автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Городские крестные ходы XIV—XVI вв. (по материалам Москвы и Новгорода)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Городские крестные ходы XIV—XVI вв. (по материалам Москвы и Новгорода)"
2 7
На правах рукописи
РОМАНОВ Григорий Александрович
ГОРОДСКИЕ КРЕСТНЫЕ ХОДЫ XIV—XVI вв. (ПО МАТЕРИАЛАМ МОСКВЫ И НОВГОРОДА)
Специальность — 07.00.07 — Этнография, этнология и антропология
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Москва 1997
Работа выполнена в секторе этнографии русского народа Ордена Дружбы народов Института этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН
Научные руководители:
Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
Кафедра региональной истории и
Гуманитарного Университета
доктор исторических наук Вагнер Г. К. кандидат архитектуры Кудрявцев М. П.
доктор исторических наук Чагин Г. Н. кандидат искуствоведения Гнутова С. В.
введения Российского Государственного
Защита состоится 29 МЭЯ 1997 г. в 14^-часов на заседании диссертационного совета К 002.76.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук при Институте этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН.
Адрес: 117334 Москва, Ленинский проспект, д. 32-А, корп. В.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института этнологии и антропологии РАН.
Автореферат разослан 29 апреля 1997Г.
Ученый секретарь диссертационного Совета, кандидат исторических наук
Л. В. Остапенко
Темой представляемого исследования является русский обычай совершения крестных ходов в его городском варианте, генезис, анализ символического содержания, городской организации его проведения в Москве и Новгороде XIV-XVI вв.
Городские крестные ходы принадлежат к числу самых массовых проявлений народной православной культуры средних веков, сформировавшейся сначала в городах. Русские городские крестные ходы представляли собой народные шествия с крестом, особо почитаемой иконой, рядом других икон, священных предметов и проведение одного или нескольких молебнов во главе с епископом «всем множеством бесчисленым народа христианского» [ПСРЛ Т. 8. С. 67]. Уже только этим определяется особое место крестных ходов в изучении религиозности русского этноса.
Взаимовлияние крестных ходов и других сторон народной культуры огромно. В XVI веке крестными ходами сопровождались все сколько-нибудь значительные события жизни русского города. На Руси в XIV-XVI веках значительно обогатилось символическое содержание крестных ходов. С другой стороны образность крестных ходов переносилась народным сознанием на определяющие моменты жизни государства и масштабные исторические события. Это отразилось в духовных сказаниях, народных исторических песнях, произведениях русской литературы.
Производящиеся в настоящее время этнографические исследования жизни русских городов, истории градостроительства, истории декоративно-прикладного и народного искусства, филологические разыскания в области средневековой русской культуры нуждаются в научно обоснованном генезисе русских крестных ходов, в систематизированном представлении проводившихся крестных ходов, в выделении этапов развития обряда городских крестных ходов.
В конце XX века в православной жизни русских началось возрождение обычая совершения крестных ходов в разных городах России. В этих обстоятельствах особенно актуально знание не только порядка проведения крестных ходов, но и народного понимания содержания обычая, сейчас во многом утраченного.
Представляемая работа — комплексное историко-этнографическое исследование средневековых городских крестных ходов.
Обоснование хронологических дамок исследования
Становление обряда православного крестного хода произошло в Византии. Для проведения просительной части молебна в ходе делали остановку. Действие на остановке называлось статьей хода. До XIV века на Руси в Киеве, во Владимире, в Новгороде и в других княжеских столицах совершали торжественный крестный
ход с одной статьей перед главными Святыми крепостными воротами в некоторые церковные праздники и при встречах великого князя, митрополита или епископа. Кроме того, в случаях мора или стихийных бедствий проводили одностатейный крестный ход.
Начиная с XIV века в Новгороде, а затем и в Москве, русская земля утверждается народным мнением как место спасения Церкви и христианских святынь до дня Страшного суда. Городские крестные ходы Новгорода, а за ним и Москвы, стали длительными, охватыващими сакральным действием большие пространства. В них обязательно участвовали представители всех районов города и всех слоев общества. Количество молебнов в ходах доходило до трех, а количество статей в каждом молебне — до семи. Московский городской ход в конце XVI века приобрел образ торжественного государственного соборного шествия во главе с царем и патриархом на богослужение Страшного суда.
Во второй половине XVI века годовая система московских крестных ходов получила характер обязательного образца для всех русских городов.
Цель и задачи исследования
Из изложенного следует, что цель исследования — установление истории православного обряда совершения крестного хода, его развития на русской почве в городском варианте, его влияние на народные мировоззренческие взгляды и на становление русской культуры.
Обобщенная задача исследования состоит в изучении религиозности русского этноса на материалах одного из самых массовых ее проявлений в городских крестных ходах XГV-XVI вв. Из общей постановки вопроса проистекают кокретные задачи, каждая из которых представляет самостоятельную проблему исследования:
— выявить генезиз русского обычая городских крестных ходов;
— определить исторические этапы развития обряда, структуру обычая и динамику ее изменения;
— проанализировать символическое содержание крестных ходов XV-XVI вв. и установить как выражалось в нем народное православное мировоззрение;
— раскрыть связь обычая крестохождений с церковным календарем и системой церковных праздников;
— выяснить роль крестных ходов в общих системах церковно-религиозной и социально-политической жизни страны;
— рассмотреть как выражалось народное почитание русских святых и чуДотвор- -ных икон крестными ходами;
— проанализировать поведение и сословный состав участников крестных ходов, определить какое влияние оказывали крестные ходы на население городов;
— раскрыть роль соборности и соборной молитвы народа в городских крестных ходах;
— изучить организацию религиозной жизни городских общностей, административно-территориальное деление городов на городские соборы и сороки;
— выявить функционального назначение предметов совершения обряда, их происхождение и эволюцию по мере развития обряда.
