автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.09
диссертация на тему:
Христианские представления в русском народном искусстве

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Зубец, Ирина Зауривна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.09
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Христианские представления в русском народном искусстве'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Христианские представления в русском народном искусстве"

На правах'рукописи

Зубец Ирина Зауривна

ХРИСТИАНСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В РУССКОМ НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ (ХУШ-нач. XX вв.)

Специальность 17.00.09 - теория и история искусства

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

5 ДПР 20:2

Москва 2012

005020109

Работа выполнена на кафедре гуманитарных наук федерального государствен, бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образов; «Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма».

Научный руководитель доктор философских наук,

профессор, заслуженный работник

высшей школы РФ

Дорогова Людмила Николаевна

Официальные оппоненты Владышевская Татьяна Феодосьевна,

доктор искусствоведения, профессор, Московский государственный университ имени М. В. Ломоносова, факультет искусств,

профессор кафедры музыкального искусс

Иванова Ирина Юрьевна,

кандидат искусствоведения, доцент, Российский государственный социальный университет, социально-гуманитарный факультет, доцент кафедры культуры и дизайна

Ведущая организация Федеральное государственное учреждени

культуры «Государственный историчес музей»

Защита диссертации состоится «19» апреля 2012 г. в 12.00 часов на заседании объединенн совета по защите докторских и кандидатских диссертаций ДМ 210.001.01 при Акадел переподготовки работников искусства, культуры и туризма по адресу: 123007, Москва, ул. Магистральная, 5.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ДПО «АПРИКТ».

Автореферат размещен на сайте ФГБОУ ДПО «АПРИКТ» www.aprikt.com и на сайте ВАК Министерства образования и науки РФ www.vak.ed.gov.ru «,_//_» Г'З 2012 г.

Автореферат разослан «/.^ » марта 2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат культурологии, доцент

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность изучения народных религиозных представлений прошлого обусловлена тем, что Россия все больше втягивается в процесс глобализации, в ходе которой происходят изменения в национальной культурной памяти народа. Изучение прошлого русской культуры, ее мировоззрения, традиций, искусства, особенностей религиозных представлений является положительным импульсом, содействующим укреплению духовного единства народа, его национального самосознания. Проблема изучения и сохранения народных традиций, искусства, обычаев, религиозных представлений в век технического прогресса приравнивается по своей значимости к деятельности, аналогичной сохранению экологии среды обитания. Не случайно на Генеральной конференции ООН в 2003 г. в дополнение к уже существующим нормативным актам была принята менсдународная конвенция об охране нематериального культурного наследия. «Такое нематериальное^ культурное наследие, - отмечалось в Конвенции, - ...формирует ... чувство самобытности и преемственности, содействуя, тем самым, уважению культурного разнообразия и творчеству человека».1

Актуальность исследования объясняется и тем, что общий интерес к религиозной проблематике, обряду, ценностям, получающий в настоящее время широкую поддержку общественности, дает возможность исследовательской мысли рассматривать самые разные аспекты формирования христианского мировоззрения. В ряду проблем, ранее мало привлекавших внимание ученых, - отражение христианских представлений в народном художественном творчестве.

Изучение, реконструкция и пропаганда традиционного искусства, и тех его форм, которые демонстрируют особенности народного христианского мировоззрения, служат задачам сохранения нематериального культурного наследия. Понимание семантики предметного мира, несущего на себе печать религиозных народных представлений, дает возможность осмыслить глубинные корни духовных потребностей русского народа. Раскрыть эти важные и насущные проблемы

1 Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия // Государственный комитет международного совета музеев (ИКОМ России) Информационный бюллетень 2004. № 2.

гуманитарной науки могут помочь тесно связанные с повседневной, праздничной обрядовой стороной предметы народного искусства и народного быта.

Актуальность темы диссертационного исследования определяется так недооценкой в научных исследованиях ранне- и позднехристианских влияний художественном творчестве народа, их развития и трансформации. Современн ^ исследовательская мысль сосредоточена главным образом на выявлении харакге языческого, мифологического содержания в художественной практике наро оставляя в стороне проявления христианских сюжетов, симбиоз христианск языческого видения мира в традиционном искусстве.

Вопросы отражения в народном изобразительном искусстве традиционнь религиозных представлений русского народа остаются в научных исследовани нерешенными, а, в ряде случаев, и спорными. Многие образы народной культур будучи по своим истокам языческими, чаще изучаются именно в аспекте проявлен в них архаических, более древних элементов, а позднейшие христианские влиян привлекают внимание современных исследователей в меньшей степени.

Степень научной разработанности. Тема отражения христианск представлений в народном искусстве является практически не разработанны направлением научных исследований, несмотря на то, что вопросы о мес христианства в целом в народной среде привлекали внимание ученых и богословов.

Проблема специфики отображения христианских идей в народном творчест не может рассматриваться вне выявления ряда особенностей таких понятий хтоящих за ними явлений, как: народное религиозное мировоззрение, народно христианство, соотношение христианского и языческого в представлениях народ синтез христианских и мифологических компонентов в представлениях и творчеств и некоторых других.

Наиболее ранним печатным изданием, в котором поднимаются вопрос народной религиозности становится журнал «Церковный вестник», выходивши еженедельно с 1875 г. В статьях и заметках находили разрешение различны вопросы, связанные с отдельными аспектами религиозного учения, публиковались, том числе, статьи, посвященные несоответствию ряда народных обычаев и обрядо

православию, содержались и фольклорно-этнографические сведения. В частности, в своих публикациях на страницах журнала профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии Н.И. Барсов отмечал, что былины, духовные стихи, сказки, легенды, песни, причитания, заговоры и пословицы дают ценнейший материал для исследования народного мировоззрения. Он полагал, что эти произведения фольклора демонстрируют активное усвоение крестьянством православия, глубокое проникновение христианства в народные нравы и понятия2.

Также среди церковной периодики выделяется еженедельный журнал «Руководство для сельских пастырей» (1860 — 1917 гг.), в публикациях которого большое внимание обращается на своеобразие народного христианства. Поскольку у авторов нет единого мнения по поводу непосредственного проявления веры в народе, поэтому немаловажное место на страницах журнала занимает дискуссия о его духовно-нравственном просвещении. Авторы публикаций доказывают своим коллегам-священникам, что,- несмотря на всевозможные предрассудки и суеверия, отголоски языческих обрядов, бытующих у народа, он не только любит внешнюю сторону религии, но и «жаждет духовную пищу»3; называние же крестьянами икон «богами» не свидетельствует об их языческом мировоззрении4.

Вообще, внимание к народной культуре и ее систематическое изучение проявилось в середине XIX в., что было связано с поворотом общественного сознания ко всему национальному: к жизни народа, к проникновению в его духовную сущность. Этот интерес, выразившийся в активном сборе этнографических материалов и публикации их в различных краеведческих статьях, в центральных и губернских статистических сборниках был обусловлен техническим прогрессом, развитием различных отраслей науки, начавшимися процессами урбанизации и отмирания традиционного творчества и ремесла. Тогда началось собирание изделий

2 Барсов Н.И. Наша светская печать по вопросу о религозности русского народа // Церковный вестник. - СПБ, 1881. № 2 (10 янв.). С. 6-9; №4 (24 янв.). С. 5-7; № 8 (21 февр.). С. 12-15; № 10 (7 марта). С. 3-6.

