автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Христианский платонизм Мария Викторина
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Фокин, Алексей Русланович
Введение.
Глава I. История изучения наследия Мария Викторина на Западе и в России.
Глава II. Жизнь и учено-литературная деятельность Мария Викторина.
Глава III. Источники философско-теологического учения Мария Викторина.
Глава IV. Философско-теологическая система Мария Викторина.•.
1. Учение о богопознании.
2. Учение о Боге.
3. Учение о творении и тварном мире.
4. Учение о мире духовном и мировой душе.
5. Учение о человеке.
6. Учение о спасении как возвращении человека к Богу.
Глава V. Влияние на последующую философскую и теологическую традицию.
Введение диссертации2005 год, автореферат по философии, Фокин, Алексей Русланович
Предмет исследования. Диссертация посвящена исследованию философско-теологического учения известного в римского ритора, философа и теолога IV века н э Мария Викторина Учение Мария Викторина заслуживает пристального внимания современных историков философии, патрологов и теологов, поскольку оно было не только одним из первых систематических изложений христианского учения о Божественной Троице, но и внесло важный вклад в дальнейшее развитие европейской философии и теологии Подобно Оригену на Востоке, Викторин на Западе одним из первых попытался решить стоявшую перед его эпохой важнейшую историческую задачу — христианизацию античного философского наследия В своем учении он попытался применить в христианской теологии метафизические принципы платонизма и использовать их в полемике против ариан и омиусиан Философско-теологическое учение Викторина оказало огромное влияние на его младшего современника — Августина, через которого это влияние распространилось на всю последующую философскую и теологическую традицию вплоть до Средневековья и Нового времени
По классическому определению, идущему еще от Аристотеля, философия есть учение
0 первых началах и причинах сущего1 При этом философия основывается на рациональном исследовании сущего, на доводах разума, и пользуется для этого логическими доказательствами Однако в отношении теологии мы не можем ограничиться одним лишь аристотелевским определением, согласно которому она есть учение о вечной, неподвижной и нематериальной сущности2, — учение также строго рациональное Под теологией мы понимаем рационально оформленное христианское вероучение, включающее не только учение о Первоначале — Боге {теологию в узком смысле), но и учение об отношении Бога к тварному миру и человеку (о творении, промьпнлении и спасении, что в раннехристианском богословии получило название икономия, т е '[Божественное] домостроительство')3 Кроме того, в отличие от философии, христианская теология основывается не столько на доводах разума, сколько на Божественном Откровении (Священном Писании) Сводя все это
1 См Аристотель Метафизика, А 982ab
2 Там же Е 1026а 18-20, Л 1071b 5-23, 1073а 5-14
3 См , например, Болотов В В Лекции по истории древней Церкви М , 1994 Т 2 С 301-305, Braun R Deus Christianorum Recherches sur le vocabulaire doctrinal de Tertullien Pans, 1977 P 166 воедино, можно сказать, что в данной диссертации под философско-теологическим учением понимается такое учение о Боге как Первоначале сущего и Его отношении к миру и человеку, которое основывается не только на доводах разума и предшествовавшей философской традиции, но и на началах религиозных Поскольку же основной философской школой, являвшейся для Викторина источником философского авторитета, была школа платоническая, а религией, которую он исповедовал в последний период своей жизни и на службу которой поставил свои философские знания и способности, было христианство, то его философско-теологическое учение по праву можно назвать христианским платонизмом, то есть синтезом философии платонизма и христианского вероучения
Дели и задачи исследования. Основная цель диссертации — реконструкция и изучение философско-теологической системы Мария Викторина в тесной связи с религиозно-философскими учениями его эпохи Достижение этой цели предполагает решение следующих задач
Во-первых, подробное рассмотрение истории изучения философско-теологического наследия Мария Викторина на Западе и в России для точного определения области самостоятельного исследования и круга проблем, требующих изучения в диссертации При этом следует выяснить, какие вопросы, касающиеся Викторина и его наследия, до сих пор остаются неразрешенными
Во-вторых, обращение к биографии Мария Викторина и его философско-теологическому творчеству, то есть изучение обстоятельств жизни и учено-литературной деятельности Викторина, свидетельствующих о его переходе от язычества к христианству Это предполагает также уточнение времени и обстоятельств написания его сочинений, их структуры и содержания, стилистических и композиционных особенностей
В-третьих, установление источников философско-теологического учения Мария Викторина, проведение их классификации и выделение группы основных
В-четвертых, реконструкция и анализ философско-теологической системы Мария Викторина в контексте религиозно-философских учений того времени В ходе анализа следует выяснить философскую основу тех или иных положений его системы Также необходимо установить, с одной стороны, какую трансформацию претерпела христианская теология в системе Викторина в результате синтеза с платонизмом, а с другой стороны, какую трансформацию претерпела здесь платоническая философия в результате контаминации с христианским вероучением Кроме того, целесообразно также выяснить, присутствуют ли в системе Викторина определенные противоречия и непоследовательности как с точки зрения платонизма, так и с точки зрения ортодоксального христианства
В-пятых, уточнение объема влияния, оказанного учением Мария Викторина на последующую философскую и теологическую традицию
Источники. В диссертации изучение философско-теологической системы Мария Викторина проводится главным образом на основе оригинальных латинских текстов — теологических трактатов Викторина, написанных им после обращения в христианство De generatione Divini Verbi («О рождении Божественного Слова»), Adversus Arium («Против Ария», в четырех книгах), De homoousio recipiendo («О необходимости принятия 'единосущия'»), Hymni de Trimtate («Гимны о Св Троице»), Толкования на послания an Павла к Галатам (в двух книгах), Филиппищсьм и Ефесянам (в двух книгах). Кроме того, для установления источников философско-теологического учения Викторина в диссертации привлекаются античные и эллинистические философские тексты — сочинения Платона, Аристотеля, Нумения, Плотина, Порфирия, Прокла, Дамаския и др, а также христианские теологические тексты — сочинения апологетов, Климента, Оригена, свт Афанасия Александрийского, Василия Анкирского, свт Илария Пиктавийского, вероопределения различных церковных соборов При выяснении влияния Викторина рассматриваются также сочинения его современников и средневековых авторов — Амвросия Медиоланского, Августина, Орозия, Синезия, Псевдо-Дионисия, Максима Исповедника, Боэция, Кассио'дора, Исидора Севильского, Алкуина, Эриугены, Александра Гэльского и некоторых других
Актуальность и новизна исследования. Философско-теологическое учение Мария Викторина представляет собой первую в истории западной христианской мысли попытку синтеза философии и теологии, разума и веры, платонизма и христианства. Оно обогатило христианскую теологию новыми глубокими метафизическими идеями и интуициями, позволило по-новому подойти к решению многих проблем, открыло новые перспективы для развития европейской философии Под влиянием идей Викторина находились не только его современники, такие как Августин и Амвросий, но и целый ряд последующих философов и теологов Боэций, Кассиодор, Максим Исповедник, Алкуин, Иоанн Скот Эриугена, Николай Кузанский и другие Начиная с 70-х годов XIX вв , на Западе вышло уже более десятка монографий и несколько десятков научных статей, посвященных Марию Викторину, а его теологические трактаты о Св Троице были переведены на французский, немецкий и английский языки Однако в России наследие Мария Викторина до сих пор остается совершенно не изученным На русском языке нет ни одной посвященной ему монографии, не существует полного перевода ни одного его сочинения Вместе с тем, изучение наследия Мария Викторина важно и актуально потому, что оно проливает свет на ход развития христианской философии и теологии не только в эпоху патристики, но и в Средние века и даже в Новое время Настоящая диссертация призвана восполнить этот пробел в отечественной историко-философской науке Кроме того, проведенная в диссертации реконструкция философско-теологической системы Викторина, отдельные положения которой рассеяны по многим его трактатам, является всецело авторской и не содержится ни в одном из предшествовавших исследований творчества Викторина Многие вопросы философско-теологического учения Викторина (в частности, соотношение различных тринитарных схем), его источников и влияния в диссертации получили совершенно новое освещение Встречающиеся в ней авторские переводы вводят в научный оборот избранные места из теологических сочинений Викторина Всем этим обусловливается новизна и научная ценность диссертации
