автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Художественная культура как фактор формирования индивидуальности

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Рощин, Алексей Анатольевич
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Художественная культура как фактор формирования индивидуальности'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурол. наук Рощин, Алексей Анатольевич

ВВЕДЕНИЕ.3 —

Глава 1. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ 1.1 .Концепции индивидуальности конца XIX — середины

XX века.16 —

1.2. Концепции индивидуальности II половины XX века.38 —

Глава 2. СПЕЦИФИКА ВОЗДЕЙСТВИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

2.1. Художественная культура: сущность, структура, функции.64 —

2.2. Роль художественной культуры в формировании индивидуальности современного молодого человека.86 —

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по культурологии, Рощин, Алексей Анатольевич

Одной из важнейших проблем, поставленных современным этапом развития нашего общества, его насущными практическими интересами, является изучение закономерностей рождения, становления и развития индивидуальности, обладающей богатым внутренним миром, являющейся субъектом конструктивной социально значимой деятельности, способным принимать самостоятельные решения и совершать выбор образа жизни в соответствии со своими потребностями и интересами. Осмысление проблемы формирования индивидуальности имеет сегодня высокую практическую значимость и актуальность, поскольку именно от человека зависят историческая направленность, временная продолжительность, а главное — социальный смысл и более того социальная цена периода радикальных преобразований российского общества. Новые тенденции общественного развития, качественные преобразования всех сторон жизни, коренное изменение господствовавших ранее общественных отношений, глубокие перемены материальных и духовных условий жизни людей, формирование совершенно иной экономической и социокультурной среды — все это, естественно, не может не влиять на формирование индивидуальности.

В отличие от пассивного подчинения, культивировавшегося ранее, в настоящее время существует социальный запрос на инициативность, самостоятельность в принятии решений, творческую энергию, предприимчивость. Вместе с тем сегодня требуется высочайшая ответственность перед обществом и окружающими за свои действия и поступки. Все более усложняющиеся формы общественной жизни объективно стимулируют активность человека. Происходит снижение внешнего контроля за его деятельностью и, напротив, растет значение внутренних механизмов регуляции поведения. Существует социально обусловленная потребность в индивидуальности. От того, насколько успешным будет познание ее природы и сущности, процесса формирования во многом зависит будущее нашего общества. «В качестве цели воспитания, учитывающей условия переходного периода и ориентированной на определенную перспективу, можно предложить формирование жизнеспособной, гуманистически ориентированной индивидуальности по отношению к обществу и к самой себе», — отмечают И. М. Ильинский и П. И. Бабочкин1.

Изучение формирования индивидуальности имеет не только практическое, но и большое теоретическое значение. Проблема индивидуальности находится сегодня в центре внимания философской науки, знаменуя новый этап исследования человека как целостного существа, который является конструктивным результатом критики иррациональных, биологизаторских и социологизаторских подходов к его изучению. Разработка этой проблемы будет способствовать решению многих задач по активизации человеческих сущностных сил. В современных условиях неприемлем принцип усред-ненно-типического изучения человека. Исследование в философ-ско-культурологическом ключе индивидуальности, уникальности и неповторимости человека, репрезентируемых прежде всего его внутренним духовным миром занимает первое место в перечне задач, стоящих в настоящее время перед социальной антропологи- 2 ей .

Важнейшую роль в формировании индивидуальности играет художественная культура, целостно и универсально воздействующая одновременно на познавательную, интеллектуальную и действенно-волевую сферы человека. Здесь наиболее свободно, органично и активно проявляются творческие потенции человека. Присваивая с помощью художественной культуры новый для себя фрагмент общественно-исторического опыта, человек одновременно развивает те дремлющие в нем сущностные силы, то есть «органы» индивидуальности, которые не находят формы репрезентации в его реальной жизнедеятельности и тем самым в определенной степени выравнивает диспропорцию своего духовного развития. Однако воздействие художественной культуры на индивидуальность может быть не только позитивным, но и негативным. Поскольку в реальной практике функционирование искусства не ограничивается фиксацией, «высвечиванием» гармонии, порядка и совершенства в жизнедеятельности человека и общества через преломление их в эстетическом идеале, оно потенциально способно как ориентировать на преодоление противоречий бытия, побуждая к созданию новых прогрессивных форм жизни, так и обострять, абсолютизировать существующие проблемы и сложности их преодоления, а также камуфлировать и снижать напряжение противоречий в социальной жизни, создавая иллюзию духовного и социального благополучия. Вследствие этого художественная культура, рождающаяся в процессе контакта с искусством, может способствовать формированию типов индивидуальности, характеризующихся принципиально различными жизненными ориентациями, проявляющимися как в эгоистическом самовыражении и самоутверждении, при которых игнорируются интересы социума и окружающих людей, так и в неотчужденной социально позитивной деятельности, непосредственно выражающей родовую творческую сущность человека.

Содержание искусства, глубоко проникая в духовный мир человека, дает возможность формировать и корректировать основы целеполагающей деятельности индивидуальности, среди которых важнейшее место занимают ценности и идеалы, порождаемые потребностями, и сами, в свою очередь, оказывающие на них обратное формирующее влияние. При этом несомые искусством ценности и идеалы становятся внутренним достоянием воспринимающего, переживаются и осмысляются как моменты его собственного личного опыта, приобретающего субъективно безусловную значимость и истинность, образующего ту смысловую основу, которая будет определять действия и поступки.

