автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Художественная лениниана в русской советской прозе 60-х - 70-х гг. (Роман. Повесть)

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Цветоватый, Николай Иосифович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Художественная лениниана в русской советской прозе 60-х - 70-х гг. (Роман. Повесть)'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Цветоватый, Николай Иосифович

Введение

Глава I. Основные тенденции современной литературной Ленинианы

Глава П. Документы и вымысел

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Цветоватый, Николай Иосифович

Марксистско-ленинское учение всегда рассматривало литературу как могучее средство познания и преобразования жизни, как одно из важнейших средств воспитания народа в духе коммунизма.

На всех этапах развития социалистического общества Коммунистическая партия уделяла пристальное внимание вопросам литературы и искусства, направляла их становление и развитие в интересах советского народа, нашего государства. Осуществляя эту задачу, КПСС придает огромное значение повышению идейно-художественного уровня создаваемых произведений.

Постоянная и неустанная работа партии способствовала достижению выдающихся успехов советской литературой, глубокому постижению советскими писателями сложных процессов развития общества.

Если мы рассмотрим те проблемы,которые поднимают сегодня в своем творчестве советские писатели, то нам откроются важнейшие моменты истории, сложные явления современной жизни, came различные конфликты: экономические, социальные, философские. В творчестве наших мастеров по-прежнему звучат высокие революционные мотивы,- отмечалось на ХХУ1 съезде КПСС.- Образы Маркса, Энгельса, Ленина, многих пламенных революционеров, героическая история Родины вдохновляют их на создание новых интересных работ в самых различных видах искусства"."'"

Во всей многогранности современного литературного процесса особое место по праву принадлежит литературно-художественной Лениниане.

Актуальность диссертации определяется необходимостью исследования художественных произведений, раскрывающих деятельность В.И.Ленина - создателя партии, руководителя первого в мире социалистического государства, поднимающих острые социальные проблемы, утверждающих высокие, достойные советского человека моральные ценности.

Изучение проблем, связанных с изображением В.И.Ленина в современной русской советской прозе, актуально уже потому,что являясь неотъемлемой частью всего литературного процесса, литературно-художественная Ленини-ана вносит " в эстетику искусства социалистического реализма новое понимание красоты человеческой личноср ти, воплощающей нравственный идеал коммуниста".

Основная цель диссертации - выявить тенденции развития литературно-художественной Ленинианы на примере ряда романов и повестей 60-х - 70-х годов. При этом в работе поставлены следующие задачи;

- определить основные направления развития Ленинианы, характерные для жанров романа и повести;

1. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. Отчет Центрального Комитета КПСС ХХУ1 съезду Коммунистической партии Советского Союза и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики.- М.: Политиздат, 1981,с.72.

2. Чернова И.Литературная Лениниана в школе.-М.; Просвещение, 1978,с.б.

- исследовать принципы использования документа в художественном произведении о В.И.Ленине;

- составить научную библиографию по литературно-художественной Ленининне.

Научная новизна исследования состоит в том, что в представленной работе получили всестороннее изучение произведения прозы, недостаточно рассмотренные до настоящего времени /"Точка опоры11 Аф.Коптелова, "Перед прыжком" Дм. Еремина, "Стратег и зодчий" Г.Марягина/, что позволяет дать более полное представление о литературно-художественной Лениниане.

Произведения Ленинианы оцениваются с позиции использования в художественном произведении о Ленине исторических документов, многообразия документального материала.

Выявляются принципы использования этих материалов, а также наиболее характерные типы ошибок писателей при работе с документом.

Практическое значение диссертации заключается в том, что полученные данные будут способствовать дальнейшей разработке идеологических аспектов теории социалистического реализма, изучению такого важного направления советской литературы, как Лениниана. Результаты исследования могут быть использованы в преподавании советской литературы в вузе и школе, а также в работе по идеологическому воспитанию молодежи на примере жизни и деятельности В.И.Ленина.

Методологической основой исследования явились произведения основоположников марксизма-ленинизма,программные документы КПСС, материалы-конференций, симпозиумов, работы современных философов и литературоведов.

В работе широко привлекаются труды В.И.Ленина, воспоминания близких и соратников Владимира Ильича.

Апробация работы. Основное содержание диссертации изложено в следующих публикациях:

1. Приближение к великому образу. - Молодая гвардия, 1979, №4.-1 п.л.

2. Образ В.И.Ленина в современных романах и повестях. Рукопись депонирована в справочно-информационном фонде ИНИОН АН СССР, № 6565 от 23 июня 1980 г. Библиографическое описание рукописи опубликовано в Бюллетене "Новая советская литература по общественным наукам. Литературоведение". № 12, 1980. - 2 п.л.

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Объем -188 стр. Библиография включает 354 названия.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Художественная лениниана в русской советской прозе 60-х - 70-х гг. (Роман. Повесть)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Непрерывно движение истории. День сегодняшний уже уходит в прошлое, а в негл заложено то новое, что будет определять наше завтра. И это движение, его созидательная поступь освещаются ленинским гением.

Сегодня, оглядываясь на путь, пройденный нашей страной, мы внимательно всматриваемся в то далекое время,когда у истоков сегодняшних побед стоял Ленин.

Сама история, как таковая, вряд ли будет представлять сколь-нибудь значимый интерес, если мы не станем извлекать из нее уроки, важные, как для настоящего, так и будущего. Потому так пристально внимание критики к произведениям на историко-революционную тему, к произведениям Ленинианы.

Огромное значение имеет в наше время непримиримой борьбы с буржуазной идеологией борьбы за разрядку международной напряженности, умение писателя показать неослабевающую силу ленинских идей.

