автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.14
диссертация на тему:
Государственно-конфессиональные отношения в современной Армении

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Лусян, Армен Эдуардович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.14
Диссертация по философии на тему 'Государственно-конфессиональные отношения в современной Армении'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Государственно-конфессиональные отношения в современной Армении"

005043700

На правах рукописи

Лусян Армен Эдуардович

Государственно-конфессиональные отношения в современной Армении: состояние и перспективы развития

Специальность: 09.00.14- философия религии и религиоведение

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

1 7 мам 2012

Москва-2012

)

005043700

Работа выполнена на кафедре государственно-конфессиональных отношений Международного института государственной службы и управления Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

кандидат философских наук, старший научный сотрудник Лопаткин Ремир Александрович

Глаголев Владимир Сергеевич,

доктор философских наук, профессор кафедры философии МГИМО (У) МИД РФ

Галимова Юлия Рамилевна,

кандидат философских наук, второй секретарь Департамента по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественными объединениями МИД РФ

Ведущая организация -

Институт социологии РАН

Защита состоится 29 мая 2012 года в _час. на заседании

диссертационного совета Д-504.001.11 при Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по адресу: 11960б, г. Москва, пр-т Вернадского, 84,_уч. корпус, ауд._.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РАНХиГС Автореферат разослан «28» апреля 2012 года

Ученый секретарь /^^^Я, СемедовСА.

диссертационного совета С^г-ос-***

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. После распада Советского Союза и создания независимого государства в Республике Армения сложилась принципиально новая ситуация в сфере религии и взаимодействия государства с конфессиями. В процессе демократических преобразований происходило формирование новых правовых основ системы государственно-конфессиональных отношений (далее - ГКО). Стали вырабатываться реальные формы взаимоотношений государства с религиозными организациями. Был достигнут значительный прогресс в этой области. В то же время до сих пор остается ряд существенных проблем, требующих разрешения. Дальнейшее совершенствование государственно-конфессиональных отношений в республике требует критического анализа существующей законодательной базы относительно права на свободу совести и действующей модели государственно-конфессиональных отношений, а также состояния межконфессиональных отношений. Исследование этих проблем, основанное на системном подходе к объекту, представляется необходимым для выработки взвешенных государственных решений относительно существующих в данной сфере проблем, обозначения четких принципов, механизмов и векторов развития государственно-конфессиональных отношений в будущем. Однако эта область общественно-государственной жизни Республики Армения пока еще остается одной из малоизученных.

Актуальность данной темы состоит также и в том, что её разработка позволит осуществить сравнительный анализ состояния государственно-конфессиональных отношений в постсоветских странах.

Степень научной разработанности проблемы.

Становление нового типа государственно-конфессиональных отношений в странах постсоветского пространства, пути и методы реализации права, человека на свободу совести и вероисповедания стало предметом многочисленных исследований и публикаций философов, историков, социологов, правоведов. Они сопровождались дискуссиями, противоборством различных подходов к решению назревших в этой области проблем. Особенно активно такие исследования проводились российскими учеными. В них глубокую разработку получили проблемы истории ГКО, международный опыт государственно-конфессиональных отношений и их типология, правовые основы ГКО.

В каждом из этих научных направлений имеются теоретические исследования, методологические подходы и эмпирические материалы по отдельным проблемам государственно-конфессиональных отношений.

Специфика данной диссертационной работы заключается в том, что она является, по сути, первой попыткой исследования на основе системного подхода новых основ государственно-конфессиональных отношений, складывающихся в Армении после 1991 года. Поскольку в Армении это направление исследований ещё не получило достаточного развития, автор опирался в значительной мере на информационно-аналитические и общетеоретические разработки российских и зарубежных ученых. В их трудах исследуются различные аспекты проблемы свободы совести и вероисповедания, моделей государственно-конфессиональных отношений, социальной роли и статуса религиозных объединений в современном обществе, содержания, структуры и предмета религиозно-

конфессиональных отношений, а также взаимодействия государственных органов с конфессиями. Они нашли отражение в коллективных исследовательских работах, учебниках, учебных пособиях, информационно-аналитических изданиях, а также в сборниках материалов научных конференций кафедры государственно-конфессиональных отношений Российской академии государственной службы (ныне -Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации)1, а также в информационно-аналитических и научно-теоретических изданиях других российских религиоведческих центров и образовательных учреждений2. Анализ европейского опыта государственно-конфессиональных отношений представлен в работах В.В. Кравчук, Е.М. Мирошниковой, Ф.Г. Овсиенко и других российских ученых3, а также в сборнике научных трудов европейских специалистов под общей редакцией немецкого религиоведа Г. Робберса4.

1 См.: История религий в России: учебник / Под общей ред. О.Ю. Васильевой, H.A. Трофимчука. - 2-е изд. - М., 2004; Мировой опыт государственно-церковных отношений: учебное пособие. 2-е изд. - М., 1999; Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современного состояния). - М., 1996; Государственно-церковные отношения в России: сб. докл. и материалов // Российская академия управления; сост. H.A. Трофимчук. - М., 1993; Государство, религия, Церковь в России и за рубежом: научный информационно-аналитический, культурно-просветительный журнал. - М.: 2008, 2009, 2010, 2011; Вопросы религии и религиоведения / Научно-теоретическое приложение к журналу «Государство, религия, Церковь в России и за рубежом». - М.: 2009, 2010,2011

См.: Научно-практический журнал «Управленческое консультирование». - СПб.: 2008; Научно-аналитический журнал «Власть». - М.: 2010. №1; Вестник Томского государственного университета. -Томск. 2007. № 295; Известия Томского политехнического университета. - Томск. 2004. № 2; Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - Нижегородец 2009. № 3; Научно-теоретический журнал Амурского государственного университета «Религиоведение». - Благовещенск. 2002. № 2; Сибирский юридический вестник. - 2009. № 2

3 См.: Мироинткова Е.М. Религиозный фактор в иммиграционной политике ЕС / Современная Европа. -М., 2006. № 1; Онаи-нко Ф.Г. Взаимоотношения государства и церкви в странах Восточной Европы // Мировой опыт государственно-церковных отношений: учебное пособие. 2-е изд. -М., 1999; Кравчук В.В. Государственная вероисповедная политика в странах современной Европы // Вероисповедная политика Российского государства: уч. Пособие / под ред. М.О. Шахова.. - М., 2005.

