автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Художественно-философский мир Сергея Есенина
Оглавление научной работы автор диссертации — доктора филологических наук Захаров, Александр Николаевич
Введение 2
Первая
глава. Методология исследования есенинского художественно-философского мира 7
1. Источники и главные особенности творчества поэта, их восприятие в есениноведении.
2. Своеобразие поэтического мышления Есенина.
3. Основные принципы анализа.
Вторая
глава. «Двойное чувствование и зрение»:
Мифопоэтический мир Есенина 1910-х годов 88
1. «Больные думы» (1911-1912) и зарождение есенинского поэтического мира.
2. «Радуница» (1916) и становление мифопоэтического мира Есенина.
3. Формирование есенинской художественно-философской концепции человека.
4. Поэт и его лирический герой.
5. Переходный этап (1919 - 1920).
Третья
глава. «Я реалист.»: Художественно-философский мир
Есенина 1920-х годов 175
1. Реалистическая картина мира Есенина.
2. Эволюция есенинской концепции человека.
3. Образ пути: «путь мира» и «путь человека».
Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Захаров, Александр Николаевич
Сергей Александрович Есенин - человек и поэт сложный, многогранный, живший в бурную эпоху войн и революций. Всё это с самого начала определило неоднозначность восприятия его личности и творчества, породило множество разных, порой диаметрально противоположных точек зрения, гипотез и легенд в мировом есениноведении (См.: Библиография, №№ 264, с. 19-32; 265, с. 11-21; 266, с. 71-85; 267, с. 3-43 (глава «Проблемы поэтики С.А.Есенина в отечественном и зарубежном литературоведении) ); 324 и др.).
Наиболее прозорливые критики сразу увидели в Есенине не только талантливого поэта, но и своеобразного мыслителя. Вот что писала о поэге З.Бухарова в мае 1916 г.: «Мыслитель в нем только намечается, ? но намечается своеобразно, чутко, истинно, народно» (268, стб. 148-150). В 20-е годы, сразу после смерти Есенина, начали писать о необходимости комплексного изучения его поэзии как единого целого, как образной системы, звучали призывы к научному, непредвзятому, конкретно- , историческому освещению творчества поэта в полном объеме и в сложной динамике развития (см. работы Е.Никитиной, В.Дынник, В.Друзина). Однако этому препятствовал целый ряд причин объективного и субъективного, научного и социального характера (См.: Первая глава, раздел 1.2.). Понятно, что данные обстоятельства не могли способствовать строго научному анализу творчества Есенина - на первый план выдвигалась то одна, то другая сторона образного мира поэта, принимавшаяся исследователями за целое. Абсолютизировались отдельные («крестьянские», «патриархальные», «религиозные», «сектантские», «имажинистские», «упадочные» или «жизнеутверждающие») мотивы творчества Есенина, и на этой искаженной, узкой основе производился разбор всей есенинской поэзии.
Только целостный подход дает возможность объективного анализа жизни и творчества поэта. Отдельные попытки такого подхода были предприняты в 70-е годы (А.М.Марченко, А.Н.Захаров и нек. др.). Однако идеи целостного анализа образного мира Есенина стали интенсивно разрабатываться лишь со второй половины 80-х годов в книгах А.Марченко, В.Хазана, Э.Мекша, А.Карпова, Л.Бельской, в диссертациях Т.Савченко, Н.Арсентьевой, И.Степанченко, Ю.Прокушева, а также в некоторых статьях из сборников (см. 269-271, а также раздел 2.1.)- К началу XXI века накоплено большое количество материала для целостного подхода к художественному миру Есенина - коллективные работы 90-х годов (см. 272274); сборники 1995-1998 гг. с интернациональным коллективом авторов, подготовленные на основе международных научных конференций, посвященных 100-летию со дня рождения Есенина, - российский, французский, румынский, польский, украинский, американо-канадский и др. (См. 275, 276, 330).
Но главным итогом и важнейшей основой анализа жизни и творчества поэта является академическое Полное собрание сочинений С.А.Есенина в -семи томах (девяти книгах) (см. 49) с его сборниками-спутниками «Новое о Есенине»: 1994-2001 (см. 277, 278, 275 и др. ), а также четырехтомная «Летопись жизни и творчества С.А.Есенина», подготовленная в Есенинской группе ИМЛИ РАН.
В книгах и статьях Ю.Прокушева, Ю.Мамлеева, Т.Савченко, С.Семеновой, Мишеля Никё (Франция), Гордона Маквея и Джесси Дэвис (оба - Англия), О.Вороновой, Н.Шубниковой-Гусевой, В.Фатющенко, Константина Пономарева (Канада), Анны Маймескуловой и Ежи Шокальского (Польша), Леонарда Кошута (Германия), С.Субботина, Марии Павловски (США), Миодрага Сибиновича (Югославия), А.Карпова, Л.Вельской, В.Хазана, Эдуарда Мекша (Латвия), А.Кулинича, И.Степанченко, Л.Киселевой (все - Украина), А.И.Михайлова, Н.Арсентьевой, В.Харчевникова, О.Юшиной, Н.Юсова, Ю.Юшкина, А.Козловского, Е.Самоделовой, М.Айвазяна, М.Скороходова и др. (См.: Библиография) вскрываются и анализируются отдельные стороны художественного мира поэта: историко-биографическая, социально-психологическая, религиозно-мифологическая, структурнокомпозиционная, художественно-эстетическая, образно-метафорическая, лексико-стилистическая и др.
Однако скептицизм в отношении Есенина, особенно масштабности и глубины его образного мира со стороны поклонников творчества так называемых «сложных» поэтов еще довольно силен: не хотят они «пускать» слишком «простого» Есенина на поэтический Олимп даже XX века, не говоря уже о многовековой всемирной истории литературы.
Всё сказанное требует прежде всего системно-целостного и сравнительно-типологического подходов к художественному миру Есенина, что даст возможность объективно определить его место в ряду великих поэтов мира, русских и иностранных.
