автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Художественное отображение жизни и деятельности И.Я. Яковлева в чувашской литературе

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Трофимов, Леонид Юрьевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Чебоксары
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Художественное отображение жизни и деятельности И.Я. Яковлева в чувашской литературе'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Трофимов, Леонид Юрьевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОТОБРАЖЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В НАУЧНО-~ КРИТИЧЕСКОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1. Проблема прототипа и его отношение к отображенной действительности в критике и литературоведении.

1.2. Особенности принципа историзма в изображении

И. Яковлева в чувашской литературе.

1.3. Жанрово-стилевые особенности в воплощении образа

И. Яковлева.

ГЛАВА II. ТЕМА И. Я. ЯКОВЛЕВА В ЧУВАШСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ КОНЦА XIX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX в.

2.1. Первые художественные произведения и публицистическая литература о И. Яковлеве.

2.2. Достижения и противоречия в изображении жизни и деятельности И. Яковлева в литературе 20-40-х годов XX в.

ГЛАВА III. ОБРАЗ И.Я. ЯКОВЛЕВА В ЛИТЕРАТУРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX в.

3.1. Художественное отображение И. Яковлева в жанрах поэзии.

3.2. Образ И. Яковлева в чувашской художественной прозе.

3.3. Образ И. Яковлева в драматургии.

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по филологии, Трофимов, Леонид Юрьевич

Чувашская литература по своим идейно-эстетическим, жанрово-стил^вым исканиям во многом близка русской литературе и литературам родственных тюркоязычных и соседних славянских и финно-угорских народов. В то же время она сохраняет свою национальную специфику, пройдя длительный путь становления и развития - от первых фольклорных памятников и переводных православно-христианских произведений до разнообразных лирических, эпических и драматических форм. Однако проблема близости разных литератур в прошлом столетии изучалась как проблема, относящаяся к вопросам политической идеологии. Это, естественно во многом мешало правильному пониманию своеобразия национальной художественной литературы.

Критики и литературоведы прошлых десятилетий больше искали близость политических мотивов в произведениях поэзии, прозы, драмы и мало заботились о поисках действительно неповторимых национальных сторон той или иной словесности. Особенно это можно заметить на примере того, как изучалась жизнедеятельность великих деятелей культуры народа.

Актуальность темы диссертации определяется тем, что в советский период на первый план выдвигаются классовые и узкоидеологические факторы в оценке деятельности И.Я. Яковлева. Современная трактовка образа просветителя чувашского народа обязывает учитывать общечеловеческие, гуманитарные факторы. Действительно, судьба великого чувашского патриарха и в научно-критической, и в художественной литературе расценивалась как явление идеологическое. В стороне оставались вопросы национальной культуры, проблемы этноистории и т.д. Вот почему совершенно актуальным представляется изучение и освещение творчества чувашского просветителя И .Я. Яковлева в его служении своему народу. Особый интерес представляет и проблема воплощения образа Яковлева в художественной литературе. Это позволяет не только понять значение деятельности Яковлева, но и увидеть этапы становления жанра биографических очерков, повестей и романов. Таким образом, проблема личности великого просветителя имеет и другую сторону.

Примечательно, что анализ художественного отображения деятельности Яковлева и его школы дает представление о постепенном накоплении чувашской литературы самых различных художественных традиций. Художественное освоение биографии великой личности также взаимосвязано с изображением в литературе Симбирской чувашской учительской школы. Таким образом, изучение судьбы великого патриарха дает возможность увидеть широкую картину становления культурной жизни чувашского народа.

Писатели обращались к образу И. Яковлева постоянно. Среди них можно найти представителей всех поколений. Этим определяется необходимость изучения своеобразия художественного воплощения образа И.Я. Яковлева в хронологической последовательности. Несомненно, хронология отображения такого образа интересна не только сама по себе. В этом процессе можно и нужно видеть также особенности становления биографической литературы, которые объясняются, конечно, своеобразием тех или иных исторических эпох. Безусловно, у каждого времени особый облик, свой социально-нравственный взгляд на общественное развитие. Историческое осмысление развития чувашской литературы конца XIX — начала XX века выражало односторонность и противоречивость. В оценках проступали тенденции времени к созданию цельного образа И. Яковлева. Наблюдается сдвиг в обращении к теме народа, что само по себе было знаменательно, так как эстетически осваивались малоизвестные и новые стороны жизни и деятельности патриарха. По мнению известного чувашского литературоведа М.Я. Сироткина, «литература этого периода все более настойчиво и очевидно отражает сознание коренных социальных перемен» [Сироткин, 1956. С.5]. Десятки художников слова посвятили свои произведения изображению патриарха И. Яковлева в чувашской литературе. Обилие фактического и художественного материала актуализирует задачу анализа образа, становления и развития исторической личности просветителя. Для современного чувашского литературоведения и критики это особенно значимо.

Данная проблема рассматривалась литературоведами под разными углами зрения. Были опубликованы содержательные труды по изучению художественного образа, по изучению поэтики творчества отдельных художников слова. Однако в чувашском литературоведении все еще нет исчерпывающего анализа проблемы, системного изучения художественного отображения жизни и деятельности И.Я. Яковлева в чувашской литературе.

Целью диссертации является рассмотрение отражения материала о жизни и деятельности чувашского просветителя И. Яковлева и достижений созданной им Симбирской чувашской учительской школы, в национальной художественной литературе Х1Х-ХХ веков, также в научных и критических публикациях вышеназванного периода. В этой связи необходимо решать следующие задачи:

- уяснить основные принципы исследования проблемы прототипа исторической личности в литературоведении; определить своеобразие художественного воплощения И .Я. Яковлева в художественной практике;

- проанализировать художественные произведения в аспекте становления особенностей жанра биографической литературы;

- выявить особенности становления биографических жанров в их связи с характером освещения исторических прототипов;

- изучить разнообразные типы биографических произведений на примере изучения образа И. Яковлева в литературе;

- раскрыть причины противоречивого и негативного отношения к судьбе И. Яковлева в науке, публицистике и литературе.

Структура диссертации определяется целями и задачами исследования. Она состоит из введения, трех глав и заключения, списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Художественное отображение жизни и деятельности И.Я. Яковлева в чувашской литературе"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема диссертации имеет различные аспекты. В этом плане творчество мастеров чувашской литературы - С. Эльгера, А. Артемьева, Ф. Андреева, Н. Терентьева, Т. Педерки, Ю. Мишши и других художников слова, умеющих проникать в сокровенные помыслы и чувства современника, само по себе может стать предметом специального изучения. Что же касается всей чувашской литературы, то она предлагает исследователю широкий круг вопросов, связанных с осмыслением и отражением личности, запечатленной в художественном произведении. Исследования показывают, что вопрос о национальном характере и национальном развитии волновал многих художников слова. Чувашская художественная литература не просто фиксировала многообразие жизненных коллизий в переходную историческую эпоху, но и вносила вклад в процесс национального самопознания, активно участвовала в воспитании личности. В частности, объяснить такое внимание в чувашской литературе к образу из народа, национальной личности, начинающей свое историческое место в жизни и свою ответственность за судьбы людей и государства имеет весьма актуальный социально-философский смысл.

