автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Художественная жизнь Восточного Забайкалья как явление культуры второй половины XIX - первой четверти XX вв.

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Иманакова, Елена Георгиевна
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Художественная жизнь Восточного Забайкалья как явление культуры второй половины XIX - первой четверти XX вв.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурологии Иманакова, Елена Георгиевна

Введение.

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования художественной жизни в культурологическом измерении.

1.1. Проблема терминологических обоснований в контексте измерения художественной жизни.

1.2. Художественная жизнь как объект историко-культурологичес-кого исследования.

Глава 2. Художественная жизнь как фактор истории культуры Восточного Забайкалья.

2.1. Социально-культурные предпосылки зарождения художественной жизни в Восточном Забайкалье.

2.2. Эволюция художественной жизни Восточного Забайкалья в дореволюционный период.

2.3. Становление системы художественного образования Восточного Забайкалья как важнейшего канала культуры.

2.4. Специфика художественной жизни Восточного Забайкалья в годы гражданской войны.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по культурологии, Иманакова, Елена Георгиевна

Актуальность проблемы исследования.

Культура в целом является многоструктурным образованием, анализу институтов которого и их функционированию в настоящее время придается фундаментальное значение. Без исследования опыта прошедших исторических этапов культуры невозможно выработать критерии оценки происходящих сегодня в ней событий.

В поисках причин социально-политических явлений в современном обществе исследователи истории как отечественной, так и мировой, культуры сталкиваются с необходимостью воссоздания живой ткани происходивших событий. При этом немаловажное значение приобретает проблема формирования и развития художественной жизни, являющаяся частью историко-культурного процесса. Для правильного и полного понимания истории художественного развития России в целом, необходимо изучение художественной жизни провинции.

Актуальность рассматриваемой проблемы определяется региональным фактором, состоящим в необходимости сохранения, приумножения и восстановления культурных, и художественных традиций Восточного Забайкалья, сформировавшихся на протяжении длительного исторического периода. Художественная жизнь Забайкалья рассматриваемого периода (вторая половина XIX - первая четверть XX вв.) является наиболее интересным и цельным историко-культурным феноменом, но она не была еще предметом специального комплексного исследования и не получила монографического освещения в контексте поставленной проблемы.

Воссоздание цельной историко-культурной картины художественной жизни Забайкалья предусматривает анализ разных видов и форм творческой и выставочной деятельности, художественного образования, художественной критики, деятельности художественных организаций и группировок. Введение новых историко-культурологических сведений о крае и их анализ открывают 3 перспективу дальнейшего более углубленного и целенаправленного их изучения.

Степень разработанности проблемы. Заявленная тема потребовала анализа широкого пласта культурологической, исторической и искусствоведческой литературы.

Первыми следует выделить работы исследователей отечественной истории и истории культуры, в которых содержатся основополагающие сведения об особенностях развития российской культуры. Это труды В.О. Ключевского, П.Н. Милюкова, Н. Ф. Федорова1 и других мыслителей конца XIX - начала XX вв.

Отечественная наука располагает богатой исследовательской традицией в изучении истории русской художественной культуры, отдельных видов изобразительного искусства. Работы таких ученых, как И.Э. Грабарь, А.А. Федоров-Давыдов, М.В. Алпатов, А.А. Сидоров, Г.Ю. Стернин, Е.А. Борисова, Д.В. Сарабьянов и другие содержат ценную информацию об особенностях и закономерностях развития отечественной художественной культуры, ее основных этапах. Они помогли изучить генезис художественных процессов, происходивших в России изучаемого периода, а также выявить их общность и особенности в сибирской провинции, каковым было Восточное Забайкалье.

Среди современных исследователей русской культуры, специализирующихся на проблемах методологии историко-культурологических исследований, следует назвать: А.Я. Гуревича, И.Н. Данилевского, И.В. Кондакова, Д.С. Лил хачева, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, В.Л. Кургузова и другие, которые помог

1 Ключевский В.О. Сочинения в 9-ти тт. - М., 1987-1989; Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х тт. - М., 1994; Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и значение / Философия общего дела,- М., 1982, С.575-606.

2 Грабарь И.Э. История русского искусства. Т.1-13. - М., 1953-1969; Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж конца XIX - начала XX вв.Очерки. - М., 1974; Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства. - М., 1979 и др.; Сидоров А.А. Русская графика начала XX в. - М., 1970; Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX - XX вв. - M., 1970, его же. Художественная жизнь России начала XX в. - M., 1976, его же. Художественная жизнь России 1900-1910-х гг. - М., 1988 и др.; Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. - М., 1990; Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX - начала XX вв. - М., 1993 и др.

3 Гуревич А.Я. Философия культуры. - M., 1994, его же. Культурология. - М., 1995; Данилевский И.Н., Про-нштейн А.П. Вопросы теории и методики исторических исследований. - М., 1986; Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. - M., 1997; Лихачев Д.С. Прошлое - будущему: статьи и очерки. - Л., 1985; Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. - М., 1991; Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. - СПб, 1994 и др.; Кургузов В.Л. Гуманитарная культура. - Улан-Удэ, 2000 и др. 4 ли исследователю в определении методологических подходов к работе. Труды М. Кагана4 и С. Раппопорта5 способствовали осмыслению закономерностей процесса художественной жизни в отечественной культуре и дали возможность сравнить эти закономерности с художественной жизнью рассматриваемого региона.

В особую группу следует выделить издания, посвященные как общим проблемам профессионального художественного образования в России, так и отдельным его аспектам в сфере изобразительного искусства. К ним, прежде всего, следует отнести работы И.А. Бартенева, В.Н. Батажковой, Э. Белютина, Н. Молевой6 и др.

Значительным вкладом в разработку этого вопроса стало издание с 1971 по 1985 гг. Академией художеств (г. Ленинград) сборников научных трудов "Вопросы художественного образования", посвященных общим вопросам художественного образования и частным проблемам развития отдельных художественных школ России (Казанская, Пензенская, Одесская, Киевская художественные школы и др.).

В 1997 году появилась первая работа с анализом художественного обрап зования России в исторической динамике . Ее автор Е.Я. Александрова впервые проанализировала художественное образование с культурологических позиций. Для нашего исследования эта работа была ценна тем, что в ней системно излагается парадигма художественного образования в России. Оно рассматривается как сложное явление отечественной художественной культуры.

4 Каган М.С. Изобразительное искусство в сфере человеческого общения // Советское искусствознание-82, М., 1983, вып1, его же. Системный подход и гуманитарное знание: избр.ст. - Л., 1991, его же. Философия культуры. -СПб., 1996.

5 Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. - М., 1972, его же. Художественная культура и художественная жизнь // Искусство в системе культуры. - Л., 1987, с. 116-122.

6 Бартенев И. А. Преподавание общеобразовательных предметов и истории искусств в Академии художеств конца XIX - начала XX вв. // Вопросы художественного образования.: вып. 10. - JL, 1974; Батажкова В.Н. К вопросу подготовке мастеров прикладного искусства в России в первой половине XIX в. // Вопросы художественного образования.: вып.8. - JL, 1974; Молева Н.М., Белютин Э. Русская художественная школа второй половины XIX - начала XX вв. - М., 1967.

7 Александрова Е.Я. Художественное образование в России (историко-культурологический анализ) /Автореф. На соиск. Ст. доктора культурологии. - М., 1997. - 48 с. ; Она же. Художественное образование в России: историко-культурологический очерк. - М., 1998. -240с. 5

Изучение собственно художественной жизни Сибири началось лишь в XX веке и поначалу развивалось в общесибирских рамках, не дифференцируясь из-за отсутствия достаточного материала по отдельным городам и губернио ям. Практически первый шаг в этом направлении сделали Г.И. Потанин и А. Сакац9, которые в своих небольших обзорах на немногочисленных примерах художественной жизни Томска, Омска, Красноярска, Иркутска представили общую картину развития изобразительного искусства в Сибири первых десятилетий XX века. Читы в этом списке не оказалось.

Г.И. Потанин в конце статьи пришел к неутешительному выводу: «Скудость сибирского творчества не соответствует красивой романтичной природе Сибири». Причину этому явлению он видел в том, что «рисовальных школ в Сибири нет», «картинных галерей в Сибири нет, да и отдельные произведения художников редко встречаются в Сибири».

Значительным результатом в освещение художественной жизни Сибири стало издание «Сибирской советской энциклопедии», три тома которой вышли в свет в 1929-1932 годах. Авторами входящих в энциклопедию статей была представлена общая картина развития сибирского изобразительного искусства, дана периодизация истории живописи в Сибири и приведены персональные биографические справки о наиболее крупных художниках, в том числе и трех забайкальских10.

И в целом, отмечали авторы энциклопедической статьи «Живопись», «сделать полную и систематическую классификацию всех (.) сибирских художников кисти по школам, направлениям и оттенкам - чрезвычайно трудная и даже неразрешимая задача (.) литература о живописи в Сибири крайне скудна, а история ее не изучалась . .»п.

