автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Просветительская деятельность Джона Колета и его роль в гуманистическом движении Англии накануне реформации (конец XV—начало XVI в.)

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Сафронова, Лидия Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему 'Просветительская деятельность Джона Колета и его роль в гуманистическом движении Англии накануне реформации (конец XV—начало XVI в.)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Просветительская деятельность Джона Колета и его роль в гуманистическом движении Англии накануне реформации (конец XV—начало XVI в.)"

Ш 91

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В. И. ЛЕНИНА

Специализированный совет К 053.01.08

На правах рукописи СОФРОНОВА Лидий Владимировна

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЖОНА КОЛЕТА И ЕГО РОЛЬ В ГУМАНИСТИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ АНГЛИИ НАКАНУНЕ РЕФОРМАЦИИ (конец XV—начало XVI в.)

Специальность 07.00.03 — всеобщая история (история средних веков)

А п т тгртгф с р -а 1

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва, 1992

Работа выполнена в Московском ордена Ленина н ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина.

Научный руководитель:

доктор исторических наук, профессор Осиновский И. Н.

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор Кузнецов Е. В.,

кандидат исторических наук Безрогов В. Г.

Ведущая организация — Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского.

Защита диссертации состоится « » _ 1992 г.

в_ часов на заседании специализированного совета К 053.01.08 в

Московском ордена Ленина н ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина по адресу: 117571, Москва, пр. Вернадского, д. 88, ауд.

С диссертацией можно ознакомиться и библиотеке Московского педагогического государственного университета имени В. И. Ленина по адресу: 119882, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1.

Автореферат разослан * »________1992 г.

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат исторических наук

Чеховская Н. Н.

TtîTi.:'

:тг:'.; f

J I. ОНЦЛЯ ХАРАКТПРИСТИМ РАБОТЫ

f, * ' | Хронологические рамки исследования охватывакт тот период в истории культуры английского Возрождения, ноторыП характеризуется наивысшим расцветом гуманизма. Этот этап, начаги'ийол во второй половине 90-х гг. XV п. и длившийся около дгух девятилетия, отпячен широким расппостраненнгм ренессансных ич,ей в английском об -ществе, созданием содоужестиа " оксфордских реформаторов", гпопа-гандировавтих нопое учение, образованием при дворе Генпиха "III и Екатерин» Арагонской гуманистического крутка по ггнчеру П.^тпног-стоГ академик. 3 чти годи Англия стала колн'>лыэ " Полотой гни -кочки " Тема па Мора, " Похвального слова повести" Орат.п Роттгп-дамского, чье мировоззрение формировалось в гучачистичогкой ат -мосфере Оксфорда на рубеже ХУ- ХУ1 вв. Конец этою периода обо -значен наступлением Реформации с ее ожесточенной гон'оссиотл» ноЧ полемикой, расколом гуманистического пагерл и трагической ополю -цией гуманизма п новых исторических условиях. Этот кратковромен -нчй взлет гуманистической мысли непосредственно связан с именам Джона Колета / Т<157 - 1519/, признанного главы " оксфордских ре -форматоров ", " mn^istri vitne " Кора и Эразма.

Актуальность темы обусловлена растущим интересом как в отечественной, так и в зарубежной историографии, к изучению гуманна -ма Северного, в том числе английского Возрождения. Исследование жизни и творчества Джона Колота, предпринятое в настоящей работе, является необходимым условием для выявления особенностей английского гуманизма первой трети ХУ1 в., который принято называть христианским. В советской исторической науке нет специальных ра -бот па эту тему, в англо- американской научной литературе разра -ботка проблемы во многом строится на приверженности ученых двум противоположны!.! концепциям. Сторонники одной видят в Д. Колете мыслителя, получившего свое образование в Италии, испытавшего глубокое влияние итальянского гуманизма, флорентийского неоплатонизма в особенности, человека, самозабвенно посвятивяого своя жизнь распространению нового учения. Другие, учитывая теологические интересы настоятеля собора св. Павла, его актишуо реформа - ■ торскую деятельность, рассматривают Колета как церковного реформатора католического или протестанского толка типа Савонаролы и Лютера. В силу этого необходимо исследование творческого наследия гуманиста, исключающее крайности п подходе к данному вопросу.

Тема диссертации представляет часть более широкой проблемы -

особенности северного варианта ренессансной идеологии, со поо ['ношения с Реформацией.

Исследование просветительства Дкона Колета является сложной и в высшей степени интересной задачей для современного историка как частная попытка реконструкции ментального универсума простого, анализа мировосприятия человека эпохи Возрождения.

Значение феномена христианского гуманизма Д.Колета с ого стремлением к нравственному обновлении обцоства выходит за райка Х/1 в. Б наш дни та гае выдвигаются на перыШ план вопросы этики, акцентируется моральный аспект достижении науки, политики; стала актуальной проблема преодоления бездуховности, воспитания нового человека. Поэтому обращение к изучению гуканиетичееких концепций нравственного оздоровления общества, попыток ия реализации, предпринятых гуманистами на рубежа ХУ-ХУ1 вв., эволюция их учения о человека, его месте в окружающем мире, путях совершенствования л спасения представляется автору своевременным.

