автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему: Художественно-образное воплощение эстетического идэала в искусстве
Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественно-образное воплощение эстетического идэала в искусстве"
АКАДЕМИЯ НАУК АЗЕРБАЙДЖАНА
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА
На правах рукописи
МУСЛИМ-ЗАДЕ ДИЛЯРА МИРСАМЕД кызы
ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА В ИСКУССТВЕ
09.00.04—эстетика
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Баку—1994
Работа выполнена в Институте философии и права Академии наук Азербайджана.
Научный руководитель: —доктор философских наук, профессор Курбанов Б. О.
Официальные оппоненты:
—доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель искусств Гаджиев Т. М.
—кандидат философских наук, профессор Микаилов А. Г.
Ведущая организация—Бакинский Государст'вен5шй Университет им. М. Э. Расулзаде, кафедра этики и эстетики.
Защита состоится 11 февраля 1994 года в 14 часов на заседании Специализированного Совета Д.004.06.01 по присуждению ученой степени доктора философских наук при Институте философии и права Академии наук Азербайджана (370143, г. Баку, пр. Гусейна Джавида, 31, Институт философии и права АН Азербайджана).
С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной-библиотеке АН Азербайджана.
» января
1994 года
Ученый секретг Специализированного доктор философских
Н. С. САФАРОВ
сшл ¿АРАКТКГКСПКЛ РАБОТА
Актуальность теми исследования. Проблема эстетического идеала и его худокественко-образного воплощения в искусстве издавна входит в число наиболее веяных н актуалышх проблем эстетической наука.Несмотря на стабильный интерес исследователей и нарастание публикаций в эгоИ области, данная проблема и на сегодня сохраняет в полпоИ мере свою значимость и актуальность.
Непреходящая актуальность и значимость проблем эстетического идеала объясняется следующими причинами:
- Спецификой самого гуманитарного знания.С^ерз гуманитарных исследованш;, за исключением сугубо конъштурных или очень специальных, ориентирована чаще всего на проблемы, кшодие "вечный", непреходящий характер и решение которых никогда не монет бить окончательным,исчерпывающим и бесспорным.Проблема эстетического -идеала та!с;:е относится к разряду "веч1шх", непреходящих проблем эстетической науки, являющейся к тощ же базовой, стернневоЗ в системе ее категориально-понятийного'аппарата.В этой отношении проблема эстетического' идеала и его художественно-образного воплощения в искусстве актуальна в той же мере,сколь актуальны сегодня сами эстетика и искусство,
- Динамическим характером самого предмета исследования.Достигнутый уровень знании об эстетическом идеале не может исчерпать предмета исследования, поскольку культурно-историческая эволюция человеческого общества и развитие искусства приводят вез время к появлении новых эстетических идеалов и новых форм ях художественно-образного воплощения.Л это, в свою очередь,стимулирует научный интерес к проблеме и побуждает каздый раз критически пере-ок.шелявать достигнутый уровень знаний о предмете исследования.
ь это;,; смысле проблема эстетического идеала и его воплощения в искусстве актуальна не только традиционно, но' и в свете требования современно:; эстетики.
Актуальность работы обусловлена во многом поисковым характером исследования, соре!чтением акцентировать внимание на недостаточно разработанных,но весь;.-,а значимых для современной эстетики аспектах-проблемы эстетического идеала и его художественно- ' образного воплощения в искусство.
Диссертационное исследование актуально и с точки зрения интересов риэштад азерСъдаанскоЛ эсгегячоской науки,поскольку наряду'
с общеме тодаяогич есейш вопросами, содержит материал, посвящещый. анализу особенностей яовишния и выражения прекрасного и эстетического идеала в философии и искусство средневекового Востока и, в .частности, в азербайдеянской ренессэнсной поэзии.
Степень оаатаботанро^тп проблемы. Актуальность, научно-теоретическая и практическая значимость проблемы идеала в искусстве подтверждается возросши за последние десятилетия интересом к не!! представителен различите гуманитарных наук. В аспекте сгилосо?.ско-эстетического изучения' проблема прекрасного и идеала имеет дав-нво, ыноговековие 5рад$цда,- Данная проблема езншдала вззшое место в философвко-эствтаческих рассуждениях Сократа, Пифагора,Ши-тош,Аристотеля.Пристальпое • вшшан ие проблеме идеал,}-в искусстве уделяли Ба1жельшн,^дро,Лессинг,Гердер,Ецлл'ер.Со'идаиепталь1ш2 вклад в разработкупроблеш эстетического идеала внесли воиедкие философы уихте,Шелданг,Капт,Гегель.Б 'исследовании различных аспектов проблемы прекрасного и идеала внзчательш и своеобразна роль Шопенгауэра и 11шдае, а также представителей "теорир нчувство- . ваши" Лидпса, £«хнера, йишрз .Вундгэ. Пристальный интерес к проблема эстетического идеала в искусстве характеризует научное творчество многих видных философов; а эстетиков XX века,и в частности, Филлера, Дукача, Гартмана, Сантаяш, Дыри, Крочв.Хайдеггора, Ясперса, Гадамера.Ортега-и-Гёссета в др.
Немало исследований по проблематике ¡эстетического идеала было издано sa последние десятилетия и в пределах бывшего Совет-, ского Союза. Хотя в большинстве из этих исследований пробледа ' идеала.8агнава в "прокрустово лохе".нестких марксистско-ленинских. догм, идеологических район, принципов партийности,классовости и пр., тем не менее в целом ряде, работ, по данноП проблематике нара-ботан.интерееаый троротико-иетодологическнй материал.