Историографический обзор
Несмотря на большое число упоминаний о крестных ходах, специальных исследований истории обычая не было. Тематика затрагивалась косвепно при изучении авторами своих задач богословского, исторического, этнографического и искусствоведческого характера.
Народные представления о символическом содержании крестных ходов основывались на работах богословов. Богослужения крестных ходов толковали в Византии многие отцы Церкви. В начале XV века их суждения о символике; ходов . обобщил Симеон Солунский. Народные впечатления о русских крестных ходах выразились в сказаниях и многочисленных духовных стихах. Связь этих впечатлений с эсхатологическими ожиданиями Страшного суда раскрыли в в своих работах в конце XIX - пачале XX века универсальные ученые А. С. Уваров, Ф. И. Буслаев, Н. В. Покровский, Л. П. Голубцов. В 1969 г. С. А. Зеньковский отмечал влияние особенностей новгородской культуры на городские ходы и действа. В 1980 г. вопрос об образцом содержании московских ходов рассматривал Л. Лебедев. Представления о времени как философской категории в древнерусских произведениях в 1988 г. исследовал А. Н. Ужанков. Важные дополнения о символике московских крестных ходов, опирающиеся на византийские апокалиптические сказания УШ-1Х веков, обнаружил в 1989 г. В. Брандес.
Совершение праздничных московских крестных ходов описали А. Г. Левшин (1783) и А. Ф. Малиновский (1820). Особенности народных праздничных шествий в разных местах России отмечал Иеремия (1835). Особую роль Лобного места и Спасских ворот в московских ходах выделял И. М. Снегирев (1861). На поведение москвичей в крестных ходах обращал внимание С. М. Любецкий (1848-1872).
Подробности участия царей в крестных ходах исследовал И. Е. Забелин (1872). Московские праздничные ходы рассматривали в своих работах И. Ф. Токмаков (1885), Г. П. Георгиевский (1896), Н. П. Степанов (1899).
Развитие чина (обряда) крестного хода с IV по XIII века по иерусалимским и константинопольским типиконам (церковным уставам) изучали Н. Ф. Красносель-цев (1890-е), А. А. Дмитриевский (1895) и особенно М. Скабалланович (1910). Особенности русских праздничных крестных ходов анализировал по церковным уставам К. Т. Никольский (1885). Об участии народа в византийских церемониях сообщал Ф. И. Успенский (1913). Об участии горожан в константинопольских крестных ходах писали П. И. Мейендорф (1970-е) и Э. П. Саликова (1990). Отличительные особенности некоторых, исторически выделенных крестных ходов Москвы и Новгорода разбирали А. И. Никитский (1879), М. Щепкина (1954), Б. М. Клосс и В. Д. Назаров (1989), Н. В. Маясова (1990), Р. Г. Скрынников (1991), А. Л. Баталов (1994).
О важных для истории государства и Церкви крестных ходах упоминали Амвросий (Орнатский) (1810-е), Макарий (Булгаков) (1880-е), Е. Е. Голубинский
(1900), А. В. Карташев (1959). Взаимосвязь крестных ходов с церковными праздниками раскрывали Г. Дьяченко (1900) и С. В. Булгаков (1900-е).
Соборный, общенародный характер новгородских крестных ходов подчеркивал И. К. Куприянов (1859). К изучению предметов совершения новгородских крестных ходов обращались Макарий (Миролюбов) (1861), В. А. Прохоров (1862), И. А. Стерлигова и А. В. Рындина (1996). На водные крестные ходы как на новгородское нововведение указал в 1906 г. Д. К. Зеленин. Необычность новгородских ходов и действ отмечали С. Артоболеский (1904), Б. Д. Греков (1914), С. Н. Орлов (1964), А. И. Семенов (1961), Б. А. Рыбаков (1993).
Этнографические наблюдения второй половины XIX - начала XX веков позволили нам установить генезис крестных ходов. Описания сакральных обхождений селений с полотном приводили М. А. Дмитриев (1869), Ю. Крачковский (1873), П-в Гр. (1887), А. Е. Богданович (1895), М. Федоровский (1897), П. В. Шейн (1902), А. Сержпутовский (1906), Д. О. Святский (1910). В этих обрядах П. В. Шейн, Н. С. Преображенский (1865), А. Я. Никифоровский (1897), А. А. Коринфский
(1901) особенно выделяли роль соборно тканного полотенца. А. А. Коринфский и Н. Ф. Сумцов (1900-е) исследовали, как общее просительное пение и соборный труд воплощались в «обыденное» полотно, которое потом носилось в оградительных ходах вокруг деревни. Д. К. Зеленин в 1911 г. предложил ретроспективную
реконструкцию дохристианского оградительного обряда обхождения селения с полотном.