Как видно из рассуждений автора диссертации именно в этом плане поэма «Симбирск» Я. Ухсая оказалась важным явлением чувашской литературы. Образ Яковлева и прямо, в самом движении сюжета, и опосредованно, в авторских размышлениях о нем, представлен в исторический период ее развития. Воспоминания о пережитом дает возможность ярче показать пройденную дистанцию на выявление круга современных представлений героя. Можно сказать, что в этом смысле уместен диалог К. Иванова и И. Яковлева об отношении к жизни и смерти или, скажем, о переводе религиозной и классической литературы. Отношения

Яковлева с людьми, его поступки и размышления обрисованы в традициях реалистического повествования. В ином плане написан роман-дилогия «Перед бурей» А. Артемьева. Образ отважного, гениального просветителя и удачного руководителя проходит через его произведения.

Исследование показало, что с интересом встретившая эти произведения критика не всегда, однако, верно улавливала основной его смысл. В связи с этим А.Артемьева упрекали за неразвернутое изображение образа И. Яковлева и т.д. Ведь это исторический факт, что в окружении И.Я. Яковлева было немало людей исключительно ярких, объединяемых общностью идейных убеждений и общностью этических принципов. Н.И. Ильминский, И.Н. Ульянов, К.В. Иванов, Н.В. Шубоссини, Ф.П. Павлов, П.В. Пазухин — характеры очень разные, сложившиеся в несходных условиях, прошедшие суровую закалку в борьбе за культурный подъем чувашей.

Необходимо отметить также, что в чувашском литературоведении и в художественной литературе, начиная с середины 20-х гг. XX в. художественное осмысление образа И.Яковлева представлено недостаточно и несколько упрощенно. Дело даже не в том, что духовно богатая, нравственно развитая личность «не вписалась» в изображенном автором-повествователем, а в том, с каких позиций изображает писатель своих героев. Отсюда ясно, что в общем движении художественной словесности эти отдельные расхождения постепенно преодолевались, в спорах и противоречиях рождалось новое отношение к образу. Главную их направленность можно определить как стремление к более полному, психологически развернутому исследованию личности-образа в сопоставлении с теми характерами, которые были сформированы и запечатлены в художественной литературе в начале XX века. Те же основные мотивы характерны и для поэмы П. Хузангая. Резко отличное от эльгеровского текста по замыслу, по жанру, по стилю, это произведение близко к нему в представлении образа Яковлева как высшего олицетворения лучших черт личности. И.Я. Яковлев - великий просветитель чувашского народа, «предстает в поэме как гуманный человек, самый земной изо всех прошедших на земле людей». Эта человечность, «яковлевская простота» особенно дороги поэту, так как в них он видит характерные черты эпохи.

Отдельные детали внешности, поведения, факты биографии И. Яковлева в поэме Хузангая, в отличие от некоторых авторов, обращавшихся к яковлевской теме, введены не просто для раскрытия образа, они строго подчинены основному замыслу. Поэт отстраняет узкобиографический подход к теме. В поэме образ Яковлева неразрывно связан с историей и жизнью чувашского народа.

Естественно размышления о Яковлеве, его исторической роли в просвещении родного народа и национального подъема культуры, свойственны были не только Хузангаю, Ухсаю, Эльгеру с его ярко выраженной социальной масштабностью поэтического видения мира, они отразились в творчестве различных писателей, и нередко были сопряжены с настойчивыми поисками новых путей в художественном осмыслении истории и современности.

Н. Шубоссини в произведении «Свет фонаря» называет И. Яковлева «Ыра дын» (Добрый человек). Близость Яковлева к человеку и огромную силу воздействия его идей передает К. Иванов в произведении «Наше время». Отмечая сходные моменты в трактовке образа Яковлева в 30-е годы, не следует забывать о значительных расхождениях как в самом осмыслении личности И. Яковлева, так и в принципах художественного изображения. Расхождения эти порою имели принципиальный характер. Достаточно напомнить, что, например, выпускники Симбирской чувашской школы К.В. Иванов, Н.В. Шубоссини видели в образе Яковлева доброго педагога-просветителя. Выделив некоторые близкие мотивы в разных произведениях, посвященных И. Яковлеву, мы обращаем на них внимание потому, что они были показательны для общего направления творческих поисков ранней чувашской литературы.

Следует, конечно, обратить внимание и на принципы изображения характера. В поэме Хузангая «Поэт и миссионер» центральный образ развернут в двух взаимосвязанных планах: Яковлев в истории народа и Яковлев противопоставлен К.В. Иванову (лиризм авторского отношения предстает в поэме как индивидуальное отражение народного восприятия). Бесспорно, что композиция поэмы, ее художественные средства определялись замыслом, своеобразием авторского подхода к теме. Публицистически насыщенной, тяготевшей к большим социальным обобщениям, поэме Хузангая, присущ такой широкий размах, сила лирического чувства переживания. Таким образом, образ Яковлева — героя такого типа, которому еще только разведывались в ту пору первые подступы. Идейная глубина поэмы и проницательность автора сказались в том, что поэт искажает образ Яковлева, обвиняет его.

Впоследствии, как показывает изучение материала, многие писатели, обращаясь к образу Яковлева, искали свои пути и способы художественного воплощения единства сознания и воли. Это еще раз подтверждает необходимость самого непосредственного соотнесения яковлевской темы - в широком ее понимании — с процессом художественного осмысления, и в начале XX в. литература осуществляла первые проникновения во внутренний мир И.Я. Яковлева.

Чувашская литература второй половины XX в. наиболее объективно освещает жизнь и деятельность великого просветителя чувашского народа. Более расширенное привлечение исторических, мемуарных, биографических материалов позволяет авторам показать чувашского просветителя живо, правдоподобно.

Значительным достижением яковлевианы в чувашской литературе является тетралогия М. Юхмы «Бессмертие». Доступность к необходимым для писателя архивным и другим материалам позволила М. Юхме создать реальный образ со всеми ему присущими сложными взаимоотношениями с окружающим его миром.

