автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Художественно-философские истоки и формы гротеска в новеллистике Э. А. По

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Козлова, Диана Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Нижний Новгород
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Художественно-философские истоки и формы гротеска в новеллистике Э. А. По'

Текст диссертации на тему "Художественно-философские истоки и формы гротеска в новеллистике Э. А. По"

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО

Филологический факультет

I

Кафедра зарубежной литературы

На правах рукописи

Козлова Диана Викторовна

ХУДОЖЕСТВЕННО-ФИЛОСОФСКИЕ ИСТОКИ И ФОРМЫ ГРОТЕСКА В НОВЕЛЛИСТИКЕ Э.А.ПО

Специальность 10.01.05 - литературы народов Европы, Америки и Австралии

диссертация

на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель -доктор филологических наук, профессор И.К.Полуяхтова

Нижний Новгород 1998

/

Содержание /

Введение----------------------------- --------------------------------------------------------------------------------3-l/cc.

Глава 1. Проблемы теории гротеска------------------------------14-67 сс.

§ 1. Основные направления исследований----------------------------------------------------------14-34 сс.

§2. Поэтика гротеска----------------------------------------------------------------------------------------------------------------34 - 53 сс.

§3. Романтический гротеск--------------------------------------------------------------------------------------------------54 - 67 сс.

Глава 2. Структура сознания персонажей Э.По (к проблеме двойничества и гротескных форм его выражения)------------------------------------------ 68 - 125 сс

§1. Художественно-философская концепция сознания Э.По--------- 68 - 74сс.

§2. Принципы подхода к анализу приемов двойничества------------- 74 - 76 сс.

§3. Приемы необъективированного двойничества и типы

гротеска ситуаций--------------------------------------------------------------76-81 сс.

§4. Прием гротескно-фантастической персонификации

двойников--------------------------------------------------------------------------71 - 114 с

§5. Принцип гротескной организации классической формы

двойничества--------------------------------------------------------------------115 - 121 с

§6. Гротескно-фантастическое двойничество «единого сознания» —121 - 125с Глава 3. Художественная космология Э.По и гротескные формы ее

выражения---------------------------------------------------------------------- 126 - 173сс

§ 1. Философские посылки художественной космологии Э.По------ 129 — 133сс

§2. Концепция земной жизни и формы комического гротеска — 133 - 151сс. §3. Концепция «преображения» и гротескные приемы ее

реализации--------------------------------------------------------------------- 151 - 163 сс

§4. Концепция истинного бытия и гротескные средства выражения идеально-гармонических форм существования------------------------------------- 163 -173 сс

Заключение---------------------------------------------------------------------------------174 - 179 сс

Приложение к главе 1.-------------------------------------------------------------------------180 - 186 сс

Приложение к главе 2.--------------------------------------------------------------187 - 204 сс

Приложение к главе 3.--------------------------------------------------------------------------------------------------------------205-208 сс

Библиография--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------209 - 239 сс.

ВВЕДЕНИЕ

Предмет исследования данной работы - художественно-философские идеи и гротескные формы их выражения в новеллистике виднейшего американского писателя Эдгара По.

Обращение к романтической прозе Эдгара По можно мотивировать несколькими причинами.

Одна из них - общая тенденция культуры XX века к переосмыслению наследия прошлого и связанный с нею возрастающий интерес современного искусствознания и литературоведения к исследованию основных мотивов, образов, идей предшествующих культурных эпох, их функционирования в искусстве XX века.

Среди них все больший научный интерес вызывает образный арсенал нереалистических художественных систем, дающий при его «интертекстуальном» использовании в современном искусстве богатые возможности как для расширения сферы смысла, так и для обогащения форм и средств его художественного воплощения.

В этой связи литература романтизма представляет собою особо благодатный материал для исследования.

Другой причиной обращения к литературе американского романтизма является его недостаточная изученность в отечественном литературоведении, долгое его пребывание в «тени» романтизма европейских литератур.

Систематическое изучение творческого наследия американских романтиков начинается по существу только с конца 60-х годов XX века, причем лишь в последние годы проза американского романтизма становится объектом достаточно пристального и многоаспектного исследования, которого она заслуживает и которого требует как ее глубокая философичность, так и ее поэтическое своеобразие.

Не в полном объеме и глубине к настоящему времени изучено и творческое наследие самого известного из американских романтиков - Эдгара

Аллана По. По отношению к этому художнику в литературоведении тем не менее уже успели сложиться и закрепиться некоторые шаблонные подходы и научные схемы, сдерживающие дальнейшее, более глубокое, объективное и всестороннее исследование новеллистики Эдгара По.

