автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Государства и народы Восточного Гиндукуша во второй половине XIX века и английская колониальная экспансия
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Лужецкая, Нина Леонидовна
Введение . 2
Глава I. Обзор литературы и источников по истории
Восточного Гиндукуша. 8
Глава II. Хунза во второй половине XIX века и захват княжества англичанами в 1891 г.
Глава III. Читрал при мехтаре Аман ул-Мульке и
Читральский конфликт 1895 г. 74
Глава 1У. Последний период независимости доисламского Кафиристана и его завоевание в 189596 гг.126
Введение диссертации1984 год, автореферат по истории, Лужецкая, Нина Леонидовна
Вторая половина XIX в. известна как время постепенной активизации английской колониальной экспансии на северо-западных и северных границах Индии, в том числе и на подступах к Памиру. Выдвижение аванпостов английского наступления в труднодоступные горные области Восточного Гиндукуша было подчинено главной цели политики Англии в этом районе - включению Средней Азии, Афганистана, Восточного Туркестана в сферу своего влияния. С экономическими целями экспансии были тесно связаны политические и военные задачи, заключавшиеся в борьбе с колониальной экспансией царской России и распространением ее влияния внах Востока. Действительно, Россия неуклонно расширяла свои владения в Средней Азии, но при этом в планы царского правительства не входило завоевание Индии. Тем не менее, продвижение Англии к северу от ее индийских владений маскировалось доктриной предотвращения "русской угрозы" британским территориям, необходимостью держать в руках "ключи Индии", т.е. районы, представляющие собой удобные подступы к ее границам.
Афганистан рассматривался английскими политиками как основной плацдарм для наступления на Среднюю Азию, однако упорное сопротивление народов Афганистана, отстаивавших свою независимость в течение всего XIX в., не позволило англичанам подчинить эту страну. Таким образом, выйти к границам Средней Азии в этом районе британцам не удалось. Не увенчалась успехом и их попытка продвинуться в Среднюю Азию через Персию /см. 136; 76/.
В сложившейся к концу XIX в. обстановке выбор основного направления экспансии пал на страны Восточного Гиндукуша, через которые лежал единственный не занятый сильным противником путь на север. Стратегическое значение этих областей для англичан трудно переоценить. Установление контроля над гиндукушскими перевалами позволяло им решить сразу несколько важных задач: получить выход на Памир, а оттуда - в Среднюю Азию и Восточный Туркестан, и одновременно угрожать с северо -востока Кабулу и землям независимых афганских племен.
Области, расположенные на южных склонах восточной части Гиндукушского хребта, в бассейнах двух правых притоков Инда - рек Кабул и Гильгит, в рассматриваемый период граничили с территориями Бадахшана, Вахана, Кашмира и с землями афганских племен Дира и Свата. На западе пригиндукушского района, в бассейнах рек Алингар, Пич и Башгуль находился Кафиристан, обширная область, населенная племенами, которые до конца XIX в. не подверглись исламизации и не были объединены в рамках какого-либо государственного образования. К востоку от Кафиристана лежал Читрал, занимавший долину реки Кунар (Читрал) и ее притоков. Это относительно крупное феодальное княжество к 80-м гг. прошлого века по ряду причин политического и экономического характера приобрело преобладающее влияние среди восточногиндукушских владений. Центральное положение среди государств гильгитского бассейна занимала область Гильгит, с середины XIX в. находившаяся в зависимости от Кашмира. В долинах притоков реки Гильгит располагались мелкие независимые феодальные владения. Самым значительным из них были Хунза с соседним Нагаром, а также Ясин, с 1880 г. присоединенный к Читралу. К концу XIX в. все перечисленные районы за исключением Кафиристана были захвачены Британской Индией. Кафиристан же отошел к Афганистану и был покорен войсками эмира Абдуррахман-хана (I880-I90I), тем самым косвенно оказавшись в сфере влияния Британской Индии. Жителей Кафиристана обратили в ислам и страна получила новое название - Нуристан. В наши дни большая часть пригиндукушских областей включена в состав Пакистана, а Нуристан располагается на территории Демократической Республики Афганистан (провинции Нанграхар и Лагман).
Труднодоступность и изолированность Восточного Гиндуку-ша во многом определили особенности его развития, такие например, как необычайная пестрота этнического, языкового и религиозного состава населения, большое разнообразие социально-экономических уровней в отдельных районах, многочисленные реликтовые явления в духовной культуре и т.д., и существенно повлияли на исторические судьбы населявших его народов. 2-я половина XIX в. была последним этапом самостоятельного существования пригиндукушских областей и временем, когда расположенные здесь государства оказались прямо или косвенно вклкъ чены в состав британских владений в Индии, несмотря на длительное сопротивление народов Восточного Гиндукуша. Таким образом, диссертация посвящается переломному периоду в истории региона.
Тема относится к числу мало изученных в отечественной и зарубежной историографии. Если ряд аспектов хозяйственной жизни, социальной структуры, религий доисламского Кафиристана стал предметом внимания ученых, то аналогичные вопросы - 5 общественно-политического устройства и культурной жизни Чит-рала, Хунзы и других соседних государств освещены гораздо слабее. Это же касается внутриполитических событий во всем регионе, его внешних связей в последний период независимого развития. Наконец, до сих пор отсутствует работа, в которой бы рассматривалась история завоевания Восточного Гиндукуша, включая и Кафиристан, и формирования границ в этом районе. Вышеизложенные факты свидетельствуют об актуальности данной темы исследования, которая заполняет лакуну в изучении конкретных аспектов колониальной экспансии Британской Индии на границах Памира и Средней Азии.
