автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.04
диссертация на тему:
Хомейнизм и внешнеполитическая идеология Исламской Республики Иран в новой системе международных отношений

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Ятимов, Саймумин Сатторович
  • Ученая cтепень: доктора политических наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.04
Диссертация по политологии на тему 'Хомейнизм и внешнеполитическая идеология Исламской Республики Иран в новой системе международных отношений'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора политических наук Ятимов, Саймумин Сатторович

Введение.

Глава I. Теоретико - методологические основы исследования идеологического аспекта внешней политики ИРИ

§ 1. Принципы исследования особенностей внешнеидеологической деятельности ИРИ в условиях формирования новой системы международных отношений.

§ 2. Религиозно-идеологический фактор и внешняя политика ИРИ.

§ 3. Эволюция принципов внешнеполитической концепции Исламской Республики Иран.

Глава II. Религиозно-идеологическая основа внешнеполитической деятельности ИРИ в период ее революционной ориентации

§ 1. Религиозно-концептуальные основы внешнеидеологической деятельности Исламской Республики Иран.

§ 2. Хомейнизм и внешнеидеологическая политика Исламской Республики Иран.

§ 3. Исламский мессианизм и внешнеполитическая деятельность Исламской Республики Иран.

ГЛАВА III. Хомейнизм и исламизация международных отношений как фактор новой идеологизации современного миропорядка

§ 1. Хомейнизм и антиимперская сущность внешнеполитической идеологии ИРИ.

§ 2. Хомейнистская концепция поляризации международных отношений и внешняя политика ИРИ.

§ 3. Хомейнистская геополитическая идеология в постбиполярной системе международных отношений,.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по политологии, Ятимов, Саймумин Сатторович

Актуальность исследования. Выбор темы объясняется не только необходимостью теоретического осмысления и научного решения новых и очень сложных международно-политических узлов постбиполярного мира, но и настоятельными требованиями глубокого и всестороннего исследования их идеологического компонента как относительно самостоятельного фактора процесса дискретизации и структурирования международных отношений. Международный политический исламизм, фундаменталистский по своей идеологической сущности, но полиполярный по своему политическому и геополитическому содержанию, является существенным аспектом идеологического фактора в формирующейся новой системе мировой и международной политики. Исламская революция в Иране стала ярким выражением политического исламизма в его международном и межгосударственном аспекте.

Хомейнизм, как идеологическая основа этой революции представляет собой целостную религиозно-политическую систему философских и социально-политических идей и взглядов. Именно он составил впоследствии стержень внешнеполитической концепции Исламской Республики Иран (ИРИ), начал оказывать значительное влияние на становление идеологических и геостратегических элементов нового миропорядка, на характер деятельности исламистских партий и движений современного мира. В настоящее время важность изучения и анализа проблемы хомейнизма, как идеологического фактора фундаментализации внешней политики ИРИ, объясняется тем, что, превращаясь в инструмент регуляции и реализации политических интересов шиитского клерикализма с целью усиления своей роли и позиции в международном механизме страны, хомейнизм претендует на глобальную исламизацию международной жизни. Наряду с этим в регионах Персидского залива, на Ближнем Востоке, в Центральной Азии и на Кавказе наблюдаются идеологические тенденции, свидетельствующие о целенаправленной активизации идеологии хомейнизма. Особенности указанной идеологии заключаются в том, что рациональность, эффективность и наступательность ее использования в политико-правовых, организационно-экономических и социальных отношениях инициируется и соответствует международным интересам Исламской Республики Иран. Конституция ИРИ, разработанная на принципах хомейнизма, предусматривает формирование и реализацию внешнеполитического курса исключительно во имя и в интересах теократического режима.

О хомейнизме, как религиозно-идеологической системе, трансформировавшейся после победы исламской революции в Иране в мощное политическое и международное явление, написано много работ. Однако отдельного исследования, которое рассматривало бы хомейнизм как самостоятельную, сравнительно целостную религиозно-политическую теорию, материализовавшуюся, в частности, в идеологии и практике внешней политики, не существует. Предлагаемая нами работа представляет собой одну из первых попыток исследования взаимосвязи, взаимоотношений и взаимообусловленности хомейнизма и внешнеполитической идеологии и практики Ирана в новых условиях международных отношений.

Проблема исламизации международной политики в концепции хомейнизма как политической идеологии, ориентированной на внешний мир, является предметом постоянного анализа, обобщений и дискуссий не только исследователей мусульманских стран, но и объектом особого внимания высших государственных деятелей, известных политиков, элитных научных кругов всего мира. Однако актуальность исследуемой проблемы, на наш взгляд, этим не исчерпывается.

Эскалация вооруженного противостояния на Ближнем Востоке, феномен международного терроризма, связанного с таким экстремистским геополитическим фактором, как "Талибан", появившемся на авансцене политических событий, резкость их религиозно-геополитических амбиций, обретение политическим исламизмом официального статуса действующей политической партии в постконфликтном Таджикистане, угроза исламского бума в Узбекистане, вооруженное сепаратистское движение в различных мусульманских регионах, подпитываемое и оправдываемое идеологией панисламизма требуют особого научного отношения к проблеме хомейниз-ма. Исследовать и осознать специфику развития внутренних и международных отношений, обусловленных воздействием хомейнизма на их характер в мусульманских странах, в регионах традиционного распространения ислама, выявить сущность, методы и формы оказания влияния на субъекты международных отношений, определить главные тенденции формирования и развития негативных процессов на национальном и региональном уровнях, разработать эффективные механизмы сведения к минимуму отрицательного воздействия хомейнистской внешнеполитической идеологии - это актуальнейшие задачи политической науки. Изучение хомейнизма и характера его влияния на внешнеидеологическую деятельность Ирана в свою очередь может (и должно) активно повлиять на эффективность и предсказуемость международной политики и заинтересованность государств в позитивном учете религиозно-политического фактора в современной мировой политической стратегии.

Степень разработанности проблемы. Интерес ученых к политическим и идеологическим движениям на основе ислама в современных условиях приобретает особую актуальность. Однако объектом их внимания, анализа и исследования является, главным образом, не сама исламская религия как форма общественного сознания, а течения, секты, движения, партии и группы, являющиеся либо претендующие на роль субъекта политических отношений, демонстрирующих способность и соответствующий потенциал к формулированию и реализации собственных целей.

Понятия "джихад", "исламская революция", "исламское государство", "исламское правительство", "исламское общество", "дар-аль-ислам" ("страна ислама"), "дар-ал-харб" ("страна войны") и т.п. в их модернистско-фундаменталистской интерпретации, адаптированной к изменяющимся социальным условиям и потребностям конкретного места и времени, начиная с 30-ых годов прошлого столетия, стали активно использоваться некоторыми революционно настроенными силами мусульманского мира в качестве опоры в борьбе за достижение конкретных политических целей.

Произведения Сайда Джамолиддина Афгани (Афганистан), Сайда Кутба (Египет), Абдул Аъла-ал-Маудуди (Пакистан), Алии Шариати (Иран), Рухулло Мусави Хомейни выражали интересы политического исламизма, отражающие социальные устремления мусульманских обществ в условиях имперских амбиций западных и восточных держав в борьбе за дальнейшее освоение, колонизацию и неоколонизацию мусульманских земель1. Несмотря на позитивность некоторых обстоятельств, указывающих на определенную необходимось постколониального западного присутствия, вопреки "препятствиям, вследствие зависти, интриг, невежества, жадности и подкупности. жителей Востока"2, естественно, обусловленных отсталостью производственных и общественных отношений, крупные землевладельцы, мелкие торговцы, зарождающийся класс местных промышленников, находили в исламе идеологию обоснования интересов собственной борьбы. Революционные события 1978-1979 гг. в Иране, создание исламской республики явились первым в новейшей всемирной истории примером материализации идеи политического исламизма. Суть феномена иранской революции заключалась в том, что ее основные движущие силы осознанно двигались по пути "зряшного отрицания" (Ленин) старого режима. В результате этой революции светский, монархический, авторитарный режим был свергнут и на его месте был возведен новый теократический, тоталитарный государственный строй, созданный на основе теории неошиизма.

С указанной даты начинается серьёзное и глубокое изучение явления политического исламизма вообще и хомейнизма в частности.

