автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Гонговые ансамбли во Вьетнаме (Мыонг и Север Тэй Нгуен)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Гонговые ансамбли во Вьетнаме (Мыонг и Север Тэй Нгуен)"
г Г Г) од
1 1 ИОВ 1395
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ
На правах рукописи ЛЭУ ТХИ КИМ ТХАНЬ
ГОНГОВЫЕ АНСАМБЛИ ВО ВЬЕТНАМЕ (МЫОНГ И СЕВЕР ТЭЙ НГУЕН)
Специальность 17.00.02 — Музыкальное искусство
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Москва — 1996
Работа выполнена в Государственном институте искусст-
доктор искусствоведения, профессор Э. П. Федосова кандидат искусствоведения А. С. Алпатова
Ведущая организация: Московская Государственная консерватория им. П. И. Чайковского
Защита состоится 31 октября 1996 г. в 14 часов на заседании Диссертационного совета в Государственном институте искусствознания Министерства культуры РФ по адресу: 103009, Москва, Козицкий пер., д. 5.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного института искусствознания.
вознания.
Научный руководитель:
доктор искусствоведения, профессор И. Р. Еолян
Официальные оппоненты:
Автореферат разослан «
»
1996 г.
Ученый секретарь ^ /?
диссертационного совета, С/^Ирс/ьсЛа^
кандидат искусствоведения (у С. Г. Зверева
Общая характеристика оа&оты
Актуальность избранной темы
Народное музыкальное творчество - одна из важных сфер художественной Культуры Вьетнама, требующая научного осмысления с современных позиций. На протяжении вексв оно активно воздействовало на общественную жизнь, служило опорой в периоды исторических испытаний, стало неотъемлемой частью быта и трудовой деятельности народа.
Изучение национального наследия, в частности (Традиционной музыки, актуально сегодня не только для достижения истоков художественного творчества народов Вьетнама, его специфики и своеобразия, но и для дальнейшего развития музыкальной культуры страны.
Наиболее специфическим и почитаемым во Вьетнаме и Юго-Восточной Азии музыкальным инструментом являются гонги. Гонговая музыка - самая распространенная форма инструментальной традиции, тесно связанная и с материальной и с духовной жизнью народа.
Однако во Вьетнаме до сих пор нет систематического и всестороннего исследования, посвященного гонгам и их музыкальным характеристикам. Эта проблема остается актуальной для деятелей вьетнамского музыкального искусства.
Поэтому не случайно, чтр за последние годы Министерстэо культуры Вьетнама и Институт по изучению музыки организо-
вали три фестиваля и конференции по гонгам; в 1987 году для Севера, в 1989 году для Юга и в 1992 году для всей страны. В фестивалях принимало участие большое количество гонговых ансамблей из разных регионов страны. На конференциях обсуждался вопрос о необходимости и формах изучения гонгов. Участники их пришли к выводу, что в настоящее время важен не только анализ особенностей самого инструмента или гонговых пьес, но и обоснование факта формирования в ЮВА оригинальной музыкальной культуры, не зависимой от внешних источников влияния, в частности китайской и индийской культур.
Высказанными соображениями обусловлен выбор темы настоящей диссертации. Автор ставил своей целью сбор, систематизацию, описание и анализ материалов, относящихся к музыке гонговых ансамблей. В работе рассматриваются следующие вопросы: социальная среда распространенных гонгов в регионах Мыонг и Тэйнгуен; значение гонгов в традиционной социально-общественной жизни; характеристики инструментов; традиционные виды гонговых ансамблей и анализ художественных особенностей гонговой музыки.
Научная новизна работы. Предпринятое автором исследование - первая монография о гонговом искусстве во Вьетнаме, которая дает о нем целостное представление. До сих пор гонтовым ансамблям посвящены лишь немногочисленные статьи, опубликованные во Вьетнаме и за рубежом.
В виду отсутствия достаточного количес, да музыкально-этнографического материала дисперпнту пришлось провести ряд экспедиций б провинциях Лайтяу. Тханьхоа, Хоабинь. Жа-лай, Контум, Нгиабинь с 1981 по 1983 год, присутствуя на национальных праздниках при отправлении различных народных обрядов. Это позволило подкрепить свои выводы ссылками на 'конкретные факты функционирования гонговых ансамблей и их особенностей. Записи гонгозой музыки, приведенные в диссертации, сделаны автором.
