автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Глобализация как фактор трансформационных процессов в современном мире

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Петросян, Сейран Рафикович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Глобализация как фактор трансформационных процессов в современном мире'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Глобализация как фактор трансформационных процессов в современном мире"

На правах рукописи

Петросян Сейран Рафикович

Глобализация как фактор трансформационных процессов в современном мире

Специальность 09.00.11 - социальная философия

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Ростов-на-Дону - 2012

Работа выполнена на кафедре социальной философии факультета философии и культурологии "Южный федеральный университет"

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Буйло Борис Иванович Официальные оппоненты: Штомпель Олег Михайлович

доктор философских наук, профессор, "Южный федеральный университет"(ЮФУ), заведующий кафедры "Исторической культурологии" факультета философии и культурологии ЮФУ Гишко Владимир Яковлевич кандидат философских наук, доцент, "Северо-Кавказская академия государственной службы" (СКАГС), доцент кафедры "Философия и методология науки"

Ведущая организация: Федеральное государственное

образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования "Ростовский государственный университет путей сообщения"

Защита состоится 23 марта 2012 года в 13.00 на заседании диссертационного совета Д 212.058.07 по философским наукам при Донском государственном техническом университете по адресу: 344010, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина 1, ауд. 252.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Донского государственного технического университета (Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1)

Автореферат разослан « » февраля 2012 года.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат философских наук

Л.Н. Горбунова

I РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВ? 11НАЯ

БИБЛИОТЕКА .

--

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Процессы глобализации вызывают фундаментальные качественные и количественные изменения в обществе. Современный мир уникален во всех отношениях: он цельный и фрагментарный; сильный и уязвимый; стандартизированный, унифицированный и диверсифицированный; одновременно единый и многообразный; как никогда ранее, он пронизан колоссальными противоречиями. Современный мир переживает глубокие трансформации. Особо актуальной стоит проблема затянувшегося экономического кризиса. Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что мировой финансовый кризис будет углубляться и в течение ближайших нескольких лет примет значительные масштабы. Специалисты единодушны в том, что мировая экономика не избавилась от рисков ещё первой волны финансового кризиса; ситуация сдерживается искусственными методами. Многие причины, приведшие к столь катастрофическому положению в экономике и повлекшие за собой очередную волну финансового кризиса, возникли как следствие глобализации.

Понятие «глобализация» используется для обозначения исключительно широкого спектра социальных процессов и явлений: изменения мирового порядка, экспансии западной культуры, ослабления суверенитета национальных государств, появления и развития транснациональных корпораций (ТНК), роста мировой торговли (ВТО), усиления международного разделения труда и др. Вопросы относящиеся к проблемам развития глобализации, её искусственной и естественной направленности особо актуальны в современном мире.

Трансформационные процессы глобализации способствуют тому, что:

1. Актуальными становятся проблемы национально-культурной идентичности. Противостояние ценностей национальных культур и универсальных цивилизационных стандартов является фундаментальным противоречием и главным вызовом современности. В связи с увеличением темпов экспансии современной глобализации, очень остро стоит проблема взаимоотношения традиций и инноваций

в культуре современного мира, сохранение национального самосознания и государственного суверенитета1. Национально-культурная идентичность является способом межкультурной коммуникации, интеграции народов в современном мире.

2. В условиях глобализации происходит бурное развитие новых высоких технологий, электронных телекоммуникаций и компьютерной техники. Появляется более экономичный и высокоскоростной транспорт, что "приближает" друг к другу континенты и государства, создаёт предпосылки для стремительного нарастания трансграничных обменов. Переходящие из страны в страну потоки информации, капиталов, товаров и услуг, мобильность человека, деятельность международных экономических и финансовых организаций и корпораций, глобальные системы коммуникаций и информации образуют "сосудистую систему" глобальной мировой экономики, в которую интегрируются национальные экономики.

3. Политико-правовая система человечества проходит определенный этап в своём формировании в новых условиях становления планетарной цивилизации. В период активной глобализации новым содержанием наполняются свободы и права человека, формируются политико-правовые институты нового уровня, которые потенциально способны предоставить человеку дополнительные гарантии для его социализации и самоактуализации. Появляются предпосылки реализации идеи справедливого правового государства. Современные государства делегируют всё больше полномочий влиятельным международным организациям. В тоже время происходит ослабление национальных государств; трансформационные процессы способствует сокращению и изменению их суверенитета.

4. Происходит трансформация социально-политической культуры, которая непосредственно связана с появлением поколения интеллектуалов, которые занимаются управлением трудовыми ресурсами, финансовыми и информационными потоками, виртуальным

1 Путин В.В. Россия: национальный вопрос. Самоопределение русского народа - это полиэтническая цивилизация, скреплённая русским культурным ядром. / "Независимая газета", от 23.01.2012.