Новизна диссертационной работы определяется попыткой рассмотрения внутреннего устройства и политической истории районов Восточного Гиндукуша во 2-ой пол. XIX в. на основе широкого привлечения новых, в первую очередь восточных источников по истории Читрала, Хунзы, Кафиристана и соседних областей. Обращение к этим сочинениям и некоторым ранее неиспользованным архивным материалам наряду с традиционным корпусом английских источников позволяет более полно и объективно, чем ранее, рассмотреть положение в Восточном Гиндукуше 2-ой пол. XIX в. При этом нужно отметить, что все же современное состояние источников и уровень исследования пригиндукушского региона не дает возможности восстановить исчерпывающую картину его внутренней жизни интересующего нас периода. Это вызвало трудности при освещении в работе некоторых вопросов.
Целью данной работы является:
1. Анализ социально-экономического уровня, достигнутого народами Восточного Гиндукуша в ходе независимого развития; рассмотрение особенностей этнической, религиозной, культурной ситуации.
2. Изучение внутри- и внешнеполитической истории областей Восточного Гиндукуша, начиная с середины XIX в., в т.ч. английской колониальной экспансии и политики в отношении Афганистана, т.е. всего комплекса событий, приведших к установлению здесь окончательных границ мезду Британской Индией, Россией и Афганистаном.
Диссертант выносит на защиту следующие положения:
I. Среди комплекса источников по истории Восточного Гиндукуша решающее значение имеют восточные, в которых содержится уникальная историческая информация, в т.ч. - о борьбе пригиндукушских народов с британской экспансией; появление в изучаемом районе произведений местной историографии можно в целом отнести к первым десятилетиям XX в., причем основные ее сочинения представляют собой династийные хроники.
II. Сведения источников позволяют констатировать существование в указанный период в Читрале и Хунзе классовой структуры, характерной для феодального строя, при сохранении отдельных признаков кастовой системы в сочетании с многочисленными чертами родового строя. В то же время анализ общественно-экономического строя Кафиристана говорит о сохранении здесь родо-племенной структуры, в которой прослеживаются черты социального расслоения; родом у кафиров на основе совокупности признаков следует считать то подразделение родо-племенной структуры, которое в Вайгале именуется "мата".
III. С точки зрения политического строя Хунза и Читрал представляли собой феодальные монархий с разветвленной системой управления. В Хунзе власть правителя в известной степени ограничивалась институтом везиров и советников, а в Чи-трале во 2-ой пол. XIX в. установилась деспотическая власть мехтара (титул правителей Читрала).Кафиристан был заселен политически самостоятельными племенами с собственной системой внутреннего управления и внешних связей. Высшим органом власти отдельного племени был совет, куда входили самые влиятельные старейшины и верховный жрец. Система деревенского самоуправления состояла из органов смешанного территориально -родового типа.
IV. Английская колониальная экспансия в Восточном Гин-дукуше развивалась в общем направлении политики Великобритании на Среднем Востоке и отражала ее этапы и особенности. На формировании границ в изучаемом районе сказалось как столкновение интересов Англии и царской России, так и позиция, занятая афганским эмиром.
V. Британское проникновение в Восточный Гиндукуш, а затем - вооруженные захваты его районов, также как и завоевание Кафиристана войсками эмира Абдуррахман-хана, встречали упорное сопротивление местных жителей. Антиколониальные выступления в Восточном Гиндукуше были тесно связаны с восстаниями в соседних областях Афганистана и Британской Индии и являлись одним из звеньев борьбы народов региона против английской экспансии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Государства и народы Восточного Гиндукуша во второй половине XIX века и английская колониальная экспансия"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
I. Оценивая природные особенности Восточного Гиндукуша в целом, мы видим, что они оказывали очень существенное влияние на все стороны жизни местного населения. Высокогорные условия определили оторванность региона от внешнего мира, разобщенность и замкнутость отдельных его частей, скудость сельскохозяйственных ресурсов, и как следствие - малочисленность населения. Особенно суровая естественная изолированность отличала Кафиристан. Сравнительно влажный климат Кафиристана стал основой существования лесов, которые оказывали важнейшее воздействие на хозяйство кафиров. Сравнительно благоприятные условия для сельского хозяйства позволяли кафирам, в отличие от читральцев и канджутцев, производить некоторые излишки сельскохозяйственных продуктов.
С географической изоляцией региона была тесно связана его политическая обособленность. 2-я пол. XIX в. была последним периодом политической изолированности Восточного Гиндукуша, при которой его государства и области были самостоятельны и поддерживали связи в основном в масштабах региона и очень ограниченные - с более дальними соседями.
II. Природные и политические условия во многом определили этническую и языковую, культурную и религиозную ситуацию в Восточном Гиндукуше. Общей чертой для всех частей региона была крайняя этническая и языковая пестрота. Сложившаяся к изучаемому времени в княжествах картина распространения языков позволяет отметить следующие особенности 2-ой пол. XIX в.: выделение численно и социально доминирующей народности (например, хо в Читрале и буриши в Хунзе) при сохранении многочисленных мелких этнических групп; распространение среди последних языка основной народности. У племен Кафиристана можно констатировать существование нескольких основных языков при ярко выраженном диалектном членении большинства из них.
Население многих районов Восточного Гиндукуша исповеды-вало ислам, в силу исторических причин распространившийся здесь в разных течениях с преобладанием суннизма в Читрале и исмаилизма в Хунзе. Существенно отражалось на религиозной ситуации в княжествах сохранение здесь значительного слоя доисламских верований. Жители Кафиристана придерживались своих политеистических религий.
Особенностью 2-ой пол. XIX в. надо признать происходившие в Восточном Гиндукуше религиозные изменения. Они выражались в постепенном усилении проникавшего с Памира в северные части региона исмаилизма, в т.ч., в переходе к исмаилизму большинства жителей Хунзы. В течение всего рассматриваемого периода продолжалась исламизация Кафиристана, вначале - мирным путем и в ограниченных масштабах на окраинах области, а затем насильственно и поголовно в ходе афганского завоевания.
