автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему:
Грамматика восприятия в современном русском языке

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Башкова, Ирина Венадьевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологич. наук
  • Место защиты диссертации: Екатеринбург
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.01
Автореферат по филологии на тему 'Грамматика восприятия в современном русском языке'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Грамматика восприятия в современном русском языке"

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЩЦАГОГИЧЕСНИЙ УНИВЕРСИТЕТ

п

Диссертационный совет К.113.42.02 по филологическим наукам 2 О Г?!' г'1 ^ На правах рукописи

Башкова Ирина Венадьевна

ГРАШАТИКА ВОСПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗВКЕ 10.02.01 - русский язык

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Екатеринбург 1995

Работа выполнена на кафедре русского языка Красноярского государственного университета.

Научный руководитель - кандидат филологических наук,

профессор Т. В. Шелева

Официальные оппоненты: доктор филологических наук,

профессор М. Ю. Федосш

кандидат филологических наук, доцент Т. В. Попова

Ведущая организация — Омский государственный университет

Зашита состоится "13 " октября 1995 г. в 15 часов на заседании диссертационного совета К 113.42.02 при Уральском государственном педагогическом университете по адресу: 620 219, Екатеринбург, просп. Космонавтов, д. 26.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Уральского государственного педагогического университета

Автореферат разослан " 6 " ¿¿¿^¿^^1996 г.

Ученый секретарь специализированного совета кандидат филологических наук, доцент

В. П. Хабаров

Реферируемая диссертация представляет собой опыт описания | ГРАММАТИКИ ВОСПРИЯТИЯ, под которой понимаются общие принципы, определяющие характер словаря, структуру предложений (пропозиций, репрезентаций) и текстов, представляющих ситуацию вэспри^, ятия.

За исходное принимается положение о том, что языковое во-"" площение конкретного семантического поля, или ситуации (существования, состояния, движения, действия), регулируется собственными принципами, которые обусловлены языковой картиной мира (ЯКМ). Представляется, что в языке существуют как общие прин^" ципы, работающие при описании любой ситуации, так и специфические, характерные только для определенных ситуаций, но грамматика каждой ситуации должна включать и те, и другие, так как устройство грамматики обусловлено взаимодействием всех принци-j пов. Такое понимание грамматики продолжает традицию исследований, объединяемых вниманием прежде всего к смысловой стороне грамматического единства (Л.В. Щерба, Н.Д. Арутюнова, В.Г. Гак, Г.А. Золотова и др.).

Опорой для этих исходных положений стали следующие идеи, во-первых, цгеи о семантической организации высказывания: о модусно-диктумном устройстве'смысла высказывания (Ш. Балли), о ■ррруддеттвпй п^рукашря гттрртгятрттънлй птпрпчм предложения (Т.П. Ломтев, Т.В. Шмелева), понимание пропозиции как-интеллектуальной модеотЪитуации (Т.П. Ломтев, Н.Д. Арутюнова, Т.'В. Шмелева), идея (^внутренней структуре пропозиции, в которую входят актанты и сирконстанты (Л. Тень ер)", идея различной актантной перспективы пропозиции (Ч. ' Филлмор), субъектной и объектной ориентации предложения (М.Б., Примова), идея об эксплицитном и имплицитном способах представления информации (Е.В. Падучева, М.Ю. Федосюк, E.H. Ширяев и др.). Во-вторых, идеи, связанные с ЯКМ: антропоцентризм ЯКМ (Ю.Д. Апресян, Н.Д. Арутюнова, Б.А. Серебренников и др.), поняти§__нормы в ЯКМ (Н.Д; Арутюнова). Таким образом, реферируемая диссертация входит в .контекст исследований смысловой организации высказывания и устройства ЯКМ^Кроме того, в работе учитываются результаты исследований \ лексико-семантичесгаго" поля восприятия (Л.~М. Васильев', А. А. Кретов, В.В. Лещенко и др.) и словообразовательных гнезд перцептивных предикатов (К.Ш. Абрамян, С.Р. Яг^генко и др.).-

ЦЕЛЬ РАБОТЫ - описать грамматику восприятия, для чего необходимо выявление механизмов, связывающих смысл "восприятие" с языковыми средствами его воплощения.

Сформулированная цель определяет следующие КОНКРЕТНЫЕ ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1) описать систему пропозиций и репрезентаций ситуации восприятия, структурно-смысловые типы предложений с семантикой восприятия и их лексическое наполнение;

2) выявить принципы, которым подчиняются текстсобразующие механизмы, структура пропозиций и репрезентаций ситуации восприятия;

3) описать возможности представления отдельных элементов ситуации восприятия, то есть дать описание ситуации "в разобранном виде", и на основании этого реконструировать фрагменты ЯКМ.

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1. Чувственное восприятие представляется русским языком как комплекс действий и состояний, относящихся к физической и психической сферам.

2. Пропозиции и репрезентации ситуации восприятия пред-г ставляют систему, структурным звеном которой является пропози-тивный план. Понятия пропозитивного-плана и пропозиции соотносятся как более общая и более конкретная ступени абстракции: каждый пропозитивный" план представлен определенным типом пропозиций восприятия и системой их репрезентаций.

3. Языковое моделирование ситуации восприятия, представленное в пропозиции, регулируется совместно действующими принципами масштаба показа ситуации, интерпретации и стандарта.

4. Языковая репрезентация пропозиций восприятия строится по одному из следующих трех принципов: принципу прямого обозначения, принципам метафорического или метонимического осмысления.

5. Помимо принципов, регулирующих устройство пропозиций и репрезентаций, грамматика восприятия включает и текстообразую-пие принципы смены препозитивных планов, связанности с модусом, стандарта.

АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТУ определяется, с одной стороны, тем, что, располагая знаниями об общих принципах сшсла выскаьыва-

шя, семантический синтаксис нуждается в более конкретных федставлениях о закономерностях устройства высказываний опре-1еленной семантики; с другой стороны - тем, что такого рода знания необходимы при обучении русскому языку как родному, так ■I неродному, при подготовке грамматических и лексикографических описаний различной предназначенности.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в том, что в нем осуществлен интегрирующий, активнограмматический подход к описанию языка, позволяющий увидеть в системе явления, исследо-занные по отдельности, продемонстрировать взаимодействие грамматики и лексики, формального, семантического и актуального аспектов высказывания. В работе выявлена многоуровневая система смыслов и средств их языкового представления, относящихся к ситуации восприятия. В основу этой системы впервые положено понятие пропоаитивного плана, которое позволяет рассмотреть парадигматические и синтагматические связи пропозиций и репрезентаций ситуации восприятия. Впервые рассматривается проявление разносферности процесса восприятия в структуре и семантике предложений. Впервые реконструируется лексический лортрет субъекта восприятия.'

МАТЕРИАЛОМ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ послужили факты .речевого употребления в произведениях художественной литературы XIX -XX в в., в научных текстах и в периодической печати (картотека включает 11000 контекстов), примеры, приводимые в лингвистических работах, а такке полная выборка лексем из "Словаря русского языка, в 4-х т." Под ред. А.П. Евгеньевой (СЕ) з количестве 7000 лексем, .контексты из этого словари, выборка лексем из "Словаря русского языка" С..И. Ожегова, материалы "Синтаксического словаря" Г.А. Золотовой и других словарей русского языка.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ - описательный, структурного лоделирования, лингвистический эксперимент, метод покомпонентного анализа предложений и анализ лексических значений глаголов и существительных.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ. Результаты исследования использованы в спецкурсе "Семантика восприятия", прочитанном в 1993 г., в курсе синтаксиса современного русского языка в Красноярском государственном университете; мог\'т быть исполБ-вова-

ны в курсе лексикологии и 'морфологии современного русской языка, при обучении русскому языку как иностранному. Материа исследования может послужить основой для создания "Актиеноп словаря ситуации восприятия".

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные положения диссертации были из ложены в докладах на конференциях "Проблемы деривации и номи нации в русском языке" (Омск, 1938), "Деривация и номинация : языке и лексикографической практике" (Барнаул, 1992), "Лекси ка, грамматика, текст в свете антропологической лингвистики (Екатеринбург, 19S5), ежегодных Филологических чтениях в Крас ноярскоы университете (1Q90 - 1994); отражены в опубликовании автором работах.

Текст диссертации обсужден на заседании кафедры русског я'зыка Красноярского университета (апрель 1995 г.).

ОБЪЕМ И СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация представляв собой 180 страниц, машинописного текста (основной объем - 12 страниц) и состоит из Введения, трех глав, Заключения, пят приложений (списков глаголов, обозначавших перцептивное дейс твие и перцептивное состояние, существительных со значение света, звука и запаха), списка принятых сокращений и списк литературы объемом 273 наименования. В работе имеется 1 phcv нок.

"СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во ВВЕДЕНИИ содержится характеристика состояния изуче! ности вопроса; обосновывается актуальность темы; формулируете цель и задачи исследования; характеризуются материалы и исто* ники; приводятся данные об апробации результатов,- структуре объеме диссертации; формулируются исходные теоретические поле :кеяия.

( Восприятие в) работе Донимается!максимально широко -¿к■

(процесс- переведения_объекта действительности во внутренш

сферу_субъект2ид При этом за исходные приняты следующие прэ: ставления о структуре восприятия. Субъект восприятия - всег; существо во всей совокупности своих свойств - физических, ф; экологических, психических. интеллектуальных и социальны: объектом макет Сыть предмет, лицо, событие, продукт интелле.

туальной деятельности, факт социальной действительности. Таким образом, восприятие включает и физическое восприятие - процесс

употребления и усвоения пици, жидкости, лекарства - Он_съел

яблога; и чувственное восприятие, реальное - Она слушает музыку, и ирреальное - Он_видел^страшный сон; и интеллектуальное восприятие - Он понял условия задачи; и социальное восприятие-Проект был принят с энтузиазмом.

Следовательно, восприятие является событием, которое может осуществляться в разных сферах: физической, психической, интеллектуальной и социальной (Т.В. Шмелева).

Одно событие восприятия может быть представлено как комплекс действий и состоянии, относящихся к разным сферам: Я поднял глаза и увидел, что в небе летят кагсие-то^ пткцы.пригля-делся, и мне стало понятно, что это вальдшнепы. В данном предложении предикатом поднял обозначено физическое действие, увидел - психическое состояние, стадо понятно - интеллектуальное состояние в процессе восприятия.

Восприятие, традиционно называемое чувственным," является многосферным, это позволяет считать его достаточно репрезентативным для восприятия вообще, что подтверждается и данными словарей (около 50% перцептивных глаголов обозначают чувственное восприятие), и выборкой контекстов (9000 из 11000).

В силу этих причин в реферируемой диссертации основное внимание уделено средствам номинации этого вида восприятия.

В центре • внимания работы находятся отношения содержательной стороны высказываний, представляющих восприятие, с их формальной структурой^

Содержательная сторона .предложения представляет собой sej просто отпечаток действительности, а определенную состоящую из трех звеньев: ситуации, ции (Т.П. Ломтев, Т.В. Шмелева).

Если ситуация является денотатом высказывания, то пропозиция и репрезентация представляют собой его языковое содержание. Для моделирования и представления каждой ситуации в языке существуют определенные системы пропозиций и репрезентаций, отличные от систем пропозиций и репрезентаций других ситуаций.

В ГЛАВЕ 1 - "Основные принципы грамматики восприятия" обосновывается понятие проповитивного плана как объединяющего

стуктуру, пропозиции и репрезента-j

структурного эвена в системе пропозиций, представляющих ситуацию, дается характеристика основных типов денотативной ситуации (ДС) восприятия, формулируется два основных принципа грамматики восприятия.