Исследовательская мысль движется в русле нескольких сложившихся научных подходов, сыгравших в свое время, безусловно, положительную роль, но теперь уже в определенной степени препятствующих развитию новых направлений исследований.

Так, один из таких традиционных подходов - психоаналитический -заявил о себе сразу после смерти Э.По с подачи Д.Гризволда, сосредоточившего внимание не столько на литературном творчестве писателя, сколько на его личности, разрушенной алкоголем, опиумом, наследственной предрасположенностью к психическим заболеваниям и неудачами личной жизни.

На этой основе, а также благодаря специфике символической прозы Э.По, дающей возможность для разных, в том числе сверхсубъективных прочтений, в американском литературоведении сложился устойчивый подход к интерпретации произведений Э.По с психоаналитических позиций и с использованием соответстствующих методик анализа.

Он получил широкое развитие в начале XX века и продолжает активно функционировать по сей день, проявляясь почти во всех американских исследованиях, не исключая и современные академические издания, в том числе тридцатитомную американскую энциклопедию.

Интерпретация творчества Э.По с этих позиций наиболее ярко представлена в работах М.Бонапарт (Bonaparte Marie. Рое and the function of Literature // Art and psychoanalisis, 1963), Дж.Кратча (Krutch J.W. Edgar Allan Рое, 1926), А.Куина (Quinn A.H. A critical Biography, 1963), А.Лернера (Lerner A. Psychoanalytically oriented criticism of the three American poets: Рое, Whitman and Aiken, 1970), Б.Клива (Clive В. Reading Рое reading Freud: The romantic imagination in crisis, 1988), а также в значительном числе работ, посвященных анализу отдельных новелл.

Эта тенденция получила отзвук и в русском литературоведении конца XIX - начала XX веков, о чем свидетельствуют публикации такого характера как, например, «Эдгар Поэ с патологической точки зрения» ( Книжки недели, 1897, № 10) или «Патологическая литература и больные писатели. Эдгар Аллан Поэ» (Новый журнал иностранной литературы, 1898, № 2).

Однако если психоаналитический подход преобладает по отношению к творчеству Э.По в американистике по сей день, то в отечественном литературоведении и критике эта тенденция не вышла за пределы начала века. Ее сменила волна критических работ поэтов-символистов, увидевших в Эдгаре По предтечу складывавшегося и набиравшего силу в России нового литературного течения.

Об этом свидетельствуют работы А.Блока, В.Брюсова, К.Бальмонта , М.Энгельгардта, а также А.Усова ( Декадентство. Бодлер и По // Краткий систематический словарь всемирной литературы. Часть 2, 1906 ), Н.Апостолова (Эдгар По // Импрессионизм и модернизм, 1908), Е.Аничкова (Бодлер и Эдгар По // Современный мир, 1909, № 2).

Другой традиционный подход к творчеству Эдгара По - биографический - представлен прежде всего работами Дж. Инграма (Ingram J.H. Edgar Allan Рое. His Life, Letters, and Opinions, 2 vols, 1880), Г.Аллена (Allen H. Is-rafel. The Life and Times of Edgar Allan Рое, 1949), В.Буранелли (Buranelli V. Edgar Allan Рое, 1961), Е.Вагенкнехта (Wagenknecht E. Edgar Allan Poe. The Man Behind the Legend, 1963), С.Берковича (Berkowitch S. Ideology and classic Ametrican Literature, 1986).

Особый интерес представляет для нас ряд работ, стоящих в общем потоке американской критической и научной литературы несколько особняком. Их отличает тенденция к синтезу и биографического, и психоаналитического подходов, а также стремление в той или иной степени постичь своеобразие поэтики Э.По и, таким образом, посредством использования арсенала разных литературовеческих способов анализа приблизиться к пониманию глубинных смысловых пластов «зашифрованной» символической прозы Э.По.

Таковы прежде всего работы Д.Хоффмана (Hoffman D. Рое, 1972), Д. Галлибуртона (Halliburton D. Edgar Allan Рое. A phenomenological view, 1973), Д.Кеттерера (Ketterer D. The rationale of deception in Poe, 1979), С.Вулетич-Бринберг (Wuletich-Brinberg S. Poe: The rationale of the Uncanny, 1988).

Этим авторам принадлежат, на наш взгляд, наиболее интересные, логически мотивированные интерпретации новеллистики Э.По.

