автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Становление хорового исполнительства на Южном Урале
Текст диссертации на тему "Становление хорового исполнительства на Южном Урале"
61- 99 - -/7/53-3
Министерство культуры Российской федерации Магнитогорская государственная консерватория
МИРОШНИЧЕНКО Светлана Исмагиловна
СТАНОВЛЕНИЕ ХОРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА ЮЖНОМ УРАЛЕ
17.00.02 — Музыкальное искусство
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Научный руководитель кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств России и Башкортостана, профессор М. П. Фоменков
Научный консультант доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств России, профессор Е. Б. Долинская
Магнитогорск 1999
ОГЛАВЛЕНИЕ Том 1.
Введение............................................................................................................................................4
Глава I. ОЧЕРКИ ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
ЮЖНОГО УРАЛА..............................................................................................................................14
1.1. Своеобразие развития музыкального искусства Уфы....................14
1.2. Музыкальный Челябинск: от истоков к современности..............40
1.3. Магнитогорский музыкальный феномен....................................................65
Глава II. ХОРОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА КУЛЬТУРНЫХ
ЦЕНТРОВ ЮЖНОГО УРАЛА................................................... 94
2.1. Становление профессионального искусства............................................95
2.2. Любительские хоровое движение.................................... 129
2.3. Детское хоровое исполнительство....................................................................150
2.4. Сохранение традиций церковного пения...............................................164
Глава III. К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЮЖНОУРАЛЬСКОЙ ХОРОВОЙ ШКОЛЫ......................................................................................182
3.1. Стилевые тенденции в творчестве ведущих хоровых дирижеров.......................................................................................................................................182
3.2. Развитие системы хорового образования....................................................195
Заключение..........................................................................................................................................215
Том 2. ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Таблица-хронограф. Развитие музыкальной культуры Южного Урала................................................................................. 220
2. Деятели хорового искусства Южного Урала........................ 226
3. С. Г. Эйдинов: очерк жизни и творчества............................ 236
4. Регенты Южного Урала................................................... 245
5. Материалы прессы......................................................... 247
6. Афиши........................................................................ 286
7. Перечень записей профессиональных хоровых коллективов..... 302
8. Хрестоматия. Поет женский хор: из репертуара хора МаГК...... 308
9. Список литературы......................................................... 359
ВВЕДЕНИЕ
На пороге XXI века искусство, художественная деятельность человека, приобретает особый смысл как важнейший фактор сохранения цивилизации. Проблема культурного выживания сегодня предельно заострена и в жизни российского общества.
Не случайно среди его приоритетных задач ныне называют не только сохранение достигнутых высот, но и дальнейшее развитие музыкального искусства — творчества, исполнительства, образования, в том числе хорового. Актуальность изучения хорового искусства как важнейшей сферы отечественной музыкальной культуры очевидна, поскольку его развитие в XX веке на всей территории России и, в частности, в регионе Южного Урала, было чрезвычайно интенсивным. О том свидетельствует многолетняя успешная деятельность известных коллективов— Магнитогорской хоровой капеллы им. С. Г. Эйдинова, Башкирской хоровой капеллы, Челябинского камерного хора.
Одной из важных задач современного этапа развития отечественного музыкознания является изучение не только деятельности профессиональных хоров, но и всей хоровой исполнительской инфраструктуры Южного Урала как одной из ветвей хоровой культуры России. В музыкальной науке вопросы хорового исполнительства, особенно в краеведческом плане, изучены недостаточно. В частности, мало исследованы взаимосвязи различных элементов хоровой инфраструктуры, исполнительские стили выдающихся дирижеров и руководимых ими хоров, местные певческие традиции, почти не затронуты церковное и детское хоровое пение.
Между тем хоровое исполнительство сегодня продолжает интенсивно развиваться в самых разных направлениях— профессиональном и любительском, детско-юношеском и церковном. Появились и быстро крепнут но-
вые очаги высшего дирижерско-хорового образования, призванные готовить специалистов нового поколения, которым предстоит действовать в значительно изменившейся социально-культурной обстановке. Все это ставит на повестку дня комплексное исследование исторического пути становления различных ветвей хорового исполнительства в соотнесении с их сегодняшней реальностью прежде всего в региональном плане.
Несмотря на известную разработанность некоторых вопросов, связанных с особенностями отдельных компонентов хоровой инфраструктуры Южного Урала, в отечественном музыковедении еще не было обобщающего труда, комплексно исследующего исторические пути и современное состояние хорового исполнительства в масштабе целого региона. Это и определяет актуальность избранной диссертационной темы.
Учитывая специфику становления и развития хорового искусства на Южном Урале в основу работы положен принцип комплексного рассмотрения хорового дела в крупнейших культурных центрах Южного Урала — Уфе, Челябинске, Магнитогорске, что определило методологическую базу настоящего исследования.