Степень изученности проблемы. Обзор литературы4. Как было уже упомянуто, до сих пор в России творческое наследие Мария Викторина было практически не изучено
Поэтому в диссертации при изучении жизни, сочинений и учения Мария Викторина мы основывались на опубликованных в XIX-XX вв трудах западноевропейских ученых, таких как работы С Гора3, Р Шмида6, П Монсо1, Э Бонца8, П Анри9, П Сежурнэ10, Г Хубера11 и t особенно П Ado ~ Из русскоязычных работ было учтено лишь одно-единственное исследование, касающееся учения Викторина о свободе воли, Божественной благодати и оправдании верой — монография А А Столярова «Свобода воли как проблема Европейского морального сознания» (М , 1999 г) При выяснении философских источников учения Викторина и сопоставлении его с другими философскими учениями мы опирались
4 Подробнее об этом см ниже, глава I
5 GoieC Victorinus // Dictionary of Christian Biography London, 1887 T IV
6 Schtmcl R Marius Victormus Rhetor und seine Bezeihungen zu Augustin Keil, 1895
I MonceauxP Histoire litteraire de l'Afrique chretienne Pans, 1905 T III
8 Benz E Manus Victorinus und die Entwicklung des abendlandischen Willenmetaphysik Stuttgart, 1932
9 Henry P Plotin et l'Occident Louvain, 1934, The "Adversus Arium" of Marius Victorinus the first systematic exposition of the doctrine of the Trinity // Journal oFTheological Studies New Series, 1 (1950)
10 Sejourne P Victorinus Afer//DTC T 15 Paris, 1950
II Hubei G Das Sein und Absolute Bale, 1955
12 Hadot P Etre, vie, pensee chez Plotin et avant Plotin // Entretiens sur l'Antiquite classique, T 5 Fondation Hardt, 1960, Manus Victonnus Traites theologiques sur la Trinite Texte etabli par P Henry, trad par P Hadot II Sources Chretiennes, № 68-69 Paris, 1960, Porphyre et Victorinus Vol I-II Pans, 1968, Marius Victorinus Recherches sur sa vie et ses oeuvres Paris, 1971 также на работы D Целлера13, А X Армстронга14, Р Т УойлисаХъ, Дж Диллона16, Ю А
17
Шичалина и некоторых других Наконец, при установлении влияния Викторина на последующую философско-теологическую традицию учитывались такие исследования, как
18 19 21 работы А Штекпя , Э Жшъсона , А И Бриллиантова , (7. Л Епифановича , И В Попова22, А М Шишкова23 и некоторых других
Апробация работы. Работа прошла апробацию на заседаниях секторов истории западной философии и философии религии Института философии РАН Основные положения диссертации отражены в статьях «Триадология Мария Викторина» // Альфа и Омега, № 23 (2000) С 366-383, «Викторин Марий» // Православная Энциклопедия М , 2004 Т УШ С 448-458, «Августин Иппонский» // Православная Энциклопедия М , 2000 TIC 93-106, «Амвросий Медиоланский» // Православная Энциклопедия М , 2001 ТИС 123128, «Ансельм Кентерберийский» // Православная Энциклопедия М , 2001 Т II С 480-482, «Ареопагитики» // Православная Энциклопедия М, 2001 Т Ш С 201-208, «Афанасий Великий»//Православная Энциклопедия М , 2002 Т IV С 32-41, «Бернард Клервоский»// Православная Энциклопедия М , 2002 Т IV С 670-676, «Тринитарное учение Августина в свете православной триадологии IV века» // Материалы международной богословско-философской конференции "Пресвятая Троица" М, 2002 С. 156-181, «Понятие "благо" в западном средневековом богословии» // Православная Энциклопедия М , 2003 Т V С. 239243, «Бонавентура» // Православная Энциклопедия М , 2003 Т V С 689-697, «Боэций» // Православная Энциклопедия М , 2003 Т VI С 118-125, «Представление о воле в раннем и средневековом западном богословии» // Православная Энциклопедия. М , 2005 Т IX С 297
13 Zellet Е Philosophie der Griechen Leipzig, 1881 В I-III, Целлер Э Очерк истории греческой философии-СПб , 1996
14 Armstrong А Н Plotinus // The Cambridge history of later Greek and early medieval philosophy Cambridge, 1967, Армстронг A X Введение в античную философию СПб , 2003
15 Wailhs R Т Neoplatomsm London, 1972
16 Диплом Дж Средние платоники СПб , 2002
17 Шичалин Ю А История античного платонизма М , 2000
18 Штекль А История средневековой философии М , 1912, СПб , 19962
19 Жппъсон Э Философия в Средние века М , 2004
20 Бриллиантов А И Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены СПб, 1898, М , 19982
21 Епифапович С Л Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие Киев, 1915, М , 19962
22 Попов И В Личность и учение блаженного Августина Ч 1-2, СПос , 1916, М , 20042
23 Шишков А М Средневековая интеллектуальная культура М , 2003
306, «Воплощение» // Православная Энциклопедия М, 2005 Т IX С 333, а также в монографии автора «Латинская патрология». М , 2005 (368 стр)
Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав (разбитых на параграфы, содержащие подразделы), заключения, списка условных сокращений и библиографии
Заключение научной работыдиссертация на тему "Христианский платонизм Мария Викторина"
Заключение
Подводя итоги, следует сказать, что в нашей диссертации мы, во-первых, проследили историю изучения философско-теологического наследия Мария Викторина на Западе и в России в XIX-XXI вв , во-вторых, изучили обстоятельства жизни и учено-литературной деятельности известного римского ритора, философа и теолога IV столетия Мария Викторина, в-третьих, установили основные источники его философско-теологического учения, в-четвертых, реконструировали и подвергли подробному анализу его философско-теологическую систему, сравнив^ ее с философскими и теологическими учениями его времени, наконец, в-пятых, проследили то влияние, которое он оказал на последующую философскую и теологическую традицию В ходе работы мы пришли к следующим выводам
1 Рассмотрев историю изучения философско-теологического наследия Мария Викторина на Западе и в России в XIX-XXI вв , мы таким образом достаточно точно определили область нашего собственного исследования и круг проблем, требующих изучения в диссертации В частности, мы обнаружили, что западными исследователями были установлены основные факты творческой биографии Викторина, время и обстоятельства написания его сочинений, их структура и содержание, жанровые, стилистические и композиционные особенности Было осуществлено новое критическое издание оригинального латинского текста богословских (догматико-полемических и экзегетических) трактатов Викторина Исследователям удалось прояснить значение основных философских и богословских терминов, используемых Викторином Были также установлены основные источники философско-богословского учения Викторина, реконструированы основные элементы его философско-теологической системы, определены основные авторы, на которых Викторин оказал непосредственное влияние При этом мы указали на те вопросы, касающиеся Викторина и его наследия, которые до сих пор остаются неразрешенными
2 Изучая обстоятельства жизни и учено-литературной деятельности Мария Викторина, мы убедились в том, что Викторин прошел сложный жизненный путь от языческого ритора и философа, враждебного христианству, до полноценного христианского теолога и поэта Его жизнь стала достойным примером для многих его современников Отдельные события его жизни еще достаточно плохо известны и требуют дальнейшего изучения Это касается прежде всего начального (африканского) периода его жизни вплоть до переезда в Италию (ок 340 г) и позднего периода после 362 г и до кончины Однако уточнить эти биографические данные возможно только при обнаружении новых исторических и палеографических материалов
