автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему: Гипербола в поэтических произведениях М. Ю. Лермонтова
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Ярышева, Нина Викторовна
Введение.стр.
Глава первая. Теоретические основы описания гиперболы в поэтических произведениях М.Ю.Лермонтова.стр.
Часть первая. Общая характеристика гиперболы.стр.
Часть вторая. Идиостиль М.Ю.Лермонтова.стр.
Глава вторая. Особенности функционирования стилистического приема гиперболы в поэтических произведениях М. Ю. Лермонтова.стр.
Часть первая. Языковые средства гиперболизации в поэтических произведениях М.Ю.Лермонтова.стр.
§ I. Лексико-грамматические средства гиперболизации в поэтических произведениях М.Ю.Лермонтова.стр.
1.1. Местоимения как средство гиперболизации в поэтических произведениях М.Ю.Лермонтова.стр.
1.2. Имена существительные как средство гиперболизации
- з в поэтических произведениях М.Ю.Лермонтова.стр.
1.3. Имена числительные как средство гиперболизации в поэтических произведениях М.Ю.Лермонтова.стр.
1.4. Частицы как средство гиперболизации в поэтических произведениях М. Ю. Лермонтова.стр.
§ 2. Фразеологические средства гиперболизации в поэтических произведениях М.Ю.Лермонтова.стр.
§ 3. Морфологические средства гиперболизации в поэтических произведениях М.Ю.Лермонтова.стр.
§ 4. Синтаксические средства гиперболизации в поэтических произведениях М.Ю.Лермонтова.стр.
Часть вторая. Функциональные группы гиперболического изображения эмоциональных состояний в поэтических произведениях М. Ю.Лермонтова.стр.
§ 1. Функциональная группа гиперболического изображения мотива любви в поэтических произведениях М.Ю.Лермонтова. стр.
§ 2. Функциональная группа гиперболического изображения мотива разочарования в поэтических произведениях М. Ю. Лермонтова.стр.
§ 3. Функциональная группа гиперболического изображения мотива одиночества в поэтических произведениях М. Ю. Лермонтова.стр.
§ 4. Функциональная группа гиперболического изображения мотива свободолюбия в поэтических произведениях М. Ю. Лермонтова.стр.
§ 5. Функциональная группа гиперболического изображения мотива жизнеутверждения в поэтических произведениях М. Ю. Лермонтова.стр.
Часть третья. Некоторые особенности построения гиперболы в поэтических произведениях м.Ю.Лермонтова.стр.
Выводы по главе.стр.
Глава третья. Взаимодействие гиперболы в поэтических произведениях М.Ю.Лермонтова с тропами и стилистическими фигурами.стр.
§ 1. Взаимодействие гиперболы и метафоры в поэтических произведениях М. Ю. Лермонтова.стр.
§ 2. Взаимодействие гиперболы и сравнения в поэтических произведениях М. Ю. Лермонтова.стр.
§ 3. Взаимодействие гиперболы и эпитета в поэтических произведениях М. Ю. Лермонтова.стр.
§ 4. Взаимодействие гиперболы и повтора в поэтических произведениях М. Ю. Лермонтова.стр.
§ 5. Взаимодействие гиперболы и антитезы в поэтических произведениях М. Ю. Лермонтова.стр.
§ 6. Взаимодействие гиперболы и градации в поэтических произведениях М. Ю. Лермонтова.стр.
§ 7. Взаимодействие гиперболы и каламбура в поэтических произведениях М. Ю. Лермонтова.стр.
Выводы по главе.стр.
Введение диссертации1995 год, автореферат по филологии, Ярышева, Нина Викторовна
Исследование языковой природы и особенностей функционирования тропов и стилистических фигур является одной из актуальных задач лингвостилистики, изучающей выразительные возможности языка в его эстетической функции. Каждое конкретное исследование стилистического приема способствует описанию системы художественной речи в целом и индивидуального стиля автора. Непременным условием правильного понимания стилистического приема является анализ его лингвистической природы.
Настоящая диссертация посвящена разностороннему исследованию гиперболы, одного из древних и характерных явлений поэтического языка, в поэтических произведениях М.Ю.Лермонтова:установлению ее структурных и семантических особенностей, анализу художественных эффектов при ее использовании, а также ее роли в выражении эстетической позиции автора и эмоционального отношения к миру.
Художественное преувеличение является общим свойством искусства и литературы. Истинность и точность, по мысли И.Д.Девки-на, не боятся некоторого отступления от правды, небольшого нарушения действительной картины, будь то преувеличение, преуменьшение или какое-то иное нарушение измерения (Девкин, 1973: 201). В искусстве и литературе этот прием известен и широко используется. В художественных образах, писал А.И.Герцен, "для резкости. . увеличивают углы и выпуклости, обводят густой краской" (Русские писатели о литературном труде, 1955:38) . Иначе говоря, эстетическое преувеличение - это общая закономерность художественного творчества.
Актуальность диссертационного исследования определяется тем, что лингвистическая природа гиперболы как явления поэтического языка мало изучена. В многочисленных трудах по риторике и поэтике представлены лишь определения этого художественного приема и иллюстративный материал. Языковая природа гиперболы нуждается в глубоком и детальном изучении, и именно этим обусловлен выбор предмета исследования.
Новизна исследования связана с отсутствием специальных работ, посвященных функционированию гиперболы в русской литературе вообще и в идиостиле М.Ю.Лермонтова в частности, где гипербола занимает одно из важных мест.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том,что материалы исследования и выводы дополняют курс стилистики в области теории тропов и фигур, представляют интерес для изучения истории поэтического языка XIX века, могут послужить основой для спецкурсов и спецсеминаров по стилистике художественной речи и языку художественной литературы, а также преподавания курсов "Лингвистический анализ художественного текста" и "Риторика".