. Общемегодологаческам аспектам соотношения эстетического идеала с другими формами идеала,toeста;идеала в системе категорий эстетики,. взаимосвязи понятий прекрасного и эстетического идеала, роли идеала в искусстве уделено значительное внимание в $илосо$~ • .ско-эстетичесхих трудахАсдуса В.П.,Баснина ¡,!.П..Еоревз е., Еуро-ва .А.И., Гулыги A.B., Зись Ä.j Ильенкова 3,В.,Кагана Ы.С..Лосева А.Ф;,Овсяйникова М.Ф., Шестакбва'В.П. и др. Стоит в этой связи огиетигь в достижения.ааербайданской эстетической науки, в чэст-1, ности, работы Асланова A*li., Курбанова Б.О., ЗамановоЕ З.Э., 'Мустафаева Дк., Гадаиева Т.М., Бадалова P.A.,в. которых.наработан
г
- 5 -
общемвтодологичвскпЯ материал для анализа проблемы эстетического идеала в различных форма* искусства;
Среда работ, специально посвященных различный аспектам проблема эстетического идеала и его зудояественно-обравного вовлечения в искусстве,следует,прежде всего, ой,гатить исследования Буряка Б.,. Боловича А.К.,ГорШ1Ь В.П.,Гея Н.,15цаяезко Я-Н.,Гояьдеязрахга С-С., Давидовича В.Е..ЛТу1гзевэ А., Дрелова А.И.,Зэрева Н.,Круязусэ З.П.. Каетнккнз А,Т.,Яа&ява О.Б.,Ыур:1зва ВЛ1..КулневеЗ'Д.З#Д1иг!Ш7Л8~ кой Ю.Г..Осэпозэй Т.Г-.Пасяуяова 3,,'Сгажй®гг! '.
Е^сздязгсл ЬЛ1.,Х'.йра В.^Худезкз Ф.С* я др.
йшет-е с том, еняяяэ лзтара1ура яовазявает« что,несмотря на гтячатвльноз голятветво нссгедсвааяЗ по рааяячнш аспегтшлпрейягш • эетэтачаегшго цдезла.в этой области овется <й?з Еегаш>. веяросов сиорнзг,Ееретегяах щтазэдкгся а баш» езреяаз з углубленном расагозреяяя.Это преяда всего огласятся к яссяеярвэяшз теоретике- ' штодологпческяг аспектов яробявш зщвоггетвеяно-образного вопло-еэпия эстетического здеала В искусстве,а тзяае к изучении характера и фортл выражения прекрасного в эстетического- идеала в культуре стран средневекового Востока. Освещению именно этих аспектов уделено основное внимание в данном диссертационном исследований. . • -V
Цель и задачи исследования« Целью.диссертационной работы является исследование сущности и. форм выражения эстетического идеала з искусстве,, выявление особенностей художественно-образного воплощения идеала в различные кулътурно-всторичдскаеэтапы развития искусства .Поставленная цель обусловила и круг основных задач исследования: ■ . \ » - выявить генезис становления и научного осмысления понятия эстетического идеала в исторической эволюции западной фшгософско-эстетической.мысли;
- обосновать ограниченность з недостатки ьшрксистского подхода к проблеме эстетического идеала и обусловленные ими изшш в исследовании данной проблема;
- определить сущность, функции, особенности формирования и функционирования идеала вообще и эстетического идеала в частности;
- выделить в исторической эволщаи искусств основные струк-турно-содерхательныэ талы эстетического идеала и дать их анализ;.
- исследовать прякнэ, опосредованные и антитетичные форшгвн-раженпя эстетического идеадэ в литературе;
~ 6- показать характерные особенности понимания и воплощения эстетического' идеала в философии и искусстве средневекового Востока;.
- рассмотреть своеобразие содержания и форг/ художественно-образного Блрзяонвя эстетического идеала в азербайджанской ренес- -сансаой поэзии.
Н.дчи.щ новизна исследования. Прохдо всего повим и неординар-нш является само рассмотрение эстетического идеала в широком лософско-эстетическом и кулыурно-историческом контексте,освобождение данной проблемы от идеологических и кестких, тенденциозных ранок >:эрксистско-ленинско2 эстетики.В теоретико-методологическом и информативном отношении научная новизна исследования заключаемся в том, что в нем: .
- на основе экскурса в историю развития представлений о предмете исследования наделяются 5 основных концептуальных моделей эстетического идеала,имевши* место в процессе эволюции'западаой фнлософско-эстетичесхоЗ шел;;;
- наряду с вычлененная общих функций, характеризующих все '. вида человеческих идеалов, дается классификация в анализ специфических функций эстетического идеала; '
- в соответствии с мировоззренческими принципами и жизненными источниками, откуда художника черпают своп представления о преедас-ном, а такЕО в соответствии с принципами синтезирования, шрзлшия
и поэтизации этого жизненного материала выделяются и исследуются 5 основных структурно-содернагелышх.типов эстетического идеала, характеризующих многовековой путь развития искусства;
- подробно рассматриваются различные формы (прямые и опосредованные) худокественно-образного воплощения эстетического идеала в произведениях искусства; впервые на материале современного модернистского искусства анализируется такая £орма выражения эстетического идеала, как антиидеал; ■
- посредством анализа фалософско-эстетических концепций и художественной культуры Дальнего (Япония) и Ближнего (мусульманские страны) Востока выявляется характерные для средневекового Бостокл особенности в понимании прекрасного и эстетического идеала и их воплочони;; в художественной культуре;
- вводится в научный оборот новый материал, характеризующий в а спок г о изучения проблем прекрасного и эстетического идеала лосо^пв и искусство суфизма;
- ни конкретном материале творчества Ппзакп.Еаоамв в Оизули
анализируется содержание и форма худокественно-обрззного воплощения эстетического идеала- азербайджанской ренессансной поэзии.