Немало талантливых произведений насчитывает Лениниана.

Развитие Ленинианы имеет свои особенности, как и развитие любой тематической сферы художественной литературы. Если накануне столетия со дня рождения В.И.Ленина можно было говорить о значительной активности писателей в разработке ленинской теш, то в последнее время движение несколько замедлилось. И сейчас мы можем обобщить опыт, накопленный за последние годы.

На наш взгляд в современной прозаической Лениниане выделяются следующие основные тенденции.

Прежде всего - это стремление проникнуть во внутренний мир В.И.Ленина. Несмотря на различные, эстетические принципы, писатели определенных нами направлений исследуют диалектику ленинского мышления. Это относится к книгам Э.Казакевича, М.Шагинян, В.Катаева, С.Дангулова, А.Коптелова, JIM.Еремина. Каждый из авторов работает в разной творческой манере и нельзя равнозначно оценивать художественные достоинства их произведений. Но общность идейно-эстетических принципов проявляется в бережном отношении к ленинскому наследию в области философии, экономики, политики^в бережном, можно сказать, трепетном отношении ко всему, что связано с именем Ленина. Исторически правдивые и по-настоящему художественные произведения этих авторов дают читателю представление не только о многогранности ленинской жизни, не только об эпохе, но и о богатейшем духовном облике Владимира Ильича. Герои и события их произведений приходят к читателю из подлинной жизни.Безусловно, это ограничивает событийные развития строгими рамками исторических ситуаций,особенно для произведений документально-эпического повествования. Вместе с тем, введение в книги лирико-документального направления вымышленных персонажей позволяет художнику расширить рамки произведения, дополнить эмоциональную окраску событий.

Точное воссоздание образа эпохи - следствие исторически верного художественного осмысления документа. Документальная основа становится основой художественного творчества в том случае, когда достигается синтез документальности и художественности.

Огромная подготовительная работа: архивные поиски,

знание первоисточников и мемуарной литературы, помогают в создании книг, исполненных подлинной любви к Ленину, пробуждающих читателей обратиться к ленинскому наследию, вчитываться в ленинские строки.

"Ленинская тема для того, кто однажды прикоснулся к ней, уже не уходит из вашей творческой работы, она становится темой всей жизни, - сказала М.Шагинян. - Когда любишь Ленина и чувствуешь, что понимаешь его и можешь найти в нем опору для мышления, для поведения, для своего роста (а растет человек до самой смерти) уйти от Ленина уже нельзя. Любая твоя книга в той или иной мере пропитана тем, что получаешь от чтения его. А читать его хочется всегда, хотя бы по страничке в день, для духовного здоровья, подобно тому, как, просыпаясь утром, хочешь открыть форточку, чтобы подышать сважим воздухом."*

Пока человек живет, он не может не думать о Ленине. С этим именем связаны для нас не только победы нового строя, но и проблема личной нравственной ответственности: зачем ты живешь? Этим близки книги лучших произведений литературной Ленинианы современному читателю.

Стремление максимально приблизит^образ В.И.Ленина к современности отличает книги М.Шагинян и В.Катаева. Используя принцип.фической организации произведения (дневник), сочетая документализм с ассоциативной писательской концепцией, писатели лирико-документального направления исследуют духов-

ный мир В.И.Ленина. Но, если для М.Шагинян важнейшим является определение влияния ленинских идей на сегодняшнее бытие, то для В.Катаева - это поиск взаимных точек соприкосновения духовного мира Ленина с духовным миром сегодняшнего человека.

Художественная фантазия писателя передает неповторяемый дух среды 900-х годов, облик Парижа, подлинную историческую атмосферу. Скрупулезный подход ко всем приметам прошлого необходим Катаеву для создания ленинского образа. И так же, как писатель воссоздает в своей книге эпоху, используя для этого мельчайшие детали прошлого, так же строит он и образ В.И.Ленина. Но, если внешне перед нами действительно Владимир Ильич, то внутренний мир Ленина растворяется в потоке авторской речи, размышления писателя сливаются с размышлениями Ленина. Образ теряет свою целостность, ибо между писательским "Я" и Лениным есть только знак равенства и нет различия.

Говорить о книге В.Катаева, как об определенной тенденции в Лениниане неправомерно. Пока это эксперимент и еще в Лениниане не поддержанный. Однако, повышенная активность художника в области формы, которая отличает "Маленькую железную дверь в стене", присуща и некоторым книгам на историко-революционную тему. Примером тому может служить "Глоток свободы"? "Путешествие дилетантов" Б.Окуджавы и др. К сожалению, писатели, пробующие свои силы в этом направлении, упускают из виду, что историческое повествование, построенное на принципе условности, не может быть создано без

бережного отношения к реальным фактам. При всей свободе ' писательского поиска, который обеспечивается принципами социалистического реализма, нарушение исторической действительности недопустимо.

В связи с этим трудно не упомянуть о повести М.Прилежаевой "Три недели покоя". Сместив центр тяжести повести в сторону рассказа об институтке Лизочке и через восприятие последней оценивая действия В.И.Ленина, писательница упустила источник главного драматизма трех недель жизни Владимира Ильича: три недели покоя - три недели напряженнейшей работы по созданию "Искры". Такой была вся ленинская жизнь. Эпизод о Лизочке Самсоновой вырос в повести едва ли не до масштабов знаменательного события, заслонив то безусловно значительное, что в действительности определяло личность Ленина.

Создание факта на основе вымышленного образа требует от писателя лирико-документального направления ленинианы строгого сочетания фантазии, основанной на глубоком изучении эпохи, с обязательным соблюдением принципов историзма. В противном случае возникает опасность искажения ленинского образа, перетолкование его в угоду заданной схеме.

