже. Появление некоторых статей было вызвано открытием выставок. Б.Н. и Ж.Ф.Хейвард откликнулись подобным образом на выставку 1949 года в Лондоне10. Оба автора подмечают стремление копировать стили ушедших эпох, умение возвеличить себя в глазах клиентов. Ж.Ф.Хейвард особо отмечает, что Императорские Пасхальные Яйца не предназначались для признания в качестве достижений фирмы, успех пришелся на работы в духе историзма. С этим утверждением не был согласен критик журнала "Interior Design", описавшим выставку работ Фаберже в музее Метрополитен, в 1962 году11. Из 150 произведений на выставке, он особо указал на мастерство в изготовлении цветов и пасхальных яиц.

Крупный английский исследователь в области ювелирного искусства Кеннет А.Сноумэн приложил немало сил, чтобы выявить значение творчества Фаберже для искусства России XIX—XX веков, в контексте развития русской и мировой культуры. В отличие от многих западных исследователей, Сноумэн не ограничивал себя только воспоминаниями друзей Фаберже и мнением ювелиров. Он активно использовал историческую литературу, мемуары, деятелей культуры России и личные контакты с ними (в основном — эмигрантами), свои впечатления от поездок в СССР. Его основной труд "Искусство Карла Фаберже" не потерял своей актуальности до настоящего времени12. По композиции, книга похожа на монографию Бэйнбриджа, но ряд аспектов более детализирован (отдельные главы о материалах и технике, функциональных предметах, носимых ювелирных украшениях, резных камнях, игрушках и цветах). Следы споров среди историков искусства 1950—1960-х гг. можно уловить в главе "Художник или ремесленник". С точки зрения автора, при жизни Фаберже его произведения явно считали оригинальным ремеслом, а понимание специфики его искусства пришло значительно позже. Информация об Императорских Пасхальных Яйцах помещена в отдельный каталог, с указанием года выпуска и размеров предметов. В приложении помещены перевод отчета жюри на Всемирной выставке 1900 года, и вступление к редкому каталогу 1899 г. Московского отделения фирмы. Несомненным приоритетом Сноумэна явилась публикация фотографии и описание плакетки с различными образцами гильошированных эмалей, снабженными номерами. Эта плакетка, хранившаяся у потомков Фаберже, позволяет прояснить процессы машинной технологии, использовавшейся в фирме.

Другие работы Сноумэна являлись или рецензиями на выставки, или кратким описанием деятельности Фаберже13.

Американский исследователь Мэрвин Росс свою первую книгу о Фаберже написал на основе изучения частной коллекции в Балтиморе. Простое название книги — "Фаберже" — исполнено кириллицей, что отразило увлеченность автора русским языком и культурой. Следующую свою работу "Искусство Карла Фаберже и его современников" Росс посвятил сравнительному анализу различных направлений в русском ювелирном искусстве, включая последователей и имитаторов Фаберже14. Выявляются контакты с художественными объединениями ("Мир искусства"), делаются попытки определить стилевую специфику отделений фирмы в различных городах. Интуитивно Росс во многом предвосхитил современную методику изучения Фаберже.

Статья Джесси Денниса "Предметы фантазии Фаберже", вслед за работами Сноумэна, представляет интересные сведения о рабочих условиях мастеров, даже с указанием их размещения в резиденции фирмы на Большой Морской 24 в Петербурге15. Но иные заключения автора явно надуманны: например, появление цветов из камней он напрямую связывает с долгой петербургской зимой, когда снег выпадает в конце мая. Деннис касается и роли американских коллекционеров (А.Хаммер), сумевших вывезти сокровища мз России и вперо вые их показавших на выставке 1929 г. в Нью-Йорке.

За последние два десятилетия за рубежом появились новые и уже знаменитые исследователи творчества Фаберже: Геза фон Габсбург-Лотринген и Александр фон Солодкофф.

В своей совместной книге "Фаберже. Придворный ювелир царей" они поставили новые вопросы: есть ли в изделиях Фаберже кич, каковы были его взаимоотношения с другими мастерами в России, и также освещается проблема коллекционирования, рынка и цен16.