Проблема прототипа и его образов в художественной литературе, как мы убедились в ходе диссертационного исследования, мало разработана в чувашском литературоведении в аспекте соответствия его принципу историзма. Поднятые нами вопросы, изложенные в работе, требуют дальнейшей, более основательной разработки. Диссертационная работа является лишь малой частицей раскрытия отражения прообраза И.Я. Яковлева в чувашской художественной литературе. Следовало бы сказать, что при всем многообразии индивидуальных художественных поисков, основным направлением оказалось русло реализма, вобравшее в себя и романтическое начало. А образ Яковлева в чувашской литературе стал ориентиром в творческом освоении.

В художественном исследовании новой действительности вопрос о «нравственном составе» личности не случайно занял одно из самых важных мест. Создав Симбирскую чувашскую школу, И. Яковлев определил путь преодоления или решения вопроса о массовом подъеме культуры и просвещения чувашского народа. Все это позволяет сказать, что 70-е годы XX в. вошли в историю чувашской литературы с более подробными автобиографическими жанрами, в то же время художественные завоевания были поэтически и разнообразны: появляются в печати произведения, где образ И. Яковлева занял ведущее место в творчестве мастеров художественного слова.

Проведенное исследование позволяет делать вывод о том, что образ чувашского просветителя И.Я. Яковлева был главной темой чувашской литературы за время ее существования на основе новой чувашской письменности, созданной Яковлевым же. В разные периоды истории чувашской литературы образ патриарха толковался по разному. Например, в первой половине XX в. И. Яковлев представлялся писателям Г. Тал-Мрзе, П. Хузангаю, И. Юркину, Я. Ухсаю и др., как миссионер, для которого основным делом его жизни было распространение христианства среди чувашского народа.

Диссертационная работа убеждает в том, что создание образа великого сына чувашского народа в чувашской художественной литературе является задачей исключительной сложности и ответственности. Поэтому надо иметь в виду, что для каждого чувашского художника слова это своего рода экзамен на творческую зрелость. Но тем не менее в художественной литературе: и в лирике, и в эпосе, и в драматургии — создана богатая яковлевиана. При этом данное исследование показало, что успеха добились авторы в тех случаях, когда они стремились изображать великого педагога-просветителя как гения, патриарха чувашского народа со всеми присущими ему человеческими недостатками и противоречивыми моментами характера.

Понятно, что никакие стандарты в решении этой творческой проблемы неуместны, потому что каждый художник слова имеет свое, индивидуальное видение И.Я. Яковлева и раскрывает его образ в меру своего понимания, своего мировоззрения и таланта. Видение чувашского Улыпа, гения и патриарха в единстве его величия и простоты залог творческого успеха, правдивости и глубины изображения. Писатели стараются многосторонне показать И. Яковлева как признанного организатора и руководителя Симбирской чувашской школы, инспектора всех чувашских школ. При этом художники слова и не пытаются прибегать к искусственным средствам оживления», а жизненная полноценность и достоверность образа достигается другим, более естественными способами, прежде всего путем создания плотной, реалистически выписанной бытовой обстановки, в которой живет и действует И.Яковлев.

Итак, наши исследования показали, что проблемы художественного отображения жизни и деятельности таких исторических личностей, как великий просветитель-педагог И.Я. Яковлев, требуют в первую очередь ее теоретического осмысления. Творчество писателя, имеющего дело с прототипом просветителя чувашского народа следует сравнить прежде всего с портретной живописью. Создание же литературного портрета требует особой формы организации внутреннего мира художественного произведения.

Прототип героя в литературе является категорией динамической и развивающейся, то есть его нельзя оценить как застывший и вечный образ. Он требует особой формы построения внутреннего пространства произведения и существенное значение для художественного показа имеют такие стороны жизнедеятельности Яковлева, как документы, дневники, воспоминания различных исторических лиц, свидетельства исторических деятелей и т.д.

Показывая образ Яковлева в тексте, разные писатели выражают свое неповторимое отношение к проблеме прототипа. Например, для А. Артемьева важна лирико-романтическое понимание прототипа, М. Юхма тянется больше к документам и воспоминаниям. Все это дает основание сказать, что прототип, как развивающая категория тесно связан с творческой индивидуальностью художника слова.

Писатель вынужден задумываться и над особенностями исторической эпохи, в которую жил И. Яковлев. Например, Я. Ухсай в судьбе Яковлева внимательно изучает трагизм эпохи, Н. Терентьев считает, что важней показать романтичность фигуры Яковлева, С. Эльгер показывает лучшие черты личности. В связи с этим возникает тяга мастеров слова к тому или иному стилю. А. Артемьев пристально изучает внутренний мир своего героя, Я. Ухсай останавливается на противоречивости персонажа произведения и т.д. В становлении яковлевианы на передний план выходит феномен очеркового стиля. Это наблюдается как в поэзии, так и в прозе. А одним из главных форм повествования становится публицистическое рассуждение. Заметную роль также играли приемы риторического построения речи.

Взаимодействие прототипа и образа, как показывает исследование, явление весьма неоднородное и очень объемное. Оно объединяет в себе такие стороны, как творческая деятельность исторического лица, описание его портрета, раскрытие характера отношение автора к изображаемым событиям и т.д. Проблема прототипа тесно взаимодействуют с особенностями жанрового своеобразия художественного произведения.

Анализ литературы первых десятилетий яковлевианы показывает, что в большинстве случаев образ И. Яковлева отражается объективно но в то же время в 20-40-х годах XX века по ряду идеологических и субъективных причин наблюдается негативное изображение. Это объясняется политикой, которая главенствовала в высших инстанциях власти, когда была чрезмерно сильная боязнь сепаратизма. И в этот период писатели начинают показывать дела просветителя чувашского народа отрицательно, односторонне, в духе узких классовых позиций и воинствующего атеизма.

Литература первой половины XX в. заложила весьма плодотворные и ценные традиции в становлении художественной биографии не только И. Яковлева, но и жанра художественной биографии в национальной литературе вообще.

Чувашская литература в отношении прототипа И. Яковлева и его образа во второй половине XX в. наиболее реалистично и объективно освещает жизнь и деятельность патриарха за счет привлечения архивных документов, мемуарных сведений, биографических материалов, воспоминаний воспитанников педагога и т.д.

Как показывает исследование, художественное отображение И. Яковлева в жанрах поэзии значительное достижение принадлежит классикам чувашской литературы и народным поэтам Чувашии. В художественной прозе вершины яковлевианы новейшего времени достиг народный писатель Чувашии A.C. Артемьев, а образ И. Яковлева в драматургии наиболее удачно раскрыл народный писатель Чувашии Н.Т. Терентьев.

На основе изучения жизни и деятельности И.Я. Яковлева и анализа отражения его в художественной литературе, исследовано своеобразие отображения прототипа в чувашской литературе с XIX-XX вв.

