автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Харизматическая пропаганда как инструмент манипулирования обществом

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Паулсен, Татьяна Борисовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Харизматическая пропаганда как инструмент манипулирования обществом'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Паулсен, Татьяна Борисовна

Введение.

Глава 1. Харизматическая личность в истории.

1. Сущность и особенности харизмы.

2. Личность в истории - мифологическая и философская интерпретации.

Глава II. Влияние харизматической пропаганды на социальное и политическое устройство общества в различные исторические эпохи.

1. История зарождения пропаганды.

2. Харизматическая пропаганда - результат взаимовлияния харизмы и политической ситуации, идеологии, складывающихся в обществе.

3. Особенности приёмов харизматической пропаганды.

Глава III. Специфический язык харизматической пропаганды.

1. Языковые средства харизматической пропаганды, предназначенные для широкой аудитории.

2. Особенности языковых средств харизматической пропаганды, не предназначенных для опубликования.

Глава IV. Макрохаризма как инструмент манипулирования общественным сознанием в современном обществе.

1. Исторический путь от философии сверхчеловека к понятиям микрохаризма и макрохаризма.

2. Принципы геополитических конфликтов в современном информационном пространстве.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Паулсен, Татьяна Борисовна

Актуальность исследования. Люди с древности создавали мистический ореол вокруг фараонов, античных вождей, наделяли их сверхъестественными способностями и воспринимали как своих героев. В наш рационалистический век сложно навязать массам мессианские грезы. Истеблишмент сознательно создает массовость в отдельно взятом субъекте. Этот процесс можно назвать «атомизацией» масс. Современная рыночная буржуазная пропаганда делает человека ячейкой аморфной субстанции, расслабляет, а не призывает к действию. На первый план выдвигается лозунг - время скромных идей и людей, который для власть предержащих становится оправданием их несостоятельности. В нашем мире, независимо от процесса разрушения статуса харизмы личности, потребность в ней остается. Если раньше слово «харизма» несло мощный подтекст сверхъестественности и недосягаемости, то сегодня наблюдается трансформация от возвышенного к тривиализации. При этом востребованность в харизматической личности не исчезает.

Те, кто пропагандирует принцип сверхдержавы, пытаются представить государство-харизму и это вызывает специфическую реакцию и противодействие. Происходящие процессы пробуждают у определенной части общества ностальгию по статусу сверхдержавы и законное желание утвердить равновесие. Если КПСС претендовала на роль коллективной сверхличности, то ее отсутствие дает различным индивидуумам шанс воплотить в себе эти качества - быть «умом, честью и совестью эпохи». Однако происходящие в мире процессы глобализации и информатизации привели к формированию нового миропорядка, в котором власть принадлежит не элитам национальных государств, а безличным и нематериальным силам, электронным импульсам.

Современные элиты, управляющие новым сетевым обществом, транснациональны, что лишает национальные государства пространства для маневра. Чем меньше зависимость новой элиты от отдельной цивилизации, региона, конфессии, тем больше ее включенность в пространство потоков информации, тем сильнее ее власть. Новая мировая элита не подконтрольна национальным государствам - в этом случае можно говорить о ней как о макрохаризме. Любая личность, какой бы властью она ни обладала, в современном обществе - микрохаризма.

Если еще в середине 20 века лидер, берущий на вооружение методы и приемы харизматической пропаганды, апеллировал к ценностям традиционного общества, использовал национальную идею, брал на вооружение опыт мировых религий, в современном мире глобальных трансформаций новая мировая элита-макрохаризма использует иные способы воздействия на массовое сознание, хотя эффект этого воздействия несравненно превышает возможности отдельной, пусть харизматической личности.

Тем не менее задача микро- и макрохаризмы одна - завоевание масс с целью использования в своих интересах.

Формирование новой мировой элиты как макрохаризмы сегодня требует научного осмысления, поскольку это явление связано с перспективами политического развития России, - наша страна на современном этапе адаптируется к условиям глобализации и информатизации, которые происходят в мире. Знакомство с технологиями манипулирвоания общественным сознанием и приемами харизматической пропаганды, которые применялись с древности, позволят лучше ориентироваться в современном информационном пространстве масс-медиа.

Таким образом, избранная для исследования проблема представляется актуальной и в научно-теоретическом, и в практически-прикладном аспектах.

