автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Роль периодических изданий в развитии чувашской литературы

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Михайлова, Лидия Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Чебоксары
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Роль периодических изданий в развитии чувашской литературы'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Михайлова, Лидия Ивановна

Введение.3

Глава I. Первая чувашская газета «Хыпар» и литературное движение начала XX века.9

Глава И. Становление чувашской массовой печати и развитие литературы (1917 - 1923 гг.).55

Глава III. Роль журнальной периодики в развитии чувашской литературы (1924 - 1930 гг.).98

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по филологии, Михайлова, Лидия Ивановна

В развитии чувашской литературы первых десятилетий XX века большую роль сыграли газеты и журналы. Благодаря им происходит расширение, углубление идеи и тематики содержания литературных произведений, а также формирование жанровых форм и стилей. По их страницам можно проследить важные вехи и динамику историко-литературного процесса.

Актуальность темы. В изучении художественных процессов любой национальной литературы одна из важнейших ролей принадлежит публицистике. Особая роль отводится периодической печати: газетам и журналам, в которых произведение публиковалось в первый раз. Поэтому изучение факта первой публикации, уяснение роли газет и журналов в процессах формирования литературно-художественного сознания нации, эстетических процессов той или иной национальной литературы есть актуальная задача современного литературоведения. Тесно переплетаются история литературы и периодической печати. В данной работе развитие чувашской литературы рассматривается в контексте становления чувашской журналистики, формирования массовой печати и литературно-художественных изданий. В этой связи особое внимание уделено первой чувашской газете «Хыпар» («Вести»), ее преемнице - газете «Канаш» («Совет») и органу Союза чувашских писателей «Канаш» журналу «Сунтал» («Наковальня»). В «Хыпаре» на протяжении долгих десятилетий целенаправленно концентрировалась определенная группа чувашских писателей и публицистов.

В рассказах, очерках, памфлетах и фельетонах, опубликованных в первых газетах, проявляется ориентированность писателей на прямые высказывания по теме, широкое использование риторических приемов и способов повествования. Но уже явственно заметно художественное восприятие мира, изображение характеров, событий и обстоятельств, обращение к обиходной, непринужденной речи. А в журнальных публикациях 20-х годов проза и поэзия выявляют многообразие жанров и стилей: медитативной и гражданской лирики, эпической и лиро-эпической поэмы, героико-революционной повести и психологического рассказа, социально-бытовой драмы и др. Представляется важным выявить индивидуальное и национальное своеобразие, а также понять противоречивые оценки их современников.

Место и роль газеты «Хыпар», других периодических изданий в национальном историко-литературном процессе, их значение в формировании системы эстетических и художественных принципов, влияние публицистики на развитие словесного искусства, специфическая природа публицистичности художественных произведений, вопросы писательской публицистики и сегодня не утратили своего значения. Они звучат актуально и злободневно, неся в себе огромную проблематику для дальнейшего развития чувашской литературы. Поэтому данная исследовательская работа имеет целью восполнить весьма заметные пробелы в исследованиях других ученых по данной тематике.

Цель диссертации. Диссертация имеет целью выявить специфические особенности параллельного развития публицистики и художественной литературой. При этом необходимо опираться на функциональный подход, который позволяет раскрыть причины востребованности публицистики в начале XX века, а также объясняет многие явления и факты, выступающие как органический сплав образной художественности и публицистичности; поясняет то, что их объединяет, и то, что отличает по целям и средствам отображения действительности. В этой связи также ставится целью исследование жанровых форм и видов журнальной литературы: научно-популярной, публицистической и художественной. Писателям и публицистам газет «Хыпар» и «Канаш» присущи поиски форм и способов в освещении движения эпохи, тематическая злободневность, активная гражданская позиция и тенденциозность. Эти особенности присущи и публикациям в издаваемых в эти годы журналах: «Сунтал», «Капкан» и др. В диссертации изыскиваются пути исследования этих явлений.

Теоретическая и методологическая основа выработана на основе изучения трудов крупнейших российских ученых разных лет. В трудах А.Н. Веселовского, А.И. Белецкого, М.М. Бахтина, И.Н. Розанова, М.Б. Храпченко определены пути изучения литературы в меняющемся социально-культурном контексте, мотивов одобрения или неприятия творчества писателя его современниками, а также их сегодняшнее бытование.

В качестве методологической основы диссертант опирался и на труды литературоведов Поволжья и Приуралья М.Х. Гайнуллина, В.М. Ванюшева и др.

