автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Эволюция системы школьного образования в Англии в XVI веке
Текст диссертации на тему "Эволюция системы школьного образования в Англии в XVI веке"
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. М.В. Ломоносова
Тантлевская Резеда Равиловна
ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АНГЛИИ В XVI ВЕКЕ
ДИССЕРТАЦИЯ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА
ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК
на правах рукописи
Научный руководитель Кандидат исторических наук Дмитриева О. В.
МОСКВА 1998
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Историографический обзор 6
Источники 19 Глава I. Английская школа к концу XV - началу XVI века и проникновение
гуманистических идей в теорию начального образования 27 §1. Система начального образования в Англии на рубеже XV-
XVI вв. 27 §2. Проникновение гуманистических идей в теорию школьного
образования в начале XVI века. Колет и его школа 50 Глава II. Развитие школьной системы и педагогической теории в пост-
реформационной Англии (30-50 гг. ) 70
§ 1 Английская школа в эпоху Реформации 70
§ 2 Педагогические взгляды Р.Эшема 80 Глава III. Образование и так называемая "школьная
революция" второй половины XVI века 100 §1. Школы "нового типа" в Англии (на основе анализа
Вестминстерских статутов) 100
§ 2. Педагогические взгляды Ричарда Малкастера 111 §3. Парламент и образование. "Школьная революция" второй
половины XVI века 130
Заключение 137
Библиография 143
Примечания 155
Приложения 178
ВВЕДЕНИЕ
Огромный интерес исследователей к школьному обучению, по нашему мнению, не является случайным. Школа формирует молодое поколение - не только дает ему знания и навыки, но и определяет поведение, образ мыслей, способствует становлению личности. Образование влияет на формирование менталитета и культуры общества. Именно поэтому школа является важным компонентом в системе социальной жизни общества, к которому необходимо обращаться исследователям, какой бы исторической эпохой они ни занимались.
В развитии школьного дела первостепенный интерес для историка могут представлять следующие моменты:
1. Его социо-культурный контекст, т.е.:
- взаимосвязь между состоянием общества и развитием системы образования, их общая эволюция,
- социальный состав учащихся (кому было доступно образование, из каких слоев они формировались),
- социальное лицо преподавателей,
- политические и социо-культурные факторы и их влияние на развитие школьного дела (в частности - европейское гуманистическое движение, Реформация, политика отдельных государей в сфере культуры, "образовательная" политика церкви и т.д.).
2. Эволюция школьной системы как явления самого по себе, т.е. статистике развития сети школ, их типы, организация школ, внутреннее устройство.
3. Педагогические идеи.
4. Содержание процесса обучения, в том числе
- нововведения в программах и механизм их внесения, реальное влияние школьного обучения на формирование определенного типа культуры,
- носители новых идей.
Задачей данной работы является комплексное исследование школьной системы с одной стороны как явления, отражавшего
политические, экономические, социальные сдвиги в обществе, а с другой стороны, служившего механизмом преобразования самого общества, каналом распространения новых идей, формирования определенного типа личности.
Предмет данного исследования состоит в рассмотрении эволюции школьного образования в Англии в XVI веке. Выбор этого периода объясняется тем, что в XVI столетии происходили значительные сдвиги как в теории, так и в практике школьного обучения, которые предопределили значительные достижения в культуре Англии на рубеже нового времени и превратили ее в одну из наиболее "грамотных" стран мира. Кроме того огромный исследовательский интерес представляет изучение влияния на школьное образование в Англии таких феноменов общеевропейского масштаба как Ренессанс и Реформация, значение которых было огромно для развития страны в целом.
По нашему мнению, эволюция школьного образования проявилась как в развитии самой системы обучения - в нововведениях в программах и в учебном процессе, основании новых типов учебных заведений, так и в теоретических трудах по педагогике. Поэтому будет целесообразным рассмотрение взглядов таких теоретиков школьного обучения (и в то же
время - педагогов-практиков) как Колет - начало XVI века, Р.Эшем -(середина столетия) и Р.Малкастер - (вторая половина XVI века), в работах которых наиболее полно отражены изменения, происходившие в теории школьного образования Англии на протяжении XVI века.
ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИМ ОБЗОР
Интерес к проблеме образования возник в Англии во второй половине XIX века, когда была издана книга Н.Орне «Английские школы в средние века"1. Она положила начало направлению, которое можно определить как конкретно-историческое. Историки, вслед за ним увлекшиеся этой темой, делали основной акцент на изучении самого явления - сети школ, статистике их распространения, учебниках. Орне в своем исследовании очень подробно и увлекательно характеризовал типы школ в средневековой Англии, наиболее распространенными среди которых, по мнению ученого, являлись грамматические школы. Эта работа рассматривала порядок набора учеников и преподавателей, программу обучения, организацию учебы и досуга детей. Автор подчеркивал актуальность данной темы для изучения культуры Англии и Европы периода позднего средневековья.
Ф.Ватсон, также придерживавшийся конкретно-исторического направления в работе "Английские школы к 1600 году - их программа и практика" отразил развитие школьной системы как явления самого по себе. Он уделял особое внимание школьным учебникам - показывая эволюцию создания учебных материалов и изменения, происходившие с ними в течение ХУ-ХУ1 веков.
Во второй половине XX столетия ученые этого направления стали посвящать свои исследования анализу менее распространенных учебных заведений. В монографии "Английская школа, ее архитектура и
о
организация" М.Сиборн прослеживает эволюцию "певческих школ", рассматривает причину их упадка к началу XV столетия. Пристальное внимание он уделяет специализированным школам, отмечая специфику
обучения и набора учеников. Автор также рассматривает внешний облик учебных заведений, приводит данные о площади классов и подсобных помещении школы.
В начале XX века возникает новое, историко-культурное направление в изучении проблемы образования. Ученые начинают исследовать историко-культурный контекст, глубже интересуются содержательной стороной обучения, показывают влияние на нее ренессансных идей. Важнейшее значение в исследовании данного вопроса имеет труд Ф.П.Грейвса "История образования в период средних веков и перехода к новому времени"4. Историк сосредотачивает внимание на изучении школьных учебников, программы и процесса обучения в связи с распространением ренессансных идей. Грейвс справедливо подчеркивает, что к началу XVI века в большинстве школ широкое распространение получили труды античных авторов.
В 1911 году Линч5 опубликовал ряд источников по истории школьного образования в Англии в средние века. В монографии "Школы средневековой Англии"6 Линч А.Ф., опираясь на ряд важнейших документов — статуты школ, корреспонденцию частных лиц, посвященную проблеме обучения, речи должностных лиц государства, показывает связь образования и политических, экономических, культурных изменений, происходящих в Англии в период позднего средневековья, отмечает, что "тяга к грамотности приведшая к увеличению количества школ, была вызвана ростом городов, успехами в сельском хозяйстве"7 и ростом благосостояния так называемого "среднего класса".
На основании источников Линч доказывает, что создание новых школьных заведений являлось преимущественно инициативой элиты
общества, купцов, представителей нового дворянства. Именно об этом свидетельствуют многочисленные петиции горожан, обращавшихся к королю с просьбой финансировать строительство школ8. Выводы Линча разделяет Хаттон - автор исследования "Томас Мор"9. К началу XVI века, -пишет он, образование стало необходимостью. В целом это стало возможным в результате влияния ренессансных идей, но главную роль сыграло то, что средние слои поняли роль знаний для приобретения достойного положения в обществе, и они начали отправлять своих сыновей в школы, чтобы последние в будущем могли заниматься коммерцией или находиться на государственной службе10.
