автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Характер и конфликт в лезгинской повести 50-70-х годов XX столетия

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Гарунова, Зенура Такадиновна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Характер и конфликт в лезгинской повести 50-70-х годов XX столетия'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Характер и конфликт в лезгинской повести 50-70-х годов XX столетия"

На прс^^^р^тіси

ГАРУНОВА Зенура Такадиновна

ХАРАКТЕР И КОНФЛИКТ В ЛЕЗГИНСКОЙ ПОВЕСТИ 50-70-х ГОДОВ XX СТОЛЕТИЯ

Специальность 10.01.02 - Литература народов РФ (лезгинская литература)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

1 О '•„•¿■7]

Махачкала - 2012

> V'

а

005042474

Работа выполнена в отделе литературы Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы ДНЦ РАН

Научный руководитель: доктор филологических наук

профессор Кельбеханов Р.М.

Официальные оппоненты: доктор филологических наук

профессор Мазанаев Шабан Абдулкадырович

(ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет»)

кандидат филологических наук

доцент Казимагомедова Фаина Исламовна

(ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»)

Ведущая организация - Дагестанский институт повышения квалификации

Защита состоится «/£» мая 2012 г., в 14 часов, на заседании диссертационного совета Д 002.128.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ФГБУН Институте языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы ДНЦ РАН (367032, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 45; т/ф 8(8722)67-59-03).

Объявление о защите и автореферат диссертации размещены на официальном сайте ВАК Минобрнауки РФ «10» апреля 2012 г. Объявление о защите и автореферат диссертации размещены на официальном сайте ИЯЦИ ДНЦ РАН (уАУ\у/1уаНс1пс.ги)«10» апреля 2012 г. '

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Дагестанского научного центра РАН (ул. М. Гаджиева, 45).

Автореферат разослан апреля 2012 г.

Ученый секретарь

педагогических кадров.

диссертационного совета кандидат филологических наук

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Лезгинская проза в европейском понимании, зарождается в 30-е годы XX века. Однако в это время прозаические произведения у лезгин скорее были исключениями. Среди них утерянная повесть А. Фатахова «Следы крови» и «Бунт в горах» О. Эфендиева.

Если в 30-е и в 40-е годы жанр повести в лезгинской литературе являлся исключением, то в 50-70-ые годы прошлого века к повести обратилась уже целая плеяда писателей, произведения которых были благосклонно встречены читателями. Повести, появившиеся в 50-70-е годы, носят печать своего времени. Авторы их придерживались принципов социалистического реализма. Некоторые писатели, не осознавая в полной мере понятие «теория бесконфликтности», в своих произведениях отразили его. В этом отношении лезгинские писатели не отличались от других дагестанских писателей и отдельных современных им русских авторов.

Однако лезгинские повести 50-70-х годов не стали предметом серьезного литературоведческого исследования.

Не зная особенностей развития литературы указанного периода, нельзя понять и дальнейшее ее развитие. Поэтому осмысление особенностей повести 50-70-х годов, выявление ее специфики продиктовано научной необходимостью сегодняшнего дня. Без исследования повести тех лет немыслимо представить вообще развитие лезгинской литературы. Только соответствующий литературоведческий анализ повести названного времени может ликвидировать разрыв в ее изучении, дать хронологически полное представление о ней.

Конфликт и характер в лезгинской литературе 50-70-х годов принципиально отличаются от конфликта и характера в литературе конца XX - начала XXI века. Следует отметить, что ментальная ориентация современного лезгинского и дагесганского общества в целом может быть понята при сопоставлении двух указанных периодов в литературе, если учесть, что она в определенной мере -зеркало общества.

Материалом исследования являются лезгинские повести 50-70-х годов: «Надежда» А.Агаева, «Пора первого жаворонка», «Правнучка», «Турфан» К. Меджидова, «Встречная сила» М. Гаджиева, «Песня о Самурском лесе» и «Орлиный утес» Б. Гаджикулиева, «Солнце встречают», «Свет виден издалека» М. Шихвердиева, «Живые горы», «Объездчик» К. Акимова и некоторые другие.

Предмет исследования. Жанровые особенности лезгинских повестей 50-70-х г., их проблематика, национальная специфика конфликта и характера в них.

Степень изученности темы. Произведения лезгинских писателей стали предметом исследования дагестанских и русских литературоведов и критиков: А. Агаева, К. Акимова, С. Ахмедова, А. Вагидова, Б. Гаджикулиева, Г. Гамзатова, Г. Гашарова, С. Залыгина, Н. Каляевой, Р. Кельбеханова и др. По лезгинской прозе написаны и защищены диссертации: докторская - «Лезгинская национальная проза: история развития жанровой системы» Акимова К.Х. (1999)

и кандидатские - «Зарождение и развитие лезгинской национальной прозы» Пашаевой Т.Н. (1985), «Идейно-художественное своеобразие прозы Княса Меджидова» Абдурагимовой М.Н. (2002), роман «Вот камень, вот весы» Меджида Гаджиева: жанровые и художественные особенности» Качаевой Э. Р. (2003), «Поэтика романа-трилогии «Гнездо солнца» Хакима Курбана» Алиевой С.К. (2005).

Вопросы зарождения, становления и развития лезгинской прозы получили свое освещение в академических изданиях: «История дагестанской советской литературы1 и «Истории советской многонациональной литературы» , а также в сборниках, изданных ИЯЛИ им. Г.Цадасы ДНЦ РАН, Даггоссуниверситетом, ДГПУ.

Однако большой пласт лезгинской прозы, в частности, повести 50-70-х годов XX столетия, в плане проблемы характера и конфликта, остается недостаточно исследованным.

Из перечисленных выше диссертаций раньше всех появилась кандидатская диссертация Т.Н. Пашаевой. В данной работе проанализированы прозаические произведения 30-70-х годов. Автор подробно и научно обоснованно определяет истоки лезгинской прозы (рассказ, новелла и очерк), раскрывает процесс перехода от малых жанров прозы к большим - повести и роману, анализирует отдельные повести и романы 3. Эфендиева, К. Меджидова и др., определяет новые тенденции формирования лезгинской прозы в 80-х годах. Однако Т.Н.Пашаева лишь поверхностно коснулась проблемы характера и конфликта.

В статьях Г.Г.Гашарова и его книге о творчестве лезгинских писателей рассмотрены отдельные повести: «Надежда» А. Агаева3, «Горы движутся» К. Меджидова4 и др.

Лезгинской повести дана оценка и в монографии Г. Гашарова «Хаким Курбан: грани творчества»3. Но в интересующем нас плане в этой книге о

повести речь не идет.

Степень разработанности проблемы нашего исследования не адекватна реальному художественному вкладу жанра повести в лезгинскую литературу. В исследованиях А. Агаева, Б. Гаджикулиева, Г. Гашарова, К. Акимова, Т. Пашаевой анализ жанра повести занимает относительно мало места, а проблема характера и конфликта не стала объектом отдельного исследования.

Лезгинская повесть получила относительно подробное осмысление в работе Акимова К.Х. «Лезгинская национальная проза: история развития жанровой системы». Как указывает автор, лезгинские повести, количество которых перевалило за 80, отличаются идейно-тематическим и жанровым разнообразием.

Однако деление повестей лезгинских писателей, которое дает К.Х. Акимов, не может считаться убедительным, так как граница между разными видами

' История дагестанской советской литературы: В 2-х томах. Махачкала, 1987.

! История советской многонациональной литературы: В 6-ти томах. М : Наука, 1970-1975.

! Гашаров Г.Г. Лезгинская литература: история и современность. Махачкала, 1998.-С.214.

4 Там же. С. 1 82.

5 Гашаров Г. Г. Хаким Курбан: грани творчества. Махачкала, 2003. -С 28-72

повестей оказывается иногда нечеткой.

Появление жанра повести в лезгинской литературе связано с процессами возрождения, сближения и взаимообогащения национальных литератур в СССР, которые с 20-х годов развивались в ускоренном темпе.