3 Из дневника сельского священника // Руководство для сельских пастырей. - Киев, 1889. Т. 1. №9 (26 февр.). С. 282-287.

4 Руновский П. Заметка о религиозно-нравственной жизни русского народа // Руководство для сельских пастырей. - Киев, 1881. Т. 1. № 4 (25 янв.). С. 101-118.

крестьянского производства, народного фольклора, суеверий, но весь мат«, рассматривался преимущественно в аспекте проявления в нем языческих элемет

Разработка вопросов, связанных с язычеством в русской куль: преобладала на протяжении XIX - XX вв. Проблема соотношения христианскс языческого, являвшаяся предметом обсуждения в многочисленных трудах исторг философов, филологов, этнографов и фольклористов, оказывалась в сфере вли общественно-идеологических факторов, что уменьшало возможности объектив научного анализа.

Первым системным исследованием, посвященным изучению им< христианских представлений в народном искусстве в форме духовных стихов, с ^ работа Г.П. Федотова, вышедшая в 1935 г. за рубежом. Позиция автора, кажущ наиболее аргументированной и адекватной, кратко сформулирована С.Е. Никитг в послесловии книги издания 1991 г. Исследователь приходит к выводу, имекж принципиальное значение: «На материале духовных стихов ему [Г.П. Федот удалось показать, что народная вера представляет собой не механическое смеше не функциональное распределение элементов язычества и христианства (именно такой ситуации... стоит употреблять термин «двоеверие»...), а нерасторжи сплав, представляющий качественно иное духовное образование, чем ортодоксал! христианство, сплав, где преображенное язычество стало необходимой час мировоззренческой системы»6.

Эта работа остается пока единственной, т.к. в советской науке пробл синтеза христианских и мифологических компонентов в русской культуре являлась актуальной. Ситуация в отечественной науке стала меняться в 90-е гг. X Одним из первых исследований, посвященных специфики христиане

5 Терещенко A.B. Быт русского народа: в 7 ч. - М: Рус. кн., 1997 - 1999; Касторский М И Начертание славянской мифологии. - СПб., 1841; Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. -М.: Экономика, 1993.

Федотов Г.П. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам) /вступ. Ст. Н.И. Толстого; послесловие С.Е. Никитиной; подготовка текста и коммент. А.Л. Топоркова - М • Прогресс, Гнозис, 1991. С. 140-141.

представлений в народной среде, становится книга A.A. Панченко «Исследования в области народного православия»7.

В это же время сформировалась методологическая позиция, обуславливающая изучение культуры народа, исходя из аксиологической мировоззренческой системы, в которой она создавалась. Группа этнографов: М.М. Громыко, A.B. Буганов, Т.А. Воронина, Т.А. Листова, К.В. Цеханская, Г.Н. Мелехова, A.B. Камкин и др. в своих трудах на материалах многоплановых исследований обосновывают явления русской народной культуры на основе православной картины мира. Они доказывают, что этническая специфика, лицо русского народа, уклад его жизни и образ мышления во многом определяется существованием единой православной культуры, глубиной христианского мироощущения народа8.

В работах последних лет все чаще говорится о связи народного искусства с религией9, о христианских компонентах в нем, но исследования, посвященные изучению именно этого вопроса, актуальность которого была подчеркнута в многочисленных статьях и докладах доктором искусствоведения М.А. Некрасовой10, пока единичны11.

7 •

Панченко A.A. Народное православие. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-Запада России. - СПб.: Алетейя, 1998.

8 Православная жизнь русских крестьян XIX-XX веков: Итоги этнографических исследований / Отв. ред. Т.А. Листова- М.: Наука, 2001; Громыко, М.М., Буганов, A.B. О воззрениях русского народа. - М.: Паломник, 2000.

9 Некрасова М.А. Народное искусство России в современной культуре. - М.: Коллекция, 2003.; Тарановская Н.В. Редкий сюжет в народной росписи северодвинского типа // Из истории собирания и изучения произведений народного искусства. Сборник научных трудов / Сост. и науч. ред. И. Я. Богуславская. - Л.: Государственный Русский музей, 1991. С. 29-39; Гамзатова П.Р. Мироустроительная функция архаического прикладного искусства // Научные чтения памяти В.М. Василенко: сб. ст. Вып. I. - М.: Всероссийский: музей декоративно-прикладного и народного искусства, 1997. С. 50-62.

10 Некрасова М.А. народное искусство и православие. Целокупность образа мира. Методология исследования // Традиции и современность. № 5. 2006, С. 3-14.

11 Гончарова H.H. Влияние православной культуры на сюжетные композиции в росписи сундуков XVII-XVIII вв. // Проблемы изучения истории русской православной церкви и современная деятельность музеев. Труды ГИМ. Вып. 152. М.: ГИМ, 2005. С. 217-231; Панкова, Т.М. Один из средневековых сюжетов декоративного искусства и его трансформация в русской народной вышивке XVII-XIX вв. // Традиции и современность. № 2. 2003,С. 83-92.

Анализ существующих на сегодняшний день работ позволяет констати тот факт, что вопросы о роли религии, веры в русской народной культур отражении в народном искусстве христианских представлений все еще ост; недостаточно рассмотренными. Кроме того, вопрос функционирования наро, искусства освещается, как правило, на материале того или иного вида или я искусства исследователями с минимальным привлечением этнографических да! что не позволяет рассмотреть проблему комплексно и системно.

в целом следует отметить, что, несмотря на серьезную, казалось разработанность темы народной культуры, ее сущности, отдельных аспе функционирования, до сих пор в отечественной научной литературе, в существовавших определенных идеологических и политических установок, at отражения христианских представлений в произведениях народного искусств проводился. Обобщающий труд на данную тему отсутствует, не разработаны мн вопросы, что ставит перед исследователем ответственную задачу - рассмотр народной культуры и ее важной составляющей - народного искусства в един повседневного быта и семантики религиозных христианских представлений.

При изучении народного искусства в контексте народных христиан, представлений необходим особый подход к анализу его содержания, раскрывается через постижение роли художественных изделий в быту, их мес обрядах и в религиозных представлениях. Необходимо привлечение других в. народного творчества, таких как устные фольклорные жанры (предания, ска заговоры), а также бытовавшей в народной среде книжной культуры, канонической, так и апокрифической. Только рассматривая все это в совокупно, можно постичь и содержание народного искусства, и его высокую значимость явления духовного наследия.

Предмет исследования - репрезентация и механизмы формирова: народных христианских представлений в русском традиционном народном искусс (художественной культуре) XVIII - нач. XX вв.

Объект исследования - религиозное пространство народного художественного сознания и творчества: произведения народного искусства XVIII-нач. XX вв. в том числе художественные предметы народного быта.