Высокая эффективность художественной культуры в деле формирования индивидуальности ставит перед наукой задачу исследования средств и механизмов, благодаря которым художественная культура воздействует на внутренний мир человека и преобразует его. Нынешнее время — время перемен, которое никогда не бывает полностью предсказуемым и тем более управляемым, требует мобильного и вместе с тем глубоко продуманного отношения к использованию возможностей художественной культуры в деле формирования гуманистически ориентированной индивидуальности, разработки научных основ оперативной диагностики и эффективной регуляции этого процесса.

Таким образом, изучение роли художественной культуры в формировании индивидуальности имеет важное практическое и теоретическое значение.

В отечественной науке воздействию художественной культуры на формирование индивидуальности посвящено большое количество исследований. В силу сложности и многообразия данной проблемы в литературе, связанной с ней, представляется возможным выделить несколько основных групп.

Прежде всего следует назвать публикации, в которых с различных методологических позиций рассматриваются природа и сущность индивидуальности. К ним относятся работы русских философов конца XIX — начала XX вв. — В. С. Соловьева, Н. О. Лосского, Н. А. Бердяева, — учения которых основываются на идее всеединства, Н. К. Михайловского, разработавшего позитивистский вариант концепции индивидуальности, а также многочисленные исследования отечественных ученых, проведенные во второй половине XX века.

В целом можно выделить два основных подхода к трактовке индивидуальности. Согласно первому из них индивидуальность представляет собой частное свойство, аспект биологического, психологического или социального модуса человека (Н. М. Бережной, Г. М. Гак, В. В. Кашин, И. С. Кон, Л. В. Рябова, Ю. Б. Синельников, Э. Ю. Соловьев, В. П. Тугаринов). Согласно второму подходу — является особой формой бытия человека (Б. Г. Ананьев, В. А. Белов, А. П. Буева, Э. В. Ильенков, А. Н. Красин, Б. Ф. Ломов, Н. О. Лосский, Н. К. Михайловский, А. Г. Мысливченко, И. И. Резвицкий, В. Н. Сагатовский, В. С. Соловьев, В. В. Шаронов, В. Н. Шевченко).

Рассматриваются различные трактовки идеалов, являющихся основополагающим признаком индивидуальности, наиболее концентрированно выражающим преобразующий тип активности, свойственной ей и направленной на постоянное трансцендирование наличного бытия, творчество оригинальных, ранее никогда не существовавших форм жизни (В. Е. Давидович, Д. И. Дубровский, Б. Т. Григорьян, Э. В. Ильенков, Н. О. Лосский, Н. К. Михайловский, Н. С. Мудрагей, В. Н. Сагатовский, В. С. Соловьев, А. И. Яценко).

В связи с тем, что возможны различные варианты развития индивидуальности большой интерес в настоящее время вызывает ее типология, попытки которой сделаны Г. Г. Дилигенским, М. В. Не-дельской, Л. В. Рябовой, В. Н. Шевченко.

Следует отметить также конкретно-социологический метод исследования, позволяющий на основе эмпирических исследований создать обобщенный образ индивидуальности отечественного молодого человека постперестроечного и советского периодов. Этот подход реализуют П. И. Бабочкин, В. В. Водзинская, Е. В. Жижко, О. П. Ильиных, И. И. Курзанова, А. Г. Кузнецов, В. Т. Лисовский, Ф. И. Минюшев, В. Е. Оськина, Д. В. Петров, В. П. Потапов.

Так как трактовка художественной культуры непосредственно связана с пониманием культуры как таковой, рассматриваются современные взгляды на сущность культуры (В. П. Бранский, Г. П. Выжлецов, М. С. Каган, Л. К. Круглова, В. Н. Сагатовский).

Следующую группу составляют работы, посвященные определению художественной культуры и различным моделям ее строения (М. Б. Глотов, Л. А. Закс, М. С. Каган, Г. Д. Лихачев, Ю. А. Лукин, В. А. Конев, С. Н. Плотников, В. В. Селиванов, Г. К. Щедрина).

Проблеме функциональных особенностей и механизмов воздействия художественной культуры на человека посвящены работы М. М. Бахтина, В. П. Бранского, Е. В. Волковой, Ю. Д. Воробья, Г. П. Выжлецова, Т. В. Горбуновой, А. Ф. Еремеева, В. П. Иванова, Э. В. Ильенкова, М. С. Кагана, А. Ф. Лосева, А. А. Оганова, В. Г. Федотовой, Ю. У. Фохт-Бабушкина, Г. К. Щедриной, Н. А. Ястребовой.

Конкретно-социологические исследования Н. А. Кебиной, А. В. Кирьяковой, А. Г. Кузнецова, Н. Б. Николаевой, позволяют судить о влиянии художественной культуры на становление индивидуальности современного молодого человека.

Существует литература, посвященная отдельным частным вопросам, связанным с воздействием на российскую молодежь искусства, транслируемого через такие каналы, как средняя школа и средства массовой информации. В работах А. П. Валицкой, А. С. Запесоцкого, В. В. Селиванова, рассматриваются проблемы культурологической педагогики. В исследованиях С. П. Иваненкова, И. М. Ильинского, М. Н. Руткевича и В. П. Потапова, В. Е. Семенова, дается общая характеристика художественных ценностей, распространяемых современными средствами массовой информации.