Иранская революция идеологически претендовала на роль главной ценности современного ислама, и в этом качестве Иран стал усиленно навязывать его принципы и идеи другим мусульманским странам, утверждая безальтернативность своего исламистского революционного

1 Aracchi S.A. Islamic Theo-democratic: the political ideas of Abdul Ala-al-Mawdudi // The Iranian Journal of International Affairs. Vol.YIII. 1996. № 4; Gordon C. Political and diplomatic history. N.Y., 1972; Таба-табои M. Саидджамолиддин Асадабади ва бидории машрикзамин. Техрон, 1993.

2 Энгельс Ф. Персия и Китай. Т. 12. С. 218. опыта. Поэтому "практический хомейнизм" также является одним из направлений изучения особенностей политического исламизма.

Ученых бывшего Советского Союза и Российской Федерации в большей степени привлекали проблемы хронологического отслеживания событий иранской революции и ее развития1, глубокий анализ своеобразности антимонархической и антиимпериалистической сущности коренных социально-политических преобразований в Иране2. В некоторых коллективных трудах, хотя и затрагивавших проблемы внешней политики ИРИ, предпочтение отдавалось анализу состояния и последствий различных аспектов ирано-американских отношений.3

Ряд работ был посвящен анализу шиитских традиций и их влиянию на мировоззрение и формирование политической культуры мусульман Ирана, в них анализировалась "исламская модель" международных отношений в интересах укрепления "исламской солидарности", основанная на соответствующих религиозно-правовых нормативных актах с учетом и соблюдением принципов научного историзма4.

Эти исследования имеют важное значение в плане понимания политических, правовых, религиозных, этических, эстетических и других параметров мировоззрения, теории и практики хомейнизма.

1 См.: Агаев С. Л. Иран: рождение республики. М., 1984; Он же. Иран между прошлым и будущим. М., 1987; Иванов M.G. Иран сегодня. М., 1970; Марьясов А. Внешняя политика и дипломатия ИРИ. М„ 1985.

2 См.: Агаев С. Л. Иранская революция, США и международная безопасность. М., 1986; Анаркулова Д. Шиитское духовенство в иранской революции 1978-1979 годов. Душанбе, 1993; Сычев В. США и мусульманский мир. Душанбе, 1989.

3 См.: Авдеева Л. Е., Алиев С.М. и др. Иранская революция 1978-1979 гг. Причины и уроки. М., 1989.

4 См.: Васильев А.С. История религий Востока. М., 1988; Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в современном Иране. М., 1995; Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 1991.

Вместе с тем следует отметить, что "в конечном итоге, выбор проблемы исследования детерминируется потребностями общественной практики"1. Исходя из этого, предметом научного интереса и анализа западных ученых были определены внешнеполитические аспекты деятельности ИРИ, использующей идеологию современного иранского исламизма. Поскольку Персидский залив был объявлен зоной жизненно важных интересов США, перед американскими учеными встала серьезная задача осмысления и исследования новых факторов, связанных с событиями иранской исламской революции. Опираясь на собственный научный опыт, они стремятся объяснить ранее неизвестные факты, тенденции развития ситуаций, не попавшие в поле зрения ученых раньше. События в Иране в конце 70-х годов свидетельствуют, что американские исследователи в области страноведения не смогли правильно спрогнозировать и решить, так называемые, проблемные ситуации. Существующего в настоящий период уровня научных знаний и сопутствующего им понятийного аппарата, оказалось недостаточно для решения соответствующих задач в изучении данной проблемы. Этот пробел был несколько заполнен фундаментальными исследованиями Р. Рамазони и работами ряда других ученых.2 Основным объектом их научного интереса стали проблемы взаимоотношений Ирана со странами Персидского залива, устремлений ИРИ на реализацию стратегии экспорта исламской революции в другие страны, соответственно, реакция последних

1 Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М., 1974. С. 40.

2 Ramazoni R. Khomeini's Islam in Iran's Foreign Polisy // Islam in Foreign Polisy. Cambridge, 1986; Ramazoni R. Revolutionary Iran. Challenge and response in the Middle East. Baltimore, 1985; Wright C. Neutral or Neutralized: Iraq-Iran and superpowers. N.Y., 1983. на инсинуации Тегерана по поводу проведения различных акций в собственных интересах.

В ряде научных исследований авторы стремятся к раскрытию закономерностей развития идеологических процессов в иранском обществе, выявлению главных атрибутов политической сущности шиитского духовенства в интересах сохранения, укрепления и пролонгации исламского режима 1. Особенность этих исследований заключается в том, что в них рассматривается шиитский аспект ислама как идеологической основы экспорта исламской революции, а также анализируются попытки превращения шиитского меньшинства в странах Ближнего и Среднего Востока в разновидность иранского исламизма как фактора реализации интересов Тегерана в данном регионе.

Проблема влияния, места и роли хомейнизма во внешнеидеологической системе ИРИ в разных аспектах исследуется и иранскими учеными, политологами и теологами.

В зависимости от идеологической ориентации иранских ученых, степени политической активности, должностного положения, указанная проблема в их трудах находит своеобразное толкование. Изучение и анализ этих произведений показывают, что в ходе исследования ученые обнаруживают новые, заслуживающие особого научного внимания факты и результаты, которые из-за официальной идеологической цензуры не имели возможности их дальнейшего глубокого исследования. В итоге их научные замыслы остались нереализованными. Тем не менее активность иранских

1 Esposito J. The Persian Culf War. Islamic Movement and the New World Order // The Iranian Journal of International Affairs. 1993. № 2; Esposito J. Islamic Recurdens Iran and West // The Iranian Journal of International Affairs. 1993. № 4; Mison N. Islam and Revolution in the Middle East. L., 1986; Richard C. Iran's persiption of the superpowers. Ideology and Iranian Revolution. N.Y., 1985; Lovel G. The challenge of American foreign policy. N.Y., 1985. ученых в систематизации и организации изучения важнейших направлений внешнеидеологических аспектов международной деятельности ИРИ, представляющих эмпирическую ценность, позволила им многое обосновать в своих работах, что в свою очередь может стать основой развития международных.связей страны с другими государствами.1

Исследования официальных ученых-теологов и религиозных деятелей ИРИ направлены на теоретическое обоснование основных внешнеполитических концепций и доктрин Ирана. Политическая идеология, основанная на шиитской догматике и произведениях Р. Хомейни, рассматривается ими как безальтернативная, абсолютно правильная, истинно исламская и единственно приемлемая для пропаганды и материализации в других мусульманских странах и мира в целом.

Приобретение Республикой Таджикистан независимости, установление двусторонних отношений с ИРИ побудили отечественных ученых к глубокому исследованию и объективной оценке, с точки зрения национальных интересов, событий, связанных с новейшей историей Ирана.2 Во внимание принималась и угроза, исходящая от исламской республики в отношении Центральноазиатского региона3. Автор разделяет точку зрения в отношении выводов, которые содержатся в монографии А.Н.Махмадова, где он на основе научного анализа социально

1 См.: Мортаджи X. Дженаххайе сеяси дар Ирон. Техрон, 1997; Etaat J. Geopolitics and Iran from 1360 to 2-nd khordad 1376. Tehron, 1998; Riza S. Islamic fundamentalism and democratisation in the Middle East // The Iranian Journal of International Affairs. 1994. № 2; Larijani M. Iran's foreing policy: Prinsiplies and Objectives // The Iranian Journal of International Affairs. Tehron, 1998. № 4; Kazvini A. On the foreign policy of Islam // The Iranian Journal of International Affairs. Tehron, 1996. № 4; Aracchi S. Islamic Theo-democracy : The political ideas of Abdul Ala-AI Mawdudi // The Iranian Journal of International Affairs. Tehran, 1996. № 4.; Джовид И. Жеополитик ва сиясате хориджийе Ирон. Техрон, 1997; Асадулла Б. Сохте сиёсеи Ирон. Техрон, 1997; Говахе А. Сиясате хориджийе Ирон аз нигахе Куран, суханане Имам ва Конуне Асосе // Сиясате хоридже. 1997. № 2.

2 См.: Афсахзод А. Хазрати имом Хумайни - падари инкилоби исломи. Душанбе, 1998.

3 См.: Махмадов А.Н.Точикистон дар масири истиклолият. Душанбе, 2000. политического конфликта и других геополитических процессов в Таджикистане, а также в результате реальной оценки объективно-исторических условий, в которых происходит формирование и осуществление внешнеполитического курса Исламской Республики Иран, приходит к мысли об угрозе усиления исламского фундаментализма в случае укрепления иранских позиций в данном регионе.

