автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Георгий Напетваридзе (жизнь и творчество)

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Девдариани, Роза Шалвовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Тбилиси
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Георгий Напетваридзе (жизнь и творчество)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Георгий Напетваридзе (жизнь и творчество)"

штт .наук гргсгя

ИНСТИТУТ ГРУЗИНСКОЙ" ЛИТЕРАТУРЫ КЭШ S0ÏA РУСТАВЕЛИ

На правах рукописи

POSA 1Ш0БНА ДЕЩРИАНМ

георгий вшшрщз& ( Нгзнь и творчество

I0.0i.D2

АВТОРЕФЕРАТ „ диссертации на сопскениа ученоЛ степени навдвдата $ядалогвчесяах науа

'"бл-:гся - 1992

Работа выполнена в Институте грузинской литературы имени ¡Нота Руставели АН Груз п.

Научный руководитель - доктор филологических наук,

проф. НЙКОЛЕИШВИЗШ А.О.

Официальные оппоненты - доктор филологических наук,

проф. СИГУА С.й.

кавдвдат филологических наук . иргам» дк C.S.

Ведущая организации - Тбилисский государственный ледаго-, гичвскнй институт имени Сулхан-Саба Орбелиани.

Защита диссертации состоится " " ' IS92 г. в

" "часов на заседании Специализированного совета К 007.11.02 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук в Институте грузинской литературы им, Шота Руставели АН Грузии.

Ддрвс: 380008/Тбилиси, ул. Костава, 5.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института.

Автореферат разослан " " 1992 года.

Ученый секретарь Специализированного совета, кавдвдат филологических наук

^ М.Е.КАРБЕЛШШ

ОЩАЯ ХАРАКГЕРИСТШ РАБОТЙ

Актуальность темы. Творческое па следив безвременно погибшего на' полях второй мировой войны поэт з Георгия Напетваридзе оценивается в современной литературоведения довольно высоко. О его короткой Елзая и творчестве создано немало литературно-критической и' мемуарной литература. Авторы публикаций считаю-г Георгия Напетваридзе однам из лучших представителей литературного поколения 30-х годов. Они единодушно признает его особенный талант, утонченное поэтическое мышление и оригинальность кзло-

геняя. -

с?

Публикации "его произведений ноачт зпязодэтескйй характер. Аьтора не ставили перед с'обоЗ цела язучевзя худонественного наследия иолодого писателя. ' ° . ■.

Диссертация представляет Собой первую, попытку ионографичв-ского изучения литературного наследия Георгия Напетваридзе, выявления в его творчестве основных тенденций, беспристрастное определение места писателя среди литераторов 30-зс годов.'Актуальность темы определяет новый подход к литературным процессам данной эпохи, переоценка традиционных взглядов, что является результатом нашего освобождения от идеологических догм.

Научная новизна исследования. Основой дпссер^щш слугдт лрохраммное требоваше современного литературоведения - все •силы долгны бнгв аапрэвлеяы ва socTssssze аоалздгзг дсстихенай грузинских писателей, переоценке фальсгфацЕроэзанах лнтерзтур-л научнзх взглядов, обшяавнагу .ЕЗббрагеааэ духовшх ценностей.

Творчество Георгия Еапетварлдзе apoaaasnssposaED S диссер-

ташв в неразрывной связи е основными тенденциями грузинской литературы 30-х годов. В его художественных произведениях 01-четлаво выражена скорбь, црясуяэя этой столь сложной и полкой противоречий эпохе. Основательное изучение его творчества дает интересный материал для осшслэнля литературных процессов вышеназванной шаги» осознания истинной сути "укрощенных писателей" (А.Бакрадзе).

В посвященных творчеству Георгия Напзтварддзе статьях поэтическое мышление писателя в основном расценивается как идеологическое мировоззрение верной я сакоотверзенной личности за "светлые идеалы.социализма". В данной диссертации отмечен новый яодход к литературному наследив Георгия Напетваридзе, дана переоценка, высказываемый ранее соображениям, трагедия талантливого поколения в, эпоху господства политизированной вдеология рассматривается с нынешних позиций*

Научное изучение вопроса. Творчество Георгия Еапетварвдзз хривлекло вввдааие литературоведов, сразу же по опубликовании ;го первого сборвнка (1957 г.). С тех пор в республиканской пресса систематически печатались статьи, посвященные его яизви и творчеству, Их авторами,была Георгий Натрошвили, Гурам Кан-кава, Коба ймедашвила, Гквя Алхазшшали, Реваз Маргианп, Зяиз-бар Убшгава > Лада Сулаберздзе, Акакий Гецадзе, Эмзар Квитаилш-ли, Дэви Стурув, Авдро Тевзадзе, Василий Гветадзе, Доментий Ахобадзег Йота Куридзе, Лили Нуцубядзе, Василий Кикяадзе и др.