Публикация и апробация работы. По теме диссертации опубликованы тезисы в четырех сборниках, депонирована статья в ИНИОН РАН. Результаты работы были апробированы на научно-практических конференциях Мурманского пединститута, обсуждались на заседании аспирантского объединения и заседании кафедры русского языка МГПУ им.В.И.Ленина.
В ходе исследования предусматривается выполнение следующих задач:
1. Классификация и анализ структурных типов гиперболических средств в поэтических произведениях М.Ю.Лермонтова.
2. Исследование стилистических функций гиперболы в поэзии М. Ю. Лермонтова.
3.Анализ взаимодействия гиперболы с другими поэтическими средствами в поэтическом творчестве М.Ю.Лермонтова.
Материалом для исследования послужили лирика и поэмы М.Ю.Лермонтова 1828 - 1841 годов, художественные достоинства которых доказаны временем. Выбор в качестве объекта исследования поэтических произведений объясняется следующими соображениями. Во-первых, художественный образ в поэзии отличается большой локальностью1 . Во-вторых, в языке поэзии большое место занимает выражение образного восприятия, субъективного авторского видения мира, эмоционального и оценочного отношения к окружающей действительности, поэтому естественно предположить, что именно поэзия дает наиболее полную картину функционирования всех тропов и стилистических приемов вообще и гиперболы в частности, которая уместна там, где описывается постижение мира с помощью чувств и эмоций. "Большая концентрация специальных языковых средств для выражения эмоциональной оценки и субъективных ассоциаций (поэтические тропы и риторические фигуры), ритмизация, специальная звуковая организация, интенсивное использование повторов, инверсий и и других средств, позволяющих придать слову особое значение в ре
Поэзия, по словам Ю.М.Лотмана, способна сконцентрировать огромную информацию на площади очень небольшого текста (Лотман, 1970: 33), слово в поэзии "крупнее" этого же слова в общеязыковом тексте (Лотман, 1972: 86). чи, и др. - все эти языковые особенности лирической речи позволяют ее отличать как от языка эпоса и драмы, так и от любого функционального стиля литературного языка вообще" (Максимов,1967:81). В-третьих, гиперболы, используемые в стихотворной речи, характеризуются в основном теми же стилистическими функциями, что и гиперболы художественной прозы, но в связи с особыми требованиями стихотворной речи и специфическими задачами поэзии здесь особенно часто употребляются гиперболы с ярко выраженной эмоциональностью1 . В-четвертых, проза и драмы М.Ю.Лермонтова изучены глубже и обстоятельнее, чем его лирика и поэмы.
Нами обследованы все поэтические произведения М.Ю.Лермонтова, составляющие четыре тома шеститомного издания сочинений поэта2 . Материалом для анализа послужили гиперболы, извлеченные из поэтических произведений М.Ю.Лермонтова методом сплошной выборки. В работе использованы методы наблюдения и описания языковых единиц в тексте, структурный метод, заключающийся в анализе структурных моделей средств художественной выразительности и рассмотрении грамматических особенностей компонентов схемы, привлекаются также статистические данные.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения. К работе прилагаются списки использованной литературы,список слова
Заключение научной работыдиссертация на тему "Гипербола в поэтических произведениях М. Ю. Лермонтова"
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.
На основании проведенных наблюдений можем заключить, что гипербола в поэтических произведениях М.Ю.Лермонтова взаимодействует с разными тропами и стилистическими фигурами. Наибольшее распространение в поэзии М.Ю.Лермонтова получили гиперболические метафоры, в ряду которых наиболее употребительны именные и глагольные гиперболические метафоры тематической группы "огонь", выражающие интенсивность внутренней жизни лермонтовских героев и составляющие существенную черту идиостиля М.Ю.Лермонтова. Следующую по частотности группу составляют гиперболические сравнения, посредством которых через сравнение с естественно-природной средой раскрывается сложный духовный мир героев. В составе гиперболических эпитетов в поэтическом творчестве М.Ю.Лермонтова наибольшее распространение получили эпитеты тематической группы "огонь", выражающие высокую степень проявления признака. В структурном отношении эпитеты в поэзии М.Ю.Лермонтова разнообразны, но в основном выражены именами прилагательными и причастиями. На акцентирование гиперболической семантики направлено в поэтическом творчестве М.Ю.Лермонтова взаимодействие гиперболы и такого стилистического приема, как повтор. Взаимодействие гиперболы и антитезы преувеличивает явления в их противоположности. Взаимодействие гиперболы и градации придает динамизм описываемым явлениям. При взаимодействии гиперболы и каламбура последний становится более выразительным.
Частое взаимодействие гиперболы в поэтических произведениях М.Ю.Лермонтова с тропами и стилистическими фигурами можно объяснить стремлением поэта синтезировать изобразительные свойства тропов, при сочетании которых одновременно выполнятеся образная функция и функция преувеличения, что повышает экспрессивность высказывания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Диссертация представляет собой описание особенностей функционирования стилистического приема гиперболы в поэтических произведениях М.Ю.Лермонтова. Согласно поставленным задачам в работе описаны структурные типы гиперболы в поэзии М.Ю.Лермонтова, функциональные группы гиперболического изображения эмоциональных состояний лермонтовских героев, проанализировано взаимодействие гиперболы с тропами и стилистическими фигурами.