В нашей работе говорилось о просчетах, допущенных М.Соколовым в романе "Искры". Ранее критика справедливо отмечала, что это пока единственная эпопея о Ленине. Но эпическое произведение выдвигает перед писателем задачи неизмеримо трудные. Прежде всего это трудность в изображении эмоционального мира героя. Трудно поверить писате-

лю, что Ленин по каждому поводу произносил речи, полные политического содержания, исключительно высокого общественного значения.

Такой подход к работе над ленинской темой в свое время резко осудила Н.К.Крупская. Отмечая недостатки одной из пьес о В.И.Ленине, Надежда Константиновна писала: "Болтают о всякой всячине. Ужасно пустопорожне. Ленин в пространство изрекает великие истины."* Этот прием Крупская назвала "политизацией". И надо заметить, что "политизация" это все-таки определенная тенденция в современной прозаической Лениниане, что подтверждает роман Г.Марягина "Стратег и зодчий".

Стараясь как можно полнее показать В.И.Ленина в первый послереволюционный год, писатель не учел, что главная эстетическая задача, стоящая перед литературой, не простое воспроизведение фактов, а раскрытие сущности факта, внутреннего мира тех людей, которые творят эти факты. Если бы мы имели дело с произведением только документального жанра, то наши требования были бы совсем иными. Но в данном случае разговор идет о художественном произведении, когда в рамках исследованной исторической ситуации писатель точно отображает исторические события, типизирует и обобщает в художественных образах те или иные сюжетные коллизии героев. Оценивая такие произведения, мы прежде всего рас-

I. Идеи Ленина - источник вдохновения. - М.: Политиздат, 1970, с.64.

сматриваем эстетические категории "в том числе соотнесения художественного содержания произведения с тенденциями, процессами и важнейшими событиями описываемого периода11.* Однако роман Г.Марягина построен по принципу чистого доку-ментализма, т.е. фетишизации документа, что сказалось на значительном снижении эстетического начала произведения. Такая тенденция присуща и определенному числу других произведений Ленинианы. ("На переломе" С.Дроздова, "Завтра будет поздно" П.Капицы и др.).

И все-таки, несмотря на ряд просчетов и недостатков, основной тенденцией современной русской советской прозаической Ленинианы является стремление проникнуть в диалектику ленинской мысли, определить и показать читателю ее животворящую силу.

Современному писателю необходимо для этого запечатлеть прежде всего в художественных образах принципы подхода В.И.Ленина к историческим событиям, донести метод ленинского мышления.

Безусловно, каждый писатель имеет право на создание образа своего Ленина. Поиск, который ведет в этом направлении Лениниана, еще предвосхищает появление произведений, когда образ Ленина предстанет во всей своей многогранной цельности.

I. Косуйн С., Малиновский В. За достоверность докумен-

тально-художественных изданий. - Вопросы истории, 1976, № I, с.20.

В нашем исследовании мы, естественно, не могли охватить всего числа произведений современной советской прозаической Ленинианы. На примере рассматриваемых произведений нам хотелось определить те пути, по которым развивается Лениниана, выявить наиболее характерные тенденции.

"Литература не может быть изучаема вне истории общества и истории самой литературы, - писал А.В.Луначарский. -В наследии Ленина имеются драгоценные указания, раскрывающие внутренний смысл экономической, политической и культурной истории нашей страны, без понимания которого нельзя ни познать прошлое литературы, ни исторически осмыслить ее

настоящее и будущее.

Эти слова мы в полной мере можем отнести к проблемам, отоящим перед исследователями Ленинианы.

Ощущение движения истории - вот что придает книгам о В.И.Ленине достоверность, привлекает широкое читательское внимание. Это ощущение может возникнуть благодаря глубоким авторским размышлениям, познанию и изображению тех сложных процессов, которые происходят в сознании и психологии героев произведения.

Обращаясь к произведениям современной советской литературной Ленинианы мы ищем в них ответы на вопросы, стоящие перед нами сегодня. И потому мы ждем произведений,

I. Луначарский Н.В. Человек нового мира. Изд. второе, дополненное. М., АПН. - 1980, с.184.

вскрывающих суть исторических процессов, рассчитанных на все углубляющийся процесс познания.

".Марксист, - говорил В.И.Ленин, - должен учитывать живую жизнь, точные факты действительности. а не продолжать цепляться за теорию вчерашнего дня, которая, как всякая теория, в лучшем случае лишь намечает основное, общее, лишь приближается к охватыванию сложности жизни"1.

Движение Ленинианы, создание новых произведений о Владимире Ильиче Ленине невозможно без поиска и новых открытий', без высокой ответственности перед этой темой.

Характеризуя достижения современной Ленинианы, Н.Зайцев говорит: "Лучшие произведения Ленинианы - это художественное постижение Ленина как выразителя большой правды революции, правды нашего века. Утверждение неразрывного единства исторического, масштабного в Лениниане - и индивидуального, личного. Умение увидеть гуманизм, человечность Ленина не только в быту, в общении с отдельными людьми, но и в сфере его политической, государственной работы. Раскрытие внутреннего мира Ленина, проникновение в психологические глубины образа. Устремленность ленинской мечты, ленинской энергии в нашему сегодня. Многообразие стилевых и жанровых красок. Строгая достоверность

и поэтическая свобода. Все это - существенные приметы ны-

нешнего этапа художественной Ленинианы".

1. В.И.Ленин. Полн.собр.соч., т.31, с.134.

