автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Государственная политика в отношении староверов в последней четверти XVIII - начале XIX века
Текст диссертации на тему "Государственная политика в отношении староверов в последней четверти XVIII - начале XIX века"
л/
/1/1
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.ЛОМОНОСОВА
На правах рукописи
БОЧЕНКОВА ИРИНА ДМИТРИЕВНА
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ СТАРОВЕРОВ В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII - НАЧАЛЕ XIX века (На материалах Ярославского наместничества)
Специальность 07.00.02. - Отечественная история
Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Научный руководитель - кандидат исторических наук, доцент Кошкидько В.Г.
МОСКВА- 1999
ВВЕДЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
3
ГЛАВА 1. Деятельность администрации наместничества в отношении староверов_ 35
§ 1. Общие изменения государственной политики по отношению к
староверам в конце XVIII - начале XIX века_
§ 2. Роль местной администрации в решении "старообрядческих" вопросов _ 43
§ 3. Местная администрация и старообрядческое купечество_ 52
§ 4. Староверы на Ярославской Большой Мануфактуре_ 66
ГЛАВА 2. Судебные учреждения и староверы__72
§ 1. Следствия по важнейшим государственным преступлениям _ 74
§ 2. Крестьянский побег и "совращение" в старую веру, переход в
официальное православие__86
§ 3. Следствия по делам о самосожжениях__98
ГЛАВА 3. Взаимодействие духовных ведомств и
старообрядческих общин__^ 09
§ 1. Исследование численности старообрядчества духовными и
светскими ведомствами__^ 10
§ 2. Устройство единоверческих церквей в конце XVIII - начале
XIX века ___118
§ 3. Духовная цензура и секретный указ Синода 1800 года__129
ЗАКЛЮЧЕНИЕ__146
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ__151
ПРИЛОЖЕНИЯ__169
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ__195
ВВЕДЕНИЕ
Церковный раскол XVII века вылился в сложное социально-религиозное явление. По своим масштабам, характеру, идеологии оно существенно отличалось от различного рода ересей и сект, которые знало русское православие. Сторонники «старой веры», «старых обрядов» именовали себя староверами, реже - старообрядцами, а в официальной церкви и государственных бумагах пренебрежительно назывались «раскольниками». Утратив негативную окраску, этот термин стал использоваться и в научной литературе.1
Старообрядчество, распавшееся почти сразу после церковной реформы Никона на множество толков и согласий, не было единой системой взглядов. «Старая вера» долгое время оставалась не признанной, более того - преследуемой. На протяжении веков изменялся характер отношений государственно-церковной организации к староверам: гонения сменялись попытками компромисса; в свете проблемы веротерпимости старообрядческий "вопрос" долгое время оставался не решенным.2
«Государственное управление» в религиозной жизни в той или иной степени продолжалось на протяжении всего Синодального периода русской церкви. Вмешательство государства в религиозную сферу происходило при слабой расчлененности религиозно-духовных и политических сфер жизни общества. Особое внимание к старообрядцам объяснялось той позицией, которую заняли староверы, противопоставив свою идеологию не только
1 Мы принимаем здесь и далее термины "раскол", "раскольники" по стилистическим соображениям. Старая вера, выросшая из недр раскола, иногда отождествляется с понятием «раскол», что не совсем верно, так как «раскоп» - явление конкретно-историческое, ограниченное хронологически и событийно рамками второй половины XVII столетия. Сторонники старой веры предпочитали именовать себя староверами, а не старообрядцами, подчеркивая, что речь идет не об обрядовой стороне разногласий. В настоящей работе мы не касаемся вероисповедных принципов и наравне используем оба термина, чтобы избежать повторений.
2 Впервые представители старообрядческой церкви были наделены всеми гражданскими и церковными правами в 1905 году. В 1971 году Поместный Собор Русской Православной Церкви торжественно постановил отменить клятвы (анафематствования), наложенные в XVII веке на старые обряды и придерживающихся их. См., например: Кутузов Б. Церковная реформа XVII века: трагическая ошибка или диверсия II Церковь. Старообрядческий церковно-общественный журнал, 1992. N 1.С. 43.