делопроизводством. Их деятельность сосредоточена в государственных и негосударственных организациях, в международных структурах. Хотя эти специалисты не включены в процесс производства материальных благ, они занимаются менеджерской деятельностью, создают элементы системы, способы конструирования социально-политической реальности. Проводниками трансформации социально-политической культуры сегодня выступают система образования, средства массовой информации и массовая культура. Формирующаяся социально-политическая культура принципиально отличается от существующей динамичностью, гибкой рациональностью, новым качеством менеджмента. Значимой характеристикой новой культуры является мобильность, основанная на специфическом типе оперативного социального взаимодействия -коммуникационных сетях и сетевой структуре отношений.

5. Социальная трансформация в условиях модернизации и глобализации связана с переменами в системе социальных ориентиров населения, изменения приоритетов в отношении общества и государства к человеку, его интересам и потребностям1.

Таким образом, трансформационные процессы глобализации приводят к изменениям всех сфер жизни общества. Целевой направленностью этих изменений является интеграция, стремление к установлению единства и многообразия. Рассмотрение трансформационных процессов глобализации, выявление методологической основы и стратегической направленности этих процессов, попытка понять, осознать их социальные последствия и является предметом социально-философского анализа.

Степень изученности проблемы. Сама постановка проблемы "глобализация как фактор трансформационных процессов, их состояний и свойств в современном мире" требует комплексного рассмотрения. Анализ столь широкой проблематики должен опираться на широкий спектр исследований как зарубежных, так и отечественных авторов.

Глобализация социально-культурной сферы рассматривается в трудах К.З. Акопяна, Г.Г. Дилигинского, А.Н. Чумакова, Ю.В. Яковца,

1 Путин В.В. Демократия и качество государства./ "Коммерсантъ", от 6.02.2012

Л.А. Василенко, В.К. Егорова и др. Изучением специфики становления информационного общества занимались Д.Белл, А.Д.Урсул, М. Кастельс, И.А. Негодаев, Л.А. Василенко, К.К. Колин и др.

Глобализация представлена как объективный и неизбежный процесс исторического развития в трудах А. Аппадураи, У. Бека, Э. Валлерстайна, Р. Робертсона, М.А. Мунтяна, А.Н. Чумакова, А.И. Уткина, A.C. Панарина и др. Об искусственной и естественной направленности глобализации в своих работах говорят В.Л. Иноземцев, В.А. Дергачёв, А.Н. Чумаков.

Следующие авторы связывают глобализацию с укреплением мирового господства «богатого Севера», стран «Золотого миллиарда»: М.Г. Делягин, В.Л. Иноземцев, B.C. Степин, Д. Стиглиц и др.

Одни авторы исходят их того, что мир становится все более однородным (Ф. Фукуяма, У. Бек и др.); в других теоретических схемах мир, напротив, оказывается разделенным и расколотым (И. Валлерстайн, Э. ТоффЛер, С. Хантингтон и др.).

Сегодня исследователи глобализации подразделяются на ее сторонников (рассматривают глобализацию позитивно): И. Валлерстайн, С. Хоффман и др. и противников (рассматривают глобализацию как негативный процесс): С. Амин, А. Ананьев, 3. Бжезинский, Ф.Д. Бобков, Субкоманданте Маркое, Ж. Сарамагу и др.

Деятельность транснациональных корпораций, процессы становления глобальной экономики рассматривают: Э.А. Азроянц, У. Бек, О .Т. Богомолова, И. Валлерстайн, А.Б. Вебер, М.Г. Делягин, Д. Сорос, А.И. Уткин, М.Г. Делягин, А.И. Неклесса, В.А. Дергачёв и др.

Вопросы политической глобализации: изменение роли государства, политический статус транснациональных корпораций, значение и характер международных организаций и различных гражданских движений. Эти вопросы рассматриваются в трудах У. Бека, Э. Тоффлера, И.А. Василенко и др.

Образ глобализирующегося мира и свое видение будущего анализируют в своих работах следующие мыслители: 3. Бжезинский, Э. Валлерстайн, Т. Фридман, Ф. Фукуяма, С. Хантингтон и др.

Таким образом, феномен глобализации волнует множество авторов. Понимание глобализации, её сущность, специфика, направленность, ценностно-моральные характеристики, оценочные суждения о глобализации зачастую отличаются в зависимости от субъективных воззрений исследователей глобализации. Однако то, что

глобализация носит объективный характер, что её процессы приводят к трансформациям (как положительным так и отрицательным) во всех сферах общества прослеживается у подавляющего большинства исследователей. Тем не менее, аспект социально-философского анализа данной проблемы представлен в гуманитарном и социально-экономическом знании явно не достаточно.

Объектом диссертационного исследования являются трансформационные процессы глобализации.

В качестве предмета исследования рассматривается трансформация национально-культурной идентичности под воздействием глобализации и процессов, связанных с

формированием общества массового потребления.

