автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Художественная интеллигенция и ее участие в культурной и общественно-политической жизни российской провинции в 1917-1920 гг.
Текст диссертации на тему "Художественная интеллигенция и ее участие в культурной и общественно-политической жизни российской провинции в 1917-1920 гг."
Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова
На правах рукописи
Смирнова Надежда Владимировна
Художественная интеллигенция и ее участие в культурной и общественно-политической жизни российской провинции в 1917 - 1920 гг.
(на материалах Верхнего Поволжья)
Специальность 07.00.02 - отечественная история Диссертация на соискание ученой степени^ кандидата исторических наук
Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор Миловидов В. Л.
Кострома -1999
Оглавление
Введение..................................................................................................................3
Глава первая: Художественная интеллигенция Верхнего Поволжья и ее взаимоотношения с властью
§ I. Художественная интеллигенция и ее отношение к революционным событиям 1917 года................................................................44
§2. Партийно-государственная политика по отношению к старой художественной интеллигенции в первые годы советской власти и ее осуществление в Верхнем Поволжье...............................................77
§3. Формирование новой худо^йвллигенции: основные источники и направления.........:.7.\.........................................104
Глава вторая: Художественная интеллигенция в культурной и общественно-политической жизни Верхнего Поволжья
§ I. Творческая деятельность художественной интеллигенции и ее вклад в культурную жизнь российской провинции....................139
§ 2. Участие художественной интеллигенции Верхнего Поволжья в общественно-политической жизни региона................................191
Заключение.........................................................................................................220
Приложение........................................................................................................231
Список источников и литературы.....................................................................267
Введение
Актуальность темы. Среди важнейших направлений в обновлении России-возрождение ее духовного и нравственного потенциала, заметно утраченных в XX столетии. Ведущую роль в обретении российским обществом этих поистине бесценных качеств призвана сыграть отечественная художественная интеллигенция, без сознательного, активного и широкого творческого участия которой процесс воссоздания духовности и нравственности не будет по настоящему полноценным и результативным.
Художественной интеллигенцией мы называем особую, сложную по составу, социально-профессиональную и культурную группу, занимающуюся на основе приобретенного профессионального мастерства художественно-образным творчеством, воссозданием и интерпретацией, сохранением, изучением и распространением духовных ценностей и формированием на их основе духовных потребностей общества. По профессиональному признаку в данную группу входят литераторы - писатели, поэты, драматурги, журналисты; художники - живописцы, графики, декораторы, ваятели, зодчие, представители народных художественных промыслов; музыканты -композиторы, исполнители - инструменталисты, вокалисты, дирйжеры; театральные деятели - режиссеры, актеры; искусствоведы, изучающие художественную культуру в целом и отдельные виды искусства.
В истории России художественная интеллигенция всегда играла заметную роль. Одним из ее предназначений было посильное «идеологическое обеспечение» существующего в стране политического строя. Вместе с тем, именно художественная интеллигенция, традиционно являясь выразительницей взглядов и настроений различных социальных слоев, нередко первой вставала в оппозицию господствующему общественно-политическому правопорядку, пробуждала в своих соотечественниках дух свободолюбия, становилась детонатором серьезных исторических перемен. Кроме того, именно эта социальная группа представляла собой мощную силу, если и не определяющую, то в значительной мере влияющую на состояние ду-
ховности, нравственности, морали в стране. Ведь для большинства населения России, воспринимающего события скорее образно - эмоционально, а не рационально -логически, слово художника являлось направляющим ориентиром для собственных поступков, отношения к жизни, выбора в сложных ситуациях. Личным примером деятели искусства умели поддержать в своем народе чувство самоуважения, собственной значимости, достоинства. Представители художественной интеллигенции были среди той части российского общества, которая не прекращала своей деятельности в периоды самых суровых испытаний и социальных потрясений. Высоко духовные в своем лучшем большинстве, поступающие в соответствии с чувством долга и нравственной ответственности перед людьми, они не только бережно сохраняли традиции и материальные образцы художественной культуры, но и приумножали национальное художественное достояние, внося в его сокровищницу свой вклад. Однако содержательная и во многом поучительная история художественной интеллигенции не исчерпывается лишь ее взаимоотношениями с обществом. Другим не менее значимым проявлением взаимодействия художника с окружающей действительностью были его отношения с властью. Поистине уникальные возможности воздействия на морально-нравственное состояние общества, сознание и умонастроения его членов были одной из главных причин пристального внимания как к самой художественной интеллигенции, так и основным сферам ее деятельности со стороны властных структур государства. Они регламентировали место деятелей искусства в социальной структуре, степень их участия в создании желаемой модели общества. От взаимоотношений же художественной интеллигенции и власти в прямой зависимости находились не только характер деятельности художников и их роль в жизни страны, но также судьба отечественной художественной культуры, духовное, нравственное, эмоциональное здоровье нации в целом.
