автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему: Художественная жизнь Павлодарского Прииртышья второй половины XIX - первой трети XX вв.
Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественная жизнь Павлодарского Прииртышья второй половины XIX - первой трети XX вв."
Жанайхан Еркнн
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ПАВЛОДАРСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВВ
Специальность 17.00.04-изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство и архитектура
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
- 8 ДЕК 2011
Барнаул-2011
005005294
Работа выполнена на кафедре истории отечественного и зарубежного искусства ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»
Научный руководитель: доктор искусствоведения,
профессор
Степанская Тамара Михайловна
Официальные оппоненты:
доктор культурологии, профессор
Бортников Сергей Дмитриевич кандидат искусствоведения Бажова Екатерина Викторовна
Ведущая организация:
ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия культуры и искусства»
Защита состоится «23» декабря 2011 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.005.09 при ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» по адресу: 656049, г.Барнаул, ул. Димитрова, 66
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет».
Автореферат разослан «23» ноября 2011 г.
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат искусствоведения, доцент Л.И. Нехвядович
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. Обращение к историко-культурному прошлому закономерно на современном этапе развития Республики Казахстан. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в указе о программе «Культурное наследие» отметал, что вопрос развития культуры, сохранения, приумножения культурного и художественного наследия казахского народа имеет в настоящее время огромное значение и тесно связано с определением пути цивилизованного развития Казахстана. В условиях глобализации и растущей вовлечённости в мировую экономическую, информационную среду искусство и культура становятся необходимым условием сохранения идентичности народа Казахстана. В современных условиях тема взаимоотношений народов России и Казахстана стала одной из актуальных задач науки о культурной и духовной интеграции. Данное исследование направлено на формирование уважения к историческому прошлому, к истокам национальной культуры, на реализацию задачи, поставленной программой «Культурное наследие», принятой в Республике Казахстан. Тема исследования видится нам актуальной и в контексте углубления гуманитарного знания в сфере культуры и искусства России и Казахстана.
Степень изученности проблемы. Автор изучил литературу, касающуюся становления и развития культуры и искусства Казахстана, в частности, в Павлодарском Прииртышье, и представил в хронологическом порядке исследованные статьи, монографии, общие труды. Вопросы теории и истории разных видов народного искусства рассматривали в своих трудах известные ученые России Е.М. Мелетинский, В.Я. Пропп, П.Г. Богатырев, М.К. Азадовский. Богатство материальной и духовной культуры казахского народа представлено в трудах «Россия. Полное географическое описание нашего отечества — т. XVIII. - Киргизский край» (Спб,1913), Ш.Ш. Валиханова «Собрание сочинений в 5-ти томах» (Алма-Ата, 1985). Историко - культурные связи Казахстана и России прослежены в работах Э.А. Масанова «Домашние
промыслы и ремесла Казахов» (М.,1960), Е.Ж. Валиханова «Деятельность РГО»
(1989), С.П. Шевченко «Очерки истории Павлодарского
Прииртышья» (Павлодар,2000). Большую помощь при написании диссертации
оказали труды авторов: Т.М. Киященко «Виды культур и их
взаимодействие» (М., 2005), А.Х. Маргулана «Казахское народное прикладное
искусство» (Алма-Ата, 1986), Мусы Шормапулы «Традиции казахского
народа» (Караганда, 2000). Фундаментальным сборником является собрание
трудов ученых Казахстана «Кочевники. Эстетика: Познание мира
традиционным казахским искусством» (1993).Серьезные исследования по
изучению казахской традиционной культуры проведены учеными
Е.Турсуновым, Н. Турекуловой, Ш. Елеукеновой, Г. Шалабаевой, М. Ауэзовым.
Казахскому эпосу посвящены монографии С.А. Каскабасова: «Казахская
волшебная сказка» (1972), «Казахская несказочная проза» (1990), «Золотая
жила» (1990), «Колыбель искусства» (1992). Особенности и основные функции
бытования казахского музыкального фольклора рассмотрены в монографии
Е.О. Балабекова. Распространение и взаимовлияние орнаментальных систем
разных народов рассматривалось в трудах казахстанских ученых - историков,
этнографов: А.Х. Маргулана, М.С. Муканова, У. Джанибекова, H.A.
Уразбаевой, Р. Хаджаевой и др. Специфику орнаментального языка, семантику,
использование в искусстве изучали русские и советские ученые - в том числе
С.М. Дудин, В.Н. Чепелев, Б.П. Деннике, Т.А. Жданко, Л.И. Ремпель и другие.
В последние годы перечень литературы по теме исследования пополнился
серьезными глубокими трудами. Среди них трехтомное издание «История
искусства казахов» - обощающий труд, связующий разнообразные звенья
художественной культуры Казахстана с древнейших времен до наших дней и
совокупность результатов развития этноискусства казахов. Основой данного
труда является концепция преемственного развития искусства Казахстана.
Особо отметим труды доктора искусствоведения Р. Ергалиевой. Ее книга
«Этнокультурные традиции в современном искусстве Казахстана. Живопись.
Скульптура» (2002) посвящена анализу преемственных связей
4
профессионального изобразительного искусства Казахстана XX века с национальной духовной и мировоззренческой традицией. Самобытность мировидения, отражающаяся в национальной художественной школе Казахстана как части мирового культурного процесса, осмыслена на материале творчества мастеров казахской живописи и скульптуры с позиций их реальной взаимосвязи с традиционными духовными ценностями казахского народа. Следует отметить публикации современного казахского исследователя, кандидата искусствоведения Д.М. Мергалиева, в статьях которого подчеркивается приоритетное значение казахского музыкального и изобразительного фольклора в формировании национального художественного стиля в современном изобразительном искусстве республики Казахстан
Таким образом, сформировался обширный круг литературы, в котором рассмотрены многие аспекты художественной культуры казахского народа, но слабо отражены черты и особенности региональной художественной культуры, в частности такой важный ее компонент, как художественная жизнь. Это обстоятельство определяет актуальность данного исследования, посвященного изучению художественной жизни Павлодарского Прииртышья во второй половине XIX века и в 1920-х годах XX века
Объект исследования: Художественная жизнь Казахстана конца XIX -нач. XX вв.
Предмет исследования: Формы художественной жизни Павлодарского Прииртышья в условиях трансформации историко-культурной ситуации в Казахстане и России во второй пол. XIX - и первой трети XX столетия.
Цель исследования: определить основные этапы формирования художественной жизни Павлодарского Прииртышья, показать процесс развития форм художественной жизни в регионе, выявить особенности, рассмотреть их в контексте интеграции культур казахского и русского народа.
Задачи исследования. 1.проанализировать особенности национального мировосприятия казахского народа;
2.изучить историю развития культуры Павлодарского Прииртышья в контексте влияния культурно-просветительской деятельности членов Российского Географического общества;
3.определить этапы развития художественной жизни в регионе;
4.рассмотреть изменения в культурной и художественной жизни Казахстана в связи с образованием СССР;
5.изучить формы художественной жизни региона: типология казахских художественных ремесел, развитие музейного дела, развитие художественного образования;
6.выявить круг деятелей культуры и искусства, оказавших значительное влияние на художественную жизнь региона.
Хронологические рамки: Вторая пол. XIX - нач. XX столетия. Территориальные рамки: Казахстан, Россия.
Методология и методика исследования обусловлены целью и задачами диссертации. В качестве главной теоретической парадигмы избран системный подход, основанный на эмпирико-логическом мировосприятии. Были применены следующие исследовательские методы: сравнительно-исторический, позволивший выявить общее и особенное в историческом развитии культурной и художественной жизни Павлодарского Прииртышья и Казахстана; историко-типологический метод дал возможность определить место Павлодара в общеказахстанском культурно-историческом процессе; персонологический метод позволил выявить и охарактеризовать деятельность лиц, внесших наиболее весомый вклад в культуру и искусство Казахстана рассматриваемого периода; на основе конкретно-исторического метода исследовались и выявились особенности развития культуры и искусства Павлодарского Прииртышья; применялись методы стилистического анализа конкретных художественных произведений.
Источниковая база исследования разнообразна и включает письменные и изобразительные материалы из фондов историко-краеведческого музея им. Г.Н. Потанина в Павлодаре; использовались документы и публикации
б
общественного фонда Историко-Географнческого общества им. К.И. Сатптаева; произведения традиционных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства казахского народа из фондов и экспозиций Павлодарского художественного музея, мемориальных и краеведческих музеев, а также произведения профессиональных русских и казахских художников, представленных в экспозициях профильных музеев; привлекались материалы периодической печати. В основу работы легли также материалы Алтайской краевой универсальной научной библиотеки имени В.Я.Шишкова: альбомы, каталоги, опубликованные документы. Широко использовались материалы фонда Национальной государственной библиотеки им. A.C. Пушкина (с 1991 года Национальная библиотека Казахстана), в том числе экспозиции декоративно-прикладного и изобразительного искусства, изучались фонды библиотеки президентского центра культуры г. Астана, научной библиотеки Алтайского государственного университета, областной библиотеки им. С. Торайгырова, а так же фонд редкой книги городской библиотеки г. Павлодара.
