автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Губернская администрация и религиозные организации в период вероисповедных реформ в России в начале ХХ века

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Шабров, Игорь Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Диссертация по философии на тему 'Губернская администрация и религиозные организации в период вероисповедных реформ в России в начале ХХ века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Губернская администрация и религиозные организации в период вероисповедных реформ в России в начале ХХ века"

На правах рукописи

РГЗ од

1 ДЬН 1933

ШАБРОВ Игорь Владимирович

ГУБЕРНСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ПЕРИОД ВЕРОИСПОВЕДНЫХ РЕФОРМ В РОССИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА (на материалах Ярославской губернии, 1903 - 1914 гг.)

Специальность 09.00.06 - философия религии

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва - 1998

Работа выполнена на кафедре религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор Одинцов М.И.

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор Величко О.И. кандидат исторических наук Медведев Н.В.

Ведущая организация: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского

диссертационного совета Д-151.04.04 в Российской академии государственной службы при Президенте РФ по адресу: 117606, Москва, проспект Вернадского, 84,1-й учебный корпус, ауд. ми

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке РАГС.

Защита состоится _ декабря 1998 года в

часов на заседании

Автореферат разослан_ноября 1998 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

М.И.Одинцов

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования обоснована, с одной стороны, возросшим ересом к изучению государственно-церковных отношений начала XX века в сии, с другой, проявившейся в настоящее время тенденцией к частичному воз-щению к дореволюционной модели «религиозной политики» Российского госу-ства. В какой-то мере, современный этап отечественной истории «повторяет» оисповедную ситуацию первого десятилетия XX века, которое было ознамено-о попыткой самодержавия провести широкие общественно-политические, пра-ые и экономические реформы, затрагивающие различные сферы жизни обществ том числе и религиозную1. В этих условиях необходимо объективное научное ледование вероисповедных реформ, которые самодержавие пыталось осущест-ь вплоть до 1917 г., выявление достоинств и недостатков правовых актов и зако-[роектов, направленных на изменение действовавшего религиозного законода-ьства и активно обсуждавшихся в Государственной Думе, а также анализ и оцен-цействий высших органов власти и управления, губернских властных структур обеспечению принципов свободы совести и вероисповеданий на практике. Сей-для разрешения сложных проблем современной религиозной ситуации в стране бходимо извлечь и применить из отечественного исторического опыта только ожительное, отсекая идеи и действия, отринутые ходом общественно-итического развития России.

Научные труды и публикации, вышедшие в последние годы и посвященные ной проблематике, в основном, сосредоточены на исследовании общероссийско-фовня государственно-церковных отношений. Сегодня этого явно недостаточно, первый план практической потребности властных структур выдвигаются госу-ственно-церковные отношения на уровне субъекта Российской Федерации. Вы-оить и реализовать их можно только на основе серьезного изучения историче-го опыта «губернского уровня» отношений власти с конфессиональными объе-[ениями в Российской империи.

Таким образом, исследование состояния государственно-церковных отноше-г в Ярославской губернии в начале XX века становится важной составной частью чения опыта взаимодействия органов государственного управления и религиоз-с организаций в условиях проведения вероисповедных реформ. На наш взгляд, т опыт, в силу типичности Ярославской области, приложим для большинства

.: Одинцов М.И. Вероисповедная политика Российского государства в переходный период: опыт прошлого, со-енное состояние, приоритеты на будущее // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информацмон-налитический бюллетень. № 1. М., 1994. С. 17-30.

традиционно православных центральных русских губерний. Думается, что выв< сделанные на ярославском материале, могут претендовать на общероссийскую чимость.

В тоже время, рост числа зарегистрированных религиозных общин, многи которых являются «нетрадиционными» для России, проблемы возвращения зда и имущества верующим, появление конфессионально ориентированных полит ских объединений, межконфессиональные конфликты в регионах, попытки разр тывать местное религиозное законодательство определяют известное практиче( значение таких исследований для принятия решений органами государствен власти субъектов Российской Федерации в сфере их взаимоотношений с kohi сиональными объединениями в условиях еще формирующейся единой верой ведной политики государства.

Хронологические рамки исследования определяются периодом с 1903 февраль 1917 года, когда государство посредством проведения вероисповедных форм пыталось изменить сложившиеся государственно-церковные отношения, i близив их к буржуазно-демократической модели. Как начальный (подготовит ный) этап реформ можно рассматривать 1903 - 1904 годы, а 1905 - 1912 годы -время активного проведения реформ. С 1913 по февраль 1917 года наблюдаете: постепенное свертывание. В рамках этого периода выделяются 1913 год, когд IV Государственной Думы были изъяты вероиспойедные законопроекты, и 1 год, когда начавшаяся I Мировая война коренным образом повлияла на общую циально-политическую ситуацию в стране. Эти годы могут считаться периодо.\ вершения правительственных вероисповедных реформ в рамках монархической дели государственно-церковных отношений в России, реализацией которых hi средственно на местах приходилось заниматься губернским администрациям, ходя из этого, диссертант, в основном, сосредотачивает внимание именно на пе] де 1903 - 1914 гг.

Вместе с тем, логика исследования потребовала некоторого выхода за ра 1903 - 1914 гг. для характеристики государственно-церковных отношений и заю дательства о вере, с которыми Россия подошла к началу XX века, сложивцц структуры губернской администрации и системы религиозных организаций 1 славской губернии, а также для целостного изложения отдельных проблем вза! действия органов местного управления и конфессиональных объединений п 1914 года.

Историография и научная разработанность проблемы. Вероисповед реформы начала XX века в России стимулировали интерес их современников к

ию вопросов государственно-церковных отношений, которые в это время разра-ывались Л.Тихомировым, К.Арсеньевым, С.Мельгуновым, А.Орловым, 'ейснером, П.Каменским, Н.Заозерским, В.Завитневичем и другими1. Особо слет указать, что эти труды написаны непосредственно в изучаемый период и по-ляют, кроме всего прочего, оценить состояние общественного мнения того вре-ги по отношению к «религиозной политике» государства. Большое внимание лялось в начале столетия вопросам отношения государства и господствующей шославной церкви к «гонимым» религиям, в первую очередь, старообрядцам и гантам2.

Коренное изменение отношения государства к религии после Октябрьской ре-юции 1917 года обусловило резко негативное отношение ранней советской ис-иографии к системе государственно-церковных отношений в период монархии, ходившие в 20 - 30-е годы работы отличались не столько научной, сколько ярко >аженной политической и партийной направленностью. Потребности антирели-зной пропаганды, разоблачения царского режима и борьбы с «классовыми вра-и» стали причиной того, что государственно-церковные отношения начала века сматривались авторами не иначе, как «сговор» церкви и царизма для совместной

«I

ьбы с революционным движением. Среди прочих в этом отношении следует зать на книги П.Б.Кандидова, Е.Ф.Грекулова, Б.В.Титлинова и других3. Вместе с , подобные работы, выходили и на областном уровне4. " •

Научная литература 50 - первой половины 80-х годов во многом сохранила лючительно отрицательную оценку характера государственно-церковных отно-гий в досоветский период. Наибольшее внимание историков этого периода по-жнему уделялось проблемам отношения Православной церкви к революции 1905 '07 годов и ее деятельности накануне октября 1917 года. Здесь, прежде всего, :но отметить монографии П.Н.Зырянова и Л.И.Емелях5, вместе с тем, в этот пе-

: Тихомиров Л. Личность, общество и церковь. М., 1904; Арсеньев К.К. Свобода совести и веротерпимость. СПб., Заозерский Н. Церковь и государство. Сергиев Посад, 1911; Мельгунов С. Церковь и государство в России. М., Орлов А. Церковь и государство. СПб., 1910; Рейснер М.А. Государство и верующая личность. СПб., 1905; Ка-шй П.В. Вероисповедные и церковные вопросы в Государственной Думе третьего созыва и отношение к ним оа 17 октября». М., 1909, Завитневич В. Духовенство и партийность в политике. Киев, 1907 и др. тавин A.C. Религиозные отшепенцы. Вып.1-2. СПб, 1904; Буткевич T.A., протоиерей. Обзор русских сект и их >в. Харьков. 1910 и др.

дидов Б.П. Церковь и 1905 год. M., 1926; Грекулов Е.Ф. Церковь, самодержавие, народ (вторая половина XIX -ю XX в.). М., 1969; Титлинов Б.В. Православие на службе самодержавия в русском государстве. Л., 1924 и др. : Пуринь. Погромы // Ярославль в первой русской революции. Ярославль, 1925. С.205-212; Ярославская старина, енник Ярославского губернского архива / Под ред. В.Н.Бочкарева и А.И.Смирнова. Ярославль, 1924. янов П.Н. Православная церковь в борьбе с революцией 1905 -1907 гг. М„ 1984; Емелях Л.И. Крестьяне и цер-накануне Октября. Л.. 1976.

риод появляются и другие специальные исследования, в том числе посвященн работе депутатов от духовенства в Государственной Думе1.