Хронологические рамки. Проблема харизмы имеет свою тысячелетнюю историю, что отражено в данной работе. Этот феномен наиболее ярко проявился в 20 веке - харизма Гитлера тому подтверждение. Приемы харизматической пропаганды характерны для тоталитарных режимов и для фашистской Германии, в частности. Мы акцентирует внимание на периоде от начала 20 столетия до наших дней.

Степень разработанности проблемы.

В данной работе была сделана попытка синтезировать накопленные знания, опираясь на материалы различных авторов разных эпох, которые затрагивали тему роли личности в истории и непосредственно проблему харизмы. К числу наиболее крупных авторов, изучавших роль личности в истории и затрагивающих проблему харизмы, следует отнести Г.Гегеля, А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, Г.В.Плеханова, Р.Генона, Ю.Эволу, Jle Бона, Э.Канетти, И.Берлина, И.Юнгера, Хосе Ортега и Гассета, Г.Маркузи, Ж.Бержье и Л.Повеля, В.Райха, Д.Кэмпбелла, Ф.Алана.

Однако сегодня эти работы представляют главным образом теоретический и исторический интерес, поскольку коренные перемены в геополитике и информационном пространстве предопределили резкие изменения в подходе сущности харизмы.

Ряд авторов акцентирует внимание на классификации лидеров, исследует феномен исторической трансформации харизматической личности. Эта проблематика отражена в работах М.Вебера, Б.Литтона, Ж.Блонделя, Ж.Батая, Д.Истона, Г.Эрме, Д.Волкогонова, Ж.Дерриды, И.Засурского, Т.Алексеевой и др.

Методы пропаганды и анализ воздействия на массовое сознание составляют предмет трудов Ж.Желева, Г.Димитрова, Ю.Орлова, С.Беглова, Е.Шестопала, А.Дугина, Ю.Ирхина, М.Филатова, М.Кастеллса, А.Кукаркина. Взаимосвязь понятий «харизма» и «пропаганда» косвенно прослеживается у вышеперечисленных авторов, тем не менее не существует работы, посвященной харизматической пропаганде.

При анализе специфики языка харизматической пропаганды были изучены труды А.Гитлера и дневники И.Геббельса, Э.Дофифата, а также комментарии к ним А.Галкина, Р.Хоххута. Эти документы не стали предметом осмысления в понятиях филологии с точки зрения анализа художественных приемов, используемых в текстах.

Изучая исторический путь от философии сверхчеловека к понятиям «микрохаризма» и «макрохаризма» можно констатировать лишь то, что в отдельных работах имеются важные данные для их изучения и отдельные оценки таких авторов как В.Беньямин, Ж.Делез, Д.Истон, М.Кастеллс, но предметом осмысления политологии данная проблема не стала.

Динамичность информационных процессов последнего десятилетия, формирование новой мировой элиты, впервые обозначенной в данной работе как макрохаризма, порождают необходимость исследования принципов геополитических конфликтов в современном информационном пространстве во взаимосвязи с личностью - носителем харизмы. В этой связи для данного исследования большой интерес представляют работы современных российских ученых С.Модестова и С.Расторгуева. Взаимосвязь харизмы как социального института и технологий ведения информационных войн в современном пространстве остается малоизученной и особо дискуссионной. Исходя из актуальности и недостаточности исследованности темы, определены цели и задачи настоящего исследования.

Цели исследования. Систематизировать знания, синтезировать достижения гуманитарных дисциплин в понимании сути харизмы, в частности ее политической формы и ее реализации в различных приемах пропаганды, изучить механизм ее воздействия на массовое сознание, уделив особое внимание глобальным изменениям, происходящим в современном мире.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Подвергнуть научному анализу результаты исторических, философских, социальных, политологических, психологических исследований, касающихся феномена харизмы;

2. Охарактеризовать сущность и особенность харизмы;

3. Показать взаимосвязь харизмы и пропаганды;

4. Проанализировать специфику языка харизматической пропаганды. Выявить особенности и изучить механизм влияния харизматической пропаганды на массовое сознание. Представить отличия приемов харизматической пропаганды прошлого от настоящего.

Теоретико-методологической основой диссертации стали работы философов, социологов, политологов, филологов. Данная диссертация представляет собой синтез научных достижений из различных областей знаний. В основу работы положены принципы историзма, объективности, научности, а также использован метод сравнительного анализа.