Уточняя определение гиперболы, мы прежде всего рассматриваем ее как стилистический прием, основанный на особом, не соответствующем действительности, характере преувеличения большой/малой меры признака предмета, явления, процесса на уровне словосочетания, предложения, усиливающий эмоциональную выразительность высказывания. Преувеличение большой и малой мер признака рассматривается как частные случаи одного явления гиперболизации.
Гиперболизация является особой формой поэтического мышления. В употреблении гиперболы особенно ярко проявляется творческая природа М.Ю.Лермонтова - постоянное преобразование действительности. При гиперболизации какого-либо свойства предмета, явления намеренно утрируется его мера.
Исследование особенностей функционирования гиперболы в поэтических произведениях М.Ю.Лермонтова проводилось в семантическом, структурном и стилистическом направлениях. Среди значений, выражаемых гиперболически в поэзии М.Ю.Лермонтова, выступают значения количества, качества, времени, пространства. Гипербола создается путем смыслового сдвига слов от значения единичности к значению регулярности или постоянства проявления признака, от конкретности к обобщенности. В диссертации подробно проанализированы структурные типы гипербол в поэтических произведениях М.Ю.Лермонтова. Установлено, что гиперболическое значение может выражаться лексико-грамматическими, фразеологическими, морфологическими и синтаксическими средствами языка. Отмечено, что наиболее распространенными структурными типами являются местоименные прилагательные, выражающие предельную меру признака, и местоименные наречия, выражающие высокую степень проявления признака.
Стилистический прием гиперболы в поэтических произведениях М.Ю.Лермонтова является средством выражения эмоциональных состояний героев. Анализ гипербол с точки зрения их стилистических функций позволил выделить пять наиболее характерных групп гиперболического изображения эмоциональных состояний (мотивов) в поэтическом творчестве М.Ю.Лермонтова. Это функциональные группы, гиперболизирующие мотивы любви, разочарования, одиночества, свободолюбия, жизнеутверждения. Использование гиперболических средств при изображении эмоциональных состояний героев позволяет М.Ю.Лермонтову ярко изобразить максимализм чувств, глубину переживаний, исключительность их натур.
Проделанный анализ употребления гиперболы в поэтических произведениях М. Ю. Лермонтова показал, что данный стилистический прием взаимодействует с приемами разных языковых уровней. В работе исследовано взаимодействие гиперболы с метафорой, сравнением, эпитетом, антитезой, градацией, каламбуром, связанными общностью стилистического задания. Их совместное употребление способствует повышению экспрессивности высказывания, усилению эстетического эффекта. Взаимодействие гиперболы с лексическими приемами (метафорой, сравнением, эпитетом) рассматривается как нерасторжимое слияние их в единый гиперболический комплекс. Показано, что гипербола в поэтическом творчестве М.Ю.Лермонтова взаимодействует со стилистическим приемом, в основе которого лежит семантический контраст (антитеза). Проанализированы случаи взаимодействия гиперболы с повтором, градацией, где гипербола является доминирующим компонентом. Проделанный анализ показал, что гипербола в поэзии М.Ю.Лермонтова заявляет о себе всеми тропами и стилистическими фигурами.
В ходе исследования выявлены следующие специфические черты стилистического приема гиперболы в поэтических произведениях М. Ю. Лермонтова. Выбор способа реализации гиперболы в поэзии М.Ю.Лермонтова чрезвычайно широк. Используя узуальные языковые средства, М.Ю.Лермонтов стремится усилить их, акцентирует внимание и актуализирует гиперболическую меру и степень признака с помощью таких средств, как инверсия, стык, перенос. Образный потенциал узуальных гиперболических средств поэт повышает формой множественного числа, модальными словами, формами глаголов с ирреальным значением, подкрепляющиминереальность высказывания, указывающими на семантическую осложненность слов, восклицательной интонацией. Для создания гиперболы М.Ю.Лермонтов привлекает и традиционный материал - поэтические фразеологизмы. Однако, заимствуя, он соединяет ранее известное так, что возникает нечто принципиально новое. Трансформация формульных средств поэзии есть проявление тенденции к индивидуализации поэтического выражения. Для поэзии М.Ю.Лермонтова характерна одновременная гиперболизация нескольких семантически связанных признаков. Характерная особенность стиля М.Ю.Лермонтова также не только в том, что гипербола взаимодействует с тропами и фигурами, но и в непосредственном следовании гиперболических метафор, сравнений, эпитетов и т. д. друг за другом. Посредством аккумуляции нескольких разнородных средств в едином высказывании достигается высокая степень гиперболизации, огромная эмоциональная насыщенность текста.
Список научной литературыЯрышева, Нина Викторовна, диссертация по теме "Русский язык"
1. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. - 7-е изд., испр. и доп. -' М.: Просвещение, 1979.
2. Андроников И.Л. Из наблюдений над стилем Лермонтова // Поэтика и стилистика русской литературы. Памяти акад. В.В.Виноградова. Л.: Наука, 1971. - С. 1146 -152.
3. Аникина А.Б. Стилистика частей речи: Изобразительная роль имени существительного, имени прилагательного и глагола (на матер. произведений публицистики). Изд-во Моск. унив-та, 1974. -88 с.
4. Античные теории языка и стиля / Под общей ред. О.М.Фрей-денберг. М.-Л.: ОГИЗ - Соцэкгиз, 1936. - 343 с.
5. Арбатский Д.И. Множественное число гиперболическое // Русский язык в школе. 1972. - N 5. - С. 91 - 96.
6. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка (Стилистика декодирования). 2-е изд., перераб. - Л.: Просвещение, 1981. - 295 с.
7. Астафьева И.М. Стилистическое использование комплексов синтаксических приемов: Ученые записки МГПИИЯ. Т. 42. М., 1968. - С. 123 - 131.
8. Атаева Е.А. Лингвистическая природа и стилистическая функция оксюморона (на матер, англ. яз.): Дис. и автореф. дис.канд. филол. наук: 10.02.04. М., 1975.
9. Ашурова Д. У. Лингвистическая природа художественного сравнения (на матер, англ. яз.): Дис. и автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.04. -Ташкент, 1970.
10. Бакина М.А., Некрасова Е.А. Эволюция поэтической речи XIX -XX вв. (Перифраза. Сравнение). М., 1986. - 192 с.
11. И. Балли Ш. Французская стилистика / Пер. с франц. К.А.Долинина; Под ред. Е.Г.Эткинда, вступ. ст. Р. А. Будагова. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1961. - 394 с.
12. Бархин К.Б. Язык и построение "Песни о купце Калашникове" Лермонтова (комментарии) // Русский язык в школе. 1936. - N 5. - С. 91 - 99.
13. Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах. Т. 3. -М. : Худ. лит-ра, 1978. 614 с.
14. Белинский В.Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах. Т. 9. -М.: Худ. лит-ра, 1982.
15. Белодед И.К. Символика контраста в поэтическом языке Анны Ахматовой // Поэтика и стилистика русской литературы. Памяти акад. В.В.Виноградова. Л.: Наука, 1971. - С. 269 - 279.
16. Белый А. Символизм. Книга статей. М.: Мусагет, 1910. -635 с.
17. Библиография литературы о М.Ю.Лермонтове. 1917 1977. -Л. : Наука, 1980.
18. Бикертон Д. Введение в лингвистическую теорию метафоры // Теория метафоры: Сборник: Пер. с англ., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступит, ст. и сост. Н.Д.Арутюновой; Общ. ред. Н.Д.Арутюновой и М.А.Журинской. М.: Прогресс, 1990. - С. 284
19. Блэк М. Метафора // Теория метафоры: Сборник: Пер. с англ., фр., нем., иоп., польок. яз. / Вступит, ст. и сост. Н.Д.Арутюновой и М.А.Журинской. М.: Прогресс, 1990. - С. 153 -172.
20. Бочина Т.Г. Лингвистические средства создания антитезы в языке фольклора (деривационный аспект): Дис. и автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.01. -Казань, 1992.
21. Буланина Т.В. Риторика в Древней Руси. Сведения о теории красноречия в русской письменности XI XVI веков: Автореф: дис. канд. филол. наук: 10.01.01. Л., 1985.
22. Васильев Л.М. Семантика русского глагола. М.: Высшая школа, 1981. - 184 с.
23. Вацуро В. Ранняя лирика Лермонтова и поэтическая традиция 20-х годов // Вопросы литературы. 1964. - N 3. - С. 46 - 56.
24. Вежбицкая А. Сравнение градация - метафора // Теория метафоры: Сборник: Пер. с англ., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступит, ст. и сост. Н.Д.Арутюновой; Общ. ред. Н.Д.Арутюновой и М.А.Журинской. - М.: Прогресс, 1990. - С. 133 - 152.
25. Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка XVII XIX вв. - 2-е изд. - М.: Учпедгиз, 1938.
26. Виноградов В.В. Язык Лермонтова // Русский язык в школе. 1938. - N 3. - С. 35 - 63.
27. Виноградов В.В. Стиль прозы Лермонтова // Литературное наследство. Т. 43 44. - Изд-во АН СССР, 1941. - С. 517 - 628.
28. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: Изд-во АН СССР, 1963.
29. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). 3-е изд. - М.: Высшая школа, 1986.
30. Винокур Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. М.: Наука, 1980.
31. Внутренние противоречия лирического героя Лермонтова // М.Ю.Лермонтов. Вопросы жизни и творчества. Орджоникидзе, 1963.- С. 160 175.
32. Вольф Е.М. Прилагательное в тексте ("Система языка" и "картина мира") // Лингвистика и поэтика / Отв. ред. В.П.Григорьев. М.: Наука, 1979. - С. 118 - 135.
33. Вомперский В.П. Риторики в России XVII XVIII вв. - М.: Наука, 1988.
34. Вопросы теории и психологии творчества. 3-е изд., пе-рераб. и доп. - Т.1. - Харьков, 1911. - С. 335 - 339.
35. Галич А.И. Опыт науки изящного. Спб, 1825.
36. Галич А.И. Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений, извлеченная из немецкой библиотеки словесных наук.- Спб, 1830.
37. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М.,1952.
38. Гершензон Д.Я. Лермонтов в русской критике // Сб. I: Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова. Исследования и материалы / Под ред. Н.Л.Бродского и др. М.: ОГИЗ, 1941. - С. 589 - 616.
39. Гинзбург Л.Я. Русская лирика 1820 1830-х годов // Поэты 1820 - 1830-х годов. - 3-е изд. - Л.: Сов. писатель, 1961.
40. Глухов А.И. Поэма Лермонтова "Беглец". Проблематика и поэтика // 0 традициях и новаторстве в литературе. Уфа, 1976.1. С. 70 88.
41. Горшков А.И. История русского литературного языка. М.: Высшая школа, 1965.
42. Григорьев В.П. О единицах художественной речи // Поэтика и стилистика русской литературы. Памяти акад. В.В.Виноградова. -Л.: Наука, 1971. С. 384 - 392.