Качественное изменение трудов по истории государственно-церковных от) шений произошло во второй половине 1980-х и особенно в 1990-е годы2, что в 31 чительной мере определялось глубокими изменениями, происходившими в стра принятием новой Конституции РФ 1993 года и, последовательно, двух заксл (1990 и 1997 годов), определявших свободу совести и деятельность религиозн объединений. В первую очередь обращают на себя внимание труды ученых каф ры религиоведения Российской академии государственной службы при Президе] РФ. Одной из первых работ, обобщивших историю государственно-церковных ношений в России в XX веке, стала монография М.И.Одинцова «Государство и ц ковь в России. XX век», написанная на вновь введенных в научный оборот арх ных материалах. Ее первая глава специально посвящена вероисповедной реформ России в начале столетия. Им же в соавторстве написана глава по государствен: церковным отношениям в политической истории России в курсе лекций «Госуд ственно-церковные отношения в России»3.

Следует отметить исследования В.К.Пинкевича по проблемам деятельно! Государственной Думы в области религиозного законодательства, а также госул ственной политики в вопросе отношения к нетрадиционным религиям4, оригина ную работу Е.Д.Замаховой по внедумской деятельности священников-депутатов Государственной Думы и попытки рассмотрения истории государствен церковных отношений и анализа вероисповедной политики государства в ко! XIX - начале XX века учеными из региональных вузов5. Особо стоит указать на следние работы С.Л.Фирсова, посвященные изучению церковно-государствен! отношений в Российской империи накануне Февральской революции 1917 год;

1 Кадсон И.З. Депутаты га духовенства в III Государственной Думе // Исторические записки. Т. 106. М., 1981. С 323; Кадсон И.З. О положении Русской православной церкви в последние годы существования царизма // Атеизм лигия. Современность. Л., 1973. С.66-88; Крывелев И.А. Русская православная церковь в первой четверти XX века 1982 и др.

2 См.: Останина О.В. Обновленчество и реформаторство в Российской православной церкви в начале XX века: А реф. дисс.... канд. фил. наук I Ленинградский государственный университет. Л., 1991; Фоминых E.B. Проекты це| ных преобразований в России в начале XX века: Автореф. дисс.... канд. ист. наук / Ленинградский государстве) университет. Л., 1987.

3 Одинцов М.И. Государство и церковь в России. XX век. М., 1994; Государственно-церковные отношения в Poi Курс лекций. В 2 т. M., 1995 и др.

4 Пинкевич B.K. Вероисповедные вопросы в думский период (1906 - 1917 гг.) / Российская академия государстве службы при Президенте РФ. М., 1995. Деп. в ИНИОН РАН 29.05.95, №50444; Пинкевич В.К. Свобода совести в сийской империи накануне первой мировой войны // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Инфс ционно-аналитический бюллетень №9-10. M., 1997. С.50-57 и др.

5 Замахова Е.Д. Внедумская деятельность депутатов-священнослужителей 111 Государственной Думы // Вестник ковского университета. Серия 8 «История». 1993, №4. С.13-23; Бакаев Ю.Н. История государственно-церковны ношений в России. Хабаровск, 1994 и др.

орых он считает, что кризис этих отношений явился закономерным итогом разил так называемой «симфонии властей»1. Из новейших исследований по старо-•ядчеству можно выделить работы М.О.Шахова и О.ПЕршовой2.

Отдельное направление представляют фундаментальные работы зарубежных оров (многие из которых - русского происхождения), таких как Шоспеловский, Н.М.Зернов, И.К.Смолич, Д.Каннингем, Д.Кёртисс3. По их мне-

0, основная ответственность за неудачу вероисповедных и церковных реформ [жна быть возложена на государство, которое не позволило Церкви самостоя-ьно развиваться и фактически привело к крушению Православной церкви в Рос-[ вместе с падением самодержавия.

Из общих работ по истории культуры, государства и церкви, содержащих све-!ия по государственно-церковным отношениям в начале XX века в России, необ-(имо выделить монографии отечественных и зарубежных авторов

1.Милюкова, Н.М.Никольского и Р.Пайпса4, а также ряд коллективных трудов5. В гыпинстве эти работы содержат критическое изложение истории взаимоотноше-I Православной церкви и Российского государства, однозначно определяя их как ужбу церкви государству», что привело церковь к глубокому кризису в начале вешнего столетия.

Кроме работ, непосредственно посвященных исследованию государственно-жовных отйошений и проблемы свободы совести, в диссертации использовались ды по русскому государственному,, административному и церковному праву, а же по государственно-административному и церковно-административному уст-¡ству Российской империи; исследования биографического характера; книги по ории Ярославского края6.

рсов СЛ. Православная церковь и государство в последнее десятилетие существования самодержавия в России. , 1996 и др.

лов М.О. Старообрядчество, общество, государство. М„ 1998; Ершова О.П. Старообрядчество в системе государ-иной политики России в XVII - начале XX веков // Древлеправославный вестник. 1998, №1. С.21-27. гпеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995; Смолич И.К. История Русской церкви. 1700 -. В 2 ч. 4.1. M., 1996; Зернов H.M. Русское религиозное возрождение XX века. Париж, 1991; Cunningham J.W. А uished hope: The movement for church renewal in Russia, 1905 - 1906. Crestwood; N.Y., 1981; Curtiss J. Sh. Church and in Russia. The last years of the empire 1900 - 1917. N.Y., 1940 и др.

люков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. М., 1994. Т. 1.4.1; Никольский Н.М. История русской ви. М., 1985; Пайпс Ричард. Россия при старом режиме. M., 1993 и др. :ское православие: вехи истории. М., 1989; Православная церковь в истории России. М., 1991. пиенко Н.И. Основные законы и форма правления в России. Ярославль, 1910; Страховский И.М. Губернское уст-тво // Журнал министерства юстиции. 1913, №№7, 8; Клочков B.B. Закон и религия. М., 1982; Зырянов П.Н. Со-ьная структура местного управления капиталистической России (1861 - 1914) // Исторические записки. Т. 107. М., :. С.226-302; Козляков В.Н. Патриарх Тихон в Ярославле // Золотое кольцо. 1991. 12 февраля; Ярославские губер-ры. 1777 - 1917. Историко-биографические очерки / В.М.Марасанова, Г.П.Федюк. Ярославль, 1998; Критский Наш край. Ярославская губерния - опыт родиноведения. Ярославль, 1907; Марасанова B.M. Ярославский край в ie XIX - начале XX века. Ярославль, 1995 и др.

Тем не менее, непосредственно тема государственно-церковных отношен! Ярославской губернии в начале XX века фактически никем не разрабатывалась, i настоящего времени нет ни одного специализированного исследования по вопрс взаимоотношения ярославской губернской администрации и местных религиоз объединений в период вероисповедных реформ.

Цели и задачи исследования. Целью настоящего диссертационного иссл( вания является изучение губернского уровня государственно-церковных отноше в период вероисповедных реформ в России в начале XX века на материалах i славской губернии 1903-1914 годов. Исходя из этого, автор ставит перед собой i дующие задачи:

1. Изучить законодательную базу, системуj принципы и механизмы осуще ления взаимоотношений между ярославской губернской администрацией и м ными религиозными организациями в рамках государственно-церковных отно ний в России в начале XX века.

2. Рассмотреть отношение губернских властей и конфессиональных объс нений к характеру, направленности и методам осуществления общероссийских роисповедных рефдрм, в том числе в думский период, и влияние последних взаимоотношения между ярославской губернской администрацией и местными лигиозными организациями.

3. Проанализировать особенности взаимоотношений между ярославс епархией Российской православной церкви и губернской администрацией, учас православного духовенства в политической жизни Ярославской губернии и в вь pax в Государственную Думу в изучаемый период, а также отношения местных : жданских и духовных властей губернии к работе законодательных органов госу; ственной власти России в рамках обсуждения ими вероисповедных вопросов.

4. Изучить сферу и характер взаимоотношений, методы и формы правово1 административного регулирования губернскими органами власти деятельности i рообрядческих и неправославных религиозных организаций на территории 9. славской губернии.

Методологической основой исследования является цивилизационный пр цип изучения истории, который признает специфику экономического, госуда] венного, общественно-политического, религиозного и культурного развития I сии. Вместе с тем, для методологического обеспечения данной работы было пользовано понятие «модель государственной церковной политики», введение

чный оборот М.И.Одинцовым1. Это понятие включает в себя устойчивый набор еств и характеристик политики государства в отношении религиозных организа-I применительно к каждому самостоятельному периоду политической истории :сии. Методика настоящего исследования, основанная на принципах объективно-и историзма, включает в себя элементы институционального и регионального (хода, методы сравнительного и системного анализа.

Источниковая база диссертационной работы представляет собой комплекс .ументов и материалов, включающий в себя законодательные, делопроизводст-ные, судебно-следственные и мемуарные источники, а также периодическую пе-ь. Основным видом исторических источников по теме настоящего исследования жит делопроизводственная документация государственных административных и ;ебных учреждений и религиозных организаций, осуществлявших свою деятель-:ть на территории Ярославской губернии, отложившаяся в фондах Государственно архива Ярославской области (далее ГАЯО). Всего для написания работы ис-[ьзовались 14 фондов ГАЯО. Главные из которых: фонд 230 (Ярославская духов: консистория), фонд 73 (канцелярия ярославского губернатора), фонд 79 (яро-вское губернское правление), фонд 80 (строительное отделение ярославского гу-'нского правления), фонд 346 (ярославский окружной суд) и другие.