Цели и задачи диссертационного исследования. Целью настоящей работы является социально-философский анализ факторов, обусловливающих особенности трансформационных воздействий глобализации на национально-культурную идентичность, межкультурную, социальную, информационную коммуникацию.

Такое целеполагание предполагает решение следующих задач:

• рассмотреть этапы эволюции глобализации, исследовать природу этого процесса;

• изучить искусственную и естественную направленность глобализации;

• исследовать взаимоотношения традиций и инноваций в современной культуре;

• рассмотреть тенденции формирования биполярной национальной идентичности;

• проанализировать современную унификацию национальных культур;

• дать комплексное определение национально культурной идентичности;

• рассмотреть понятие "информационно-коммуникативная культура" в контексте модернизационного общества;

• рассмотреть транснационализацию экономических и политических элит;

• исследовать место и роль России в современных глобализационных процессах.

Методологической основой анализа глобализации как фактора трансформационных процессов в современном мире являются

7

такие методы как: анализ и синтез, абстрагирование, обобщение и типологизация, методы системного, структурно-функционального анализа, единство и многообразие, возможность и действительность. Особая значимость придаётся методологическому подходу в изучении трансформационных процессов, интеграции в условиях глобализации.

Эмпирической базой исследования выступают сформулированные отечественными и зарубежными авторами обобщения и оценки относительно: формирования национально-культурной идентичности в контексте глобализации; влияния массовой культуры на национально-культурную унификацию; влияние СМИ (средств массовой информации) и СМК (средств массовой коммуникации) способствующие экспансии ценностей общества массового потребления.

Научная новизна:

1. Рассмотрена' естественная и искусственная направленность глобализации.

2. Исследовано влияние трансформационных процессов глобализации на национально-культурную идентичность..

3. Рассмотрено понятие "информационно-коммуникативная культура" в контексте модернизации и глобализации общества.

4. Установлено, что массовая культура приводит к стандартизации, культурной унификации, размыванию культурных традиций; процесс глобализации её искусственная направленность способствуют агрессивной экспансии массовой культуры.

5. Определены новые ценностные ориентиры, стратегии современной транснациональной экономической и политической элиты.

6. Исследована цивилизационная евразийская принадлежность России. Выявлены защитные механизмы социокультурной Российской Цивилизационной идентичности, имеющей биполярную природу.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Исходя из концепции естественного глобализма, одним из ярких представителей которой был Э. Тоффлер, глобализация - это необратимый, объективный и необходимый для человечества процесс, благодаря которому происходят стремительные инновации в развитии различных сфер жизни человека: экономика, коммуникация, наука, технология, техника, досуг и т. д. Это комплексный процесс, который создает многообразие связей и отношений, призванных интегрировать

социальные структуры, опыт и достижения народом и культур в единое взаимозависимое целое. При этом естественная глобализация не предполагает унификацию. Термин «глобализация» в данном ключе близок термину «интернационализация», для которого характерны трансграничные потоки услуг, капитала, товаров, информации и людей, а также ориентированность на мировую культуру, мировой рынок, мировую законодательную базу.

С точки зрения концепции искусственного глобализма, глобализация приводит к унификации культурного наследия, к приведению культурной идентичности различных сообществ к единому основанию, к тотальному господству "мирового правительства", представляющего из себя транснациональные корпорации. Если естественная глобализация стремится не переходить рамки, после которых процессы глобализации могли бы приводить к унификации и экспансии, — то искусственно создаваемая глобализация стремится перешагнуть эти рамки. В результате этого может быть утрачен суверенитет отдельных государств. США выступают кластером транснациональных корпораций, которые приобретают экономическую, политическую, социальную власть и способны конкурировать с национальными государствами тем, самым угрожая их стабильности и самостоятельности. Методами ТНК создается необходимая почва для развития прагматизма в виде насаждения искусственных потребностей и унификации культур.

2. Фундаментальным противоречием современности и одновременно главным вызовом человеческому сообществу в XXI веке выступает противостояние ценностей национально-культурной идентичности, с одной стороны, и универсальных цивилизационных сгандартов, - с другой.

Глобализация является испытанием для национально-культурной идентичности. В период глобальных трансформаций обостряются её проблемы, связанные со стремлением народов к самобытности и самоопределению в современном мире. Идентичность содержит в себе ответ на вопрос о природе и характере нации, ее месте и роли в цивилизационном процессе. Основным средством успешной мбжкультурной коммуникации выступают толерантность и диалог культур.

Характер проявления современных форм национальной идентичности во многом обусловлен разрывом традиционных и

9

новейших ценностей глобализирующегося мира. Непривычный разрыв между поколениями, нарушение оснований для солидарности различных наций и народностей внутри государства приводят к утрате доверия, нарушению межкультурной коммуникации, подрыва авторитета центральной власти и её лидеров. Следует отметить, что при всей сложности взаимодействий традиционного и инновационного в современной культуре, в отдельности им существенно труднее сохранять свои основополагающие ценности. Их сосуществование, диалектика является важнейшим условием целостности общества и саморазвития человека.