Цель исследования - раскрыть народные христианские представления в народной художественной культуре посредством анализа семантики предметов народного искусства в обрядово-ритуальном и будничном контексте. Этим определяется постановка и решение следующих задач.

Задачи исследования:

Определить методы комплексного, междисциплинарного подхода к отбору и интерпретации феноменов материальной культуры.

Выявить и рассмотреть произведения народного искусства, которые в большей мере отражают христианские представления, русскую народную религиозную картину мира.

Определить и описать функциональные роли предметов народного искусства в ритуальном, повседневном и художественном пространстве культуры (связь искусства с традициями и обрядами).

Проанализировать специфику народных христианских представлений.

Методологическая и теоретическая база исследования основана на комплексном междисциплинарном подходе, что обусловлено самим предметом исследования, интерпретация которого в рамках искусствоведческого исследования невозможна без анализа этнографического, искусствоведческого материала, фольклорных текстов с использованием элементов герменевтического; феноменологического, семиотического, сравнительно-исторического и контекстуального подхода.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности.

Диссертационное исследование, посвященное рассмотрению христианских представлений в русском народном искусстве, соответствует пунктам паспорта специальности 17.00.09 - теория и история искусства (искусствоведение): пн. 5. Социальные функции искусства; пн. 10. Народное искусство и народное творчество;

ПН. 13. Содержание искусства; пн. 28. Искусство России XVII - первой пож XIX веков; пн. 29. Искусство России в XIX в.

Научная новизна работы состоит, прежде всего, в выборе ра исследования и связанных с ним подходов к анализу семантики русского наро, искусства. Впервые в отечественном искусствознании проведено компле, исследование русского народного искусства с точки зрения проявления в христианских компонентов. К анализу сюжетов, идей и образов народного иску применен подход, отличающийся тем, что приведенные артефакты рассматрива с позиций религии, что дает возможность автору выявить христиан ^ составляющие в произведениях народного искусства.

В работе реализуется междисциплинарный подход к материалу, что возможность проанализировать те аспекты, которые ранее оставались вне зрения исследователей. Выделяются модели проявления христиан представлений в народной художественной культуре.

Традиционная культура рассматривается в различных взаимосвязан аспектах: как часть культурного наследия, заключающего не только материалы но и духовную ценность, как проявление народной философии, как неотьемл, часть бытовой и обрядовой жизни, имеющая высокую семиотическую значимо При этом основное внимание уделяется вопросу отражения в русской наро; культуре и искусстве религиозных воззрений - православия. Формулируется пою «народное христианство».

Достоверность результатов диссертационного „сследова

обеспечивается фундаментальным характером поставленной проблемы

многоаспектное ее решение, определением исходных теоретико-методологичес

позиций, комплексностью методологии, адекватной задачам работы, системны;

-целостным изучением проявлений христианских компонентов в народной культ: обширной апробацией.

Практическая значимость определяется возможностью использова: результатов исследования:

в работе искусствоведов при интерпретации символики, сюжетов и образов в народном искусстве.

В курсах по изучению истории русского средневекового искусства и искусства нового времени, истории русской культуры.

Фактологический материал, результаты и обобщающие выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в музейной - лекционной, экскурсионной, экспозиционной и краеведческой работе, при атрибуции коллекций народного искусства.

Положения, выносимые на защиту:

Для отечественного искусствоведческого дискурса не в полной мере решенной остается задача выявления сущности и специфики народного христианства в народной художественной культуре.

Принятое Русью христианское учение, испытывало, особенно на ранних этапах, влияние мифопоэтического мировосприятия народа. Вследствие этого формировалось «народное христианство». Оно составляет органическую часть русской православной культуры и является динамической формой, не противоречит концептуальным основам религиозной доктрины, но, вместе с тем, сохраняет традицию и воплощает систему народного мировоззрения и этики. Народные христианские представления отражались в народном творчестве, в художественных произведениях предметного мира, они фиксировались с помощью языка символов, выбора материала и формы предмета, его цвета и декора, заимствования мотивов, сюжетов и образов христианства.

Специфика народных христианских представлений проявлялась в избирательности мотивов и сюжетов библейского текста, свободе их трактовки и средств выражения, сопоставлении с жизненными, бытовыми ситуациями.

Среди народных бытовых предметов сакральными считались те, которые были декорированы, украшены. Именно они обладали особым семиотическим статусом и вмещали христианскую символику.

Семантика художественной образности произведений народного искусе

содержащих христианские представления, является отражением коллектив

ментальное™ крестьянства, которая соотносится с православной картиной мира.

нее характерно уподобление «земных» предметов трансцендентным, так ка

изделий народных мастеров подразумевались первообразы - небесные, культо объекты.

Народные христианские представления в художественных предметах быта бс .последовательное воплощение нашли в произведениях, выполненных мастера старообрядцами. Характерными образами в их творчестве становятся образы Д : Жизни и виноградной лозы, креста, рыбы, птицы Сирин. Проявление в русском художественном творчестве категории хронотопа едино кг официальной канонической, так и в народной культурной традиции. Семант, Декора, отражающего в изделиях народных мастеров представления пространственно-временных параметрах мироздания, можно интерпретировать христианском аспекте.

Апробация работы. Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях, в т.ч. 4 - в журналах, входящих в перечень изданий, рекомендованн ВАК Минобрнауки РФ.

Основные положения работы излагались в докладах на международной российских научных конференциях. Среди них такие как: международная научно практическая конференция «Культура дерева - дерево в культуре» (Москва, Рост, 2010 г.); «История и культура Ростовской земли» (Ростов, 2001-2008 гг.), Научи чтения памяти В.М. Василенко (Москва, 2006, 2012 гг.), «Атрибуция и реставрац музейных предметов» (Москва, 2009, 2011 гг.) и были опубликованы в сборник материалов и тезисов этих конференций. Результаты диссертационной работы бы; использованы в экспозиционной деятельности Государственного музея-заповедни] «Ростовский кремль» на выставках: «Поэзия севера в красках» (2003 г.), «Народи.

искусство: традиция и современность» (2007 г.), «Мир чудного, теплого, доброго дерева» (2008 г.), «Дерево в русской культуре» (2010 г.), в экскурсионной деятельности - в качестве рабочих материалов на выставках, в работе школьной краеведческой конференции и инструктивных краеведческих лагерей г. Ростова и района.

Текст диссертации был обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных наук АПРИКТ.

Структура и основное содержание диссертационного исследования.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, списка сокращений и приложения.

Во Введении обоснованы актуальность исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, положения, выносимые на защиту; определены цель, задачи, предмет и объект исследования. В Главе I. Христианские представления и народное искусство в системе русской народной культуры подробно рассматриваются и анализируются понятия «народная культура, «народное христианство», разрабатываются подходы к изучению народных христианских представлений, модели их трансляции в народной среде.