 

Список научной литературыТрофимов, Леонид Юрьевич, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Литература по общим вопросам теории литературы и эстетики

2. Андронникова, 1974 Андронникова М.И. От прототипа к образу: К проблеме портрета в литературе и в кино. - М.: Наука, 1974. - 262с.

3. Аристотель, 2000 Аристотель. Поэтика. Риторика. — СПб.: «Азбука», 2000.-348с.

4. Бахтин, 1975 Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Ху ,ож. лит., 1975.-504с.

5. Бахтин, 1986 Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. - М.: Худож. лит., 1986. - 542с.

6. Бахтин, 1979 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества: Сборник избранных трудов. - М.: Искусство, 1979. - 424с.

7. Белинский, 1955 Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т-М.: Изд-во АН СССР, Т.7. - 1955. - 739с.

8. Белинский, 1978 Белинский В.Г. Разделения поэзии на роды и виды: В 9 т. - М.: Худож. лит., Т.З. - 1978. - С.295.8. »елинский, 1955 Белинский В.Г. Собрание сочинений: В 9 т.- М.: Худож. лит., Т.8. — 1982. - 783с.

9. Белинский, 1953 Белинский В.Г. Собрание сочинений: В 9 т. - М.: Худож. лит., Т.1. - 1982. - 733с.

10. Введение, 2000 Введение в литературоведение /Под ред. Л.В. Чернец. - М.: Высш. шк., 2000. - 556с.

11. Введение, 1983 Введение в литературоведение: Хрестоматия /Под ред. П.А. Николаева. - М.: Высш. шк., 1988. - 480с.

12. Веселовский, 1989 Веселовский А.Н. Историческая поэтика. - М.: Вы.;ш. шк., 1989.-404с.

13. Воробьева, 1978 — Воробьева H.H. Принцип историзма в изображении характера. М.: Наука, 1978. - 264с.

14. Гачев, 1972 Гачев Г.Д. Жизнь художественного сознания: Очерки по истории образа. Часть I. - М.: Искусство, 1972. - 200с.

15. Гачев, 1998 Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Курс лекций. -М.: Изд. Центр «Академия», 1998. - 432с.

16. Гегель, 1971 Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4-х т. Т.З - М.: Искусство, 1971.-621с.

17. Гинзбург, 1971 — Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л.: Сов. писатель, 1971.-224с.

18. Голсуорси, 1962 Голсуорси Дж. Собрание сочинений: В 16 т. Т.16. — М.: 1962.-511с.

19. Горький, 1953 Горький A.M. Собрание сочинений: В 30 т. Т.24. — М.: Гослитиздат, 1953.-576с.

20. Горький, 1953 Горький A.M. Собрание сочинений: В 30 т. Т.26. - М.: Гослитиздат, 1953.-464с.

21. Гуляев, 1985 Гуляев H.A. Теория литературы. - М.: Высш. шк., 1985. -271с.

22. Даль, 1956 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т.2.- М.: Иностр. и нац. словарей, 1956. — 779с.

23. Даль, 1956 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т.З. -М.: Иностр. и нац. словарей, Т.З. 1956. - 555с.

24. Добин, 1956 Добин Е.С. Жизненный материал и художественный сюжет. - Л.: Сов. писатель, 1956. - 232с.

25. Добин, 1976 Добин Е.С. Сюжет и действительность. - Л.: Сов. писатель, 1976.-496с.

26. Добин, 1981 Добин Е.С. Сюжет и действительность. Искусство деталей. — Л.: Сов. писатель, 1981. -431с.

27. Дремов, 1961 Дремов A.K. Идеал и герой. - М.: Искусство, 1961. -200с.

28. Жирмунский, 1972 Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. - Д.: Наука, 1972. - 493с.

29. Жирмунский, 1977 Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стиль. - Л.: Наука, 1972. - 407с.

30. Зись, 1975 Зись А.Я. Искусство и эстетика. - М.: Искусство, 1975. -180с.

31. Карамзин, 1984 Карамзин Н.М. Сочинения: В 2 т. /Н.М. Карамзин. -Л.: Худож. лит., Т.2. - 1984. - 455с.

32. Кожинов, 1990 Кожинов В.В. Статьи о современной литературе. - М.: Сов. Россия, 1990. - 544с.

33. Левидов, 1983 Левидов A.M. Автор - образ - читатель: 2-е изд., доп. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. - 350с.

34. ЛЭС, 1987 Литературный энциклопедический словарь /Под общ. ред. В.М.Кожевникова, П.А. Николаева. - М.: Сов. энцикл., 1987. - 752с.

35. Лихачев, 1968 Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения //Вопросы литературы. - 1968. - № 8. - С.74-87.

36. Лихачев, 1973 Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII веков: Эпоха и стили. - Л.: Наука, 1973. - 254с.

37. Новиков, 1971 Новиков В.В. Художественная правда и диалектика творчества. — М.: Сов. писатель, 1971. - 400с.

38. Потебня, 1976 Потебня A.A. Эстетика и поэтика: Сборник. - М.: Искусство, 1976.-614с.

39. Пути, 1980 Пути анализа литературного произведения /Под ред. Б.Ф.Егорова. - М.: Просвещение, 1980. - 222с.

40. Словарь, 1974 Словарь литературоведческих терминов /Ред. сост.: Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев. - М.: Просвещение, 1974. — 509с.

41. Сучков, 1973 Сучков Б.Л. Историческая судьба реализма. - М.: Сов. писатель, 1973.-503с.

42. Толстой, 1983 Толстой А.Н. Полное собрание сочинений: В 15 т. Т. 13.Неопубликованные материалы: 1902-1940 гг. - М.: Гослитиздат, 1983. -505с.

43. Хализев, 1999 Хализев В.Е. Теория литературы. - М.: Высш. шк., 1999.-398с.

44. Храпченко, 1986 -Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. М.: Худож. лит., 1986. - 439с.

45. Храпченко, 1977 Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. Изд. 4-е. - М.: Худож. лит., 1977. - 446с.

46. Храпченко, 1985 Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. - М.: Сов. писатель, 1983. — 346с.

47. Чернышевский, 1955 Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности. - М.: Гослитиздат, 1955. - 223с.

48. Шагинян, 1932 Шагинян М.С. Дневники: 1917-1931. - М.: Гослитиздат, 1932.-343с.

49. Шагинян, 1986 Шагинян М.С. Собрание сочинений: В 9 т. Т.2. - М.: Худож. лит., 1986. - 536с.

50. Щербина, 1973 Щербина В.Р. Писатель в современном мире: Литература. Идеология. Культура. - М.: Сов. писатель, 1973. - 575с.1.. Критические статьи и литературоведческие работы по вопросам национальных литератур и яковлеведению. Мемуары и воспоминания

51. Абрамов, 1998 Абрамов В.А. Сила слова и образа: Исследования и статьи на литературную тему. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1998. — 112с. (на чуваш, яз.).

