автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему: Героическая тема в режиссерских исканиях украинского советского драматического театра
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Данчук, Леонид Иванович
Введение 2-II
Героические традиции украинского советского театра и их развитие в режиссерском искусстве 12
Поиски современной украинской рекиссуры и проблемы обогащения художественной образности героических спектаклей 87
Заключение научной работыдиссертация на тему "Героическая тема в режиссерских исканиях украинского советского драматического театра"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
I. Героическая тема способствовала формированию идейно-эстетических принципов украинской и всей многонациональной советской режиссуры, утверждению ее мастеров на позициях социалистического реализма, развитию прогрессивной традиции и активизации новаторских поисков.
В создании спектаклей на героическую тему отразился сложный процесс становления украинского советского режиссерского искусства, многообразие сценических /стилевых, жанровых/ исканий режиссуры, утверждение ее мастеров на единых идейно-эстетических позициях, процесс постепенной идейной консолидации различных по направлениям режиссерских сил. работа над героической темой способствовала расширению режиссерских исканий, обновлению и обогащению режиссерской палитры украинского театра, интенсивному взаимодействию украинского театра с театральными культурами братских народов.
В героических спектаклях раскрылись различные направления движения украинской режиссуры и прежде всего наиболее четко представленные - психологическое и романтическое, которые сложно и многообразно взаимодействовали, взаимообогащались. По-разному проявились в этом процессе романтическая и эмоционально-музыкальная природа украинского театра, шел процесс утверждения качественно новых принципов исторически-конкретного, правдивого изображения героической действительности в ее революционном развитии.
В масштабных режиссерских работах нашли убедительное воплощение массовый героизм советского народа, героизм отдельных выдающихся личностей,героизм подвиг®, самоотверженного порыва и . повседневный, будничный героизм. Различные грани самой героической действительности определили многообразие сценических решений героической темы, дали возможность проявиться индивидуальностям, почеркам и постановочным манерам разных режиссеров.
Героизм будничной работы у художников психологически-бытового направления /С.Данченко, К.Пивоваров, А.Литвинчук, М.Курин-ной, Б.Мешкис и др./ тесно соединился с героизмом порыва - у режиссеров романтического направления - /В.Грипич, Г.Кононенко, В.Опанасенко, А.Литко, П.Морозенко/, тоесть одно направление обогащалось другим и в этом художественном взаимовлиянии есть успех театра.
Героический спектакль сегодня на украинской сцене - это искусство синтеза, где явно обозначилась тенденция психологического изображения сббыгйй и их рассмотрение ведется углубленно, с тонким проникновением в характеры героев.
Театр всегда синтетичен, но искусства, участвующие в нем, обычно заметны в той мене, в какой они развиты в жизни. Теперь родственные искусства свободно проникают в ткань драматического спектакля и не только формируют его стилистику, орнаментируют, а и дополняют и обогащают. Между искусствами есть живые посредники, через которые легче идет взаимодействие, контакт. Первый из них - актер, основная сила театра. Другой живой посредник -зритель.
Режиссер своей деятельностью объединяет мысль, чувства, энергию актера и зрителя. Сфера деятельности режиссера не исчерпывается работой с актером, художником, композитором, а лишь начинается с этого. Сложная взаимосвязь компонентов, выяснение взаимоотношений персонажей спектакля - вот стихия режиссерского искусства. И формируется эта взаимосвязь и взаимоотношения в режиссерских мизансценах. "Если актерская игра - это мелодия, говорил Мейерхольд, - то мизансцена - это гармония"*.
Как утверждает М.Строева:
Синтез предполагает гармоническое сосуществование актера и режиссера. Эта идея перспективна потому, что опирается на реальное соотношение человека и окружающей его среды. В современном мире это соотношение все более усложняется: человек изменяется под давлением обстоятельств, но сами обстоятельства еще более мобильно, решительно, подчас неузнаваемо преобразуются. Нужен режиссерский глаз, способный охватить картину целого, всеобщего состояния мира и выразить ее через многие частные слагаемые, в том числе и прежде всего - через душу актера.