А. И. Селиванов (1886), И.Н. Смирнов (1895), Е. В. Аничков (1903), А. Шин-гарев (1907) отмечали сакральные шествия через ворота во рвах или оградах. Л. В. Березин (1879) и С. В. Максимов (1903) приводили примеры совершения христианских обрядов, подобных крестным ходам. Б. А. Успенский в 1982 г. анализировал оградительные обхождения, опоясывания и опахивания домов и селений. Н. И. Толстой в 1995 г. разбирал примеры сакральных ходов с прошениями о дожде.
Тему исследования организации городских церковных общин для проведения крестных ходов в 1865 г. открыли И. М. Снегирев и А. А. Мартынов, а продолжил неизвестный автор работы «О крестных ходах в Москве» (1867). Разделение Москвы в 1551 г. на семь административно-церковных районов уточнил А- Павлов (1873). Распределение священнослужителей Москвы по соборам и сорокам изучали М. Боголюбский (1874), Н. Антушев (1897), В. Бочкарев (1906). Свидетельства о разделение Новгорода на семь соборов опубликовал Макарий (Миролюбов) (1860). Семисоборную роспись Новгорода второй половины XV века в двух работах рассмотрел В. Л. Янин (1962, 1976).
Вопрос о влиянии крестных ходов на архитектурные сооружения поднял в 1913 г. Ф. Ф. Горностаев по поводу Входоиерусалимской церкви Покровского собора на Красной площади. В 1970 г. М. К. Каргер выделял крестные ходы как одну из причин сооружения некоторых храмов в Новгороде. В 1988 г. тему па примере Москвы продолжили А. Л. Баталов и Т. Н. Вятчанина. Связь архитектуры русских соборных церквей с крестными ходами разбирал в 1990 г. Г. К. Вагнер. Задачу определения собора, в который крестными ходами сходились в XVI веке московские сороки, поставил в 1994 г. Л. А. Беляев. М. П. Кудрявцев в 1994 г. раскрывал зависимость проведения крестных ходов от символической градостроительной композиции города.
К работам, изучающим предметы совершения крестного хода как произведения искусства, относятся труды искусствоведов. Исследования воздвизальных крестов, выносных крестов, рипид (опахал), ковчегов-мощевиков начинали в 1840-е годы Ф. Г. Солнцев и Макарий (Миролюбов). В первые десятилетия XX века изучал резные деревянные выносные кресты Н. Н. Соболев. Из современных работ использованы труды Т. В. Николаевой (1968), Д. Крукшанка (1973), И. А. Журавлевой (1991), И. М. Соколовой (1991), И. А. Стерлиговой (1996), А. В. Рындиной (1996).
Исследования икон, носившихся в крестные ходы, начинали в конце XIX века
A. С. Уваров, II. В. Покровский и Ф. И. Буслаев. Из множества работ современных искусствоведов использованы труды Т. В. Николаевой (1962), Г. И. Вздорнова (1976), А. И. Яковлевой (1977), Т. В. Толстой (197П), Э. С. Смирновой (1982),
B. К. Лауриной.(1982), Э. А. Гордиенко (1982), Э. К. Гусевой (1984), И. А. Кочет-
\
кова (1984), Э. П. Саликовой (1990), И. Я. Качаловой (1991), Л. А. Щенниковой (1991), Л. М. Евсеевой (1994). Для понимания символики новгородских крестных ходов важно открытие, сделанное М. П. Кудрявцевым и Т. Н. Кудрявцевой при расшифровке текста поземки новгородских икон-таблеток Софийского собора конца XV — начала XVI века.
Зарубежные исследователи широко обращаются к теме совершения крестных ходов. Византиевед Е. Фон Добшютц в 1903 г. рассмотрел становление традиции процессий с иконой Богоматери Одигитрии. Применение икон, крестов и хоругвей в триумфальных процессиях византийских императоров в 1944 г. изучал А. Фролов. Розыскания об использовании чудотворных икон Богоматери в константинопольских крестных ходах провели Р. Янин (1953) и А. Грабар (1974,1979). Важное наблюдение о применении Нерукотворного Образа Спасителя в константинопольских ходах сд ;лал Дж. Ван Дейтон (1972). Крестные ходы конца XIV — начала XV века в Фессалониках рассмотрели Дж. Дарроуз (1963) и Дж. Мелвилл (1988). Д. Крукшанк изучал предметы совершения византийских ходов, изготовленные из серебра (1973). П. Гаутиер прокомментировал типикон (церковный устав) монастыря Пантократ< ра в Константинополе (1974). М. Ван Эсброком было установлено, что благодарственные крестные ходы в честь Богоматери совершались в Константинополе с VI в. (1988). Н. Паттерсон-Шевченко подробно рассмотрела изображения пизантийских церемоний с почитаемыми иконами (1990). Она также обращалась и к изображениям московских крестных ходов (1994).
Основные методы исследования
Для изучения этапов развития обряда крестных ходов использован историзм.
Городские крестные ходы принадлежат к самым разным сторонам народно? жизни и отражаются г многочисленных ее темах, проблемах и областях знаний Поэтому для создание целостной картины истории обычая в качестве метод! исследования применел системный подход, предложенный Г. К. Вагнером дт изучения древнерусской культуры. «Главным качеством культуры как системь признается целостность, интегрирующая в себе подсистемы художественной куль
туры, науки и морали. Художественная культура в свою очередь интегрирует в себе народную и профессиональную культуру, каждая из которых состоит из разных форм проявления» [Вагнер Г. К. О системном подходе к изучению русской художественной культуры.// Проблемы русской средневековой художественной культуры. М. 1990. С. 5-17].