52. Актуальные, 1983 Актуальные проблемы чувашской литературы: Сб.ст. НИИ яз., лит., истории и экономики при Совете Министров Чуваш. АССР -Чебоксары, 1983.-179с.

53. Александров, 1992 Александров Г.А. Иван Яковлевич Яковлев в 1917-1920 годы. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1992. - 91с.

54. Александров, 1993 Александров Г.А. Мнение священника о просветителе Яковлеве: Протоиерей Д.Ф. Филимонов об И.Я. Яковлеве. // Чйваш ен. - 1993. - 26 июня - 3 июля (№ 26). - С. 12.

55. Алексеев, 1986 Алексеев A.A. Электаран дырса илнё //Ялав. — 1986. -№ 10.-С.24.

56. Андреев, 1998 Андреев Ф. Творческое мышление зовет в страну прекрасного //Канаш. - 1998. - Нояб. (№ 46). - С.6.

57. Арсентьев, 1968 Арсентьев И. Чаваш просветителёшён /Лаван Атйл. - 1968. - № 4. - С.82-84.

58. Артемьев, 1984 Артемьев A.C. Пурнад чанлйхёпе писатель асталахё: Статьясемпе рецензисем. - Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1984.-248с.

59. Артемьев, 1977 Артемьев Ю.М. Становление социалистического реализма в чувашской литературе. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1977. — 158с.

60. Артемьев, 2003 Артемьев Ю.М. Страсть к полемике: Статьи, рецензии. — Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2003. - 194с.

61. Артемьев Артемьев Ю.М. Чувашская литература на рубеже двух веков. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1996. - 296с.

62. Ашмарин, 2003 Ашмарин Н.И. Чувашская народная словесность. — Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2003. - 430с.

63. Василевский Василевский В. Образ Яковлева - яркий, титанический Предисл. //Юхма М.Н. Наследие: Роман. - Чебоксары, 1999. - С.3-8.

64. Васильев, 1983 Васильев A.B. Становление и развитие жанров в дореволюционной чувашской литературе XVIII-XIX вв. //Чувашская литература: Тенденции развития, стилевые поиски. Сб. ст. - Чебоксары, 1983.-C.3-29.

65. Васильев, 1974 Васильев A.B. Черты просветительства в дореволюционной чувашской литературе //Чувашский яз., лит. и фольклор. Вып. 4. - Чебоксары, 1974. - С.296-326.

66. Владимиров, 1979 Владимиров Е.В. В русле времени. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1979. - 232с.

67. Владимиров, 1975 — Владимиров Е.В. Межнациональные связи чувашской литературы. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1970. - 166с.

68. Владимиров, 1982 — Владимиров Е.В. Обретение традиций. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1982. -212с.

69. Владимиров, 1965 Владимиров Е.В. Чувашская проза послевоенных лет (1945-1953 гг.): Ученые записки ЧНИИ. Вып. 28. - Чебоксары, 1965. -С.179-193.

70. Волков, 1961 Волков Г.Н. И.Я. Яковлев о театре //Театр - 1961. -№ 7. -С.151-158.

71. Воронцов, 1982 — Воронцов Г.И. Иван Ивник: Жизнь и творчество. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1982. 72с.

72. Данилов, 1972 Данилов Г.Д. В Чувашском академическом. //Театр. -1972. - № 9. - С.52-53.

73. Дедушкин, 1983 Дедушкин Н. Героика былых дней: О романе А.Артемьева «Перед бурей» //Советская Чувашия. - 1983. - Февр. (№ 40). -С.З.

74. Дедушкин, 1990 Дедушкин Н. Унан пурнад кёнеки /Лаван Атал. -1990. - № 4. - С.20-21.

75. Долгов, 1980 Долгов В.А. Образ Ленина в сердце народа. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1980. - 208с. (на чуваш, яз.).

76. Долгов, 1963 Долгов В.А. Образ чувашской литературы. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1963. - 403с. (на чуваш, яз.).

77. Долгов, 1955 Долгов В.А. Поэма о доме в Горках - Ленинских //Советская Чувашия. - 1955. - Дек. (№ 11). - С.З.

78. Долгов, 1973 Долгов В.А. £амрак Ленин пырса дуРен^ <?УРТ //Ялав. - 1973. - № 4. - С.27-29.

79. Иванов, 1980 Иванов А., Золотов П., Иварбаев В. «Чёмпёр дути» повесть пирки //Таван Атйл. - 1980. -№ 3. — С.54-55.

80. Иванов, 1980 Иванов И.И. Кашни кёнекен хайён шапи: Критикйлла статьясем. - Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1980. - 152с.

81. Иванов, 1975 Иванов И.И. Литературные герои и их прототипы //Родная Волга. — 1975. - № 7. - С.73-77. (на чуваш, яз.)

82. Иванов, 1988 Иванов И.И. Народный писатель Чувашии А.С.Артемьев: Жизнь и творчество. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1988. -93с.

83. Иванов, 1985 Иванов И.И. Чаваш халах писателё А.С.Артемьев: Пурнадёпе пултарулахё. - Шупашкар: Чйваш кён. изд-ви, 1985.-61с.

84. Канюков, 1971 Канюков В.Я. От фольклора к письменности. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1971. - 126с.

85. Комиссаров, 2003 Комиссаров Г.И. О чувашах: Исследования, воспоминания, письма. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2003. - 558с.

86. Критика, 1984 Критика и время: Литературно-критический сборник (Сост. Н.П.Утехин). - Л.: Лениздат., 1984. - 334с.

87. Кузнецов, 1930 Кузнецов И.Д. За марксистскую методологию литературы //Народное просвещение. - 1930. - № 7-8. - С.43-45.

88. Кузнецов, 1930 Кузнецов К. «Олимпи савадё» (Литература амартуне килнё «Поэтпа миссионер» поведе «Сунтала» вулакан хаклани //Сунтал. - 1930. - № 9. - С.22-23.

89. Кузнецов, 1930 Кузнецов И.Д. Чаваш поэзийёнчи идеологи юхамё //Сунтал. - 1930. - № 1. - С.16-18.

90. Кураков, 1997 Кураков Л.П. ИЛ.Яковлеван пурнад тёллевё // И.Я.Яковлев и Симбирская центральная чувашская школа. - Чебоксары, 1997.-С.З-4.

91. Маркелов, 1959 Маркелов И.А. Общественно-политические взгляды И.Я.Яковлева. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1959. - 59с.

92. Муромцев, 1968 Муромцев Н.В. Симбирская чувашская учительская школа. - Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1968. - 32с.

93. Николаева, 1998 Николаева А.Н., Воронцова О.Г. К вопросу о литературном портрете И.Я. Яковлева //Вестник: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.- 1998. Апр.(№ 2). - С.З.