2. Зайцев Н. Жизнь в образе. Нева, 1978, \Ь 4, с.202.

Безусловно, мастера советской литературы и искусства достигли высоких успехов в работе над ленинской темой, однако оценка Н.Зайцева нагл кажется излишне категоричной. Неужели все достигнуто и сказано? Нам ближе позиция тех исследователей, которые считают, что "главная книга о Ленине еще впереди"*.

Современная Лениниана движется, она вотупает в пору зрелости, когда накоплен большой опыт, позволяющий ждать от писателей значительных произведений. И сейчас, отмечая успехи, мы ясно видим и неудачи прошлых лет. Ми знаем, как много написано за минувшие годы и можем сказать, что золотые крупицы попадаются не часто.

Раздумья о том, как, в каких направлениях будет дальше развиваться литературная Лениниана, вопрос весьма актуальный для современного периода острой классовой борьбы. Произведения на ленинскую тему должны стать мерилом сравнения. Говоря словами В.И.Ленина: "Это будет. литература, оплодотворяющая последнее слово революционной мысли человечества опытом и живой работой социалистического пролетариата, создающая постоянное взаимодействие

между опытом прошлого. и опытом настоящего.".

Поиск, который ведут современные писатели, позволяет надеяться на появление новых ярких произведений, четко выраженной идейно-политической направленности, насыщенных

1. Позднякова Г. Войти в мир Ленина, с.189.

2. В.И.Ленин. Полн.собр.соч., т.12, с.104.

высоким эстетическим чувством, созданных богатой художествен ной палитрой.

Это совместная цель писателей и критиков.

 

Список научной литературыЦветоватый, Николай Иосифович, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. - Маркс К., Энгельс Ф. - Соч., 2-е изд., т.1, с.414-429.

2. Маркс К. Из экономических рукописей 1857-1858 годов. Введение. - Маркс К., Энгельс Ф. - Соч., 2-е изд. т.12, с.709-738.

3. Маркс К. Письмо Ф.Лассалю. 19 апреля 1859 г. -Маркс К., Энгельс Ф. - Соч., 2-е изд. т.31,с. 482-485.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. - Маркс К., Энгельс Ф. - Соч., 2-е изд., т.4, с. 419-459.

5. Энгельс Ф.Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии. - Маркс К., Энгельс Ф. - Соч., 2-е изд., т.21,с.269-317.

6. Энгельс Ф. Письмо К.Марксу. 4 сентября 1870 г. -Маркс К., Энгельс Ф. - Соч., 2-е изд., т.33,с.43-45.

7. Маркс К., Энгельс Ф.,Ленин В.И. О женском вопросе. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1978. - 223 с.

8. Маркс К. и Энгельс Ф. Об искусстве, тт.1-2, М.: Искусство. 1976, т.1 - 575 е., т.2 - 719 с.

9. Ленин В.И. 0 литературе и искусстве. - М.: Художественная литература. 1979. - 827 с.

10. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они во: ювт против социал-демократов? - Полн.собр.соч.,т.1, с.125-346.

11. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г.Струве - Полн.собр.соч., т.1, с.347-534.

12. Ленин В.И. К характеристике экономического романтизма. - Полн.собр.соч., т.2, с.119-262.

13. Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся? -Полн.собр.соч., т.2, с.505-550.

14. Ленин В.И. Развитие капитализма в России. - Полн. собр.соч., т.З, с.1-609.

15. Ленин В.И. Аграрный вопрос и "критики Маркса". -Полн.собр.соч., т.5, с.95-268.

16. Ленин В.И. Что делать? - Полн.собр.соч., т.6, с.1-192.

17. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература. - Полн.собр.соч., т.12, с.99-105.

18. Ленин В.И. Лев Толстой, как зеркало русской революции. - Полн.собр.соч., т.17, с.206-213.

19. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. - Полн. собр.соч., т.18, с.7-384.

20. Ленин В.И.Л.Н.Толстой. - Полн.собр.соч., т.20, с. 19-24.

21. Ленин В.И. Памяти Герцена. - Полн.собр.соч., т.21, с.255-262.

22. Ленин В.И. 0 народничестве. - Полн.собр.соч., т.22, с.304-308.

23. Ленин В.И. Три источника и три составных части марксизма. - Поли.собр.соч.,т.23, с.40-48.

24. Ленин В.И. Либералы и свобода союзов. - Полн.собр. соч., т.23, с.112-113.

25. Ленин В.И.О праве наций на самоопределение. - Полн. собр.соч., т.25, с.255-320.

26. Ленин В.И. Философские тетради. - Полн.собр.ооч., т.29.

27. Ленин В.И. Очередные задачи советской власти. -Полн. собр.соч., т.36, с.165-208.

28. Ленин В.И. Письмо к американским рабочим. - Полн. собр. соч., т.37, с.48-64.

29. Ленин В.И. О характере наших газет. - Полн.собр. соч., т.37, с.89-91.

30. Ленин В.И. Пролетарская революция и ренегат Каутский. -Полн.собр. соч., т.37, с.235-238.

31. Ленин В.И. Великий почин. - Полн.собр.соч., т.39, с.1-29.

32. Ленин В.И.Ответы на вопросы американского журна-лиота. - Полн.собр.соч., т.39, с.113-117.

33. Ленин В.И. Предисловие к американскому изданию книги Джона Рида "10 дней, которые потрясли мир". -Полн.собр.соч., т.40, с.48.

34. Ленин В.И. О пролетарской культуре. - Полн.собр. соч., т.41, с.336-337.

35. Ленин В.И. План тезисов "О роли и задачах профсоюзов в условиях новой экономической политики". -Полн.собр.соч., т.44, с.494-500.