Третий - культурно-исторический - подход образуют прежде всего работы советских литературоведов, рассматривающих творчество Э.По в тесной взаимосвязи с американской действительностью XIX века и утверждающих «национальную конкретность» (термин М.Н.Бобровой) его произведений.

С этих позиций творчество Э.По представлено в работах 60-х - начала 80-х годов: в монографиях Н.И.Самохвалова «Американская литература XIX века» (1964), А.Н.Николюкина «Американский романтизм и современность» (1968), М.Н.Бобровой «Романтизм в американской литературе XIX века» (1972), Ю.В.Ковалева «Эдгар Аллан По» (1984), в кандидатских диссертациях Л.Н.Королевой «Национальное своеобразие Эдгара По - прозаика и его место в мировом литературном процессе» (1974), Е.Н.Апенко «Американская романтическая новелла» (1979), И.Б.Проценко «Эстетика новеллистической прозы Эдгара По» (1981), в одной из глав докторской диссертации О.Ф.Осиповой «Ральф Эмерсон и американский романтизм» (1995), в статье Б.А.Гиленсона «Эдгар По» // Зарубежные писатели. Библиографический словарь, 1997, Т.2, а также в ряде других работ.

Анализ основных подходов к творчеству Э.По свидетельствует, что на протяжении долгого времени оставалась по существу на периферии научных исследований собственно поэтика его прозы- сложная, многогранная и многослойная система средств и способов образного воплощения оригинальных и глубоких художественно-философских концепций американского писателя.

На наш взгляд, причин тому несколько.

Во-первых, анализ поэтики как таковой, на основе разработанных методологий и методик, начинается по-настоящему лишь с 20-х годов XX века, во-вторых, американское литературоведение проявляет меньший интерес к проблемам поэтики, нежели европейская или отечественная наука о литературе, а наше литературоведение долгое время находилось под сильным воздействием культурно-исторических и социологических методологий.

Но поскольку для нас именно такой аспект - аспект поэтики - представляет особый интерес, есть смысл более обстоятельно представить общую картину исследований творчества Эдгара По с этой стороны.

Так, в американском литературоведении можно видеть несколько основных направлений такого рода исследований: первое связано с выделением и описанием различных элементов готической литературы в прозе Э.По, второе -с анализом образа автора-повествователя в новеллистике писателя, третье сосредоточивает внимание на изучении своеобразия стиля, четвертое связано с анализом специфики юмора его новелл. (См., например, работы: Kendall L.TheVampireMotif in "The Fall of the House of Usher" // Twentieth century interpretations of The Fall of the House of Usher, 1969; Ringe D.A. American Gothic Imagination and reason in nineteenth-century fiction, 1982; Bieganowski R. The self-consuming narrator in Poe's "Ligeia" and "Usher" // Amer. Lit., 1988, vol. 60, n. 2; Foster D.A. Re-Poe man: A problem of pleasure // Arisona quart., 1990, vol. 46, n. 4; Stauffer D.B. Style and Meaning in "Ligeia" and "William Wilson" // Twentieth century interpretations of Poe's tales, 1971; Bryant J. Poe's ape of unreason: Humor, ritual, and culture // Nineteenth-century lit. 1996, vol. 51, n. 1.).

Д.Зутерландом также была предпринята попытка исследовать «экспериментальную поэтику» Э.По с позиций постструктурализма (Sutherland J. The problematic fictions of Рое, James, and Houthorne, 1984).

Характерно, что и европейское литературоведение проявляет интерес к отдельным сторонам поэтики Э.По: работа румынского исследователя М.Калинеску анализирует структуру фантастики в новеллах Э.По (Calinescu М. Structura Phantasticului in proza lui Edgar Allan Рое // Eseuri critice, 1967), катего-

рии пространства и времени в художественном мире Э.По стали объектом исследования болгарского литературоведа Н.Нанкова (Нанков Н. За простран-ството в българските преводи на художествената проза на Едгар По // Ез. и лит., 1992) и немецкого исследователя Г.Ленерта ( Lehnert G, Verlorene Räume: zum Wandel eines Wahrnehmungsparadigmas in der Romantic // Deutche Vierteljahrsschrift fur Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte, 1995, № 3); работа французского литературоведа Е.Жюстен посвящена анализу сказочных образов в новеллах Э.По (Justin H. Les jeux du corps et de la conscience dans les contes de Poe // Les figures du corps dans la littérature et la peinture anglaise et américaine, 1991); в английском литературоведении представляет интерес известная работа Г.Томпсона, посвященная функционированию готических элементов в прозе Э.По (Thompson G.R. Рое's fiction, Romantic irony in the Gothic tales, 1973).