В духовной культуре населения княжеств Восточного Гиндукуша наблюдаются два слоя. Повсеместно здесь были распространены глубоко своеобразные местные традиции, фольклор. Из-за бесписьменности местных языков исторические предания, генеалогии и т.п. сохранялись в устной передаче. Вместе с тем, определенные связи правящих классов с соседними государствами, в первую очередь - с Бадахшаном и Памирскими ханствами, привели к распространению среди знати Читрала и Хунзы элементов обще иранской культуры и персидского языка. Во 2-ой пол. XIX в. в результате взаимодействия этих культурных слоев возникает местная историография Восточного Гиндукуша. Одной из основных особенностей изучаемого периода являются те перемены, которые произошли в культуре кафиров в результате афганского завоевания.
III. Источники почти не содержат цифровых данных, которые позволили бы подробно характеризовать хозяйственную жизнь пригиндукушских областей, но их сведения дают возможность установить, что основу экономики здесь составляло террасное земледелие. Оно сочеталось с отгонным скотоводством, степень распространенности которого в разных областях была неодинакова и зависела от наличия пастбищ. Земледелие было по преимуществу женским занятием, скотоводство - мужским. Особенно четко это разделение труда прослеживалось в Кафиристане .
Производительность сельского хозяйства повсеместно была низкой, что заставляло население региона все силы употреблять на производство продуктов питания. Это сдерживало развитие ремесленного производства, которое в основном ограничивалось изготовлением предметов первой необходимости. Сведения источников говорят о том, что в рассматриваемый период в Восточном Гиндукуше не произошло полного отделения ремесла от сельского хозяйства. Самыми развитыми надо признать ремесла у кафиров. У них же наблюдалось в самой яркой форме господство натурального хозяйства, присущее региону в целом. Торговые контакты пригиндукушских областей между собой и с внешним миром были крайне немногочисленны и имели форму натурального обмена. Деньги в пригиндукушских областях хождения не имели.
1У. Анализ социальной структуры населения Восточного Гиндукуша 2-ой пол. XIX в. устанавливает, что в большинстве районов к этому времени сложились общества феодального типа при собственности на землю в руках господствующего классазем-левладедьцев-феодалов; основная тяжесть налогообложения лежала на эксплуатируемых сословиях. Вместе с тем, повсюду в регионе существовали отдельные черты кастовой системы наряду с некоторыми признаками родового строя и рабовладения. Восточногиндукушские государства были феодальными монархиями. В Кафиристане господствовал родовой строй с заметными чертами имущественного и социального расслоения у части племен. Основной экономической единицей здесь была домашняя община, а главную роль в общественной жизни кафиров играл патриархальный род. Наблюдения над родо-племенной структурой общества Кафиристана позволяют сделать вывод о том, что "мата" вайгальцев и "дари" у племени кам и являются родами.
Обращает на себя внимание неравномерность развития пригиндукушских областей при сходных в целом политико-географических условиях. Как представляется, заметная застойность в развитии социальных институтов у кафиров объясняется отчасти тем, что природные факторы, определившие исторические судьбы области их расселения, вызвали, в частности, конфессиональную обособленность кафиров от соседей. В свою очередь, в условиях враждебного мусульманского окружения, она стала действовать как изолирующий фактор, мешая развитию обмена и других контактов с окружающим миром.
У. Период 2-ой пол. XIX в. был переломным в истории Восточного Гиндукуша, так как в течение этого времени произошло втягивание региона в орбиту колониальной политики Великобритании и его поглощение этой державой. Для внешней политики пригиндукушских государств и племен Кафиристана это было время лавирования между Британской Индией и противостоявшим ей Афганистаном, который был заинтересован в присоединении Кафиристана и Читрала, расположенных достаточно близко от Кабула. Следует отметить, что игра на англо-афганских противоречиях для слабых пригиндукушских княжеств себя оправдывала, потому что была объективно нацелена на сохранение или хотя бы продление их самостоятельности. Самое яркое выражение эта политика нашла в деятельности читральского мехтара Аман ул-Мулька. Сопротивление британской экспансии не прекращалось на протяжении всего изучаемого периода и имело форму как стихийных всенародных движений, так и организованных выступлений объединенных княжеств или племен. Особенно значительным было это сопротивление во время антиколониального восстания 1880 г., Читральского конфликта, покорения кафиров. Таким образом, англичанам пришлось устанавливать свою власть в регионе с оружием в руках в ходе сложных и тяжелых военных кампаний, хотя неравенство сил пригиндукушских княжеств и Британской Индии было колоссально. То же относится и к истории завоевания Кафиристана афганским эмиром.
Экспансия англичан в Восточном Гиндукуше была в целом типична для колониальной политики и отражала ее основные течения 2-ой пол. XIX в. с переходами от политики закрытой границы к наступательной политике и т.п. При этом совершенно очевидно неуклонное усиление экспансии. В ее ходе в рассматриваемом регионе можно выделить три этапа: I. Рекогносцировочный. 2. Этап политического внедрения с утверждением такого форпоста экспансии, как Гильгитское агентство. 3. Этап прямых вооруженных захватов, в ходе которого были завоеваны не только те области, которые были целью военных походов, но попутно,- и важнейшие для англичан земли афганских племен и пригиндукушских владений. Завоевание Восточного Гиндукуша и его перевалов означало выход Британской Индии на окончательные рубежи, и Памирское соглашение с Россией положило предел ее движению на север, завершив формирование границ колониальных владений Англии и России в этом районе. Кафиристан был передан эмиру, находившемуся во внешнеполитической зависимости от англичан, и таким образом вошел в сферу английского влияния, оказавшись одновременно последним территориальным приобретением афганского эмира. Закончился колониальный раздел обширного района в центре Азии, началась новая эпоха его истории.