Идея синтеза не есть вершина треугольника, останавливающая всякое движение. Напротив, сегодня она наиболее оптимально разрешает противоречия как "бытового", так и "условного" театра. Но думается, что развитие режиссерских форм не может прекратиться, как не может остановиться развитие человеческого мышления, идущего по триаде: от конкретного - к абстрактному -ради конкретного^.
С этим нельзя не согласиться.
Сегодня главной творческой заботой режиссуры как психологически-бытового так и романтического направлений становится поиск форм и средств выразительности, которые могли бы языком сцены глубоко раскрыть в героическом спектакле содержание произведения автора, то есть не проиллюстрировать авторскую идею, а заново ее утвердить средствами сценического искусства. Утвердить образно, театрально.
1 Гладков А. Мейерхольд говорит, - "Новый мир", 1961, 8,с.232.
2 Строева М. Смена режиссерских форм. - В кн.: Театральные страницы. М., 1979, с.124.
Современная режиссура в создании героического спектакля на украинской сцене своеобразно синтезирует весь опыт и различные тенденции развития советского театра и прежде всего: гражданскую страстность с ее бьющей через край зрелищностью, плакатностью революционного театра /20-х годов/, устремленности в психологию, вглубь, со сосредоточенностью на человеке, с ориентацией на крупные фигуры актеров, характерные для исканий /30-х, 40-х годов/, доверие к простой, неприкрашенной, не театрализованной жизни, свойственные достижениям /50-х годов/, интерес к поэтической метафоре ассоциативности восприятия, развитие тематических и пластических лейтмотивов видны в спектаклях /60-х годов/.
Режиссура 70-х годов продолжает разрабатывать комплексное изучение человека: отношение героя к делу, каков герой не только в личной жизни, в системе мировоздания, в "диалектике души", но в деле - повседневной и коренной сфере своего существования?
От первых живых картин и зарисовок, воспроизводящих подвиг героя, к многогранному изображению человека на войне и производстве, от показа героизма, героического поступка к его глубокому философскому осмыслению, к выявлению его социально-нравственных истоков. Режиссеров больше всего интересует сложный процесс развития характера, диалектика взаимодействия коллектива и отдельного героя. И вот что интересно: как бы ни решалась эта тема, каковы бы ни были по жанру героические спектакли -камерные или масштабные, дискуссии или репортажи, - в центр каждого из них, подавляя и оттесняя все, вырывается новый человеческий характер, особенный, как он сформирован и новым делом, и новым отношением к делу.
Б спектаклях утверждается теш героического подвига. При всем жанровом и тематическом разнообразии и своеобразии сценических интерпретаций их объединяет единая идейно-гражданская страстность режиссеров. В созданных сценических героях необычайно полно и щедро раскрываются истоки нравственного богатства, глубокой идейной убежденности и силы советского человека.
Такими предстают перед зрителями: капитан Сафонов /В.Маляр/ из спектакля "Русские люди" - харьковский театр им.Т.Шевченко в постановке А.Литко, Лаврин Запорожец /П.Загребельный/ в спектакле "Незабываемое" - тернопольский театр им.Т.Шевченко, режиссура Я.Геляса, старшина Басков /В.Карась/ из спектакля "А зори здесь тихие." - Хмельницкий театр им.Г.Петровского, в постановке М.Куринного, лейтенант Черныш /А.Хостикоев/ в постановке "Знаменосцы" - львовский театр им.М.Заньковецкой, режиссер С.Данченко и др.
Воспроизводя самые различные сферы жизни страны, режиссеры утверждают неразрывность связей сценических героев с поколениями предшественников, создают величественную панораму героической жизни советских людей.
Изображение личной судьбы, в которой выражена судьба народная, - вот к чему стремятся постановщики. Продолжается процесс органического соединения и взаимообогащения обновленных традиций романтического и психолого-аналитического направлений в режиссуре героического спектакля.
Ярко выраженная театральная форма, которую обычно противопоставляли бытовым и психологическим принципам игры, стала средством более рельефного выражения содержания образа, более точной передачи стилевых и жанровых его особенностей. В результате творческого восприятия и переработки богатых, художественных градаций романтического и психологического направлений, в режиссуре героических спектаклей театральные решения получили подлинно психологическое наполнение, а психолого-аналитические спектакли приобрели ярко театральную форму, поэтические средства сценической выразительности.