Много тешшх строк посвятил Г.Бапетваридзе Ника Агиашвнлг е своей книге "Остались вечно ггадозаш"..

Интересный этюд посвятил молодому поэту профессор Отар Георгадзе.

Творческое наследие Георгия Капетварадзе, как 2 творчество других безврецегшо ушедших писателей рассматривали в своих работах Д.ВьЕЕЕалв, АЛирианаявили, Г,Нерквиладзь, Э.Баратая, М-Алавидзе, Э.Гендзехадзе, В.Гургеаддзе и др.

Б этих работах в основном освещался иакоЗ-лябо один ас- . пект творчества Георгия Напетзаридзе. Чаще всего авторами бра-

и

лзсь аз рассмотрение произзеденяя на тему второй мировой еопнн, дневники и фронтовые ззыеткй писателя.

Нергду с эгика пубдикадаяия наше особенное внимание привлекла ранее неопубликованные клтериалы, не бывшие преУде объектом научного исследован;«, хранившиеся в Литературном музее ж. Георгия Яаояндзе, До.ме-муЗее ям. Галактиона Табядзе, Центрально м архиве литература И" искусства Грузал, а такзе в личных архивах современников аоэта (в особенности Айфиа Сикаури). Впервые им дан анализ в-данной диссертация.

"Цель диссертации. В диссертация мы ставали- перед собой задачу трактовать художественный замыоел Г.йзпетварлдзе с шюй точки зрения, отказаться от господствовавших в не столь далеко:.-прогмом догматизма эстетических критерии, "руководящих" положений т.н. марксистско-ленинских доктрин и идеологических принципов "социалистического реализма".

Нашей целью было основательное изучение тбо]. }ества Г.На-пзтваридзе на фоне общественно-политических: процессов 30-х годов, определение по мере возмонности места поэта среди деятелей литературы его поколения, подчеркнуть особенности, отли-чавлше его от остальных..

Публикацией архивных данных ш намереваемся создать оснс ву для издания академического сборника Г.Напетваргязй Откры-

тием и изученzsu неизвестных поезде произведений а вариантов уже общеизвестных cao зам воссоздать пооцзсс созерзенстзо-Еания молодого поэта.

?Летодической основой дяссезтзша послужуи зссзренля л эстетические суздеядя авдазэсщхся мастеров мировой я национальной лат ees тури, известные труде литературоведов, материалы,ст-ракзэщае общастзеняо-политическую обстановку 30-х годов, и ля-тзргтурао-кратические работа,"оосвядеаяыз разборка дропзэед«-шгй на талу о Второй иаровой soüae.

Теоретическое и практическое значение ллссестац;::;. Данная работа погложет учащимся, студентам внспзас учебннх заЕеде:^:,педагога;.',, всеа иатересуащгмся нацаональяой .игературо2 лацах оцевгть скромный вклад Георгия Капетзарядзе в истсопл ао£е:;и:ей грузинской литературы.

Апробация. Обсуждение длссертащпг состоялось 17 марта I9S2 г. на заседания отдела новеГяэй грузинской лл-гературы '1я-стятута грузинской литературы sv.. Ш.Руставели (рецензент, кандидат филологических наук Шага Агдадзе). Значительная часть труда опубликована в альманахах: "Критдка", Тангаадл", '¿гене*.

)йъем и стрткттоа диссертация. Труд состоит лз 161 xaaz-еооесаух страниц (не считая щилосаная). Структура его такова: вступление (с.1-5); глава первая - лдзненяк'г путь Георгия Вз-петзарццзе (с.5-31); глава вторая - Творчество Георгия Лалет-Еарадзе (поэзля, проза) Сс.31-132); глаза третья - Текстологические вопросы (с.132-169); заключение (с.165-172); Прллагаегоя тгнхе спесок используемой ллтерзтуры íc.I72-í£Ij; опублл&Ьаан-нке пронззедзная а личине письма Г.Напетаарлдэ8 соединяется с

диссертацией в Еиде прплояения (с. Г - ЬХХШГ).