В параграфе 1.1. Понятие «народная культура» в современных научных исследованиях анализируются понятия, используемые при описании феноменов разных аспектов народной культуры. В их числе: «крестьянская», «фольклорная», «традиционная» - рассматриваются различные точки зрения подходы к интерпретации этих определений. Обосновывается выбор наиболее продуктивных для данного исследования понятий. Народная культура при этом рассматривается как особая, исторически сложившаяся, динамическая саморегулирующаяся система, включающая передаваемые из поколения в поколение идеи и представления, знания и верования, обряды и ритуалы, образ жизни и художественное творчество в их знаково-символическом и предметно-материальном воплощении.

Исходя из того, что в научных исследованиях в зависимости от зад., объекта изучения параллельно употребляются термины «фольклор», «декорати -прикладное искусство», «народное творчество», дается определение «народ художественной культуре». Она рассматривается как подсистема народной культ; характеризующаяся целостностью, духовной наполненностью, социал! организованностью, тесной связью с бытовой стороной жизни и творче созидательной практикой народа.

В параграфе 1.2. Сущность народных христианских представле рассматриваются точки зрения, связанные с феноменом народной религиозно поскольку на сегодняшний день в гуманитарных науках ему не дано однознач научной трактовки. Наряду с этим, анализируются используемые исследовательской практике различные понятия: «двоеверие», «народная ве «народное христианство» и другие, под которыми обычно понимается комш представлений и ритуалов, составляющих повседневную религиозную жизнь нар В параграфе анализируются термины и связанные с ними подходы к изучению п с точки зрения их объективности и обоснованности, соотнесенности с содержан исследуемого фактического художественного материала. Более адекват1 ^представляется термин «народное христианство», где определяющее сл «народное» указывает на религиозную практику, распространенную именно народной среде, и вследствие этого имеющую свою специфику. Пош «христианство» указывает на то, что характеризуемое явление включает пла христианской - не только православной, но старообрядческой и апокрифичес культуры. Становление его проходило на протяжении длительного времени, различные исторические периоды его содержание различно.

В параграфе дается определение «народное христианство». : «адаптированный», устный, в отличие от канонического, письменного, культур религиозный текст, составленный и интерпретируемый в знаковой парадш понятной и доступной ее носителям - народу. Под народными христиансю представлениями следует подразумевать близкую народу, органическую ча русской православной культуры - живую, динамическую ее форму, не искажаюп

ключевых основ, но сохраняющую традицию и воплощающую систему народногс мировоззрения и этики.

в параграфе 1.3. Модели проявления христианских представлений в народном искусстве отмечается, что важнейшей и определяющей чертой народной культуры была религиозно-духовная, христианская основа, оказавшая определяющее влияние на процесс формирования всего русского этноса, его культуры. Народное христианство, являясь частью традиционной народной культуры, находит свое выражение не только в специфике религиозной жизни, но и в народном художественном творчестве. Модели проявления христианских представлений в народной художественной культуре обусловлены соединением архетипических представлений и канонов православного мировоззрения, церковных требников и мифологической традицией.

Одна из моделей - язык символики. Он может находить выражение, во-

первых, в подходе к выбору исходного материала, во-вторых, в характере декора и в

цветовых предпочтениях, в-третьих, в формах и конструкциях предметов,

соотносившихся с сакральными образами - скинией, храмом, в-четвертых, - в

использовании определенных чисел, обладающих в христианстве трансцендентным значением.

Одной из определяющих для народной культуры проявлением христианских представлений в народном искусстве оказывается аспект, согласно которому не только готовые произведения, но и сам процесс их создания уподоблялся божьему творению. Как результат единого акта творения рассматривалась взаимосвязь мира природы с миром человека, в формировании которого тот сам принимал участие.

К моделям проявления христианских представлений относится и следование народными мастерами художественному канону, лежащему в основе творчества традиции. Он, имея мифопоэтическую основу, в народном искусстве проявляется в устоявшемся веками представлении о художественном идеале, красоте. Она в христианском и народном понимании - категория онтологическая, неразрывно связана со смыслом бытия и идеей Божией.

Одна из продуктивных моделей - это использование христианских сгояи и образов, нравоучительных надписей, тексты которых приводятся в рабе Например: «Употреби труд, храни умеренность - богат будешь, воздержанно п мало яждь - здрав будешь, твори благо, бегай злаго - спасен будешь».

рассматриваются такие изделия народных мастеров, в которых, благод; художественной символике, можно обнаружить соотнесенность с высшими горни смыслами. Наличие этого явления в русской культуре было обусловлено специфш ее ментальности - поиском духовных оснований повседневности, все акты котор ритуализировались, что приближало человека к духовно-телесному преображении возвращению в «утерянный рай». На бытовом уровне это проявлялось, в частное™ том, что у «земных» предметов подразумевались первообразы - предме «небесные», культовые. Самыми известными уподоблениями в народной культ) являются дом - храм и стол - престол.

Среди немногочисленных бытовых вещей высоким семантическим статус обладали такие, которые имели связь с апокрифическими или библейски легендами, например, хлебница и солонка. Вся посуда, как имеющая отношение процессу принятия пищи, получала христианское толкование, поскол! ассоциировалась с трапезой Господней.

Христианскую символику содержала роспись прялки, которая воспринимал; как орудие труда Богородицы. Колыбель - как христовы ясли, что в народном бы проявлялось в укладывании на дно в память о них соломы. К предмете символически соотносившимся с христианскими идеями, относится и детск стульчик, использовавшийся в ритуализированном процессе обучения ребев стоянию и хождению. Связь предмета и процесса обусловлена тем, что стульч оказывался необходимым для формирования уподобления образу и подоб] Божьему.

В параграфе также рассматриваются и такие предметы народного искусства быта, в семантике которых можно обнаружить соотнесенность с культовы\ «горними» смыслами, как шкафы и сундуки. Делается вывод, что символи художественного языка христианского искусства, оказываясь достаточно близю

особенностям народного мировосприятия, легко продуцировался в творчестве, в народной культуре. В ней окружающие человека предметы, являясь неделимой частью самой этой культуры, содержали, хранили и передавали важную для коллектива духовную информацию. Одним из ее элементом были, безусловно, религиозные христианские представления.

В главе II. Репрезентация христианских представлений в русском народном искусстве рассматриваются особенности интерпретации христианских представлений в изделиях Народных мастеров. Анализируется специфика использования в народном искусстве христианских мотивов, сюжетов, образов и символики, механизмы их формирования, перекодирования в творческом процессе.

Обращается внимание на то, что механизм перекодирования сюжетов состоит из четырех этапов: 1 - Отбор христианского сюжета. С точки зрения народной традиции, тот должен быть особо значимым, должен находить параллели в бытовой или обрядовой жизни. 2 - Сокращение сюжета. Исключается то, что не соответствует специфики народной жизни. 3 - Десемантизация, в ходе которой утрачивается отношение к сюжету как к сакральному. 4 - Художественная реализация с выходом из рамок религиозного изобразительного канона, но с использованием традиционных приемов и образов.

Механизм перекодирования христианских образов и мотивов состоит из трех этапов: 1 - Отбор. Заимствуются то, что в народной среде узнается и принимается. 2 - Сокращение отдельных деталей, элементов. 3 - Частичная десемантизация. Менее артикулирован механизм перекодирования символики (числовой, цветовой, символики формы) и состоит лишь в ее переосмыслении.