В целом отечественной наукой накоплен значительный опыт изучения специфики воздействия художественной культуры на формирование индивидуальности. Однако следует отметить, что не все аспекты данной темы разработаны с достаточной полнотой, не по всем вопросам достигнуто единство мнений. В ходе изучения настоящей проблематики выявились не только точки сходства, но и различия, Так, например, сегодня существуют разногласия по поводу того, является ли индивидуальность частным свойством человека или представляет собой особую форму его бытия в мире, каково соотношение эстетической и художественной культур, каков характер и механизм воздействия художественной культуры на человека. Отметим также, что во многих работах нет четкого определения таких терминов, как «индивидуальность», «художественная культура», они оказываются размытыми и неясными. Помимо этого выводы ряда авторов эмпирических социологических исследований о том, что современный молодой россиянин — это в своей основной массе прагматик с гипертрофированными материальными потребностями, для которого рекреативно-гедонистическая функция художественной культуры находится на первом плане, представляются спорными и требующими проверки.

Все это свидетельствует о необходимости дальнейшего изучения роли художественной культуры в формировании индивидуальности на теоретическом и эмпирическом уровнях.

Основная цель исследования заключается в раскрытии специфики и эффективности воздействия художественной культуры на формирование индивидуальности.

Сопутствующая цель — исследование и уточнение содержания понятий «индивидуальность» и «художественная культура».

Данными целями определяются общие задачи исследования:

• уточнение содержания понятия «индивидуальность» на основе критического анализа и систематизации различных подходов к определению этого понятия, существующих в отечественной науке;

• рассмотрение сущности, структуры, функций художественной культуры;

• анализ особенностей и различных вариантов воздействия художественной культуры на формирование индивидуальности на основе опубликованных материалов теоретических и прикладных исследований;

• проведение конкретно-социологического исследования для выявления основных типов индивидуальности петербургских старшеклассников и определения значения художественной культуры в их формировании.

Объектом исследования является воздействие художественной культуры на формирование индивидуальности как качественно своеобразной формы бытия человека.

Предметом непосредственного изучения выступают закономерности и механизмы формирования индивидуальности средствами художественной культуры.

Теоретико-методологические основы исследования. Автором применены принципы диалектики, историзма, восхождения от абстрактного к конкретному, системности, анализа характеристик предмета исследования с последующим их синтезом.

В диссертации использованы следующие методы: системный, структурно-функциональный, сравнительный, типологический. В работе применяются также методы эмпирического социологического исследования.

Эмпирическая база диссертационного исследования: опуб-ликованнные данные конкретно-социологических исследований, а также материалы самостоятельного исследования, проведенного автором в восьми петербургских школах (М = 426 чел.).

Научная новизна настоящей работы заключается в том, что

• автор уточняет содержание понятия «индивидуальность» в его соотнесении с такими понятиями, как «потребность», «ценность», «идеал», «личность»;

• раскрывает специфику и механизм воздействия художественной культуры на индивидуальность;

• приводит эмпирические доказательства приоритетности художественной культуры в формировании индивидуальности современного человека;

• обосновывает типологию индивидуальности, основывающуюся на материалах собственного конкретно-социологического исследования;

• вскрывает качественные особенности и определяет количественное соотношение различных типов индивидуальности современной молодежи на примере петербургских старшеклассников.

Структура и объем работы. В первой главе анализируются основные подходы к изучению проблемы индивидуальности в истории отечественной философско-антропологической мысли конца XIX — XX вв. Рассматриваются моменты сходства и различия концепций индивидуальности, разработанных в рамках религиозной, позитивистской, диалектико-материалистической философии. Аргументируется неадекватность трактовки индивидуальности в качестве индивидуальных особенностей человека (врожденных и приобретенных, природных и социальных), при которой сама категория «индивидуальность» становится избыточной и легко может быть заменена термином «индивидуальные особенности». Показывается продуктивность подхода к индивидуальности как к особой форме бытия человека, в рамках которой он представляет автономный субъект внутренне опосредованной деятельности или личность, обладающую внутренней свободой и широким спектром творческих возможностей. Анализируются структура индивидуальности, механизмы ее формирования и развития. Обосновывается актуальность изучения конкретного содержания и качественных особенностей различных типов индивидуальности, факторов, ведущих к их становлению.

Вторая глава посвящена рассмотрению сущностных, структурных и функциональных особенностей художественной культуры, а также исследованию специфики ее воздействия на индивидуальность.

В связи с тем, что трактовка художественной культуры тесно связана с пониманием культуры в целом рассматриваются современные подходы к пониманию сущности культуры, основывающиеся на перемещении исследовательских акцентов со вторичных, производных моментов, связанных с механизмами функционирования и объективации культуры, на ее духовную первооснову, выступающую в качестве базовых жизненных ценностей и смыслов человеческого бытия.

Художественная культура в настоящей работе трактуется как феномен, возникающий в процессах восприятия, усвоения и оценки или — в самом широком смысле — потребления искусства человеком. Изучение сущности, структуры, механизмов функционального воздействия художественной культуры свидетельствует о том, что она является эффективным орудием формирования таких сущностных качеств индивидуальности, как богатый внутренний мир, свобода и творчество.