Источпиковая база исследования
Для исследования привлекается самый широкий круг источников о крестных ходах ХГУ-ХУП веков. Их можно разделить на следующие типы исторических источников: письменные, устные, вещественные и изобразительные. Письменные
— это рукописные или печатные источники на бумаге. Устные источники — безымянный результат народного творчества, фольклор. Вещественные источники
— документальные описания и изображения культовых принадлежностей, использовавшихся в крестных ходах. Изобразительные источники — все виды изображений крестных ходов.
Письменные источники
Обычно принято разделять письменные источники на два рода: источники повествовательного характера и источники документального характера. Предлагается деление письменпых источников на следующие виды: повествовательные памятники, богословские сочинения, государственные документы, церковно-слу-жебные источники, постановления церковных властей, постановления городских властей, свидетельства очевидцев.
Повествовательные памятники — летописи, «История» В. Н. Татищева, некоторые исторические акты, жития святых, повести и сказания.
Летописи содержат упоминания о событийных крестных ходах, а иногда их описания. Сведения о новгородских крестных ходах содержатся в 4-х Новгородских и во Псковской летописях. Сведения о московских крестных ходах разбросаны практически по всем летописным сводам. В основном использовались своды, составленные в Москве в конце XV, и в XVI вв. При необходимости информация о московских крестных ходах дополнялась по другим томам и по материалам В. II. Татищева.
Исторические акты содержат послания, поучения и письма псковичам и новгородцам митрополитов Киприана (1381-1883; 1390-1406), Фотия (1408-1431), Ионы (1448-1461), Феодосия (1461-1464), записи новгородских составителей пас-
халии, письмо великого князя Василия Васильевича греческому царю Константину Палеологу. Все эти повествования в той или иной степени затрагивают тематику городских крестных ходов.
Жития святых Варлаама Хутынского (ск. 1193) и Александра Свирского (1356-1541) содержат ценные свидетельства о крестных ходах. Жития новгородских святителей Василия Калики (1331-1352), Моисея Слепого (1325-1329; 13521359), Симеона (1416-1421), Евфимия (1434-1458) и Ионы (1459-1470) связаны с крестными ходами, совершавшимися в Новгороде в их память.
В работе использованы «Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери» священника Никиты, «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иларио-на, «Повесть о Белом Клобуке» толмача Димитрия, «Сказание о Нерукотворном образе Спасителя», «Повесть о житии царя Феодора Иоанновича» патриарха Иова, афонская повесть о видениях Григория, ученика Св. Василия Нового, бытовавшие на Руси византийские апокалиптические сказания Псевдо-Мефодия, Льва Константинопольского, «Диегсза Даниила», «Последние видение Даниила», «Видение Даниила о последнем времени», «Видение Даниила о седмихолмном граде».
Богословские сочинепия Симеона Солунского (ск. 1428), Иоанна Златоуста (347407), Максима Грека (ок. 1556), Максима Исповедника (582-662) содержат толкования символических образов, возникающих при богослужении крестного хода.
Свидетельства очевидцев разделяются на свидетельства о восточных ходах (Добрыня Ядрейкович, Стефан Новгородец и др.), и о московских крестных ходах (А. Дженкин-сон, датские дипломаты М. Лунд и И. Вебер, А. Олеарий). Важное свидетельство приводил Максим Грек о совершении крестных ходов в Афонских монастырях.
Государственные документы — Царственная книга, книга об избрании на царство, полное собрание законов Российской империи. Они содержат полные описания некоторых московских крестных ходов. Отдельные подробности поздних ходов используются для пояснения традиций, сложившихся в XVI веке.
«Царственная книга» — летописец царствования Иоанном IV от 7042 (1533) до 7061 (1553) годов. Она содержит сведения о совершении праздничных ходов во главе с царем Иоаннои IV и митрополитом Макарием. «Книга об избрании государя царя и великого князя Михаила Феодоровича на царство» содержит подробное описание крестных ходов, встречавших царя и митрополита, описание перенесения царских регалий крестным ходом из царского дворца в Успенский собор и др.
Полное собрание законов Российской империи (1830) сохранило документы с подробностями проводов войск, подтверждающими наши наблюдения о ходах XVI века.
.11
Церковно-служебные источники — чины церковные, чиновники городских соборов и чиновники архиерейские, типиконы, служебники, требники, молитвословы, подлинники, синодики, описи служб Московского Успенского собора, описи городских монастырей и соборных церквей.
Церковные чины описывают порядок действий и чтения молитв при совершении городских крестных ходов, порядок исполнения городских действ Летопровождения, Страшного суда, Торжества Православия, Входа Господня в Иерусалим и др, «Чина, како окладывати град», то есть порядка совершения крестного хода, закладывающего городскую крепость и пр. Тексты чинов, составленные митрополитом Макарием, содержат интересные исторические свидетельства о самом Иоанне IV, в частности представляют царя главным действующим лицом московского крестного хода.
Чиновники московского Успенского собора и новгородского Софийского собора, чиновники архиерейские содержат массу бытовых подробностей о совершении обычая.