Научная новизна исследования заключается, прежде всего, в том, что впервые в казахстанской историографии на основе регионального подхода комплексно рассматриваются формы культурной и художественной жизни Павлодарского Прииртышья на материале развития различных отраслей художественной культуры — музейного дела, художественного образования, изобразительного искусства; определен круг творческих личностей, участвующих в формировании художественной жизни Павлодарского Прииртышья, показан их вклад в развитие культуры и искусства Казахстана; показана роль русских деятелей культуры членов Русского Географического общества в изучении культурных и художественных традиций казахского народа, в создании коллекций и организации музеев; определено значение русских художников в становлении художественного образования и изобразительного искусства Павлодара; показаны роль и значение сохранения и развития культурного наследия Казахстана в современных условиях; подчеркнута необходимость тесного культурного собружества Казахстана и
7
Алтая, сопредельных территорий, объединенных такими признаками, как полиэтничность, наличие общих исторических событий и факторов развития.
Теоретическая значимость диссертации заключается в актуализации проблем культурной и художественной жизни Павлодара в контексте истории республики Казахстан.
Практическая значимость диссертации. Материалы исследования мо1уг бьггь использованы в научной и практической деятельности искусствоведов, музейных работников, историков культуры, а также найти применение при организации выставок, подготовке монографий, учебных программ, специальных семинаров и лекционных курсов в учебных заведениях и учреждениях культуры и искусства; результаты исследования способствуют укреплению творческого и научного сотрудничества в сфере культуры и образования сопредельных территорий Павлодарского Прииртышья и Алтая. Положения, выносимые на защиту:
1. Художественная жизнь входит в систему культуры общества, фрагмент культурной жизни, предусматривающий развитие различных видов искусства и творческой деятельности в сфере культуры.
2. Масштаб тех или иных форм художественной жизни зависит от потребностей общества, которые в свою очередь влияют на его развитие. Художественная жизнь определенного периода характеризуется совокупностью процессов создания не только художественных ценностей, но и художественных образовательных учреждений, особыми формами популяризации, использования и сохранения объектов художественного и культурного наследия.
3. В регионе Прииртышья первые проявления художестенной жизни зарождаются на основе развития краеведения, начиная с освоения этой обширной территории в XVIII веке; особую роль в этом процессе сыграли экспедиции Российской Академии наук; особую ценность представляют сведения о Павлодарской области в трудах П. Палласа, П. Фалька, Г. Миллера и других ученых.
4. Развитие краеведения и в его рамках художественной жизни связано с деятельностью Западно - Сибирского отдела Русского географического Общества и «Общества Изучению Казахстана», во миогам способствовавших строительству музейного дела в Павлодарском Прииртышье и собиранию коллекций народного национального
традиционного творчества.
5. Основными формами художественной жизни в Павлодарском Прииртышье в конце XIX - в первой трети XX века явились начальное художественное образование в форме студий, первые художественные выставки, создание произведений изобразительного искусства европейского направления, освоение творческого опыта русской художественной школы развитие музейного дела, освоение опыта российской художественной практики, сотрудничество с деятелями культуры и искусства России.
6. Все формы художественной жизни и творчество мастеров изобразительного искусства Павлодарского Прииртышья начиная с 20-х годов XX века были подчинены национальному художественному стилю, сформировавшемуся на основе преемственности мифопоэтических фольклорных традиций казахского народа, на воспритии традиций как фундаментальной универсальной ценности.
Апробация результатов исследования. Положения диссертации нашли отражение в докладах на международных, всероссийских и межрегиональных конференциях: «Четвертые Сатпаевские чтения» (Павлодар, 2004); «История, культура и личности Баянаула» (Караганда, 2006); «Проблемы сохранения и изучения культурного и природного наследия Прииртышья» (Павлодар, 2008); «Казахи России история и современность» (Омск, 2009); «Картина мира в художественной жизни народов Алтая, Казахстана, Монголии» (Барнаул, 2008); «Валихановские чтения - 14» (Казахстан, 2009), международная научная конференция «Независимый Казахстан: история, современность и перспективы» (Павлодар, 2011). Положения диссертации отражены в
9
публикациях автора в различных сборниках научных трудов России и Казахстана.
Объем и структура диссертации. Кроме введения, диссертация включает две главы, заключение, библиографический список, иллюстрации и приложение. Основной объем диссертации 121 страниц, общий объем диссертации 153 страниц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект и предмет диссертационного исследования, представлена историография проблемы, формулируются цель и задачи работы, обозначаются её хронологические и территориальные рамки, характеризуется методология, источниковая база исследования, раскрываются научная новизна и практическая значимость диссертации.
В первой главе «Основные этапы становления и развития художественной жизни Павлодарского Прииртышья во второй половине XIX - первой трети XX вв.» анализируются особенности национального мировосприятия казахского народа и рассматривается развитие культуры Павлодарского Прииртышья в контексте влияния культурно-просветительской деятельности членов Российского Географического общества, также определяются изменения в культурной и художественной жизни Казахстана в связи с образованием СССР.
В первом параграфе первой главы «Ключевые понятия исследования» рассматриваются основные понятия диссертации, прежде всего содержание понятия «художественная жизнь». Художественная жизнь — это фрагмент культурной жизни, предусматривающий развитие различных видов искусства: изобразительного, музыкального, театрального и др. В значительной мере от общественных потребностей зависит масштаб тех или иных форм художественной жизни, которые в свою очередь влияют на развитие общества1.
'Наследие и современность: Материатш науч. - практич. семинара / Науч. Ред. Т.М. Степанская. - Барнаул: изд-во Алт. гос. ун - та, 2005. С.26
Художественная жизнь определенного периода характеризуется совокупностью процессов создания не только художественных ценностей, но и художественных образовательных учреждений, особыми формами популяризации, использования и сохранения объектов культурного наследия. Художественная жизнь рассматривается как составляющая культурной жизни общества. Анализ художественной жизни предполагает рассмотрение особенностей выставочной деятельности, становление и развитие музейного дела, художественного образования, творческих объединений художников. Рассмотрена специфика средств художественной культуры, которая определяется как «умение почувствовать связанность с миром, содержательно пережить, ценностно выразить полноту, глубину и многообразие этих отношений»2. Исследователи Т.М. Киященко, С.Б. Оспанова и др. различают материально-технические, логические, языковые, математические средства, а также средства художественной выразительности конкретных видов искусства (цвет, ритм, тональность, тембр и др.) художественной культуры. В параграфе выявляются формы художественной жизни региона в рассматриваемый период.
Во втором параграфе первой главы «Особенности национального мировосприятия казахского народа» рассматриваются традиции духовной культуры казахов. Казахский фольклор отражает мифологемы о мироздании. Основой мифологии является ее обращение к истокам, особому типу мышления. Миф - отражение народного духа, древнейшая форма творчества, занявшая место, по словам Ф.В. Шеллинга, между искусством и природой. Э. Кассирер определял мифологию, как автономную символическую форму культуры. Целостность мировосприятия, присущая казахскому народу присутствует в фольклорных традициях (айтыс), в песенно-музыкальном творчестве (кюй), в народных легендах, сказках, в орнаменте, в традициях декоративно - прикладного искусства. Устойчивостью характеризуются традиции декора музыкальных инструментов. В казахском эпосе отражена символика материалов, из которых изготовляли музыкальные инструменты и
:Киященко Т.М. Вид культур и нх взаимодействие. - М.,2005. С.ЗЗ
11
которыми украшали их - камыш, конский волос, серебро, кожа, сердолик, бирюза, жад. Таким образом, народные духовные ценности отражают традиционную мифопоэтическую картину мира, воплощаются в образах и моделях этнического поведения, то есть язык, миф, орнамент и др., эти знаки и символы объединяются в социо - культурную общность, создавая тем самым национальную модель. Отмечается, что к началу 20-х годов XX века сложились основные черты национального художественного стиля на основе преемственности фольклорных традиций казахского народа: отношение к традиции, как к идеалу, к которому надо стремиться, восприятие традиций как фундаментальной универсальной .ценности, как к нечто подлинному, исконному, необходимому, а так же одухотворение матери - природы, метафоричность, орнаментальность, сакральность, обращение к мифопоэтическим образам и сюжетам.
В третьем параграфе первой главы «Развитие культуры Павлодарского Прииртышья в контексте влияния просветительской деятельности членов Российского Географического общества» кратко представлена динамика изучения культурного пространства Павлодарского Прииртышья в XVIII — нач. XX вв., показана роль экспедиций Академии наук России 1734 г., 1768 г., 1820 г., 1822 г.; раскрывается значение деятельности Западно - Сибирского отдела Императорского русского географического общества, Семипалатинской областной статистической комиссии (1878 г.) в музейном строительстве и в организации краеведческой работы в Павлодарском Прииртышье. Определяется важная роль в культурном освоении региона «Общества изучения Казахстана», созданного в 1925 году. Отмечается вклад в музейное строительство в регионе членов общества этнографа A.A. Диваева, собирателя казахских народных песен A.B. Затаевича и других. Таким образом, деятельность ученых Российской Академии наук, Западно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества, «Общества изучения Казахстана» способствовала созданию историко - краеведческих музеев в регионе, созданию коллекций казахского музыкального и
12
изобразительного фольклора и традиционно прикладного творчества.
Во второй главе «Становление и развитие многообразия форм художественной жизни Павлодарского Прииртышья на рубеже XIX - XX столетий» рассмотрено музейное строительство, зарождение первых форм художественного образования, проблема сохранения и развития традиционных художественных ремесел, а так же представлен круг деятелей культуры и искусства, оказавших значительное влияние на художественную жизнь региона, показано развитие изобразительного искусства в контексте влияния российской художественной школы.