официальному православию, но и государству как "Царству Антихриста" в целом. Массовые бегства староверов на западные и южные рубежи России в период репрессий первой половины XVIII века, отказ некоторых согласий принимать молитву за царя и противогосударственная направленность их учений создавали опасность сильной внешней и внутренней оппозиции. Церковь в Синодальный период была частью государственного аппарата, легитимировала вмешательство государства в религиозную жизнь, что позволяет нам говорить о единой политике в отношении староверов, формирование которой происходило под светским и церковным влиянием. Особая политика, разрабатываемая государством, была призвана решить ряд внутриполитических и административных проблем и снять напряжение во взаимоотношениях со старообрядчеством. Сложный процесс поиска "оптимальных решений" в этом вопросе в конце XVIII - начале XIX века можно разделить на две составляющих:
- выработка государственной политики "просвещенного абсолютизма", в части, касающейся старообрядцев, в которой принимали участие как монарх, так и многие видные светские и церковные деятели;
- практическое применение мер государственного воздействия по отношению к староверам.
В XVIII веке староверы - "традиционалисты" оказались открытыми для воздействия различных факторов культуры Нового времени.3 Многие старообрядческие общины приобрели авторитет в торговом и промышленном деле. Старообрядческое купечество богатело и становилось основой российского предпринимательства в XIX столетии. Социальный и экономический расцвет был следствием изменения внутренней политики государства по отношению к староверам (которое началось, по разным мнениям, при Елизавете Петровне или Петре III). Намеченные в "просвещенный век" Екатерины тенденции веротерпимости, развивались в
3 Более подробно об этом см.: Гурьянова Н.С. История и человек в сочинениях старообрядцев XVIII века. Новосибирск, 1996.
царствование Павла и в первые годы правления Александра I.
В русской общественной мысли приверженцы старой веры рассматривались как религиозные диссиденты; под влиянием народнических идей второй половины XIX в. староверие стало оцениваться как политический протест, в нем видели социальную опору революционные деятели; старообрядчество активно проявило себя в общественно-политической жизни рубежа XIX - XX веков. Увлечение интеллигенции сектантством рассматривается как важное направление радикализации русской мысли на пути к революции.4 В контексте этих оценок становится актуальной тема государственной политики в старообрядческом вопросе.
В настоящее время отношение государства и церкви к старообрядцам приобрело иные черты, однако тема остается значимой в связи с обсуждением некоторых проблем современного состояния старообрядчества, положения его в обществе, взаимодействий с Русской Православной Церковью.5 Вопросы веротерпимости, свободы совести, вмешательства государства в религиозную жизнь становятся актуальными в нынешнем идеологическом поле поиска единой консолидирующей "национальной идеи".
Предметом исследования является государственная политика по отношению к староверам как к особой группе в ее конфессиональном и социально-правовом статусе в последней четверти XVIII - начале XIX века на примере Ярославского наместничества.
Особое внимание уделено методам и формам разрешения конфликтных ситуаций, отразившимся в малоизученных судебно-следственных делах о старообрядцах центральных и местных учреждений.
4 См.: Эткинд А. Хлыст: секты, литература и революция. М., 1998.
5 Закон о свободе совести и религиозных объединениях. Федеральный закон РФ от 26.09.1997 N 125-ФЗ // Собрание законов Российской Федерации. N 39,1997. Ст. 4465. С.7666-7878. Обсуждение закона в контексте проблем современного старообрядчества см.: Панкратов A.B. Русская Православная Старообрядческая церковь и новый российский закон о свободе совести // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы IV научно-практической конференции. М., 1998. С.3-7; Шахов M.O. Проблемы взаимоотношений старообрядчества с современным обществом //Там же. С.8-10.
Рассмотрены следующие вопросы взаимодействия государства и церкви, возникающие в контексте государственной политики по отношению к староверам как к особой группе в ее конфессиональном и социально-правовом статусе в последней четверти XVIII - начале XIX века на примере Ярославского наместничества:
- предоставление староверам ряда прав и свобод в екатерининское время и соблюдение их на практике;
- роль местных административных и судебных органов в решении дел "о старообрядцах";
- ограничение вероисповедной практики староверов как проявление непоследовательности государственной политики.