Теоретнко^иетолологпческод основой диссертации поолукили наработанные за' 'многие века западной и восточной эстетикой концепции и положения по проблематике прекрасного и эстетического идеала. Баншм теоретико-методологическим подспорьен в работе над диссертацией стали эстетические труды Канта,Гегеля,йшера, Ортегз-и-Гассега.Гэдалера, а такав восточных мыслителей -аль-Газали, Ибн-аль-Араби п др.
3 работе над отдельными аспектами диссертационной иш в качестве теоретико-методологической основы были задействованы труды современных исследователей, таких как Бертельс Е.З.,Конрад H.H..Лосое л.а., Давидович Н.Е., Давыдов D., Гзджиев A.A., Алиев Г.1о., Гадкиев Т.а., Ыустафаев Де., Замапова S.S., Асланов A.;.i., Курбанов L. и др.
Теоретическая и практическая значимость исследования. В диссертации ставятся в решаются вопросы,которые как по широте охвата, так и по новизне подхода .представляют несогаешшй научный и практически;: интерес для эстетика, культурологии и искусствоведения в целей, и прегда всего, для- азербайджанской эстетики, культурологии к искусствоведения.
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в учебно-педагогической п лекционно-пропагандисгской работе. Основные положения исследования могут найти применение в практике литературоведческого анализа, в сфере художественной критики, а тзкне при разработке спецкурсов- 'и программ по проблемам восточной эстетики и теории эстетического идеала.
Теоретические выводы и положения диссертации могут послужить методологическим ориентиром в эстетико-философских и искусствоведческих исследованиях по смежным вопросам,а также способствовать последукцш/. научным разработкам проблем эстетического идеала к специфики его воплощения в разные культурно-исторические эпохи и в различных видах искусства.'
Апробация, работы. Диссертация обсувдена и рекомендована к защите на заседании отдела эстетики я теории культуры Института Сллосоьх'и л права /Л Азербайджана. Основные положения диссерта- ' цистюго исследования отражены в ряде научных публикаций п в шетуштешгях на конференциях. ... - -
- Структура работа. Диссертация состоит as введения,двух глав,, заключения и списка'исдользовапиоП литературы.Данная структура обусловлена как требованиями к оформлению диссертационных работ, так и. внутренней логикой самого исследования, и наиболее адекватно соответствует раскрытию цели и задач диссертации.
. содержание работу ,
Во введения обстоятельно обосновывается актуальность избранной теш,выявляется степень ее разработанности,определяются основные цела и задача исследования,а такавГраскрываюгся научная новизна, теоретическая и практическая значимость работу.
Пеовая глава - "Ьстетвч'еский идеал 0 его воплощение в искуо-стве:Теоретико-методологический аспект проблемы" - состоит пз двух параграфов и-посвящена в'цело» теоретико-методологическим аспектам проблемы эстэтичоского идеала и форм его выракения в-искусстве.
3 первом параграфе - "Понятие эстетического идеала" - дается генезис становления и научного осмысления понятом эстетического идеала' в, исторической эволюции фвдософско-эстетическбЯ мысли; выявляется .сущность, функции, особенности формирования и функционирования эстетического идеала в искусстве,
- В.диссертации показано,что категория идеала, раскрывая вах-■неЯвшй аспект эстетического, отношения человека к действительность-, является -одной из центральных категорий эстетики. Непосредственно корреспондируясь с понятней прекрасного, понятие эстетического идеала выступает как высший критерий эстетической оценки,которая предполагает осознанное ила.неосознанноо сопоставление изображаемых лиц и явлений собразоидолккоЗ эстетической'ценности. . .
.. В отлачие от общественного й других видов идеала, эстетический идеал как таковой неотделим от своего образного бытвя как в процессе, так и в результате художественного творчества.Он целиком "вписан" в произведение искусства, высвечивает из мира образов я ценностей искусства. Представление об эстетическом идеале, данное в теоретическом виде в зстетяческой,философской ила искусствоведческих науках есть не саы идёал, a evo концептуализация.Здесь идеал вычленен, описан,представлен в понятийной форме,а потопу лишен.своего эстетического богатства, превращен в нечто совсем иное, чей он естьЛЗбо естественно^, наличное, бытие естетаческевд идеала - лиаь в акте непосредственного художественного восприятия.
г; ' ' .