Существенное значение в формировании дагестанского литературного единства, как отмечает академик Г.Г. Гамзатов, имело приобщение народов Дагестана к российской государственной общности, российской общественной мысли, культуре, литературе и искусству. В книге «Дагестанский феномен возрождения» он пишет: «Освоение опыта русской словесности, русской литературы и русского языка, заимствование литературных форм, жанров и приемов художественности и в целом совокупное воздействие российской действительности, а в сущности - европейских литературных традиций, уже с середины ХГХв. имели для дагестанской художественной культуры всевозрастающее и непреходящее значение»6. А в XX веке влияние традиций русской литературы еще более возросло.

Научная новизна исследования. Проблема конфликта и характера в лезгинской повести 50-70-х годов рассматривается в нашей работе впервые как двуединство. Кроме того, выявлены особенности композиции и сюжета, образной системы повестей, не рассмотренных или рассмотренных поверхностно предыдущими исследователями.

Диссертация является первой монографической работой, посвященной проблеме конфликта и характера в лезгинских повестях 50-70-х годов.

Методологической основой исследования послужили труды известных русских литературоведов: В. Белинского, М. Бахтина, В. Виноградова, А. Бочарова, В. Кожинова, М. Кузнецова, Л. Гинзбург, Л. Тимофеева! Из дагестанских литературоведов мы опирались на исследования Г. Гамзатова, Г. Гашарова, С. Ахмедова, 3. Гаджиевой, А. Вагидова, А.-К. Абдулатипова, З.Н. Акавова, К. Акимова, Т.Н. Пашаевой, М. Гусейнова, в которых освещены вопросы становления и развития национальной прозы, в том числе и жанра повести.

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертационной работы-выявить особенности композиции и сюжета, в которых становятся очевидными конфликт и характер в лезгинских повестях 50-70-х годов.

Задачи исследования сводятся к следующему:

- проанализировать повести лезгинских авторов 50-70-х годов в единстве формы и содержания;

- выявить своеобразие конфликта и характера повестей указанного периода;

- рассмотреть схождение и расхождение образной системы в повестях лезгинских писателей 50-70-х годов;

- отметить достоинства и недостатки повестей.

Методы научного исследования. Для решения поставленных в диссертации задач использованы аналитический, системный и сравнительный методы.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Работа может

" ¡тиатов Г.Г. Дагестанский феномен возрождения ХЛЧП-Х[Х вв. Махачкала, 2000 -С.288.

представить определенный интерес для литературоведов, так как изучение сложных процессов формирования и развития жанра повести в лезгинской литературе, характера и конфликта в ней является одним из неисследованных звеньев во взаимосвязанной сложной структуре литератур народов Дагестана как целостного художественно-эстетического явления.

Практическое значение работы определяется тем, что она может быть использована при составлении учебников и пособий для школ, педколледжей и университетов. По материалам диссертации возможно подготовить спецкурс для студентов филологических факультетов вузов Республики Дагестан.

Положения, выносимые на защиту:

1. Лезгинская повесть 50-70-х годов представляет начальный этап данного жанра.

2. Лезгинские повести этого периода отличаются тематическим многообразием. Конфликт и характер в повестях составляет их содержательную основу.

3. Повести 50-70-х годов проникнуты лиризмом.

4. В повестях этого периода ставится проблема лирического героя.

5. Особенности композиции и сюжета лезгинских повестей названного периода. Композиция как средство создания конфликта.

Апробация диссертации. Диссертация обсуждена на заседании Отдела литературы Института языка, литературы и искусства им. Г.Цадасы ДНЦ РАН. Основные положения работы изложены в 7 публикациях, в т.ч. в журнале рекомендованном ВАК Минобрнауки РФ (Научный журнал «Вопросы филологии». Москва, 2006. № 6. С. 367-369).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Объем работы составляет 154 с.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность и научная новизна исследования, формулируются объект и предмет, цели и задачи диссертации, отмечается ее теоретическая и практическая значимость.

В первой главе «Конфликт в лезгинской повести 50-70-х гг.» -определяются понятия «конфликт и характер», рассмотрен социально-бытовой конфликт в повести «Надежда» А. Агаева, описано нравственное и социальное в повестях «Встречная сила» М. Гаджиева и «Песня о Самурском лесе» Б. Гаджикулиева.

Конфликт - это столкновение, борьба, результатом которой должно быть разрешение противоречий, противостояние личностей, позиций, взглядов. Эти противоречия могут встречаться в отношениях между людьми в быту, в общественной жизни, в сознании человека. По словам Б. Михайловского, конфликт - это «конкретное образное отражение существенных, значительных, достаточно устойчивых (длительных) противоречий, типичных для данного

общества»7.

«Связь между жизненным конфликтом и художественным способом его выражения, - пишет А.Глушко, - не однозначна. Она отражает богатство и разнообразие жизненных коллизий, сложность взаимоотношений личности и общества» . Поэтому исследование конфликта, особенностей его проявления так важно при изучении творчества писателя. Существенно суждение на этот счет Ю.Манна: «Художественный конфликт... в полном смысле структурная (т.е. смысловая и формальная) категория, ведущая вглубь художественного строя произведения или системы произведений9.

Другим столь же важным компонентом литературного произведения является характер, который раскрывается в конфликте: два этих понятия -конфликт и характер - существуют вместе.

На наш взгляд, наиболее полное и точное определение характера принадлежит Л. Тимофееву: «Характер - это присущий исторической обстановке, изображенной в произведении писателем, тип человеческого поведения (поступков, мыслей, переживаний), преображенный соответственно эстетическим нормам писателя»10.

Повесть «Надежда» А. Агаева написана в 1952 году и издана в 1953 году на родном языке . Она посвящена жизни педагогического коллектива сельской школы, где работает русская учительница Надежда Кондакова.

Вряд ли можно согласиться с мнением Г.Гашарова, который, определяя тему повести «Надежда», пишет, что произведение А. Агаева «посвящено дружбе дагестанцев и русских.... В ней писателю удалось создать запоминающиеся образы учительницы русского языка Надежды Михайловны Кондаковой и биолога Селима Гаджиева, которые в трудных условиях послевоенных лет не только обучали дагестанских ребят, но и боролись с отсталостью и невежеством, с религиозными предрассудками и ханжеством»12. Проблема дружбы народов в повести поставлена. Но не она является главной.

Повесть «Надежда» А. Агаева имеет четко выраженную сюжетно-композиционную систему. Эпиграфом послужили слова азербайджанского поэта Сайда Ширвани, который просит сына учить русский язык, русскую науку, ибо без них «мир превратится в темную могилу»11. Эти слова подсказывают читателю идею повести.

События в повести описываются как цепочка причин и следствий. Они происходят в селе под вымышленным названием «Алимкент» (Наука-село). Название имеет символическое значение.

Конкретное имя учительницы скрывает и другой, очень важный смысл.

1 Михтшовский Б Избранные статьи. М.: Художественная литература, 1969 - С. 614. Глушко А. Характер и конфликт а современном советском рассказе // Современный литературный процесс и критика. М.: Наука, 1975. С. 257.

' Манн Ю. Поэтика русского романтизма. М.. Наука, 1976,-С. 15. Тимофеев 77. Основы теории литературы. С. 156. Здесь и дальше предлагаем подстрочные переводы, сделанные нами. Гашарое Г.Г. Лезгинская литература. -С 214. Агаев А. Надежда: Повесть. Махачкала, 1953.-С 3.(Налезг. яз.)

Надежда - что вера жителей не только села, о котором идет речь, но и всех горцев в обновлении жизни, основанное на началах разума, справедливости, богатства, культуры. Ведь не случайно приезжали в Дагестан русские учителя, врачи, агрономы, экономисты, инженеры, строители и т.д. Благодаря им обновление Дагестана шло быстрыми темпами. В повести «Надежда» главный герой - Надежда Кондакова. По характеру Н. Кондакова - активная, энергичная, уравновешенная. Она легко приспосабливается к окружающей среде (за короткий срок выучила лезгинские слова и общается с учителями и учащимися на их родном языке). Жизнь вовлекает ее в решение бытовых и личных споров, которые к ней, казалось бы, никакого отношения не имеют. Характер Кондаковой проявляется в ее действиях, поступках и даже типичной позе: стоит ровно, грудью вперед, смотрит в глаза «противника», делает паузу и ждет ответа. Ее конфликт с отдельными учителями обоснованный, в котором правда на ее стороне.