Большую помощь оказали содержательные работы чувашских ученых-публицистов К.К. Петрова, И.Я. Тенюшева, А.П. Леонтьева, Г.Ф. ЮмартЛи других. Литературоведы в свою очередь внесли большой вклад в осмысление художественных процессов, творчества писателей. Это - труды М.Я. Сироткина, Е.В. Владимирова, Ю.М. Артемьева, В.Г. Родионова, Г.И. Федорова и др. В диссертации сделана попытка объединить их результаты в выявлении органического единства художественной литературы и публицистики. В этой связи представляется плодотворным обращение к историко-функциональному изучению литературы.

Материалом исследования, научного анализа послужили произведения чувашских писателей и публицистов 1900-1930-х годов (статьи, фельетоны, очерки, стихотворения, поэмы, рассказы, повести, произведения других жанров), опубликованные в газете «Хыпар» (1906-1907-ых годов), журналах и газетах 1917-1930-ых годов. Для более детального представления об особенностях художественно-публицистических концепций мастеров слова этого периода диссертантом рассмотрены и неопубликованные произведения, хранящиеся в архиве Чувашского государственного института гуманитарных наук, рукописные материалы отдела литературы этого же института и Центрального государственного архива Чувашской Республики.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем на основе анализа различных периодических изданий впервые выявлен особый корпус художественно-публицистических и художественных жанров. Новым в диссертации является и то, что впервые в чувашской литературе уделено внимание стилевому развитию публицистики. В работе на основе уточнения, дополнения и развития имеющихся в трудах литературоведов обобщений и наблюдений разрабатываются новые концептуальные видения роли и значения периодической печати в развитии литературно-художественного сознания чувашского народа в рассматриваемый период.

Художественная проза в чувашских газетах и журналах исследуется в аспекте выявления идейно-тематических и жанрово-стилевых обращений к историко-функциональному изучению темы. Это открывает новые пути освоения важного этапа в развитии литературы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может внести определенный вклад в разработку проблем теории и истории чувашской литературы и публицистики. Результаты данного исследования могут использоваться при создании теоретической основы для новых исследований. Материалы также являются значимыми в плане разработки истории национальной словесности; подготовке учебников и методических рекомендаций для вузов, педагогических училищ и школ; при чтении спецкурсов в учебных заведениях; написании студентами курсовых и дипломных работ. Работа позволит углубить курс истории чувашской литературы новыми теоретическими положениями и выводами.

Апробация работы. По теме диссертации напечатано более 10 статей в республиканских газетах и журналах, научных сборниках.

Многие выводы работы озвучены на научно-практических конференциях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Структура работы предопределена поставленной в ней целью. Основное внимание уделено проблематике и динамике историко-литературного процесса, хронологии исследуемого материала.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Роль периодических изданий в развитии чувашской литературы"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обращение к истории журналистики, периодической печати представляет благодатную возможность для уяснения путей и перепутий литературного развития. Рассмотрение обстоятельств первых публикаций на страницах периодической печати и отношения к ним современников приближает исследователей к правильному пониманию, обоснованному истолкованию литературного процесса в исторической перспективе.

В XX веке не только значительные, но и просто более или менее заметные изменения в характере образного творчества в гораздо большей степени связаны с коллективными усилиями писателей. Но это, разумеется, вовсе не означает, что роль первоклассных художников слова в творческом обогащении литературы стала малозначительной. Характерной особенностью является и то, что в нем значительное место заняли художественные течения, традиции, начало которым положено в XIX веке.», - писал в свое время академик М. Храпченко [101. С.50-51]. Такое положение вещей характерно и для чувашской литературы.

Изложенное в главах диссертационной работы дает возможность сделать определенные выводы. Первый этап развития чувашской литературы характерен тем, что это была литература одиночек с небольшим творческим наследием, без достаточного опыта и традиций. Развитие творческих традиций шло при поддержке русской литературы. «Литературная деятельность первых чувашских писателей и поэтов вдохновлялась лучшими демократическими представителями русской общественной мысли» [91. С.41]. Своей периодической печати пока не было. В 1899 году И.Н. Юркин ходатайствует перед Министерством внутренних дел о разрешении издавать газету на чувашском языке («Пулхар»), но до 1906 года такой возможности не представится.