Большое внимание уделяется содержательному анализу тех свойств искусства, которые наделяют его в рамках художественной культуры исключительными возможностями передачи общественно-исторического опыта и развития потенциальных сил человека, делая уникальным средством формирования индивидуальности. В качестве таковых выделяется совокупность широкого круга диаметрально противоположных и одновременно неразрывно взаимосвязанных характеристик, диалектически предполагающих друг друга (общего и единичного, рационального и эмоционального, объективного и субъективного, индивидуального и общественного, теоретического и практического, жизнеподобия и условности, изобразительности и осмысленности, инвариантности и вариативности, отражения и трансцендирования, реального и идеального).

Образно-символическая природа искусства не только допускает, но и предопределяет повышенную вариативность воссоздания значений, закодированных в нем художником, которая определяется всей системой художественных изобразительно-выразительных средств. Поэтому реципиент в каждом конкретном случае воссоздает художественную реальность, смысловой эквивалент которой оказывается в той или иной степени неповторимым, уникальным. Влияние художественной культуры на внутренний мир человека рассматривается во всей его реальной полноте и многообразии, поскольку характер этого влияния детерминируется двумя факторами: как содержанием, заложенным в произведение его творцом, так и публикой воспринимающей искусство. Таким образом, с одной стороны, это мысли, чувства, опыт художников, воплощенные в произведениях искусства. С другой стороны, — структура актуальных потребностей публики, которая в значительной степени определяет то, какие содержательные аспекты произведений будут актуализированы и ассимилированы личным опытом человека, а какие — останутся в латентном состоянии. Формирование и корректировка основ целеполагающей человеческой деятельности — ценностей и идеалов, порождаемых потребностями и оказывающих на них, в свою очередь, обратное формирующее воздействие, — выступает в качестве итога взаимодействия индивидуальности с художественной культурой.

Помимо теоретического анализа на основе опубликованных материалов конкретно-социологических исследований и исследования, проведенного автором, осуществлено изучение значимости художественной культуры в деле формирования современного молодого человека на эмпирическом уровне.

В этой связи рассмотрены особенности становления индивидуальности в юношеско-молодежном возрасте в условиях выработки ценностных приоритетов на фоне настоящего аксиологического хаоса, характерного для реформируемого российского общества.

В перечень основных объективных факторов, препятствующих в настоящее время формированию гуманистически ориентированной индивидуальности, включены:

1) падение прежнего коммунистического идеала, не повлекшее за собой выработки нового, пользующегося поддержкой всего общества;

2) разрушение системы социокультурных институтов и учреждений воспитания, обеспечивающих культурно-историческую преемственность поколений;

3) массированный напор на молодежь различных, зачастую крайне реакционных идеологий;

4) экспансия массовой коммерческой культуры, агрессивно насаждающей психологию потребительства и выгоды;

5) стихийное формирование «новой» системы морали и нравов, в основе которой находится философия прагматизма и крайней степени индивидуализма.

Ведущими социальными институтами воспитания молодежи и одновременно основными каналами, с помощью которых происходит приобщение подрастающего поколения к искусству, сегодня являются средняя школа и средства массовой информации. Поэтому в работе большое внимание уделяется специфике использования ими художественной культуры в целях формирования индивидуальности.

Приведены материалы конкретно-социологического исследования, осуществленного автором. Его результаты позволили скорректировать имеющиеся в литературе эмпирические данные по проблематике работы в связи с тем, что в ходе исследования были определены различные типы индивидуальности петербургских старшеклассников, изучены их качественные особенности и количественное соотношение, выявлена роль художественной культуры в процессе становления индивидуальности молодого человека.

Работа заканчивается заключением, в котором подводятся итоги исследования, обобщаются теоретические и научно-практические выводы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Художественная культура как фактор формирования индивидуальности"

Заключение.

Изучение закономерностей формирования индивидуальности представляет в настоящее время одну из актуальнейших научных проблем. При этом необходимо отметить, что поворот философско-культурологической мысли в сторону индивидуальности не есть проявление индивидуализма, это показатель подлинно гуманистического подхода к проблеме человека, полному развитию его возможностей. Творческий потенциал, проявляющийся в конструктивной деятельности, составляет неотъемлемый признак подлинной индивидуальности, поскольку именно созидательная творческая активность освобождает индивидуальность от социального отчуждения, непосредственно выражая родовую сущность человека.

В настоящей работе индивидуальность определяется как человек, обладающий развитым внутренним миром, руководствующийся в первую очередь не мотивами, порожденными наличной окружающей обстановкой, а своей собственной программой. Индивидуальность — творец собственной жизни, характеризующийся активным и сознательным преобразованием самого себя и окружающей действительности, самостоятельно вырабатывающий жизненные цели и средства их достижения. Основополагающее значение в процессе развития индивидуальности имеет создание ценностных ориентиров, позволяющих достичь относительной независимости от непосредственных воздействий, то есть того устойчивого центра, «стержня», который человек обретает в самом себе.

Объективная ценность индивидуальности тем выше, чем больше степень осознания и принятия ею общечеловеческих ценностей и гуманистических идеалов. Наиболее полезной для общества и желательной для самого человека в плане реализации его сущностных сил является органическое сочетание общественных ценностей (при приоритете первых) с сугубо личными. Однако далеко не каждая система ценностей индивидуальности имеет такой оптимальный баланс, поскольку в качестве приоритетных могут выступать ценности, которые носят не только общественно-гуманистический, но и узкоэгоистический характер.

