автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Гражданское общество как общественное явление
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Перфильев, Александр Маратович
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ТЕОРИЙ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.
ГЛАВА 2.
ИСТОКИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.
2.1. ПРЕДОСЫЛКИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.
2.1.1. Люди, человеческие индивиды.
2.1.2. Деятельность людей.
2.1.3. Внешняя природа.
2.2. ГОСУДАРСТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ
ГЛАВА 3.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО.
3.1. ПОНЯТИЕ «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО».
3.2. ПРИЗНАКИ ГРАВДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
3.2.1. «Социальное начало» общности.
3.2.2. Гражданство.
3.2.3. Ассоциированность.
3.2.4. Субъектность.
Введение диссертации1999 год, автореферат по философии, Перфильев, Александр Маратович
Актуальность темы
Общество» и «гражданское общество» как общественные явления взаимосвязаны между собой: общество при определенных исторических условиях выступает основой и постоянным фактором развития гражданского общества, но каждое из этих явлений имеет присущее ему внутреннее содержание.
В общем плане общество выступает как сущностное проявление его исходных составляющих - людей, их деятельности в условиях человеческого существования и сформировавшегося в отличие от пра-общины рода как социального организма (1).
В рамках сказанного возможна трактовка понятия «общество» в его широком и узком смыслах. В первом случае речь идет о всех исходных его составляющих - о людях выступающих в качестве индивидов, но в их связи и развитии в пределах общины (сообщества), о деятельности людей и тех условиях, которые составляют основу их существования. Во втором случае акцент делается на сущностной стороне явления, на системе взаимодействия людей в социуме, что проявляется в развитии ими своих производительных сил, в разрешении социальных проблем жизнедеятельности.
Сказанное об обществе не абстрактное суждение. Все составляющие его присущи первобытному (предклассовому) обществу. В эпоху первобытной родовой общины люди выступают как социальные индивиды, их благо зависит от общины (2). Первобытная община выступает как родовая община, только в ней индивиды могут противостоять природе, отношения между ними регулируются обычаем (3). Родовая, общинная деятельность обеспечивают индивидам сохраняющее их совместное проживание, воспроизводство населения, успех в труде - охоте, рыболовстве, земледелии, скотоводстве и т.д., защиту от внешних врагов (4). Определяющие отношения в родовой общине - социализация (приобщение к труду, общению, господствующим верованиям, нравственным нормам) и кооперация в совместной деятельности (5).
В родовой общине имеется реальная власть в лице собрания взрослых членов общины, прошедших процесс социализации, совета общины или старейшин. Но это не власть надобщинного характера. Здесь отсутствует физическое принуждение. Основными регуляторами поведения являются общественное мнение, моральные правила, отражающие мнение всех, авторитет лидеров (6).
В единстве всех названных составляющих, используя известный термин «нормальное общество» (7), общество выступает как «нормальное общество». Общество нельзя понять, принимая во внимание одно из условий его существования, тем более один из срезов человеческой деятельности, например, «высший нравственный признак», даже если он и должен иметь «непосредственное осуществление в обществе духовном» (8).
В первобытном (предклассовом) обществе нет классовой дифференциации населения, в нем нет надобщинной власти, выступающей в форме государства со всеми присущими ему признаками, в нем нет и индивидов как подданных власти, имя которым «гражданин».
Гражданское общество зарождается в эпоху позднепервобытной общины. С одной стороны, остается насущной потребность сохранения предпосылок всякого человеческого существования, составляющих общину. С другой стороны, возникают новые факторы ее развития. Имеет место переход к землевладению, ремеслам и оседлости, связанное с ними появление, хотя и ограниченного (в удовлетворении необходимых потребностей всех членов общины), прибавочного продукта и частной собственности на него. Идет классовое расслоение общины, усложняются формы общественной организации власти. И, как следствие всего, появляется надобщинное правление, содержащее признаки государства (9).
С надобщинной властью, отчужденной от родовых общин, связано: разделение, подчеркиваю, уже подданных по надродовой территории , расширяющей территории старых родовых общин, отражающей потребности внутренних миграционных процессов; закрепление за подданными надобщинных прав и обязанностей, отражающих в себе не только естественные и общественные права и обязанности члена общины как человека, но и, как новое в общении с властью, гражданина .