Анализ перечисленных трудов как отечественных, так и зарубежных авторов, свидетельствует, что сегодня они полностью не заполняют пробел в исследовании проблемы хомейнизма и внешнеполитической идеологии ИРИ, их взаимообусловленности и логической взаимосвязи как в теоретическом, так и в практическом отношениях.

В результате теоретической недоработанности основных понятий хомейнизма и отсутствием их всестороннего анализа, во внешнеполитическом ракурсе, а также его влияния на религиозно-идеологическую ситуацию во многих мусульманских республиках Центральной Азии, в том числе и в Таджикистане, в условиях продолжающегося идеологического вакуума, данное явление приобретает особую теоретическую и практическую актуальность. В некоторых институтах государственной власти, имеющих отношение к формированию и реализации внешнеполитического курса, среди творческой интеллигенции и в отдельных политических кругах общества не всегда существует адекватное представление о хомейнизме, как о всеохватывающей идеологии, достаточно эффективной, наступательной, ориентированной на пробуждение религиозно-политических чувств верующих, подталкивающей на совершение акций для установления теократического режима, либо иных дестабилизирующих обстановку действий. Определенная категория населения, например, ориентируясь на историческое этнокультурное наследие, затрудняется в политической оценке хомейнизма как специфической идеологической формы выражения интересов конкретных государств и политических движений и групп, что осложняет процесс их национальной и региональной самоидентификации и выбора общественно-политических ориентаций.

Исходя из этого, предметом исследования являются идеологическая и политическая сущность хомейнизма в контексте его места и роли во внешнеполитической деятельности ИРИ и характер его влияния на международные отношения в современных условиях.

Объектом диссертационного исследования стал идеологический фактор во внешней политике ИРИ в условиях функционирования нового мирового и международного порядка.

Исследование проблемы в данном аспекте позволяет выявить особенности хомейнизма в качестве внешнеполитической идеологии ИРИ, претендующей на роль ориентира Ирана и всех мусульман в современном мире, путем внедрения в их сознание соответствующих ценностей и идеалов, мобилизации мусульманской массы и стимулирования её действий против светских и даже нефундаменталистских политических режимов других государств.

Научное исследование данной проблемы и концептуальное освещение его результатов поможет научно-исследовательским учреждениям, соответствующим институтам государственной власти и вообще мировой общественности, в том числе населению республик и регионов бывшего СССР, составить более объективное представление о сущности хомейнистской концепции международных отношений, влияющей на духовные и идеологические процессы их общественно-политической жизни, и выработать адекватную стратегию в аспекте взаимодействия с Исламской Республикой Иран.

Основная цель диссертационного исследования состоит в следующем: выявить и показать сущность и особенности хомейнизма как религиозно-политической исламистской концепции в аспекте её идеологического влияния и роли во внешнеполитической деятельности ИРИ и процессе формирования новой системы международных отношений.

Исходя из вышесказанного, в диссертации ставятся следующие задачи:

- исследовать основные идеи хомейнизма как религиозно-политической идеологии в аспекте формирования и осуществления внешней политики ИРИ;

- провести анализ хомейнистской концепции «исламской революции» как идеологической основы упрочения внешнеполитических позиций шиитского духовенства;

- исследовать политико-идеологическую сущность доктрины «ви-лаяти факих» в качестве теоретико-концептуальной основы политизации религии и глобализации власти исламского духовенства в международной политике;

- определить религиозно-идеологические принципы исламизации международных отношений в контексте внешнеполитических интересов ИРИ;

- проанализировать сущность этернизированной антиимперской идеологии хомейнизма как принципа геополитических устремлений Ирана.

Методологической основой работы послужили конкретно-исторический, сравнительно-исторический, структурно-функциональный и эмпирический подходы в исследовании идеологических и международных явлений.

Научная новизна диссертации заключается в следующем: впервые в контексте международной политики ИРИ подвергнут глубокому и всестороннему исследованию хомейнизм - как целостная религиозно-политическая идеология, состоящая из органического соединения идей, взглядов лидера иранской исламской революции Р.Хомейни и получившая развитие и конкретную завершенность в трудах шиитского духовенства в современном Иране и теоретиков международного фундаментализма. Эта идеология служит концептуальной основой внешнеполитической деятельности ИРИ.

Содержание новизны исследования сводится к следующим основным элементам:

1. Проведено целостное исследование хомейнизма как внешнеполитической концепции ИРИ в условиях глубоких трансформаций международных отношений.

2. Выявлены идеологическая сущность процесса формирования нового мирового порядка, роль и значение хомейнизма в нем.

3. Осуществлен содержательный анализ и дана оригинальная интерпретация внешнеполитических и идеологических дефиниций «исламская революция», «реальное исламское правительство», «подлинный суверенитет», «Божественная справедливость», «Божественная власть», «глобальные угнетатели», «угнетаемые», «вилаяти факих», «концепция детогутиза-ции (деимпериизации) международных отношений» и ряда других.

4. Исследовано отношение хомейнизма к международному исламскому фундаментализму как идеологическому и политическому фактору в аспекте его конфронтации с секуляристскими политическими режимами.

5. Кодифицированы религиозно-политические идеи Р.Хомейни, касающиеся внешнеполитических аспектов идеологии исламской революции.

6. Впервые проведен системный анализ геополитических устремлений ИРИ в зависимости от идеологического и религиозного фактора во внешней политике ИРИ в отношении регионов Персидского залива, Ближнего Востока и Центральной Азии.

7. Всесторонне исследуется процесс хомейнистской исламизации идеологического вакуума в постсоветском пространстве.

8. Исследована идеологическая сущность хомейнистской концепции исламского полюса в аспекте новой поляризации международной политики.

Теоретическое и практическое значение работы заключается в том, что в постсоветском мусульманском пространстве, особенно в странах Центральной Азии, идеологические проблемы, связанные с влиянием фактора хомейнизма, чрезвычайно актуальны, требуют своего научного анализа с целью выработки адекватной концепции и стратегии регулирования процессов устойчивого развития политических и межгосударственных отношений в республиках данного региона. В связи с этим результаты исследования будут иметь практическое значение при формировании и осуществлении коллективной стратегии нейтрализации угрозы международного терроризма и экстремизма. Это важно для Республики Таджикистан, где до сих пор существуют некоторые идеологические течения и группы, выступающие как субъекты политического процесса, деятельность которых свидетельствует об их сращении с хомейнизмом и международным фундаментализмом. С учетом указанных проблем в диссертации исследуется хомейнизм как внешнеполитическая идеология ИРИ.

Результаты диссертационной работы могут быть использованы специалистами, имеющими непосредственное отношение к формированию и осуществлению внутренней и внешней политики (полисимейкеры) -политиками-практиками, заинтересованными политическими институтами государств, экспертами международных организаций, и, самое главное, мусульманским населением постсоветского пространства, а также при разработке учебных курсов по таким дисциплинам, как политология, социальная философия, история политических и правовых учений, социология, история политических движений и партий и др.

Апробация результатов исследования. Диссертация была обсуждена на кафедре политологии Таджикского государственного педагогического университета им. К. Джураева и в отделе внешней политики Центра стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан. Основные положения диссертационной работы изложены в монографиях «Идеологический фактор в геополитике ИРИ» - Душанбе, 2002 г., «Идеология и внешняя политика ИРИ» - Душанбе, 2002 г., «Исламская Республика Иран и международные организации» - Душанбе, 2001, и статьях, опубликованных в Вестнике госпедуниверситета, «Исламская революция в Иране и проблемы идеологической борьбы в современных условиях» - Душанбе, 2000 (депонирована в ТаджикНИИНТИ).

Главные аспекты диссертации были изложены и на международной научной конференции в Тегеране в 2000 г. «Международное значение персидского языка».

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Хомейнизм в аспекте его внешнеполитического содержания рассматривается как религиозно-идеологическая система идей и взглядов Р.Хомейни и его последователей, составляющая теоретико-концептуальную и программно-директивную основу внешнеполитической деятельности ИРИ и претендующая на глобалистскую идеологию.

2. Хомейнизм в религиозно-идеологическом плане представляет собой разновидность неошиизма, означающего своеобразный вариант исламского экуменизма, призванного преодолеть свою традиционную сектантскую ограниченность в русле сближения с суннизмом как возможностью его функционирования в качестве общеисламской фундаменталистской идеологии.

3. Основанная на хомейнизме, внешняя политика ИРИ преследует стратегические цели, используя главные фундаменталистские ценности исламизма как способа концептуального обеспечения шиитско-клерикалистских притязаний на особую роль в международной политике. Эта специфика хомейнизма тщательно маскируется универсальными исламскими догмами.

