автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему:
Гончарство неолитических племен Нижнего Амура. (По материалам поселения Кондон-Почта)

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Мыльникова, Людмила Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Новосибирск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.06
Автореферат по истории на тему 'Гончарство неолитических племен Нижнего Амура. (По материалам поселения Кондон-Почта)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Гончарство неолитических племен Нижнего Амура. (По материалам поселения Кондон-Почта)"

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ нш СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ

На правах рукописи

Мыльникова Людмила Николаевна

ГОНЧАРСТВО НЕОЛИТИЧЕСКИХ ПЛЕМЕН НИЖНЕГО АМУРА ( По материалам поселения Кондон-Почта)

07.00.06 - археология

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Новосибирск, ТЭЭ2

Работа выполнена в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской Академии Наук

Научный руководитель -Официальные оппоненты

-доктор исторических наук МЕДВЕДЕВ В.Е.

доктор исторических наук, профессор КИРИЛЛОВ И.И.

кандидат исторических наук

ЙУЩИХОВСКАЯ И.С.

Ведущая организация - Иркутский государственный университет

Защита состоится "Л 6 "ЛЬСЬ^ьМлЦ^ 1992 г. на заседании специализированного совета Д.200.09-01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Институте археологии и этнографии СО РАН ( 630090, просп. академика Лаврентьева, 17 )

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института.

Автореферат разослан " 1992 г.

Ученый секретарь

специализированного совета, „-/^ /

доктор исторических наук ^ /лмн в.Т.Петрин

(

, Т.: ОБЩАЯ X АР АКТ МИСТИКА' РАБОТЫ' - .

. Актуальность - темы." Б настоящее. время 'археология Дальнего Востока леречсивает становление нового-этапа своего развития. Своеобразие его .заключается, в-''постепенном оформлении. новых, ранее не поднимавшихся проблем и,, как следствие^ в'увеличении количества методов, 'ДО'этого в' археологии, региона, практически 'не применявшихся. Например, это усилившийся интерес к'вопросам разно!о рода Технологических реконструкций^ -в том числе, и технологии керамического производства. Результатом техника-технологического изучения керамическог-о материала различных эпох региона является постепенно складывающийся банк.данных. '

Однако это'мал"о"4 касается- неолитической керамики Нижнего Амура . Несмотря 'на то', - что' накоплен, огромный 'материал, насчитывающий десятки; тысяч единиц.фрагментов и около 200 сосудов, интерпретационный-уровень его'осмысления, остается'весьма низким. При описании керамического'матер-иала за-трагиваютс-я только орнамент и формы'сосудов';- практически .не используя-возможности, предоставляемые керамикой." Можно."-сказат.ь_, -что 'по полноте раскрытия заложенной информации .керамистина'.-продолжает. оставаться на уровне 60-70 - х п . Наша работа призвана в какой-Т.о.степени восполнить эти пробелы.

'•Цель-".работы..' - дать общую характеристику- гончарства неолитического поселения ДСондон-Лочта на основе реконструкции технологического прОцёсса-; выявить гончарные традиции изготовления сосудов-;. ввести-в: научный оборйт массовую серию результатов петрографического, анализа .образцо.в, 'рентгено-фазобого, термического, спектрального, используемых 'в .работе.- Это позволит в дальнейшем с накоплением-, аналитических данных .с других нижнеамурских памятников провести широкие пространственно-временные анализы динамики гончарства Приамурья с неолита -до средневековья.

• - Исходя из целей исследования, определяется следующий круг , задач: •

Т-" блр'ед&лиТь'состав- исходного сырья керамических сосудов; 2.-Дать характеристику состава формовочных масс, используемых гончарами- поселения; ' : -

¿. Выявить конкретные технологические, операции по формооб-разовайию и обработке поверхности изделий;

4.' Определить газовый и температурный режимы обжига древней керамики;

5.' Дать классификацию форм и орнамента сосудов;

6. Определить место' гончарства поселения- Кондон-Почта среди других неолитических памятников региона.

Кроме того, в задачи исследования входило выяснение возможности применения ряда-аналитических методов для изучения керамики и определения значимости полученной информации для археологических реконструкций. ;

Источники. Материалы,• использлванные в работе, добыты в результате-полевых исследований 1962-1963 и 1971-Т972 гг. на поселении Кондон-Почта (руководитель экспедиции А.П.'Окладников, начальник отряда 1962 г. - Г.-И.Пронина, 1963 г.- В.Е.Ларичев, 19711972 гг. - В.Е.Медведев).