Актуальность диссертационного исследования состоит в том, что оно идет в русле назревшей необходимости подхода ко всему творчеству любого поэта как к единому целому, что впоследствии даст возможность сопоставления не отдельных средств, образов и мотивов разных писателей, а их художественных миров с целью выявления своеобразия каждого и типологической общности русской поэзии в целом. Творчество Есенина в этом плане является богатейшим материалом для выработки методологии, теории и методики системно-целостного и сравнительно-типологического -анализа художественно-философских миров разных поэтов и литератур.
Предмет, цель и задачи исследования. Предметом исследования является всё творчество Есенина, впервые в полном объеме представленное в ПСС поэта, как единое целое, как художественно-философский мир. Поэтому основной целью диссертации является анализ источников, структуры, содержания и эволюции этого мира с учетом достижений отечественного и зарубежного есениноведения.
Из этого вытекают задачи диссертационной работы, состоящие в том, чтобы рассмотреть:
- главные источники есенинского творчества;
- особенности художественно-философского мышления поэта;
- уточненную периодизацию есенинского творчества и на основе научно-эстетических принципов анализа исследовать:
- зарождение и эволюцию художественно-философского мира Есенина 1910-1925 гг.;
- особенности есенинской художественно-философской картины ми ра и концепции человека;
- эволюцию лирического героя поэта.
В результате анализа предстоит выявить прежде всего оригинальность есенинской художественно-философской концепции человека и мира, а так же некоторые ее типологические черты в русской поэзии первой четверги XX века.
Особенности мышления и творчества Есенина, а также цель, поставленная в этой работе, определяют и избранную в ней методологию и методику исследования - структурно-целостный подход к творчеству , Есенина с элементами сравнительно-типологического анализа. Художественно-философский мир поэта рассматривается на трех его уровнях - идейно-образном, структурно-композиционном и художественно-речевом. При этом используется «челночная» методика: сначала ведется конкретный анализ словесных поэтических образов и учитывается проделанная в этом направлении работа других есениноведов, затем выделяются концептуальные сквозные образы, на основе которых определяются основные контуры художественно-философского мира Есенина. После этого уже на основе данной целостности более точно анализируются разные ее единицы: уровни, произведения, образы, приемы и средства. И наконец, учитывая многоплановый анализ текста, корректируется художественно-философский мир поэта в целом. Начальные стадии такого анализа отражены в работах диссертанта 70-90-х годов (см. Автореферат).
Научная новизна работы заключается в том, что это первое диссертационное исследование всего творчества поэта в целом как единого «произведения», как художественно-философского мира. В этом смысле данная работа вносит вклад в новую методологию изучения русской поэзии
XX века как сложного образного единства художественно-философских миров разных поэтов. Причем впервые объектом и материалом диссертационного исследования является академическое Полное собрание сочинений Есенина, завершенное в середине 2001 г. и включающее всё известное на сегодняшний день наследие поэта.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Произведения Есенина, как и каждого большого писателя, - это оригинальная художественная философия: образная онтология, гносеология, логика, этика и эстетика.
2. Всё написанное поэтом есть художественно-философский мир с его образным пространством, временем и движением, космосом, природой, обществом и человеком.
3. Этот мир постепенно зарождается, изменяется, усложняется, проходя определенные стадии в своем естественном развитии.
4. В соответствии с этой эволюцией меняется и художественно-философская картина мира, созданная Есениным: вначале она npocia, наивнореалистична и автологична; затем принимает двойственный (религиозно-бытовой) характер; и наконец, реалистически отражая жизнь, становится многогранной, глубокой и объемной: поэт приходит к гениальной простоте.
5. Есенин создал в оригинальной образной форме свою художественно- -философскую концепцию человека, несущего в себе разные начала: божественное и дьявольское, природное (растительное, животное) и космическое. Человек для Есенина - это «чаша космических обособленностей» (У, 195), микрокосм, связанный «со всем миром в его необъятности» (У,205).
6. Есенинская историософия выражена через сквозной концептуальный образ пути («путь мира» и «путь человека»).
7. «Путь мира» - это «великий поход» России (начиная с периода Киевской Руси) и есенинской вселенной из прошлого в будущее, к свободе, счастью и единству «Соборного человечества»: «Людская речь В один язык сольется» (П, 111).
8. «Путь человека» - это прежде всего путь есенинского героя от рождения до смерти и из деревни в город, жизнь простого, «природного человека» и поэта, проходящего, как и его творчество, те же сезонные («цветные») циклы, что и сама Природа.
9. Всё творчество Есенина представляет собой многожанровое, но единое «произведение» - лироэпический роман.
10. Своеобразным «двигателем» художественно-философского мира Есенина, основой композиции, главной темой и сюжетной линией его романа является сквозной концептуальный образ «родина-и-революция».
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанная и использованная в диссертации методика системно-целостного анализа художественно-философского мира Есенина может применяться при исследовании образных миров других поэтов и выявлении типологии русской поэзии не только XX, но и XIX в. Результаты и выводы диссертации могут быть использованы (и уже используются) как в научном, так и в учебном процессе: при подготовке ПСС, Летописи жизни и творчества и Научной биографии поэта, Есенинской энциклопедии, хроники литературной жизни первой четверти XX века и т.п; при подготовке и чтении общих и специальных вузовских курсов, при проведении спецсеминаров по Есенину, крестьянским поэтам, имажинизму и литературным течениям 1910-1920-х годов; при подготовке учебников по русской литературе XX века для русских и иностранных студентов и школьников.
Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в монографии «Поэтика Есенина». М., 1995 (14 п.л.), в комментариях (к У-У П (кн. 1-3) тт.) академического Полного собрания сочинений С.А.Есенина в семи томах (девяти книгах) (см. 49), в коллективных учебниках: для 11 класса общеобразовательных учебных заведений, лицеев и гимназий и для студентов-иностранцев (см.: 279, с.266-288; 280, с. 184-258), в статьях о Есенине (см. Автореферат), Маяковском (см. 280), Клюеве (см. 211)), З.Гиппиус (см. 216), Г.Иванове (см. 217), имажинистах (см. 362), о современных поэтах В.Федорове, Ст.Куняеве, С.Наровчатове, Н.Старшинове и др., опубликованных в коллективных сборниках ИМЛИ (см.ЗЗО), энциклопедиях, справочниках, биографических словарях (219а) и в периодике. Результаты исследования сообщались в докладах на Международных научных конференциях в Москве, Рязани, Санкт-Петербурге, Талдоме, Константинове.