Один из авторов материалов Сибирской Энциклопедии А.Н. Турунов, увлекшись вопросами истории сибирского искусства, в последующие годы напи

8 Г.П. Живопись в Сибири // XIX иллюстрированное приложение к газете «Сибирская жизнь» (Томск), к № 195. - 1903. - 7 сентября.

9 Сакац А. Сибирская живопись: (Краткий исторический очерк) // Свободная Сибирь (Красноярск). -1919.-6 февраля.

10 Советская сибирская энциклопедия. - Новосибирск, 1929, T.1, с.937. 6 сал ряд книг и статей, продолжив начатую тему12. Однако задуманное им исследование «Очерки по истории живописи в Сибири», подготовительные материалы к которому сохранились в личном фонде А.Н. Турунова в Российском государственном архиве литературы и искусства не было осуществлено.

На рубеже 1920-1930-х годов подобную сибирской предполагалось издать энциклопедию в Хабаровске. Однако она не была опубликована, а весь собранный материал лег в основу самостоятельного фонда в Государственном ар

13 хиве Хабаровского края . Статью «Изобразительное искусство Дальневосточного края» написал Г.В. Гусак, хабаровский художник, сотрудник Дальневосточного художественного музея. Она отличается концентрацией внимания на материале искусства собственно Дальнего Востока, на событиях художественной жизни Владивостока, Хабаровска, Благовещенска и Читы. Текст Гусака -это 12 страниц рукописного текста, содержащих конспективный перечень имен, событий, абрис некоторых проблем. Ее недостаток - отсутствие ссылок на источники приводимых сведений и фактов. На этот факт неоднократно указывают дальневосточные исследователи (В.И. Кандыба и др.).

Со второй половины XX века в ходе происходившего общего подъема исследовательской работы по истории Сибири активизировались и разработки по историко-культурной тематике, ведущее положение в которых заняли ученые Западной Сибири. Работы B.J1. Соскина, А.Г. Будрина и других исследователей14 посвящались наиболее общим вопросам художественной жизни в Сибири в советский период, партийному руководству и государственной политике в области культурного строительства и его периодизации.

Определенным итогом советского сибиреведения явилась подготовленная Сибирским отделением АН СССР и вышедшая в 1968-1969 годах пятитомная «История Сибири». Значительное место в этом коллективном труде было отведено культуре, куда небольшими разделами вошли материалы по изобразитель

11 Советская сибирская энциклопедия. - Новосибирск, 1929, T.1, с.937.

12 Турунов А.Н. Художник-реалист М.И. Песков (1834-1864). - Иркутск, 1938. Турунов А.Н., Красноженова М.В. В.И. Суриков. - Москва-Иркутск: ОГИЗ, 1937.

13 ГАХК, ф.537, оп.1, ед.хр.43. 7 ному искусству Сибири и, к сожалению, менее всего Забайкалья. Выход в свет «Истории Сибири» определил необходимость более глубокого осмысления культурно-исторического процесса края и дальнейшего его изучения. Такие работы стали появляться в последующие годы.

Очередным трудом по истории формирования и развития русской культуры Сибири ХУП - XIX вв. стала вышедшая в 1970-е годы книга А.Н. Копы-лова15. Работа основана на огромном фактическом материале, извлеченном из фондов центральных и местных государственных архивов, а также на широком использовании и обобщении данных, опубликованных другими исследователями. В результате углубленного изучения и анализа тщательно собранных и изложенных фактов автором дана развернутая картина развития сибирской художественной культуры на протяжении двух веков, но и здесь Восточное Забайкалье затрагивается лишь эпизодически.

Теме художественного образования в Сибири была посвящена диссертационная работа (1974г.) и последующие публикации С.П. Яркова16, исследовавшего художественную жизнь Екатеринбурга на рубеже XIX - XX вв. и историю становления Екатеринбургской художественно-промышленной школы (1903).

Значительным исследованием, вышедшем в этот же период, стала монография П.Д. Муратова, непосредственно посвященная художественной жизни

17

Сибири . Тема исследования освещалась автором в двух аспектах - историческом и искусствоведческом. Работа, воссоздающая историю бытования изобразительного искусства Сибири в первое десятилетие Советской власти, отразила деятельность секций «изо» в крупнейших сибирских городах, вопросы художественного образования, историю сибирских художественных группировок и, в

14 Соскин В.Л. Культурная жизнь Сибири в первые годы НЭПа (1921-1923). - Новосибирск, 1971; Будрина А.Г. Уральский плакат времен гражданской войны. - Пермь, 1968.

15 Копылов А.Н. Очерки культурной жизни Сибири ХУ11 - начала XIX века. - Новосибирск, 1974.

16 Ярков С.П. Екатеринбургская художественно-промышленная школа и некоторые проблемы художественного образования в России на рубеже XIX - XX веков. Автореферат диссертации, представленной на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. - Ленинград, 1974; Он же Екатеринбургская ХПШ (1902-1917) // Из истории художественной культуры Екатеринбурга-Свердловска: сб.ст. - Свердловск, 1974, с.4-23; Он же. Роль педагогов в системе обучения Екатеринбургской ХПШ // Из истории художественной культуры Урала: сб.ст. - Свердловск, 1988, с.84-91. 8 первую очередь, всесибирского общества художников «Новая Сибирь». Сведения о забайкальском искусстве даны рассеянно и в немногочисленных фактах.

В отдельную группу следует выделить работы иркутских искусствоведов, начавших с 1950-х годов изучение художественной жизни Восточной Сибири.

Первым исследователем, целиком, посвятившим себя изучению художествен

18 ной жизни Иркутска, был А.Д. Фатьянов . В дальнейшем основополагающие идеи его исследований развили в своих публикациях Т.А. Крючкова19 - вопро

20 сы православного искусства, JI.H. Снытко - дореволюционного светского ис

21 кусства, В.Ф. Фалинский - проблемы польских художников в Сибири, Т.Г. Драница22 - период художественной жизни Иркутска 1920-1930-х гг. и др., а также научный коллектив Иркутского областного художественного музея в

23 обобщающих трудах, выходивших в 1990- годы . Одной из последних разработок по этой теме следует назвать диссертационное исследование Ю.П. Лыхи

24 на , посвященное художественной жизни Иркутска первой четверти XX века (2000г.), и его совместную работу с Т.А. Крючковой по созданию биографического словаря иконописцев, мастеров и художников Иркутска почти за три столетия, содержащий много имен в нашей общей художественной культуре Сибири25.

Активно идет сегодня изучение истории изобразительного искусства Бурятии (архитектура, иконопись, живопись, графика и декоративно

17 Муратов П.Д. Художественная жизнь Сибири 1920-х годов. - Л., 1974.

18 Фатьянов А.Д. Иркутский художественный музей. - Иркутск, 1958; Он же. Судьба сокровищ. - Иркутск, 1967; Он же. Загадка старой картины. - Иркутск, 1974; Он же. Иркутские сокровища. - Иркутск, 1985; Он же. Владимир Сукачев. - Иркутск, 1990; Он же. Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии. - Иркутск, 1995.

19 Иркутские иконы.-М., 1991; Иркутское барокко.-М., 1993 идр.

20 Снытко Л.Н. Портретная галерея сибиряков в собрании Иркутского областного художественного музея // Сибирь. - 1988. - № 4 и др.

21 Фалинский В. Польские художники в Сибири (1 ч.) // Научно-информационный бюллетень гуманитарного общественно-научного центра. - Иркутск, 1995 и др.

22 Драница Т.Г. Иркутские художники 1920-30х годов: К вопросу о типологии художественного образа // Развитие изобразительного искусства Советской Сибири. Тезисы докладов У зональной конференции. - Красноярск, 1967 и др.

23 «Сукачевские чтения». Материалы научн.конф. Вып.1 - 5. - Иркутск, 1989-1999; Иркутский областной художественный музей: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство. - СПб, 1993; Сибирский портрет ХУ111 - начала XX века. - СПб, 1994.

24 Лыхин Ю.П. Художественная жизнь Иркутска первой четверти XX в. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Иркутск, 2000.

25 Лыхин Ю.П., Крючкова Т.А. Иконописцы, мастера и художники Иркутска (ХУИ в. - 1917 г.). - Иркутск, 2000. 9 прикладное искусство), представленное трудами И. Соктоевой, Е. Панкратовой, В. Гапоненко, И. Балдано, Т. Бороноевой, JI. Николаевой, и другими26. Искусство бурятского народа как самобытное явление занимает определенное место в кругу национальных художественных школ многонационального искусства Российской Федерации. Актуальность и многопозиционность исследований коллег помогла диссертанту понять специфические черты, присущие забайкальскому искусству, явлению полифоничному по образной и семантической составляющей его содержания и смысла.