Древнее поселение располагалось на территории современного нанайского аела Кондон Комсомольского р-на Хабаровского края в долине р.Девятки, вытекающей.из оз. Эворон. Следы поселения-прослеживались в виде небольших чашевидных углублений, тянувшихся вдоль ручья в Т40-200 м от впадения его в Девятку'.

. В результате широкомасштабных раскопок, которые велись главным образом сплошной' площадью, удалось вскрыть полностью ^2 жилищ (более .1500 м^.). Поселение Кондон-Почта является "первым и пока единственным.достаточно, полно изученным и опубликованным памятником эпохи неолита на данной территории. По обилию находок, отражающих жизнь населения, его можно назвать уникальным. Полученная коллекция предметов насчитывает Долее 4500 экземпляров. Керамическая коллекция состоит из 45 целых сосудов, 455 крупных фрагментов, которые могут быть использованы для графических реконструкций, сосудов, 3370 венчиков от отдельных изделий и 47 тыс. фрагментов.

. • Для сравнения и поиска аналогий в работе привлекались также коллекции керамических сосудов с поселений на о-ве Сучу, Малышеве, Вознесеновского, М.Гавань.

Методы исследования. Изучение керамического материала осуществлялось путем микроскопического анализа следов работы на поверхности изделий и в изломах с целыо выявления конкретной информации о технике и технологии'их изготовления'по методике, разрабо-' тайной А.А.Бобринским. Изученный материал позволил получить информации по еле,дующим ступеням производственного процесса: отбор исходного сырья, составление формовочных масс, изготовление начи-

нов- и. полого тела, механическая обработка поверхности сосудов, термическая обработка сосудЪв. Таким образом исследована практически вся керамика."-поселения Кондон-Почта .и памятников, которые рассматриваются для. поиска аналогий. .

■Значительный банк данных получен автором на основании результатов петрографического анализа: они положены в основу изучения формовочных масс; наличия ангобного слоя, в какой-то степени для определения присутствия в формовочных массах органики., а также для определения типа'исходного сырья и температуры обжига.. Изучено 204 шлифа, 'из них - 150 - кондонские, остальные - с поселений. Малышева,- Сучу,- Вознесеновского, Тахты. -•

С целью .определения кристаллических минеральных фаз образцов древней керамики использовался рентгено-фазовый метод. Результаты рентгено-фазоЕ'ого метода в совокупности с методом дефференциаль-* ной термогравиметрии применялись для определения. температуры. обжига древней керамики. Для изучения типа исходного сырья наряду с петрографией использовались -результаты атомно-абсорбционного и нейтронно-^активационного анализов. • ' •

' Изучение'и-классификация.форм сосудов основывались на детальном анализе структуры и пропорций сосудов. При. исследовании орнаментации изделий применялись'принципы описания и!систематизации, иснользуемые в искусствоведении и этнографии. . .

Для'изучения жилищ по признакам .сходства-различия.Использо- ■ ван математический метод.. Кроме того широко применяются-и -используются Другие методы: статистический, графического моделирования, сравнительный и т.д. Всё названные .'методы', и' приемы в совокупности' способствовали унификации описания и классификации материала,а также значительному расширению его источниковедческих возможностей.

Научная новизна работы состоит .в-том, что впервые предпринята попытка массового технологического анализа изделий из глины неолитической эпохи Нижнего Амура. Реконструированы аспекты .гончарства на одном из интереснейших памятников -этого региона. • " ' ; • На защиту-еыносятся следующие положения:- • • '•, '• '

т. На поселений Кондон-Почта представлены-две керамические . традиции: фигурно-штамповая и роликово-спиральная.. . ■■

2. Две традиции на поселении выделяются-, не только 'при анализе технологии керамического производства, 'но. и 'при ;планиграфйчес-ком исследовании жилищ. ' ' •,.•'•■";

3. Две указанные традиции соответствуют двум неолитическим культурам: кондонской и вознесеновской.' Кондонская, хотя и сложного состава, является'местной -для данного региона. Бознесеновс-кая, тоже сложного состава, является результатом наложения пришлой (предположительно из Северо-Восточного Китая) "протовознёсе-новской" керамической традиции На"местный субстратпредставленный малышавской культурой (поселения Малышвво, на о-ве Сучу).

"ПротоЕознесеновская" традиция впервые'выделяется автором.

Практическая значимость работы. Результаты технико-технологического анализа кондонского гончарства .могут быть использованы при изучении керамики населения Нижнего Амура в целом и по отдельным памятникам в рамках данного региона, а.также при разработке историко-культурных проблем, в частности, процессов смешения разных в культурном .отношении групп древнего населения, соотношения традиций и новаций в гончарстве, вопросов общей периодизации археологических памятников дальнего Востока.