43. Григорьева А.Д. Поэтическая фразеология конца XVIII -начала XIX века (именные сочетания) // Образование новой стилистики русского языка в пушкинскую эпоху. М.: Наука, 11964. - С. 3 - 121.
44. Грязнова А.Т. Язык русской романтической прозы (лекси-ко-семантический аспект): Дис. и автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.01. М.: 1994. - 287 с.
45. Девкин В.Д. Немецкая разговорная лексика. М., 1973.
46. Дюбуа Ж. и др. Общая риторика / Пер. с фр. Е.Э.Разлоговой и Б.П.Нарумова; Общ. ред. и вступит, ст. А. К. Авеличева. М.: Прогресс, 1986. - 392 с.
47. Поэзия М.Ю.Лермонтова в ее отношении к русской и западноевропейским литературам / Пер. с фр. В.А.М ой и Б.В.Зевалина; Под ред. П.П.Миндалева. - Казань, 1914.
48. Еремина В.И. Образное сравнение в народной лирике // Поэтика и стилистика русской литературы. Памяти акад. В.В.Виноградова. Л.: Наука, 1971. - С. 10 - 18.
49. Ефимов А.И. Стилистика русского языка. М.: Просвещение, 1969.
50. Жантурина Б.Н. Семантика и структура синкретических тропов: Дис. и автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.04. Л.,1984.
51. Зеленецкий К.П. Общая риторика. Одесса, 1849.
52. Зубова JI.B. Гипербола в цветообозначении // Зубова Л. В. Поэзия Марины Цветаевой: Лингвистический аспект. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. - С. 170 - 188.
53. Иванова Н.Н. Поэтические номинации в русской лирике. -М.: Наука, 1992. 135 с.
54. Иконников С.Н. Мастерство М.Ю.Лермонтова (Лирика 1837 -1841 годов): Автореф: дис. канд. филол. наук: 10.01.01. М., 1963.
55. Ильин 0. Гиперболы Маяковского // Проблемы развития советской литературы. Саратов, 1968. - С. 69 - 100.
56. Ионова И.А. Морфология современной поэтической речи: Дис. и автореф. дис. докт. филол. наук: 10.02.01. Кишинев, 1990.
57. Капацинская Е.В. Определение выразительности и способы ее усиления // Проблемы экспрессивной стилистики. Изд-во Рост, унив-та, 1987. - С. 24 - 30.
58. Каращук В.А. Темпоральные прилагательные в современном русском языке: Дис. и автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.01. Ташкент, 1978.
59. Каретникова Т.И. Изучение художественного мастерства Лермонтова в его лирических произведениях // Вопросы преподавания литературы в школе: Ученые записки МГПИ им. В.И.Ленина, N 241. -М. , 1965. С. 107 - 121.
60. Качурин М.Г., Шнеерсон М.А. Изучение языка писателей. Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М., 1961. - 304 с.
61. Кедровский А.Е. Природа в лирике Лермонтова // Вопросы стиля художественной литературы / Под общ. ред. А.И.Ревякина: Ученые записки МГПИ им. В.И.Ленина, N 231. М., 1964. - С. 140 -155.
62. Кедровский А.Е. Философские мотивы в лирике Лермонтова: Дис. и автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.01. М., 1964. -303 с.
63. Кирилюк Л.Ф. О некоторых выразительных средствах в лирике Лермонтова // Творчество Лермонтова. Сборник статей, посвящ. 150-летию со дня рождения Лермонтова: Ученые записки. Серия филол. Вып. 14. Пенза, 1965. - С. 132 - 156.
64. Киселев А.Е. Лексическое повторение как грамматическое средство русского языка: Дис. и автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.01. М., 1954.
65. Ковалевская Е.Г. Анализ текстов художественных произведений. Л., 1976. - 53 с.
66. Ковалев В.П. Языковые выразительные средства русской художественной прозы. Киев: Вища школа, 1981.
67. Ковтунова И.И. Поэтика контрастов в романе В.Набокова "Дар" // Язык: система и подсистемы. К 70-летию М.В.Панова. М.: ИРЯ АН СССР, 1990. - С. 140 - 161.
68. Кожевникова Н.А. Об обратимости тропов // Лингвистика и поэтика / Отв. ред. В.П.Григорьев. М.: Наука, 1979. - С. 215 -224.
69. Кожина М.Н. О стилистическом изучении речи и речевом функциональном стиле // Исследования по стилистике: Ученые записки Пермского ГУ, N 160. Пермь, 1966.
70. Кондратьев А.Г. Художественное преувеличение как закономерность типизации в литературе: Дис. и автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.08. М., 1984.
71. Коровин В.И. Наблюдения над метафорой и сравнением в лирике М.Ю.Лермонтова 1837 1841 годов // Ученые записки МГПИ им. В.И.Ленина. Т. И:, вып. 7. - М. , 1957. - С. 395 - 411.
72. Кошанский Н.Ф. Общая риторика. 3-е изд. - Спб, 1829.
73. Крысин Л.П. Гипербола в русской разговорной речи // Проблемы структурной лингвистики. 1984 / Отв. ред. В.П.Григорьев. М.: Наука, 1988. - С. 95 - 111.
74. Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. М.: Просвещение, 1980. - 78 с.
75. Курахтанова И.С. Языковая природа и функциональная характеристика стилистического приема гиперболы (на матер, англ. яз.): Дис. и автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.04. М., 1978. - 187 с.
76. Кухаренко В.А. Виды повторов и их стилистическое использование в произведениях Ч.Диккенса: Дис. и автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.04. М., 1955.