Развиваясь в тяжелых условиях жестоких цензурных преследований, дореволюционная чувашская литература затрагивала больше всего круг бытовых проблем. Второй этап развития демократической чувашской литературы приходится на годы первой русской революции, когда развертывалась и борьба за свою литературу и национальную печать. Возникновение первой чувашской газеты «Хыпар» вызвано как политическими и культурными потребностями, так и эстетическими и художественными потребностями чувашского народа. Ее немногочисленные номера являются неотъемлемой частью истории литературы. Как было отмечено, на страницах газеты выступали корреспонденты с мест, писатели, призывавшие в своих статьях и художественных произведениях к борьбе с системой угнетения чувашского народа. Среди его сотрудников особенно выделяются Т.Семенов, а среди корреспондентов — М. Акимов, А. Васильева, Н. Шелеби, Г. Комиссаров, Ф. Николаев, Г. Кореньков, С. Сорокин, Т. Абрамов, Д. Демидов и др. Их рассказы, очерки, памфлеты, политическая и пейзажная лирика стали значительным вкладом в становление национального и жанрово-стилевого своеобразия чувашской литературы. Следовательно, в чувашской литературе периода первой русской революции возникли новые формы и жанры: публицистический очерк, фельетон, памфлет, произведения гражданской лирики, поэмы, драма. Программа и практика газеты охватывала большой круг общественно-политических проблем, что способствовало развитию публицистики, многообразию ее жанров. Специфика газетных публикаций оказывает влияние на особенности художественных произведений, основная из которых — злободневность, прямые высказывания автора. Это свидетельствует о том, что несмотря на некоторую непоследовательность взглядов и сравнительно невысокий уровень мастерства писателей, авторов, сотрудничающих с первой чувашской газетой, их произведения были исполнены, как отмечает М.Я. Сироткин, «большой эмоциональной силы, ненависти к старому и жажды нового. В них изображалась реальная народная жизнь, отражались думы и чувства трудящихся.» [92. С.39-40].

В общности художественных средств в публицистике и литературе находят проявление черты эпохи, характер газетных публикаций. Главной задачей газеты «Хыпар», по мнению ее первого редактора, было писать для родного народа, писать умно и красиво, что, как покажет начальный этап XX века, и было выполнено.

Будучи народной трибуной, газета выступила и пропагандистом литературных форм языка, распространителем новых речевых средств, активным сторонником расширения функций чувашского языка в общественной жизни народа. Как отмечает языковед Н.П. Петров в своей статье, именно появлением «в годы буржуазно-демократической революции газеты «Хыпар» обусловлено зарождение в чувашском литературном языке газетно-публицистического стиля. Газета обогатила чувашский язык новыми речевыми средствами, расширила семантические границы общеупотребительных слов и ускорила, таким образом, темпы развития языка и литературы.» [19. С.363].

Все это приводит к мысли, что возрождение издания чувашских газет после Февральской и Октябрьской революций также имело благоприятное влияние на развитие литературы. В разных городах -Казани, Симбирске, Уфе, Чебоксарах - появляются газеты различных политических и культурных ориентаций. Среди них выделяются чувашская крестьянская газета «Хыпар», беспартийная «Новая жизнь», орган политотдела 5-й армии «Голос пролетариата» и орган левосоциалистического комитета, позже - наркома газета «Канаш». В Чебоксарах издается «Крестьянская речь», в Казани — «Чувашская коммуна», «Товарищ», «Молодой коммунист». В числе их авторов -представители старой и новой интеллигенции, поэты и прозаики, публицисты и начинающие критики. Благодаря газетам читатель узнает о новых произведениях многих мастеров слова. Вышеизложенное также позволяет сделать вывод, что печатное слово и книга на родном языке сыграли огромную роль в ускорении развития и роста национального самосознания народа, в повышении грамотности и культуры. Формируется творчество Н. Шубоссинни, Ф. Павлова, И. Тхти С. Эльгера, С. Фомина, М. Трубиной, И. Агаха, Н. Вазянки и других впоследствии известных писателей. Зарождение массового литературного движения, усиленное пополнение языкового фонда разными политическими, научными понятиями, развитие периодической печати напрямую повлияли на создание новых литературных форм, упорядочения орфографии и терминологии. Становление чувашского литературного языка, начавшееся еще в дореволюционный период, приобретает общенациональную форму. Обретают знаковость имена Константина Иванова и Михаила Сеспеля. «Новая жизнь» настойчиво публикует статьи о поэме «Нарспи» и ее авторе и проводит мысль о том, что поэма является классическим образцом чувашской литературы. «Канаш» акцентирует внимание на творчестве М. Сеспеля. Ее редактор Н. Золотов убеждает, что новая литература должна основываться на реформе чувашского стихосложения, предпринятого поэтом в теории и на практике.

В газетной критике в целом верно ставилась и решалась проблема традиции и новаторства, национальной самобытности чувашской литературы. Но уже давала о себе знать установка на партийность, классовость, идеологическую целесообразность искусства. Уже в начале 20-х годов крестьянская литература начала противопоставляться пролетарской, К. Иванов - М. Сеспелю, а вскоре подобная практика получит теоретическое обоснование у рапповцев и их последователей чапповцев.

Как отмечается в работе, художественная литература периода становления массовой газетной печати имеет тесную связь с публицистикой. Газетчики шли в литературу, писатели выступали с публицистическими статьями. В рассматриваемый период проза представлена малыми формами (очерк, рассказ, зарисовка), в которых эмоционально выражена авторская позиция. В поэзии преобладала общественная проблематика, и она большей частью была представлена гражданской лирикой, сатирическими жанрами.