В процессе становления и функционирования отечественной художественной интеллигенции тесно переплетаются, взаимодополняя друг друга, две линии. Одна из них связана с деятельностью столичных художников, играющих значительную роль в развитии художественного профессионализма и предопределяющих офици-
альное направление культурного развития российского общества. Другая отражает богатый спектр деятельности художественной интеллигенции провинции, заслугой которой является сохранение национальной самобытности отечественной культуры, поддержание духовных и нравственных традиций нашего народа. Вот почему сегодня именно этой группе художественной интеллигенции отводится значительная
и и
роль при решении одного из важнейших вопросов государственной политики - обретения такого уровня духовности, без которого не будет полноценно функционировать демократическое общество. Вместе с тем, понимание настоящего и разумное перспективное прогнозирование будущего невозможно без знания прошлого опыта. Только детальное изучение интересной и сложной истории художественной интеллигенции вообще и ее провинциальной ветви в частности позволит сполна выявить, сохранить и творчески использовать богатый опыт ее деятельности, взаимосвязей и взаимоотношений. В свою очередь, группа провинциальной художественной интеллигенции является достаточно сложной и многообразной. Для выявления ее характерных черт во всей полноте необходимо тщательное изучение многочисленных составляющих - региональных групп провинциальной художественной интеллигенции в обозримой исторической ретроспективе. Все это позволяет признать избранную тему актуальной и практически значимой для критического переосмысления уже накопленного опыта в исследовании проблем отечественной художественной интеллигенции, восполнения имеющихся пробелов в истории художественной жизни региона, лучшего понимания особенностей жизнедеятельности работников искусства и эффективного прогнозирования политики со стороны государственных и общественных институтов.
Хронологические рамки исследования охватывают 1917 - 1920 гг. Выбор этого периода из всей богатой истории художественной интеллигенции представляется наиболее интересным, во-первых, в силу своей недостаточной (односторонней) изученности, во-вторых, в связи с максимальной событийной насыщенностью. В годы революционных преобразований и гражданской войны художественной интеллигенции приходилось неоднократно менять свои умонастроения, делать политиче-
ский выбор, пересматривать морально-этические и нравственные установки. Кроме того, данный исторический период значим как важный рубеж, в котором сфокусировались тенденции и проблемы художественной интеллигенции, сложившейся в дореволюционный период. В эти же годы начался процесс формирования качественно новой группы советской художественной интеллигенции и выработки основ партийно-государственной политики по отношению к ней, которая впоследствии лишь при незначительной реконструкции станет определяющей на многие десятилетия вперед.
Регион исследования. Деятельность художественной интеллигенции и ее взаимоотношения с властью рассматриваются на материалах региона Верхнего Поволжья, который включает Владимирскую, выделившуюся из нее и частично из Костромской летом 1918 г. Иваново-Вознесенскую, Костромскую и Ярославскую губернии. Благодаря географической близости и сходности исторического развития они имели много общих черт в экономической и политической жизни. Здесь сложилась единая культурная среда, важной составной частью которой являлась и художественная интеллигенция. Наличие в Верхнем Поволжье таких крупных культурных центров как древние Владимир, Кострома и Ярославль придавало региону особую значимость. Близость к центру создавала условия для проявления в Верхнем Поволжье наиболее характерных общероссийских тенденций во всех сферах жизни. Однако в регионе было немало и специфических черт, что способствовало своеобразию преломления партийно-государственной культурной политики в 1917-1920 гг., предопределяло самобытность жизнедеятельности художественной интеллигенции.
Состояние научной разработки проблемы. Отечественная историография проблем, связанных с формированием и деятельностью художественной интеллигенции, как автономное направление, начала складываться только в 70-х гг. нашего столетия. Почти полное отсутствие исследований, специально посвященных ее изучению еще в 1968 г. отмечала одна из ведущих специалистов-историографов советской культуры Л.М.Зак.1. Правда, отдельные сюжеты, посвященные художествен-
1 Зак Л.М. Проблемы формирования советской интеллигенции в современной исторической литературе. //История СССР. - 1968, №2. -С. 155.
ной интеллигенции, ее месту и роли в обществе просматривались в трудах и общественно-политических публикациях намного раньше.
Начало советской историографии проблем художественной интеллигенции было положено в работах видных деятелей большевистской партии В.И.Ленина, Н.И.Бухарина, А.К.Воронского, Г.Е.Зиновьева, Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, И.В.Сталина, Л.Д.Троцкого и др.1 Их взгляды представляют особую важность, потому что они не только теоретически обосновывали те или иные меры в отношении интеллигенции, но и практически претворяли их в жизнь. Ленин, Зиновьев, Сталин и их соратники были сторонниками узкоклассового «жесткого» подхода как к интеллигенции в целом, так и художественной в частности. В их трудах защищались принципы партийности художественного творчества, а художественной интеллигенции предписывалась роль обслуживать интересы пролетариата во главе с правящей коммунистической партией.