Материалом диссертации послужили также запись гонгогзой музыки народности Еаны в кинофильмах "Жертвоприношение буйвола" и "Самок - праздник урожая", созданных авторами То Нгок Тхянем и Зыонг Хоанг Луаном, записи на радио гонговых ансамблей привинций Хоабинь, Жалай, Контум, Даклак; сборник материалов конференции по гонгам и статья о гонгах Тэйнгуен Лыонг Хонга ("Советская музыка", 12/1990).
В диссертации использованы трудь! вьетнамских ученых по истории, литературе и этнографии.
Большую ценность для автора представили труды по общей теории музыки и проблемам музыкального искусства стран Азии и ЮВА на русском и иностранных языках. Среди них - работы В.Виноградова, В.Беляева, И.Р.Еолян, Чан Ван Хе, Ж.Маседы и других. Они составили теоретическую основу и методологию представленного исследования.
Диссертация 'Гонговые ансамбли во Вьетнаме* имеет практическое значение для осмысления подлинной ценности оригинального вида искусства - гонговой музыки - в культурной жизни народностей Вьетнама. Фактический материал, приведенный в ней, поможет в усовершенствовании процесса преподавания вьетнамской традиционной музыки в Ханойской консерватории. Он представляет интерес и для композиторов, опирающихся в своем творчестве на национальную традицию, что будет способствовать процессу создания целостной современной и национальной музыки Вьетнама. Кроме того, изучение гонгового искусства поможет руководству Министерства культуры в выработке решений и мероприятий, способствующих развитию массовой культуры в горных районах Вьетнама.
Апробация: результаты исследования были обсуждены в Институте кульутры и искусства Вьетнама (1984),в Институте по изучению музыки Вьетнама (1987), доложены в докладах на научных конференциях "Ударные инструменты стран Индокитая" (1905); Тонги" (1985,1987) в СРВ, а также опубликованы в ряде статей.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите Отделом искусства стран Азии и Африки Государственного института искусствознания Министерства культуры Российской Федерации.
В настоящее время материалы исследования используются при преподевзнии вьетнамской традиционной музыки з Ханойской консерватории.
Структура и содержание диссертации
Диссертация состоит из введения, двух глаз и заключения.
В введении обосновывается актуальность темы, определяются задачи и методы исследования, дается краткий обзор литературы на вьетнамском и иностранных языках.
Первая глава - "Гонги зо Вьетнаме" - содержит четыре раздела.
В первом дана краткая характеристика жизненного уклада и традиций народностей Тхыонг и Мыонг, у которых распространены гонговые ансамбли.
Область Тхыонг включает народные меньшинства Бзна, Джарай, Хоре, Еде, Монам, Шодра и другие. Они населяют горный Центральный Вьетнам - Тэйнгуен. Область Мыонг занимает горный Северный Вьетнам.
В диссертации содержатся сведения о языке, хозяйстве и других сторонах материальной жизни, о социальном укладе жизни, религиозных воззрениях, художественном творчестве.
Второй раздел - "Место и роль гонгов в социально-общественной и культурной жизни".
В диссертации подчеркнута особая роль гонгов в жизни народов исследуемых регионов.
Гонги - обязательная принадлежность всех семей. Они используются и как средство товарообмена. В каждом доме имеется по несколько гонгов, в богатых - до нескольких десятков. Самыми ценными считаются древние гонги, которые являются символом знатности и богатства.
Гонги связаны с религиозными воззрениями - например, с верой в то, что внутри древнего гонга находится Богеангел судьбы с неограниченной властью. От него зависит исход войны, урожай, здоровье и благополучие людей. Бог=ангел может помочь людям в преодолении трудности, горя и жизненных неурядиц.
Гонги - проявление и традиционного духа. Их звучание - неотъемлемая часть духовной жизни народа. Из поколения в поколение гонги участвуют во всех важных событиях жизни человека, семей и общин. Автор приводит таблицу с указанием важных событий (праздников) у некоторых народностей Тэйнгуен и исполняемых в эти дни гонговых пьес.
В третьем разделе рассматриваются виды гонгов, названия и способы игры на них. В диссертации представлены четыре вида гонгов.
Гонги плоской формы часто встречаются в Индии, Китае, на Филиппинах, а также в оркестрах западных стран под названием "тамтам".