Похожая ситуация складывается и в изучении учено-литературного наследия Викторина Его ученые труды насчитывают более 20 сочинений, отличающихся жанровым и тематическим разнообразием- это и переводы, и комментарии, и самостоятельные трактаты по грамматике, риторике, логике и теологии, и религиозные гимны При этом все сочинения Викторина можно разделить на две большие группы — языческие, написанные до его обращения в христианство в 356 г, и христианские Лучше всего сохранились грамматико-риторические сочинения Викторина Хуже дело обстоит с его логико-философскими сочинениями, лишь малая часть из которых дошла до нашего времени Впрочем, и по тем трудам, которые дошли до нас, можно частично реконструировать логико-философские взгляды Викторина до его обращения в христианство Однако в связи с тем, что данная диссертация посвящена христианскому платонизму Викторина, мы оставили эти сочинения в стороне Полностью утрачены сделанные Викторином переводы неоплатоников, о составе которых мы можем только догадываться Гораздо лучше сохранились теологические сочинения Викторина, из которых лишь незначительная часть была утрачена (предположительно, это толкования на послания апостола Павла к Римлянам и Галатам) Основной теологический труд Викторина, начавшийся как переписка с вымышленным персонажем Кандидом Арианином (так называемый Opus ad Candidum), а затем переросший в большой метафизический трактат Adversus Arium («Против Ария»), состоит из девяти книг, которые не только сохранились во многочисленных рукописях, но и выдержали несколько изданий, в том числе прекрасное критическое издание 1960 года, подготовленное известными французскими учеными Полем Анри и Пьером Адо и вновь переизданное в 1971 году На основе этого обширного труда, а также Гимнов о Св Троице мы подробно изучили и реконструировали тринитарное учение Викторина Отдельные составляющие философско-теологической системы Викторина нам удалось реконструировать также на основе его толкований на послания апостола Павла к Галатам, Филиппийцам и Ефесянам Что касается ряда сочинений (грамматико-риторических и теологических), исторически приписывавшихся I
Викторину, то поскольку их подлинное авторство доказать не удалось, мы оставили их вне поля рассмотрения
3 В результате изучения источников философско-теологического учения Мария Викторина мы выяснили, что они чрезвычайно разнообразны, при этом их можно разделить на две большие группы философские и теологические В нашем исследовании мы особенно подробно рассмотрели тех авторов и те сочинения, которые оказали непосредственное влияние на философско-теологические взгляды Викторина, и лишь мельком коснулись остальных Среди философских источников учения Викторина особенно выделяются аристотелизм и платонизм, причем последний представлен сочинениями как самого Платона, так и средних платоников и особенно неоплатоников Из учения Аристотеля Викторин пользовался главным образом логическим аппаратом категориями, предикабилиями, онтологическими бинарными оппозициями, умозаключениями, многие из которых он переосмыслил в неоплатоническом духе Среди платоников наибольшее влияние на учение Викторина оказал сам основатель неоплатонизма Плотин В трудах Викторина встречаются многочисленные заимствования и даже прямые цитаты из плотиновских Эннеад У Викторина обнаруживаются практически все основные элементы философской системы Плотина учение о Едином, Уме, мировой Душе, о космических духах-умах, демонах, бескачественной и безжизненной материи, о предсуществовании душ, их отпадении от умопостигаемого мира и последующем возврате в него и др При этом мы выяснили, какие из этих компонентов являются основными, в частности, указав на представление о Боге как абсолютно свободной самопорождающей и самоопределяющейся Силе, учение об «умопостигаемой триаде» (бытие - жизнь - мышление), учение о «двойном действии» и др Другим неоплатоником, оказавшим на Викторина влияние, сопоставимое с влиянием Плотина, был ученик Плотина Порфирий Это влияние сказывается большей частью в терминологии Викторин использует также введенное Порфирием различение двух стадий бытия Ума (стадии покоя и движения), различие между бытием и сущим, триады бытие -жизнь - мыитение, пребывание - исхождение — возвращение и др После этого мы определили два основных теологических источника учения Викторина — Священное Писание и Священное Предание В своих богословских сочинениях Марий Викторин неоднократно цитирует Священное Писание — как Ветхий Завет, так и особенно Новый Завет, из которого он чаще всего обращается к Евангелию от Иоанна и посланиям апостола Павла Как и большинство христианских теологов, в своих богословских рассуждениях Викторин часто либо отталкивается от какого-либо выражения Св Писания, либо приводит цитаты из него в подтверждение той или иной своей мысли Помимо Св Писания Викторин опирался и на Св Предание — вероопределения различных церковных соборов и мнения авторитетных христианских богословов П-IV вв На первое место, безусловно, следует поставить первый Вселенский собор в Никее и его символ веры, содержащий термин 'единосущный', который является центральным в догматико-полемических трактатах Викторина Помимо Никейского собора в трактатах Викторина можно обнаружить следы исповеданий веры и анафематизмов, составленных на других церковных соборах 341-359 гг Особенно важную роль в формировании теологического учения Викторина сыграла формула Антиохийского собора 341 г В учении Викторина чувствуется сильное влияние александрийской богословской школы и ее основоположников — Климента Александрийского и особенно Оригена Даже при самом поверхностном сравнении космологии Оригена и Викторина бросается в глаза их поразительное сходство Однако весьма возможно, что многие космологические идеи Викторин заимствует не у Оригена, а непосредственно из платонизма, откуда их заимствовал и последний, так что вопрос о реальном влиянии Оригена на космологию Викторина остается спорным Влияние Оригена более заметно в теологии и экзегетике Викторина Вместе с тем, тринитарное учение Викторина существенно отличается от оригеновского Оно развивалось в ересиологическом контексте и имеет сходство с тринитарным учением другого знаменитого александрийца — свт Афанасия Великого В догматико-полемических трактатах Викторина встречается немало параллелей с богословским учением свт Афанасия Прежде всего, так же как и свт Афанасий, Викторин являлся одним из самых последовательных защитников Никейского собора и его вероопределения о единосущии Отца и Сына, хотя способы доказательства этого у них часто различаются Викторин был хорошо знаком с тремя основными вопросами, обсуждавшимися на Александрийском соборе 362 г под председательством свт Афанасия Из других греческих антиарианских богословов IV в на Викторина более всего повлияло тринитарное учение лидера движения омиусиан Василия Анкирского Существует тесная связь между первой книгой трактата Викторина Против Ария и документами, привезенными Василием Анкирским и его сторонниками на Сирмийский собор 358 г , среди которых были два послания Василия У Василия Анкирского Викторин заимствовал определенную богословскую методологию Его внимание особенно привлекло отождествление Василием Жизни, Премудрости и Сущности в Боге, что напоминало ему философскую проблематику взаимоотношений бытия, жизни и мышления Но если Василий Анкирский утверждал, что Отец и Сын лишь подобны по сущности, то Викторин, напротив, полагал, что Они едины по сущности и отвергал учение Василия и его последователей о «подобосущии», считая его скрытым арианством» Из латинских богословов П-IV вв. Викторину более других были известны Тертуллиан, Новациан, Фебадий Агенский, Григорий Эльвирский и особенно свт Иларий Пиктавийский, влияние которого на Викторина прослеживается в тринитарном богословии, христологии, экклезиологии, в учении о конечном возвращении всего к Богу и обожении