Постановки о ратном и трудовом подвиге советского человека на украинской советской сцене проникнуты оптимизмом и жизнеутверждающими коммунистическими идеями, играют большую идейно-воспитательную роль. Они воспитывают активного, мужественного человека, пробуждают, по выражению М.Горького, в людях "дух героизма", вносят значительный вклад в решение одной из важнейших задач партии - утверждения в сознании трудящихся, прежде всего молодого поколения, идей советского патриотизма и социалистического интернационализма, - "учат любви к Родине, стойкости в испытаниях"^", - отмечалось в Отчете Центрального Комитета КПСС ХХУ1 съезду КПСС.
Ярко раскрывая высокую и благородную правду жизни, героику и романтику революционной борьбы советского народа за новое общество, героический спектакль воспитывает чувство активной любви к своей великой Родине, стремление к подвигу, увлекает вдохновляющим примером старших поколений, порождает плодотворную жажду наследования трудовых и ратных традиций.
Газета "Правда" за 12 апреля 1978 г. в передовой статье "Служение высшей цели" писала: "Трудно переоценить значение вдохновенной работы мастеров литературы и искусства по увековечению подвига "человека с ружьем" - советского воина, который отстоял дело революции, победил в жесточайшей схватке с фашистскими захватчиками, принес мир и свободу народам. Художествен
I Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1982, с.62. ный анализ мотивов, духовных истоков патриотических деяний людей, ставших хозяевами своей судьбы, готовых пожертвовать собой во имя светлого будущего - одно из завоеваний социалистического реализма. Советская литература и искусство не только выдвигают на первый план главного героя жизни - труженика и борца, гуманиста и коллективиста, но и раскрывают героизм как явление массовое"*.
Современные режиссерские искания в области интерпретации героической темы отражают напряженное стремление художников сцены открыть новое в жизни, охватить все ее стороны, отразить ее революционный пафос, борьбу идей, образ героического народа. Режиссеры не только фиксируют сам факт побед социализма. Они выявляют истоки героизма в сознании советского человека, показывают его идейно-нравственное богатство.
О о о
В современной украинской советской режиссуре творческие искания получили разнообразные проявления. Лучшие режиссерские работы последних лет подтвердили, что подлинное многообразие стилей и форм, богатство почерков, обилие художественных направлений и школ возможно только на почве единого творческого метода советского искусства, метода социалистического реализма. Самой практикой сегодняшнего советского театра подтверждаются слова В.И.Ленина о том, что искусство социалистического реализма требует от художника активного вторжения в современную жизнь, воплощения современных тем, что "в этом деле безусловно необходимо обеспечение большего простора личной инициативы индивидуальным склонностям, простора мысли и фантазии, форме и соде ржанию"
1 Правда. 1978, 12 апр.
2 Ленин В.И. О литературе и искусстве. I960, с.96.
Обращаясь к героической теме, украинские режиссеры создают на сцене страницы истории синтезируя традиции - К.Станиславского, В.Немировича-Данченко, Е.Вахтангова, К.Марджанова, С.Ахметели, Э.Мейерхольда, А.Попова, Ю.Завадского, Г.Юры, Л.Курбаса, Г.Товстоногова, В.Василько, Б.Тягно и др. Современному героическому спектаклю свойственна социальная острота и глубокий историзм, убедительность психологического анализа и романтическая возвышенность.
Героическое время, которое находит отображение на сцене, выдвигает свои условия и требования к изображению фактов, событий, раскрытия образов. И следует отметить заслугу современной украинской режиссуры, ее верности традициям советской режиссерской классики. Взгляды режиссеров всегда направлены на главные закономерности времени. С позиций осознанного историзма они раскрывают основной конфликт эпохи через индивидуальные черты героя-борца, биография которого слита с биографией страны. В режиссуре четко звучит гема героического: героизм в бою, в труде - норма поведения советского человека, отличающегося самоотдачей, стремлением посвятить себя до конца общему делу, защищать социалистическую Родину, быть в постоянной готовности исполнить свой интернациональный долг перед всем человечеством.