Для русской лингвистической традиции существенно противопоставление процесса и результата восприятия, которое заметил еще A.M. Пешковский: "Смотрю обозначает процесс зрительногс восприятия, а вижу - результат этого процесса (ср.: слушаю г слышу; известно, что можно смотреть и не^видеть, слушать и не слышать)".

За этим противопоставлением современные лингвисты, в зависимости от собственных интересов, видят разные явления (ср., например, работы JI.M. Васильева, Г.А. Золотовой, A.A. Кретова, М.Б. Примовой, М.Ю. Федосюка, С. Р. Яковенко, В. В. Лещенко к ДР.).

В реферируемой работе, прежде чем рассматривать структурна- семантические особенности предложений восприятия, предлагается обратить внимание на особенности самой ДС восприятия, г Особенностью ДС восприятия является тс, что процесс восприятия включает и перцептивные действия (Света смотрит выдана) , и перцептивное состояние субъекта восприятия (За окись она видит играющих детей). Причем.перцептивное состояние можез быть как результатом перцептивных действий субъекта - в ситуации активного восприятия, так и результатом воздействия внешней среды, не зависящим от действий субъекта - в ситуации пассивного восприятия. -(Термин "результат" в реферируемой работе используется для обозначения причинно-следственных отношений между ситуациями и событиями: результатом именуется каузируе-мое событие - перцептивное состояние субъекта, если субъект испытывает такое состояние, то восприятие результативно).

В зависимости от активности субъекта и результативное« восприятия можно выделить три типа ДС восприятия.

Первый тип ДС (ДС-i) характеризуется активностью субъекта и' результативностью восприятия: "Останавливаясь иногда, oi ЯРКСЛУШВАЛСЯ к глухому думу мерзлых листьев и РАЗЛИЧИЛ ра; или два тявканье" (А.Н.Толстой).

* Второй тип ДС (ДО-2) характеризуется активностью субъекта и нер--зультативнсстьв восприятия, то есчъ при ДС-2 субъект,

шсмотря на свою активность, не может воспринять то, что хо-1ет: "Она была немного взволнована, все ПРИСЛУШИВАЛАСЬ и гово-5ила мне: - ПЬш, звонок ... В конце концов она ушла в столовую i ПРОХЛОПАЛА ЗВОНОК" (В.Каверин).

Третий тип ДС (ДС-3) характеризуется пассивностью субъекта и результативностью восприятия. При ДС-3 перцептивное состояние субъекта (то есть результат) не зависит от его уеи-шй, а об/словлен только воздействием объекта: "И вот, погру-шнный в эти томящие мысли, он КРАЕМ УХА УСЛЫШАЛ, что одна из гих что-то ему сказала, может быть, спросила у него, который iac" (Ф.Искандер).

Итак, в реферируемой работе понятия активности-пассивнос-ги и результативности-нерезультативности восприятия отнесены к 1енотативному уровню, они характепигплот сазные овальные аспек-

:ДС-1), и пассивным (ДС-2). .

результативным (ДС-1) и нерезультативным , а пассивное

юсприятие всегда результативно (ДС-3),.) в противном случае гет оснований говорить о восприятии, можно, только отрицать его )суш,ествлен''е: В эту ночь мне ничего не приснилось.

В зависимости от того, . какая из составляющих процесса юсприятия: действие или состояние -репрезентируется в пред-южении,- от зксплицитности представления субъекта (как главно-'о участника ситуации в антропоцентрической концепции ЯКМ) и :амого процесса- восприятия можно выделить пять ПРОПОЗИТИВНЫХ 1ЯАН0В ситуации восприятия^(ср. понятие плана в кино), выбор соторых, как показано в работе, ограничивается типом ДС.

Предложения каждого пропозитивного плана отличаются осо-)ым семантическим фокусом, которым в реферируемой работе име-[уется все диктумное содержание предложения. Оно является фо-сусом по отношению к ДС.^

, Пропозитивный план представляет собой определенный тип [ропоЕиций восприятия или же других«пропозиций, б пресуппозицию которых включено значение восприятия,. а также систем реп-»езентаций этих пропозиций.

Выделение пяти препозитивных планов ситуации восприятия юзволяет иерархизировать- препозитивные и пресуппозитивные шособы представления восприятия, выстроить их в парадигму.

восприятия. Результативное

Ср. следующие предложения, представляющие цэазны пропозитивные планы одной денотативной ситуации: 1 - крупный 2 - общий, 3 - дальний бессубъектный,- 4 - дальний субъектный 5 - закадровый:

, 1 .Мальчик смотрит на море.

Мальчик скользит глазами по глади моря.

Мальчик высматривает лодку-

2.Мальчик видит море.

Мальчик видит лодку.

МадьчищГвйдна лодка.

Мальчику видно лодку.

3.Е море ввдна додкаГ~

В- море Еиднеется лодка.

4.Перед глазами мальчика простирается^море.

5.Море сверкает на солнце.

На горизонте темнеет лодка.

Простирается море.

^ В море^шшвет лодка^

Выбором плана определяется не только пропозитивный (как предложениях крупного, общего и обоих дальних пропозитивнь планов) шн^пресуппозитивный способ подачи информации (как предложениях закадрового плана) но во многом и сама струкц ра пропозиции: диапазон ее информативности, возможности конф! гурации актантов и распределения ролей между ними. Если пош тие пропозиции позволяет раскрыть соотношение структу? ситуации с ее интеллектуальной моделью, предстазленной в пре; ложении, то понятие пропозитизного плана позволяет состави: типологию пропозиций и их репрезентаций.