4 См.: Государства и религии в Европейском Союзе / Под общей ред. Г. Робберса. -М., 2009

Теоретические и практические аспекты конституционно-правового регулирования сферы свобода совести и вероисповедания, юридического статуса и деятельности религиозных объединений, взаимодействия государственных органов с конфессиями получили глубокую и всестороннюю разработку в научных трудах российских ученых А.Г. Залужного, А.И. Кудрявцева, A.B. Пчелинцева, А.Е. Себенцова, М.О. Шахова, известного специалиста из Казахстана P.A. Подопригоры и других1.

Основные подходы классификации государственно-конфессиональных отношений были подробно представлены в научных трудах А.Ю. Григоренко, В.В. Кравчук, Е.М. Мирошниковой, М.И. Одинцова, А.Е Себенцова, М.О. Шахова, и др. ученых2.

1 См.: Залужный А.Г. Право. Религия. Закон. - М., 2008; Концептуальные проблемы взаимоотношений государства и религиозных объединений в современной России // Актуальные проблемы реализации принципов свободы совести в современной России: сб. докл. и материалов. - М., 2009; Шахов М.О. Основные области взаимодействия государственных структур и религиозных объединений / Вероисповедная политика Российского государства: учебное пособие. - М., 2005; Кудрявцев А.И. Конституционно-правовые основы отношений государства и религиозных объединений / Вероисповедная политика Российского государства: учебное пособие. - М., 2005; A.B. Пчелинцев Актуальные проблемы свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений // Двадцать лет религиозной свободы в России / Под ред. А. Малашенко и С. Филатова. - М., 2009; Подопригора РА. Государство и религиозные организации (административно-правовые вопросы). — Алматы. 2002. Себенцов А.Е. Государственно-конфессиональные отношения в России и их нормативное регулирование: опыт, проблемы, тенденции, прогнозы//Права человека в России и за рубежом. М., 2007.

2 См.: Кравчук В.В. Государственная вероисповедная политика в странах современной Европы // Вероисповедная политика Российского государства: уч. Пособие / под ред. М.О. Шахова.. - М., 2005.; Мирошникова ЕМ. Религиозный фактор в иммиграционной политике ЕС // Научный журнал «Современная Европа». - М., 2006. № 1; Одинцов М.И. Двадцатый век в российской истории: государство и религиозные организации // Вступая в третье тысячелетие: религиозная свобода в плюралистическом обществе: материалы Между нар. конф. (Москва, 23-24 марта 1999 г.). - М., 2000; Григоренко AJO. Церковно-государственные отношения в современной России и проблема религиозной свободы и нетерпимости // Вступая в третье тысячелетие: религиозная свобода в плюралистическом обществе. - М., 2000; Четверикова О.Н. Религия и политика в современной Европе. - М., 2005; Кардашевский A.B., Тирских М.Г. Современные концепции государственно-конфессиональных отношений. «Сущностные модели» // Сибирский юридический вестник. 2009. № 2; Себенцов А.Е. Типология религиозных объединений в контексте государственно-конфессиональных отноше-ний/ЛСлассификация религий и типология религиозных организаций. М., 2008.

Что касается научного исследования избранной темы в Республике Армения, то оно находятся пока только на начальном этапе.

Объект диссертационного исследования - система государственно-конфессиональных отношений в Республике Армения.

Предмет исследования - состояние, основные направления и перспективы развития государственно-конфессиональных отношений в

современной Армении.

Цели п задачи исследовательской работы. Цель данной работы -выявить наиболее существенные особенности действующей модели государственно-конфессиональных отношений в Армении и направления её совершенствования.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

- раскрыть основные характеристики этапов становления новых основ государственно-конфессиональных отношений в РА;

- проанализировать конституционно-правовые основы государственно-конфессиональных отношений в Армении, обозначить главные недостатки законодательной базы в части обеспечения права на свободу совести и вероисповедания;

- выявить основные проблемы духовно-религиозного поля,

требующие разрешения;

- определить ключевые особенности действующей модели государственно-конфессиональных отношений в РА; сформулировать необходимые рекомендации для гарантирования демократического развития системы ГКО;

- провести типологизацию религиозных объединений страны согласно принципу конфессиональной принадлежности и юридического статуса;

- проанализировать социальную активность и участие религиозных объединений в общественных процессах;

- выявить характерные черты состояния межконфессиональных отношений и объективные предпосылки их гармоничного развития;

- раскрыть ключевые моменты во взаимодействии государства с религиозными объединениями.

Теоретико-методологическую основу исследования составили принципы историзма, объективности, системного подхода к исследуемому явлению. В работе использованы общенаучные, а также разработанные в мировом религиоведении методологические подходы и методы исследования, такие как сравнительно-исторический метод, анализ, обобщение, наблюдение и пр.

Источниковая и эмпирическая база диссертационного исследования. В качестве источников теоретико-методологических положений, а также информации об опыте государственных отношений в других странах автор диссертационного исследования использовал труды зарубежных, российских и армянских специалистов в области религиоведения, философии, социологии религии, юриспруденции, этнографии и других гуманитарных дисциплин, в том числе монографии, коллективные исследовательские работы, энциклопедические и другие научно-справочные издания, научно-аналитические материалы и т.д.

В работе используются результаты проводившихся в РА социологических исследований межконфессиональных отношений, статистические данные о религиозных объединениях в Республике Армения; разнообразные исторические и современные публикации армянских ученых, в том числе опубликованные на интернет-сайтах.

В ходе исследования проанализирована нормативно-правовая база ГКО в Республике Армения, источники международного права по данной проблематике, указы президентов РА, постановления правительства и распоряжения премьер-министров РА, ведомственные документы и пр. На основе документальных источников рассматривается деятельность органов законодательной и исполнительной власти в сфере государственно-конфессиональных отношений.

Диссертантом изучены документы и издания религиозных организаций Армении, материалы конференций, семинаров и «круглых столов», посвященных изучаемой проблематике; публикации средств массовой информации и т.д.

Автор при анализе религиозной ситуации в РА использовал личные наблюдения в качестве члена подкомисси по вопросам религии Общественного совета РА, участника Совета глав протестантских евангельских церквей Армении, а также опыт общения с представителями различных конфессий, общественных организаций, в том числе интервью автора с государственными служащими и специалистами в области взаимодействия государства с религиозными объединениями.

При подготовке диссертации в качестве фактических данных использовались правительственные информационно-аналитические мате-

риалы; статистические данные переписей населения Армении 1989 и 2001 гг.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые предпринят комплексный анализ состояния и развития системы государственно-конфессиональных отношений в Республике Армения за минувшие два десятилетия.

