автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему:
Эстетический смысл индивидуальности

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Конева, Анна Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.04
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Эстетический смысл индивидуальности'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Конева, Анна Владимировна

ГЛАВА 1. ОСМЫСЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ

МЫСЛИ

Индивидуальность в философской рефлексии.

А. Развитие представления об индивидуальности в западно-европейской философской мысли.

Б. Интуиция идеи индивидуальности в русской философской мысли.

§2. Проблема индивидуальности в психологии.

§Ъ. Возникновение и трактовка проблемы индивидуальности в эстетических теориях.

ГЛАВА 2. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ В ИСТОРИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

КУЛЬТУРЫ.

§ 1. Ситуация в художественной культуре традиционного типа.

§2. Развитие индивидуального начала в художественной культуре переходного типа эпоха Возрождения).

§3. Роль индивидуальности в художественной культуре креативного типа в Новое время.

§4. Противоречия художественной культуры XX века.

ГЛАВА 3. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

КУЛЬТУРЫ

§\. Индивидуальность художника.

§2. Индивидуальность произведения искусства.

§Ъ. Индивидуальность зрителя, читателя, слушателя.

 

Введение диссертации1996 год, автореферат по философии, Конева, Анна Владимировна

Проблема индивидуальности - одна из острейших в жизни человека и общества нашего времени; это проявляется и в социальной реальности, и в теоретической мысли, и в художественной культуре.

История и культурное развитие XX века показали свой всемирный, всеобщий характер - объединение стран и континентов в единое мировое экономическое, политическое, информационное, культурное пространство стало реальным фактом, что привело к возрастанию в жизни общества всеобщих, общечеловеческих ценностей. Предотвращение мировых катаклизмов - военных, экономических, экологических - требует согласованных действий и живого интереса всех людей, с чем связано возрастание значения действий общественных институтов, в том числе международных, возникновение различных сообществ и ассоциаций, защищающих интересы всего человечества.

Но в то же самое время именно XX век показал, что невозможно реализовать всеобщие ценности и цели, какими бы они ни были благородными, если при этом игнорируются цели и ценности отдельного человека. Конфликт между социально- -+ государственными установками и устремлениями личности стал, по признанию многих философов, художников и писателей нашего столетия, причиной кризиса европейской цивилизации. На первый план в философских размышлениях выходят проблемы отчуждения и метафизического одиночества человека, разрушения личностных связей, обесценивания индивидуальной жизни; психология исследует феномены депрессий, угнетенных состояний, вызванных перегруженностью личности информацией и ее задавленностью ритмом современной жизни, с одной стороны, и отсутствием человеческого общения, с другой; науки о культуре исследуют феномен массовой культуры, которая создает ценностный вакуум вокруг человеческой -f-индивидуальности, ограниченное пространство стандартизированной жизни к стандартизированных ценностей, в котором человек оказывается вовлеченным б плотный поток этой жизни настолько, что теряет ощущение значимости собственной индивидуальности. Массовое общество и массовая культура стали, казалось бы, единственной реальностью современной жизни.

Выход из кризиса, как отмечал еще Э.Гуссерль, заключается в том, чтобы наука (а вместе с ней и европейская цивилизвция) повернулась лицом к ценностям жизни человека и к самому человеку: "Наука, понятая лишь как эмпирическая наука, формирует лишь сугубо эмпирически ориентированных людей. Переворот в общественной оценке науки был неизбежен, особенно после окончания мировой войны. . Наука - и это постоянно можно слышать - ничего не может сказать нам о наших жизненных нуждах. Она в принципе исключает вопросы, наиболее животрепещущие для человека, брошенного на произвол судьбы в наше злосчастное время судьбоносных преобразований, а именно вопросы о смысле или бессмысленности всего человеческого существования"1. Общественное и историческое развитие XX столетия также показало, что всеобщие проблемы требуют личностного участия каждого человека, а общественное развитие должно ориентироваться на человека.

Необходимость изменения ориентации исторического развития в XX веке начинает осознаваться как необходимость смены культурной парадигмы или становления "нового сознания"2, что должно повлечь за собой и смену "парадигмы общественного развития". Но, как справделиво заметил В.Т.Пуляев, "важно в новой парадигме развития общества не упустить главного - самого человека"3.

1 Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология.// Вопросы философии, 1992, N 2, с. 138.

2 См. Capra F. Punkt zwrotny. Warszawa: PIW, 1987, s.83-143; 363-572. Ф.Капра, один из ведущих сторонников так называемого "нового сознания", говорит о необходимости замены картезианско-ньютоновской парадигмы мышления новой парадигмой целостного (холистского) мышления.

3 Пуляев В.Т. Методологические проблемы исследования культуры в новой парадигме развития общества.// Возрождение культуры России: истоки и современность. Спб., 1993, с.6.

Проблема личности и индивидуальности становится особенно актуальной дал современного развития российского общества, ибо всегда, когда индивид обретал свободу, насущными становились проблемы его индивидуальности. "Изживание тоталитаризма во всех сферах жизни нашего общества - политической, идеологической, социально-психологической, художественой, - пишет М.С.Каган, -имеет своим условием и своим следствием радикальную переоценку роли личностного начала в человеке, его внутреннем мире и деятельности, признания высокой ценности для демократически организованного общества индивидуальной неповторимости, уникальности личности"1. Однако для этого теоретическая мысль должна создать соответствующий категориальный аппарат, поскольку, как отмечает Ю.Н.Солонин, "следует обратить внимание на несоответствие нашего нынешнего наличного рационального инструментария проблемам, решать которые нас подталкивают внешние факторы"2.

Сложность анализа заключается в том, что, с одной стороны, индивидуальность осознает себя как основание новой культуры - культуры диалога Я и Ты, а с другой, появляются тенденции абсолютизации и изоляции самодостаточной индивидуальности, обнаруживают свою разрушительную силу тенденции индивидуализма, разрывающего связи живой культурной реальности. Драматичной является проблема загубленности индивидуальности в вакууме массовой культуры, которая игнорирует жизнь индивидуальности в культурной реальности и стремится нивелировать ее до полного слияния с безликой массой. Необходимость осмыслить противоречивость этих тенденций становится очевидной как для теоретической мысли, так и для искусства, которое, в отличие от теории,

1 Каган М.С. Гуманитарные науки и нуманитаризация образования.// Возрождение культуры v России: Гуианитаные знания и образование сегодня. М., 1994, с.34.

2 Солонин Ю.Н. Возрождение культуры России: аспекты очевидного и вероятного.// Возрождение культуры России: истоки и современность, с.25. обладает средствами, способными адекватно выразить противоречивую сущность индив иду аль н о сти.

Отсутствие в теоретической мысли категориального аппарата, способного "схватить" живую противоречивую сущность индивидуальности, не означает, что культура совсем не знала и не осмысляла эту проблему. В настоящей работе мы хотим показать, как индивидуальность становилась предметом теоретического осмысления и в каких категориях она определялась философией, психологией и эстетикой, а также как она осмыслялась и проявлялась в искусстве. История культуры показывает, что только искусство способно выразить индивидуальность, не утратив полноты ее содержания, а следовательно, можно предположить, что именно эстетика как специфическая теоретическая мысль может теоретически ее осмыслить.