Таким образом, в результате нашего исследования основных источников философско-теологического учения Мария Викторина мы выяснили, что оно сложилось, с одной стороны, на основе платонизма в его различных вариациях, а с другой — на основе христианского вероучения, представленного текстами как Св Писания, так и Св Предания
4 В результате реконструкции и анализа философско-теологической системы Мария Викторина мы пришли к выводу, что она представляет собой христианский платонизм, то есть синтез платонизма и христианского вероучения Мы выяснили, что, с одной стороны, в результате контаминации с платонизмом христианская теология в системе Викторина претерпела определенную трансформацию, поскольку в нее были введены отдельные принципы античной метафизики, такие как понятия единого, сущего и не сущего, возможности и действительности, покоя и движения, тождества и различия, материи, движения, принципы импликации и превалирования, «умопостигаемая триада» (бытие -жизнь - мышление), триадическая последовательность возникновения (пребывание -исхождение — возвращение), принцип иерархии и др При этом привлечение этих и других философских понятий и принципов было обусловлено желанием Викторина не столько построить стройную систему христианской метафизики, сколько использовать их в полемике против ариан и омиусиан для доказательства истинности церковного вероучения Вместе с тем, нельзя не признать, что благодаря платонической философии учению Викторина присуща та метафизическая глубина и проницательность, которая свойственна не так уж многим христианским мыслителям В нем человеческий разум предпринял серьезную попытку проникнуть в тайны как Божественного, так и тварного бытия
С другой стороны, мы обнаружили, что в учении Викторина платоническая философия также претерпела существенную трансформацию, в результате чего стало возможным ее соединение с основоположениями христианского вероучения, такими как важность и необходимость веры в Бога и любви к Нему, личный характер Божества, Его триипостасность, тварность мира, Боговоплощение, искупление, спасение, благодать, Церковь, воскресение мертвых и др Однако эту трансформацию платонизма в учении Викторина нельзя назвать столь радикальной, как у Августина или Каппадокийцев Викторин все-таки остался более философом, чем богословом В его системе сохранилось множество элементов, которые трудно согласуются с христианским вероучением В частности, это представление о потенциальной вечности мира, о мировой душе, материи, материальных демонах, о предсуществовании частных душ, о их грехопадении как воплощении и некоторые другие Все это сделало философско-теологическую систему Викторина внутренне противоречивой Однако даже в том виде, в каком она сложилась у Викторина, она оказала значительное влияние на последующую традицию Но прежде, чем перейти к изложению результатов нашего исследования этого влияния, мы отметим особо значимые положения философско-теологического учения Викторина, которые во многом и определили это влияние
В учении о богопознании Викторин, попытавшись соединить принципы античной гносеологии с учением Св Писания, еще прежде Августина установил важность веры, которая перестала быть лишь вероятностным, неподлинным знанием Вера достаточна для спасения — таков вывод Викторина, следующего в этом логике апостола Павла Между верой и знанием существует тесная внутренняя взаимосвязь, так что от веры в Бога мы приходим к Его познанию, а от познания •— к любви к Нему Кроме того, Викторин показал, как человеческая душа, созданная по образу Божию, познавая саму себя, может познать и свой Первообраз — Бога Это происходит через познание в душе триединства бытия, жизни и мышления, представляющих собой образ Божественной Троицы Наконец, весьма важно и представление Викторина о принципиальной непостижимости Бога по сути (quid sit)
В учении о Боге Викторин, пользуясь разработанным в неоплатонизме апофатическим методом обосновал пресущественность и вышебытийность Бога, превосходящего все категории тварного мира — как чувственные, так и мыслимые, в том числе такие, как единое, сущее, сущность, бытие, жизнь, мышление Но свое главное открытие Викторин^ совершил в тринитарном учении Основываясь на неоплатонической «умопостигаемой триаде», Викторин пришел к выводу, что Бог есть триединство абсолютного Бытия, Жизни и Мышления Тем самым он, во-первых, прекрасно обосновал строгое единство Бога, поскольку это один и Тот же Бог и существует, и oicueem и мыслит И хотя эти Божественные Бытие, Жизнь и Мышление понимаются Викторином не просто как свойства, но как самостоятельные Ипостаси, Св Троица — это не три Бога, но Единый Бог Во-вторых, эта тринитарная схема Викторина, дополненная неоплатонической триадой пребывание -исхождение - возвращение, и диадами покой — движение, сущность — форма, бытие -образ, внутреннее действие — внешнее действие, являет нам Бога как динамичную, саморазвивающуюся и самоопределяющуюся Силу, вскрывает законы Ее внутренней жизни, отправляющейся от чистого Бытия, проходящей через движение от себя (Жизнь) и возвращающейся к себе как Дух (Мышление, Самосознание) Так Викторин одним из первых в христианской теологии попытался описать внутреннюю жизнь Бога как самосознающего абсолютного Духа В отличие от ранних «икономических» теорий Св Троицы (например, теории Тертуллиана), рассматривавших Троицу с точки зрения Ее действия в тварном мире, Викторин впервые стал развивать чисто «теологическое» тринитарное учение Можно согласиться с тем, что Викторин «повернул Троицу вовнутрь, не разрывая, тем не менее, отношения между внутренней структурой Божественного Бытия и Его действием»1 В-третьих, то, что Викторин, опираясь на Порфирия, в качестве аналога христианской Троицы в конце концов выбрал именно «умопостигаемую триаду» (бытие - жизнь - мышление), целиком находящуюся на уровне истинно сущего и умопостигаемого, а не три субординированные плотиновские ипостаси (Единое - Ум - Душа), позволили ему убедительно обосновать равенство и единосущие всех Трех Божественных Ипостасей, а также Их теснейшее взаимопроникновение (перихорезу), когда Они соединяются неслияпно
1 Нету Р The "Adversus Arium" of Marius Victorinus P 54 и различаются нераздельно Наконец, в-четвертых, Викторин показал, что эти три важнейшие Божественные свойства {бытие, э/сизнъ и мышление) не суть просто абстракция высших свойств тварного бытия, но они сами — источник и основание всякого бытия, формы, жизни, движения и мышления, безгранично превосходящий все, что ему причастно Для перевода греческого термина оцоо'оою^ Викторин впервые на Западе стал использовать термин consubstantialis, который впоследствии вытеснил старое тертуллиано-илариевское выражение unius substantiae («одной сущности») Еще до Августина Викторин стал учить о Св Духе как связи между Отцом и Сыном, при этом открыв важные в западной теологической традиции перспективы для развития учения об исхождении Св Духа «и от Сына» (filioque) Наконец еще одно важное положение теологии Викторина в качестве краеугольного вошло в западную теологическую традицию — это тождество в Боге «быть» и «иметь», сущности и свойств, субъекта и предикатов
В учении о творении и тварном мире сочетание платонических представлений с христианскими Викторину удалось не столь успешно, как в тринитарном учении, так что первые здесь зачастую подавляют последние Поэтому лишь немногие космологические идеи Викторина оказались приемлемыми для последующей теологической традиции Можно отметить взаимосвязь икономии (учения о творении и спасении) и теологии (учения о Боге-Троице), поскольку Викторин рассматривает творение как постепенное нисходящее и восходящее движение Божества, посредством которого Бог проявляет Свою внутреннюю жизнь в тварном мире Если прибегнуть к гегелевским выражениям, можно сказать, что это Божественное движение сначала производит в мире различие, чтобы впоследствии все объединить в тождестве, другими словами, оно проявляется вовне сначала как природа, чтобы в конце концов вернуться в себя как Дух Кроме того, Викторин обосновал наличие вечных, идеальных основ тварного бытия (Божественных идей), обеспечивающих соответствие мира его Божественному Первообразу (Логосу) Творческое действие Викторин рассматривает как происходящее не из сущности, а из воли Бога, и само оно есть ни что иное, как Его воля, проявленная вовне.