Исследование велось в трех аспектах. Ведущим был краеведческий аспект, поскольку едва ли не главным источником стали архивные материалы. Другой аспект — социологический — стал возможным в связи с введением понятия «хоровая инфраструктура», которое позволяет охватить единым взглядом весь многосоставный комплекс хоровых очагов названных городов. Элементами хоровой инфраструктуры этих городов определены различные коллективы академического направления— капеллы, хоры средних и высших учебных заведений, любительские (в том числе муниципальные) хоры и хоровые коллективы музыкальных театров, детские хоры. Притом внимание уделено не только известным профессиональным коллективам, но и сравнительно небольшим хоровым объединениям, а также самодеятельным круж-
кам. Сегодня стало возможным включить в хоровую инфраструктуру городов такую важнейшую область музыкального искусства, как церковное пение. Для его изучения потребовались контакты с церковными деятелями Южного Урала. Благодаря этому удалось ввести в научный обиход ряд малоизвестных исторических фактов и материалов о функционировании хоров в богослужебной практике южно-уральского региона.
Третий аспект — аналитический — предусматривает исследование исполнительской деятельности ведущих хоров, изучение особенностей их ин-терпретаторского стиля и репертуара. Последний, в частности, во многом был связан с широким распространением массовой песни, проникавшей во все сферы общественной жизни. В этой связи потребовалось уделить некоторое внимание творчеству уральских композиторов, писавших хоровую музыку. Для выявления же стилистики исполнения хоровой песни возникла необходимость осветить синтез ее фольклорного и профессионального компонентов.
Изучение становления и развития хорового творчества и исполнительства как неотъемлемых звеньев российской музыкальной культуры давно привлекало внимание исследователей. Результаты их деятельности нашли отражение в ряде историко-теоретических работ. Пристальное внимание к проблемам хора находим в трудах Б. Асафьева (7-13). Во многом отправной для современных исследований может стать его мысль о необходимости привлечения внимания ученых к областям, связанным с исследованием форм и истории развития музыкального быта, музыкально-общественных организаций, где, несомненно, лидирующую роль играют хоры. Б. Асафьев убедительно раскрыл «великое значение хорового начала в эволюции музыки» (11, 162). Он подчеркивал, что «русская музыкальная культура была распевной в главных и основных своих направлениях, исключительно интонационно-песенной, чем определялась и вся система музыки» (10).
Проблемам развития русской певческой школы посвящена монография К. Никольской-Береговской (112). Автор отстаивает необходимость восстановления исконных традиций русской певческой школы, чему должна способствовать возрождающаяся отечественная православная церковь, в которой фактически начала создаваться профессиональная школа хорового исполнительства.
Именно в церковных хорах, таких, как Придворная певческая капелла и Синодальный хор была создана основа подготовки оперных певцов, регентов, учителей пения. В монографии Н. П. Парфентьева (125), посвященной этой проблеме, приводятся биографические сведения о более 840 профессиональных музыкантах, среди которых были композиторы, теоретики, писатели, книгописцы. В исследовании затронут огромный пласт истории русской культуры, без которого нельзя считать полными наши представления как о путях развития музыкального, в том числе хорового, искусства, так и в целом о культурной жизни страны на определенном историческом этапе.
Анализу жанров и выразительных средств произведений русской хоровой музыки советского периода посвящена книга Ю. Паисова (123). Помимо главной задачи — изучения современного хорового жанра в контексте классической традиции — в работе преследуется цель привлечь внимание музыкантов к новейшей хоровой литературе как особой области, активно влияющей на эволюцию современного музыкального искусства в целом, формирующей музыкальные вкусы широких слоев слушателей. Важные теоретические положения исследования массового песенного творчества представлены в работах Н. Соколова (160) и В. Ильина (64, 65).
Среди фундаментальных трудов, посвященных изучению разных сторон хорового творчества и исполнительства, выделяются исследования А. Тевосяна (165) и Г. Григорьевой (40). Оба музыковеда, решая разные за-
дачи, прежде всего рассматривают вопросы стилевого развития русской хоровой музыки 70—80-х годов XX века.
А. Тевосян выделяет наиболее перспективные тенденции хорового искусства и обобщает специфические особенности его бытования. Автор широко освещает деятельность крупных хоровых коллективов Центральной России, очерчивает географические границы композиторских поисков, выявляет ряд конкретных творческих проблем.
Г. Григорьева рассматривает хоровое творчество отечественных композиторов в аспекте современных подходов к изучению его эволюционных процессов. Музыковед обращается преимущественно к творчеству мастеров московской и ленинградской школ, освещает теоретические проблемы стиля и жанра, рассматривает не только песенные, но и так называемые «речитативные» и «инструментальные» хоры, дает систему современных представлений о хоровой музыке и ее специфике.
Круг вопросов, связанный с историей и художественной практикой ведущих коллективов России, разработан в монографиях и в мемуарной литературе, посвященных творчеству композиторов и дирижеров, активно работавших в хоровой сфере: Н. Данилина, А. Никольского, А. Свешникова, К. Птицы, В. Соколова, А. Юрлова, В. Минина, Г. Свиридова, Р. Щедрина, Ю. Фалика.