Также достаточно разработанной является тема художественной жизни Дальнего Востока. Основополагающим трудом в этом вопросе является моно

27 графия В.И. Кандыбы , посвященная изучению художественного процесса на Дальнем Востоке с 1858 по 1938 года. В ней автор на основе многочисленных архивных сведений и материалов современной периодики рассмотрел и проанализировал становление и развитие изобразительного искусства территорий Дальнего Востока и частично Восточной Сибири указанного времени. Основное внимание в работе было уделено формированию государственной политики на разных этапах России, проблемам художественного образования, выставочной деятельности и музейному строительству.

В последнее время многие дальневосточные ученые обращались к темам изобразительного искусства региона (Н.П. Кочешков, Л.Г. Козлова, Е.Ю. Тур

26 Соктоева И.И. Живопись Бурятии. - Улан-Удэ, 1965; она же Изобразительное и декоративное искусство Бурятии. - Новосибирск, Наука, 1988; Соктоева И.И., Хабарова М. В. Художники Бурятии. - Л.: Художник РСФСР, 1976; Панкратова Е.А. Цыренжап Сампилов. - Л.-М., Искусство, 1962; Гапоненко В.В. Художник К.Х.Ф. Рейхель - друг декабристов и А.И. Герцена. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Иркутск, 1989. - 21с. она же. Картинные книги Восточной Сибири 1 пол. Х1Хв. / 4-е Макушинские чтения. - Новосибирск, 1997, С.25-28; она же. Х.К. Рейхель в культурной и общественной жизни Восточной Сибири 40-50-е гг. XIX в. / Немцы и Сибирь: История. Современность (мат-лы между-нар.науч.конф.). - Улан-Удэ, 1999, С.68-78; Гапенко В.В., Асеева Т.А. Флористические исследования декабриста П.И. Борисова в Восточной Сибири / Историческое, культурное и природное наследие (состояние. Проблемы, трансляция). Вып.2. - Улан-Удэ, 1997, С.129-142; Бурятский орнамент в творчестве Л.Доржи^ва / Авт,-сост. И. Балдано. - Улан-Удэ-Москва, 1992.Бороноева Т.А. Графика Бурятии. -Улан-Удэ, 1997; Николаева Л.Ю. Образ мира в изобразительном искусстве Бурятии XX века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. - Улан-Удэ, 2000. - 21с.

27 Кандыба В.И. История становления и развития художественной жизни Дальнего Востока: 1858-1938. - Владивосток, 1985.

10 чинская, Н.И. Рубан и др.)28? однако забайкальская проблематика существовала в них незначительно и бессистемно.

Фрагментарно тема художественной культуры Восточного Забайкалья начала разрабатываться в 1950-е гг. в краеведческих работах Е.Д. Петряева29, где наряду с материалами о разнообразной жизни Читы и Нерчинска встречались отдельные замечания, касающиеся художников и отдельных произведений изобразительного искусства. Его исторические темы в дальнейшем неоднократно развивали и другие краеведы Н.Е. Дворниченко, В.Ф. Балабанов, Н.Е. Коптелов, В.Г. Лобанов, В.Г. Немеров, И.Г. Куренная, Т.А. Константинова30 и другие. Но они не затрагивали вопросы художественной жизни Восточного Забайкалья изучаемого автором диссертации периода.

Поскольку историко-культурологический анализ художественной жизни не возможен без изучения личности художника и его творчества нам была интересна единственная в современной литературе монография Л.Г. Горбуновой31 о скульпторе И. Н. Жукове (1875 - 1948), который заложил основы развития забайкальской скульптуры. Деятельность его студии и художественное творчество повлияли на становление художественного образования края, которое является каналом трансляции художественной культуры.

В настоящее время после открытия в Чите в 1981 году Областного художественного музея начались всесторонние исследования художественной жизни забайкальского края. Однако они касаются лишь творческих биографий художников советского и современного периодов.

28 Кочешков Н.П. Первая художественная школа Приамурья // Дальний Восток. - 1977. - № 5; Козлова Л.Г. В поисках нового. Искусство российского Дальнего Востока в 1918-1928гг. в контексте истории русского футуризма) / Модернизм российского Дальнего Востока (1918-1928): каталог выставки. - 2002; Турчинская Е.Ю. «Зеленая коншка» / Модернизм российского Дальнего Востока (1918-1928): каталог выставки. - 2002; Рубан Н.И. Советская власть и музейное строительство на Дальнем Востоке России (1920-1930-е гг.). -Хабаровск, 2002.

29 Петряев Е.Д. Исследователи и литераторы старого Забайкалья. - Чита, 1954; Он же. Люди и судьбы. - Чита. 1957; Он же. Нерчинск. - Чита, 1959; Он же. Впереди - огни. - Чита, 1968; Он же. Краеведы и литераторы Забайкалья: Биобилиографический указатель. Дореволюционный период. - Чита, 1981.

30 Дворниченко Н.Е. Их путь начинался в Забайкалье. - Иркутск, 1973; Балабанов В.Ф. Исследователи Восточного Забайкалья. Материалы к "Энциклопедии Забайкалья". Выпуск 5. - Чита, 2000; Коптелов Н.Е. Забайкальская печать. - Иркутск, 1984, Он же. Газета и время. - Иркутск, 1973; Лобанов В.Г. Старая Чита. - Чита, 2001; Немеров В.Ф. Чита. История. Памятные места. Судьбы. - Чита, 1994; Куренная И.Г. Летящий из глубины веков. - Чита, 1997; Чита. Город во времени /Сост. и ред. И.Г. Куренная. - Чита, 2001.

31 Горбунова Л.В. Скульптор Иннокентий Жуков. - Иркутск, 1977.

11

Таким образом, в последние годы ясно определилась тенденция к расширению и углублению исследований художественной жизни и изобразительного искусства Восточного Забайкалья. Вместе с тем очевидно и то, что при наличии богатой фактологической базы многие вопросы истории художественной культуры этого региона еще ждут своего более детального, целенаправленного теоретического осмысления.

Объектом исследования является художественная жизнь как явление культуры Восточного Забайкалья (в современных границах Читинской области) с 1851 по 1923 гг.

Предмет исследования: процесс формирования и развития светской художественной жизни Восточного Забайкалья обозначенного периода.

Цель исследования - проследить динамику художественной жизни Забайкалья рассматриваемого периода как целостную картину, находящуюся в тесной взаимосвязи с различными ее элементами и с учетом социокультурных изменений.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Определить теоретико-методологические основы изучения художественной жизни с культурологических позиций;

2. Рассмотреть социально-культурные предпосылки зарождения художественной жизни в Восточного Забайкалья;

3. Исследовать эволюцию художественной жизни региона (1851-1923 гг.);

4. Проследить формирование и развитие системы художественного образования в Восточном Забайкалье с момента открытия Читинской художественно-промышленной школы (1913) и до прекращения ее деятельности (1923г.);

5. Проанализировать влияние общественно-политических событий периода гражданской войны на художественную жизнь края.

Территориальные рамки исследования включают Восточное Забайкалье (в рамках современных границ Читинской области) и являются достаточно условными. Потому что по реформе М.М. Сперанского вся Сибирь делилась на два генерал-губернаторства Западно-Сибирское и Восточно-Сибирское. С 1851

12 года из состава Восточно-Сибирского генерал-губернаторства выделяется самостоятельная Забайкальская область, включившая Баргузинский, Верхнеудин-ский, Нерчинский округа и Кяхтинская канцелярия. В 1884 году с образованием Приамурского генерал-губерна-торства, Забайкальская область со всеми структурными подразделениями вошла в его состав. С 1906 по 1917 гг. Забайкальская область находилась в подчинении Иркутского генерал-губернаторства. После событий Февральской и Октябрьской революций 1917 года. В 1920 г. была образована Дальневосточная республика, которая состояла из Прибайкальской области с центром в Верхнеудинске и собственно Забайкальской области с центром Читой. В 1922 году ДВР вошла в состав РСФСР.

Хронологические рамки исследования определяются с 1851 года, когда Забайкалье выделяется как самостоятельная административная единица (Забайкальская область) и завершаются 1923 годом, когда была закрыта ЧХПШ, и произошел отъезд художественной интеллигенции за пределы забайкальского края.

Теоретические и методологические основы исследования. В качестве базового методологического принципа исследования было избрано сочетание историко-генетического и проблемно-логического подходов, предложенное в работах Е.Я. Александровой. Такой синтез является одним из оснований построения историко-кулътурологической парадигмы исследования. Культурологическая интерпретация художественной жизни потребовала, прежде всего, объяснения ее специфической позиции и функций в культуре, а также ее места и роли в художественной культуре края.

Кроме того, в исследовании использовались общенаучные методы:, описания, анализа, синтеза. В диссертации применялись исторические принцип: хронологический и сравнительно-исторический. Сочетание этих методов позволяет выявить общее и особенное в процессе развития художественной культуры Забайкалья, характер связи между государственными и общественными потребностями и особенностями функционирования и развития художественной культуры.

13

Источниковедческая база диссертации включает разнообразные типы опубликованных и неопубликованных материалов, многие из которых впервые вводятся в научный оборот.