Представитель историко-культурного направления во второй половине
XX века С.Ф.Куртье в исследовании "История образования в
Великобритании"11 дает подробное описание специализированных школ,
отражает их роль в системе школьного образования в стране. Причину их
возникновения и довольно широкого распространения автор видит в том,
что "стране требовались образованные, грамотные люди, владеющие
12
основами определенных профессий" .
В историографии, касающейся образования в Англии в период позднего средневековья, следует отметить также общие труды, посвященные культуре Европы и Англии в эпоху Ренессанса. Историки, затрагивая проблемы обучения, рассматривают влияние Италии в Англии, особенности английского гуманизма, справедливо отмечая влияние итальянского гуманизма на страны Северной Европы. По мнению Н.А.Кареева, "новое образование принималось сначала более внешним образом, так или иначе прилаживаясь к старому миросозерцанию, и только с
течением времени, как это случилось в Италии, делалось выражением и
1 о
органом совершенно нового общественного настроения" .
Корелин М.С. в своей работе справедливо указывает на слабость местных гуманистических тенденций в североевропейских странах, хотя там и существовали гуманистические школы, кружки, были свои меценаты14.
Принципиально важным для автора данной работы были выводы Немилова А.Н.15 об особенностях Северного Возрождения, в частности его положение о том, что если в Италии гуманистические академии процветают вне университетов, то в Северном Возрождении видна упорная борьба за них, которая в конечном итоге приводит к победе гуманистов. Справедливо и его замечание о том, что в Северном Возрождении интерес к теологии шире, чем это имело место в итальянском гуманизме.
Отличие педагогики Северного Возрождения от итальянской системы обучения подчеркивает Ревякина Н.В. Пренебрежение телесным воспитанием, отсутствие в обучении ряда гуманитарных предметов характерно для школ Северного Возрождения16.
На особенность Северного гуманизма как христианского (возрождение "подлинной христианской этики в духе учения Христа, что нашло
17
отражение в текстах Нового Завета" , воспринималось гуманистами как основа для развития личности и всего общества) указывают многие исследователи. Отсюда особый интерес немецких, нидерландских, английских гуманистов к проблемам реформации18.
В исследованиях, посвященных английскому гуманизму, также подчеркивается христианский характер последнего. Причину обращения к Священному Писанию объясняют особой ролью церкви в Англии, а также
общим психологическим состоянием общества. Как указывает Чертов О.В. в своей диссертации19, после гражданской войны единственную силу в стране представляла собой церковь - отсюда лидирующая роль духовенства в
университетах, административной и гражданской службе. На,
20
доминирующее положение духовенства указывают и другие авторы .
Влияние итальянского гуманизма на английский бесспорно велико. В работах Айстейна Л.Н., Элана21 отражаются связи английских и итальянских гуманистов на протяжении ХУ1-ХУ вв., что проявилось в изучении отдельными лицами латыни и греческого, в переписке, а также в создании кружков типа итальянских. Однако широкого распространения идеи гуманизма в Англии не получили, как отмечают ряд авторов, в частности Крусман Э.В.: "Естественное сплетение средневековых и гуманистических идеалов является особенностью английского гуманизма на
99
всем его протяжении, вплоть до Реформации." Как справедливо указывает Буш: "Почти все англичане, посетившие Италию были клириками. И Возрождение античности не изменило их образа мыслей. Язычество они не поддержали. В начале XV века Поджо назвал их варварами."
В данной работе использованы также выводы многих общих работ, как отечественных, так и зарубежных, посвященных теоретическим проблемам гуманистической педагогики24.
Следует отметить, что в последние десятилетия интерес к этим вопросам в отечественной науке неизмеримо возрос, отражением чего стало создание проблемных групп, занимающихся историей педагогических идей, в Ивановском университете, в Университете Дружбы Народов и в НИИ педагогики АПН. В результате координации их усилий появилось несколько чрезвычайно важных для автора данного исследования коллективных трудов
- "Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль" (М, 1989)25, "Европейская педагогика от античности до нового времени" (чч. I-III, М, 1994)26, "Традиции образования и воспитания в Европе Х1-ХУ11 вв. (Иваново 1995)27, которые дают широкую картину состояния системы школьного образования в средневековой Европе.