КРАТКОЕ СЗДЕРЕАНИЕ КЮСЕРТАШ

Вступление. Во вступительной частг данного труда дана характеристика литературной атмосфере, з недрах которой сформи-тавалось творческое шслензе Георгия Нзпетваридзе. Лзобракены характерные для писателей 30-х годов нашего столетия основные тенденции, подчеркнуты язнрово-текатические и художественные особенности предвоенной литературы и те особенные нюансы, которые отличали Георгия Напетваридэе от представителей его поколения. Здесь яе-ввдатеяз актуальность текы, научная новизна и цель, ее методологическая основа, теоретическое и практическое значение.

Глава первая. В первой главе диссертации-* ошюаяа короткая казнь Георгия Напетваридзе. С помоцьш архнвннх и мемуарных материалов показана трагедия одного из типичных представителей литературного поколения Ы-х годов в эпоху "кровавых дождей".

Глава вторая. Во второй главе диссертации дан анализ творчеству Георгия Напетваридзе - стихам, балладам, поэмам, новеллам, дневникам, фронтовым заметкам в личным письмам.

При рассмотрении поэтических произведений Георгия Напетваридзе по мере возможности показаны достоинства а недостатки одного из типичных представителей: литературного поколения 30-х годов. "ОстаьлжЁся вечно молодым" поэт не успел творчески еоп-лотить ::арактерные для этой полной сложнейших катаклизмов эпохи тягостные проблеск. Его ейзнь. прервалась в возрасте 24 лет и он смог лишь частично проявить свои творческие зозмоззости.

Поэзия Г.Напетваридзе пропитана осноеньви тевдейдаяггв гру-

зинсках писателей 30-х годов, шододоЗ писатель заплатил значительную дань утвердившимся у советских писателей эдеологичос-eebj требованиям. 3 его поэзия слыпигся восхваление "счастливы:; дней", хвала "величайшим завоеваниям человечества", восхищение достижениями единственного в шре социалистического государства, гордость за граждан CEoet страны, что естественно определяет оатшистаяескн2 тон этих произведений. {"Прахолшт храсавцы-энс-ши", "Розденяе соловья", "Разговор с возлюбленной", "Виноградник", "Стихи без заглавия", ''Лутлние"). Лля изображения "удивительных достижений" "великой страны" автор часто обращался к проспоиу, Показывая кошарнуя картину минувшая дней, ок ставит перед собой, цель, отобразить преимущества счастливой зпзаи и "завоевания великой резолзсц^д" ("У депутата", "Муаанае", "Скульптор").

За свое счастливое детство, безоблачное небо Г.Напетваридзе благодарит "вовдя всех народов" и "иудре2аего учителя" -Иосифа Виссарионовича Сталина. в яосшпоенезс Дяугашвгиш стихах объект превозношения предстаетпобеждавшим тьму богатыре:.:, с именем которого связана яадеада на спасение человечества. Духом "эпохи гимнови пронизаны его стихи: "Боздь", "Табя окликает", "Зесяа", Песня", "Баллада о первоа комсомольце", "Сергея Кирову"^ др.

1 Поэзия Георгия Напетваридзе дает нагл представление о национальном самосознании молодели 30-х годов, В его творчестве чрезвычайно раппарано понятие родины, я она вклэчает в себя но только-Грузгэ,'а весь Советский Союз, террятораэ одной шестой земного sapa. Лют с одинаковой лвбовьэ относился как к гуроду Горгасгли» то;'я.з:22оскве' н Ленинграду, поэто.с граалуа osuse-

мой войны у него не ограничиваются Грузией.

В произведения:., отражающих униленио национального самосознания (Молодежный праздник", "Баллада", "Вече^ на Красной площади", "У Петергофских, фонтанов") мы должны видеть духовную трагедию Г.Напетваридзе а его сверстников и ни в ксем случае не объяснять ее как ошибочную мировоззренческую позицию одной

о

личности. В' лице Г.Напетваридзе перед читателем предстает типичный представитель раздвоенной молодежи 30-х годов, сознание которого пропитано идеологией столь глубоко, что дане лишило его желания выражать свое собственное, отличное от остальных мнение. Подобная девальвация сознания язляется результатом злополучной эпохи и спрашивать за это надо не с Г.Напетваридзе, а о системы, возложившей на искусство обязанность служения "интернациональным идеям". , ■;,"'..

Художеств енный уровень■политизированных произведений убеждает нас, что Г.Напетварвдзе не удалось в совершенстве проявить звоих поэтических возможностей.