В 1919 году в Казани начал выходить первый общественно-политический, научный и литературно-художественный журнал на чувашском языке «Шурампу?» («Заря»), на страницах которой печатались произведения чувашских писателей, переводы из русской литературы, образцы народного творчества. Наряду с художественно полноценными в журнале появлялись слабые стихи и рассказы некоторых авторов. Публиковались материалы религиозно-мифического характера, которые в тот период принимались за недостаток.

Выход номера литературного, политического, научного журнала «Сунтал» явилась знаменательной вехой в истории чувашской литературы. На ее страницах разворачиваются циклы стихотворений, поэмы и повести. Есть место разным мнениям по дискутируемой проблеме. В нем многообразно представлена литературная жизнь Чувашии и СССР. Именно на страницах этого журнала печатались лучшие образцы чувашской литературы и публицистики. Его изданию предшествовали, сопутствовали и другие журналы: подготовленный литературным кружком при Симбирском институте народного образования журнал «Волжская песня» (издано всего два номера), в Казани выходили научно-популярные сельскохозяйственные журналы «Ана» («Нива»), «£ёр ёдлекен» («Хлебороб»), которые также в какой-то степени сыграли определенную роль в развитии чувашской литературы и публицистики. Но по целям и возможностям они не могли делать то, что брало на себя литературно-художественное издание.

Изучение чувашской литературы в контексте истории журнала Союза чувашских писателей «Канаш» привлекательно возможностью использования историко-функционального использования историко-функционального метода, «цель которого состоит в исследовании активной жизни литературных феноменов в самых различных духовных сферах и формах эпох и поколений» [56. С.87].

Следовательно, в журнале литература предстает не только как художественный, но и общественный феномен. То есть при оценке произведения журналист-критик может выходить из эстетической сферы - в социальную, политическую, нравственную. И в тех случаях, когда не учитывалась специфика художественного творчества, появились различные суждения и оценки вульгарно-социологического толка. К ним можно отнести статьи И. Кузнецова, А. Золотова, Г. Кузнецова-Кели и др. Этому способствовало то обстоятельство, что союз «Канаш» и редакция журнала «Сунтал» организационно и идейно были привязаны к РАПП. И все же в журнале публиковались не только свои пролетарские писатели, но и «попутчики»: С. Эльгер,

П. Хузангай, В. Митта и др.

Итоги исследования подтверждают, что ни «попутчики», ни рапповцы не смогли разобраться, кто является «союзником» или «врагом» в литературном движении. Самым весомым аргументом в этом оказался художественный опыт С. Эльгера. П. Хузангая, С. Фомина, Д. Исаева, М. Трубиной, И. Мучи и других маститых и молодых писателей, постоянных авторов журнала. И к концу 20-х годов чувашские литераторы начали осознавать, что надуманные схемы и догмы не соответствуют реализациям литературного процесса, что разговор о литературе должен быть предметным, с учетом творческой индивидуальности автора, художественных особенностей произведения. Так, творчество К. Иванова и М. Сеспеля — пока с некоторыми оговорками - становятся классикой национальной литературы.

Но следует отметить, что хотя литература начала века широко и многообразно отражала социальный мир и своими средствами способствовала совершенствованию общественных отношений, «писатели и критики активно выступали против проявлений самоуверенности и самодовольства в нашей жизни и литературе, болезни, которую называли «благополучизмом.» [66. С.З]. Эта мысль прослеживается в третьей главе работы.

В центре внимания критики 20-х годов были произведения М. Трубиной, С. Фомина, Д. Исаева, Л. Агакова, А. Талвира, С. Ялавина, С. Шыпчыка. «В книгах, наравне с известными писателями, печатались рассказы В. Токсина, П. Львова, Г. Алендея, И. Викторова, И. Павлова-Пинера, И. Филиппова-Пачуры» [70. С.19]. Многие, опубликовав в газетах и журналах несколько произведений, исчезали с литературного горизонта.

В конце 20-х годов появляется много имен и названий, которые указывают на размах литературного движения и публицистики. Следует отметить, что в этот же период появляются новые имена рецензентов и критиков, их статьи, рецензии, исследования литературоведческого характера. Критика настойчиво требовала от мастеров слова перехода к более крупным жанрам. Серьезное внимание уделялось опыту, творчеству, мастерству.

Авторов первого советского десятилетия захватывали темы обновления мира после революции, культурного строительства, развития народного хозяйства, борьбы за общие интересы и т.д. В силу возможности периодические издания публиковали на своих страницах творения писателей, поэтов и публицистов.