В первом параграфе второй главы «Музейное строительство в Павлодарском Прииртышье» рассматривается формирование музейной сети в регионе. К началу XX века на территории Казахстана сложились коллекции музеев в Оренбурге, Семипалатинске и Жетысу (Верном). Основу музейного собрания составляли палеонтологические коллекции. Их исследование велось с 1901 года под научным руководством профессора Казанского университета A.A. Штукенберга. Отмечается, что фонды первых казахстанских краеведческих музеев комплектовались предметами декоративно-прикладного искусства (музыкальные инструменты) и художественных ремесел (ювелирное, войлочное, кошмоваляние, ковроткачество, обработка кости и дерева, художественная обработка). Кочевой дом — юрта часто воссоздавался для почетных гостей как музейный экспонат и как демонстрация казахского традиционного жилища и образа жизни. В начале XX века в Павлодаре основываются мемориальные музеи: в 1913 году основан музей — «Вагон для императора», в 1920 - музей связи. В то же время собираются коллекции, материалы, сведения о выдающихся деятелях культуры и искусства Павлодара и всего Павлодарского уезда, на основе которых постепенно открываются новые мемориальные музеи, т.е. обозначается четкая тенеднция развития музейного дела. Был открыт мемориальный дом-музей Д.П. Багаева в Павлодаре (ул. Ленина,200). Д.П. Багаев - мастер исторической фотографии, в 1905 году создал в Павлодаре «светописный салон», на стеклянных пластинах
13
фиксировал историю Павлодара и его жителей. В доме - музее экспонируются фотоаппарат Багаева, панно-фон для фотографирования горожан, мебель начала XX в. Дом-музей песенного творчества им. Майры Шамсутдиновой в Павлодаре так же был основан в начале XX века. Песни казахской певицы «Иртыш», «Бакша», «Майра» вошли в сборник «1000 песен казахского народа». В музее представлены фотографии, личные вещи певицы, документы, интерьер 1910-20-х гг. XX в. Мемориальные музеи - характерная черта культуры Павлодарского Прииртышья. Деятель Российского географического Общества Д.А. Кпеменц писал: «Музеи нужны не только для одних научных изысканий, но и для практической жизни»1. Музей как научно-популяризаторское учреждение Российского географического Общества в Казахстане начал существовать с 1878, и был в ведении отдела до 1921 года, когда, получил административный статус самостоятельного учреждения культуры. В первой трети XX века в Павлодаре и Павлодарской области были созданы предпосылки для активного развития разнопрофильной музейной сети в последующие десятилетия; в нее вошли Павлодарский областной историко-краеведческий музей им. Г.Н. Потанина (1942 г.), длительное время размешался в купеческом доме постройки 1890 г., а с 1983 года - в бывшем торговом доме купца А. Дерова, ныне памятник архитектуры XIX века; Павлодарский областной художественный музей (1964 г.) - музей живописи в Казахстане; Государственный музей искусств Казахской ССР созданный на основе коллекций Казахской государственной художественной галереи им. Т.Г. Шевченко и Музея прикладного народного искусства Казахстана (1976 г.). Таким образом, в конце XIX в первой трети XX века в ткань формирующейся художественной жизни Казахстана вошли музеи, как хранители традиционных художественных промыслов, как хранители и популяризаторы культурного наследия Казахстана.
Во втором параграфе второй главы «Развитие образования в регионе в рассматриваемый период» анализируется развитие общего школьного и
'Клеменец Д А Местные мрей и их значение в провинциальной жизни // Сиб сб. - Выл.2. - 1893. С. 2.
14
специального образования осуществляемого при непосредственном российском участии. С конца XIX века в Павлодаре существовало «русско-киргизское» училище, в 1911 - 1913 годах в нем учился выдающийся деятель казахской культуры К. Сатпаев, оставивший восторженные воспоминания о русском учителе естествознания Н.Е. Алексееве, который настолько изучил казахский язык, что преподавание вел на казахском языке и щедро знакомил учащихся с таким прибором как телескоп, для наблюдения за небесными светалами и создавший в училище минералогический кабинет. Взаимопроникновение и взаимовлияние азиатской и европейской культур, менталитетов казахского и русских народов плодотворно проявлялось в просветительской и образовательной деятельности учителей, акынов, писателей, ученых, деятелей искусства и культуры. Исчезло из употребления слово «инородец», дискриминация по национальному признаку объявлялась антиобщественным деянием. Показано, что местным органам власти было разрешено установить топливную повинность и сбор средств на содержание школ. С трудом преодолевались кадровые проблемы, ощущался недостаток учителей. С 1926 года в Семипалатинске открываются трехгодичные курсы учителей (на сто слушателей), десятимесячные (на сто тридцать слушателей), трехмесячные (на сто пятьдесят - сто шестьдесят человек). Активно ведется борьба по ликвидации безграмотности. Открываются рабфаки в городах и школы крестьянской молодежи в сельской местности, для подготовки молодежи к поступлению в вузы. 27 августа 1930 года Правительство республики принимает Постановление о введении в Казахстане всеобщего обязательного начального образования. В 1921 году создается Уездный Отдел Народного Образования по казахским и русским школам. В 1926 году в УОНО вводится штатная единица по организации культурно - просветительной работы. Показано, что с 1 шоля 1924 года по 21 мая 1925 года в Павлодарском Прииртышье работало 56 казахских школ, 63 русских, две немецких, две татарских с общим числом учителей в 145 человек, что не удовлетворяло реальной потребности в учителях. В 1927 году в школах обучалось 14841
15
ученик: из них 5712 казахов, 8071 русских, 619 немцев, 247 татар. В те годы ставилась задача обучения на родном языке всех национальностей, проживающих на территории Павлодарского Прииртышья (казахов, русских, украинцев, немцев, болгар, татар и др.). Во всех отчетных документах Уездного Отдела Народного Образования отмечается не только дефицит учительских кадров, но и недостаточная квалификация учителей, недостача учебников, учебных пособий и школьного инвентаря; также отмечается, что за 1926-27 учебный год создано 46 казахских и столько же русских пунктов ликвидации безграмотности в сельской местности и по шесть - в городе; в целом обучение в пунктах ликвидации безграмотности в Павлодарском Прииртышье за 1926-27 учебный год прошло 1474 казаха и 1160 русских. Как и в других регионах Советского Союза, в 1920-30-х годах большую роль в образовании населения играли избы - читальни, в том числе кочевые, и такие формы организации культурно-просветительной работы как «красные уголки», драматические кружки и кружки изобразительной грамоты, «кружки юридической помощи Осовиахима», стационарные и передвижные библиотеки, клубы, кинопередвижки, реже художественные студии, наибольше популярностью пользовалась студия В.П. Батурина. В 1928 году в Павлодаре работали три клуба, один театр, четыре библиотеки, два кинотеатра, одна радио установка. Таким образом, разнообразие форм культурно - досуговой и просветительской деятельности готовило почву для развития на базе традиционной казахской культуры и влияния российской образовательной и художественной школы появления художественных студий, художественного образования и развития профессионального изобразительного искусства европейского образца.