4. Опираясь на хомейнистскую концепцию исламизации международных отношений и детогутизацию сущности современного миропорядка,

ИРИ совершает геополитические маневры в рамках мировых и региональных противоречий государств с целью достижения международной мощи.

5. Наступательная, консервативная, неподдающаяся реформам внешняя политика, опирающаяся на хомейнизм, является основным фактором неприятия Ирана государствами Персидского залива и его международно-политической и экономической изоляции.

6. Построение, анализ и геополитическое осмысление логики мировой политики указывают на заинтересованность США, Англии и некоторых других западных держав в существовании клерикально-теократического режима в Иране и в его радикальной внешней политике, основанной на хомейнизме.

7. Идеологический и геополитический вакуум, кризис традиционных светских концепций в современном мире, особенно в республиках постсоветского пространства, являются благоприятными факторами для культивирования идеологии хомейнизма и проявления её радикалистских качеств.

Структура работы. В связи с вышеизложенным, структура диссертации складывается следующим образом: первая глава, состоящая из трех параграфов, посвящена проблемам методологии и логики исследования идеологических аспектов ИРИ; вторая, непосредственно, посвящена религиозно-клерикальной деятельности ИРИ и состоит из трех параграфов. Третья глава также состоит из трех параграфов и рассматривает хомейнист-скую концепцию исламизации международных отношений в контексте дето-гутизации сущности современного миропорядка. В заключении указываются общие выводы автора. Библиография содержит список использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Хомейнизм и внешнеполитическая идеология Исламской Республики Иран в новой системе международных отношений"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Коренные социально-политические изменения, имевшие место в конце 1978 - начале 1979 гг. в Иране, явились результатом объективных предпосылок, выражающихся в том, что монархизм, как способ оказания эффективного воздействия на другие субъекты политических отношений, исчерпал свои возможности. Возник кризис власти. Фактором активности масс стало обострение нужды и бедности.

В этой ситуации шиитскому духовенству удалось использовать субъективные предпосылки, организовать и направить усилия масс на революционные действия по свержению старого строя. Преимущество духовенства по отношению к другим политическим партиям и движениям - субъектам политических отношений, также претендующим на власть, заключалось в том, что, во-первых, оно обладало проверенной многовековой теорией и практикой политической борьбы; во-вторых, «как все гонимые сектанты, шииты со временем все более сплачивались вокруг своих духовных вождей, считая их слово конечной инстанцией истины»1, следовательно, они выступили как наиболее организованная сила; в-третьих, духовенство обладало полной инфраструктурой оказания воздействия на массовое сознание (мечети, шиитские святые места, многочисленные религиозные обряды, традиционные церемонии); в-четвертых, оно выдавало собственную теорию и идеологию за подлинно отечественную, шиитскую, иранскую,

1 Васильев А.С. История религий Востока. М., 1988. С. 161. адаптируя ее к условиям и целям политической борьбы, придав им выгодную для себя антимонархическую и антиамериканскую направленность.

Вышеуказанные и другие факторы явились серьезной предпосылкой для умелого руководства духовенства массами в революционный период, что способствовало успешному решению проблемы власти и властных отношений в свою пользу.

Шиитский клерикализм, превращаясь в субъект власти, на основе хомейнистской политической концепции регулировал революционные интересы иранского народа в теократических целях. Теократизация политики имела своим результатом политическую трансформацию ислама в мощный фактор внутренней и внешней политики ИРИ.

Религиозно-клерикальной основой, образующей стержень внешнеполитической идеологии Ирана, является реализация исторических программно-директивных установок шиизма, как религиозно-политического субъекта, борющегося за политическую власть.

В новых условиях концепция «исламской революции» выступает как идеологическая доктрина, призванная обслуживать транснациональные интересы шиитского духовенства. Коренные социально-политические изменения в дар-ул-исламе (землях, где проживают сторонники Аллаха) произошли, как считают идеологи хомейнизма, исключительно на основе революционных войн. Важнейшим результатом в реализации этого замысла является установление власти духовенства.

Хомейнизм, превратившись во влиятельный религиозно-идеологический фактор и концептуальную основу внешнеполитической деятельности ИРИ, освятил и обосновал революционную тактику и стратегию политической борьбы исламистского руководства страны с секулярист-скими, немусульманскими режимами. Центральным местом в концепции хомейнизма является обеспечение статуса особого волевого отношения духовенства, выступающего как субъект по отношению ко всем другим слоям общества - объектам.

В идеологии хомейнизма властвующий субъект приобретает трансцендентное, глобалистское качество. Введенный Р.Хомейни в оборот термин «вилаяти факих» в новом функциональном качестве в принципе отличается от суннитской трактовки института власти - халифата. Термин «вилаяти факих» одновременно означает власть, являющуюся носителем божественной справедливости, так как она руководствуется фикхом - теорией мусульманского права, разрабатывающей принципы использования Корана и Сунны. Опорой, движущей силой исламской революции является деклассированная, угнетенная среда, составляющая массу. В теории и практике хомейнизма они не могут стать вилаятом (властителем), так как не являются и не могут стать факихом (знатным богословом). Глобализация власти «вилаяти факих» в хомейнизме исходит из принципа таухида (единобожие, единовластие) и имамата (власть потомков пророка). Единая, неделимая, абсолютная власть тождественна принципу материализации Божественной власти. Хомейнизм трактует власть «вилаяти факих» как единственно легитимную, обязательную не только для граждан ИРИ, но и для верующих мусульман всего мира. Понятие «реальное исламское правительство», «реальный суверенитет» и т.п. введены Р.Хомейни в интересах укрепления идеологических позиций института «вилаяти факих».

Кодификация религиозно-политических идей, заложенных в хомей-низме, таких как «угнетенные и угнетатели всего мира», «исламская нация», «сатанинское правление», «исламская солидарность», «исламское сопротивление», «даъват» (призыв), «исламская революция», «исламское правительство», «вилаяти факих», «умм-уль-кура», «справедливое исламское общество», «тогутские режимы» и другие, указывает на ориентированность и овладение общественным сознанием мусульманского мира в интересах регуляции поведения объектов влияния, на основе оценок целей и идеалов, заложенных в указанных дефинициях.

Хомейнизм является сформировавшейся теоретико-концептуальной и программно-директивной политической теорией. Пользуясь соответствующими институтами государственной власти, легальными и нелегальными способами Тегеран предпринимает конкретные акции по культивированию и имплементации этой идеологии в мусульманских странах.

Анализ свидетельствует о том, что в настоящий период ИРИ преимущественно ориентирована на внедрение в общественное сознание верующих мусульман более конкретных идеологических установок в виде программ, лозунгов и требований, чтобы вызвать определенный тип политического поведения. Сущность хомейнизма, как образа мышления и теории формирования соответствующих общественных отношений, заключается в стремлении сплотить людей на основе клерикальной ненависти, крайней нетерпимости по отношению к светскому, неисламскому типу властных отношений, аккумулированию и направлению энергии масс на совершение действий в интересах установления господства духовенства.

При планировании своих акций по распространению хомейнизма за пределами ИРИ шиитское духовенство в теоретическом и в практическом отношении, ориентируется, во-первых, на семь основных догматов ислама, единых для всех мусульман; во-вторых, на мировоззренческую ориентацию индивида или группы, религиозное сознание верующих. Знания и принятые в качестве истинных религиозные идеи, представления и понятия считаются важным условием в культивировании соответствующих ценностей и идей; в-третьих, на соотношение суннитов и шиитов в количественном отношении; в-четвертых, на наличие политической оппозиции на основе религиозно-клерикальных ценностей, либо возможность инициирования формирования таковых; в-пятых, на состав, качество и идейно-политическую ориентацию политической элиты; в-шестых, на гносеологические корни, социальную природу и степень эффективности господствующей идеологии, наличие признаков девальвации объявленных ценностей и кризиса идеологии, образование идеологического вакуума; в-седьмых, на качество и основные параметры политической культуры масс.

Идеологическая мощь и потенциал хомейнизма проявляются в анализе, оценке и учете познавательных, эмоциональных и волевых качеств верующих. В этом отношении особое внимание отводится исламским, прежде всего шиитским, традициям, однако «наблюдатели недооценивали живучесть шиизма с его институтами, его главным догматом о «сокрытом имаме», традициями мученичества (шахадат) и «сокрытия» (такийа), с представлением о ценностях духа и т.д.»1. Хомейнизм считает, что сочетание относительной политической и экономической независимости, испол

1 Дорошенко Е.А. Шиитская традиция и революция 1978-1979 гг. в Иране // Политические отношения на Востоке. M., 1990. С. 4. нение роли проповедника и защитника исламских этернизированных ценностей, постоянный и тесный контакт с массами, позволяют духовенству умело и в интересах политического ислама использовать исторические традиции.