Использованные материалы из архивов фирмы Christie s и семьи ювелира приоткрыли завесу тайны над продажей с 1927 года Советским правительством Императорских заказов Фаберже.

Этапной работой по изучению русского ювелирного искусства можно назвать статью Солодкоффа о деятельности Лондонского отделения фирмы Фаберже17. Поводом для написания статьи послужили найденные книги продаж с указанием лиц, купивших изделия Фаберже и описанием самих вещей. Можно сделать вывод о предпочтениях покупателей, уровне цен и количестве проданных предметов. Сведения тем более занимательны, что Бэйнбридж, который являлся руководителем Лондонского филиала с 1908 года, и который продолжил коммерческие дела филиала после его формального закрытия в 1915 году, подобные аспекты никак не комментировал.

Последние работы Солодкоффа — "Шедевры фирмы Фаберже" и редакция каталога выставки в Гамбурге 1995 года — одни из наиболее высококачественных в полиграфическом отношении18. В такие книги часто привлекаются статьи других исследователей, в том числе из России, которые показывают совершенно новые грани творчества Фаберже. В первой книге наиболее оригинальна глава о заказах фирмы для Таиландского короля. Во второй — статья С.Р.Дале "Использование платины и золота у Фаберже", о применении драгоценных металлов, характерных проб в группах изделий.

Одна из самых значительных выставок Фаберже в Западной Европе, которая оказала влияние на изучение искусства великого ювелира в самой России, стала выставка в Мюнхене в конце 1986 — начале 1987 гг., снабженная великолепным каталогом под редакцией Гезы фон Габсбурга19. Это капитальное исследование с включением биографических материалов, разделов о технике, освещением стилевых особенностей работы Фаберже в разные периоды его творчества. Поскольку в книге поднимаются вопросы взаимоотношений Фаберже с правившими династиями Европы, то для лучшего понимания представлены генеалогии последних русских царей, королевских домов Дании, Великобритании и Германии. Впервые репродуцированы авторские проекты известных вещей и рядом же представлены сохранившиеся готовые изделия.

Подобный метод, когда для атрибуции применяется рабочий материал художника и мастера, применяется довольно активно. Но относительно Фаберже, такой метод дал парадоксальные результаты, поскольку факсимильно изданные книги проектов фирмы, при их казалось бы узкоспециальном назначении, стали пользоваться большим успехом среди любителей искусства. Книга А.К.Сноумэна "Фаберже — потерянный и найденный" с публикацией великолепных цветных зарисовок мастерской А.Хольмстрёма является уникальной возможностью проникнуть в творческую лабораторию мастера20. Еще один сохранившийся альбом проектов — из мастерской Г.Вигстрёма — сейчас находится во владении известной исследовательницы У.Тилландер-Годенхильм (Хельсинки), которая эпизодически публикует отдельные рисунки21. К сожалению, проекты из российских собраний полностью также не опубликованы.

В литературе о жизни и творчестве Карла Фаберже в отдельную и весьма ценную группу выделяются каталоги музейных и частных собраний. В этом смысле лидируют американские музеи, где коллекции собирались в 1930—1950-е гг. В Кливленде (штат Огайо), в местном художественном музее находится дар Индии Миншелл из 64 изделий Фаберже, включая Императорское Пасхальное Яйцо 1915 года. Генри Хэвли составил подробный каталог коллекции, проанализировав разницу между Московским и Петербургским отделениями фирмы22. В Ричмонде (штат Вирджиния) находится не менее крупная коллекция Лиллиан Томас Пратт, изученная Лесли Паркером23. Особенностью книги Паркера является отдельная глава о технологиях эмали, о чем практически с* не упоминается в остальных источниках. В Ныо-Иорке значительным является собрание Форбс, часто предоставляющее свою коллекцию на различных выставках. Ее особенность — самое большое, после Музеев Московского Кремля, собрание Императорских Пасхальных Яиц. Своеобразным итогом исследования американского коллекционирования стала выставка "Фаберже в Америке", проходившая в США в 1996— 1997 гг. В капитальном каталоге, по полноте представленных сведений претендующего на монографию, можно найти информацию о владельцах коллекций, истории собирания и самих предметах25.