Проблема индивидуальности как эстетической категории постепенно возникает по мере развития философско-эстетической мысли. Длительное время проблема индивидуальности не была предметом специального исследования в эстетике, хотя едва ли не каждая теория так или иначе ее касалась. В зарубежной эстетике интерпретация этой проблемы была связана, например, со взглядом на искусство как на предметное выражение интуиции художника в образах, когда предметом исследования становилась индивидуальность художественного воображения (Б.Кроче), или со взглядом на искусство как на единство индивидуальных особнностей конкретного объекта реального мира и его универсальных определений (Х.Ортега-и-Гассет). Зарубежная эстетика нашего столетия приходит к пониманию эстетического как ценностного свойства конкретного индивидуального предмета, видит действительность под знаком индивидуальности (Н.Гартман, М.Хайдеггер), доказывая тем самым необходимость осмысления индивидуального как специфической категории эстетики, которая должна выразить полноту конкретного содержания эстетического предмета. В современной эстетике это выразилось в абсолютизации творческой роли художника, и не только художника, но и, в модернизме, каждого отдельного человека, который находит объект эстетического восприятия как выражение сокровенного индивидуального переживания вне и против зависимости от другого или от объективной реальности.

В отечественной науке в советское время эта проблема не была, и в принципе не могла быть сформулирована, что связано прежде всего с идеологическими причинами. Советское общество утверждалось как общесто господства идеи колективизма, классового сознания, советское искусство призвано было выражать интересы коллектива, масс, народа, а художник служил лишь средством, проводником идеи; произведение искусства - зримым ее воплощением; каждый человек, общаясь с произведением искусства должен был осознать себя причастным коллективу, ощутить поддержку масс и чувствовать то же, что и миллионы таких же, как он. В таком понимании, очевидно, идее индивидуальности не оставалось места, и проблема индивидуального не возникала ни как проблема философская, ни как проблема эстетическая. Только в психологической науке, где, несмотря на убежденность в первостепенности роли коллектива и общества в воспитании личности, формулировались принципы "индивидуального подхода" и "индивидуальных различий", развивалась теория личности; в педагогической психологии, благодаря работам Б.Г.Ананьева, возникло само понятие и была поставлена проблема индивидуальности человека, исследовалось соотношение "индивидуальности человека" с его качествами как индивида, личности и субекта деятельности1.

Тем не менее, определенные подходы к проблеме индивидуальности возникали и в философии и этике (О.Г.Дробницкий, В.Г.Иванов, И.И.Резвицкий), и в эстетике, которая опиралась в трактовке индивидуальности на психологию и педагогику, а

1 См. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Д., 1969. также на некоторые философские теории, которые ставили эту проблему, хотя и не разрабатывали ее последовательно и целостно в силу тех же идеологичеких причин.

Развитие отечественной эстетики в конце 50-нач.60 гг началось, как известно, с обсуждения природы и сущности эстетического. В ходе исследования в эстетике лидировали различные подходы - онтологический, гносеологический, психологический, социологический, аксиологический, семиотический. Каждый из них высвечивал определенные стороны, аспекты, грани эстетического, но оставлял "за кадром" проблему индивидуальности. Нарастание интереса к ней в отечественной эстетике стало заметно в 70-80 годы, когда появились работы таких ученых как А.Н.Илиади, М.С.Каган, О.Пиралишвили, С.Х.Раппопорт, которые, развивая традиции русской философии, идущей из глубины веков, опирались на идеи М.М.Бахтина, впервые выделившего эстетическую деятельность именно как деятельность индивидуальности. В конечном счете, многоаспектность эстетических исследований привела к тому, что возникла потребность интеграции разных аспектов данной проблемы.

Такая интеграция в эстетике осуществлялась на основе деятельностно-культурологического подхода, в контексте которого в последние разрабатывалась теория индивидуальности. Она выдвигается в центр поля современнного гуманитарного знания, о чем свидетельствует тот факт, что нет сейчас такой его отрасли, которая не решала бы тем или иным образом проблем, связанных с вопросами культуры, ментальности, человеческой индивидуальности и т.д. Тем более важным становится решение этих проблем культурологией, философией и эстетикой.

Постановка проблемы индивидуальности в культурологии была двоякой. Во-первых, историки культуры стремились обнаружить и раскрыть возможности исследования индивидуального сознания и индивидуальных проявлений человека б различные культурно-исторические эпохи: "Они исследуют те случаи, когда индивидуальность заявляла о себе и своей самобытности, заявляла, разумеется, всякий раз оставаясь в конктексте культуры и социальных связей эпохи, к которой принадлежала, когда человек всматривался в свою внутреннюю сущность и ощущал собственную особость"1. Во-вторых, в культурологии рассматривается проблема индивидуальности каждой конкретной культуры, "посредством рассмотрения индивида, личности авторы приближаются к постановке проблемы индивидуальности каждой из культур, которые выбраны ими в качестве предмета изучения"2.

Культурологический подход в эстетике связан с осмыслением культуры как "дома человека", как той сферы его бытия, в которой человек утверждает себя, свою собственную индивидуальность посредством деятельности, в первую очередь творчества. М.С.Каган определяет культуру как "целостное единство способов и продуктов человеческой деятельности, в которых реализуется его активность и которая служит его самосовершенствованию, удовлетворению и возвышению потребностей, гармонизации отношений между человеком и обществом, человеком и природой, обществом и природой"3. Современная эстетика стремится рассматривать культуру "в единстве с человеком и его деятельностью во всей их реальной полноте"4, опираясь на исследования науки и философии, стремится построить такую модель культуры, которая позволила бы охватить все разнообразие ее проявлений и увидеть их как проявление деятельностной человеческой индивидуальности.

В подобном расмотрении переосмысляется и роль искусства в системе культуры. Искусство, как известно, раньше всех других подсистем культуры

1 Гуревич А.Я. Предисловие.// Человек и культура: индивидуальность в истории культуры. М., 1990, с.З.

2 Там же, с.4.

3 Каган М.С. Культура как объект философского исследования.// Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. JI., 1991, с.138.

4 Каган М.С. К вопросу о понимании культуры. // Там же, с. 141. реагирует на изменения самой культурной реальности, что, как нам кажется, связано в первую очередь с тем, что оно разрабатывает и сохраняет идеалы личностного определения человека, схватывает и демонстрирует индивидуальное, то, что недоступно рациональному осмыслению. Для понимания искусства становится важным осмысление природы самой личности, а не только того, что есть творческая личность, зритель и т.п., важно рассмотрение человека не просто как предмета художественного постижения, но как эстетически значимого феномена художественной культуры. Таким образом, эстетические проблемы смыкаются с пониманием личности, индивидуальности, и возникает новая проблемная направленность всей эстетической науки.