Кроме того, полученные результаты и выводы могут быть использованы при разработке лекционных курсов по археологии Нижнего Амура неолитической эпохи и спецкурсов по технике и технологии древнего гончарства для студентов исторических факультетов.

Апробация работы. Основные положения диссертации излагались и обсуждались на конференциях молодых ученых института истории, филологии и философии СО АН СССР (Новосибирск, - ТЭ'Л гг.);

на проблемных совещаниях археологов Дальнего Востока (Владивосток, т987 - т990 гг.); нз методических семинарах археологов-ке-рамнстов (Тобольск, т988 - тЗЭ0 гг.1; на Всесоюзном совещании археологов-керамистов "Керамика как исторический источник" (Самара, т9^1); а также на объединенном заседании секторов неолита и бронзы и железа Сибири института археологии и этног. афии СО РАН (Новосибирск, ТЭЭТ1.

CTj-.yKT.yia боты.Диссертация состоит из введения, четьу ех глав, заключения, спкска использованной литературы и альбома иллюстраций .

И.ОСНОВНОЕ ССДЗРЖЛНИ^ РАБОТЫ

Во введении обэслоБигсется актуальное™ выб*г.яно£ то.,;.-, Формулируются цели и задач;. »•.сслецоЕан/я, нрчткс ха1акте:..кг ..гея источники, методы, научнее новизна и лргктпческая значимость.

Глава Т. История исследования памятников Нижнего Амура с неолитической керамикой

•Паномерное изучение памятников с неолитической керамикой началось сравнительно недавно - с 30-х гг. XX в. Первая систематизация материала принадлежит А.П.Окладникову. В середине 30-х годов на основании результатов исследования большого числа памятников Нижнего Амура им была создана первая периодизация неолитической культуры, в результате чего к неолитическому времени была отнесена и керамика раннего железного века. Появление новых данных в 50-60-е гг. требовало уточнения старых взглядов. В 19651966 гг., после раскопок Вознесеновского стратифицированного поселения, знаменовались созданием новой концепции. В нижнеамурской неолитической культуре А.П.Окладников выделил три этапа:первый, наиболее ранний,- малышевский; второй - кондонский; третий - вознесеновский, получившие название по эпонимным памятникам.

Основные положения, выдвинутые А-П.Окладниковым в 30-80-е годы: самобытность и своеобразие нижнеамурской неолитической культуры; в неолите на Нижнем Амуре сложился и четко выразился орнаментально-декоративный стиль, тонкий и богатый художественный вкус; происхождение современной орнаментики нижнеамурских народов связано с неолитическими орнаментами - амурской плетенкой и спиралью; предполагаемый возраст нижнеамурского неолита - 5 - н. 2 тыс. до н.э. - сохраняют свое значение до сих пор.

А.П.Деревянко, следуя за А.П.Окладниковым, считает, что в неолите на Нижнем Амуре Выделяются три этапа, которые, по его мнению, соответствуют трем сменяющим друг друга культурам: древнейшая - малышевская, датируется 4 тыс. до н.э. Кондонская культура существовала в первой половине 3 тыс. до н.э. Заключительная стадия неолита - вознесеновская культура - конец 3 - нач. 2 тыс. до н.э.

Д.Л.Бродянский, разрабатывая проблему периодизации и хронологии неолита Приморья, выделяет в нем две традиции украшения сосудов: в одной преобладает штамп, в другой - гребенчато-пунктирная техника. Керамику с преобладанием штампа он относит к кондо-нской культуре по аналогии с керамикой поселения Кондон-Почта. Интересным и перспективным в плане изучения нижнеамурской керамики является поселение Гася'(раскопки В.Е.Медведева), где наря-

5

ду с керамикой развитой неолитической культуры, есть находки древнейшей, а также работы А.К.Конопацкого на поселении М.Гавань, отличающемся многослойностью.

Таким образом, нужно отметить, что в результате археологических изысканий на Нижнем Амуре получена большая коллекция керамического материала. На основании орнаментации сосудов и стратиграфических наблюдений создана периодизация нижнеамурского неолита. Авторами рассматривались и отдельные вопросы технологии керамического производства (например, обработка поверхности, способ орнаментации), хозяйственно-бытовых функций сосудов, отмечена роль •гончарства в экономике древнего населения. Однако неразработанность проблемы эволюции гончарства, отсутствие работ, где бы разрозненные факты и наблюдения объединились общей проблематикой -ставят вопрос о необходимости всестороннего исследования керамики с привлечением новых для данного материала методики и методов исследования.