Государство, гражданин в историческом развитии выступают как исходные факторы возникновения и развития гражданского общества.
С учетом всего сказанного в порядке постановки вопроса определим понятие «гражданское общество», отразив в нем сущностную сторону явления, имеющую важное методологическое значение для рассмотрения отдельных его сторон. В самом общем плане «гражданское общество» есть одна из составляющих форм человеческого бытия на уровне его государственного развития.
Гражданское общество появляется на исторической арене вместе с государством, призванным объективно решать как «общие дела» , связанные с сохранением всех составляющих общества, так и «частные дела», вызванные расколом общества, необходимостью разрешать противоречия между историческими группами. Гражданское общество по отношения к государству выступает стороной в управлении как «общими делами», так и «частными». Самостоятельность государства по отношению к гражданскому обществу является относительной. Гражданское общество низвергает государство, когда оно недейственно в разрешении «общих дел».
С гражданским обществом в историческом развитии связаны основные стороны человеческого бытия. Гражданское общество выступает стороной, иногда определяющей, в государственном управлении обществом. Оно объективно в той или иной мере включено в решение проблем цивилизационного и формационного развития общества, в определение положения в нем индивида как человека и гражданина, его прав и обязанностей.
Гражданское общество наряду с государством явилось предметом рассмотрения многих философских и политических школ. В частности, проблема нашла свое отражение в Античной философии, в общественной мысли эпохи Возрождения, в философии Просвещения, классической идеалистической философии, утопическом социализме, историко-материалистической философии XIX века, русской философии (общественной мысли декабристов, философии революционных демократов, идеалистической философии второй половины XIX века, историко-материалистической философии), современной философии (зарубежной и российской общественной мысли).
Историческое наследие имеет важное значение для современного понимания гражданского общества. Оно позволяет с большим знанием дела видеть историческую роль гражданского общества в развитии общества и государства, в определении и реализации прав и обязанностей человека и гражданина, акцентировать внимание на важнейших признаках современного гражданского общества и их развитии .
Проблема исследования гражданского общества насущна и для нашей жизни. От того, каким будет гражданское общество в современной российской действительности, во многом зависит судьба проводимых реформ - расширение или сужение социальных начал в жизни общества, включение в управление или отчуждение от него многих слоев населения и т. п.
В настоящей работе выделены важные философско-методологические предпосылки решения отмеченных выше современных проблем.
Степень разработанности проблемы
Гражданское общество наряду с государством явилось предметом рассмотрения многих философских и политических школ. В частности, в Античной философии, в общественной мысли эпохи Возрождения, в философии Просвещения, классической идеалистической философии, историко-материалистической философии XIX века, русской философии (общественной мысли декабристов, философии революционных демократов, идеалистической философии второй половины XIX века, историко - материалистической философии), современной философии (зарубежной и российской общественной мысли).
Историческое наследие имеет важное значение для современного понимания гражданского общества. Оно позволяет с большим знанием дела видеть историческую роль гражданского общества в развитии общества и государства.
В диссертации отмечены основные работы по теме, опубликованные в современной западной и отечественной литературе. Отметим некоторые, наиболее значимые из работ, вышедшие в свет в отечественной литературе. Проблемы гражданского общества рассмотрены в монографических трудах: Института мировой экономики и международных отношений Российской Академии наук «Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России» (М.: Эдиториал УРСС, 1998. - 312 с.); Института социологии Российской Академии наук «Гражданское общество: теория, история, современность» (М.: Изд. ИС РАН, 1999. - 165 е.); Научно-просветительского центра «Этика Ненасилия»: «Гражданское участие: ответственность, сообщество, власть» (М.: Изд. «Аслан», 1997. - 112 е.); во ряде публикациях, изданных на страницах журнала «Полис. Политические исследования» в 19961999 гг.
Когда обращаешься к современной западной и отечественной литературе, то бросается в глаза несоразмерность между бесспорной значимостью темы и довольно скромным научным материалом, который по ней наработан. В современной российской литературе несоответствие между темой гражданского общества и ее освещением во многом объясняется тем, что долгие десятилетия проблематика гражданского общества была для нашего обществоведения практически закрытой. И само гражданское общество было значительно деформировано .