Выбор пропозитивного плана регулируется двумя главны» принципами грамматики восприятия - ПРИНЦИПАМ. МАСШТАБА ПОШ. СИТУАЦИИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ. Анализ действия этих принципов по: воляет комплексно рассмотреть почти все языковые средства, и< пользуемые при репрезентации ситуации восприятия, осуществи: интегрирующий подход при описании языка, так как каждый прош витивный плач обслуживается собственными предикатами и стру| турными типами предложений.

В ГЛАВЕ 2 - "Пропозитивные планы ситуации восприятия" ■ описывается пять пропозитивных планов, основные типы пропоз:

№й и репрезентаций ситуации восприятия, формулируются пгюпо-зитивные, репрезентативные и текстообразующке принципы грамматики восприятия.

1. КРУПНЫЙ ПРОПОЗИТИВНЫЙ ПЛАН.

Этот план характеризуется тем, что помещает в семантический фокус предложения действия субъекта восприятия, следовательно, этот план может быть использован только для обозначения дс-1 и ДС-2, так что возможности говорящего при выборе плана не безграничны. Главным "героем" крупного пропозитивно-го плана является субъект, объект же может оставаться "за кадром": "Она на цыпочках подходит к запертым дверям, скрадывает звое дыхание, нагибается, СМОТРИТ в замочную скважину и ПОДСЛУШИВАЕТ" (Ф.Достоевский). .

Результат восприятия при крупном препозитивном плане может не оцениваться, поэтому предикативная единица, в которой восприятие репрезентировано крупным планом, может иметь ■ разные продолжения. Ср.: Я смотрел в окно и видел в небе облака и 51 смотрел в окно и ничего невидел из-за темноты.

крупный препозитивный план позволяет представить действия субъекта восприятия очень детально: в ЛСГ этого плана зходит свыше"330 глаголов чувственного восприятия. Словообразовательные гнезда его лексем обладают большим деривационным потенциалом (С.Р.Яковенко).

^Крупный пропозитивный план представляет восприятие как серию действий субъекта^ которые с некоторой долей условности можно разделить и отнести куфизической и психической сфере. Эти действия связаны между собой каузальными целевыми отношениями.

Отнесение одного и того же действия к разным сферам проявляется уже в семантике предикатов крупного пропозитивного плана. Особенно отчётливо это видно на примере глаголов осязательного воспрития при сопоставлении их ' с глаголами физического действия. См., например, значение глагола щупать.

Именно наличие в значении психического компонента -'цель-получение определенной информации' делает глагол щупать глаголом перцептивного действия.

Разносферность перцептивных действий субъекта восприятия обуславливает широту круга пропозиции крупного препозитивного

плана.

Пропозиции психических перцептивных действий представляет каузацию субъектом работы органов восприятия: "Наташа ... с начала обеда НАСТОРОЖИЛА УШИ и знала, что что-нибудь есть между ее отцом и Анной Михайловной" (Л.Толстой).

Объект восприятия не входит в состав этих пропозиций, тa^ как они представляют процесс Еэсприятия до того момента, когдг объект попадает в поле восприятия субъекта.

Пропозиции физических перцептивных действий проанализированы в работе на примере зрительного восприятия. В структуру этих пропозиций, помимо субъекта и органов, обязательно входи: направление восприятия или объект, интерпретируемый как директив.

Репрезентации данных пропозиций составляют систему, которая позволяет продемонстрировать действие трех основных принципов репрезентации, каждый из которых физические действи субъекта показывает с разной степенью подробности.

В соответствии с принципом ПРЯМОГО ОБОЗНАЧЕНИЯ пропозици репрезентируются собственными предикатами: "Она курила и туп ГЛЯДЕЛА в пол" (И.Бунин).

В соответствии с принципом ' МЕТАФОРИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИ пропозиция репрезентируется не собственными предикатами, а те ми, которые в своем прямом значении представляют другую ситуа цио. Тем самым происходит сопоставление разных ситуаций, моде лирование одной ситуации по образу другой.

Для передачи физического движения глаз в качестве модели руюших используются ситуации движения, перемещения чего-либо пространстве и действия рукой. Ассоциация с этими ситуациям помогает выявить физический компонент в существе зрительног восприятия: "Председатель нетерпеливо ОБЕЖАЛ глазами товари щей" (А.Куприн). .

Если в коммуникативный, фокус предложений, построенных г. принципу метафорического осмысления, попадает эмоционально состояние субъекта восприятия, то привлекаются глаголы, обог яачающие излучение света, поглощение пищи или контакт с объе? тем, многие из них содержат в своем значении семы 'остроты' 'силы воздействия на объект' и т.п.: "[Профессор] поставил г мольберт [картину] и БОНЗИЛ в нее испытующий взгляд" (И.Гонч:

ров).

В таких предложениях актуализируются более конкретные ассоциации взгляда с узким, острым предметом, способным причинять боль, или с предметом, излучающим свет (Е.В.Осетрова). Все эти значения связаны с фрагментом ЯКМ, в котором представлены коннотации чувств и эмоций человека (Н.Д.Арутюнова).

В соответствии с принципом МЕТОНИМИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ перцептивное действие репрезентируется предикатами, прямо обозначающими не это, а сопутствующее действие: "-Ба! Это -ты? - крикнул Лютов так громко, что заставил прохожих ОБЕРНУТЬСЯ на него" (М.Горький).

Три основных принципа репрезентации позволяют не просто представить одну и ту же пропозицию разными языковыми средствами, но и поместить в семантический фокус предложения разные стороны одной ситуации. Так, физическое движение при зрительном восприятии каждым типом репрезентаций освещается по-своему: в прямых репрезентациях представлено направление движения, в метафорических - само движение глаз, в метонимических - движение век, бровей или туловища. Ср.: Она посмотрела на меня. Она перевела на меня глаза. Она прищурила на меня глаза.