Теоретической и готпгологпчедюн основой диссертации является ддшлектшда-маториалистическая концепция истории общества. Большое значение для данной работи имеют теоретические обоб^еши-изучения истории эпохи Возрождения, накопленные в отечественно!! и зарубежной исторической науке, а также выработанные в советской ьедиевистике подходы к анализу гуманистической идеологии и репессансного гашения.

Цп.м, тдбот» состоит в реконструкции гуманистического ¡лнро-воззренпя и просветительской деятельности ¿:,;она Колета и выявление его роли в гуманистическом двикешш накануне Ге^риации.

Поставленная цель определила следующие пл.ппчк ксс-человп-нгя: воссоздгише зеизиенкого пути гуманиста с учетом илвеИыях научных открытии в этой области; рассмотрение комплекса источников гуманистического мировоззрения Д.Колета;- анализ антиклершалышх, антисхолаетичскжих, пацифистских тенденций в творческом наследии Колета ьак основы для теоретического обоснования реформы общества; осмысление сг.ещфиш колетоьоЯ гуманистической доктрины ре-)ог,ш католической церлсви; в связи с тем, что апогеем просветительской деятельности Л.Колета является основание им грамматической школы св. Павла, выдвигается задача анализа Устава нового учебного заведения, основных организационных принципов , содержания учебной программы с учетом практики постановки школьного дела

начрла ХУ1 р. гечгание пострлленинх задач позволит, по возможности, заполнить ¡дает^иеся латсуни и предложить по ирр.оторт-'м вопросим свор точку зррния.

??аучнач новизна исследования. Диссертация поекпдзна газра-боткп тало изученной в отечественном иоторическон науке,

она до сих поп но привлекала вши'ания советских историков ':;:ло-соТии и педагогики. I) зарубе,7но'л гсторгогра'як гослодо»я;шч году тот в несколыо ином пап; прлрпют. в ретерируеусл диссертации делт"чънооть ¿'.Колета впярвно тяссгатт:*"пгтся как 'Том-а ра'чпго, гуманистического пгосвотительства. В сопрогокно'г глэдготгстп-з чрезвычайно лптуа.тон".* является ппоЗлз?.\а хргстганокого ттмшк'ят» и ого соотпо:,1Ч!"-' с ГС1'ор:.гчт:;еп. .'.'ртернал'г данчо'! лк~сг'ттпцгп прп доставляет ног.мп данчно типология гуг.'р низма Сбитого Возрождения на призере анализа твогчесого наследия ,".;Солота. Ьпог-гго сделана попктка осгтатеть !.;крогюззрпнке д./олега ггх сл^гкнг, гпогослог:!!;.' сглаз разнородных олемзнтоп, п;оп;вогочнгостъ кото-ркх сглтчкрг.етсл г достигается неразрывное единство благод^рт связуице:; основе христианского гуглапизга.

Практичеечазиачггрсть цкссортапип заютчается в том, что оо гатприалп и гуводи могут быть кспользопанч при чтении соответствующих разделов курсов лекций по истории средних во коз, разработка спецкурсов и спецсетанаров по история гууанизиа эпохи Воярогдпнгя, псторг.л кирово;; культу у, релггет и церкви.

Апробация работы. [То материалам исследования сдэлапи доклады и сообщения на чтениях пагати члена-корреспондента ЛИ СССГ С.!■'.Ардэнгзльскпго /Горьки;;, 1088, 108Э, 1090, 1991/, гсесоюэ-иоЯ конференции "Общество и государство в античную л средчоге-к.ову'-о плохи" /Горьки;";, }ОРП/, конференции про'хюсовско- птепо-давательского состева :,:/ГГУ п\ В./[.Ленина /1060/. Диссертация обоутдона и ро;'-о:,;о1;довапа к зачите на заседании гаГ-едрн истории дг-^-цтго типа п средних веков 'ЛГУ км. В.'/.Ленина. Ссповтше положения диссертации отрау.еш.' в научных публикациях автош.

Гашению постав тонких задач подчинена и структура гсслздова-пия, позволяющая при анализе довольно широкого круга проблем последовательно изучить осповшга просветительские тетивы в творчестве Д.Колета я аГ-ор.'глтаровать выводи по итогам исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний и библиографического указателя литературы и источников.

Источники. При работе автор использовал источники нескольких типов. К первому относятся сочинения Дяона Колета, число которых, вопреки господствовавшему долгое время мнению о несостоятельности гуманиста как писателя, весьма значительно. Прежде всего в работе рассматриваются ф'ллософско- теологические сочинения: комментарии Книги Бытия / н i.pistuiac ad itadulphuü' д » Иерархий" Дионисия Ареопагита /" Öpus de caelesti Dionysii hiérarchie. Opus de ecclBsiac Lionyeii hiérarchie n/( трактаты " 0 строении святого мистического тела Христова, которое есть церковь " / " це Conpositicma eancti corporis Christi mystic! Д

" 0 таинствах церкви "/ encramentis ecclesiae "/,

а также оксфордские лекции-о толковании Посланий апостола Павла к Римлянам /'txpooitio adlitterem in epistulam ii.fauli ad lioraanoa «/ И Иоринфянам/"лпа;'га11о in epistulam b.Pauli ad corinthianoe »Д