Неоднократно возвращаясь к вопросу об интеллигенции, В.И.Ленин пришел к выводу о ее дифференциации на буржуазную, мелкобуржуазную и пролетарскую. На основании этого подразделения он предлагал различные формы подхода к каждой из названных групп. С буржуазной интеллигенцией, по мнению Ленина, было необходимо бороться; мелкобуржуазную, как и все мелкобуржуазные колеблющиеся элементы, следовало нейтрализовать; пролетарская же интеллигенция полностью включалась в состав движущих2 сил революции. Несмотря на разнообразие подходов к различным группам интеллигенции, Ленин указывал на необходимость вовлечения всех их в строительство социализма, считая это особой формой классовой борьбы. В процессе включения в государственное строительство интеллигенции,
1 Ленин В.И., КПСС об интеллигенции. - М., 1979; Ленин и культурная революция: Хроника событий 1917— 1923. -М., 1979; Бухарин Н.И. Пролетарская революция и культура. -Пг., 1926; Зиновьев Г.Е. Интеллигенция и революция. - М., 1925; Луначарский A.B. Интеллигенция в ее прошлом, настоящем и будущем. -М., 1924; Он же. Интеллигенция и религия. - М., 1925; Он же. Об интеллигенции. - М., 1923; Он же. Судьбы современной интеллигенции. - М., 1925; Ларин Ю. Интеллигенция и советы. - М., 1924; Крупская Н.К. Заветы Ленина в области народного просвещения. - М., 1924; Боровский В.В. Русская интеллигенция и русская литература. - Харьков, 1923; Воронский А.К. На стыке. - М., 1923; Сталин И.В. Логика вещей. //Сочинения. -Т.4. - С.134-135; Он же. Три года пролетарской диктатуры. //Сочинения. - Т.4. - C.382-393; Троцкий Л. Д. Литература и революция. - М., 1991; Он же. Статьи об искусстве. //Театр. -1989, - №8; И др.
2 Ленин В.И. Задачи русских социал-демократов. //Полн.собр.соч. - Т.2. - C.454; Он же. К партии. //Там же. -Т.9. - С. 15; Он же. О диктатуре пролетариата. //Там же. - Т.39. - C.264; же. По поводу одной статьи в органе Бунда. //Там же. -Т. 14. -С. 191.
сформировавшейся еще до революции, он выделял два периода: период подавления сопротивления и период использования старой интеллигенции. Пути формирования новой советской интеллигенции Ленин видел во-первых, в переходе старой интеллигенции на сторону советской власти и, во-вторых, в подготовке кадров из рабочих и крестьян. Позиции в отношении искусства были сформулированы в статье «Партийная организация и партийная литература».1 В ней на примере литературы закреплялось отношение к искусству как части общепартийного дела.
Подход к интеллигенции И.В.Сталина был еще более жестким. При решении задач социалистического строительства он рекомендовал опираться исключительно на пролетарские слои. В отношении же интеллигенции, которую среди прочих внутренних врагов Сталин считал ненадежным элементом, он придерживался политики подавления и был против предоставления ей даже минимума свободы.
Сторонниками более умеренных представлений, «мягкой» линии были Луначарский, Воровский и их единомышленники. Они признавали за интеллигенцией ведущую роль в области культуры, образования и считали возможным ее постепенное вовлечение в будущее социалистическое строительство. А.В.Луначарский, являясь наркомом просвещения, значительное внимание уделял вопросам культуры, народного просвещения, привлечения специально подготовленной старой интеллигенции к социалистическому строительству и формированию новой рабоче-крестьянской интеллигенции. Ему принадлежит теоретическая разработка вопроса о сущности интеллигенции, глубокий анализ ее места и роли при капитализме и социализме. Луначарский способствовал поиску путей взаимопонимания интеллигенции и новой власти, интеллигенции и рабочих, сам нередко выступал посредником между ними.
Следует отметить наличие дискуссионности по вопросам отношения к интеллигенции не только между сторонниками двух названных линий. Элементы противоречивости можно усмотреть даже в идеях и положениях одного автора. Любопытные наблюдения в этом отношении дает анализ работ и выступлений Ленина,
1 Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература. //Полн.собр.соч. - Т. 12. - С.99-105
Бухарина, Троцкого и др. С одной стороны, в них нашел отражение жесткий классо-выи подход, столь характерный для революционеров тех лет, а с другой, личные человеческие качества людей, воспитанных в среде демократической интеллигенции и обладавших высоким уровнем культуры. Они ценили уникальность природного дарования и приобретенных профессиональных умений художественной интеллигенции. Однако на практике, при осуществлении реальной политики предпочтение отдавалось классовым и партийным интересам.
В первой половине 20-х годов публикуются сборники статей видных партийных деятелей, где разъясняется партийно-государственная политика в отношении интеллигенции в целом и ее профессиональных групп в частности.1 В них достаточно ярко просматривается классовый подход к проблемам интеллигенции. В соответствии с ним художественной интеллигенции предписывается «служить» пролетариату. А для того, чтобы процесс использования деятелей искусства в интересах государства был более плодотворным, формулируется требование перевоспитания старой интеллигенции.
Наряду с политическими деятелями в первые годы советской власти к проблемам интеллигенции обращаются и ее выдающиеся представители. В 1918 году появился сборник статей «Из глубины» , где представлена богатая палитра мнений о России, революции,