автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Политические партии и группировки в Иране
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Раванди-Фадаи, Светлана Меджидовна
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. Возникновение первых политических партий и история их деятельности до начала "белой революции".
1. Возникновение и организационная специфика партийного строительства в Иране в период 1903-1941 гг.
2. Отречение Реза-шаха и оживление партийной деятельности (1941-1950гг.).
3. Борьба за национализацию нефтяной промышленности и
Национальный Фронт.
4. Структура иранских партий в 40-50-ые гг. а.) Религиозные партии и группировки. б.) Националистические партии. в.) Левые партии. г.) Консервативные партии.
Глава II. Партийно-политическая структура иранского общества в период реформ 60-70-х гг. и формирование исламской оппозиции.
1. Создание управляемой партийной системы.
2. Светские легальные и нелегальные партии. а.) Националистские и националистско-религиозные партии и группировки. б.) Левые политические партии и группировки (Коммунистической ориентации).
3. Формирование исламской оппозиции.
Глава III. Партийно-политический процесс в Исламской республике Иран.
1. Политические условия создания партий и группировок в Иране после исламской революции.
2. Либеральные партии и группировки.
3. Структура и деятельность правых партий и группировок духовенства.
4. Левое крыло партий и группировок.
Введение диссертации2002 год, автореферат по истории, Раванди-Фадаи, Светлана Меджидовна
Настоящая диссертационная работа представляет собой исследование истории и особенностей партийно-политического процесса в Иране, характерного для политического развития восточных обществ. Основным объектом изучения является современный политический процесс в рамках различных политических партий, организаций, обществ и движений. Для более полного анализа этого процесса в работе рассмотрена история зарождения первых партий в Иране, дана характеристика их^деятельности в самые сложные периоды исторического развития Ирана. Это, прежде всего, период Конституционного движения, Второй мировой войны и создания национальных автономий в Иране, движение за национализацию нефти. Несмотря на исторический опыт организационного оформления религиозных течений, в появлении первых партий в Иране огромную роль сыграл внешний фактор, особенно такой как влияние российской социал-демократии. Геополитические изменения в мире, связанные с крушением мировой системы социализма, делают актуальным выявление степени воздействия этого фактора на политическую историю Ирана, так как все левое движение в Иране сформировалось, а затем и действовало под влиянием сначала РСДРП, а затем ВКП(б) и КПСС.
Начавшееся в период Конституционного движения становление буржуазно-демократических партий, получившее импульс в период смены монархий, было фактически заторможено в результате установления личной диктатуры Реза-шаха. Потенциал партийной деятельности оказался недостаточным для того, чтобы противостоять этой диктатуре, и не был востребован самим режимом, который путем репрессий сумел подавить левое движение и не допустить политизацию духовенства.
Отречение Реза-шаха в условиях оккупации Ирана союзническими войсками вызвало "бум" партийного строительства, возникли партии самого разного направления, в том числе и партии духовенства, сохранившиеся на политической арене до сегодняшнего дня. Историческим этапом, оказавшим решающее влияние на формирование оппозиционного движения духовенства как политической силы общества, сумевшей изменить государственный строй Ирана, стал период реформ, инициированных последним шахом Ирана. В работе предпринят анализ партийной системы этого периода, особенно большое внимание уделено характеристике различных группировок духовенства, которым удалось не только стать реальным субъектом политического процесса, но и возглавить антишахское движение, перехватив инициативу как у буржуазных, так и левых партий.
Главное внимание уделено анализу структуры политических группировок и партий духовенства, действующих в условиях исламского правления., который позволяет говорить о значительной трансформации в 90-2000 гг. исламского режима, о тенденции снижения в нем значимости религиозной компоненты. После событий 11 сентября 2001г. и начала антитеррористической кампании, которая в значительной степени направлена против исламского экстремизма, анализ эволюции партийно-политической деятельности исламского духовенства, находящегося у власти в Иране, представляет значительный интерес.
Научная и практическая актуальность исследования обусловлена уникальностью самой государственной формы современного Ирана, сложностью политического развития внутри самого Ирана, острым столкновением различных политических сил, что находит свое отражение и во внешнеполитическом курсе режима. Без объективного представления о соотношении политических сил в Иране крайне затруднительно прогнозировать состояние и тенденции в отношениях Ирана с различными группами стран, направление его региональной политики. Так как Иран является одним из ближайших соседей России, а его культурно-историческая судьба тесно переплетена как с новыми государствами, возникшими после распада СССР, так и с мусульманскими регионами современной России, то события, происходящие в Иране, не могут не оказывать влияния на эти регионы. Исламская Республика Иран заявляет о своем стремлении стать стратегическим партнером России, которая для выбора оптимального уровня сотрудничества с Ираном должна учитывать соотношение политических сил, находящихся у власти. Поэтому активизация конкретного материала относительно деятельности политических партий в Иране в связи с формированием восточного направления внешней политики России приобретает особую актуальность.