Среди опубликованных источников, использованных автором, выделим «06-ы Ярославской губернии», «Памятные книжки Ярославской губернии»* и «Яро-вские календари» с 1903 по 1914 годы, журналы ярославских общеепархиальных здов духовенства за 1905 - 1914 годы с резолюциями архиепископов, «Всепод-нейшие отчеты Обер-Прокурора Святейшего Синода по ведомству Православ-о исповедания» за 1903 - 1914 годы и стенограммы заседаний Государственной лы. В числе источников нормативно-правового характера: «Полное собрание за-юв Российской империи» и «Свод законов Российской империи», а также про-ммы и другие материалы политических партий начала XX века.

Важными источниками явились: мемуарная литература (воспоминания госу-ственных и общественных деятелей П.Н.Милюкова, В.Н.Коковцова, С.Ю.Витте, 1.0боленского, А.И.Гучкова, И.Ф.Кошко, С.Д.Урусова), мемуары духовных лиц -грополитов Евлогия (Георгиевского), Макария (Невского), Вениамина (Федчен-а), архиепископов Арсения (Жадановского), Иоанна (Поммера), епископа Афа-ия (Сахарова), пресвитера Г.И.Шавельского, лишенного сана иеромонаха Илио-

.: Одинцов М.И. Государственно-церковные отношения в России (на материалах отечественной истории XX века): в виде научного доклада ... доктора ист. наук / Российская Академия гос. службы при Президенте РФ. М„ 1996. . 13.

дора (Труфанова), а также легальная светская и церковная периодическая печ: издававшаяся в Ярославской губернии в начале XX века.

Основные результаты, полученные лично соискателем, и научная нови: исследования определяются тем, что в нем:

• дан анализ государственно-церковных отношений в начале XX века в Я славской губернии, как типичной для традиционно православного Центра России

• выявлены сфера и характер взаимоотношений губернской администраци Ярославской епархии Российской православной церкви, а также других религи ных организаций, в том числе старообрядческих и неправославных, действовави на территории Ярославской губернии;

,• определены возможности и формы участия местных органов власти и ре гиозных объединений в реализации на практике правительственных вероиспов ных реформ начала XX века;

• охарактеризована степень активности и результативность участия пра славного духовенства Ярославской епархии в политической жизни губернии, в т числе на выборах в Государственную Думу;

• проведен сравнительный анализ хода вероисповедных реформ на общер сийском и губернском уровнях и определены причины, обусловившие их незав шенность;

• введены в научный оборот ранее неопубликованные архивные материаль

Практическая значимость диссертации. Материалы диссертации и сод

жащиеся в ней выводы могут быть использованы в образовательном процессе ; создания учебных пособий, а также при подготовке специальных курсов и прак ческих занятий. Вместе с тем, они могут способствовать практическому исполь ванию органами государственной власти и местного самоуправления в субъек РФ исторического опыта региональных государственно-церковных отношенш начале XX века в условиях формирования единой политики государства в сф< свободы совести и вероисповеданий.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре религиоведе! Российской академии государственной службы при Президенте РФ и была ре мендована к защите. Основные положения работы изложены диссертантом в т] научных публикациях, общим объемом 2 п.л.

Структура работы построена по проблемно-хронологическому принцип; состоит из введения, включающего историографический очерк и обзор источник трех разделов, заключения, списка использованных источников и литературь приложения.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении содержится постановка проблемы, обоснована научная актуаль-:ть темы исследования, определяются хронологические рамки, методологические ювы и структура работы, а также цели и задачи исследования, даны историогра-я проблемы и характеристика источниковой базы.

Раздел I. «Подготовка и начальный этап проведения вероисповедных ре-ом в Ярославской губернии (1903-1905 гг.)» посвящен комплексному анализу го-(арственно-церковных отношений и религиозного законодательства, сложивше-я в Российской империи к началу XX века, и рассмотрению начального этапа ве-[сповёдных реформ.

В первом подразделе «Государственно-церковные отношения в России и их Ценности на губернском уровне управления в начале XX века» в качестве осно-юлагающего фактора «религиозной политики» в рассматриваемый период отме-тся тесный союз государства с Российской православной церковью. Являясь од-л из главных звеньев официальной идеологии, православие было признано пер-ствующей и господствующей религией, а Российская православная церковь - го-;арственной церковью. Ее главой считался сам император, осуществлявший цер-;ное управление через ведомство православного исповедания во главе со Свя-шим синодом и его обер-прокурором. Эти положения закреплялись в «Основных онах» империи, а действующее законодательство регламентировало не только занности граждан по отношению к религиозным организациям, но и внутрицер-ные отношения. В целом, в России к началу века наблюдалось одно из самых ных в Европе слияний религиозных и правовых норм, причем как в граждан-м, так и в уголовном праве.

В работе подчеркивается, что, имея ряд привилегий, в том числе исключи-ьное право свободной проповеди и перехода в православие, Российская право-вная церковь рассматривалась светскими властями как часть государственного арата. Такой подход обусловил существование значительного ограничения прав гих официально признаваемых религий (некоторые религиозные организации бще были запрещены), и для них устанавливался особый порядок управления. : они находились под непосредственным контролем департамента духовных дел странных исповеданий министерства внутренних дел, руководствовавшегося им особым Сводом учреждений и уставов. Автор соглашается с мнением ряда ледователей считающих, что религиозная терпимость в изучаемый период обес-ивалась скорее этническим единицам, чем самостоятельным религиозным объе-[ениям и отдельным подданным. В частности, долгое время официального при-

знания не имели старообрядческие общины, управление которыми осуществлял , партамент общих дел МВД. Не допускалось и внеисповедное состояние.

Привлекаемые диссертантом материалы показывают, что, несмотря на вне нее единство, стройность и мощь Российской православной церкви, в начале ве она находилась в состоянии кризиса. Объясняется это высокой интеграцией Церк в государственно-административную систему Российской империи, выполнен« ею ряда государственных функций, материальной и идеологической зависимост от властей, что в условиях кризиса общественно-политической системы оборачи: лось против Церкви, делая ее объектом острой критики со стороны различных < щественных сил, формирующихся партий и т.п.

В начале XX века состояние государственно-церковных отношений по раз] му оценивалось общественным мнением: официальная точка зрения признав; «симфонию» церкви и государства в России, отрицая существование религиозн притеснений в стране, тогда как демократические общественные силы указывали наличие «религиозной несвободы», отстаивали принцип свободы совести, требо ли уравнения в правах всех вероисповеданий и уничтожение любых стесненш конфессиональной сфере. Одновременно и в церковной среде появились требоваь освободить Российскую православную церковь от чрезмерной опеки государств; восстановить патриаршество.

Таким образом, соискателем дблается вывод, что в начале XX в. для Россш общества в целом остро стоял вопрос: оставаться ли России в в дальнейшем «к( фессиональным государством» или трансформироваться путем реформ в «света государство».

Особое внимание в первом подразделе уделяется государственно-церковн отношениям на губернском уровне управления. На основе ряда источников нор! тивно-правового характера, в первую очередь, «Свода губернских учреждений», тор характеризует предметы ведения, права и обязанности губернской админист ции по отношению к религиозным объединениям. Подробно в диссертации aнaJ зируется круг полномочий губернатора и губернского правления: от правовой ох ны религии и церкви до контроля за ведением духовенством метрических кни; выдачи разрешения на строительство культовых сооружений. Здесь отмечается,1 степень зависимости религиозного объединения от органов местного управлеь определялась его правовым «рангом» в иерархии конфессий в России. Практичес полной независимостью обладала местная епархия Российской православной це] ви, располагавшая собственными церковно-административными органами. Лю ранские и католические общины, имевшие свои общероссийские центры, пользо

:ь относительной самостоятельностью, а мусульманские и иудаистские организа-\ почти полностью находились под управлением губернских властей.

Диссертант показывает, что на губернском уровне местные власти не имели :циальных органов управления и контроля над религиозными объединениями. л функции в губернии осуществлялись непосредственно губернатором и губерн-[м правлением, но на деле принятие и исполнение решений проводилось всей ад-нистративно-полицейской машиной в целом. Соответствие государственно-жовных отношений на губернском уровне управления общероссийским принци-1 обеспечивалось двойным подчинением губернатора. С одной стороны, он пред-влял высшую правительственную власть, с другой, являлся высшим органом $Д в губернии, получая, в случае необходимости, непосредственные указания от [тральных властей. Губернские подведомственные учреждения других мини-рств, за некоторым исключением судебно-следственных органов министерства гиции на местах, не имели специальных полномочий в отношении религиозных ■анизаций и взаимодействовали с ними на общих основаниях. Отсутствие единой штики управления на губернском уровне нередко приводило к несогласованно: действий различных структур. Все это свидетельствовало о том, что изменений бовала вся система управления и взаимодействия с религиозными организация-на местах.