Изучение английской школы и образования периода позднего средневековья вызвало интерес к деятельности основных теоретиков школьного образования в Англии, к числу которых относится Джон Колет.
Характеризуя историографию, посвященную его педагогической деятельности, следует подчеркнуть, что первым биографом Колета был Эразм Роттердамский, создавший его краткое жизнеописание в 1522 году. В течение XVI - XVII вв. его деятельность не вызывала интереса. То, что Колет в период раскола церкви оставался без внимания как со стороны католических, так и протестантских авторов, вероятно можно объяснить тем, что ни те, ни другие не считали Колета "своим". В XVIII веке биография Колета была создана Самуэлом Байтом28. В ней Колет изображен как богослов, проповедник изучения Библии, которому чужды идеи Возрождения.
Изучение творчества Джона Колета активизировалось во второй половине XIX столетия, когда в 1867 году вышла в свет книга Фредерика Сибома "Оксфордские реформаторы: Колет, Эразм и Мор"29.
Большая роль в изучении деятельности Колета принадлежит Лаптону Д. X., который перевел и подготовил к публикации около 30 латинских и английских сочинений Колета30.
Джону Колету посвящено несколько монографий и специальные исследования и разделы в общих работах по истории Возрождения и
Реформации в Англии31. Историки стремятся отразить в своих исследованиях отношение Колета к реформе церкви и его роль в истории английского гуманизма, однако мало уделяют внимания его педагогическим взглядам.
Следует подчеркнуть, что исследователи неоднозначно оценивают мировоззрение Колета. Большинство историков (Лаптон Д., Сибом Ф.,
32
Мариотт Д., Ватсон Ф. ), рассматривая его как гуманиста, не поддерживают мнения о христианском характере английского гуманизма, который, по нашему мнению, был присущ и Колету.
Гуманистическую направленность школы Колета они видят в изучении латыни и античных авторов. Лаптон Д.33 и Ватсон Ф.34 подчеркивают, что традиция основывать школы под эгидой купеческих компаний существовала и до Колета, и он не был в этом новатором. Кроме того, в монографиях содержится большой фактический материал, отражающий его деятельность по организации школ. Однако работы содержат слабый анализ статутов и катехизиса Колета и поэтому не отражают цели, которые стояли перед школой. Упускаются факты, свидетельствующие о сходстве некоторых взглядов Колета с идеологией протестантизма, и таким образом объясняющие заинтересованность купцов в школе Колета. Не проводится параллель с существовавшими в тот период итальянскими и английскими школами, что помогло бы определить специфику школы Колета. Кроме того в литературе отсутствует характеристика морально-этических взглядов Колета, что помогло бы четче представить моральный идеал Колета и выделить характерное для традиционных христианских норм поведения и то, что объединяет его взгляды с эразмовским христианским гуманизмом.
к
Другие историки (Симон Ф., Хадсон В., Буш Д.) определяют Колета как "христианского гуманиста", поскольку в соблюдении норм христианской этики он видел путь совершенствования личности. Именно поэтому в Оксфорде Колет начал проповедовать не античных авторов, а Послания
о с
Святого Павла ", по той же причине в его программе обучения отсутствует ряд гуманитарных дисциплин, характерных для итальянских школ.
Личность Дж. Колета и его деятельность как теоретика и практика-педагога привлекла внимание и отечественных исследователей. В статье "Грамматическая школа Святого Павла: гуманистические принципы ее
от
организации" - Софронова Л.В. дает целостную картину создания школы, привлекает источники, которые не были исследованы в предыдущих работах - обращение Колета к папе Юлию II и документы, отражающие полномочия декана и мерсеров - учредителей школы, определяющие их отношения. На о