В типиконах (церковных уставах) приведен перечень церковныхъ праздников с указанием когда и куда в них следует совершать исхождения из храма. Древние иерусалимские и византийские типиконы приводят описания народных шествий христианских общин в Иерусалиме и Константинополе.
В служебниках излагалось содержание служб и порядок чтения молитв. Требники — священнодействия и молитвословия, потребные для христиан. Служебники и требники повествуют о порядке совершения хода во главе со священником и дают тексты положенных ектений (прошений). Старинные служебники (например 1602 г.), содержали и описание чинов архиерейских крестных ходов.
В молитвословах помещались молитвы, часто читаемые в крестных ходах и обращенные к чудотворным иконам или местночтимым Святым.
В подлинниках — правила написания икон Святых. Указания подлинникиов помогают толковать изображения некоторых икон как передачу городских действ.
В синодиках собраны поминовения усопших. Синодики читались во время крестного хода с действом Торжества Православия з Москве. Синодики XVI века содержат указания о предстоянии на Страшном суде пред Судией родами и народами. Ход на Страшный суд стал одним из главных образов московского крестного хода XVI века.
Описания служб Московского Успенского собора, древнейшее из которых принадлежит А. Г. Левшину (1783) содержат интересные бытовые подробности исполнения крестных ходов в Москве, собранных составителем из недошедших до нас древних рукописей.
Описи городских монастырей и соборных церквей содержат описание предметов совершения крестных ходов, без которых трудно реконструировать картину изучаемых событий.
Постановления церковных властей как исторические источники о крестных ходах включают грамоты митрополитов и архиепископов, постановления церковных соборов епископов и некоторые указы ХУШ века из собрания указов Святейшего Синода. Использованные нами документы архиепископа новгородского Евфимия (1424-1429) и митрополита московского Филиппа (1464-1473) дают ценную информацию о городских соборах священнослужителей.
В работе использованы постановления Константинопольского Трульского собора об учреждении крестных ходов в первый день каждого месяца и несколько разных списков решений «Стоглавого» собора 1551 г. Решения содержат правила выбора и обязанности церковных старост городских соборов священнослужителей, описания деятельности городских церковных общин.
В XVIII веке Святейший Синод издал ряд указов о запрете в Москве нескольких издавна совершавшихся крестных ходов. Указы сохранили описания порядка проведения крестных ходов, порядка шествия городских соборов священнослужи-тей (сороков) в Москве, обязанности сорока, которому «надлежит быть у поднятия святых икон Успенского собора».
К постановлениям городских властей о крестных ходах относятся семисоборная роспись Новгорода конца XV века, московские соборные приговоры 1551 и 1594 годов. , 1 •
Устные источники
В числе фольклорных источников использованы новгородское сказание об образе Вседержителя, церковное предание о московском чуде 1521 г., поздний вариант сказания о Сретении Владимирской иконы Богоматери. Важную информацию содержат духовные стихи «Повесть о граде Иерусалиме», «Голубиная . книга», стихи XVI века об ожидании и наступлении Страшного суда, историческая песня «Смерть Иоанна Грозного»..
Вещественные источники
Вещественные источники разделяются на святыни и предметы совершения крестного хода.
Святыни выступали главными предметами народного почитания в с- время, крестного хода. К ним относятся чудотворные иконы, мощи святых в ковчегах и кресты-мощевики.
В работе подробно рассмотрены как святыни чудотворные новгородская икона Знамения Пресвятой Богородицы, Донская икона Богоматери, Владимирская икона Богоматери, новгородский крест-мощевик архиепископа Антония.
Предметами совершения крестного хода являлись выносные на шесте и воз-двизальные кресты, выносные иконы на шесте, выносные иконы в пеленах, станины для икон, Евангелия в серебряных окладах, рипиды, кадильницы, архиерейские лампады, хоругви, орлецы, зонтики. , .
Изобразительные источники
Изобразительные источники включают в себя рисунки лицевых летописных сводов XVI века с изображением крестных ходов (Радзивилловский, Шумилов-ский, Остермановский и Голицынский своды), рисунки рукописей византийских хроник («Мадридская скилица»), иллюстрации рукописных и печатных книг Священного Писания (евангелие 1427 г. с острова Патмос, Апокалипсиса XVI века из Москвы и др.), изображения крестных ходов на иконах (иконы «Чудо от иконы Знамения Богоматери», «Сретение Владимирской иконы Богоматери», «Перенесение мощей Святителя Николая»), фрески храмов и палат (фреска Маркова монастыря и др.). .
Основное содержание работы
Диссертационная работа состоит из трех глав, введения и заключения. Во введении изложены актуальность и научная новизна темы, анализируется степень изученности проблемы, дается характеристика источниковой базы, формулируются цели и задачи исследования.
В первой главе «Генезис обычая. Византийская традиция» исследуется генезис обычая крестного хода, начиная от дохристианских оградительных обрядов обхождения селений с полотном. В случае угрозы мора жители села сообща, с пением ткали полотно за один день, а затем, также'.с пением, обносили «обыденное» полотенце вокруг села. После полного обхода на перекрестке устраивали костер, над которым держали за концы полотенце, а жители переходили через огонь под полотенцем.
Анализ образных примеров совершения оградительных обрядов, сгруппированных нами на просительные и договорные, а затем — на соборные и индивидуальные, позволил установить генетическое происхождение крестных ходов только от просительных, соборных обрядов. Предмет, с которым совершалось оградительное шествие, был плодом общего труда под соборное пение-прошение. Обыденные полотенца становились зримым результатом соборных молитв и залогом небесной помощи. Поэтому, как мы считаем, позже на носимом в крестных ходах холсте проявился Нерукотворный Образ Спасителя.