Общий объем печатных изданий и публикаций по теме диссертации (на русском и польском языках) - около 100 п.л. (См. Автореферат).
Структура работы. Все изложенное выше определило и структуру работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав:
Список научной литературыЗахаров, Александр Николаевич, диссертация по теме "Русская литература"
1. Радуница.- Пг.: Изд. М. В. Аверьянова, 1916.- 62с. Разд.: Русь; Маковые побаски.
2. Исус-младенец. Пг.: Сегодня, 1918.- 8. с.То же.- Чита: Дальневост. отд-ние изд-ва «Скифы», 1921.
3. Голубень.- Спб.: Скифы, Рев. социализм. 1918.- 78 с. Разд.: Голубень; Под отчим кровом; Златой посев.
4. Радуница.- М.: Моск. труд, артель художников слова, 1918.- 78 с. Разд.: Радуница; Песни о Миколе; Русь; Звезды в лужах.
5. Преображение.- М.: Моск. труд, артель художников слова, 1918.- 69с. То же. -[М].: Имажинисты, 1921.- 47 с. Разд.: Преображение;Пришествие; Инония.
6. Сельский часослов: Поэмы .- М.: Моск. труд, артель художников слова, 1918.-29 с.
7. Голубень.- М.: Моск. труд, артель художников слова., 1920. -78 с. Разд.: Голубень; Под отчим кровом; Златой посев.
8. Трерядница.- М.: Злак, 1920.- 27. с. То же.- [М.]: Имажинисты, 1921.- [28] с.
9. Триптих: Поэмы.- Берлин: Скифы, 1920.- 30 с.
10. Исповедь хулигана.-Ё>. м^ ,1921.- [ 12. с.
11. Радуница.- М.: Имажинисты, 1921.- 47 с.
12. Пугачев.- М.: Имажинисты, 1921. 1922.- 54 с. То же.- Пг.: Эльзевир, 1922.- 64 с.То же,- Берлин: Рус. универслдьнлзд-во, 1922.- 63 с.
13. Избранное.- М.: ГИЗ, 1922,- 115 с. Содерж.: Радуница; Голубень; Преображение; Трерядница; Мреть; Поэмы.
14. Стихи скандалиста.- Берлин: Изд. И. Т. Благова, 1923.- 58 с.
15. Москва кабацкая.- Л.: Тип. Госиздата, 1924.- 43 с. Разд.: Стихи как вступление к Москве кабацкой; Москва кабацкая; Любовь хулигана; Стихотворение как заключение.
16. Стихи (1920-1924).- М.; Л.: Круг, 1924.- 86 с. Разд.: Исповедь хулигана; Москва кабацкая; Любовь хулигана; После скандалов; Русь советская.
17. Русь советская: Стихи Предисл. П. Чагина.- Баку: Бак. рабочий, 1925.-81 с.
18. Страна советская.- Тифлис: Сов. Кавказ, 1925.- 63 с.
19. О России и революции. Стихотворения и поэмы.- М.: Соврем. Россия, 1925.- 95 с.
20. Березовый ситец,- М.: ГИЗ, 1925.- 103 с. Разд.: Радуница; Голубень; Преображение; Трерядница; Мреть; Поэмы.
21. Избранные стихи.- М.: Огонек, 1925,- 47 е.- (Б-ка «Огонек»; №40).То же.- М.: Огонек, 1926.- 47 е.- (Б-ка «Огонек»; №40). Разд.: Кипятковая вязь; Золотое затишье; Голубые долы; Русь уходящая.
22. Персидские мотивы.- М.: Соврем. Россия, 1925.- 49с. Разд.: Персидские мотивы; Мой путь; Рябиновый костер.
23. Избранный Есенин: Стихи и поэмы,- М.; JL: ГИЗ, 1927.- 152 с.
24. Стихи и поэмы Предисл. изд-ва.- М.: Федерация, 1931.- VII, 256с
25. Стихотворения Предисл. А. Ефремина.- М.: Моск. т-во писателей, 1933,399 с.
26. Стихотворения / Под ред. В. Казина; Вступ. статья Д. Горбова.- М.: Гослитиздат, 1934,- 373 с.
27. Стихотворения и поэмы. / Вступ. статья и ред. А. Дымшица. Л.: Сов. писатель, 1940.- 420 е., 1 л. портр.- (Б-ка . поэта. Малая сер.; № 58).
28. Стихи.- Одесса, 1942. 64 с.
29. Избранное: С автобиогр. / Сб. сост. С. Толстой-Есениной.- М.: Гослитиздат, 1946.- 478 с.
30. Собрание стихов и поэм. Т. 1.- Берлин; Петербург; Москва: 3. И. Гржебин, 1922. 178 с. Разд.: Радуница; Голубень; Преображение; Трерядница; Песни забулдыги; Юношеские поэмы; Февраль; Господи, отелись; Инония; Кобыльи корабли.
31. Сочинения: В 2-х ч. / Сост., подгот. текста и примеч. К. Зелинского и П. Чагина; Вступ. статья К. Зелинского. Киев: Радян. письменник, 1957. -580 е.- Алф. указ.: с. 565—571.
32. Сочинения: Стихотворения. Поэмы / Сост., подгот. текста и примеч. К. Зелинского и П. Чагина.; Вступ. статья К. Зелинского.- Куйбышев: Кн. изд-во, 1958.- 400 е.- Алф. указ. произведений, включ. в настоящее изд.: с. 387-393.
33. Собрание сочинений: В 3 т. / Сост. и вступ. ст. Ю. Прокушева. М.: Правда, 1983 (Б-ка «Огонек». Отеч. классика).
34. Собрание сочинений; В 2 т. / «Слово о поэте» Ю. Бондарева; Сост., вступ. ст. и коммент. Ю. Прокушена. М.: Сов. Россия; Современник, 1990.
35. Собрание стихотворений В трех т.: Репринт, воспр. изд. 1926 г. / Предисл. Ю. Прокушева. М.: ТОО «Кузнецкий мост» ГФ «Полиграфресурсы», 1994.
