автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Гражданское общество как способ рационализации бытия человека

  • Год: 2007
  • Автор научной работы: Савинков, Лев Леонидович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Магнитогорск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Диссертация по философии на тему 'Гражданское общество как способ рационализации бытия человека'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Гражданское общество как способ рационализации бытия человека"

На правах рукописи

Савинков Лев Леонидович

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО КАК СПОСОБ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА: ОПЫТ ОНТОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

09 00 01 - онтология и теория познания

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

0031Т5331

Магнитогорск 2007

003175331

Работа выполнена на кафедре философии ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»

Научный руководитель кандидат философских наук, профессор

Топорков Андрей Анатольевич

Официальные оппоненты доктор философских наук, профессор

Вильданов Урал Салимович

кандидат философских наук, доцент Мусийчук Сергей Васильевич

ГОУ ВПО «Оренбургский государственный аграрный университет»

Ведущая организация

Защита состоится « 2 » ноября 2007 года в 10-00 часов на заседании диссертационного совета К21211201в ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» по адресу 455038, Челябинская область, г Магнитогорск, пр Ленина, 114, ауд 211

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»

Автореферат разослан « <S » октября 2007 года

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат философских наук, _,

профессор —Уу Дегтярев Е В

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования Идея гражданского общества вот уже несколько столетий привлекает внимание исследователей различных наук Однако, несмотря на длительную историю его изучения, гражданское общество по-прежнему так и остается до известной степени «терра инкогнито» Об этом красноречиво говорит диапазон представлений о гражданском обществе, который огромен и простирается от полного отрицания его эффективности до частных трактовок его понимания Их разнообразие отражает различные стороны современного гражданского общества, а их смысловая разобщенность прямо указывает на необходимость изучения философских оснований его концептуализации в новых социальных условиях

Исходя из этого, актуальность избранной темы объясняется необходимостью решения наметившегося противоречия, которое выражается в существовании различных подходов к гражданскому обществу, с одной стороны, а с другой, господствующим мнением о его едином субстанциональном начале, в качестве которого выступает политический интерес.

Более того, обращение к данной проблеме вызвано и общими социокультурными изменениями, которые происходят в мире В период растущей глобализации и усложнения социальных связей актуализируется вопрос о месте и роли гражданского общества и его институтов в современном обществе Это способствует возрождению идеи гражданского общества и его предметному обсуждению, а также позволяет иначе поставить вопрос относительно его философских оснований На это указывают не только различные аналитические исследования, посвященные гражданскому обществу, но и результаты научно-практических конференций, которые в последнее время проводятся в нашей стране с завидным постоянством

Таким образом, проблематика гражданского общества по-прежнему продолжает оставаться актуальной И, следовательно, имеет не только научный, академический интерес, но и практический, что накладывает серьезный отпечаток на его определение, поскольку в осмысление гражданского общества вторгаются политические и идеологические пристрастия в ущерб непредвзятому научному анализу

Научный интерес к теории гражданского общества обосновывается необходимостью поиска и определения перспективной стратегии общественного развития в условиях углубления социальных противоречий и напряженности Именно поэтому одной из актуальных задач является философский, и, в особенности, онтологический анализ гражданского общества как сложной и целостной системы, отражающей наиболее значимые черты современного общества

Степень разработанности проблемы. Идея гражданского общества является объектом исследования различных наук и имеет междисциплинарный характер

Большое значение для разработки проблем гражданского общества в историко-философском контексте имеет наследие Платона, Аристотеля, Цицерона, Августина Блаженного, Г Гроция, Т. Гоббса, Дж Локка, Ш. Монтескье, Ж Ж Руссо, В. Гумбольдта, Т. Пейна, А Фергюсона, А де Токвиля, И. Канта, Г Гегеля, К Маркса и многих других Эти работы западных теоретиков гражданского общества дают возможность проанализировать этапы эволюции идеи гражданского общества

Современная философская традиция представлена такими именами как Э Арато, X Арендт, А. Грамши, Дж Коэн, К Поппер, М Фуко, Ю. Хабермас, Ф. Хайек, Ф Шмиттер и многими другими Обращение в работе к выше перечисленным авторам позволяет увидеть степень разработанности данной проблемы в зарубежной социально-философской литературе, что необходимо для формирования целостного восприятия проблемы.

В отечественной научной традиции весомый вклад в разработку проблематики гражданского общества внесли Д В Артюхович, В С Барулин, А П. Бутенко, В А. Васильев, К С. Гаджиев, Л Л Галкин, Л Г Грязнов, З.Т Голенкова, В.А Гуторов, М В Ильин, А.М Ковалев, А И Кочетков, И.И Кравченко, Я Кузьминов, А М Мигранян, А В Одинцова, Ю.М. Резник, О. Сухомлинова и др

Отдельные аспекты функциональных характеристик гражданского общества освещаются в работах Б.Н Бессонова, Д.В Доленко, В И Кем-кина, И Б Левина, В Максименко, Н.С Савкина, А И Сухарева, А Сун-гурова, А Хлопина, В Хорос, И Шапиро и др

Вместе с тем, анализ специальной литературы показывает, что еще не выработана единая система представлений о гражданском обществе, не определены границы этого феномена, его внутренняя институциональная структура, специфика отношений с другими элементами социальной системы По-прежнему дискуссионными остаются вопросы формирования и существования гражданского общества, его исторических типов и форм, взаимодействия гражданского общества с государством, наконец, сущности самого этого общества Кроме того, собственно философский анализ идеи гражданского общества, его онтологических оснований, представлен в научной литературе достаточно слабо

Все вышеозначенное предопределило выбор темы диссертационного исследования и позволило определить объект, предмет, цели и задачи работы.

Объектом диссертационного исследования является гражданское общество

Предметом исследования являются онтологические основания и аспекты гражданского общества как способа рационализации бытия человека.

Цель исследования состоит в осуществлении онтологического анализа гражданского общества как способа рационализации бытия человека

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач

- исследовать сущность и содержание понятия «гражданское общество»,

- выявить характерные черты и исторические этапы в развитии идеи гражданского общества как способа рационализации бытия человека,

- исследовать онтологические аспекты современных концепций гражданского общества,

- проанализировать взаимоотношения индивида, государства и гражданского общества,

- вьивить место гражданского общества в бытии общества;

Решение указанных задач позволяет обосновать положение, выносимое на защиту: гражданское общество выступает специфическим способом рационализации бытия человека и в современных условиях из объекта абстрактно-теоретической рефлексии трансформируется в идею гражданского общества как жизненно-практической необходимости, что позволяет гармонизировать общественное бытие человека

Методологическая основа исследования. Многогранность темы диссертационного исследования делает невозможным использование какого-то одного методологического подхода Диссертант опирается на общие принципы теории познания принцип единства исторического и логического, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, в работе используются методы диалектического, системного, структурного, исторического и сравнительного анализа

Научная новизна исследования

• предложена оригинальная трактовка понятия «гражданское общество»

с онтологических позиций,

• выявлены и проанализированы стадии генезиса идеи гражданского

общества в истории человеческой мысли,

• уточнены онтологические основания гражданского общества,

• обнаружена закономерность, отражающая зависимость представлений о гражданском обществе от уровня развития общества в те или иные исторические периоды;

• доказано, что становление современного гражданского общества реализуется в общественной практике на основе коммуникативного дискурса, где гражданское общество предстает перед нами в виде коммуникативно выстроенного социального пространства