Вышеизложенное сводится к следующему: чувашская литература 1900-1930-х годов развивалась в тесной связи с периодической печатью. Лучшие традиции чувашской литературы начала XX века стали основой для развития литературы в советский период. В силу этого итоги были плодотворными. Благодаря первой газете «Канаш» в литературное творчество вовлекается большое число авторов стихотворений, памфлетов, рассказов и очерков. В начале 20-х годов литературные ряды пополняются молодыми писателями, умеющими вести прямой и открытий разговор с читателем. Отличительная черта их произведений - публицистичность, фотографичность, злободневность.

Журнальная литература - прежде всего в «Сунтале» представлена зрелыми и начинающими писателями. Идейно-тематическое и жанрово-стилевое многообразие их произведений находится под пристальным вниманием критики. Тем самым публицистика и художественная словесность упрочивают свои идейные и эстетические позиции

 

Список научной литературыМихайлова, Лидия Ивановна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Авраль Д. За пролетарскую литературу: Крит. ст. - Чебоксары: Чувашгиз, 1930. - 51 с.

2. Александров С.А. Поэтика Константина Иванова. Вопросы метода, жанра, стиля. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1990. - С. 192.

3. Алексеев A.A. Чаваш литература чёлхин умисторийёпе малтанхи утамёсем. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1978. -С. 3-18.

4. Аросев А .Я. Казань в глухие годы (1906-1909 гг.) // Путь революции. Казань. - 1922. - №1.

5. Артемьев Ю.М. Чувашская литература начала XX века. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1992. 254 с.

6. Артемьев Ю.М. Чувашская литература на рубеже двух веков (1900-1917 гг.). Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1996. - 295 с.

7. Артемьев Ю.М. Пурнад чанлахёпе сёнарсен илемёшён: Критика статйисемпе рецензисем. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1984. - 128 с.

8. Артемьев Ю.М. Становление социалистического реализма в чувашской литературе. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1975. - 160 с.

9. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.-445 с.

10. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975. - 502 с.

11. Белая Г.А. Закономерности стилевого развития прозы 20-ых гг. -М.: Наука, 1977.-255 с.

12. Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы. М.: Худож. лит., 1964. - С. 63-69.

13. Белинский В.Г. Литературно-критические статьи. М.: Госполитиздат, 1936. - 607 с.

14. Белинский В.Г. Собр. соч.: В 3 т. / ГИХЛ. М., 1948. - Т. 3. -805 с.

15. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. М.: Искусство, 1994. - Т. 2. - 510 с.

16. Берков П.Н. Проблемы исторического развития литератур.- Л.: Худож. лит., 1981. 495 с.

17. Богданов Н.Б. Справочник журналиста. 2-е изд., перераб. и расшир. - Л.: Лениздат, 1965. - 123 с.

18. Большевистская печать накануне и в период первой русской революции 1905-1907 гг. М.: Знание, 1957. - 264 с.

19. Бурсов Б.И. Реализм всегда и сегодня. Л.: Лениздат, 1967. -312с.

20. Бушмин A.C. Преемственность в развитии литературы. Л.: Худож. лит., 1978. - 223 с.

21. Ванюшев В.М. Расцвет и сближение. Ижевск, 1980. - 251 с.

22. Васильев (Шубоссинни) Н. Краткий очерк истории чувашской литературы. Чебоксары: Чувашгиз, 1930. - С.80.

23. Baçça Ahhççh. Ёмёт çHTpë: Асаилу, cäBäceM.- Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1972. 56 с.

24. Baçça Ahhççh. ÇyTa çanTap хйпарчё.- Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1966. 44 с.

25. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высш. шк., 1989. -406 с.

26. Владимиров Е.В. Межнациональные связи чувашской литературы. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1970. - 200 с.

27. Владимиров Е.В. В русле времени. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1979.-232 с.

28. Владимирский H.A. Большевистская печать в период первой русской литературы 1905-1907 гг. М.: Изд-во ВПШ, 1956. - 55 с.

29. Волков A. A.M. Горький и литературное движение эпохи. М.: Сов. писатель, 1967. - С. 117.

30. Вопросы поэтики Константина Иванова. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1991.- 166 с.

31. Газетные жанры: Сб. ст. Свердловск, 1962.

32. Гайнуллин М.Х. Татарская литература XX века. Казань: Татар, кн. изд-во, 1975. -308 с.

33. Горский С.П. Очерки по истории чувашского литературного языка. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1954. - 272 с.

34. Горький М. О литературе. М.: Госполитиздат, 1953. - 446 с.

35. Горький М. О печати. М.: Госполитиздат, 1962. 408 с.

36. Данилов А.П. Асчах-писатель, паллй педагог-тёпчев£ё / Чёваш ун-чё. Шупашкар, 1999. - 259 с.