Втдрой подраздел «Вероисповедные реформы в Ярославской губернии до юла думского периода (1903 - 1905 гг.)» рассматривает подготовку и ход веро-юведных реформ на территории губернии от момента принятия царского мани-;та (февраль 1903 года) до объявления об учреждении Государственной Думы густ 1905 года).

С 1903 года центральное правительство официально повело подготовку веро-юведных реформ, начав с попытки восстановления в полной мере имевшихся в онодательстве принципов веротерпимости и частичного пересмотра соответст-эщих статей уголовного законодательства. Опираясь на архивные источники, ав-- доказывает, что ярославская губернская администрация не приняла деятельного амостоятельного участия в проведении реформ, выполняя, в основном, распоря-тя и инструкции, поступающие из столицы. Местные гражданско-полицейские сти не считали первые манифесты 1903 и 1904 годов по вопросам свободы веро-юведаний реформаторскими, практически не обратив на них внимания. Тем не гее, они с большим вниманием отнеслись к запросам центрального правительства 1903-1904 гг. в ярославскую губернскую администрацию о состоянии раскола в ернии. К более коренным преобразованиям в вероисповедной политике государ-

ства царское правительство заставили перейти политический кризис и Первая р екая революция 1905 года. По мнению диссертанта, именно вынужденный харак-вероисповедных реформ и нежелание властей идти на глубокое обновление го дарственно-церковных отношений изначально обусловили их незавершенность.

Как отмечается в исследовании, более всего административные власти губ нии затронул Указ «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 год соответствующие подзаконные акты, определившие его применение на практи Ими впервые разрешался свободный переход православных в другую христианск веру и фактически уравнивались права старообрядцев с инославными исповедан ми. В 1905 году были введены особые временные правила, регламентирующие ступление от православия, где основной контроль над этой процедурой возлага на местного начальника губернии. Однако переход из православия в старообряд ство в первый год после принятия Указа 17 апреля 1905 года фактически был i контролируемым, а массовое открытое отпадение от православия наблюдалось i Ярославской губернии. Изменение отношения властей к правам старообрядце! первые годы вероисповедных реформ заключалось, прежде всего, в изменение

упрощении различных бюрократических процедур. В частности, в диссертаи

«

приведен конкретный пример регистрации в 1905 году устава Андроновской ста] обрядческой богадельни в Ярославле для получения ею статуса юридического лих

В работе также раскрывается отношение к проводимым реформам предста] телей различных общественных кругов, отличного от официальной точки зрен; Либеральная ярославская газета «Северный край» оценила издание первого Bepoi поведного манифеста (1903 год) как имеющее огромное значение. Однако зако] 1904-1905 годов уже подверглись критике - в них увидели попытку правительст успокоить общественное мнение и внушить доверие к новым реформам. Тот «Северный край» в своих комментариях не считал принятие законов 1903-1905 i дов установлением свободы совести в России. Именно поэтому, считает исследо] тель, демократические круги, приветствуя начало реформ в религиозной сфере, i же возлагали особые надежды на участие в законотворчестве и государственн управлении народных представителей.

В разделе II - «Ярославская губернская администрация и епархия Росси ской православной церкви в период вероисповедных реформ» - выделено три пс раздела.

Первый из них, «Губернские органы управления в отношениях с Яроан ской епархией», раскрывает систему и характер взаимоотношений губернской i министрации с церковно-административными епархиальными органами ynpaBj

я, сложившихся в 1903 - 1914 гг. Основываясь на данных местной и общероссий-ой статистики, автор показывает, что Российская православная церковь была не лько крупнейшей (не менее 98% населения официально числилось православны-[) и богатейшей религиозной организацией, но и одним из самых влиятельных со-альных институтов в Ярославской губернии. Диссертантом не разделяется широ-распространенный тезис о полном подчинении Церкви государству. Во всяком учае, на губернском уровне она обладала значительной самостоятельностью дей-вий, завися, в основном, от своего верховного управления. Что касается губерн-ой администрации, то в отношениях с православной епархией объем ее обязанно-;й был не меньше, чем объем прав.

Большое внимание в работе уделяется вопросу взаимоотношений между гу-рнаторами и епархиальными архиереями, от которых во многом зависел характер ;ударственно-церковных отношений на губернском уровне. Отмечается, напри-р-, что губернатор А.А.Римский-Корсаков способствовал переводу в Симбирск в 07 году архиепископа Иакова (Пятницкого) и, напротив, установил хорошие от-шения с архиепископом Тихоном (Белавиным). В тоже время, одним из- вариан-в причины удаления самого архиепископа Тихона из Ярославской епархии в де-эре 1913 года является его конфликт с губернатором Д.Н.Татищевым, хотя, по ению диссертанта, следует принять-версию, высказанную прессой того времени, з переводом из Вильно на ярославскую кафедру был наказан преемник Тихона <иепископ Агафангел (Преображенский). Особые отношения Православной церк-с властями проявлялись в участии высших гражданских чинов в деятельности шгиозных и благотворительных обществ, в строительстве и ремонте храмов, ко-эые в Ярославской губернии нередко производились за счет средств казны и доб-вольных пожертвований губернаторов. Вместе с тем, на основе изучения мате-алов «Ярославских губернских ведомостей» можно проследить постепенное сни-ние интереса губернской администрации к проблемам Православной церкви в ^чаемый период, тем более, что тесные отношения светских и церковных властей губернском уровне вызывали недовольство у многих местных чиновников и ду-вных лиц.

Диссертант отмечает, что с прибытием архиепископа Тихона в 1907 году на-юдается сближение политических взглядов гражданских и духовных властей в ославской губернии. На основе фактов, показывающих тесные отношения руко-цства епархии и губернской администрации с местным отделом «Союза русского эода», автор доказывает, что попытки некоторых современных краеведов поста-гь под сомнение вопрос об участии Тихона в деятельности «Союза русского на-

рода» и даже утверждать, что архиепископ не только сам не участвовал, но и уде живал клир и прихожан от политической деятельности, являются лишь попытк деполитизации его образа.

Вместе с тем, по мнению исследователя, отличительной чертой государстве но-церковных отношений того периода на губернском уровне являлись, с одн стороны, попытки православного духовенства, тяготившегося функциями бюрокр тического светского учреждения, освободиться от исполнения административш обязанностей. С другой, его стремление сохранить за собой привилегии государс венных чиновников, в том числе, в виде жалования из казны, а на местном уров» распространения на духовенство обязательного постановления ярославского губе натора от 04.08.1907 года, запрещавшего.публикование статей и сообщений, лож: порочащих должностных лиц.

В диссертации отмечается, что взаимоотношения духовенства и руководст епархии с губернскими присутствиями смешанного состава носили, в основно финансово-экономический и правовой характер. Ярославское губернское по зе ским и городским делам присутствие, в частности, занималось разбором жалоб д ховной консистории на действия органов местного самоуправления, в первую оч редь, на обложение церковного имущества земским налогом. Ярославское губер ское по воинской повинности присутствие отдавало распоряжения уездным прис> ствиям о предоставлении дополнительных отсрочек учащимся семинарии, выда удостоверений о неимении препятствий к поступлению в священники (часто, дс рочно), отмене незаконных постановлений и прочее. Также Ярославская епархия случае мобилизации должна была откомандировать в расквартированные в губе нии воинские части полковых священников. Ярославский лесоохранительный к митет следил за выдачей разрешений на рубку церковного леса. Межевание церкс ной земли губернской чертежной велось в общем порядке. Через казенную пала государство достаточно строго контролировало налогообложение, а также фина совую деятельность православного духовенства в Ярославской губернии. По да ным органов министерства юстиции, выполняющих охранительную функцию в с ношении Церкви, в Ярославской губернии в 1904-1913 годах процент уголовш дел и осужденных за преступления против веры не превышал 0,1 - 0,3% от их обш го количества в общих судебных учреждениях и 1% дел, рассматривавшихся вол стными судами.

Исходя из того, что стержнем государственно-церковных отношений в Яр славской губернии являлись взаимоотношения местных властей с епархией Росси ской православной церкви, в двух следующих подразделах подробно анализирует

литическая деятельность православного духовенства в изучаемый период, в том еле его участие в выборах в Государственную Думу.

Второй подраздел «Вероисповедные вопросы в политической жизни Яро-гвекой губернии в 1905 - 1907 гг.» характеризует политическую деятельность авославного духовенства в губернии после принятия закона от 17 апреля 1905 го-до роспуска второго созыва Государственной Думы в июне 1907 года.

Исследователем уделено особое внимание изучению отношения местной зрхии к принятию вероисповедных законов в этот период. Отмечается, что если мала епархиальное руководство не придавало должного значения первым веро-поведным законам, то расширение прав старообрядческих и неправославных ре-гиозных объединений Указом от 17 апреля 1905 года заставило его активизиро-гься в вопросах изменения существующей государственной «религиозной поли-ш». На основе изучения материалов XIV Ярославского общеепархиального сьез-православного духовенства (15-22 сентября 1905 г.) автор пришел к выводу, что стное духовенство не имело единого мнения по отношению к вероисповедным формам, начатым правительством.