36. Собрание сочинений в одном томе. М.: Соврем, писатель, 1994.
37. Полн. собр. соч. в одном томе. / [Сост., вст. ст. и коммент. А.А.Козловского]. М.: Рипол классик, 1997, 799 с.
38. Кант И. Критика чистого разума / Пер. Н.Лосского, 2-е изд. Пг.: Тип. М.М.Стасюлевича, 1915 (с владельческой надписью Есенина хранится в ГЛМ). (Совр. изд.: М., 1994).
39. Шопенгауэр Артур. Мир как воля и представление / Пер. А.Фета. Изд. 4- е. СПб.: Издание А.Ф.Маркса, 1880 ., 431 с. (с владельческой надписью Есенина хранится в ГЛМ). (Совр. изд.: Собр. Соч. в пяти т. Т. 1. Мир как воля и представление. М., 1992).
40. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. (Совр. изд.: Сочинения. В 2 т. М.,1990).
41. Фишер Куно. История новой философии (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Шеллинг, Гегель).
42. Фихте. Назначение человека. СПб., 1800.
43. Винделъбанд. Прелюдии. Философские статьи и речи.
44. Паулъсен Ф. Введение в философию.
45. Соловьев B.C. (Совр. изд.: Сочинения в двух томах. М.,1989).
46. Трубецкой E.H. (Совр. изд.: Смысл жизни. Антология. М.,1994).
47. Франк С.Я. (Совр. изд.: Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия. Париж, 1956).
48. Лебон Густав. Психология народов и масс / Пер. с франц. А.Фридмана и Э.Пименовой. СПб.: Издание Ф.Павленкова, 1896, 329 с. (с владельческой надписью Есенина хранится в РГАЛИ). (Совр. изд.: СПб.: Макет, 1995,312 с.).
49. Основания социологии Герберта Спенсера / Пер. с англ. Т. 1. СПБ.: Издание И.И.Билибина, 1876, 496 с. и Т. 2, 1877, с.497-897 ( с владельческой -надписью Есенина хранится в РГАЛИ).
50. Рис-Дэвидс Т.В. Очерк жизни и учений Гаутамы Будды. 2-е изд. СПб., 1906, 255 с.
51. Олъденберг Г. Будда, его жизнь, учение и община / Пер. <.> А.Н.Ачкасова. М., 1905., 512 с.
52. Папюс Энкосс Жерар. Первоначальные сведения по оккультизму. Изд. 3-е. СПб., 1911. (Совр. изд.: Ростов/на/Дону, 1991, 297 е.; Каббала, или Наука о Боге, Вселенной и Человеке. СПб.: Андреев и сыновья, 1992, 208 е.).
53. Николаев Ю. В поисках за божеством: Очерки из истории гностицизма. СПб., 1913, 526 с.
54. Вивекананда Свами. Практическая веданта. М., 1912. (Совр. Изд.: Практическая веданта: Избр. работы. М.,1993, 558 е.).
55. Свет на пути: Из древнего индусского писания «Книга золотых правил» / Пер. с англ. Е.П.;71а. Учение о Карме / Сост. Е.П. М.: Посредник, 1905. (Совр. изд.: Свет на Пути: Из книги Золотых Правил Мудрости. М., 1997 или 1999, 304с)
56. Закон причин и последствий, объясняющий человеческую судьбу (Карма). Калуга, 1911. (Совр. изд.: Учение о карме. Калининград, 1991,32с).
57. Штейнер Рудольф. Мистерии древности и христианство. М.: Духовное знание, 1912., 192 с. (Совр. изд.: М.: Духовное знание; СП «Интербук», 1990, 125 е.).
58. Белый Андрей. Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении современности. М., 1917.
59. Конфуций. Жизнь его и учение. М.: Посредник, 1911 (Совр. изд.: Древнекитайская философия. Собрание текстов. В 2 т. М.,1972).
60. Библия, или книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. В русском переводе. Изд. 10-е. СПб., 1912.
61. Мечников И.И. Этюды о природе человека. Изд. четвертое. М.: Научное слово, 1913.
62. Карманный богословский словарь. Б. м., б. г.
63. Покровский Н. В. Церковная археология.
64. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Связи греческой и русской иконописи с итальянской живописью раннего Возрождения. Т.1. СПб., 1910; т.2. Пг.,1915.
65. Псалтырь Ефрема Сирианина.82. «Моление» Даниила Заточника (Совр. изд.: Памятники литературы Древней Руси: ХП век. М.,1980).
66. Лансон Гюстав. Метод в истории литературы / Пер. с франц. и послесл. М.Гершензона. М.: Товарищество «Мир», 1911, 76 с. (Типолитография т-ва И.Н.Кушнерев и К*).
67. Тэн И. Чтения об искусстве, пять курсов лекций / Пер. А.Н.Чудинова. 3-е испр. изд. СПб.: Издание книгопродавца В.И.Губинского, 1889, 447 с. (Тип. и литография В.А.Тиханова). (Совр. изд.: Философия искусства. М., 1996, 351 е.).
68. Воскресенский В.А. Поэтика: Исторический сб. статей о поэзии. СПб, 1886,
69. Бердяев Ник. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. М, 1916.
70. Розанов В.В. Война 1914 г. и русское возрождение (Совр. изд.: Соч.: В 2 т. М.,1990).
71. БлокА. Катилина. Пг.: Алконост, 1919.
72. Штейнер Р. Из летописи мира. М.: Духовное знание, 1914, 260 с.
73. Иванов-Разумник. Литература и общественность. СПб, 1910.
74. Иванов-Разумник. Год революции. Статьи 1917 г. Пг, 1918.
75. Айхенвальд Ю. Слова о словах. Пг, 1916.
76. Чуковский К. Поэт-анархист Уот Уитман. М, 1913.
77. Философов Д. Слова и жизнь: Литературные споры новейшего времени ( 1901-1908). СПб, 1909.
78. Философов Д. Старое и новое. М.: Сытин, 1912.
79. Философов Д. Неугасимая лампада. М, 1912.