77. Левин В.Д. О месте языка художественной литературы в системе стилей национального языка // Вопросы культуры речи. Вып. I. М.: Изд-во АН СССР, 1955.
78. Лекова М.В. Специфика гиперболы в языке англоязычной рекламы: Дис. и автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.04. -Л., 1987. 149 с.
79. Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. В.А.Мануйлов. -М. : Сов. энциклопедия, 1981. 784 с.
80. Ломоносов М.В. Собрание сочинений. Т. 7. Труды по филологии. 1739 - 1758 ГГ. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952.
81. Лотман Ю.М. Структура художественного текста (семиотические исследования по теории искусства). М.: Искусство, 1970.- 384 с.
82. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха.- Л.: Просвещение, 1972.
83. Макарова С.Я. Перифраза как средство синонимической замены слова в произведениях М.Ю.Лермонтова: Ученые записки. Т. 78.- Пенза, 1969. С. 3 - 18.
84. Максимов Д.Е. Об изучении мировоззрения и творческой системы Лермонтова // Вопросы литературы. 1964. - N 3. - С. 3 -12.
85. Максимов Л.Ю. Структурно-языковые типы лирической композиции // Современный русский язык: Ученые записки /Моск. гос. пед. ин-т им. В.И.Ленина, N 259. М., 1967.- С. 81.
86. Максимов Л.Ю. Литературный язык и язык художественной литературы // Анализ художественного текста. М.: Педагогика, 1975. - С. И - 20.
87. Максимов Л.Ю. Стилистика художественной речи в педагогическом вузе // Современный русский язык. М., 1976. - С. 3 - 19.
88. Максимов Л.Ю. О методике филологического анализа художественного произведения (На матер, рассказа И.А.Бунина "Легкое дыхание") // Русский язык в школе. 1993. - N 6. - С. 3-12.
89. Малахова Л. Е. Синтаксические средства экспрессии в творческом контексте С.А.Есенина: Автореф: дис. канд. филол. наук: 10.02.01. Алма-Ата, 1974. - 30 С.
90. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М.: Наука, 1976.
91. Матвиевская Л.А. Стилистическое использование антонимов (на матер, произведений М.Ю.Лермонтова): Дис. и автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.01. М., 1978.
92. Меднис Н.Е. Стихотворная поэтика М.Ю.Лермонтова. Горький, 1970. - 388 с.
93. Методы изучения лексики. Минск, 1975. - 232 с.
94. Миронова Т.А. Стилистические функции грамматических категорий имени в русской художественной прозе XX века: Автореф: дис. канд. филол. наук: 10.02.01. М., 1992.
95. Мишурова Г.И. Существительные с количественным значением в современном русском языке (Семантическая характеристика): Автореф: дис. канд. филол. наук: 10.02.01. Л., 1969. - 20 с.
96. Мурашов А.А. Лирика Лермонтова 1828 1832 годов. Становление поэтического мировидения: Дис. и автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.01. - М., 1989.
97. Наер В.Л. Семантическая несовместимость лексических единиц как источник информативности некоторых стилистических приемов: Сб. науч. тр. МГПИИ им. М.Тореза. Вып. 103. М., 1976. - С. 76 - 90.
98. Нейман Б.В. Русские литературные влияния в творчестве Лермонтова // Жизнь и творчество Лермонтова: Сб. I. Исследования и материалы / Под ред. Н.А.Бродского и др. М.: ОГИЗ, 1941. - С. 422 - 465.
99. Никитин М.В. Лексическое значение слова (структура и комбинаторика). М.: Высшая школа, 1983. - 127 с.
100. Николаева К.А. Сравнительные конструкции в поэмах
101. М.Ю.Лермонтова "Мцыри" и "Демон" // Научная конференция по итогам научно-исследовательских работ за 1965 г. Февраль 1966. Секция обществ, и гуманитарных наук: Сб. науч. тр. Кишинев, 1966. - С. 137 - 138.
102. Озаровский 0.0. О превосходной (высокой) степени безлично-предикативных слов // Вопросы лексики и грамматики русского языка: Ученые записки /Киргизский гос. унив-т. Вып. 8. Фрунзе, 1962. - С. 15 - 23.
103. Озеров Л. Ода эпитету // Вопросы литературы. 1972. -N4. - С. 135 - 163.
104. Очерки истории языка русской поэзии XX века: Грамматические категории. Синтаксис текста. М.: Наука, 1993. - 240 с.
105. Очерки истории -русской поэзии XX века. Поэтический язык и идиостиль: Общие вопросы. Звуковая организация текста / Под ред. В.П.Григорьева. М.: Наука, 1990. - 304 с.
106. Очерки истории языка русской поэзии XX века: Тропы в индивидуальном стиле и поэтическом языке. М.: Наука, 1994. -271 с.
107. Павлович Н.В. Семантика оксюморона // Лингвистика и поэтика. Памяти акад. В.В.Виноградова. Л.: Наука, 1979. - С. 238- 247.
108. Петрушинина О.В. К семантической характеристике наречий времени (по матер, словарей) // Вопросы лексики и грамматики русского языка: Ученые записки /Киргизский гос. унив-т. Вып. 8.- Фрунзе, 1962. С. 85 - 89.
109. Пирогов Г.П. Лирика Лермонтова // Вопросы русской литературы: Ученые записки, N 315 /МГПИ им. В.И.Ленина. М., 1969.1. С. 59 78.
110. Подгаецкая И.М. Язык и стиль писателей. Библиография. 1951 1958: Ученые записки. Т. 10. /Елабужск. пед. ин-т. - Казань, 1961. - С. 154 - 159.