Теоретическое и практическое значение исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в качестве оснований для дальнейшего развития онтологии в контексте философского осмысления оснований гражданского общества и выявления онтологических аспектов последнего

Кроме того, материалы диссертации могут быть использованы в ходе подготовки соответствующих тем базового курса философии, а также разработке спецкурсов по онтологии и теории познания для студентов высших учебных заведений

Апробация исследования. Основные положения диссертации изложены в опубликованных работах, а также в выступлениях автора на научно-практических конференциях преподавателей МаГУ в разные годы Помимо этого, отдельные положения диссертационного исследования обсуждались на аспирантских семинарах по онтологии и теории познания кафедры философии МаГУ

По теме диссертационного исследования опубликовано шесть научных работ, в том числе две научных статьи в журналах, входящих в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук» ВАК Минобрнауки России

СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и списка используемой литературы

Во введении обосновывается актуальность диссертационного исследования, определяется предметная и тематическая составляющая работы, выявляется степень разработанности проблемы, формулируются цели и основные задачи, обуславливающие логику и структуру работы, а также тео-

ретическая и методологическая основа исследования, научная новизна и основные положения, выносимые на защиту

В первой главе «Теоретико-методологические основания гражданского общества» диссертантом проводится аналитический обзор основных теоретико-методологических подходов к изучению гражданского общества, подводятся некоторые итоги существующих дискуссий, раскрывается подход автора к указанной проблеме, а также исследуются основные этапы формирования и развития идеи гражданского общества в истории философии

Первый параграф «Понятие "гражданское общество": сущность и содержание» посвящен выявлению сущностной и содержательной сторон гражданского общества, а также анализу основных методологических подходов к вышеуказанной проблеме.

Проведенный диссертантом анализ философских представлений о гражданском обществе показал, что данное понятие по-прежнему остается весьма неоднозначным И, следовательно, в настоящее время сохраняет свою актуальность вопрос- что же такое гражданское общество9 Так, результаты проведенного исследования позволяют выделить несколько основных подходов к анализу гражданского общества и его сущности

На сегодняшний день общепризнанными считаются две основные традиции понимания гражданского общества и соответствующие им разные философские теории, так называемые Л—традиция и М-традиция

Л—традиция, восходящая к Дж Локку и названная так по первой литере его фамилии, рассматривает гражданское общество как некое этическое сообщество, живущее по естественным законам до и вне политики Для Л— традиции важна концепция естественного состояния, в которой уже заложены все основные характеристики той совокупности разнообразнейших форм жизни, которую более поздние англо-американские теоретики будут называть «гражданским обществом» В современной интерпретации определение гражданского общества в рамках этой традиции можно сформулировать как общественное устройство особого типа, в котором юридически обеспечены и политически защищены основные права и свободы личности

М-традиция, берущая свое имя от Шарля Луи Монтескье, указывает, прежде всего, на другой аспект- она представляет гражданское общество как набор независимых ассоциаций граждан, опосредующих отношения между индивидом и государством и, в случае надобности, защищающих свободу индивида от посягательств власти Понимание «гражданского общества» в М-традиции сводится к идее «промежуточных тел» (властей),

опосредующих отношения между индивидом и государством К этой традиции можно отнести широко распространенную интерпретацию гражданского общества как сферы социума - сферы внегосударственных отношений, структур и институтов. Как следует из данной формулировки, гражданское общество определяется методом исключения оно - это все, что не является государством. Это широкое понимание, в узком же смысле гражданское общество чаще всего понимается как набор независимых от государства гражданских ассоциаций.

Приведенные выше подходы к гражданскому обществу не охватывают всего многообразия его дефиниций. Сегодня в научной литературе можно выделить два принципиально различных взгляда на природу гражданского общества.

Одни исследователи характеризуют его как общественную систему или социетальное сообщество, достигшее определенного уровня социально-экономического и культурного развития и обладающее всеми признаками цивилизованности (рыночная экономика, демократия, соблюдение прав и свобод и т д) Таким образом, в рамках указанного подхода гражданское общество характеризуется в его содержательном аспекте и позволяет сделать вывод о том, что оно развивается в русле естественно-исторического процесса В этом случае гражданское общество - это общность людей, где достигнуто разумное соотношение между всеми сферами общественного бытия Другими словами, гражданское общество трактуется как достаточно высокая ступень в развитии социальной общности, мера ее зрелости, разумности и справедливости.

Другие исследователи доказывают, что это особая сфера социума, противостоящая государству и другим политическим структурам Данный подход на сегодняшний день является наиболее распространенным и трактует гражданское общество, по крайней мере, в трех вариантах- во-первых, гражданское общество понимается как внегосударственная социальная реальность, противостоящая государству Во-вторых, гражданское общество предстает как частная сфера жизни людей, их ассоциаций, отличная от государственной и общественной сферы, и третий вариант сводится к тому, что гражданское общество - это общественная или публичная сфера, опосредующая отношения между частной и государственной сферой

В первом случае гражданское общество — это система внегосударственных отношений и институтов, выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности свободных, относительно независимых членов общества и гарантирующая индивиду реализацию его неотъемлемых и неотчуждаемых прав Таким образом, гражданское общество является поня-

тием, обозначающим специфическую совокупность общественных коммуникаций и социальных связей, институтов и ценностей, главными субъектами которых являются граждане и различные общественные организации Здесь автономия общества означает автономию различных общественных сфер, а роль государства по отношению к ним сводится к установлению самых общих рамок в виде законов, регулирующих общественную жизнь Соответственно экономический, политический, социальный и культурный плюрализм является базой гражданского общества и устанавливается на основе прав и свобод человека и гражданина

Во втором случае гражданское общество, как правило, отражает такое состояние развития общества, которое характеризуется наличием социальных групп и слоев, имеющих собственные, независимые от государства источники существования. Внутри этой сферы формируются и артикулируются интересы личности Таким образом, в рамках рассматриваемого подхода, гражданское общество - это пространство, в котором социально-экономические интересы личности ставятся во главу всех общественных отношений Другими словами, гражданское общество понимается как автономное и саморегулируемое социальное пространство, в котором четко выражены частные интересы индивидов

И, наконец, в третьем случае, гражданское общество понимается как относительно независимое от государства объединение людей, наделенное правом самоуправления в области социального взаимодействия между группами и институтами В таком понимании основным для современного гражданского общества является наличие публичной сферы, отличной от политической организации общества, т е от государства, и автономной по отношению к государству

Каждая из выше приведенных трактовок гражданского общества имеет как своих сторонников, так и противников. В научной литературе в последнее время начинает формироваться иное понимание природы гражданского общества Получает распространение точка зрения, согласно которой понятие «гражданское общество» является идеологемой, утратившей в настоящее время свое научное и эвристическое значение

В результате, это способствовало появлению определенного скептицизма относительно ценности этого понятия для различных наук в силу его идеологичности Однако, совершенно очевидно и то, что любая значимая и актуальная проблема изначально идеологична, поскольку направлена на упорядочение и систематизацию реальности посредством частных теоретических конструкций

С другой стороны, не следует видеть в гражданском обществе только идеологему или только слепок с наличного бытия Допустимо рассматривать его в качестве важнейшей эвристической модели современной философской теории В таком ракурсе эта мыслительная конструкция больше не выглядит беспредметной философской абстракцией, поскольку подкрепляется более чем трехвековой историей его изучения, что позволяет рассматривать концепт гражданского общества в контексте культурно-исторической альтернативы традиционному обществу.