36. Ленин В.И. Потресову А.Н. 26 января 1899 г. -Полн.собр.соч., г.46, с.18-22.

37. Ленин В.И. Плеханову Г.В. 23 января (5 февраля) 1903 г. - Полн.собр.соч., т. 46, с. 266-267.

38. Ленин В.И. Богданову А.А. 28 декабря 1904 г.(10 января 1905 г.) - Полн.собр.соч., т. 47,с.59.

39. Ленин В.И. Горькому A.M. 24 января 1907 г.(9 января 1908 г.).- Полн.собр.соч.,т. 47,с.I19-120.

40. Ленин В.И. Горькому A.M. 21 декабря 1910 г.(3 января I9II г.). - Полн.собр.соч.,т. 48,c.II-I4.

41. Ленин В.И. Горькому A.M. Ранее 26 декабря 1912 г. (8 января 1913 г.). - Полн.собр.соч., т. 48,с. 139-142.

42. Ленин В.И. Горькому A.M. 15 сентября 1919 г. -Полн.собр.соч.,т. 51,с.47-49.

43. Документы центральных органов КПСС и Советского правительства

44. Андропов Ю.В. Ленинизм - неисчерпаемый источник революционной энергии и творчества масс. Доклад на торжественном заседании в Москве, посвященном112.й годовщине со дня рождения В.И.Ленина. 22 апреля 1982 г.- М.Политиздат, 1982.- 23с.

45. Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР.-М.Политиздат, 1983. - 31 с.

46. Владимир Ильич Ленин. Биографическая хроника. тт.1-10. М.: Политиздат, 1970-1980. т.1 - 627с., т.2 - 720с., т.З - 646 е., т.4 - 460 е., т.6 -666с., т.7 - 700 е., т.8 - 704 е.,т.9 - 744 е., t.Io - 712 с.

47. Пономарев Б.Н. Живое и действенное учение марксизма-ленинизма. /Ответ критикам/. - 4-е изд.,доп.- М.'Политиздат, 1983.-159с.

48. О подготовке к IfflO-летиго со дня рождения Владимира Ильича Ленина.Постановление Центрального Комитета КПСС.1. М.:Политиздат, 1968,-30с.

49. О ПО-й годовщине со дня рождения Владимира Ильича Ленина.Постановление ЦК КПСС от 13 декабря 1979 г.-М.: Политиздат,1980.-16с.

50. О 80-летии Второго съезда РСДРП: Постановление ЦК КПСС. 31 марта 1983 г.-М.:Политиздат,1983.-14с.

51. Материалы ХХУ1 съезда КПСС.-М.Политиздат,1976.-225с.

52. Материалы ХХУ1 съезда КПСС.-М.:Политиздат,1981.-223с.

53. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС,22 ноября 1982 г.-М.-.Политиздат, 1982.-30с.

54. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС,14-15 июня 1983 г.-М.Политиздат, 1983.-80с.

55. Об идеологической работе КПСС. Сборник документов.-М.Политиздат, 1977.-639с.

56. О партийной и советской печати. Сборник документов.-М.Издательство Правда 1954.-692с.

57. О дальнейшем улучшении идеологической политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г.-М.Политиздат, 1979,-15с.

58. У1 съезд РСДРП (большевиков). Протоколы.-М.Политиздат, 1958.- 246 с.

59. Материалы конференций, симпозиумов.

60. Дело всей партии. Материалы всесоюзного совещания идеологических работников. Москва, 16-17 октября 1979 г.-М.Политиздат, 1980.-319с.

61. За высокое качество и действенность идеологической работы. Материалы Всесоюзного семинара-совещания.идеологических работников. Москва, 20-25 апреля. 1981 г. - М.Политиздат, 1981. - 576 с.

62. Образ В.И.Ленина в современной литературе. -Вопросы литературы, 1969 $ 6, с.3-55.

63. Материалы Всесоюзной конференции Союза писателей СССР, Института мировой литературы им.А.М.Горького АН СССР, Академии общественных наук при

64. Движение прозы: С пленума Совета по критике СП СССР. - Вопросы литературы, 1980, J& 7, с.З-ПО.

65. Великие биографии. - Огонек, 1980, Л 28, с.22-24.310. "Минувшее меня объемлет живо." Ю.Давыдов,

66. Я.Кросс, Б.Окуджава, О.Чиладзе об историческом романе. - Вопросы литературы, 1980, $ 8, с.124-154.

67. Герой истории, герой современности ("Круглый стол" болгарских и советских писателей в цент.ральном доме литераторов. Москва, 19-20 мая 1981 г.),- Литературная газета, 1981, 27 мая, с. 2.

68. Специальная литература а. Книги

69. Агеносов В.В. ХХУ съезд КПСС и проблемы современной советской литературы. - М.: Знание, 1977.-41 с.

70. Анастасьев А.Н. Трилогия Погодина о Ленине на сцене. - М.: Наука, 1964. - 72 с.

71. Александрова Л.П. Советский исторический роман и вопросы историзма. - Издательство Киевского университета, 1971. - 156 с.

72. Анализ литературного произведения. - Л.: Наука, 1976. - 236 с.

73. Андреев Ю.А. Революция и литература: Октябрь и гражданская война в русской советской литературе и становление социалистического реализма (20-30-е годы). 2-е изд.доп. - М.: Художественная литература, 1975.- 448 с.

74. Аникеев В.В. Деятельность ЦК РСДРП(б) РКП(б) в 1917-1918 годах. (Хроника событий). - М.: Мысль, 1974. - 557 с.