Поскольку учение Викторина о человеке основывается прежде всего на платоновском и оригеновском представлении о предсуществовании душ и первоначально чисто идеальном, духовном состоянии человека, она имела мало последователей среди христианских теологов Но, в отличие от платонизма, Викторин признает, что наша душа не единосущна, но лишь подобосущна Богу Он довольно точно истолковывает понятие сотворения человека по образу Божто и отличает его от понятия сотворения по подобию Божшо Кроме того, небезынтересно и мнение Викторина о подвижном, динамическом статусе человека в иерархии тварного бытия, в результате чего для человека открывается перспектива одухотворения Платоновский дуализм души и тела частично снимается учением Викторина о творении тела человека по образу духовной плоти Христа, каковым должно стать каждое тело в эсхатологической перспективе
В сотериологии и христологии Викторину удалось довольно удачно соединить принципы платоновской философии и христианского вероучения Так, Викторин убедительно обосновал единство чица Спасителя (Иисус = Логос), а также совершенство и полноту двух Его природ Кроме того, своим учением о всеобщности человеческой природы Христа Викторин доказывает всеобщность совершенного Христом спасения Викторин развивал глубоко мистическое учение о Церкви как Теле Христовом, связанным воедино неразрывным союзом любви При этом Викторин проводил различие между вышней, небесной Церковью, имеющей свою сущность от вечных сущностей, и Церковью земной, имеющей свою иерархию таинств и служений, причем обе Церкви соединяются воедино Христом Наконец, для последующей западной теологической традиции весьма важно, что Викторин, основываясь на богословии апостола Павла, пришел к заключению, что частное спасение совершается не по делам, а лишь по вере во Христа, и что оно не зависит от каких-либо человеческих заслуг, кроме заслуги веры Однако Викторин пошел еще дальше в развитии неумолимой логики благодати и предвосхитил учение позднего Августина о том, что и сама вера, и желание спасения и добрые дела — все это является даром Божиим и все это производит в человеке Сам Бог
5 В результате нашего исследования влияния, которое Викторин оказал на последующую философскую и теологическую традицию, мы пришли к следующим выводам Прежде всего мы установили, что Викторин действительно предвосхитил многие важнейшие положения философско-теологического учения Августина, такие как первичность веры по отношению к разуму, самопознание души как ступени к богопознанию, тождество в Боге сущности и свойств, «психологическая теория» Св Троицы, «двойное исхождение» Святого Духа, представление о Святом Духе как «связи» между Отцом и Сыном, учение о двух Церквях (или двух частях единой Церкви), о Божественной благодати и предопределении и др Доказав ранее (см выше, глава Ш и IV), что источником многих из этих положений был неоплатонизм (главным образом, учение Плотина), мы тем самым обосновали прямую преемственность между Плотином, Викторином и Августином Мы также показали, что влияние Викторина на Августина в указанных нами вопросах было самым прямым и непосредственным Вместе с тем следует признать, что христианский платонизм Августина имеет и серьезные отличия от викториновского У Августина платоническая философия подверглась гораздо более серьезной трансформации, чем у Викторина, в результате чего философско-теологическое учение Августина является менее противоречивым и более христианским и теологическим по своей сути, чем учение Викторина Через Августина опосредованное, скрытое влияние учения Викторина широко распространилось во всей западной и даже восточной философской и теологической традиции вплоть до средневековой схоластики и даже Нового времени
Помимо Августина в IV веке Викторин оказал определенное влияние на Амвросия Медиоланского, Ачврозиаста, Иеронима и некоторых других авторов В конце IV - начале V в тринитарное учение, весьма похожее на учение Викторина, встречается на Востоке у Синезия Киренского, однако здесь наблюдается лишь типологическое сходство между тринитарным учением Синезия и Викторина, обусловленное общими неоплатоническими источниками обоих авторов В начале V века трактаты Викторина против ариан были привезены в Испанию из Рима, где они были тогда распространены, однако в Испании они и не встретили должного понимания На Востоке в конце V - начале VI вв многие положения философско-теологического учения Викторина встречаются у Псевдо-Дионисия Однако здесь, как и в случае с Синезием, мы можем говорить лишь о типологическом сходстве отдельных положений учения Псевдо-Дионисия и Викторина На Западе в VI веке переводы и трактаты Викторина по логике, грамматике и риторике послужили основой для трудов Кассиодора и особенно Боэция, который их значительно дополнил и улучшил Мы установили, что в VI веке влияние Викторина было более значительным на грамматику, риторику, логику и онтологию, чем на теологию Через посредство Боэция это влияние косвенно распространилось и на Средневековье В VII веке логические трактаты Викторина привлекли внимание Исидора Севильского, который вслед за Кассиодором сделал их резюме Но теологические сочинения Викторина ему были неизвестны На Востоке в VII веке наблюдается определенное сходство между тринитарным учением преп Максима Исповедника и Викторина Так, у Максима Исповедника неоднократно встречается викториновская триада бытие - жизнь - мышление, в том числе и как аналог Божественной Троицы При этом, в отличие от Викторина, он выстраивает триаду в таком порядке бытие -мышление - жизнь, и отождествляет Премудрость с Сыном, а Жизнь — со Св Духом Хотя Максим Исповедник провел немало времени на Западе, это сходство с тринитарным учением Викторина скорее объясняется или его знакомством с учением Августина, или, что более вероятно, знакомством с неоплатонизмом (непосредственно или через посредство Псевдо-Дионисия) Этим же влиянием неоплатонизма можно объяснить и учение Максима Исповедника о том, что тварная вселенная проходит в своей истории три стадии yevecnc; -kIvt|cic; - ccaciq («возникновение - движение - покой»)