94. Одюков, 1971 Одюков И.И. Иван Яковлевич Яковлев: Фотоальбом. Одюков И.И., Богдяж Ю.И.- Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1971. - 134с.

95. Одюков, 1969 Одюков И.И. Образ И.Я.Яковлева в чувашской литературе //Учен. Зап. ЧНИИ. Вып. 42. - Чебоксары, 1969. - С.135-152.

96. Павлов, 1970 Павлов Н.С. Краткий очерк истории чувашского литературоведения и критики. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1970. - 146с.

97. Рекеев, 1910 Рекеев А. Шаг длиною в 25 лет //Православный вестник. -Казань, 1910.-С.39-46.

98. Рекеев, 1893 Рекеев А. Чувашская учительская школа в Симбирске и женские училища при ней //Православный благовестник. Кн. 8. — Казань, 1893.-340с.

99. Родионов, 2001 Родионов В.Г. Игнатий Иванов: Творческий портрет.- Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. 80с.

100. Родионов, 1989 Родионов В.Г. К вопросу о национальном самосознании чувашей в конце XIX - нач. XX века. //Вопросы традиционной духовной культуры чувашей: Сб. ст. ЧНИИ. -Чебоксары, 1989. - С.63-74.

101. Родионов, 2000 Родионов В.Г. Творческая история произведений К.В. Иванова //Константин Иванов: Новые исследования. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2000. - 84с. (на чуваш, яз.)

102. Родионов, 2000 Родионов В.Г. О типах чувашского национального мышления //Известия НАНИ ЧР. - 2000. - № 1. - С. 128-135.

103. Родионов, 1989 Родионов В.Г. Дмитрий Юман - //Чувашская литература: Вопросы стиля и поэтики. - Чебоксары: ЧНИИ, 1989. — С. 112-127 (на чуваш, яз.)

104. Родионов, 2002 Родионов В.Г. Чувашская литература (вторая половина XIX в.): Учеб. пособие. - Чебоксары: Изд-во Чуваш.ун-та, 2002. -248с.

105. Родионов, 1982 Родионов В.Г. Чувашская литература и сегодняшний читатель: Молодежь и мастерство. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1982. -С.118-127. (на чуваш, яз.)

106. Родионов, 1992 Родионов В.Г. Чувашский стих: Проблемы становления и развитие. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1992. — 224с.

107. Родионов, 1986 Родионов В.Г. Чувашское и тюркское стихосложение: Учеб. пособие. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1986. -80с.

108. Саламбек, 1959 Саламбек И.Я. Симбирская учительская школа и ее роль в просвещении чуваш /Под ред. М.Я. Сироткина. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1959. - 144с.

109. Симбирский, 1906 Симбирский вестник. - 1906. - № 168,169. -НА ЧНИИ - Отд. II. - Т. 186. - С.4.

110. Сироткин, 1968 Сироткин М.Я. И.Я.Яковлевпа чаваш литератури //Ялав. - 1968. -№11.- С.23-26.

111. Сироткин, 1956 Сироткин М.Я. Очерк истории чувашской советской литературы. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1956. - 351с.

112. Спиридонов, 1961 Спиридонов С.С. Философские и социалистические воззрения чувашского просветителя И.Я.Яковлева. — М.: Наука, 1961.-62с.

113. Тенюшев, 1990 Тенюшев И.Я. И.Я.Яковлев - публицист. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1990. - 142с.

114. Тенюшев, 2003 Тенюшев И.Я. Публицистика на службе чувашскому народному делу. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2003. - 232с

115. Трофимов, 2004 Трофимов Л.Ю. К вопросу об образе И.Я. Яковлева в творчестве A.C. Терентьева //Диалекты и история тюркских языков во взаимодействии с другими языками: Сб. науч. ст. - Чебоксары, 2004. -С. 218-220.

116. Трофимов, 1998 Трофимов Л.Ю. Чёмпёр чйваш шкулё чаваш литературинче санланни //Школа государственной жизни, науки и приобщения к мировой цивилизации: Материалы конф., посвященные 130-летию Симбирской чувашской школы. - Чебоксары, 1998. - С. 167-170.

117. Трофимов, 2001 Трофимов Л.Ю. Поэт шапине татса пана /Лаван Атйл. - 2000. - № 4. - С.66.

118. Ухсай, 1998 Ухсай Я. Симбирск: Отрывок из поэмы //Знамя. - 1998. — № 2. -С.31-34.

119. УЗ, 1969 Ученые записки НИИ яз., лит., истории и экономики при Совете Министров ЧАССР. Вып. 42. Посвящается 100-летию со времени открытия Симбирской чуваш, учит. шк. и 120-летию со дня рождения И.Я.Яковлева. - Чебоксары: НИИ ЯЛИЭ, 1969. - 184с.

120. Федоров, 1999. Федоров Г.И. О национальном своеобразии чувашской литературы //Проблемы национального в развитии чувашского народа.- Чебоксары, 1990. - С.176-180.

121. Федоров, 1996 Федоров Г.И. Сйнарлй сёмах шыравё. -Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1996.-224с.

122. Федоров, 1994 Федоров Г.И. Теория художественной речи. Методические указания. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1994. - 88с. (на чуаш. яз.)

123. Федоров, 1996 Федоров Г.И. Художественный мир чувашской прозы 1950-1990-х годов: Монография. - Чебоксары: ЧГИГН, 1996. - 304с.

124. Федоров, 2004 Федоров Г.И. Чувашская литература (1945-1985 гг.): Учеб. пособие. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2004. — 516с.

125. Федоров, 2000 Федоров Г.И. Чувашская повесть 1967-1990 гг.: Вопросы теории и истории //Образ: Исследования. - Чебоксары, 2000. — С. 10-64.

126. Хлебников, 1984 Хлебников Г.Я. Метод и мастерство: Сборник статей. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1984. - 246с. (на чуваш, яз.)

127. Хлебников, 1990 Хлебников Г.Я. Поэтика советской чувашской литературы. Ранний период (1917-1922): Учеб. пособие. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1990. - 92с.

128. Хлебников, 1971 — Хлебников Г.Я. Современная чувашская литература. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1971. - 184с.

129. Хлебников, 1973 Хлебников Г.Я. Творческий путь П.П. Хузангая //Чувашский язык, литература и фольклор: /НИИ ЧАССР. - Чебоксары, 1973.-Вып. 2.-С.154-157.

130. Хлебников, 2001 Хлебников Г.Я. Чувашская литературная классика и ее наследники. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. - 302с.

131. Хлебников, 1966 Хлебников Г.Я. Чувашский роман. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1966. -212с.