В диссертации дана подробная характеристика основных отличи-; гвлыш:: сво!"ств эстетического идеала .Б ряду таких свойств следует, лреззде всего, отмет:,ть чувственную конкретность*. Бта черта эстетического идеала обусловлена,с одной стороны, .чувственно-конкрет-кш характером самого иску ссгаа, с ''другой - чувственно-кошсретшм характером самоД крзеотн, которая составляет суть, 'основу, эстети-чоского идеала .Другая важная черта эстетического идеала - ото подчеркнутая челсвеконаправленность или если более серого, "антро-пссфорность эстетического идеала" .в центре зстетачес!<ого идеала ' всегда находится человек,красота человеческого тала з духа,красота человеческих чувств_п .мыслей, красота человеческих поступкоз,человеческой ;;:пзпи, очеловеченного м;1ра. Своеобразие эстетического идеала вырзглется также в ого яркоЛ э:исцп сна лъио-ос!ра зной окрашенности, скснрессашосгд, обращенности к .художественным чувствам, эмоциональному миру человека.Наконец, ванной особенностью эстетического идеала является символичность и метафоричность.Символичность и метафоричность эстетического идеала метут выражаться в искусстве ло-разному и достигать разной.степени обобщенном!! я интенсивности.3 одних случаях они становятся осноешпл, доминирую.. сдай средством йормовыранения эстетического содержания и тогда ш имеем дело с идеалами-символами, с^пдеалвци-мета'Хорами, в других-онз еь'полняйт-вспоыогатвльную роль, способствуя болкяеЯ:худо2ест-" зенноЗ выразительности и изобразителыго<зт:г образного воплощения эстетического идеала автора,' ' *:•■•'''.'■..•
'ЧеловачоскаП идеал это■не концепции,'а картина желанного, не теоретическая схема, а кошфетно-чувстзенная модель должного, . "яо интеллектуальный прогноз,-а нивой, образ мечтаемого.Кменно поэтому идеал является но столько идеологическим, эвристическим, сколько художественно-поэтическим, экзастенциально-психологичос- . ким явлением а воплощается в наиболее адекватной и полной мере лишь в сфэре искусства. Вне искусства, вне.конкретно-чувственного, худог.еетвенпо-образного воплощения нет полноценного существования человеческих идеалов. Таким образом,искусство;.художественное творчество является основной сферой выражения не только сугубо эстетического идеала (идеала прекрасного), но к всех других б ядов идеала: поллтэтоского, нравственного,соцналгного, редчгиоз-. .того г; т.~. То сстг> в искусстве, наряду о идеалом прекрасного -
I }'рус:с/с ?'.П. Путь к прэкраспо^.-И. ,1903,о.44.
основного его предмета, находят также воплощение идеалы свободы, справедливости, истины, добра, гуманизма и пр.,представленные в. качестве эстетических ценностей.При »той, етические,социальные, религиозные и пр. идеалы, будучи вплетенными в художественно-' • образную ткань произведений вокуоотвэ, приобретают тем самим ярко выраженную естетичеокую окраску и становится неотъемлемой частью целостного астатического идеала.Античный принцип "калокагатии" очень точно выражает динамику, взаимосвязи, совмещения и функционирования в искусстве в качестве целостного эстетического идеала различных человеческих идеалов;
В свете сказанного в диссертации делается вывод, что эстетический идеал много ¡пире понятия "идеал прекрасного". Эстетический идеал может обобщать в себе идеалы добра и истины,свобода и справедливости, гармонии и счастья,Кроме того, в эстетическом идеале могут присутствовать элементы трагического,возвышенного,героического, комического, и даже, безобразного, однако основой включения в структуру эстетического-идеала sex иди иных ценностей и элементов всегда выступает их совместимость, оопрягаемость о идеалом прекрасного. Таким образом, прекраоное как центральная эстетическая ценность, составляет основу,стержень вогетического идеала,его структурирующий элемент. > • '
Эстетический идеал выполняет в' искуоотве общие для всех видов человеческих идеалов функция: евристичеоки-прогностическую,крите- ' риалъно-сценочнув, норма тавио-регулятявнув,ценносно-нотивируодув, познавательно-воспитательную. Виеоте о тем, дуй эстетического идеала характерен и целый ряд специфических функций, отличахвдих его от других видов идеала: катартическая (от понятая "катарсис"), гедонистическая, психотерапевтическая, гармонизирующая, художественно-эстетическая.
Эстетический идеал в искусстве выражает не просто представление о дешевой ила кованной красоте, а сдокноо соотношение долкного и сущего, объективного в субъективного, абсолютного и относительного, вечного и преходящего, абстрактного и конкретного, всеобщего ■ и единичного в их диалектической взаимосвязи и взаимодействии. В силу указанной особенности эстетический идеал "диктует" художнику .формы и смысловые доминанты своего воплощения в произведениях искусства.
астенический идеал - это всегда отрыв от действительности, это всогда прреосмнслепне действительности, это всегда эстетизация деП-
стватольности.Он воздается пз неизбывной потребности и способности человеческого воображения творчески моделировать и идеализировать окружшцую его действительность. Основными ©¿ысловымй до-мшшнгаии эстетического идеала является характерные для кагдой эпохи и для каэдого худозшика эстетическая концепция прекрасного, эстетическая концепция кизнй и эстетическая концепция человека. '
Эстетически;; идеал, таким образом, ногшо деСвипровать как выраженное средства!."! искусства конзфетно-чувственноо представление о долги см и зелэомш с точки зрения прекрасного, •
Птооо.-; пагого-тТ диссертации "¿орш худогосот онио-обрп эн ого воплощения-эстетического .идеала в искусство" ■ поевящшг анализу различных форм яудоазсгвошю-обрэз'пого воплощения астатического идеала в искусстве. . , ,
1'логов<экозо!1 путь развития искусства,и ррекдо всего, литературы - как основного объекта данного исследования, характеризуется сочетанием и чередованием различных худовостаеяно-мвропоэзренчес-ках типов эстетического идеала.Поскольку эстетический идоэл отличается синтетическим характером, то в пом, «эк верно отмечает ¡О.Г.Нитэнулкна, "не наслаиваются друг па друга, а преломляются, интегрируются представления о прекрасном, опиравшиеся йа различные типы мировоззрения" .В соответствии с мировозвренчосмии принципами и жизненными источниками, откуда художники черпают свои представления о прекрасном, а также в'соответствии с характером синтезирования, образного воплощения и поэтизации этого жизненного материала в диссертации -выделяются в обстоятельно анализируются 5 основных струкоурно-содеряательных-типов эстетического идеала , характерных для литерэгуры на Всем протяжении ее развития: социально-исторический, религиозно-антропологический, нравотвеняо-просветительскш", экзистенциально-психологический и. егшволико-•¿антастическп;]. Данная, типология, при всей ее условности, позволяет развести не только по характеру художественного метода,но и по художественно-мировоззренческой позиции и образно-стилистической манере писателя различные структурно-содеряателыше типы эстетического идеала. .