3. Формирование информационно-коммуникативной культуру в условиях глобализации является актуальной задачей современного общества модернизационного типа. Это новое миропонимание: мобильность мышления, открытость к инновациям, способность к новому типу коммуникации в системе широкополосного Интернет, развитие профессиональной компетентности; это не только знаниевая подготовка, но, прежде всего, обеспечение условий для самореализации личности, свободы её проявления; доминирование одновременно социальных связей и индивидуальных стратегий деятельности в интерактивном режиме коммуникации и познания глобализирующегося мира.

4. Стремление видеть товар, выгоду в сфере духовной деятельности в сочетании с мощным развитием средств массовой коммуникации стимулировало создание нового феномена глобализации - массовой культуры. Заранее заданная коммерческая установка означает перенесение в сферу культуры меркантильности и утилитарного подхода. В условиях глобализации многие творческие организации тесно связаны с банковским и промышленным капиталом, что изначально ориентирует их (будь-то кино, дизайн, ТВ) на выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. В свою очередь, потребление этой продукции - это массовое потребление. Аудитория, которая воспринимает данную культуру, нуждается в нём. Это аудитория больших залов, стадионов, миллионов зрителей телевизионных и киноэкранов. Тем самым массовая культура способствует стандартизации, культурной унификации, размыванию культурных традиций. И именно процессы глобализации способствуют столь быстрой экспансии массовой культуры, вследствие её искусственной направленности.

Развитие средств массовой информации и коммуникации (радио, кино, телевидение, гигантские тиражи газет, иллюстрированных журналов, Интернет), индустриально-коммерческий тип производства и распределения стандартизированных духовных благ, фикционная демократизация культуры и одновременно повышение уровня образованности масс при парадоксальном снижении духовных запросов являются основными причинами появления и оперативной, всё расширяющейся экспансии массовой культуры. Через систему массовой коммуникации массовая культура охватывает подавляющее большинство населения, особенно молодёжь. Именно массовые коммуникации становятся главным инструментом манипулирования общественным сознанием.

5. Появление транснациональной элиты обусловлено логикой глобализации - интеграцией мира в целостность. Сегодня имеет место утрата национальными элитами полноты легитимности и появление нового транснационального субъекта истории, создающего новый формат власти и распространяющего свою власть на мировое пространство, перешагнувшего границы государств и межгосударственных союзов. Глобализация сопровождается уменьшением возможности национальных элит контролировать национальные экономики, а также до некоторой степени сферы политики и культуры, редукцией контактов между национальными элитами, обретением ими новых идентичностей, снижением их зависимости перед населением собственных стран.

В настоящее время идет процесс формирования новой транснациональной элиты, затрагивающий большинство стран. Этот процесс сопровождается разрушением национальных государств и серьезными социальными трансформациями. Транснациональная элита, воздействуя на политические и национальные элиты, стремится к осуществлению своего проекта решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством. Реализация данного проекта сопряжена с рисками и вызовами. Методы реализации этого проекта являются авторитарными и неизбежно приводят к обострению обстановки в мире, нарастанию кризисных явлений.

Главными целями вмешательства транснациональных элит в суверенные государства являются: установление политического и экономического контроля, открытие доступа к их ресурсам, включение стран, регионов в глобальный капитализм. Основной задачей

11

выступает реформирование национальных систем, включающее как политические так и экономические трансформации. Преобразования экономической сферы включает в себя выполнение предписаний международных организаций по реформированию институтов управления, которые выработаны на основе консенсуса западных элит. В политической сфере предполагается установление институтов власти, которые обеспечивают воздействие на национальные элиты и являются элементами бюрократического сдерживания массового недовольства в той или иной стране.

6. Этнической основой интеграции, формирования российской цивилизационной идентичности являются населяющие Россию евразийские народы. Православие выступает важнейшей духовной составляющей русского народа, которое было замещено в 20 веке политической идеологией. Однако сегодня православие вновь становится важным ° культурно-духовным фактором. В целом же духовный фундамент российского цивилизационного основания держится на сплаве двух культур и трёх религий. На сплаве Западной и Восточной культуры, сплаве Христианства, Ислама, Буддизма. Именно культурный и религиозный синтез делает уникальным, своеобразным Российскую Цивилизацию. И сегодня этот синтез выступает позитивным барьером, сдерживающим в современной России глобальную культурную экспансию западного мира.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяются его актуальностью. Предложенное социально-философское понимание представленной проблемы задают методологическую ориентацию системного анализа трансформационных процессов в контексте глобализации. Выводы позволяют расширить теоретическое представление в области социальной философии, социологии, культурологии и межкультурной коммуникации. Результаты исследования могут найти практическое применение в преподавании курсов по заданной проблематике в рамках дисциплины «Социальная философия» и спецкурсов по проблемам глобализации и национально-культурной идентичности, а также возможно практическое использование результатов исследования в работе руководителей государственных и общественных организаций.

Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования, теоретические подходы и выводы изложены в докладах

и выступлениях на научных конференциях, обсуждались на заседаниях кафедры социальная философия факультета философии и культурологии Южного Федерального Университета и получили отражение в публикациях.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (шести параграфов), списка литературы из 190 источников и заключения по теме диссертационного исследования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается тема, и ее актуальность, характеризуется степень разработанности вопроса, указываются цель и задачи, методология исследования, характеризуется научная и практическая значимость, новизна, излагаются основные положения, выносимые на защиту.

Первая глава диссертации - «Теоретико-методологические проблемы исследования современных процессов глобализации» рассматриваются основные теоретические подходы к анализу глобализации, понятия «глобализация», "трансформация", "идентификация". Исследуется специфика национально-культурной идентичности и проблема национально-культурной унификации.

В первом параграфе «Глобализация: исходное понятие, основные концепции и подходы в исследовании» социально-философскому анализу подвергаются глобализация и трансформационные процессы, даётся определение глобализации. На наш взгляд, глобализация - это объективный процесс, который затрагивает все сферы общества, процесс становления общих структур, связей, отношений для всей планеты, процесс формирования взаимозависящих и взаимовлияющих общих политических, экономических, информационных, научных, социокультурных и др. отношений.

Исследуется объективность глобализации. Рассматривается эволюция и этапность глобализации. Анализируются концепции различных исследователей глобализации: Мануэля Кастельса, Иммануэля Валлерстайна, Фрэнсиса Фукуяму, Сэмюэла Хантингтона, Джеймса Гэлбрейта, Джозефа Стинглица, Джорджа Сороса, Ульриха Бека, Александра Панарина, Олега Богомолова, Владислава Иноземцева, Михаила Делягина, Александра Неклессы, Эрнеста Кочетова, Леонида Гринин, Александра Чумакова, Анастасии Гапоненко и др.

Анализируются «гармоничное» и «напряжённое» влияние и социокультурные последствия глобальных процессов. Исследуется глобалистика как наука занимающаяся вопросами глобализации; «глобалистика» - «междисциплинарная область научного знания, образуемого на стыке философии, естественных, технических и

14

гуманитарных наук, а также совокупность практических действий (правительственных решений, политических акций, общественных движений и т.п.), ориентированных на анализ и разрешение противоречий общечеловеческого характера»1.

В исследовании отмечается важность направленности глобализации, ставится вопрос о естественной и искусственной направленности глобализации. Отмечается, что в конце XX века глобализация стала силой, угрожающей человеку, разрушающей его сущностные силы и деятельностную природу.

Во втором параграфе «Культурная и национальная идентичность в условиях современной глобализации» раскрывается влияние процессов глобализации на национально -культурную идентичность. Анализируется аксиологическая и деятельносгная концепция культуры.

В исследовании поднимается проблема взаимоотношения традиций и инноваций в культуре современного общества -прогрессивные, новаторские тенденции отбрасывают культурное наследие, изолируются от многотысячелетнего человеческого опыта, не осознавая свою обусловленность им. Когда традиции перестают обновляться, наполняться новым содержанием, тогда из созидательного, устойчивого содержания культуры, они начинают тормозить развитие. Однако, когда инновации начинают обособляться от традиций, включающих в себя все значимое из прошлого, тогда в культуре начинают преобладать тенденции всеобщего непонимания, когнитивного диссонанса, хаоса.

Важным моментом исследования является определение национально-культурной идентичности. Анализ национального и культурного компонентов позволили интерпретировать национально-культурную идентичность как отождествление социального субъекта с культурными шаблонами (нормы, традиции, ценностные ориентиры, картина мира и др.), а также осознание общей истории, религии, государственности и самоидентификации с национально-культурной общностью.

1 Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. М.: Проспект, 2005. стр. 31.

Глобализация является испытанием для национально-культурной идентичности, основным средством преодоления которого выступают толерантность и диалог культур.

В результате исследования автор приходит к выводу, что фундаментальным противоречием современности и одновременно главным вызовом человеческому сообществу в XXI веке выступает противостояние ценностей национально-культурной идентичности, с одной стороны, и универсальных цивилизационных стандартов, - с другой.

Глобализация - это процесс универсализации, становления единых для всей планеты Земля связей и отношений в различных сферах общественной жизни. Глобализация - это процесс, который постоянно эволюционирует, имеет свои корни с эпохи локальных связей. Автор стоит на позиции Чумакова А.Н. в вопросе об этапах глобализации. Современная глобализация носит искусственную направленность.