Хронологические рамки данной диссертации охватывают период с начала XX века, после Конституционного движения в Иране, на который приходится первый период массового создания политических партий и организаций, до настоящего времени. Необходимость анализа деятельности политических партий в историческом аспекте вызвана тем, что без учета тех особенностей, которыми характеризовался процесс создания и развития партийных организаций, невозможно правильно понять специфику политического процесса в современном Иране.
Цель диссертации. Целью данного исследования является обобщение основных тенденций партийно-групповой организации политического процесса в условиях модернизирующегося в XX веке иранского общества, и смены различных моделей политического и экономического развития Ирана. Решение этого вопроса потребовало провести анализ процесса завоевания духовенством политической власти и взаимоотношений шиитского духовенства с властью на разных исторических этапах. Для достижения этой цели в диссертации были поставлены следующие задачи:
- систематизация по возможности максимального количества сведений о созданных и действовавших в Иране партий, партийных организаций и группировок; анализ организационной, социальной структуры и программных документов действующих партий; генезис и эволюция политических движений в рамках левого, либерального, националистического и исламского,
- анализ эволюции политического процесса в современном Иране, раскрытие его характера и особенностей в период пребывания у власти Хомейни и в период "иранской оттепели", то есть на рубеже ХХ-ХХ1 веков.
Научная новизна исследования состоит, прежде всего, в том, что оно является первой попыткой в российской иранистике провести комплексное исследование истории создания и деятельности политических партий и группировок в Иране. До сих пор объектом исследования советской и российской иранистики являлись отдельные партии, или определенные периоды истории Ирана, анализ которых включал в себя характеристику более крупных политических организаций Ирана. Наиболее исследованными были левые партии, в первую очередь "Туде," и период борьбы правительства Мосаддыка за национализацию нефтяной промышленности, лидером которой выступил Национальный Фронт Ирана. Наименее изученной является деятельность исламских партий - как до падения шахского режима, так и после установления исламского правления. Впервые в иранистике сделана попытка составить хронологическую карту деятельности партий.
Научная и практическая значимость работы. Результаты работы, введенные в оборот новые материалы, углубляют и дополняют понимание ситуации в Иране, позволяют прогнозировать возможные сценарии политической эволюции Ирана. Выводы диссертации, собранный и систематизированный материал могут быть использованы для дальнейшего изучения Ирана, прогнозирования участия Ирана в мировом политическом процессе, взаимоотношений его с мировым сообществом, в том числе с Россией. Материащл диссертации представляют определенный интерес для высших государственных организаций России, для практических организаций, а также для преподавателей и студентов, изучающих Иран.
Методологическая основа исследования. При проведении исследования диссертантом был использован исторический метод и метод сравнительного анализа с привлечением многих источников и научных трудов отечественных и зарубежных исследователей, посвященных изучению проблем политической истории и деятельности политических организаций в XX веке. Методологической базой исследования послужили труды советских, российских, иранских, западных ученых, а также лидеров иранских партий, в которых рассматривались проблемы формирования и деятельности партийных организаций на различных исторических этапах.
Обзор источников и литературы. Источниковедческой базой для диссертации явились программные документы политических организаций и партий, монографические исследования иранских политологов, которые в своих работах использовали недоступные российским ученным материалы иранских архивов. Использованы монографические работы и отдельные статьи иранистов по проблемам, связанным с деятельностью партий. Широко использованы материалы периодической прессы современного Ирана, материалы предвыборных компаний различных политических группировок - при выборах президента и в меджлис VI созыва в конце 90-х -2001г.
При разработке как исторических, так и теоретических аспектов исследуемой темы, автор опирался на работы таких российских и советских востоковедов как С.М. Алиев, С.Л. Агаев, Н.К. Белова, А.З. Арабаджян, З.А. Арабаджян, Ш.М.Бади, ЕА. Дорошенко, С.Б. Дружиловский, Л.М. Кулагина, Н.М. Мамедова, В.Н. Пластун, Л.Е. Скляров, В.И. Юртаев и др.
В советской и российской иранистике специальных работ по истории образования и развития партий, организаций, отдельных группировок в Иране не было. Те или иные вопросы партийного строительства в Иране разбираются в работах общего содержания, посвященных истории, социально-экономическим и политическим проблемам развития иранского общества. Большинство этих работ касаются отдельных периодов развития Ирана, и в них авторы дают анализ деятельности некоторых партий, общественных организаций, партийных группировок. Именно эти вопросы представляют интерес для данной работы. Исключением является диссертационная работа И.А. Дмитриева "Общество "Ходжатийе" как религиозно-политическая организация в Иране", защищенная в 1992 г. в ИВ РАН, в которой даётся генезис, структура и деятельность этой своеобразной религиозной организации. Данная в работе характеристика этого общества и отдельных его членов после падения монархии и установления исламской государственности даёт полное основание рассматривать его в качестве не только религиозной, но и политической организации. Поэтому мы включили её в число группировок, рассматриваемых в данной диссертационной работе.