У Г.Напетварщзе тлеется свой собственный поэтический мир, з котором он чувствует себя легко и свободно. Творческие возможности, талант молодого поэта наши выражение в его лирических стихах. В произведениях, полных предчувствия црпйжжвая' эторой мировой войны, отчетливо виден нежный лириал и острая -¿зкда жизни ("Ожидание цветения почек", "Шли", "Другие не волновались", "Ночь на берегу коря"). В его стихах выражены гувства сотен молодых людей, в грустной лирике слыпзка общечело-ге^'скзя тсскэ, горе прогрессивно мыслящих лэдей, поэтому она Злизка и попятпа для читателе:" любой эпохи.

Читателю произведений Г.Напетваридзе бросается-з 'глаза

острое предчувствие прибяикенвд войны, болезненное осмысление неминуемой опасности и реальная оцзнка шсаггабов предстоящего испытания. В его поэтическом творчестве отчетливо видно скрыто волнение, недоброе предчувствие крози, слез и кошмаров.

Тревояное дыхание эпохи особенно явственно в его стихах о любви. Наполняющая их печаль восприняла ется как вселенское крушение надедд, как художественное преломление скорбного прэд чувствия несбыточности мечтаний.

Точное соответствие художественной формы эмоциональному , настрою произведения особенно очевидно в лирических стихах поэта, созданных, накануне Второй мировой бойни. Каздое выведенно С'1 слово четко определяет интонацию стихотворения, его общий строй. Трепетное ожидание решавшего душевного испытания,встреча с долгожданной возлюбленной в стихах Т.Напетваридзе выражены ненавязчивыми, но красноречивши штрихами. Сравнение ли, найденным ли единственно точным эпитетом автору удается перелистать вновь личностную страаицу извечных горестей человечества. ("Ночь на берегу моря", "Йокореяенный дуб", "На побере-£ье").

. Творческие возможности Г.Еапегварддзе проявились наиболее полноценно в его лирических стихах. Они привлекай? внимание кристальной чистотой и возвышенностью чувств. Необычайный эмоциональный накал Г.Напетварвдзе выражается с легкостью и простотой, многообразием интонаций, гармоничны:,1 сочетанием гекзаметра ж переменно-тонического ритма. ("Подарок ЦД.", "Балладе о любви" "Улетевшая куропатка" ).

В лирических произведениях Г.Баяетварадзе исключительно редко-сшсд приносится в кертву форце и ри£?ле. Художественная

денность его стихов подчинена раскрытию идейных замыслов. Ос-ювшлл достоинством лирики молодого поэта является преломление з ясную поэтическую форму многообразия я сложности эшцяональ-зого мира.

Скромное литературное наследие Г.Напетварздзе дает возможность наблюдать результата поэтического поиска, видеть плода долгих размышлений. С этой точки зрения особенный интерес представляет цикл стихов о природе. Всякие изменения б природе, мелкие и незначительные для обычного человека, становятся неиссякаемым источником поэзии Г.Напетварддзе. Рукой истинного мастера создает он впечатляющие картины природы. Обычные повседневные явления, тысячу раз виденные п на первый взгляд незначительные детали превращаются благодаря его метафорическому мышлению в эталон искусства. ("Предводитель", слипал в Да-рьяле голос", "Снежной ночью", "Текло медленно время", "Старик и зима", "Сюда приходит и уставший охотник", "Дождь...")."

Поэзия Г.Непетваридзе отличается разнообразней художественных образов, красочностью эпитетов, кетафор, колоритным, сочнны язы ом.

Говоря о художественных особенностях поэзии Г.Напетварздзе, необходимо подчеркивать его особенную близость к образцам устного народного творчества. Его произведения гармонично переплетаются с отдельными стихами язвесгЗнг фольклорных произведений ш ах пересоразом, а также фразеологией и лексикой устного народного творчества (Кешкам*» "Так воспевал пастуд Триалети", "Возвращение", "Две весны").

Поэма "Две весны" повествует о строительстве колхозов, пр::2лети.- вяпглние правдивым отображением 'драигтлческих собы-

тий на этапе ломки вековых традиций. Молодой поэт -сумел на ' нескольких страницах Еоссоздать худовественнуш летопись эпохи, изобразить реальную картину действительности, полную горечи и удивления. В трагических интонациях, которыми пронизана поэла, чувствуется тревожное дыхание и напряхенное биение пульса того времени, полного жестокости и вседозволенности. Справедливо замечено, что "то, что сумел сделать Г.Напетварядзе в поэме "Две весны", можно считать смелым, честным поступком" (А.Ппрц-халава)." ■

Автор выбирает в поэме беспристрастный тон а сохраняет объективность вплоть до последней строчки. Внешне он нигде ле проявляет своей позиции, изображая реалии, связанные с утверждением нового быта, скупо, лаконично, е порой и схематично.