Вместе с тем, систематизацию современных интерпретаций гражданского общества условно можно провести и по линии установления их дисциплинарной принадлежности, поскольку в силу комплексности явления к нему обращаются исследователи самых разных специальностей Исходя из этого, часть интерпретаций гражданского общества можно условно отнести к политическим, социологическим, экономическим, правовым и философским

На основе проведенного анализа различных подходов делается вывод, что гражданское общество принадлежит к числу тех понятий философской теории, которые нелегко однозначно определить, следовательно, их применение как бы изначально подразумевает не только известную зону неопределенности, но и некоторые различия в их толкованиях. В то же время большинство ученых сходятся во мнении, что у гражданского общества есть некая единая система ценностей, фиксирующая его разграничение с государством как через возрастание свободы и расширение социального равенства, так и через демократизацию самого государства

Исходя из приведенных выше рассуждений, представляется вполне разумным предложить собственную трактовку гражданского общества.

Гражданское общество - это способ рационализации бытия человека, в котором воплощается иррациональное стремление человека к субстанциональности своего бытия в социально-организованном виде Таким образом, гражданское общество следует понимать как сложную, саморегулирующуюся и саморазвивающуюся систему, которая на основе организации коммуникативного пространства создает необходимые условия для рационального взаимодействия индивидов и государства. Предложенное определение дает возможность уточнить нашу позицию относительно обсуждаемого вопроса

В целом для построения адекватной теоретической модели гражданского общества необходимо такое соединение и сочетание различных концепций и подходов, которые позволят отобразить целостную картину данного явления в конкретный момент его существования.

Во втором параграфе «Этапы эволюции идеи гражданского общества как способа рационализации бытия человека» диссертант обращается к истокам возникновения идеи гражданского общества и рассматривается ее генезис

У истоков формирования указанной концепции стояли мыслители античности. Представленные Платоном и Аристотелем модели общественного устройства схожи между собой, так как разработаны на общей субстанциональной основе Так, у Платона это начало есть идея Блага, чей образ сравним с солнцем, в лучах которого можно созерцать явленный человеку мир Именно эта субстанция - идея Блага, воплощением которой являлся образ идеального государства, - стал определяющим для Платона в философском анализе государства и «гражданского общества» У Аристотеля же в качестве основания также задается Благо как единое, всеобъемлющее начало, определяющее собой всю жизнь человека и цель человеческого бытия Следуя своей философской логике, Аристотель в анализе общественной жизни исходит из того, что государство представляет собой энтелехию общества и выступает как целое, предшествующее части С позиции онтологического мышления, основанного на идее - существования первоначальной сущности, определяющей природный порядок вещей, государство предстает как естественное явление, которое проистекает из природы человека, и оно всегда первично Таким образом, происходит вычленение «гражданского общества» и противопоставление его государству

Видимо в связи с этим, особый интерес философов был обращен именно на политику, ибо она создавалась людьми и под ней греки понимали все, что относится к полису Действительно, полис как понятие и объективно существующий феномен соединил в себе всю широту и богатство общественной и личной жизни человека, интересов и сфер его профессиональной деятельности Полис и был «началом», сосредоточившим вокруг себя политическую и гражданственную социальность Сцепление общества, государства и индивида было обусловлено найденной единой субстанцией мира вообще Как отмечают многие исследователи, человек античности ощущал себя частью существующего порядка, которым и определялось его бытие

Таким образом, тождество индивида, общества и государства, как естественных проявлений человеческого общежития, для античных мыслителей было обусловлено единым началом, внешней субстанцией, стоящей за изменчивыми картинами повседневности Оно - это тождество - нашло свое выражение в античном полисе. Именно поэтому, лексиконцепт «граж-

данская община / гражданское общество и государство», появившиеся в античности, употребляются как однопорядковые понятия политическому обществу и государству - полису Это тождество было задано античной метафизикой и ее способом мышления - разумным конструированием пределов любого сущего В полисе было найдено то, что выражало всю сущностную специфику греческого социального порядка

Проведенный анализ концепций античных мыслителей позволяет говорить о преемственности метафизических оснований концептуализации государства и гражданского общества в философской традиции Единое первоначало определяет развитие государства и общества, которые есть понятия тождественные Идея справедливости и общего блага выступает как побуждающее начало Закон и власть, государство и гражданин, типы правильных и неправильных государств, социальное и политическое разделение, критерии и основания для управления государством - все это впервые задается в философских работах в рамках метафизического мышления и надолго определяет дальнейшее развитие теории государства и гражданского общества Идеи естественного права - равенства людей от природы, закона как условия социальной стабильности - нашли отражение в римском законодательстве и последующих трудах философов

Обращение к христианству является важным этапом в связи с тем, что динамичное развитие средневековой культуры, истории, философии неразрывно связано с религиозной идеологией Как известно, христианство в качестве предельного основания всего сущего обосновывает идею Бога, который трансцендентен и есть творящее начало всего сущего — как природного, так и социального Консервируя основные положения античности, средневековье сохраняет метафизический мотив размышлений, в котором божественное начало выступает как разумно установленное трансцендентное Но при этом привносит и две новые идеи, универсализм, предполагающий единство человеческого рода, и дуализм вечного и временного И в этом отношении можно говорить о том, что христианство обосновывает разрушение полисного единства государства, общества и гражданина, начавшееся еще в социальной практике римской империи Ведь дуализм государства и общества находит аналогию в разделении мирского и церковного, временного и духовного, и это, в свою очередь, сразу же отражается на политическом и философском мышлении

Итак, теперь уже Бог удерживает и направляет жизнь государства, общества и индивида Христианское мышление разделяет человеческое существование на два мира духовный и общественный (политический), что явилось одной из предпосылок для развития теории гражданского об-

щества. И более того, оно утверждает принцип свободы человека, его индивидуальности и независимости, имеющий важное значение как для практического проявления гражданского общества, так и для его концептуального теоретического оформления. Христианство отделило личность от гражданина, нравственную свободу от политической, и, тем самым, окончательно разрушило идеал полисного устройства, пытавшегося удержать гражданское и государственное начала в единстве.

Следующий концептуальный шаг в формировании теории гражданского общества был совершен в эпоху Возрождения, Реформации и Нового времени. В этот период внимание исследователей обращается на природу индивида, государства и общества Необходимо заметить, что это один из самых противоречивых и сложных периодов в истории развития государства и общества, когда разрушаются «уютные социально-психологические конструкции».

Реформация выдвигает тезис об индивидуальной ответственности каждого за свою деятельность и судьбу, заставляет обратить внимание на роль самого человека в формировании и организации своего общественного бытия. При этом Реформация укрепляет прочность властной силы трансцендентного начала - Бога - через идею непосредственного диалога индивида с ним и личной ответственностью

Переход к Новому времени ознаменовался вызреванием гражданского общества и, соответственно, обнаружением различий между ним и сугубо государственными институтами Основу процесса составил комплекс факторов формирование ценности личности с особыми, неотъемлемыми правами, свободами и интересами, которые могут и не совпадать с интересами государства

Мыслители Нового времени, открыв личность, вместе с тем, осознали непреложный факт антиномии между ней и обществом. Отвергалось античное и средневековое тождество частного и общественного, утверждалась идея первичности общества по отношению к государству Все это, в конечном счете, способствовало образованию гражданского общества и мира политического как самостоятельных подсистем человеческого социума

В итоге традиционное противопоставление общество - государство стало пересматриваться Тенденция нашла отражение в традиции, представленной Г Гроцием, Т Гоббсом, С Пуфендорфом, Дж Локком, Ш Монтескье и многими другими Эта традиция исходила из признания факта существования общества уже в естественном состоянии.