Гонги в виде кастрлюли с крышкой имеют круглую выпуклость в середине крышки. Они распространены в некоторых странах Юго-Восточной Азии: Лаосе (в ансамбле "Хонг воиг"), Кампучии (в ансамбле "Хонг Тхом" и "Хонг Tay"), Бирме (в "Ки аайнг"), Таиланде (в "Хонг вонг зай" и "Хонг вонг Лок"), на Филиппинах (в "Хлин Тан"), в Малайзии (в "Чананг") и в Индонезии (в ансамбле "Бонанг").'
Гонги плоские с отогнутыми краями и гонги плоские с отогнутыми краями и круглой выпуклостью посередине распространены а Юго-Восточной Азии. Во Вье~наме последние дпа вида существуют с древних времен. В настоящее время встречаются самый большой гонг с диаметром около одного метра и самый мальнький гонг с диаметром около 15 см. Но чаще всего используются большой гонг с диаметром 60-70 см и маленький с диаметром 20-30 см. В диссертации приведены четыре таблицы с указанием форм и величины гонгов, зафиксированных автором во время экспедиций.
Каждый гонг имеет свое название в зависимости от звуча-, ния, функции и изображенного на нем рисунка. Все эти гонги сейчас бытуют во Вьетнаме, считаются коренными национальными инструментами.
В большинстве случаев гонги изготавливаются литым способом из металлической смеси. Смесь состоит из 70-80% меди и 20-30% олова и небольшого количества свинца,железа и цинка.
В некоторых случаях в смесь включается и небольшой процент серебра.
Народности, проживающие во Вьетнаме и играющие на гонгах, не могут изготавливать гонги на месте. Обычно они покупают их у вьетов, лаосцев и кампучийцев. После этого их настраивают. Процесс настройки должен соответствовать традиционным высоким требованиям каждой народности. В диссертации описан способ настройки гонгов у народностей Джарай и Баны. Эта настройка называется "Тул Чиенг".
Звук гонга отличается металлическим характером, протяженностью и наличием обертонов. Крупногабаритные гонги звучат на низкой высоте, распространяясь на большие пространства, обладают более ясными обертонами; малогабаритные производят высокие, звонкие звуки. Средние гонги отличаются теплым звуком средней высоты.
Играют на гонгах двумя способами: палочками или кулаком.
Для игры на гонгах в выступом в центре используется деревянная палочка длиной 25 см, головная часть которой покрыта тканью или хлопком. Палочки для плоских гонгов представляют собой отрезки индийской' "эритрины" (сорт дерева) длиной 10 см, диаметром 4-5 см, •
При игре музыканты должны ударять в выступ или в центр гонга, иначе звук получится фальшивым, менее звонким и неясным. Сила удара зависит от характера самой песни. Остановка звука прикосновением левой руки к обратной стороне
гонга после того, как звук достаточно пр^ звучал, создает особый эффект.
В четвертом разделе исследуются распространенные во Вьетнаме виды гонговых ансамблей.
Гонговые ансамбли имеют свои принципы построения и развития. Они являются формой народного творчества, члены их -не профессионалы, они собираются для совместного музицирования и участия в праздниках. В зависимости от традиции той или иной народности состав ансамбля меняется; он может включать только гонги или же кроме гонгов также другие инструменты, танцоров, певцов, клоунов и т.д. В диссертации описываются и анализируются типичные традиционные гонговые ансамбли.
Ансамбль "Чинь-соанг" распространен среди народностей Бана, ДЖарай, Ронгао, Ромам, Халанг, Шодра, Монам, которые населяют Тэйнгуен. Состоит из пяти гонгов (с выступом е> центре), восьми чинь (гонгов без выступа в центре), одного главного барабана, одной или двух небольших "тарелок", танцора и' танцовщицы, трех или четырех клоунов. В ансамбле может быть не меньше трех и не больше семи гонгов, не меньше пяти и не больше восемнадцати чинь.
Ансамбль "Гуонг" народности Шодры и Монама состоит из четырех гонгов (с выступом в центре), ударного инструмента "хи хунг" (изготовлен из двух трубок бамбука), духового инструмента "квох", барабана и певицы.
Ансамбль "Чинь" народности Хоре состоит из трех плоских гонгов без выступа и небольшого барабана. В отличие от других ансамблей гонгов не имеет определенной высоты звучания.
Ансамбль "Шак буа" распространен среди народностей Мыонга. Обычный состав - двенадцать гонгов с выступом в центре, певец и два человека с подарками для исполнителей.