Анализ сущности, структуры, функционального воздействия художественной культуры позволяет отнести ее к эффективнейшему средству формирования человека в качестве творческой индивидуальности, являющейся субъектом социально-преобразующей деятельности, способным принимать самостоятельные решения и совершать выбор образа жизни в соответствии со своими потребностями и интересами. В настоящей работе с использованием обширного опыта отечественной науки в области изучения формирования индивидуальности средствами художественной культуры предпринята попытка дальнейшей разработки этой проблемы.

Средняя школа и средства массовой информации являются в настоящее время основными социальными институтами формирования индивидуальности, активно использующими художественную культуру. При этом наиболее отчетливый отклик социальный запрос на гуманистически ориентированную индивидуальность находит в установках культурологической педагогики, появление которой отражает наметившуюся в последние годы тенденцию перехода системы образования от традиционной, характеризующейся авторитарностью и объектным принципом воспитания, к инновационной. Развитие гуманистической индивидуальности, отличающейся повышенной самостоятельностью и контролем за ходом собственного развития, на основе приобщения к духовному опыту человечества, сконцентрированному в культуре, выступает в качестве главной цели данного педагогического направления.

Что же касается масс-медиа, то в целом существуют веские основания для негативной оценки того воздействия, которое они оказывают на духовный подрастающего поколенияя, в связи с их коммерциализацией, дегуманизацией и деморализацией.

Проведение конкретно-социологического исследования с применением инструментария, сочетающего качественные и количественные методы, позволило выявить особенности индивидуальности петербургских старшеклассников и определить значимость художественной культуры в ее формировании. Материалы опроса свидетельствуют о необоснованности заявлений ряда авторов эмпирических исследований о том, что современный молодой россиянин представляет в своей основной массе эгоцентрически ориентированную индивидуальность, руководствующуюся по преимуществу витальными потребностями и готовую на все ради денег и материальных благ. Безусловно, нельзя отрицать, что количество респондентов, которых можно отнести к данному социальному типу («прагматиков» и «честолюбцев») весьма высоко — 47%, то есть почти половина от всего массива опрошенных. Однако доля учащихся, индивидуальность которых характеризуется гуманистической направленностью («альтруистов» и «творцов»), также достаточно значительна — 39%.

В целом эти материалы свидетельствуют о существующей тенденции выдвижения на первый план у значительной части российской молодежи личных ценностей и отступлении на задний план ценностей общественного порядка. Вследствие этого наибольшую значимость у этой категории молодых людей приобретают деньги и материальные блага, веселое времяпрепровождение и здоровье, а образование и профессия превращаются во второстепенные ценности. То, что высокие денежные доходы начинают лидировать в иерархии ценностей многих респондентов вполне закономерно и оправдано. Но негативными моментами, требующими преодоления, являются, во-первых, превращение денег из рабочего инструмента, вспомогательного средства в самоцель и, во-вторых, отсутствие какой-либо гарантии того, что эти деньги будут благоприобретены, то есть добыты без ущерба для окружающих людей и общества, так как стремление к личному благополучию в данном случае сочетается с занижением значимости труда и нравственных норм.

Следует отметить резкий контраст результатов социологических опросов отечественной молодежи 1990-х годов по сравнению с 1960 — 80-ми. Исследования, проводившиеся в доперестроечный период, давали основания говорить о формировании в массовых масштабах гуманистической индивидуальности, ценностными приоритетами которой являлись творческий труд и общественно полезная активность, коммунистические идеалы.

Отказ от ценностей социалистического общества с последовавшим затем поиском новых, в ходе которого имеет место плюральное сосуществование совершенно различных и иногда даже взаимоисключающих ценностных систем, во многом обусловил противоречивые тенденции развития индивидуальности, характерные для постперестроечного российского общества.

Педагогические технологии, используемые в современной средней школе, оказывают значительное воздействие на качественные особенности индивидуальности учащихся: суммарная доля респондентов, обладающих гуманистической направленностью индивидуальности существенно выше в культурологических школах (49%) по сравнению с общеобразовательными (34%) и гуманитарными (36%). Это свидетельствует об определенных успехах, достигнутых в настоящее время культурологической педагогикой в деле формирования подлинной индивидуальности.

Выявлена высокая значимость художественной культуры в формировании индивидуальности старшеклассников. Любимые герои школьников, образы которых, как правило, непосредственно отражают представления молодых людей об идеальном Я, характеризуют их духовные ориентиры и объекты самоидентификации, в первую очередь представляют собой создателей или персонажей произведений искусства. Персоналии из других областей (история, политика, наука, религия, бизнес, спорт) упоминаются значительно реже.

Материалы исследования не позволяют согласиться с авторами, утверждающими, что современные школьники по преимуществу ориентированы на потребление массовой культуры — эстрадного шоу-бизнеса, криминально-приключенческого кинематографа, литературной беллетристики. Конечно, рейтинг привлекательности художественных героев, отнесенных к развлекательному жанру высок, но удельный вес любимых героев из сферы серьезного жанра составляет 62% для гуманистической индивидуальности и 46% — для эгоцентрической.