в параграфе 2.1. Христианские мотивы в народном бытовом художественном творчестве отмечается, что главным источником христианских символических изображений, были языческие памятники12, которые со сменой

мировоззрения наполнялись новым мироощущением. Анализируются образы, принятые народной художественной практикой, и отражающие христианское

12 Уваров A.C. Христианская символика. - Ч. I. Символика древнехристианского периода. -М.: Университет истории культур, - СПб, Алатея. 2001, - С. 143.

содержание. Среди них древо - образ, связанный с библейскими идея характерный для русской книжной и народной традиции, а также флористичесі мотивы. В них народные мастера вкладывали богатый символический смы близкий тому, как их интерпретировали в христианстве и в древнерусском искусст «Остатки рая на земле» 13. Его аллегорией могли являться и отдельные симво.1 райские птицы, Сирин, пышные «травы», изображение виноградной лозы.

К христианским образам в народном искусстве следует отнести изображеі рыбы, наиболее известную эмблему Спасителя, на том основании, что помещал она обычно на хлебнице, где хранились хлеба - продукт, связанный в евангельсв событии с рыбой, с которой выступали символом одного и того же таинств; причащения.

В параграфе рассматривается реализация вышеназванных мотивов в таї насыщенном христианскими представлениями предмете, как прялка. Ана. наиболее типичных народной художественной культуры мотивов, родствеш каноническому искусству, и семантики бытовой ритуальной утвари говорит о т что использование в фольклоре христианской образности протекало как прощ обусловленный единым религиозным мировидением, в понятных и доступі народу формах.

В параграфе 2.2. Христианская символика в народной культуре отмечас что христианская символика в русской народной художественной культуре им свою специфику, обусловленную наличием традиционного мифологическ субстрата и образным метафорическим мышлением народа. Рассматривае проявление христианской символики на примере особой художественной обрядо: выпечки, так называемой Ростовской пряницы, представляющей собой композиц: состоящую из различных раскрашенных фигур. Кроме пожелания благополучи ней находили реализацию представления о рае, получившие значительное развит! средневековой русской книжной культуре, иконографии, в фольклорной традищн художественным образом которых часто становился сад.

13Цит по: Стрижев А. Остатки рая на земле (растения в русской церковной жизни) // Къ свету. - №17. 1995. - С. 169.

Эта идея воплощалась посредством образной, цветовой и числовой символики. Мужские и женские фигуры в пряничной композиции выступали как метафоры Адама и Евы, деревья - как насаждения райского сада, а украшающее их золото и серебро - как непременные его атрибуты, количество фигур - двенадцать - самое сакральное число в христианстве, как аллегория, тесным образом связанная с представлениями о рае. Анализ фольклорных материалов, связанных со спецификой восприятия ритуальной выпечки в народной среде, позволяет придти к выводу, что ее интерпретация с христианских позиций оправдана, что, в частности, нашло воплощение в загадках Ярославской губернии: «Что в избе рай? Каравай!»

Далее в параграфе подробно рассматривается семантика всех образов в композиции пряницы в мифопоэтическом и христианском аспекте, делается следующий вывод. Символика обрядовой выпечки свидетельствует, что неотъемлемой частью русской народной культуры является православное мировоззрение, важнейший компонент которого, наряду с мифологическим субстратом - христианская символика, проявляющаяся в ритуальных объектах и реализующаяся посредством использования евангельской, святоотеческой образности и цветовых аллегорий.

Параграф 2.3. Христианские образы в русском народном искусстве. Образ креста дается анализ христианских символов, связанных с образом креста, заимствованных народным искусством, и вариантов их интерпретации. В параграфе отмечается, что определяющим среди всех «заимствованных» в народном творчестве образов становится крест, воспринимавшийся в первую очередь как важнейший христианский символ. В русской народной художественной культуре в различных ее вариантах изображение креста характерно для кружева, вышивки, ткачества, резьбы и росписи по дереву.

Далее указывается, что семантика христианских образов в народном творчестве не всегда в достаточной степени корреспондируют с их интерпретацией в церковном искусстве. В то же время, формы креста в народном искусстве в полной мере соответствуют каноническим его изображениям: четырех- и восьмиконечный, Голгофский, процветший, а также крест, наложенный на якорь и сердце, что

отождествляется с тремя христианскими добродетелями - верой, надежд любовью.

Отмечается, что образ креста в изделиях народных мастеров являете просто знаком веры, но и выполняет сакральную роль: освящает и сам предмет, изображен, подчеркивая его особый статус, а также, если это орудие труда, то и; связанный с ним производительный процесс. Появляются изображения крест таких предметах народного искусства, которые выделяются наличием христиан семантики. Это, например, рыболовные снасти, колыбели, солонки и пр* Изображение креста на последних наиболее разнообразно. Оно обусловлено тем, прялки могли принимать форму креста, метафорически с ним соотносились по ] параметров. Во-первых, в традиции установки вместо него над христиане* погребениями, в близости декора с белокаменными надгробиями северо-восто* Руси. Во-вторых, материал, из которого изготавливались прялки, обуславл! символическую связь с Древом Жизни, с крестом.

Анализ изобразительных и фольклорных материалов позволяет прийт выводу, что православие, определявшее весьма существенный пласт русс духовной культуры, повлияло на систему образов народного искусства, в коте образ креста, как главного христианского символа, становится наибе употребительным, маркирует особо важные предметы.

В параграфе 2.4. Христианские сюжеты в народной художествен культуре рассматривается интерпретация народными мастерами христиане сюжетов и специфика их заимствования. Рассматривается положение, согла которому, формирование общих для художественного воплощения сюжетов культовом и народном искусстве определяется единым типом христиан« символического мировидения, строительства христианской образной системы православия «синодального» и народного. В народной художественной культ христианские сюжеты никогда не следовали буквально по тексту, а по-сво интерпретировались, творчески перерабатывались, дополнялись новыми деталя Аналогичные процессы протекали в апокрифической литературе, оказавг значительное влияние на формирование народных христианских представлен

проявившихся в народной агиографии, легендах, духовных стихах, где насыщалось подробностями то, «что опущено в повествованиях евангельских...»14.

Появление христианских сюжетов на предметах быта обусловлено не только влиянием рукописных книг: Прологов, Псалтырей, Сборников, Паремий, но и тем, что их органического участия в быту требовала сама среда. В ней создавались эти вещи, составляющие неотъемлемую часть русской культуры, среда, ревностно хранившая художественные традиции, понятия о нравственности, чистоте, религиозности. Христианские сюжеты в народной культуре выделены на таких бытовых предметах, которые обладают высоким семиотическим статусом, а сами сюжеты соотносятся с каким-либо бытовым процессом.

Появление на формовочной доске для ритуальной выпечки сцены Благовещения объясняется ее значимостью: в течение всего года Благовещенскую просфору использовали с самыми разными целями - для улучшения урожая, для лечения различных болезней, причем как у людей, так и у скота и домашней птицы. На колыбели, обусловленная важностью для коллектива акта рождения ребенка, использована сцена, перекликающаяся с фрагментом композиции на иконах Рождества Христова и имеющая в своей основе как евангельские, так и апокрифические рассказы.