80. Лъвов-Рогачевский В.Л. Поэзия новой России. М, 1919.
81. Ремизов А. За святую Русь (Думы о родной земле).
82. Карпов П. Пламень: Из жизни и веры хлыстов. СПб, 1913.100. Упрощенная стенография.
83. Лёви Э. Греческая скульптура. Пг.: Огни, 1915.
84. Розанов В.В. Опавшие листья. СПб, 1913.
85. Мережковский Д. Две тайны русской поэзии: Некрасов и Тютчев. Пг, 1918.
86. Романовский В. Поэт-философ Шиллер. М, 1910.
87. Иностранная критика о Горьком (Сборник статей).
88. Феодоровский Государев Собор в Царском Селе. М, 1915.
89. Полевой П.Н. Очерки русской истории в памятниках быта. < Вып.> 11.<.> СПб., 1880.
90. Редин Е.К. Христианская топография Козьмы Индикоплова по греческим и русским спискам. Часть первая. М., 1916.
91. Виолле-ле-Дюк Е. Русское искусство: Его источники, его составные элементы, его высшее развитие, его будущность /Рус. Пер. Н.Султанова. М., 1879.
92. Строганов С./".. Русское искусство Е.Виолле-ле-Дюка и архитектура в России от Х-го по ХУШ век. СПб., 1878.
93. Труды Музыкально-этнографической комиссии. М., 1906, т. 1.
94. Труды Владимирской ученой архивной комиссии. 1914, кн.ХУ1.
95. История русской литературы / Под ред. Е.В.Аничкова. М., 1908.
96. Обри Бердслей. Рисунки. М., 1917.
97. Сидоров A.A. Обри Бердслей: Жизнь и творчество. М., 1917.
98. Манифесты итальянского футуризма./ Пер. В.Шершеневича. М., 1914.
99. Толстой Лев. Путь жизни. Издание «Посредника», лично просмотренное в корректуре Л.Н.Толстым. № 991. М.: Типолитография т-ва И.Н.Кушнерев и К*, 1911.
100. Круг чтения: Избранные, собранные и расположенные на каждый день Львом Толстым мысли многих писателей об истине, жизни и поведении. Изд. 2-е, испр. и доп. Л.Н.Толстым. Тт. 1-3. М.: И.Д.Сытин, 19111912.
101. Алексий (А.Я.Дородницын). Шелапутская община. Казань, 1906.
102. Белый Андрей. Символизм. М., 1910.
103. Энциклопедический словарь. Издатели: Ф.А.Брокгауз (Лепциг), И.А.Ефрон (С.-Петербург). СПб.
104. Мифы в искусстве старом и новом (По Рене Менару). М., 1899. (Совр. изд.: М., 1993, 271 е.; СПб., 1993, 384 е.; 2-е изд., 1994).Совр.: Шеппинг ДО. Мифы славянского язычества. М., 1997, 239 с.
105. Библейская энциклопедия. М., 1891.
106. Квинт Гораций Флакк. Послание к Пизонам (Об искусстве поэзии).
107. Геродот. История в девяти книгах. М., 1885. (Совр. изд.: М., 1972).
108. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Сочинения Ф.Буслаева. Том 1. СПб.: Издание Д.Е.Кожанчикова, 1861.
109. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 1. СПб, Б.г..
110. Афанасьев А.Н. Народные русские легенды / Ред. И предисл. С.К.Шамбинаго. М.: Современные проблемы, 1914, 316 с. (Совр. изд.: Новосибирск, 1990, 269 е.).
111. Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. СПб, 1804 (1892, 1901).
112. Чурило Пленкович, Дюк Степанович, Соловей Будимирович: По сб. Кирши Данилова, Киреевского, Рыбникова и Гилъфердинга / Сост. В. и Л. Р-н. М.: И.Д.Сытин, 1898.
113. Сборник русских духовных стихов, составленный В.Варенцовым. СПб., 1860.
114. Древнерусские повести и романы. СПб., 1895.
115. Былины. Пб.: Изд. Т-ва «Огни», 1911.
116. Шваб Г. Мифы классической древности. 3-е изд. М., 1916.
117. Кеннеди Г. Индейские сказки. Кн. 1, 2. М., 1914.
118. Древне-северные саги и песни скальдов в переводах рус. писателей. СПб., 1903.
119. Калевала. Финская народная эпопея. СПб., 1902.
120. Русская хрестоматия: Памятники древней русской литературы и народной словесности. Для средних учебных заведений / Сост. Ф.Буслаев. Изд. 12-е. М., 1912.
121. Народные русские сказки А.Н.Афанасьева. В 3-х тт.. М.: И.Д.Сытин, 1897.
122. Летопись Нестора. 3-е испр. Изд., СПб., 1912.
123. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х тт.. СПб.-М., 1882.
124. Памятники старинной русской литературы, издаваемые гр. Г.Кушелевым-Безбородко, под ред. Н.Костомарова. СПб., 1860.
125. Ермолов. A.C. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах Т. 1. Пб., 1902.
126. Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу в трех томах. М., 1865-1869.
127. Русская классная библиотека, издаваемая под ред. А.Н.Чудинова: Пособие при изучении русской литературы. СПб.: Издание И.Глазунова, 1891-1918.
128. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М., 1975.
129. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М., 1859.
130. Потебня A.A. Из записок по теории словесности. Харьков, 1905.
131. Овсянико-Куликовский Д.Н. Теория поэзии и прозы. М., 1909.
132. Сборники по теории поэтического языка. П., 1916-1923. Вып. 1-6.
133. Мюллер-Фрейенфельс Р. Поэтика. Харьков, 1923.
134. Проблемы поэтики. Сб. ст. под ред. ВЛ.Брюсова. М.; Л., 1925.
135. Пешковский A.M. Методика родного языка, лингвистика, стилистика, поэтика. М.; Л., 1925.
136. Саку пин П. H. Социологический метод в литературоведении. М.,
137. Фриче В.М. Социология искусства. М., 1926.
138. Арватов Б.И. Социологическая поэтика. М., 1928.
139. Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы. М., 1927.
140. Поэтика: Временник отдела словесных искусств. Л., 1926-1929.