В третьем параграфе второй главы «Художественное наследие Павлодарского Прииртышья и выдающиеся деятелей культуры и искусства, оказавшие значительное влияние на художественную жизнь региона в рассматриваемый период» рассматривается влияние на культурную жизнь Прииртышья религии, развитие народного, декоративно-прикладного традиционного творчества и процесс формирования
16
профессионального изобразительного искусства, раскрывается роль творческой личности в этом процессе. К концу XIX века казахское население полностью находилось в сфере влияния ислама, при этом бытовой ислам казахов севера страны отличался от религиозных представлений южан более глубокими связями с доисламскими представлениями, с традициями тотемизма, шаманства, тенгри. Была разница и в положении женщины в семье. Такая двойственность представлений казахов выразилась в том, что в казахской степи среди кочевников действовал и адат, и шариат. Российский царизм стремился к утверждению православия официального толка в русских поселениях. Активно осуществлялась миссионерская деятельность в селениях Прииртышья: в 1882 году в составе Алтайской духовной миссии создается «киргизская православная миссия», с 1945 года получившая самостоятельность. В Казахстане появились православные храмы, распространялись православные издания. Творческая общественная мысль казахов павлодарского края ярко проявлялась в устном народном творчестве. Примером служат произведения, созданные Бухар Калкаман улы, в них утверждались независимость и процветание объединенных казахских земель, возвеличивание народных героев. Творчество певцов - сказителей стало участвовать в пропаганде политических взглядов. Известность получили такие акыны, как Байсерке Тугелулы, Естай Беркембаев, Кали Байжанов и другие. К кругу казахской национальной интеллигенции принадлежали павлодарцы Карибай Айдасов, Мумыш и Арынгазы Подчаевы. Коллекцию фольклора, материалы по гениалогии казахов собрал выдающийся просветитель Жусуп Копеев, получивший образование в медресе Кокельдаш (Бухара) владеющий арабским и персидским языками. На его трудах «Наша жизнь», «Увиденное за долгую жизнь» были воспитаны такие деятели казахской культуры, как К.И. Сатпаев, А.Х. Моргулан. Вклад в Прииртышское краеведение, в том числе и художественное, внесли такие русские исследователи, как H.A. Абрамов, Т.Н. Потанин, Ф.Н. Усов, М. Шорманов. Г.Н. Потанин и Н.М. Ядринцев явились организаторами общесибирской печати -газет «Сибирь», «Восточное обозрение». Историю города Павлодара, его
17
архитектурный облик запечатлел на фотопленке Д.П. Багаев. Он лично собрал коллекцию произведений из кости древних животных, археологических орудий, монет, различных документов и книг. В изобразительном искусстве в начале XX века выступает пейзажист В.П. Батурин. Сюжетами его пейзажей стали пойменные луга, река Иртыш, времена года. В 1931 году в Павлодаре открылась первая художественная выставка, где кроме работ Батурина экспонировались работы местных художников А. Сорокина, Б. Лапина, П. Шишкова. Таким образом, культурное наследие Павлодарского Прииртышья начало XX века характеризуется интенсивным развитием на двух основах -традиционном искусстве и профессиональной российской художественной школы. Казахские художники осваивали специфику средств художественной выразительности произведений изобразительного искусства. В данном параграфе рассмотрена специфика средств художественной культуры, подчеркивается положение о своеобразии художественных отношений, характере их развертывания и механизме функционирования. Проводится классификация средств художественной культуры, выделяются средства материально - технические, информационные, языковые, логические и математические. В 20 годы получают развитие традиционные ремесла. Примерами являются Баянаульская школа мастеров резчиков по дереву; творчество резчика Булана и его учеников Кунбаса, Абдрахмана, Ыбырай; творчество мастеров ювелирного дела Кулмагамбет Байбакулы, Абдикарим Есалина, Омара Жуслы Ультрак, мастера кузнечного дела Сагинтаема Жадыраулы, мастера изготовления музыкальных инструментов Камара Касымова. Уникальной является культура изготовления конской упряжи Абдикарима Есалина. Не менее уникальны войлочные изделия — самобытные образцы декоративно-прикладного искусства казахов. Произведения казахских мастеров участвуют в российских выставках, в том числе столичных (Петербург, Новгород и др.) Под влиянием русской культуры развивается пропильная домовая резьба; ярким примером является здание Музея литературы и искусства им. Бухар - Жырау построенное в 1897 году.
18
Географически Паводарское Приирьышье - это северо-восток республики, где соприкасаются границы казахских степей с Сибирью и Алтаем. Здесь два народа - и русский, и казахский - вошли в культурное соприкосновение более трех веков назад. Вопреки колониальным устремлениям царского правительства, казахи и русские находили общие интересы и пути сближения. Прииртышье, включющее право- и левобережье от рудного Алтая до Омска оставило потомкам духовные заветы таких деятелей культуры как Абай Кунанбаев, Чокан Валихаев, Федор Достоевский, Григорий Потанин. Взаимовлияние менталитетов казахского и русского народов создало условия для высоких творческих достижений деятелей культуры и искусства Павлодарского Прииртышья. В первых десятилетиях XX века здесь создавали произведения искусства Султанмахмуд Торайгыров, Жусупбек Аймаутов, Сабит Донентаев, Всеволод Иванов, Антон Сорокин, Павел Васильев, сформировалась национальная худодественная интеллигенция. Современному Казахстану необходимо возвращение к корням своего народа, его культурным и художественным традициям. Глубокое изучение наследия Павлодарского Прииртышья актуальная тема. Большой вклад в создание культурного наследия внесли русские художники: акварели и рисунки В.Н. Плотникова, В.И. Штернберга, А.О. Чернышова, запечатлевшие казахский быт, виды национальной одежды, создавшие эскизы образцов ремесел. Русский художник В .В. Верещагин создал цикл «Туркестан», изобразив природу и быт казахского народа в произведениях «Казах с беркутом, Горы долины Лепси». Художники В.М. Васнецов, Г.В. Глушков, М.С. Знаменский проявили человеческий художнический интерес к культуре казахского народа. Художник А. Каразин в составе научной экспедиции путешествуя по Иртышу создал картины «Казах на верблюде», «Казах и русский». Эти произведения имеют не только этнографическую, но и художественно-эстетическую ценность. Перечень русских художников пополняют имена Ч. Уалиханова, Н.Г. Хлудова и других. Живопись, графика и скульптура появились в Казахстане только в 20-30-е годы, поэтому формирование казахского изобразительного искусства было сложным
19
Первая студия изобразительного искусства была организовани только в 1920 году. В ней преподавали Н.Г. Хлудов, скульптор A.C. Пономарев. К концу 20-х годов казахские художники А. Костеев, Б. Сарсенбаев, К. Кожков и другие организовали первую выставку произведений изобразительного искусства в Симее. Эта выставка стала передвижной. Успехи первых казахских художников стали благодаря освоению опыта мастеров из Москвы, Ленинграда (Б. Иоганско, А. Дайнека, С Герасимов, А. Пластов). В 1933 году был создан творческий союз республиканских художников, а в 1934 году в Москве в государственном музее Восточных культур прошла первая выставка Казахских живописцев. Первый съезд казахстанских художников прошел в 1940 году, он определил пути дальнейшего развития национально изобразительного искусства на основе сочетания достоинств реалистического метода и орнаментальное™, декоративного начала, и мифопоэтического восприятия картины мира художниками Казахстана.
В заключении сформулированы основные выводы, подведены итоги исследования: основными формами художественной жизни в Казахстане в первой трети XX века явились начальное художественное образование в форме студий, первые художественные выставки, создание произведений изобразительного искусства европейского направления, развитие традиционных ремесел, развитие музейного дела, освоение опыта российской художественной практики, сотрудничество с деятелями культуры и искусства России. Автор диссертации не считает тему исчерпанной, ее изучение можно расширить и углублять в направлении выявления стилистических приоритетов и особенностей творческого метода художников республики Казахстан.
Список публикаций автора по теме диссертации Статьи, опубликованные в журналах, рекомендуемых Высшей аттестационной комиссией
I. Жанайхан Е. О специфике средств художественной выразительности произведений искусства /Е.Жанайхан // Мир науки, культуры, образования/
20
гл.ред. А.В.Петров. - Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ, 2009. - Вып. №5 (17)
(Искусствоведение). - С.66-68.
2. Жанайхан Е. Дар творить красоту (о жизни и творчестве В.П.Батурина) /Е.Жанайхан// Международного научно-педагогического журнала «Высшая школа Казакстана». Серия гуманитарных наук. «Поиск». Алматы, 2009 г. -№4 (1) —С.146-148.
3. Жанайхан Е. К вопросу о культурном наследии Павлодарского Прииртышья /Е.Жанайхан// Международного научно-педагогического журнала «Высшая школа Казакстана». Серия 1уманитарных наук. «Поиск». Алмата, 2009. -№4(2) -С. 124-127.
Статьи, опубликованные в других изданиях
4. Жанайхан Е. Искусство кюя-народное достояние (каз.языке) /Е.Жанайхан //Педагогический вестник Казакстана № /Гл.ред.А.Нухулы. Павлодар:Изд-во, ПГПИ, 2006. — С.183-184.
5. Жанайхан Е. Домбра спутник великих инструменталистов-домбристов (каз.языке) /Е.Жанайхан // Педагогический вестник Казакстана №4 /Гл.ред.А.Нухулы. Павлодар:Изд-во, ПГПИ, 2007. - С. 185-188.
6. Жанайхан Е. Великие инструменталисты-исполнители кюя, которые достойно донесли традиции предков (каз.языке) /Е.Жанайхан // Педагогический вестник Казакстана №4 /Гл.ред.А.Нухулы. Павлодар:Изд-во, ПГПИ, 2007. - С. 193-196.
7. Жанайхан Е. Чокан внесшии вклад в искусство музыки (каз.языке) /Е.Жанайхан // VIII Сатпаевские чтения. Материалы международной научной конференции. -Павлодар, 2008.-Т.13. - С.178-181.
8. Жанайхан Е. Мастер своего дела Павлодарского регионе-Батурин (каз.языке) /Е.Жанайхан // Проблемы сохранения и изучения культурного и природного наследия Прииртышья: Международной научно-практической конференции. -Павлодар, 2008. - С.306-310.
9. Жанайхан Е. К вопросу о культурном наследии Павлодарского Прииртышья/Е.
Жанайхан // Культурное наследие Сибири: Сборник научных трудов /под ред.
Степанской Т.М. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008. Вып. 9
21
10.Жанайхан Е. Особенности культурной жизни Павлодарского прииртышья (в 1920-х годах) /Е.Жанайхан // Межвузовский сборник научных трудов.ХХ1 век: Итоги прошлого и проблемы настоящего. Пенза: Выпуск №12, 2009. - С. 112-114.
11. Жанайхан Е. Художественная культура как особая область культуры /Е.Жанайхан //Материалы международной научно-практической конференции «Иртышский бассейн: современное состояние и проблемы устойчивого развития». Павлодар, 2009. - Т. 1. - С.408-411.
12. Жанайхан Е. Вклад художника и педагога В.П.Батурина в развитие искусства Павлодара /Е.Жанайхан // Культурное наследие Сибири. Сборник научных трудов. Барнаул: Выпуск №10,2009. - С.29-33.