75. Андреев А.А. О незабываемом. Очерки революционера-большевика. - М.: Политиздат, 1972. - 232 с.

76. Арманд И. Статьи, речи, письма. - М. Политиздат,1979. - 287 с.

77. Арнольдов В.Н. Семья Ульяновых в Самаре. Поиски и находки. - Куйбышев: Книжное издательство, 1979. -134 с.

78. Аршуни А. Встречи с прошлым. - М.: Советский писатель, 1971. - 167 с.

79. II. Ахмедов Ф. Джафарова Э. По ленинскому маршруту. -Баку: Азернешар, 1969. - 72 с.

80. Ахмедов С. Образ В.И.Ленина в советской художественной прозе. - Махачкала: Дагучпедгиз,1973. -112 с.

81. Баландин Л. Афанасий Коптелов. - Новосибирск.: Западно-Сибирское книжное издательство, 1975, -79 с.

82. Баранов В. Дойти до сути: 70-е годы в литературе.-Горький: Волго-Вятское книжное издательство,1980. - 271 с.

83. Баранов В.И. Правда образа - правда истории. Эстетические проблемы Ленинианы. Русская советская проза. - Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1971. - 152 с.

84. Баранов В.И. Великий Октябрь и современная историко-революционная проза. - М.:3нание, 1977. - 61 с.

85. Бонч-Бруевич В.Д. Воспоминания о Ленине. - М. Паука, 1969. - 518 с.

86. Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. о детской литературе. - М. :Детгиз, 1954. - 432 с.

87. Белявский С. Большевики в Минусинской ссылке. -Красноярск: Книжное издательство, 1964. - III с.

88. Богомолова З.А. Образ В.И.Ленина в современной советской литературе. - Ижевск: Удмуртия, 1971. -60 с.

89. Бражин И. Сумка волшебника. - Л. :Лениндат, 1978, -463 с.

90. Еушмин А.С. Преемственность в развитии литературы. 2-е изд. доп. - Л. :Художественная литература, 1978.- 224 с.

91. Воробьева Н.П. Принцип истрризма в изображении характера. Классическая традиция и советская литература. - М.:Наука, 1978. - 263 с.

92. Вечной живой. Сборник. Образ В.И.Ленина в художественной литературе. - Л.:Лениздат, 1970. - 487 с.

93. Вильяме А.Р. О Ленине и Октябрьской революции. -М.: Политиздат, I960. - 287 с.

94. Вишневский И. Образ Ленина в русской советской литературе. - Львов: Издательство Львовского университета, 1973. - 32 с.

95. Власов И.М. З.И.Ленин и строительство Красной Армии.- М.:Воениздат, 1958. - 207 с.

96. Власов Ф. Эпос мужества. - М. Московский рабочий, 1965. - 551 с.

97. Волков М.Г. Рождение советской интеллигенции. -М. Политиздат, 1968. - 86с.

98. Военно-боевая работа партии большевиков. I903-I9I7.- М.:Воениздат, 1973. - 381 с.

99. Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине в пяти томах. тт.1-5. Издание второе. М. Политиздат, 1979. т.1-646 е., т.2-496 е., т.3-512 е., т.4-490 е., т.5-526 с.

100. Воспоминания о Втором съезде РСДРП. Издание второе, дополненное. - М. :Политиздат, 1973. - 167 с.

101. Воспоминания коммунистов Закавказья о В.И.Ленине.- Ереван: Айстан, 1970. - 403 с.

102. Галин Б. Строитель нового мира. - М.:Советский писатель, 1978. - 496 с.

103. Гольдина Р. С. Ленинская тема в творчестве Мариэтты Шагинян. - Ереван: Айштан, 1969. - 152 с.

104. Гарибджанян Г.Б. В.И.Ленин и большевики Закавказья.- М.'.Политиздат, 1971. - 382 с.

105. Глеб Максимиллианович Кржижановский, йизнь и деятельность. - М. :Наука, 1974. - 296 с.

106. Гусев К.В. Партия эсеров. От мелко-буржуазного ре-волщионоризма к контрреволюции. Исторический очерк.- М.:Мысль, 1975. - 383с.

107. Горбунов В.В. В.И.Ленин и Пролеткульт. - М. Политиздат, 1968. - 239с.

108. Горький A.M. Владимир Ильич Ленин. - Л. Государственное издательство, 1924. - 161 с.

109. Горький A.M. В.И.Ленин. (Воспоминания). - М.: Политиздат, 1974. - 63 с.

110. Гражданская война на Дальнем Востоке. (I9I8-I92I).-М.:Наука, 1973. - 351с.

111. Гулыга А.В. Искусство истории. - М.: Современник, 1980. - 228 с.

112. Гулыга А.В. Эстетика истории. - М.: Наука, 1974,-с.128 с.

113. Гура В.В. Роман и революция. Бути советского романа. I9I7-I929. - М.Советский писатель, 1973. -400 с.

114. Даты жизни и деятельности Ленина (1870-1924). - М.: Партиздат, 1933. - 306с.

115. Диев В.А. Трилогия Н.Погодина о Ленине. - М. :Худо-жественная литература, 1965. - 150 с.

116. Демочкин Г.Г. В.И.Ленин и образование республики Советов. - М. Политиздат, 1974. - 255 с.449. }иак Л.П. жзнь, искусство, личность писателя. - М.: Советский писатель, 1969. - 208 с.

117. Жуков Д. Биография биографии. Размышление о жанре.-М.:Советская Россия, 1980. - 136 с.

118. Идеи Ленина - источник вдохновения. - М. Политиздат, 1970. - 174 с.