В этот период понятие «гражданское общество» приобретает в научной мысли Нового времени особый смысл Синтез идеи гражданского общества определяется концепциями естественного права и общественного договора, согласно которым гражданское общество (или гражданское состояние) приходит на смену «естественному состоянию» Представители теории общественного договора обращали внимание на противостояние между гражданским обществом, воплощающим частный интерес, и государством, воплощающим интерес общественный. В своих трудах они стремились найти оптимальную форму сочетания частных и всеобщих интересов, свободы личности и ее сознательного самоограничения Это в немалой степени способствовало формированию традиции, рассматривавшей государство как чрезмерно разросшийся организм, препятствующий свободному волеизъявлению отдельного индивида и реализации его потенциальных возможностей Характеризуя этот этап в целом можно назвать его «научным или теоретическим»

Особый взгляд на природу и сущность гражданского общества, значительно отличающийся от концепций предшественников, был высказан представителем французского Просвещения Жан-Жаком Руссо Если для Т Гоббса и других мыслителей того времени гражданское общество цивилизованно именно потому, что оно непосредственно политическое общество, то для Ж Ж Руссо оно еще не политическое. Политическим оно становится лишь на основе равноправного общественного договора с властью, и только тогда, на такой договорной основе, сочетания гражданских и политических отношений оказываются новыми, возрожденными естественным состоянием подлинной цивилизации Таким образом, Ж Ж. Руссо одним из первых обратил внимание на возможность и необходимость постоянной переоценки с позиций гражданственности - естественности и цивилизованности

Анализируя эволюцию идеи гражданского общества в Новое время и эпоху Просвещения, мы можем констатировать присутствие объединяющего все теории начала, а именно: отождествления терминов «гражданское общество» и «государство» и отнесения их к одному и тому же множеству людей Причина заключается в недостаточно определенном разделении государственной и негосударственной сфер социального бытия Постепенное различение гражданского общества и государства превращается в аргумент против статус-кво и проникается идеями будущего устройства, призванного обеспечить социальное равенство, гражданские свободы и ограничить государство

Приобретшая революционное содержание тема «гражданское общество против государства» получила освещение в работах В Гумбольдта, Т Пейна, А Фергюсона, в программном документе Великой французской революции - «Декларации прав человека и гражданина» В дальнейшем, идеи разделения гражданского общества и государства, их полномочий нашли отражение в трудах Дж Мэдисона и А де Токвиля Причем, именно Дж Мэдисон высказал положение о необходимости создания в обществе условий для выражения и учета многообразных интересов различных общественных групп, отмечая, что многообразие этих интересов - есть результат естественной социальной дифференциации

Заметно углубили представления о гражданском обществе И Кант, Г Гегель и К Маркс В этот исторический период гражданское общество из теоретической конструкции превращается в особую сферу социальной реальности, приобретая тем самым онтологический статус Этот период начинается с Г Гегеля, которому удалось провести демаркационную линию между государством и гражданским обществом, подчеркнув их принципиальное различие Именно Гегель обосновал понятие гражданского общества не только как совокупность индивидов и отношений между ними, но и как сферу деятельности различных институтов

Итак, идея гражданского общества в своем развитии проходит ряд стадий первая - это метафизическая, вторая - научная (теоретическая) На первую стадию приходится собственно возникновение и развитие идеи гражданского общества, которая связана с поиском единого субстанционального начала Вторая стадия характеризуется возрастающей рационализацией общественного бытия, когда уже не божественный промысел определяет существование человека, а его творческая активность и самостоятельность Отсюда возникает неиссякаемый оптимизм и вера в человеческие силы и способности, обусловившие появление многочисленных концепций государства и общества, направленных на совершенствование человека

Во второй главе «Онтологические основания гражданского общества как способа рационализации бытия человека» с философских позиций рассматриваются современные концепции гражданского общества и его взаимодействие с индивидом и государством

В первом параграфе «Онтологические аспекты современных концепций гражданского общества» диссертантом анализируются современные концепции гражданского общества

С утверждением нового социального порядка претворяются в жизнь и совершенно новые концептуальные и методологические подходы к познанию и анализу проблем гражданского общества Появляются новые концепции гражданского общества, которые в большинстве своем основываются на двух идеально-типических моделях - организованного капитализма и массового общества. В первом случае речь идет, прежде всего, о том, что крупные монополии приобретают господствующее положение в социально-экономической сфере общества Во втором случае - об обществе массового производства и массового потребления.

Кроме этого, во второй половине XX века в обществе совершается телекоммуникационная революция, которая приводит к изменениям в различных областях социальной жизни, меняется вся сфера культуры и смыслов Информация становится основным системообразующим элементом новой социальной реальности Все эти социальные изменения, происходящие в обществе, оказались настолько радикальными, что заставили пересмотреть фундаментальные методологические основания философской концепции гражданского общества и послужили толчком к созданию новых теорий Вышеуказанный период входит в историю философии как теория постиндустриального общества, теория информационного общества, теория постмодерна и глобализма.

В итоге исследователи современного гражданского общества столкнулись с множеством проблемных вопросов, указывающих, с одной стороны, на популярность и востребованность идей гражданского общества, а с другой - на его неопределенный статус и неоднозначное содержание в условиях демократической культуры и динамично развивающегося общества.

Однако совершенно очевидно, что все теории гражданского общества XX века являются фактически теоретическим отражением тех социально-экономических и культурных практик, которые стали формироваться и получили развитие в последней трети XIX - начале XX века Это нашло свое воплощение в концепциях гражданского общества А. Грамши и Т. Парсон-са Обращение к концепциям вышеуказанных авторов позволяет продемонстрировать, что фундаментальную гегелевскую концепцию гражданского общества можно усовершенствовать, введя трехчастную модель дифференциации, устанавливающую разграничение как между гражданским обществом и экономикой, так и между гражданским обществом и государством

Приобретшая реальность тоталитарная практика стала предметом пристального философского анализа, результатом которого стало формирование различных теорий тоталитарного общества Среди самых известных

следует назвать концепции К Поппера, X Арендта, К Мангейма, Э Фромма, представителей Франкфуртской школы и многих других, которые обращались к исследованию тоталитаризма, как антагонизму гражданского общества

Особую проблему составляет переход от тоталитаризма к демократической государственности Этот переход не может осуществляться просто на «развалинах» тоталитарной системы Государство есть институция гражданского общества, а это предполагает, что пока в посттоталитарном обществе царит хаос, пока нарождающаяся демократия больше похожа на охлократию, организация публичной власти и управления в таком обществе может только внешне тяготеть к восстановлению государственно-правовых форм Но внутренне она может тяготеть к сохранению форм и методов административно-командного управления, ибо другие формы и методы ей просто неизвестны, что не способствует развитию гражданских начал

Параллельно с формированием различных теорий тоталитарного общества в философском знании начинает доминировать идея, согласно которой гражданское общество можно представить как коммуникативный процесс между индивидом и государством Этот подход нашел свое отражение в теории коммуникации и в той или иной степени представлен в трудах Ю Хабермаса, Н. Лумана, М Фуко и др Их философские концепции и дискуссии способствовали популяризации идеи коммуникации и увлечению ими представителей различных общественных наук