В связи с ускорением темпов экспансии современной глобализации очень остро стоит проблема взаимоотношения традиций и инноваций в культуре современного мира. Национальная идентичность имеет внешние и внутренние тенденции, которые обусловливают специфику её формирования. В параграфе обосновано определение национально-культурной идентичности. Анализ национального и культурного компонентов позволил интерпретировать национально-культурную идентичность как отождествление социального субъекта с определённой национальной общностью, её историей, ценностями, традициями, религией и социокультурными образами - языком, менталитетом.

Важно то, что глобализация вызывает унификацию национально-культурной идентичности. Противостояние ценностей национальных культур и универсальных цивилизационных стандартов является фундаментальным противоречием и главным вызовом современности.

В третьем параграфе "Формирование информационно -коммуникативной культуры в обществе модернизационного типа" рассматривается информационно-коммуникативная культура в контексте глобализационных процессов. На наш взгляд информационно-коммуникативная культура - это универсальное содержание современного общества модернизационного типа, новое

миропонимание. Это мобильность, дивергентносгь мышления, открытость к инновациям, способность к новому типу коммуникации в системе многополосного Интернет, личностному развитию, профессиональной компетентности информационно-коммуникативного типа. Это не только знаниевая подготовка, но прежде всего, обеспечение условий для самореализации личности, её свободы проявления, доминирование социальных связей и индивидуальных стратегий в интерактивном контексте коммуникации, адаптации и познания мира. Дается определение модернизации, которую можно охарактеризовать как многообразие возможностей, а глобализацию как единство многообразия, которое должно стать основанием развития основных экзистенциалий человека. Принцип единства и многообразия как философский принцип определяют самореализацию человека, его миропонимание, идентификацию и коммуникацию.

Модернизация в рамках глобализации - это процесс преобразований, предполагающий «осовременивание» общества, приближение его к наиболее эффективным моделям устойчивого развития; преодоление политической нестабильности, современного экономического кризиса, становление нового информационно-сетевого общества. Рассматривается общество модернизационного типа в контексте глобализации. На наш взгляд, оно предстаёт как общество сознательно направленное на обретение качественно новых возможностей, проявляющихся: в эффективном утверждении новых типов интеграции, сдерживающих противоречия и конфликты, возникающие в ходе глобализации; установлении новых типов участия населения в производстве и распределении ресурсов в соответствии с требованиями, порождаемыми императивами социальной справедливости; в гибкости рациональных подходов выдвижения и достижения новых стратегических целей общества. Особо отмечается роль широкополосного Интернета, как важнейшего фактора, способствующего созданию нового уровня информационно-коммуникативных отношений, социальной интеграции общества и самоактуализации потенциала человека.

Вторая глава диссертации «Особенности современных социокультурных процессов в условиях глобализации» исследует современную массовую культуру, анализирует- и показывает как, посредством каких инструментов происходит экспансия ценностей

массовой культуры, зачем и кому это нужно с точки зрения социальных и политических интересов.

В первом параграфе данной главы «Постмодернизм и современная глобализация» исследуется культура постмодерна. Необходимо сказать, что главной отличительной чертой постмодернизма считается определяющая установка на невозможность описания мира как нечто целое с помощью каких-либо общих теорий, претендующих на истинное, единственно верное знание о действительности. Под постмодернизмом следует понимать специфическое мировоззрение, получившее распространение в конце XX века, главной отличительной чертой которого является плюрализм, т.е. допущение одновременного сосуществования разнообразных точек зрения. Именно принцип плюрализма является фундаментальным для осмысления постмодернизма, и уже непосредственно из него вытекают такие производные его характеристики как изменчивость, контекстуальность, фрагментарность, мозаичность, децентрация, неопределенность, ирония, симуляция, которые, в свою очередь, определяют специфику посгмодерной культуры - культуры пронизанной постнеклассическим мироощущением, мировосприятием и миропредставлением.

В современной культуре знания складываются из разрозненных отрывков, фрагментов которые не образуют структуру, но обладают силой сцепления, придающей "ткани" определенную плотность, компактность. Такую культуру и называют массовой культурой - она представляет по своей сути случайный, сложенный из многих соприкасающихся, но не образующих конструкцию фрагментов, где нет точек отсчета, нет ни одного подлинно общего понятия, но в тоже время много понятий, обладающих большой значимостью с точки зрения философии постмодернизма. Эта культура уже не содержится в основе процесса универсального образования, она - итог ежедневного воздействия на человека беспорядочного и обильного потока случайных стохастических сведений. Мы усваиваем ее через средства массовой коммуникации - телевидение, печать, радио, беседы с окружающими, через массу источников, интерпретаций, от которых в памяти остаются лишь мимолетные, поверхностные впечатления от основополагающих знаний и идей.