Недостаточность разработанности исследуемой темы в литературе потребовала изучения материалов различных архивных фондов: Российского Государственного Исторического архива, Научно-исследовательского Архива Академии Художеств России, Государственного архива Хабаровского края и Государственного архива Читинской области, текущих архивов Иркутского областного художественного музея, Читинского областного художественного музея, Читинского областного краеведческого музея имени А.К. Кузнецова и Нер-чинского краеведческого музея.

Использованные в диссертации материалы можно разделить на следующие группы: 1) законодательные акты и официальные документы государственных и местных органов управления; 2) материалы и архивные документы общественных организаций; 3) справочные и статистические издания («Календари-справочники», «Памятные книжки»), выпускавшиеся в основном в дореволюционный период; 4) протоколы заседаний Попечительного и педагогического советов Читинской художественно-промышленной школы; 5) каталоги, буклеты и афиши выставок; 6) эпистолярное наследие и мемуарная литература; 7) периодические издания центральной и местной печати разных направлений и ведомств (газеты: «Восточная окраина», «Восточный курьер», «Восточное обозрение», «Вперед», «Дальневосточная правда», «Дальневосточная республика», «Дальневосточный путь», «Дальневосточный телеграф», «Думы Забайкалья», «Жизнь на восточной окраине», «Забайкалье», «Забайкальская Новь», «Забайкальские областные ведомости», «Забайкальский рабочий», «Казачье эхо», «Русский Восток», «Утро Сибири» и др.; журналы: «Военно-политическая мысль», «Забайкальский хозяин», «Театр и искусство», «Творчество», «Фотографические новости» и др.).

По характеру опубликованные материалы периодических изданий составляли краткие информационные сообщения о происходивших в крае худо

14 жественных событиях. В гораздо меньшей степени встречаются обзорные статьи, освещавшие в основном отдельные выставочные мероприятия, и фактически отсутствуют материалы аналитического характера, что свидетельствует о неразвитости художественной критики в исследуемый период. Зачастую не представляется возможным установить авторство тех или иных публикаций, печатавшихся без подписей или, в лучшем случае, с одним инициалом или под псевдонимами. В то же время эта информация остается значимым источником, особенно при сопоставлении не всегда достоверных фактов и оценок о творческих исканиях художников с имеющимися альтернативными данными.

На страницах периодической печати была опубликована важная информация, касающаяся как собственно художественной жизни, так и художественного образования. В позиции «выставочная деятельность» пресса является едва ли не единственным источником сведений о художниках и их работах. Ибо будучи визуальным явлением, не имеющим явно выраженной пространственно-временной формы, выставки часто не оставляли печатной продукции, а экспонируемые на них произведения вовсе не фотографировались и не публиковались на страницах местных печатных изданий.

Кроме документальных источников, автором исследования проводился поиск самих произведений искусства, созданных художниками в рассматриваемый период, в музейных собраниях и архивах.

Все источники обеспечили необходимую базу для достижения цели и решения задач исследования.

Научная новизна состоит в том, что впервые на основе широкого привлечения различных источников проведено комплексное культурологическое исследование художественной жизни Восточного Забайкалья на протяжении свыше 70 лет, а также прослежено влияние различных факторов на ее формирование и развитие.

Автором диссертационного исследования сделана попытка всестороннего изучения историко-культурного процесса развития художественной жизни Восточного Забайкалья, что дало возможность составить ясное представление о

15 происходящих внутри нее процессах и определить причины их зарождения и мотивации произошедших событий.

Автором вводятся в научный оборот новые архивные материалы о характере художественной жизни Восточного Забайкалья на рубеже XIX - XX вв., неизвестные ранее имена художников и их произведения, а также восполняются пробелы по истории художественной школы Забайкалья, воспроизводится хроника выставочной деятельности художников и творческих объединений.

Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования ее материалов в процессе дальнейших исследований в области истории культуры Восточного Забайкалья, а также при разработке спецкурсов по региональной культуре для школьников и для студентов колледжей и высших учебных заведений Материалы могут быть задействованы музейными работниками и экскурсоводами туристических служб для популяризации истории забайкальской культуры, а также средствами массовой и электронной информации.

16

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Художественная жизнь Восточного Забайкалья как явление культуры второй половины XIX - первой четверти XX вв."

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культурологический подход, используемый в диссертационном исследовании позволил рассмотреть художественную жизнь Восточного Забайкалья как многозначное явление в отечественной художественной культуре. Изучение художественной жизни как явления культуры, ее роли в общественной жизни края, с применением культурологического анализа, дало возможность соотнести ее парадигму с динамикой общественного развития и процессами, происходящими в смежных видах искусств.

В ранее проведенных исследованиях, изучавших художественную жизнь Сибири, не было уделено внимания развитию художественной жизни Восточного Забайкалья, вследствие чего до сих пор не была создана цельная картина формирования, развития и функционирования художественной жизни исследуемого периода.

В данной работе художественная жизнь и изобразительное искусство в частности рассматривались как части художественной культуры и в то же время художественная жизнь была определена как сложная многоуровневая система, имеющая определенную структуру. В структуре динамически развивающейся, сложной системы художественной жизни были выделены такие ее подсистемы: творческий процесс создания произведений изобразительного искусства, выставочная деятельность, потребление изобразительной продукции, художественное образование, собирание и коллекционирование произведений искусства (музеефицирование). Данные связи определяли в исследовании комплексный подход от общего к частному, базирующийся на использовании совокупности методов конкретно-исторического и проблемно-логического анализа.

Логика культурного развития, закономерности и механизмы динамики художественной жизни, обоснование специфических черт и границ культурных периодов позволили заключить, что художественная жизнь Восточного Забайкалья имела большое социокультурное значение, а также значительно вляла на различные стороны общественной жизни населения края. Кроме того, все сто

187 роны художественной жизни выполняли не столько эстетическую функцию, сколько просветительскую, цивилизационную.

Художественная жизнь Восточного Забайкалья во второй половине XIX века развивалась в русле общероссийских тенденций, свойственных историко-культурному процессу того времени, но имела свои отличия, схожие с подобными других провинциальных городов России и Сибири, а именно: а) на ее развитие и формирование оказали влияние политические ссыльные (декабристы, польские повстанцы); б) удаленность от культурных центров России (Москва, Петербург) и сложные условия жизни не способствовали привлечению сюда профессиональных художественных сил, что соответственно тормозило развитие художественной жизни и художественной культуры Забайкалья в целом; в) не смотря на то, что политические ссыльные оказали большое влияние на формирование местной интеллигенции, слой ее был очень тонок, поэтому частное коллекционирование было редкостью, а музейные коллекции стали формироваться только с конца 80-х гг. XIX в.

Излишнее следование хроникально-исторической последовательности изложения, в культурологическом плане кажется нам оправданным, так как именно такая последовательность позволяет понять и проследить процесс сложения художественной жизни и ее роль в культуре края.

История художественной жизни Восточного Забайкалья рассматриваемого периода делится автором исследования на три взаимосвязанных между собой периода: а) период становления художественной жизни (50-90-е гг. XIX в.); б) период развития новых форм художественной жизни края (1900-ые -1917г.); в) период совершенствования уже существующих форм художественной жизни (1918-1923 гг.).

188

Каждый период ее развития зависел от степени участия в ней государства, от уровня культуры потребления и от творческих возможностей самих художников.

С новым территориальным делением Сибири (1851г.), образованием самостоятельной Забайкальской области, переносе административного центра из Нерчинска в Читу начинает эволюционизировать художественная жизнь Восточного Забайкалья. Это определялось притоком творческой и технической интеллигенции во вновь образованную область. Развитие интереса к краю и его этнографии, традиционной культуре аборигенного и переселенческого населения обусловило появление первых представителей собственной художественной интеллигенции, самодеятельных художников (Чаусов, М.Н. Кремков. М.А. Зензинов, П.Н. Рязанцев, А.П. Колосов и др.). К концу XIX в. в Восточном Забайкалье сформировалось несколько частных художественных собраний, и были созданы первые музеи, включившие в свои фонды и экспозиции произведения российских и местных художников.

В начале XX в. Восточное Забайкалье по существу выравнивает уровень художественной жизни с другими сибирскими регионами. Здесь уже регулярно проводятся художественные выставки, создаются первые творческие объединения (кружок любителей литературы, музыки и драматического искусства (1895), Забайкальский отдел Санкт-Петербургского Общества изучения Сибири и улучшения ее быта (1910), Забайкальское фотографическое общество (1913) и ДР)

Не смотря на сложную политическую и экономическую обстановку в России (первая мировая война 1914-1917 гг., февральская и октябрьская революции 1917 г.) Чита становится первым городом Сибири, в котором открывается первое профессиональное художественное учебное заведение (1913), определяющее все стороны художественной жизни Забайкалья на протяжении 10 лет.