Среди европейских коллекций работ Фаберже можно отметить собрания Королевы Великобритании, Дании. В 1995 в Букингемском дворце Лондона прошла выставка тех предметов, которые еще при жизни ювелира стали собирать Георг VII и королева Александра. Особенность коллекций — обилие камнерезных фигурок и моделей цветов26. Датское собрание менее известно. Его особенность — безусловно подлинные вещи, в свое время подаренные или вывезенные из России Марией Федоровной27.

В Советском Союзе вплоть до недавнего времени упоминания о Фаберже встречались крайне редко. В 1970-е гг. краткие заметки можно было встретить в специализированных сборниках и альбомах. К их числу можно отнести сообщение К.Доновой о работах М.Е.Перхина в Музеях Московского Кремля28. Или сообщение З.А.Бернякович о новых поступлениях работ Фаберже в Государственный Эрмитаж29. Воспроизведения отдельных предметов появлялись в каталогах выставок и описаниях собраний Павловского дворца-музея, Эрмитажа, Оружейной палаты30. Но безусловно, выдающимся событием стала публикация каталога клейм русских ювелиров группой сотрудников Исторического музея в Москве31. Данный труд является актуальным вплоть до сегодняшнего дня, несмотря на то, что написание имен некоторых мастеров фирмы Фаберже не совсем верно и круг мастеров знаменитой фирмы сейчас значительно расширился. Поэтому, использовать данный каталог для экспертной работы надо с осторожностью.

В наши дни сложилась группа исследователей творчества художников и мастеров фирмы Фаберже, проживающая в основном в Москве и Петербурге. Благодаря их стараниям, сейчас в России издаются хорошие монографии и каталоги выставок, появились каталоги музейных собраний.

В Петербурге, в Государственном Эрмитаже работает М.Н.Лопато, чьи исследования о великом ювелире появились в начале 1980-х гг.32. Одной из первых, М.Н.Лопато стала активно использовать фонды ныне Российского Государственного Исторического Архива, опубликовав счета фирмы за первые Императорские Пасхальные Яйца. Закономерно, что каталог выставки в Эрмитаже 1993 года вышел под редакцией М.Н.Лопато. В каталоге были представлены большие статьи "Фаберже и царский двор", "Новые догадки и сомнения по поводу пасхальных яиц императорской серии", где приводились интересные документы, хранящиеся в архивах Эрмитажа, РГИА, публиковались мнения современников Фаберже о его предметах 1882 и 1902 гг. Особый интерес М.Н.Лопато к ранним заказам Фаберже от Александра III не случаен, т.к. существуют сомнения в подлинности сохранившихся предметов этого ряда. Но только публикация В.Скурловым и

Т.Фаберже найденного в архиве описания первого Императорского Пасхального Яйца позволила закрыть этот вопрос.

Другой петербургский исследователь — В.Мухин — являлся одним из организаторов первой в СССР выставки Фаберже в Елагиноостровском дворце в 1989 году, а также выставки в Екатерининском дворце г. Пушкина 1992 года. В своих статьях и исследованиях он видит безусловную ассоциативность творчества Фаберже с идеалами современной ему эпохи33. В целом, он занимает традиционную точку зрения, характерную для зарубежных исследователей, что довольно явственно проявилось в организованных им выставках.