37. Денисов П.В. Хыпардасем. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1961. - 272 с.

38. Долгов В. Чйваш литературин сан-сапачё. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1963. 408 с.

39. Дореволюционная чувашская литература (до XX века). — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1989. 302 с.

40. Дореволюционная чувашская литература. Т.1. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1984. - 463 с.

41. Дореволюционная чувашская литература. Переводы и произведения на русском языке. Тексты. Т. 2, кн. 2. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 2001. - 527 с.

42. Жанры советской газеты. М.: Изд-во МГУ, 1959. - С. 45-49.

43. Заславский Д.О. На рубежах публицистики // Сов. печать. 1959. - №6.

44. Заславский Д.О. Развивать публицистику // Сов. печать. 1959. -№11.

45. Золотницкий Н.И. Заметки по ознакомлению с чувашским наречием. Казань: Центральная типография, 1871. - 16 с.

46. Иван Мучи, Хёветёр Уяр. Октябрьти революцичченхи чаваш литератури. Хрестомати. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1946. - 96 с.

47. Ильминский Н.И. Сб. ст. Казань: Центральная типография, 1916.- 146 с.

48. Канюков В.Я. От фольклора к письменности. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1971. - 126 с.

49. Канюков В.Я. Развитие литературы и народные художественные традиции: Проблемы литературно-художественных отношений. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1979. 191 с.

50. Классик чувашской поэзии. Сб. ст. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1966. - 223 с.

51. Кожинов В.В. Статьи о советской литературе. М.: Сов. Россия, 1990.-544 с.

52. Колесов Н.В. Жанры советской периодической печати. М.: Мысль, 1964. - 36 с.

53. Кольцов М. Писатель в газете. М.: Сов. писатель, 1962. -139 с.

54. Комиссаров Г.И. О чувашах / Чуваш, ун-т. Чебоксары, 2003. -С.404.

55. Кузнецов И.Д. Очерки по истории чувашского крестьянства. -Чебоксары: Чувашгосиздат, 1957. 343 с.

56. Кузнецов И.Д. Саманапа литература. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1977. - 191 с.

57. Кузнецов И.Д. Очерки по истории чувашского народа (на чув. яз.). Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1962. - 380 с.

58. Кузьмин А.И. Художественная проза С. Эльгера. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1961.- С. 15.

59. Кузьмин Г.К. О старшем брате своем. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1973. - 97 с.

60. Культурное строительство в Чувашской АССР: Сб. док. Кн. 1. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1962. - 147 с.

61. Леонтьев А.П. Возвращение профессора. Чебоксары, 2003. - 95с.

62. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопр. лит. 1968. - №8.

63. Ломидзе Г.И. Ленинизм и судьбы национальных культур. М.: Современник, 1982. - С. 288.

64. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. М.: Просвещение, 1988.-352 с.

65. Луначарский А. Статьи о Горьком. ГИХЛ. М.: Знание, 1957. -С.58.

66. Лурье А.Н. Литература и современность (Проблемы и характеры). Л.: Знание, 1981. - 36 с.

67. Любимов В.Н., Юлдашбаев Б.Х. Ленин и самоопределение наций (на примере народов Среднего Поволжья и Приуралья). Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1967. - 239 с.

68. Максимов A.A. Советская журналистика 20-х годов: Краткий очерк журнальной периодики. Л.: Изд-во ЛГУ, 1964. - 152 с.

69. Метин П.Н. Комическое в чувашской литературе. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 2000. - 329 с.

70. Никитин В.П. Чувашский рассказ: Учеб. пособие. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1985. - 128 с.

71. Никифоров И.Н. Чувашская революционно-демократическая печать в период народной революции в России (1905-1907 гг.). М.: Изд-во МГУ, 1968. - 17 с.

72. Николаев П.А. Историзм в художественном творчестве и литературоведении. М.: Изд-во МГУ,1983. - 368 с.

73. Николаев П.Н. Чувашия в годы первой русской революции 19051907 гг. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1955. - 215 с.

74. Никольский Н.В. Конспект по истории христианского просвещения чуваш (на правах рукописи). Казань: Центральная типография, 1909. - 72 с.

75. Никольский Н.В. Народное образование у чуваш. Казань: Центральная типография, 1906. 86 с.

76. Очерки истории культуры дореволюционной Чувашии. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1986. 304 с.

77. Павлов Н.С. Краткий очерк чувашской литературы и критики. -Чебоксары, 1970. С.23-25.

78. Павлов Н.С. Проблема конфликта в чувашской драматургии: Крат. ист. обзор. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1966. - 108 с.

79. Петров К.К. Возникновение чувашской журналистики / Чуваш, ун-т. Чебоксары, 1987.- 72 с.