В имеющихся публикациях отражены проблемы, которые стоят перед гражданским обществом, например, по интеграции общности, по введению социальных конфликтов в цивилизованные рамки и т. д. Однако целостного представления о гражданском обществе пока еще не выработано.
Цель диссертационного исследования
До настоящего времени проблема возникновения, образования и становления гражданского общества как общественного явления не получили достаточно полного и всестороннего рассмотрения. В связи с этим применительно к современным условиям не сформировалась и теория гражданского общества. Диссертант стремился восполнить существующий пробел, в первом приближении к разрешению проблемы дать более^менее целостное представление о гражданском обществе. Картина явления создавалась по крупицам, по тем философским и политическим источникам, которые отразили историю развития связи граждан, их ассоциаций как субъектов общества и государства.
Данная цель определила следующие основные задачи исследования :
1. Анализ работ ряда ведущих представителей мировой философской и политической мысли от Античной философии до наших дней, взяв в них в качестве критериев оценки ответы на следующие вопросы: понятие «гражданского общества»; предпосылки и факторы его развития; признаки гражданского общества; взаимосвязь гражданского общества и государства.
Предполагалось, что анализ позволит установить исторический факт возникновения и развития гражданского общества, его существенных признаков.
2. Рассмотрение предпосылок и факторов, определяющих возникновение и развитие гражданского общества, поскольку без этого не раскрыть ни содержания социального начала, которое исторически обусловливает в человеческой общности гражданское общество, ни взаимосвязи социального и политического начал, вносимых государством в решение «общих дел» и «частных».
3. Определение гражданского явления, раскрытие его существенных признаков.
Теоретико-методологические основы исследования
В диссертации использованы работы отечественных и зарубежных авторов различных областей знания: прежде всего социальной философии и, далее, истории, этнографии, археологии, экономики, социологии, политологии, теории государства социальной психологии.
В процессе работы диссертант применял разнообразные методы познания как общие, так и специальные. Так, использованы методы: историко-материалистический, сравнительно-исторический (широко применяемый сегодня в истории, этнографии, археологии, социологии, политологии, правоведении и других областях знания), част-нонаучные, связанные с познанием отдельных сторон явления (методы анализа и синтеза, научной абстракции, моделирования и иные).
Научная новизна положений диссертации, выносимых на защиту
В ходе проведенного исследования получены следующие результаты .
Заключение научной работыдиссертация на тему "Гражданское общество как общественное явление"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исторический обзор теорий гражданского общества, в которых отражен путь развития гражданского общества от начальных форм (они рассмотрены в Античной философии) до современных, показывает , что гражданское общество как общественное явление прошло многовековой путь в своем развитии. Интерес философской и политической мысли к гражданскому обществу не случаен. В рамках гражданского общества разрешаются коренные интересы людей - проблемы^ связанные с удовлетворением их насущных потребностей и развитием необходимых способностей. Гражданское общество, сохраняя в целом общие присущие ему черты, на каждом историческом этапе своего развития имеет разные формы их проявления. В связи с этим, имея в виду реальную потребность изучения гражданского общества как общественного явления, неизбежен постоянный возврат к теме с учетом вновь возникших и возникающих обстоятельств.
И появление, и развитие гражданского общества обусловлено рядом предпосылок и факторов, которые реальны, не являются продуктом работы только мозга. Гражданское общество, как было показано, определяется предпосылками всякого человеческого существования и теми конкретными условиями, которые вызвали его к жизни. Все они, претерпевая в историческом развитии изменения, определяют социальное содержание гражданского общества, его «социальное начало», которое отражает сущностные интересы людей. Обращаясь к теме гражданского общества, важно иметь в виду, что вне предпосылок их исторического проявления, вне конкретных условий, вносящих этническое, классовое и т. п. содержание в про
118 цесс развития, не определить гражданское общество как общественное явление.