Задачи нашего исследования связаны именно с этой направленностью эстетики. Проблема поставлена, существуют определенные подходы к ее рассмотрению, но до настоящего времени отсутствует и их теоретическое обобщение, и историческое рассмотрение становления, развития и изменения роли индивидуальности в реальном историко-художественном процессе и в истории философско-эстетической мысли. В данной работе мы стремились, во-первых, показать на основе анализа истории философских концепций, психологических теорий и эстетики становление понятия индивидуальности в теоретической мысли и выделить в связи с этим современную проблемную направленность эстетики, заключающуюся в осмыслении эстетической значимости индвидуальности;, во-вторых, на материале истории художественной культуры рассмотреть формы и способы проявления индивидуальности в культуре и раскрыть художественную культуру как мир подинного бытия индивидуальности.

В нашей работе мы строим идеальную модель, хорошо понимая, что в культуре существовуют явления, и не стыкующиеся с нашей схемой, что живую реальность культуры невозможно "уложить" ни в одну схему, но эти маргинальные" явления ни в коей мере не нарушают, как нам кажется, принципиальную линию, выделенную нами в ходе исследования.

Конкретными задачами работы стали поэтому

- рассмотрение развития философского категориального осмысления индивидуальности как особого вида бытия (определенное бытие, неопределенное бытие, конкретное бытие) и становления концепции индивидуальности в психологии как концепции "стратегии жизни" личности;

- выявление связи различных теоретических концепций индивидуальности в системе теоретического знания и роли эстетики в разработке адекватных средств теоретического представления индивидуального.

- исследование существования и проявления индивидуальности в культуре на разных уровнях, и объяснение того, почему именно художественная культура демонстрирует квинтэссенцию представлений об индивидуальности данного общества;

- выделение разных типов художественной культуры как этапов проявления и самосознания индивидуальности (индивидуальности как определенности коллектива, как выражения частного интереса и частной жизни, как самодостаточного бытия и способности к диалогу);

- рассмотрение индивидуальности как сущностного свойства каждого из структурных элементов художественной культуры (художника, произведения искусства, зрителя).

Поставленные задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав и заключения. В главе первой рассмотрены теоретические построения философии, психологии и эстетики, касающиеся нашей проблемы; глава вторая посвящена становлению индивидуальности в истории художественной культуры; в главе третьей исследуются проявления индивидуальности в структуре художественной культуры.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Эстетический смысл индивидуальности"

Заключение.

В XX веке в круг эстетических категорий начинает входить категория индивидуальности, которая осмысляется через понятия, выработанные предшествующей теоретической мыслью для рассмотрения живой реальности культуры. Теоретическая мысль показала невозможность познания индивидуальности в рамках классической рациональности и создала предпосылки для построения онтологии индивидуальности как существования на грани бытия и небытия, как совпадения всеобщего и единичного, как оригинальности, неповторимости, уникальности бытия, несущего собственный смысл, как бытия взятого в контексте времени, в свете смерти и бессмертия, как судьбу. Эстетика подошла к построению феноменологии индивидуальности через осмысление роли

Г: индивидуальности в художстйнной культуре, через понятия творчества и воображения, которые осмысляются как естественная активность индивидуальности.

Индивидуальность должна стать категорией эстетики, она должна, как представляется, описывать самое существенное в эстетическом видении мира -восприятие и постижение индивидуальных проявлений мира, неповторимость и значимость конкретных явлений, ценность творческой активности самовыражения личности. Индивидуальность схватывается только в эстетическом видении мира, она всегда требует к себе эстетического отношения, именно поэтому она несет в себе эстетический смысл.

Категория индивидуальности в эстетике может стать той категорией, анализ содержания которой открывает путь к пониманию существа нового типа рациональности, который формируется в культуре XX века, на формирование которого направлены усилия философии XX века. Именно эстетика должна работать с этой категорией и формировать тем самым новый тип теоретического знания. Классическая наука, всегда занимаясь общим, абстрагировалась от индивидуального, что приводило к омертвлению мира, к превращению его в схему, доступную дискурсивному анализу рассудка. Искусство же, напротив, обращалось всегда именно к индивидуальным проявлениям жизни в ее неповторимых событийных связях. Именно поэтому индивидуальность и входит постепенно в систему эстетических категорий, а сама эстетика как наука (особая наука!) включает в себя теоретическое познание индивидуальности, тем самым разрабатывает особый тип теоретического мышления, новую рациональность, которая позволяет мыслить ценностное отношение человека и мира, которая строится на отношении диалога, предполагающего отношения Я и Ты, вместо отношений Субъекта и Объекта. Думается, что с этим будет связано возрождение эстетики как философской дисциплины.

Философия нового времени, создавшая классический тип рациональности, базировалась на анализе познавательного действия разума, представленного мышлением науки галилеевского типа, современная философия стремится осмыслить иные формы действия сознания - экзистенциальный опыт (Хайдеггер), конституирование смыслов (Гуссерль), жизненный разум (Ортега-и-Гассет) и т.п. Опыт эстетики, предметом анализа которой всегда была ценностная сфера эстетического взаимодействия человека и мира, в этих условиях может быть весьма значим для поисков современной философской мысли. Но для этого, как представляется, она должна осознать себя не просто частной философской дисциплиной, которая использует накопленный философией опыт категориального анализа к своей частной области, а увидеть себя на острие развития самого философского категориального анализа действительности, ибо действительность ее категориального анализа - человек как целостность и ценностное бытие в его ценностном отношении к бытию - и является сейчас подлинной действительностью философского осмысления.

 

Список научной литературыКонева, Анна Владимировна, диссертация по теме "Эстетика"

1. Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к Средневековью// Из истории средних веков и Возрождения. - М.: Наука, 1976. - с. 28-43.

2. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Наука, 1977. -320с.

3. Аверинцев С.С. Два рождения рационализма// Вопросы философии.- 1989.-N 3,-с.3-13.

4. Агацци Э. Человек как предмет философии// Вопросы философии.-1989.-N 2.-с.24-34.

5. Алпатов М.В. Андрей Рублев. Русский художник XV века. M.-JL: Искусство, 1943. -24с.

6. Алпатов М. Композиция в живописи. Исторический очерк. M.-JL: Искусство, 1940. -132с.

7. Алпатов М.В. Матисс. М.: Искусство, 1969.- 105с.

8. Алпатов М.В. Сокровища русского искусства XI-XVI веков. Живопись. JL: Аврора, 1971.- 287с.

9. Альбуханова-Славская А.К. Стратегия жизни.- М.: Мысль, 1991. 301с.

10. Ю.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды . В 2-х т. - М.: Педагогика,1980.

11. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JL: ЛГУ, 1968. - 339с.

12. Анастасьев Н. Массовая культура и индивидуальность таланта// Новый мир.-1976.-N8.- с.242-255.

13. Аникст А.А. Идейные и художественные основы романтизма // Искусство романтической эпохи. Материалы научной конференции. М.: МГУ, 1969. - с.22-30.

14. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. М.: Мысль, 1980.-255с.

15. Андреев А.Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства: Методологические аспекты проблемы. М.: Искусство, 1981.-191с.

16. Андреев Л.Г. Сюрреализм. М.: Высш.школа, 1972. - 232с.