Средняя школа довольно успешно противодействует внедрению ценностей массовой культуры в сознание подрастающего поколения, активно ведущемуся средствами массовой информации. Первое место среди любимых героев независимо от типа индивидуальности опрошенных занимают авторы и действующие лица классических литературных произведений, большая часть которых изучается в рамках обязательной школьной программы.

Конкретизация образов любимых художественных героев позволила выявить характеристики, выступающие для носителей разных типов индивидуальности в качестве эталонных, а также детализировать структуру и содержательные особенности их инструментальных ценностей. В любимых художественных героях, являющихся для подавляющего большинства опрошенных примерами для подражания и основой для самооценки, учащиеся, обладающие гуманистической направленностью индивидуальности, прежде всего ценят высокую нравственность, стремление принести пользу окружающим и своей Родине, творческую одаренность, твердую волю и характер, смелость, преданность делу или идее; обладающие эгоцентрической направленностью индивидуальности, в свою очередь, — стремление к успеху и достижению поставленных целей (зачастую любыми средствами), развитый интеллект. В целом носителей индивидуальности, имеющей гуманистическую или эгоцентрическую направленность, наиболее сильно поляризует отношение к нравственному облику любимых героев: нравственно-этические качества по их значимости находятся в первом случае на первом месте и на четвертом во втором.

Таким образом, в настоящей работе сделана попытка теоретического анализа сущности и механизмов воздействия художественной культуры на формирование индивидуальности, обоснования его этико-философских и социальных критериев; а также эмпирического исследования роли художественной культры в формировании индивидуальности современного молодого человека, определения наиболее ценных позитивных и, с другой стороны, негативных тенденций в этом процессе, требующих коррекции, нейтрализации и преодоления.

 

Список научной литературыРощин, Алексей Анатольевич, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Книги, монографии, брошюры.

2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — JL: Издательство Ленинградского университета, 1968. — 339 с.

3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М.: Издательство «Искусство», 1979. — 424 с.

4. Белов В. А. В защиту индивидуальности. — М.: Издательство «Магистр», 1997. — 40 с.

5. Бердяев Н. А. О назначении человека. — М.: Издательство «Республика», 1993. — 383 с.

6. Бердяев И. А. О рабстве и свободе человека. — Paris: YMCA-PRESS, 1972. — 222 с.

7. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. — М.: Издательство «Республика», 1994. — 480 с.

8. Бранский В. П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. — Калининград, 1999. — 704 с.

9. Буева А. П. Социальная среда и сознание личности. — М.: Издательство Московского университета, 1968. — 268 с.

10. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2-х частях. Ч. 2 / И. Т. Фролов, Э. А. Араб-Оглы, Г. С. Арефьева и др. — М.: Политиздат, 1989. — 639 с.

11. Волкова Е. В. Произведение искусства в мире художественной культуры. — М.: Издательство «Искусство», 1988. — 240 с.

12. Воробей Ю. Д. Диалектика художественного творчества. — М.: Издательство Московского университета, 1984. — 175 с.

13. Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. — СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1995. — 152 с.

14. Гак Г. М. Избранные философские труды. — М.: Издательство «Мысль», 1981. — 380 с.

15. Глотов М. Б. Социалистическая художественная культура в современной идеологической борьбе. — JL: Знание, 1987. — 16 с.

16. Горбунова Т. В. Природа художественных идей. — JL: Издательство Ленинградского университета, 1991. — 111с.

17. Григорьян Б. Т. Человек. Его положение и призвание в современном мире. — М.: Издательство «Мысль», 1986. — 223 с.

18. Давидович В. Е. Теория идеала. — Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1983. — 184 с.

19. Дубровский Д. И. Проблема идеального. — М.: Издательство «Мысль», 1983. — 228 с.

20. Еремеев А. Ф. Границы искусства: Социальная сущность художетвенного творчества. — М.: Издательство «Искусство», 1987. — 319 с.

21. Закс Л. А. Художественное сознание. — Свердловск: Издательство Уральского университета, 1990. — 213 с.

22. Запесоцкий А. С. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. — СПб.: ИГУП, 1996. — 350 с.

23. Зеньковский В. В. История русской философии. — Т. 1. Ч. 2. — Л.: Издательство «Эго», 1991. — 280 с.

24. Иванов В. П. Человеческая деятельность — Познание — Искусство. — Киев: «Наук, думка», 1977. — 251 с.

25. Иваненков С. П. Проблемы социализации современной молодежи. — Оренбург: Печатный Дом «Димур», 1999. — 290 с.

26. Ильенков Э. В. Искусство и коммунистический идеал: Избранные статьи по философии и эстетике. — М.: Издательство «Искусство», 1984. — 349 с.

27. Ильенков Э. В. Философия и культура. — М.: Политиздат, 1991. — 464 с.

28. История ВКП(б). Краткий курс. — М.: Госполитиздат, 1951. — 352 с.

29. Каган М. С. Философия культуры. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. — 416 с.

30. Кашин В. В. Социальная философия. — Екатеринбург: Б. и., 1994. — 87 с.

31. Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей. — Оренбург: Оренбургский госпединститут, 1996. — 190 с.

32. Кон И. С. Личность как субъект общественных отношений. — М.: Знание, 1966. — 48 с.

33. Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1989. — 255 с.

34. Кон И. С. Социология личности. — М.: Политиздат, 1967. — 383 с.