111. Полянский А.Н. Категория интенсивности признака в русском языке: Дис. и автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.01. -М., 1978.
112. Потебня А.А. Из записок по теории словесности // Потеб-ня А.А. Теоретическая поэтика. М.: Высшая школа, 1990.
113. Привалова М.И. Каламбурная антонимия и смежные с ней явления // Поэтика и стилистика. Памяти акад. В.В.Виноградова. -Л.: Наука, 1971. С. 379 - 384.
114. Проблемы мировоззрения и мастерства М.Ю.Лермонтова / Сост. А.Л.Рубанович и др. Иркутск, 1973.
115. Прохоров А.И. Метафора, ее структура и стилистические функции в поэме М.Ю.Лермонтова "Демон" // Вопросы языка и стиля: Сб. науч. тр. /Пятигорск, пед. ин-т. Пятигорск, 1966. - С. 94 -109.
116. Пумпянский Л. Стиховая речь Лермонтова // Литературное наследство. Т. 43 44. - Изд-во АН СССР, 1941. - С. 389 - 424.
117. Розанов И.Н. Отзвуки Лермонтова // Венок М.Ю.Лермонтову: Юбилейный сборник. М.-Пг., 1914. - С. 237 - 289.
118. Рубайло А.Т. Художественные средства языка. М.: Учпедгиз, 1961.
119. Русова Н.Ю. О принципах анализа экспрессивных средств в поэтической речи // Проблемы экспрессивной стилистики. Изд-во Рост, унив-та, 1992. - С. 124 - 127.
120. Русская разговорная речь // Фонетика. Морфология. Лексика. Жест. М.: Наука, 1983.
121. Русские писатели о литературном труде (XVIII XX вв.): Сборник в четырех томах /Под общ. ред. Б.Мейлаха. - т.2. -Л.: Сов. писатель, 1955, - 818 с.
122. Русский романтизм. М., 1974.
123. Рыбникова М.А. Введение в стилистику. М.: Сов. писатель, 1937.
124. Рыньков Л.Н. Развитие метафорических словосочетаний в языке произведений М. Ю.Лермонтова // Вопросы современного русского литературного языка: Сб. науч. тр. Вып. 2. /Челяб. гос. пед. ин-т. Челябинск, 1967. - С. 137 - 152.
125. Саломатова Е.Ф. Несколько лингвистических комментариев к стихотворению Лермонтова "Молитва" // Проблемы русского языка и его методики: Сб. науч. тр. /Красноярск, пед. ин-т. Красноярск, 1972. - С. 121 - 126.
126. Светличная Н.М. Системность лексики писателя (на матер, словоупотребления глаголов горения в произведениях Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Чехова, Л.Толстого, Бунина, Горького): Автореф: дис. канд. филол. наук: 10.02.01. Л., 1971. - 21 с.
127. Селиверстова О.Н. Компонентный анализ многозначных слов. М.: Наука, 1975. - 240 с.
128. Синельникова Л.Н. О взаимодействии тропов (метафор, перифраз, сравнений) в контексте стихотворения // Вопросы синтаксиса и лексики современного русского языка: Сб. науч. тр. /МГПИ им. В.И.Ленина. М. , 1973. С. 220 - 231.
129. Сиротина В.А. Метонимия и метонимический эпитет в художественной речи // Русский язык в школе. 1980. - N 6. - С. 72 -77.
130. Славиньский Я. К теории поэтического языка // Структурализм: "за" и "против". М.: Прогресс, 1975. - С. 256 - 276.
131. Степанов Ю.С. Французская стилистика. М., 1965.
132. Степанов Г.В. О границах лингвистического и литературоведческого анализа художественного текста // Известия АН СССР, серия лит-ры и языка. Т. 39, вып. 3. 1980.
133. Стернин И. А. Экспрессивное употребление слов тематической групы "огонь" в лирике А. Блока // Экспрессивность лексики и фразеологии. Новосибирск, 1983. - С. 78 - 83.
134. Сыроваткин С.Н. Явление гиперболизации в плане функциональной лингвосемиотики // Вопросы лексикологии, стилистики и грамматики в аспекте общего языкознания. Калинин, 1977. - С. 106 - 129.
135. Тимофеев Л. И. Очерки теории и истории русского стиха. -М. , 1958.
136. Турсунова Л.А. Структурные типы и стилистические функции эпитета в языке английской художественной литературы: Дис. и автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.04. М., 1973.
137. Тынянов Ю.Н. Литературный факт / Вступит, ст., коммент. В.И.Новикова, сост. О.И.Новиковой. М.: Высшая школа, 1993. -319 с.
138. Фам Вын-кы, Ходукина Т. Особенности эпитета в лирике Лермонтова // М.Ю.Лермонтова. Вопросы жизни и творчества: Сб. науч. тр. Орджоникидзе, 1969. - С. 160 - 175.
139. Федоров А.И. Семантическая основа образных средств языка. Новосибирск: Наукаб 1969. - 92 с.
140. Федорова М.В. Градация в поэтической речи // Филологические науки. 1992. - N 3. - С. 30 - 38.
141. Феофан Прокопович. Сочинения. М.-Л., 1961. - 502 с.
142. Фишер В.М. Поэтика Лермонтова // Венок М.Ю.Лермонтову. Юбилейный сборник. М.-Пг., 1914. - С. 196 - 236.
143. Фридрих С.А. Метафора в системе тропов (на матер, англ. яз.): Дис. и автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.04. Калинин, 1971.