17. Античность и Византия/ Под ред. Л.А.Фрейберг. М.: Наука, 1975. - 415с.

18. Апресян З.Г. Свобода художественного творчества. М.: Наука, 1985. - 196с.

19. Аристотель. Сочинения. В 4-х т. - М.: Мысль, 1976-1984.

20. Арнаудов М. Психология литературного творчества. Пер. с болг. Д.Николаева. -М.: Прогресс, 1970. 654с.

21. Арсланов В.Г. Миф о смерти искусства. М.: Искусство, 1983.-327с.

22. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Сокр.пер. с англ. В.Н.Самохина/ Ред. и вст.ст. В.П.Шестакова. М.: Искусство, 1974.-392с.

23. Архангельская А.О. Индивидуальность ученого: стиль жизни, стиль мышления, стиль выражения мысли (к постановке проблемы)// Проблемы формирования личности в разных сферах общественной жизни. М.: Педагогика, 1980. - с.40-46.

24. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М.: Просвещение, 1990.-367с.

25. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М.: Искусство, 1968. - 654с.

26. Античная цивилизация/ Под ред. В.Д.Блаватского. М.: Наука, 1973. - 270с.

27. Ad Marginem'93. Ежегодник лаборатории посгкассических исследований Института философии РАН. М.: Ad Marginem, 1994. - 422с.

28. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М.: Сов. художник, 1981. - 351с.

29. Бальзак О. де. Очерки. Письма// Собр.соч. В 24 т. - Т.23. - М.: Правда, 1960. -375с.

30. Батракова С.П. Образ мира в искусстве XX века// Мировое древо. 1992. - N1. -с.98-124.

31. Баткин JI.M. Категория разнообразия у Л.Б.Альберти. Проблемы ренессансного индивидуализма// Советское искусствознание-81. М.: Искусство, 1982. - с.34-57.

32. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.:Наука, 1989. - 270с.

33. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М.: Наука, 1978. - 199с.

34. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. - 423с.

35. Бахтин М.М. К философии поступка// Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985 М.: Наука, 1986. - с.81-196.

36. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия, 1963. - 363с.

37. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож.лит., 1975. - 502с.

38. Бахтин М.М. К методологии литературоведения // Контекст. 1974. М., 1975. -с.50-71.

39. Башинская И.А. Образ в изобразительном искусстве. Законы восприятия живописи, скульптуры и графики. Спб.: Знание, 1992.-32с.

40. Безуглова И.Ф. Каноническое и индивидуальное в творчестве роспевщиков XVII века (опекаловский роспев). Автореферат диссертации на соискание уч.степени канд. искуствоведения. Л.: ЛГУ, 1982.-18с.

41. Белик А.П. Эстетика Чернышевского. М.: Высш.школа, 1961. - 293с.

42. Белоус В.В. Структурно-функциональная характеристика интегральной индивидуальности // Вопросы психологии. 1994. - N3. - с. 13-30.

43. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1990.- 525с.

44. Беляев И.И. Индивидуальность как предмет философского исследования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Ростов-на-Дону, 1974.-17с.

45. Бергсон А. Индивидуальность и тип// Современная книга по эстетике. М.: высш. школа, 1957. - с. 176-187.

46. Бердяев Н.А. А.С.Хомяков. М., 1912 - 620с.

47. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. - 382с.

48. Бердяев Н.А. Самопознание. JI.: Лениздат, 1991. -354с.

49. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. - 312с.

50. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1991. - 412с.

51. Библер B.C. Михаил Михайлович Бахтин или Поэтика культуры. М.: Прогресс: Гнозис, 1991. - 169с.

52. Богомолов А.С. Английская буржуазная философия XX века. М.: Мысль, 1973. -317с.

53. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. -544с.

54. Бодалев А.А. Психология о личности. М.: МГУ, 1988. - 187с.

55. Большаков В.П. Парадоксы безличного творчества// Вопросы философии.-1982.-N 10,- с. 144-151.

56. Борев Ю. Эстетика. 4-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1988. - 495с.

57. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. М.: Высш.школа, 1977. - 254с.

58. Бруно Д. Изгнание торжествующего зверя. М., 1914. -190с.

59. Бруно Д. О причине, начале и едином. М.: Соцэкгиз, 1934. - 229с.

60. Буало Н. Поэтическое искусство. М.: Гослитиздат, 1957. - 231с.

61. Бубер М. Я и Ты. М.: Высш.школа, 1993. - 173с.

62. Булгаков М.А. Избранное: "Мастер и Маргарита": роман; Рассказы. М.: Худ.лит., 1988. - 612с.

63. Бытие человека в культуре. Опыт онтологического подхода./ Под ред. Е.К. Быстрицкого/ Киев: Наукова Думка, 1992. - 498с.

64. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI-XVII века. М.: Мысль, 1992. -637с.

65. Бычков В.В. Смысл искусства в византийской культуре. М.: Знание, 1991. - 62с.

66. Бычков В.В. Эстетический лик бытия: (Умозрения П.Флоренского). М.: Знание, 1990. - 63с.

67. Ванслов В.В. Содержание и форма в искусстве. М.: Искусство, 1972. - 360с.

68. Ванслов В.В. Проблема реализма в эстетике Дидро// Эстетика Дидро и современность. М.: Наука, 1989.- с.60-72.

69. Васильева Т.В. Афинская школа философии. М.: Наука, 1985. - 161с.

70. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Высш.школа, 1984. - 98с.

71. Вдовина И.С. Французский персонализм. Критический очерк философского учения. М.: Наука, 1977. - 128с.

72. Вебер А. История культуры как социология культуры.

73. Великовский С. Грани "несчастного сознания". Театр, проза, философская эссеистика, эстетика Альбера Камю. М.: Искусство, 1973. - 239с.

74. Великовский С.И. Культура как полагание смысла// Одиссей-1989. М., 1989. -с.17-21.

75. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. Спб.: Мифрил, 1994. - 427с.

76. Вельфлин Г. Ренессанс и барокко: исследование о сущности и происхождении стиля барокко в Италии. М., 1913. -280с.

77. Веряскина В.П. Становление человеческой индивидуальности как социально-исторический процесс// Социально-философские вопросы исследования человека. -М„ 1980. -с.35-41.

78. Виленкин В. Модильяни. М.: искусство, 1970. - 163с.

79. Виноградов И.И. Проблемы содержания и формы литературного произведения. -М.: Изд. МГУ, 1958. 216с.

80. Винонен Р.И. Переводчик как творческая индивидуальность. Автореферат дисе. на соискание уч. степени канд. филос.наук. Тбилиси, 1972. - 29с.

81. Возрождение культуры России: истоки и современность. Спб., 1993. - 51с.

82. Возрождение культуры России: Гуманитарные знания и образование сегодня. -М., 1994. 60с.

83. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М.: Искусство, 1989.- 250с.

84. Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М.: Искусство, 1988. - 240с.

85. Всеобщая история искусств. T.I-YI - М.: Искусство, 1956-1966.

86. Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. - 341с.