Новизна исследования. В данной работе впервые предложено исследование феномена харизмы во взаимодействии с пропагандой, приведена классификация методов и приемов харизматической пропаганды древности, недавнего прошлого и настоящего с проекцией в будущее. В данной диссертации впервые обоснована идея о том, что харизма любой личности в современном обществе -только лишь микрохаризма; новая международная элита, управляющая сетевым обществом, наделенная огромной властью в условиях глобализации и информатизации, - макрохаризма (в данном случае речь идет о современном пространстве). В работе предпринимается попытка подвергнуть логическому анализу иррациональные факторы харизмы, которые до сих пор мало изучены. Тем самым намечены перспективы дальнейших исследований в этом направлении.

Предмет исследования - феномен харизмы.

Объект исследования - взаимовлияние харизмы и пропаганды.

Апробация исследования. Основные положения диссертации легли в основу научных докладов, сделанных автором в РУДН. Итоги исследования были представлены на научно-практической конференции «Диалог цивилизаций: Восток - Запад» (Москва, РУДН, апрель 2001 г.). Работа прошла обсуждение на кафедре теории и истории журналистики.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав (шести параграфов), заключения, списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Харизматическая пропаганда как инструмент манипулирования обществом"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе анализа, представленного в данной работе, мы кратко обозрели ряд аспектов, касающихся сущности и особенностей харизмы, историю возникновения пропаганды, ее оправданность и действенность в различные эпохи, проследили взаимовлияние харизматической личности и пропаганды, исходя из этого был предложен новый термин "харизматическая пропаганда", выявили приемы и методы харизматической пропаганды, уделив особое внимание языку харизматической пропаганды и художественным приемам, для нее характерным, проследили исторический путь от философии сверхчеловека к понятиям "микрохаризма" и "макрохаризма", а также роль последних в организации нового информационного пространства.

В процессе исследования были сделаны основные выводы:

- понятие "харизма" представляет собой динамической сочетание из полярно противоположных и в то же время взаимосвязанных сфер - это синтез мифологического и сознательного. Харизма как явление имеет определенные особенности:

- обладает огромной притягательностью;

- побуждает к объединению и действию;

- носителю харизмы присущи непредсказуемость и спонтанность;

- талант чувствования (эмпатия), предвидение будущего;

- способность создавать иллюзии, играя на иррациональном;

- любой культ личности зиждется на маго-эротических способностях.

Переходя к взаимовлиянию харизмы и пропаганды также стоит сделать ряд выводов:

- для каждой личности можно изобрести харизматический прием, что позволит создать иллюзию обладания харизмой у данного индивида, но пропаганда действительно харизматической личности - это ее позиция, подход и решение.

- пропаганда может существовать без харизматической личности, но харизматическая личность не может существовать без пропаганды.

Пропаганда для харизматической личности специфична - это сплав приемов, которые воздействуют в большей степени на подсознание, нежели на разум. Экстеоризация идей харизматической личности - не произвол, это особая жестко структурированная реальность, чья деятельность протекает в особом аналитически-синтетическом режиме, оперирующем с реальными, но не осознанными данными. Сознание харизматической личности оперирует с рециклированием множества реальных данных, обрабатываемых по модели более совершенной, нежели устройство рассудка обычного человека. Тем не менее харизматическая пропаганда опирается на ряд отработанных приемов, которые использовались в прошлом и продолжают использоваться для завоевания масс, а именно:

- создание мифов;

- использование достижений великих умов нации;

- ставка на избранность, аристократизм, новизну;

- подбор музыки;

- фабрикование псевдонаучных космогоний;

- использование кинематографа;

- организация спортивных соревнований, делающих акцент на культе силы;

- характерные язык, жесты, символика, одежда, свет;

- использование огня, конкретного времени суток, цветовой гаммы;

- другие способы воздействия на подсознание.

Уделяя внимание языку харизматической пропаганды, стоит сделать следующие выводы:

- в текстах харизматической пропаганды используются художественные приемы, применяемые в литературных произведениях, которые служат для усиления художественного впечатления: гипербола, гротеск, аллегория, антитеза, метафора, афористичность мысли, использование законов времени и пространства в художественном произведении, ритуально-мифический характер произведений, при помощи которого автор обращается к сознанию читателя, возвращая его в состояние первобытного человека, когда мир в его сознании разделен прежде всего на две части - обычную и священную. Язык харизматической пропаганды вводит читателя в мир иррациональный, как бы говоря, что чудеса могут происходить, стоит лишь поверить в сам необычный мир;

- харизматическая пропаганда использует в своих текстах взаимоуничтожающие сочетания слов, которые должны оставаться для масс бессмыслицей, следование древнему изречению "Верую, ибо это абсурдно";

- языку харизматической пропаганды присущи серьезность, невозмутимость излагаемых мыслей, пусть даже самых абсурдных и циничных, практикуется использование черного юмора.