Благодаря созданным особым условиям художественную жизнь в период ДВР можно в полной мере назвать культурным феноменом, т.к. в Читу эмигри

189 ровали художественные силы разных творческих направлений, которые не только приняли участие в выставочной деятельности, издании профессиональных журналов ("Творчество" и "Театр и искусство"), но и собственно определили весь строй художественного воспитания, образования жителей Забайкалья. Именно они стали главным транслятором современных направлений западноевропейского и российского искусства в культурную жизнь региона. Они же заложили основу ведущим направлениям развития художественного творчества последующей художественной жизни Забайкалья советского периода.

При любом политическом строе художественная культура во всем многообразии ее проявлений (в т.ч. художественная жизнь) являлась и является мощным рупором пропаганды идей государства, недооценка ее роли идеологами государства приводит к превращению ее из средства воспитания гражданина и формирования эстетического вкуса в формы массовой культуры. На наш взгляд дальнейшее развитие художественной культуры Восточного Забайкалья будет постепенно идти по восходящей, хотя это движение будет зависеть от современных усилий деятелей искусства, работающих в данной области, от внимания областной администрации - не только к материальным, но и к творческим проблемам, от общего компетентного руководства культурой в масштабах страны.

Изложенные выводы могут быть использованы в качестве практических рекомендаций по развитию различных направлений художественной жизни, на которые следует обратить внимание органов культуры для внесения соответствующих аспектов в планы социокультурной политики края в будущем. Диссертация является первым этапом последующей работы по проблемам художественной жизни в контексте культуры края.

190

 

Список научной литературыИманакова, Елена Георгиевна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Архив Иркутского областного художественного музея, дело "Н.И. Верхоту-ров" (№ 39).Архив Иркутского областного художественного музея , дело "И.П. Сверкунов" (№ 216).

2. Архив АХ СССР, ф. 11, оп.1, д.952. Ярков С.П. Екатеринбургская художественная школа и некоторые проблемы художественного образования в России на рубеже XIX XX веков. (Диссертационная работа). 1974.

3. Архив автора. Воспоминания JI.H. Верхотуровой. 1986г. (рукопись).

4. Архив Научной библиотеки Иркутского государственного университета. Лыхин Ю.П. Художественная жизнь Иркутска первой четверти XX века. (Диссертационная работа). 2001.

5. Российский государственный архив литературы и искусства, ф. 2051 (Личный фонд А.Н. Турунова), оп.1, ед.хр. 12, 13, 14.

6. Российский государственный исторический архив, ф. 789, оп.11; 1882, д.140; 1887, д.122; 1886, д.61.

7. РГИА, ф. 789, оп.12, 1901, д. И-69; оп.12 (1896), д.27.

8. РГИА, ф.25, оп.4, д.606-608; оп.5, д.341, 478, 685, 660.

9. Государственный архив Пензенской области, Р-912 (Пензенский художественно-промышленный техникум), оп.2, д.204.

10. Государственный архив Хабаровского края, ф.537 (Редакция Дальневосточной краевой экспедиции), оп.1, ед.хр.43.

11. ГАХК, ф. Р-830 (Бюро русской эмиграции), оп.З, д. 427, 1330, 22262, 26726, 28709, 28913, 38173, 385013, 41648, 48902.

12. Государственный архив Читинской области, ф.1 (Забайкальское областное правление), оп.1, д.502.

13. ГАЧО, ф-26 (Читинское городское полицейское управление), оп.1, д.29.

14. ГАЧО, Р-31, (Министерство Народного просвещения ДВР), оп.1, д. 1236, 1941.

15. ГАЧО, Р-32 (Министерство Народного просвещения ДВР), оп.2, д.1, 2.201

16. ГАЧО, Р-100 (Областной отдел народного образвоания), оп.1, д. 2084.

17. ГАЧО, ф-102 (Читинский художественноОпромышленный техникум), оп.2, д. 24, 46.

18. ГАЧО, ф-239 (Забайкальский отдел Общества изучения Сибири), оп.1, д. 10.

19. ГАЧО, ф. 302 (Читинская художественно-промышленная школа), оп.1, д. 1, 2, 4, 7, 8, 13, 17, 19,21,26, 28,37, 116, 121; оп.2, д.51.

20. ГАЧО, Р-1039 (Органы народного образования), оп.1, д.15, 209; оп.2, д.8, 12, 88.21. ГАЧО, Р-1456, оп. 2, д.7.

21. ГАЧО, ф. 1545 (Читинский областной краеведческий музей), оп.1, д.5, 21.

22. Центральный государственный архив Дальнего Востока Российской Федерации, ф. р-1467, оп.1, ед.хр.29, 37. Р- 87, оп.1, ед.хр.210, 624.1. БИБЛИОГРАФИЯ

23. Аболина Р.Я. Советское искусство периода гражданской войны и первых лет строительства социализма (1917-1932). -М., 1962.

24. Александрова Е.Я. Художественное образование в России. М., 1998.

25. Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства. Т.2. М., 1967.

26. Алпатов М.В. Этюды по истории искусства. Западно-европейское искусство. Русское и советское искусство. М., 1979;

27. Асеев Н., Третьяков С. Художник В. Пальмов. Чита, 1922.

28. Балабанов В.Ф. Исследователи Восточного Забайкалья. Материалы к "Энциклопедии Забайкалья". Выпуск 5. Чита, 2000. - 211с.

29. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. М., 1990

30. Бороноева Т.А. Графика Бурятии. Улан-Удэ, 1997.

31. Брокгауз В.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь Т. XLI. СПб., 1904.

32. Ю.Будрина А.Г. Уральский плакат времен гражданской войны. Пермь, 1968.202

33. Бурятский орнамент в творчестве JI. Доржиева / Авт.-сост. И. Балдано. -Улан-Удэ-Москва, 1992.

34. Василевский В. И. Забайкальская белая государственность в 1918-1920 годах: краткие очерки истории. Чита, Поиск, 2000. - 182с.

35. Вахрамеев А. Художник В.К. Родзаковский // Искусство, 1973, № 4, с.66-67.

36. Великая октябрьская социалистическая революция и становление советской культуры (1917-1927) /Отв. ред. И.П. Ким. М.: Наука, 1985. - 525с.

37. Верхотуров Н.И. Мысли и воспоминания художника // Театр и искусство, 1919, № 13, с.3-6.

38. Весенняя выставка картин в залах ИАХ: каталог. С-Петербург, 1897. - 44с.17. "Власть Советов" и другие картины и этюды художника Н.И. Верхотурова: каталог выставки. Чита, 1926.

39. Вся Чита и Забайкалье: Справочник-путеводитель. 1923 год. Чита, 1922. -70с.

40. Вопросы художественного образования: сб.ст. Вып. 1-36. Л., 1971-1985.

41. Галкина И.К. Г.И. Гуркин: буклет выставки. Барнаул, 1990.- 10 с.

42. Галкина И.К. Новые материалы к биографии Г.И. Гуркина (1917-1919 гг.). -Искусство народов Сибири: традиции и современность. Тезисы докладов конференции. Новосибирск, 1994, с.28-31.

43. Гомберг-Вержбинская Э.П. Русское искусство и революция 1905-1907гг. Графика. Живопись. Л., ЛГУ, 1960.

44. Горбунов И. Ты помнишь, товарищ. // Дальний Восток, 1961, № 5, с. 166170.

45. Горбунова Л.В. Скульптор Иннокентий Жуков. Иркутск, 1977.

46. Город Нерчинск: рекламный проспект. Нерчинск, 1989. - 57с.

47. Гуревич А.Я. Философия культуры. -М., 1994.

48. Гуркин Г.И. и русский пейзаж второй половины XIX века: буклет выставки / Сост. Е. Виноградова. Барнаул, 1990. - 8с.203

49. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х тт. М., 1955.

50. Данилевский И.Н., Пронштейн А.П. Вопросы теории и методики исторических исследований. -М., 1986.

51. Дворниченко Н.Е. Их путь начинался в Забайкалье. Иркутск, 1973. - 102с.

52. Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала XX века. М., 1985.-256с.

53. Доклад о выставке, бывшей в Чите в 1862г. Читан 24 июля 1898г. А.К. Кузнецовым. Чита, 1899. - 20с.

54. Дополнение к каталогу Первой передвижной по Дальнему Востоку и за границу Художественной выставки. Харбин, 1922.

55. Драница Т.Г. Иркутские художники 1920-30х годов: К вопросу о типологии художественного образа // Развитие изобразительного искусства Советской Сибири. Тезисы докладов У зональной конференции. Красноярск, 1967. -С. 21-23.

56. Дубровский К. Ваятель «Замка души». В сб. Рожденные в стране изгнания.-СПб, 1916, с. 5-16.

57. Ерман JI.K. Интеллигенция в первой русской революции. М., 1966.

58. Живопись. Скульптура. Графика. Театрально-декорационное искусство. Прикладное искусство. Каталог выставки / Вступ.ст. И.Д. Ласканный. Чита, 1967. - 18с.