Установленный англичанами колониальный режим был нацелен на обеспечение требований экспансионистской политики в районе Памира и Средней Азии. Поэтому пограничные княжества - Хунза и Читрал, были полностью подчинены британской внешней политике. Для контроля за их правительствами там разместились английские представители и войска. Внутренних перемен, которые бы свидетельствовали о стремлении правительства Британской Индии повысить благосостояние новых подданных, в княжествах не произошло. Социальная структура и ряд внутриполитических институтов, существование которых не затрагивало интересов англичан, сохранились и не подвергались немедленным изменениям. Эти изменения, происшедшие в результате включения княжеств Восточного Гиндукуша в состав Британской Индии, стали заметны гораздо позже, и их анализ уже не входит в цели нашего исследования.
Список научной литературыЛужецкая, Нина Леонидовна, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"
1. Маркс К. Ост-индская компания, ее история и результаты ее деятельности. К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 9, с. I5I-I60.
2. Маркс К. Критика политической экономии. Т. I. Книга I: Процесс производства капитала. Карл Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 23.
3. Энгельс Ф. Афганистан. К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 14, с. 76-85.
4. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г.Моргана. -К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 21, с. 23178.
5. Энгельс Ф. Протекционизм и свобода торговли. Предисловие к брошюре: Карл Маркс. "Речь о свободе торговли". -К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 21, с. 372389.
6. Ленин В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма. (Популярный очерк). Полное собрание сочинений. Т. 27, с. 299-426.
7. Ленин В.И. Тетради по империализму. Полное собрание сочинений. Т. 28, с. 1-740.
8. Ленин В.И. О сепаратном мире. Полное собрание сочинений. Т. 30, с. 184-192.1.. Источники
9. А. Архивные и рукописные материалы
10. Архив востоковедов ЛО ИВ АН СССР Фонд 3 М.С.Андреев 9. On. I, д. 19. Заметки этнологические о Кафиристане.1. Фонд 115 А.Е.Снесарев
11. On. I, д. 45. Этнографическая Индия.
12. On. I, д. 56. Английские военные экспедиции на северозападной границе Индии.12. On. I, д. 61. Гинду-Куш.
13. Архив Всесоюзного Географического общества1. Фонд 45 Б.Л.Громбчевский
14. On. I, д. 2. Дневник экспедиции в Канджут и Раскем в 1888 г.X
15. В. Опубликованные документы и нарративные источники
16. Афганское разграничение. Переговоры между Россией и Великобританией. 1872-1885. Ч. 1-2, СПб, 1886.
17. Бабур-наме. Записки Бабура. Пер. М.Салье. Ташкент, 1958.
18. Бидделф Д. Народы населяющие Гиндукуш. Асхабад, 1885.
19. Биддалф. Страна чиласов. СМА. Т. 54, 1893, с. 98-121.
20. Громбчевский Б.Л. Астрономические определения капитана Б.Л.Громбчевского во время путешествия в Канджут и Рас-кем. ИРГО. Т. ХХУ. Вш. 6, 1886, с. 133-140.
21. Громбчевский Б.Л. Барометрические наблюдения капитана Громбчевского во время путешествия в Канджут и Раскем. -ИРГО. Т. ХХУ. Вш. 6, 1886, с. I4I-I45.
22. Громбчевский Б.Л. Заметки по климатологии капитана Громбчевского во время путешествия в Канджут и Раскем. ИРГО, Т. ХХУ. Вш. 6, 1886, с. 146-152.
23. Громбчевский Б.Л. Карта Канджута. ИРГО. Т. ХХУ. Вш. 6, 1886, с. 153.
24. Дюранд А. Созидание границы.
25. Северная Индия. Пер. с англ. А.Снесарев. СПб., 1905.
26. Казанский К.К. Вблизи Памиров. Ташкент, 1895.
27. Мартене Ф.Ф. Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россией с иностранными державами. Т. XII. СПб., 1898.
28. Международные отношения и внешняя политика СССР. (Сборник документов). (I87I-I957). М., 1957.
29. Минаев И.П. Дневники путешествий в Индию и Бирму, 1880 и 1885-1886. М., 1955.
30. Сборник договоров России с другими государствами, 18561917. М., 1952.
31. Семенов А.А. История Шугнана. Протоколы заседаний Туркестанского кружка любителей археологии, 1916, (год 21-й), с. 1-23.
32. Тарих-и Бадахшан. "История Бадахшана". Подготовил к изданию А.Н.Болдырев. Л., 1959.
33. Путята. Очерк экспедиций в Памир, Сарыкол, Вахан и Шугнан, 1883. СМА. Т. 10. 1884, с. 241-301.
34. Снесерев А.Е. Северо-индийский театр. Военно-географическое описание. Т. I-II. Ташкент, 1903.
35. Adamec L. Historical and Political Gazetteer of Afghanistan. Vol.1. Badakhshan Province and Northern Afghanistan. Graz, 1972.
36. Biddulph J. Tribes of the Hindoo Koosh. Calcutta, 1880.
37. Blue Book. Correspondence Relating to Chitral. London,1895.37* Blue Book. Correspondence Relating to the Occupation of Chitral. London, 1896.
38. Bonvalot G. Du Caucase aux Indes a travers le Pamir. Paris, 1888.
39. Bruce C.G. Twenty Years in the Himalaya. London, 1896.
40. Bynon W. With Kelly to Chitral. London, 1896.
41. Drew F. The Jummoo and Kashmir Territories. A Geographical Account. London, 1875*
42. Durand A. Making of a Frontier. Five Years Experiernce and Adventures in Gilgit, Hunza, Nagar, Chitral and the
43. Eastern Hindukush. London, 1899.
44. Hayward G.W. Letters on His Explorations in Gilgit and Yasin.-JHGS, no.41, 1871, c.234-252.-19244. Holdich Т.Н. The Indian Borderland. 1880-1901. London, 1901.