Так как анализ партийного строительства в Иране даётся в представленной диссертации на широком историческом фоне (почти 100 лет), в работе в значительной мере использованы труды касающиеся важнейших исторических этапов.
Для данного диссертационного исследования одним из таких определяющих периодов является революция 1905-1911 гг., когда в Иране впервые зародились политические организации, группировки, партии. Поэтому большой интерес представили работы, опубликованные в 20-30 -ые гг. Несмотря на некоторую излишнюю социологизацию и догматизм, в них впервые была дана история создания первых партий и общественных организаций. Это работы М.П. Павловича, В.П. Осетрова, С.К. Пастухова, Г.В. Гурко-Кряжина, А. Султан-заде и др.
Существенный вклад в изучение данного вопроса внесли также М.С. Иванов, Н.К. Белова, C.JI. Агаев, P.A. Сеидов и др. В работе М.С. Иванова «Иранская революция 1905-1911гг.»1 дается характеристика и оценка некоторых организаций возникших в ходе революции. Н. К. Белова первые политические организации периода иранской революции 1905-1911 гг. рассматривает через призму идеологических течений, тесно связанных с идеями просветительства.2 Спорные вопросы социал-демократического движения в Иране в период 1905-1911 гг. исследовались в работах C.JI. Агаева и В.Н. Пластуна.3
В работах C.JI. Агаева основное внимание уделяется характеристике левых партий - как в период первой иранской революции, так и революции 1978-1979 гг.4
В 90-е гг. в связи с открытием некоторых партийных архивов, появился ряд работ, освещающих малоизученный период национально-освободительного движения в Иране в 20-ые гг. прошлого столетия. В работах М.А. Персица5, B.JI. Гениса6 раскрывается роль большевиков Закавказья в деятельности коммунистической партии Ирана и других прогрессивных иранских организаций.
1 М.С. Иванова. Иранская революция 1905-1911гг., М., 1957.
2 Белова Н.К. Никитина В.Б. Иран. Очерк по истории общественной мысли народов Востока. М., 1973, с. 114.
3 С.Л. Агаев В.Н. Пластун. Иран. История и современность. М.,1983.
4 С Л. Агаев. Иран в прошлом и настоящем. М.,1981.; С.Л. Агаев Иран: внешняя политика и проблемы независимости 1925-1941. М.,1971.
5 Персии М.А. Застенчивая интервенция. М., 1996.
6 Генис В.Л. Красная Персия: Большевики в Гиляне. 1920-1922. М., 2000.
Проблемы первой иранской революции и первых политических организаций в Иране поднимались в работах западных ученых: Э. Ламбтон, Н. Кедци, Э. Абрахимияна и др. Э. Ламбтон подчеркивает, что первые группировки, которые возникли в начале века, были очень неоднородны и зачастую преследовали разные цели.7 Американская исследовательница Никки Кедди отмечает, что либералы и иранские прогрессивные деятели, несмотря на то, что создали свои партийные группировки и даже вошли в первый иранский меджлис, но не обладали действенной силой и не смогли провести многие задуманные реформы.8
Из работ персидских авторов посвященных периоду иранской революции, следует отнести работы Н. Кермани, А. Кесрави, Ф. Адамийата и др. По мнению Н. Кермани, «духовными отцами» революции 1905-1911 гг., были аятоллы Табатабаи и Бехбехани, они же явились и организаторами первых партий в Иране. В работе Кермани подробно анализируется не только состав первого иранского меджлиса, но и деятельность группировок и партий, вошедших в него.9
Известный ученый-историк Ахмад Кесрави, как и Н. Кермани, назвал началом "машруте" (конституционного движения) союз двух аятолл Табатабаи и Бехбехани, заключенный в 1905 г. В его работе приводятся интересные сведения об образовании демократических организаций, в том числе «Эджтемайуне Амийуне Иран» (Партия социал-демократов Ирана) во главе с Саттар ханом, дана резкая критика деятельности многих демократических организаций, группировок и энджуменов, которые он назвал «подстрекательской».10
7 Lambton A.K.S. The Persian Ulema and Constitutional Reform - Le shiisme imamite. Paris, 1970; c.267-268.
8 Keddie N.R. The Roots of Revolution. An Iterpretive History of Modern Iran. New-Haven, London, 1981.
9 Кермани Незам. Тарихе бидарийэ-йе иранийан. Техран, б/д,
10 Кесрави А. Тарихе машрутийате Иран. Техран.