Хронологические рамки исследования определены временем существования Ярославского наместничества (1777 - 1812 гг.) Формирование и действие "просвещенной" религиозной политики Екатерины II и развитие ее в правление Павла и Александра I также являются условно определяющими хронологический период работы.
В последней четверти XVIII века реформируются местные административные и судебные органы, в ведение которых, кроме прочих, переходят дела о старообрядцах. 7 ноября 1775 года Екатерина утвердила «Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи».6 Местным органам передавались многие функции и права коллегий, контор и прочих центральных учреждений. Иными словами, все дела, в том числе и «раскольничьи», стали рассматриваться и решаться на месте.
Территориальные рамки исследования совпадают, в целом, с границами территории наместничества (губернии Ярославская, Вологодская, Архангельская, Тверская, Новгородская).7 Вместе с тем,
6 Российское законодательство Х-ХХ вв. Т. 5. М., 1987. С. 238-412.
7 Ярославское наместничество было учре>кдено в 1777 году по указу Екатерины. Управлял им генерал-губернатор, или наместник, назначаемый императрицей из высшей знати. Территориально состав Ярославского наместничества изменялся: в 1778-1781 годах оно включало Ярославскую, Тверскую и Новгородскую губернии, с 1781 - Ярославскую и Вологодскую, а с 1784 по 31 декабря 1786 - Ярославскую, Вологодскую и Архангельскую. Указом Павла «О новом разделении государства на губернии» наместничества были ликвидированы. Должность генерал-губернатора
прослеживаются тесные связи староверов этого региона с крупными старообрядческими центрами Москвы, Казани, Нижнего Новгорода. Приоритетное место в исследовании занимает Ярославская губерния. Именно в Ярославле, долгое время бывшем главным губернским городом и центром наместничества, сосредотачивались наиболее важные материалы, связанные с решением интересующих нас проблем.
Отметим, что регионального исследования по указанным губерниям, которые считались традиционно "зараженными расколом"8 относительно периода последней четверти XVIII - начала XIX века, не предпринималось.
Период конца XVIII - начала XIX века не достаточно освещен в литературе в контексте вопросов формирования и осуществления правительственной политики в отношении староверов (в отличии, скажем, от периода конца XVII или начала XIX века). Ряд исследователей характеризует это время активным участием старообрядческих общин в развитии капиталистических отношений в России, начиная с 60-х годов XVIII века и далее.9 Экономический расцвет стал возможен благодаря изменению
восстановлена в 1809 году для члена императорской фамилии, принца Голштинского Г.П. Ольденбургского. Наместничество вновь объединило Ярославскую, Тверскую и Новгородскую губернии и существовало до марта 1812 года, когда наместник скоропостижно скончался от «нервной горячки". См.: Ярославские губернаторы 1777-1917. Историко-биографические очерки. Ярославль, 1998. С. 78. В отличии от первого периода существования наместничества, при Г.П. Ольденбургском главным городом, резиденцией генерал-губернатора становится не Ярославль, а Тверь.