Представление о реформаторской деятельности Д.Колета и специфики его гуманистической концепции реформы католической церкви дают широко известная Соборная проповедь 1512 г./"°Г£а*-° habita bd clerum "/, a также его редакция Устава братства собора св. Павла /"statuta ecclesiae Гаulinaa Важным источником для

изучения просветительской деятельности гуманиста является Устав школы св. Павла /"Statuta scholaa Paulinae «/, Данные о со-

держании учебной программы, новой методике преподавания и различных педагогических новшествах Колета можно найти в учебном пособии " Aeditio ", вклачавшем помимо латинской морфологии " Кате-

хизис" и " Статьи для поступления в школу св. Павла". Ценнейшая информация о жизни Колета и его гуманистического окружения содержится в корреспонденции английского мыслителя, включающей переписку с Эразмом, Мором, Фичино и другими известными деятелями эпохи. Основная часть колетовых писем на языке оригинала опубликована в известных изданиях Х.М. и П.С. Алленов, Э.Роджерс, С.Р. Джейна. Круг источников можно дополнить тремя завещаниями Д.Колета, актуальными своей информацией о системе финансирования школы и управления ею.

Вторую группу источников составляют документальные материалы по экономической, социально- политической, идеологической истории Англии начала ХУ1 в., содержащиеся в известных публикациях" betters ar.d papara, Foreign and Domestic of the reifcn oi'iienry "i.nglish Historical Documents

Ряд документов непосредственно касается жизни и деятельности Д.Колета. В работе была использована публикация архивных материалов, связанных с деятельность« влиятельной корпорации лондонского Сити - компании купцеп - мррспроп. Протоколы ДРОРЯ КОГ.'Па -НИИ / " The ACts of Court of tho herccra Company "/ -

важный источник по истории создания школы сп. Паэла, срит,етел'. -отрующий о социальной направленности поосветительстра .Колета,чья семья была тесно сиязана с корпорацией мерсерсп Лондона.

Ценным источником по истории английской птколи сроднегековья ЯЧЛПЧТСЯ собрание " 1-ducatiorml Chnrt-гв tmd Lccuc^f?.^ изда1Ш9н А.Личем в I9II г. и до сих пор пилящееся образцояну. Ралнооб -разные источники - отрывки из хроник, королевских и парламентских статутов, школьные уставы, завещания, грамоты об основании икол-дагат представление о различных сторонах школьного дела, тецчрнци» развития системы образования на британских острогах, что способствует объективности оценок педагогической деятельности Д.Колета.

Третью группу составляют источники нарративного характера. Это презде всего сочинения английских хронистов Роберта Фабиана, Эдуарда Холла, Рафаэла Холиишеда, Джона Стау, " Великой хроники Лондона", а также биографии Колета, написанные в ХУ1-ХУШ bd. Попытка создать первое жизнеописание английского гуманиста была предпринята Эразмом Роттердамским в его письме немецкому реформатору Юстасу Йонасу от 13 июня 1521 г. /',t> I2II в издании Алленоп/. Это сочинение отличается полемической заостренностью, обусловленной целью его создания - не вступая в открытую полемику с М.Лютером, противопоставить в образе Колета соой, гуманистический идеал реформатора, утверждающего дело Евангелия без кровопролития и войны, методами мирной пропаганды образованности и высокой нрав -стсенности п духе подражания Христу. Следует учитывать, что эразмов труд давал возможность автору для выражения собственных взглядов, его концепции реформы, которая в некоторых аспектах отличалась от колетовой / ото касается вопроса об отношении к Авгус-8ину/. Эраэмова биография Колета, несмотря на некоторую схема -тичность изложения, скудость конкретного фактического материала, стала основой для последующих жизнеописаний гуманиста.

Корректирует и уточняет данные Эразма другая биография Колета, принадлежащая перу Полидора Вергилия. Большую научную ценность представляют сведения историка об обучении Колета в Кемб -

- б -

ридаском университете,что существено меняет привычные представления об источниках гуманистического мировоззрения Колета.

Известный британский историк Дкон Фокс поместил биографию Колета среди жизнеописаний деятелей английской Реформации, что и определило отбор ({актов и расстановку акцентов. Благодаря сочи -нешы Ди. Фокса нам известно о популярности антиклерикальных лекций гуманиста среди лоллардов, об отношении к настоятелш собора св. Павла многих лидеров английской Реформации, чьи слова цитирует автор, об участии гуманиста в деятельности королевского Совета.

Среди источников - исторические произведения Джона Деланда, Джона Бейла, Джона Питса, Томаса Фуллера, Энтони Вуда; раздели их трудов, посвященные Колету; представляют компиляцию ранее нагш -санного. Вместе с тем заслуживают внимания попытки ученых отис -кать утерянные сочинения гуманиста. В конце ХУII в. У. Кеннет собрал обширний документальный материал, относящийся к Колету,который послужил основой для первой полкой биографии Джона Колета, созданной уже в начале ХУШ в. С.Найтом. В приложениях к этой книге впервые увидели свет многие труди Колета, Научную ценность публикации сшшаят многочисленные ошибки в переводе, наличие среди подлинных документов подделок.