Ансамбль "Чиенг шо" популярен в районе Тэйнгуен. "Чиенг шо" стостоит из трех больших тяжелых гонгов, двух главных барабанов и трех танцоров.
Ансамбль "Тона" народности Джарай района Азумпа состоит из девяти музыкантов: два гонга, шесть чиенгов, один барабан. Высота звучания неопределенна. Главным здесь является ритм.
Подробное рассмотрение видов гонгов и гонговых ансамблей позволяет перейти к анализу художественных достоинств самой готовой музыке.
Вторая глава - "Гонговая музыка" - посвящена характеристике функции и музыкальных особенностей гонговых пьес,
В первом разделе рассматриваются функции гонговой музыки в дни традиционных праздников, в религиозных ритуалах и обядах. В сочетании с другими видами искусства - танцами, пением - гонговая музыка участвует в формированиии репертуара (структуры) народных праздников. Каждый репертуар тесно связан с ритуалом определенного праздника отражает его содержание и атмосферу. Из всего разнообразия пьес, су-
ществующих во вьетнамской гонговой музыке, в диссертации представлены лишь некоторые образцы наиболее показательные для традиционного гонгового искусства. . Анализируются эмоциональный образный характер пьес, их музыкально-выразительные особенности - мелодика, метро-ритм, диапазон, фактура и т.д.
1. Гонговая' пьеса, исполняемая в обряде - "Жертвоприношение буйвола" праздника Победы, восходит к глубокой древности. Ёго смысл - преподнесение Богу=ангелу военного трофея - убитого буйвола - благодарность за дарованную людям победу над врагом." Гонговые пьесы создаю" единое художественное целое с двумя танцами "хиен" (с щитом) и "гаи" (с палками). Они играют важную роль в создании образов, выражающих героизм, несгибаемую волю, ум и талант юношей-воинов.
В диссертации анализируются различные уровни гонговой пьесы обряда "Жертвоприношение буйвола" - ритм, мелодика, сочетание звуков.
2. Гонговая пьеса во время Праздника благодарности Богу= ангелу за мирную и спокойную жизнь.
Это одна из самых древних- гонговых пьес. В этот праздник Богу также преподносится убитый буйвол. Но суть праздника благодарности Богу*ангелу иная. Люди ТхыонГа верят, что с момента своего рождения и до конца жизни человек связан с •богами-при любых обстоятельствах (болезни, опасной ситуа-
ции, войне), они молят их о помощи. Поэтому самый важный момент праздника - подношение Богугангелу убитого буйвола -сопровождается торжественной и веселой гонговой пьесой. В этом эпизоде исполняются мужские танцы - такие как танец с щитом и мечом вокруг буйвола, танец с барабаном. Структура музыки - многократное исполнение однстактового четырех-четвертного мотива. Пьеса исполняется в быстром темпе, оживленном ритме. Мелодическая часть состоит из гетерофон-ного сочетания трех голосов.
3. Гонговая пьеса, исполняемая во время праздника еды нового зеленого риса - "Самок", - связана с религиозными обрядами в честь Бога=риса (Ианг Шори), который решает судьбу урожая и тем самым определяет жизненный уровень народа.
Пьеса "Самок" исполняется в среднем темпе, состоит из одного предложения в четыре такта (2/4), вариантно повторяющегося. Каждый из варинтов в свою очередь неоднократно повторяется. На гонгах играют юноши, а девушки исполняют танец "соан" (хороводный танец) вокруг кувшинов с напитком в общем доме и на пути к первому дому.
4. Гонговая пьеса, исполняемая во время похорон, Сопро-' вождение похорон ансамблем гонгов и танцоров характерно для района Тэйнгуен. Гонговая музыка печальна и горька, исполняется медленно в размере 2/4. В диссертации сравниваются гонговые пьесы при похоронах народностей Баны и Джарая. Автор приходит к выводу, что в отличие от похороной пьесы
народа Баны, в которой мелодия верхнего голоса изложена одноголосно, а похоронной гонговой пьесе народа Джарая мелодия изложена трезвучиями.
Необходимо отметить, что похоронная пьеса исполняется не только во время похорон, но и при любых событиях, связанных со смертью человека, - таких как месяц после смерти, день прощания с могилой.
5. Гонговая музыка "Шакбуа".