Появление евангельского сюжета «Тайная вечеря» на солонке объясняется ее причастностью к трапезе и тем, что солонка - характерный элемент иконографии этой сцены, в которой было принято изображать Иуду, протягивающего к солонке руку. Наличием другого христианского сюжета выделяется братина - заздравная круговая чаша, в которой содержался напиток, употреблявшийся перед принятием пищи как обет сохранения духовного братства. На ней помещены выполненные в технике, близкой искусству книжной миниатюры, четыре круглых медальона с изображениями евангелистов. Этот парадный бытовой сосуд, содержащий росписи, характерные культовым предметам, как по сюжетному составу, так и по манере

14 Барсов E.H. О воздействии апокрифов на обряд и иконопись (Христ. поэзия и искусство в связи с новозоветными апокрифами // Журнал Министерства народного просвещения. 1885, -№ 12. - С. 96-115.

исполнения, доказывает существование в народной культуре предметов христианской тематикой, их особый статус, востребованность.

Отмечается также, что в росписи на дверцах шкафа использована притча человеческой душе и теле, или притча о слепце и хромце», которая в народ интерпретации сокращена и переосмыслена: отсутствует изображение ада. Напро значительную площадь занимает изображение Царствия Небесного.

Христианские сюжеты и образы в традиционной культуре не копировалис подвергались переработке: дополнялись новыми бытовыми деталями, находящ соотношение в традиционном фольклорном мировосприятии, утрачиваї отдельные элементы, несущественные с точки зрения носителей традиі переосмысливались - тем самым реализовывалась «народная герменевтика»15.

Параграф 2.5. Отражение космологических календарных представлені народном художественном творчестве посвящен рассмотрению суждений хронотопе, воплощенных в предметах народного искусства и быта. Представлені пространстве и времени в русской народной культуре имеют древние язычес корни, но на их формирование оказали влияние христианские традиции, восприятии народом пространства-времени в православном асш свидетельствуют, например, духовные стихи. Эти представления воплощаются таком сложном феномене как календарь, изображавшийся в народной культуре предметах, выделявшихся семантическим статусом и имевших ритуальное значе - полотенца, с вышитыми на них в виде кругов «месяцесловами» и деревяні ■бирки-календари.

Среди предметов народного искусства выделяется уникальный календ; содержащий отражение представлений как о времени, так и о пространс-Выполнен он на прялке, в виде концентрической окружности, поделенной двенадцать секторов. В центре - изображение Голгофского восьмиконечного кр» По его сторонам помещены орудия страстей - копье и трость с губкой, а таї

Мороз А.Б. Святые Русского Севера: народная агиография. - М.: Изд-во ОГИ, 2009.

-С. 15

стилизованные парные фигуры птиц, указывающие на пространственные координаты

- петушки и утицы, верх и низ.

Композиционно и семантически изображение на прялке соотносится с иконой «Распятие с апостольскими страданиями», причем, не только их центральные образы

- Голгофский крест и Распятие, но и месяцы с апостолами. По христианской традиции, они являются семантическими синонимами двенадцати месяцам и часам, что находило воплощение на циферблатах часов, главным акцентом которых становился образ искупительной жертвы Христа. Сопоставимость отдельных элементов композиции на иконе и прялке указывает на то, что близкой должна быть и интерпретация изображений. Весь рисунок - это образ мироздания, мира Божьего, христианская модель мира, для описания пространственной организации которой идеальным является крест. Находящийся в центре, он предстает как основополагающая идея образа мира, победы над смертью, пересечения Небесного и Земного, как образ жизненного пути человека. Возможность сопоставления художественной программы на иконе и прялке позволяет сделать вывод, что именно христианство в рассматриваемый период оказывает доминирующее влияние на формирование в народной культуре мнения о календаре, о пространственно-временных отношениях и хронотопе.

В Заключении подводятся итоги, полученные в результате работы над диссертацией, намечаются основные тенденции и перспективы дальнейшего исследования проблемы.

Основные результаты диссертации опубликованы в следующих работах:

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК России:

Зубец И.З. Христианские мотивы в резьбе и росписи по дереву. К постановке вопроса // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. - 2007. -Т. 13.-№3.(0,4 п.л.)

Зубец И.З. Русская прялка: народные христианские представления о времени и пространстве // Ярославский педагогический вестник. Гуманитарные науки. 2012. -№ 1-Т. 1.(0,6 п.л.)

Зубец И.З. Модели трансляции народных христианских представлений в народном искусстве // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. - 2012. - № 2. (0,7 п.л.)

Н. Зубец И.З. Предметы народного искусства в контексте христианских предста // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2012. - Т. 1,- № п.л.)

Другие статьи и материалы конференций:

5. Зубец И.З. Народные росписи Пермогорья в собрании ГМЗ «Ростовский кпе] ИКРЗ 2003. - Ростов 2004. (0,4 п.л.)

б • Зубец И.З. Вологодские прялки в коллекции ГМЗ «Ростовский кремль» Выпуск Ростов 2005. (0,5 п.л.)

7. Зубец И.З. Коллекция теремковых прялок в собрании ГМЗ «Ростовский крег ИКРЗ 2001. - Ростов 2002. (0,5 п.л.)

2. Зубец И.З. Об упряжных дугах в коллекции Ростовского музея // ИКРЗ 2004 -1 2005. (0,5 п.л.)

9 ■ Зубец И.З. Символизм предметов в народной культуре // ИКРЗ 2007. - Ростов (0,9 п.л.)

10. Зубец И.З. Народное искусство: христианские составляющие. К постановке воп ИКРЗ 2006. - Ростов 2007. (0,5 пл.)

/1. Зубец И.З. Нематериальное культурное наследие - Ростовский пряник // Выпуск XVII. - Ростов 2008. (0,9 пл.)

12. Зубец И.З. Вопросы атрибуции одного памятника в коллекции ГМЗ «Роете кремль» // труды ГИМ Вып. 188. Проблемы атрибуции памятников декора-прикладного искусства Материалы I научно-практической конференции октября 2009 г. [электронный ресурс]. Составители О.Б. Лантратова, Е.Г. П Н.В. Углева. М.: Исторический музей, 2011. (0,9 п.л.)

13. Зубец И.З. Древо жизни и его толкование // Культура дерева - дерево в ку; Тезисы международной научно-практической конференции. 24-28 сентября года, Москва - Ростов Великий. (0,9 пл.)

Зубец Ирина Зауривна Христианские представления в народном искусстве (XVIII-нач. XX вв.) автореферат на соискание уч степ, кандидата искусствоведения Подписано в печать 16.03.2012. Формат 60x90/24 Усл.печ.л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ № 002. Отпечатано в информационно-' издательском отделе ГМЗРК. 152150, г. Ростов, кремль.

 

Текст диссертации на тему "Христианские представления в русском народном искусстве"

61 12-17/163

На правах рукописи

Зубец Ирина Зауривна

ХРИСТИАНСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В РУССКОМ НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ (XVIII - нач. XX вв.)