Харизма как явление не является негативной или, напротив, позитивной -моральная оценка таковой зависит от целей и задач и объективных результатов тех, кто хочет ею воспользоваться. В ходе исследования была подвергнута анализу трансформация харизмы в условиях современного общества информационных технологий. Были выдвинуты следующие тезисы:

- харизма любой личности в современном обществе только лишь микрохаризма;

- новая мировая элита, представленная безличными и нематериальными силами, наделенная безграничной властью в условиях глобализации и информатизации, - макрохаризма;

- управление новым сетевым обществом невозможно без участия личности, координирующей и активизирующей функции этой системы.

В ходе работы был сделан вывод, предлагаемый автором в качестве гипотезы: харизма - не только понятие и предмет изучения гуманитарных наук, но и величина (физическая, математическая), харизма имеет определенную степень -высшую либо низшую, может быть проявлена или не проявлена, что зависит во многом от физических и материальных причин и не ограничивается лишь человеческими способностями.

 

Список научной литературыПаулсен, Татьяна Борисовна, диссертация по теме "Журналистика"

1. Монографии, книги, брошюры на русском языке

2. Алексеева Т. Личность и власть. М., 1998.

3. Бахман К. Кем был Гитлер в действительности. М., 1991.

4. Бенн Г. К вопросу об истории. М., 1943.

5. Бержье Ж., Повель Л. Утро магов. М., 1991.

6. Берлин И. Философия свободы. М., 2001.

7. Блондель Ж. Избранные произведения. М., 1998.

8. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996.

9. Бухарин Н.И. Избранные произведения. М., 1988.

10. Ле Бон Г. Психология народов и масс. Спб., 1896.

11. Вебер М. Избраанные произведения. М., 1991.

12. Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия: Политический портрет И.В.Сталина. М., 1993.

13. Геббельс И. Последние записи. Смоленск, 1993.

14. Гегель Г. Соч. в 14 т. М., 1929-1959.

15. Генон Р. Царь Мира. Коломна, 1993.

16. Геродот. История. В 9 кн. Л., 1972.

17. Гитлер А. Моя борьба. М., 2000.

18. Димитров Г. Избранные произведения. В 2 т. T.l. М., 1957.

19. Деррида Ж. О почтовой открытке от Сократа до Фрейда. М., 1998.

20. Дугин А. Пути абсолюта. М., 1991.

21. Желев Ж. Фашизм. Тоталитарное государство. М., 1991.

22. Жириновский В. Последний бросок на юг. М., 2001.

23. Засурский И. Масс-медиа второй республики. М., 1988.

24. Ирхин Ю.В. Психология и политика. Курс лекций. М., 1991.

25. Канетти Э. Ослепление. М., 1991.

26. Канетти Э. Масса и власть. М., 1990.

27. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. М., 1978.

28. Кэмпбелл Д. Герой с тысячью лицами. Киев, 1997.

29. Лайнбарджер П. Психологическая война. М., 1962.

30. Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.25.

31. Литтон Б. Раса, которая нас превзойдет. М., 1989.

32. Личность и власть: интеркультурный диалог. М., 1998.

33. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.

34. Маркузе Г. Очерк об освобождении. М., 1982.

35. Ницше Ф. Утренняя заря. Свердловск, 1991.

36. Ортега и Гассет X. Восстание масс. М., 1956.

37. Орлов Ю.Я. Крах немецко-фашистской пропаганды в период войны против СССР. М., 1985.

38. Основы политологии. Курс лекций. М., 1991.

39. Плеханов Г.В. Избр. философские произведения. Т.2. М., 1956.

40. Райх В. Психология масс и фашизм. М., 1997.

41. Расстанов В. Харизма и власть в эпоху Чингиз-Хана. М., 1998.

42. Сабов А.Д. Политические портреты. М., 1989.

43. Филатов М.И. Национальные мифы вчера и сегодня. М., 1956.

44. Фельдман Д. Лидер в ситуации политического конфликта. М., 1998.

45. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

46. Фрейд 3. Сновидения. Сексуальная жизнь человека. Алма-Ата, 1990.

47. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.

48. Фрейд 3. "Я" и "Оно". Тбилиси, 1991.

49. Фромм Э. Иметь или быть ? М., 1990.

50. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1995.