А.Агаев в своем произведении создал эстетический и этический идеал на примере образа Кондаковой. Однако автор, на наш взгляд, излишне

идеализировал образ Надежды.

Повесть имеет установочный характер. В столкновении носителей добра и справедливости со злом победа оказывается на их стороне.

Параграф 3 посвящен повестям М. Гаджиева и Б. Гаджикулиева.

В 50-60-х годах колхозная жизнь послужила тематикой для многих повестей дагестанских писателей. В основе их произведений борьба между новым и старым в сознании сельских жителей, борьба за повышение благосостояния и культуры горцев. В повестях дагестанских писателей («Встречная сила» М. Гаджиева, «Тесаный камень» М.Магомедова, «Лоботряс» З.Зульфукарова и др.), по мнению З.И. Имамкулиевой, по-новому освещается тема идейного и нравственного воспитания человека в коллективе и труде, в них усиливается внимание к духовным и материальным ценностям народа .

Тема колхозной жизни в ее морально-этическом и социальном аспекте получила свое воплощение и в повести «Встречная сила» Меджида Гаджиева . В ней, как полагает К.Х. Акимов, «даны реальные картины жизни, поставлены социальные и моральные проблемы времени» .

Основная проблема повести раскрывается в конфликте ее героев - Лукмана и

Мевлида.

Действие повести происходит зимой на пастбище, где чабаны пасут колхозные отары. В основе конфликта - следующий факт: Мевлид вовремя не сообщает руководству колхоза о трагической ситуации на кутане.

Сюжет повести локальный. Это необычная ситуация: необходимость оказания срочной помощи бригаде чабанов колхоза на зимнем пастбище.

Драматизм положения заставил коллектив чабанов во главе с Лукманом

"~илюмкул!ю:а З.И. Жанры дагестанской послевоенной прозы (1945-1965): дисс... канд.

филол. наук. Махачкала, 1972. -С.24.

15 Гаджиев М. Встречная сила: Повести. Махачкала, 1966. (На лезг. яз.)

Акимов Х.К. Лезгинская национальная проза...Махачкала, 1998.- С.67

принять срочные меры: Мевлида отправили в село за помощью, остальные (Султан, Айна и др.) экономили мизерные запасы корма и воды.

Кульминацией повести является момент, когда чабаны убедились, что они смогли спасти отару от голодной смерти.

Кроме основной сюжетной линии, в повести имеется и «боковая», связанная с жизнью Мевлида, его «подвигами» в Баку вместе со спекулянтами.

Главный конфликт служит мерилом постижения человеческих характеров в экстремальных условиях.

Повесть «Песня о Самурском лесе» Бубы Гаджикулиева - первое крупное произведение в лезгинской литературе, посвященное теме защиты природы. В ней поднимается проблема сохранения реликтового леса в пойме реки Самур.

Повесть издана на родном языке в 1978 году в сборнике автора «На родной земле» под названием «Самурдин мани» - «Песня Самура»17.

Лирический герой повести знает Самурский лес с детства, поэтому сейчас, когда над лесом нависла угроза полного уничтожения, приехал убедиться в этом. Он водит читателя по лесу, как опытный экскурсовод и рассказывает о трагедии, происходящей на глазах современников. Главный виновник трагедии - человек, который диким образом вырубает уникальный лес, а древесину использует на хозяйственные нужды.

Повесть захватывает читателя с первых же страниц. Сюжет ее состоит из последовательно изображаемых картин и событий, связанных с жизнью и деятельностью лесного хозяйства и его работников, прилагающих большие усилия для сохранения родной природы. Отношение лирического героя к происходящему в повести показывается на фоне активной жизнедеятельности лесного хозяйства. Поэтому здесь и много героев: Таги - старый лесник, Сефиханов Шихсефи - директор лесхоза, Балажа - водитель, Алексей, Вадим, Назлу, Жамирзе, Эмина, Сайд, Курбан и др.

Почти все герои повести обеспокоены трагическим положением леса, они очень многое делают для его спасения. Например, старый и опытный лесник Таги, который сторожит лес полвека и не знает при этом покоя. Лирический герой - писатель, журналист. Он, расстроенный мрачными сценами умирающего леса, обращается к читателю, к людям: «Братья! Так не может быть! Почему пышные леса Мюшкюра так быстро поредели? Почему песня Мюшкюрского леса, которая в унисон звучала песням рек Самур и Гюльгери, прервалась? Может быть, мощные селевые потоки унесли леса?» Ответ ясен, он подсказывается автором: в трагедии леса виноват человек, виноваты руководители республики, которые нс думают о жизни будущих поколений. Но есть еще надежда... Расстроенный лирический герой чуть-чуть успокаивается от того, что в Самурском межлесхозе работают люди, прилагающие все усилия, чтобы спасти лес: они сажают новые деревья, поливают их и ухаживают за ними.

Конфликт в повести Б.Гаджикулиева, как и в повести «Белый сайгак»

" Гадлсикупнее Г, Песня Самура // На родной земле: Повеет». Махачкала, 1978. -С.82-1 56. (На лезг. яз.).

А. Абу-Бакара, с философско - нравственной точки зрения приобретает характер конфликта между добром и злом.

Повесть Б. Гаджикулиева «Орлиный утес», на наш взгляд, - лучшее его произведение. Внешняя композиция и главы повести напоминают кинокадры. Сюжетно не связанные, они, однако, ведут к поставленной писателем цели, логически приводящему к финалу. Каждая глава повести делится на подглавки, которые отделены друг от друга звездочками. Но такая фрагментарность сюжета не обедняет содержания произведения.

Другая композиционная особенность повести - два героя, которых мы все время видим вместе. Они начинают повесть, ими же она заканчивается. В содержательном плане первая глава - основная.

Здесь мы и встречаемся с пастухом Цару и подпаском Чигали. Цару в основном устоявшийся характер. Его прозвали «хозяином гор». Он знает, где какая трава растет, куда гнать скот. Цару своего рода - знахарь: не признает лекарства в таблетках, которые выписывают врачи. Природа все дает, в его понимании, чтобы вылечить человека. Это в первую очередь травы и молочные продукты. По известным ему приметам, он может предсказать, какая будет зима, морозная или мягкая.

Чигали - юноша, который только что окончил школу. Отец его умер. Чтобы мать и младший брат не голодали, он устроился подпаском. Его образ дан в развитии. Он за несколько дней познал все секреты пастушества, работал на совесть. Но часто от Цару получал замечания, которые обижали его. Отдельные замечания пастуха унижали его, но обиды проходили, хотя и не совсем.

Однажды Чигали заметил, что Цару доит коров, надоил с десяток. Молоко отнес в грот, где приготовил сыр. Чигали понял, что пастух ворует колхозное молоко. Но об этом никому не сказал, хотя и хотел это сделать.

Цару же за обедом заметил, что в стаде две коровы его, но Чигали в это не поверил. А конфликт между ними незаметно набирал силу.

Первое сильное проявление этого конфликта - слова Цару о том, что из Чигали пастух не выйдет. Это уже было сверх сил Чигали: он решил вернуться домой, но пройдя немного, остановился в размышлениях: он должен помогать матери и младшему брату, а он бросив работу, как это делать? Нет, вернуться домой он не может. И Чигали повернул обратно. Цару встретил его приветливо, но это не помогло Чигали избавиться от оскорбления, которое нанес ему Цару. Возвращение Чигали совпало с важным для колхоза событием: в гости к Цару приехали председатель Келбяли и парторг Керим. Речь зашла о новых методах работы, о заготовке сенажа. Цару не соглашался с доводами парторга. Тут Керим понял, что председатель и пастух- союзники, что они противники нового. Так зарождается конфликт более серьезного порядка, не частного, а социального.