I Нигматулина 13.Г. Национальное своеобразие эстетического идеал.:;.- Казань, 1070, с. 76. -
.' СсгбТичбскиС вдеал по сути является ген бундом витом, т ко~. тором строится вйе аданио художественного обраэн. Ишно эстетический идеал определяет во многом принцип отбора апзмнного материала, характер его худоЕвственного воплощения, эмоциональную тональность и образную систему произведения, характер экспрессивный средств и особенностей колорита,конкретно-чувственную §ор:.ту выражения представления .о должной или келанной красоте.Сам выбор темы и преда/,ета изображения, яанровое своеобразие, ракурс, оценка явлений действительности', подбор поэтических средств, смысловые и стилевые акценты - словом, все, что-связано с явной или неявной субъективностью художественного, творчества, берет во многом начало в имманентной соотносшластв с эстетическим идеалом.Моино сказать, что специфика п сила- искусства вообще зиждется на трех гундамен-талышх основах: идейно-эстетическом оодеряэннк, художественной форме и эстетическом идеале. При этом, без выясненияс суилости, роли и характера эстетического идеала невозможно адекватно воспринять и понять сложну» диалектику содержания I! ^ормы.произведения искусства.
Идеал в искусстве - это отнюдь не идеализация-.Воплощение эстетического идеала в аскусстве не равнозначно созданию идеального, героя или идеализации кизни.Оно в первую очередь предполагает подчинение всеЗ образной системы произведения, всех сксет-ногкошозицяонных и художественно-изобразительных средств единому идейно-эстетическому и творческому замыслу ппсателя.Основное предназначение искусства п главная миссия художника не столько в том, 41061/творить красоту,сколько в том, чтобы творить красиво, творить "по законам соты". Таким образом, любо;; объект изобраго-ния в искусстве и любом способ изображения приобретают эстетический смысл и значение в той мере, в какой через них распиваются и утверждаются художественно-эстетические ценности е их высшее выражение - эстетический идеал.
В искусстве, и прежде всего в литературе, существуют различные формы художественно-образного выранения эстетического идеала.'' В зависимости от культурно-исторических условии, еизни человека и ,общества, в соответствии с эстетическими требованиями эпохи и художественный методом, поэтической манерой, творческим замыслом писателя эстетический идеал монет быть выракен: в прямой, непосредственной форме /I/; в форме противоборства,противостояния /2/; в неявной, опосредованной форме /3/; в антитетичной,протквоподог,-
поп £орг.е /4/. В диссертации дается краткая характеристика первых трех, традиционных ¿:ори выражения эстетического идеала, и обстоятельно "Окилизируется присуцке в большей мере для современного искусства неявные,' опосредованные форш выражения эстетического идеала, которые, к слову сказать,еще не становились предметом специального научного исследования.
3 искусстве XX зека, и в особенности модернистском,получает распространение и такая дорма глубокого опосредованного.выражения эстетического идеала как антиидеал. Понятие "антиидеал" характеризует не просто какое-либо отдельное несовершенство, отдельного персонажа, отдельный пласт жизни, а Енражэет обобщенны!;, концентр;:-рованпю': образ'несовершенства, показывает целостный мир дисгармонии и несовериепства, (¿ункцпоипрущиЗ по своим особым законам. Антиидеал в структуре произведения не рядополояен идеалу, а объем-лет, пронизывает произведение в целом, всю его худокественно-обрззную систем, вытесняя а замещая собой эстетический идеал. Так;;;.: образом в недрах модернистского искусства кристаллизируется особая эстетика антиидеала. В диссертации дается разграничение понятия антнсдеала от понятий лояного идеала и псевдоидеала, выяв-ллптся особенности розданных в недрах коммерческого искусства таких £орм мнимого идеала как. эрзац-идеал и идеал-клише.
Анализ £.ор:л выражения эстетического идеала в современном искусстве позволяет, наряду с такими обобщенными типами эстетического идеала как "античный, ренессансный, просветительский, романтический, реалистический'и т.д., ввести в научный оборот понятие об особом модернистском типе эстетического идеала, который выражает себя в искусстве так, как 'этого диктует внутренняя логика модернистского искусства и культурно-эстетические запросы современной ЭПОХИ.
Вторая глава диссертации - "Особенности художественно-образного выражения эстетического идеала в искусстве восточного ренессан са" - состоящая также из двух параграфов, посвящена выявлению специфики теоретического осмысления и творческого воплощения эстетического идеала в духовной культуре средневекового Востока.
