автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.16
диссертация на тему: Хоровая культура Якутии
Текст диссертации на тему "Хоровая культура Якутии"
Министерство культуры Российской федерации Магнитогорская государственная консерватория
НИКУЛИН Владимир Георгиевич
ХОРОВАЯ КУЛЬТУРА ЯКУТИИ. ТВОРЧЕСТВО, ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО, ОБРАЗОВАНИЕ
17.00.02 — Музыкальное искусство
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Научный руководитель доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств России, профессор Е. Б. Долинская
Магнитогорск 1999
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение....................................................................... 3
Глава 1. ФОРМИРОВАНИЕ ХОРОВЫХ ТРАДИЦИЙ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ЯКУТИИ XIX, НАЧАЛА XX ВЕКА............................................................................. 16
1.1. Типологические черты якутской музыки и ее бытование до XVIII века.............................................................................. 16
1.2. Становление якутской духовной епархии и развитие хоровой музыки в рамках православной обрядности.................................... 24
1.3. Хоровая музыка в духовных учебных заведениях................. 39
1.4. Роль политических ссыльных в развитии светского хорового исполнительства......................................................................51
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ТРАДИЦИИ РАЗВИТИЯ ХОРОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЯКУТИИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД............................ 60
2.1. Вопросы хорового образования в творческих коллективах......60
2.2. Становление системы музыкального образования. Подготовка специалистов хорового искусства.................................74
2.3. Музыкальные учреждения Якутии и этапы становления хоровых традиций.....................................................................82
2.4. Общая характеристика хорового творчества композиторов Якутии...................................................................................97
Заключение......................................................................119
Список встречающихся сокращений......................................124
Литература.....................................................................125
Приложение I. Биографические справки..................................146
Приложение II. Творчество исполнителей и деятелей хоровой культуры................................................................................153
Приложение III. Таблицы развития сети учебных заведений. Справки о работе студий, творческих коллективов, культурных обществ.................................................................................164
Приложение IV. Концертные программы. Систематизированный перечень хоровых произведений якутских композиторов...................189
Приложение V. Нотные примеры............................................212
ВВЕДЕНИЕ
Хоровая культура Якутии представляет собой достаточно развитую систему, развивавшуюся в течение последних двух столетий. Будучи сложным, многоуровневым явлением, хоровая культура не поддается однозначному определению. Вместе с тем, центральной составляющей этого феномена, безусловно, является хоровая музыка. В якутской музыкальной культуре последняя занимала и занимает лидирующую позицию по исполняемое™ и распространенности.
Процессы развития хоровой культуры Якутии проходили весьма сложи к/ гр
но, во взаимодеиствии противоположных традиции. Так, изначальное для хоровой культуры якутов духовное направление, несмотря на запрет последнего в годы советской власти, все же оказало значительное влияние на становление хорового искусства последующих десятилетий. Этому в определенной мере способствовало и то обстоятельство, что в дореволюционный период светское направление существовало наравне с духовным и в неразрывной связи с ним.
Необходимо отметить, что место хорового искусства в Якутии не ограничивалось рамками исполнительства. Будучи, как уже говорилось, наиболее распространенным видом коллективного музицирования, хоровое пение, а также образование и творчество, несомненно, расширяли границы культурного пространства.
Кроме того, хоровое пение выступало в роли важнейшей составной части первых музыкальных объединений начала XX века, например, «кружка музыки и литературы малороссов» (общество украинцев), а также других национальных обществ. С хоровой музыкой в Якутии связано и создание профессиональных учреждений искусства: первых музомастерских, Театра-студии, учебных заведений, музыкального и оперного театров.
Таким образом, одной из причин, обусловивших актуальность данного исследования, можно считать не только существующую тенденцию к одно-
временному бытованию европейского многоголосия и монодийной песенно-сти якутов, но и слабую разработанность всего комплекса проблем, связанных с изучением хоровой культуры Якутии как культурного феномена.