Глава П. Технико-технологический анализ керамики поселения Кондон-Почта

Данная глава посвящена описанию технико-технологического анализа керамики поселения.■

§ Т. Исходное сырье

Результаты изучения химического состава глин древней керамики, а также данные термического, петрографического и рентгено-фазового анализов свидетельствуют в пользу того, что глинистая составляющая пород, используемых гончарами поселения, имела преимущественно гидрослюдистый характер. Смектитовая составляющая (в подчиненном положении) - монтмориллонитовая и каолинитовая. Естественные минеральные компоненты представлены обычно кЕарцем, плагиоклазом, эпидотом, рудными минералами, калишпатом, роговой обманкой. Путем идентификации исходного сырья образцов древней керамики, образцов из ям-"глинищ" поселения и глинистых пород из окрестностей памятника установлен местный характер гончарства.

Древние мастера знали операцию "вылеживания" глин и пергд составлением формовочных масс глину подвергали тщательному промину.

§ 2. Формовочные массы

Результаты систематизации микроскопических (бинокулярных и

б

петрографических) исследований позволили получить сложную картину существования типов формовочных масс керамики на поселении. В качестве добавок гончары ислользоевли шамот, дробленные породные обломки, органику растительного происхождения (золу) и раковину пресноводного моллюска (с биологическим гелом).

Шамот в кондонской керамике представлен обломками остроугольной формы, подквадратной, округлой, средний размер частиц от 0,5 до Т мм (есть отклонения до 0,3 и 2,5 мм). Процент шамота в неорганическом наполнителе образцов различен - от единичных зерен в отдельных образцах до ТОО %. Отличительной особенностью шамота является его специфическое строение, позволяющее производить сопоставление глинистой основы черепка и шамота, глинистой основы шамота б шамоте, а.также выяснить природу наполнителя в шамоте. В результате таких наблюдений в кондонской керамике выявлено: Т) в 83% образцов глины шамота соответствуют 1линзм щли-фа; 2) в 5 % глины шамота отличаются от глин шлифа; 3) выявлены случаи (4 использования в одном образце шамота двух видов: а) с ¡'линой, соответствующей глинам шлифа и б) не соответствующей глинам шлифа; 4) зафиксированы случаи использования в качестве шг-шота керамического боя с органическим наполнителем. Исходя из этих результатов, установлено, что гончары поселения Кондон-Ло-чта при изготавлении сосудов использовали в качестве боя изделия свои собственные и такяе и чужие, а иногда те и другие вместе.

Породные обломки. Средний размер частиц варьирует от 0,5 до 4 мм, хотя преобладают 0,5-Т и Т-Т,5 мм. Процент породных обломков в наполнителе составляет в среднем 30-50 (есть случаи 5 и т00 % примесей). Форма обломков неправильная, угловатая, с извилистыми краями. По определению геологов-петрографов местом сбора породных обломков служили временные водотоки.

Органический наполнитель. Присутствие органики фиксируется е 50 % образцов. Пресноводный моллюск отмечен в 15 % образцов с органикой.

Ведущее место в наполнителе занимает шамот.

С использованием описанных примесей кондонские мастера составляли шесть ¿ецелтов формовочных масс: глина + шамот; глина + самот +'о.. ганики; 1 линя + породные обломки; глина + по родные обломки + о:.1апика; глина + шамот + породные обломки; глина + шалот +■ породные обломки + органика. Ведущим на поселении является

рецепт глина + шамот + породные обломки (37,5 %) и рецепт глина +■ шамот + породные обломки + органика (34,4 %). По наличию данных рецептов на поселении зафиксировано существование двух разных навыков приготовления формовочных масс: обособленного и смешанного.

§ 3. Формовка и обработка поверхности

В процессе изготовления емкости будущего сосуда в кондонском гончарстве намечено несколько ступеней: Т) изготовление начина; 2) изготовление полого тела; 3) механическая обработка поверхности.

В изготовлении начинов выделено две программы: донная и дон-но-емкостная.

Донные нйчины характеризуются первоначальным изготавлением днища в виде глиняного диска, на котором, затем, производилась дальнейшая формовка сосуда ( 38,2 % ). Зафиксировано два способа соединения донного начина со стенками сосудов: а) нижняя лента соединяется с диском с внутренней стороны (82,4 % сосудов); б) с внешней стороны (11,8 %).

Донно-емкостные начины изготавливались из одного комка глины с созданием не только плоскости основания-диска, но и боковых стенок будущего сосуда (58,4 %). При разрушении изделий такие начины имеют форму неглубокой чашечки.