В работе Ф. Адамийата «Идеология конституционного движения в Иране»11, рассматриваются идеология и воззрения либеральной интеллигенции Ирана накануне и в период конституционного движения. Вопросам создания первых партий посвящены работы Ирадж Зоуки «Иран и великие державы во второй мировой войне», Мансуре Этехадийе «Возникновение и развитие партий в эпоху борьбы за конституцию», Мехди Малек-заде «История революционной борьбы за конституцию», Хосейн Малеки «История Ирана за последние 20 лет», Галамреза Неджати «25 лет политической истории. От Переворота до Революции», Жоржа Ланчевского «30 лет противоборстава Запада и СССР в Иране».
Достаточно полно в востоковедной литературе отражен период национального движения под руководством Мосаддыка 1949-1953 гг. и деятельность Национального Фронта. В советской иранистике ему посвящены монографии С.М. Алиева и М.С. Иванова, З.А. Арабаджяна, Н.М. Мамедовой и др.
Среди работ, изданных на русском языке и подробно касающихся деятельности Национального Фронта, Туде и других левых партий, следует отметить монографию иранского автора Резы Годса.12
Проблемам иранской революции 1978-1979 гг., сущности политического строя посвящены работы таких российских ученых как: С.Л. Агаев, С.М. Алиев, А.З. Арабаджян, Е.А. Дорошенко, С.Б. Дружиловский, М.И. Крутихин, Л.М. Кулагина, Н.М. Мамедова, Н.В. Пластун, А.Б. Резников, Л.Е. Скляров и др.
В 1989 г. была опубликована коллективная монография «Иранская
1 о революция 1978-1979гг. Причины и уроки». В работе была предпринята попытка не только дать различные точки зрения на причины, ход и
11 Ф. Адамийат Ферке демокрасийе эджгемаи дар нехзате машрутийате Иран., Техран, 1975/1976.
12 М. РезаГодс. Иран в XX веке. Политическая история. М., 1994.
13 Иранская революция 1978-1979 гг. Причины и уроки. М., 1989. последствия иранской революции, но и рассмотрена деятельность некоторых партий, в т.ч. Партии Исламской Революции.
В большинстве работ, посвященных иранской революции 1978-1979 гг., сравнительно мало уделено внимание партийному строительству в Иране. Нет характеристик партий и партийных группировок, их идеологических корней, истории создания, программ и т.п. Авторов в основном интересовали проблемы политической борьбы, характера иранской революции и её движущих сил, эволюции политического строя ИРИидр.
Интерес для диссертанта представил данный в ряде работ анализ политических и идеологических течений в революции. Так, С.М. Алиев пишет, что основными политическими течениями, выделившимися с первых месяцев революции, были радикально - мелкобуржуазное, имеющее сильную исламскую окраску и либерально-буржуазное. Отстранение либерального правительства Базаргана и смещение Банисадра способствовало укреплению диктатуры религиозных деятелей.14 С.Л. Агаев считал, что установление власти шиитского духовенства сопровождалось «целенаправленными антилевыми кампаниями, призванными убрать с политической арены, а затем уничтожить все группы и организации, являвшиеся сторонниками углубления социального содержания народной революции."15 М.И. Крутихин, отмечал, что левые силы уже с января 1979г. столкнулись с открытым противодействием шиитского духовенства.16 JI.E. Скляров также как C.JI. Агаев и М.И Крутихин считал, что наиболее активную роль играли партии коммунистической ориентации, но духовенство смогло сразу же после вооруженного восстания 11 февраля 1979 г. использовать организационный
14 С.М. Алиев. Нефть и общественно- политическое развитие Ирана в XX в. с.252-255.
15 С.Л. Агаев. Иран между прошлым и будущем. М., 1987, с.63.
16 Сб.ст. Иран. История и современность. М., 1983, с.155. потенциал своих религиозно-политических группировок и захватить власть в стране. Анализируя процесс формирования новых органов власти, JT.E. Скляров особое внимание уделил разногласиям среди шиитского духовенства по важнейшим вопросам государственного строительства ИРИ.17
В статьях Н.М. Мамедовой, посвященных политической борьбе Ирана 2000-2001 гг., содержится анализ острых противоречий в правящей элите в периоды предвыборных кампаний (при выборах президента и в меджлис), что представило особый интерес для диссертанта при исследовании деятельности основных группировок иранского
18 духовенства.
Из работ западных исследователей, затрагивавших деятельность отдельных партий или касающихся проблем, непосредственно связанных с партийно-политическим процессом в Иране, которые представили интерес при написания диссертации, необходимо отметить следующие работы- Е. Abrahamian "Iran between two revolutions"; статья Ali Rahnema и Farhad Nomani "Crisis of an Islamic State" в сборнике "Iran after revolution"; "Iran under Hatami"; Patrick Claaawson "Iran's challenge to the West: How when and why", Browne E. «The press and poetry», Zedier В. «The ayatollah Khomeini and his concept of islamic repablic» и др.