Также диссертантом отмечается, что ярославская губернская администрация и

л

1рхия Российской православной церкви высказали различные точки зрения по ум вновь принятым основополагающим законодательным актам - манифесту 6 ав-гга 1905 года о созыве Государственной Думы и манифесту 17 октября 1905 года 'б усовершенствовании государственного порядка». Если реакция светских вла-:й была весьма сдержанной, то епархиальное руководство горячо приветствовало принятие. В Ярославской губернии обнародование манифеста 17 октября приве-к гражданским столкновениям на политической и национально-религиозной чве. В Ярославле прошли погромы евреев (была разгромлена городская синагога) интеллигенции, произошли столкновения рабочих, студентов и гимназистов с эносотенцами. Хотя «левая» печать обвинила в причастности к погромам вместе с 5ернатором А.П.Роговичем и викария епископа Угличского Сергия (Воскресен-эго), руководство Ярославской епархии придерживалось в этом вопросе офици-эной позиции Синода, осудившего погромное движение.

Одновременно в диссертации подчеркивается, что в конце 1905 года в среде авославного духовенства стало четко проявляться политическое разделение, а рковь пыталась определить среди политических партий своих потенциальных озников. В марте 1906 года было опубликовано обращение Синода к духовенству вступать ни в какие политические организации, которое поддержали ярославский шепископ Иаков (Пятницкий) и новый епархиальный викарий епископ Евсевий

(Гроздов). Тем не менее, ряд представителей духовенства в губернии принимали а тивное участие в деятельности и «левых», и «правых» партий. Показательно, ч живое участие в «чистках» революционно настроенного духовенства Ярославсю епархии в 1906 году принял только что назначенный на должность товарища син дального обер-прокурора бывший ярославский губернатор А.П.Рогович.

Значительное место в этом подразделе уделено выборам в Думу двух первг созывов и участию в них местных властей и религиозных организаций. Ярославсю духовенство, не сумевшее организоваться для выборов, сделало ставку на избран: крестьян в I Государственную Думу, раздробило свои голоса между большим чи лом кандидатур и объективно способствовало тому, что из пяти депутатов от Яр славской губернии в Думу было избрано четыре члена кадетской партии. Губер екая администрация и официальные епархиальные власти положительно отнесли« к роспуску I Государственной Думы, а в самом Ярославле молебен по случаю м нифеста о ее роспуске отслужил приезжавший сюда Иоанн Кронштадский.

По мнению исследователя, неудачам во время избирательной кампании сп собствовал фактический запрет Святейшего Синода и министерства внутренних Д1 своим служащим участвовать в политической жизни в период думских выборов. 1906 году сначала Синод предписал духовенству не вмешиваться в их борьбу пол тических партий, а затем циркуляр Совета министров запретил должностным лищ участие в политической деятельности и членство в политических партиях. 16 дека ря 1906 года МВД распространило данные ограничения также на инославное и ин верное духовенство и чиновников инославных и иноверных учреждений, причс губернская администрация была обязана установить строгий надзор за исполнение неправославным духовенством этих предписаний.

В тоже время, следует особо указать на то, что в перерыве между деятельн стью первых двух Государственных дум православное духовенство Ярославсю епархии впервые резко отрицательно отнеслось к новому вероисповедному зако! от 17 октября 1906 года «О порядке образования и действия старообрядческих сектантских общин...». В условиях постоянно откладывающегося созыва Помести го собора этот указ, окончательно признавший за старообрядческими и сектантск ми общинами права юридического лица, а за их руководителями и наставниками права, равные с христианским духовенством, был расценен как ущемляющий пра не только Православной, но и каждой исторически сложившейся в России церкви.

Как представляется, именно реформа религиозного законодательства повли ла на изменение пассивного отношения Российской православной церкви к выб рам. Однако упорядочить свое участие в выборах во II Государственную Думу яр

авское духовенство все же не смогло. В итоге в Думу вновь не было выбрано ни ного священника. В это время позиция невмешательства Православной церкви в литическую борьбу на стороне правительства подверглась серьезной критике, де летом 1906 года у архиепископа Иакова (Пятницкого) произошел конфликт с чавшим набирать политическую силу Ярославским отделом «Союза русского на-ца» по поводу удаления из епархии известного своими черносотенными взгляда: иеромонаха Илиодора (Труфанова), на стороне которого выступал губернатор АРимский-Корсаков. 25 января 1907 года под влиянием «правых» организаций киепископ Иаков неожиданно был переведен в Симбирск.

Автором отмечается, что провинциальные светские и духовные власти мало тересовались работой II Государственной Думы над вероисповедными законо-оектами, связывая изменение государственно-церковных отношений, в первую гредь, с деятельностью Синода и его обер-прокурора. Вместе с тем, по мнению следователя, уже в период деятельности II Государственной Думы можно гово-гь о заметном сближении позиций губернской администрации и руководства 1рхией по отношению как к деятельности Думы вообще, так и к думским фракции депутатам. Показательно, что гражданские и духовные власти единодушно одержали объявление о роспуске II Государственной Думы.

-Третий подраздел «Православное духовенство на выборах в III и IV Госу-эственную Думу» раскрывает участие в выборах в Государственную Думу пред-шителей Российской православной церкви, а также отношение к работе Думы в пасти религиозного законодательства и государственно-церковных отношений со >роны православного духовенства и ярославской губернской администрации.

Диссертант обращает особое внимание, что, несмотря на новый избиратель-й закон от 3 июня 1907 года, расширивший избирательные возможности право-шного духовенства, ярославская губернская администрация стремилась огранить участие Церкви в предвыборных собраниях, чтобы не ущемлять права дворян-шевладельцев. Во время избирательной кампании 1907 года по ее просьбе были ¡делены предварительные съезды владельцев мелких недвижимых имуществ и ;тоятелей церквей и молитвенных домов, а наряду с помощью и взаимными ус-шами между местной администрацией и епархией возникали конфликты. Однако енно на этих выборах среди депутатов оказался единственный за все время суще-ювания Думы священник церкви села Воскресенское-Поречье Угличского уезда, летний протоиерей Александр Серапионович Соколов. Его деятельность как де-гата Государственной Думы не привлекала особого внимания в губернии, даже | политическая ориентация в различных источниках указывается по-разному: от

прогрессиста и беспартийного до «примыкающего к правым» и «состоящего в ш тии националистов».

В работе раскрывается и такой аспект государственно-церковных отношен! как реакция гражданских и духовных властей губернии на обсуждение в III Гос дарственной Думе вероисповедных законопроектов. Изучение архивных источи ков и материалов периодической печати позволяет исследователю говорить о то что их рассмотрение было фактически проигнорировано губернскими властны; структурами, хотя ярославский депутат князь И.А.Куракин являлся членом думск комиссии по делам Православной церкви. Изредка сообщая о намечающемся рг смотрении того или иного вероисповедного законопроекта на заседании Дум официальные печатные издания губернской администрации и епархии воздержи! лись от собственной оценки, ожидая реакции на них со стороны Синода, центрах ных властей, столичной прессы и т.п. Особое внимание исполнительных власт привлекали изменения в административной сфере, то есть те положения, выполг ние которых на практике поручалось местным властям. Внимание духовенст епархии было сосредоточено на вопросах своего материального обеспечения, т как с 1906 года дополнительные ассигнования на Православную церковь долж! были проходить через Думу. В целом деятельность III Государственной Думы дс таточно негативно была оценена ярославским духовенством, так как оно получи массу «сюрпризов» от «третьеиюньской» Думы: вероисповедную свободу с урав! нием всех вер и правом каждого переходить в любую из них; покушение на церкс но-приходские школы; отказ духовенству в праве участвовать в волостном земст! отказ в улучшении положения преподавателей духовно-учебных заведений и пр.

Наиболее показательными в вопросе политического взаимодействия светск] и духовных властей губернии, по мнению диссертанта, стали выборы в IV Госуда ственную Думу, начавшиеся в сентябре 1912 года. Тогда же на совещании у преде дателя совета министров В.Н.Коковцова большинство присутствующих губернат ров заявило премьеру, что единственной организованной проправительственной с лой на этих выборах является городское и сельское духовенство, тогда как у гра данских властей очень мало средств влияния на выборы. Поэтому ярославская г бернская администрация пыталась наладить сотрудничество с местной епархие Она неоднократно просила архиепископа Тихона (Белавина) оказать содействие том, чтобы православное духовенство не поддерживало «неблагонадежных» канд датур светских лиц. Одновременно органы полиции предоставили консистории и формацию о политической ориентации всех настоятелей городских и сельск: церквей Ярославской губернии.