13. Жанайхан Е. Айтыс как жанр культуротворческой самоидентификации казахского этноса/Е.Жанайхан// Материалы региональной научно-практической конференций «Б.А.Кубатов-ученый, педагог, общественный деятель» Павлодар, 2010. - С.84-87.
14. Жанайхан Е. Возможность культурный традиции салов и серэ. (казлзыке) /Жанайхан Е //Материалы международной научно-практической конференций «Национальные виды спорта в формировании социальной адаптации личности». Павлодар, 2010 - С.53 - 57.
15. Жанайхан Е. Становление изобразительного искусства Павлодара в первой половине XX в. /Е.Жанайхан // Культурное наследие сибири. Сборник научных трудов. Барнаул: Выпуск №11,2010. - С.34-38.
16. Жанайхан Е. О специфике орнаментов казахского народа в художественной культуре Павлодарского Иртышья. / Е.Жанайхан// Международная научная конференция «Независимый Казахстан: история, современность и перспективы». - Павлодар, 2011. -Т.2. - С.265-267.
17.Жанайхан Е. Особенности декоративно-прикладного искусства Казахстана/Е. Жанайхан // Диалог этнокультурных миров в евразийском историческом процессе. Материалы международной научно-практической интернет-
конференции [Электронный ресурс]. - Оренбург, ГОУ ОГУ, 2011.
22
Подписано в печать 16.10.2008 г. Печать офсетная. Бумага для множительных аппаратов Формат 60x84 1/16. Усл. - печ. л. 1,5 Заказ №<2^'Тираж 120 экз. Типография Алтайского государственного университета 656049, г. Барнаул, ул. Димитрова, 66
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Жанайхан Еркин
Введение.
I. Основные этапы становления и развития художественной жизни Павлодарского Прииртышья во второй половине XIX - первой трети XX вв.
1.1. Ключевые понятия исследования.
1.2. Особенности национального мировосприятия казахского народа.
1.3. Развитие культуры Павлодарского Прииртышья в контексте влияния просветительской деятельности членов Российского Географического общества.
II. Становление и развитие многообразия форм художественной жизни Павлодарского Прииртышья на рубеже XIX - XX столетий.
2.1. Музейное строительство в Павлодарском Прииртышье.
2.2. Развитие образования в регионе в рассматриваемый период.
2.3. Художественное наследие Павлодарского Прииртышья и выдающиеся деятели культуры и искусства, оказавшие значительное влияние на художественную жизнь региона в конце XIX — начале XX столетий.
Введение диссертации2011 год, автореферат по искусствоведению, Жанайхан Еркин
Актуальность темы. Обращение к историко-культурному прошлому закономерно на современном этапе развития Республики Казахстан. Президент Республики Казахстан H.A. Назарбаев в указе о программе «Культурное наследие» отметил, что вопрос развития культуры, сохранения, приумножения культурного и художественного наследия казахского народа имеет в настоящее время огромное значение и тесно связано с определением пути цивилизованного развития Казахстана. В условиях глобализации и растущей вовлечённости в мировую экономическую, информационную среду искусство и культура становятся необходимым условием сохранения идентичности народа Казахстана. В современных условиях тема взаимоотношений народов России и Казахстана стала одной из актуальных задач науки о культурной и духовной интеграции. Данное исследование направлено на формирование уважения к историческому прошлому, к истокам национальной культуры, на реализацию задачи, поставленной программой «Культурное наследие», принятой в Республике Казахстан. Тема исследования видится нам актуальной и в контексте углубления гуманитарного знания в сфере культуры и искусства России и Казахстана.
Степень изученности проблемы. Автор изучил литературу, касающуюся становления и развития культуры и искусства Казахстана, в частности, в Павлодарском Прииртышье, и представил в хронологическом порядке исследованные статьи, монографии, общие труды. Вопросы теории и истории разных видов народного искусства рассматривали в своих трудах известные ученые России Е.М. Мелетинский, В.Я. Пропп,
П.Г. Богатырев, M.K. Азадовский. Богатство материальной и духовной культуры казахского народа представлено в трудах «Россия. Полное географическое описание нашего отечества — т. XVIII. - Киргизский край» (Спб,1913), Ш.Ш. Валиханова «Собрание сочинений в 5-ти томах» (Алма-Ата, 1985). Историко - культурные связи Казахстана и России прослежены в работах Э.А. Масанова «Домашние промыслы и ремесла Казахов» (М.,1960), Е.Ж. Валиханова «Деятельность РГО» (1989), С.П. Шевченко «Очерки истории Павлодарского Прииртышья» (Павлодар,2000). Большую помощь при написании диссертации оказали труды авторов: Т.М. Киященко «Виды культур и их взаимодействие» (М., 2005), А.Х. Маргулана «Казахское народное прикладное искусство» (Алма-Ата, 1986), Мусы Шормапулы «Традиции казахского народа» (Караганда, 2000). Фундаментальным сборником является собрание трудов ученых Казахстана «Кочевники. Эстетика: Познание мира традиционным казахским искусством» (1993).Серьезные исследования по изучению казахской традиционной культуры проведены учеными Е.Турсуновым, Н. Турекуловой, Ш. Елеукеновой, Г. Шалабаевой, М. Ауэзовым. Казахскому эпосу посвящены монографии С.А. Каскабасова: «Казахская волшебная сказка» (1972), «Казахская несказочная проза» (1990), «Золотая жила» (1990), «Колыбель искусства» (1992). Особенности и основные функции бытования казахского музыкального фольклора рассмотрены в монографии Е.О. Балабекова. Распространение и взаимовлияние орнаментальных систем разных народов рассматривалось в трудах казахстанских ученых -историков, этнографов: А.Х. Маргулана, М.С. Муканова, У. Джанибекова, H.A. Уразбаевой, Р. Хаджаевой и др. Специфику орнаментального языка, семантику, использование в искусстве изучали русские и советские ученые - в том числе С.М. Дудин, В.Н. Чепелев, Б.П. Деннике, Т.А. Жданко, Л.И. Ремпель и другие. В последние годы перечень литературы по теме исследования пополнился серьезными глубокими трудами. Среди них трехтомное издание «История искусства казахов» - обощающий труд, связующий разнообразные звенья художественной культуры Казахстана с древнейших времен до наших дней и совокупность результатов развития этноискусства казахов. Основой данного труда является концепция преемственного развития искусства Казахстана. Особо отметим труды доктора искусствоведения Р. Ергалиевой. Ее книга «Этнокультурные традиции в современном искусстве Казахстана. Живопись. Скульптура» (2002) посвящена анализу преемственных связей профессионального изобразительного искусства Казахстана XX века с национальной духовной и мировоззренческой традицией. Самобытность мировидения, отражающаяся в национальной художественной школе Казахстана как части мирового культурного процесса, осмыслена на материале творчества мастеров казахской живописи и скульптуры с позиций их реальной взаимосвязи с традиционными духовными ценностями казахского народа. Особый вклад в изучение проблемы интеграции культур, взаимовлияния профессионального и национального народного искусства внесла Е.Ю. Личман исследованием «Развитие станковой живописи Казахстана в середине XX века в контексте влияния русской художественной школы» (2010). Актуальную для современного гуманитарного знания проблему сущьности и развития этнической традиции в контексте современного направления этноискусствозниния исследует Л.И. Нехвядович в монографии «Этническая традиция в современном гуманитарном знании» (2010). В этом труде автор рассматривает ценностный аспект этнической традиции, понятия «приемственность», «этническая традиция», а также уровни художественного взаимодействия с этнической традицией в искусстве. Свой вклад в развитие сибирского этноискусствознания трудами «Очерки истории искусства Алтая» (2009), «Архитектура Алтая XVIII —
XX вв.» (2006) внесла Т.М. Степанская. Идея этноискусствоведческой концепции Т.М. Степанской состоит в том, что этнические традиции как целостные формально-содержательные структуры несут в себе ценные художественные достижения этноса, определяют индивидуальность творческого метода и стиля художника. Следует отметить публикации современного казахского исследователя, кандидата искусствоведения Д.М. Мергалиева, в статьях которого подчеркивается приоритетное значение казахского музыкального и изобразительного фольклора в формировании национального художественного стиля в современном изобразительном искусстве республики Казахстан.
Таким образом, сформировался обширный круг литературы, в котором рассмотрены многие аспекты художественной культуры казахского народа, но слабо отражены черты и особенности региональной художественной культуры, в частности такой важный ее компонент, как художественная жизнь. Это обстоятельство определяет актуальность данного исследования, посвященного изучению художественной жизни Павлодарского Прииртышья во второй половине XIX века и в 1920-х годах XX века
Объект исследования: Художественная жизнь Казахстана конца XIX -нач. XX вв.
Предмет исследования: Формы художественной жизни Павлодарского Прииртышья в условиях трансформации историко-культурной ситуации в Казахстане и России во второй пол. XIX - и первой трети XX столетия.
Цель исследования: определить основные этапы формирования художественной жизни Павлодарского Прииртышья, показать процесс развития форм художественной жизни в регионе, выявить особенности, рассмотреть их в контексте интеграции культур казахского и русского народа.
Задачи исследования: проанализировать особенности национального мировосприятия казахского народа; изучить историю развития культуры Павлодарского Прииртышья в контексте влияния культурно-просветительской деятельности членов Российского Географического общества;
• определить этапы развития художественной жизни в регионе;
• рассмотреть изменения в культурной и художественной жизни Казахстана в связи с образованием СССР; изучить формы художественной жизни региона: типология казахских художественных ремесел, развитие музейного дела, развитие художественного образования;
• выявить круг деятелей культуры и искусства, оказавших значительное влияние на художественную жизнь региона.