Диссертантом проанализированы конституционно-правовые основы и нерешенные проблемы законодательного обеспечения государственно-конфессиональных отношений в РА, рассмотрены этапы развития религиозной ситуации в стране; выявлены основные проблемы духовно-религиозного поля и предложены пути их разрешения; обозначены главные особенности действующей модели ГКО в Армении, которые состоят в следующем:

1. Система государственно-конфессиональных отношений в РА динамична, находится в становлении и развитии. На этот процесс влияют, по крайней мере, такие факторы, как:

логика демократического развития РА после обретения независимости в 1991 году;

- вступление Армении в Совет Европы и вызванная этим необходимость приведения правовой системы РА в соответствие с требованиями Совета Европы;

исторические традиции армянского народа в вопросах вероисповедания;

- личностный фактор (мировоззренческий выбор, конфессиональные предпочтения, политические расчеты высших должностных лиц РА).

2. Действующая модель государственно-конфессиональных отношений в РА, исходя из законодательной нормы об отделении церкви (религиозных объединений) от государства, определяется как сепарационная (отделительная), однако на практике ей характерны черты и других моделей: интегративной, кооперационной, а также модели

«господствующей церкви».

3. Этой модели присущи теоретические противоречия, основным из которых является противоречие между потребностями демократического развития государственного строя в РА и исторической традиционной ролью Армянской Апостольской церкви в жизни армянского народа. В силу своей общественно-политической значимости ААЦ занимает ключевое положение в системе государственно-конфессиональных отношений.

4. При действующей модели ГКО в Армении взаимодействие государства с другими религиозными объединениями в лучшем случае носит нейтральный характер с низким уровнем социального сотрудничества, а в худшем случае проявляется политика отчуждения.

Автором произведена типологизация религиозных объединений на основе конфессиональной принадлежности и юридического статуса, что дает возможность лучше ориентироваться в пестрой конфессиональной картине страны; проанализированы ключевые моменты в межконфессиональных отношениях и во взаимодействии государства с религиозными объединениями, в частности в социальной сфере.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Конституционно-правовые основы государственно-конфессиональных отношений в РА в общем соответствуют демократическим нормам и требованиям, однако нуждаются в дальнейшем совершенствовании с целью их максимального соответствия международным стандартам в сфере свободы совести и вероисповедания.

2. Несмотря на прогресс в становлении и стабилизации государственно-конфессиональных отношений, существует ряд требующих разрешения основополагающих проблем, в частности таких, как:

- разработка концепции государственной вероисповедной политики, основанной на взвешенных научных подходах и принципах;

- повышение эффективности правоприменительной практики;

- улучшение межконфессионального согласия и атмосферы толерантности;

- исключение проявления дискриминации на религиозной почве по отношению к представителям религиозных меньшинств, в особенности - в школах, государственных учреждениях, в производственных коллективах и т.д.;

- создание более благоприятных условий для социальной и благотворительной активности конфессиональных организаций.

3. Посредством учета и анализа особенностей и недостатков действующей модели государственно-конфессиональных отношений в РА необходимо предпринять концептуальные шаги для обеспечения демократического развития модели ГКО, которая, с одной стороны, учла бы роль и значение Армянской Апостольской церкви в истории, культуре,

духовно-нравственной и социальной жизни армянского народа, с другой -не была бы направлена на отчуждение других законопослушных религиозных объединений и их последователей от общественной жизни.

4. При всех доктринальных и прочих расхождениях, присущая большинству конфессий РА, общность нравственно-этических ценностей и озабоченность насущными проблемами армянского народа являются теми объективными предпосылками, которые могут благоприятствовать построению корректных межконфессиональных отношений, взаимопониманию их приверженцев и даже взаимодействию и сотрудничеству в социально-гуманитарной сфере.

5. Практика последних лет показала, что религиозные объединения Армении способны внести весомый вклад в разрешение проблем, связанных с мировоззренческим личностным кризисом, с потребностью в духовной поддержке, с восстановлением системы нравственных ориентиров.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что автором осуществлен комплексный системный анализ состояния государственно-конфессиональных отношений в Республике Армения, а также во введении в научный оборот новой эмпирической и аналитической информации о состоянии ГКО и религиозной ситуации, социальной активности религиозных объединений, межконфессиональных отношениях, взаимодействии государства с религиозными организациями и т.д.

Практическая значимость заключается в выявлении картины состояния ГКО и межконфессиональных отношений, которая дает

возможность госслужащим, представителям СМИ и конфессий ориентироваться в современной религиозной ситуации Армении, привлекает внимание соответствующих государственных органов к назревшим проблемам в сфере ГКО и межконфессиональных отношений, требующим разрешения. Предлагаются конкретные пути для разрешения ряда из этих проблем.

Положения и результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения отдельных проблем государственно-конфессиональных отношений в РА; в подготовке учебных программ и курсов лекций по религиоведению, социологии, социальной философии, юриспруденции и других гуманитарным дисциплинам в высших учебных заведениях и на курсах повышения квалификации госслужащих.

Отдельным сектором применения представляется использование материалов диссертации отечественными и в особенности зарубежными религиоведами и другими специалистами, для которых данная исследовательская работа может служить источником полезной информации при сравнительном изучении состояния и тенденций развития государственно-конфессиональных отношений на постсоветском пространстве.

Апробация результатов диссертационного исследования

Эмпирические данные и рабочие гипотезы исследования представлены в сообщениях диссертанта на следующих мероприятиях религиозной тематики:

- научно-практической конференции «Власть и религия в истории России», посвященной 45-летию религиоведческой школы РАГС, 30 ноября - I декабря 2009 г., г. Москва;

- научной конференции «Религиозная ситуация и состояние свободы совести в европейских странах: вызовы и тенденции развития», 30 марта -1 апреля 2012 г., г. Стамбул;

- «круглом столе», посвященном законопроекту РА «Об отношениях между Республикой Армения и Армянской Апостольской Святой Церковью», 2 марта 2007г., г. Ереван;

- «круглом столе» под названием «Деятельность религиозных организаций в РА, юридические и практические проблемы, общественные настроения», инициатор Управление Правительства РА по делам национальных меньшинств и религии, 30 ноября 2007 г., г. Ереван;

- Семинаре «Роль религии в современном правовом обществе: свобода совести и религии в Армении» по инициативе центра «Сотрудничество во имя демократии» вместе с Ереванским офисом ОБСЕ, 31 октября 2008 г., г. Ереван;

- «круглом столе» по поводу нового законопроекта депутатской группы «О внесении изменений и дополнений в закон РА «О свободе совести и религиозных организациях», 4 марта 2009 г., г. Ереван;

«круглом столе», посвященном новому законопроекту Правительства РА «О внесении изменений и дополнений в закон РА «О свободе совести и религиозных организациях», 16 августа 2010 г., г. Ереван;

- конференции по поводу нового законопроекта Министерства юстиции РА «О свободах совести и религии», 18 октября 2011 г., г. Ереван.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры государственно-конфессиональных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и рекомендована к защите.