ВНЕШНИЙ ОБЛИК СУБЪЕКТА ПРИ КРУПНОМ ПРОПОЗИТИВНОМ ПЛАНЕ. Важным семантическим различием пропозиций (и, соответственно, предикатов) перцептивного действия и состояния является их распределение по сферам: перцептивные' действия могут быть представлены как действия, относящиеся и к физической, и к психической сферам,, а перцептивное состояние всегда описывается как относящееся только к психической сфере. Это проявляется, в частности, в том, что характеризация внешнего облика субъекта предполагается перцептивным действием и |исключается перцептивным состоянием: "Мужики ... ИСПОДЛОБЬЯ посматривали на поезд" (В.Вересаев); "[КняжнаЗ прямо и бесстрастно смотрела на князя ВЫПУКЛЫМИ СЕРЫМИ ГЛАЗАМИ" (Л.Толстой). Ср.: ^Мужики исподлобья видели поезд; -»Княжна видела князя выпуклыми серыми глазами. '

Итак, главной отличительной особенностью пропозиций и репрезентаций крупного препозитивного плана является то, что он помещает в смысловой фокус предложений перцептивные -дейс-

твия субъекта восприятия, позволяет представить разносферность этих действий. Активный субъект является обязательным компонентом всех пропозиции крупного пропозитивного плана, их структурное разнообразие определяется наличием / отсутствием ъ них объекта, а семантическое разнообразие - тем, какие и; действий субъекта попадают в смысловой фокус.

2. ОБЩИЙ ПР0П03ИТИВШЙ ПЛАН.

Этот план характеризуется тем, что помешает в семантический фокус предложения перцептивное состояние субъекта в отвлечении от перцептивного действия, следовательно, этот пропо: зитивный план может быть использован для представления ДС-Г 1 ДС-3, то есть может репрезентировать результат-не-только пассивного,. нецеленаправленного восприятия, но и результат активного восприятия.

Ср.: - Ты что делаешь? (1)

- Я смотрю в окно. (2)

- И что ты там видишь? (3)

- Я вижу играющих детей.. (4)

- А больше тебе ничего_не видно? (5)

- Что тебя интересует? (6)

- Не видно ли там белой машины? (7)

- Да, мне видна белая машина. (8)

В 3, 4, 5 и 8 предложениях этого диалога ситуация воспрк ятия представлена общим препозитивным планом, в этих предложе ниях противопоставление активного и пассивного восприятг нейтрализуется, так как даерцептивныедействия останься "г кадрш^1Щ_выскааываний^

В пропотивопоставлении крупного и общего пропозитивш планов проявляется действие принципа интерпретации: одно и * же событие восприятия может быть представлено или как ком! лексное действие, включающее серию эпизодов, - при крупн< препозитивном плане, или как состояние, не членимое ] эпизоды, но допускающее выделение отдельных фаз, - при крупы пропозитивном плане.

Если обязательным элементом пропозиций крупно: пропозитивного плана является только субъект восприятия, необходимыми компонентами пропозиций общего плача являются к субъект, так и объект восприятия,, кроме того, для многих

них обязательно наличие органа восприятия. В зависимости от способа представления субъекта, органов'и объекта восприятия можно выделить шесть типов пропозиций общего препозитивного плана. Такое разнообразие связано с частным проявлением принципа интерпретации - с действием принципов актантней перспективы и распределения ролей между участниками ситуации.

Выбор актантной перспективы (понятие введено Ч.Филлмором) 1 определяет, ~кЩмГиз~актантов пропозиции будет рассматриваться а качестве главного и, соответственна, репрезентироваться формой Им. пад. Ср.: Мы видим избушку - в пропозиции представлена субъектная перспектива; Нам видна избушка - оба актанта отодвинуты на второй план, пропозиция "без первого плана".

Неглавный актант, в свою очередь,' может быть "назначен на разные роли"Г Ср.: Мне сльгаша музыка и Меня охватила музыка, где субъект восприятия "исполняет роли" субъекта состояния и объекта воздействия.

Выбор~пропозиции во многом зависит от намерения говорящего поместить в семантический фокус предложения те или иные особенности ситуации восприятия. Наиболее нейтральны, свободны от дополнительных значений пропозиции общего пропозитивного плана с субъектной перспективой: "Я слышал ее дыхание и плеск воды возле ее рук" (Ф.Искандер). Субъективный характер восприятия показывают пропозиции с объектной перспективой, в которых субъект восприятия назначен на роль субъекта состояния: " Все мне видится Павловск холмистый,/ Круглый луг, неживая вода, Самый томный и самый тенистый,/ Ведь его не забыть никогда" (А.Ахматова); пропозиции, в которых органы восприятия представлены как локатив: "...далекое грохотанье тягачей долго не угасало в ушах" (К.Фёдин); и пропозиции "без первого плана". Интенсивность проявления объекта восприятия отражена в пропозициях с объектной перспективой, в которых субъект восприятия представлен как объект воздействия: "Крепкий запах морского каната / Задрожавшие ноздри обжег" (А.Ахматова); и пропозиции, в которых органы восприятия представлены в виде объекта, локализующего контактно-направленное действие: "Тут в уши ему ударил несколько раз железный рубленый крик..." (М.Булгаков).

3. ДАЛЬНИЙ БЕССУБЪЕКТНЫЙ ПРОПОЗИТИВНЬЙ ПЛАН.

Особенность этого плана в том, что, удаляя из пропозиции

субъект восприятия, он помещает в семантический фокус предложения не перцептивное~состояние субъекта, а состояние-самообнаружение объекта восприятия: "В разрывах зарослей орешника виднелся большой зеленоватый пруд..." (Ф.Искандер). (См.: Русская грамматика, 1980).