Отдельный комплекс источников составляют многочисленные труды Эразма, в которых содержатся упоминания о Колете, оценки различных аспектоь его деятельности, педагогические сочинения, предназначенные для использования в школе св. ПаБла, трактат "Унхирл-дион" / "Оружие христианского воина"/. Большое значение для ос -мысления своеобразия гуманистического понимания Реформации по сравнению с доктриной Лютера имели сочинения последнего: " К христианскому дворянству немецкой нации", " 0 вавилонском пленении церкви", " 0 свободе христианина", " 0 рабстве воли".

Степень изученности проблемы. Жизнь и деятельность Джона Колета на протяжении четырех столетий привлекают ьнимание историков, порождая немало споров^ Начало научному исследованию проблемы было положено монографиями Сибома и Дж. Лаптопа-в 60 - 80-ые годы XIX в. Эти сочинения, а такне работы С.Ли, Х.Шоу, В.Симп сона, А.Мэйсона положили начало гуманистическому направлению в зарубежной историографии, которое не подвергало сомнению принадлежность Колета к ренессансной культуре, обращая преимущественно внимание на связи его с гуманистическим движением Италии второй половины ХУ в. Реформаторская деятельность Колета получила высо-

кум оценку, однако, образ гуманиста- реформатора лшчен религиоп -но го Фанатизма, которм« приписывали ему представители доугого направления исторической науки, проявившегося на руботе УЛд-ХХ пр. Его гласная идейная тенденция заключается в "мчдиоттитГ гуманизма, в стирании грани мевду Возрождением и Средними пиками. Труди английских исюрикоп итого времени были ншгалиони ноплткпми представить Колета в качестпе церковного реформатора. Спор подчас шел лиль о том, к какому конфессиональному лагерю - католическому или протестантскому - отнести Колета. В перпой половине XX п. широкой известностью пользовались сочинение Л.Химн, который п гуманисте предвестника Лютера, подчеркивал ого увлечение христианской литературой, утверждал, что Колот исключил из программы евпой пколн античных авторов, а его лекции в Оксфордском униперси'^то -нападки на греческих Философов и тех, кто изучает их. Противопоставляя протестанту Колету истинного гунапйота Оразма, Л. Хнма отрицал влияние английского ученого на Формирование мировоззрения Роттердзмца.С другой стороны, современник Л.Хичн философ - теолог З.Дарк, стремясь доказать, что английская церковь осталас» по сути католической, составил жизнеописания типичных, на его взгляд, ее продетапителей - настоятелей пяти крупнейших соборов Лнглии, в том число - декана собора св. Павла Д-коиа Колета.

В 30-50 - ые гг. Колет вновь привлек внимание ученых, что было связано с открытием неизвестных оанее писем гуманиста. Новый источниковый материал отипил дискуссии специалистов по поводу трактовки творческого наследия Колета. 3 эти годы шесть биографий гуманиста и множество статей о нем увидели свет. Протестантскую традицию продолжил 7..М.Слит, п книге которого интересушцап нас глава носит название " Колет - пуританин". Известный английский историк философии Е.1г.Райе противопоставлял светскому итальянскому и французскому Ренессансу " августино- паулинистское " Возрожде -ние, представленное Лптером в Германии, Колетом в Англии, Сагона-ролой в Италии. В сочинении Л.В.Майлса, посвященном изучение влияния неоплатонизма на религиозные доктрины, протестант Колот противопоставляется католику' Мору.

Католическому направлению исторической науки относится Дни Млрпотт, издавпий в 1933 г. биографто гуманиста, где утверждается, что нот ни малейпего сомнения в его ортодоксальности. По мнению У.Компбелла, Колет бил истинчим католиком, а Не предтечей протестантизма. Е.У.Хант, автоо монографии " ¡.дстоятель Колот и его

теология" полагает, что с одной оговоркой - признание авторитета Св. писания - Колет принадлежит к ортодоксальной католической традиции.

В ряде работ творчество Двсона Колета оказалось представленный в эклектическом, противоречивом виде. Данная тендениия присуща, и частности, монографиям Л.В.Майлса / 1951/ и С.Р.Джейна. По мнению пераого, мировоззрение декана нельзя назвать ни протестантским, пи католическим. Исследуя взгляды Колета, автор акцентирует внимание на элементах неоплатонизма, благодаря которому достигается мирное сосуществование противоположных концепций.

Монография С.Р.Дчейна " Дкон Колет и Марсилио Фичино" посвящена оксфордскому периоду жизни гуманиста. Внимательное изучение уже известных произведений ученого, а также тщательный анализ обнаруженной автором переписки Колета и Шичинэ обусловили новизну многих его выводов. Полемизируя с Л.В.Майлсом, он отрицательно решает вопрос о влиянии флорентийского гуманиста на мировоззрение Колета, которое лишается в таком случае основы и распадается на противоречивые элементы. С.Р.Джейн в итоге вынужден признать, что жизнь Колета - настоящий парадокс, разрешить который наука не в состоянии.