Работы В.В.Скурлова принесли широкую известность исследователю. Пожалуй никто так хорошо не знает российские архивы в плане заказов и упоминаний Фаберже. В.В.Скур-лов также работал в архивах потомков великого ювелира в Женеве, что позволило ему на основе сравнительного анализа уточнить списки мастеров и художников фирмы, узнать подробности их судьбы после революции и создать каталоги заказов от разных лиц. Очень важно, что благодаря его поискам значительно расширены сведения о русских ювелирах, создан полный каталог Императорских Пасхальных Яиц34. Он также нашел воспоминания Бирбаума — неоценимый источник по истории фирмы Фаберже. К моменту публикации воспоминаний была проделана огромная подготовительная работа — уточнены имена и специфика художников и мастеров по документам семейного архива Фаберже и официальным материалам в Петербурге; определены клейма мастеров с биографическими данными. К сожалению, именно этот момент работы не вызвал должной реакции со стороны историков искусства и экспертов, что часто приводит к фактологическим ошибкам при проведении экспертиз. В.В.Скурлов также проделал колоссальную работу по изучению архивов для составления каталога официальных упоминаний о заказах Фаберже. Накопленный материал позволяет говорить о целых группах предметов, до нашего времени не дошедших, но позволяющих точнее определить рамки художественных интересов фирмы. Например, вещи по заказам Министерства Императорского Двора и великих князей. Составление базы данных официальных заказов фирмы Фаберже продолжается, и есть надежда что такая работа в ближайшие годы будет закончена.

Среди московских исследователей следует назвать Г.Г.Смородинову - научного сотрудника Государственного Исторического Музея и Т.Н.Мунтян — научного сотрудника Государственных музеев Московского Кремля. Благодаря их усилиям изданы альбомы со сведениями о собрании вещей фирмы Фаберже в каждом музее35. Как ни странно, но это единственные каталоги такого рода в России. Кроме того, Т.Н.Мунтян опубликовала неизвестные материалы о фактах продаж Советским правительством работ русских ювелиров в 1920—1930-е гг. Найденные архивные материалы из истории собрания нынешних кремлевских коллекций тем более интересны, поскольку в Московском Кремле сейчас находится самое большое собрание Императорских Пасхальных Яиц. Т.Мунтян впервые опубликовала рисунки ювелирных вещей из записных книжек членов Императорской Фамилии, ставших закономерным продолжением в серии публикаций подобной оригинальной графики.

Как можно заметить, российские исследователи активно используют отечественные архивы, рассматривая проблему Фаберже в контексте развития русской культуры. Развитие ювелирного искусства соотносится с эстетическими, политическими и экономическими устремлениями эпохи. И в данном аспекте исследований было не очень много. Единственной обобщающей работой является монография известного историка архитектуры Е.И.Кириченко36. В рамках исследования эволюции "русского стиля" она привлекает обширный культурологический материал и дает оценку различным эстетическим взглядам, кардинально влиявшим на развитие прикладного, в т.ч. ювелирного искусства. Обширную информацию о русской художественной жизни можно получить из книг Г.Ю.Стернина. Характерной чертой его исследований является не только выявление особенностей искусства, его творцов, но и того, кому это искусство предназначено. Взаимодействия между подобными двумя силами чрезвычайно сложны и разворачиваются через выставки, коллекции, объединения, критику, международные связи и многое другое37.

Такой универсальный подход к художественному произведению сквозь призму разнообразных культурных отношений и был применен в настоящей работе. Границы исследования определялись временем активной деятельности фирмы, т.е. с момента руководства Карла Фаберже в 1866, и до начала действия декретов Советского правительства о национализа-циях в марте 1918.

Целью работы является определение эволюции творчества художников и мастеров фирмы Фаберже, которое необходимо рассмотреть во взаимосвязи с системой организации художественно-промышленного и ремесленного образования в России второй половины XIX — начала XX веков. В этой, до сих пор неисследованной области немало мифов и легенд, наиболее распространенной из которых является преувеличение роли мастеров. На основе активных архивных поисков, сопоставления различных фактов художественной жизни России изучаемого периода, автор также ставит своей целью показать, что наиболее динамичной в творческом отношении, поощрявшее выставочную и просветительскую деятельность своих членов, и являвшееся своеобразным исследовательским институтом в столь специфичной области как ювелирное дело.