Для характеристики предвыборных действий православного духовенства в »12 году исследователем были привлечены документы фонда Ярославской духов->й консистории, хранящиеся в Государственном архиве Ярославской области. На нове их изучения в диссертации дается подробное освещение избирательной дея-льности Ярославской епархии в период выборов в IV Государственную Думу, [есь отмечается, что местными духовными властями был создан особый епархи-ьный «осведомительный» комитет, основной задачей которого стало избрание путата в Государственную Думу из среды духовенства. Называлась даже возмож-я кандидатура - викарий Ярославской епархии епископ Рыбинский Сильвестр ратановский). Для этого выборщики-священники вошли в соглашение о взаимной |дцержке с умеренно-правой группой дворян и крестьян в губернском избиратель->м собрании. Однако 20 октября 1912 года на его заседании дворянско-млевладельческая группа изменила ранее принятому соглашению и, объединив-1сь с выборщиками от городов, рабочих и части крестьян, избрала в Думу вновь зданным большинством четырех дворян и одного крестьянина.

Диссертант завершает рассмотрение хода вероисповедных реформ в губернии 13 - 1914 гг., так как IV Государственная Дума, рассмотрев целый ряд вероиспо-цных законопроектов, не смогла принять ни одного важного закона в этой облас-. В январе 1913 года из Думы были отозваны столыпинские вероисповедные за-нопроекты, а в" сентябре того же года из ее ведения изымалось законодательство вопросам внутреннего управления Православной церковью, что означало невоз-жность в дальнейшем разрешить «религиозный вопрос» в рамках деятельности сударственной Думы. Еще одной причиной незавершенности вероисповедных |>орм, по мнению диссертанта, стало резко отрицательное отношения к ним со эроны Российской православной церкви.

Раздел III. «Ярославская губернская администрация, старообрядческие и православные религиозные организации: проблемы взаимоотношений» посвя-н анализу сферы и характера взаимоотношений, принципов и механизмов регу-рования губернской администрацией деятельности этих религиозных организа-й на территории губернии.

Автором отмечается, что после принятия законов 17 апреля 1905 и 17 октября Э6 года местные духовные и светские власти были вынуждены официально при-1ть прогрессирующее увеличения количества старообрядцев в губернии. Когда же 909 году численность старообрядцев превысила 9 тыс. человек, статистические юры губернии просто перестали публиковать данные о числе приверженцев стал веры. Диссертантом указывается, что передача регистрации соответствующих

гражданских актов старообрядческим общинам, а всех дел о старообрядцах и с тантах из департамента общих дел МВД в департамент духовных дел иностранн исповеданий, с одной стороны, облегчила работу местных администраций, не другой, дополнила ее обязанности новыми, связанными 1) с регистрацией bhi созданных общин, 2) с обеспечением права перехода из православия в старообр чество и сектантство.

Характеризуя новый порядок регистрации общин, исследователь отмечг что он носил разрешительный характер и требовал предоставления целого ряда , кументированных сведений. Однако, судя по архивным материалам, регистра! проходила в течение нескольких месяцев и без особой сложности. Напротив, р вернувшие бурную деятельность вновь зарегистрированные общины зачастую рушали действующее законодательство, а их наставники подвергались наказания судебном порядке. Не встречали старообрядцы препятствий со стороны губернс] администрации в строительстве церквей и молитвенных зданий, при переходе православия в старообрядчество и сектантство. В диссертации приводятся фак характеризующие негативное отношение епархиальных властей к нуждам старо рядцев. Так, епархиальное руководство, несмотря на запросы губернской админи рации, отказалось возвратить старообрядческие книги и иконы, отобранные ещ середине XIX века. Не всегда и светская власть положительно разрешала прось старообрядцев. Не было получено, к примеру, разрешение от окружных учеб! властей на открытие начального старообрядческого училища, хотя Ярославс уездное земское собрание даже выделило на эти цели единовременное пособи размере 515 руб. Все это свидетельствовало о сложном и противоречивом проце утверждения религиозных свобод в Ярославской губернии.

Значительное место в работе уделено характеристике отношений губерна администрации с неправославными христианскими исповеданиями, которые в Я славской губернии были представлены, в основном, двумя конфессиями - римс католической и евангелическо-лютеранской. Численность католиков (в Яросла католический костел был построен в 70-х годах XIX века), по различным опубли ванным источникам, составляла в конце XIX - начале XX века 1100 - 1700 чело! Основываясь на неполных данных полицейских властей за 1906 год, автор назыв цифру 4121 католик (2796 постоянных и 1325 временных жителей), что делает конфессию самой многочисленной среди неправославных в губернии. Основнь районами расселения католиков в Ярославской губернии были города Яросла (2772 человека) и Рыбинск (717), а также Рыбинский уезд (137). В диссертации п черкивается, что 1909-1911 годы стали временем пристального внимания госуг

(енных властей к соблюдению законности римско-католическим духовенством, ославский губернатор за эти два-три года получил не менее полутора десятка ркуляров министерства внутренних дел, предписывающих местным гражданским удебным властям осуществлять строжайший контроль за деятельностью католи-жой церкви. Особым предметом забот губернской администрации стали католи-:кие священники, высланные в Ярославскую губернию под гласный надзор поли-и. В 1916 - начале 1917 года ссылку в Ярославле отбывал известный униатский трополит Андрей Шептицкий. Вместе с тем, пребывание ссыльных ксендзов не изывалось на общем благожелательном характере отношений губернских властей [рославскими католиками, что доказывают приводимые в исследовании факты тожительного ответа губернской администрации на просьбу о разрешении по-юйки католического костела в Рыбинске в 1904 году (костел был построен в 1910 iy) и регистрации Ярославским губернским по делам об обществах присутствием декабря 1911 года «Благотворительного общества при Ярославской Римско-голической церкви для вспомоществования католикам, проживающим в городе ославле».

По мнению диссертанта, еще менее проблемными были отношения местных 1стей с проживающими в губернии лютеранами (здание лютеранской кирки в ославле было построено уже в 40-х годах XIX века, а в 1873 году разрешение на юительство церкви получила рыбинская лютеранская община). Судя по различ-м опубликованным данным, лютеранское население губернии с конца прошлого .. :а к 1907 году насчитывало от 1356 до 335 человек. Однако уже упоминавшиеся шые полиции за 1906 год приводят цифру в 2717 лютеран. Основным районами >живания представителей евангелическо-лютеранского вероисповедания были юда Ярославль (695 человек) и Рыбинск (1366), а также Романово-жсоглебский (225) и Пошехонский (158) уезды. Показательно, что прихожанами ленами церковного совета евангелическо-лютеранской церкви Святых Петра и зла в Ярославле был ряд служащих ярославского губернского правления. Отри-ельное влияние на отношения между губернской властью и протестантами ока-о начало I Мировой войны. Тем не менее, в 1915 году губернатор Д.Н.Татищев :сек попытку организации немецкого погрома в Ярославле. Кроме лютеран в гу-1нии проживало еще более 700 протестантов, преимущественно в Ярославле, Ры-гске и Любимском уезде. Охранительные меры к ним (в первую очередь, к бап-там и адвентистам) стали применяться после принятия Правил для устройства тантами богослужебных и молитвенных (религиозных) собраний от 4 октября 0 года.

Соискатель обращается и к проблеме взаимоотношений ярославской губер ской администрации с иудаистскими и мусульманскими религиозными община* находившимися под непосредственным контролем местных граждане! полицейских властей. Еврейская община Ярославля официально упоминается 1875 году архиепископом Димитрием (Муретовым), а в начале XX века справочь ки содержали сведения о еврейской синагоге на Пошехонской улице ЯрослаЕ (общественный раввин - доктор А.Ф.Опочинский). Другая большая еврейская с щина находилась в Рыбинске, где также имелся собственный раввин Пинус и N лельный дом. По неполным полицейским данным 1906 года в губернии прожива более 2 тыс. евреев, из которых 828 человек являлось временными жителями. С новными районами их проживания были города: Ярославль (1359 человек) и Р бинск (от 300 до 600 человек), в городах Ростове, Угличе, Данилове насчитывалс еще около 250 человек, в уездах проживали лишь единичные семьи.

Основной задачей местных властей, как указывает автор, являлся контроль правильным ведением метрических записей раввинами и надзор за политическ деятельностью еврейских общин. В 1903 году полицмейстеры Ярославля и Ры6р ска представили обстоятельные отчеты о пресечении сионистской деятельности N стных евреев. Особые охранительные меры властями стали применяться в связр еврейскими погромами и гражданскими столкновениями в Ярославле в октяб 1905 года: за участие в них 34 жителя ЯросЛавля были привлечены к суду. Рост г тисемитских настроений, в том числе и в губернской официальной периодическ печати, был связан с потрясшим страну революционным движением 1905-1907 1 дов и с выборами в Государственную Думу.

Следует отметить, что строгая законность в отношениях властей и еврейск общин соблюдалась в обоих направлениях бюрократической вертикали. Во вре приезда императора Николая II в мае 1913 года делегация еврейской общины только представлялась царю, но также преподнесла хлеб-соль, а А.Ф.Опочинск сказал приветственную речь. Позже, в октябре 1915 года хозяйственное правлен ярославской еврейского общества получило разрешение губернатора на построй новой синагоги в Ярославле.