141. Томашевский Б.В. Краткий курс поэтики. М.; Л., 1931.
142. Виноградов И.А. Вопросы марксистской поэтики. Л., 1936.
143. Фрейденберг О. Поэтика сюжета и жанра. Л., 1936.
144. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940.
145. Основные направления структурализма. Сб. ст. М., 1964.
146. Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике. Тарту, 1964; И др. Подробнее об изучении поэтики в нашей стране см:
147. Ивлев Д.Д. Методологические проблемы поэтики в советском литературоведении 20-х годов. Канд. дисс. М., 1968.
148. Кожинов В. В. Поэтика за пятьдесят лет // Советское литературоведение за 50 лет. Л., 1968.
149. Леонтьев A.A. Исследования поэтической речи // Там же.
150. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963.
151. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971;
152. Муратов А.Б. Теоретическая поэтика А.А.Потебни // Потебня A.A. Теоретическая поэтика. М., 1990.
153. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.( См. также его статью «Задачи поэтики» // Начала. 1921. № 1).
154. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1967; Лихачев Д. С. Внутренний мир художественного произведения //Вопросы литературы, 1968, № 8. С. 74-87;
155. Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля. М., 1970.
156. Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики. М., 1983;
157. Тимофеев Л.И. Советская литература. Метод, стиль, поэтика. М., 1964.
158. Тимофеев Л.И. Слово в стихе. М., 1982.
159. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.
160. Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. М., 1974.
161. Чичерин A.B. Идеи и стиль. Мзд. 2-е. М., 1968.
162. Винокур Г. О. Избранные работы по русскому языку. М., 1959.
163. Гей Н.К. Искусство слова (о художественности литературы). М.,1967.
164. Иванов В.В. Поэтика // Краткая литературная энциклопедия. М.,1968. Т. 5. Столбцы 942-943.
165. Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике. Тарту, 1964 Труды по знаковым системам. 1. Вып. 160.
166. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.
167. Соколов А.Н. Теория стиля. М., 1968.
168. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М., 1972.
169. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.,1977.
170. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Кн. 1-3. М., 1962-1965.
171. Поляков MA. Вопросы поэтики и художественной семантики. М.,1978.
172. Федоров В.В. О природе поэтической реальности. M., 1984.
173. Проблемы поэтики. Ташкент, 1968.
174. Успенский Б.А. Поэтика композиции. М., 1970;
175. Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма. Л., 1971.
176. Теория речевой деятельности: (Проблемы психолингвистики). М., 1968.
177. Хайлов В. В рабочем цехе критики (на пути к целостному анализу) // Вопросы литературы. 1971, № 7.
178. Мяло Ксения. Оборванная нить: Крестьянская культура и культурная революция // Новый мир. 1988. № 8.
179. Кузьмин А.Г. Принятие христианства на Руси // Вопросы научного атеизма. М., 1980. Вып. 25.
180. Сакулин П.Н. К вопросу о построении поэтики // Искусство, 1923,1.
181. Томашевский Б. Рец.: Ю.Тынянов. Проблема стихотворного языка // Русский современник, 1924, № 3
182. Жирмунский В.М. Вопросы теории л-ры. Л., 1928.
183. Бердяев Н. О самоубийстве: Психологический этюд. Париж, 1931. Репринт. Изд. М.,1992.
184. Бердяев H.A. Судьба России. М.,1918. Репринт. М.,1990.
185. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства в двух томах. М., 1994.
186. Белов В. Лад // Наш современник. 1979, № 10.
187. Реалистическая философия. СПб., 1999.
188. Франк С.Л. Космическое чувство в поэзии Тютчева // Русская мысль. СПб., 1913, ноябрь.
189. Франк С.Л. О сущности художественного познания (Гносеология Гете) // Вопросы теории и психологии творчества. Харьков, 1914. Т. 5.
190. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль Х-ХУП веков. М., 1990.
191. Кибальник С.А. Художественная философия Пушкина. СПб., 1998.
192. Пришвин М.М. Незабудки. М., 1969.
193. Бочаров С.Г. «О художественных мирах». М.,1985.
194. Лаврова Е.Л. Поэтика цветаевского мира: четыре стихии. Горловка, 1992.
195. Поэтический мир В.Хлебникова: Межвузовский сб. трудов. Вып.2, Астрахань, 1992.
196. Баевский B.C. Пастернак лирик. Основы поэтической системы. Смоленск, 1993.
197. Захаров А.Н. О поэтическом мире З.Гиппиус // Российский литературоведческий журнал ff994, №5/6.
198. Захаров А.Н. О раннем поэтическом мире Георгия Иванова .II Филологические науки. 1995, №1.
199. Захаров А.Н. Поэтический мир Георгия Иванова 1930-1950-х годов // Филологические науки. 1996, №1.
200. Демин A.C. Художественные миры древнерусской литературы. М.,1993.
201. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М.,1988.
202. Кофман. А.Ф. Латиноамериканский художественный <а точнее: художественно-философский> образ мира. М.,1997.
203. Семенова. С.Г. Русская поэзия и проза 1920-1930-х годов: Поэтика Видение мира - Философия. М., 2001.
204. Поспелов Г.Н. Лирика среди литературных родов. М.,1976.
205. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.,1957.
206. Еремина В. Об основных этапах развития метафоры в народной лирике // Русская литература. 1967, №1.
207. Бухштаб Б. Русские поэты. Л., 1970.
208. Фатющенко В.И. Метафора Маяковского и вопросы истории метафоры в русской поэзии: Автореф. .канд. дисс. М.,1966.
209. Мифы народов мира: Энциклопедия в двух томах. М.,1991.
210. Славянская мифология: Энциклопедический словарь.М.,1995.
211. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.
212. Библейская энциклопедия. В 2-х книгах. М.,1991. (Репринтное воспроизведение издания 1891 г.).
213. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.,1977.
214. Древнерусская литература: Изображение природы и человека. М.,1995.
215. Потебня А. О некоторых символах в славянской народной поэзии. 2-е изд. Харьков, 1914.
216. Терещенко А. Быт русского народа. СПб.,1848.
217. Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам. Сб. документов. М.,1957.