При этом идеи "шахадат" и "такийа" являются способом провоцирования ИРИ отдельных индивидуумов, групп, партий и движений на силовые акции в разных частях мира. Этой идеологией широко пользуются исламские военно-политические формирования как средством оказания давления на соответствующие общественные и международные отношения.

Хомейнизм считает церемонию хаджа (паломничества) важнейшим средством организации исламского политического движения распространения спецлитературы, пропаганды идеи повсеместных революций, обмена опытом борьбы за установление политического господства духовенства. В высказываниях Р.Хомейни паломничество без замысла подчинения его клерикальным интересам считается неполноценной религиозной церемонией.

Представляет интерес отношение хомейнизма к исламскому фундаментализму. Р. Хомейни и его сторонники выступают за идеологическую реабилитацию настоящего течения, считая, что практические акции, связанные с деятельностью этого течения, заслуживают идейной и материальной поддержки. Интегративной основой сближения двух течений является общность интересов борьбы за решение проблемы отношения господства и подчинения в интересах духовенства. Исходя из изложенного, следует вывод о явлении хомейнизма как разновидности исламского фундаментализма, выступающего за расширение влияния указанного течения. Вместе с тем исследуемое течение исключает обстоятельства выражения солидарности с ваххабизмом, выступающим только от имени суннизма и считающим шиизм ошибочным путем развития в исламе. Установление взаимоотношений между этими течениями возможно, так как гибкость и адаптационный потенциал хомейнизма может способствовать сближению позиций обоих течений, исходя из общности политических устремлений.

Р. Хомейни ввел специальный термин "эсломи омрикой" (американский ислам), характеризующий теории, доктрины, нормативно-правовую практику, определяющую ислам как деполитизированную, исключительно обрядовую религию. Основатель исламской республики и его последователи, обращаясь к объектам, которые, в свою очередь, являются субъектами политических отношений внутри мусульманских стран, стремятся доказать обратное.

Теория хомейнистского исламского мессианства составляет основу внешнеполитической идеологии ИРИ. Возвращение Р.Хомейни в кульминационный момент исламской революции 1 февраля 1979 г., свержение монархизма и объявление Ирана исламской республикой в идеологическом отношении преподносятся исламскому миру как одна из форм грядущего пришествия в мир Божественного посланника - мессии, призванного установить справедливый, угодный Аллаху порядок. Во внешнеполитической идеологии ИРИ в форме исламского мессианства, проявляется опыт, искусство, ценностные ориентиры и идеалы, характерные шиизму, адаптированные Р.Хомейни и его последователями к условиям и требованиям современной политической борьбы. Хомейнистское мессианство, оперируя терминами "священный мессия", "распространение истины", "призывы к освобождению"1 и т.п., предполагает, чтобы "эта пропаганда достигла своей цели - завоевала и 2 сердца"

Конституция ИРИ, другие основополагающие нормативно-правовые акты страны, программно-директивные выступления основателя исламской республики и его преемников содержат различные формы современного шиитского мессианства - от пропаганды идеи исламской революции, прямых призывов к свершению насильственных акций в отношениии легитимных, секуляристских, не являющихся "подлинно исламскими" правительств, до санкционирования соответствующим властным структурам непосредственной помощи "угнетенным мусульманам всего мира".

В контексте внешнеполитической идеологии ИРИ заслуживает внимания хомейнистская концепция миропорядка. "Лавинообразный рост активизации религиозных течений в зоне распространения ислама, их влияние на систему международных отношений, поставил в конце 60-х начале 70-х годов в теоретическом и практическом плане исламскую альтернативу миропорядка"3.

Хомейнизм, в формировании нового международного порядка опираясь на исламские ценности, учитывает, во-первых, усиливающийся религиозный фактор в политической жизни мусульманских стран;

1 The Cultural Viewpoints of the Leader of the Islamic Revolution of Iran Ayatollah Seyed - Ali Khamenei. Tehran, 2000. P. 159.

2 The Cultural Viewpoints of the Leader of the Islamic Revolution of Iran Ayatollah Seyed - Ali Khamenei. Tehran, 2000. P. 159.

3 Жданов H.B. Исламская концепция миропорядка. M., 1991. С.4. во-вторых, активную тенденцию глобализации политического ислама; в-третьих, невиданный, по сравнению с европейскими странами, рост населения, следовательно, расширение социальной базы последователей ислама; в-четвертых, наличие огромных финансовых и реальных условий для получения возможности диктовать другим странам собственные концепции формирования ценообразований на углеводородное сырье; в-пятых, удобное географическое положение, затрудняющее противнику проведение блокирования и принятия геоограничительных мер; в-шестых, наличие самодостаточной сакральной идеологии, более близкой к мировоззрению субъектов политических отношений регионального и глобального масштабов.

Важнейшим мировоззренческим компонентом любого мусульманина, независимо от национальной, гражданской, партийной принадлежности, служебного и имущественного положения, является ислам. По утверждению Р.Хомейни, постпророческий ислам оказался политически невостребованным. Возвращение к былой славе ислама, повторение опыта Пророка в распространении священной религии, хомейнизм считает важнейшей задачей современного политического ислама. В основу процесса формирования нового международного порядка предлагаются идеи Корана. Взгляды Р. Хомейни созвучны с идеями известного суннитского идеолога Абдоль Карим Османа: «Нельзя, чтобы умма ограничивала собой поле действия Корана, оставляя в стороне другие нации, так как Аллах пожелал, чтобы Коран был откровением, основным суждением и мерой действия и поведения для всех людей»1.

1 Осман A.K. Черты исламской культуры. Бейрут, 1985. С.121.

Многие мусульманские теологи, опираясь на доктрину исламского универсализма, считают наиболее подходящим формирование нового мирового порядка на основе исламистской идеологии мирными средствами. Хомейнизм, не отвергая указанного пути, вместе с тем считает насильственное проникновение наиболее коротким и эффективным способом достижения цели.

Не воспринимая сложившуюся систему миропорядка, хомейнизм считает, что общественные субъекты, действующие на мировой арене, не самостоятельны и одухотворены влиянием главы злых духов - «великого сатаны». Под воздействием последнего, многие из них стали представителями нечистой силы различной величины. Они являются виновниками всех конфликтов, войн, нищеты, бесправия и несправедливости. Эти страны и их союзников Р.Хомейни называет тогутами - коранический термин, обозначающий злого духа, дьявола. Одним из условий формирования нового миропорядка хомейнизм считает детогутизацию международных отношений, избавление человечества от империализма как фактора мировой политики. В идеологическом плане детогутизация миропорядка, согласно идеям хомейнизма, заканчивается исламизацией международных отношений, которая за определенный период решает следующие вопросы: во-первых, ликвидирует вакуум, связанный с отсутствием единой центральной власти; во-вторых, положит конец несовпадающим между субъектами международных отношений ценностям и идеологическим ориентирам; в-третьих, сформирует высший орган, который определит правомерность либо неправомерность действий индивидов, групп, сообществ; в-четвертых, создаст нормы права, исполнение которых будет носить обязательный характер.

Воплощение идеи детогутизации составляет основу хомейнистской исламизации международных отношений.

На протяжении более двадцати лет хомейнизм и внешнеполитическая идеология ИРИ в принципиальном отношении не претерпели существенных изменений. Инициатива, связанная с именем нынешнего Президента страны С.М.Хатами и названная «диалогом цивилизаций», представляет жизненно важное значение не только для Ирана, регионов Ближнего и Среднего Востока, но и всего человечества в целом. Актуальность диалога цивилизаций с позиции нынешнего главы исполнительной власти ИРИ выражается в подсказке формы избавления человечества от катаклизмов, изложенной в теории С. Хангтинтона «конфликт цивилизаций».