На Западе в каролингскую эпоху, в конце VIII - начале IX вв возобновился интерес к теологическим сочинениям Викторина Так, Алкуин в своих теологических трактатах приводил длинные цихаты из послания Викторина к Кандиду и 1-ой книги Против Ария Он привлекал авторитет Викторина для доказательства истинного, природного Богосыновства Иисуса Христа Хотя сам Алкуин был, по-видимому, знаком со всем Opus ad Candidum Викторина, начиная с него в традиции стала передаваться только переписка Кандида и Викторина (послания 1 и 2), а трактат Adversus Arium оказался в тени Так, уже в середине IX в Гинкмар Реймский в своем трактате De una et поп trina Deitate цитировал только послание Викторина к Кандиду Он привлекает авторитет Викторина для доказательства единого Божества Св Троицы. В одной из анонимных поэм IX века Викторин стоит в одном ряду с такими святыми Отцами Церкви и церковными писателями, как Григорий и Лев Великие, Фульгенций, Кассиодор, Беда и Боэций В том же IX веке многие основополагающие философско-теологические идеи, характерные для Викторина, встречаются у такого философствующего теолога, как Иоанн Скот Эриугена• это и первенство веры по отношению к разуму, и апофатическая теология, и учение о Боге как Не сущем (первая природа), и «умопостигаемая триада» бытие — жизнь — мышление, и мир идей (вторая природа), и первоначально чисто идеальное состояние человека, и возникновение материального мира в результате грехопадения (третья природа), и возвращение всего к Богу, в чисто идеальное состояние (четвертая природа) Однако источником всех этих идей Эриугены, характерных и для Викторина, следует считать, скорее всего, не Викторина, а во-первых, греческих теологов — Оригена, Василия Великого, Григория Назианзина, Григория Нисского и особенно Псевдо-Дионисия и Максима Исповедника, в учении которых были наиболее сильны неоплатонические элементы, и, во-вторых, Августина Здесь мы встречаемся с типологическим сходством учения Эриугены и Викторина, обусловленным общим источником — неоплатонизмом Лишь отдельные элементы учения Эриугены могли быть заимствованы у Викторина, такие как выражение quae sunt et quae поп sunt («сущее и не сущее»), четыре модуса не сущего как источник пяти модусов «бытия и небытия» (modi essendi et поп essendi), а также учение о Св Троице как триаде- бытие - жизнь - мышление Возможно также, что здесь мы имеем дело не с прямым влиянием Викторина на Эриугену, но с опосредованным влиянием через Августина и Максима Исповедника Вместе с тем, в IX веке теологические трактаты Викторина были хорошо известны на Западе, так что нет ничего удивительного, что Эриугена мог их читать и заимствовать оттуда то, что ему казалось интересным
В Средние века на Западе мы лишь изредка встречаемся с прямым влиянием логических и теологических сочинений Викторина, и повсеместно сталкиваемся с тем скрытым влиянием, которое оказали его теологические идеи при посредстве Августина Если говорить о прямом влиянии, то упоминание о переписке между Кандидом и
Викторином встречается в школе Александра Гэльского, а также у Альберта Вечикого и Бонавентуры Что касается скрытого влияния теологических идей Викторина, то оно наблюдается у всех средневековых авторов, находившихся под влиянием теологии Августина у Ансечьма Кентерберийского, Петра Абечяра, Гильберта Порретанского, Бернарда Клервоского, Гуго и Ришара Сен-Викторских, Петра Ломбардского, Альберта Вечикого, Фомы Аквинского, Бонавентуры, Дунса Скота и других При этом все эти основоположения учения как Викторина, так и Августина были не просто усвоены средневековыми теологами, но творчески осмыслены, развиты и переработаны Наконец, в XV веке Николай Кузанский обратил внимание на богословскую методологию Викторина, особенно на его апофатическое богословие В своей Apologia doctae ignorantiae он упоминает послание Викторина к Кандиду наряду с сочинениями таких авторитетов апофатического метода, как Дионисий Ареопагит, Иоанн Скот Эриугена и Гонорий Отенский Сам Николай Кузанский наряду с Эриугеной также может рассматриваться как последователь мысли Викторина
Что касается философии и теологии Нового времени, то из-за столь большой удаленности по времени предполагать здесь какое-либо прямое влияние Викторина просто невозможно Можно говорить лишь о косвенном, скрытом влиянии Викторина при посредстве того же Августина и средневековых; авторов, а также о сходстве, обусловленном общими источниками тех или иных положений учения Викторина и новоевропейских философов и теологов Так, в учении Лютера о спасении «только верой» (sola fide) можно видеть отголосок такого же утверждения Викторина Кроме того, в христианском платонизме Викторина можно видеть переход от «интеллектуализма» к «волюнтаризму», к «метафизике воли» или новой концепции личности и Абсолюта, в которой воля рассматривается как сама сущность абсолютного Духа, совершенно свободно полагающего Самого Себя Начиная с Викторина, в истории европейской мысли появляется новая ориентация, в конечном итоге приводящая к новоевропейскому субъективизму Можно усмотреть определенное сходство между учением Викторина и немецким идеализмом Фихте, Шеллинга, Гегеля (а отчасти и Шопенгауера), также учивших о мировой истории как саморазвитии абсолютного Духа Впрочем, скорее всего мы имеем здесь дело даже не со скрытым влиянием Викторина, а простым и весьма далеким сходством определенных положений учения Викторина и отдельных немецких философов
Итак, в результате нашего исследования того влияния, которое Викторин оказал на последующую философскую и теологическую традицию, мы пришли к выводу, что хотя его непосредственное, явное влияние было небольшим и ограничивалось IV-VI веками, опосредованное, скрытое влияние Викторина, осуществлявшееся прежде всего через
Августина, было гораздо более значительным и распространилось не только на Средневековье, но и на Новое время Более точное определение этого влияния может быть предметом дальнейших исследований
6 В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что философско-теологическое учение Мария Викторина возникло как попытка решения основной задачи его эпохи — усвоения и трансформации античного философского наследия в рамках христианского мировоззрения Оно представляет собой один из первых в истории западного христианства синтез античной философии и христианского вероучения, который может быть назван христианским платонизмом Вместе с тем, системе христианского платонизма Мария Викторина присуща определенная внутренняя противоречивость, поскольку в ней философские элементы подчас плохо согласуются с теологическими, и наоборот Причина этого заключается в слишком сильной зависимости Викторина от платонической философии и недостаточно полном и точном усвоении им христианского вероучения Это частично объясняется тем обстоятельством, что обращение Викторина в христианство произошло уже в преклонном возрасте, когда ему было трудно, с одной стороны, в должной мере переосмыслить свои философские взгляды, а с другой стороны, проникнуть во все тонкости христианского вероучения В этом смысле ситуация Викторина отчасти напоминает ситуацию Оригена, в системе которого философские элементы также подчас вступают в противоречие с элементами теологическими Вместе с тем, в том же IV столетии на Востоке в лице Великих Каппадокийцев и на Западе в лице Августина мы находим более последовательный и менее противоречивый вариант такого синтеза античной философии и христианской теологии Но нельзя не признать, что и тот вариант христианского платонизма, который мы встречаем у Викторина, обогатил христианскую теологию новыми глубокими метафизическими идеями и интуициями, позволил по-новому подойти к решению многих теологических проблем, открыл новые перспективы для развития европейской философии И хотя нужны были многие столетия, чтобы философско-теологические идеи Викторина были должным образом восприняты и усвоены, у истоков как средневековой схоластики, так и новоевропейского идеализма можно смело поставить и скромного римского ритора
Список УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ а) Марий Викторин:
De gen Div Verbi Adv Ar De hom recip Hymn
Com m Ep ad Galat ® Com inEp ad Philip
Com mEp adEpes b) Другие авторы.