В первом параграфе - "Проблема прекрасного и эстетического идеала в философии и искусстве средневекового Востока" - на основе-анализа эстетики дзен-буддизма с одной стороны, и эстетики суфизма - а другой, выявляются отличительные особенности восточного понимания прекрасного и эстетического идеала и специфика их худо-
- 1ч -
хественно-образного воплощения в искусстве, ,
С-,1лосойско"< к религиозпо-мпровоззренчсско:': основой японского эстотаческот'о идеала, с его культом простоты, изменчивости, есте-сгвенностг, либви к природе стало в основное учение дзен-буддаз;.::). Единство двух планов бытия - один из суцносткых признаков японского искусства. Согласно японской эстетике кзхдая вець суверенка и бзмоцонаэ, обладает целостно;! природой, есть умеиьпеины£ образ мира к свойственный природе абсолют присутствует в каждой веда, составляя со внутреннюю суть. Отсвда характерное для японского осте-тического.идеала представление о типе всеобщей связи по принципу "одно во всем и все в одно«".
С точки зрения японской, и в целой восточно;'; эстетики прекрасное не ¡/.спет быть объектом рационального сознания, его нельзя объяснить, нельзя анализировать, его мсихно только почувствовать. Красоту японцы никогда но аймрагпроваля, о не!; ие писал:! иаучнух ''трактатов, но подчиняли искусство и весь уклад кнзнв ее неписаннын законам. При этой,красоту японца находил:: ие в саох вецах, а в' отношениях, в промежутках, в пустоте, которая не сковывает, позволяет быть са;,кш собой, Отсюда любовь к непрочным конструкциям и штершшмв искусстве, приверженность к раздгу движения, к простоте, естественности, 'хрупкости, иаме«у, недосказанности, составляющим, по сути, основу эстетического идеала японского искусства. Характерно, что средством выражения такого эстетического идеала выступает как правило не _герой, не понятие, не действие, о простой, предельно лаконичный и выразительный шкрообраз, отвечан^'й принципу "Единое во всем и все в Едином". Восточному образу шел ¡г в принципе чуздо противопоставление части в целого: каэдая чзсть есть в то ж> время целое, имеет свой центр, свои образ, через кааду» часть просвечивает целое. Й потону само искусство но Еостоке-это во подражание 'реальности (не Мимесис) и но конструирование новой реальности,а способ выражения выспей красоты, высшей истины, высшей гармонии.
Восточная эстетика педарлоктпчна в валидном, гегелевской пониманий этого слова. Она ие расчленяет гар на щютйвоподопшв парные категории. Особенно это заметно в отношении категории прекрасного.Красота с точки зрения средневековой восточной эстетики кедузльна.По этом причине искусство средневекового Востока не знает понятия "безобразного" как антипода "нрекрченого". "рчеота
и»'."Лнзпгна ьвшаи составляет их внутреннее 'суть: вссо^з к ве-
Г -"15 - • . . • ■ . ■
повтори,'.«,вечна и мгновений,конкретна и неуловима,постоянна и изменчива .Искусство не отображает красоту,заключенную как потенция в вещах, а освобождает, лробуздает эту красоту,.-вступает с не5 в мистический контакт,приобщается к ней..
Основой понятий прекрасного в эстетического идеала японского средневекового искусства является понятие моно-но аварэ (очарование вещей).Призвание искусству.не отображать, на оценивать, не анализировать,а одним только намеком,штрихом,паузой,простым и лаконичным образом дать почувствовать присущие миру скрытую гар-т- . ионаю, красоту, "очарование вещей".
Согласно японской эстетике;красота есть источник добра и истины.Красота,гармония, '"очарование вещей" - азначальнн.Истаиа и добро есть производное от красоты, они возможны только там,где . есть'красота. Красота вне морали, ибо она и есть мораль.Красота вне истины, ибо она и есть истина<
Обусловленное влиянием дзен-буддазма такое понимание прекрасного нашло в японском искусстве и соответствующие формы выражения эстетического идеала. В диссертация показаны характерные для средневекового -лионского искусства (¡¿орун выражения эстетического идеала: отсутствие равновесия,асспметрия, дух "вечного одиночества", традиция "берелушвой квотв", стиль "одного угла1*, , "очарование вещей", намек,, недосказанность, лаконизм,ярортота,естественность, хрупкость,изменчивость,красота аварэ '(очаровательного),красота пген (таинственного).красота саби (печального), красота окася (смешного), стили взби (покой,тишина,скромность) п саби (глубина, таниснзтенность,печаль) я т.д. Бее эти характерные особенности и &орш выражения- своеобразного японского эстетического идеала пронизывают все стороны искусства а образа жизна японцев.Сей проявляются в пораяапдих своей краткость», глубиной а выразительностью японских трехемпаях (.хайку). и пятистишиях (танка), в искусстве составления букетов (икэбана), в оригинальном каллиграфическом искусстве, в планировке садов, в чайной"церемонии,в особой графической живописи (сумие), в искусстве бонсаи, в архитектуре п т.д.
При таком понимании прекрасного и эстетического идеала, "искусство" - как верно отмечает Т.Григорьева,- не делается, не составляется из разных кусков, а вырастает как цветок" . И ке
I Григорьева. Т. И еще раз о Востоке и Баиаде,- "Иностранная ятвратура", И 7, М.,1075,о. 247.
случайно в японской эстетике высшя форма вырагошш красоты и эстетического идеала в искусство получило название "Тайный цве- • ток". Постоянное стремление к доетйнекив "Гарного цЕеи;а" - этой выспей £ормы выражения красоты - красоты небытия,красоты "ничто",'.. красоты просветления, красоты запредельной гармонии, характеризует японское•искусство на всем протяжении его развития.