Более того, использование коммуникативного дискурса значительно расширяет познавательный горизонт многих исследовательских направлений, поскольку исследователь уже не ограничивается поиском единой субстанции и выявлением объективно заданных законов, определяющих семантику и конфигурацию социальной реальности Мысль о рассмотрении гражданского общества как коммуникативно построенного социального пространства присутствует и в современных исследованиях Так, например, наиболее разработанной на сегодняшний день является концепция гражданского общества Д Коэна и Э Арато, в основе которой находится категория коммуникативного действия

Таким образом, современные теории гражданского общества формируются под влиянием тех тенденций, которые были обозначены во второй половине XX века, т е наблюдается отказ от классических оснований видения этой проблемы, когда поиск оснований гражданского общества проявляется в существовании автономного субъекта Одновременно с этим в современном гражданском обществе прослеживается тенденция ассимиля-

ции на коммуникативной основе установок, заимствованных в классических теориях гражданского общества Теоретическое воплощение этих тенденций мы можем видеть в неомарксизме, экзистенциализме, неопрагматизме, постструктурализме

Итак, изучение исследовательских направлений в рамках западной философии позволяет сделать вывод, что философская концептуализация гражданского общества возможна на основании коммуникативной онтологии Это позволяет рассматривать гражданское общество с учетом всего многообразия социокультурных практик, которые проявляют себя в свободной коммуникации, в рамках которой взаимодействуют различные социальные группы и движения. Гражданское общество представленно в качестве информационно-коммуникативного социального пространства, что позволяет говорить об изменении его онтологических оснований

Кроме этого, анализ современных представлений о гражданском обществе в рамках философского знания позволяет нам дополнить, предложенные раннее, две стадии генезиса идеи гражданского общества третьей, которую условно можно обозначить как «постметафизическую» (коммуникативную).

Во втором параграфе «Гражданское общество, индивид и государство: поиск рационального взаимодействия» автор обращается к анализу характера взаимоотношений между государством, гражданским обществом и индивидом.

В настоящее время проблема соотношения государства и гражданского общества по-прежнему остается в центре исследовательского внимания Это связано, с одной стороны, с поиском рационального взаимодействия двух равнозначных реалий человеческого социума - гражданского общества и государства А, с другой стороны, теми глобальными социальными изменениями, которые сегодня происходят во многих странах мира и будут в дальнейшем определять развитие мировой цивилизации В этой связи, учет и анализ такой всесторонней информации в контексте отношений государство - гражданское общество - индивид позволяет в перспективе обнаружить вектор возможных изменений наличного бытия.

Рассматривая указанную проблему в историческом аспекте, автор выделяет несколько основных подходов к определению характера взаимодействия гражданского общества и государства

Представители первого подхода (Ж.Ж Руссо, К Маркс, М.А. Бакунин) полагают, что государство является необходимым элементом в развитии общества, но лишь до определенного периода исторического развития, где оно должно исчезнуть Исчезновение государства возможно лишь при

условии укоренения в обществе разнообразных форм гражданского самоуправления В то же время, необходимо отметить, что в социальной практике подобные идеи пока не были реализованы, более того, попытка сделать это приводит к прямо противоположным результатам, т.е не к разрушению политической власти, а к ее максимальному усилению и сосредоточению в руках узкого круга лиц

Представители второго подхода (Г Спенсер, К Поппер, Ф Хайек и др) считают, что государство необходимо лишь в определенных пределах для реализации строго ограниченных функций По их мнению, степень государственного контроля над обществом и его институтами объективно должна быть сведена к минимуму, поскольку индивиды и их организации способны самостоятельно решать возникающие социальные проблемы. Тем самым, социальная система способна к саморегуляции и адаптации к тем условиям, которые возникают и складываются Это, в свою очередь, приводит к ослаблению границ государственного управления, а деятельность органов власти становится более своевременной и эффективной

В границах постструктурализма проблема гражданского общества приобретает несколько иное звучание, так как при данном подходе властные структуры, навязывающие стереотипы мировидения и действия, а также определенные стандарты поведения, рассматриваются как существующие во всех сферах общества при посредстве знаковых систем. В этом случае институты гражданского общества и публичная сфера как таковая оказываются ареной противоборства разнонаправленных властных векторов. Традиционная полярность гражданского общества и государства, сложившаяся в классической западной философии, подвергается рассмотрению уже в несколько иной перспективе Примером тому могут служить построения М Фуко, который акцентирует внимание на защите гражданского общества от произвола власти и предлагает пересмотреть сам вопрос о природе властных отношений Это, в свою очередь, предполагает отказ от понимания природы властных отношений, сложившегося в границах теорий общественного договора, в марксизме и гегельянстве В конечном итоге, критика Фуко направлена против юридической модели суверенитета, которая исходит из понимания индивида как субъекта неотчуждаемых прав и конструирует затем идеальную модель возникновения государства и права как основного проявления власти

Таким образом, в современных условиях гражданское общество выступает в качестве доминанты, а государство занимается подчиненное положение. В этой связи представляет интерес точка зрения, согласно которой не должно быть строгого функционального разграничения между политическими и неполитическими институтами Рассматривая граждан-

ское общество и государство в данном контексте, уже невозможно сказать, где заканчивается одно и начинается другое, т к эти две сферы становятся взаимно проницаемыми

Данная идея нашла свое теоретическое обоснования в концепциях Г Питера, Дж Пьера, Э Вигода и др. Смысл ее состоит в том, что государство утрачивает свою жесткость и регламентированность, а это приводит к разрушению иерархической системы социального управления Вертикальные связи в политических институтах заменяются горизонтальными, поскольку взаимоотношения между государственными и негосударственными институтами строятся на основе договора и стремления к достижению взаимоприемлемого результата Практическое воплощение этих идей предполагает формирование межорганизационных сетей в системе государственного управления При этом в данные сети активно включаются субъекты гражданского общества на равных, партнерских основаниях

Несмотря на очевидные достоинства представленной теории, она имеет и некоторые ограничения, так как предполагает существование уже устоявшихся институтов гражданского общества, а следовательно, ее практическая реализация в странах с развивающимися институтами гражданского общества достаточно проблематична, а может быть и просто невозможна

Таким образом, для гармоничного существования общественной системы государству необходимо развитое и эффективное гражданское общество В то же время и гражданскому обществу необходимо государство, которое способно реализовать публичный интерес.

Стремление индивида к максимально свободной, не регулируемой государством, реализации своих интересов, задает особые ориентиры для гражданского общества по отношению к государству в целом, а конкретные формы его активности зависят от типа государства Так, например, при тоталитарных режимах политическая активность граждан, либо затруднена, либо просто невозможна В то же время в демократических государствах механизм взаимодействия сложился в достаточно целостную структуру и позволяет вычленить два его элемента Первый выражается в хорошо известной системе взаимодействия через партии, выборы, представительные органы власти Второй элемент - это система представительства интересов Главными ее участниками со стороны гражданского общества являются группы и организации по интересам

Однако опыт взаимодействия политических и гражданских институтов показывает, что между ними всегда существовало в той или иной степени

напряжение и противостояние Это обусловлено активностью самого индивида, что рождает критическое отношение к наличной социальной действительности Поэтому политическая власть, которая понимает важность институтов гражданского общества, должна быть готова не только к сотрудничеству с ними, но и к тому, что они в определенный момент могут стать оппозиционной силой, с которой необходимо будет считаться при принятии решений