59. Живопись 1920-1930-х гг.: каталог-альбом. М.: Советский художник, 1989.

60. Жуков И.Н. Футуризм и скульптурные возможности // Творчество (Чита), 1921, №7, с.93-94.

61. Забайкальские художники: библиограф, указатель. Чита, 1978. - 96с.

62. Завьялов Н.С. 50 лет читинской областной студии под руководством И.П. Сверкунова // Календарь знаменательных и памятных дат Читинской области на 1985г. Чита, 1985, с.18-19.204

63. Изобразительное искусство РСФСР. Т.2. Художники краев, областей и автономных республик. М., 1957.

64. Иманакова Е.Г. В.А.Алмазов: к 110-летию со дня рождения // Календарь знаменательных и памятных дат Читинской области на 1997г. Чита, 1997,с.238-241.

65. Иманакова Е.Г. 130 лет со дня рождения С.Р.Бирнбаума, художника, педагога /1863- неизв./ // Календарь знаменательных и памятных дат Читинской области на 1993 г.- Чита, 1993,с. 55-53.

66. Иманакова Е.Г. 120 лет со дня рождения Н.А. Вьюнова, художника-педагога /1876-1946/ // Календарь знаменательных и памятных дат по Читинской области на 1996г. Чита, 1996, с.89-91.

67. Иманакова Е.Г. Г.Я. Комаров: к 110-летию со дня рождения // Календарь знаменательных и памятных дат Читинской области на 1997 г. Чита, 1997. -С. 72.

68. Иманакова Е.Г. М.А. Рутченко-Короткоручко: к 130-летию со дня рождения // Календарь знаменательных и памятных дат Читинской области на 1993 г. -Чита, 1993.-С. 104-106.

69. Иманакова Е.Г. Ф.М. Суровцев: к 100-летию со дня рождения художника // Календарь знаменательных и памятных дат Читинской области на 1994 г. -Чита, 1994.-С. 16-19.

70. Иманакова Е.Г. 100 лет со дня рождения И.П.Сверкунова, художника /1894-1938///Календарь знаменательных и памятных дат по Читинской области на 1994 г.- Чита, 1994, с. 10-16.

71. Иманакова Е.Г. Экспедиция "красных студентов" ЧХПШ в Агинский Дацан летом 1923 года // Материалы научно-практической конференции музеев области.- Чита, 1994, с.52-55.

72. Иманакова Е.Г., Лыхин Ю.П. История двух конкурсов // Культура и интеллигенция России в переломные эпохи XX века: сб. тезисов докладов Всероссийской научно-практической конференции. Омск, 1993, с. 174-176.205

73. Иркутские иконы: альбом / Под ред. Т.А. Крючковой. -М., 1991.

74. Иркутский областной художественный музей: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство: альбом. СПб, 1993

75. Иркутское барокко: альбом / Под ред. Т.А. Крючковой и др. М., 1993.

76. Искусство в системе культуры. Л., 1987.

77. Исторический отчет Читинского отделения Приамурского отдела Императорского Русского географического общества за 1902-1906 гг. Чита, 1907.

78. История русского искусства / Под ред. И.Грабаря и др. Кн. 1-2. М., 19681969.

79. История русского искусства. Т.2, кн.1. Искусство второй половины XIX века / Под ред. М.Раковой, И.Рязанцева. М., 1980.

80. История Сибири с древнейших времен до наших дней. Тт. 1-5. Л., 19681969.

81. Каган М.С. Изобразительное искусство в сфере человеческого общения // Советское искусствознание-82, М., 1983, вып. 1.

82. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избр.статьи. Л., 1991.

83. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

84. Кандыба В.И. История становления и развития художественной жизни дальнего Востока: 1858-1938. Владивосток, 1985.

85. Каталог недельной выставки «Кружка творческих исканий». Приложение к № 38-39 журнала «Театр и искусство». Чита, 1919.

86. Каталог художественной выставки. Чита. Декабрь 1911г. январь 1912г. -Чита, 1911.- 12 с.

87. Кеннан Д. Сибирь и ссылка: Путевые заметки (1885-1886гг.). В 2-х тт. С-Петербург, Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1999.- Т.1. 390с. Т. 2. 398с.

88. Ключевский В.О. Сочинения в 9 тт. -М., 1987-1989.

89. Книга по эстетике для музыкантов. М., 1983.206

90. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.

91. Кондаков С.Н. Юбилейный справочник ИАХ, 1764 1914. В 2-х тт. - С-Петербург, 1915.

92. Константинова Т.А. Губернаторы Забайкалья (1851-1917гг.). Чита, 2001. -90с.

93. Коптелов J1.E. Забайкальская печать. Иркутск, 1984. - 64с.

94. Коптелов J1.E. Газета и время. Иркутск, 1973. - 134с.

95. Копылов А.Н. Очерки культурной жизни Сибири ХУ11 начала XIX вв. -Новосибирск, 1974.

96. Кочешков Н.П. Первая художественная школа Приамурья // Дальний Восток. 1977. -№ 5.

97. Кошман J1.B. История русской культуры XIX начала XX веков. - М., МГУ, 1971.

98. Кравченко А.И. Культурология : словарь. -М., 2000.

99. Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири. В 4-х тт. Новосибирск, 1994-1996.

100. Кузнецов А.А. Энциклопедия русских наград. М.: Голос-пресс, 2002.

101. Культурное строительство в СССР, 1917-1927гг.: разработка единой государственной политики в области культуры. М.: Наука, 1989. - 383с.

102. Культурное строительство на Дальнем Востоке: сб.документов. Владивосток, 1982.

103. Кургузов B.J1. Гуманитарная культура. Улан-Удэ, 2000.

104. Куренная И.Г. Летящий из глубины веков. Чита, 1997. - 120с.

105. Лапшин В.П. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 г. М.: Советский художник, 1983.-495с.

106. Лебедев П.И. Русская советская живопись: Краткая история. М., 1963.

107. Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900-1917гг. М.: Мысль, 1981.207

108. Литературная Сибирь: критико-биобиблиографический словарь писателей Восточной Сибири / Сост. В.П. Трушкин, В.Г. Волкова. В 2-х тт. Иркутск, Восточно-сибирское кн.изд-во, 1986.

109. Лихачев Д.С. Прошлое будущему: статьи и очерки. - Л., 1985.

110. Лобанов В.Г. Старая Чита. Чита, 2001. - 270с.

111. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. -М., 1991.

112. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб, 1994.

113. Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб, 2000.

114. Лыхин Ю.П. Рисовальная школа в Иркутске // Земля Иркутская. 1995. - № 4.-С. 53-56.

115. Лыхин Ю.П., Крючкова Т.А. Иконописцы, мастера и художники Иркутска (ХУ11 век 1917 год): биобиблиогр. словарь. - Иркутск, 2000. - 408с.

116. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Немецкая идеология. Изд.2-е. Т.3,.-М., 1955.

117. Меламед Е.И. Джордж Кеннан против царизма: «Сибирь и ссылка» Дж. Кеннана. -М.: Книга, 1981. 127с. (Серия «Судьбы книг»).

118. Меламед Е. И. Русские университеты Джорджа Кеннана: судьба писателя и его книг. Иркутск, Вост.-сиб. Кн.изд-во, 1988.- 336с.

119. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х тт. М., 1994.

120. Мир буддийской культуры: буддизм и межкультурный диалог: материалы международного симпозиума 2001г. Агинское-Чита, 2001. 245с.

121. Модернизм российского Дальнего Востока (1918-1928): каталог выставки. Токио, 2002.

122. Молева Н,. Белютин Э. Русская художественная школа второй половины XIX-началаXXвв.-М., 1965.

123. Морозов С. Русские путешественники-фотографы. М.: Географиздат, 1953.

124. Музгин Н. Нерчинск. Иркутск, Восточно-Сибирское кн.изд-во, 1978.208

125. Музыкальная культура Сибири: в 3 тт. Гл.ред. Б.А. Шиндин. Новосибирск, 1997.

126. Муратов П.Н. Художественная жизнь Сибири в 1920-х годах. Д., 1974.

127. Немеров В.Ф. Чита:История. Памятные места. Судьбы. Чита, 1994. -102с.

128. Нерчинск / Серия «Малые города России». М.: Панъинтер, 2002. - 24с.

129. Нестеренко Ю.К. С привкусом партизанской вольницы. Деньги. Банки. Золото ДВК. 1917-1925. Чита, Поиск, 1999. - 80с.

130. Описание первой забайкальской выставки сельских и других произведений, бывшей в г. Чите в 1862 г. /Сот. П. А. Кропоткин. Иркутск, 1863.

131. Острой О.С. Русские справочные издания по изобразительному и прикладному искусству. М., 1972.

132. Отчет о состоянии Читинской художественно-ремесленной школы с1913-1914 учебном году. Чита, 1914. - 16с.

133. Отчет о состоянии Читинской художественно-промышленной школы в1914-1915 учебном году.-Чита, 1916.-20с.