Аристотель
Metaph
Phys
Августин Confess De civ Dei
Liber de generatione Divim Verbi Adversus Arium
De homoousio recipiendo Hymni de Trimtate
Commentarii m Epistulam Pauli ad Galatas Commentarii m Epistulam Pauli ad Philippenses Commentarii m Epistulam Pauli ad Ephesios
Metaphysica Physica
Confessiones
De civitate Dei
De Tnnit
Климент Александрийский Strom
Плотин Enn
Прокл Elem theol In Timaeum In Platonis Parmenidem
Псевдо-Дионисий
DN
MT
EH
CH
Тертуллиан
De Tnnitate
Stromata
Enneadae
Elementa theologica
In Platonis Timaeum commentana
In Platonis Parmenidem commentana
De divinis nominibus
De mystica theologia
De ecclesiastica hierarchia
De caelesti hierarchia
Adv Marc = Adversus Marcionem
Adv. Herm. = Adversus Hermogenem
Adv. Prax = Adversus Praxean
Иоанн Скот Эриугена
De divisione naturae = De div nat с) Справочные издания и патрологические серии'.
PL = Patrologiae Cursus Completus Series Latma
AccuranteJ-P Migne Paris, 1844-1864
CSEL = Corpus Scnptorum Ecclesiasticorum Latmorum
Yradobonae, 1866-SC = Sources Chretiennes Pans, 1942
CCSL = Corpus Chnstianorum Senes Latma
Turnhout-Brepols, 1954
CPL = Clavis Partum Latinorum / Ed Dekkers E
Turnhout-Brepols, 1961
DTC = Dictionnaire de theologie catholique (DTC) T I-XV
Pans, 1903-1950
Список научной литературыФокин, Алексей Русланович, диссертация по теме "История философии"
1. Оригинальные тексты и переводыa) Марий Викторин
2. Patrologiae Cursus Completus Series Latma Accurante J-P Migne Pans, 1856 T VIII
3. Marius Victorinus Explanations m Ciceronis Rhetoncam // Halm С Rhetores latmi minores Leipzig, 1863 P 153-304
4. Marius Victorinus De defimtiombus // Th Stangl Tulliana et Mano-Victonmana Munchen, 1888 P 12-48 (= Hadot P Manus Victonnus Recherches sur sa vie et ses oeuvres Pans, 1971 1'Appendice Ш P. 331-362)
5. Marius Victorinus Traites theologiques sur la Tnnite Texte etabli par P Henry, trad par P Hadot // Sources Chretiennes, № 68-69 Pans, 1960
6. Marius Victorinus Chnstlicher Platonismus Die theologischen Schnften des Manus Victonnus Ubersetz von P Hadot und U Brenke Zunch-Stuttgart, 1967
7. Mani Victonm Ars Grammatca Ed I Manotti. Florence, 1967
8. Marius Victorinus // Corpus Scnptorum Ecclesiasticorum Latmorum (CSEL), T 83 1 Ed P Henry, P Hadot Brepols, 1971
9. Marius Victorinus Theological Treatises on the Tnnity // Transl by M T Clark Washington, 1981
10. Marius Victorinus Commentani m Epistulas Pauli ad Ephesios, ad Galatas, ad Philippenses 11 Corpus Scnptorum Ecclesiasticorum Latmorum (CSEL), T 83 2, ed F Gon, 1986 (CPL 98)
11. Марий Викторин Против Ария Книги вторая Пер О Е Нестеровой // Памятники Средневековой латинской литературы IV-VII вв М , 1998b) Другие авторы
12. Ambrosius Mediolanensis De fide // Corpus Scnptorum Ecclesiasticorum Latmorum Vol 78 / Ed О Faller Vmdobonae, 1962
13. Aristotelis categoriae et liber de interpretation / Ed L Mmio-Paluello Oxford, 1949, 19662
14. Aristotle. Deamma/Ed W. D Ross Oxford, 1961.
15. Aristotle's metaphysics / Ed W D Ross Vol 1-2 Oxford, 1924
16. Aristotelis physica / Ed W D Ross Oxford, 1950
17. Athanasius Contra gentes and de incarnatione / Ed R. W Thomson Oxford, 1971
18. Athanasius Sur l'mcarnation du Verbe // Sources chretiennes, № 199 / Ed С Kannengiesser Pans, 1973
19. Augustinus Hipponensis De ciuitate Dei // Corpus Chnstianorum Senes Latma Vol 47-48 / Ed В Dombart / A Kalb Turnhout-Brepols, 1955
20. Augustinus Hipponensis De Tnnitate // Corpus Chnstianorum Senes Latina Vol 50-50A / Ed W J Mountain Turnhout-Brepols, 1968
21. Augustinus Hipponensis Confessionum libn tredecim // Corpus Chnstianorum Senes Latma Vol 27/Ed L Verheijen Turnhout-Brepols, 1981
22. Clemens Alexandrinus Stromata // Die gnechischen chnstlichen Schnftsteller, 52 (15), 17 / Ed О Stahlin, L Fruchtel and U Treu Vol 1-3 Berlin, 1960-1970
23. Corpus Areopagiticum De divmis nomimbus, De coelesti hierarchia, De ecclesiastica hierarchia, De mystica theologia, Epistulae / Vol. 1. Ed В R Suchla Vol. 2- Ed G Heil and A M Ritter Berlin, 1990-1991
24. Damascius De pnncipns / ed С Ё Ruelle Pans, 1889-1899 Vol 1-2
25. Joannes Damascenes Expositio fidei // Die Schnften des Johannes von Damaskos / Ed В Kotter Berlin, 1973 Vol 2 P 3-239
26. Hieronymus De urns mlustnbus // Texte und Untersuchungen zur Geschichte der Altchnstlichen Literatur, 14, la/Ed E Richardson Berlin, 1896 S 1-56
27. Oracles chaldaiques / Ed Ё des Places Pans, 1971
28. Origenes vier Bucher von den Prmzipien / Ed H Gorgemanns and H Karpp Darmstadt, 1976
29. Platonis opera /Ed J Burnet Vol 1-5 Oxford, 1900-1907, 19672
30. Plotini opera (Enneades) / Ed P Henry and H-R Schwyzer Vol 1-3 Leiden, 1951-1973
31. Porphyru isagoge et in Aristotelis categorias commentarium I I Commentana m Anstotelem Graeca, 4 1 / Ed A Busse Berlin, 1887
32. Porphyru sententiae ad vntelligibilia ducentes / Ed E Lamberz Leipzig, 1975
33. Porphyru de philosophia ex oraculis haurienda / Ed G Wolff Berlin, 1856, Hildesheim, 19622
34. Porphyru in Platonis Parmenidem commentaria (fragmenta) II P Hadot Porphyre et Victonnus Vol 2 Pans, 1968
35. P?oclus The elements of theology / Ed E R Dodds Oxford, 1963
36. Proch philosophi Platonici opera medita In Platonis Parmenidem / Ed V Cousin Pans, 1864
37. Proclus. In Platonis Timaeum commentana / Ed. E. Diehl. Vol. 1-3. Leipzig, 1:1903, 2-1904, 3 1906; Amsterdam, 19652.
38. Synesius Hymni // Sinesio di Cirene Inni Ed A Dell'Era Rome, 1968
39. Tertullianus Aduersus Hermogenem, Aduersus Marcionem // Corpus Chnstianorum Senes Latina Vol 1 / E Kroymann Turnhout-Brepols, 1954
40. Tertullianus Aduersus Praxean // Corpus Chnstianorum Senes Latma Vol 1 / Ed E Kroymann, E Evans Turnhout-Brepols, 1954.
41. Аристотель Сочинения T 1-4 M, 1976
42. Августин Блаженный Творения Т 1-2 Киев, 1998
43. Августин Блаженный ОградеБожием Т 1-4 Киев, 1905, М , 19942.
