автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему: Христианская антропология немецких гуманистов XV - начала XVI века
Текст диссертации на тему "Христианская антропология немецких гуманистов XV - начала XVI века"
99.......9/ • ./?
" / " ~ ......_
московский государственный университет
им. М.В. ЛОМОНОСОВА
Диссертационный совет (Д.053.05.84) по философским наукам
На правах рукописи
ЗАБОРСКИХ ТАМАРА ПЕТРОВНА
ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ НЕМЕЦКИХ ГУМАНИСТОВ XV- начала XVI века
Специальность: 09.00.06 -философия религии.
диссертация
на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель -доктор философских наук,профессор К.И. Никонов
Москва-1999
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................л.................................3
Глава I. 8тш1а нцмамташ как основа
ренессансного антропоцентризма, исторические
предпосылки немецкого гуманизма..............................13
§ 1. Понятие БШсИа humanitatis и проблема идейного единства
гуманизма..............................................................................................13
§2. Социально-политические и культурные условия европейского
гуманизма..............................................................................................27
глава ii. религиозно-философский модус
рассуждений о человеке..........................................................52
§ 1. Становление философской христианской антропологии на Западе до XV в.....................................................................................52
§2. Христианская антропология немецких гуманистов конца XV -начала XVI вв. в соотношении с ее идейно-культурным контекстом
................................................................................................................77
§3. Основные аспекты и принципы христианской антропологии немецких гуманистов конца XV - начала XVI вв. с точки зрения их
учения о Слове...................................................................................101
ГЛАВА III. НРАВСТВЕННЫЙ И ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
АНТРОПОЛОГИИ НЕМЕЦКИХ ГУМАНИСТОВ...........................123
§1. Этический идеал немецких гуманистов и его составляющие. 123
§2. Эстетический модус рассмотрения человека............................143
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................162
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ........................................................174
А. Источники......................................................................................174
Б. Литература......................................................................................176
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Повышенный интерес к антропологической проблематике составляет одну из особенностей философии XX века. Современная философская антропология существует во множестве вариантов. Наиболее значимые из них: религиозная, культурная, структурная антропология. «Вместе взятые они образуют своеобразный «антропологический ренессанс», всесторонний и обостренный интерес к феномену человека»1.
На особую роль в процессе самопознания человека претендуют религиозная философия и теология. Напряженное внимание к феномену человека вызвано прежде всего потребностью каждого индивида решать жизненные проблемы, возникающие в контексте его повседневного существования. Стремясь как можно полнее овладеть этим вниманием, религиозные философы и теологи расчитывают на то, что чем отчетливее и острее встает в сознании вопрос о сущности и экзистенции человека, «тем более этот вопрос может стать вопросом о Боге» . Этот расчет не лишен основания, поскольку, как неоднократно отмечалось в религиоведческой литературе, именно те элементы содержания внутреннего психического опыта человека, которые связаны с формированием и самопознанием личности, служат наиболее подходящим материалом для интерпретации в качестве религиозного опыта3. Иными словами, чем больше человек занят поисками самого себя, своей сущности,
1 Гуревич П.С. Предисловие: Религиозная философская антропология // Человек и общество: Проблемы человека на XVIII Всемирном философском конгрессе. Вып.1. М., 1990. С. 5.
2 Die Frage nach Gott als Frag nach dem Menschen. Düsseldorf, 1981. C. 19. Цит. по: Никонов К.И. Критика антропологического обоснования религии. М., 1989. С 3.
3 См.: Никонов К.И. Указ. соч. С. 89.
своего места в мире, тем больше возникает поводов для того, чтобы интерпретировать эти поиски как поиски Бога. Эта закономерность особенно ярко проявляется в кризисные эпохи истории религии4.
Одной из таких эпох в истории христианства в Западной Европе была эпоха, предшествующая Реформации, которую в истории культуры принято называть эпохой Возрождения, или Ренессансом. Именно к этой эпохе относится наследие немецких гуманистов конца XV - начала XVI вв., составляющее основной объект диссертационного исследования.