Вместе с тем, по истечении достаточного времени, указанная идея оставалась нереализованной, за исключением пропагандистского обеспечения инициативы, по следующим причинам: во-первых, по политическим и экономическим критериям Иран не является величиной, способной самостоятельно реализовывать свои собственные идеи, замыслы и инициативы, имеющие глобальное значение; во-вторых, согласно Конституции ИРИ, глава исполнительной власти, каковым является Президент, не наделен полномочиями определения политики государства, как внутренней, так и внешней; в-третьих, лидером ИРИ, хотя и не опровергнута, однако официально и не выражена поддержка настоящей инициативы; в-четвертых, и это самое главное, идеи диалога цивилизаций находятся в диссонансе с главными идеологическими ценностями, объявленными Основным Законом страны; в-пятых, указанная инициатива не характерна для идеологии хомейнизма, который видит будущее планеты исключительно исламским, следовательно, не считает возможным ведение диалога и переговоров. Неохомейнизм в смысле позитивного реформирования господствующей формы общественного сознания находится на стадии зарождения, не обладает определенным статусом; в-шестых, диалог цивилизаций может являться акцией идеологического маневрирования, демонстрацией совершенства исламской системы в понятиях человеческого измерения.

Таким образом, хомейнизм составляет основу внешнеполитической идеологии Исламской Республики Иран, является стержневой конструкцией притязаний шиитского духовенства на сохранение и укрепление своей политической власти в стране.

 

Список научной литературыЯтимов, Саймумин Сатторович, диссертация по теме "Политические проблемы международных отношений и глобального развития"

1. Абдухомид А. Основы политики. - Тегеран, 1997. - С. 613 (на перс. яз.).

2. Авдеева Л.Е., Алиев С.М. и др. Иранская революция 1978-1979 гг. Причины и уроки. М.,1989. - С. 556.

3. Агаев С.Л. Иран между прошлым и будущим. М., 1987. - С. 317.

4. Агаев С. Л. Иранская революция, США и международная безопасность. М., 1986. - С. 551.

5. Аллахери А. Великое прошлое ислама. Тегеран, 1994. - С. 211 (на перс. яз.).

6. Амини И. Сиясате хоричие хокомате исломи. Техрон, 1983. -С. 185 (на перс. яз.).

7. Амирахмади X. Региональная внешняя политика Ирана // Экономическая политика (Тегеран). 1992. - № 73. - С. 15 (на перс. яз.).

8. Американский экспансионизм. М., 1985. - С. 339.

9. Анаркулова Д. Шиитское духовенство в иранской революции 1978 -1979 годов. Душанбе, 1993. - С. 260.

10. Ардекани Р. Эффективность и расцвет исламской цивилизации в нашу эпоху // Третий взгляд. 1997. - № 51. - С. 4.

11. Асадулла Б. Сохте сиёсеи Ирон. Техрон, 1997. - С. 35 (на перс, яз.).

12. Афсахзод А. Хазрати имом Хумайни падари инкилоби исломи. - Душанбе, 1998. - С. 70 (на тадж. яз.).

13. Ахмад М.Т. Убийство во имя Аллаха ?-Исламабад, 1997.-С. 196.

14. Бает С. Низаме сиясие ислом. Техрон, 1986. - С. 65 (на перс.яз.).

15. Бажанов Е.П. Актуальные проблемы международных отношений (избр. труды в 3-х томах). Т. 1. - М., 2001. - С. 461.

16. Барзин С. Формирование политических фракций в Иране с 1981 по 23.05.1997. Тегеран, 1998. - С. 125 (на перс. яз.).

17. Бат-Йеор 3. Евреи и христиане под властью ислама. Иерусалим, 1991. - С. 250.

18. Бжезинский 3. Великая шахматная доска (Господство Америки и её геостратегические императивы). М., 1999. - С. 256.

19. Браун А. Проблемы безопасности стран Персидского залива и роль Совета сотрудничества в ее решении // Вестник ИРНА. Тегеран, 1988. - С. 58.

20. Бузург К. Разрядка напряженности во внешней политике Хатами // Оценка внешней политики Хатами с позиции ученых. Тегеран, 2001. - С. 21 (на перс. яз.).

21. Бункина М.К., Дементьев Р.В. Международные факторы социального прогресса. М.,1987. - С. 316.

22. Васильев А.С. История религий Востока. М., 1988. - С. 414.

23. Весна свободы. К годовщине победы Исламской революции в Иране.-М., 1994.-С. 177.

24. Вилояти А. Выступление на 45-й Сессии Генеральной Ассамблеи ООН // Международная политика Исламской Республики Иран.- Тегеран, 1993. С. 15 (на перс. яз.).

25. Вилояти А. Гуфтугу бо намояндагони Итолиё, Испания ва Ирландия II Сиясате хоридже (Техрон). 1996. - № 10. - С. 10 (на перс. яз.).

26. Воизи М. Интервью телевидению Си-Эн-Эн // Кейхан (Тегеран).- 1998. № 9. - С. 9 (на перс. яз.).

27. Володар В. Персидский залив в колониальной эре. Тегеран, 1983.-С. 153.

28. Выступление Р.Хомейни перед студентами Тегеранского университета // Иттилоот. 1980. - 7 марта. - С. 2.

29. Говахе А. Сиясате хориджийе Ирон аз нигахе Куран, суханане Имам ва Конуне Асосе // Сиясате хоридже. 1997. - № 2. - С. 25 (на перс. яз.).

30. Гушер А., Славохотов А. Стратегия национальной безопасности России на Юге // Азия и Африка. 1997. - № 1. - С. 18.

31. Давлатов М. Ислам религия Аллаха, но Аллах против терроризма // Чашмандоз (Душанбе). 2001. - № 23. - С. 12.

32. Джалоипур X. Нация и уммат // Сиясате хоридже. 1996. - № 1. - С. 21 (на перс. яз.).

33. Джовид И. Жеополитик ва сиясате хориджийе Ирон. Техрон, 1997. - С. 215 (на перс. яз.).

34. Джорж П. Геополитика. Тегеран, 1970. - С. 318 (на перс. яз.).

35. Документы переписки между ИРИ и Ираком. Тегеран, 1997. -С. 388.

36. Дорогиенко Е. Институт марджаията в шиитской общине II Азия и Африка. 1997. - № 1. - С. 13.

37. Дорошенко Е.А. Шиитская традиция и революция 1978-1979 гг. в Иране // Политические отношения на Востоке. М.,1990. - С. 12.

38. Дорошенко Е.А. Иран: мусульманские (шиитские) традиции и современность // Азия и Африка сегодня. 1980. - № 8. - С. 10.

39. Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в современном Иране. -М., 1995. С. 221.

40. Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в двух революциях: 1995-1911 и 1978- 1979 гг. М., 1998.-С. 240.

41. Елсорот-ул-Хусейн (Тегеран). 1994. - № 23. - С. 63 (на перс, яз.).

42. Елсорот-ул-Хусайн (Тегеран). 1995. - № 25. - С. 59 (на перс, яз.).

43. Ерасов Б.С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М., 1982. - С. 280.

44. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 1991. - С. 214.

45. Заявление Общества борющегося духовенства // Арзишхо (Тегеран). 1997. - № 5. - С. 2 (на перс. яз.).

46. Заявление Общества защиты ценностей исламской революции // Арзишхо (Тегеран). 1966. - № 20. - С. 3 (на перс. яз.).

47. Иванов М.С. Иран сегодня. М., 1970. - С. 29.

48. Иззати И. Иранская геополитика и ее влияние на безопасность Персидского залива // Внешняя политика. 1998. - № 1. - С. 15 (на перс. яз.).

49. Изречения, афоризмы и наставления имама Хомейни. Тегеран, 1995. - С. 235.

50. Ильин В.В. Политология. М., 1999. - С. 539

51. Интервью Генерального Секретаря Ливанского хизбуллаха Сайид Хасан Насрулла относительно изменения на юге Ливана и Среднего Востока // Джомхурийе Исломи. 1999. - 6 марта. - С. 1 (на перс. яз.).

52. Итоат Дж. Геополитика и внешняя политика Ирана. Тегеран, 1997. - С. 215 (на перс. яз.).

53. Казвини С. Баррасии додгоххои чабхаи начоти исломии Алча-зоир // Сиясате хоридже. 1993. - № 1. - С. 13 (на перс. яз.).

54. Каземи А. Новейшая дипломатия в эпоху изменений международных отношений. Тегеран, 1991. - С. 365 (на перс. яз.).

55. Камбтон А. Давлат ва хукумат дар ислом. Техрон, 1999. - С. 561 (на перс. яз.).

56. Каримов И. Узбекистан на пороге 21-го века, угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. Ташкент, 1997. - С. 160.

57. Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997. - С. 847.

58. Конституция ИРИ. М., 1994. - С. 32.

59. Краткий политический словарь. М., 1988. - С. 478.