3 последние десятилетия значительно увеличился удельный вес частных исследований, посвященных отдельным аспектам жизни и творчества« Джона Колета. Привлечение вновь открываемых и пересмотр всего корпуса уже известных источников позволили скорректировать казавшиеся бесспорными биографические данные, получить ответы на нерешенные ранее вопроси / В.Р.Годфрей, Дж.В.Глизон, Дж.А.Гай, Р.Дж.Вьетенхольц/. Заметно усиление научного интереса к рациональным элементам мировоззрения и социальной направленности деятельности гуманиста и его окружения. Подавляющее большинство ученых считают социальные преобразования эпохи Генриха УIII в той или иной степени реализацией идей Колета и кружка " оксфордских реформаторов" / Элтон Дж.Р., А.В.£ергюсон. П.Хогриф, М.Флейшер, Кв. Скиннер/, отмечают активное участие гуманиста в формировании государственной политики, его влияние при дворе / Кауфглан П.И., Е.М. Ивз, Д. Старни, Д.Лоуда, А.Фокс/. Подчеркивается сходство ряда программных положений идеологов английской Реформации с Соборной проповедью Колета, усматривается в этом результат заимствования / С.Бриджен/. Однако важно подчеркнуть, что для современных исследователей, в отличие от их предшественников первой

половины XX в., реформаторская деятельность Колета не является признаком его антигуманизма, наоборот, ренессансное мировоспнри-ятие рассматривается как побудительное начало для творчества Колета - реформатора/К.К.Чэттерджи, Дк. Гай, А.Фокс/. В новейшей историографии продолжается интенсивное изучение философско- теологической проблематики в мировоззрении Д.Колета, что проявляется, в первую очередь, в новых публикациях его философского наследия / Трэпп Дж.Б., В.О'Келли/. Авторы новых историко- философских трудов, не останавливаясь на констатации влияния флсрентш!-ского неоплатонизма, ьидят в теологии Колета начало разработки "философии Христа", продолженной затем Эразмом в " Оружии христианского воина" / К.Д.Маккензи, П.А.Дюхемел/. Как и прежде актуален вопрос о влиянии Колета на Эразма. Воздействие гуманистической экзегетики Колета на эразмов филологический подход к библейским штудиям в той или иной мере признается К.А.Дяерротт/ 1970, 1978, 1276/, 1,1.В.Андерсоном, Дж.В. Олдриджем. Противоположное мнение разделяют М.Манн Филлипс, Р.Бейнтон, Дж.Бентли, З.Раммель, У.Шварц. Эта проблема является предметом ожесточенных научных-споров, однако, ограниченный объем диссертации заставляет автора отказаться от его подробного изложения.

В отечественной исторической науке нет специальных исследований по теме реферируемой диссертации. Но г советском ренессан-соведении за последние годы были разработаны основные методологические принципы анализа такого сложного явления, как гуманистическая мысль предрефярмационной эпохи. Особенно актуальными являются сочинения, разрабатывающие концепцию христианского гуманизма. В общих историко- философскга трудах Л.М.Баткина, А.Х.Гор-функеля, В.Г. Кузнецова, В.В.Лазарева, И.Т. Петрова, В.В.Соколова / 1962,1978,1985/, Э.Ю. Соловьева, И.Х. Черняка, исследованиях И.Н.Осиновского, Л.М.Ерагиной, О.Ф.Кудрявцева, Ю.М.Сапрыкина, статьях В.М.Володарского, В.Н. Гращенкова, М.Г.Логутовой, А.Н.Немило ва решаются отдельные аспекты этой сложной проблемы, что создало для исследования прочную базу.

Как первую попытку заполнить существующую лакуну можно рассматривать работу ленинградского историка философии 0.В.Чертова, посвященную анализу гуманистической философии " оксфордских реформаторов". Значительное место в нем отводится Дж.Колету. В центре внимания'автора стоит концепция вселенской Любви, заимствованная у Фичино и трансформированная в основу для программы

гуманистического обновления человека. Рассматриваются онтологические, гносеологические, этические, социально- утопические проблемы в творческом наследии Колета, Мора, Эразма.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, формулируются основные цели и задачи исследования, дается обзор источников, рассматривается историография проблемы.

В первой главе - " Жизненный путь Джона Колета/ 1467-15ТЭ/" восстанавливаются основные этапы жизни и деятельности гуманиста с учетом новейших открытий в этой области. Необходимость биографического очерка продиктована отсутствием подобной информации я отечественной научной литературе, а также настоятельной потребность» исследовать материал, без которого тема диссертации не может быть ни поставлена, ни разрешена.

Содержание первого параграфа составляет анализ становления гуманистического мировоззрения Колета, его источников. Прежде всего корректируется традиционное мнение об университетских годах гуманиста. Представляется более вероятным, что до встречи с У.Гропином и Т.Линакром в 1491-92 гг. Колет закончил Кембриджский университет, что подтверждается данными Полидора Вергилия и Эразма, следовательно, определенную роль в формировании его мировоззрения сыграли видные ученые отого университета - Дж.Доджет и Лоречцо Траверсани.