Диалог гражданского общества и государства в правовом поле концептуально оформляется в доктрине правового государства Теория правового государства, как и концепция гражданского общества, считалась путеводной нитью по вхождению в цивилизованное общество. Главная идея правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированное™ его свободы, подчинении государства гражданскому обществу В течение длительного периода функциональная составляющая правового государства сводилась к обеспечению законности и правопорядка Но сегодня этого явно недостаточно

В этой связи в работе подчеркивается, что современному гражданскому обществу свойственно оформление не просто в правовое, но и в социально - правовое государство Социальное государство явилось не только теоретическим, но и практически ответом на принципиальные недостатки правового государства в его классическом варианте, а также на неудавшуюся попытку воплощения в жизнь социализма Пытаясь преодолеть ограниченность либерального понимания свободы, социальное государство по существу базируется на концепции, согласно которой подлинная свобода еще не достигается правовым, юридическим равенством всех граждан Ее практическое осуществление требует создания соответствующих материальных условий существования Поэтому для преодоления классовой ограниченности правовое государство нуждается в дополнении принципами социального государства Тем самым, для провозглашаемой правовым государством свободы индивида создаются материальные условия реализации этой свободы Таким образом, в теории социального государства воплотилась преобладающая на протяжении XX века тенденция к обеспечению социального равенства и справедливости

Итак, поиск рационального взаимодействия между государством -гражданским обществом - индивидом приводит нас к убеждению, что в современных условиях крайне трудно провести границу между государством и гражданским обществом, потому как практически все институты гражданского общества в определенной мере имеют явно выраженный политический характер, т.к все они участвуют в политическом, экономическом и культурном дискурсе. Более того, в условиях глобальных социальных из-

менений происходит размывание институциональных структур гражданского общества, что проявляется в смешении частного, общественного и политического. Поэтому говорить о независимости государства и гражданского общества в современных условиях можно лишь с определенными оговорками, поскольку уже не государство «поглощает» общество, а происходит как бы обратный процесс «поглощения» государства гражданским обществом

В заключении диссертации сформулированы основные выводы и намечены направления и перспективы дальнейшего исследования вопросов, обнаруженных в процессе работы над диссертацией

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих авторских публикациях

1 Савинков, Л Л Некоторые аспекты философского осмысления феномена гражданского общества / Л Л. Савинков // Наука - ВУЗ - Школа Сб науч тр молодых исследователей / Под ред 3 М Уметбаева, А М. Колобовой - Магнитогорск . МаГУ, 2004 - Вып. 9.- С 218-224

2. Савинков, Л Л Этапы развития идеи гражданского общества и проблемы трактовки категории «гражданское общество» на современном этапе / Л Л Савинков // Наука - ВУЗ - Школа Сб науч тр молодых исследователей / Под ред. 3 М. Уметбаева, А М Колобовой - Магнитогорск . МаГУ, 2005.-Вып 10 - С 215-220

3 Савинков, Л Л Некоторые модели формирования гражданского общества и правового государства / Л Л Савинков // Современные проблемы науки и образования тезисы докладов ХЫУ внутривузовской науч. конф преподавателей МаГУ - Магнитогорск • МаГУ, 2006 - С 94-95

4 Савинков, Л Л К вопросу о понятии «гражданское общество» / Л Л Савинков // Современные проблемы науки и образования тезисы докладов ХЬУ внутривузовской науч конф. преподавателей МаГУ - Магнитогорск МаГУ, 2007.-С 115-116

5 Савинков, Л Л. Некоторые подходы к осмыслению понятия «гражданское общество» / Л Л. Савинков // Вестник Оренбургского государственного университета - Часть 1 Гуманитарные науки - 2007 - № 7 - С 101-105 - (Перечень ВАК Минобрнауки России)

6 Савинков, Л Л Историко-философский анализ идеи гражданского общество, период античности / Л.Л Савинков // Проблемы истории, филологии и культуры. - Москва - Магнитогорск - Новосибирск - 2007 - № 17 - С 356-362. - (Перечень ВАК Минобрнауки России)

Регистрационный № 0250 от 27 07 2006 г Подписано в печать 01 10 2007 г Формат 60x841/16 Бумага тип № 1 Печать офсетная Уел печ л 1,00 Уч-изд л 1,00 Тираж 100 экз Заказ №597 Бесплатно

Издательство Магнитогорского государственного университета 455038, Магнитогорск, пр Ленина, 114 Типография МаГУ

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Савинков, Лев Леонидович

Введение.

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основания гражданского общества.

1.1. Понятие «гражданское общество»: сущность и содержание.

1.2. Этапы эволюции идеи гражданского общества как способа рационализации бытия человека.

ГЛАВА 2. Онтологические основания гражданского общества как способа рационализации бытия человека.

2.1. Онтологические аспекты современных концепций гражданского общества.

2.2. Гражданское общество, индивид и государство: поиск рационального взаимодействия.

 

Введение диссертации2007 год, автореферат по философии, Савинков, Лев Леонидович

Актуальность исследования. Идея гражданского общества вот уже несколько столетий привлекает внимание исследователей различных наук. Однако, несмотря на длительную историю его изучения, гражданское общество по-прежнему так и остается до известной степени «терра инкогнито». Об этом красноречиво говорит диапазон представлений о гражданском обществе, который огромен и простирается от полного отрицания его эффективности до частных трактовок его понимания. Их разнообразие отражает различные стороны современного гражданского общества, а их смысловая разобщенность прямо указывает на необходимость изучения философских оснований его концептуализации в новых социальных условиях.

Исходя из этого, актуальность избранной темы объясняется необходимостью решения наметившегося противоречия, которое выражается в существовании различных подходов к гражданскому обществу, с одной стороны, а с другой, господствующим мнением о его едином субстанциональном начале, в качестве которого выступает политический интерес.

Более того, обращение к данной проблеме вызвано и общими социокультурными изменениями, которые происходят в мире. В период растущей глобализации и усложнения социальных связей актуализируется вопрос о месте и роли гражданского общества и его институтов в современном обществе. Это способствует возрождению идеи гражданского общества и его предметному обсуждению, а также позволяет иначе поставить вопрос относительно его философских оснований. На это указывают не только различные аналитические исследования, посвященные гражданскому обществу, но и результаты научно-практических конференций, которые в последнее время проводятся в нашей стране с завидным постоянством.

Таким образом, проблематика гражданского общества по-прежнему продолжает оставаться актуальной. И, следовательно, имеет не только 3 научный, академический интерес, но и практический, что накладывает серьезный отпечаток на его определение, поскольку в осмысление гражданского общества вторгаются политические и идеологические пристрастия в ущерб непредвзятому научному анализу.

Научный интерес к теории гражданского общества обосновывается необходимостью поиска и определения перспективной стратегии общественного развития в условиях углубления социальных противоречий и напряженности. Именно поэтому одной из актуальных задач является философский, и, в особенности, онтологический анализ гражданского общества как сложной и целостной системы, отражающей наиболее значимые черты современного общества.

Степень разработанности проблемы. Идея гражданского общества является объектом исследования различных наук и имеет междисциплинарный характер.

Большое значение для разработки проблем гражданского общества в историко-философском контексте имеет наследие Платона, Аристотеля, Цицерона, Августина Блаженного, Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, В. Гумбольдта, Т. Пейна, А. Фергюсона, А. де Токвиля, И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса и многих других. Эти работы западных теоретиков гражданского общества дают возможность проанализировать этапы эволюции идеи гражданского общества.