Разжигание костров на перекрестках дорог сменилось в христианских обычаях молебном перед главной святыней крестного хода, что засвидетельствовал Максим Грек.
В качестве источников православного крестного хода нами определены древнеримский обычай переноса Святых Даров в катакомбах всеми членами христианской общины (римская традиция), памятные хождения на места евангельских событий в Иерусалиме (иерусалимская традиция) и ранневизантийская традиция, преобразившая народный оградительный обряд. Действие на остановке крестного хода называлось статьей от латинского «8(аНо».
Вместо разрозненных попыток систематизации нами предлагается классификация крестных ходов, логически вытекающая из генезиса и обобщающая сложившиеся представления о шествиях. Ходы классифицируются по четырем характерным признакам: христианской общины, повторяемости ходов, причины совершения хода и главной святыни хода. Вместе с тем предлагаемая классификация носит вспомогательный характер. Ояа предназначена не для замены исторически сложившихся понятий, а для их систематизации. По признаку христианской общины ходы подразделяются на храмовые, монастырские и архиерейские (ходы городской общины). По признаку повторяемости ходы различаются на регулярные и на событийные. По признаку причины совершения хода шествия делятся на праздничные, просительные, покаянные, благодарственные, поминальные и церемониальные. По признаку главной носимой в ходу святыни различаются крестные ходы со святыми мощами и крестные ходы с иконой. С помощью классификации в первой главе систематезированы сведения о византийских крестных ходах.
Нами обосновывается функциональное происхождение предметов совершения крестного хода. Предметы функционально восходят к двум образам, соответствующим понятиям из генезиса крестных ходов. Первый — воплощение соборной молитвы (центростремительный образ). Это святыни, носимые на пелене, образ Тела Господня, образ полотенца оградительных ходов. К этим предметам относятся
иконы в окладах на пеленах, Евангелия, ковчеги со святыми мощами, кресты-мо-щевики, воздвизальные кресты, кадильницы. Второй — хоругвь, освящающая пространство и приобщающая людей к ходу (центробежный образ). Ко второму образу относятся хоругвь, выносная на шесте икона, выносной на шесте крест, рипида, кандилы, архиерейские лампады.
Во второй главе «Новгородские крестные ходы» становление русского многостатейного городского хода связывается с особенностями новгородской культуры. В Киеве, Владимире и древнем Новгороде после принятия христианства установилась традиция праздничного торжественного хода с одной статьей перед главными городскими воротами. К XIV веку в Новгороде накопилось много привезенных с Востока христианских святынь, что дало повод новгородцам по своему осмыслить предназначение Новгорода. В диссертации анализируется большая роль, которая отводилась новгородцами образности крестных ходов. Они считали свой город образом нового земного Иерусалима времен Страшного суда. Новгород в сказаниях назывался «Иерусалимом началным», где спасались христианские святыни и под руководством святых спасались верующие. Этот духовный образ позже заимствовала у Новгорода Москва.
Первым крестным ходом нового типа — городским действом с 1338 года стал перенос мощей святых в Страстную пятницу из специально построенной архиепископом Василием Каликой реликварием Входоиерусалимской церкви в соборную церковь Святой Софии для омовения. Особенностью новгородских крестных ходов стало активное участие каждого члена городской общины. Как когда-то в раннехристианских общинах участник хода чувствовал свою незаменимость: без него соборная молитва была неполной. Новгородские ходы раскрывались людям как большая назидательная сила, опора нравственности и средство выражения благочестия.
Нами установлено, что в Новгороде впервые ход был применен для прекращения бунтов, распрей и умирение социальных противоречий. Дважды вместо кровопролитной брани горожане пели молебен на мосту через Волхов и расходились.
Семисоборная организация городских ходов с начала XV века символически отражала образ семи столпов Святой Софии Премудрости Божией и была связана с просветительской деятельностью митрополита Киприрйа. Удалось установить, что до разделения на соборы священнослужителей городскую административно-церковную организацию возглавлял не семисоборный староста, а городской архимандрит. Организация нескольких соборов священнослужителей требовалась для того, чтобы многие, накопленные в городской соборной церкви, святыни носили бы поочередно.
Если в Пскове городские соборы накапливались постепенно, отражая рост численности населения, то в Новгороде семь соборов были учреждены сразу.
Новгородские праздничные, регулярные ходы не были похожи на событийные ходы по особым случаям. Определено, что у них был другой эмоциональный фон. Праздничные ходы обеспечивали соблюдение церковного календаря, выражали общую радость.
Вторым новгородским городским действом стало действо Воздвижения креста Господня, связанное с днем освящения храма святой Софии. Как мы считаем, торжество зафиксировано на новгородской иконе начала XVI века. Праздником заканчивалось еженедельное летнее совершение вечерних воскресных ходов семи городских соборов священнослужителей, которые начинались в неделю Всех святых. Нами установлено, что новгородское происхождение имеют действа омовения святых мощей, Воздвижение креста Господня и «шествие на осляти» в Вербное воскресение от Софийской церкви до Иерусалимской. Действа Новолетия и Страшного суда стали совершаться в Новгороде в XVI веке под московским влиянием.