45. The Imperial Gazetteer of India. The Indian Empire. New Edition. Vol.1-26. Oxford, 1907-1909.
46. The Imperial Gazetteer of India. Provincial Series. North-West Frontier Province. Calcutta, 1908.
47. Jones S. A Bibliography of Nuristan (Eafiristan) and the Kalash Kafirs of Chitral. Part 2. Selected Documents from the Secret and Political Records. 1885-1900. Kjrfben-havn, 1969.
48. Knight E.F. Where Three Empires Meet. London, 1893.49» Leitner G.W. Rough Accounts of Itineraries Through the
49. Hindukush and to Central Asia. IAQR and OCR, 1891, no.2, c.243-248.
50. Leitner G.W. Dardistan in 1866, 1886 and 1893. Woking,189551. Leitner G.W. Languages and Races of Dardistan. Lahore and London, 1877.
51. Leitner G.W. The Hunza and Nagyr Handbook. Being an Introduction to a Knowledge of the Language, Race and Countries of Hunza, Nagyr and Part of Yasin. Calcutta, 1889.
52. Lockhart W. and Woodthorp R. The Gilgit Mission. London, 1889.
53. Robertson G.S. The Kafirs of the Hindu Kush. London, 1896.
54. Robertson G.S. Chitral. The Story of a Minor Siege. London, 1898.
55. Shaw R. Visits to High Tartary, Yarkand and Kashgar. London, 1871.
56. Thomson M. The Chitral Campaigne. London, 1895.
57. Younghusband G.Y. and F.E. The Relief of Chitral. London, 1896.
58. Younghusband F.E. The Heart of a Continent. A Narrative of Travels in Manchuria, Across the Gobi Desert, Through the Himalayas, the Pamirs and Chitral in 1884-1894. London, 1896.62
59. OlJjIj * J^l • tfy^-f; J^Is. Jl^S. ^y^t * tlL^ dJUl CLj S' ^-l-)4A*1. S3оггг ♦ j.k «г* ^♦ ^yl^jl64.• ^ 4 1 У * jjLij * * O^jx- «^в-х \jsiP
60. I. Научная и справочная литература
61. Абаева Т.Г. Очерки истории Бадахшана. Ташкент, 1965.
62. Абаева Т.Г. Границы древнего Болора. СНВ. Вып. 16, 1975, Памир, с. 158-168.
63. Абаева Т.Г. Исследования А.В.Станишевского (Азиза Ниал-ло) о Памире, СНВ. Вып. 16, 1975. Памир, с. 262-291.
64. Абаева Т.Г. А.Е.Снесарев и изучение Южного Пригинду -кушья. В кн.: Страны Среднего Востока (история, экономика, культура). М., 1980, с. 253-263.
65. Аристов Н.А. Англо-индийский Кавказ. Столкновение Англии с пограничными афганскими племенами. (Этнико-исто-рический и политический этюд). СПб, 1900.
66. Аристов Н.А. Этнические отношения на Памире и в прилегающих странах, по древним, преимущественно по китайским, историческим известиям. Журнал русской антропологии. СПб., 1902, кн. 9, №2, с. 38-64.
67. Афганистан. Справочник. М., 1964.
68. Бартольд В.В. Кафиристан в ХУ1 веке. Сочинения. Т. 8. М., 1973, с. 21-22.
69. Бартольд В.В. Бадахшан. Сочинения. Т. 3. М., 1965, с. 343-347.
70. Бобринский А.А. Горцы верховьев Пянджа (ваханцы и ишка-шимцы). Очерк быта по путевым заметкам. М., 1908.
71. Бурхан уд-Дин хан-и Кушкеки. Каттаган и Бадахшан. Ташкент, 1926.
72. Бушев П.П. Герат и англо-иранская война 1856-1858 гг. М., 1959.
73. Вавиловы.И., Букинич Д.Д. Земледельческий Афганистан. -Акад. Н.И.Вавилов. Избранные труды в пяти томах. Т. I, М.-Л., 1959.
74. Гамильтон А. Афганистан. СПб., 1908.
75. Ганковский Ю.В. Народы Пакистана. (Основные этапы этнической истории). М., 1964.
76. Ганковский Ю.В., Гордон-Полонская Л.Р. История Пакистана. М., 1961.
77. Голявинский. Перевалы Барогильской и Дорахской групп (в Восточном Гиндукуше). СКССТВО, 1903, вып. 16,10, с. 33-43.
78. Гордон Л.Р. Борьба Афганистана против английской агрессии в конце XIX в. В кн.: Очерки по новой истории стран Среднего Востока (Индия. Афганистан, Иран), М., 1951, с.
79. Громбчевский Б.Л. Наши интересы на Памире. СПб., 1891.
80. Громбчевский Б.Л. Современное положение Памирских ханств и пограничной линии с Кашмиром. Военно-политический очерк. Новый Маргелан, 1891.
81. Грумм-Гржимайло Г.Е. Завоевание Кафиристана. НВ, 1925, $ 8-9.
82. Грюнберг А.Л. Нуристан. Этнографические и лингвистические заметки. СНВ. Вш. 10, 1971. Средняя и Центральная Азия, с. 264-287.
83. Грюнберг А.Л. Опыт лингвистической карты Нуристана. -СНВ. Вш. 10, 1971. Средняя и Центральная Азия, с. 288289.
84. Грюнберг А.Л. Языки восточного Гиндукуша. Язык кати. Тексты, грамматический очерк. М., 1980.