Разделение всей работы на главы, посвященные художникам и мастерам фирмы, вполне правомерно, поскольку официально существовал различный подход государства к этим двум группам, подкреплявшийся традиционной иерархической структурой общества: делением художников на группы по специальностям, классы, существованием цехового устройства для мастеров. Какие-либо изменения и новации в данной области закономерно происходили с развитием экономики и сменой эстетических взглядов. В условиях жесткой структуры Российской Империи, основная роль по продвижению новых воззрений возлагалась на Петербург и Москву, учебные заведения которых имели определенные зоны влияния на близлежащие регионы. Все это перекликалось с деятельностью филиалов фирмы Фаберже и руководящей ролью ее петербургского центра. Факты показывают, что в начале XX века для художников прикладного искусства была создана система обучения, рассчитанная на многие годы активной творческой жизни. Художественные школы, училища на начальном этапе, передавали эстафету в организации творческой личности Русскому Художественно-Промышленному Обществу с его активной ролью в проведении выставок, семинаров по усовершенствованию профессиональных качеств. Впоследствии подобная структура была скопирована художниками Авангарда, что в настоящее время является более известным фактом. Аналогичные процессы происходили в сфере ремесленного образования и подготовки мастеров-ювелиров, творческие возможности которых были потенциально расширены с помощью правительственных законов, системы отбора на приобретение почетных званий и включение их в начале XX века в общероссийскую структуру художественно-промышленного образования.

Таким образом, данная работа является первой попыткой объяснить феномен творчества художников и мастеров фирмы Фаберже на основе анализа художественной и культурной жизни России второй половины XIX — начала XX веков, с учетом максимального количества факторов, способствовавших выдвижению русского ювелирного искусства в число важнейших достижений цивилизации.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Генезис творчества художников и мастеров фирмы Фаберже"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С течением времени нее отчетливей выделяются особенности развития искусства России второй половины XIX — начала XX веков. Все яснее предстает неординарность происходивших процессов, уникальность и неповторимость обстоятельств, вызвавших расцвет всех видов искусства.

В конце XIX века сложились особо благоприятные условия для развития ювелирного дела. В числе причин можно назвать промышленную революцию, упрочение финансовой системы, развитие торговли, повышенное внимание к получению специального образования и создание доброжелательного отношения к художественным поискам.

Процесс изменения художественных направлений к концу XIX века приобрел особую стремительность. Этот естественный в тех условиях ход ускорения послужил базой для совершенствования способностей ювелиров, что в полную силу проявилось в начале XX века. Свойственное историзму тщательное изучение памятников материальной культуры прошедшего времени, благоприятно сказалось на развитии техники эмали, чеканки, использования многоцветного золота в одном изделии, особому вниманию к подбору камней, их огранки. Но главное - историзм благодаря своему интересу к национальным особенностям позволил окончательно сформировать "русский стиль" и последовательно организовывать структуру, связавшие эстетические теории и практику жизни. При этом, часто использовались романтические и постромантические идеи, но перенесенные на почву России. В их числе; оказалось понятие художника-творца, который своей деятельностью преобразует мир. Несколько позже, в эпоху модерна, такая идея приобрела несколько мистический оттенок, но в период историзма художник-творец воспринимался как фигура, дополняющая новое машинно-техническое время, стремящийся улучшить вкус массы потребителей из народа. Поэтому во второй половине XIX века так сильно ощущение просветительской идеологии, чему несомненно способствовал успех идей У.Морриса. Успех его учения в России сказался на методике отбора экспонатов для Всероссийских выставок, но несомненно наиболее точным и наиболее впечатляющим воспроизведением мыслей Морриса по воссозданию художеегтенно-ремесле!того социума стала организация Карлом Фаберже комплекса мастерских и ателье фирмы на Большой Морской 24. Этот факт как и многие другие аспекты деятельности фирмы Фаберже, и шире — развитие русской культуры второй половины XIX — начала XX веков в целом — говорит о существовании прочных, устойчивых и подчас неожиданных связей на европейском континенте. Фирма Фаберже как никакая другая организация способствовала соединению интернациональных особенностей в единый и свой стиль — стиль Фаберже. До недавнего времени под этим понятием подразумевали чисто внешние черты: пасхальные яйца с сюрпризами, эмаль гильоше с накладками в виде корон, двуглавых орлов и т.п. Но сейчас становится ясно, что "стиль Фаберже" является отражением глубинных процессов, происходивших не только в культуре России, но и в культуре Европы в целом. Сама история фирмы, изменения в методике проектирования вещей отражают путь от прямого копирования до появления совершенно оригинальных проектов.