Хронологические рамки: Вторая пол. XIX - первая треть XX столетия.
Территориальные рамки: Казахстан, Россия.
Методология и методика исследования обусловлены целью и задачами диссертации. В качестве главной теоретической парадигмы избран системный подход, основанный на эмпирико-логическом мировосприятии. Были применены следующие исследовательские методы: сравнительно-исторический, позволивший выявить общее и особенное в историческом развитии культурной и художественной жизни Павлодарского Прииртышья и Казахстана; историко-типологический метод дал возможность определить место Павлодара в общеказахстанском культурно-историческом процессе; персонологический метод позволил выявить и охарактеризовать деятельность лиц, внесших наиболее весомый вклад в культуру и искусство Казахстана рассматриваемого периода; на основе конкретно-исторического метода исследовались и выявились особенности развития культуры и искусства Павлодарского Прииртышья; применялись методы стилистического анализа конкретных художественных произведений.
Источниковая база исследования разнообразна и включает письменные и изобразительные материалы из фондов историко-краеведческого музея им. Г.Н. Потанина в Павлодаре; использовались документы и публикации общественного фонда Историко Географического общества им. К.И. Сатпаева; произведения традиционных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства казахского народа из фондов и экспозиций Павлодарского художественного музея, мемориальных и краеведческих музеев, а также произведения профессиональных русских и казахских художников, представленных в экспозициях профильных музеев; привлекались материалы периодической печати. В основу работы легли также материалы Алтайской краевой универсальной научной библиотеки имени В.Я.Шишкова: альбомы, каталоги, опубликованные документы. Широко использовались материалы фонда Национальной государственной библиотеки им. A.C. Пушкина (с 1991 года Национальная библиотека Казахстана), в том числе экспозиции декоративно-прикладного и изобразительного искусства, изучались фонды библиотеки президентского центра культуры г. Астана, научной библиотеки Алтайского государственного университета, областной библиотеки им. С. Торайгырова, а так же фонд редкой книги городской библиотеки г. Павлодара.
Научная новизна исследования заключается, прежде всего, в том, что впервые в казахстанской историографии на основе регионального подхода комплексно рассматриваются формы культурной и художественной жизни Павлодарского Прииртышья на материале развития различных отраслей художественной культуры — музейного дела, художественного образования, изобразительного искусства; определен круг творческих личностей, участвующих в формировании художественной жизни Павлодарского Прииртышья, показан их вклад в развитие культуры и искусства Казахстана; показана роль русских деятелей культуры членов Русского Географического общества в изучении культурных и художественных традиций казахского народа, в создании коллекций и организации музеев; определено значение русских художников в становлении художественного образования и изобразительного искусства Павлодара; показаны роль и значение сохранения и развития культурного наследия Казахстана в современных условиях; подчеркнута необходимость тесного культурного собружества Казахстана и Алтая, сопредельных территорий, объединенных такими признаками, как полиэтничность, наличие общих исторических событий и факторов развития.
Теоретическая значимость диссертации заключается в актуализации проблем культурной и художественной жизни Павлодара в контексте истории республики Казахстан.
Практическая значимость диссертации. Материалы исследования могут быть использованы в научной и практической деятельности искусствоведов, музейных работников, историков культуры, а также найти применение при организации выставок, подготовке монографий, учебных программ, специальных семинаров и лекционных курсов в учебных заведениях и учреждениях культуры и искусства; результаты исследования способствуют укреплению творческого и научного сотрудничества в сфере культуры и образования сопредельных территорий Павлодарского Прииртышья и Алтая.
Положения, выносимые на защиту:
1. Художественная жизнь входит в систему культуры общества, фрагмент культурной жизни, предусматривающий развитие различных видов искусства и творческой деятельности в сфере культуры.
2. Масштаб тех или иных форм художественной жизни зависит от потребностей общества, которые в свою очередь влияют на его развитие. Художественная жизнь определенного периода характеризуется совокупностью процессов создания не только художественных ценностей, но и художественных образовательных учреждений, особыми формами популяризации, использования и сохранения объектов художественного и культурного наследия.
3. В регионе Прииртышья первые проявления художестенной жизни зарождаются на основе развития краеведения, начиная с освоения этой обширной территории в XVIII веке; особую роль в этом процессе сыграли экспедиции Российской Академии наук; особую ценность представляют сведения о Павлодарской области в трудах П. Палласа, П. Фалька, Г. Миллера и других ученых.
4. Развитие краеведения и в его рамках художественной жизни связано с деятельностью Западно - Сибирского отдела Русского географического Общества и «Общества Изучению Казахстана», во многом способствовавших строительству музейного дела в Павлодарском Прииртышье и собиранию коллекций народного национального традиционного творчества.
5. Основными формами художественной жизни в Павлодарском Прииртышье в конце XIX - в первой трети XX века явились начальное художественное образование в форме студий, первые художественные выставки, создание произведений изобразительного искусства европейского направления, освоение творческого опыта русской художественной школы, развитие музейного дела, освоение опыта российской художественной практики, сотрудничество с деятелями культуры и искусства России.
6. Все формы художественной жизни и творчество мастеров изобразительного искусства Павлодарского Прииртышья начиная с 20-х годов XX века были подчинены национальному художественному стилю, сформировавшемуся на основе преемственности мифопоэтических фольклорных традиций казахского народа, на воспритии традиций как фундаментальной универсальной ценности.
Апробация результатов исследования. Положения диссертации нашли отражение в докладах на международных, всероссийских и межрегиональных конференциях: «Четвертые Сатпаевские чтения» (Павлодар, 2004); «История, культура и личности Баянаула» (Караганда, 2006); «Проблемы сохранения и изучения культурного и природного наследия Прииртышья» (Павлодар, 2008); «Казахи России история и современность» (Омск, 2009); «Картина мира в художественной жизни народов Алтая, Казахстана, Монголии» (Барнаул, 2008); «Валихановские чтения - 14» (Казахстан, 2009), международная научная конференция «Независимый Казахстан: история, современность и перспективы» (Павлодар, 2011). Положения диссертации отражены в публикациях автора в различных сборниках научных трудов России и Казахстана.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Художественная жизнь Павлодарского Прииртышья второй половины XIX - первой трети XX вв."
Основные выводы исследования можно сформулировать следующим образом:
Художественная жизнь входит в систему культуры общества, является фрагментом культурной жизни, предусматривающим развитие различных видов искусства и творческой деятельности в сфере культуры.
Масштаб тех или иных форм художественной жизни зависит от потребностей общества, которые в свою очередь влияют на его развитие. Художественная жизнь определенного периода характеризуется совокупностью процессов создания не только художественных ценностей, но и художественных образовательных учреждений, особыми формами популяризации, использования и сохранения объектов художественного и культурного наследия.
В регионе Прииртышья первые проявления художестенной жизни зарождаются на основе развития краеведения, начиная с освоения этой обширной территории в XVIII веке; особую роль в этом процессе сыграли экспедиции Российской Академии наук; особую ценность представляют сведения о Павлодарской области в трудах П. Палласа, П. Фалька, Г. Миллера и других ученых.
Развитие краеведения и в его рамках художественной жизни связано с деятельностью Западно - Сибирского отдела Русского географического Общества и «Общества Изучения Казахстана», во многом способствовавших строительству музейного дела в Павлодарском Прииртышье и собиранию коллекций народного национального традиционного творчества.
Основными формами художественной жизни в Павлодарском Прииртышье в конце XIX - в первой трети XX века явились начальное художественное образование в форме студий, первые художественные выставки, создание произведений изобразительного искусства европейского направления, освоение творческого опыта русской художественной школы развитие музейного дела, освоение опыта российской художественной практики, сотрудничество с деятелями культуры и искусства России.
Все формы художественной жизни и творчество мастеров изобразительного искусства Павлодарского Прииртышья начиная с 20-х годов XX века были подчинены национальному художественному стилю, сформировавшемуся на основе преемственности мифопоэтических фольклорных традиций казахского народа, на восприятии традиций как фундаментальной универсальной ценности.
Автор диссертации не считает тему исчерпанной, ее изучение можно расширить и углублять в направлении выявления стилистических приоритетов и особенностей творческого метода художников, развитие приоритетных современных форм художественной жизни республики Казахстан. В 20-30- годах искусство Казахстана стремительно вошло и стало адаптироваться в контекст европейской художественной системы. Изобразительное искусство Казахстана стало тем способом осмысления народной культуры, который сохранил ее своеобразие не изолировано, а в контексте общемирового искусства. На всех этапах развития станковой живописи прослеживалась связь с народной традицией. Традиции русской художественной школы, воплощаясь в произведениях казахских живописцев, обогащались элементами казахского народного искусства. В этом процессе синтеза и модернизации существенное значение имело взаимодействие народной и профессиональной культур России и Казахстана.
Заключение
Художественная жизнь рассматривается как составляющая культурной жизни общества. Художественная жизнь определенного периода характеризуется совокупностью процессов создания не только художественных ценностей, но и художественных образовательных учреждений, особыми формами популяризации, использования и сохранения объектов культурного наследия.