85. Грюнберг А.Л., Стеблин-Каменский И.М. Этнолингвистическая характеристика Восточного Гиндукуша. В кн.: Проблемы картографирования в языкознании и этнографии. Л., 1974, с. 276-283.
86. Гульджонов М. Завоевание Кафиристана и распространение в нем ислама. В кн.: Ближний и Средний Восток. История, экономика. М., 1967, с. II7-I30.
87. Давыдов А.Д. О сельской общине и ее хозяйственном значении в Афганистане (районы с преимущественно таджикским населением). В кн.: Вопросы экономики Афганистана. М., 1963, с. 57-124.
88. Давыдов А.Д. Афганская деревня. (Сельская община и расслоение крестьянства). М., 1969.
89. Давыдов А.Д. Социально-экономическая структура деревни Афганистана. (Особенности эволюции). М., 1976.
90. Давыдов А.Д. Сельская община и патронимия в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1979.
91. Джабборов Т.Д. Северо-Западная пограничная провинция Пакистана. Социально-экономический очерк. М., 1977.
92. Ермолов. Афганский эмир и Кафиристан. Значение Башгуль-ской военной дороги. СМА. Вып. 70, 1896, с. 178-184.
93. Зайченко. Памиры и Сарыкол. СКССТВО. Вып. 35, 1903, с. 49-116.
94. Зарубин И.И. Вершикское наречие канджутского языка. -ЗКВ. 1927, т. 2, вып. 2, с. 275-364.
95. Искандаров Б.И. Восточная Бухара и Памир во 2-ой пол. XIX в. Ч. 1-2, Душанбе, 1962-1963.
96. Искандаров Б.И. Гиндукуш во второй половине XIX в. М., 1968.
97. История Афганистана с древнейших времен до наших дней. М., 1982.
98. Кисляков Н.А. О сущности понятия "патронимия". СНВ, вып. 18, 1976. География. Этнография. История. Памяти А.В.Королева, с. 269-280.
99. Кудрявцев М.К. Основные этнические группы Западного Пакистана. СЭ. 1952, № 2, с. 98-113.
100. Кумар В. Англо-американский заговор против Кашмира. М., 1954.
101. Лужецкая Н.Л. Восточные источники о Читральском конфликте 1895 г. ППиПИКНВ. В 13, 1977, с. 98-102.
102. Лужецкая Н.Л. Восточные источники по истории областей Гиндукуша в XIX в. Бартольдовские чтения. 1981. Год пятый. Тезисы докладов и сообщений. М., 1981, с. 52-54.
103. Лужецкая Н.Л. "Автобиография Мухаммада Назим-хана как источник по истории Хунзы 2-ой пол. XIX в. ППиПИКНВ. № 16, ч. I, 1982, с. 39-41.
104. Лужецкая Н.Л., Стеблин-Каменский И.М. (рец.): А.Л. Грюнберг. Язык кати. М., 1980. HAA. 1981, Jfc 6, с. 226-228.
105. Маздур И. Аграрный вопрос и крестьянское движение на северо-западе Индии. М., 1933.
106. ПО. Мак-Грегор. Оборона Индии. Ч. 1-2. СМА. Вып. 43-44, 1891.
107. Массой Б.М., Ромодин В.А. История Афганистана. Т.П. Афганистан в новое время. М., 1969.
108. Оранский И.М. Введение в иранскую филологию. М., I960.
109. ИЗ. Пакистан. Справочник. М., 1966.
110. Панафидин П.Е. Очерк современного положения пригиндукушских владений Индийской империи и Кафиристана. -СМА. Вып. 65, 1896, с. I3I-I49.
111. Поляк А.А. Нуристан (Кафиристан). КСИВ. 33. Афганский сборник, 1959, с. 80-92.
112. Рейснер И.М. Англо-русская конвенция 1907 г. и раздел• Афганистана. По материалам секретного архива бывш. МИД. Красный архив. М., 1925, т. 3 (10), с. 54-66.
113. Рейснер И.М. Развитие феодализма и образование государства у афганцев. М., 1954.
114. Ромодин В.А. Сирадж ат-таварих как источник. -ППйПИКНВ. № 4, 1968, с. 59-61.
115. Ромодин В.А. Источники Сирадж ат-таварих. ППйПИКНВ. & 5, 1969, с. 72-76
116. Ромодин В.А. Последние годы домусульманской истории кафиров и политика Абдуррахман-хана (по Сирадж-ат-та-варих). СНВ. Вып. 10. Средняя и Центральная Азия. 1971, с. 249-263.
117. Ромодин В.А. Файз Мухаммад. СИЭ. Т. 14, М., 1973, с.
118. Ротштейн Э. Внешняя политика Англии и ее критики. 1830-1950. М., 1973.
119. Рустамов У.А. Из истории английской агрессии на границах Памира и конце 80-х начале 90-х гг. XIX в. -Труды ИВАН УЗССР. Ташкент, 1954, вып. 2, с. 70-79.
120. Рустамов У.А. Колониальная политика Англии на севере Индии и захват княжества Читрал в 1892-1895 гг. -Труды ИВАН УзССР. Ташкент, 1956, вып. 4, с. 55-67.
121. Рустамов У.А. Пригиндукушские княжества Северной Индии в конце XIX начале XX века. Ташкент, 1959.
122. Рябчиков A.M. А.Е.Снесарев как географ. В кн.: Андрей Евгеньевич Снесарев (Жизнь и научная деятельность). М., 1973, с. 76-84.
123. Семенов А.А. Из области религии исмаилитов. МИ. № I, 1912, с. 28-40.
124. Септан. Читральская экспедиция (январь-апрель 1895 г.). СПб., 1900.V
125. Снесарев А.Е. Памиры. Военно-географическое описание. Ташкент, 1903.