60. Кудряшова И.В. Фундаментализм в пространстве современного мира // Политологические науки. 2002. - № 1. - С. 74.

61. Лари М.С. Пророчество. Баку, 1994. - С. 156.

62. Лари М.С. Имамат верховная власть мусульманской общины. - Баку, 1996.-С. 184.

63. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 17. - М., 1978.

64. Лориджони М. Теория национальной стратегии. Тегеран,1997. -С. 121 (на перс. яз.).

65. Мавозеи Чумхурии Исломии Эрон дар сиясате хоридже (хуло-саи маколоти мачаллаи Сиясате хоридже аз мехр то исфанди с. 1375) // The Iranian Journal of International Affairs. 1997. - № 11. - C. 26 (на перс. яз.).

66. Малышева Д.Б. Религиозный фактор в вооруженных конфликтах современности. М., 1991. - С. 196.

67. Манобеи расмии тасмимгири дар сиясате хоридже // Хурдод. -1999. 20 апрел. - С. 32 (на перс. яз.).

68. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3.

69. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 12. -М., 1981.

70. Марьясов А. Внешняя политика и дипломатия ИРИ. М., 1985. -С. 351.

71. Масъудние X. Заметки по поводу реформизма и культурного нашествия на Иран // Внешняя политика (Тегеран). 1997. -№11.-С. 9 (на перс. яз.).

72. Малики К. Нигохе ба Чумхурии худмухтори Чечен ва тахаввуло-ти он // Осиёи Миёна ва Кафкоз. 1994. - № 6. - С. 12 (на перс. яз.).

73. Малушков В.Г., Хромова К.А. Поиски путей реформации в исламе: опыт Ирана. М., 1991. - С. 205.

74. Махмадов А.Н. Политическое поведение: социальные факторы и формы проявления. Душанбе, 2000. - С. 74.

75. Махмадов А. Н. Точикистон дар масири истиклолият. Душанбе, 2000. - С. 92 (на тадж. яз.).

76. Международные отношения: социологические подходы // Под ред. ПАЦиганкова М., 1998. - С. 352.

77. Мортаджи X. Дженаххайе сеяси дар Ирон. Техрон, 1997. - С. 304 (на перс. яз.).

78. Мубин (Тегеран). 1996. - № 231. - С. 60 (на перс. яз.).

79. Мутахари М. Ислом ва талаботи замон. 4.1. - Техрон, 1986. -С. 426 (на перс. яз.).

80. Мутахари М. Достони ростон // Мачмуаи чахонии ахли байт. -Кум, 1997. С. 306 (на перс. яз.).

81. Назаров Т.Н. Таджикистан: экономика, политика, международное сотрудничество. Душанбе, 2001. - С. 248.

82. Наш век (Тегеран). 1995. - № 29. - С. 58 (на перс. яз.).

83. Наш век (Тегеран). 1994. - № 62. - С. 3 (на перс. яз.).

84. Наш век (Тегеран). 1996. - № 64. - С. 2 (на перс. яз.).

85. Нестеренко Г.Я. Проблема сознания в марксистской социологии. М., 1971.-С. 279.

86. Низомулмулк Т. Сиёсатнома. Техрон, 1995. - С. 335 (на перс, яз.).

87. Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки. М., 1969.-С. 396.

88. Олбрайт М. Об американо-иранских отношениях // Iran Focus. -Лондон, 1998. С. 8.

89. Осман А.К. Черты исламской культуры. Бейрут, 1985. - С. 375 (на арабск. яз.).

90. Ответы Посла России в Иране Шувалова К.В. на вопросы газеты Хорасан (Тегеран). 1999. - 15 февраля. - С. 4.

91. Ответы Посла России в Иране Шувалова К.В. на вопросы Информационного агентства ИРНА // Джомхурийе Исломи. 1999. -15 мая. - С. 2.

92. Отюцкий ГЛ. Политические идеологии // Политология. М., 2000. - С. 3.

93. Пахлавон Ч. Миллат, мазхаб, ояндаи таммадуни эрони // Эрон фардо. 1992. - № 3. - С. 8 (на перс. яз.).

94. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. Т.1. -М., 1956.

95. Политология / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2000. - С. 599.

96. Президент ва сиясате хоридже // Ахбор (Техрон). 1999. - 19 феврал. - С. 5 (на перс. яз.).

97. Рахмонов Э.Ш. Пути избавления от всеобщего кризиса // Таджикистан на пути к демократии и цивилизации. Душанбе, 1998. -С. 8.

98. Рахмонов Э.Ш. Суханрони дар назди намояндагони хизб ва ха-ракатхои сиёси // Пайванд (Душанбе). 1998. - № 2. - С.З.

99. Рахмонов Э.Ш. Обращение к международному сообществу по радио ООН, в рамках 54-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 29.09.1999 г. Внешняя политика Президента Рахмонова. Душанбе, 2001.-С. 8.

100. Рахмонов Э.Ш. Таджикистан: десять лет суверенитета, национального единства и созидания. Т.1. - Душанбе, 2001. - С. 511.

101. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М., 1974. - С. 237.

102. Садр С.М. Социальная справедливость с точки зрения имама Хомейни // Третий взгляд (Москва). 1997. - № 44. - С. 5 (на перс, яз.).

103. Саидбаев Т.С. Ислам и общество. М., 1984. - С. 301.

104. Собх (Тегеран). 1995. - № 47. - С. 65 (на перс. яз.).

105. Спецпослание Общества борющегося духовенства в связи со вторым туром выборов в 5-й Маджлис Исламского Совета. Тегеран,1996. - С. 3 (на перс. яз.).

106. Суруш А. Мадоро ва мудирият. Техрон, 1998. - С. 225 (на перс. яз.).

107. Суруш А. Важнее чем идеология. Тегеран, 1999. - С. 411 (наперс. яз.).

108. Сычев В. США и мусульманский мир. Душанбе, 1989. - С. 284.

109. Табатабои М. Саидджамолиддини Асадабади ва бидории машрикзамин. Техрон, 1993. - С. 158 (на перс. яз.).

110. Табатабои М. Мухити Саидджамолиддини Асадабади ва бидории машрикзамин. Техрон, 1993. - С. 211 (на перс. яз.).

111. Такви Н. «Совет» во внешней политике (на основе идей Имама Хомейни) // Внешняя политика. 1998. - № 3. - С. 13 (на перс, яз.).

112. Тасхири М. Хукуки башар ва густариши он // Сиясате хоридже. 1996. - №1. - С. 16 (на перс. яз.).

113. Тугаринов В.П. Философия сознания. М., 1971. - С. 196.

114. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980. - С. 270.

115. Цыганков П.А. Теория международных отношений. М., 2002. -С. 590.

116. Хаан Э. О характере закономерностей духовной жизни общества // Вопросы философии. 1974. - № 3. - С. 13.

117. Хоманаи С. Суханрони дар чамъи кишвархои гуногуни мардум // Сиясате хоридже. 1994. - № 3. - С. 3 (на перс. яз.).

118. Хоманаи С. Суханрони дар солрузи иртихоли Имом Хомайни // Сиясате хоридже. 1994. - № 4. - С. 6 (на перс. яз.).

119. Хоманаи С. Фаластин аз дидгохи Имом Хумайни. Техрон,1995. С. 234 (на перс. яз.).

120. Хоманаи С. Хутбаи аввал // Хукумат дар ислом. 4.1. - Техрон,1996. С. 15 (на перс. яз.).

121. Хомейни Р. Послание имама Хомейни паломникам Мекки. -Тегеран, 1987. С. 5 (на перс. яз.).

122. Хомейни Р. Послание исламской революции, обращенное к миру // Третий взгляд (Москва). 1998. - № 52. - С. 1 (на перс. яз.).

123. Хомейни Р. Сахифайе нур. Т.2. - Тегеран, 1980. - С. 421 (на перс. яз.).

124. Хомейни Р. Сахифайе нур. Т.З. - Тегеран, 1980. - С. 382 (на перс. яз.).

125. Хомейни Р. Сахифайе нур. Т.4. - Тегеран, 1980. - С. 281 (на перс. яз.).

126. Хомейни Р. Сахифайе нур. Т.7.- Тегеран, 1984. - С. 250 (на перс. яз.).

127. Хомейни Р. Сахифайе нур. Т.9. - Тегеран, 1988. - С. 266 (на перс. яз.).

128. Хомейни Р. Сахифайе нур. Т.10. - Тегеран, 1988. - С. 259 (на перс. яз.).