На историческую арену гражданское общество выходит не само по себе, а в связке с государством. Их связка - те же предпосылки и исторические условия развития. Гражданское общество и государство активно взаимодействуют в решении как общих, так и частных проблем. Во взаимодействии они представляют разные стороны. Гражданское общество является носителем «социального начала», и оно определяет направленность управления социальными процессами. В свою очередь, государство представляет так называемое «политическое начало», и оно регулирует процедуру решения как «общих дел», так и «частных». Исходные моменты взаимосвязи между гражданским обществом и государством, как показал исторический обзор теорий гражданского общества, остаются, но они тоже подвержены историческому развитию, изменению. В связи с этим рассмотрение гражданского общества как общественного явления связано с анализом существующего взаимодействия между ними, изучением на каждом этапе развития соотношения вносимых в управление «начал», проявлении этих начал.
Список научной литературыПерфильев, Александр Маратович, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Алексеева Т.А. Выборы как средство легитимации власти. // Гражданское участие. Ответственность. Сообщество. Власть. М.: Изд-во «Аслан», 1997.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л. : Изд. Ленинградского университета, !969.
3. Апресян Р.Г. Гражданское общество. // Гражданское участие. Ответственность. Сообщество. Власть. М.: Изд-во «Аслан», 1997.
4. Апресян Р.Г. Гражданское общество: участие и ответственность // Гражданское участие. Ответственность. Сообщество. Власть. -М.: Изд-во «Аслан», 1997.
5. Арато А. Демократия элиты или демократизация гражданского общества. // Политология вчера и сегодня. Вып. 3. М.: 1991.
6. Арато А. Концепция гражданского общества: восхождение, упадок и воссоздание и направления для дальнейших исследований. // «Полис». 1995. № 3.
7. Аристотель. Политика. Сочинение в четырех томах. Т. 4. -М. : «Мысль», 1983.
8. Ахиезер A.C. Как «открыть» закрытое общество. М.: Магистр, 1997.
9. Бабушкин С.А. Теория цивилизации. Курск: Изд-во РОСИ, 1997. Ю.Беляева Н.Ю. Гражданские ассоциации и государство. // Социс. Социологические исследования. 1995. № 11.
10. П.Бляхер Л.Е. Виртуальное состояние социума, или Шансы на риски открытого общества в России. М.: Магистр, 1977. 12.Бикметов P.M. Открытое общество и свобода политических дискуссий. - М.: Магистр, 1997.
11. Бутенко А.П. От коммунистического тоталитаризма к формированию открытого общества в России (политические и правовые проблемы) . М.: Магистр, 1997.
12. Гаджиев К. Гражданское общество и правовое государство. // Мировая экономика и международные отношения. 1991. № 9.
13. Гегель. Философия права. // Гегель. Сочинения. Том VII. М-Л: Соцэкгиз, 1934.
14. Геллнер Э. Условия свободы. Гражданское общество и его исторические соперники. М. : Изд-во «А<1 Ма^шеш», 1995.
15. Герцен А.И. Письма из Франции и Италии. // Утопический социализм в России. Хрестоматия. М.: Политиздат, 1985.
16. Герцен А.И. Россия. Старый мир и Россия. К старому товарищу. // Утопический социализм в России. Хрестоматия. М. : Политиздат, 1985.
17. Гирусов Э.В. Основы социальной экологии. М.: Изд. Российского университета дружбы народов, 1998.
18. Гоббс Т. Основ философии. Часть третья. О гражданине. // Сочинения в двух томах. Т. 1. М.: «Мысль», 1989.
19. Голенкова З.Т., Витюк В.В., Гридчин Ю.В., Черных А.И., Рома-ненко Л.М. Становление гражданского общества и социальная стратификация. // Социс. Социологические исследования. 1995. № 6.
20. Голенкова З.Т. Альтернативы и перспективы развития гражданского общества в России. // Гражданское общество: теория, история, современность. М.: Изд. ИС РАН, 1999.
21. Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М. : Изд. МНИМП, 1998.
22. Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России. М. : Эдиториал УРСС, 1998.
23. Гражданское общество: теория, история, современность. М.: Изд. ИС РАН, 1999.
24. Гражданское общество в России: западная парадигма и российская реальность. М.: ИМЭМО РАН, 1996.
25. Гражданское участие: ответственность, сообщество, власть. М. : Изд. «Аслан», 1997.
26. Гребенников В.В. Собственность и гражданское общество в России. М.: Манускрипт, 1997.
27. Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. М.: Научно-изд. центр «Ладомир», 1994.