■ Перед автором стояла .задача противопоставить друг другу две весны - 1921 года и 1330 .'.Желание поэта'увидеть "озареннуэ ярким солнцем счастья" деревню посла проведения коллективизации осталось неосуществленным. Его' способность реального видения казни способствовала, объективному изображению действительности и пустой декларацией остались тораественнае слова, ело-кенше им в уста деревенских , нителей после учредительного собрания. Почти непроизвольно проявился общий настрой подтекста поэ&зыЛ душевное состояние,рядозого грузина выражено в большей степени, чей в лимитированных идеологаш худогественннх летописях 30-х годов. Произведение было задумано как .шиастрацая прогрессивного значения грандиозного политического акта - коллективизация, но перо поэта-, очевидца слез, крови и горя, невольно отобразило развераувшузэся.драху как, соЕершзнвнй грех, ■ . не прлунраэая, запечатлело'перипетии этих горьких лет я <^екти-

■чески осталось а "категории непечатавпгскся. Поэма не соответствовала обшм требованиям. Поэтоглу яе случайно поэт не пытался опубликовать ее.

Проза Георгия Надетваридзе не отличается тематическим разнообразием. В его новеллах (всего их II, 5 из которых незакон-чены) фигурирует единственная проблема, проблема ейёны, жизни а смерти, но это обстоятельство нисколько не уменьшает к ним ийтереса, поскольку в этом "малом" показана суть больной трагедии писателя. '

К художественной прозе относятся также фронтовые заметки Г.Напетваридзе. В них отчетливо выделяется своеобразная манера повествования н оригинальный стиль. Фронтовыми заметками автор ' создал прекрасные эскизы, очертил интересные контуры, изобразил незабываемые типажи, одним словом, был готов к созданию богатых эпических полотен, но ушел из яизяи в начале творческого пути, ае успев осуществить задуманного.

Фронтовые заметка не предназначались к публикации. Автор собирался использовать их в дальнейшем как материал для создания будущих произведений. "В них нельзя искать великие ансля л художественные образы, а для меня в них имеет значение каздое слово", - писал он, надеясь, что настанет время написания произведений, б которых с избытком будет "запах порога и лекарств". К созаленпв, этой мечте не суждено бОю сбыться, но дошедшее до нас дает нам основание говорить о Г.Яапетварндзе как о тзлант-лдгом, имеющим свой голос писателе.

Разумеется, для публикации не предназначалась личные письма. Стазшэ трагическими листами история, она объединились з художественную прозу Г.Яапетварвдзэ и стали "ее органичной частью.

Следовательно, новеллы, эскизы, зарисовка, фронтовые дневники е личные письма Г.Иапетваридзе ш должны рассматривать как единое целое, которые объединяет общий характер и направление.

Каждая строка прозы Г.Напетваридзе, кавдая его фраза пронизаны протестом против убиЗстиа лидеЕ, кровопролития п вседозволенности. Его творчество, в которой зыракекы вожделенные ке-лания прогрессивно маслящего человечества, является обвинительным доцентом милитаризму. Б заметках, вобравших в себя огро:;.~ нузо человеческую боль, передана трагедия гравдан мира, поэтому значение их нельзя измерять временными категориями.

Б пронтоЕых дневниках Г.Напетваридзе пульс того тянелого времени изображен в коротких, отрывистых фразах. Автор сознательно выбирает сухой тон, чтобы как мокно точнее отобразить еизнь изнуренных, окаменевших от горя людей. Еакуцаяся беззаботность, внешняя безропотность, которое бросается в глаза в фронтовых замеисагс, выракаюг состояние одеревенения, охватывающее человека вследствие тотального обесценивания человеческой ш-нп. Писатель подчеркивает бессмысленность положения/ благодаря которому безвременная, ничем не оправданная смерть становится

нортаЕ епзне. Это ток очевидца невиданной кестокости, ставшего о

свидетелем странной действительности, не успевшего даже осо-< ' „ ■

знать до конца происходящее. Отказавшись от патетики, писатель яесрлнузденяо создает минорный настрой, характерную для эпохи атмосферу печали и плача»

Г.Налетваридзе сознательно отказывается в фронтовых заметках от художественного ошамента. Ничего не приукрашивая, со-

о

зкатедьао уироцзя фразы, он прекрасно передает душевные переживания рядового человека.