Подготовка профессионального художника-дизайнера стала отличительной чертой фирмы Фаберже, резко выделяющей ее среди аналогичных предприятий. Творчество как основное жизненное кредо подразумевало не только непосредственное участие в. создании ювелирных предметов, но активное участие в художественной жизни. Поддержка выставок, конкурсов, работа по участию в деятельности Русского Художественно-Промышленного Общества, организации специализированных изданий — все было направлено на создание и распространение той художественной среды, которая со временем самостоятельно генерирует новые таланты. Поэтому деятельность фирмы Фаберже следует рассматривать не только с позиций истории искусства, но с учетом социологических аспектов.

Та уникальная система поддержки и развития одаренных художников, которая использовалась в фирме Фаберже, не могла бы осуществиться без реформ в художественной промышленности, осуществленных в 1880—1900 гг. За исторически короткий срок в стране с преобладающим кустарным производством и совершенно далекими от таких проблем ювелирными фирмами в Москве и Петербурге — появилась связь. Они были опосредованно включены в структуру художественно-промышленного руководства, которое базируясь на идеях разработки оригинального русского стиля, провело реформу художественно-промышленного образования, изменило отношение к ювелиру, определив его как необходимый компонент аутентичности, повлияло на вкусы населения как основного потребителя, повысив роль эстетической составляющей в стоимостной оценке готовых ювелирных изделий. Безусловно, подобная структурированность и желание изменить общество, были следствием влияния классицистических и пост-романтических взглядов, вызвавших к жизни множество утопических проектов. Но в данном случае, идея художест-венно-промышлениого социума оказалась в значительной мере реализованной.

В числе первоочередных реформ, позволивших перевести общество в повое состояние, стало появление системы художественно-промышленного образования, которое к началу XX века охватило практически всю страну. Оно строилось по кустовому методу, имея широкий практический выход в создание предметов быта и прикладного искусства, что само по себе обеспечивало широкую популярность начинаний. До настоящего времени этот аспект не учитывался в полной мере при исследовании прикладного искусства данного периода. Но факты говорят об обратном, и на примере фирмы Фаберже видно, что основной штат художников пополнялся через учебные заведения художественно-промышленного профиля. Реформа художественно-промышленного образования проходила параллельно реформе Императорской Академии художеств, изменению валютно-денежного обращения в стране, отношению к кустарной промышленности и изменению Пробирного Устава, т.е. происходила трансформация целых пластов общественной жизни, их приспособляемость к новым рыночным отношениям, уход от феодальных канонов.

Художники и мастера фирмы Фаберже также претерпевали эволюцию в своем творческом подходе. Расцвет фирмы пришелся на начало XX века, что связано с проводившимися реформами. Благодаря высоким затратам на художников, была проведена их четкая специализация, появился дизайн-центр. В группу художников-композиторов отбирались люди с несомненными творческими способностями. Для выполнения отдельных заказов привлекались известные художники и архитекторы — профессора и академики. Отбор будущих художников проходил ещё на стадии их обучения в художественно-промышленных учебных заведениях. При этом, объективным показателем наличия творческого начала служили конкурсы и выставки, в т.ч. международные. Также использовалась система стажировок учащихся на крупных предприятиях, ставшая обычной практикой в начале XX века.

Художники фирмы Фаберже стремились к установлению связей с единомышленниками. В регионах, где существовали филиалы или имелись значительные интересы, организовывались контакты с местным художественным обществом и также проводились выставки с участием художников фирмы. Столь активная политика закономерно привела к созданию мнения о фирме Фаберже как о высокохудожественном предприятии. При этом, чисто экономические аспекты могли находится на втором плане, что временами создавало угрозу ее существованию. Участие художников фирмы в деятельности Русского Художественно-Промышленного Общества и Союзе деятелей искусства само по себе знаменательно. Вхождение в руководство общественных организаций показывает насколько высоко ценились качества художников фирмы Фаберже со стороны их коллег по изобразительному искусству. В первые годы Советской власти значительная часть их наработок была использована художниками Авангарда, что впоследствии было незаслуженно забыто.