Современная философская традиция представлена такими именами как Э. Арато, X. Арендт, А. Грамши, Дж. Коэн, К. Поппер, М. Фуко, Ю. Хабермас, Ф. Хайек, Ф. Шмиттер и многими другими. Обращение в работе к перечисленным авторам позволяет увидеть степень разработанности данной проблемы в зарубежной социально-философской литературе, что необходимо для формирования целостного восприятия проблемы.

В отечественной научной традиции весомый вклад в разработку проблематики гражданского общества внесли Д.В. Артюхович, B.C. Барулин, А.П. Бутенко, В.А. Васильев, К.С. Гаджиев, JI.JT. Галкин, Л.Г. Грязнов,

З.Т. Голенкова, В.А. Гуторов, М.В. Ильин, A.M. Ковалев, А.И. Кочетков, И.И. Кравченко, Я. Кузьминов, A.M. Мигранян, А.В. Одинцова, Ю.М. Резник, О. Сухомлинова и др.

Отдельные аспекты функциональных характеристик гражданского общества освещаются в работах Б.Н. Бессонова, Д.В. Доленко, В.И. Кемкина, И.Б. Левина, В. Максименко, Н.С. Савкина, А.И. Сухарева, А. Сунгурова, А. Хлопина, В. Хорос, И. Шапиро и др.

Вместе с тем, анализ специальной литературы показывает, что еще не выработана единая система представлений о гражданском обществе, не определены границы этого феномена, его внутренняя институциональная структура, специфика отношений с другими элементами социальной системы. По-прежнему дискуссионными остаются вопросы формирования и существования гражданского общества, его исторических типов и форм, взаимодействия гражданского общества с государством, наконец, сущности самого этого общества. Кроме того, собственно философский анализ идеи гражданского общества, его онтологических оснований, представлен в научной литературе не достаточно полно.

Все вышеозначенное предопределило выбор темы диссертационного исследования и позволило определить объект, предмет, цели и задачи работы.

Объектом диссертационного исследования является гражданское общество.

Предметом исследования являются онтологические основания и аспекты гражданского общества как способа рационализации бытия человека.

Цель исследования состоит в осуществлении онтологического анализа гражданского общества как способа рационализации бытия человека. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач: - исследовать сущность и содержание понятия «гражданское общество»;

- выявить характерные черты и исторические этапы в развитии идеи гражданского общества как способа рационализации бытия человека;

- исследовать онтологические аспекты современных концепций гражданского общества;

- проанализировать взаимоотношения индивида, государства и гражданского общества;

- выявить место гражданского общества в бытии общества;

Решение указанных задач позволяет обосновать положение, выносимое на защиту: гражданское общество выступает специфическим способом рационализации бытия человека и в современных условиях из объекта абстрактно-теоретической рефлексии трансформируется в идею гражданского общества как жизненно-практической необходимости, что позволяет гармонизировать общественное бытие человека.

Методологическая основа исследования. Многогранность темы диссертационного исследования делает невозможным использование какого-то одного методологического подхода. Диссертант опирается на общие принципы теории познания: принцип единства исторического и логического, принцип восхождения от абстрактного к конкретному; в работе используются методы диалектического, системного, структурного, исторического и сравнительного анализа.

Научная новизна исследования:

• предложена оригинальная трактовка понятия «гражданское общество» с онтологических позиций;

• выявлены и проанализированы стадии генезиса идеи гражданского общества в истории человеческой мысли;

• уточнены онтологические основания гражданского общества;

• обнаружена закономерность, отражающая зависимость представлений о гражданском обществе от уровня развития общества в те или иные исторические периоды;

• доказано, что становление современного гражданского общества реализуется в общественной практике на основе коммуникативного дискурса, где гражданское общество предстает перед нами в виде коммуникативно выстроенного социального пространства.

Теоретическое и практическое значение исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в качестве оснований для дальнейшего развития онтологии в контексте философского осмысления оснований гражданского общества и выявления онтологических аспектов последнего.

Кроме того, материалы диссертации могут быть использованы в ходе подготовки соответствующих тем базового курса философии, а также разработке спецкурсов по онтологии и теории познания для студентов высших учебных заведений.

Апробация исследования. Основные положения диссертации изложены в опубликованных работах, а также в выступлениях автора на научно-практических конференциях преподавателей МаГУ в разные годы. Помимо этого, отдельные положения диссертационного исследования обсуждались на аспирантских семинарах по онтологии и теории познания кафедры философии МаГУ.

По теме диссертационного исследования опубликовано шесть научных работ, в том числе две научных статьи в журналах, входящих в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук» ВАК Минобрнауки России.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Гражданское общество как способ рационализации бытия человека"

Заключение

Прежде чем перейти к подведению итогов диссертационного исследования, мы должны оговориться и сказать, что представленная работа не решает всех проблем, связанных с формированием, развитием и становлением гражданского общества. Тема работы настолько объемна и обширна, что в рамках одного диссертационного исследования просто невозможно рассмотреть всё многообразие вопросов, которые сопровождают современное гражданское общество. Поэтому автор не ставил перед собой задачу проанализировать гражданское общество в полной мере. Однако мы надеемся, что полученные результаты в некоторой степени позволят приблизиться к пониманию природы и сущности исследуемого вопроса.

Проведенный анализ позволяет утверждать, что, во-первых, в научной литературе не существует общепризнанной дефиниции «гражданское общество», а представленные определения слишком многочисленны и противоречивы. В конечном счете можно констатировать, что гражданское общество - это идея, которая в настоящее время имеет множество толкований, связанных с различными точками зрения на ее происхождение, историю, сущностные характеристики. А различия в его интерпретации во многом предопределены спецификой самого объекта исследования, а, значит, понятие «гражданское общество» не может быть определено как таковое без четкого указания на конкретный социокультурный и исторический контекст, , в котором оно обсуждается.

Во-вторых, понятие «гражданское общество» имеет собирательный, обобщающий характер и способно аккумулировать в себе и отражать все изменения, которые происходят в социальной жизни. Поэтому каждому историческому типу гражданского общества соответствует определенное его понимание, что выражено в его различных концепциях, фиксирующих эти изменения. Это обстоятельство позволяет предположить, что данный концепт не является жестко привязанным к определенной исторической реальности и способен к трансформации.

В то же время интенсивное освоение проблематики гражданского общества, рассматриваемого с самых разных сторон, приводит к мысли о необходимости с пониманием отнестись к различным его трактовкам. Однако для построения адекватной теоретической модели гражданского общества важно найти такую совокупность и такое сочетание теоретических подходов, которое позволит отобразить целостную картину данного явления в конкретный момент его существования. Решение этой задачи требует отражения внутренней логики развития философских концепций гражданского общества с учетом исторического этапа их возникновения.

Более того, гражданское общество «есть необходимый и рациональный способ сосуществования людей, основанный на разуме и свободе»,165 гарантирующий бесконфликтное, прогрессивное развитие общества и государства. К тому же гражданское общество - это и система частных лиц, групп и институтов, их взаимоотношений, не зависящих в своей жизнедеятельности от государства, его органов и учреждений. В результате данным понятием охватывается, в основном, негосударственная социально-экономическая и частная сфера жизнедеятельности граждан.

В-третьих, опираясь на проведенный выше анализ, можно предложить авторскую трактовку гражданского общества. Гражданское общество - это способ рационализации бытия человека, в котором воплощается дорациональное стремление человека к субстанциональности своего бытия в социально-организованном виде. Таким образом, гражданское общество следует понимать как сложную, саморегулирующуюся и саморазвивающуюся систему, которая на основе организации коммуникативного пространства создает необходимые условия для рационального взаимодействия индивидов и государства. Предложенное определение дает возможность уточнить нашу позицию относительно обсуждаемого вопроса.