132. Хузангай, 1987 Хузангай А.П. Поиск слова: Литературно-критические статьи. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1987. - 191с.

133. Художественный, 1982 Художественный образ в чувашской литературе и искусстве. - Чебоксары: ЧНИИ, 1982. - 84с.

134. Чекушкин, 1989. Чекушкин B.C. Поэма «Последний из булгар» //Чувашская литература: Вопросы стиля и поэтики. - Чебоксары: ЧНИИ, 1989. - С. 128-136. (на чуваш, яз.)

135. Чекушкин, 1994. Чекушкин B.C. Ухсай Яккавё // Хлебников Г.Я. Чаваш литератури: Учебник 11 кл. /Г.Я. Хлебников, B.C. Чекушкин. -Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1994.-240с.

136. Чувашская, 1992 Чувашская литература: Вопросы истории и теории: Сб.ст. /НИИ яз., лит., истории и экономики при Совете Министров Чуваш. Респ. - Чебоксары, 1992. - 201с.

137. Чувашская, 1989 Чувашская дореволюционная литература (до XX века). - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1989. - 302с.

138. Чувашская, 1983 Чувашская литература - тенденции развития стилевые поиски: Сб.ст. /НИИ яз., лит., истории и экономики при Совете Министров Чуваш. АССР. - Чебоксары, 1983. - 192с.

139. Эзенкин, 1989 Эзенкин B.C. Краткий очерк истории чувашского литературоведения и критики. (1956-1970): Учеб. пособие. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1989. - 80с.

140. Эзенкин, 1976 Эзенкин B.C. Путь к роману. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1976. -96с.

141. Эзенкин, 1992 Эзенкин B.C. Теоретические основы чувашской литературной критики 1917-1970-е годы. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1992.-200с.

142. НЗ.Юмарт, 1992 Юмарт Г.Ф. Тепёр хут калармалла мар-ши? //Чаваш ен. - 1992. - Фев. (№ 8). - С.8.

143. Юрьев, 1988 Юрьев М.И. Писатели советской Чувашии. /Юрьев М.И. Романова З.В.- Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1988. - 416с.

144. Яковлев, 1958 Яковлев А.И. Иван Яковлевич Яковлев: 1848-1930 /Под ред. Ф.И.Петрова. Изд-2-e. - Чебоксары: Чуваш, гос. изд-во, 1958. -120с.

145. Яковлев, 1968 И.Я.Яковлев в воспоминаниях современников /Подгот. текста и коммент. В.Я.Канюкова. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1968.-150с.

146. Яковлев, 1930 И.Я.Яковлев. Некролог //Народное просвещение. -1930.-№ 11-12.-С.55-57.

147. Яковлев, 2002 Яковлев И.Я. Верьте в Россию и любите ее. -Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2002. - 304с.

148. Яковлев 1982 Яковлев И.Я. Воспоминания /Редкол.: Г.Н.Плечов и др. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1982. - 272с.

149. Яковлев, 1983 Яковлев И.Я. Воспоминания: 2-е изд. доп. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1983. - 286с.

150. Яковлев, 1986 И.Я.Яковлев: Жизнь и деятельность просветителя чувашского народа в рисунках П.Сизова. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1986.-62с.

151. Яковлев, 1971 И.Я.Яковлев и его школа. ЧГПИ им. И.Я. Яковлева. -Чебоксары, 1971.-304с.

152. Яковлев, 1989 И.Я.Яковлев: Из переписки. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1989.-320с.

153. Яковлев, 1997 — И.Я.Яковлев и Симбирская Центральная чувашская школа И.Я.Яковлев тата Чёмпёрти тёп чаваш шкулё: материалы научн. конф. /Редкол.: Петров Н.П., Сергеев В.И. (отв. ред.), Краснов Н.Г. -Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1997. - 58с.

154. Яковлев, 1993 И.Я.Яковлев и просвещение народов Поволжья. -Ульяновск-Чебоксары, 1993. - 339с.

155. Яковлев, 1971 Яковлев И.Я. Объяснительная записка В.И.Ленину //И.Я.Яковлев и его школа. - Чебоксары, 1971. - С.273.

156. Яковлев, 1985 Яковлев И.Я. Письма /Ин-т яз. лит., истории и экономики при Совете Министров Чуваш. АССР; Предисл. Г.Н.Плечова, Н.Г.Краснова. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1985. — 363с.

157. Яковлев 1993 Яковлев Ю. Сплошная драма //Молодежка. - 1993. -Сент. (№ 9). — С.5.

158. I. Оригинальные тексты чувашской художественной литературы, освещающие жизнедеятельность И.Я.Яковлева

159. Алга, 1998 Алга А. Мухтавла Кушка //«Хыпар» кёнеки. - 1998. -Апр.(№ 31). — С.З.

160. Андреев, 1980 Андреев Ф.А. Свет Симбирска. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1980. - 200с. (на чуваш, яз.)

161. Андреев, 1980 Андреев Ф.Прощай, Симбирск //«Хыпар» кёнеки. -1980.-Апр. (№ 84). - С.4.

162. Артемьев, 1982 Артемьев A.C. Перед бурей: Роман. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1982. - 400с.

163. Артемьев, 1975 Артемьев A.C. Перед бурей: Роман. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1975. - 272с. (на чуваш, яз.)

164. Артемьев, 1970 Артемьев A.C. Увядшие молодыми. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1970. - 168с. (на чуваш, яз.)

165. Виръял, 1981 Виръял Ю.П. (Петров). Чйваш прометейё //Коммунизм ялавё. - 1981. - Сент., 27(№ 181). - С.З.

166. Воробьев, 1974 Воробьев A.A. Севе хёрринчи дурт //Йамра: Поэмасем. — Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1974. - С.14-26.

167. Волков, 1998 Волков Г.Н. Судьба патриарха: Роман-эссе. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1998. - 350с.

168. Давыдов, 1998 Давыдов В. Яковлева сума суса //«Хыпар» кёнеки. -1998.-Апр. (№31).-С.З.

169. Дмитриева, 1975 Дмитриева М.Д. Детство: Повесть. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1975. - 192с.

170. Ермилов, 1975 Ермилов А.Ф. Говорит Симбирский камень: Поэмы. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1975. -40с.

171. Ефимов, 1998 Ефимов Г. Великий просветитель //Родная Волга. — 1998. - № 2. - С.З. (на чуваш, яз.)

172. Ефимов, 1998 Ефимов Г. Улап //Ялав. - 1998. - № 2. - С.36.

173. Иванов, 1984 — Иванов И. Как я поехал в Казань учиться //Дореволюционная чувашская литература: В 2 т. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, Т.1. - 1984. - С.144-147.

174. Иванов, Иванов И. Сын чувашского народа //НА ЧНИИ. - Отд. IV, T. II.-C.34.