- lo -

Писателя но привлекают сложные сюжеты, обойные географические пространства, неожиданные лирячесхие отступления. Затянутые рассуздения такхе не.его стихия. 3 небольших произведениях трудно найти линше штрихи и детали, незначительные эпизоды. Бешеное дыхание войны не дает ему возможности использовать эпизоды и сложный подтекст, события развиваются просто, без зигзагов и несмотря на то, что трагический конец предсказан в самом начале, читатель, не переводя духа, знакомятся с ними, поскольку видит в них художественное отражение самой тотальной, самсп разрушительной войны за есэ историю человечества.

Психологическоь глубиной, трагическим настроем, больпиы дрзкатизыом, искренностью переживаний отличаются новеллы: "Отец", "Письмо", "Любовь", "Мой брат", '?19^ые дна".

Верность классическим традициям, художественная правдз-вость, близость к устнсму народному творчеству, гизой грузйа-ский язык, оригиналы.^ стиль, благоуханная лексика, метафорическая речь, способность проникнуть з душу персонажа, лаконичные диалоги и своевременно использованные диалектизма, что является основным достоинством художественной прозы молодого писателя, дает нам право предоставить Г.Яапзтваридзе скромное место рядом с представителями литературного -околеная 30-х годов 20-го столетия.

Глава третья. 3 третьей главе работы рассмотрены тексто-дог."ческяе вопросы. '

Художественному наследию Г.Еапетварздзе дава достаточно высокая опенка. Его произведения в течение тридцати лет издавались шесть раз, что говорит о большой лвбва д .оаьгашл: к его

творчеству.

При жизни Г.Еапетваридзе успел опубликовать всего несколько стихотворений. Ответственность за издание его творений.несли, разумеется, издатели. Можно с уверенностью сказать, что редакторы двух первых сборников (А.Тевзадзе, Д.Птуруа) добросовестно отнеслись к этому сложному делу и дали читателю довольно полное аредставление о безвременно погибшем поэте. В последующих изданиях довольно отчетливо проявилась одна заслуживающая внимания тенденция: текстологическое редактирование произведений Г.Капетварвдзе считается завершены™, а объем сборника -окончательно определенным. Это легко можно заметить даже при поверхностном просмотре его -сборников. Б первую книгу вошти ст;ш! и дее поэмы, ео вторую - остальные стихи, баллады, новеллы, дневники и фронтовые заметки, в третью - материалы, опубликованные е первых двух сборниках,'-а четвертое, пятое и шестое издание почти полностью повторяет третье. Таким образом, отмеченная тенденция,проявилась уже в четвертом издании. В двух последних она уже сформировалась окончательно и стала законной.

Несомненно, что произведения писателя, который не создаст ничего нового и не внесет корректив в уже готовые к изданию материалы, должны публиковаться особенно осторожно и ответственно. Редакторы изданных до сегодняшнего дня книг приложили немало сил для спасения небольшого наследия безвременно погибшего поэта, но все-таки имеется возможность (и необходимость) глубже заглянуть в духовный мир поэта, избавиться от некоторых ляпсусов, сравнительно точно восстановить хронологические рамки и болзе подробно-познакомиться с некоторыми биографическими моментами.

Первое издание произведений Георгия лапетзарпдзз, зстзот-венг.о, било связано с определенными трудностями. Нелегко было расшифровывать рукописи, можно предположить, что а материалы подбирались несколько послепяо. Но го, что простительно издателя:! первого сборника, не простительно Есследуяозм. Настало время, чтобы читатель подучил творчество Г.иапетваридзе без всяческих пробелов, получил в таком виде, как того бы хотел сам писатель. Е противном случае создается впечатление, будто новое издание осуществляется потоку, чтобы книга не стала библиографической редкостьл. Что касается точности текста, то здесь т должны полностью положиться на редакторов первого сборника.