В духовном наследии гуманизма антропологическая проблематика занимает центральное место. В трактовку самого понятия человека гуманисты внесли особую новизну. Именно в рамках гуманистической парадигмы проблема человека стала интерпретироваться как проблема индивида и личности, которая с этого момента стала «одной из сквозных коллизий новоевропейского культурного сознания»5. При этом антропологическая ориентация гуманистов эпохи Возрождения явилась результатом влияния на философию зарождающейся светской культуры и светских знаний. Она порождена кризисом средневекового мировоззрения и становлением
индивидуалистического сознания, что, в свою очередь, было следствием становления раннебуржуазных общественных отношений.
При этом, однако, было бы неверным видеть в гуманизме полное отрицание религии и выражение чисто светского мировоззрения. Некоторым его представителям антицерковная и
4 Ср.: Габинский Г.А. Критика христианской апологетики. М., 1967. С. 9 - 10.
5 См.: Баткин Л.М. Макьявелли об индивиде как субъекте исторического действия (Письмо к Пьеро Содерини) // Идеи Возрождения и философия нового времени (сборник научных статей) М., 1986. С. 77.
антирелигиозная позиция была свойственна в большей степени, другим - в меньшей. Если первое справедливо по отношению к итальянским гуманистам6, то второе составляет специфическую особенность представителей так называемого Северного Возрождения, большинство из которых были религиозными мыслителями и разрабатывали антропологическую проблематику в рамках христианской идейной парадигмы.
Наиболее ярким и влиятельным из немецких гуманистов XV -начала XVI вв. по праву считается Эразм Роттердамский (1469 -1536). Другим значительным представителем гуманизма в Германии был Виллибальд Пиркгеймер (1470 - 1528), творчество которого в настоящее время пользуется незаслуженно малой известностью за пределами Германии, между тем как это был один из самых значительных немецких гуманистов7. Сочинения В.Пиркгеймера дошли до нас, главным образом, благодаря изданию профессора Риттерсгауса8, который делил его сочинения на четыре отдела: Política, Histórica, Philologica et Epistolica. При том, что это деление является весьма условным (в частности, его критикует Л.Гейгер)9, оно охватывает основные направления деятельности этого гуманиста.
Рудольф Агрикола (родился в 1444 или 1445 г.) был не только гуманитарием, но и прекрасным музыкантом, живописцем,
6 См. Тажуризина З.А. Понятие атеизма в истории западноевропейской мысли (от античности до нового времени) // Лекции по религиоведению. М., 1998. С. 83 - 84.
7 См.: Немилов А.Н. Немецкий гуманисты XV века. Л., 1979. С. 81 - 82; Гейгер Л. История немецкого гуманизма. Спб., 1899.С. 75 - 76.
8 Bilibaldi Pirckheimeri, Consiliarii qvondam dd. Maximiliani I. Et Caroli V. Impp. Avgg. Equitis Aurati, Senaturis & Patrisii Norin-bergenstis. Opera política, histórica, philologica et epistolica, cum Alberti Dureri, civis norimbergensis, vulgo. 1610. Это издание имеется в библиотеке Московского университета.
s Гейгер Л. История немецкого гуманизма. Спб., 1899.С. 78.
фехтовальщиком. В качестве знаменитого в свое время органиста он был приглашен в Феррару, а вскоре получил приглашение читать лекции по логике и диалектике в Феррарском университете. Л.Гейгер видит в Агриколе первого настоящего пропагандиста немецкого гуманизма за Альпами10.
С Агриколой, как и с Якобом Вимфелингом (1450 - 1528), выдающимся гуманистом из Страсбурга, обычно связывается «консервативно-церковное» направление гуманизма,
противопоставляемое «научно-филологическому»11, представителями которого, помимо Эразма Роттердамского и Виллибальда Пиркгеймера, являются Иоганн Рейхлин, Конрад Цельтис (1459 -1508), Муциан Руф и др.
В исследованиях, специально посвященных немецкому Возрождению, как правило, присутствует понимание специфичности идейного наследия немецких гуманистов. Однако по вопросу о том, в чем именно выражается эта специфичность и каковы ее причины, существуют различные мнения.