Здесь начинается кульминация повести. Часият, девушка, которую любит Чигали, приехала на пастбище к Цару. Она решила собрать образцы трав, чтобы представить в лабораторию сельхозинститута, где училась на втором курсе. Цару, у которого не было наследника по мужской линии, предложил ей стать

его женой, пообещав много денег. Часнят отказалась, и Цару готов был уже взять ее силой, но тут появился Чигали. Пока мужчины говорили, Часият села на коня и поскакала обратно. А Цару пошел на Чигали, чтобы наказать его, но на этот раз допустил ошибку: он даже не заметил, как Чигали подбросил его вверх, и он упал, ударившись сильно затылком. Так, кончилась власть Цару над Чигали. Больше он ничего обидного в адрес подпаска не позволял себе. Тут автор дает понять, что роли подпаска и пастуха стали меняться. Сюжетно это убедительно мотивировано.

Б. Гаджикулиев мастерски завершает конфликт частного плана. У жены Цару, к его радости, родилась двойня: сын и дочь. Весть об этом принес ему младший брат Чигали - Демир, которому Цару за это подарил теленка. Пастух и Чигали забыли о своей вражде. Еще раз это писатель показывает в сцене мела18. В ней принимал участие и Чигали. Цару вручил ему свою косу. Чигали оказался победителем: быстрее всех скосил свой участок и получил приз.

И наконец, надо сказать, что его, как наиболее подходящую кандидатуру командировали на шестимесячные курсы луговодов в Махачкалу, где училась его любимая девушка Часият. Здесь сюжет завершен. По линии Цару - Чигали конфликт тоже исчерпан. Все логично, все закономерно.

Социальный же конфликт остался незавершенным. Бригадир Бутай, привыкший жить за счет колхозников, был снят с должности. Председатель Келбяли чувствует, что наказание может коснуться и его. То же самое в какой-то мере испытывает Цару, который воровал молоко колхозных коров. Но этот конфликт незавершенный, и поэтому композиция повести остается открытой.

Вторая глава «Своеобразие характера в лезгинской повести 50-70-х гг.» посвящена средствам создания характера, проблемам трагедии личности и нравственному содержанию личности в повестях 50-70-х гг.

В 70-х годах жанр повести в лезгинской литературе обогатился лирической повестью («Скажите, горы!» И. Асланова, «Шалбуздаг» К. Меджидова, «Песня о Самурском лесе» Б. Гаджикулиева).

Лирическими считаются произведения «...прозы как разновидности лиро-эпического жанра, где лирический герой становится структурным центром композиции, которая представляет собой цепь непосредственных переживаний этого героя. Принадлежа к промежуточному лиро-эпическому жанру, лирическая проза несет в себе отдельные черты и лирического, и эпического изображения жизни, которые, своеобразно преломляясь в ней, образуют новое художественное единство»19.

В параграфе 1 описываются средства создания характера в повестях К. Меджидова. Перу Кияса Меджидова принадлежит несколько повестей: «Дети гор», «Правнучка», «Турфан», «Сокровищница под ногами», «Законы гор», «Горы движутся», «Памятью сердца я жил».

Тематика повестей писателя продолжает тематику его рассказов: развитие человека в условиях социалистического строительства, воспитание у молодежи

'* Общественная работа, работа велась всем селом на строительстве дома или на косовице.

'' Словарь литературоведческих терм и нов. Москва, 1974 - С. 175-176.

чувства ответственности за духовные и материальные ценности.

Начало жанру повести в творчестве Кияса Меджидова положила повесть «Дети гор». Первая повесть писателя в силу ряда причин (неусвоенность автором названного жанра, уровень развития лезгинской и дагестанской прозы в послевоенное время и т.д. ) оказалась неудачной. Одновременно она стала своеобразным предвестником серьезных планов автора. Примечательно то, что резкий отзыв о повести послужил для писателя стимулом к глубокой разработке и мотивировке образов уже в последующих произведениях.

Вскоре после повести «Дети гор» К. Меджидов представил читателю значительную в идейном и художественном отношении повесть «Горы движутся». Она посвящена нелёгкому труду молодых чабанов Мердана и Саламат в суровых горных условиях.

Сюжет повести построен на нравственном конфликте. Он способствует развитию характера главных героев и раскрытию их внутреннего мира.

Мердан - один из главных героев повести - родился и рос в трудовой семье колхозников, его отец Надир долгие годы работал чабаном и пользовался большим уважением среди односельчан. Мердан учился в школе хорошо, помогал отцу пасти овец и ягнят и семье по хозяйству.

Особые качества характера Мердана раскрываются в трудных, экстремальных ситуациях (на охоте, при спасении Саламат из снежного плена и ДР-)-

В характере Мердана проявляются лучшие качества горца: уважение к родителям и старшим, трудолюбие, доброта, благородство и гуманность, целеустремленность и др. Его речь кратка и ясна, мысли соответствуют поступкам. Образ Мердана получился цельным, ярким и светлым.

На Мердана во многом похожа и Саламат, которая решительно пошла в чабаны, и в самых трудных условиях зимы проявила себя способной к подвигу (она спасла отару овец от снежного обвала и волков). Девушка красива и умна, не боится трудностей.

Саламат, как и Мердан, желает продолжить профессию своего отца, что ей неплохо удается. Для нее характерны доброта и порядочность, чистые чувства и любовь к Мердану, которые таятся в глубине души.

Образ Амраха относится к отрицательным. Амрах, одноклассник Мердана и Саламат, выступает против работы в колхозе, уговаривает товарищей воздержаться от их решения оставаться в колхозе чабанами. Конфликт между Мерданом и Амрахом дан в психологическом плане: каждый из героев отношением к труду, действиями и поступками, успехами старается доказать правильность своей позиции. В таком противостоянии верх одерживают Мердан, Саламат и их сторонники.

Повесть украшают вводные новеллы и эпизоды, в ней использованы элементы письма и записки героев. В целом удачной в художественном отношении повести присущи и некоторые недочеты. В ней, как нам кажется, много комментариев, назидательности и поучительности.

В 1962 году лезгинский читатель увидел следующую повесть Кияса

Меджидова под названием «Правнучка», в которой уже явно наметился сдвиг в сторону художественной и идейной обогащенности.

В повести «Правнучка» автор опять поднимает нравственные проблемы, которые можно сформулировать так: воспитание здорового в духовном отношении поколения, борьба с узостью взглядов человека, с накопительством и мещанством как противными социалистическому обществу явлениями, бережное отношение к пожилым людям, как носителям народной мудрости.

Главными героями повести являются Сардар и Зухра, вокруг которых сосредоточено все повествование. Они влюблены друг в друга. Но Зухра скрывает свои чувства. Однако скоро она делает первый шаг навстречу своему счастью. Автор показывает, как девушка завоевывает сердце Сардара, как она пытается оградить своего любимого от неверного шага. Но Сардар не столь активен, как девушка. Зухре в повести противопоставлена Нурият, мать которой любыми способами хочет женить Сардара на своей дочери. Но Сардар сумел понять корыстные интересы Нурият и ее матери и уже навсегда порвать с ними.

В 1964 году вышло в свет произведение К. Меджидова «Турфан». Сам автор определяет его жанр как повесть, но не случайно, наверное, на титульном листе это слово заключено в скобки. Дело в том, что точно определить жанр этого произведения непросто. Трудность здесь объясняется тем, что оно осталось вне поля зрения критики. Только в монографии К.Х. Акимова «Лезгинская национальная проза» есть упоминание о нем, в подразделе под названием «Лезгинская повесть»20. Таким образом, автор данного научного труда ограничивается тем, что причисляет это произведение к жанру повести.

Повесть «Турфан» состоит из отдельных рассказов. И в этом отношении оказывается близкой роману В. Астафьева «Царь-рыба». В каждом рассказе повести налицо мастерство автора в использовании средств художественной изобразительности, цельности сюжетных линий, языковой организации. Все вышеперечисленное и составляет завершенный эпизод жизни, единство настроения, ситуации, действия. А это особенность малого жанра.