28. Давид Р., Жоффре-Спиноза К. Основные правовые системы современности. М.: Международные отношения, 1996.
29. Дзодзиев В. Проблемы становления демократического государства в России. М.: Изд-во «Ad Marginem», 1996.
30. Дискуссия вокруг цивилизационной модели: С. Хантингтон отвечает оппонентам. // «Полис». 1944. № 1.
31. Дмитриев A.B., Запрудский Ю.Г., Казимирчук В.П., Кудрявцев В.Н. Основы конфликтологии. М.: Юрист, 1997.
32. Дмитриев A.B. Этнический конфликт: теория и практика. М. : Изд. МНУЦ, 1998.
33. Дмитриев A.B., Латынов В. В. Массовая коммуникация: пределы политического влияния. М.: Изд. МНУЦ, 1999.
34. Дубинин Н.П. Социальное и биологическое в современной проблеме человека. // Вопросы философии. 1972. № 10.
35. Закон Российской Федерации «0 гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. с изменениями и дополнениями от 17 июня 1993 г. и 6 февраля 1995 г. // Хрестоматия по конституционному праву Российской Федерации. М.: Юрист, 1997.
36. Ильин M.B. Слова и смыслы : деспотия, империя, держава. // «Полис». 1994. № 2.
37. Ильин М.В. Собирание и разделение суверенитета. // «Полис». 1993. № 5.
38. Ильюшечкин В.П. Теория стадийного развития общества. История и проблемы. М.: Изд. фирма «Восточная литература», 1996.
39. Институты самоуправления: историко-правовое исследование. М. : Наука, 1995.
40. История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М.: «Наука», 1986.
41. Кант И. Критика способности суждения. // Сочинения в шести томах. Т. 5. М.: «Мысль», 1966.
42. Кант И. Учение об обществе. // Антология мировой философии. В четырех томах. Том 3. М.: «Мысль», 1971.
43. Кара-Мурза A.A. Что такое российское западничество? // «Полис». 1993. 1 2.
44. Квасков В.Д. Общение и деятельность. М. : ИЧП «Воскресенье», 1997.
45. Клямкин И.M., Лапкин В.В., Пантин В. И. Между авторитаризмом и демократией. // «Полис». 1995. № 2.
46. Креймер М.Д., Барабин В.В., Владимиров А.И. Социальная деятельность: государственно-правовое регулирование. М. : НПАВЭ,1996.
47. Кузьмин М.Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека. М.: ИНПО, 1997.
48. Кулиев М.-П. Р. Развитие права, общества и государства: проблемы теории и практики. M. : Изд. Рос. акад. гос. службы,1997.
49. Лазарев В.В. Гражданское общество и политическая организация общества. // Общая теория права и государства. М.: Юрист, 1966.
50. Лейст О.Э. Гражданское общество, государство и право. // Теория государства и права. Курс лекций. М.: Зерцало, 1997.
51. Ленин В.И. Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции. // Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Издание пятое. Т. 33. М. : Госполитиздат, 1962.
52. Ленин В.И. О государстве. // Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Издание пятое. Т. 39. М.: Госполитиздат, 1963.
53. Ленин В.И. Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина // Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Издание пятое. Т. 42. М.: Госполитиздат, 1963.
54. Локк Дж. Два трактата о правлении. Книга вторая. // Сочинения в трех томах. Т. 3. М.: «Мысль», 1988.
55. Маркс К. К критике гегелевской философии права. // Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Изд. второе. Т. 1. М.: Политиздат. 1954.
56. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. // Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Изд. второе. Т. 3. М.: Политиздат. 1955.
57. Маркс К. Критика Готской программы. // Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Изд. второе. Т. 19. М.: Политиздат. 1961.
58. Маркс Павлу Васильевичу Анненкову в Париж. Брюсель, 28 декабря 1846 г. // Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Изд. второе. Т. 27. М.: Политиздат. 1962.
59. Маркс К. и Энгельс Ф. Святое семейство или критика критической критики. // Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Изд. второе. Т. 2. М.: Политиздат. 1955.
60. Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. // Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Изд. второе. Т. 3. М.: Политиздат. 1955.
61. Матузов Н.И. Гражданское общество. // Теория государства и права. Курс лекций. М.: Юрист, 1997.