Достаточно вспомнить опыты с эмалыо С. Чехонина, интерес к ювелирным технологиям Л. Хидекеля, В. Татлина.

В настоящее время остается актуальной задача более четкого определения круга интересов художников фирмы, с уточнением времени их работы, специализации. Это поможет уточнить характер вещей и выявить авторство на каждом этане работы. Применительно к известным художникам, не состоявшими в штате фирмы, такое исследование поможет определить их влияние на развитие декоративно-прикладного искусства России, до недавнего времени почти полностью игнорировавшимся историками искусства. Но уже в настоящее время, в свете изученного в данной работе материала, следует изменить подход к эволюции русского искусства XIX—XX веков и не ограничиваться только вычленением отдельных жанров и видов искусства. Универсализм художника данного периода в своем творческом подходе сродни универсализму художников эпохи Возрождения. В истории русского искусства трудно найти ему аналоги.

Изучение структуры мастерских фирмы Фаберже, особенности региональных представительств, взаимоотношения между мастерскими и связь с художниками-дизайнерами и связь с художниками-дизайнерами являются актуальными темами для современного ювелирного производства. Организация работы на ювелирных предприятиях сейчас такова, что многие проблемы стоявшие перед Фаберже, теперь воспринимаются недостижимым идеалом, например, излишнее старание и качество работы мастеров. В настоящее время реанимировать ту творческую среду ремесленничества не представляется возможным. Потеряна взаимосвязь поколений, когда целые династии столетия занимались одним и тем же делом, что было особенно характерно для Петербурга. Корпоративная этика труда также сейчас мало что значит. Система профессиональных школ различных ступеней отсутствует. Только недавно стали выходить специализированные журналы, проводиться конкурсы и выставки. Но единой государственной политики по отношению к ювелирам нет. Отечественное ювелирное дело потенциально является одним из наиболее конкурентоспособных в мире. Исследования истоков и путей развития этого знаменательного явления помогает в поиске новых форм и решений, создает тот особый стиль исполнения, который обеспечивает привлекательность изделиям русских ювелиров в мире.

Генезис творчества художников и мастеров фирмы Фаберже, рассмотренный нами в структурно-синхроническом и генетически-диахроническом изучении, показывают, что чисто эволюционная трактовка этого генезиса совмещалась со структурно-функциональным подходом, закрепившим генетические изменения объектов. Художник прикладного искусства, имевший своим прообразом технического рисовалыцикасоздал совершенно новую категорию творческого человека, досконально знающего технологические особенности и умеющий их грамотно реализовать. Фирма Фаберже как уникальное предприятие, соединившее в себе творческий взлет художников и мастеров, в полной мере отразило основные идеалы угасающей Империи и стало одним из самых великолепных достижений нашей эпохи.

 

Список научной литературыГонтарь, Сергей Михайлович, диссертация по теме "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"

1. Бенуа А. О процветании художественной промышленности. — "Мир искусства", 1899, № 11-12.

2. Бернякович З.А. Ювелирные изделия фирмы Фаберже. — В сб.: Сообщения Государственного Эрмитажа, XXXVIII. — Л.: Искусство, Ленинградское отделение, 1974.

3. Бирюкова ILIO. Прикладное искусство конца XIX — начала XX веков. Каталог выставки. — Л.: Искусство, Ленинградское отделение, 1974.

4. Васнецов В. Мнение о проекте положения о художественно-промышленном рисовании. — "Мир искусства", 1901, № 8-9.

5. Великий Фаберже. Искусство ювелиров придворной фирмы. Каталог первой в СССР выставки. — Л., Хельсинки: 1990.

6. Всероссийский конкурс имени Придворного Ювелира К.Фаберже. Проекты ювелирных изделий. Выпуск I. — СПб.: Издание Русского Художественно-Промышленного Общества, 1914.