На то, что произведение «Турфан» представляет собой повесть в рассказах, указывает и его архитектоника. Оно состоит из шести небольших глав: «В местах обитания туров», «Звериный закон диких животных», «Тропа печалей», «Сокровищницы медведей», «Места, где есть чем поживиться», «Турфан21 стал вожаком».

Турфан не представляет собой героя, который «...является основой произведения. Раскрытие героя является основной целью произведения, в котором события развертываются из идеи, как растение из зерна»22.

Большое значение для всякого художественного произведения имеет изображение характеров, которые выполняют роль своеобразных посредников между писателем и отражаемой им жизнью. «В то время как ученый или публицист выражает свое отношение к данной стороне жизни, непосредственно

Акимов К.Х. Лезгинская национальная проза. Махачкала, 1998.-С 52.

21 Турфан - собственное имя или кличка тура.

" Белинский В.Г. П С С. Т. 5. С.-ПБ. 1901-С. 318.

о ней говоря, непосредственно обращаясь к читателю, писатель вводит как бы новое посредствующее звено: он изображает характеры, по которым мы судим о создавшей их жизни и об отношении к этой жизни самого писателя»23.

Такими характерами в повести «Турфан» выступают Ханали, Керим, Икрам, Гюльзар и др. Но они не даны в развитии.

Центральной и основной проблемой повести К. Меджидова «Турфан» является проблема взаимоотношения человека и природы. Эта основная проблема объединяет вокруг себя частные проблемы: любви, дружбы, отношения к родной земле, к природе. В повести «Турфан» человек и природа являются ее композиционным центром.

Во втором параграфе данной главы раскрывается трагедия личности в повестях «Солнце встречают» и «Свет виден издалека» М. Шихвердиева. В 70-х годах две остросюжетные социально-бытовые и морально-этические повести создал писатель Мурадхан Шихвердиев: «Солнце встречают» и «Свет виден издалека», которые в свое время вышли отдельными изданиями, а позже вошли в сборник «Дуьшуыш» - «Встреча»24. До настоящего времени они не стали предметом специального исследования.

Повесть «Солнце встречают» посвящена трагической судьбе инвалида Великой Отечественной войны - Вагифа.

По просьбе повествователя Вагиф последовательно и подробно рассказывает о своей горькой жизни: работал в селе, был счастлив, на войне он попал в немецкий плен, когда оказался на свободе, понял, что потерял семью, а теперь живет один.

В своем произведении М. Шихвердиев затрагивает (может быть, и сам того не зная) вечную тему, которая связана с ощущением быстротекущего времени. Чувствуется, что у автора первоначально не было такого замысла. Тема возникает сама по себе, исподволь и, в первую очередь, это связано с тем, что речь в повествовании идет о пожилом человеке трагической судьбы, который живет прошлым ради настоящего, а будущее захлопнуло перед ним дверь.

Образ главного положительного героя Вагифа разработан основательно: писатель не только рисует его портрет, походку, речь, говорит о возрасте, но и раскрывает внутренний мир: мысли, переживания, огромное горе, трудолюбие, гуманность и доброту.

Чувствуется стремление писателя глубоко проникнуть в психологию личности. Он показывает душевное состояние главного героя, воссоздает его жизнь через переживания, сомнения и воспоминания.

Вагиф - оригинальная личность, которая испытала на себе все невзгоды жизни: он лишился даже возможности оставить потомство (отважно воевал на фронтах Великой Отечественной войны, попал в плен к немцам, несколько раз готовил побег, но не сломался: остался в строю, живет и строит дома для своих соотечественников).

В эпизодах и картинах, описываемых автором, проявляется характер Вагифа:

" Тимофеев Л.И. Основы теории литературы...Москва,1966.- С 159

" Шихвердиев М. Встреча: Повести. Махачкала, 1986. (Налезг. иг)

это честный, прямой и трудолюбивый человек (работает в колхозе, учился на специалиста сельского хозяйства среднего звена, руководит животноводческой фермой).

Автор удачно использует внутренний конфликт. Так, главный герой спорит со своей душой - вторым «я» - «одно сердце так говорит, другое не так». Несмотря на несломленность Вагифа, все таки нельзя не отметить, что к концу повести его характер заметно изменился: читатель видит малословного пожилого человека, который часто задумывается о своей жизни, долго молчит, никого не обвиняет в своей трагической судьбе.

Повести «Солнце встречают» характерны и некоторые недостатки:

1. Изложение художественного материала в форме «вопросов и ответов» лишает сюжет произведения динамичности, действия героев - оперативности и весь текст - экспрессивности.

2. Образы главных героев разработаны по заданной схеме, однобоко: Вагиф -положительный герой, а Сефер - отрицательный.

Повесть М. Шихвердиева «Свет виден издалека» - «Экв яргъай аквада» по теме и сюжетно-композиционной системе похожа на повесть «Солнце встречают». Она посвящена трудной и беспросветной жизни аксакала, по имени Гюльахмед, который мужественно переносит горе и страдания.

Сюжет повести построен на нескольких эпизодах из долгой жизни Гюльахмеда. Он представляет собой пересказ без особых захватывающих действий и событий. Гюльахмед, счастливый отец, в годы Великой Отечественной войны лишается пятерых сыновей — четверо погибли на фронте, а младший утонул в реке, спасая людей, оказавшихся в беде.

Гюльахмед, потрясенный трагическими событиями, которые пять раз подряд обрушились на него, находит в себе силы перебороть горе, на сельском кладбище строит памятник погибшим на фронтах Великой Отечественной войны (на плите первые фамилии и имена принадлежат его сыновьям, они видны с балкона родительского дома), сажает в своем дворе пять тополей и называет их именами сыновей.

Гюльахмед словоохотлив, легко вступает в беседу, дает молодым советы и наставления, указывает на недостатки сельчан. Он любит природу, строит гнезда птицам и подкармливает их, во дворе выращивает красивые розы и другие цветы.

Лицо Гюльахмеда меняется в зависимости от настроения: оно часто бывает грустным, задумчивым и покрытым морщинами, но бывает и приветливым, если его навестили друзья, если он угощает гостей, если он общается с деревьями-молодыми чинарами, названными именами сыновей.

В параграфе 3 говорится о нравственном содержании личности в повестях К. Акимова «Живые горы» и «Объездчик». У каждого писателя свой круг тем и раздумий, свой стиль, своя тональность. В его книгах, как в зеркале, отражается время и человек. Есть свои темы и у Хакима Курбана (Курбан Акимов), свои любимые герои, даже любимые места действия. Тема верности родной земле занимает главное место в повести «Живые горы».

Это новаторское произведение по тематике, по неординарному решению проблемы переселения горцев на равнину.

Впервые тема землетрясения 1966 года и переселения горцев на равнину разработана в повести «Залзала» - «Землетрясение» лезгинского писателя А. Махмудова. Описывая картины строительства новых сел, школ и больниц на равнине, писатель говорит о помощи и заботе Советского государства и братских республик, радуется новым населенным пунктам. Лишь приложенные к последнему изданию списки переселившихся с гор на равнину сел вызывают у читателя вполне резонные вопросы: а стоило ли переселять все горные села, пострадавшие от землетрясения, на равнину? Почему мы необдуманно оголили вековые жилища наших отцов и дедов? Почему оголили родные горы? Нельзя ли было восстановить разрушенные села и дома на месте? Эти и другие вопросы поднимаются в повести «Живые горы» Хакима Курбана, главные герои которой на них и находят ответы. В результате таких рассуждений герои повести Умар и Айнисе обратно переселяются в горы, в заброшенное село Сенгер.

В период, когда почти все писатели выступали за переселение горцев на равнину и создавали на эту тему свои произведения (вспомним хотя бы роман М. Гаджиева «Вот камень, вот весы»), Хаким Курбан выступает с повестью, где главный герой возражает против такого переселения и возвращается в родные горы. Автор удачно раскрывает данную тему на образах Умара, Айнисе, Самбура, Рамидина и др. Позиция писателя заметна из его рассуждений. Так, со страниц повести прямые авторские рассуждения позволяют услышать гневный и осуждающий голос писателя.