Основные положения и выводы диссертации изложены в научных публикациях автора общим объемом 4,2 п. л.

Структура диссертационной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования, состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность избранной темы диссертации; раскрывается степень научной разработанности проблемы, формулируются объект и предмет; определяются цель и задачи исследования, излагаются основные положения, выносимые на защиту.

Первая глава диссертационного исследования - «Состояние государственно-конфессиональных отношений в современной Армении: проблемы и направления развития» - посвящена анализу процесса становления новых основ государственно-конфессиональных отношений в Республике Армения, конституционно-правового регулирования данной сферы общественной жизни, а также особенностей

действующей модели государственно-конфессиональных отношений в современной Армении.

В первом параграфе - «Становление новых правовых основ государственно-конфессиональных отношений в Республике Армения после 1991 года» - автор выделяет следующие этапы становления государственно-конфессиональных отношений в Армении после обретения независимости: первый период - с 1991 по 1998 годы; второй - с 1998 по 2008 годы; третий - начинается с 2008 г., в частности, после президентских выборов в стране. Этот период отмечен беспрецедентным сближением госаппарата и Армянской Апостольской церкви (далее - ААЦ)1.

В параграфе анализируется законодательство Республики Армения о свободе совести и религиозных объединениях. Конституция Республики Армения в качестве правовой основы отношений государства и религиозных объединений провозглашает норму отделения церкви от государства. Это фундаментальное конституционное положение, которое утверждает, что Республика Армения светское государство.

Важнейшими принципами нормативно-правового регулирования свободы совести являются также декларированные в Конституции РА равенство людей перед законом и запрет дискриминации независимо от отношения человека к религии (ст. 14.1); обеспечения свободы деятельности всех религиозных организаций, действующих в установленном законом порядке (ст. 8.1.); право каждого на свободу мысли, совести и религии (ст. 26).

' См., напр.: Саргсян М. Проблемы строительства конституционного государства в Армении и Армянская апостольская церковь // Научный журнал «Крон ев асаракупон» («Религия и общество»), -Ереван. 2009. № 6. С 37-38. - (на арм. яз.)

В то же время, в Конституции особо подчеркнута роль Армянской Апостольской церкви (ст.8.1). Республика Армения признает исключительную миссию Армянской Апостольской Святой Церкви как национальной церкви в духовной жизни армянского народа, в деле развития национальной культуры и сохранения национальной самобытности.

Основополагающий законодательный акт, специально принятый для регулирования правоотношений в области прав человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания, а также правового положения религиозных объединений — это закон РА «О свободе совести и религиозных организациях», вступивший в силу 17.06.1991 г. Автор анализирует данный закон, выявляет его достоинства и недостатки, а также обосновывает необходимость дальнейшего совершенствования законодательной базы.

Специальное внимание уделяется актуальным проблемам духовно-религиозного поля и возможным путям их разрешения. В качестве основных проблем выделяются необходимость разработки и принятия концепции государственной вероисповедной политики; недостаток официальной информации со стороны религиозных объединений о своей деятельности; поверхностный подход и конфессиональная ангажированность журналистов в деле освещения религиозной тематики; неудовлетворительное состояние атмосферы религиозной толерантности в обществе; проявления дискриминации по отношению к инокон-фессиональным верующим.

Во втором параграфе - «Особенности действующей модели государственно-конфессиональных отношений в Республике Армения» - раскрывается категориальный аппарат темы исследования («государство», «конфессия», «государственно-конфессиональные отношения» и т.д.), анализируются основные подходы российских, зарубежных и армянских специалистов к классификации государственно-конфессиональных отношений, обозначаются главные особенности действующей модели государственно-конфессиональных отношений в Республике Армения.

Самые простые варианты классификации государственно-конфессиональных отношений сводятся к дихотомическому делению по признаку наличия или отсутствия принципа отделения религиозных объединений от государства. Так, по мнению М. И. Одинцова, история отношений государства и мировых религий может быть осмыслена через призму возникновения и эволюции двух типов государств: клерикального (конфессионального) и светского'.

Е.М. Мирошникова в сфере отношений государства и церкви в Европе выделяет три основные модели, которые сложились в ходе исторического развития: отделительная, идентификационная и кооперационная2.

' См.: ООгшцов М.И. Двадцатый век в российской истории: государство и религиозные организации // Вступая в третье тысячелетие: религиозная свобода в плюралистическом обществе: материалы междунар. конф. (Москва, 23-24 марта 1999 г.). М.: 2000. С. 36

2 См.: Мирошникова ЕМ Религиозный фактор в иммиграционной полигике ЕС // Нучный журнал «Современная Европа». -М.: Изд-во Институт Европы РАН. 2006. № 1. С. 63

В.В. Кравчук1 все существующие сегодня разнообразные системы отношений государства и религиозных объединений разделяет на несколько основных групп: 1. Страны с теократической формой правления; 2. Государства с официальной атеистической, коммунистической идеологией; 3. В промежуточном положении по отношению к вышеупомянутым системам, согласно В.В. Кравчук, находятся секуляр-ные, светские поликонфессиональные государства; 4. В отдельную подгруппу выделяются страны, которые, также основываясь на принципе отделения религиозных объединений от государства, закрепляют при этом юридические различия в статусе тех или иных конкретных религиозных объединений.

В диссертации анализируется источники права, исторические предпосылки и социальные факторы формирования действующей модели ГКО, механизмы регулирования деятельности религиозных объединений в области образования, культуры, в государственных и социальных учреждениях (армия, места лишения свободы, дома престарелых т.д.).

По мнению автора диссертации, действующая в Армении модель ГКО пока еще не завершенная, скорее находится на этапе оформления и ей характерны особенности различных моделей. Современной Армении присущи как принципы сепарационной модели, когда законодательно закрепляются положения об отделении церкви от государства, о равенстве всех конфессий перед законом и другие демократические нормы, так и черты интегративной модели, когда лидеры государства рассматривают

1 См.: Кравчук В.В. Государственная вероисповедная политика в странах современной Европы // Вероисповедная политика Российского государства: уч. пособие под ред. М.О. Шахова - М.: Иэд-во РАГС. 2005. С. 160

церковь как своего союзника, рассчитывают на её поддержку и используют её в своих политических и идеологических интересах1, а также и свойства кооперационной модели, когда государство с различными религиозными объединениями в разных объемах ведет политику социального партнерства. И совершенно очевидны элементы и модели «господствующей церкви», когда историческая церковь отчасти в правовом поле, но преимущественно на уровне взаимоотношений с властями находится под протекцией государства, имеет высокую общественно-политическую значимость, занимая главенствующую роль в религиозном поле.