Столь же обостренным чувством прекрасного и сугубо восточным своеобразием эстетического идеала характеризуется и искусство сродновек'ового мусульманского ВостокаГдйешм содержанием концепций мыслителей, Блюшего Востока, касавшихся эстетических аспектов действительности,' <5ыла категория прекрасного, понимаемой как отсутствие утилитарных сообраЕений, как качество шалакектное миру и слулзщае средством достижения истины и счастья. В. аксиологической схеме иерархических ценностей аль-Газали "любовь к прекрасно^"'- занимает второе по значимости место,, выше' которой только любовь к Аллаху как источнику мирово" .гармонии.
Эстетический идеал искусства средневекового мусульманского Востока формировался в основном под.очень сильным влиянием суф.з- • ыз - мистического направления в пеламе, сыграшэго в становлении и развитии культуры Ближнего и Среднего Востока такую se роль, какую сыграли буддизм и дзеп-будазмв становлении в развитии дальневосточной культуры. - '
С точки зрения суфиев вся природа и сам человек есть отражение высшей божественной красоты, которая, так se как и сам бог, обладает двояким существованием: бытием в скрытом, свернутом,потенциальном состоянии и бытием в' развернутом,яеном, актуализированном ввдо. Эстетика и/искусство Блиинего Востока,как и дальневосточная эстетика и искусство, принципиально не приемлет безобразного как антипода.прекрасного.Согласно канонам суу:йской эстетики, все сущее прекрасно, и как бы не была незначительна и неприглядна роль, выполняемая теми или иными предметами и созданиями в системе мироздания,каядыЗ из них несет в себе частицу его универсальной, божественной красоты.То есть, в отличие от западном эстетики, совершенству, красоте, гармонии противостоят не уродство, безобразие, дисгармония,а совериопотво,красота,гармония другой веще и все это с составляет суть,основу,отражение высшей гармонии,высшего совершенства »выспеЗ красоты,прясущей и человеку,по свое начало берущей ûï Аллаха.
Дтш мусульманского средневекового искусства, и дрозде всего суфийского, характерна, продельная эстетизация бога.богествен-ного начала.Будучи основой эстетического идеала средневекового мусульманского искусства,божественное начало служило пе только ■ символом выске?. красоты,высшей нстинм.выспгей гармонии,но ос-новнвм предметом возклленной,мистической любви, не поддающейся описанию в адекватных рассудочных понятиях и образах я раскрываю-цейся только посредство:,: символики,. иносказания,экстатических , чувств, интуиции и мистического познанпд.По этой причине сштво-•• лпзаиия божественного чаце всего осуществлялась з образах гончара (спкзол бога как творца мира), виночерпия (символ бога как причины мистйчеЪкого опьянения),- красавицы (символ божественной красот), возлюбленной пли друга .(символ бога как объекта возвышенное, мистической любви), света (символ божественной истины, . мудрости) и т.д.
Тема возвышенной, экстатической любви к бохестЕенно.^,представленная в иногоплзновнх. сшгволвческих-.образах, имеющих- как запредельный, мистический, так и посюсторонний, мирской характер, весы/а характерна и значима дшг эстетического идеала суфийской • поэзии и всего средневекового искусства Ближнего Востока, сто объясняется тем, что сокровенную суть бога,высшую красоту п гармонии кара, глубинную сущность собственного "я"' с-точки зрения эстетики суфизма невозможно адекватно познать, объяснить к передать посредством р<гзума, .логики, научного знания или наглядного изображения. Эта область подвластна лишь человеческому сердпу и мокет быть вырашна только посредством возвыиенной, мистической любви,.которая сродни опьянению, озарению, экстазу,- трансу, безумству.. ■'- ■ .-;' . ' -/' -. .. ■ '■ ,
Присущая культуре исламского Востока средних веков концепция Ьога-Логоса, Ьога-Красоты, Как источника-гармония и духовной опоры 'любой из сотворенных.вещей,-придающего стройность, единство и осшслэнность мирозданию и человеческому "я", обусловила в конечном счете как содержание,направленность,так п формы выражения эстетического- идеала ближневосточного искусства.
Если для эстетического идеала западного .искусства в целом характерны реализм, рационализм и.антропологизм в понимания прекрасного, противопоставление прекрасного .а безобразного, 'сведение ' прекрасного, липь к .представлениям о прекрасном человеке я прекрасно.-' обществе, рассматриваемых в социальном-контексте и.историчес-,'
коЗ- обусловленности,-то эстетический идеал восточного искусства • формировался преимущественно в аспекте абсолютности, .тотальности Красоты, не имеющей антипода в форме безобразного, и не ограничиваемой ни представлениями о человеке и обществе, ни социальными и историческими рамками, ни даже рамками бытия, времен:-; к пространства. Дзенский принцип "одно во всем и все в одном", как и суфийская концепция "тоухида" (единства) характерны для все" восточной эстетики и всего восточного искусства в понимании и художественном выражении'прекрасного ¡¡'эстетического идеала.
Во втовом параграфе -■ "Эстетический идеал' азербайджанской реиессансной.поззав " - на примере поэтического творчества Низами, Насими и уизули, раскрываются обцеренесвансные,общевосточные, обцеьтусульманские и вместе с тем национально" неповторимые черти и особенности в содержания и формах выражения эстетического идеала в азербайджанской ренессансной поэзии'.