175. Иванов, 1998 Иванов К. Хальхи самана //«Хыпар» кёнеки. - 1998. -Апр. (№31). — С.11.

176. Иванов, 1957 Иванов К.В. Собрание сочинений. - Чебоксары: Чуваш, гос. изд-во, 1957. — 458с.

177. Кибеч, 1998 Кибеч А. Улап //Хыпар. - 1998. - Сент. (№ 36). - С.7.

178. Павлов Павлов Ф.П. Собрание сочинений: Поэзия, драматургия, проза, очерки, статьи, письма. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1992. — 574с.

179. Петров — Петров П.Т. Кушка ачи. Иккёмёш кёнеке. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1976.-248с.

180. Петров Петров П.Т. Мальчик из чувашского села: Повесть. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1983. — 240с.

181. Сидоров, 1990 Сидоров Н. Слеза Симбирска //Родная Волга. - 1990. №5. С.4-16.

182. Сказки, 1908 Сказки и предания чуваш. - Симбирск: Тип. А. и М. Дмитриевых, 1908. - 116с. (на чуваш, яз.)

183. Тал-Мрза, 1928 Тал-Мрза Г. Вайлисен айапё: Чёмпёрти чйваш шкулёнче пулна 6 пайлй трагеди//Сунтал. - 1928. — № 10. -С.7-13.

184. Терентьев, 1975 Терентьев Н.Т. Волны бьют о берег: Пьесы. - М.: Сов. пис., 1975.-280с.

185. Терентьев, 1987 Терентьев Н.Т. Колокола души: Пьесы. - М.: Сов. писатель, 1987.-400с.

186. Тимбай, 1998 Тимбай А. Кушкасем. // «Хыпар кёнеки». — 1998. -Апр. (№ 31). -С.8.

187. Тимбай, 1998 Тимбай А. Таван ен: Поэма //Канаш. - 1998. - Апр. (№ 25). — С.23.

188. Ухсай, 1941 Ухсай Я.Г. Ёмёт. - Шупашкар: Чаваш патш. изд-ви, 1941.-104с.

189. Ухсай, 1956 Ухсай Я. Перед домом Ленина // Ухсай Я.Г. Время. -Чебоксары: Чувашгосиздат, 1956. - С.3-14. (на чуваш, яз.)

190. Ухсай, 1998 Ухсай Я. Чёмпёр: Поэма сыпакё //Ялав. - 1998. - № 2. -С.89-95.

191. Хузангай, 1964 Хузангай П.П. Великое сердце. - М.: Сов. Россия, 1964. - 151с.

192. Хусанкай, 1960 Хусанкай П. Горкари дурт //Хузангай П.П. Поэмасем. - Шупашкар: Чаваш патш. изд-ви, I960. - С.186-195.

193. Хусанкай, 1998 Хусанкай П. Тапра // «Хыпар кёнеки». - 1998. -Апр. (№ 31). — С.З.

194. Хусанкай, 1998 Хусанкай П. Иван Яковлевич // «Хыпар». - 1998. -Апр. (№25).-С.З.

195. Хусанкай, 1930 Хусанкай П. Поэтпа миссионер //Сунтал. - 1930. — № 4-5. - С.10-14.

196. Хусанкай, 1930 Хусанкай П. Юлашки палхар Поэма. // Чаваш литератури: Поэтикапа стиль ыйтавёсем. - Шупашкар: ЧНТИ, 1989. — С.136-142.

197. Хусанкай, 2002 Хусанкай П. ÇbipHHceH пуххи. 3 т.: Поэмасем. — Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 2002. - 542с.

198. Чебанов, 1998 Чебанов А. Чаваш касси: Сава //Канаш. - 1998. -Апр. (№ 25). - С.2.

199. Чичканов, 1965 Чичканов П.Н. Кавар чёре. — Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви: 1965.-253с.

200. Шагинян, 1959 Шагинян М.С. Ульяновсен кил-йышё: Роман хроника. - Шупашкар: Чаваш патш. изд-ви, 1959. - 152с.

201. Шелепи,1928 Шелепи H. Даровитый сирота //Шаг. - 1928. - № 1. -С.8-12. (на чуваш, яз.)

202. IIIynyççbiHH, 1958 Шупуддыни Н. Хунар дути //Васильев Н.В. Суйласа илнисем. - Шупашкар: Чаваш патш. изд-ви, 1958. - С.118.

203. Шелепи, 1998 Шелепи Н. Чёмпёр чаваш шкулё // «Хыпар кёнеки». - 1998. - Апр. (№31). - С.5.

204. Ыръят, 1998 Ыръят А.Г. (Дмитриев). Юбилей ячёпе, Шурсухалам! // Канаш. - 1998. - Апр. (№ 25). - С.З.

205. Элкер, 1953 Элкер C.B. Шурампуд килсен: Роман. - Шупашкар: Чаваш патш. изд-ви, 1953. - 358с.

206. Элкер, 1963 Элкер C.B. ÇbipHnceHe пухса каларни: 5 т. тухать. — Шупашкар: Чаваш патш. изд-ви, 1960-1964. - Т.4. - 1963. - 470с.

207. Юман, 1975 Юман А.Ф. (Ефимов). Чёмпёр чулё каладать: Поэмасем. - Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви: 1975. - С.3-15.

208. Юман, 1997 Юман Д.П. Избранные произведения. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1997. - 543с.

209. Юркин, 1993 Юркин И. Чаваш ташманё //Таван Атал. - 1993. -№ 2. - С.48-49.

210. Юркин, 1932 Юркин И.Н. Иут: Пьеса Ал дыру. - 1932. - 170с. //ЧНТИАА. - I уйр. хр., 62 т. - 3498 №. Пер. загл.: Юркин И.Н. Иуда. НА ЧНИИ. - Отд. I. - Т.62. - № 3498.

211. Юхма, 1986 Юхма М.Н. Эткер: Роман. - Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1986.-448с.

212. Юхма, 1990 Юхма М.Н. Термен: Роман. - Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1990.-464с.

213. Юхма, 1991 Юхма М.Н. Анне дакарё: Роман. - Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1991.-447с.

214. Юхма, 1992 Юхма М.Н. Атте пахчи: Роман. - Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1992. -496с.

215. Юхма, 1999 Юхма М.Н. Наследие: Роман. - Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1999. -496с.

216. Яковлев, 1966 Яковлев И.Я. Детские рассказы. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1966. — 46с.

217. Яковлев, 1992 Яковлев И.Я. Духовное завещание чувашскому народу /Сост. М.Р. Федотов. — Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та - 1992. — 30с.

218. Ялгир, 1998 Ялгир П.А. (Тихонов) Канна Кушки: Сава //Ялав. -1998.-№2.-С.37.