Вторая глава диссертации - «Религиозные объединения как субъекты государственно-конфессиональных отношений» — посвящена анализу конфессионального портрета современной Армении, социальной активности религиозных объединений, состояния межконфессиональных отношений и практики взаимодействия государства с религиозными организациями.

В первом параграфе - «Классификация (типологизация) религиозных объединений Республики Армения» рассматриваются основные научные подходы к классификации (типологии) религиозных организаций. Классификация религиозных объединений до сих пор в религиоведении и социологии религии остается одной из важнейших проблем. По мнению ИЛ. Кантерова, типологизация религий - дело не

1 См.: Григоренки А.Ю. Церковно-государственные отпошения в современной России и проблема религиозной свободы и нетерпимости // Вступая в третье тысячелетие: религиозная свобода в плюралистическом обществе. -М.: 2000. С. 107

только сложное, но и весьма ответственное1. Он подчеркивает, что не только в далеком прошлом, но и в наши дни причисление конкретной группы или организации верующих к категории, носящей негативный оттенок, порождает дискриминацию и даже преследования.

Обобщая имеющиеся в религиоведческой литературе материалы по данной тематике, диссертант обозначает следующие основные виды типологизации религиозных объединений:

1. Так называемая конфессиональная классификация2, т.е. группирование религиозных объединений на основании конфессиональной принадлежности.

2. Классификация по принципу «традиционное» и «нетрадиционное» религиозное объединение.

3. Типология «секта-деноминация-церковь» согласно подходу западных религиоведов-социологов М.Вебера, Э. Трельча и Х.Р. Нибура.

4. Классификация, основанная на правовых принципах, когда религиозные объединения делятся на две основные группы: религиозные объединения, которые имеют статус юридического лица, и религиозные объединения, которые такого статуса не имеют.

В основу классификации религиозных объединений Республики Армения автор кладет критерий конфессиональной направленности. Подробно рассматриваются зарегистрированные религиозные организации (их шестьдесят семь), в том числе конфессии национальных меньшинств.

1 См.: Каптеров И.Я. Как классифицировать религиозные организации? // Христианский мегапортал In Victory. - Режим доступа: http:// \v\vw. in victory.org/news/stoiy-5227.htnil

2 См., напр.: Пучков П.И. О классификации религий // Веб-сайт «Народы и религии мира». - Режим доступа: http://wwvv.cbook.ru/peoples/class/about_cl.shtml; Свобода совести, вероисповедания и убеждений // Информ. бюлетень Управления аппарата Правительства РА по вопросам нац. меньшинств и религии. -Ереван. 2004. С. 10

Кроме того, обращается внимание на незарегистрированные объединения, а также на некоторые объединения религиозного характера, к примеру, Общество трансцендентальной медитации Махариши, учение Муна, саентология и т.д., которые зарегистрированы как общественные организации.

Согласно конфессиональной классификации, зарегистрированные религиозные организации Армении можно разделить на две основные группы - христианские конфессии и новые религиозные движения (НРД). Эти же группы можно разбить на следующие основные подгруппы - 1. древне-восточные православные (монофизитские) церкви (всего 1 -Армянская Апостольская церковь); 2. восточные католические церкви (всего 1 - Армяно-католическая церковь Армении); 3. различные направления протестантизма (всего 39); 4. другие течения в христианстве (всего 2 - Армянская община Новоапостольской церкви, Поместная церковь Вочмана Ни)1.

В случае новых религиозных движений - 1. псевдохристианские конфессии или религиозные организации западнохристианской ориентации (всего 2 - Свидетели Иеговы, Церковь Иисуса Христа святых последних дней); 2. интерконфессиональные или синкретические организации (всего 1 - Община бахай); 3. организации отечественного происхождения (всего 1 - армянские неоязычники «Арординери ухт»)2.

Автор анализирует также динамику регистрации религиозных объединений за последние 10 лет.

1 См.: Свобода религии в Армении: исследование // Хельсинский комитет Армении. - Ереван. 2010. С. 93

1 См.: Свобода совести, вероисповедания и убеждений // Информ. бюллетень Управления аппарата

Правительства РА по вопросам нац. меньшинств и религии. - Ереван. 2004. С. 15-22

Отдельно рассматриваются традиционные конфессии национальных меньшинств Армении.

Во втором параграфе — «Социальная активность религиозных объединений и их участие в общественных процессах» — исследуются три основных аспекта проблемы:

Во-первых, правовые, теоретические и социальные предпосылки вовлечения религиозных объединений Армении в такие области общественной жизни, как социальное служение обществу и благотворительность. Во-вторых, направления и особенности социальной деятельности религиозных объединений, в первую очередь Армянской Апостольской церкви, и их участия в общественных процессах. В-третьих, основные препятствия, которые необходимо устранить для создания более благоприятных условий для социальной активности и благотворительной деятельности религиозных объединений.

По мнению автора, законодательство РА создает благоприятные условия для социально активной деятельности конфессий. Однако в вопросе социальных предпосылок не все однозначно. В общественных настроениях можно обнаружить два разнонаправленных вектора: один — на Армянскую Апостольскую церковь, другой — на остальные конфессии.

Армянское общество, придавая ААЦ высокий социальный статус и проявляя доверие к ней, в то же время ожидает от Церкви больше активности во внерелигиозной деятельности. Институты гражданского общества обращают внимание на то, что Церковь должна дистанцироваться от государственных властей, больше ассоциировать себя

с народом, высказать свою позицию по общественно значимым проблемам и не бояться указывать на ошибки и недостатки властей1.

Совсем по-другому обстоят дела в сфере общественных настроений по отношению к остальным конфессиям. Некоторые общественные организации и СМИ социальную активность и благотворительные программы различных протестантских деноминаций расценивают как проявления прозелитизма2. Не так скептически настроенная часть общества благожелательно относится к благотворительной деятельности конфессий, но в то же время делает оговорку, что это не должно преследовать цель переманивания «апостольских» армян в ряды верующих этих деноминаций.