35. Круглова Л. К. Основы культурологии : Учебник. — СПб.: СПГУВК, 1995. — 342 с.

36. Кузнецов А. Г. Ценностные ориентации современной молодежи. — Саратов: СВШ МВД РФ, 1995. — 138 с.

37. Лисовский В. Т. Эскиз к портрету (Жизненные планы, интересы, стремления советской молодежи. По материалам социологических исследований). — М.: Издательство «Молодая гвардия, 1969. — 208 с.

38. Лихачев Г. Д. Диалектика взаимодействия эстетического сознания и художественной культуры. — Новосибирск: НГАВТ, 1995. — 198 с.

39. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Издательство «Наука», 1984. — 448 с.

40. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. — М.: Издательство «Искусство», 1976. — 367 с.

41. Лосский Н. О. Бог и мировое зло. — М.: Издательство «Республика», 1994. — 432 с.

42. Лосский Н. О. Избранное. — М.: Издательство «Правда», 1991. — 622 с.

43. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. — М.: Политиздат, 1991. — 368 с.

44. Лукин Ю. А. Художественная культура развитого сочциализма: достижения, поиски, проблемы. — М.: Знание, 1983. — 112 с.

45. Маритен Ж. Философ в мире. — М.: Издательство «Высшая школа», 1994. — 192 с.

46. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Издание второе. — Т. 3. — 630 с.

47. Михайловский Н. К. Сочинения. — Т. 1. — СПб., 1906,— 991 с.

48. Михайловский Н. К. Сочинения. — Т. 3. — СПб., 1909,— 905 с.

49. Молодежь: будущее России / Под ред. И. М. Ильинского, Б. А. Ручкина, П. И. Бабочкина. — М.: НИЦ при Институте молодежи, 1995. — 240 с.

50. Недельская М. В. Творческая личность: реальность и социальные перспективы. — Иркутск: Издательство Иркутского университета, 1993. — 198 с.

51. Николаева JI. В. Личность в процессе исторического развития. — М.: Издательство Московского университета, 1963. — 44 с.

52. Оганов А. А. Произведение искусства и художественный образ. — М.: Знание, 1978. — 64 с.

53. Оганов А. А. Теория отражения и искусство. — М.: Издательство «Искусство», 1978. — 133 с.

54. Очерки социальной философии / В. Д. Зотов, В. Н. Шевченко, К. X. Делокаров и др. — М.: Издательство «Наука», 1994. — 209 с.

55. Плотников С. Н. Проблемы социологии художественной культуры. — М.: Знание, 1980. — 64 с.

56. Пуляев В. Т. Истоки возрождения России: единство духовного и материального. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1993.62 с.

57. Резвицкий И. И. Личность. Индивидуальность. Общество: Проблемы индивидуализации и ее социально-философский смысл. — М.: Политиздат, 1984. — 141 с.

58. Резвицкий И. И. Философские основы теории индивидуальности. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1973. — 175 с.

59. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. — М.: Издательство АН СССР, 1959. — 354 с.

60. Руткевич М. Н., Потапов В. П. После школы: Социально-профессиональные ориентации молодежи. — М.: Б. и., 1995.224 с.

61. Рябова Л. В. Проблемы самореализации человека. — Ростов-на -Дону: ДГТУ, 1993. — 85 с.

62. Сагатовский В. H. Методические рекомендации к чтению лекций на тему «Ценности и их роль в жизни общества и человека». — Киев: УМК ВО, 1990. — 16 с.

63. Сагатовский В. Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. — 217 с.

64. Синельников Ю. Б. Марксизм-ленинизм и проблема личности. — Ташкент: Издательство «Фан», 1969. — 88 с.

65. Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве. — СПб.: Издательство «Художественная литература», 1994. — 528 с.

66. Соловьев В. С. Соч. в 2-х томах. — Т. 1. — М.: Издательство «Мысль», 1988. — 894 с.

67. Социология молодежи: Учебник / Под ред. В. Т. Лисовского — СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1996. — 460 с.

68. Сталин И. В. Сочинения. — Т. 1. — М.: Институт Маркса — Энгельса — Ленина при ЦК ВКП(б), 1946. — 427 с.

69. Тугаринов В. П. Избранные философские труды. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988. — 344 с.

70. Тугаринов В. П. Природа. Цивилизация. Человек. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1978. — 128 с.

71. Федотова В. Г. Практическое и духовное освоение действительности. — М.: Издательство «Наука», 1991. — 136 с.

72. Фохт-Бабушкин Ю. У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. — М.: Издательство «Наука», 1986. — 240 с.

73. Франкфурт М. В. Плеханов и методология психологии. — М. — Л.: Госиздат, 1930. — 224 с.

74. Чесноков Д. И. Исторический материализм. — М.: Издательство «Мысль», 1964. — 496 с.

75. Шаронов В. В. Основы социальной антропологии. — СПб.: Издательство «Лань», 1997. — 192 с.

76. Щедрина Г. К. Художественная культура и эстетика.

77. СПб.: Творческое объединение ступени, 1999. — 184 с.

78. Ястребова Н. А. Формирование эстетического идеала и искусство. — М.: Издательство «Наука», 1976. — 295 с.

79. Яценко А. И. Целеполагание и идеалы. — Киев: «Наук, думка», 1977. — 275 с.2. Научные статьи.