Выяснено, что ходы составляли сложную иерархическую систему, охватывавшую весь город. Сначала приходские ходы вели к соборной церкви, затем шесть ходов приходили к храму святой Софии Новгородской, затем следовало общегородское шествие во главе со святителем, совершение нескольких статей хода и такое же постепенное возвращение обратно.
Рассмотрены по нашему мнению документальные свидетельства о подготовке встречи Страшного суда двумя обхождениями Новгорода во главе с архиепископом Геннадием. Предположительно, конец света ожидали в ночь перед Рождеством Христовым. Перед ним в недели святых отец и святых праотец провели два длительных хода с участием всех свободных жителей. Оба хода содержали по три молебна.
Для проведения новгородского хода обычно нанимали глашатая, бирюча, объявлявшего на торговых площадях и улицах, «чтоб все шли молитися за кресты». Важно, что для участие в ходе приглашались все горожане, и что все должны были «идти молиться». По нашему мнению особенностью русских средневековых ходов, начиная с новгородских, было общее пение и моление на ходу. Состав участников крестного хода охватывал все новгородские сословия. Упоминались наместники, посадники, старые посадники, дворецкий, вечевой дьяк, тысяцкий и старые тысяцкие, «игумены, попы и диаконы», «благоверные христиане», они же именовались «и весь народ». Проводился иерархический ход, число статей в каждом молебне которого могло доходить до 7.
Исключительно важным явлением нами определено почитание новгородских святых городскими крестными ходами, составлявшее более половины от общего числа праздничных ходов. До 1547 года во всей Русской Церкви было 22 общепо-читпемых русских святых, а в одном Новгороде в начале XVI века почиталось более 40 своих святых. Земной Иерусалим перед Страшным судом — город, которым чудесным образом правят святые так, что горожане сохраняют в нем Веру Христову, несмотря на отпадение остального грешного мира. Мы считаем, что эта непостижимо важная задача мысленно возлагалась новгородцами на своих святых.
Нововведением крестных ходов в Новгороде стал водный крестный ход, поскольку река Волхов была главной улицей города. Крестный ход представлял собой водпое путешествие на речном судне, называвшемся насадом. Громкое хоровое пение из насадов далеко разносилось по воде и оглашало богослужением оба берега Новгорода.
Почитание местных святых многостатейными крестными ходами отражало по нашему определению земельно-соборное сознание новгородцев. В начале XVII века жестокие потрясения Смутного времени окончательно убедили новгородцев в бесперспективности противопоставления своего земельно-соборного сознания государственно-соборному созпанию Москвы, поэтому крестные ходы перестали отличаться от московских, то есть общероссийских.
В третьей главе «Московские крестные ходы» в ходе изучения раскрыты особенности московских ходов, связанные с собиранием русских святынь в Москве. На миниатюрах лицевого летописного свода XVI века о событиях XIV - XV веков московские крестные ходы показаны шествиями с большим числом участников, возглавлявшиеся митрополитом в праздничных одея'лтх и великим князем. В ходах несли Евангелия, выносные кресты, хоругви, рипиды, архиерейскую лампаду, кадили кадилами.
По нашему мнению государственно-соборное сознание утвердилось в Москве после трагедии 1382 г., когда населением столицы стало собрание «лучших людей» других городов. В 1395 году обращение москвичей к Владимирской иконе в покаянном крестном ходе вместо Донской иконы Богоматери отразило смену земельно-соборного сознания государственно-соборным. На миниатюре из летоЬис-ного свода показано, что Владимирскую икону встречали крестпым ходом с выносным Нерукотворным Образом Спасителя. Летописец трижды отмечал общенародный характер сретенского хода, особо выделяя участие женщин, девушек, отроков и младенцев.
Как мы установили митрополит Киприан йвел публичное переоблачение в праздничные одежды на статье крестного хода, что передавало образ второго пришествия Иисуса Христа на землю «в славе». Позже на статье крестного хода переоблачался Иоанн IV, а в конце XVI века — патриарх Иов.
Нами определено, что в XV — XVI веках на месте встречи или проводов чудотворных икон русских городов во время московского крестного, хода на молебне традиционно освящали церковь в честь святыни. Новгородское почитание местных святых сменилось в Москве почитапием крестными ходами святынь всей Руси, при этом сохранилось активное поведение участников. В ходах шли «мужи и жены и дети, светлыма очима и чистыми душами, с многою любовию и усердием» с общим пением молебного канона. Народное сознание присоединило к соборной молитве городского крестного хода русских святых и Пресвятую Богородицу. Это наблюдение подтверждалось сказаниями о чудесных видениях. Сказание о чуде 1521 г. живописало покаянный крестный ход из Фроловских ворог Кремля. На статье хода, на Лобном месте молились святые Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский. В покаянный крестный ход 1518 г. против затяжных дождей, которому предшествовал общенародный пост, совокупно благодарили «Христа Бога, и Пречистую Его Матерь, и святых чудотворцев руских».
В диссертации установлено, что после превращения Московского государства в единственную православную державу московские ходы приобрели вселенский характер. Такой характер имели ночные ходы с вненощными бдениями и при переносе святых мощей митрополита Петра в начале сооружения нового Успенского собора и при переносе их в новопостроенную церковь.