В отечественном литературоведении исследование поэтики прозаических произведений Э.По находится только еще в начале своего пути.

Отдельные аспекты, связанные с этой проблематикой, разработаны в двух кандидатских диссертациях: Г.М.Нефедовой, исследовавшей категорию исключительного в нескольких новеллах Э.По в свете теории карнавальной культуры М.Бахтина (Нефедова Г.М. Поэтика экспериментально-психологических новелл Э.По, 1974) и Л.П.Маркушевской, избравшей в качестве объекта своего анализа «Лексический состав новелл Э.По» (1981).

Отдельные наблюдения, касающиеся жанровой специфики новелл Э.По, были сделаны в упоминавшихся выше работах Л.Н.Королевой, Е.Н.Апенко,И.Б.Проценко, Ю.В.Ковалева.

Специфика стиля Э.По стала предметом анализа в целом ряде статей и тезисов докладов на различных конференциях, в том числе в работах Э.Ф.Осиповой, Ю.С.Серенкова, В.А.Миловидова, О.А.Алякринского, Т.Б.Кожушко, М.Чечетко и др.

В 1985 году вышла монография Н.А.Шогенцуковой «Опыт онтологической поэтики: По, Мелвилл, Гарднер», посвященная, в частности, структурно-семиотическому анализу прозы Э.По; в том же году была защищена канди-

датская диссертация А.Л.Антипенко «Проза Эдгара По в контексте традиционной мистики», близкая по методологии к работе КА.Шогенцуковой.

Закономерным явлением в литературоведении последних лет становится анализ контактных и типологических связей между творчеством Э.По и других писателей разных национальных литератур мира.

Исследования такого рода вполне правомерно рассматривать как разновидность, своеобразное ответвление от анализируемого подхода, поскольку их задача также связана обычно с анализом отдельных аспектов поэтики произведений сопоставляеемых авторов.

Работы Е.Бьюдик (E.Budick), Дж. Ирвина (J. Т. Irwin), Д.Меакин (D.Meakin), Л.Харап (L. Нагар), Дж.Кьяри (J.Chiari), В.Львова-Рогачевского, Ю.С.Серенкова, С.В.Чистяковой, Н.П.Кубаревой, М.Чечетко, Е.Н.Корниловой, Я.Г.Сафиуллина, Л.Мазиной, Ч.С.Ахмедовой исследуют влияние приемов Э.По или типологическое сходство с ними в литературе французского и русского символизма, в творчестве Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, Л.Андреева, а также в творчестве Ж.Верна, в американской «новой готике», в произведениях Ж.Грака, Х.Л.Борхеса, Р.Бредбери, С.Кинга, современных писательниц США.

В целом можно видеть, что попытки ракрытия глубинных смыслов прозы Э.По через анализ ее поэтики постепенно набирают силу, принося все более ощутимые результаты. Этот тип исследований и связанные с ним методы изучения, с нашей точки зрения, также принадлежат к наиболее эффективным, заслуживающим поддержки и дальнейшего развития способам анализа.

Анализ стиля, сюжетно-композиционного своеобразия, образа повествователя, категорий пространства и времени, роли художественных деталей, функций наименования, а также устойчивых мотивов и «мифологем» в совокупности позволяет обеспечить все более глубокое и объективное прочтение и интерпретацию прозы Э.По, безусловно, имеющей два уровня прочтения, два уровня смысла - внешний и внутренний, завуалированный, зашифрованный порой чрезвычайно искусно.

Вместе с тем можно видеть, что и по сей день без должного внимания исследователей остается такой важный элемент поэтики Э.По, как гротеск, являющийся одним из основных в его художественной системе, создающий неповторимое своеобразие его произведений, обладающий богатыми художественными возможностями и глубокой семантической наполненностью.

Гротеск в прозаическом наследии Э.По предстает как одна из самых ярких составляющих его поэтики; он реализуется в его произведениях в различных формах и их модификациях; связан с выражением самых глубинных слоев философско-символического содержания его новелл и с передачей многих и сложных оттенков эстетического отношения автора к объектам художественного анализа: от комического до трагического, от безобразного до прекрасного;в новеллах Э.По он обладает способностью воплощать как самую крайнюю степень дисгармоничности, противоречивости и хаоса во внешнем мире и внутренних состояниях человека, так и идеальные, гармонические состояния человеческого бытия .

Поэтому конкретный системно-структурный и функциональный анализ гротескных форм позволит приблизиться к постижению глубинных смыслов символической прозы Э.По, выявить ее сущностные мотивы, понять принципы их сцепления в цело