Важнейшей научной задачей диссертации являлась необходимость изучения исполнительских тенденции современной хоровой практики. В этой связи в процессе работы была проанализирована литература, касающаяся эстетики исполнительства, а также вопросов музыкального восприятия, близко с ней связанных. Практические и теоретические проблемы современного исполнительства разработаны в трудах С. Казачкова (70, 72), В. Живова (51), А. Пазовского (120).
В информационное поле исследования включены сообщения периодических изданий и ценные сведения из мемуарной литературы по интересующей нас проблематике. Исходя из концепции диссертации, необходимо было определить роль церкви как в становлении национального хорового творчества, так и в процессе взаимовлияния разных национальных культур. В связи с этим важное методологическое значение имели фундаментальные классические труды Д. Аллеманова (3), М. Бражникова (23), В. Металлова (100), Д. Разумовского (138), С. Рыбакова (145), Н. Успенского (167). Ценные наблюдения в плане изучения природы развития церковного хорового пения в разных регионах России содержатся в статьях Межвузовского сборника научных трудов Ростовской консерватории (57).
Среди немногочисленной литературы, посвященной вопросам развития церковных хоровых традиций в разных уголках России, основополагающей стала работа А. Маклыгина (95). Ученый рассматривает зарождение и становление на основе церковно-певческой практики профессиональных музыкальных культур народов Среднего Поволжья— татар, чувашей, марийцев, — связывая это с созданием национального самобытного многоголосия, специфика которого — в претворении пентатонной монодии в синтезе с традициями русской и европейской музыки.
Музыковедческие работы, посвященные современному состоянию музыкального творчества и хорового исполнительства на Южном Урале весьма немногочисленны. Они стали появляться лишь с 70-х годов уходящего столетия. Перечисленные ниже авторы изучали музыкальную жизнь каждого из интересующих нас городов Южного Урала изолированно. Здесь несомненно, следует выделить труды М. Фоменкова (170-172), посвященные Башкирии. Исследователь рассматривает основные этапы становления и развития хорового искусства и исполнительства в Башкирии, историю и практику освоения в композиторском творчестве башкирской народной песни.
М. Фоменков справедливо подчеркивает, что, являясь ведущим музыкальным жанром, хоровая культура содействовала формированию мировоззренческих взглядов населения народов Южного Урала, в частности башкир. Она же оказала свое продуктивное воздействие на процесс подключения moho дицной культуры башкир к европейскому многоголосию. Русское духовное хоровое многоголосие постепенно проникало в самобытную башкирскую национальную культуру. Этот синтез башкирской монодии и русской певческой традиции в дальнейшем нашел отражение в хоровом исполнительстве и композиторском творчестве, значительно обогащая вокальные истоки творчества башкир.
Разработке некоторых вопросов музыкальной культуры Башкирии, непосредственно примыкающих к проблемам исполнительства, посвящены труды Е. Скурко (152) и С. Махней (97).
Актуальная тема становления музыкальных культур народов Поволжья и Урала уже не раз привлекала внимание исследователей, среди которых выделим М. Нигмедзянова (109) и Р. Иммамееву (66).
Музыкальной культуре Южного Урала, которая, как известно, стала активно развиваться только с конца XIX века, посвящены книги челябинского музыковеда В. Вольфовича (31, 32).
К изучению письменных памятников древнерусской музыки, бытовавших на Урале, обратился Н. П. Парфентьев (126). Ценно, что музыковед исследует сохранившиеся Южно-Уральские традиции знаменного пения.
Несмотря на разработанность некоторых вопросов, связанных с особенностями хоровой инфраструктуры Южного Урала, на сегодня в отечественном музыковедении не существует обобщающего труда, комплексно исследующего проблемы хорового творчества, исполнительства в масштабе избранного нами региона. До сих пор в исследовательском плане не ставилась
задача комплексно изучить хоровое искусство Южного Урала как самостоятельное художественное явление.
В диссертации региональная хоровая школа представлена как одно из ответвлений русской хоровой культуры, обладающая своими традициями.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые совокупно проанализированы особенности бытования различных компонентов хоровой инфраструктуры всего южно-уральского региона с конца XIX века до настоящего времени.
Цель исследования состоит в комплексном изучении богатых исторических традиций становления и особенностей современного бытования хорового исполнительства в масштабе всего южно-уральского региона.
Указанная цель предопределила следующие задачи диссертации:
1) проанализировать в историческом плане определяющие тенденции развития музыкальной жизни главных культурных центров Южного Урала;
2) определить место хорового исполнительства в культурных процессах, протекавших в Уфе, Челябинске, Магнитогорске;
3) исследовать хоровую инфраструктуру трех указанных городов, в том числе:
- проследить пути становления профессионального хорового искусства;
- охарактеризовать любительское хоровое движение;
- показать значение формирования детского хорового исполнительства;
- выявить тенденцию сохранения и возрождения сегодня традиций церковного пения;
4) исследовать складывающиеся предпосылки формирования южноуральской хоровой школы как перспективного ответвления российской хоровой культуры, в том числе:
- рассмотреть определяющие стилевые тенденции исполнительского творчества ведущих мастеров хорового �