126. Снесарев А.Е. Индия как главный фактор в Среднеазиатском вопросе. Взгляд туземцев Индии на англичан и их управление. СПб., 1906.
127. Снесарев А.Е. Афганистан. М., 1921.
128. Снесарев А.Е. Индия (страна и народ). Вып. I. Физическая Индия. М., 1926.
129. Станишевский А.В. Афганистан. М., 1940.
130. Терентьев М.А. История завоевания Средней Азии. Т.1-3. СПб., 1906.
131. Халфин Н.А. Провал британской агрессии в Афганистане (XIX нач. XX в.). М., 1959.
132. Халфин Н.А. Политика России в Средней Азии (1857-1868). М., I960.
133. Халфин Н.А. Присоединение Средней Азии к России (60-е 90-е гг. XIX в.). М., 1965.
134. Халфин Н.А. А.Е.Снесарев и "среднеазиатский вопрос". -В кн.: Андрей Евгеньевич Снесарев. (Жизнь и научная деятельность). М., 1973, с. 97-109.
135. Халфин Н.А. Россия и Бухарский эмират на Западном Памире (конец XIX начало XX в.). М., 1975.
136. Хидоятов Г.А. Из историй англо-русских отношений в Средней Азии в конце XIX в. (60 70-е гг.). Ташкент, 1969.
137. Штейнберг Е.Л. Английская версия о русской угрозе Индии в XIX-XX в. ИЗ. Т. 33, 1950, с. 76-82.
138. Штейнберг E.JL. История британской агрессии на Среднем Востоке. М., 1951.
139. Эдельман Д.И. Дардские языки. М., 1965.
140. Эдельман Д.И. Язык бурушаски. М., 1970.
141. Alder J. British. India1 a Northern Frontier. London,1963.
142. Andrews C.F. The Challenge of the North-West Frontier. A Contribution to World Peace. London, 1937.
143. Barth F. The System of Social Stratification in Swat, North Pakistan. Studies in Human Ecology , London,1962
144. Beeston A. Catalogue of Persian, Turkish, Hindustani and Pashto Manuscripts in the Bodleian Library. Part 3.1. Oxford, 1954.
145. Boulger D.C. England and Russia in Central Asia. Vol.12. London, 1879.
146. Chitral. EI. Vol.2, c.29-31.
147. СоЪЪ H. The Frontier States of Dir, Swat and Chitral. -JRCAS. Vol.38, 1951, c.218-237.
148. Curzon G.N. The Pamirs and the Source of the Qxus. London, 1899.
149. Davies C.C. The Challenge of the Northern Frontier. London, 1937.155* Deutche im Hindukusch. Bericht der Deutchen Hindukusch-Expedition. 1935. Berlin, 1937.
150. Edleberg L. Statues de bois rapportees du Kafiristan a Kabul apres la conquete de cette province par l'Emir Abdul Rahman en 1895-96.- AA. T.7. P.4, c.24-3-286.
151. Edelberg L., Gramstrup L. Index to Sir George Scott Robertson "The Kafirs of the Hindu-Kush2. Moesgard, 1971.
152. Edelberg L., Jones S. Nuristan. Graz, 1980.
153. Forsyth T.D. Report of a Mission to Yarkund in 1873» Calcutta, 1875.
154. Fraser-Tytler W.K. Afghanistan. A Study of Political Developments in Central Asia. London, 19&7.
155. Gr^bczewsky B. Podroze po Azji Srodkowej. T.2. Przez Pamiry i Hindukush do zrodei rzeki Indus. Warszawa,1925*
156. Grierson G.A. Linguistic Survey of India. Vol.8. P.2. Calcutta, 1919.
157. Hanna H.B. Can Russia Invade India? London, 1885.
158. Irano-Dardica. Melanges Presentes a Georg Morgenstierne-2о2а l'occation de son 7O-e anniversaire. Wiesbaden, 1974-* 165» Ivanow W. A Forgotten Branch of the Ismailis. JRAS. 1938, c.57-79.
159. Jettmar K. Urgent Tasks of Research Among the Dardic Peoples of Eastern Afghanistan and Northern Pakistan.-In: Bulletin of the International Commettee on Urgent Anthropological and Ethnological Research. No.2, 1959» c.85-96.
160. Jettmar K. The Cultural History of North-West Pakistan.-In: Year Book of the American Philosophical Society. Philadelphia, 1960, c. 492-499.
161. Jettmar K. Die Religionen des Hindukusch. Stuttgart, 1975.
162. Jones S. An Annotated Bibliography of Nuristan (Kafiri-stan) and the Kalash Kafirs of Chitral. Part 1. K^ben-havn, 1966.
163. Jones S. The Political Organisation of the Kam Kafirs. A Preliminary Analysis. Kjfrbenhavn, 1967 •
164. Jones S. Men of Influence in Nuristan. A Study in Social Control and Dispute Settlement in Waigal valley, Afghanistan. London and New York, 1974.
165. Jones S. Kalashum Political Organisation. In: CH, c. 44-50.
166. Kakar H.K. Government and Society in Afghanistan The Reign of Amir Abd al-Rahman Khan. London, 1979.
167. Keay J. The Gilgit Game. The Explorers of the Western Himalayas. 1865-1895. London, 1979.
168. Kristiansen K. A Kafir on Kafir History and Festivals.1.: CH, с.'11-21.176, Leitner G.W. The Future of Chitral. IAQR and OCR. Ser.3. Vol.2. 1896, c. 228-243.177* Lentz W. Zeitrechnung in Nuristan und am Pamir. Graz, 1978.
169. Lorimer D.L.R. The Phonology of the Bakhtiari, Badakh-shani and Madaglashti Dialects of Modern Persian with Vocabularies. London, 1922.