Анализируется качественная и количественная стороны массовой культуры, рассматривается её материально - экономическая

составляющая. Отмечается, что массовая культура глобализации часто является сильнее культурного ядра национальной идентичности, которое в условиях глобализации сохранилась лишь как культура фольклорная: испанская коррида, турецкий ислам, мексиканская кухня, аргентинское танго. При помощи массовых информационных технологий (телевидения и Интернета) демонстрируются преимущества западной модели развития и, соответственно, западных ценностей: индивидуальная свобода, права человека, демократические механизмы, рыночная экономика, правовое государство, гражданское общество.

Можно прийти к выводу, что смыслом массовой культуры, принципом ее ценностной координации является .глубокая маркетизация - не столько удовлетворение, сколько формирование потребностей, для удовлетворения которых предназначены продукты масскульта. В массовой культуре товарно-денежные отношения втягивают в себя не только экономику, но и культуру в целом. Массовая культура, развлекая, внушает приемлемые и наиболее подходящие для господствующей культуры образцы поведения, и, таким образом, способствует поддержанию социально-политической системы.

Основным «транслятором» для массовой культуры являются средства массовой информации. Бурное развитие средств массовой коммуникации привело к изменению мировосприятия, трансформации, «дегуманизации» культуры, эскапизму, формированию нового виртуального мира общения.

В современном мире с расширением масс-медиа, развитием спутникового телевидения, интернета обладающих почти безграничным радиусом действия, расширились возможности культурно-информационной экспансии мощных информационных корпораций ведущих стран Запада. Располагая новейшей техникой и высокими технологиями, опираясь на свои экономические преимущества, они подчиняют или вовсе вытесняют национальное радио, телевидение и кинематограф, навязывают более слабым странам свои культурные и потребительские стандарты. Как неоднократно отмечалось на конференциях ЮНЕСКО, под предлогом свободы распространения информации транснациональные информационные корпорации дестабилизируют политическую ситуацию, разрушают культурную. самобытность народов, стран,

межкультурную коммуникацию. Формируя неадекватные социально-экономическим реальностям этих стран потребности и ценностные ориентации, культивируют гламурный капитализм, роскошь и «потребительство в мире бедности». Такая свобода информации нуждается в социальном контроле со стороны общества.

Необходимо использовать СМИ в интересах граждан и предотвращать негативные последствия их деятельности, чему должна помочь информационно-коммуникативное воспитание населения, молодого поколения, исходя из собственных национальных, культурных, нравственных интересов и приоритетов.

Во втором параграфе « Современная глобализация и основные тенденции экономического развития в мире» анализируются структуры, имеющие практическую выгоду в экспансии ценностей общества массового потребления, и непосредственно способствующие экспансии. Рассматривается современный кризис, анализируется возможные последствия второй волны экономического кризиса. Поднимается вопрос транснационализации экономических и политических элит.

Анализируется "Вашингтонский консенсус", который сложился в конце 80-х годов. Именно тогда руководители Министерства финансов США, МВФ и Всемирного банка достигли соглашение о преодолении таможенных барьеров на пути глобализации мировой торговли. Мы солидарны с В.А. Дергачёвым в том, что «В установлении мирового экономического порядка доминирует транснациональный Капитал и соподчиненные ему институты сложившихся международных экономических отношений. Роль политиков, как лиц наемного труда, включая президента США ограниченна по степени влияния на реальные экономические отношения в мире. Фундамент современного мирового порядка формируют, наряду с мондиалистскими организациями, транснациональные корпорации, международные финансовые институты и Всемирная торговая организация"1.

В работе проводится социально-философский анализ процесса формирования транснациональных элит. На наш взгляд, появление

1 Дергачев В.А. Глобалистика. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 303 с. http://www.dergachev.ru/book-6/index.html.

20

транснациональной элиты обусловлено логикой глобализации -превращением мира в социальную целостность. Сегодня имеет место утрата современными национальными элитами полноты легитимности и появление нового транснационального субъекта истории, создающего новый формат власти и распространяющего свою власть на мировое пространство, перешагнувший границы государств и межгосударственных союзов. Одну из важных основ политической глобализации составляет процесс углубления взаимодействия между национальными элитами, когда на смену устойчивым альянсам в рамках национальных границ и военно-политических союзов приходит гибкая система временных элитных альянсов, которые преодолевают государственные рубежи. Глобализация сопровождается уменьшением возможности национальных элит контролировать национальные экономики, а также, до некоторой степени и сферы политики и культуры, редукцией контактов между национальными элитами, обретением ими новых идентичностей, снижением их зависимости перед гражданским населением собственных стран.

В настоящее время идет процесс формирования новой транснациональной элиты, затрагивающий большинство стран. Этот процесс сопровождается разрушением национальных государств и серьезными социальными трансформациями. Транснациональная элита, воздействуя на политические элиты, стремится к осуществлению своего проекта решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством. Данный проект основан на корпоративных и классовых интересах, который учитывает интересы меньшинства, и его реализация сопряжена с рисками, имеющими глобальный характер. Методы реализации этого проекта также являются авторитарными и неизбежно приводят к обострению обстановки в мире, а также к нарастанию кризисных явлений на всем политическом пространстве.