"Шакбуа" - народный весенний праздник, когда все друг друга поздравляют и желают счастья и богатства в Новом году. Празднуется во всех общинах района Мыонга по случаю Нового года.
Диссертант отметил два этапа в праздничном обряде. Первый этап - время тренировки игры исполнителя на гонгах (последние дни прошедшего года по лунному календарю). Второй - этап нового весеннего года (начиная с 2 января до конца января нового года).
"Шакбуа" включает пять основных пьес: "Лен чиенг" (или "Лен кай"), "Бонг 1", "Бонг 2",*Бонг 3", "Бонг 4". В диссертации просматривается последовательность при непрерывном исполнении всех пьес "Шакбуа*. Структура в целом предстает как вариационная форма. Пьесы "Лен чиенг" и "Бонг 1" - начало мелодии, "Бонг 2" излагает ядро темы, а "Бонг 3" и "Бонг 4" - ее варианты. Исполнение представляет процесс перестановки звуков одновременно с введением дополнительных звуков в мело-
дию для того, чтобы она стала более динамичной и разнообразной.
Во втором разделе главы "Характерные осо бенности гонтовой музыкк" анелируются музыкально-стилистические особенности гонтовых пьес.
1. Звукоряд. В зависимости от традиций той или иной народности диапазон звукоряда может охватывать от трех-четырех до десяти и больше звуков. Главный принцип развертывания звукоряда - полифонические приемы соединения голосов.
Существуют два типа соединения звуков. Первый, для которого характерно определенное соотношение между высотой звуков, распространен в гонтовой музыке ансамблей "чинь-соанг", "гуон", "ченг шо" (север района Тэйнгуен). Здесь встречаются звукоряды из трех звуков (кварта и квинта) и из четырех (кварта - секунда - кварта). Мелодии, основанные на этих звукорядах считаются древнейшими образцами гонтовой музыки.
Следующий вид типичного звукоряда состоит из 13 звуков ("чинь-чоынг"). Он делится на две группы; группа низких звуков составляет аккомпанемент, группа высоких звуков составляют ме/годию. Она двигается вверх по квинтам трех базовых звуков. Поэтому такой звукоряд содержит звуки, одинаковые по названию (принятому в классической европейской теории музыки), но ре
Моонг
Другой вид - это звукоряд, в котором возможно соотношение звуков определенной и неопределенной высоты. Он наиболее распространен в гонговой музыке ансамблей "чинь Хоре", "чинь Седанг", "чинь Эдэ\ "Шакбуа" района Мыонг, расположенного в середине Тэйнгуен и на севере страны. В музыке этих гонговых ансамблей нет четко оформленных ладов и звукоряда. Определяет здесь ритм, тембр или характер исполнения ("вопрос" -"ответ").
2. Многоголосие - одна из существенных характеристик традиционной гонговой музыки Вьетнама. Как было показано, гонтовая музыка Вьетнама всегда исполняется коллективом исполнителей, каждый из которых воспроизводит один звук. Это ограничивает возможность исполнения развитых мелодий, как е других гонговых ансамблях (в Малайзии, на Филиппинах, в Индонезии), где гонги устанавливаются на деревянной или бамбуковой доске и мелодия исполняется одним музыкантом.
МУЗЫКИ
Зато отмеченная особенность вьетнамской позволяет создавать многозвучные сочетания и эффект многоголосия, Многоголосие реализуется в трех формах: бурдона, гомофонии и ге-терофонии, В диссертации рассматриваются разные аспекты готового многоголосия.
Бурдон существует во всех гонговых пьесах. Он может быть однозвучным, двузвучным, трезвучным, и даже четырех-пяти звучным. Используется в среднем, нижнем или верхнем голосе в регулярном ритме.
Гомофоническое многоголосие встречается практически во веек гонговых пьесах, создавая контраст между аккомпанирующей и мелодической партиями. Аккомпанирующая партия иногда представляет собой только педаль в сочетании в парой тарелок и барабаном, или состоит из трех педалей с тремя различными ритмами (пример - "Обращение к Богу" народности Джарай в районе Аэумпа). В редких случаях гонговые ансамбли аккомпанируют сольному женскому пению (пьесы к Богу народности Хоре и Шадра).