Несомненный интерес для диссертанта представили мнения таких западных ученых об иранской революции, как Б. Рубина, Ф. Холлидея, Э. Абрахамияна, Н. Кедди и др. Большинство западных ученых определяют иранскую революцию как политическую, поскольку изменилась политическая власть, а экономический базис общества не изменился. Ф. Холлидей в качестве главной причины того, что духовенство стало во главе
17 Л.Е. Скляров Иран 60-80-х годов: традиционализм против современности. Революция и контреволюция. М, 1993.Эволюция политических систем на Востоке. Глава 1(Иран). М.,1999.
18 Сб.ст. Иран: Ислам и власть, М., 2001.; ж. Азия и Африка сегодня №4, М., 2000г.; Сб.ст. Ближний революции считает то, что при шахском режиме все оппозиционные партии и группировки были запрещены, сложился идеологический вакуум, и поэтому главной организующей силой стало духовенство.19 К сожалению, и западные ученые не останавливаются на характеристике партийного строительства в Иране, ограничиваясь разбором общих проблем по иранской революции.
Работа Е. Абрахамияна интересна тем, что в ней даётся характеристика основных группировок духовенства, которые он делит на воинствующих популистов, и на так называемых умеренных. Первые, по его мнению, представлены в «Ассамблее борющегося духовенства», а вторые - в «Организации борющегося духовенства». Абрахамиян считает, что Хомейни весьма искусно обеспечивал себе игру на I противоречиях этих двух групп, перенося свою поддержку с одной группы на другую, тем самым сохраняя политическое равновесие режима.21
Но основной материал для диссертации при исследовании как шахского, так и особенно исламского периода дали работы иранских авторов, уставы и программы различных политических партий. К их числу следует отнести работы аятоллы Хомейни и нынешнего президента ИРИ Мохаммада Хатами. Из работ политических лидеров значительный интерес для понимания политической структуры, политической организованности духовенства представила также автобиографическая работа бывшего президента Ирана Али Акбара Хашеми Рафсанджани "Времена борьбы"22, которая дает представление о формировании и деятельности такой своеобразной политической группировки как «Кумский семинар» под руководством Хомейни.
Восток и современность, №13, М., 2002
19 Halliday F. Iran Dictatorship and Development. N-Y, 1979, c.314-315.
20 Khomeinizm Essays of the Islamic Republic, London N-Y.,1993.c.l33. A.3. Арабаджян Рецензия на книгу Ерванда Абрахамияна «Хомейнизм». Очерки Исламской республики. М1997 с.15.
21 Там же с. 15-16.
22 Хашеми Рафсанджани. Доуране мобарезе. ч.1, Тегеран, 1376.
Отдельные вопросы партийного строительства и деятельности партий и группировок разбираются в таких работах, как Аббас Шадлу «Политические партии и «крылья» в современном Иране», «Различные партии. Их уставы, программы и политические формирования в Иране». Очень богатый фактологический материал приводится в работах Хомаюна Катузияна «Деспотия, демократия и национальное движение», «Политическая экономия Ирана»; Бехруза Техрани «Документы политических партий Ирана», Асадоллы Бадамчияна «Знакомство с "Исламским коалиционным сообществом"», Мехди Базаргана «Иранская революция в два этапа», Эрванда Абрахамияна «Иран между двух революций», Али Дараби «Тегеранское общество борющегося духовенства и его роль в иранских событиях», Хосейна Башарийе «Политическая социология», Ходжата Мортаджа «Политические «крылья» в сегодняшнем Иране», Мостафы Тадж-заде «Политическая культура и политическое взаимодействие в Иране», Фередуна Адамийата «Идеи свободы и предистория конституционного движения в Иране», Махмуда Табрити Сенджани «Жертвы убеждений и политические партии в Иране», Хасана Табри «Ложным путем», Ахмеда Саи «Социально-политические проблемы стран Третьего мира», Садега Зибакалама «Предистория Исламской революции», Али Резвинийа «Освободительное движение: обзор истории, сущности и деятельности». В этих работах в той или иной мере освещаются вопросы возникновения партий, дается характеристика лидеров, программ, идеологических установок социального состава и деятельности. Отмечая несомненную ценность этих работ и особенно их богатую фактологическую базу, следует учитывать субъективный подход ряда авторов из-за их принадлежности к той или иной партии, или к определенным слоям иранского общества.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации легли в основу выступлений автора на международных конференциях, проведенных в Москве в 1999-2000 гг. "Исламская революция: Прошлое, настоящее, будущее", "Имам Хомейни и Духовное возрождение", "Имам Али и духовное возрождение", на научных конференциях 2000-2002 гг. "Иран: ислам и власть", "Иран: Диалог цивилизаций", проведенных в Институте Востоковедения РАН.