4.ДАЛЬНИЙ СУБЪЕКТНЫЙ ПРОПОЗИТИВНЫЙ ПЛАН. Пропозиции этого плана ориентированы на представление существования или движения объекта восприятия, само же событие восприятия в них отодвинуто на второй план. [Перцептивное значение в них представлено не предикатом (как в пропозициях дальнего бессубъектного плана), а совместной репрезентацией обоих участников ситуации: субъекта и объекту

^Перспектива пропозиций этого плана - объектная, субъект же (или его органы) в них представлен как директив - место, в направлении которого движется объект восприятия^ "А НАВСТРЕЧУ ЕМУ тихо плыли звуки струн" (М.Горький),-1Либо как локатив -место, относительно которого ориентировано существование объекта восприятия: "Перед ними зачернелись, очевидно, деревья..." (Л.Толстой)^

5.ЗАКАДРОВЫЙ ПРОПОЗИТИВНЫЙ ПЛАН.

Пропозиции этого плана нельзя назвать собственными пропозициями события восприятия, так как ¡значение восприятия в них представлено пресуппозитивно, >о.есть входит в пресуппозицию предложений, их репрезентирующих:

"Тепло и влажный блеск. Запахли медом ржи, На солнце бархатом пшеницы отливают, И б зелени ветвей, в березах у межи,

Беспечно иволги болтают" (И.Бунин). Здесь не представлены пропозиции восприятия, однако^б пресуппозиции пропозиций, описывающих состояние природы, содержится значение—осязательного, -зрительного, обонятельного и слухового восприятия. На этом основании данные пропозиции можно отнести к аакадровоь^пропозит^нпму,пдщу^восприятая^ у

Имплицитное представление восприятия становится возможным благодаря действию ПРИНЦИПА СТАНДАРТА, в соответствии с которым в стандартном высказывании самоочевидная информация эксплицитно не представляется (Н.Д.Арутюнова, Г.А.Золотова, Т.В.Шме-^ лева.).

В предложения о ЛЕКСИЧЕСКОЙ ПРЕСУППОЗИГЙВНОСТЬЮ входят лексемы с презумпцией восприятия: "МЯГКИЙ, ДУШИСТЫЙ ЗАПАХ подымался из стаканов" (Ф.Искандер).

В предложениях с СИНТАКСИЧЕСКОЙ ПРЕСУППСШТИВНОСТЬЮ значение восприятия прочитывается благодаря актуализационным категориям модуса, обеспечивающим связь содержания высказывания с объективной действительностью, с ситуацией речи в координатах "лицо", "модальность", "время" и "пространство" (см. работы Д. Лайонза, Е.В. Падучевой, A.A. Бондарко, ¡0.Д. Апресяна и др.): "Варя. Петя, Ся зижуЗ вот они, ваши калоши, возле чемодана" (А.Чехов) - в квадратных скобках представлено пресуп-л позитивное значение восприятия.

Следует отметить, что значение восприятия остается в пресуппозиции только в том случае, если описываемая ситуация соответствует норме - действует принцип стандарта. При несоответствии норме значение восприятия эксплицируется: "И она тихо заплакала. Худоногов не видел ее слез [это является отклонением от нормы], но жаркая влага кап,зла на его руки, стекала горячими струйками [осязательное восприятие]" (Э.Русаков).

Все высказывания закадрового препозитивного плана относят-"! ся к изобразительному регистру речи (Г.А.Золотова). J

6. ТЕКСТ00БРАЗУКВДЕ ПРИНЦИПЫ ГРАШАТИКИ ВОСПРИЯТИЯ.

В реальных текстах, как правило, ситуация восприятия") представляется не одним, а несколькими препозитивными планами: они сменяют . друг друга в зависимости от коммуникативных намерений говорящего и от особенностей репрезентируемой ситуации. Использование разных пропозитивных планоз позволяет говорящему переключать внимание с одного участника ситуации на другого, последовательно помещая их в семантические фокусы, предложений.

Можно утверждать, что ПРИНЦИП СМЕНЫ ПРОПОЗИТИВНЫХ ПЛАНОВ*] является одним из основных текстообразующих принципов грамма- / тики восприятия, он вместе с ПРИНЦИПОМ СВЯЗАННОСТИ СЕМАНТИКИ! ВОСПРИЯТИЯ С МОДУСОМ и ПРИНЦИПОМ СТАНДАРТА организует структуру текста, репрезентирующего восприятие.

Принцип связанности с модусом позволяет в начале текста 7 препозициями крупного или общего плана задать авторизационный ключ со значением восприятия, которое распространяется дс знака переключения на все последующие высказывания.

Принцип стандарта позволяет не представлять некоторые пропозигивные планы при соответствии ситуации восприятия норме.

Использование тех иди иных препозитивных планов определяет степень информативности представления ситуации восприятия в тексте.

В ГЛАВЕ 3 - "Языковые портреты 'участников ситуации восприятия" - описываются входящие в русскую ЯКМ лексические и синтаксические портреты субъекта и объекта восприятия.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СУБЪЕКТА ВОСПРИЯТИЯ.

В качестве субъекта восприятия может выступать любое существо, обладающее способностью к восприятию, поэтому субъектную позицию при перцептивных глаголах могут занимать любые одушевленные существительные. В русском языке существуют и специализированные существительные, обозначающие субъект восприятия, их, судя по данным СЕ, около ста.

Наименование субъекта во многом подчиняется следующим взаимно ограничивающим друг друга принципам грамматики восприятия: с одной стороны, действует принцип отбора фактической информации - именуется то, что обладает наибольшей значимостью для ЯКМ, с другой стороны, работает принцип стандарта - именуется то, что не соответствует стандарту, является отклонением от нормы, вот почему примерно четвертую часть данной ЛСГ составляют существительные с отрицательной оценочностью.