62. Мизулин М.Ю. Философия политики: власть и право. Ярославль: ЯрГУ, 1997.
63. Монтескье Ш.Л. О духе законов или об отношении, в которых законы должны находиться. С.-Петербург: Изд. Л.Ф. Пантелеева, 1900.
64. Московичи С. Век толпы. Исторический трактат по психологии. М.: «Центр психологии и психотерапии», 1998.
65. Нерсесянц B.C. Право математика свободы: опыт прошлого и перспективы. - М.: Юрист, 1996.
66. Нерсесянц B.C. Философия права. М.: ИНФРА-М-Норма, 1997.
67. Осипов Г.В. Природа и общество. // Социология. Основы общей теории. М.: Аспект Пресс, 1996.
68. Панарин A.C. Россия в Евразии: вызовы и ответы. // Вестник Московского университета. Серия 12. Социально-политические исследования. 1994. 1 5.
69. Панарин A.C. Политология. М.: «Проспект», 1996.
70. Панарин A.C. Философия политики. М.: Новая школа, 1996.
71. Патнем Р. Чтобы демократия сработала. Гражданские традиции в современной Италии. М.: Изд-во «Ad Marginem», 1996.
72. Перевалов В.Д. Гражданское общество и правовое государство. // Теория государства и права. М. : Изд. группа ИНФРА М-НОРМА, 1997.
73. Перегудов С. П. Гражданское общество: «трехчленная» или «одночленная» модель? // «Полис». 1993. № 3.
74. Пестель П.И. Русская правда. // Антология мировой философии. В четырех томах. Том 4. М.: «Мысль», 1972.
75. Платон. Государство. // Собрание сочинений в четырех томах. Т. 3. М.: «Мысль», 1994. 628 с.
76. Платон. Законы.//Сочинения в трех томах. Т. 3. Ч. 2. М. : «Мысль», 1972.
77. Платон. Кретон. // Сочинения в трех томах. Т. 1. М. : «Мысль», 1968.
78. Платон. Политик. // Сочинения в трех томах. Т. 3. Ч. 2. М. : «Мысль», 1972.
79. Плетников Ю.К. Формационная и цивилизационная триада К. Маркса // Карл Маркс и современная философия. Сборник материалов научной конференции к 180-летию со дня рождения К. Маркса. М. : ЦОП ИФ РАИ, 1999.
80. Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. // Избранные философские произведения. Т. 1. М. : Госполитиздат, 1956.
81. Плеханов Г.В. Первые фазы учения о классовой борьбе. // Избранные философские произведения. Т. 2. М.: Госполитиздат, 1956.
82. Политические партии России. Справочное издание М. : Фонд права, 1995.
83. Поппер К. Открытое общество и его враги. Том I. Чары Платона. М.: Феникс. Международный фонд «Культурная инициатива», 1992.
84. Поппер К. Открытое общество и его враги. Том II. Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. М. : Феникс. Международный фонд «Культурная инициатива», 1992.
85. Права человека. Основные международные документы. Сборник документов. М.: Международные отношения, 1990.
86. Права человека в условиях становления гражданского общества. Материалы международной научно-практической конференции (г. Курск, 15-16 мая 1997 г.). Курск: Изд. Регионального открытого соц. института, 1997.
87. Проблемы становления гражданского общества в России. Тезисы докладов и материалы научно-практической конференции 25-26 апреля 1996 г. Красноярск: КАС «Центр исследования», 1996.
88. Развитие гражданского общества в СНГ: документация. М. : Изд. полигр. агентство «Три-Л», 1995.
89. Райх В. Массы и государство. Тверь: ТГУ, 1995.
90. Рац М.В. Идея открытого общества в современной России. М. : Магистр, 1997.
91. Резник Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. Ч. 1. М.: Союз, 1993.
92. Резун Д.Я. Может ли Россия построить открытое общество? М.: Магистр, 1997.
93. Розин Э.Л. Ленинская мифология государства. М.: Юрист, 1996.
94. Рогинский Я.Я., Левин М. Г. Антропология. М. : «Высшая школа», 1963.
95. Романенко Л.М. Гражданское общество. М: «Деловое содействие» , 1995.