87. Габитова P.M. Человек и общество в немецком экзистенциализме. М.: Наука, 1972. - 222с.

88. Габитова P.M. Философия немецкого романтизма: Гельдерлин, Шлейермахер. -М.: Наука. 1989. 159с.

89. Габитова P.M. Философия немецкого романтизма: (Фр.Шлегель, Новалис). М.: наука, 1978. - 288с.

90. Галич А.И. Картина человека. Спб, 1834. - 458с.

91. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.-367с.

92. Гараджа А.В. Критика метафизики в неоструктурализме (по работам Ж.Дерриды 80-х годов). М.: ИНИОН, 1989.-50с.

93. Гартман Н. Эстетика. М.: Изд. иностр. лит., 1958. - 692с.

94. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М.: Прогресс, 1986. - 392с.

95. Геворкян Э. Чем вымощена дорога в рай? Антипредисловие // Антиутопии XX века. М.: Худ. лит., 1989. -с.3-11.

96. Гегель Г.В.Ф. Эстетика.- В 4-х т.- М.: Искусство, 1968-1973.

97. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. В 3-х т. - М.: Мысль, 1970-1972.

98. Герман М. Антуан Ватто. 2-е изд., испр. и доп. - JL: Искусство, 1984. - 208с.

99. Гинзбург Л.Я. О лирике. 2-е изд., доп. - Л.: Сов. писатель, 1974. - 407с.

100. Гинзбург Л. "Разбилось лишь сердце мое.". М.: Сов. писатель, 1983. - 293с. Ю1.Горанов К. Художественный образ и его историческая жизнь. - М.: Искусство,1970.-518с.

101. Ю2.Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.: Высш.школа, 1980. - 368с. ЮЗ.Грабарь И.Э. О древнеруском искусстве. - М.: Наука, 1966. - 377с.

102. Гранин Д. Примечания к путеводителю. Л.: Сов.писатель, 1967. - 292с.

103. Грабарь И.Э. Андрей Рублев// Вопросы реставрации. 1926. - N1. - с.79-93. Юб.Гройс Б. Да, апокалипсис, да, сейчас // Вопросы философии - 1993. - N 3. -с.67100.

104. Гуренко Е.Г. Проблемы художественной интерпретации. (Философский анализ). Новосибирск: Наука , 1982. - 256с.

105. И.Гуссерль Э. Собр. соч. Т.1. - М.: Логос: Гнозис, 1994. - 192с.

106. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология.// Вопросы философии.- 1992.-N2.- с.137-161.

107. Дали С. Дневник одного гения. М.: Искусство, 1991. - 268с.

108. Диалог в философии: традиции и современность. /Под ред. М.Я.Корнеева. -Спб.: СПбГУ, 1995.- 192с.

109. Дидро Д. Эстетика и литературная критика. М.: Худ.лит.,1980. -658с.120Дидро Д. Об искусстве.- В 2-х т. М.-Л.: Искусство, 1936.

110. Дмитриева Н.А. Винсент Ван Гог: человек и художник. М.: Наука, 1980. - 398с.122Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М.: искусство, 1962. -314с.

111. Дмитриева Н.А. Вопросы эстетического воспитания. М.: Искусство, 1965. - 208с.

112. Днепров В.Д. Черты романа XX века. М.: Сов.писатель., 1978. - 548с.

113. Добиаш-Рождественская О.А. Культура западноевропейского средневековья. -М.: наука, 1987. -350с.

114. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западно-европейской философии. М.: МГУ, 1986. - 246с.

115. Доброхотов А.Л. Данте Алигьери. М.: Мысль, 1990. - 208с.

116. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений.- В 30-ти т. Л.: Худ.лит., 19721979.

117. Достоевский. Материалы и исследования. Сборник 2. Л.:Наука, 1976. - 312с.

118. Европейский романтизм./ Под ред. И.Неупокоевой, И.Шетер. М.: Наука, 1973. -506с.

119. Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа. Л.: Наука, 1990. -188с.

120. Жюллиан Ф. Эжен Делакруа. М.: Искусство, 1986. -221с.133.3акс Л.А. Художественное сознание. Свердловск: Изд. Урал, ун-та., 1990. - 210с.134.3еньковский В.В. История русской философии.- T.I-II. Л.: ЭГО, 1991.

121. Зыкова А.Б. Учение о человека в философии Х.Ортеги-и-Гассета. М.: Наука, 1978. - 160с.

122. Иванов Вяч. Be. Культурная антропология и история культуры// Одиссей-1989. -М., 1989. -с.11-17.

123. Илиади А.И. Природа художественного таланта. М.: Сов.писатель, 1965. - 535с.

124. Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии// Вопросы эстетики. М. -1964.- С.46-93.

125. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. М.: Политиздат, 1968. -319с.

126. Ильин И.А. Одинокий художник: статьи, речи, лекции. М.: Искусство, 1993.-348с.

127. Ингарден Р. Исследования по эстетике. М.: Изд.иностр.лит., 1962. - 572с.

128. Из истории эстетической мысли Нового времени. М.:Изд. АН СССР, 1959. -536с.

129. Из истории культуры средних веков и возрождения. М.: Наука, 1978,- 316с.

130. Из истории русской эстетической мысли. Спб.: Образование, 1993. - 176с.

131. История эстетической мысли. Становление и развитие эстетики как науки. /Под ред. М.Ф.Овсянникова В 6 т. -М.: Наука, 1985-1990.

132. История западной литературы (1800-1910) /Под ред. проф. Батюшкова Ф.Д. М.: Изд. Т-ва Mip-ь., б/г.

133. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли/ Под ред. М.Ф.Овсянникова. В 5 т. - М.: Искусство, 1962-1970.

134. Искусство в системе культуры. /Под ред. М.С.Кагана. Д.: ЛГУ, 1987.-272с.

135. Искусство и зритель. /Под ред. М.С.Кагана. Вып.1. - Д.: Искусство, 1961.-316с.

136. Искусство и творческая деятельность. /Под ред. В.И.Мазепы. Киев: Наукова думка, 1979. - 324с.

137. Искусство и художник в зарубежной новелле XIX века. Д.: Искусство, 1985.-459с.

138. Каган М.С. Лекции по макрксистско-ленинской эстетике. Д., 1971.

139. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат , 1974. - 328с.

140. Каган М.С. Мир общения. М.: Политиздат, 1988. - 315с.

141. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Д.: ЛГУ, 1971. - 766с.

142. Каган М.С. Морфология искусства. Д.: Искусство, 1972. - 440с.

143. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л.: ЛГУ, 1991 .-384с.

144. Каган М.С., Холостова Т.В. Культура философия - искусство: диалог. - М.: Знание, 1988.-63с.

145. Казин А.Л. Художественный образ и реальность: опыт эстетико-искусствоведческих исследований.- Л.: Искусство, 1985.-120с.

146. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992. - 197с.

147. Канторович Я.А. Авторское право. Пг., 1916. - 79с.

148. Кант И. Сочинения. В 6 т. - М.: Мысль, 1966-1972.

149. Кессиди Ф.Х. Философские и эстетические взгляды Гераклита Эфесского. М.: Изд.Акад.худ., 1963. - 164с.