165 Тепляшин, И.В. Правовая активность граждан в условиях становления правового государства / И.В. Тепляшин// Автореф. канд. юрид. наук. - Екатеринбург. 2002. - С.23.

В-четвертых, идея гражданского общества в своем развитии проходит ряд стадий: первая - это метафизическая, вторая - научная (теоретическая). На первую стадию приходится собственно возникновение и развитие идеи гражданского общества, которая связана с поиском единого субстанционального начала. Вторая стадия характеризуется возрастающей рационализацией общественного бытия, когда уже не божественный промысел определяет существование человека, а его творческая активность и самостоятельность. Отсюда возникает неиссякаемый оптимизм и вера в человеческие силы и способности, обусловившие появление многочисленных концепций государства и общества, направленных на совершенствование человека.

В-пятых, современные теории гражданского общества формируются в свете осмысления тех новейших тенденций, которые произошли в мире начиная со второй половины 20 столетия. В центре внимания современных авторов оказались те процессы, которые были связаны с крушением различных форм тоталитаризма и авторитаризма, опирающегося на человека массы, с анализом возможности и перспективы существования гражданского общества в период торжества «одномерного человека». Новейшие теории гражданского общества базируются на философских предпосылках, которые радикально отличны от классических оснований видения этой проблемы.

В-шестых, на фоне кризиса классической метафизики и утверждения коммуникативной платформы философствования по-иному рассматривается проблема формирования гражданского общества. Оно выглядит как некое коммуникативное поле, сплачивающее различные группы и движения граждан, способных репрезентировать свои интересы в сфере политики, видоизменяя правовые устои и влияя на принятие решений. Таким образом, философская концептуализация гражданского общества сегодня возможна на основе коммуникативной онтологии, позволяющей рассматривать общество не в его чистой социальности, а в рамках широкого спектра социокультурных образований, которые проявляются в свободной коммуникации.

В-седьмых, рассмотрение гражданского общества в содержательном, культурном и личностном отношении, указывающем на самореализацию и социальное творчество граждан, позволяет говорить об изменении его природы, поскольку сегодня многие классические предпосылки философского анализа гражданского общества утрачивают кредит доверия. Современные западные теоретики отказываются от субстанционалистско-сущностных конструкций, поиска оснований гражданского общества в существовании автономного субъекта, обладающего сознанием и волей, совокупностью естественных прав, которые могут делегироваться на основе соглашения государству, зачастую трактовавшемуся в ключе выразителя идеальной субстанции мироздания. Одновременно в новейших вариантах западных теорий гражданского общества прослеживается тенденция ассимиляции на коммуникативной основе установок, заимствованных в классических теориях гражданского общества эпохи модерна. Именно эти тенденции прослеживаются в границах неомарксизма, экзистенциализма, постструктурализма, неопрагматизма и иных направлений современной западной мысли, обращающихся к социально-философскому анализу феномена гражданского общества.

В-восьмых, анализ современных концепций гражданского общества в рамках философского знания позволяет нам дополнить две стадии генезиса идеи гражданского общества, третьей, которую условно можно обозначить как «постметафизическую» или «коммуникативную».

В-девятых, вопрос о соотношении понятий «государство» и «гражданское общество» уже долгое время остается в центре исследовательского внимания. Данные термины долгое время противопоставлялись друг другу, поскольку эти два модуса социального бытия лишь на сравнительно поздней стадии развития европейской цивилизации обрели зримые черты качественно отличных друг от друга сфер жизни. Государство и гражданское общество неодинаковыми способами интегрируют людей, но очевидные различия, объективно существующие между ними, ни в коем случае не превращают их в независимые друг от друга феномены.

В-десятых, поиск рационального взаимодействия между гражданским обществом и государством приводит нас к убеждению о невозможности в современных условиях провести четкую границу между рассматриваемыми сферами, потому как практически все институты гражданского общества в определенной мере имеют явно выраженный политический характер, т.к. все они участвуют в экономическом, культурном и политическом дискурсе. Более того, в условиях глобальных социальных изменений происходит размывание институциональных структур гражданского общества, что проявляется в смешении частного, общественного и политического. Поэтому говорить о независимости государства и гражданского общества в современных условиях можно лишь с определенными оговорками, поскольку уже не государство «поглощает» гражданское общество, а происходит как бы обратный процесс «поглощения» государства гражданским обществом. Таким образом, гражданское общество - не внешний контекст для государства, но реальное содержание, которое опосредуется, упорядочивается и оформляется через регуляцию поведения людей в системе взаимодействия социальных групп и институтов правовыми нормами, правилами и принципами.

 

Список научной литературыСавинков, Лев Леонидович, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Андронова, И.В. Гражданское общество: теоретико-методологические основы исследования / И.В. Андронова //Вестник ОГУ. - 2004. - №7.

2. Андронова, И.В. Концепция гражданского общества в западных теориях / И.В. Андронова //Вестник ОГУ. 2004. - №12.

3. Авцинова, Г.И. Гражданское общество в России: проблемы и перспективы / Г.И. Авцинова // Власть. 2001. - №2.

4. Арато, А. Концепция гражданского общества: восхождение, упадок и воссоздание и направление для дальнейшего исследования /А. Арато //Полис.- 1995.-№3.

5. Арато, А. Вознесение, упадок и реконструкция гражданского общества /А. Арато, Д. Коэн // Политическая мысль. 1996. - №1.

6. Арендт, X. Истоки тоталитаризма / X. Арендт. М., 1996.

7. Аристотель Сочинение /Аристотель. М., 1975-1983, - Т.1.

8. Аристотель. Политика/Аристотель. -М., 1997.

9. Барт, К. Христианская община и гражданское общество /К. Барт // Вопросы философии. 2001. -№11.

10. Белокурова, Е. В. Концепция гражданского общества в российском прочтении: обзор публикаций последних лет / Е.В. Белокурова //Граждане и власть: проблемы и подходы. М., СПб., 2001.

11. Бергер, А. К. Политическая мысль древнегреческой демократии / А. К. Бергер.-М., 1966.

12. Бессонов, Б. Н. Гражданское общество: история, сущность, проблемы развития / Б. Н. Бессонов. М., 1998.

13. Библер, В. О гражданском обществе и общественном договоре / В. Библер //Через тернии. М., 1990.

14. Будь лицом: ценности гражданского общества. Томск, 1993. - Т.-1.

15. Варывдин, В. Гражданское общество /В. Варывдин // Социально-политические науки. 1992. - №8.

16. Васильев, В. А. Гражданское общество: идейно-теоретические истоки / В.А. Васильев //Социально-политический журнал. 1997. - №4.

17. Власова, О.В. Роль общественных объединений в формировании гражданского общества в России (теоретико-правовое исследование) /О.В. Власова //Автореф. канд. юрид. наук. Саратов. 2002.

18. Витюк, В.В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция. / В.В. Витюк. М., 1995.

19. Ворожейкина, Т. Специфика гражданского общества в Аргентине /Т. Ворожейкина // Мировая экономика и международные отношения. 1996. -№6.

20. Гаджиев, К.С. Гражданское общество и правовое государство / К. С. Гаджиев // Мировая экономика и международные отношения. 1991. -№9.21