Диссертант обращает особое внимание на то, что мусульманская общинг Ярославской губернии оформилась именно в начале XX века. В 1906 году, по п< счетам автора, здесь проживало не менее 2350 магометан (1269 из которых бы временными жителями), в основном, в Ярославле (1448 человек), Рыбинске (516 Рыбинском уезде (148). На основе архивных источников исследователем прослен ваются основные этапы становления мусульманской религиозной организацш

юславской губернии. В 1907 году, согласно прошению организованной ярослав-эй общины мусульман губернатором в должности муллы был утвержден нижего-цский крестьянин Махмуд Юсипов. 20 ноября 1912 года начальником губернии :ло дано разрешение на строительство в Ярославле мечети, причем губернская министрация поддержала мусульманскую общину в ее споре с православной архией, руководство которой требовало строительства мечети за чертой города, том 1915 года ярославское магометанское общество получило разрешение на зведение каменного минарета мечети.

Заключение. В заключении подводятся основные итоги работы, суммируются 1вные выводы и оценки. По итогам исследования сделан общий вывод о том, что ославской губернской администрации, несмотря на ее пассивность при проведе-и вероисповедных реформ в начале XX века, незавершенность последних и не-статки системы провинциального управления, все-таки удавалось достаточно эф-ктивно регулировать деятельность организаций и представителей всех конфес-й, действовавших на территории губернии. Более того, наиболее динамичное раз-тие в этот период получили как раз те религиозные объединения, которые непо-эдственно находились под контролем органов губернекого управления, тогда как

О

юславская епархия Российской православной церкви заняла отрицательную пози-ю по отношению к вероисповедным реформам.

Приложение. В приложении помещены документы, характеризующие госу-рственно-церковные отношения в Ярославской губернии в изучаемый период; речень ярославских губернаторов и архиепископов в конце XIX- начале XX века; гма и список органов управления Ярославской губернии; таблицы, содержащие гдения о конфессиональном составе населения, движении населения Ярославской 5ернии по вероисповеданиям, числе религиозных преступлений и т.д.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях: Ярославский период деятельности патриарха Тихона в современной отечествен-й историографии // Актуальные проблемы естественных и гуманитарных наук: :торические науки: Тезисы юбилейной конференции. Ярославль, 1995. 0,2 п.л. Православное духовенство и политическая жизнь в Ярославской губернии в 1905 907 гг. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-алитический бюллетень. №3-4. М.: Изд-во РАГС, 1998. 1 п.л. Православное духовенство и выборы в III и IV Государственные Думы (на мате-алах Ярославской губернии) // Государство, религия, церковь в России и за рубе->м. Информационно-аналитический бюллетень. №5. М.: Изд-во РАГС, 1998. 0,8 т.

 

Текст диссертации на тему "Губернская администрация и религиозные организации в период вероисповедных реформ в России в начале ХХ века"

■ / о ^ о

/ ' Л С'4--РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАФЕДРА РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

На правах рукописи

ШАБРОВ Игорь Владимирович

ГУБЕРНСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ПЕРИОД ВЕРОИСПОВЕДНЫХ РЕФОРМ В РОССИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА (на материалах Ярославской губернии, 1903 - 1914 гг.)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Специальность: 09.00.06 - философия религии

Научный руководитель-доктор исторических наук, профессор

М.И.Одинцов

Москва - 1998

СОДЕРЖАНИЕ

Введение................................................................................. 3

I. Подготовка и начальный этап проведения вероисповедных реформ в Ярославской губернии (1903-1905 гг.)............................................ 23

1. Государственно-церковные отношения в России и их особенности на губернском уровне управления в начале XX века............................................................. 23

2. Вероисповедные реформы в Ярославской губернии до начала думского периода (1903 - 1905 гг.)........................................................................................ 40

II. Ярославская губернская администрация и епархия Российской православной церкви в период вероисповедных реформ.......................... 53

1. Губернские органы управления в отношениях с Ярославской епархией..............................53

2. Вероисповедные вопросы в политической жизни Ярославской губернии в 1905 -1907 гг......................................................................................................................................................................................................80

3. Православное духовенство на выборах в III и IV Государственную Думу.......................104

III. Ярославская губернская администрация, старообрядческие и неправославные ^ религиозные организации: проблемы взаимоотношений....................................................................................................... 120

Заключение........................................................................................... 148

Список использованных источников и литературы................................. 156

Приложение.......................................................................................... 180

Введение

Уже на протяжении тысячи лет государственно-церковные отношения являются частью политической истории России, и вопрос взаимоотношений властных структур с религиозными организациями для нее, как для страны многонациональной и многоконфессиональной, всегда был и остается одним из основополагающих во внутренней политике.

Актуальность темы исследования обоснована, с одной стороны, возросшим интересом к изучению государственно-церковных отношений начала XX века в России, с другой, проявившейся в настоящее время тенденцией к частичному возвращению к дореволюционной модели «религиозной политики» Российского государства. В какой-то мере, современный этап отечественной истории «повторяет» вероисповедную ситуацию первого десятилетия XX века, которое было ознаменовано попыткой самодержавия провести широкие общественно-политические, правовые и экономические реформы, затрагивающие различные сферы жизни общества, в том числе и религиозную1. В этих условиях необходимо объективное научное исследование вероисповедных реформ, которые самодержавие пыталось осуществить вплоть до 1917 г., выявление достоинств и недостатков правовых актов и законопроектов, направленных на изменение действующего религиозного законодательства и активно обсуждавшихся в Государственной Думе, а также анализ и оценка практических действий высших органов власти и управления, губернских властных структур по обеспечению принципов свободы совести и вероисповеданий в российском обществе. Сейчас для разрешения сложных проблем современной религиозной ситуации в стране необходимо извлечь и применить из отечественного исторического опыта только положительное, отсекая идеи и действия, отринутые ходом общественно-политического развития России.

1 См.: Одинцов М.И. Вероисповедная политика Российского государства в переходный период: опыт прошлого, современное состояние, приоритеты на будущее // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. №1. М., 1994. С.17-30.

Научные труды и публикации, вышедшие в последние годы и посвященные данной проблематике, в основном сосредоточены на исследовании общероссийского уровня государственно-церковных отношений. На сегодня этого явно недостаточно. На первый план практической потребности властных структур выдвигаются государственно-церковные отношения на уровне субъекта Российской Федерации. Реализовать их можно только на основе серьезного изучения «губернского уровня» отношений между властью и конфессиональными объединениями того времени, что поможет составить целостное представление о вероисповедной политике Российской империи в изучаемый период. Таким образом, исследования в области государственно-церковных отношений в Ярославской губернии в начале XX века станут важной составной частью изучения исторического опыта взаимодействия органов государственного управления и религиозных организаций в условиях проведения вероисповедных реформ. На наш взгляд, этот опыт, в силу типичности Ярославской области, приложим для большинства традиционно православных центральных русских губерний. Думается, что выводы, сделанные на ярославском материале, могут претендовать на общероссийскую значимость.

В тоже время, рост числа зарегистрированных религиозных общин, многие из которых являются «нетрадиционными» для России, проблемы возвращения зданий и имущества верующим, появление конфессионально ориентированных политических объединений, межконфессиональные конфликты в регионах, попытки разрабатывать местное религиозное законодательство определяют известное практическое значение таких исследований для принятия решений органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере их взаимоотношений с конфессиональными объединениями в условиях еще формирующейся единой вероисповедной политики государства.

Хронологические рамки исследования определяются периодом с 1903 по февраль 1917 года, когда государство посредством проведения вероисповедных реформ пыталось изменить сложившиеся государственно-церковные отношения, приблизив их к буржуазно-демократической модели. Как начальный

(подготовительный) этап реформ можно рассматривать 1903 - 1904 годы, а 1905 - 1912 годы - это время активного проведения реформ. С 1913 по февраль 1917 года наблюдается их постепенное свертывание. В рамках этого периода выделяются 1913 год, когда из IV Государственной Думы были изъяты вероисповедные законопроекты, и 1914 год, когда начавшаяся I Мировая война коренным образом повлияла на общую социально-политическую ситуацию в стране. Эти годы могут считаться периодом завершения правительственных вероисповедных реформ в рамках монархической модели государственно-церковных отношений в России, реализацией которых непосредственно на местах приходилось заниматься губернским администрациям. Исходя из этого, диссертант, в основном, сосредотачивает внимание именно на периоде 1903 -1914 гг.

Вместе с тем, логика исследования потребовала некоторого выхода за рамки 1903 - 1914 гг. для предварительной характеристики государственно-церковных отношений и законодательства о вере, с которыми Россия подошла к началу XX века, сложившейся структуры губернской администрации и системы религиозных организаций Ярославской губернии, а также для целостного изложения отдельных проблем взаимодействия органов местного управления и конфессиональных объединений после 1914 года.

Так же необходимо отметить, что предложенная периодизация почти полностью включает в себя думский период истории России, поэтому одними из важнейших аспектов государственно-церковных отношений в Ярославской губернии является участие в выборах православного духовенства, а также отношение местных гражданских и духовных властей губернии к работе законодательных органов государственной власти России в рамках обсуждения ими вероисповедных вопросов.