44. Афанасий Великий Творения Т 1-4 М, 1994
45. Ориген О началах Самара, 1993
46. Платон Сочинения Т 1-4 М, 1994
47. Плотин Сочинения СПб , 19952. Исследования
48. Koffmane G De Mano Victonno, philosopho chnstiano Breslau, 1880
49. ZellerE Philosophie der Gnechen Leipzig, 1881 В 1-Ш.
50. Gore С Victonnus//Dictionary of Chnstian Biography. London, 1887 T IV Col 11291138
51. Geiger G Manus Victonnus Afer, em neuplatonischer Philosoph Lansdhut, 1887-1889
52. Schmid R Manus Victonnus Rhetor und seme Bezeihungen zu Augustin Keil, 1895
53. Benz E Manus Victonnus und die Entwicklung des abendlandischen Willenmetaphysik Stuttgart, 1932
54. Theiler W Porphynos und Augustin Halle, 1933
55. Idem Compte rendu de E Benz // Gnomon, X (1934)
56. Idem Die chaldaischen Orakel und die Hymnen des Synesios Halle, 1942
57. Henry P Plotmet Г Occident Louvam, 1934 P 44-62
58. Rosato D Le dottnna tnnitana di Mano Vittonno afncano Naples, 1942
59. Frassinetti P Le Confessione agostmiane e un rano di Mano Vittonno // Giornale italiano di Filologia, 2 (1949) P 50-59
60. SejourneP Victonnus Afer//DTC T 15 Col 2887-2954 Pans, 1950
61. Courcelle P Recherches sur les Confessions de samt Augustin Pans, 1968
62. Hadot P Manus Victonnus et Alcum // Archives d'histoire doctnnale et litteraire du Moyen Age, 21 (1954) P 5-19
63. Idem Etre, vie, pensee chez Plotm et avant Plotm // Entretiens sur Г Antiquite classique, T 5 Fondation Hardt, 1960 P 107-141
64. Idem Plotin ou la simphcite du regard Pans, 1963
65. Idem Porphyre et Victonnus Vol I-П Pans, 1968
66. Idem Manus Victonnus Recherches sur sa vie et ses oeuvres Pans, 1971
67. HuberG Das Sem und Absolute Bale, 1955
68. Hagan W M The Incarnation according to Manus Victonnus Woodstock, 1960
69. DempfA Der Platonismus des Eusebius, Victonnus und Pseudo-Dionysius // Sitzungsber D bayer Ak Wiss,Phil Hist K1,3 (1962) S 1-18
70. Simonetti M Nota sull' anano Candido // Oikoumene, studi paleocnstiani publicati m onore del Concilio Ecumenico Vatican Catania, 1964 P 39-45
71. Rupp M Der Weg der Freiheit bei Manus Victonnus Afer Munchen, 1967
72. Armstrong A H Plotmus // The Cambndge history of later Greek and early medieval philosophy Cambndge, 1967 P 193-268
73. Jungmann J A Manus Victonnus m der karohngischen Gebetsliteratur und im romischen Dreifaltigkeitsoffizium//Kynakon Munster, 1970 S 691-697
74. Waillis R T Neoplatomsm London, 1972
75. Ziegenaus A Die tnnitansche Auspragung der gottlichen Seinsfulle nach Manus Victonnus Munich, 1972
76. Des Places E Les oracles chaldaiques dans la tradition patnstique afncame // Studia patnstica, Berlin, 1972 S 27-41
77. Clark M T. The neoplatomsm of Manus Victonnus // Studia patnstica, 11 Berlin, 1972 S 13-19
78. Idem Marius Victonnus Afer, Porphyry, and the history of philosophy // Significance of neoplatonism Norfolk, 1976 P 265-273
79. Idem The Neoplatonism of Manus Victonnus the Chnstian // Neoplatonism and early Chnstian thought London, 1981 P 153-159
80. Idem A neoplatonic commentary on the Chnstian tnnity Manus Victonnus // Neoplatonism and Chnstian thought Albany, 1982 P 24-33
81. Idem The tnmty in Latin Chnstianity // Chnstian spintuality N Y , 1985 P 276-290
82. Wischmeyer W К Bemerkungen zu den Paulusbnefkommentaren des С Manus Victonnus // Zeitschnft fur die neutestamentliche Wissenschaft und die Kunde der alteren Kirche, 63 (1972) S 108-120
83. Bruce F F The Gospel text of Manus Victonnus // Text and interpretation Cambndge, 1979 P 69-78
84. Abramowski L Manus Victonnus, Porphynus und die romischen Gnostiker// Zeitschnft fur die neutestamentliche Wissenschaft und die Kunde der alteren Kirche, 74 (1983) S 108128
85. Quasten J Patrology Westminster, 19863 Vol 4 P 69-80
86. Piemonte G L'expression "quae sunt et quae non sunt" Jean Scot et Manus Victonnus // Jean Scot ecnvam Montreal, 1986 P 81-113
87. Stefani M Sull' antropologia di Mano Vittonno (La "discesa" vivificante dell' anima m prospettiva cosmologica)//Scnpta Theologica, 19 (1987) P 63-112
88. Colish M L The Neoplatonic tradition1 the contnbution of Manus Victonnus // Neoplatonic tradition Cologne, 1991 P 57-74
89. Manchester P The noetic tnad in Plotmus, Manus Victonnus, and Augustine // Neoplatonism and Gnosticism Albany, 1992 P 207-222
90. Vanderjagt A Mystenum magnum Manus Victonnus on man's corporeal relationship with God // Studia patnstica, 28 Louvam, 1993 P 130-134
91. Cooper S A Metaphysics and morals m Manus Victonnus' commentary on the Letter to the Ephesians a contnbution to the history of neoplatonism and Chnstianity N Y , 1995
92. Idem Narratio and Exhortatio in Galatians According to Manus Victonnus Rhetor // Zeitschnft fur die neutestamentliche Wissenschaft und die Kunde der alteren Kirche, 91 (2000) S. 107-135
93. Plumer E The influence of Manus Victonnus on Augustine's Commentary on Galatians // Studia patnstica, 33 Louvam, 1997 P 221-228
94. Voelker J Victonnus' exegetical arguments for Nicene definition m Adversus Anum // Studia patnstica, XXXVIII Leuven, 2001. P 496-502
95. Владиславов М Философия Плотина СПб, 1868
96. Скворцов К Блаженный Августин как психолог Киев, 1870
97. Малеванский Г. В. Догматическая система Оригена // Труды Киевской Духовной Академии, 1870, №1-7.
98. Бриллиантов А. И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены СПб, 1898, М , 19982
99. Кубицкий А Учение Плотина о мысли и бытии // Вопросы философии и психологии, 1909 Кн 98 С 477-493
100. Верещатский П Плотин и бл Августин в их отношении к тринитарной проблеме // Православный Собеседник, 1911, № 7-9
101. ШтеклъА История средневековой философии М , 1912, СПб , 19962
102. Епифанович С Л Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. Киев, 1915, М , 19962
103. Попов И В Личность и учение блаженного Августина Ч 1-2, СПос , 1916, М , 20042
104. БлонскийП П Философия Плотина. М , 1918
105. Петров В В Иоанн Скотт Эриугена Гомилия на Пролог Евангелия от Иоанна / Вступительная статья, перевод, примечания М , 1995
106. Столяров А А Свобода воли как проблема европейского морального сознания М, 1999
107. Дшлон Дж Средние платоники СПб , 2002
108. Армстронг А X Введение в античную философию СПб , 2003
109. Шишков А М Средневековая интеллектуальная культура М , 2003
110. Жилъсон Э Философия в Средние века М , 2004