«Сегодня мои сыновья кажется, решили, повлиять на сердце отца и наказать меня. Хорошо понимающие жизнь дети, настоящего крестьянина сыновья. Знают цену земли. Любят родину, село. Спасибо, сыновья. Что бы вы ни сказали, я доволен вами...».

В начале повести действия развиваются только лишь в рамках семьи Умара, рисуются картины сельской жизни, но все это подготавливает к последующим событиям.

В основе сюжета повести лежит остро социальный конфликт между председателем колхоза селения Сенгер - Умаром и председателем колхоза селения Дулама Аливерди: первый, пожилой и малограмотный, много лет успешно руководит маленьким крепким хозяйством, старается сохранить самостоятельность своего колхоза, использовать все угодья с пользой и никому ничего не уступать; второй, молодой и образованный, на равнине создал мощный колхо) с крупными животноводческими фермами, ему нужны новые пастбища, какие имеются в Сенгере, поэтому он старается объединить два колхоза в одно хозяйство. Однажды с такой мечтой Аливерди приходит в гости к Умару и без утайки сообщает о том, зачем он пришел: «Тебе известно, что в нашей республике малые хозяйства объединяются и создаются большие, сильные колхозы и совхозы. Я хочу, чтобы наши с вами колхозы объединились».

В ходе разрешения основного конфликта развиваются и образы главных

героев. Так, когда Аливерди еще в начале 60-х годов предлагает Умару объединить их колхозы, сенгерцев переселить на равнину, а в Сенгере построить крупную ферму, Умар думает: «Мой кунак себе на уме. И аппетит неплохой. На самом деле здесь можно организовать крупную ферму... Не зря Аливерди имеет диплом экономиста. Зная толк в деле, он за короткое время поднял на ноги свой колхоз. Но одно плохо: этот молодой человек за скотом не видит людей, - подумал хозяин».

Когда Аливерди не смог уговорить Умара, он подключил другие силы. Однако Умар отстоял свое село и в районе, и в столице республики. После их разговора читатель убеждается в том, что все последующие действия в повести будут вызваны противоборством председателей двух колхозов. Но в действительности этого не произошло. Писатель в основу своего произведения ставит трагическое событие — землетрясение. Именно оно и помогло Аливерди получить богатые угодья Сенгера.

Повесть «Объездчик» - острое социально-бытовое произведение посвящено актуальной теме: отношению человека к родной земле, его кормилице, и богатству. В основе сюжета лежит драматический рассказ о судьбе двух аксакалов села Шалбуз: объездчика Кумри и единоличника Михрали. Действие повести происходит в 70-х годах, когда в стране с общественной собственностью, в том числе и с землей, стали обращаться безразлично.

В начале повести перед нами предстает совсем молодой Кумри. Однако он видел и прошлое, дореволюционное время, и новое. Ему известны и подлость богатых, и доброта бедняков. Став объездчиком, Кумри чувствует себя свободным человеком, хозяином земли. Он восхищается угодьями колхоза, созданного в родном селе Шалбуз (в повести события начинаются с показа времени, когда создавались колхозы). Народ изумляется тому, что теперь поля, луга находятся в их распоряжении. Кумри гордится своей работой. Действительно, народ оказал ему большую честь.

Честному и правдивому Кумри противопоставлен Михрали — человек с отвратительным характером, хитрый, ненавидящий бедных, старающийся нажить богатство только для себя. Он всегда добивается того, что у него на уме: эта черта у него от отца, Беглера. Образ же самого Беглера эпизодический, он показан лишь в двух сценах.

Образ Михрали помогает лучше понять значение образа Кумри. Автор противопоставляет двух людей, разных по характеру, выбранному жизненному пути, поступкам и духовным ценностям: хранителя народного богатства Кумри и вероломного Михрали.

Кумри не может терпеть людей с двойной моралью, думающих о личном благе, работающих спустя рукава. Таков его характер.

А Михрали не может забыть, что советская власть раскулачила его семью. Он намеренно вредит колхозу, а затем совхозу, созданному на его основе. Даже тюрьма не исправила его. С другой стороны, мы видим в Михрали сильную личность.

В заключении подводятся общие итоги исследования. Анализ процессов

становления жанра повести в лезгинской литературе 50-70-х годов XX столетия в контексте характера и конфликта приводит к следующим выводам:

1. Подлинное развитие жанр повести в лезгинской литературе получил в 50— 70-х годах. Первыми значительными произведениями стали «Надежда» А. Агаева, «Дикая жена» К. Казиева, «Горы движутся» К. Меджидова, «Встречная сила» М. Гаджиева и др. В них впервые встречаются характеры, близкие к народному, и конфликты, взятые из реальной жизни.

2. Тематика повестей 50-70-х годов созвучна историческим и общественно-политическим событиям, проблемам и идеям того времени.

3. Характеры героев проявляются и раскрываются в различных конфликтах, среди которых можно выделить социально-бытовые, трудовые, нравственно-этические и семейные.

4. В 60-70 годы в лезгинской литературе прочное место заняла и лирическая повесть.

5. Повести 50 -70-х годов внесли существенный вклад в развитие лезгинской литературы.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях автора:

Статья в издании, рекомендованном ВАК РФ

1. Гарунова З.Т. Проблемы характера и конфликта в лезгинской повести // Научный журнал «Вопросы филологии». Москва, 2006. № 6. С. 367-369.

Статьи, опубликованные в других изданиях

1. Гарунова З.Т. Эпические традиции в лезгинской литературе XIX - начала XX веков // Сб. статей ассоциации молодых ученых Дагестана. Махачкала, 2005. Вып. 21. С. 88-92.

2. Гарунова З.Т. Мысли о прозе А.Фатахова // Самур, 2005. №4. С. 76 - 78. (На лезг. яз.).

3. Гарунова З.Т. Зарождение жанра повести в лезгинской литературе // Самур, 2005. № 5. С. 78-83 (На лезг. яз.).

4. Гарунова З.Т. Эпические традиции в лезгинской литературе // Лезги газет, 27 октября 2005 г. (На лезг. яз.).

5. Гарунова З.Т. Эпические традиции в лезгинском фольклоре // Вестник кафедры литератур народов Дагестана и Востока. Махачкала, 2006. Вып. 5. С. 319-325.

6. Гарунова З.Т. Зарождение жанра повести в лезгинской литературе // Вестник кафедры литератур народов Дагестана и Востока. Махачкала, 2006. Вып. 5. С. 325-331.

7. Гарунова З.Т. Жанровые особенности и композиция повести Б. Гаджикулиева «Орлиный утес» // Вестник кафедры литератур народов Дагестана и Востока. Махачкала, 2011. Вып. 8-9. С. 394-397.

Формат 60x84 1/16. Печать офсетная. Бумага №1. Гарнитура «Тайме» Усл. печ.л - 1,25. Заказ № 091. Тираж 100 экз.

Отпечатано в типографии "Радуга-1" г. Махачкала, ул. Коркмасова, 11 "а"

 

Текст диссертации на тему "Характер и конфликт в лезгинской повести 50-70-х годов XX столетия"

61 12-10/1079

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАУКИ ИНСТИТУТ ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА им. Г. ЦАДАСЫ ДАГЕСТАНСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАН

На правах рукописи

ГАРУНОВА

Зенура Такадиновна

ХАРАКТЕР И КОНФЛИКТ В ЛЕЗГИНСКОЙ ПОВЕСТИ 50-70-х ГОДОВ XX СТОЛЕТИЯ

Специальность 10.01.02 Литература народов Российской Федерации: (лезгинская литература)

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель -КЕЛЬБЕХАНОВ Р.М., доктор филологических наук, профессор

Махачкала - 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................3

ГЛАВА I. Конфликт в лезгинской повести 50-70-х гг............................12

§1. Конфликт и характер как литературные категории......12

§ 2. Социально-бытовой конфликт в повести

«Надежда» А. Агаева........................................................1В

§ 3. Нравственное и социальное в повестях «Встречная сила» М. Гаджиева и «Песня о Самурском лесе» Б. Гаджикулиева..................................................................25