7. Габсбург Г., Лопато М. Фаберже — придворный ювелир. — СПб.: Государственный Эрмитаж и Фонд искусства Фаберже, 1993.

8. Гольтберг Т.Г., Мишукова Ф.Я., Платонова Н.Г., Постникова-Лосева М.М. Русское золотое и серебряное дело ХУ-ХХвеков. -М.: Паука, 1907.

9. Гонтарь С.М. Сакральные вещи фирмы Фаберже в России начала XX века. — В сб.: Православие и культура. — СПб.: Гос. академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Ренина, 1997.

10. Государственный Эрмитаж. Западноевропейское прикладное искусство средних веков и эпохи Возрождения из коллекции А.П.Базилевского. Каталог. — Л.: 1986.

11. Грабарь И. Несколько мыслей о современном прикладном искусстве в России. "Мир искусства", 1902, № 3.

12. Грибанов Э.Д. Российские нагрудные медицинские знаки. Каталог. — Рига: Музей истории медицины им. П.Страдиня, 1989.

13. Дмитриев В. Художницы. "Аполлон", 1917, № 8-10.

14. Дневник государственного секретаря А.А.Половцева. т. 1-2. — М.: Паука, 1966.

15. Донова К.В. Изделия мастерской М.Е.Перхина (работы фирмы Фаберже конца XIX -начала XX веков). — В сб.: Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования, т.1 М.: 1973.

16. Искусство и художественная промышленность. — СПб.: 18981901.

17. Историзм и модерн. Каталог выставки. — Л.: Государственный Эрмитаж, 1986.

18. Каталог "3-я выставка Товарищества независимых". — СПб.: 1.913.

19. Каталог III выставки картин и скульптуры "Московский салон".- М.: 1912-1913.

20. Каталог Первой Государственной свободной выставки произведений искуства. — Петербург, 1919.

21. Каталоги I.V выставок картин и скульптуры "Современная живопись". М.: 1913.1915.

22. Кириченко Е.И. Архитектурные теории XIX века в России. — М.: Искусство, 1986.

23. Коварская С.Я., Костина И.Д. Государственные музеи Московского Кремля. Русские ювелирные украшения XVIII — начала XX веков. ~ М.: Изобразительное искусство, 1988.

24. Коварская С.Я., Костина И.Д., Шакурова Е.В. Русское золото XIV — начала XX веков из фондов Государственных музеев Московского Кремля. — М.: Советская Россия, 1987.

25. Кондаков С. По выставкам: У петроградских художников. — "Столица и усадьба", 1917, № 79.2(5. Кучумов A.M. Русское декоративно-прикладное искусство из собрания Павловского дворца-музея. — J1.: Художник РСФСР, 1981.

26. Либерг Я. Выставка произведений. — Рига: 1952.

27. Лопато М.Н. О первых пасхальных яйцах Карла Фаберже. — В кн.: Государственный Эрмитаж. Прикладное искусство Западной Европы и России. — Л.: 1983.

28. Лопато М.Н. Ювелирные изделия фирмы Фаберже. — "Декоративное искусство СССР", 1983, № 6.

29. Мамаенко Т.Е. Фирма Фаберже. Стилистические особенности ее произведений. — Архив Российской Академии художеств, фонд 11, опись 2, ед. хр. 3528. Л.: 1984.

30. Международная художественно-промышленная выставка изделий из металла и камня. — СПб.: 1904.

31. Мир Фаберже. Каталог выставки к 150-летию русской ювелирной фирмы. — М. — Вена: Издательство Государственных музеев Московского Кремля, 1992

32. Михин. Воспоминания. — б/г, б/м, рукопись в собрании библиотеки С. Петербургской Государственной Художественно-Промышленной Академии.

33. Мунтян Т.Н. Государственные музеи Московского Кремля. Ювелирные фирмы и фабрики России. — М.: Внешторгиздат, 1990.

34. Мухин В. Искусство мастеров фирмы Фаберже. — В сб.: Советское декоративное искусство — 7. — М.: Советский художник, 1983.

35. Народный Комиссариат по просвещению. Краткий отчет (1917- октябрь 1920). М.: 1920.37