Действа Новолетия, Страшного суда и Входа Господня в Иерусалим (с входом I крепостные ворота), установленные в Москве, по нашему определению носил* государственно-соборный характер. В споре по поводу выяснения направлен!« хода при освящении храма, мы считаем, важна аргументация, что правильш суждение по даруемой Богом «истине». Впоследствии, религиозный философ П. А. Флоренский подобным образом будет трактовать реализм как отражен» Божественной истины. В русле такой логики развивалась потом образность мое ковских крестных ходов.
В диссертации исследованы учреждение семи соборов священнослужителей ] Москве и преобразование их в восемь сороков патриархом Иовом. Определень символические основания семисоборной организации городских крестных ходов Соборные церкви менялись, но оставались неизменными семь церковных районо
вокруг Красной площади и Покровского собора. Троицкий, Покровский и Входои-ерусалимский престолы были главными в ансамбле девяти церквей на Красной площади. По нашему мнению, следуя новгородской логике, митрополит Макарий назначал Входоиерусалимский храм для хранения мощей святых и отводил ему роль своеобразного антиминса в богослужении крестного хода семи соборов свя-щенносужителей на Красной площади. Нами определено по иконе, что этот образ передавал богослужение Страшного суда по втором пришествии Христа «в славе». Но план не был полностью осуществлен, поскольку царь Иоанн IV поместил мощи святых во Входоиерусалимский придел Благовещенского собора, следуя примеру византийских императоров.
Рассмотрена система царских крестных ходов и действ, устроенная митрополитом Макарием и ее целенаправленные изменения царем Иоанном IV. Митрополит Макарий подчинил годовую систему крестных ходов идее прославления православного царя. В третьей главе показаны установление иерархии крестных ходов патриархом Иовом и символическое содержание действа крестного хода на. Лобном месте, определенное нами на основании русских эсхатологических представлений, отразившихся в народных духовных стихах. Московские крестные ходы стали обязательным образцом для других городов и одним из этнообразующих начал народа Московского государства.
Выяснено, что учреждение сороков патриархом Иовом позволило установить иерархию крестных ходов на малые, средние и большие. Малыми были крестные ходы одного-двух сороков, средними — ходы трех-четырех сороков, большими — крестные ходы пяти и более сороков. Соответственно, и предметы совершения' крестных ходов стали различаться как малые, средние и большие. Потому малая икона могла быть очень больших размеров.
Нами проанализироано использование предметов совершения московских крестных ходов по летописным и иконописным изображениям и вещественным источникам. Установлено, что изображения носили документальный характер.
В заключении подведены итоги исследования.
Установлены генезис и этапы становления обычая православного городского крестного хода. В работе показаны функциональное происхождение предметов совершения крестного хода и их эволюция, подтверждающая логику развития обычая.
Установлено, что возникновение многостатейного городского крестного хода на Руси произошло в Новгороде, благодаря особенностям новгородской культуры. Мы считаем, что освящение среды обитания человека сакральным действием крестного
хода привело к нововве, "нию водных крестных ходов и вечерних еженедельных крестных ходов.
В диссертации рассмо рены символические основания семисобороной и восьми-сороковой организации ; местных ходов, возникновение городских действ — крестных ходов с дополнител пыми выразительными действиями.
Определено, что учрс кдение сороков и иерархии крестных ходов патриархом Иовом отразило высш} .о и наиболее полную степень организации городских крестных ходов, ставшу ■ образцом для всех русских городов.
В рассматриваемом в , аботе круге исторических источников в период становления Московского госуда ства люди, используя образность русских крестных ходов, замещали понятие «рус кие» понятием «християне», соборной молитвой готовящиеся встретить Страш ый суд.
Апробация работы
Отдельные положени. работы апробированы автором в докладах и выступлениях и были одобрены на с мпозиуме «Чудотворная икона в православной культуре», (Государственная Треть." овская галерея) (1994), на научной конференции, посвященной 600-летию при1 ония в Москву иконы Богоматери Владимирской (Государственная Третьяковская галерея) (1995), на семинаре «Православие и русская народная культура» в I. (ституте этнологии и антропологии РАН и на семинаре в Институте мировой лит' натуры им. А. М. Горького; на кафедре музееведения в Российском Гуманитар! ом Государственном Университете; во Всероссийской академии живописи, ваяпи ^ и зодчества; в статьях общим объемом 2 п. л.
Основпые публикации по исследуемой теме.
1. Крест резной. Московский Сретенский монастырь.— М., 1992. 206 "с. 24 п. л.
2. Русский синодик. Помяниик Сретенского монастыря. Исторический справочник.— М., 1995. 302 с. 19 п. л.
3. Московские крестные ходы XIY-XVI вв. (Монография).— М., 1996. 41 с. 2,2 п. л.
4. Крестные ходы в Москве во образ вселенского богослужения. // Москва 850 лет. Т. 1.— Древняя Москва,— Кн. 1,— М.„ 1996. С. 174-189. 1,9 п. л.
5. «Начинается земля, как известно, от Кремля». // Москва 850 лет. Т. 1.— Древняя Москва.— Кн. 1.— М., 1996. С. 190-193. 0,4 п. л.
6. Городские действа и православные традиции. // Москва 850 лет. Т. 1.— Образы Москвы XVIII — начала XX века,— Кн. 2.— М., 1996. С. 208-214. 0,8 п.л.
Подписано к печати 29.04.97г. Тир. 100 экз.