В параграфе описываются основные направления социальной деятельности и благотворительные программы религиозных объединений. Выделяются главные проблемы, разрешение которых позволит существенно повысить эффективность социальной и благотворительной активности конфессиональных организаций.

В третьем параграфе - «Состояние межконфессиональных отношений и практика взаимодействия государственных органов с религиозными объединениями» - анализируются содержание, характер, масштаб, а также структура и предмет религиозно-конфессиональных отношений в новых общественно-политических условиях. Поскольку в Армении самой массовой религией является христианство, то, естественно,

1 Варданян А. Будущее Церкви // Информ. агенство Lragir.am. 07.09.2011. - Режим доступа: http://lragir.am/ armsrc/ society 52761 .html

2 См.: Иерей Ваграм Меликян, Мкртчян Е. Религиозная жизнь в Армении - 2006 год // Центральная Евразия 2006. Аналитический ежегодник. - Институт центральноазиатских и кавказских исследований. -Швеция. 2006. С. 69

отношения между последователями его основных направлений во многом определяют общую картину религиозной жизни и оказывают существенное влияние на духовно-нравственную атмосферу в обществе. Ведущую роль в межрелигиозных отношениях играет Армянская Апостольская церковь, ее иерархия и духовенство задают основные векторы этих отношений.

В общей структуре межконфессиональных отношений в современном армянском обществе растет значение отношений между ААЦ и протестантскими деноминациями. Это обусловлено неуклонным увеличением количества последователей протестантских религиозных организаций, ростом социальной активности и амбиций протестантов, усилением скоординированного взаимодействия союза евангельских церквей.

В настоящее время межконфессиональные отношения в Армении имеют значительный потенциал для корректного, бесконфликтного развития, но из-за наличия ряда серьезных проблем этот потенциал не реализуется в достаточной мере. Главной из проблем является негативная реакция ААЦ и значительной части общества на активную миссионерскую деятельность протестантов и некоторых других религиозных объединений. Однако круг проблем этим не ограничивается. Хотя основные христианские конфессии — Армянская Апостольская, Армяно-католическая и Армянская Евангелическая церкви вовлечены в некоторые общественные структуры, межцерковный диалог и взаимодействие между ними не развивается.

По наблюдениям диссертанта, процесс межконфессионального взаимодействия наблюдается лишь среди различных евангельских направлений протестантизма. Однако и здесь тоже существуют неразрешенные вопросы.

Во взаимоотношениях с религиозными объединениями государство проявляет разные подходы к различным конфессиям. Взаимодействие с ААЦ носит характер полнокровного и всестороннего партнерства и сотрудничества, в случае Армяно-католической церкви - отношения более пассивны и нейтральны, а взаимодействие с Армянской Евангелической церковью имеет деловую окраску с наличием элементов определенного отчуждения. По отношению к остальным протестантским деноминациям и НРД государство ведет политику отчуждения различной степени, несмотря на то обстоятельство, что налицо факт сотрудничества государственных органов с этими конфессиями в социальной и благотворительной сфере.

В Заключении диссертации подведены общие итоги проведенного исследования, обобщены выводы отдельных глав, обозначены основные тенденции развития государственно-конфессиональных отношений в Республике Армения, намечены перспективы дальнейших исследований по данной проблематике.

По теме диссертационного исследования автором опубликованы следующие научные работы:

Статья в ведущем рецензируемом научном журнале ВАК:

1. Лусян А.Э. Особенности действующей модели государственно-конфессиональных отношений в Республике Армения // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2011. № 3-4. - 1,6 п.л.

Публикации в других изданиях:

2. Лусян А.Э. Становление новых основ государственно-конфессиональных отношений в современной Армении: правовое регулирование и насущные проблемы // Вопросы религии и религиоведения. Выпуск 2. Книга 1 (П). М.: Изд-во «МедиаПром». 2010. -1,0 п. л.

3. Лусян А.Э. Проблемы духовно-религиозного поля Армении // Научный журнал «Крон ев асаракутюн» [«Религия и общество»]. — Ереван. 2007. № 9. - 0,6 п. л. (на арм. яз.)

4. Лусян А.Э. Государственно-конфессиональные отношения: реалии в Армении // Научный журнал «Крон ев асаракутюн» [«Религия и общество»]. Ереван. 2007. № 12. - 1,0 п. л. (на арм. яз.).

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Лусян Армен Эдуардович

Государственно-конфессиональные отношения в современной Армении: состояние и перспективы развития

Изготовление оригинал-макета Лусян А.Э.

Подписано в печать 25. 04. 2012г. Тираж 80 экз.

Усл. п.л. 1,4 Отпечатано ОПМТ РАНХиГС. Заказ № 62

119606, г. Москва, пр-т. Вернадского, 84

 

Текст диссертации на тему "Государственно-конфессиональные отношения в современной Армении"

61 12-9/371

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Международный институт государственной службы и управления Кафедра государственно-конфессиональных отношений

На правах рукописи

Лусян Армен Эдуардович

Государственно-конфессиональные отношения в современной Армении: состояние и перспективы развития

Специальность: 09.00.14 - Философия религии и религиоведение

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель: кандидат философских наук, старший научный сотрудник Лопаткин P.A.

Москва-2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение...................................................................................................2

Глава I. Состояние государственно-конфессиональных отношений в современной Армении: проблемы и направления развития

1.1. Становление новых правовых основ государственно-конфессиональных отношений в Республике Армения после 1991 года.........11

1.2. Особенности действующей модели государственно-конфессиональных отношений в Республике Армения......................................39

Глава 2. Религиозные объединения как субъекты государственно-конфессиональных отношений

0

2.1. Классификация (типологизация) религиозных объединений Республики Армения...............................................................................................78

2.2. Социальная активность религиозных объединений и их участие в общественных процессах......................................................................................107

2.3. Состояние межконфессиональных отношений и практика взаимодействия государственных органов с религиозными объединениями ..130

Заключение............................................................................................158

Список использованных источников и литературы..........................161

Введение

Актуальность темы исследования. После распада Советского Союза и создания независимого государства в Республике Армения (далее - РА) сложилась принципиально новая ситуация в сфере религии и взаимодействия государства с конфессиями. В процессе демократических преобразований происходило формирование новых правовых основ системы государственно-конфессиональных отношений (далее - ГКО). Стали вырабатываться реальные формы взаимоотношений государства с религиозными организациями. Был достигнут значительный прогресс в этой области. В то же время до сих пор остается ряд существенных проблем, требующих разрешения. Дальнейшее совершенствование государственно-конфессиональных отношений в республике требует критического анализа существующей законодательной базы относительно права на свободу совести и действующей модели государственно-конфессиональных отношений, а также состояния межконфессиональных отношений. Исследование этих проблем, основанное на системном подходе к объекту, представляется необходимым для выработки взвешенных государственных решений относительно существующих в данной сфере проблем, обозначения четких принципов, механизмов и векторов развития государственно-конфессиональных отношений в будущем. Однако эта область общественно-государственной жизни Республики Армения пока еще остается одной из малоизученных.