На поселении отмечено три сосуда, начины которых имели сложный характер, соединяя признаки донного и донно-емкостного.

Древние гончары использовали два приема в изготовлении стенок глиняных изделий: выдавливание из одного комка глины и наращивание лент. Выдавливанием изготовлены сосуды небольших размеров: 5-7 см высотой. Наращиванием лент ленточно-кольцевым способом выполнена вся основная масса кондонских сосудов. Ленты шириной от 4 до 10 см, соединялись между собой "встык" или "внахлест".

Зафиксирован также спиральный способ наращивания лент.

По следам, оставшимся от применяемых гончарами инструментов, керамика Кондона разделена на несколько групп: I. Наибольшую группу (80 %) составили фрагменты и сосуды, которые имели на своей поверхности характерные следы в Биде параллельных друг другу узких бороздок - отпечатки папиллярных линий пальцев, т.е. сосуды, обработанные руками мастера. 2. Другую группу составили сосуды, обработанные деревянной лопаткой (или щепок). 3. В единичных случаях поверхность изделий сохранила следи: обработки т^аЕОй.

На 30% изделий присутствует лечение.

§ 4- Сушка и обжиг керамики

Для определения газового и температурного режимов обжига керамики использованы цветовой анализ свежих изломов и поверхности черепка совместно с повторным обжигом образцов, данные рентгено-фазового, термического и петрографического анализов.

Кондонские сосуды обожжены в окислительном и восстановительном (преимущественно)' режимах. Температурный интервал составлял 650-700°С.

Глава Щ. Классификация форм и орнамента сосудов поселения Кондон-Почта

Данная глава посвящена описанию форм и орнамента сосудов поселения.

§ Т. Классификация форм сосудов.

Как наиболее показательные, для построения классификационной системы выбраны соотношения четырех параметров сосудов и, следовательно, двух их пропорций: соотношение высоты сосуда и высоты точки максимального диаметра, а также диаметра по венчику и максимального диаметра тулова. На основании данных пропорций выделены типы сосудов.

Внутри типа различия в соотношении диаметра дна и диаметра основания горловины, максимального диаметра тулова и высоты точки максимального расширения тулова положены в основу выделения видов. По формам'горловин и венчиков выделяются варианты. По характеру основания все сосуды отнесены к классу плоскодонных. По наличию оси вращения выделена группа равномерносимметричных и асимметричных сосудов.

В группе симметричных сосудов выделено три типа. I тип - сосуды открытых форм (26 %) - делится на семь ендов: А - блюдца. Дмакс.:Нт.макс.=3,7; Дц:Дг=0,9. Б - низкие чаши. Дц:Дг=0,5, Дмакс.:Нт.макс.=1,4- Г - стаканообразные сосуды. Дц:Дг=0,5-0,6; Дмакс. :Нт.макс.=0,9-1,0. Д - ситулообразные сосуды. Дц:Дг=0',4 -0,5; Дмакс.:Нт.макс.=0,9-Т,0. К - ситулообразные приплюснутые сосуды. Дц:Дг=0,4; Дмакс.:Нт.макс.=1,2. Ж - банки. Дц:Дг=0,8; Дмакс. :11т.макс.=Т ,0.

Л тип - вазы. Встречены в единичных '.экземплярах.

Ш тип - горшки (72 %). Выделено пять ^лдоь. А - сосуды в виде высокой чаши с /орлоЕиной, образование;' путем отгиба венчи-

ка. Дц:Дг=0,3; Дмакс.:Нт.маке.=2,4. В - уплощенные горшки с эллипсовидным туловом. Дц:Дг=0,4-0,6; Дмакс.:Нт.макс.=2,2-2,В - сосуды уплощенной формы с бочонковидным туловом. Дп.:Дг=0,5-0,сЗ; Дмакс.:Нт.макс.=Т,7-2,1. Г - высокие сосуды с хорошо профолирова-нным туловом. Дц:Дг=0,4-0,7; Дмакс.:Нт.макс.=1,2-1,б. Д - сосуды вытянутой формы. Дц:Дг=0,3-0,4; Дмакс.:Нт.макс.=1,1-1,2-

Группа асимметричных сосудов представлена одним изделием в виде низкой чаши.

Все выделенные типы сосудов достаточно широко распространены на поселении. Однако в распределении их по жилищам есть определенная закономерность. В жилищах № I, 2, 7, Э, 10 - представлены сосуды только Ш типа. А в жилищах № 3 - типы т, П, 111, при ведущем 12; № б - типы I и Л, при ведущем Т; 5, 6, 13, 14 - типы I и Л.