96. Россия на пороге XXI века: формирование гражданского общества. Материалы «круглого стола», Кемерово, 27-28 ноября 1995 г. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995.
97. Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми. // Антология мировой философии. В четырех томах. Том 1. М.: «Мысль», 1969.
98. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре или Принципы политического права. М.: Соцэкгиз, 1938.
99. Салмин А. Современная демократия: очерки становления. М. : Изд-во «Ас! Ма^шет», 1997.
100. Симуш П.И. Что есть гражданское общество? // Политология на российском фоне. М.: «Луч», 1993.
101. ЮЗ.Симуш П.И. История политических учений. М.: Изд. ВИУ. 104.Симуш П.И. Альтернативы многонациональной России: контуры выбора. М.: Изд. ВИУ, 1998.
102. Современные социологические теории общества. М. : ИНИОН, 1996.
103. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия. // Сочинения в двух томах. Т. 1. М.: «Мысль», 1988.
104. Соловьев B.C. Статьи из энциклопедического словаря. // Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: «Мысль», 1988.
105. Таа В. Концепция «civil society» в преобразовании коммунистических режимов // Вестник Московского университета. Серия 12. Социально-политические исследования. 1994. № 5.
106. Тихонравов Ю.В. Основы философии права. М.: Вестник, 1977.
107. Томпсон Д.Л., Пристли Д. Социология. Вводный курс. М. : 000 «Фирма «Издательства ACT», 1998.
108. Ш.Федорова М.М. Модернизм и антимодернизм во французской политической мысли XIX века. М.: ИФ РАН, 1997.
109. Фихте Основные черты современной эпохи. С.-Петербург: Изд. Д.Е. Жуковского, 1906.
110. Фихте И.Г. 0 назначении ученого. М: Соцэкгиз, 1935.
111. Федоров, Е.К. Взаимодействие общества и природы. Л. : Гидро-метеоиздат, 1972.
112. Формирование гражданского общества в современной России. Социологическое исследование, 1994-1995 гг. М.: ИНИ0Р, 1996.
113. Хантингтон С. Будущее демократического процесса: от экспансии к консолидации // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 6.
114. Хорос В.Г. Гражданское общество: теория и история. Общемировая панорама. // Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России. М.: Эдиториал УРСС, 1998.
115. Цивилизационные исследования. М.: ИЛА, 1996.
116. Четвернин В.А. Понятие права и государства. Введение в курс теории права и государства. М.: Дело, 1997.
117. Шабров О.Ф. Политическое управление. Проблемы стабильности и развития. М.: Интеллект, 1997.
118. Шабунин Д.М. Гражданское общество: история и современность. Чебоксары, ЧГУ, 1996.
119. Шапиро А. Демократия и гражданское общество. // «Полис». 1992. № 4, 6.
120. Шевченко Ю. Политическое участие в России // На путях к демократии. Том 3. № 3. М.: Московский центр Корнеги, 1998.
121. Шмиттер Ф. Размышления о гражданском обществе и консолидации демократии. // «Полис». 1996. 1 6.
122. Шкода В.В. Чему открыто открытое общество? М.: Магистр, 1997.
123. Ярулин И.Ф. Основы гражданского общества. Хабаровск: Изд.
124. Хабаровского гос. техн. ун-та, 1998.* *
125. Barber В. Strong Democracy. Participatory Politics for a New Age. Berkeley. University of California Press, 1984.
126. Black A. Guilds and Civil Society in European political Thought from the 12 Century to the Present. Ithaca. N. Y. 1984.
127. King-Hele D. The end of the twentieth century? London. 1970.
128. Civil Society and State: New European Perspectives. John Kean (ed.). London. 1988.141
129. Gellner E. Civil Society and Its Rivals. Hamilton. London, 1994.
130. Lein W. The Making of the Society System. N. Y., 1985.
131. Putnam R. D. Making Democracy Work. Civic Traditions in Modern Italy. Princeton University Press. New Jersey, 1993.
132. Seligman A. The Idea of Civil Society. N. Y. : Macmillan, 1992.
133. Shils E. The Virtue of Civil Society // Government and
134. Opposition. 1991. Vol. 26. № 1
135. Steinbuch K. Program 2000. Stuttgart, 1970.
136. The end of the twentieth century? London. 1970.