119. Иванов В.Идейно-эстетические принципы советской литературы. - М.:Художественная литература, 1975. -509 с.

120. К годовщине смерти В.И.Ленина. 1924 - 21 января 1925. Сборник статей, воспоминаний и документов. -Л.-М.1925. - 347 с.

121. Коновалов Г. Тугие крылья таланта. - М. Советская Россия, 1975. - 254 с.

122. Крупская Н.К. Ленин и партия. - М. Политиздат, 1963. - 254 с.

123. Книпович Е.Ф. Художник и история. - М.:Советский писатель, 1968. - 430 с.

124. Кузьмин Б.П. Литература и история. - М.: Художественная литература, 1969. - 528 с.

125. Кузнецов Ф.Ф. За все в ответе. Нравственные искания в современной прозе и методология критики. - 2-е изд.доп. - М.Советский писатель, 1978. - 616 с.

126. Кузнецов Ф.Ф. Перекличка эпох. Очерки, статьи, портреты. 2-е изд. - М.:

127. Ленобль Г.М. История и литература. 2-е изд. - М.: Художественная литература, 1977. - 301 с.

128. Ленин в нашей жизни. - М. Политиздат, 1966. - 415с.

129. Ленин в "Правде". Воспоминания. - М. Правда, 1970.- 352 с.

130. Ленин. Сибирская ссылка. По воспоминаниям современников и документам. - М. Политиздат, 1975. - 319 с.

131. Ленин В.И. в борьбе за революционный интернационал.- М. Наука, 1970. - 671 с.

132. Ленин В.И. и Башкирия. Документы, материалы, воспоминания. Издание второе, дополненное. - Уфа: Книжное издательство, 1974. - 534 с.

133. Ленин В.И. о защите социалистического отечества. -М.:Воениздат, 1975. - 440 с.

134. Ленинские страницы. Документы.Воспоминания.Очерки.- М.Известия, I960. - 299с.

135. Лепешинский П.Н. Как возникла ленинская партия. -М.:Партиздат, 1933. - 141 с.

136. Литвинов В. Характер - это судьба. - М.Советский писатель, 1976. - 344 с.

137. Луначарский А.В. Человек нового мира. - М.: АПН, 1976. - 207 а.

138. Макаровская Г.В. Типы исторического повествования.-Издательство Саратовского университета. 1972. -236 с.

139. Мессер Р.Д. Советская историческая проза. - Л.: Советский писатель, 1955. - 304 с.

140. Методология современного литературоведения: Проблемы историзма. - М. Наука, 1978. - 367 с.

141. Никифоров Г.П. Ленин и Федосеев. - Ярославль: Верхне-Волжскее издательство, 1969. - 165 с.^.75. Нестеров М.И. Язык русского советского исторического романа. - Киев. Высшая школа, 1978. - 191 с.

142. Новиков В. Вечно живой. Основные принципы изображения В.И.Ленина в литературе и искусстве. - М.: Знание, 1968. - 62 с.

143. Озеров В.М. Коммунист наших дней в жизни и литературе. М. :Художественная литература, 1976. - 301 с.

144. Оклянский Ю.Н. Наследники. Об историзме современной прозы. - М. :3нание, 1975. - 64 с.

145. Оскоцкий В. Негасимое пламя костра. Историко-рево-лщионная тема в советской многонациональной прозе.- М.-.Знание, 1977. - 128 с.

146. Оскоцкий В.Д. Роман и история. Традиции и новаторство советского исторического романа. - М.: Художественная литература, 1980. - 384 с.

147. Они встречались с Ильичем. - М.Политиздат, 1974.142 с.

148. Осжова Т.О.Проблемы гармонической личности в цикле очерков М.С.Шагинян "Четыре урока у Ленина". -Ростов: Издательство Ростовскогоуниверситета, 1976.- 37 с.

149. Панков В.К. Воспитание гражданина. - М. Советский писатель, 1965. - 284 с.

150. Панков В.К. Советская действительность в изображении Горького. - М.Советский писатель, 1957. -382 с.

151. Пауткин. А.И. Советский исторический роман (в русской литературе). - М.: Знание, 1970. - III с.

152. Петров С.М. Русский советский исторический роман. - М.:Современник, 1980. - 413с.

153. Петров С.М.Советский исторический роман. - М.: Советский писатель, 1958. - 483 с.

154. Шскунов В. Советский роман-эпопея. 1анр и его эволюция. М.: Советский писатель, 1976. - 365 с.

155. Пискунов В.М. Знаменосцы. Образ коммуниста в советской литературе. - М. Просвещение, 1979. - 214 с.

156. Шскунов В.М. Советская Лениниана. - М. :Художествен-ная литература, 1970. - 95 с.

157. Позднякова Г.И. Войти в мир Ленина. Критико-биогра-фические очерки из истории современной Ленинианы. Второе издание. - Л. :Детская литература, 1969. -190 с.

158. Полонский Л.В. Образ В.И.Ленина в советской художественной литературе. - Тюмень, 1969. - 38 с.

159. Партия и Великий Октябрь. - М.Политиздат, 1976. -294 с.

160. Партийно-политическая работа в Красной Армии. (Апрель 1918 - февраль 1919). Документы. - М.: Воениздат, 1961. - 360 с.

161. Потапов Н. Родом из революции. - М.: Советская Россия, 1980. - 95 с.

162. Письма трудящихся к В.И.Ленину. I9I7-I924 гг. -М.: Политиздат, I960. - 462 с.

163. Раскольников Ф.Ф. На боевых постах. - М.:Воениздат, 1964. - 351 с.

164. Сартаков С. Приступая к новой работе. - М.: Советская Р0ссия, 1978. - 93 с.