В параграфе подчеркивается, что древние гончары при изготав-лении изделий выдерживали не какой-то эталон сосуда, а соотношение между различными частями сосуда, что давало возможность реализации в различных видах изделий творческох'о потенциала каждого гончара без отклонений от общепринятых корм.

§ 2. Классификация орнамента сосудов

Методической основой анализа орнамента керамики явился подход к нему как к явлению разностороннему, в процессе изучения которого равноценное значение имеют: а) технические приемы орнаментации, б) состав и особенности мотивов, б) композиционные приемы.

Орнамент разделен на три структурных класса: орнамент позитивного рельефа, орнамент негативного рельефа, плоский орнамент. В основу выделения подклассов положена множественность конкретных приемов декорирования поверхностей: класс т, подкласс т - н°.~ лелной. Подкласс 2 - защипы. Класс П. Подкласс I - штампованный. Подкласс 2 - прочерченный. Подкласс - тисненый. Класс Ш. Подкласс I - крашеный. Контур элементарного изображения положен в основу разбиения объектов на типы. Основанием для выделения категории "вид" служит признак, который характеризует особенности движения рук мастера, работающего тем или иным инструментом. Частные варианты выделяются с учетом наличия дополнительных атрибутов.

К наиболее общим стилевым особенностям кондснско!о орнамента относятся концентрическая структура декора, т.е. узо. олояс::-

тп

¿и

вает сосуд по окружности. По способу композиционного построения орнамент подразделяется на два типа: бордюрный и сетчатый. Стиль орнаментальных мотивов - прямолинейный и криволинейный геометрический. Ведущими являются горизонтальные, вертикальные, наклонные линии и их сочетания. В основе узоров сетчатого типа лежат ромбы, треугольники, кружки, оттиски лопатки ("чешуйчатый орнамент"). Криволинейный узор состоит из волнистых линий, ориентированных горизонтально, а также более всего из спиралей и различных ее модификаций. Прямолинейно-геометрический орнамент наносился" с использованием всего арсенала средств: налепа, штампования, тиснения, прочерчивания. Криволинейный - только прочерчиванием.

Доля орнаментированных изделий составляет 97 %.

Характерной особенностью почти всех форм сосудов является орнаментированность двух верхних третей сосуда и отсутствие орнамента на придонной части.

Отмечена зависимость между формами изделий и их орнаментом. Наибольшее разнообразие наблюдается на сосудах 11! типа.

§ 3. Штампы для орнаментации сосудов

Б данном параграфе описываются изделия, заведомо использующиеся для орнаментации керамических сосудов, найденные на поселении Кондон-Почта. Все предметы выполнены из глины без примесей, в форме двусторонней печати с прямой удлиненной рукоятью, увенчанной площадкой, которая и является непосредственно штампом. Описано семь изделий. Площадки их оформлены ромбами различной формы и кругами. Приводится сравнение археологических глиняных штампов с поселения Кондон-Почта с этнографическими штампами из рога из нанайского села Кондон.

Глава ТУ. Керамика поселения Кондон-Почта как исторический источник

Технико-технологический анализ керамического материала поселения выявил его неоднородность и сложность.

Данные по сырьевой базе керамического производства позволили идентифицировать местный его характер с ориентацией на ресурсы, локализованные вблизи памятника. Этот вывод важен не только с точки зрения определения пространственной организации гончарства, но и для доказательства местных корней одного из основных видов производственной деятельности древнего населения.

Изучение формовочных масс, программ конструирования начинов, полого тела, орнаментации - привело к выводу о существовании на • поселении двух групп .керамики: фигурно-штамповой и роликово-сли-ральной, соответствующих двум неолитическим культурам: кондонской и вознесеновской. Причем в результате проделанного анализа оказалось, что названные культуры выделяются на поселении не только по технико-технологическим показателям изготовления сосудов, но и планиграфическим особенностям жилищ.

Кондонская культура с эпонимного поселения, местная по своим корням, однако по происхождению не являлась однородной. Это прослеживается в существовании обособленных и смешанных рецептов формовочных масс: глина + шамот; глина + шамот + органика ¡растительного происхождения); глина + породные обломки; глина + породные обломки + органика (р/п); глина + шамот + породные обломки; . глина + шамот + породные обломки + органика. А также в программах конструирования начинов - донная и донно-емкостная; в орнаментации (виден процесс развития от использования единичных оттисков штампов, не связанных между собой, до сплошного покрытия определенной части сосуда богатым узором в виде амурской плетенки или чешуйчатого орнамента). Однако развитие это идет на местной основе. Такое же смешанное состояние различных технологических цепо -чек изготовления сосудов показывают материалы малышевского.слоя на более ранних памятниках Нижнего Амура, например, поселения Малышево, на о-ве Сучу, нижний слой Вознесеновского.