3 диссертации показано, что творчество Низами, Насими и «изули в наиболее концентрированной а яркой форме вырастет эстетические идеалы как азербайджанского реяессансного искусства, так и всей мусульманской, и прежде всего суфийской, культуры средних веков. Эстетический идеал азербайджанской ренессзнсной поэзии," проанализированный в, трех ее вершинных точках - тв.орчестве Низами, Насими' и щизули/ формировался,в основном, в русле характерных для ■всего средневекового Востока философско-эстеткческих и религиозно-нравственных воззрений и, преэде всего, под непосредственны!.! воздействием суфийской культуры и эстетакь. На конкретном материале • поэтического творчества Низами', Насими и »-изулй.в диссертации показано, что' несмотря на наличие общих, типологических моментов, сходств в эстетическом идеале восточного и западного Ренессанса, между ними существуют заметные -расхождения как в содержание,так и в формах худояественно-обра'зного выражения идйала. ¿.стетическпй и^еал.восточного, и в частности, ближневосточного репессанспого искусства базируется на иных, отличных от западной культуры, Ги-лософско-эстетических и художественных традициях, понимания и выражения прекрасного в искусстве. 3 понимании и выражении прекрасного и эстетического идеала искусство стран Дальнего,. Среднего и.Ближнего Востока средних веков,при' всех их различиях и особенностях, обнаруживают гораздо'больше сходства. мозду собой,чем с искусством-стран Запада.
Азербайджанская ренеесансная поэзия,в лице Низами, ¡шс.
г" - 19 -
1'изу ли, воплотила в себе,наряду о общереноссанснымя типологическими моментами, характерные черты'и особенности как общерегиональной (средневековой восточной), так.в региональной (мусульманской, суфийской), а также национальной (а зербайдг.анской) духовно;! культу-ры.Лри этом,, в творчестве Низами в большей степени,а в творчестве Насини и Физули в меньшей степени региональный (мусулытнско-су^айский) аспект понимания и Выражения прекрасного я эстетического идеала заметно превалирует.'
3 заключении диссертации подводятся краткие итоги исслэдова-' ния, формулируются и обосновываются наиболее ваяние выводы, намечаются перспективы дальнейшем изучения проблемы»
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях: . ..... •
1. Тезисы. "Некоторые теоретические вопросы эстетического идеала" - Республиканская научная конференция аспирантов вузов Азербайджана, Баку, 1986г;
2. Статья- "Эстетический идеал в поэзии Низами".- Известия АН Азерб. Республики, й 4, 19Э1г*
3. Статья "Развитие представлений об эстетическом идеале.-■Рукопись депонирована в ИНИСН РАН Я 46265, 19.03.92г.
4. Статья- "О формах опосредованного выражения идеала.в искусстве",- В сб..Вопросы художественной культуры. Баку, "Бшшк", 1993г.'
5. Статья "Эстетический идеал. Методология изучения".-В сб. "Искусство и искусствознание". Баку, "Билик", 1993г. •
ХУЛА
Естетш: вдеалнй инчесанэтдэ бодия сбразет тэчэсспя
. Естетяк идеал вэ онун йнчесенатдэ бвдии обра злы твчэсстаг •проблем:: езэлдэн естотика елминин вн ыгЬгы во акту ал проблсылэ-рз скрасына дехилди р.Бу саЬада та дгигатчыларин сабит мзрагкнв ев эдэбиззаткн кетдпкче зрткэсына бахмазераг Ьэьш проблем бу кчп дэ'ез ейеыиззатини вэ актуаллыгыны таившие сахламкшднр.Бу дас-сертасиоа ишшин мэгсэди пнчзсэнвтде естацж идеалнн ааЬпззати вэ ифздэ форкаларшын тэдгига.инчвоааэгш ыгхтэлиш шдзни-тарихи -инкишаф аэрЬвлаяврхщдэ адеалыя бэдаи-обрззлы твчэсспя хгсусиззет-лэрлнин гзэ чнхэргзхйснндан'.пбарэтвднр.Лаот зенияизи вэ гезрн-стан-дзртлъты'&ар кездан авсэл естетЕХ'вдээдш кенда фэлсэсТи-встетпк из мэдзни-тарпги яоятаясгда арзвдырклкзйа.Ьэмш проблемин маркспст--лвншга ествтЕкао'шйг идэояоки вэ сэрт'такцглл? чэрЪвэсикдзн о зад едялиаои ила Оэггадир.
Тйдгягат прадштЕНо вид' тэсэветркоркн зарпхяякн -аращдырклйасв есасында «эстетик адаалш 5 еоас ковсаптуал мэдали ь:гэззанлэидирл-лир.Бэиэри-вдезлларкя бхтгя невларшш. сэчяззэлэндирэн хмуми функ-сизаларнн"та"з1Ш ,ед:ишсй.иле; занощ ¡¿¡да естетин идеалюн спесфж функсйЗалэршшн тэснифаты'ве тэЬлшш дэ варилир.Тэдгиготда естетик цдозлын инчесэнэа? всэрлэриццэ мгхтэлиф бэд;:и обра злы тэчесслл ¿о риала ри этрофлы сурэгдв нэзэдденкечлрллир .Уза ¿(¿анонса) вэ Захын С.'усэлг.шн илквлэри) Шорг йэлсефи-асгеткк консепсизалары вэ бэдии мэдэнвдзэтшнш тэ.Ьлилз есасында'кэзеллизкн Ев естетик дцеа-. лнн дэрк ед;:лмасинда вэ онлайн бэдш: шдеяиззэтдэ тэчэосга етди-рплмэсиндв орта.есрлэр Шергя гчгн сачизээви ххсусиззэтлэр-*зэ чыхарылыр. .'„'.• '' ■
Диссертасиза кириш.ики &эсил .хглзсе вэ истифадэ. олуныунг эдобиззат сизаЬысывдан ибарэтдир.пэаин структур диссертаскзенын мвгсэд вэ вэзяфвлэринин ачылшсына даЬа чох глеафигдир,-
ом/