Основные положения диссертационного исследования представлены в следующих научных публикациях:
1. Иранское духовенство как гегемон революции 1979г.// В сб. Исламская революция. Прошлое, настоящее, будущее. М.,1999,с.40, (0,3 а.л.)
2. Имам Хомейни и женщина.// В сб. Имам Хомейни и духовное возрождение., М., 2000. с. 15, (0,3 а.л.)
3. Внешнеполитические проблемы Ирана в работах российских ученых.// В сб. Иранистика в России и иранисты. М., 2001., с.61, (0,3 а.л.)
4. Хроника научной жизни. «Пять веков сотрудничества Ирана и России»// В сб. Иранистика в России и иранисты. М., 2001., с.226, (0,3 а.л.)
5. Хроника научной жизни. В Московском центре иранистов - очередная презентация новых работ.// В сб. Иранистика в России и иранисты. М., 2001., с.231, (0,3а.л.)
6. Фракционизм в Иране и роль иранского духовенства в послереволюционной политической жизни страны. // В сб. Иран: Ислам и власть. М., 2001., с.64, (0,5 а.л.)
7. Государственный Архив Р.Ф.// «Восток», 2000, №6.,с.164, (0,3 а.л.)
8. Иран: Ислам и власть.// «Восток», 2000, №6., с. 126, (1а.л.)
9. Хроникальные заметки. Москва. Институт Востоковедения РАН.// «Восток», 2000, №5.,с.160, (0,3 ал.)
10. Имам Али и женщина. Сб. по конференции «Имам Али», М., 2001, (0,3 а.л.)
Заключение научной работыдиссертация на тему "Политические партии и группировки в Иране"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование истории партийно-политической деятельности в Иране позволило осветить важнейшую сторону политической истории этой страны, ее особенности и тенденции.
Анализ политического процесса и партийной структуры позволил автору сделать несколько выводов.
1. К числу важнейших факторов, влияющих на специфику политической деятельности в Иране, помимо классовых и социальных, следует относить цивилизационные особенности, и в первую очередь шиитскую специфику. Имманентная для шиизма политическая активность духовенства, которая при сильной светской власти находится в состоянии разной степени латентности, как показал опыт исламской революции в Иране, может в определенный период истории сыграть решающую роль. Сложившийся столетиями менталитет иранского общества также оказал влияние на характер деятельности партий, которые в большей степени ориентировались на лидеров, нежели на идеологические цели, что в практической жизни приводило к расколу партий, их частой структурной трансформации, изменению их ориентации.
2. Хронологическое развитие партийного процесса можно подразделить на три этапа, временные границы которых совпадают с важнейшими событиями в истории Ирана - конституционным движением, движением за национализацию нефти, возникновением исламской республики.
3.Отличительной особенностью политической жизни современного Ирана стало усиление политической активности духовенства и его организационных структур, оказавшихся способными возглавить не только антишахское движение, но и государство. Организационный потенциал духовенства, в том числе путем создания ПИР - Партии Исламской Революции, позволил ему добиться принятия Конституции, законодательно закрепившей верховенство принципов исламского правления - в структурах государственной власти, армии, культурной сфере.
4.Анализ деятельности партий в 80-90-ые гг. и 2001-2002 гг. показал, что в самом духовенстве нет единых взглядов на политическое и экономическое развитие Ирана, на характер его взаимосвязей с мировым сообществом. Эти противоречия нашли свое отражение в расколе действовавшей после исламской революции единой организации духовенства, - «Организации борющегося духовенства», роспуске ее единой партии - «ПИР» и появлении различных по программам партийных организаций.
5.Духовенство продолжает сохранять свои руководящие позиции в управлении страной. Во-первых, реформаторские инициативы исходят от самого духовенства, проводником которых являются и его традиционные организационные формы, главным образом, в лице группировки «Ассамблеи борющегося духовенства», и создаваемые им современные партии. Во-вторых, противники реформ также активно используют аналогичные формы борьбы, привлекая финансовую поддержку своеобразных исламских благотворительно-коммерческих фондов -«боньядов», опираясь на поддержку рахбара, военизированных подразделений Корпуса стражей исламской революции.
6. В своих отношениях с Ираном Россия должна учитывать то, что в структуре партийной системы Ирана превалируют партии духовенства и светские партии, разделяющие идеи исламского правления. Программы
Список научной литературыРаванди-Фадаи, Светлана Меджидовна, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"
1.
2. Агаев С. Л. Иран: внешняя политика и проблемы независимости 1925-1941. М.,1971.
3. Агаев. С.Л. Иран в прошлом и настоящем. М.,1981.