Специальность 17.00.09 - теория и история искусства

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Научный руководитель — доктор философских наук, заслуженный работник высшей школы РФ, профессор Дорогова Людмила Николаевна

Москва 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Христианские представления и народное искусство в системе русской народной культуры.............................................24

1.1. Понятие «народная культура» в современных научных исследованиях..........................................................................................24

1.2. Сущность народных христианских представлений......................31

1.3 Модели проявления христианских представлений в

народном искусстве................................................................................41

1.4. Предметы народного искусства как воплощение

христианских первообразов...................................................................56

Глава 2. Репрезентация христианских представлений в русском народном искусстве............................................................67

2.1. Христианские мотивы в народном бытовом

художественном творчестве..................................................................68

2.2. Христианская символика в народной культуре............................87

2.3. Христианские образы в русском народном искусстве.

Образ креста.............................................................................................95

2.4. Христианские сюжеты в народной

художественной культуре.......................................................................106

2.5. Отражение космологических календарных представлений

в народном художественном творчестве..............................................117

Заключение...............................................................................................128

Библиографический список 135 Список сокращений и условных обозначений 166 Приложения..............................................................................................167

Введение.

Актуальность изучения народных религиозных представлений прошлого обусловлена тем, что Россия все больше втягивается в процесс глобализации, в ходе которой происходят изменения в национальной культурной памяти народа. Изучение прошлого русской культуры, ее мировоззрения, традиций, искусства, особенностей религиозных представлений является положительным импульсом, содействующим укреплению духовного единства народа, его национального самосознания. Проблема изучения и сохранения народных традиций, искусства, обычаев, религиозных представлений в век технического прогресса приравнивается по своей значимости к деятельности, аналогичной сохранению экологии среды обитания.

Место и роль народного искусства, культурного наследия в жизни общества, перешедшего на постиндустриальную стадию и осуществляющего процесс глобальной модернизации, сегодня переосмысливается. Национальные культурные традиции в данной ситуации рассматривается как фактор, способный не только помочь этносу в его идентификации, но и стать основой для экономического развития. Именно сегодня достояние культурное, подобно достоянию природному, воспринимается как интеллектуальное и духовное богатство поколений, которое необходимо, изучив, тщательно сохранять и

бережно использовать1.

Проблема сохранения традиционной религии русского народа становится в XXI веке особенно актуальной, а определение ее специфики дает возможность адекватно осмыслить сам феномен. Раскрыть эти важные и насущные проблемы гуманитарной науки могут помочь тесно связанные с повседневной, праздничной и обрядовой стороной предметы народной

художественной культуры и быта.

Насущность затронутого вопроса подтверждается тем, что на Генеральной конференции ООН в 2003 году в дополнение к уже существующим нормативным актам была принята международная конвенции об охране нематериального культурного наследия, в которой, в частности,

говорится: «нематериальное культурное наследие означает обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, - а также связанные с ними инструменты, предметы...,- признанные сообществами... и отдельными лицами в качестве их культурного наследия. Такое нематериальное культурное наследие... формирует ...чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека2».

Усиление внимания к различным формам культуры на международном уровне связано с процессами исчезновения народного искусства, ремесел, обрядов и ритуалов, традиционных верований, составляющих богатство мировой цивилизации. Обращение к вопросам культурной идентичности, верности традициям своей национальной культуры - острая, существенная необходимость времени. От ее осмысления, выражения и решения зависят многие политические, социальные, культурные, идеологические и теоретико-познавательные процессы3. Насущность этого вопроса объясняется вечностью, непреходящей ценностью народного искусства, народных традиций, верований. Их исчезновение обеднит дух народа и всю мировую культуру.

Обращение к культурному наследию, народному искусству и верованиям - основа духовного возрождения, один из наиболее важных моментов на пути к национальной самобытности и неповторимости, что и обуславливает настоящее исследование. Изучение и осмысление своих корней, традиционного искусства через призму русского народного христианского мировоззрения даст возможность постичь глубинный смысл бытия, познать самих себя. Разработка проблем реконструкции славянской духовной культуры, занимавшая умы славистов разных специальностей и научных школ уже более полутора веков, в последнее время приобретает новое направление, как в теоретическом, так и в практическом плане, должна стать одной из государственных задач.

Актуальность темы диссертационного исследования определяется стремлением современной научной мысли понять специфику мышления православного человека, характер восприятия христианского наследия в его соединении с мифологичеким началом; а также недооценкой в научных

исследованиях ранне- и позднехристианских влияний в художественном творчестве народа, их развития и трансформации. Современная исследовательская мысль сосредоточена главным образом на выявлении характера языческого, мифологического содержания в изобразительной практике народа, оставляя в стороне проявления христианских сюжетов, симбиоз христианско-языческого видения мира в традиционном искусстве.

Актуальность исследования объясняется и тем, что общий интерес к религиозной проблематике, получающий широкую поддержку общественности, дает возможность исследовательской мысли рассматривать самые разные аспекты формирования христианского мировоззрения. В ряду проблем, ранее мало привлекавших внимание ученых, - отражение христианских представлений в народном художественном творчестве.

Степень изученности проблемы

При разработке обозначенной в диссертации темы необходимым оказалось привлечение исследований нескольких научных направлений. Для комплексного анализа концепта «народное искусство» значительную роль играла искусствоведческая литература, а также работы по археологии, труды отечественных и зарубежных авторов по теории культуры, семиотике, антропологии. Для общей характеристики народного мировоззрения -материалы по русской и славянской этнографии, фольклористике, мифологии. Кроме того, для интерпретации христианской семантики в народной культуре необходимо было обратиться и к богословской литературе. Это, в первую очередь, святоотеческие труды И. Дамаскина, И. Брянчанинова, Святое Писание, апокрифы, а также публикации священников об отношении населения к вере.

Наиболее ранним печатным изданием, в котором поднимаются вопросы народной религиозности становится журнал «Церковный вестник», выходивший еженедельно с 1875 г. В статьях и заметках находили разрешение различные вопросы, связанные с отдельными аспектами религиозного учения, публиковались, в том числе, статьи, посвященные несоответствию ряда

народных обычаев и обрядов православию, содержались, и фольклорно-этнографические сведения. В частности, в своих публикациях на страницах журнала профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии Н.И. Барсов отмечал, что былины, духовные стихи, сказки, легенды, песни, причитания, заговоры и пословицы дают ценнейший материал для исследования народного мировоззрения. Он полагал, что эти произведения фольклора демонстрируют активное усвоение крестьянством православия, глубокое проникновение

4

христианства в народные нравы и понятия .

Также среди церковной периодики следует выделить еженедельный журнал «Руководство для сельских пастырей» (1860 - 1917 гг.), в публикациях которого большое внимание обращается на своеобразие народного христианства. Поскольку у авторов нет единого мнения по поводу непосредственного проявления веры в народе, немаловажное место на страницах журнала занимает дискуссия о его духовно-нравственном просвещении. Авторы публикаций доказывают (своим коллегам-священникам), что, несмотря на всевозможные предрассудки и суеверия, отголоски языческих обрядов, бытующих у народа, он не только любит внешнюю сторону религии, но и «жаждет духовную пишу»5; называние же крестьянами икон «богами» не свидетельствует об их языческом мировоззрении6.