Анализ ЛСГ существительных со значением субъекта восприятия показывает, что в русской ЯКМ субъект восприятия - это прежде всего тот,

1) кто принимает фактическое участие в процессе восприятия - видит, слышит, обдумывает воспринятое: зритель, слушатель, читатель, сновидец, едок и т.д.;

2) у кого восприятие составляет часть профессиональной деятельности; причем в качестве "профессионального" выступают все виды восприятия, кроме физического, тактильного, сновидения : вольнослушатель, исследователь, наблюдатель, слухач, дегустатор и т.д.;.,

3) кто принимает чрезмерное участие в процессе восприятия, ест, пьет больше нормы (.что мажет отрицательно оцениваться): обжора, пожиратель, курильщик, книголюб, гастроном, меломан и т.д.

Характерно, что понятие нормы не распространяется на" участие в процессе зрительного восприятия: оно никогда не оценивается как сверхнормативное, чрезмерное. ч

Качественная оценка способности к восприятию представлена в следующих наименованиях субъекта: провидец, ясновидец, верхогляд, зрячий, слепой, глухой, тугоухий и т.д. —

Таким образом, из всех способностей к восприятию наиболее I значимыми для русской ЯКМ являются зрение, слух и способность | усваивать, осмыслять воспринятое. Утрата способностей к вкусо-*-^ вому, обонятельному и тактильному восприятию специальным словом не обозначается, следовательно, утрата этих способностей в русской ЯКМ не расценивается как значимое отклонение от нормы.

Итак, уже на этапе анализа субъектных номинаций отмечается спаянность ситуации восприятия с оценочностью, то есть со сферой модуса.

СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СУБЪЕКТА ВОСПРИЯТИЯ.

Главный участник ситуации - субъект восприятия (или его органы) в пропозиции может, как уже было сказано, быть представлен в качестве субъекта действия, субъекта состояния, объекта воздействия, объекта, локализующего контактно-направленное действие, локатива или директива (Г.А.Золотова, , М.Б.Примова, О.Ю.Логачева и др.).

Кроме тогоТ характерной особенностью русского языка явлг-ется невыраженность воспринимающего лица в предложении (В.Г. Гак). Этот парадокс субъекта объясняется действием принципов стандарта и связанности с модусом.

Как и лексический, сопоставительный синтаксический анализ высказываний со значением различных видов восприятия показывает, что среди них приоритетным в ЯКМ является зрительное, соответственно, и его субъект. Об этом свидетельствуют следующие факты:

1) Зрительное восприятие квалифицируется в ЯКМ как главный способ пространственной ориентации, так как она представляется осуществляющейся относительно глаз человека и, факультативно, спины - той части тела, которая недоступна глазу. Ср: "Между тем ПЕРЕД ГЛАЗАМИ ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов" (А.Чехов); " - Привет, ребята!- раздался вдруг голос у них ЗА СПИНОЙ, и

цсе обернулись" (В.Пьецух).

2) Словоформа на глазах используется в качестве показателя ненормативности воспринимаемого события (подобно предложению Я видел- это собственными глазами - показателю персуазив-ности).

3) В соответствии с принципом метафорического осмысления из всех органов восприятия только ¿глаза ^наиболее последовательно представлены в ЯКМ (в пропозициях общего плана) как^е-кое пространство, куда входят объекты восприятия,(в глаза, на глаза): "Мне бросилась В ГЛАЗА красота одной [женщины], южная и горячая" (И.Гончаров), ^существуют в нем^(в глазах, на глазах): "Перед летками ульев рябили В ГЛАЗАХ играющие пчелы и трутни"(Л.Толстой),- и .исчезают из нега (из глаз): "Так они на некотором расстоянии друг от"друга вошли в гостиницу, поднялись на второй этаж, пошли по коридору, и, когда коридор завернул направо, Зураб и девочка исчезли ИЗ ГЛАЗ" (Ф.Искандер) . Ср.: * Из ушей исчез надоеливый звук; * Из носа исчез 7 въедливый запах.

Таким образом, в ЯКМ наряду с объективным пространством ■ признается существование не менее значимого субъективного, внутреннего пространтва воспринимающего лица (преимущественно • субъекта зрительного воспрития).

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ОБЪЕКТА ВОСПРИЯТИЯ.

Человек воспринимает весь мир, поэтому обо всех существительных можно сказать, что они могут именовать объект восприятия. И если для наименования субъекта существует специальный пласт лексики, то специализированных существительных, именующих объект восприятия, фактически нет, а используется либо неспециализированная лексика, либо лексика с презумптивностыо восприятия.

Неспециализированная лексика может быть использована для наименования объектов разных видов восприятия. Например, существительное яблоко может обозначать объект физического восприятия (есть яблоко), зрительного (видеть яблоко), обонятельного (нзохать яблоко), .осязательного (нащупать яблоко), вкусового (пробовать яблоко), сновидения (видеть во сне яблоко). Более всего такое словоупотребление характерно для репрезентации зрительного восприятия - действует принцип стандарта.

Презумпцией восприятия обладают существительные, обозначающие субстанции, связанные с единственным органом восприятия, иначе говоря, именующие субстанции, которые являются объектами восприятия определенной модальности (зрения, слуха, обоняния, осязания или вкуса): свет, звук, запах и т.д. Такая закрепленность с определенным органом чувств отмечается в словарях .

Большую часть лексики с презумптивностью восприятия составляют прилагательные. "Известно, что имена прилагательные представляют основной путь выражения ощущений в языке (зрительных, слуховых, осязательных и пр.)" СВ.В. Виноградов).

ЛСГ прилагательных с презумпцией восприятия классифицируются в соответствии с видом восприятия'и свойством воспринимаемого объекта. Чем важнее вид восприятия для человека, тем разработаннее в языке ЛСГ прилагательных с презумпцией восприятия этого ввда.

В русском языке наиболее разработаны ЛСГ прилагательных зрительного и слухового восприятия, наименее разработаны ЛСГ прилагательных обоняния (См., например, работы А.П. Василевич, В.П. Сидельникова, Т.Р. Степаняна).