165. Лапенко В.Н. Идейно-эстетические принципы художественной Ленинианы. Автореферат диссертации^ на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Львов. 1978. - 16 с.

166. Сокол Л.Э. Современная лирико-документалнная проза о Ленине и революции, (канровое своеобразие). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М.: 1978.- 16 с.

167. Скачков И.В. Современный историко-революционный роман и проблема нравственного воспитания человека. : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - М.:1979. - 24 с.

168. Филатова А.И. Русский советский исторический роман конца 50-х середины 70-х годов. Новое в идейно-художественной проблематике. Автореферат на соискание ученой степени доктора филологических наук. - Л.: 1980. - 42 с.6. Художественная литература

169. Антонов С.А. Дорогие черты. Рассказы о Ленине. -М.: Молодая гвардия, 1966. - 144 с.

170. Антонов С.Ф. Трудный день. М.: Московский рабочий,1980.

171. Бергольц О.Ф. Дневные звезды. - Л.: Советский писатель, 1959. - 253 с.

172. Бергольц О.Ф. Поэмы. - Л.:Советский писатель, 1961. - 550 с.

173. Барышев М. Особые полномочия. - М.:Политиздат, 1976. - 446 с.

174. Виноградская С.С. Рассказы о Ленине. - М.:Советский писатель, 1965.- 263 с.

175. Вирта Н. Вечерний звон. - М.:Молодая, гвардия, 1951. - 623 с.

176. Воскресенская З.И. Сердце матери. - М.:Детская литература, 1970. - 271 с.

177. Воскресенская З.И. Сквозь ледяную мглу. - М.Детская литература, 1970.- 366 с.

178. Гусева З.А. Свидание на Капри. - М.: Советская Россия, 1972. - 225 с.

179. Дангулов С.А. Тропа. - М.:Детская литература, 1974, - 301 с.

180. Дангулов С.А. Дипломаты. - М.:

181. Давыдов 10.В. Завещая вам, братья. - М. Политиздат, 1975. - 382 с.

182. Драбкина Е.Я. Черные сухари. - М.:Художественная литература, 1963. - 350 с.

183. Еремин Дм. Золотой пояс. Ему было тридцать. Ласточка Света. - М.: Московский рабочий, 1970. -341 с.

184. Еремин Дл. Перед прыжком. - М.: Роман-газета, 1980, № 7. - 126 с.

185. Иванов Вс. Избранные произведения в двух томах.-М.: Художественная литература, 1969. - 167 с.

186. Казакевич Э.Г.Синяя тетрадь. М.:Художественная литература, 1969. - 167 с.

187. Канивец В.В.Ульяновы. - М.; Советский писатель, 1972. - 590 с.

188. Катаев В.П. Маленькая железная дверь в стене. -М.: Советский писатель, 1969. - 270 с.

189. Коптелов А.Л. Большой зачин. - М.:Советский писатель, 1969. - 270 с.

190. Коптелов А.Л. Возгорится пламя. - М.Известия, 1970. - 700 с.

191. Коптелов А.Л. Точка опоры. - М.:Советский писатель, 1978. - 608 с.

192. Кузьмин Н. Меч и плуг. - М.Политиздат, 1976,411 с.

193. Ленин с нами. Сборник воспоминаний, рассказов, очерков. - Ставрополь: Книжное издательство, 196. - 141 с.

194. Леонов Л.М.Скутаревский. Собр.соч. в 9 томах. -М.Политиздат, 1961, т.5 - 335 с.

195. Марягин Г.А. Стратег и зодчий. - М.:Воениздаг, 1967. - 369 с.

196. Матюшин М. Преданность. - М.Политиздат, 1976. -342 о".6297 Маяковский В.В. Владимир Ильич Ленин. Поэма. -М.:Художественная литература, 1969. - 140 с.

197. Погодин Н. Человек с ружьем. Кремлевские куранты. Третья патетическая. - М.: Художественная литература, 1969. - 140 с.

198. Попова Е. Простое в великом. Сборник рассказов об Ильиче. - М.-Л.:Московский рабочий, 1929. - 196 с.

199. Радищев Л.Н. Крепкая подпись. Рассказы. - Л.: Советский писатель, 1970. - 223 с.

200. Сартаков С. А ты гори, звезда. - М.: Советский писатель, 1976. - 719 с.

201. Соколов М.А. Искры.кн.I.-М.:Советский писатель, 1954. - 935 с.

202. Соколов М.А. Искры.кн.2.-М. -.Гослитиздат, 1959. -887 с.

203. Соколов М.А. Искры.кн.З.-М.:Советский писатель,1969.-575 с.

204. Соколов М.А. Искры.кн.4.-М.:Советский писатель,1970.-767 с.

205. Толстой А.Н.Хождение по мукам. В 2-х томах. - М.: Художественная литература, 1976,т.1 - 591 е.,т.2 - 379 с.

206. Таурин Ф. Без страха и упрека. - М.Политиздат, 1977. - 375 с.

207. ШагинжМ.С. Лениниана. - М.:Молодая гвардия, 1977. - 816 с.

208. Шагинян М.С. Четыре урока у Ленина. - М.:Молодая гвардия, 1972. - 284 с.

209. Шагиня М.С.Дневник (1950-1932) М.:Советский писатель, 1953. - 512 с.

210. Шатров Е.В. Заказ Ильича. - М.Политиздат, 1957.24 с.

211. Яковлев Б.С. Из реки по имени - "Факст". - М.: Советская Россия, 1976. - 311 с.

212. Яковлев Е.В. Портрет и время. - М. Политиздат, 1979. - 352 с.