Актуальность данной темы состоит также и в том, что ее разработка позволит осуществить сравнительный анализ состояния государственно-конфессиональных отношений в постсоветских странах.

Степень научной разработанности проблемы. Становление нового типа государственно-конфессиональных отношений в странах постсоветского пространства, пути и методы реализации права человека на свободу совести и вероисповедания стало предметом многочисленных исследований и

публикаций философов, историков, социологов, правоведов. Они сопровождались дискуссиями, противоборством различных подходов к решению назревших в этой области проблем. Особенно активно такие исследования проводились российскими учеными. В них глубокую разработку получили проблемы истории ГКО, международный опыт государственно-конфессиональных отношений и их типология, правовые основы ГКО.

В каждом из этих научных направлений имеются теоретические исследования, методологические подходы и эмпирические материалы по отдельным проблемам государственно-конфессиональных отношений.

Специфика данной диссертационной работы заключается в том, что она является по сути первой попыткой исследования на основе системного подхода новых основ государственно-конфессиональных отношений, складывающихся в Армении после 1991 года. Поскольку в Армении это направление исследований еще не получило достаточного развития, автор опирался в значительной мере на информационно-аналитические и общетеоретические разработки российских и зарубежных ученых. В их трудах исследуются различные аспекты проблемы свободы совести и вероисповедания, моделей государственно-конфессиональных отношений, социальной роли и статуса религиозных объединений в современном обществе, содержания, структуры и предмета религиозно-конфессиональных отношений, а также взаимодействия государственных органов с конфессиями. Они нашли отражение в коллективных исследовательских работах, учебниках, учебных пособиях, информационно-аналитических изданиях, а также в сборниках материалов научных конференций кафедры государственно-конфессиональных отношений Российской академии государственной службы (ныне - Российской академии народного хозяйства и государственной службы) при Президенте Российской Федерации1, а также в информационно-аналитических и научно-теоретических

1 См: История религий в России: учебник / Под общей ред. О.Ю. Васильевой, Н.А. Трофимчука. - 2-е изд. - М., 2004; Мировой опыт государственно-церковных отношений: учебное пособие. 2-е изд. -

М., 1999; Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современного состояния). - М., 1996; Государственно-церковные отношения в России: сб. докл. и материалов //

3

изданиях других российских религиоведческих центров и образовательных учреждений1. Анализ европейского опыта государственно-конфессиональных отношений представлен в работах В.В. Кравчук, Е.М. Мирошниковой, Ф.Г. Овсиенко и других российских ученых , а также в сборнике научных трудов европейских специалистов под общей редакцией немецкого религиоведа Г. Робберса3.

Теоретические и практические аспекты конституционно-правового регулирования сферы свободы совести и вероисповедания, юридического статуса и деятельности религиозных объединений, взаимодействия государственных органов с конфессиями получили глубокую и всестороннюю разработку в научных трудах российских ученых А.Г. Залужного, А.И. Кудрявцева, A.B. Пчелинцева, А.Е. Себенцова, М.О. Шахова, известного специалиста из Казахстана P.A. Подопригоры и других4.

Российская академия управления; сост. H.A. Трофимчук. - М., 1993; Государство, религия, Церковь в России и за рубежом: научный информационно-аналитический, культурно-просветительный журнал.

- М.: 2008, 2009, 2010, 2011; Вопросы религии и религиоведения: научно-теоретическое приложение к журналу «Государство, религия, Церковь в России и за рубежом». - М.: 2009, 2010, 2011

1 См: Научно-практический журнал «Управленческое консультирование». - СПб.: Северо-Западная академия государственной службы. 2008; Научно-аналитический журнал «Власть». - М.: 2010. №1; Вестник Томского государственного университета. - Томск. 2007. № 295; Известия Томского политехнического университета. - Томск. 2004. № 2; Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - Нижегородец 2009. № 3; Научно-теоретический журнал Амурского государственного университета «Религиоведение». - Благовещенск. 2002. № 2; Сибирский юридический вестник. - Иркутск. 2009. № 2

2 См.: Мирошникова Е.М. Религиозный фактор в иммиграционной политике ЕС И Современная Европа. - М., 2006. № 1; Овсиенко Ф.Г. Взаимоотношения государства и церкви в странах Восточной Европы // Мировой опыт государственно-церковных отношений: учебное пособие. 2-е изд. - М., 1999; Кравчук В.В. Государственная вероисповедная политика в странах современной Европы // Вероисповедная политика Российского государства: уч. пособие под ред. М.О. Шахова. - М., 2005

3 См.: Государства и религии в Европейском Союзе / Под общей ред. Г.Робберса. - М., 2009

4 См.: Залужный А.Г. Право. Религия. Закон. - М., 2008; Концептуальные проблемы взаимоотношений государства и религиозных объединений в современной России // Актуальные проблемы реализации принципов свободы совести в современной Росссии: сб. докл. и материалов. -М., 2009; Шахов М.О. Основные области взаимодействия государственных структур и религиозных объединений / Вероисповедная политика Российского государства: учебное пособие. - М., 2005; Кудрявцев А.И. Конституционно-правовые основы отношений государства и религиозных объединений / Вероисповедная политика Российского государства: учебное пособие. - М., 2005; A.B. Пчелинцев Актуальные проблемы свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений // Двадцать лет религиозной свободы в России / Под ред. А. Малашенко и С. Филатова.

- М., 2009; Подопригора P.A. Государство и религиозные организации (административно-правовые вопросы). - Алматы. 2002; Себенцов А.Е. Государственно-конфессиональные отношения в России и их нормативное регулирование: опыт, проблемы, тенденции, прогнозы // Права человека в России и за рубежом. - М., 2007

Основные подходы классификации государственно-конфессиональных отношений были подробно представлены в научных трудах В.В. Кравчук, Е.М. Мирошниковой, М.И. Одинцова, А.Е Себенцова, М.О. Шахова, А.Ю. Григоренко и др. ученых1.