51. Черняк Е. Химеры старого мира. М., 1983.

52. Шестопал Е.Б. Очерки политической психологии. М., 1991.

53. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. Л., 1991.

54. Элиаде М. Священное и профанное. М., 1994.

55. Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1988.

56. Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.

57. Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт. Тотальная мобилизция. Оболи. Спб, 2000.

58. Периодические издания а) газеты:1. Ведомости, 2002, № 91.2. Дуэль, 1998, № 1.3. Завтра, 2001, №42, 49,51.4. Известия, 2001, № 183.

59. Имперский разворот, 1998, № 1; 1999, № 2, 3.6. Капитал, 1998, № 18, 19.7. Лимонка, 1998, № 3, 4.

60. ЛДПР, 2001, № 13; 2002, № 3.

61. Независимая газета, 2002, № 32.10. Слово чести, 1998, № 4.

62. Финансовые известия, 2002, № 628.12. Штурмовик, 1997, № 15.б) журналы:

63. Азия и Африка сегодня. Ежемес. науч. и общ.-полит. журнал РАН, Институт востоковедения и Институт Африки. М.: Наука, 1990-2000.

64. Вестник Московского университета. Серия Журналистика. Научный журнал. М.: Моск. университет, 1990-2002.

65. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Журналистика. Науч. журнал. М.: Изд-во РУДН, 1993-2002.

66. Восход, 1998, № 2. 5 Jalouse, 2002, № 2.

67. Итоги, 1997, № 39; 1998, № 16; 2000, № 52; 2002, № 5.

68. Коммерсант (Власть), 2000, № 21.6. Новое время, 1990, № 5.7. Огонек, 2000, № 47.

69. ОМ, 1996, № 5; 1998, № 2; 2000, № 4.9. Птюч, 1996, № 12.

70. Рынки вооружений, 2001, № 7-8. И. Сеанс, 1997, №5.

71. VIP (Международный журнал о лидерах и для лидеров), 1996, №11, 19.13. Элементы, 1997, № 3.14. XXL , 1997, № 1.3. Статьи

72. Аманов Е. Власть переходит к профессионалам. //Дуэль. 1998. № 1.

73. Быков Д. В стиле "Благородная бедность". // Огонек. 2002. № 47.

74. Варкан Е. Услышать голоса. // Независимая газета. Антракт. 2002. № 32.

75. Вольский А. Десять лет на благо российской экономики. // Известия. Тематич. приложение. 2001. № 183.

76. Дашков С. Большой Шарль. // XXL. 1997. № 1.

77. Данилкин А. Занимательная гляциология. // Ведомости. 2002. № 91.

78. Дугин А. Пути абсолюта. // Элементы. 1997. № 3.

79. Жижина А. Солнце земли русской. //VIP. 1996. № 19.

80. Жириновский В. Решить проблему национального спасения. // ЛДПР. 2001. №3.

81. Колесов Д. Психология социальной некомпетентности. // VIP. 1996. № 11.

82. Коньков Н. "Коллективный п."? // Завтра. 2001. № 49.

83. Могутин Я. Сексуальность фашизма. // ОМ. 1996. № 5.

84. Орлова Н. Только для бедных. // Финансовые известия. 2002. № 628.

85. Проханов А. Могущество Америки "Сибирской язвой" прирастать будет. // Завтра. 2001. № 42.

86. Проханов А. Россия не от мира сего. // Завтра. 2002. № 2.

87. Трофименко М. Словарь конца века. // Сеанс. 1997. № 5.

88. Литература на иностранных языках

89. Castells М. End of Millenium. Maiden (Massachusets, USA), 1998/

90. Castells М/ The Information Age: Economy, Society and Culture. Oxford (UK), 1998.

91. Goebbels J. Kampf um Berlin. Munchen, 1943.

92. Goebbels J. Der geistge Arbeiter im Schicksalskampf des Reiches. Munchen, 1943.

93. Hagemann W. Publizistik in Dritten Reich. Leipzig, 1948.

94. Hermet G. Le People contre la democratic. Paris, 1989.

95. Hitler A. Mein Kampf. Munchen, 1943.

96. Leip H. Die Hafenorgel. Frankfurt-am-Main/Hamburg, 1964.

97. Sturmenger A. 3000 Jahre Politishe Propaganda. Zurich, 1983.

98. Volkischer Beobachter. Berliner Ausgabe, 1935, 28 Juli.

99. Wust K. La guerre psychologigue. Lausanne, 1954.