§ 4. Повесть Бубы Гаджикулиева «Орлиный утес»

(Два вида конфликта)..........................................................37

ГЛАВА П. Своеобразие характеров в лезгинской повести 50-70-х гг......63

§ 1. Средства создания характеров в повестях

К. Меджидова....................................................................63

§ 2. Трагедия личности в повестях «Солнце встречают»

и «Свет виден издалека» М. Шихвердиева......................107

§ 3. Нравственное содержание личности в повестях

К. Акимова «Живые горы» и «Объездчик».......................119

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................139

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.....................................................144

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Лезгинская проза, в том смысле, какой ей придается в европейском понимании, зарождается в 30-е годы XX века. Но в эти годы прозаические произведения у лезгин являлись исключениями. Это утерянная повесть А. Фатахова «Следы крови» и «Бунт в горах» О. Эфендиева. Уместен вопрос: «Как формировалась лезгинская проза?» Здесь в первую очередь следует отметить наличие у лезгин богатого прозаического фольклора: сказки, предания, сказания, легенды, мифы. Во-вторых, произведения имеющие своих авторов: прозаические трактаты (на арабском языке) Магомеда ал Яраги, Рухуна Али, Мирза Али ал Ахты. К концу XIX и в начале XX века появились философско-исторические работы Гасана Алкадари (на старотюркском и арабском языках). Мы здесь назвали лишь четыре имени, носители которых писали прозой. Не перечисляя, отметим только, что и до них были, писавшие прозой (на арабском).

В-третьих. После Октябрьской революции в Дагестане усилилось влияние русской культуры и сказалось это в литературе и искусстве всех его народов.

Итак, на формирование лезгинской прозы повлияли традиции родного фольклора, аработюркская проза и достигшая высокого художественного развития русская литература. Последняя в этом процессе сыграла первостепенную роль.

Если в 40-е годы минувшего столетия у лезгин повесть была единичным исключением, то в 50-70-ые годы прошлого века к повести обратилась уже целая плеяда писателей, произведения которых были благосклонно встречены читателями. Тут можно назвать повести: «Надежда» А. Агаева, «Пора первого жаворонка» К. Меджидова, «Встречная сила» М. Гаджиева, «Скажите, горы» И. Асланова, «Песня о Самурском лесе» Б. Гаджикулиева и др. Мы назвали лучшие повести. В количественном отношении их было больше. Повести, которые появились в 50-70-е годы, носят печать своего

времени. Авторы их придерживались принципов социалистического реализма. Отдельные писатели, сами не зная, что такое «теория бесконфликтности», оказывались в ее русле. В этом отношении лезгинские писатели не отличались от других дагестанских писателей и отдельных современных им русских авторов.

Однако лезгинские повести 50-70-х годов не стали предметом серьезного литературоведческого исследования. Этот период развития лезгинской литературы нуждается еще в серьезном изучении, чем определен и выбор нами темы.

Не зная особенностей развития литературы указанного периода, нельзя понять и дальнейшее ее развитие. Поэтому осмысление особенностей повести 50-70-х годов, выявление ее специфики продиктовано научной необходимостью сегодняшнего дня. Без исследования повести этих лет немыслимо представить вообще развитие лезгинской литературы. Только соответствующий литературоведческий анализ повести названного времени может ликвидировать разрыв в ее изучении, дать хронологически полное представление о ней.

Конфликт и характер лезгинской литературы 50-70-х годов принципиального отличается от конфликта и характера литературы конца XX - начала XXI века. Следует отметить, что ментальная ориентация современного лезгинского и дагестанского общества в целом может быть понятна при сопоставлении двух указанных периодов в литературе, учитывая, что она в определенной мере зеркало общества. Повторяем: исследование повести 50-70-х годов заполнить литературоведческий пробел в исследовании литературы этого времени.

Во всем этом и заключается актуальность темы исследования.

Объектом исследования являются лезгинские повести 50-70-х годов: «Надежда» А.Агаева, «Пора первого жаворонка», «Правнучка», «Турфан» К. Меджидова, «Встречная сила» М. Гаджиева, «Песня о Самурском лесе» Б. Гаджикулиева, «Солнце встречают», «Свет виден издалека» М. Шихвердие-ва, «Живые горы», «Объездчик» К. Акимова и некоторые другие.

Предмет исследования. Выявление жанровых особенностей названных повестей, особенностей проблематики, национальной специфики конфликта и характера в них.

Степень изученности темы. Произведения лезгинских писателей стали предметом исследования лезгинских, дагестанских и русских литературоведов и критиков: А. Агаева, К. Акимова, С. Ахмедова, А. Вагидова, Б. Гаджикулиева, Г. Гамзатова, Г. Гашарова, С. Залыгина, Н. Капиевой, Р. Кельбеханова и др.1 По лезгинской прозе написаны и защищены диссертации: докторская - «Лезгинская национальная проза: история развития жанровой системы» Акимова К.Х. (1999) и кандидатские - «Зарождение и развитие лезгинской национальной прозы» Пашаевой Т.Н. (1985), «Идейно-художественное своеобразие прозы Кияса Меджидова» Абдурагимовой М.Н. (2002), роман «Вот камень, вот весы» Мед-жида Гаджиева: жанровые и художественные особенности» Качаевой Э. Р. (2003), «Поэтика романа-трилогии «Гнездо солнца» Хакима Курбана» Алиевой С.К. (2005).

Вопросы зарождения, становления и развития лезгинской прозы получили свое освещение в академических изданиях: «История дагестанской советской литературы2 и «Истории советской многонациональной литерату-

л

ры» , а также в сборниках, изданных ИЯЛИ им. Г.Цадасы ДНЦ РАН, Даг-госсуниверситетом, ДГПУ.

Однако большой пласт лезгинской прозы, представляющий жанр повести 50-70-х годов XX столетия в контексте проблемы характера и конфликта, остается недостаточно исследованным.

Из названных выше диссертаций по времени появления первая кандидатская диссертация Т.Н. Пашаевой4. Данная работа дает анализ прозаических произведений 20-70-х годов. Автор более подробно и научно обоснованно определяет истоки лезгинской прозы (рассказ, новелла и очерк), рас-

1 См. список использованной литературы.

2 История дагестанской советской литературы: В 2-х томах. Махачкала, 1967.

3 История советской многонациональной литературы: В 6-ти томах. М.: Наука, 1970-1975.

4 Пашаева Т.Н. Зарождение и развитие лезгинской национальной прозы. Дисс. канд.филол.наук. Махачкала, 1984.

крывает процесс перехода от малых жанров прозы к большим - повести и роману, анализирует отдельные повести и романы 3. Эфендиева, К. Меджи-дова и др., определяет новые тенденции формирования лезгинской прозы в 80-х годах. Однако Т.Н.Пашаева лишь поверхностно коснулась проблемы характера и конфликта в прозе.

В статьях Г.Г.Гашарова о творчестве лезгинских прозаиков анализированы отдельные повести: «Надежда» А. Агаева1, «Горы движутся» К. Мед-жидова2 и др.

Лезгинской повести дана оценка и в книге Г. Гашарова «Хаким Кур-бан: грани творчества»3. Повести X. Курбана автор делит на социально-бытовые («Капли дождя», «Невеста», «Зеленые цветы», «Живые горы») и документальные («Человек с львиным сердцем»). Но подробно в этой книге о повести речь не идет.

Степень разработанности проблемы нашего исследования не адекватна реальному художественному вкладу жанра повести в лезгинскую литературу. В исследованиях А.Агаева, Б.Гаджикулиева, Г.Гашарова, К.Акимова, Т.Пашаевой анализ жанра повести занимает относительно мало места, а проблема характера и конфликта не стала объектом отдельного исследования, но на важные особенности повестей они указывают.

В частности, Пашаева Т.Н. пишет: «Важно отметить, что особенности жанра первой лезгинской повести отразились и в повестях 60-80-х годов: проблема становления личности приобретает в них неповторимо национальные черты, мерой же человеческих отношений оказывается понятие нравственности (повести К. Меджидова «Правнучка» и 3. Эфендиева «Морские волны»)4».