134. Павлюченков А. Памятники революционной России. М.: Советская Россия, 1986. - 1 Юс.

135. Памятная книжка Забайкальской области за 1871, 1891, 1895, 1898 годы.

136. Панкратова Е. Цыренжаб Сампилов. М.: Советский художник, 1955. -69с.

137. Патронова А.Г. "Государственные преступники" на Нерчинской каторге (1861-1895гг.): биобиблиографический справочник. В 3-х частях. Чита, 1998. 4.1.-224с. Ч.2.-327с. Ч.3.-432с.

138. Персоналии: Материалы к "Энциклопедии Забайкалья". Выпуск 4. Чита, 2000. - 154с.

139. Петряев Е.Д. Впереди огни. - Чита, 1968. - 340с.

140. Петряев Е.Д. Краеведы и литераторы Забайкалья: Биобиблиографический указатель. Дореволюционный период. Чита, 1981. - 128с.209

141. Петряев Е.Д. Исследователи и литераторы старого Забайкалья. Чита, 1954.-254с.

142. Петряев Е.Д. Люди и судьбы. Чита, 1957.

143. Петряев Е.Д. Нерчинск. Чита, 1959.

144. Полный свод законов Российской Империи. Собрание указов за 1902 год. №62.-СПб, 1903.

145. Попов А. Город Чита. Описание, путеводитель и справочник. Чита, 1907.

146. Попов И.И. Забытые иркутские страницы. Записки редактора. Иркутск, Вост.-сиб.кн.изд-во, 1989. - 384с.

147. Программа и правила сельскохозяйственной и промышленной выставки в 1899г.-Чита, 1898.- 36с.

148. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М., 1972.

149. Раппопорт С.Х. Художественная культура и художественная жизнь // Искусство в системе культуры. Л., 1987, с. 116-122.

150. Революционное движение в картинах: альбом /Музей революции СССР. -М.-Л., 1932.

151. Революция 1905-1907 годов и изобразительное искусство / Авт.-сост. В.В. Шлеев. Вып.1. Петербург: альбом. М., Изобразительное искусство, 1977. -120с.

152. Революция 1905-1907 годов и изобразительное искусство / Авт.-сост. Ро-щупкин С.Н., Павловский Б.В., Черепов В.А. Вып.2. Москва и российская провинция: альбом. М., Изобразительное искусство, 1978. - 120с.

153. Революция 1905-1907 годов и изобразительное искусство / Авт.-сост. Е.П. Демченко. Вып.З. Украина и Молдавия: альбом. М., Изобразительное искусство, 1981. - 136с.

154. Рождественский Ю.В. Словарь терминов: Мораль. Нравственность. Этика.-М., 2002.210

155. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881-1901 гг. Издание подготовлено Н.В. Куликаускене. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1993. - 544с.

156. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902-1924 гг. Составление, предисловие и примечания Н.В. Куликаускене. Иркутск: ВосточноСибирское книжное издательство, 1994. - 560с.

157. Российский энциклопедический словарь. В 2-х кн. Т. 1. М., 2001.

158. Рубан Н.И. Советская власть и музейное строительство на Дальнем Востоке России (1920-1930 гг.). Хабаровск, 2002.

159. Русское искусство 1920-1930-х гг.: каталог выставки / Авт. вступ. ст. Е.Ф. Ковтун. Л.: Искусство, 1988;

160. Рязанцев П.Н.: к 135-летию со дня рождения // Календарь знаменательных и памятных дат Читинской области на 1964 г. Чита, 1963, с. 113-116.

161. Сазонов Н. Записки уральского художника. Л.: Художник РСФСР, 1963. - 163с.

162. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX начала XX века. -М, 1993.

163. Сверкунов И.П. Буддийское искусство в Агинском дацане // Записки Забайкальского отдела РГО. Чита, 1924, вып.4., с. 113-124.

164. Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л. Художники русской эмиграции (19171941). СПб, Изд-во Чернышева, 1994. - 592с.

165. Сибирский портрет ХУШ начала XX вв. в собраниях Иркутска, Красноярска, Кяхты, Новосибирска, Томска, Тюмени, Читы. - СПб, 1994. - 170с.

166. Сибирь в произведениях изобразительного искусства: каталог выставки. -Иркутск, 1958.- 64с.

167. Сидоров А.А. Русская графика начала XX в. М., 1970.

168. Сизиков А.И. Памяти А.К. Кузнецова, Н.В. Кирилова, Г.А. Стукова, Д.М. Головачева // Вестник научной информации Заб. Филиала Географического общества СССР. Вып. 7. Чита, 1966, с. 110-112.211

169. Сильверстов В.В. Культура. Деятельность. Общение. М., 1998.

170. Снытко JI.H. Портретная галерея сибиряков в собрании Иркутского областного художественного музея // Сибирь (Иркутск). 1988. - № 4. - С. 1519.

171. Собрание узаконений и распоряжений Правительства ДВР за 1920 и 1921 гг. Чита, 1922.

172. Советская Сибирская Энциклопедия. Т.1 -4. Новосибирск, 1928-1931.

173. Современная философская энциклопедия. В 4-х тт. Т. 2. М., 2001.

174. Соктоева И.И. Живопись Бурятии. Улан-Удэ, 1965.

175. Соктоева И.И. Изобразительное и декоративное искусство Бурятии. — Новосибирск, Наука, 1988.

176. Соктоева И.И., Хабарова М. В. Художники Бурятии. Л.: Художник РСФСР, 1976

177. Соскин В.Л. Культурная жизнь Сибири в первые годы НЭПа (1921-1923). -Новосибирск, 1971.

178. Справочник-путеводитель по Чите и забайкальской области на 1914 год / Изд. Ю. Горбатовского. Чита, 1914.

179. Стахеев Д.И. Забайкальская область. В кн.: Живописная Россия. Том 12. Часть 1. - С-Петербург, 1895.

180. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX XX веков. -М, 1970.

181. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России начала XX века. М., 1976.

182. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900-1910-х гг. М., 1988.

183. Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX -начала XX в. М., 1984.

184. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России середины XIX века. М.: Искусство, 1991.

185. Страницы истории советской художественной культуры. 1917-1932гг.: сб.ст. М.: Наука, 1989. -260с.212

186. Суриков В.И. Письма. Воспоминания о художнике. Вступительные статьи Н.А. Радзимовской, С.Н. Гольдштейн. JL, Искусство, 1977. - 384с.

187. Токарев В.П. Художники Сибири. XIX век. Новосибирск. Наука, 1993.

188. Труды Первого всероссийского съезда художников. Декабрь 1911 январь 1912 гг. Т.1,3. - СПб, 1914.

189. Турунов А.Н. Художник-реалист М.И. Песков. Иркутск, 1938.

190. Турунов А.Н., Красноженова М.В. В.И. Суриков. Москва-Иркутск: ОГИЗ, 1937.

191. Указатель выставки ИАХ в 1896г. С-Петербург, 1896. - 48с.

192. Устав художественно-ремесленной школы Забайкальского отдела Общества изучения Сибири и улучшения ее быта в г. Чите Забайкальской области. -Чита, 1913.- Юс.

193. Устав Художественно-промышленной школы в г. Чите Забайкальской области. Чита, 1914. - 15с.

194. Фалинский В. Польские художники в Сибири (1 ч.) // Научно-информационный бюллетень гуманитарного общественно-научного центра. -Иркутск, 1995

195. Фатьянов А.Д. Владимир Сукачев. Иркутск: Восточно-сибирское книжное издательство, 1990.

196. Фатьянов А.Д. Иркутские сокровища. Иркутск, 1985. - 160с.

197. Фатьянов А.Д. Иркутский художественный музей. Иркутск, 1958.

198. Фатьянов А.Д. Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии. Иркутск, 1995.

199. Фатьянов А.Д. Художник-педагог (о М.А. Рутченко-Короткоручко) // Советская молодежь. 1983. - 3 марта.

200. Фатьянов А.Д. Судьба сокровищ. Иркутск, 1967.

201. Фатьянов А.Д. Загадка старой картины. Иркутск, 1974.

202. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. М., 1982.213

203. Федовор-Давыдов А.А. Русский пейзаж конца XIX начала XX вв. Очерки. -М, 1974.

204. Харчевников А.В. Материалы к биографии П.Н. Рязанцева. В кн.: Изучайте родной край. - Чита-Владивосток, 1924, с.125-133.

205. Художники народов РСФСР: Биобиблиогр.словарь. Т. 1,2. М., 1972.

206. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности // Культура в свете философии. -Тбилиси, 1979.

207. Чавчавадзе Н.З. Внешние и внутренние факторы культуры // Культура и общественное развитие. Тбилиси: 1979.

208. Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности (диссертация). // Собрание сочинений в 5 тт. Т.4. М., 1974.

209. Чита. Город во времени /Сост. и ред. И.Г. Куренная. Чита, 2001. - 360с.