Говоря об истоках взглядов гуманиста, следует считать особую роль произведений ранней патристики - сочинений Дионисия, Оригена, Киприана, Амвросия, Иеронима. Апелляция к идеям этих авторов являлась выражением своего рода оппозиции римско - католической церкви, опиравшейся на позднюю схоластику. Из всего комплекса раннехристианских источников выделяется Аврчлий Августин. Вопрос о положительной или отрицательной роли последнего в генезисе мировосприятия-Колета является предметом научной полемики. В данной работе признаетсг влияние Августина на английского мыс-' литепя, прежде всего идеи о " граде Божьем"/" с1у)Чаэ 15о1 "/. Однако в вопросе об источниках гуманистического мировоззрения Колета не следует пытаться найти единственный авторитет, к которому можно свести все многообразие его идей. В мышлении Колета отчетливо проступает важнейшая черта ренессансного гуманизма - диало-пг.шость, отмеченная Л.М.Б.аткинкм / 1978/, но при наличии в творческом арсенале гуманиста противоречивых источников и элементе, в принцип согмощошш был тгков, что идейной доминантой в этом

¡..югообразни концепций являлось учение Христа, то есть Св.писаний. Отт.тсниз ке к Аигуоткиу к другим источникам определялось исполь-зоьышвм трацпцг.ошшх понятий в новой, гуманистически переосмлс-лоннон г.о'рмо.

ЬшньпшШ пласт источников составляют труди Платона н нво-ппатоппков, кстпрпе в 146-1- 1402 гг. ппреводкл Марсилно Сичино. В курсе лекций о толковании Посланий апостола Павла и теологических трактатах Колс-т попользует философскую систему неоплатоппзмд для реые.шя ьамавйш»)Х онтологических проблем. Особенно актуальна для Колет-а кот.ывдш "всеобщей религии" Нарсилио ткчино. Важно ■¿иделить различие нкнйнтом у.тлорантийского гуманиста и ого английского последователя, Еслк "Зпчкно признавал равною ценность как христианской, так и антично!', культуры, то Колет не одобрял чпчз-кеиюго уьлечвн;:« лзпческсЯ Тшюсо.Г.1юЛ, отдавая предпочтение хр-.стнсшстру. аг.ог.а гого, у Колета четко прослеживается тенденция соквдлым)". критики и поиски подтгюзлдбтш идей социальной спра-Еоллньоста.

Ирвинущвстьеино теологическая ориентация Колета рассматриваемся атарсяг диссвроднш как спинетельство перехода рвиеесянсного шп>лси1ш к новому этапу своего развития - христианскому гуманизму, стре!ьтцв1\.уоя к переосмыслении христианства. Противопоставление гусздшзка .Соле та и всего северного варианта ренессансной идеологии светскому мчллешно итальянцев носит надумашш;! характер. Гуманизм никогда не йил антихрястаанством, а являлся вызовем с'огослоъеко-озгоиаотаческоь'у мышлении. Если у 'Ъичшю и Пике отражается эволк.иия к христианское^ этапу, то у Колета мн находил христианский гуманизм в оформленном уже виде. Задача состоит теперь в рася-,рении влияния новой идеологии на недоступные ранее пласты сознания л в создании гуманистической теологии. Попытку решить данную просишлу предпрвп-'л лолит в лекциях по ок-кегетпка и ролигпозно—^илосс^ских сочинениях оксфордского периала. Их значение состоит предде всего в применении методов изучения античной язпчос/.ой литературы, разработанных итальянскими гуманистами, приемов исторической критики и грамматического анализа текста в исследовании Св.писания. Есть основания говорить о сходстве комментариев Колета с библейсглжи измскянилкн Лореицо Каллы.

Несомненная значимость колетовнх толкований состоит в том, что в них впервые в истории Севогного Возрождения

ставятся и решаются в гуманистическом ключе важнейшие Философские проблемы. Это дает основание рассматривать творческое наследие Колета в качестве теоретической базы для дальнейшего развития всего христианского гуманизма и практической деятельности самого гуманиста. Основные этапы последней рассматриваются по втором параграф-; первой главы. Активная проповедническая работа, антивоенные и антиклерикальные выступления, основание новой грамматической школы - первого шага на пути к обновлению общества к человека -это важнейшие ступени реализации гуманистической программы реформ.

Зторая глава - " Просветительские тенденции в творческом наследии Джона Колета" - состоит из двух параграфов. Первый параграф посвящен анализу антиклерикальных, антисхоластических и пацифист -ских взглядов гуманиста. Просветительские воззрения Колета основываются на идее о принципиальном природном равенстве всех людей. Анализ состояния современного общества лишен у Колета сословности, гуманист определяет человека " не по месту, а по душе". Все люди одинаковы по природе,и все имеют равные возможности для спасения. От признания такого равенства Колет приходит к необходимости имущественного равенства. Законы о собственности / идеи "твое" и ) "мое"/, как и все государственные законы и основанная на них социальная несправедливость противоречат " простой природе", где должен господствовать нравственный закон - совесть. Этот закон предписывает общность имущества. Таким образом, Колет приходит к коммунистическому идеалу, воплощенному Мором в " Утопии".