Особенно интересно в этом плане поселение на о-ве Сучу. Здесь есть керамика и кондонской культуры со штамлово-фигурной орнаментацией, хотя в довольно малом количестве. Можно сказать, что на Сучу намечается процесс сложения кондонской культуры, проявившийся в орнаментации керамики. И более ранняя, малышевской культуры, характерным признаком которой является орнаментация оттисками штампа "гребенка" и "лопаточка". А также керамика смешанного характера, то есть орнаментированная "гребенкой", "лопаточкой" и фигурными штампами (ромб, круг, овал и др.). на одном изделии. На поселении Кондон-Лочта ранняя,малышевская керамика с гребен-, чатым орнаментом и оттисками лопаточки тоже есть, но ее очень мало. Складывается впечатление, что носители кондонской культуры пришли на поселение с'уже сложившимися гончарными традициями, развитие которых продолжалось на месте. И, очевидно, в силу перифе-

рийного расположения памятника, кондонская культура существовала здесь более длительный отрезок времени, чем на других известных неолитических поселениях Нижнего Амура.

К сожалению, констатируется, что более ранние, "домалышевс-кие" истоки кондонской культуры пока не известны.

Попытки построения корреляционных связей кондонской культуры выявила комплекс признаков, сближающих между собой различные формы гончарства неолита дальневосточного региона, а также локальные различия и специфику отдельных групп населения.

Далее■отмечается, что вознесеновская культура сформировалась на базе местного субстрата и пришлой керамической традиции, приспособившейся к здешним условиям, принявшей многие аборигенные черты, но и сохранившей свои.Особенно четко это проявилось в рецептах формовочных масс: использование органогенных добавок в виде толченой раковины моллюска. А также е какой-то степени в конструировании начинов и полого тела: донная, днно-емкостная программы л сочетание на одном изделии признаков донной и донно-ем-костной программ изготовления начинов; в использовании специфического г..особа конструирования полого тела - спирального налепа наряду с ленточно-кольцевым. В орнаментации - спирали,нанесенные поверх гребенчатого горизонтального зигзага.

Для поиска истоков данной керамической традиции рассматри-ьчш-ся ни«яеаму>екие неолитические памятники и памятники СевероВосточного Китая.

На поселении на о-Ее Сучу, наряду с керамикой малышевской культуры, присутствуют специфические материалы из жилища № 2 раскопа т377 г. Специфика их проявляется особенно в составе формовочных масс и орнаментации керамики. При составлении формовочных маео мастера использоеэлл не только красно-жгущуюся глину, но и белую. Неорганических добавок в тесто не еводили. На поверхности сосудов и б изломах прослеживаются даже невооруженным глазом пустоты "чешуйчатой" формы. Микроскопический анализ, а также петрографические и биолого-химические исследования позволили ус-таноЕить наличие в формовочных массах пресноводной органики в виде толченого моллюска с биоло! ическ/.м телом.

Изделия изготавливались вручную, способом ленточно-кольце-г.ого лале.ш. Начин, скорее всего, судя по характеру разрушения, сосудов, оыл дон.-ю-е.лкоелкы.«!. {о^ш сосудов отличаются единооб-

разием: плоскодонные, венчики отогнуты наружу так, что изгиб образует шейку, которая сразу переходит в округлое тулово. Точка максимального диаметра находится в верхней трети сосуда. Из общей массы орнаментировано 70 % сосудов. Орнамент прост: это композиции из вертикальных зигзагов, выполненных зубчатым колесиком (.91%) или прочерчиванием (9 %). Реже на тулове сосудов делались налепные валики - 2 %. Данную керамику на поселении Сучу мы назвали "протовознесеновской".

На Сучу не было зафиксировано ни одного случая составления смешанных рецептов, имеющих в составе минеральные примеси,и органику в виде дробленого моллюска. Высказываются предположения:..

Т. Носители "протовознесеновской" гончарной-традиции были пришлыми группами; 2. На данном поселении (Сучу) они не смеша- ' ' лись с местным населением; 3. Возможно открытие памятников с керамическим материалом смешанного характера.

Подобная пришлая протовознесеновская керамика выявлена также на поселениях Малышево и М.Гавань.