218. Эпштейн М. «Природа, мир, тайник вселенной.»: Система пейзажных образов в русской поэзии. М.,1990.
219. Байбурин А. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983.
220. Горький М. Собр. соч. В 30 т. М, 1953.
221. Поэтика и стилистика русской литературы. Памяти акад. Виктора Владимировича Виноградова. Л.: Наука, 1971.
222. Бердяев Н. Эрос и личность. Философия пола и любви. М.,1989.
223. БлокА. Собр. соч. в 8-ми тт. Т.6. М.-Л.Д962.
224. Очерки истории языка русской поэзии XX века: опыты описания идиостилей. М,1995.
225. Чагин А. Расколотая лира. Россия и зарубежье: судьбы русской поэзии в 1920-1930-е годы. М,1998.
226. Фольклор: Поэтическая система. М.,1977.
227. Мамлеев Ю. Философия русской патриотической лирики // Советская литература. 1990, № 1.
228. Православные богослужения, таинства и обычаи. Белосток, 1992.
229. Русский космизм: Антология философской мысли. М.,1993.
230. Свенцицкая КС. Апокрифические Евангелия: Исследования, тексты, комментарии. М, 1996.
231. Человек как философская проблема: Восток Запад. М,1991.
232. Христианство и русская культура. СПб, 1994.
233. Восточно-славянский фольклор: Словарь научной и народной терминологии. Минск, 1994.
234. Литературно-эстетические концепции в России конца XIX начала XX века. М.,1975.
235. Филиппов Г. Русская советская философская поэзия: Человек и природа. Л, 1984.256. Русская идея. М.,1992.
236. Scherer W. Poetic. Paris. 1888.
237. Ars poética: Сб. ст. под ред. М.А.Пешковского и Б.И.Ярхо. М, 1927-1928.1-II.
238. Poetics. Poetyka. Поэтика. Варшава, 1961-1966. Т. 1-2.
239. Marcus S. Poética matematika. Paris, 1970. И др.
240. Калики перехожие: Сб. стихов и исследований. М, 1861.Литература о Есенине
241. Прокушев Ю.Л. Юность Есенина. М,1963.
242. Кошечкин С.П. Первая книга Сергея Есенина // Сергей Есенин. Радуница. Репринтное издание. М, 1990.
243. Захаров А.Н. Проблемы поэтики Есенина в советском и зарубежном литературоведении ( к 80-летию со дня рождения поэта) // Вестник Московского университета. Сер. Филология. 1975, № 5.
244. Захаров А.Н. Проблемы поэтики С.А.Есенина в отечественном и зарубежном литературоведении последних лет // Там же. 1993, № 2.
245. Захаров А.Н. Научная Есениниана: Предварительные итоги. К 100-летию со дня рождения С.А.Есенина // Библиография. М, 1995, № 1.
246. Захаров А.Н. Поэтика Есенина. М, 1995.
247. З.Б. Зоя Бухарова. Сергей Есенин. Радуница // Нива;. Ежемесячные лит. и попул.-научн. прилож. к журн. «Нива» за 1916 г. Т. 2. Пг., № 5, май.269. В мире Есенина. М., 1986.
248. Творчество С.А.Есенина и современное есениноведение. Рязань, 1987.
249. Творчество С.А.Есенина: Традиции и новаторство. Рига, 1990.
250. С.А.Есенин: Материалы к биографии. М., 1993.
251. Русское зарубежье о Есенине. В 2-х томах. М., 1993.
252. Сергей Есенин в стихах и жизни. М., 1995. <Кн. 3 и 4>
253. Столетие Сергея Есенина: Международный симпозиум. Есенинский сб. Вып. Ш. М., 1997; Издания Есенина и о Есенине: Итоги. Открытия. Перспективы. Есенинский сб. Вып. 1У. М., 2001; Пушкин и Есенин. Есенинский сб. Вып. У. М., 2001.
254. Сергей Есенин: Научные статьи и материалы. .Киев., 1996.
255. О, Русь, взмахни крылами: Есенинский сб. Вып. I. М.,1994.
256. Есенин академический: Актуальные проблемы научного издания. Есенинский сб. Вып.П. М.,1995.
257. Русская литература XX века. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. В 2 частях. Рекомендовано Министерством образования РФ. 6-е изд., стериотипное. М.:Дрофа,2001.
258. Кочетов В.Н, Беликова А.В, Захаров А.Н., Артемьева И.П. Русская литература. Учебник для студентов-иностранцев. М.,1997.
259. Шершеневич Вадим. Листы имажиниста. Ярославль, 1997.
260. Есенин: Жизнь. Личность. Творчество. М.,1926.
261. Жизнь Есенина: Рассказывают современники. М.,1988.
262. Российский литературоведческий журнал. М., 1997, №11
263. Библиография. Профессиональный журнал. М.,2000, №2.
264. С.А.Есенин в воспоминаниях современников. В 2-х томах. М.,1986.
265. Харчевников В.И. С.А.Есенин и русская поэзия начала XX века: Автореф. докт. дис. Л., 1982.
266. Мекш Э.Б. Сергей Есенин в контексте русской литературы. Рига, 1989.
267. Минакова A.M. Ранние формы советской драматургии (С.А.Есенин. «Пугачев») // Творчество С.А.Есенина и современное есениноведение. Рязань, 1987.
268. Воронова O.E. Духовный путь Есенина: Религиозно-философские и эстетические искания. Рязань, 1997.
269. Захаров А.Н. «.Прекрасна Земля И на ней человек.» (К 90-летию со дня рождения С.А.Есенина) // Библиотекарь, 1985. № 9. С. 57-60.
270. Семенова С.Г. Русская поэзия и проза 1920-1930-х годов. Поэтика -Видение мира Философия. М., 2001.
271. Харчевников В. Поэтический стиль Сергея Есенина (1910-1916). Ставрополь. 1975.
272. Ермилова E.B. О лирическом герое Есенина // В мире Есенина. М, 1986.
273. Шубникова-Гусева Н.И. Поэмы Есенина: От «Пророка» до «Черного человека». Творческая история, судьба, контекст и интерпретация. М, 2001.