80. Петров К.К. Жанры в чувашской журналистике / Чуваш, ун-т. -Чебоксары, 1990.- 76 с.

81. Петров К.К. Основатель «Хыпара». Изд-во редакции «Хыпара». -Чебоксары, 1996. 24 с.

82. Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. — М.: Сов. писатель, 1986. 480 с.

83. Проблемы газетных жанров: Сб. ст. Л.: Изд-во ЛГУ, 1962. -187с.

84. Революцичченхи чаваш литератури. Текстсем. 2 том. -1 кёнеке. - Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1988. - 431 с.

85. Революцичченхи чаваш писателёсен произведенийёсем. -Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1962. 184 с.

86. Родионов В.Г. Чувашский стих: Проблемы становления и развития. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1992. - 294 с.

87. Роднянская И.Ю. Художник в поисках истины. М.: Современник, 1989. - 384 с.

88. Рождественский Ю.А. Введение в общую филологию. М.: Высш. школа, 1979. - 224 с.

89. Розанов В.Н. Литературные репутации. М.: Сов. писатель, 1990.- 464 с.

90. Сеспель Михаил. Собрание сочинений. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1959. - 355 с.

91. Сироткин М.Я. Очерки дореволюционной чувашской литературы. Изд. втор., доп. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1967. - 238 с.

92. Сироткин М.Я. Чувашская советская литература: Очерк истории.- Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1956. 352 с.

93. Тенюшев И.Я. Чавашсен малтанхи публицисчёсем. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1989. 68 с.

94. Томашевский Б. О стиле. Л.: Прибой, 1929. - 328 с.

95. Трофимов А.Т. Народное просвещение Чувашской АССР за 15 лет. Чебоксары: Чувашгиз, 1935. - С. 36.

96. Уяр Ф.Е. Чуваши в русской литературе и публицистике. Т. 1 / Чуваш, ун-т. Чебоксары, 2002. - 455 с.

97. Федоров Г.И. Санарла самах шыравё. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1996. - 224 с.

98. Федоров Г.И. Художественный мир чувашской прозы / ЧГИГН. -Чебоксары, 1996. 304 с.

99. Хлебников Г.Я. Чувашская литературная классика и ее наследники / Чуваш, ун-т. Чебоксары, 2001. - 301 с.

100. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: Худож. лит., 1972. - 479 с.

101. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. М.: Худож. лит., 1982. - 234 с.

102. Храпченко М.Б. Собр. соч.: В 4 т. Т.4. М.: Худож. лит., 1981. -431 с.

103. Чаваш литератури (Октябрьти революцичченхи тапхар). М.Я. Сироткин пухса йёркеленё. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1951. - 295 с.

104. Чаваш саввипе стилё динчен. Литература теорийёпе <?ырна статьясен пуххи. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1957. - 120 с.

105. Чуваши в первой русской революции: Сб. ст. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1956,- 210 с.

106. Чувашская книга до 1917 года (на правах рукописи). -Чебоксары, 1950. 32 с.

107. Шупу99ынни Н.В. Суйласа илнисем. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1958. - 175-210 с.

108. Эзенкин B.C. Чаваш литературоведенийёпе критика историйён кёске очеркё. 1917-1955 дд. / Чаваш ун-чё. Шупашкар, 1987. 79 с.

109. Эзенкин B.C. Путь к роману. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1976.-96 с.

110. Эзенкин B.C. Теоретические основы чувашской литературной критики. 1917-1970 годы / Чуваш, ун-т. Чебоксары, 1992.- 200 с.

111. Ш.Юрьев М. Чувашские писатели: Библиограф, сб. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1964.- 326 с.

112. Юсуфов Р.Ф. Общность литературного развития народов СССР в дооктябрьский период. М., 1985. - С. 103-108.1.. Статьи

113. Александров А.И. К вопросу о трансформации национального характера в литературах Поволжья // Национальное и интернациональное в чувашской советской литературе и искусстве: Сб. ст. Чебоксары, 1975. -С. 114-112.

114. Васильев A.B. Эволюция литературного процесса в период первой русской революции // Чувашский язык и литература: Тр. ЧГИГН. -Чебоксары, 1975. Вып. 53.

115. Васильев A.B. Становление и развитие жанров в дореволюционной чувашской литературе XYIII-XIX вв. // Чувашская литература: Тенденции развития, стилевые поиски. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1983.-С. 3-27.

116. Воеводин И. Публицистика определяет уровень газеты // Сов. печать. 1956.- №12.

117. Вопросы экономики и истории ЧАССР // Учен. зап. ЧНИИ. -Чебоксары. Вып. 13. - 123 с.

118. Григорьев П. К биографии Тайра Тимкки // Сов. Чувашия. 1956. -13 мая.