210. Энциклопедический словарь по культурологии / Под общ.ред. А.А. Радугина. М., 1997.

211. Энциклопедия Забайкалья. Читинская область Т.1. Общий очерк. Гл.ред.

212. Р.Ф. Гениатулин. Новосибирск, Наука, 2000. - 302с.

213. Яковец Р. Польские художники в Сибири и о Сибири. В сб. Поляки в Бурятии. Том 3. / Сост. В.В. Соколовский. - Улан-Удэ, 2000, с.88-119.

214. Ярков С.П. Екатеринбургская художественно-промышленная школа (1902-1917) / Из истории художественной культуры Екатеринбурга-Свердловска: сб.ст. Свердловск, 1974, с.4-23.

215. Ярков С.П. Роль педагогов в системе обучения Екатеринбургской ХПШ // Из истории художественной культуры Урала: сб.ст. Свердловск, 1988, с.84-91.1. ПЕРИОДИКА

216. Болотов. Конкурс пьес // Забайкальская Новь, 1920, 26 мая, № 3459.

217. В мире искусства. Выставка картин и скульптуры // Дальневосточная правда, 1921, 17 июля, № 147.214

218. Вирь. На выставке // Казачье эхо, 1920, 21 апреля, № 42.

219. Власов А.Е. Под недремлющим оком милиции // БНВ, 1999, 22 сентября.

220. Внешкольное образование в ДВР // Дальневосточная республика, 1921, 15 мая, № 91 (279).

221. Вокин. Заметки об искусстве // Восточное обозрение, 1920, 24 апреля, № 44.

222. Вокин. Заметки об искусстве. Выставка картин // Восточное обозрение, 1920, 3 июня, № 74.

223. Выставка в ЧХПШ // Забайкальский хозяин, 1916, № 14, с.11.

224. Г.П. Живопись Сибири // XIX иллюстрированное приложение в газете «Сибирская Жизнь» (Томск), к № 195. 1903. - 7 сентября.

225. Ю.Галактионов В. "Забытая картина" (Г.И. Гуркин) // Комсомолец Забайкалья, 1991, 16 июня.

226. П.Галкина И.К. В горах его сердце: о Г. Гуркине // Сибирская газета, 1991, февраль, № 5, с.7.

227. Горбашов А. На художественной выставке // Забайкальская Новь, 1920, 27 января, № 3370.

228. Дым. На художественной выставке // Восточное обозрение, 1920, 24 апреля, №44.

229. Житенев А. На выставке // Забайкальская Новь, 1920, 21 января, № 3365.

230. Жуков И.Н. Маленький отчет // Забайкальская Новь, 1919, 12 июня, № 3191.

231. Жуков И. Выставка картин и скульптуры // Забайкальская Новь, 1920, 16 января (№3362).

232. Закаблуковская Н.Н. А.К. Кузнецов как фотограф и художник // Эффект, 2000, 9 февраля.

233. Закон о преобразовании ЧХПШ в ЧХПТ и утверждение штатов названного техникума // Дальневосточный телеграф, 1922, 10 октября. № 351.

234. Заметки об искусстве // Казачье эхо, 1920, 13 июня, № 65.215

235. Изень Е. Зачатки художественного образования в Восточной Сибири // Забайкальский хозяин, 1916, № 21-22, с. 13-17.

236. К выставке футуристов // Забайкальская Новь, 1919, 15 июня, № 3194.

237. К деятельности кружка друзей музея // Дальневосточная республика, 1921, 15 января, № 9.

238. К закрытию выставки // Дальневосточная республика, 1921, 11 мая, № 87.

239. Колобов М. Кустарные промыслы в Забайкалье // Забайкальский хозяин, 1916, №21-22, с.4-13.

240. Конст. К. Выставка в художественно-промышленном техникуме // Дальне-овстоочный путь, 1923, 5 июля.

241. Кузнецов А.К. Скульптура И.Н. Жукова // Забайкальская Новь, 1919, 29 апреля (№3156).

242. Кузнецов А.К. Художник Н. Верхотуров //Забайкальская Новь, 1919, 2 апреля, №3140.

243. Культурная летопись // Дальневосточная республика, 1920, 3 декабря (№ 166), 1 декабря (№ 165), 7 декабря ( № 168), 9 декабря (№ 170), 10 декабря (№ 171), 11 декабря (№ 172), 14 декабря (№ 174),

244. Лобанов В.Г. Дом Фука-Энгеля // Ваша реклама плюс, 1997, 27 февраля.30. (Н.К.) Художественно-промышленная школа в Чите // Забайкальский хозяин, 1915, № 15, сЛ2-13.

245. На выставке // Казачье эхо, 1920, 23 января, № 8.

246. На художественной выставке // Восточный курьер, 1920, 24 (11) января, № 136.

247. Незнамов П. Литературный дневник. Футуристы // Забайкальская Новь, 1919,22 июня (№3200).

248. Ниров Н. Выставка молодежи // Русский Восток, 1919, 18 января, № 10.

249. О выставках в Чите // Театр и искусство, 1919, № 1, с.9-10.

250. Реверанс. На выставке И.Н. Жукова и М.Н. Аветова (впечатления) // Забайкальская Новь, 1920, 18 апреля, № 3430.216

251. Результаты выставки «Творчество молодежи» // Забайкальская Новь, 1920, 22 апреля (№ 3433).

252. Реклама // Дальневосточная правда, 1921, 10 сентября, № 193.

253. Рецензия на № 3 «Театра и искусства» // Казачье эхо, 1920, 24 марта, № 33.

254. Роспись Учредительного собрания // Дальневосточная республика, 1920, 8 февраля, 3 26.

255. Сакац А. Сибирская живопись: (Краткий исторический.очерк) // Свободная Сибирь (Красноярск). -1919.-6 февраля.

256. Собрание молодежи // Дальневосточная республика, 1921, 16 января, № 10.

257. Столяр А., Константинов М. Судьба старой книжки // Забайкальский рабочий, 1988, 28 июня.

258. Суровцев Ф. Слово // Театр и искусство, 1920, № 3, с.2.

259. Творчество молодежи // Забайкальская Новь, 1919, 24 января (№ 3085).

260. Терехина B.C. Сибирские деньги // Забайкальский рабочий, 1975, 15 февраля.

261. Хамина Н. Чита город исторический. Тайны старых домов // Наследие, 2000, № 3 (4), апрель, с.6.

262. Хроника // Вестник фотографии, 1914, № 4.

263. Хроника // Восточная окраина, 1920, 7 марта (№ 10), 21 апреля (№ 41), 5 мая (№ 52), 18 мая (№ 63), 5 июня (№ 76), 3 июля (№ 100), 13 июля (№100).

264. Хроника // Восточное обозрение, 1887, 13 августа (№32),1919, 20 сентября.

265. Хроника // Восточный курьер, 1919, 8 августа (№ 8), 24 сентября, 5 октября (№ 45);1920, 3 января (№ 123).

266. Хроника // Вперед, 1921, 1 мая (№342), 6 мая (№344).

267. Хроника// Дальневосточный путь, 1922, 1 июня, 13 июня.

268. Хроника// Дальневосточный телеграф, 1921, 29 июля (291).1922, 29 июля, 17 сентября, 23 сентября, 10 октября.

269. Хроника // Думы Забайкалья, 1911, 21 июня (№ 95), 4 августа (№ 130), 13 августа (№ 137).

270. Хроника // Жизнь на Восточной окраине, 1896, 8 июня.

271. Хроника // Забайкалье, 1901, 23 декабря; 1905, 22 апреля.

272. Хроника// Забайкальские областные ведомости, 1891, 5 апреля (№14).218

273. Хроника // Казачье эхо, 1920, 12 марта (№ 28), 30 мая (№ 59), 4 июня (№ 61), 6 июня (№ 62), 16 июня (№ 66), 27 июня (№71), 16 июля (№ 76), 18 июля (№ 80).

274. Хроника // Приамурские новости, 1899, 24 декабря, с. 17.

275. Хроника // Театр и искусство, 1919, № 7, с.20, № 9, с. 11-12, № 10, с. 13-14, № 11, с. 13, № 12, с. 12, № 14-15, с.16; 1920, №4, с.13.

276. Хроника // Утро Сибири, 1910, 6 марта.

277. Хроника // Фотографические новости, 1914, № 4. 1915, № 12.

278. Хроника // Харбинское время, 1935, 28 июля.

279. Художественная выставка // Восточный курьер, 1920, 24 января (№136).

280. Художественная выставка «Красного поезда» // Дальневосточная республика, 1921, 22 января, № 14.

281. Эраст. Библиография // Забайкальская Новь, 1920, 16 июля, № 3510.1. АВТОРЕФЕРАТЫ

282. Александрова Е.Я. Художественное образование в России. Автореферат на соискание степени доктора культурологи. М., 1997.

283. Баева В.В. Театр в контексте культуры Восточного Забайкалья советского периода. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологи.- Улан-Удэ, 2002. 22с.