В XIX веке преобладал взгляд на немецкий гуманизм как на духовное порождение итальянского гуманизма12 либо некоторую форму его идейного «гибрида» с явлениями немецкой религиозно-духовной жизни, такими, как «новое благочестие» движение
13
«братьев общей жизни и др. При этом стала намечаться тенденция рассматривать творчество немецких гуманистов преимущественно сквозь призму идей Реформации14, которая получила законченное
10 См. также: Немилов А.Н. Немецкий гуманисты XV века... С. 106 - 120.
11 Там же. С. 15.
12 См., например, Буркгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. В 2-х тт. Т.1. СПб., 1905; Т.П. СПб., 1906; Штраус Д. Ульрих фон Гутген. СПб., 1896.
13 Гейгер Л. История немецкого гуманизма. СПб., 1899.
14 См. Об этом; Логутова М.Г. О некоторых идеологических предпосылках Северного Возрождения и Реформации // Вестн. Ленингр. Ун-та. 1974. №14. С. 50 - 56 и др.
выражение у протестантских теологов, видящих в них предтеч Реформации15. К концу XIX - началу XX вв. возобладал взгляд на немецкий гуманизм, в соответствии с которым в качестве его определяющей черты подчеркивается его религиозный характер16. Противоположного подхода придерживались отечественные
17
исследователи советского периода . В соответствии с этим подходом, христианство выступало лишь в качестве внешней оболочки для антропоцентрической концепции немецких гуманистов.
Каждая из этих позиций получает частичное подтверждение в тех или иных высказываниях или рассуждениях немецких гуманистов, поэтому ни одна из них не может быть полностью отвергнута. Совмещение рациональных моментов этих позиций для
15 См., например: Гейссер. История Рефрмации / ред. В.Михайловского. Б.М.(М.), 1882. С. Х1Х-ЬХХХШ.
16 См., например, статьи «Гуманизм» М.С. Корелина и А.Г. Вульфиуса, соответственно, в 1-м и 2-м изданиях словаря Брокгауза и Ефрона, а также: Вульфиус А.Г. Ренессанс и Реформация // Научный исторический журнал. 1914. Т.1. Вып. 3. С. 1 - 18; Вульфиус А.Г.Проблемы духовного развития: Гуманизм, Реформация, католическая реформа. Пб.,1922; Висковатов П.А.Эпоха гуманизма в Германии // Журнал министерства Народного Просвещения. 1872. Т. 161 и др.
17 Немилов А.Н. Немецкий гуманисты XV века. Л., 1979; Немилов А.Н. Значение Реформации для культурной общности Северного Возрождения // Культура эпохи Возрождения и Реформация. Л., 1981. С. 146 - 151; Смирин М.М. Немецкий гуманизм // Историк-марксист. 1941. №3. С. 94 - 105; Смирин М.М. Очерки истории политической борьбы в Германии перед Реформацией. М., 1952; Каган Ю.А. Конрад Цельтис - немецкий поэт-гуманист// Ученые записки МГПИ им. Ленина. 1958. Т. XXI; Логутова М.Г. О некоторых идеологических предпосылках Северного Возрождения и Реформации // Вестн. Ленингр. Ун-та. 1974. №14. С. 50 - 56; Брагина Л.М. Гуманизм и предреформационные идеи во Флоренции в конце XV века // Культура эпохи Возрождения и Реформация. Л., 1981. С. 49 - 61; Володарский В.М. Эрфуртские гуманисты и Реформация // Культура эпохи Возрождения и Реформация. Л., 1981. С. 151 - 163 и др.
выработки адекватной оценки философского наследия немецких гуманистов и, соответствующей современному уровню историко-философского и религиоведческого исследования, составляет одну из актуальных задач.
Актуальность изучения наследия немецких гуманистов XV -начала XVI вв. в части, выражающей их антропологическую концепцию, обусловлена еще и тем, что в этой концепции, не получившей оформления в виде завершенной философской системы, соединились разнородные элементы духовной жизни переходной эпохи, анализ которых проливает свет на многие явления культуры нашего времени.