Главными целями вмешательства транснациональных элит в интересы суверенных государств являются установление политического и экономического контроля, открытие доступа к их ресурсам (Ирак, Ливия), включение регионов в глобальный капитализм. Основной задачей является реформирование национальных систем, включающие как политические, так и экономические преобразования. Трансформация экономической сферы включает в себя выполнение предписаний международных организаций по реформированию институтов управления, которые

21

выработаны на основе консенсуса западных элит. В политической сфере предполагается установление институтов многовластия, которые обеспечивают влияние на национальные элиты для крупных игроков, пользующихся поддержкой транснационального капитала и западных элит, а также являются элементами бюрократического сдерживания массового недовольства в стране.

Итак, массовая культура является фактором приводящим к унификации национальных культур. Так как распространению массовой культуры способствует: а) огромные экономические вложения для получения ещё большей прибыли; б) используя возможности средств массовой коммуникации, средств массовой информации и заложенной в них возможности манипулирования, зомбирования. В результате чего, мы имеем искусственно направленную систему, заинтересованную в том, чтобы мировое общество было обществом массовой культуры, массового потребления.

В третьем параграфе «"Место и роль России в современных глобализационных процессах» исследуется цивилизационная принадлежность России. Специфика, особенности, историческое своеобразие национально-культурной идентичности России; особенности развития массовой культуры в российском обществе.

Существует три основных воззрения относительно цивилизационной принадлежности России. Наиболее объективным и полноценным, синтетическим, на наш взгляд является Евразийская концепция. Так как она объединяет западную и восточную составляющую российской культуры.

Анализ основ национально-культурной идентичности географической, этнической, религиозной, психологической - и сформированных на их базе архетипов образует целостный образ и своеобразие российской национально-культурной идентичности.

Этнической основой российской цивилизационной идентичности являются населяющие Россию евразийские народы. При этом Православие выступает важнейшей духовной составляющей русского народа, которое было насильственно замещено идеологией в 20 веке; однако сегодня вновь становится важным культурно духовным фактором. В целом же духовный фундамент российского цивилизационного основания держится на сплаве двух культур и трёх религий. На сплаве Западной и Восточной культуры, сплаве Христианства, Ислама, Буддизма. Именно культурный и религиозный

синтез делает уникальным, своеобразным Российскую Цивилизацию. И сегодня этот синтез выступает барьером, сдерживающим в России глобальную культурную западную экспансию. Однако, стремительные изменения в мире, связанные с противоречивыми процессами глобализации и трансформации, резко обострили проблему идентичности в нашей стране. Необходимы поиски новых моделей самосознания, межкультурной коммуникации нашей многонациональной страны.

Нужно ещё раз отметить, что Россию нельзя идентифицировать с интересами ни одной из образующих ее этнокультурных общностей. Так как исторически сложился наднациональный фундамент единой России. Только в контексте религиозного, национального, экономического союза возможно существование и развитие России как целостной, великой державы.

В Заключении подводятся основные итоги диссертационного исследования, сформулированы выводы, намечены дальнейшие перспективы развития данной проблематики.

По теме диссертационной работы опубликованы следующие основные работы:

Статьи в рекомендованных периодических научных изданиях:

1. Петросян С.Р. Глобализация и культурная идентификация /С.Р. Петросян // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2009. -№6. - С. 13-15.

2. Петросян С.Р. К вопросу сохранения национально-культурной идентичности в современном глобальном мире /С.Р. Петросян // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2011. - №4. - С. 34-37.

3. Петросян С.Р. Место и роль России в современных глобализационных процессах /С.Р. Петросян // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2012. - №2. (0.4. п.л.).

Научные публикации, вышедшие в других изданиях:

4. Петросян С.Р. Глобализация: естественные и искусственные аспекты /С.Р. Петросян // Труды аспирантов и соискателей Южно Федерального Университета. - 2010. - Т. 15. - С. 409-412.

23

5. Петросян С.Р. Глобализация: естественные и искусственные аспекты /С.Р. Петросян // Рубикон. Сборник научных работ молодых учёных. -2010. - Выпуск 56. - С. 19-22.

6. Петросян С.Р. Эволюция и развитие глобализации / С.Р. Петросян С.Р. // Рубикон. Сборник научных работ молодых учёных. - 2011. -Выпуск 58. - С. 44-46.

В печать 42012.

Формат 60x84/16. Бумага тип№3. Офсет.

Объем il О усл.п.л. Заказ № /5/ . Тираж '¿йкз. Цена свободная

Издательский центр ДГГУ

Адрес университета и полиграфического предприятия: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина,!.

1 2 - 1 2 68 1

2012089533

2012089533