Сейчас исследования в области истории государственно-церковных отношений, в частности на региональном уровне, являются одной из перспективных задач современной отечественной исторической и религиоведческой науки. Интерес к изучению проблем взаимоотношений государства и церкви

стал проявляться в отечественной историографии еще с конца прошлого века. Условно можно выделить следующие направления работ, связанных с изучением вопроса государственно-церковных отношений в начале XX века, применив проблемно-хронологический принцип построения историографического обзора:

1. работы, непосредственно посвященные исследованию государственно-церковных отношений и проблемы свободы совести;

2. общие работы по истории культуры, государства и церкви, содержащие сведения по государственно-церковным отношениям в начале XX века в России;

3. труды по русскому государственному, административному и церковному праву, а также по государственно-административному и церковно-административному устройству Российской империи;

4. исследования биографического характера;

5. работы по истории края.

Вероисповедные реформы начала XX века в России стимулировали интерес их современников к изучению вопросов государственно-церковных отношений, которые в это время разрабатывались Л.Тихомировым, К.Арсеньевым, Г.Петровым, С.Мельгуновым, А.Орловым, М.Рейснером,

л

П.Каменским, Н.Заозерским, В.Завитневичем и другими . Особо следует указать, что эти труды написаны непосредственно в изучаемый период и позволяют, кроме всего прочего, оценить состояние общественного мнения того времени по отношению к религиозной политике государства. Большое внимание уделялось в начале столетия вопросам отношения государства и господствующей Православной церкви к «гонимым» религиям, в первую очередь,

2 См.: Тихомиров Л. Личность, общество и церковь. М., 1904; Арсеньев К.К. Свобода совести и веротерпимость. СПб., 1905; Петров Г.С. Церковь и Общество. СПб., 1906; Заозерский Н. Церковь и государство. Сергиев Посад, 1911; Мельгунов С. Церковь и государство в России. М., 1907; Мельгунов С.П. Как создавалась в России государственная церковь. M., 1917; Орлов А. Церковь и государство. СПб., 1910; Рейснер М.А. Духовная полиция в России. СПб., М., б.г.; Рейснер М.А. Государство и верующая личность. СПб., 1905; Каменский П.В. Вероисповедные и церковные вопросы в Государственной Думе третьего созыва и отношение к ним «Союза 17 октября». М., 1909, Завитневич В. Духовенство и партийность в политике. Киев, 1907 и др.

о

старообрядцам и сектантам (из новейших исследований по этой теме можно указать на работы М.О.Шахова и О.П.Ершовой4).

Коренное изменение отношения государства к религии после Октябрьской революции 1917 года обусловило резко негативное отношение ранней советской историографии к системе государственно-церковных отношений в период монархии. Выходившие в 20 - 30-е годы работы отличались не столько научной, сколько ярко выраженной политической и партийной направленностью. Потребности антирелигиозной пропаганды, разоблачения царского режима и борьбы с классовыми врагами стали причиной того, что государственно-церковные отношения начала века рассматривались авторами не иначе, как сговор церкви и царизма для совместной борьбы с революционным движением. Характерной особенностью этих многочисленных работ стало разоблачение контрреволюционного характера государственной религиозной политики. Среди прочих в этом отношении следует указать на книги П.Б.Кандидова, Е.Ф.Грекулова, Б.В.Титлинова и других5. Вместе с тем, подобные работы, выходили и на областном уровне6.

Более поздняя научная литература 50 - первой половины 80-х годов также сохранила исключительно отрицательную тенденцию изучения государственно-церковных отношений в досоветский период. Наибольшее внимание ис-

3 Пругавин A.C. Религиозные отщепенцы. Вып. 1-2. СПб, 1904; Пругавин A.C. Раскол и сектантство в русской народной жизни. М., 1905; Пругавин A.C. Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством. СПб, 1906; Бороздин А.К. Русское религиозное разномыслие. М., 1907; Буткевич Т.А., протоиерей. Обзор русских сект и их толков. Харьков, 1910 и др.

4 Шахов М.О. Старообрядчество, общество, государство. M., 1998; Ершова О.П. Старообрядчество в системе государственной политики России в XVII - начале XX веков // Древлеправославный вестник. 1998, №1. С.21-27.

5 Степанов И. Религия, духовенство, его доходы. М., Пг., 1918; Кандидов Б.П. Религия в царской армии. М., 1929; Кандидов Б.П. Церковь и моссковское восстание. M., 1930; Кандидов Б.П. Октябрьские бои в Москве и церковь. М., 1931; Кандидов Б.П. Церковь и 1905 год. М., 1926; Грекулов Е.Ф. Как российское духовенство душило печать. М., 1930; Грекулов Е.Ф. Нравы русского духовенства. М., 1926; Грекулов Е.Ф. Церковь, самодержавие, народ (вторая половина XIX - начало XX в.). М., 1969; Ростов Н. Духовенство и русская контрреволюция конца династии Романовых. М., 1930; Костомаров Г.Д. Черная сотня под флагом религии в 1905 году. М., 1931; Бонч-Бруевич В.Д. Избранные атеистические произведения М., 1973; Троицкий К. Церковь и государство в России. М., 1923; Венедиктов Д. Попы: провокаторы, тюремщики, погромщики. М., 1930; Олещук Ф.Н. Борьба церкви против народа. M., 1939; Титлинов Б.В. Церковь во время революции. Пг., 1924; Титлинов Б.В. Православие на службе самодержавия в русском государстве. Л., 1924; Церковники и их агенты перед народным и революционным судом. М., 1920; Рыбкин Г. Православие на службе самодержавия в России. М., 1930 и др.

6 См.: Пуринь. Погромы // Ярославль в первой русской революции. Ярославль, 1925. С.205-212; Ярославская старина. Временник Ярославского губернского архива / Под ред. В.Н.Бочкарева и А.И.Смирнова. Ярославль,

ториков этого периода по-прежнему уделялось проблемам отношения Православной церкви к революции 1905 - 1907 годов и ее деятельности накануне октября 1917 года. Здесь, прежде всего, нужно отметить монографии П.Н.Зырянова и Л.И.Емелях . В начале 1980-х годов, кроме исследований по истории Православной церкви, ее социально-политической позиции и взаимоотношениях с государством в начале века, появляются специальные работы, посвященные работе депутатов от духовенства в Государственной Думе8.

Качественное изменение трудов по истории государственно-церковных отношений произошло во второй половине 1980-х и особенно в 1990-е годы9, когда была пересмотрена советская атеистическая политика, приняты новая Конституция РФ 1993 года и, последовательно, два закона 1990 и 1997 годов, определяющие свободу совести и регулирующие деятельность религиозных объединений. Здесь, в первую очередь, обращают на себя внимание труды ученых кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Одной из первых работ, обобщивших историю государственно-церковных отношений в России в XX веке, стала монография М.И.Одинцова «Государство и церковь в России. XX век», написанная на вновь введенных в научный оборот архивных материалах, первая глава которой специально посвящена рассмотрению хода и результатов вероисповедной реформы в России в начале столетия10. Им же в соавторстве с В.К.Пинкевичем

1924; Абросенко К.П. Религия на службе контрреволюции в Сибири. Иркутск, 1938; Филиппов Н. Вражеские происки церковников. Куйбышев, 1939; Тубанов С. Церковь на службе врагов народа. Свердловск, 1940.

7 Зырянов П.Н. Православная церковь в борьбе с революцией 1905 -1907 гг. М., 1984; Емелях Л.И. Антиклерикальные движения крестьян в период первой русской революции. М., Л., 1965; Емелях Л.И. Крестьяне и церковь накануне Октября. Л., 1976. См. также: Куров М.Н. Революция 1905 - 1907 гг. и кризис политики царизма в религиозном вопросе // Вопросы научного атеизма. 1976. Вып. 19. С. 107-184.

8 Кадсон И.3. О положении Русской православной церкви в последние годы существования царизма // Атеизм. Религия. Современность. Л., 1973. С.66-88; Кадсон И.З. Депутаты из духовенства в III Государственной Думе // Исторические записки. Т. 106. М., 1981. С.302-323; Крывелев И.А. Русская православная церковь в первой четверти XX века. М., 1982; Красников Н.П. Социально-политическая позиция православной церкви в 1905 -1916 годах // Вопросы истории. 1982, №9. С.30-41; Красников Н.П. Социально-этические воззрения русского православия в XX в. Киев, 1988; Красников Н.П. Русское православие, государство и культура. М., 1989; Фоминых Е.В. Самодержавие и вопрос о преобразовании церковного прихода в 1905 - 1917 гг. // Вестник Ленинградского университета. Серия «История». 1986. Вып.4. С.86-88.

9 См.: Останина O.B. Обновленчество и реформаторство в Российской православной церкви в начале XX века: Автореф. дисс. ... канд. фил. наук / Ленинградский государственный университет. Л., 1991; Фоминых Е.В. Проекты церковных преобразований в России в начале XX века: Автореф. дисс. ... канд. ист. наук / Ленинградский государственный университет. Л., 1987.

10 Одинцов М.И. Государство и церковь в России. XX век. М., 1994.

и О.Ю.Редькиной написана глава по государственно-церковным отношениям в политической истории России в курсе лекций «Государст