В статье «Заметки о лезгинской прозе» (1964) Акимова К.Х. впервые высказаны некоторые суждения о повестях лезгинских писателей 50-60-х го-

' Гашаров Г.Г. Лезгинская литература: история и современность. Махачкала, 1998. С.214.

2 Там же. С. 182.

3 Гашаров Г.Г. Хаким Курбан: грани творчества. Махачкала, 2003. С. 28-72

4 Пашаева Т.Н. Становление жанра повести в лезгинской литературе // Жанры советской художественной прозы народов Дагестана. Сб. статей. Махачкала, 1987. С. 75.

дов. В частности, отмечено, что в 50-х годах после рассказов 3. Эфендиева, К. Меджидова и Н. Ахмедова появилась повесть «Надежда» А. Агаева; в литературу пришли прозаики Б. Гаджикулиев, Я. Яралиев, А. Махмудов и др., которые написали свои первые повести, посвященные созидательному труду жителей долин рек Самур и Гюрген, рабочих Баку и Избербаша. Выделены повести «Горы движутся» и «Турфан» К. Меджидова, «Испившие из одного родника» М. Гаджиева, «Голубые глаза» Б. Гаджикулиева, «Скажите, горы!» И. Асланова и «Позолоченный кнут» 3. Эфендиева. Статья Акимова К.Х. носит однако обзорный характер. Автор ограничивается общей оценкой произведений, обозначением их проблематики и жанра.

Анализу лезгинской прозы, в том числе и повестей, посвящена отдельная работа Б. Гаджикулиева под названием «В созвездии братских литератур»1. В ней дан обзор лезгинской прозы 40-70-х годов, но недостаточно глубокий.

Лезгинская повесть получила важное осмыслениие в монографии Акимова К.Х. «Лезгинская национальная проза: история развития жанровой системы» и в его одноименной докторской диссертации. Как указывает автор, лезгинские повести, количество которых перевалило за 80, отличаются идейно-тематическим и жанровым разнообразием.

Он делит их на следующие виды: «а) лирическая повесть «Шахдаг» К. Меджидова и «Песня о Самурском лесе» Б. Гаджикулиева; б) социально-бытовая повесть - «Дикая жена» К. Казиева, «Горы движутся» К. Меджидова; в) историческая повесть «Знамя победы» 3. Эфендиева; «Кири Буба» К. Казиева; г) документальная повесть «Памятью сердца я жил» К. Меджидова; «Счастливый день лудильщика 3. Ризванова». За последние годы, по мнению К. Акимова, лезгинская проза обогатилась новыми видами жанра повести. Это психологическая повесть («Слепая» Н. Садикова), детективная повесть («Завещание» А. Махмудова) и юмористическая повесть («Персико-

1 Гаджикулиев Б.С. В созвездии братских литератур. Махачкала, 1977. С. 49.

вый сок» З.Ризванова)1. Однако деление повестей лезгинских писателей, которое дает К.Х. Акимов, не может считаться убедительным, так как граница между разными видами повестей оказывается весьма шаткой.

Акимов К.Х. отмечает позитивные тенденции развития в лезгинской повести: «философское осмысление событий и фактов прошлого и настоящего; исследует характер героя и отдельные явления жизни, составляющие

конфликт; отмечает зарождение и развитие новых видов жанра повести; тя-

2

готение к жанру романа» .

Появление жанра повести в лезгинской литературе связано с процессами возрождения, сближения и взаимообогащения национальных литератур в СССР, которые с 20-х годов развивались в ускоренном темпе.

Существенное значение в формировании дагестанского литературного единства, как отмечает академик Г.Г. Гамзатов, имело приобщение народов Дагестана к российской государственной общности, российской общественной мысли, культуре, литературе и искусству. В книге «Дагестанский феномен возрождения» он пишет: «Освоение опыта русской словесности, русской литературы и русского языка, заимствование литературных форм, жанров и приемов художественности и в целом совокупное воздействие российской действительности, а в сущности - европейских литературных традиций, уже с середины Х1Хв. имели для дагестанской художественной культуры всевозрастающее и непреходящее значение»3, А в XX веке влияние традиций русской литературы еще более возросло.

Новизна темы. Проблема конфликта и характера лезгинской повести 50-70-х годов рассматривается в нашей работе впервые как двуединство. До нас эту проблему в широком плане никто еще не исследовал. Для этого мы привлекли немалое количество произведений разных авторов, перечисленные выше. Решая проблему конфликта и характера, мы подробно выявили

1 Акимов К.Х. Лезгинская национальная проза: истории развития жанровой системы. Махачкала, 1998. С. 50-86.

2 Там же. С. 86.

3 Гамзатов Г.Г. Дагестанский феномен возрождения. ХУШ-Х1Х вв. Махачкала, 2000. С.288.

особенности композиции и сюжета, образной системы повестей не рассмотренные или рассмотренные поверхностно предыдущими исследователями. При этом мы стремились выявить национальную специфику конфликта и характера в повестях 50-70-х годов, обратить внимание и на художественные средства, которыми писатели пользовались.

Наша диссертация первая монографическая работа, посвященная проблеме конфликта и характера в лезгинских повестях указанного периода. В этом не только актуальность, но и ее новизна.

Методологической основой нашего исследования послужили труды известных русских литературоведов: В. Белинского, В. Виноградова, Г. Поспелова, М. Бахтина, М. Храпченко, А. Бочарова, В. Кожинова, М. Кузнецова, Л. Гинзбург, Л. Тимофеева и других теоретиков литературы. Из дагестанских литературоведов мы опирались на исследования Г. Гамзатова, Г. Гашарова, С. Ахмедова, 3. Гаджиевой, А. Вагидова, А.-К. Абдулатипова, З.Н. Акавова, К. Акимова, Т.Н. Пашаевой, М. Гусейнова, в которых освещены вопросы становления и развития национальной прозы, в том числе и жанра повести.

Методы научного исследования. Для решения поставленных в диссертации задач использованы системный, аналитический и историко-сравнительный методы.

Цель и задачи работы. Выявление особенностей композиции и сюжета, в которых становятся очевидными конфликт и характер в лезгинских повестях 50-70-х годов.

Для достижения цели работы, решаем следующие задачи:

1. Даем анализ повестей лезгинских авторов 50-70-х годов в единстве формы и содержания.

2. Выявляем своеобразие конфликта и характера повестей указанного времени.

3. Обращаем внимание на схождение и расхождение образной системы в повестях лезгинских писателей 50-70-х годов.

4. Отмечаем достоинства и недостатки в их повестях.

Положения выносимые на защиту:

1. 1950-1970-е годы являются начальным этапом развития жанра повести в лезгинской литературе. Повести А. Агаева, м. Гаджиева, К. Меджидова, Б. Гаджикулиева, И. Шихвердиева и др. свидетельствуют об эволюции художественной мысли, о достижениях национальной прозы, развивавшейся в контексте литературного процесса народов Дагестана, всей страны.

2. Поступательное развитие лезгинской повести проявляется сквозь призму категорий характера и конфликта, составляющих содержательную основу. Исследование характера и конфликта в произведениях прозы средней формы способствует выявлению доминировавших в 1950-1970-е годы проблемно-тематических, художественно-эстетических, идейно-стилевых направлений словесной культуры.

3. Конфликт в повестях лезгинских авторов характеризуется широким диапазоном: это производственные, социальные, семейно-бытовые, частные и др. виды конфликтов. В 1960-е годы значительна роль производственных, социальных конфликтов, в русле которых находят выражения конфликты семейные, частные. В последующем наблюдается усиление значимости нравственно-этических конфликтов.

4. Своеобразие лезгинской повести заключается также в том, что значительное внимание авторов привлекали проблемы экологии, защиты окружающей среды (в частности Самурского леса), что определяло, в связи все большим воспроизведением пейзажа, эстетизацию нравственных конфликтов. В 1970-е годы характерны достижениями национальных авторов в области лирической прозы. В данного рода повестях основным становится внутренний конфликт. Переживания, раздумья лирического героя, д