Работз над изданием более совершенного сборника Г.Мапет-варидзз позволяет включить в него как стиха, опубликованные ирг: яизаи пззта, так и результаты добросовестного изучения материалов, хранящихся в Доме-музее хм. Г.Табэдзе и в Литературно:.: музее Грузии им. Г.Леонидзе, наряду с автографами, сохранившаяся в личных архивах современников. На основе сопоставления различных вариантов становится очевидно, что творчество Г.Надетчарздзе требует текстологической обработка, субдзлзпи:: безосновательно незааечешшх ранее произведений» Згг будет образно:! отдаче* долга перед светлой оадягя» ¿«ервмедвс псглб-зего поэта.

Насколько опубликованных при з»-зз Г.Нзлгтзардгзе произв.— дений правда зоила в сборняг это стихов, ,яс осгР&згсь ;>аа зе печатный текст, а на рукопись СМнрзческсе вояишиаяе". "Ткп-лада о первом комсомольце", "^уавале*, "Он здесь закоачвл своп путь", "Цыгане", "Я ачызгл з Дэрьдле голос", "Так воспснал пзо-тух Тр:*.алетз", "Разггзор с лзбимо2"). С:;ееы нздеятьсй, что

автор предлагал редакции окончательный, о его точке эреидя лтхеиЗ вариант, поэтов считаем, что 1 пэаледуиаз?: издания?: целесообразно суашавать именно зтя варганта.

Иногда проявляема; веЗреккость йле недойроссьеогдосгь в выборе заголовка того еле иного произведения. Б обоих случаях етс получается во вред с:г::лтзорендю. Неточность в Енборе заголовка особенно чувствуется в стихотворения?;: "Подобно Лер-:.:оятсеу", "Беседа с портретом Маяковского", "Покорегеннк!

Х"б "

Основываясь на архивные данные, ик шеек возможность внести ъ некоторые произведения Г.НапетЕарпдзе кое-какие поправ-т:а. До нас доели рукописи, давшие опубликованным произЕеденг-л/. совершенно гной облик. Б стихотворениях: "3" Петербургских «штанов" (авторств: заголовок "Фонтом в море"), "Наводнение", "Картина", "Элерть .чузкканта" сокращены строки, вне которых осноьнак кнель оказывается туманной ллл же соесем непонятной. Б о избежание вашеааззгнных пробелов, считаем необходимым восстановить опущенные когдё-то строка.

Изучение рукописей Г.Запегвзрвдэе дает нг.:.: ясное представление с творческом.процессе поэта-на слоЕнейпгем пути работы над словом. Биографы повествуют, с какой ответственностью относился Г.Непетзаридзе к поэтическому слову, сколько времени он уделял поиску и совершенствовании фразы, как старательно сскал лучшую форму выражения своей масли. Обидно, что е его поэтических сборниках встречается немало неточяостеЕ. С похоаыз автографов имеется еозмоеность корректировка некоторых неоправданны:;, курьезна:-коменгоз ("Ночь с соловьем", "„'..-ллатарн", "Зос-точкые частушки", "Праздник молодости").

- ¿а -

Сохранены варианты некоторых стпхстворений Сдолдь", "Зал-лздэ о ллбза", "Снежней ночьзз") не менее соверЕэнных, чем уде опубликованные. ¿злателзяо, чтобы читатель лмел возможность ознакомиться с варкангаш некоторых произведена* з с аеспубда-зоззншсдд прелде стихами.

Порол два разных стихотворения ("Старик я зима" л "Л снег залит л залит...") объединены под одним заголовком, а бывает, ааобссот, едко стззотзараалв ("Агзкдй л Ваяа"} пздзлено надвое, что,о назэй тачал зрения, несбхэажо аспразитз арл аоследуздах лзкзяиях. Дододнгяиз л уточнения требуй: дневника, а дачные письма Г.Лааатзарпдзе хронологического порядка.

Варианты и другие неизвестные материала прилагаются в дзе-езртзддд в зада приложения.

Заключение. 3 заключении дпесертапаояной работы подведены итога научного исследования.

Езззремезно узздаай из жизни во з рем Згорсй мировой зс„-нн поэт Георгии Напэтварадэе является одним из талантливых представителей литературного поколения 30-х годов XX столэтхт. 3 его творчестве сдутимо проявились оснозныз текаеахап грузинских писателей атмечзаноЗ опоха.

Творчеству Георгия .-Гзпетзаридз а погэ-'-аено какало лдт^ра-турно-кратических статей, но они носят в основном эпизодический характер д не охватызают аслносп-з скре.'ззе худгзззтзеаяэе наследие молодого писателя. Зокз» этого, творчество поэта ра:-изаизаегся з них с точка зрения господствоваздих ранее у нас.-, крптзриез, ограничено сэакаднстлчаскнмя стерзотаааая, ^гто зос-прлнамазтея в эпоху тотальной переодэнка сзааостзй за* анахронизм.