Другой важнейший момент просветительства Колета связан с антиклерикализмом. В работе рассматривается Соборная проповедь 1512 года. При всей сильнейшей критической направленности социальных идей Колета, его антиклррикализм не доходил до последовательного атеизма, который отстаивали деятели французского Просвещения ХУШ века. Это своеобразие просветительской доктрины гуманиста не являлось признаком более ранней, неразвитой стадии просветительства. Антиклерикализм Колета имел прочный философский фундамент - учение о церкви как мистическом теле Христовом. Согласно последнему, назначение церкви в системе мироздания состоит в удерживании посредством божественной энергии человеческого мира и человека от гибели и распада. Церковь - это конкретная форма, в которой проявляется благодеяние Бога. Но реальная, земная церковь сама оторвалась от своего идеала - небесной церкви, она неоффективна в деле спасения. Церковь должна очиститься от пороков, дабы исполнить свое предна-

значение. Таким образом, Колет приходит к необходимости реформы католической церкви. Как попытка реализации этого замысла рассматривается инициатива гуманиста по изданию нового церковного устава братства собора св. Павла. На примере посещения Колетоа и Эразмом гробницы св. Фомы Бекета анализируется другая сторона мировоззрения английского ученого - резко негативное отношение к суевериям , вире в чудеса, поклонению образам и мощам святых, доведенным в иОца,еннсм религиозном сознании до абсурда.

В творческом наследии Колета в крайне радикальной форме вы -ражен антисхоластицизм, связанный с необходимостью очистить Пи -сание от наслоений средневековой экзегетики. Для

гуманистической реформы общества традиционная теология била не -пригодна, поэтому был закономерен и отказ гуманиста от схоластических методов комментирования Библии и от схоластической философии ариототеиилма. В работе рассматривания методы колетовых комментариев Писания, подчеркивается актуальность аллегорической экзегетики Оригена.

Пацифистские воззрения Колета проявляются в контексте решения общей проблемы добра и зла, допустимости применения насилия ради достижения благородных целей. На примере анализа Послания апостола Павла к Римлянам гуманист доказывает, что война и насилие притиворечат сути христианской веры, которая понималась Колетом как учение о Любви. Вызвать любовь злом, распространить уче -ние Христа с помощью войны невозможно. Так Колет пришел к прог -раммному тезису христианского гуманизма - методы осуществления реформы церкви и государства должны быть мирными. Позднее пацифистские идеи Колета приобрели острое социальное звучание в связи с антивоенными выступлениями декана собора св. Павла накануне военных действий о Францией в 1513 г. Понятие " воин Христа", т" шцез сьг1эи не имеет ничего общего с реальными война -ми, а обозначает человека, находящегося в состоянии войны с ох -ружающим миром, то есть строящего свою жизнь, уподобляясь Христу, Оружием " воина Христа", его кинжалом должна стать " философия Христа". Ее основные положения разработаны Колетом в трактатах и Эразмом в " Оружии христианского воина".

Во втором параграфе выясняется специфика гуманистической концепции реформа католической церкви. Отмечено, что деятельность Колета обоснованно рассматривается в качестве идейной прдготовкш Реформации. Веделяются пункты положительного взаимодействия уче-

ния Колета с доктриной Лютера - переводы текстов и молитв Писания на национальные языки, публичное толкование Библии и основ хрис -тнанского вероучения. Вопрос о различии мезду ними решается в контексте общей проблемы соотношения гуманизма и Реформации - реформа церкви мыслилась гуманистом не в теологическом или полити -ческом плане, а в этико- философском аспекте. Церковное обновле -ние не было самоцелью, а лишь средством обновления человека и общества. В центре реформаторских разработок Колета был человек, оболестпляемп;: автором в стремлении достичь совершенства. Именно антропоцентризм Колета дает ключ к понимания специфики гуманистической концепции реформы церкви. Основной метод ее - пропаганда высокой нравственности и подражание Христу. Поптому различным было и решение вопроса об " оправдании верой" и божественной благодати. Вся программа гу^як'.хтического обновления человека строи -лась на идее о свободе воли. Программа практических мер была изложена Колетом во второй части Соборной проповеди и заключалась в возрождении законов канонического права, созданного отцами церкви.

Третья глава - " Ренессансная педагогика Джона Колета" -рассматривает создание школы св. Павла, анализирует Устав и учебную программу. Впервые в отечественной и зарубежной историографии предпринята попытка осмыслить эту проблему как в историко-' педа -готическом аспекте, так и с учетом специфики гуманистических идей Колета. Первый параграф посвящен анализу гуманистической модели грамматической школы с точки зрения ее организации. Истопники позволяют восстановить этапы становления нового учебного заведения. Школа была основана настоятелем в 1509 г. на свои средства; с помощью множества юридических процедур, обращения к королю и папе она была освобождена от власти церковных органов - держателей школьного патроната. Управление было передано светскому органу -Совету мерсеров, назначавших учителей и капеллана. Штат преподавателей насчитывал троих педагогов, ими могли стать миряне. От -личием школы св. Павла было полное материальное и правовое обеспечение учителей,самое высокое среди английских школ жалорание. Школа св. Павла предназначалась для представителей различных слоев общества без социальных и национальных ограничений, обучение в ней было бесплатным. По количеству учащихся / 153 чел./ это была самая крупная школа Англии в начале ХУ1 в. В ней были запрещена /под угрозой штрафа/ телесные наказания учеников. Это было

- Го -

открытое учебное заведение - идеал гуманистов, что отличало его ci-известных ренессансних школ Италии Витторино да 2-ельтре и Гьарино да Верона, являвшимися закрытыми школами типа лицея.