Анализ литературы подтверждает высказанную выше мысль. Вплоть до 40-х г. XX века ученые ограничивались лишь изучением якутского фольклора. Последующий период, включая и 90-е гг. нашего столетия, также не обогатился фундаментальными исследованиями в области хорового искусства Якутии. Отдельные научные работы по изучению путей развития национального песенного фольклора, принадлежащие перу видных теоретиков и композиторов: В. Беляева [16], С. Кондратьева [69], Н. Пейко, И. Штейнмана [113], Д. Рогаль-Левицкого [127], Г. Литинского [84], М. Жиркова [48], — не меняют общего положения дел.
При обращении же к научным работам, посвященным якутской музыкальной культуре можно видеть, что исследователи также концентрируют внимание на проблемах фольклора национального эпоса— олонхо: Э. Е. Алексеев [1-7], Г. Г. Алексеева [8], H. Н. Николаева [97].
Следует отметить, что в фундаментальной исторической работе Т. А. Роменской по музыкальной культуре Сибири, освещающей пути ее развития до реформы 1861 г. [131], вопросы искусства Якутии (в том числе хорового) вообще не затрагиваются. Не касаются хоровой культуры и авторы некоторых работ, посвященных прошлому и настоящему музыкальной жизни ряда городов обширного сибирского края (Томск [80], Иркутск [155]). Что же касается монографии Н. И. Головневой «Становление якутской профессиональной музыкальной культуры (1920-1985 гг.)» [38], то в ней затронуты лишь отдельные стороны интересующей нас проблемы.
В работах А. Т. Тевосяна [150] и Г. В. Григорьевой [41], посвященных отдельным вопросам развития русской хоровой музыки 1970-80-х гг., подробно рассмотрены главные тенденции эволюции хорового искусства, дан анализ его выразительных средств, проблем стиля и жанра. Однако круг их
интересов ограничен центральными регионами России (Тевосян), деятельностью композиторов московской и ленинградской школ (Григорьева).
В обобщающей работе Ю. И. Паисова [108] рассмотрена история хорового творчества России 1945-1980 гг. Исследователь подчеркивает нарастающую интенсивность развития данной области музыкального искусства, выявляет и анализирует наиболее яркие индивидуальные стили, отмечает углубляющуюся внутрижанровую дифференциацию, которой отмечен рубеж последней четверти XX столетия.
В работах музыковедов Украины (О. Бенч [17], А. Лащенко [82]), и Казахстана (И. Захарченко [50]) предложен ряд оригинальных подходов к изучению хоровой культуры.
Таким образом, мы можем говорить только о попытках начать целостное изучение музыкальной культуры сибирских регионов, простирающихся до безбрежных границ Великого Тихого океана: Красноярского, Приморского и Хабаровского краев, Республики Саха (Якутия), Магаданской, Камчатской и Сахалинской областей. Вместе с тем, важно подчеркнуть, что ни одна из перечисленных работ специально не рассматривает вопросов становления и развития хоровой культуры на этих территориях.
Опираясь на сказанное выше, в настоящей диссертации поставлена цель — в разных аспектах проследить процесс зарождения и развития якутской хоровой культуры XIX-XX столетий. Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач, главная из которых — анализ закономерностей формирования хорового искусства Якутии как сложного и самобытного явления. При этом особого внимания заслуживает то обстоятельство, что объект исследования, уходящий своими корнями в народное творчество, развивался в активном взаимодействии со «встречным течением» (термин А. Н. Веселовского) — русской музыкально-хоровой культурой.
Соответственно в работе поставлены следующие конкретные задачи: - осветить музыкально-культурный пласт историческо-бытовой обета-
новки в Якутии до прихода первых русских поселенцев;
- охарактеризовать этнические особенности формирования духовной культуры якутов в аспекте воздействия на нее шаманизма, религиозных верований;
- раскрыть влияние на якутскую хоровую культуру деятельности православных епархий, распространение русской духовности через очаги образования и певческое исполнительство;
- изучить в аспекте избранной темы культурно-просветительские и художественно-эстетические стороны деятельности в Якутском крае политических ссыльных;
- проанализировать процесс становления и развития в республике профессионального хорового исполнительства;
- выявить состояние музыкального образования в Якутии, показать роль деятельности других профессиональных учреждений в подготовке специалистов хорового искусства; !