129. Хомейни Р. Сахифайе нур. Т. 13. - Тегеран, 1989. - С. 271 (на перс. яз.).

130. Хомейни Р. Сахифайе нур. Т. 15. - Тегеран, 1989. - С. 310 (на перс. яз.).

131. Хомейни Р. Сахифайе нур. Т. 17. - Тегеран, 1989. - С. 305 (на перс. яз.).

132. Хомейни Р. Сахифайе нур. Т.18. - Тегеран, 1989. - С. 369 (на перс. яз.).

133. Хомейни Р. Сахифайе нур. Т.20. - Тегеран, 1989. - С. 298 (на перс. яз.).

134. Хомейни Р. Вилаяти факих. Хокомати ислами. Тегеран, 2000. - С. 169 (на перс. яз.).

135. Чистый ислам в речах и посланиях имама Хомейни. Тегеран, 1995. - С. 180 (на перс. яз.).

136. Что есть что в мировой политике / Редколлегия под руководством Е.М. Примакова и А.И. Власова. М., 1987. - С. 479.

137. Шарипов С.И. Таджикистан: демократизация политических отношений. Душанбе, 2000. - С. 124.

138. Шарипов С.И. Демократизация политических процессов в современном Таджикистане. Душанбе, 2001. - С. 318.

139. Шебаршин Л. Страшный Тегеран. Хомейни глазами разведчика // Новая газета. 2001. - № 45. - 2 июля. - С. 5.

140. Шердаков В.Н. Иллюзия добра. Моральные ценности и религиозная вера. М.,1982. - С. 286.

141. Шораки X. Чумхурии Исломии Эрон ва Точикистон чолишхо ва манофеи миллии Эрон II Осиёи маркази ва Кафкоз. 1998. - № 22. -С. 16.

142. Шукуров М. Халой маънави дар Точикистон ва рисолати таърихии Эрон // Осиёи Миёна ва Кафкоз. 1997. - №№ 5, 16. - С. 18 (на тадж. яз.).

143. Энгельс Ф. Персия и Китай. Т. 12.

144. Юсупов П.С. Теология «исламской революции» (на примере современной концепции шиитского духовенства Ирана и идеологов «Братьев-мусульман»). Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд.истор.наук. М.,1989. - С. 17.

145. Яковлев М.В. Идеология. М., 1979. - С. 269.

146. Abootalebi A. The strugle for democracy in the Islamic Republic of Iran II Meria Middle East Review of International Affairs. Vol. 4. -2000. - № 3. - September. - P. 21.

147. Ahmad N., Карм В. Islamic fundamentalism. Islam press CO USA, 1982.-P. 285.

148. Akhavi S. Ideology and Iranian revolution // Iran since revolution. -N.Y., 1985.- P. 315.

149. Aqili S. D-8 shoulders heavy responsibility // Tehran Times daily. -1999. February. - P. 3.

150. Aracchi S.A. Islamic Theo-democratic: the political ideas of Abdul Ala- al- Mawdudi // The Iranian Journal of International Affairs. Vol. VIII.-1996.-№4.

151. Asghar J. Iran and Persian Gulf: prospects for cooperation // Iranian Journal of International relation. Vol. VIII. - 1996. - № 3. - P. 8.

152. Avalon A. Middle East Contemporary survey (San-Francisco). -Vol. XW. 1990.

153. Bayat M. Shia Islam as a functioning ideology in Iran: the cult of hidden Imam // Iran since revolution. N.Y., 1985. - P. 215.

154. Bell D. The end ideology. N.Y., 1960. - P. 185.

155. Chaffield D. The information revolution and the shaping of democratic global order // New thinking and developments in international politics: opportunities and dangers. N.Y., 1985. - P. 115.

156. Chubin S. The Geopolitics of the southern republics of CIS II The Iranian Journal of International Affairs. Vol. IV. - 1992. - № 2. - P. 28.

157. Esposito J. The Islamic Republic of Iran and the West II The Iranian Journal of International Affairs. Vol. III. - 1991-92. - № 4. - P. 13.

158. Etaat J. Geopolitics and Iran's foreign policy. Tehran, 1976. - P. 181.

159. Farhang R. Iranian Ideology and Worldview: The Cultural Export of Revolution // The Iranian Revolution its Global Impact. Miami, 1990. - P. 29.

160. Fesharaki F. OPEC: Past, Present and Future// The Iranian Journal of International Affairs. Vol. II. - 1990. - № 4.

161. Geofrey H. Irans Sekret Programm. The conspiracy to Wipe out the Bahais Castll Camps. Cambrige, 1982. - P. 241.

162. Ghavam A. Reform and revolution // The Iranian Journal of International Affairs. Vol. II. - 1985. - № 2 & 3.

163. Glavson P. Iran s Chalange to the West: How, When and Why. -Washington, 1993.-P. 280.

164. Gordon C. Political and diplomatic history. N.Y., 1972. - P. 210.

165. Hiro D. Iran under the ayatollahs, London, Boston and Henley, 1985.-P. 414.

166. Hunt H. Ideology and US foreign policy. London, 1987. - P. 315.

167. Hunter T. Iran after Khomeini. Washington , 1996. - P. 163.

168. Islam M. Human rights in Islamic law and international law: a comparative study // The Iranian Journal of International Affairs. Vol. III. -1992.-№ 4.-P. 21.

169. John L., James P. The Global Impact of the Iranian Revolution: a policy perspective II The Iranian Revolution its Global Impact. Miami,1990.-P. 57.

170. Kazvini A. On the foreign policy of Islam // The Iranian Journal of International Affairs (Tehron). 1996. - № 4. - P. 30.

171. Khatami S. Islam, liberty and development (President's inauguration speech) II Iran News daily. -1999. February. - P. 2.

172. Khatami's adress to a grand rally in Hamadon // Tehran Times. -1999.-July 28.-P. 2.

173. Khomeini R. Islam and Revolution. Tehron, 1981. - P. 181.

174. Khomeini R. Open letter to Prime Minister Hoveyda II Islam and Revolution. USA, 1981. - P. 5.

175. Khomeini R. American diminution of our movement means domination of Muslims (message to the Pakistan armed forces and General Naras upon their return from the pilgrimage). Tehron, 1979. - P. 4.

176. Khomeini R. The messages of Imam Khomeini dealing with Den spies. Tehron, 1996. - P. 3.

177. Khomeini R. All Governments must know, that Islam is unconquerable II Selected massages and speeches of Imam Khomeini. Tehron,1991.-P. 10.

178. Lovel G. The challenge of American Foreign Policy. N.Y., 1985. -P. 180.

179. Maleki A. Cooperation a new of the Iranian foreign policy II The Iranian Journal of International Affairs. Vol. 5. - 1993. - № 1.

180. Mansur S. The political significance for muslims of the Islamic Revolution in Iran // The Iranian Journal of International Affairs. 1993. -№ 3. - P. 27.

181. Mison N. Islam and Revolution in the Middle East. London, 1986. -P. 165.

182. Ramazoni R. K. Revolutionary Iran. Challenge and response in the Middle East. Baltimore, 1985. - P. 311.

183. Ramazoni R. K. Khomeini's Islam in Iran's Foreign Policy // Islam in Foreign Policy. Cambridge, 1986. - P. 75.

184. Ramazoni R.K. Iranian Foreign policy: south and north // The Iranian Journal of International Affairs. Vol. VII. - 1987. - № 4. - P. 31.

185. Rekhess E. The Iranian Impact on the Islamic Jihad Movement in the Gaza Strip // The Iranian Revolution and the Muslim World. Oxford , 1990.-P. 15.

186. Richard C. Iran's persiption of the superpowers. Ideology and Iranian Revolution. N.Y., 1985. - P. 210.

187. Riza S. Islamic fundamentalism and democratisation in the Middle East II The Iranian Journal of International Affairs. 1994. - № 2. - P. 18.

188. Sayings of the Ayatollah Khomeini: political, social and religious. -N.Y., 1980.-P. 115.

189. The Cultural Viewpoints of the Leader of the Islamic Revolution of Iran Ayatollah Seyed Ali Khamenei. - Tehran, 2000. - P. 249.

190. The Holy Qur-an. English translation of the meanings and commentary. Al-Madinah, 1993.

191. Velayati A. Speech dilivered before the 50-th Session of United Nations General Assambly in the New York, 26.09. 95 // The Iranian Journal of International Affairs. Vol. Yll. - 1996. - № 4. - P. 19.

192. Wilber D. Contemprory Iran. London, 1962. - P. 224.