Подобно субъектным, объектные номинации тесно спаяны с оценочностью и, следовательно, со сферой модуса.

СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ОБЪЕКТА ВОСПРИЯТИЯ.

Сложность семантической интерпретации объекта восприятия"" заключается в том, что, с одной стороны, осуществление процесса восприятия обусловлено воздействием объекта на органы восприятия субъекта, с другой стороны, восприятие невозможно без осознания субъектом полученных внешних раздражений. Можно сказать, что при перцептивном действии субъект активен, а объект пассивен, а при перцептивном состоянии и субъект, и объект (содержание восприятия) выполняют одновременно и активную, и пассивную роль: воздействуя на органы чувств субъекта, объект самим своим существованием "предлагает" себя, субъект или его органы чувств эыбиражт. Двойственность объекта гзослшятия, ¡?г? связь с миром внешним и внутренним!во многом предопределяет вел структуру грамматики восприятий, существование пропозиций с субъектной и объектной перспективой.

Двойственность объекта восприятия проявляется еще и в

том, что он может быть представлен не только как предмет, но и как событие. От сознания субъекта, его перцептивного состояния зависит то, что он воспринимает: предмет как предмет, вне связи с событием, в котором он участвует, или событие как событие. Ср.: Он увидел мяч и Он увидел, как по дороге катится мяч (см.: Е. Сааринен). Одна и та же ситуация в первом предложении представлена как монособытийная, во втором - как полисобытийная. Таким образом, во втором предложении количество компонентов ситуации увеличивается.

Монособытийные ситуации представляются предложениями с объектом, репрезентированным конкретным существительным, полисобытийные - предложениями с объектом, репрезентированным ПЕ, препозитивным существительным или конкретным существительным с пропозитивным прочтением. Способ репрезентации.ограничивается физической природой денотативного объекта.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ подводятся итоги работы и намечаются дальнейшие перспективы в данной области.

Наличие структуры, регулируемой особыми принципами, которая включает систему пропозитивных планов ситуации восприятия, лексико-семантическое поле восприятия, структурно-семантичес-'кие типы предложений, репрезентирующих восприятие, является свидетельством того, что грамматика восприятия реально существует и ситуация восприятия является не просто конкретным содержанием предложений, но и входит в число системообразующих факторов языка.

В русском языке для представления ситуации восприятия существует пять пропозитивных планов, которые объединяют, каз-минимум, ^12 видов пропозиций ситуации восприятия и, другие (пропозиции, в пресуппозиции которых содержится значение восприятия ^

Выбор пропозитивного плана определяется, во-первых, тем, какая из составляющих ситуации восприятия: действие, состояние субъекта или действие, состояние объекта - репрезентируется в предложении, и, во-вторых, зксплицитностьз представления субъекта (как глазного участника ситуации в антропоцентрической концепции ЯКМ) и самого процесса восприятия. Выбор пропсзитиЕНого плана зависит не только от коммуникативных намерений говорящего, но и от типа денотативной ситуации ■

от активности и пассивности субъекта и от результативности восприятия.

Совокупность пропозиций крупного и общего препозитивных планов свидетельствует о том, что русским языком чувственное восприятие представляется как комплекс действий и состояний, относящихся к разным сферам.

Перцептивные действия могут быть представлены в предложении как внешне наблюдаемые действия, в отличие от перцептивного состояния, гак как оно относится к психической сфере, а перцептивные действия - к психической и физической.

Пропозитивное и пресуппсзитивное представление ситуации восприятия осуществляется различными языковыми средствами: если первое располагает особыми лексемами (ЛСГ) и структурно-семантическими типами предложений, то второе, помимо лексем с презумпцией восприятия, включает грамматические актуализаци-онные категории: лицо, модальность, время.,И это составляет специфическую особенность грамматист восприятия, отличающую ее, как кажется, от грамматик других ситуаций.

Сопоставление лексических портретов субъекта и объекта восприятия еще раз подтверждает антропоцентризм ЯКМ: для наименования субъекта существует специальный пласт лексики, а для наименования объекта используется лексика с презумптивностью восприятия, толкование таких презумпций осуществляется посредством соотнесения объекта с перцептивным состоянием субъекта.

К субъектные, и объектные номинации тесно спаяны с оце-ночностью и, следовательно, со сферой модуса. .

Субъективность восприятия проявляется в том, что одна п та же ситуация может быть представлена в высказывании как moho- или полисобытийная: объект восприятия может быть представлен как предмет или k¿k событие. И, учитывая это обстоятельство, нельзя говорить об объективно существующей структуре ситуации восприятия, она зависит от точки зрения говорящего -воспринимающего.

Представляется, что данное исследование может быть полезно не только как пример описания грамматики конкретной ситуации, но и как возможная учитывающая семантига-кошуникативные аолектн высказывания модель акгивногршсдатического описания

языка в целом. В перспективе грамматика такого типа должна включать описание принципов и средств языкового воплощения других ситуаций: существования, состояния, движения, действия,-относящихся к разным сферам. Это позволит выявить моделируемые и моделирующие.ситуации, определить общие и специфические ситуативные принципы структурирования языкового содержания.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Семантика восприятия: Обзор. Библиография. Красноярск, 1993. 43 с.

2. Способы номинации ситуации звучания в русском языке // Общие проблемы деривации и номинации. Словообразование в аспекте взаимодействия разных уровней языка: Тез. докл. обл. науч. конф. Омск, 1988. С. 15-16.

3. Высказывания с семантикой восприятия (сопоставление слуха и обоняния) // Высказывание как объект лингвистической семантики и теории коммуникации: Тез. докл. респ. науч. конф. Омск, 1992. 4.1. С. 120-122.

4. Мир. Бог. Поэт // Университетская жизнь (Красноярский университет). Красноярск, 1992. 25 сент.