На протяжении многовековой истории казахский народ создал богатейшую художественную культуру, особенность которой обусловлена синкретизмом различных сторон кочевой традиции. Особенности кочевого образа жизни определили характер, содержание и форму всех видов народного творчества. Специфика национальной культуры заключалась в синкретичности и устности, которая отразилась в многообразии фольклорных жанров. Устное поэтическое и декоративно-прикладное творчество, в котором доминировало орнаментальное изображение, были постоянными спутниками казахского народа, отражая сложные процессы его духовной жизни, понимания и осмысления окружающего мира. Глубокие традиции народного искусства во многом определили характер и пути развития различных видов профессионального искусства, в том числе станковой живописи.
Этнические истоки определяют особенности не только традиционного народного искусства, но и особенности профессионального искусства. Концепция этнической традиции строится на определении традиции как составной части этнической культуры, которя обеспечивает ее устойчивость и выполнение этноинтегрирующей и этнодифференцирующей функций, выступая механизмом сохранения, передачи этиокульурных ценностей, смыслов, символики,идентичности этнической общности.
Этническая традиция представляет собой амбивалентную структуру, в которой одновременно сосуществуют аккумуляция опыта прошлого и потенциал к рождению нового. Основные стадии ее развития: зарождение, аккумуляция (накопление, обобщение и стереотипизация), пространственно-временная трансляция и актуализация. Под влиянием социально-культурных и природных факторов этническая традиция может изменяться в процессе адаптации, ассимиляции, аккомодации.
Методология исследования этнических традиций в искусстве базируется на этноискусствоведческом подходе, сочетающем достижения отечественной искусствоведческой школы, культурно-исторической школы и этнологии. Базовым принципом изучения этнических традиций является рассмотрение художественной картины мира во взаимосвязи общего, особенного и частичного. При этом в качестве общего выступает межнациональное (оно состоит из единства этнического, межэтнического и иноэтнического), особенно — национальное (может быть и moho-, и полиэтичным), частичного — этнорегиональное.
Среди ряда научных дефиниций и словарных толкований, относящихся к этнической художественной традиции, важнейшими являются следующие: наследование художественного опыта этнической культуры; исторически сложившиеся художественно — эстетические принципы отражения этнической картины мира в искусстве; изобразительно — выразительные средства, стилизующие формы этнического искусства.
Основными формами художественной жизни в Казахстане в первой трети XX века явились начальное художественное образования в форме студий, первые художественные выставки, создание произведений изобразительного искусства европейского направления, развитие традиционных ремесел, развитие музейного дела, освоение опыта российской художественной практики, сотрудничество с деятелями культуры и искусства России.
В связи с образованием СССР были приняты важные документы, внесшие изменения в культурную и художественную жизнь Казахстана. Принятие нового строя содействовало заимствованию у России государственно-политического устройства, социально-общественных институтов, науки, техники, культуры, искусства. Приоритетными направлениями культурной политики СССР были ликвидация неграмотности у населения России и бывших окраин, повышение уровня образованности, реформирование системы образования, повышение уровня культуры. Мероприятия, проведенные Советским государством, оказали серьезное воздействие на развитие культуры и искусства в национальных республиках. В культуре многих республик появлялись новые художественные тенденции, которые в процессе ассимиляции приобретали самобытность и неповторимость под воздействием культуры РСФСР.
Реализация задач культурной революции сыграла важную роль в просвещении населения республики Казахстан. Мероприятия, проведенные Советским государством в сфере музейного дела, в создании творческих союзов, в сфере художественного образования, оказали значительное воздействие на развитие искусства в республике и способствовали приобщению населения к лучшим образцам мирового и русского искусства.
После Октябрьской социалистической революции 1917 г. были приняты меры по централизации управления культурой и искусством., организационно оформился Союз пролетарских культурно — просветительских организаций - «Пролеткульт» [82, С. 156] В ноябре 1917 г. был образован Отдел искусств, функцией которого была организация художественной работы и оказание помощи художникам и поэтам. В 1918 -1919 годах в России состоялось свыше 140 выставок [82, С. 157] Положительной тенденцией являлось слияние местных и переселенческих культурных сил.
К началу XX века в русской художественной школе сложились устойчивые традиции, отличающиеся многообразием: духовность и гуманизм, высокая живописная культура, художественный реализм, доминирование пейзажа как национального жанра России, высокий статус жанра исторической картины. Традиции русской художественной школы были настолько сильны, что стали почвой для развития национальных школ живописи во вновь образованных республиках Советского государства. Глубокие традиции русской школы живописи утвердились в педагогической системе художественного воспитания. Академическая школа профессионального обучения живописцев России получила развитие в системе художественного образования советских республик, также в Казахстане.
Список научной литературыЖанайхан Еркин, диссертация по теме "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"
1. Аверьянова, Н. Гроссмейстер ломаных линий / Н. Аверьянова // Звезда Прииртышья, 19.11.1998.
2. Аверьянова, Н. История фотографии: от фотографе нашего города Д.П. Багаева / Н. Аверьянова // Звезда Прииртышья. 25.01.1986
3. Агаев, А.Г. Нациология: философия национальной экзистенции. /А.Г. Агаев. Махачкала: Агу, 1992. - С. 134-135.
4. Агеева, Е.И., Максимова А.Г. Отчет Павлодарской экспедиции 1955г. // Труды ИИАЭ АН КазССР А-А, 1959. С. 54-55.
5. Азиатская Россия. СПб.: Изд-во Переселенческого Управления Землеустройства и Земледелия, 1914. Т. 1.
6. Арутюнов, С.А. Народы и культура: развитие и взаимодействие. -М.,1989.
7. Аюпов, Н.Г. Натурфилософия тенгрианства// Н.Г. Аюпов // Евразия, №6, 2004 С.35.
8. Баглиева, А.З. и др. Основные проблемы духовных ценностей в философии и культуре / А.З. Баглиева. Новосибирск, 2008.
9. Баглиева А.З., Бастрова Д.Р., Воденко К.В. И др.Проблемы духовных ценностей в философии и культуре. Монография / Под общей ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Изд-во «Сибпринт», 2010.
10. Борев, Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Борев. М.: Высшая школа, 2002.
11. Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В. Бромлей М.: Наука, 1983.
12. Бромлей, Ю.В. Современные проблемы этнографии / Ю.В. Бромлей. М.,1981.
13. Ваганов, O.A. Земельная политика царского правительства в Казахстане (1907 -1914 гг.) / O.A. Ваганов // Исторические записки.
14. Вып. №31. М., 1950. С. 66.
15. Ветохин, Е.А. Национально-региональный компонент в образовании/ Философия образования. Спец. вып. № 1, Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2007. С. 92-96
16. Ветохин, Е.А. Развитие художественной жизни Сибири в контексте влияния сибирского областничеста: автореф. канд. дисс. на соиск. степени кандид. искусствоведения. Барнаул, 2008. - 26 с.
17. Галин, С.А. Исторический опыт культурного строительства в первые годы Советской власти (1917-1925): Монография. М.: Высшая школа, 1990.
18. Григорьева, О. 110 лет Багаеву / О. Григорьева // Звезда Прииртышья. -01.09.1994.
19. Григорьева, О. Батурин на фоне павлодарского пейзажа / О. Григорьева // Звезда Прииртышья. 1998. - 31 янв.
20. Григорьева, О. Дом Багаева будет сохранен / О. Григорьева //Звезда Прииртышья. 11.03.1999.
21. Григорьева, О. Дыхание времени: открытие выставки фотографий Д.ПБагаева / О. Григорьева //Звезда Прииртышья. 5.10.1996
22. Девятьярова, И.Г. Художественная жизнь Омска XIX перв. чет. XX. - Омск, 2000.
23. Домбровский, Ю. Художник Калмыков / Ю. Домбровский // Простор. № 9, 1970.
24. Дубовая, Е. Щедрость разностороннего таланта /Е. Дубовая // Нива.-2000.-№6. С. 170-172.
25. Елагин, В.С., Молодин В.И. «Бараба в начале I тысячелетия нашей эры». Новосибирск, 1991.
26. Енисеева, Л. Сергей Калмыков- «самый элегантный мужчиназемного шара»// Аргументы и факты Казахстана. № 12, 1997.
27. Захаренко А.Л, Косаяков Б.К, Мерц В.К. История Павлодарского Прииртышья /Учебное пособие. 79 с.
28. Каскабасов, С.А. Золотая жила. Истоки духовной культуры / С.А. Каскабасов. Астана: Елорда, 2000. - ч. 1.-С.220.
29. Киященко, Т.М. Виды культур и их взаимодействие / Т.М. Киященко. -М.: Просвещение, 2005.
30. Кокумбаева, Б.Д. Введение в Культурологию: Учебное пособие по курсу «теория и история мировой и отечественной культуры.-Павлодар: ПТУ им. С. Торайгырова, 2000.
31. Кондратов, В.А. Этика. Эстетика: учебное пособие / В.А. Кондрашов Ростов н/Д: Феникс, 1998.
32. Кривцун, O.A. Эстетика / O.A. Кривцун. М.: Аспект Пресс, 2000.
33. Культурология XX век. Энциклопедия в 2-х томах/ гл. ред. и сост. С.Я. Левит. СПб.: университетская книга, 1998.
34. Куприн, В. Виктор Батурин в художественной культуре своего времени / В. Куприн // Нива. 1998. - №1. - С.84-87.
35. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура. / А.Ф. Лосев. М.: Политиздат, 1991.
36. Лухтанов, А. Пржевальский в Зайсане: Путешествие русского ученого по ВКО / А. Лухтанов. // Рудный Алтай.- 1999.-24 апр.
37. Максяшин, A.C. Генезис художественного образования в области изобразительного искусства Урала / A.C. Максяшин. Екатеринбург, 2006.
38. Материалы Международной научно-теоретической конференции, посвященной 1500 летию эпоса «Козы Корпеш и Баян Сулу». -Алматы, «Интерпринт», 2003.
39. Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Метельницкий. М.: Главная ред. вост. литературы, 1976.
40. Меллер, М. Художник Калмыков / М. Меллер // Простор, 1968. № 12, с.88-91.
41. Могильников, В.А. Сперановское городище / В.А. Могильников // Памятники железного века на территории СССР. КСИА. № 128, М., 1971.-С. 48
42. Могильников, В.А. Угры и самодийцы Урала и Западной Сибири / В.А. Могильников // Финно -угры и балты в эпоху средневековья. Археология СССР. М., 1987. - С. 184.
43. Николаев, Ю.П. Основные эстетические категории и их значение в деятельности органов внутренних дел: лекция / Ю.П. Николаев. М.: МВШМ МВД России, 1993.
44. Николай Михайлович Пржевальский: (1839- 1888 гг.) // Географы и путешественники.-М., 2000.- С.376 389.
45. О Тарковском / Составитель и автор предисловия М.А. Тарковская. -М.: Прогресс, 1989.
46. Олкотт, М.Б. Казахи. Вып. 1. Стэнфорд, Калифорния, 1987. С. 57.
47. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР конец XIX — начало XX века./ Б.К. Тебиев, Ф.Ф. Шамахов, Р.Ф. Усачева и др. М., 1991. - 268 с.
48. Пропп, В.Я «Русский героический эпос» / В.Я. Пропп. JL: изд-во Лен.ун-та, 1986.
49. Пропп, В.Я. Морфология волшебной сказки / В.Я. Пропп. М.: Лабиринт, 2005.
50. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников правоохранительных органов: учебное пособие / авт. кол.: В.А
51. Балашов, Н.М. Дудин, Н.И. Зайцев, Н.М. Морозова, В.С Остапенко, В.Н. Пристенский. Воронеж: ВВШ МВД России, 1998.
52. Ремнев, A.B. Самодержавие и Сибирь. Административная политика вт. пол. XIX — начала XX века/ A.B. Ремнов, Омск, 1997. - 252 с.
53. Ростовцев, H.H. История метов обучения рисования. М., 1981.
54. Русская художественная культура вт. пол. XIX века: диалог с эпохой / Г.Ю. Стернин, JI.3. Коробейникова, Н.Г. Литвиненко и др. М., 1996. -334 с.
55. Скубневский, В.А. Мигранты из центрально-черноземного района в сотаве городского населения Западной Сибири (по данным переписи 1897 г.)/ / процессы урбанизации в центральной России и Сибири: сб. ст./ под ред. В.А. Скубневского. Барнаул, 2005. - С. 91
56. Сластенин, В.А. Общая и профессиональная педагогика / в.А. Сластенин. М.: ACT - Пресс, 2008.
57. Советская культура в реконструктивный период 1928-1941 гг. М.: Наука. 1988. - С. 489-523
58. Соколкин, Э. Затон / Э. Соколкин // Звезда Приртышья. 1 янв. 1998.
59. Соколкин, Э. Судьба, яркая как пламя: К 110-летию фотографа Д.П.Багаева / Э. Соколкин // Звезда Приртышья.-17.09.1994.
60. Соколова, Л. О доме Багаева / Л. Соколова // Павлодарская неделя. -21.06.2000.
61. Соколова, Л. О памяти и беспамятстве: династия Багаевых / Л. Соколова // Павлодарская неделя. 21.06.2001.
62. Сулейменов Р.Б., Бисенов Х.И. Соц. Путь культурного прогресса отсталых народов / Р.Б. Сулейменов, Х.И. Бисенов. изд-во Наука, Казахская ССР, А-Ата, 1967.
63. Тереник, М.С. Павлодар это нашей истории строки / М.С. Тереник -Павлодар: «ЭКО». - 2000. - 370 с.
64. Шевченко, С. Наш Павлодар / С. Шевченко // Звезда Прииртышья-23.09.2000.
65. Шевченко, С. Неповторимые мгновения истории: О фотографе Д.П.Багаеве / С. Шевченко. Алма-ата: Искусство Казахстана.-1979.-150 с.
66. Шкапский, О. Переселенцы и аграрный вопрос в Семиреченской области / О. Шкапский // Вопросы колонизации: сборник статей. -Вып. 1.-СП6, 1907. С. 19.
67. Энциклопедический музыкальный словарь. М.: Советская энциклопедия, 1966.
68. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Спб, 1890-1907.
69. Эстетика: учебник для вузов / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Высшая школа, 1983.
70. Яковлев, Е.Г. Эстетика: учебное пособие / Е.Г. Яковлев. М.: Гардарики, 2003.1. Источники:
71. Вольфсон Д. Школьное дело в Сибири: статистический очерк. -Томск, 1905. С. 1.
72. Из истории культурного строительства тюменской области: сборник документов. 1918-1975 гг. Свердловск, 1980.
73. Каталог выставки С.Калмыкова. Составитель М.Меллер. А-Ата,1971
74. Проскурин В. На земле казахстанской: воспоминания о посещении Н.М. Пржевальским Восточного Казахстана // Рудный Алтай.- 1978.28 июня.
75. Сергей Калмыков. Альбом. Составитель В.С.Бучинская. А-Ата. Онер. 1991.
76. Социалистическое строительство Казахской ССР за 20 лет. / Стат. сб. Алма-Ата, 1940.
77. Список учебных заведений Ведомства Народного Просвещениря по городам и селения. 1912.
78. Хрестоматия. Россия IX — начала XX века / сост. Т.И. Балакина. -М., 2004.
79. ЦГАРК, ф. 1376, оп. 1, д. 16, л.л. 1-20
80. ЦГЛ РК, ф. 64, оп. 1, д. 4736, л. 5об.; д. 4739, л. 10.
81. ЦХАФ АК, ф. 141, оп.1, ед.хр. 31, л. 3 об.
82. Энциклопедический справочник: Мир русской культуры. 1997.
83. Этническая традиция в современном гуманитарном знании / сост. Л.И. Нехвядович. Барнаул: изд-во Алтю ун-та, 2010. - 96 с.
84. ЦГА РК. Ф.769. Оп. 1. Д.57.85. 15 съезд ВКП (б), декабрь 1927 г.: Стенографический отчет М., 1961. - Т.1. - С.53.1. Иллюстрации:
85. Туырлыккас украшение свода юрты. Войлок, ткань, вышивка. ГМЭ2. Юрта и ее убранство
86. Ларь. Дерево, резьба, роспись. МАЭ
87. Кисе мужской наборный пояс, принадлежавший Кунанбаю МАЭ
88. Кумис бас. Мутовка. Навершие . Дерево, металл, кожа. Павлодарская область ГМЭ
89. Ер токым. Седло Дерево, кожа, тиснение, накладки, Баянульский район Павлодарский области.
90. Кемер белдик. Пояс. Фрагмент. Кожа,металлические накладки,штамп, ГМИК имени А. Кастеева
91. Эйел белдк. Женский пояс. Ткань,металлические накладки, насечка серебром, гранировка. ГИМ
92. Поясные накладки и пряжки. Металл сердолик, штамп, гравировка. ЦГМК
93. Баскур декоративная лента. Фрагмент. Шелка, аппликатция ЦГМК
94. Батурин В. П. «Нарышкинские камни», нач. XX в.
95. Батурин В. П. «Рубка леса. 1888». X., м. Государственная Третьяковская галерея
96. Батурин В. П. «Цветущий луг», нач. XX в.
97. Музей литературы и искусства им. Бухар Жырау, здание построено в 1897г.
98. Туырлыккас украшение свода юрты. Войлок, ткань, вышивка. ГМЭ2. Юрта и ее убранствоaessi
99. Ларъ. Дерево, резьба, роспись. МАЭ
100. Кисе мужской наборный пояс, принадлежавший Кунанбаю. МАЭ
101. Кумис бас. Мутовка. Навершие . Дерево, металл, кожа. Павлодарская область ГМЭ
102. Ер токым. Седло Дерево, кожа, тиснение, накладки, Баянульский район Павлодарский области.
103. Кемер белдик. Пояс. Фрагмент. Кожа,металлические накладки, штамп, ГМИК имени А. Кастеева
104. Эйел белдк. Женский пояс. Ткань,металлические накладки, насечка серебром, гранировка.1. ГИМ
105. Поясные накладки и пряжки. Металл сердолик, штамп, гравировка. ЦГМК
106. Баскур декоративная лента. Фрагмент. Шелк, аппликатция. ЦГМК
107. Батурин В. П. «Нарышкинские камни», нач. XX в.
108. Батурин В. П. «Рубка леса. 1888». X., м. Государственная Третьяковская галерея1. Sgfe ~r\tW
109. Батурин В. П. «Цветущий луг», нач. XX в
110. Музей литературы и искусства им. Бухар Жырау, здание построено в 1897г.