4. Агаев С.Л. Пластун. В.Н. Иран. История и современность. М.,1983.
5. Агаев. С.Л. Иран между прошлым и будущем. М., 1987.
6. Бади Ш.М. Городские средние слои Ирана, М., 1977.
7. Белова Н.К. Никитина В.Б. Иран. Очерк по истории общественной мысли народов Востока. М, 1973.
8. Генис В.Л. Красная Персия: Большевики в Гиляне. 1920-1922. М., 2000.
9. Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в двух революциях: 1905-1911 и 1978-1979 гг.1. М„ 1988.
10. Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в современном Иране, М., 1985. Жигалина О.И. Курдские ханства Хорасана при последних Каджарах, М., 2002. Иванова. М.С. Иранская революция 1905-1911гг., М., 1957.
11. Иранская революция 1978-1979 гг. Причины и уроки. М., 1989. Современный Иран. Справочник. М., 1957. Сб.ст. Иран. История и современность. М., 1983
12. Сб.ст. Иран: Ислам и власть, М., 2001.;.;
13. Сб.ст. Ближний Восток и современность, № 13, М., 2002.
14. ДИССЕРТАЦИОННЫЕ РАБОТЫ НА СОИСКАНИУ УЧ. СТЕПЕНИ
15. Дмитриев И.А. "Ходжатие" как религиозно-политическая организация в Иране.
16. Диссертация, М., ИВАН, 1992.
17. Надирова Ф.С. «Политический процесс и политические партии в Иране во второй половине XX в.» М., 1991.
18. Журналы и газеты: Азия и Африка сегодня. Восток и современность.
19. П. КНИГИ И СТАТЬИ НА ПЕРСИДСКОМ ЯЗЫКЕ.
20. Аббас ШАДЛУ. Ахзаб ва джанахайе сийасийе Иране эмруз.// Политические партии и крылья в современном Иране.//Тегеран, 2000.
21. Али ДАРАБИ. Джамэйейэ руханийатэ Техран ва нягшэ ан дар таховалатэ Иран.// «Тегеранское общество борющегося духовенства» и его роль в иранских событиях., Тегеран, 1996.
22. Али РЕЗВИНИИА. Нехзатэ азади, морури бар тарихчэ, махийат ва амалкард. // Освободительное движение: обзор истории, сущности и деятельности., Тегеран, 1996.
23. Асадолла БАДАМЧИЯН. Ашенаи ба джами'йатэ мо'телефейе эслами. //Знакомство с «Исламским коалиционным сообществом». Тегеран, 1986.
24. Ахмад Али ВАЗИРИ, Джоуграфийайе Иран. (География Ирана), Тегеран, 2000.
25. Ахмад САЙИ. Мясаэлэ сийасийе эгтесадийе джаханэ севом. //Социально-политические проблемы стран Третьего мира., Тегеран, 1997.
26. Баги А. Дар шенахте хезбе гаэдине заман., Тегеран, 1984.
27. Бехруз ТИР АНИ. Аснадэ ахзабе сийасийе Иран. // Документы политических партий Ирана., Тегеран, 1997.
28. Голлям Реза НЕДЖАТИ. Тарихэ сийаси 25 салэ. Аз кудэта та энгелаб.//25 лет политической истории. От переворота до революции., Тегеран, 1992.
29. Джалал АБДО. Чехел сал дар сахнэ. //Сорок лет на сцене., Тегеран, 1989.
30. Жорж ЛАНЧЕВСКИИ. Си саль рагабатэ гарб ва шоурави дар Иран. // 30 лет противоборства Запада и СССР в Иране., Тегеран, 1992.
31. Ирадж ЗОУКИ. Иран ва годрятхайэ бозорг дар джаге джаханийэ доввом.// Иран и великие державы во Второй мировой войне., Тегеран, 1989.
32. Исмаил РАИН. Фарамушханэйе ва фарамасони дар Иран.// Масонские ложи и масонство в Иране.//Тегеран, 1970.
33. Кесрави А. Тарихе машрутийате Иран. Тегеран.
34. Мансурэ ЭТЕХАДИЙЕ. Пейдайеш ва тахаволе ахзабэ сийасийэ машрутийат.//Возникновение и развитие партий в эпоху борьбы за конституцию., Тегеран, 1982.
35. Мийаат-е зедде энгелаби-йе анджамен-е ходжатийе ра бешенасим. Б.м. б.г.
36. Махмуд Торбати САНДЖАНИ. Горбанийанэ бавар ва ахзабэ сийасийэ Иран. //Жертвы убеждений и политические партии в Иране., Тегеран, 1996.
37. Мехди БАЗАРГАН. Шаст саль хедмат ва могавемят.//Тегеран, 1995.
38. Мехди БАЗАРГАН. Энгелабе Иран дар до харакят.// Иранская революция в два этапа., Тегеран, 1986.