119. Григорьев П.Г. Роль Казанского университета в развитии культуры чувашского народа//Учен. зап. ЧНИИ. 1957. - Вып. 15.

120. Денисов П.В. Первая чувашская газета // Сов. Чувашия. 1956. - 25. апр.

121. Долгов В. Тайр Тимкки //Художественная литература: Альманах. -Кн. 7. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1963.

122. Зарипов М., Дисков А. Звезда Васся Анисси // Сов. Россия. 1997.

123. Иванов И.И. К спорам о творческом методе дооктябрьской чувашской литературы. Вопросы метода, жанра и стиля в чувашской литературе. Чебоксары, 1981. - С.9.

124. Иванов Н. К.В. Иванов и Тайр Тимкки в Симбирской чувашской школе //Ялав. 1959. - №12.

125. Исаев М. (^амрак писательсемпе комсомол // Сунтал. -1927. 2 №.

126. Канюков В.Я. Развитие дореволюционной культуры чувашского народа и ее взаимосвязи с русской культурой // Учен. зап. ЧНИИ. 1956. -Вып. 15.

127. Канюков В.Я. Дореволюционная детская чувашская литература // Учен. зап. ЧНИИ. Чебоксары, 1954. - Вып. 10. - С. 91-146.

128. Комиссаров Г.И. Современное состояние чувашской литературы // Чувашская литература: Вопросы истории и теории. Чебоксары: ЧНИИ, 1992.-С. 68-86.

129. Комиссаров Г.И. Чаваш фольклорёпе литература вёрентёвё // Чаваш халах самахлахё. Тёпчевсемпе текстсем. Шупашкар: ЧНТИ, 1989. - 6-45 с.

130. Кузнецов И.Д. Первая чувашская газета «Хыпар» // Учен. зап. ЧНИИ. 1957. - Вып. 15. - С.210-220.

131. Никифоров И.Н. К вопросу о возникновении чувашской революционной печати (1906-1907гг.) // Учен. зап. ЧНИИ. 1966. - Вып. 31.- С. 139.

132. Павлов Н.С. М.Ф. Акимов родоначальник чувашской художественной публицистики // Учен. зап. ЧНИИ. -Чебоксары, 1964. -Вып. 27.

133. Петров Н.П. Наблюдение над лексикой первой чувашской газеты «Хыбар» // Учен. зап. ЧНИИ. 1973. - Вып.2. - С.330-363.

134. Печать Чувашской АССР. К 40-летию Великой Октябрьской революции: Стат. материалы. Чебоксары, 1957.

135. Петров К.К. Особенности возникновения чувашской журналистики в Казани //Казанская пресса. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1974. С.73.

136. Петров К.К. Штрихи к портрету Таэра как поэта революционно-демократического направления // Проблемы творческого метода в чувашской литературе. Чебоксары, 1979. - Вып. 95.

137. Родионов В.Г. Энергия, воплощенная в слове // Сеспель М. Собр. соч. Изд. втор., доп. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1983. - С. 30.

138. Родионов В.Г. К вопросу о национальном самосознании чувашей в конце XIX начале XX века // Вопросы традиционной духовной культуры чувашей: Сб. ст. - Чебоксары, 1989.- С. 63-74.

139. Родионов В.Г. Революцичченхи чаваш литератури. Советская тюркология, 1985. №4. - С.98-99.

140. Родионов В.Г. Чаваш литератури йёркеленнё тапхарсем // Литература еткерё. Шупашкар: ЧНТИ, 1991. - 24-30 с.

141. Сироткин М.Я. Чувашская печать и литература в годы первой русской революции // Учен. зап. ЧНИИ. 1956. - Вып. 13. - С. 175-189.

142. Федоров Г.И. О национальном своеобразии чувашской литературы (Некоторые аспекты) // Проблемы национального в развитии чувашского народа: Сб. ст. / ЧГИГН. Чебоксары, 1999. - 173-188 с.

143. Хлебников Г.Я. Художественное мастерство К.В. Иванова в поэме «Нарспи» // Классик чувашской поэзии: Сб. ст. Чебоксары, 1966.

144. Чувашский язык, литература и фольклор: Сб. ст. Вып. 3. -Чебоксары, 1974.

145. Шупу^дынни Н. Несколько слов об отце и наставнике чувашских литераторов // Канаш. 1922. - №168 (918).

146. Юмарт Г.Ф. Пути дореволюционной чувашской лирики // Чувашский язык, литература и фольклор: Сб. ст. ЧГИГН. Чебоксары, 1972.-Вып. 2.

147. Юркки Иване. 1905-мёшпе ун хы^данхи дулсем. Асаилусем. Сунтал. 1931. 2№. 19-20 е., 3-4 №. 38-40 с.