274. Жаворонков A3. Традиции и новаторство в творчестве С.А.Есенина. Тбилиси, 1971.
275. Прокофьев Н. Есенин и древнерусская литература // Сергей Есенин: Проблемы творчества. Сб.статей. М, 1978.
276. Мамлеев Ю. О Есенине // Наш современник. 1990. № 10.
277. Розанов КН. Есенин о себе и других. М,1926.
278. Комментарий к Собранию сочинений С.А.Есенина / Сост. С.А.Толстая-Есенина и Е.Н.Чеботаревская, 1940 (ГЛМ, ф.4, оп.1, ед.хр.227/1-3, 278).
279. Сердобищева Г.М. Немецкая поэзия в восприятии С.А.Есенина // Творчество С.А.Есенина и современное есениноведенис. Рязань 1987.
280. Мой век, мои друзья и подруги: Воспоминания Мариенгофа, Шершеневича, Грузинова. М.,1990.
281. Базанов В.Г. Сергей Есенин и крестьянская Россия. JT, 1982.
282. Харчевников В.И. Изучение С.Есенина в средней школе. Элиста, 1979.
283. Арсентьева H.H. II С.Есенин и Ф.Гарсиа Лорка. Типологическое исследование лирики: Автореф.дисс. канд.филол.наук. М, 1985.
284. Изв. АН СССР. 1990. Т. 69. № 6. С. 515-522.
285. Вельская JI.JI. Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина: Книга для учителя. М, 1990. С. 46.
286. Никитина Е. Сергей Есенин // Есенин: Жизнь. Личность. Творчество.
287. Дынник В. Есенин II Прожектор. 1926.
288. Друзин В. Сергей Есенин // Звезда. 1926. № 2.
289. Юшин П.Ф. Сергей Есенин. Идейно-творческая эволюция. М., 1969.
290. Ревякин А. Чей поэт Сергей Есенин? М., 1926.315. Памяти Есенина. М.,1926.
291. Кравцов H.H. Есенин и народное творчество // Художественный фольклор. 1929. № 4-5. С. 193-203.
292. Нейман Б.В. Источники эйдологии Есенина // Там же. С. 204-217.
293. Литературная энциклопедия. М., 1930.
294. Селивановский А. II Сергей Есенин. Стихотворения. М., 1934, с.З-15; Литературная учеба. 1935, № 1, с.38-53; Очерки по истории русской советской поэзии. М.,1936, с.165-182.
295. Сидельников В.М. Критика о Есенине // Писатель и жизнь. М., 1971. Вып. VI.
296. Эрлих Вольф. Право на песнь. Л., 1930.
297. Прокушев Ю.Л. Сергей Есенин (Жизнь, творчество, эпоха). Дисс. в форме научн. докл. на соиск. уч. степени д.филол. наук. М.,1999.
298. Кошечкин С.П. Мастерство Сергея Есенина: Произведения 19241925 гг. М.,1959.
299. Ceprej 1есеньин. Сабрана дела: Тт. I-V. Београд, 1966. Вступительная статья М. Сибиновича. Т 1.С. 58.
300. Юшина O.K. Поэзия С.Есенина в англоязычных исследованиях // С.А.Есенин: Поэзия. Творческие связи. Рязань, 1984.
301. Карпов Е.Л. 1) К вопросу о своеобразии лиризма Есенина. Дисс. . канд.филол.наук. М, 1974; 2) Из наблюдений над поэтикой Есенина // Сергей Есенин: Проблемы творчества. Сб.статей. М, 1978. С. 211-219; 3) Анализ лирических стихотворений. М, 1980. 58 с.
302. Юдкевич Л.Г. Лирический герой Есенина. Казань, 1971.
303. Микеилин A.M. Исторические судьбы русской романтической поэзии: Лекции по спецкурсу. ч. II. Кемерово. 1974. С. 93-195.
304. Жаворонков А. Некоторые особенности реализма Есенина // Сергей Есенин: Проблемы творчества. Сб.статей. М, 1978.
305. Микешин A.M. О драматическом начале в есенинском реализме 1924-1925 гг. // Проблемы реализма. Вологда, 1975. Вып. II. С. 37-56;Карпов E.JI. Идеи патриотизма в лирике Есенина // Проблемы советской поэзии. Челябинск, 1975. Вып. 3. С. 114-129.
306. Фатющенко В.И. «Произведение», «цикл», «книга», «картина мира» у Есенина // Вестник Моск. ун-та. Сер. филология, 1985. № 5.
307. Воронский А.К. Литературно-критические статьи. М.,1963.
308. Мариенгоф А. Роман с друзьями // Октябрь. М., 1965, №11.
309. Вечные темы и образы в советской литературе. Грозный, 1989.
310. Жаворонков А. Образы цветов в поэзии С.А.Есенина // Уч. зап. Новгородского пединститута. Т.П. Вып.2. Новгород, 1957.
311. Микешин А. Об эстетическом идеале в поэзии С.Есенина // Из истории советской л-ры 20-х годов. Иваново, 1963.
312. Воспоминания о Сергее Есенине. М.,1965.
313. Жаворонков А. Образ вождя в по»зии С.Есенина // Нева, JI.,1958, № 4, с.222; см. также: Захаров А. Ленинские мотивы в творчестве Есенина // Вестник Моск. ун-та. Сер. Филология. 1970, №2, с.47-57).
314. Хазан В. Тема смерти в лирических циклах русских поэтов XX века: (С.Есенин, М.Цветаева, А.Ахматова). Грозный, 1990.
315. Дроздков В.А., Захаров А.Н., Савченко Т.К. Русский имажинизм: закономерности зарождения и кончины // Библиография. Профессиональный журнал. М., 2000, № 2.- 15 с. (в соавт.).
316. Архимандрит Софроний Сахаров. О молитве. Сб. статей. Paris, 1991.
317. Сергей Есенин в стихах и жизни: Письма. Документы. М., 1995, с.216. О смерти Есенина см.: Смерть Сергея Есенина: Документы. Факты. Версии. М., 1996; Оракул: Газета прогнозов и предсказаний. М., 1995, № 9 (19), с.З, 12.