- рассмотреть в общих чертах состояние и развитие некоторых жанров и форм хорового творчества якутских композиторов.
Решение сформулированных выше задач, многообразие подходов и методов потребовали изучения широкого круга источников. Так, ценными в плане исследования природы и развития церковного хорового пения в России явились работы Д. В. Аллеманова [9], Е. О. Болохвитова [27], М. Б. Браж-никова [28], Т. Ф. Владышевской [30], А. Ф. Львова [85], А. Л. Маслова [89], В. М. Металлова [90-93], Н. Потулова [117], Д.В.Разумовского [122-124], А. И. Рожнова [128-130], Н. Д. Успенского [151], Б. А. Шиндина [161] и др.
Все привлеченные материалы, а особенно материалы якутских фондов духовной семинарии, училищ, школ и органов по управлению ими, позволили воссоздать в первую очередь процессы духовного музыкального образования и исполнительства. К подобным изысканиям якутское музыкознание обращается впервые. Это позволило автору ввести в научный обиход многие
ранее не изученные материалы и архивные данные.
Осмысление исследуемых явлений хоровой культуры потребовало активного привлечения этнографических, фольклорных и краеведческих материалов различных периодов, почерпнутых в фондах Государственного архива, музея и Национальной библиотеки Якутии. Понадобилось также обратиться к летописям Иркутской, Камчатской и Якутской духовных епархий, к местной и центральной периодике, мемуарным источникам и хронологическим справочникам.
С момента присоединения Якутии к Российскому государству в 1632 году, она как конгломерат разных народов неоднократно становилась объектом изучения в работах путешественников: А. Л. Биркендорфа, В. Г. Богораз-Тана [19-21], А. Ф. Мидцендорфа [94], Н. С. Щукина [164] и представителей духовенства: иерея Макария, епископа Нила и др*. Особую роль в исследовании быта, жизни, природы этого края дореволюционного периода сыграли труды бывших политических ссыльных: В. И. Иохельсона, Э. К. Пекарского, ; В. Л. Серошевского, И. А. Худякова, С. В. Ястремского. у
В советский период многоаспектное изучение культуры Якутии было продолжено в работах С. И. Боло, М. Н. Жиркова, Ф. Г. Корнилова, Г. В. Ксенофонтова, А. П. Кулаковского, П. А. Ойунского, А. В. Скрябина, X. П. Староватова, Г. У. Эргиса. Применительно к задачам настоящей работы необходимо особо отметить изучение отдельных сторон якутской музыки такими исследователями, как Э. Е. Алексеев, А. С. Ларионова, Г. Г. Алексеева, Г. М. Кривошапко, В. С. Никифорова, Н. Н. Николаева, Ю. И. Шейкин [160].
Следует отметить, что музыка якутов вызывала научный интерес еще в XIX веке. Однако специфика положения Якутии в дореволюционной России
* Первые упоминания о Якутии, отраженные в посланиях мангазейских казаков, относятся к первой четверти XVII века. Во всяком случае, более ранних письменных материалов обнаружить не удалось. Оставленные ими сведения об огромном крае в Сибири, именовавшимся Якутским, об условиях существования в нем людей наводили «невольный ужас и страх, как моральный, так и физический», отмечал известный путешественник В.Г.Богораз-Тан в 1903 году [25, 37].
отодвигала исследование этой области культурной жизни на второй план. Яркий пример восприятия Якутии исследователями прошлого столетия выражен в словах Н. Щукина: «Эта страна не славится просвещением, населением или плодородием, нет, она знаменита мехами и некоторыми историческими событиями, имевшими влияние на Иркутскую губернию, на сообщения наши с Китаем, Камчаткой и Америкой» [164, 7]. Конечно, вхождение Якутии в Российское государство открыло не только новую эру в историческом развитии края, но и положило начало разносторонним связям народов Якутии с русским и другими народами. Культурные связи постоянно расширялись и наполнялись новым содержанием, приобретали новые формы [59, 258-259].