Интересно, что сахалинские археологи связывают первый этап имчинской неолитической культуры с ке; , основной чертой ко-

торой является присутствие в формовочной массе толченого моллюска и орнаментированной .горизонтальным прочерченным или гребенчатым зигзагом. ~ •-■'..•

. На поселении Кондон-Почта не зафиксировано чистых органогенных рецептов. Здесь моллюск смешивался с неорганическим наполнителем. Очевидно, можно предположить, что появление на'Кондоне • новой керамической традиции не имело характера стремительной экспансии, как это наблюдалось на памятниках Малышево, Сучу, М.Гавань. Кстати, перечисленные памятники расположены на берегах основной магистрали региона - Амура, что в большой степени обусловило быстрое распространение инноваций вплоть-до Сахалина. Периферийное расположение поселения Кондон-Почта обусловило проникновение сюДа новой традиции с уже измененными чертами, появившимися после длительного соприкосновения с местной нижнеамурской, видимо малышевской, традицией. Стремление гончаров приспособить к местным условиям свои навыки составления формовочных касс проявилось на кондонском поселении в наличии смешанных рецептов: глина + минеральные добавки + пресноводный моллюск, а тагке' г-специфическом способе орнаментации керамики: чисто амурские с:ы-

рали наложены на пришлый гребенчатый зигзаг.

Не- менее интересен уже в плане поиска истоков "протовознесе-новской" керамической традиции район Северо-Восточного Китая. Большую группу памятников этой территории китайские археологи относят к культурам Хуншань и Фухэ, датируя их серединой 1У- серединой Ш тыс. до н.э. Отличительной особенностью керамики из неолитических памятников Северо-Восточного Китая является присутствие в формовочных массах толченой раковины и орнамент в виде вертикального и горизонтального зигзага', различных его модификаций.

Очевидно, в конце Ш тыс. до н.э. происходило переселение из северо-восточных районов Китая на Амур племен, отличных от местных. Ото следует из анализа ряда технических приемов в изготовлении кондонской фигурно-штамповой и вознесеновской роликово-спира-льной традиции' на поселении Кондон-Почта. Но на поселение новая традиция пришла уже соприкоснувшись с местной, измененная, с новыми чертами. Признаки длительного воздействия на пришлую тради -цию местной, субстратной прослеживаются здесь достаточно четко. Первоначально разделенные две традиции - малышевская и протовоз-несеновская, представленные на памятниках Сучу, Малышево, М.Гавань, в Кондоне приобрели характер одной, соединив вместе различные черты изготовления сосудов.

Изучение послойного распределения керамики и жилищ по признакам сходства-различия позволило отнести к кондонской культуре жилища № Ю, Э, б, 5, 4, а к вознесеновской - № 3, 13, 14.

. Достаточно сложными остаются вопросы хронологии кондонской и вознесеновской культур на поселении Кондон-Почта. С определенной долей вероятности можно говорить лишь о времени бытования вознесеновской культуры - радиоуглеродная дата из жилища № 13 -3770^30 лет назад и.ла 13СС- 30 г. до н.э., т.е. начало П тыс. до н.э.

Е Заключении кратко подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы. Отмечается, что затронутые в работе аспекты далеко не исчерпывают весь круг проблем технологии изготовления неолитической керамики Нижнего Амура. Определяются направления дальнейших исследований. ,

По теме диссертации опубликованы следующие работы.

Т. К характеристике орнамента неолитической керамики посе-

ления Сучу (Нижний Амур) // Проблемы археологии СеЕеро-Восточной Азии.-Новосибирск:Изд-во АН СССР, Т936.-С.03-68.

2. Гончарные традиции в неолитической керамике поселения Сучу // Технология древних производств Дальнего Востока. Препринт Владивосток: Изд-во Дальневосточного отд-я АН СССР,. т938.- С. 1С

- Т2.

3. Эволюция спирали в неолитической керамике Нижнего Амура //Технический и социальный прогресс в эпоху первобытнообщинного строя.-Свердловск, 1939.- С.58-60

4. О технологических традициях керамики Кондона (к вопросу о вознесеновской культуре)/,/ Проблемы изучения памятников каменного века и лалеометалла Дальнего Востока и Сибири. Препринт.-Владивосток:Изд-во Дальневосточного отд-я АН СССР, ТЭЗЭ.- С. 20 -24.

5. Атомно-абсорбционный и нейтронно-активациопный анализы древней керамики //' Проблемы технологии древних производств.-Новосибирск: Изд-во СО АН СССР, 1930.- С.аТ-ЗЭ

6. К вопросу о температуре обжига неолитической.керамики поселения Кондон//Керамика как исторический источник. Тез докл.

- Самара: Уральское отд-е АН СССР, КуйбышеЕСкий пед. ин-т, ТЭЗТ.

Зак. 14-100-?2 " 1ШПГРА/'