8 Начало «церковной смуты» в Ростово-Ярославском крае связано с именем монаха Капитона Даниловского, учение которого к 1639 году активно распространяется в уездах центральной России и проникает в Сибирь. Свое прозвание старец получил по имени дворцового села Данилова, где активно проповедовал идеи «новой церкви», отвергающие многие христианские догматы и таинства (покаяние, причастие, священство, церковную иерархию). Появившееся за 20 лет до церковной реформы Никона, учение Капитона предопределило активное участие регионов Верхней Волги в «расколе» на стороне противников Никона. Более подробно о старце Капитоне, его учении, причинах и последствиях присоединения его последователей к весьма пестрому лагерю противников церковной реформы См.: Бородкин A.B. Религиозное сектантство в Верхнем Поволжье в 1619-1700 гг. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. истор. наук. Ярославль, 1998. В. Дмитревский считает, что «секта Капитона», крайне замкнутая и непримиримая, была началом учения беспоповцев. См.: Дмитревский В. Раскол старообрядчества в Ростово-Ярославском крае перед временем Димитрия, митрополита Ростовского. Ярославль, 1909. С. 9. Кроме того, накануне и в течение трагических событий церковного раскола в Ярославском крае проповедовали известные "ревнители древлего благочестия", сподвижники протопопа Аввакума: Иван Неронов, живший более 10 лет в Пошехонской Игнатьевой пустыни, и священнослужитель из города Романова, поп Лазарь. Их деятельность, по словам Дмитревского, «производила сильное обаяние и успех». В Ярославском крае с конца XVII века выделяются три основных центра распространения еретических учений и старообрядчества: Даниловский, Пошехонский и Романовский уезды.
9 Андреев В.Н. Раскол и его значение в народной русской истории. Спб., 1870; Никольский Н.М. Раскол и сектантство в XVIII веке // Три века. Россия от смуты до нашего времени. Истор. сборник
внутренней политики государства по отношению к староверам. Первые шаги в этом направлении были сделаны, по разным мнениям, при Елизавете Петровне или Петре III. Терпимость к старообрядцам Екатерины Великой не вызывает у исследователей сомнений; возникшее при ней направление продолжалось в царствование Павла и Александра I. В общих работах по истории старообрядчества так или иначе затрагиваются причины, заставившие правительство сменить гнев на милость и рассматривается, насколько последовательными были законодательные меры в этом вопросе.
Мы выделим в историографии вопроса следующие части:
- церковно-историческое (отчасти до-научное) направление в дореволюционной историографии;
- дореволюционная (светская) историография;
- советская историография;
- современная отечественная историография;
- зарубежная историография.
Поскольку «раскольники» - староверы изначально противостояли официальной церкви и государству, зарождение церковно-исторической историографии вопроса «раскол и власть» можно отнести ко второй половине XVII века - периоду возникновения движения и его широкого распространения. С одной стороны, это сочинения старообрядческих авторов - протопопа Аввакума, иноков Епифания, Евфросина и др., долгое время сохраняющиеся лишь в рукописной традиции.10 С другой
под ред. В.В.Каллаша. М„ 1913. Т. V. С.19-37; Рындзюнский П.Г. старообрядческая организация в условиях развития промышленного капитализма (на примере истории московской общины федосеевцев в 40-х гг. XIX в.) // Вопросы религии и атеизма. М., 1950. С.188-249.
0 Вот некоторые публикации источников: Отразительное писание о новоизобретнном пути самоубийственных смертей. Вновь найденный старообрядческий трактат против самосожжений 1691 года. Сообщ. X. Лопарева // Памятники древней письменности и искусства. Вып.108. Спб., 1895; Барсков Я.Л. Памятники первых лет русского старообрядчества. Спб., 1912; Дружинин В.Г. Несколько автографов писателей-старообрядцев. Спб., 1915. См. также: Малышев В.И. Библиография сочинений протопопа Аввакума и литературы о нем. 1917-1953 // ТОДРЛ. Т.XIV. М,-Л., 1954; Робинсон А.Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания. Исследования и тексты. М., 1963. Пустозерский сборник: автографы сочинений Аввакума и Епифания. Изд. Подг. Н.С. Демкова, Н.Ф. Дробленкова, Л.И. Сазонова. Л., 1975 и др.
полемическая литература «официальных кругов», ставившая обличительные цели. 11 Авторы со своих позиций делают попытки понять причины религиозных разногласий. Церковные идеологи, в особенности Димитрий Ростовский, который был митрополитом на Ростовской кафедре в 1702-1709 гг., и известен своим «противораскольническим» сочинением12, старались посредством проповедей бороться с расколом, «вразумлять» и наставлять «заблудших» в вере. Изданным в 60-е гг. XVIII века собранием «Слов и поучений» Димитрия Ростовского пользовались впоследствии многие церковнослужители. Его сочинения был