Духовные и культурные процессы в Якутии шли ускоренно. Причем особую роль в этом играло принятие якутами в 1640 г. христианства. Надо сказать, что христианизация края была в немалой степени прогрессивным явлением. Религия, по словам Б. В. Асафьева, несла с собой культуру, образованность и обеспечивала государственное единство [13, 117]. В русле же нашего исследования важен тот факт, что именно православие, вплоть до 1917 г. ввиду активного заселения края, выступало носителем и распространителем европейских музыкальных традиций.
Внедряя православие на вновь осваиваемых землях и успешно продвигаясь на восток, русские поселенцы оставляли его зримые следы: «... где зимовье ясашное, там и крест или впоследствии часовенку, где водворение крепостное, там и церковь, где города, там и управление, огнестрельный снаряд и монастырь, кроме церкви» [203, 10]. Они несли с собой культуру, новые обычаи и нравы. Русская духовная миссия стремилась выполнять возложенные на нее миссионерские задачи, как в отношении поселенцев, так и проживающих здесь народов, действуя на последних «в духе кроткости и вразумительных доказательств» [203, 10]. Колонизация и православие — эти
две взаимосвязанные тенденции были призваны упрочить положение русских в Якутии.
Первые ростки русской духовной музыки, привнесенной извне, приживались достаточно активно. Однако вначале укоренение новых культурных традиций в полном объеме сталкивалось с определенными трудностями. В их числе — сложность общения из-за незнания языков: русского — со стороны коренных народов (якутов, чукчей, юкагиров, чуванцев, ламутов, одулов) и якутского русскими поселенцами. Кроме того, представители коренных народов жили здесь обособленно. Особые трудности вызывал и географический фактор: огромные расстояния, разбросанность и малочисленность коренного населения, суровый северный климат, наводивший оцепенение не только на людей, в нем пребывавших, но и на саму природу. Однако в процессе общения вопросы языкового барьера решались. Достаточно сказать, что уже к концу XVII века почти все русское население Якутии свободно владело якутским языком. Это способствовало изучению бытовавшего здесь якутского музыкального творчества, а впоследствии и первым попыткам издания ду-: ховной литературы на родном языке и проведению с 1859 г. канонизированных «якутских» литургий*.
Являясь одним из ведущих музыкальных жанров, хоровая музыка содействовала приобщению различных слоев населения Якутии к российской и мировой музыкальной культуре, особенно в плане подключения монодийной культуры якутов к европейскому многоголосию. На рубеже XVII -XVIII веков профессиональная музыка России, вытеснившая русскую монодию в XVII веке, была преимущественно хоровой. Более тысячи лет богослужебное пение представляло собой важнейшую часть русской национальной певче-
* Продолжительное время считалось, что музыкальные процессы в Якутии активно начали проявляться только в советское время. Однако это утверждение несправедливо. Анализ указанных выше материалов позволяет утверждать, что хоровая музыка Якутии начинает свой путь именно с первой половины ХГХвека.
ской культуры. Да и в музыке Х1Х-начала XX века выделялись особые функции хора [57]. /
Вместе с тем насильно внедряемое русское духовное многоголосие было необычным для якутов и трудно усваивалось местным населением. И все же оно постепенно проникало в самобытную национальную культуру. Притом влияние было взаимным — ни одна из привнесенных извне традиций хорового пения не проявлялась здесь в «чистом виде», то есть непосредственно в славянских традициях [131]. В итоге синтез якутской монодии и русского многоголосного пения в дальнейшем нашел активное применение в хоровом исполнительстве и композиторском творчестве.
В силу специфики исторического и социально-экономического развития дореволюционная Якутия не имела своих профессиональных композиторов и исполнителей. Исключение составляли ее отдельные представители— регент якут И. Винокуров, И. Вологдин и скрипач В. Свинобоев, получившие специальное образование в Москве. Поэтому всю основную работу по внедрению и распространению хоровой музыкальной культуры выпол