144. Хазагеров Т.Г. К вопросу о классификации экспрессивных средств (изобразительные схемы) // Проблемы экспрессивной стилистики: Сб. науч. тр. /Ростовск. унив-т. Изд-во Рост, унив-та, 1987. - С. 65 - 77.
145. Хазагеров Т.Г. Экспрессивная стилистика и методика анализа художественных текстов // Проблемы экспрессивной стилистики: Сб. науч. тр. /Ростовск. унив т. - Изд-во Рост, унив-та, 1992. -С. 47 - 55.
146. Харчевников В.И. О пушкинской и лермонтовской традициях в поэтическом стиле Сергея Есенина // Поэтика и стилистика русской литературы. Памяти акад. В.В.Виноградова. Л.: Наука, 1976. - С. 292 - 300.
147. Хетсо Г. Лексика стихотворений Лермонтова. Опыт количественного описания. Oslo, 1973. - 44 с.
148. Художественная культура: понятия и термины. М., 1978.
149. Чейф Уоллес Л. Значение и структура языка / Пер. Г.С.Щура. М.: Прогресс, 1975.
150. Черкасова Е.Т. Опыт лингвистической интерпретации тропов (Метафора) // Вопросы языкознания. 1968. - N 2. - С. 28 -38.
151. Шанский Н.М. Несколько слов о поэтическом слове Лермонтова ("Парус" М.Ю.Лермонтова) // Русский язык в национальной школе. 1974. - N 5. - С. 49 - 57.
152. Шведова Н.Ю. К вопросу об общенародном и индивидуальном в языке писателя // Вопросы языкознания. 1952. - N 2. - С. 104- 125.
153. Шенько И.В. Синтаксис и семантика образного сравнения (на матер, совр. англ. яз.): Дис. и автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.04. Л., 1972.
154. Шестакова О.А. О некоторых чертах поэтического стиля М.Ю.Лермонтова // Материалы науч. конференции по итогам науч. -исслед. работы за 1969 г. /Тираспольский пед. ин-т. Кишинев, 1972. - С. 44 - 46.
155. Шмелева Т.В. Средства выражения метасмысла "преувеличение" // Системный анализ значимых единиц русского языка. Парадигматика в лексике и словообразовании. Красноярск, 1987. - С. 82- 92.
156. Шувалов С.В. Влияние на творчество Лермонтова русской и европейской поэзии // Венок М.Ю.Лермонтову. Юбилейный сборник. -М.-Пг., 1914. С. 290 - 342.
157. Шувалов С.В. Мастерство Лермонтова // Сб. I.: Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова. Исследования и материалы / Под ред. Н.А.Бродского и др. М.: ОГИЗ, 1941. - С. 251 - 309.
158. Штокмар М. Народно-поэтические традиции в творчестве Лермонтова // Литературное наследство. Т. 43-44. Изд-во АН1. СССР, 1941. С. 263 - 347.
159. Щемелева J1.M. Типы философского и психологического сознания в русской лирике XIX века (Баратынский, Тютчев, Лермонтов): Дис. и автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.01. М., 1975.
160. Щерба Л.В. Опыты лингвистического толкования стихотворений. II. "Сосна" Лермонтова в сравнении с её немецким прототипом // Сов. языкознание. Т. 2. -Л., 1936. С. 129 - 142.
161. Щерба Л.В. Опыты лингвистического толкования стихотворений. I. "Воспоминание" Пушкина // Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957. - С. 26 - 45.
162. Щур Г. С. Теории поля в лингвистике. М.: Наука, 1974. - 255 с.
163. Эйхенбаум Б.М. О литературе. М.: Сов. писатель, 1987.
164. Эренгросс Б.А. Художественная литература // Эстетическое воспитание. 2-е изд. - М.: Высшая школа, 1971. - С. 172 -178.
165. Эткинд Е.Г. Опыт о местоимении в системе поэтической речи // Поэтика и стилистика русской литературы. Памяти акад. В.В.Виноградова. Л.: Наука, 1971. - С. 399 - 407.
166. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: "за" и "против". М.: Прогресс, 1975. - С. 193 - 230.1. СПИСОК СЛОВАРЕЙ
167. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. Изд-е 2-е, стереотипное. - М.: Советская энциклопедия, 1969.
168. Квятковский А.П. Поэтический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1966. - 376 с.
169. Краткая литературная энциклопедия. -Т. 4. М.: Сов. энциклопедия, 1964.
170. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н.Ярцева. М.: Сов. энциклопедия, 1990. - 685 с.
171. Литературная энциклопедия. Словарь литературных терминов в двух томах. / Под ред. Н.А.Бродского и др. Т. 1. - М., 1925. -368 с.
172. Литературный энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1987.
173. Марузо Ж. Словарь лингвистических терминов / Пер. с франц. Н.Д.Андреева. М.: Изд-во ин. лит-ры, 1960. - 436 с.
174. Поэт и слово. Опыт словаря / Под ред. В.П.Григорьева. М.: Наука, 1973. - 455 с.
175. Розенталь Д. Э., Теленкова М.А. Справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1972.
176. Русский язык. Энциклопедия / Под ред. Филина Ф. П. М.: Сов.энциклопедия, 1979.
177. Словарь современного русского литературного языка / АН СССР. Ин-т рус. яз. Т. 1-17. М., Л, 1948 - 1965.
178. Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А.П.Евгеньевой. -3-е изд., стереотип. М., 1985 - 1988.
179. Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Словарь эпитетов русского литературного языка. Л.: Наука, 1976. - 568 с.