Что касается научного исследования избранной темы в Республике Армения, то оно находится пока только на начальном этапе. За последние пять лет по отдельным проблемам государственно-конфессиональных отношений, свободы совести и вероисповедания, толерантности и межконфессионального диалога в Армении исследования проводят этнограф Г.Харатян, культуролог В.Джалоян, политолог М.Саргсян, историки Г.Давтян и О.Оганнисян, армяновед А. Симаворян, начальник Управления аппарата Правительства РА по вопросам национальных меньшинств и религии В.Асцатрян и другие .

1 См.: Кравчук В.В. Указ. соч.; Мирошникова Е.М. Религиозный фактор в иммиграционной политике ЕС // Нучный журнал «Современная Европа». - М., 2006. № 1; Одинцов М. И. Двадцатый век в российской истории: государство и религиозные организации // Вступая в третье тысячелетие: религиозная свобода в плюралистическом обществе: материалы междунар. конф. (Москва, 23-24 марта 1999 г.). - М., 2000; Григоренко А.Ю. Церковно-государственные отношения в современной России и проблема религиозной свободы и нетерпимости // Вступая в третье тысячелетие: религиозная свобода в плюралистическом обществе. - М., 2000; Четверикова О.Н. Религия и политика в современной Европе. - М., 2005; Кардашевский A.B., Тирских М.Г. Современные концепции государственно-конфессиональных отношений. «Сущностные модели» // Сибирский юридический вестник. - Иркутск. 2009. № 2; Себенцов А.Е. Типология религиозных объединений в контексте государственно-конфессиональных отношений // Классификация религий и типология религиозных организаций. - М., 2008

Харатян Г. Законодательство РА, регулирующее религиозные свободы и религиозную деятельность // Научный журнал «Крон ев асаракутюн» [«Религия и общество»]. - Ереван. 2008. № 5; Религиозные развития в начале XXI века и реалии Армении // «Крон ев асаракутюн» [«Религия и общество»]. -Ереван. 2009. № 2; Джалоян В. Модели толерантности армянского общества // «Крон ев асаракутюн» [«Религия и общество»]. - Ереван. 2007. № 1; Социальная доктрина христианства // «Крон ев асаракутюн» («Религия и общество»), - Ереван. 2008. № 4; Властные амбиции Армянской церкви // «Крон ев асаракутюн» («Религия и общество»). - Ереван. 2009. № 9; Саргсян М. Строительство церквей как зеркало мощной власти // «Крон ев асаракутюн» [«Религия и общество»]. - Ереван. 2007. № 2; Проблемы строительства конституционного государства в Армении и Армянская Апостольская церковь // «Крон ев асаракутюн» («Религия и общество»). - Ереван. 2009. № 6; Нетолерантность и проблема достижения внутреннего согласия в армянском обществе // «Крон ев асаракутюн» («Религия и общество»). - Ереван. 2008. № 3; Давтян Г. Давтян Г. VIII век: конец религиозных трансформации // «Крон ев асаракутюн» («Религия и общество»). - Ереван. 2009. № 9; Оганнисян О. Предпосылки и течения церковного-реформаторского движения в начале XX века И «Крон ев асаракутюн» [«Религия и общество»]. - Ереван. 2007. № 2; Давтян Г. VIII век: конец религиозных трансформации // «Крон ев асаракутюн» («Религия и общество»), - Ереван. 2009. № 6; Асцатрян В. Государственно-церковные отношения: концептуальные подходы // «Крон ев асаракутюн» [«Религия и общество»]. - Ереван. 2008. № 4; Отношения общество-государство-религия // Аналитический вебсайт «Звартноц»

Объект диссертационного исследования - система государственно-конфессиональных отношений в Республике Армения.

Предмет исследования - состояние, основные направления и перспективы развития государственно-конфессиональных отношений в современной Армении.

Цели и задачи исследовательской работы. Цель данной диссертации -выявить наиболее существенные особенности действующей модели государственно-конфессиональных отношений в Армении и направления ее совершенствования.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

- раскрыть основные характеристики этапов становления новых основ государственно-конфессиональных отношений в РА;

- проанализировать конституционно-правовые основы государственно-конфессиональных отношений в Армении, обозначить главные недостатки законодательной базы в части обеспечения права на свободу совести и вероисповедания;

- выявить основные проблемы духовно-религиозного поля, требующие разрешения;

определить ключевые особенности действующей модели государственно-конфессиональных отношений в РА; сформулировать необходимые рекомендации для гарантирования демократического развития системы ГКО;

- провести типологизацию религиозных объединений страны согласно принципу конфессиональной принадлежности и юридического статуса;

- проанализировать социальную активность и участие религиозных объединений в общественных процессах;

выявить характерные черты состояния межконфессиональных отношений и объективные предпосылки их гармоничного развития;

- раскрыть ключевые моменты во взаимодействии государства с религиозными объединениями.

Теоретико-методологическую основу исследования составили принципы историзма, объективности, системного подхода к исследуемому явлению. В работе использованы общенаучные, а также разработанные в мировом религиоведении методологические подходы и методы исследования, такие как сравнительно-исторический метод, анализ, обобщение, наблюдение и пр.

Источниковая и эмпирическая база диссертационного исследования.

В качестве источников теоретико-методологических положений, а также информации об опыте государственных отношений в других странах автор диссертационного исследования использовал труды зарубежных, российских и армянских специалистов в области религиоведения, философии, социологии религии, юриспруденции, этнографии и других гуманитарных дисциплин, в том числе монографии, коллективные исследовательские работы, энциклопедические и другие научно-справочные издания, научно-аналитические материалы и т.д.

В работе используются результаты проводившихся в РА социологических исследований межконфессиональных отношений, статистические данные о религиозных объединениях в Республике Армения; разнообразные исторические и современные публикации армянских ученых, в том числе опубликованные на интернет-сайтах.

В ходе исследования проанализирована нормативно-правовая база ГКО в Республике Армения, источники международного права по данной проблематике, указы президентов РА, постановления правительства и распоряжения премьер-министров РА, ведомственные документы и пр. На основе документальных источников рассматривается деятельность органов законодательной и исполнительной власти в сфере государственно-конфессиональных отношений.

Диссертантом изучены документы и издания религиозных организаций Армении, материалы конференций, семинаров и «круглых столов»,

посвященных изучаемой проблематике; публикации средств массовой информации и т.д.

Автор при анализе религиозной ситуации в РА использовал личные наблюдения в качестве члена подкомисси по вопросам религии Общественного совета РА, участника Совета глав протестантских евангельских церквей Армении, а также опыт общения с представителями различных конфессий, общественных организаций, в том числе интервью автора с государственными служащим