39. Мехди МАЛЕКЗАДЕ. Тарихэ энгелабэ машрутийат.// История революционной борьбы за конституцию., Тегеран, 1992.
40. Мостафа ТАДЖЗАДЕ. Фарханге сийаси ва мошарекяте сийасийе Иран.//Политическая культура и политическое взаимодействие в Иране.//Тегеран, 1992.
41. Мохаммад Таги БАХАР. Тарихэ ахзабе сийасийе Иран.// История политических партий в Иране., Тегеран, 1966.
42. Незам КЕРМАНИ. Тарихе бидарийэ-йе иранийан. Тегеран, б/д,
43. Садек ЗИБАКЯЛАМ. Могадэмэйе бар энгелабэ эслами. //Предыстория Исламской революции., Тегеран, 1993.
44. Сеид Казем РУХАНИ. Нехзятхайе сийаси Динией Иран.// Политические движения -религия Ирана.// Тегеран, 1992.
45. Сейед БАРЗИНОМ. Джанахайе сийасисе Иран.// Политические фракции в Иране, Тегеран, 1999 г.
46. Феридун АДАМИЯТ. Фекре азади ва могадэмэйе нэхзятэ машрутийатэ Иран. //Идеи свободы и предыстроия конституционного движения в Иране.//Тегеран, 1925.
47. Феридун. АДАМИЯТ. Ферке демокрасийе эджтемаи дар нехзате машрутийате Иран., Техран, 1975/1976
48. Хабиболлах НАЧАВ АР ДИ. Этехадийехайе каргари ва ходкамаги дар Иран., Тегеран, 1990.
49. Хамид Реза ЗАРИФНИЙА. Калбод-е шекафийе джанахайе сийасийе Иран. Тегеран, 1999.
50. Хашеми РАФСАНДЖАНИ. Доуране мобарезе. ч. 1, Тегеран, 1376. ХЕДАЯТ М.Хатерат ва хатарат, с. 110;
51. Ходжат МОРТАДЖА. Джанахайе сийасий дар Иранэ эмруз. //Политические «крылья» в сегодняшнем Иране., Тегеран, 1999.
52. Хомаюн КАТУЗИЯН. Эгтесадэ сийасийе Иран. // Политическая экономика Ирана. Тегеран, 1998.
53. Хомаюн КАТУЗИЯН. Эстебдад, демокраси ва нехзяте мели. //Деспотия, демократия и национальное движение.// Тегеран, 1993.
54. Хосейн БАПЖРИЙЕ. Джамэйейэ шенасийэ сийаси. //Политическая социология., Тегеран, 1997.
55. Хосейн МАКИ. Тарихе бистсалэйе Иран. //История Ирана за последние 20 лет.// Тегеран, 1948.
56. Эрванд ИБРАХАМИЯН. Иран бэйнэ до энгелаб.// Иран между двух революций. Тегеран, 1998.
57. Эхсан ТАБАРИ. Кеджрахе.// Ложным путем., Тегеран, 1987.
58. Журналы, газеты, бюллетени на персидском языке: Ахтар (Стамбул) Бахар Бахман
59. Джомхурийе эслами. Канун (Лондон) Кейхан.1. Лесарат-ол Хосейн Мардом.1. Хабиб-оль-матин (Индия)1. Этгелаат.1. Эттехаде кар.
60. Этелаат ва Амарэ Сазмане хавашенасийэ Иран Этелаат ва Сазмане Заминшенасийэ Иран
61. Виженамейе «Джамейе руханийате мобарезе Техран». //Специальный выпуск газеты «Общества борющегося духовенства».
62. Нехзате азадийе Иран, мовасейе нехзят дар гатнамэйе мархабийе севом чахаром ва пянджом., //»Движение за свободу Ирана» позиции движения в резолюции ежемесячника
63. Болтан таблигатийе джабехейе мошарекяте эслами дар шоруэ энтехабате шешомин дорэйе маджлесе шурайе эслами. //Бюллетень «Фронта соучастия» на заседении 6 меджлиса.
64. Ш КНИГИ И СТАТЬИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ.
65. Abrahamian Er. Iran Between two Revolution. New York, 1983. Abrahamian Er. Khomeinizm. Essays of the Islamic Republic, London N-Y.,1993 Browne E. The press and poetry,
66. Engyat H. Modern Islamic Political Thought. London, 1982.
67. Michael M.J. Fisher. "Repetitions in the Iranian Revolution" in "Shiism, Resistance and Revolution", London.
68. Halliday F. Iran Dictatorship and Development. New York, 1979.
69. Keddie N.R. The Roots of Revolution. New-Haven, London, 1981.
70. Keddie N.R. Religion, Politics and Society. London, Toronto, New York, 1980.