Высокая идейная направленность, партийность, изображение народа как главной движущей силы истории, раскрытие единства личного и общего, проникновение в глубины человеческих чувств -эти черты унаследованы современной режиссурой от режиссуры предшественников и являются прочной основой современных творческих успехов, органичного идейно-эстетического единства многонационального советского искусства, дальнейшего сближения и взаимообогащения искусства театра братских народов СССР.
Советский театр - театр многонациональный и его развитие сегодня идет по пути взаимообогащения культур разных национальностей. В воплощении героической темы мы видим общие черты, процессы, новаторские устремления таких режиссеров как В.Пансо и К.йрд из Эстонии, А.Аджемян - из Армении, Р.Стуруа и Т.Чхеидзе -из Грузии, В.Раевский из Белоруссии, Б.Голубовский, В.Фокин и В.Портнов - из РСФСР, в их спектаклях видна преемственность и очевидна самостоятельность.
Однако богатство и разнообразие творческих индивидуальностей советских режиссеров, создание ими сценических произведений разных стилей и жанров основываются на единой гражданской идее, которой вдохновлен весь советский народ - идее построения коммунистического общества.
Будущие успехи на пути развития советской режиссуры, дальнейший подьем искусства советского театра основываются на богатстве героического в жизни, на достижениях социального, экономического и культурного прогресса, темпы которого в нашей стране убыстряются с каждым днем, приближающим светлое будущее коммунистического завтра.
Список научной литературыДанчук, Леонид Иванович, диссертация по теме "Театральное искусство"
1. Абалкин Н. Кругозор драматурга. М., 1957.
2. Абалкин Н. у>акел Охлопкова. М., 1972.
3. Абалкин Н. Художник и революция. Творчество Вл.И.Немировича
4. Данченко в советские годы. М., 1962.
5. Академический ордена Трудового Красного Знамени театр имени
6. Моссовета (1923-1973). М., 1973.
7. Акимов Н. Не только о театре. М.-Л., 1966.
8. Акторська майстерн1сть коритеib. К., 1973.
9. Александров Н. О профиле советского актера. М., 1934.
10. Алперс Б. Театр социальной маски. М.-Л., 1931.
11. Анастасьев А. На 45 языках. М., 1972.
12. Анастасьев А. Советский театр сегодня. М., 1965.
13. Андреева С. Исследование героической драматургии. М., 1958,1. В 8, сс.201-202.
14. Андрианов А. Героику в театр. Советская культура. 1970,2 июня.- Ш
15. Апостолов С. Героическая тема в современном актерском искусстве. -В сб.: Партийность, время, художник. М., 1965, сс.162-203.
16. Айзенштадт В. В преддверии военной грозы. Театр, ы 2, сс.32-40
17. Барабан Л. Змушпння молодого сучасника. В сб.: Театральнаякультура, вып.и, К., 1969, сс.67-78.
18. Барабаш 10. Героика: традиции, поиски, споры. Иностранная литература. М., 1971, 1& 9, сс.267-269.
19. Барсегян А. Живет на сцене героика. Комсомольская правда.1966, 24 июня.
20. Бейлин А. Жизнь сценического образа. Нева, 1955, 6, сс.170173.
21. Белка И. Современность и театр. М., 1966.
22. Белов Г. Быть достойными нашего героического времени.- Советская культура. М., 1959, 20 июня.
23. Берковский Н. Литература и театр. М., 1969.
24. Б1лоштан Я. 1ван франко i театр. К., 1967.
25. Благой В. Историческая трагедия Пушкина "Борис Годунов".
26. В кн.А.С.Пушкин, Борис Годунов. IVI., 1956.
27. Блок В. Во имя главного. Советская культура. 1958, 17 июля.
28. Блок В. Репетиции Лобанова. М., 1962.
29. Бобошко JU. Народшсть у виставах Г.П.Юри. В сб.: Театральнакультура, вип. I. К., 1966, сс.53-62.
30. Бобошко JU. Театральне мистецтво Укра'1ни. К., 1966.