170. Lorimer D.L.R. The Supernatural in the Popular Belief of the Gilgit Region. JRAS, 1929, c.507-526.
171. Lorimer D.L.R. An Oral Version of the Kesar Saga from Hunza. In: Folklore. No.4-2. London, 1931, c.65-77.
172. Lorimer D.L.R. The Burushaski Language. T.1-3. Oslo, 1935-1938.
173. Loffler R. Soziale Stratifikation im Sudlichen Hindu-kusch und Karakorum. Mainz, 1964.
174. A Missionary. The Amir's Pean, the Mitai Valley and the Kafirs. IAQR and OCR. Ser.3. Vol.2. 189&, c. 278-291.
175. Mahomed Khan, Mir Munshi Sultan (Ed.). The Life of Abdur Rahman, Amir of Afghanistan. Vol. 1-2. London, 1900.
176. Montgomerie T.G. Report on "the Mirza's" Exploration from Caubul to Kashgar. JRGS. Vol.41, 1871, c.99-125.
177. Montgomerie T.G. A Havildar's Journey Through Chitral to Faizabad in 1870. JRGS. Vol.42, 1872, c.245-260.
178. Motamedi Ali Ahmad. L'importance socio-economique et socio-religieuse de la chevre au Nouristan. In: EGF, c. 418-422.-204188. Morgenstierne G. Report oil a Lingustic Mission to Afghanistan. Oslo, 1926.
179. Morgenstierne G. Report on a Linguistic Mission to North -Western India. Oslo, 1932.
180. Morgenstierne G. A Kafir on Kafir Laws and Customs.о
181. Goteborgs Hogskolas Arsskrift. Vol. 32. Goteborg, 1933» c. 195-203.
182. Morgenstierne G. Languages of Nuristan and Surrounding Regions. In OH, c. 1-10.
183. Morgenstierne G. Indo-Iranian Frontier Languages. Vol. 1. Iranian Pamir Languages. Oslo, 1938.
184. Muller-Stellrecht I. Feste in Dardistan. Darstellung und Kulturgeschichtliche Analyse. Wiesbaden, 1973»
185. Muller-Stellrecht I. Hunza und China. (1761 1891). 130 Yahre einer Beziehung und ihre Bedeutung fur die wirtschaftliche und politische Entwicklung Hunzas in 18 und 19 Yahrhundert. Wiesbaden, 1978.
186. Muller-Stellrecht I. Materialien Zur Ethnographie von Dardistan (Pakistan). Aus den nachgelassenen Aufzeich-nungen von D.L.R.Lorimer. /I/. Teil 1. Hunza. Graz, 1979. /II/. Teil 2. Gilgit. Teil 3- Chitral und Yasin. Graz, 1980.
187. Raverty H.G. Notes on Kafiristan. JRASB. Vol. 28, 1859, c. 317-368.
188. Raverty H.G. Notes on Afghanistan and Part of Baluchistan. Geographical, Ethnographical and Historical. Vol. 1-3. London, 1881-1883.
189. Schomberg R.C.F. Between the Qxus and the Indus. London, 1935.
190. Schomberg R.C.F. Kafirs and Glasiers. Travels in Chit-ral. London, 1938.
191. Shahzada Hussam ul Mulk. Chitral Folklore. In: CH, c. 95-115.
192. Snoy P. Die Kafiren. Formen der Wirtschaft und Geisti-gen Kultur. Dissertation. Frankfurt am Main, 1962.
193. Stein M.A. Serindia. Detailed Report of Explorations in Central Asia and Westernmost China. Vol. 1. Oxford, 1921.
194. Steveni W.B. Colonel Grambcheffsky1s Expeditions in Central Asia and the Recent Events on the Pamirs. -IAQR and OCR. New Series. Vol.2, 1891, c.255-260. Vol.3, 1892, c. 17-52.
195. Temperly H., Penson L. A Century of British Blue Books. 1814-1914. Cambridge, 1938.
196. Tripathi G.P. Indo-Afghan Relations. 1882-1907. New Delhi, 1967.21Wazir Ali Shah. Invasions Preceeding the Conquest of Nuristan. In: CH, c.24-25.
197. Wazir Ali Shsh. The Roshte, a Tribe of Chitral. In: EGF, c. 659-648.
198. Wood J. A Journey to the Source of the River Oxus. With an Essay on the Geography of the Valley of the Oxus by Colonel Henry Yule. London, 1872.
199. Woodman D. Himalayan Frontiers: a Political Review of British, Chinese, Indian and Russian Rivalries. London, 1969.-207-СОКРАЩЕНИЯ
200. ЗКВ "Записки коллегии востоковедов при Азиатском музее Российской Академии наук (Академии наук СССР)". Л. ИЗ - "Исторические записки". М.
201. ИРГО "Известия Имп. Русского географического общества". СПб.
202. КСИВ "Краткие сообщения Института востоковедения АН СССР". М.1. МИ "Мир ислама". СПб.
203. НАА "Народы Азии и Африки. История, экономика, культура". М.1. НВ "Новый Восток". М.
204. СН "Cultures of the HincLukush. Selected Papers from the
205. Hixidu-kush Cultural Conference Held at Moesgard. 1970.
206. Edited by Karl Jettmar in Collaboration with Lennart Edelberg.'Wiesbaden, 1974. EGF -"Ethnologie und Geschichte. Festschrift fur Karl
207. Jettmar. Herausgegeben von Peter Snoy". Wiesbaden, 1983.
208. EI "The Encyclopaedia of Islam. New Edition." Leiden-London.
209. QP and OCR "The Imperial and Asiatic Quarterly Reviewand Oriental and Colonial Record." Woking. JRAS "Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland." London. JRASB - "Journal of the Royal Asiatic Society of Bengal." Calcutta.
210. JRCAS "Journal of the Royal Central Asia Society." London. JRGS - "Journal of the Royal Geographical Society." London.