Гетерофония - характернейший признак гонговой музыки. В процессе исполнения музыканты могут произвольно разнообразить пьесу использованием многоголосной фактуры. Так возникает двух и более звучные построения. Самые распространенные из них - движение мелодии двумя параллельными квин-теми. В других жанрах вьетнамского фольклора встречаться с подобным явлением не приходилось. Интересно отметить, что такого рода многоголосное сочетание возникает также при исполнении на киргизском комузе. Однако на комузе только два голоса, кроме педали, составляют параллельные квинты или кварты.
3. Ритм.
Гонговая музыка отмечена богаством и разнообразием ритма. Именно ритму принадлежит главенствующая роль в выражении характера, темперамента, эмоционального и эстетического содержания, реализации коммуникатизных
функций. Ритм - тот пульс, который руководит движением, развитием, и в то же время - тот костяк, на который нанизывается вся структура, формообразование гонговой музы-.ки.
Гонговая музыка Вьетнама почти но знает трехдольного метра, для него типичен двухдольный. Анализируя особенности ритмической организации, диссертант приходит к следующим выводам:
- ритмические закономерности гонговой музыки Мыонга выявляют влияние четырехстопного стихосложения, характерного для Мыонга;
- гонговая музыка районов Тэйнгуен отражает ритмическую структуру традиционного танца.
Развитие ритмических мотивов обычно сосредоточено в сольных гонговых пьесах. Особое место здесь принадлежит синкопированным фигурам. Одна из особенностей гонговой ритмики - полиритмия. В каждой пьесе сочетаются разные ритмические рисунки. В одной пьесе их может быть пять, шесть и даже семь, восемь.
4. Приемы развития. В гонговой музыке широко используются вариационность и вариантность как принцип развития и обновления материала. Он реализуется по-разному в музыке районов Мыонга и Тэйнгуена.
Гонги Мыонга используют вариацию "хунг дом", суть •которой состоит в изменении ритма и положения зву-
ков (перестановка звуков) в "хунг доме" 1), а также в добавлении басовой мелодии. Хотя приемы вариации разнообразны, но всегда неизменно сохраняется принцип контрастности и взаимосвязанности между двумя голосами мелодии. В отличие от гонговой музыки Мыонга, в музыке Тэйнгуен прием вариантности как принцип используется редко. Здесь в процессе варьирования мелодия меняется. Иногда вариация используется как творческая инициатива исполнителя обогатить мелодию, ее структуру в момент исполнения.
Гонги северных районов Тэйнгуен используют метод дополнения к звукам мелодии, тем самым увеличивая количество голосов от одного до двух или трех. При этом возникают созвучия, состоящие из квинт. Автор подчеркивает, что прием перестановки звуков по квинтам в мелодии, наложение двух звуков в интервале квинты и ведение голосов параллельными квинтами - особенность, отражающая импро-визационный хараетер гонговой музыки Северного Тэйнгуен. .
В заключении обобщаются основные наблюдения и выводы автора, указаны некоторые современные сочинения для гонгов, исследуется явление "модернизации" гонговых ансамблей. Такие ансамбли состоят из традиционных гонгов, дефор-
1) Хунг дом - структура, состоящая из двух тактов и определенного количества звукоь в четырехдольном размере. Это - основное ядро конструкции в гонговой музыке Мыонга.
мированных таким образом, чтобы звуки соответствовали диатоническому семизвучному звукоряду европейской музыки. Таким образом, ансамбль гонгов превращается в один "гонговый инструмент*. В "модернизированных" гонговых ансамблях нет аккомпанирующих гонгов, остаются только мелодические. Такого рода модернизация способствует развитию гонговых мелодий, но при этом исчезают особые звуковые эффекты, которые создаются техникой срыва звуков при коллективном исполнении (каждый исполнитель играет на своем гонге). "Модернизация" гонгов быстро распространяется среди молодежи и вызывает реальные опасения о будущности традиционного гонгового искусства - самобытного вида музыкального творчества народов Вьетнама и Юго-Восточной Азии.
Основное содержание диссертации изложено в следующих публикациях:
1. Гонговая музыка в праздниках Баны II Искусство гонгов. -Жалай - Контим, 1986. С. 158-178 (на вьет, языке).
2. Гонговые ансамбли Баны II Изучение искусств. - Ханой, 1987, N21. С. 46-49 (на вьет, языке,).
3. Шакбуа - искусство Мыонга. - Весна, искусство, любовь. -Ханой, 1987 (на вьет, языке). .
4. Гонговые впечатления II музыка. - Ханой. 1988, №4. С. 1920 (на вьет, языке).