150. Кожинов В.В. Проблема автора и путь писателя// Контекст. 1977. М.: Наука, 1978. - с.45-53.

151. Комарова В.Я. Становление философского материализма в древней Греции. JL: ЛГУ, 1975. - 136с.

152. Кон И.С. Открытие Я. М.: Наука, 1978. - 224с.

153. Кон И.С. В поисках себя. М.: Наука, 1984. - 335с.

154. Конев В.А. О модели эстетического восприятия// Проблемы моделирования психической деятельности. Новосибирск. 1967. - с.63-73.

155. Конев В.А. Социальное бытие искусства. Саратов: изд. саратовского ун-та, 1975.- 125с.

156. Конев В.А. Декартовы и Дантовы координаты.// Философия культуры'95, Изд. "Самарский университет", 1995. с.3-23.

157. Конев В.А. Философия культуры и парадигмы философского мышления.// Философские науки. -1991.- N 6. с. 16-24.

158. Конев В.А. Искусство как модель творчества.// Проблемы моделирования психической деятельности. Новосибирск. 1968. - с.417-421.

159. Конева Л.А., Конева А.В. Антропологические идеи в русской религиозной философии. Самара, 1995. - 123с.

160. Контекст. 1974. М.: Наука, 1975. - 348с.

161. Контекст. 1977. М.: Наука, 1978. - 415с.

162. Коротков Н.З. Эстетическое и художественное освоение действительности. -Пермь. 1981. 182с.

163. Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М.: Наука, 1983. - 104с.

164. Краткая литературная энциклопедия. /Под ред. Суркова А.А. М.: Просвещение, 1968.

165. Критика основных направлений современной буржуазной эстетики. /Под ред. М.Ф.Овсянникова М.: Искусство, 1968. - 359с.

166. Кругликов В.А. Образ "человека культуры". М.: Наука, 1988. - 150с.

167. Колпинский Ю.Д. Образ человека в искусстве. Древняя Греция. М.-Л., 1939. -189с.

168. Кузанский Н. Избранные философские сочинения. В 2-х т. - М.: Наука, 1987.

169. Культура эпохи Возрождения и Реформация. Д.: Наука, 1981. - 267с.

170. Культура Возрождения и общество. М.: Наука, 1986. - 232с.

171. Кузнецов Б.Г. Идеи и образы Возрождения. М.: Наука, 1979. - 215с.

172. Культурология. XX век. Антология. М.: Юрист, 1995. - 703с.

173. Куликова И.С. Сюрреализм в искусстве. М.: Наука, 1970. - 174с.

174. Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. М.: Искусство, 1966. - 170с.

175. Лазарев В.Н. История византийской живописи. М.: Искусство, 1986. - 329с.

176. Лазарев В.Н. Феофан Грек и его школа. М.: Искусство, 1961. - 134с.

177. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. Изд.Атеист, СМ., 1930. - 237с.

178. Левидов A.M. Автор образ - читатель. - Л.: ЛГУ, 1983. - 350с.

179. Лейбниц Готфрид Вильгельм. Сочинения. В 4-х т. - М.: Мысль, 1982.

180. Лекции по истории эстетики. Кн. 1-4. /Под ред. М.С.Кагана. Л.: ЛГУ, 1973-1976.

181. Линник И. Голландская живопись XVII века и проблемы атрибуции картин. Л.: Искусство, 1980. - 247с.

182. Литературные теории немецкого романтизма. Л.: Искуство, 1934. - 200с.

183. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII веков. Эпохи и стили.- Л.: Наука, 1973. 254с.

184. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Изд.2-е, доп. - Л.: Худ.лит., 1971. -414с.

185. Лихачев Д.С. В поисках выражения реального// Достоевский. Материалы и исследования. Л.: Наука, 1974. - с.3-34.

186. Лосев А.Ф. Художественные каноны как проблема стиля // Вопросы эстетики. -М., 1964. -с.351-399.

187. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1982. - 623с.

188. Лосев А.Ф. Диоген Лаэрций историк античной философии. - М.: Наука,1981. -192с.

189. Лосев А.Ф. Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М.: Мол.Гвардия, 1993. - 583с.

190. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т.I-VIII. - М.: Искусство, 1963-1994.

191. Лосев А.Ф. Философия имени. М.: МГУ, 1991. - 270с.

192. Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука. М.: Мысль, 1991. - 501с.

193. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Мысль, 1991.-525с.

194. Лосев А.Ф. Зарождение номиналистической диалектики средневековья. Эригена и Абеляр.// Истоико-философский ежегодник'88. М.: Наука, 1988. - с.60-94.

195. Лосев А.Ф. Строение художественного мироощущения.// Начала.-1993.-N2.-c.8-30.2Ю.Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. - 384с.

196. Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте. Психологическая топология пути. М.: Ad Marginem, 1995. - 716с.

197. Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев B.C. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии.// Философия в современном мире. -М.: Наука, 1972.-423с.

198. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема.// Вопросы философии- 1990.- N10,- с.45-64.

199. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности.-Тбилиси, 1984.-82С.

200. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Мысль, 1990.-368с.

201. Малевич К. Статьи, манифесты, теоретические сочинения и другие работы. 1913-1929г. М.: Гилея, 1995. - 393с.

202. Малинина Н.Л. Диалектика художественного образа. Владивосток, 1989.-144с.

203. Мастера искусства об искусстве./ Под ред. А.А.Губера и др. В 7-ми т. - М.: Искусство,1965-1970.

204. Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления. Ростов-н.Д.: Кн.изд., 1991. -172с.

205. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983. - 284с.

206. Мейлах М.Б. Язык трубадуров. М.: Наука, 1975.-239с.

207. Метафизика Петербурга. Петербургские чтения по теории, истории и философии культуры. Выпуск 1. Спб., 1993. - 315с.

208. Мировое древо. 1992. - N 1. - 298с.

209. Михайлов Ал.В. Философия М.Хайдеггера и искусство.// Современное западное искусство. XX век. М.: Искусство, 1982. - с. 160-179.

210. Монтень М. Опыты. В 3-х кн. - М.: Голос, 1992.

211. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М.: Политиздат, 1991.- 463с.

212. Музиль Р. Человек без свойств. в 2-х кн. - М.: Худ.лит., 1984.

213. Музыкальное исполнительство, вып.7. М.: Музыка, 1972. - 350с.

214. Мунье Э. Персонализм. М.: Наука, 1992.- 143с.

215. Нарский И.С. Готфрид Лейбниц. М.:Мысль, 1972. - 239с.

216. Некрасова Е.А. Романтизм в английском искусстве. М.: искусство, 1975. - 255с.

217. Немов Р.С. Психология. В 2-х кн. - М.:Просвещение, 1994.

218. Неретина С.С. Слово и текст в средневековой культуре. История: миф, время, загадка. М.: Гнозис, 1994. - 208с.

219. Неретина С.С. Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Абеляра. -М.: Гнозис, 1994. 216с.

220. Нерсесянц B.C. Сократ. М.: Наука, 1984. - 190с.