Анализ учебной программы, разработанной Колетом и Уставе, приводится во вторим параграфе. где отмечается, что пеп.дгигичеекпо идеи Колета относительно связи знания и нравственности прожп.-ны ведущей идеей обновления человека в духе христианского гумапилла и образуют оригинально« учение. Программа преподавания р.ч<:гпдчиа.:ь на две части- воспитание личного благочестия и учении в cortci ьешк...) смысле слова. Понятие " благочестия" трактовалось в гуманистично -кем духе как подраженпе Христу, поэтому отпадала необходимость участия школьников в е.г.ццнешшх церковных службах. Не католический месси, а сам процесс обучения должен бить насыщен новыми этическими принципами. Понятие " личное благочестие" анализируется в раог,-те на основе изучения оразмова диалога " Мальчишеские благочестие", где в образе Гаспара выведен один из учеников школы Т.Лупсет, "Катехизиса" Колета и " Установления христианского человека" Эразма.

Основой образования в школе св. Павла были " благородные науки " - выражение Колета для обозначения латинской и гречес -кой словесности. Колет, Зразы и У.Лили разработали серии новых учебных пособий по латинской грамматике для младших и старших классов. В них наблюдается отход от традиционной средневековой методики, обучение основывается на принципе подражания классическим образцам. Учебник Колета - Эразма - Лили с 1540 г. специальным королевским указом был объявлен обязательным для всех британских школ и оставался такоьгм более 200 лег.

Школа св. Павла была первой публичной английской школой, в которой изучался греческий язык. Важное место в учебной программе занимал трактат Эразма " De Copia ", в котором проявилась важная черта гуманизма Колета - Эразма - единство реформы языка и реформы человека. Устав содержит конкретные рекомендации относительно чтения учеников. В списке - имена Вергилия, Теренция, Овидия, Цицерона. Б духе христианского гуманизма Колет дополняет его со -чинениями раннехристианских поэтов - Лактанция, Пруденция, Седу -лия, Ювенка, Проба, применяя гуманистический призыв " ad foutea " к возрождению не только античной, но и христианской древности. Школа св. Павла стала образцом для английских классических школ Нового времени.

В заключении подчеркнуто, что просветительская деятельность Колета является выдающимся фактом гуманистической культуры Англии

накануне Реформации. Отмечается его влияиние на [тирогоззрение Мора и Оразгл. Гуманистическая доктрина Колета строится на обширном христианеко-ллатоновсквм комплексе источником, як*1 чав'чем сочинения Платона и неоплатоников /особенно актуальна концепция "всеобщей религии" Марсшшо -Ричино/ и авторов ранне:': патристики. Для идсРчой позиции Колета характерно п],изнанке огромной преобразующей роли просветительства. Анткклергкалы'но, аптислласти-ческие пцсш слу-тат теоретическим обоснованием планов обновления человека и общества. Нетрадиционное решение проблей.' ройнн р пира приводит Колета к отказу от насильственных методов в деле распространения истинного, основанного на просвещении, христианства.

Специфика колетовоЯ гуманистической концепции реформ?» католической цорнвя заключается в той, что она строится на учении о церкви гак мистическом те.лз Христа и решается не в политическом, а в Этш:о-Тилосо'][1скоп аспекте. Основное содержание ее - пропаганда высокой .нравственности и подражание Христу при сохранении существующей церковной организации и иерархии, возрождение законов канонического права.

Апогеем просветительской деятельности Колета является основание грамматической школы св. Павла. Б нел была реализована мечта гуманистов об учебном заведении репессшклюго типа - открытой публичной школе со светским управлением и гуманистической программой образования.

Ос:;орн!;е.прлоуоння диссертации отрауеш; в следугдих публикациях:

1. Дя:он Колет:некоторыу вопросы изучения жизни и творчества // Феодальная Англия:проблемы истории и историографии. Ьып. 1. -Деп. в ПШ1 АН ССОР. Г' 23320, 13.12.85. - С.Ш'-ЮЗ. /0,8 п.л./

2. Джон Колет в английско.'! историографии // Г-еодальная Англия: пробле.ун истории и историографии. Ьнп. 2. - Деп. в ПП'ОН АН СССР.

31342, 30.09.87. - С. 14-23. /0,5 п.л./

3. Дт.он Колот: проблема изучения жзип I; творчества в зарубежной и.сторпогра ¡ьи // Проблем! английской истории и. лоторпогрЕфш. Горьки;';, 1909. - С. 40-54. / 1,3 п.л./

4. Грамматическая школа св. Павла: гуманистические принципы организации образования // Ечола и педагогическая М''сль Средних векот Возрождения к начала Нового времени. /Ксследовалпя и материалы/: Сб.науч.тр. - /Под ред. К.ь.Салимовой, В.Г.Гезрогова. -ГЛ.: Изд. АПН СССР, 1391. - С. 245-200. /1,5 п.л./