Внимание к народной культуре и ее систематическое изучение проявилось в середине XIX в., что было связано с поворотом общественного сознания ко всему национальному: к жизни народа, к проникновению в его духовную сущность. Этот интерес, выразившийся в активном сборе этнографических материалов (преимущественно касающиеся различных языческих элементов) и публикации их в различных краеведческих статьях, в центральных и губернских статистических сборниках был обусловлен техническим прогрессом, развитием различных отраслей науки, начавшимися процессами урбанизации и отмирания традиционного творчества и ремесла. Тогда началось собирание изделий крестьянского производства, народного фольклора, суеверий.

К ранним публикациям можно отнести известный труд А.В. Терещенко «Быт русского народа» 1848 года7, в котором собраны многочисленные описания традиций и обычаев, типичных, главным образом, для простолюдинов и купцов, и дающих представления о самых важных моментах жизни народа. К этому времени относятся работы М. И. Касторского, Н.И. Костомарова8, отмечавшие различные стороны русской народной культуры, его традиции, обряды, быт и поверья.

Во второй половине XIX в. возникают научные школы, объектом исследования которых явилось мировоззрение славян. В качестве одной из них можно назвать «мифологическую школу», яркими представителями и теоретиками которой, в частности, стали А.Н. Афанасьев, В.Ф. Миллер и Ф.И. Буслаев9. Они считали, что народные верования, ритуалы и фольклор есть остатки древнего языческого мировоззрения, элементы которого сохранились в традиционной духовной и материальной культуре до XIX в.

В трудах выдающегося фольклориста А.Н. Веселовского развивается мысль Ф.И. Буслаева о многослойном составе русского эпоса, об осложнениях, с которыми столкнулась исходная основа фольклора. А.Н. Веселовский выступил против узкого понимания мифологического истолкования всего народнопоэтического творчества христианской поры, затронув сложную тему взаимосвязи языческих и христианских мотивов в народном творчестве. Вполне справедливо полагая, что при близости исходных условий «мифический процесс может независимо повториться на двух совершенно различных почвах» и вызвать при этом одинаковые формы, высказал верную мысль: «Христианские заговоры часто столь похожи на древние языческие заклятия не потому, что повторяют их в новой форме, а вследствие самостоятельного воспроизведения мифического процесса на христианской почве»10. По мнению ученого, в созданных в средние века христианских мифах, «вследствие единства психического процесса могли самостоятельно воспроизвестись образы и приемы языческого суеверия»11.

Среди краеведческих материалов следует отметить одного из наиболее заметных авторов Ярославской губернии A.B. Балова, собравшего многочисленные материалы об особенностях быта, обрядах, верованиях, религиозных воззрениях края. Работы ростовских краеведов А. Я. Артынова и А. А. Титова позволяют почерпнуть важные сведения о местных традициях в народной культуре, в которой сохраняются отголоски дохристианский воззрений12.

К этому же периоду, второй половине XIX века, относятся и первые исследования искусствоведов - ими стали труды В.В. Стасова. В них автор ставит вопрос об отражении в народном искусстве миропонимания, элементов духовной культуры, мифологических представлений древних славян, влиянии иноэтнических элементов. В работах ученого впервые была высказана важная для настоящего исследования мысль о художественной ценности произведений

13

народного искусства, о глубокой их связи с бытом и дохристианскими верованиями14. Несмотря на то, что труд В.В. Стасова посвящен такому виду русского народного искусства как вышивка, многие образы, распространенные в ней и упомянутые автором, были характерны и для декорировки деревянных изделий - двуглавые птицы, птицы с девичьим лицом, фантастические животные. Исследователь, в частности, отмечает, что русский орнамент - это наполненный глубоким содержанием, «уцелевший осколок древнего мира, значение которого давным-давно совершенно потеряно»15. В.В. Стасов указывал, что главнейшие и характернейшие фигуры наших вышивок имеют самое близкое сходство с орнаментами и заглавными буквами наших рукописей

XII, XIII и XIV вв.16.

В 1913 г. выходит в свет альбом A.A. Бобринского17, в котором была предпринята попытка классифицировать предметы народного быта по их предназначению: утварь, орудия труда, мебель и т.д., по художественным характеристикам: украшенные геометрическим и растительным орнаментом, а также дать толкование отдельным изображениям.

Немного позднее появляется работа Г.Л. Малицкого «Бытовые мотивы и

18

сюжеты народного искусства (в росписи и резьбе)» , в которой высказывается мнение, поддержанное позднее и другими исследователями, о коллективности народного творчества. Разделяя убеждения Ф.И. Буслаева, Н.С. Тихонравова о неразрывном единстве общих идейных и художественных устремлений народного творчества, в частности, изобразительного искусства и устной словесности, Г.Л. Малицкий видел эволюцию крестьянского орнамента в направлении от связи с обрядовой и лирической песней к влиянию на него

„ 19

городской продукции - лубка и рукописных повестей .

Основоположниками искусствоведческой науки о народном искусстве стали В. С. Воронов, А. И. Некрасов, А. В. Бакушинский, чьи работы вышли в 20-30-е гг. XX в. В них уделялось большое внимание не только отдельным видам народного искусства, его художественным и техническим характеристикам, но и социальным, историческим аспектам этого феномена. При этом необходимо отметить, что развитие теории народного искусства в эти и последующие годы было политизировано и тесно связано с идеологическими

установками того времени. В связи с этим в ставшей классической книге B.C.

20

Воронова 1924 г. «Крестьянское искусство» , попытка дать теоретическое

определение понятию «народное искусство» повлекла за собой социальную

конкретизацию этого явления. Под термином «народное искусство» в этот

период начинают подразумевать творчество именно крестьянское, что в

сущности можно рассматривать как синонимию, ибо крестьянство являлось

самым многочисленным сословием в России, а также хранителем

традиционной этнической культуры и религиозной ипостаси. Тем не менее,

народным искусством следует считать и работы ремесленников, выполнявших

заказы в городских посадах и слободах, и работы монастырских мастеров.

Определяющие своеобразие черты народного искусства были

21

сформулированы в вышедшей в упомянутые годы работе А.И. Некрасова , где указывается на непрофессионализм, который рассматривается ученым как принцип творчества, как основная черта художественного сознания

крестьянина. Автор в своей работе определяет специфику народного искусства, обусловленную географическим, этническим и историческими особенностями, высказывает мысль об архаичности типичных образов, о богатых традициях суздальско-владимирской, новгородско-псковской и московской Руси22. Вместе с тем, автор говорит о том, что крестьянин бессознательно усваивал сюжеты и композиции других культур, используя их лишь как декорацию23.

Необходимо отметить, что развитие науки о народном искусстве было связано с определенными политическими установками этого периода и шло без рассмотрения таких его существенных, основополагающих моментов, как связь с обычаями, верованиями, обрядами. За гра