221. Образ человека и индивидуальность художника в западном искусстве XX века.

222. Перов Ю.В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства. Л.: изд-во ЛГУ, 1980. 188с.

223. Платон. Сочинения. В 3-х т. - М.: Мысль, 1970-1974.

224. Плеханов Г.В. К вопросу о роли личности в истории.// Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. Т.2. - М.: Наука, 1956.

225. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. В 4 т. - М.: Наука, 19551958.

226. Плисецкая М. Встречное движение.// Литературное обозрение. -1977. N 5. -с.108-114.

227. Плотин. Избранные трактаты.- В 2 кн. М.: Гнозис, 1994.

228. Плотин. Эннеады // Историко-философский ежегодник'89. М., 1989. -с.161-179.

229. Пиралишвили О.Д. Проблемы "нон-финито" в искусстве. Тбилиси, 1982. - 247с.

230. Поспелов Г. Н. Эстетическое и художественное. М.: МГУ, 1965. - 360с.

231. Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика. М.: Искусство, 1984.-325с.

232. Постмодернизм и культура./ Отв.ред. Е.Н.Шапинская. М.: ИФАН, 1991.- 138с.

233. Потебня А. Из записок по теории словесности. Харьков, 1905. -342с.

234. ПрустМ. В поисках утраченного времени. В 6-ти кн. М.: Республика, 1990-1994.

235. Природа и функции эстетического. М.: Искусство, 1968. -287с.

236. Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. - 687с.

237. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. М.: Наука, 1976.-325с.

238. Психология индивидуальных различий. Тексты. /Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В .Я. М.: Наука, 1982. -320с.

239. Пушкин А.С. Полное собр. соч. В 10 т. - М.: Худ.лит.,1965.

240. Ракитов А.И. Опыт реконструкции концепции понимания Фридриха Шлейермахера.// Историко-философский ежегодник'88. М.: Наука, 1988.

241. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. М.: Сов.художник, 1978. -237с.

242. Ренуар Ж. Огюст Ренуар. М.: Искусство, 1970. -310с.

243. Рикер П. Метафорический процесс как познание, воображение и ощущение.// Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990.- с.389-433.

244. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. Спб., 1911.

245. Ржевская Н.Ф. Литературоведение и критика современной Франции. М.: Наука, 1985. - 270с.

246. Розин М.В. Психология судьбы: программирование или творчество? // Вопросы психологии. 1992. - N1-2.

247. Розин М.В. Научное познание и художественное постижение как явление культуры и творчества человека.// Социально-политический журнал.-1993.-N8.-с.28-34.

248. Романов Ю.И. Образ, знак в искусстве. Л.: Наука, 1991.-129с.

249. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: изд. АН СССР, 1957. - 328с.

250. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -В 2-х т.- М.: Педагогика, 1989.

251. Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблемы личности.// Вопросы психологии. -1957.-N3.-c.23-29.

252. Русская художественная культура k.XIX н.ХХ веков, (1895-1907) - В 2-х кн. - М.: Искусство, 1969.

253. Русские писатели о литературном труде. В 4-х т. - /Под ред. Б.Мейлаха. - Л.: Сов. писатель, 1954-1956.

254. Сабиров В.Ш. Русская идея спасения. Спб., 1995. -74с.

255. Самосознание европейской культуры XX века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.: Политиздат, 1991.- 366с.

256. Серебряков а 3. Альбом репродукций. М.: Искусство, 1969.

257. Скэнлан Дж.П. Нужна ли России русская философия? // Вопросы философии.-1994,-N 1.

258. Сковорода Г.С. Собрание сочинений. -В 2 т.- М.: Мысль, 1973.

259. Соболев В.П. Эстетика Белинского. М.: Наука, 1978. - 239с.

260. Соловцов А. Фортепианные концерты Рахманинова. М.-Л.: Музгиз, 1951.-59с.

261. Соловьев B.C. Сочинения. В 10-ти т.- Спб, б\г.

262. Соколов А.Н. Теория стиля. М.: Искусство, 1968. - 223с.

263. Соколов Б.В. Введение в комментарий. // Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. -М.: Худ.лит., 1989.- с.399-415.

264. Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX начала XX веков. - М.: Сов.художник, 1984.- 296с.

265. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России середины XIX века. М.: Искусство, 1991. -207с.

266. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России начала XX века. М.: Искусство, 1976.- 222с.

267. Степанов Г.В. К проблеме единства выражения и убеждения (автор и адресат). // Контекст. 1983. М.: Наука, 1984. -с.20-38.

268. Столович JI.H. Жизнь.Творчество. Человек. М.: Политиздат, 1985. -415с.

269. Столович JI.H. Эстетическое в действительности и в искусстве. М.:Политиздат, 1959. -256с.

270. Столович JI.H. Эстетическая и художественная ценности: сущность, специфика, соотношение.- М.: Знание, 1983.- 64с.

271. Современная буржуазная эстетика. М.: Мысль, 1978. - 301с.

272. Современная буржуазная философия. М.: высш.школа, 1978. - 582с.

273. Современная западная философия. Словарь. М.: Политиздат, 1991. - 414с.

274. Суворов Н.И. Пути создания художественного образа: роль воображения е художетвенном творчестве. М.: Искусство, 1984.-63с.

275. Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990. -398с.

276. ТавризянГ.М. Проблема человека во французском экзистенциализме. М.: Наука,1977. - 141с.

277. Тавризян Г.М. Позднее средневековье как культурная эпоха и проблема Возрождения в работах Й.Хейзинги.// Историко-философский ежегодник'88. М.: Наука, 1988. - с.67-82.

278. Татищев В.Н. Избранные произведения. Д.: Наука, 1979. - 464с.

279. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М.: Просвещение, 1971. -460с.

280. Теория метафоры./ Под ред. Н.Д.Арутюновой и др. М.: Прогресс, 1990.- 511с.

281. Титов С.Н. Человек: индивидуальность и судьба.// Общество и человек: пути самоопределения. Спб., 1994.- с. 100-117.

282. Творческий процесс и художественное восприятие. М.: Наука, 1978. - 278с.

283. Тронский И.М. История античной литературы. Л.: Учпедгиз, 1946. - 496с.

284. Труды Блаженного Августина, епископа Иппонийского. 4.1. Киев, 1901. - 525с.

285. Толковый словарь русского языка. В 4-х т. /Под ред. проф. Д.Н.Ушакова. - М.: Учпедгиз, 1935.

286. Толстой JI.H. Полн.собр.соч. М.: Худ.лит.,1953.

287. Толстой JI.H. Не могу молчать. М.: Худ.лит, 1985. - 118с.

288. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. М.: Прогресс, 1978. - 325с.

289. Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья. М.: Наука, 1989. -316с.

290. ЗЮ.Фейс О. Генеалогия и психология музыкантов.- М.: Искусство, 1911. -237с.

291. Флоренский П.А. Сочинения. В 2 т. - М.: Правда, 1990.

292. Фома Аквинский. О сущем и сущности. Перевод В.Кураповой.// Историко-философский ежегодник'88. М.: Наука, 1988.-С.230-252.