В свете сказанного философско-религиоведческий анализ христианской-антропологии немецких гуманистов XV - начала XVI вв. является весьма актуальным.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основании изучения и систематизации антропологических идей немецких гуманистов XV - начала XVI вв., как религиозных, так и светских, в том числе этических и эстетических, с учетом их отношения к религиозно-философской традиции и современной им духовной среде, выявить структуру их антропологической концепции, построить ее систематическое изложение и решить вопрос о правомерности и границах применения к ней понятия христианской антропологии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
1) исследовать проблему идейного единства гуманизма как мировоззрения, выявить роль принципов эйкНа ЬшпапкаЙБ в обеспечении его целостности как мировоззренческой парадигмы;
2) рассмотреть социально-политические и культурные предпосылки христианской антропологии немецких
гуманистов,определить их отношение к современным им
♦
философским и религиозно-философским течениям и традициям.
3) выявить особенности содержания христианской антропологии немецких гуманистов XV - начала XVI вв. и ее место в • "истории религиозно-философской мысли, а также систематизировать те антропологические идеи этих мыслителей, которые непосредственно не вытекают из их христианско-антропологической концепции, с учетом их обусловленности
- содержанием культурно-духовной среды эпохи.
4) на основании обобщения всех полученных в ходе исследования результатов определить место христианской антропологии немецких гуманистов конца XV - начала XVI вв. в системе их антропологических воззрений.
Структура диссертации соответствует последовательности поставленных задач.
у
Методологической основой решения поставленных задач являются принципы и методы религиоведческого анализа (принцип каузальности, типологический метод, метод рациональной реконструкции), общефилософские принципы научности, объективности и историзма в подходе к явлением религиозно-философской мысли, позволяющие избежать идеологической предвзятости и модернизации в интерпретации изучаемых источников, а также метод сравнительного анализа, позволяющий адекватно отразить наиболее специфические черты объекта изучения.
При работе над диссертацией существенную помощь автору оказали труды отечественных исследователей, внесших вклад в разработку проблем философии религии, религиоведения, истории (Г.А.Габинского, М.М.Боришанской, Л.М.Брагиной,
В.М.Володарского, В.С.Глаголева, П.С.Гуревича, И.А.Красновой,
К.И.Никонова, А.Н.Немилова, М.М.Смирина, З.А.Тажуризиной, З.П.Трофимовой, И.Н.Яблокова, А.Я.Ястребицкой,
•ЮА.Чуковенкова, И.Х.Черняк и др.).
Научная новизна исследования. Новизна данной работы определяется в первую очередь избранной темой исследования. Впервые в отечественной традиции предметом религиоведческого анализа становится христианско-антропологическая концепция немецких гуманистов XV - XVI вв. в составе всей совокупности их антропологических воззрений, а объектом анализа - ранее не опубликованные на русском языке тексты немецких гуманистов. Кроме того, новизна настоящей работы заключается в ряде конкретных теоретических результатов, полученных в ходе исследования а именно:
впервые исследована структура антропологических воззрений немецких гуманистов, показано, что эклектичность этих воззрений не является негативной характеристикой учения, поскольку означает не хаотичное сочетание разнородных и взаимно противоречивых идей, а особый способ их соподчинения, в соответствии с принципом «арШБ», в рамках единой герменевтической структуры, в основе которой лежит христианская антропология;
- уточнен взгляд на мистические и пантеистические учения XIII - XV вв., а также школы «нового благочестия» как на один из источников христианской антропологии немецких гуманистов, показано, что эти учения, как и развившаяся на их основе идеология Реформации, представляют собой альтернативный по отношению к немецкому гуманизму подход к решению вопроса о возможности непосредственного контакта человека с Богом, оценке таких проявлений человеческой природы, как рациональное познание,практическая деятельность,социальное общение и др;
-исследованы тексты немецких гуманистов, имеющие антропологическую направленность, но при этом реализующие те аспекты рассмотрения человека,которые не имеют прямой связи с проблемой его отношения к Богу,а именно морально-практический (прагматический) и эстетический аспекты; показано, что в структуре общей концепции человека, развиваемой немецкими гуманистами,учение с наиболее развитым понятийным и логическим аппаратом и в наибольшей степени опирающееся на философскую традицию составляет христианская антропология.
- введен в научный обиход ряд источников на латинском и немецком языках,ранее не переведенных на русский язык и не подвергавщихся религиоведческому анализу, в частности ,письма Р.Агриколы, Я.Вимфелинга, В.Пиркгеймера, М.Руфа, трактаты Я.Вимфелинга «О непорочности»,В .Пиргеймера «Апология По