80. Бережной Н. М. Марксистская концепция человека: анализ основных понятий // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. № 5. 1984. — С. 3 — 11.

81. Валицкая А. П. Культурные стратегии российской школы // Человек и образование в современном мире / Отв. ред. С. В. Тарасов — СПб.: Школа-гимназия №168 С.-Петербурга, 1996. — С. 912.

82. Водзинская В. В. Ориентация на профессию // Молодежь и труд / Составитель В. И. Добрынина. — М.: Издательство «Молодая гвардия», 1970. — С. 79 — 101.

83. Дилигенский Г. Г. В защиту человеческой индивидуальности // Вопросы философии. № 3. 1990. — С. 31— 45.

84. Еремеев А. Ф. Художественная реальность // Художественная реальность / Отв. ред. А. Ф. Еремеев. — Свердловск: УрГУ, 1985. — С. 3 — 31.

85. Ильинский И. М., Бабочкин П. И. Идеалы, цели и принципы воспитания жизнеспособных поколений молодежи // Проблемы развития личности в современном российском обществе / Под ред. В. В. Журавлева. — М.: Институт молодежи, 1996. — С. 7 — 18.

86. Каган М. С. К вопросу о понимании культуры // Философские науки. 1989. № 5. — С. 78 — 81.

87. Каган М. С. Художественная культура как система. // Вопросы социологии искусства / Отв. ред. В. В. Молчанов. — Л.: ЛГИТМиК, 1980. — С. 76 — 97.

88. Конев В. А. Структура художественной культуры, ее основные противоречия // Диалектика художественной культуры / Отв. ред. В. А. Конев. — Куйбышев: Куйбышев, гос. университет, 1984. — С. 10 — 21.

89. Красин А. Н. Индивидуальность личности: социально-философский анализ // Проблемы развития личности в современном российском обществе / Под ред. В. В. Журавлева. — М.: Институт молодежи, 1996. — С. 52 — 60.

90. Минюшев Ф. И. Духовная жизнь молодых россиян: что впереди? // Молодежь и общество на рубеже веков / Под ред. И. М. Ильинского. — М.: Издательство «Голос», 1999. — С. 153 — 161.

91. Мудрагей Н. С. Идеал — проблема выбора, или Воля к разуму // Вопросы философии. № 9. 1995. — С. 43 — 53.

92. Мысливченко А. Г. Феномен внутренней свободы // О человеческом в человеке / Под ред. И. Т. Фролова. — М.: Политиздат, 1991. — С. 207 — 230.

93. Пуляев В. Т. Возрождение России — это возрождение человека (Вместо предисловия) // Общество и человек: пути самоопределения. Вып. 1 / Отв. ред. В. Т. Пуляев. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. — С. 7 — 8.

94. Пуляев В. Т. , Шаронов В. В. Социальная антропология: трудные пути становления // Очерки социальной антропологии / Отв. ред. В. В. Шаронов. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1995. — С. 7 — 17.

95. Сагатовский В. Н. Антропологическая целостность: статус и структура // Очерки социальной антропологии. С. 41 — 55.

96. Селиванов В. В. Искусство в системе художественной культуры // Художественная культура и искусство / Составитель В. М. Дианова. — Л.: ЛГИТМиК, 1987. — С. 4 — 16.

97. Селиванов В. В. История художественной культуры и общее среднее образование // Мир человека. 1994. № 4. — С. 3 —9.

98. Селиванов В. В. Культурология в школе и базовые идеи «новой педагогики» // Человек и образование в современном мире / Отв. ред. С. В. Тарасов — СПб.: Школа-гимназия №168 С.Петербурга, 1998. — С. 12 — 16.

99. Селиванов В. В. Художественная культура: проблемы развиия // Диалектика художественной культуры / Отв. ред. В. А. Конев. — Куйбышев: Куйбышев, гос. университет, 1984. — С. 3 —10.3. Авторефераты.

100. Жижко Е. В. Динамика ценности труда в идеалах и ценностных ориентациях учащейся молодежи в 80 — 90 годы. Авто-реф. дис. . канд. социол. наук. — Барнаул, 1996. — 20 с.

101. Ильиных О. П. Социальный кризис российского общества и мировоззрение молодежи. Автореф. дис. . канд философ, наук. — Пермь, 1997. — 30 с.143

102. Кебина Н. А. Формирование личностных потребностей учащейся молодежи в современных условиях. Автореф. дис. . канд. философ, наук. — М.,- 1996. — 26 с.

103. Курзанова Н. И. Ценностное сознание молодежи: сущность, структура, тенденции развития. Автореф. дис. . канд. со-циол. наук. — М., 1993. — 19 с.

104. Николаева Н. Б. Искусство в становлении личности молодого человека (методология и методика социологического исследования). Автореф. дис. . канд. социол. наук. — М., 1994. — 20 с.

105. Оськина В. Е. Сравнительный анализ нравственных ори-ентаций молодежи как социологическая проблема. Автореф. дис. . канд. социол. наук. — М., 1993. — 18 с.

106. Петров Д. В. Молодежные субкультуры. Автореф. дис. . канд. социол. наук. — Саратов, 1996. — 21 с.

107. Шевченко Н. В. Проблемы взаимодействия искусства и культуры в современной советской эстетической мысли. Автореф. дис. . канд. философ, наук. — Л., 1982. — 13 с.