31. Бобошко Ю. Образшсть театру. Украшсыеий театр, 1971, й I,сс.2-3.
32. Бобошко Ю. Сьогодення украшського театру. К., 1971.
33. Богданов А. Жанры советской драматургии. Казань, 1966.
34. Богдашевсышй Ю. Стильова едшсть вистави.- Культура i життя.1. К., 1966, 16 янв.- да
35. Богуславский А., Диев В. Русская советская драматургия. Основные проблемы развития. I9I7-I935. М., 1963.
36. Богуславский А., Диев В. Русская советская драматургия. Основные проблемы развития. 1936-1945. М., 1965.
37. Богуславский А., Диев В., Карпов А. Краткая история русскойсоветской драматургии. От "Ыист ерии-Буфш'' до "Третьей патетической". Ы., 1966.
38. Богуславский А., Диев В., Карпов А.У истоков.(Октябрь и рождение советской героической драмы). М., 1967.
39. Богуславский А., Диев В., Старков А. Эстетические искания вдраматургии и театре (I9I7-I934). В кн. Из истории совет-скок эстетической мысли. Сборник статей. М., 1967, сс.256-259.
40. Богуславська 3. Драматург i час. П'еси 0.Корнейчука на сценах московсышх TeaTpiB. К., 1961.
41. Боженко Н. Фольклорные источники украинской советской драматургии (довоенный период). Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. К., 1962.
42. Борев Ю. Трагическое и комическое в действительности и искусстве. М., 1955.
43. Бородин А. 0 драматических жанрах. В сб.: Молодая гвардия,1955, гё 15, сс.203-246.
44. Борщаговський 0. Драматурия Тоб1левича. К., 1948.
45. Бояджиев Г. Театральность и правда. M.-JI., 1945.
46. Бояджиев Г. Советский актер. Театр, 1957, JS 10, сс.71-76.
47. Бояджиев Г. Поэзия театра. М., I960.
48. Бучма А. Актор i драматург. Радянське мистецтво. К., 1952,17 сент.
49. Бучма А. Человек или персонаж. Театр. 1954, JS 6, сс.105-109.
50. Бучма А. 3 глибин душ! (статт1 i спогади). К., 1959.- ш
51. Бучма А. 3 глибин душ (статт1 i спогади). К., 1959.
52. Варпаховский А. Композиция спектакля "6 шаля" на сцене МХАТ.
53. Театр, 1966, й 9, сс.59-68.
54. Васшхько В. Микола Садовсышй та його театр. К., 1962.
55. Василько В. фрагменты режиссуры. К., 1967.
56. Вахтангов Е. Материалы и статьи. М., 1959.
57. Велехова Н. В поисках современного стиля. Театр, 1959, JS 8,сс. 93-98.
58. Велехова Н. В спорах о стиле. М., 1963.
59. Велехова Н. Охлопков. М., 1970.
60. Великая Н. К вопросу о жанре народно-героической драмы. Всб.: Ученые записки Дальневосточного университета, вып. I, 1957, сс.75-85.
61. Вера Николаевна Пашенная. Статьи, воспоминания. М., 1971.
62. Вер&ивська I. Художник i сцена. 1С., 1971.
63. Верность революции. На сцене ленинградских драматических театров сегодня. Л., 1971.
64. Вивьен Л. Умная простота. Театр, 1937, В 7, сс.94-96.
65. BiHOK спогад1в цро Заньковецьку. К., 1950.
66. Вишневская И. Драматургия Великой Отечественной войны. Сборник историко-литературных, теоретических и критических статей, вып. 5, М., 1968, сс.56-70.
67. Вишневская И. Уроки ленинианы.- Театр, 1969, is 7, сс. 3-7.
68. Владимиров С. Действие в драме. Л., 1972.
69. Владимирский А. Народ на сцене. Театр, 1954, iii 5, cc.I20132.
70. Власов М. Советский исторический и историко-революционныйфильм. М., 1962.
71. Волькенштейн В. 0 героическом театре. М., 1919, & 37, с.З.
72. Волькенштейн В. Драматургия. Изд.5-е. М., 1969.69