293. З.Федоров Н.Ф. Сочинения. М.: Медиум, 1982. 456с.

294. Феномен человека. Антология ./Под ред.П.С.Гуревича. М.: высш.школа, 1993.-347с.

295. Филиппов Л.И. Философская антропология Жан-Поля Сартра. М.: Наука, 1977.-287с.

296. Философская энциклопедия. -В 5 т.- /Под ред В.Ф.Константинова.- М.: Сов.энциклопедия, 1960-1970.

297. Фихте И.Г. Соч. В 2-х т. - Спб.: Мифрил, 1993.

298. Франк С.Л. Смысл жизни.// Вопросы философии.- 1990.- N 6.

299. Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсон Т. В преддверии философии. М.: Наука, 1984. - 236с.

300. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренессанс, 1992. - 289с.

301. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990.- 448с.

302. Фрейд 3. Леонардо да Винчи. Воспоминание детства. Л.: Аврора, 1991 .-119с.

303. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. - 415с.

304. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1989. - 269с.

305. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности.// Вопросы философии.- 1989. -N2. -с.68-92.

306. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993.-447с.

307. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М.: Высш.школа, 1991. -192с.

308. Характер и пределы индивидуального в разныу историко-культурные эпохи. Материалы дискуссии 1987-1988 гг. Составитель Л.М.Баткин.// Одиссей, 1990. -М.: Наука, 1990.- с.6-62.

309. Хомяков А.С. Собрание сочинений. -В 2-х т.- М.: Медиум, 1994.

310. ЗЗО.Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. /Под ред. Ильясова И.И., Ляудис В .Я. М.: Наука, 1980. -292с.331 .Хрестоматия по истории психологии. /Под ред. Гальперина П.Я., Ждан А.Н. -М.: Наука, 1980. -296с.

311. Художественное и научное творчество. /Под ред. Б.С. Мейлаха. Л.: Наука, !.972. - 336с.

312. Художественная деятельность. Проблема субъекта и объективной детерминации. /Под ред. В.И. Мазепы. Киев, 1980. - 295с.

313. Художественное восприятие. / АН СССР. Научный совет по истории мировой культуры. Вестник. Л.: Изд. АН СССР, 1971.

314. Художественная культура в докапиталистических формациях. /Под ред М.С.Кагана. Л.: ЛГУ, 1984. - 303с.

315. Художественная культура в капиталистическом обществе. /Под ред. М.С. Кагана -Л.: ЛГУ, 1986. -286с.

316. Художественный язык средневековья./ Под ред. В.А.Карпушина. М.: Наука 1982.- 272с.

317. Цветаева А.И. Воспоминания. М.: Сов.писатель, 1984. - 767с.

318. Цинцадзе Г.И. Метод понимания в философии и проблема личности. Автореферат. д-ра филос.наук. Тбилиси, 1975. - 65с.

319. Чайковский П.И. Письма к близким. М.: Музгиз, 1955. - 672с.

320. Чудакова М.О. Творческая история романа "Мастер и Маргарита"// Вопросы литературы. 1976. - N 1. -с.38-56.

321. Чуковская Л.К. Записки об Анне Ахматовой. Книга 1. М.: Сов.писатель, 1989. -239с.

322. Человек и культура: индивидуальность в истории культуры. /Под ред. Гуревича А.Я.- М.: Наука, 1990. 290с.

323. Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения. В 3-х т. М.: Наука, 1951.

324. Шеллинг Ф. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. - 496с.

325. Шлейеремахер Ф. Речи о религии к образованным людям, ее презрающим. Монологи. М., 1911.-612с.

326. Шмитт Г. Рембрандт. М.: искусство, 1971. -617с.

327. Шопенгауэр А. Избранные этюды. Одесса. 1891. -126с.

328. Шпет Г.Г. Сочинения. М.: Правда, 1989. - 601с.

329. Шульц С.А. Гоголь. Личность и художественный мир. М.: Интерпракс, 1994.-156с.

330. Эко У. Имя розы. М.: кн.палата, 1989. -486с. 352.Эрн В.Ф. Сочинения. - М.: Правда, 1991. -575с.

331. Юлдашев Л.Г. Эстетическое чувство и произведение искусства. М.: Мысль, 1969. -183с.

332. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. -304с.

333. Юнг К.Г. Аналитическая психология. Спб.: МЦН КИТ Кентавр, 1994. -132с.

334. Юнг К.Г.Феномен духа в искусстве и науке. М.: Ренессанс, 1992. - 282с.

335. Юровская Э.П. Эстетика в борьбе идей. Две тенденции в развитии буржуазной эстетики XX века. Л.: ЛГУ, 1981. - 144с.

336. Яковлев Е.Г. Проблемы художественного творчества. М.: высш.школа, 1972. -71с.

337. Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Педагогика, 1985. -445с.

338. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. М.: Политиздат, 1971. -368с.

339. Allport G.W. Osobowosc i religia. Warszawa, 1988. -224s.362."Autrement", N 76, 1986.

340. Bachelard G. Poetyka przestrzeni. II Antologia wspolczesnej estetyki francuskej.-Warszawa. 1990.-s.399-495.

341. Capra F. Punkt zwrotny. -Warszawa: PIW. 1987.-710s.

342. Deleuze G., Guattari F. Rhisome. Paris, Minuit, 1976.

343. Duby G. Czasy katedr. Sztuka I spoleczenstwo 980-1420. Przel. K.Dolatowska. -Warszawa, 1986,- 346s.

344. Durand G. Wyobraznia symboliczna. Prz. C. Rowinski. Warszawa. 1986. -223s.

345. Derrida J. Farmakon.// Derrida J. Pismo fllosofii. Przel. K.Matuszewski. Krakow. 1992.

346. Golaszewska M. Zarys estetyki. -Warszawa. 1984. 502s.

347. Filosofia dialogu. Krakow. 1991. - 500s.

348. Hall E.T. The silent language. N.Y., 1959.

349. Kroeber A.L. Istota kultury. Warszawa, 1989. -673s.

350. Kepinska A. Energie sztuki. Warszawa, 1990. -299s.

351. Malraux A. La Metamorphose des Dieux. Le Surnaturel. Paris, 1977; L'lrreel. -Paris, 1977; L'lntemporel. - Paris, 1976.

352. Malraux A. Le Musee imaginaire. Paris, 1962.

353. Malraux A. Les voix du silence. Paris, 1953.

354. Mausse M. Une categorie de l'esprit humaine: la notion de personne, celle de "moi" .//Sociologie et antropologie.-p.335-362.

355. Pare G., Brunet A., Tremblay P. La Renaissance du XII siecle. Paris-Ottava, 1933.-218p.

356. SartreJ.-P. Situations. Paris, Gallimard, 1948.

357. Tatarkiewicz W. Dzieje szesciu pojec. Warszawa. 1988.-567s.

358. Walicki A. Wkrengu konserwtywnej utopii. Warszawa. 1964. -488s.

359. Zadowa L.A. Poszukiwania i eksperymenty. Warszawa. 1982. -427s.