Новое прочтение творчества Г.Еедбтвадазе псшдало даоке-ство разжчягд: ракурсов его худпзазствечных замыслов. Как показал анализ его произведений, определенно а место ь них заншает пенеггричеейсй соток; лейтмотиве:.; многих стихотворений является превозаозенге соцяаллсгической родила; бросается в глаза судь-х произведена:, посвященных вовдяк; заметна тенденция расширен;:!: границ родник, сравнения понятие национального" с совет- ■ скшл, что представляется нам свидетельством духовной трагедии всего его поколения.

Пристальный взгляд на художественауэ сторону его политизированных произведений убсвдзет, что. Г.Ненетваридзе не смог выразить С20ИХ творческих возмоййостеЗ в полной мере. Зазетая ь идеологические рамки-теиатях^, естественно, определила их невысоких художественную ценность.

Анализ поэзии Г.Напегверидзе показал, что истинный талант автора проявился в его лирических стихах.

Е своих произведениях он создает образцы поэтического мышления на тему любви; отличается оригинальностью стихи с описанием разных яейзаней; огромным человеческим горем привлекают внимание поэтические циклы на тему жизни к смерти, войны и ¡.ара.

Творческой победы Г.Напетварадзе достигает используя воз-г.оенэсте поэтического самовыражения. Экспрессивность фразы, своевременное использование поэтической градация, елитерадпоя-HCii. речь, метафорическое мышление, ритмично-интонационное разнообразие дает поэту возможность создания не одного интересного обр&аца грузгаекоИ лирики. Оригинальное авучааие.его стихам ^.•кдьет примечательная для устного народного творчества тональ-

яость и умелое варьирование фольклорными эталонами.

Особенное внимание обращает на себя поэма "Две веснн". 3 ней без всяческого приукрашивания изображены характерные для грузинской действительности 30-х годов нашего столетия реалии, рукой мастера Отображена напряженная борьба, происходящая в сознании трудового человека на роковом этапе борьбы за коллективизации.

В поэме автор подсознательно проявляет свое негативное отношение к этому кровавому политическому акту, открывая читателям правдаую картину тех горьких лет, благодаря чему остается за дозволенными раыкаг«ш господствующей идеологии.

Напряженное дыхание война слыпно в прозаических, произведениях Г.Надетваридзе (не считая новелл, к :судожестзенноа прозе мы отнесли также дневники и личные писыла писателя). Созданные на передовой произведения пронизаны лротестоа против убийства ладей, кровопролития и вседозволенности. В них отображена вечная боль человечества, поэтому значение их нельзя измерять временными категориями.

Достоинство прозы Г.Напетзградзе определяет правдивость казни, большая способность психологического воздействия, искренность и убедительность. Живая речь, близость к устного? народному творчеству, богатая лексика, гибкие диалоги являются основными ценностями, дающими нам право предоставить безвременно погибшему во время Второй мировой войны писатели свое скромное место среди литераторов 30-х годов»

Тщательный анализ архивных, уд те риалов дзет наа осаозазяв арийга к знаоду, что текстологическая анализ лзюзетеяпд Г.Иапетварддзе долгеа быть продолжен. Как видво из дннаой ¡а-

боты, составители и редакторы всех изданных шести сборндкоЕ в :.-.котосьп: случа?зх опирались на рукописи, в то время как существуют варианты уае опубликованных при еизни позта произведена,:, что с напей точки зр^;пя совершенно неоправданно; иногда проявлена небреаность е выборе заголовка; встречаются безосновательно сокращения, разные стихи помещены под одним заголов-:-0'л, или же наоборот, одно стихотворение разделено на два отдельных. С помошьа рукописей ыовао разъяснить некоторые туман-:.мс или непонятные мысли.

Было бы желательно познакомить читателей с вариантами отдельных произведений и с некоторыми неопубликованными ранее стихотворениями. .

Требуют дополнения дневники, хронологического порядка личные письма.

Основная часть диссертационной'генн опубликована в авторских работах:

1. "Спасите мои душу..." //."Критика", 1980, В .4, с.79-93

2. "0 погибших на войне парнях и других..." // "Гантиада"

1922, й 1-2, с.80-92. '.

3. 'Торькие уроки синдрома раздвоенности // "Критика", • 1922, ::.4, с.20-37.