автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Художественное решение проблемы характера в кабардинском романе
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Шакова, Марина Эльбердовна
Введение.
Глава I. Художественное решение проблемы характера в литературе (к постановке вопроса).
Глава II, Проблемы формирования и развития характера в'кабардинском романе.
Глава Ш.Художественные достижения кабардинского романа в решении проблемы характера.
Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Шакова, Марина Эльбердовна
Художественное решение проблемы характера всегда было сложным в молодых литературах, в частности в жанре романа. Создание неповторимо индивидуального и в то же время динамически обобщенного характера требует внутреннего и всестороннего раскрытия всех его особенностей, начиная от его взглядов на те или иные вопросы, личных качеств, от взаимоотношения с окружающими людьми, от его мироощущения, от эмоциональной направленности, от его моральных, нравственных качеств и заканчивая трудовой и общественной деятельностью, его значением и местом в современном обществе. Сегодня можно отметить, что литература приближается к определенному уровню, когда жизненная правдивость изображения в реалистической литературе достигается не тем, что писатель дозирует положительные и отрицательные качества в каждом из своих персонажей, а глубиной проникновения во внутренний мир личности.
Актуальность исследования. В современной литературе описательное, поверхностное изображение фактов, прямолинейное объяснение поступков героев, событий в их жизни, которые наблюдались на первых порах, сменились художественным обобщением, более строгим отбором фактов, их анализом. Историческое движение жизни народа и судьба литературного героя находятся в неразрывном единстве, и процесс роста сознания как героя, так народных масс предстает перед нами как объективная закономерность общественного развития. Взаимоотношения личности с обществом, оценка её поведения окружающими людьми находятся в неразрывной связи с глубоко психологическим исследованием характера, мыслей, стремлений этой личности.
Проблема создания характера - одна из сложнейших для молодых литератур - нередко подменялась иллюстративным подходом к созданию образов как положительных, так и отрицательных, и это зачастую сводило на нет весь художественный замысел. Попытка вместо развивающегося, психологически мотивированного характера создать определенную сумму добродетелей и пороков и представить её в качестве живого, действующего, растущего и совершенствующегося лица, как правило, терпит неудачу. Авторская заданность, воплощение в характере определенных и заранее известных черт ведут к статичности, нежизнеспособности героя.
Своеобразие первых романов состояло в том, что через судьбы отдельных характеров они отображали трудности времени. Реальные исторические события, преломляясь через судьбу героя, получали новое эстетическое звучание, конкретизировались. Писатели, раскрывая психологию характера крестьянина, показывали путь его духовного "взросления", мужания от собственника к человеку, осознавшему на опыте преимущества коллективной жизни. Герой литературы этого периода совершенствовался, чему способствовала сама действительность, ибо, как утверждала литература, именно революционные события, события гражданской войны, периода коллективизации влияли на изменение психологии крестьянина. Если же обратимся к советской литературе в целом, то проблема духовного роста личности, проблема искоренения частнособственнических начал в крестьянском характере решается многими писателями в разных литературах, что несомненно является свидетельством общности исторических судеб народов: это и "Поднятая целина" М. Шолохова, и "Бруски" Ф. Парфенова, и "Лестница в небо" М. Слуцкого и другие романы.
Цели и задачи исследования. Художественная проблема характера - одна из сложных и наименее изученных в адыгском литературоведении. В данной работе мы ставим целью исследование национального характера в кабардинском романе в его эволюционном развитии, что определяет следующие конкретные задачи:
- изучение проблемы характера в кабардинском романе в сравнительно историческом аспекте;
- выявление специфики национального характера в кабардинском романе;
- исследование взаимодействия фольклора и литературы в процессе формирования национального характера;
- исследование специфики психологического анализа в кабардинском романе.
В первых произведениях кабардинской прозы проблема характера решалась схематично, в его художественном воплощении сильны были и публицистические, и фольклорные элементы, часто используемые механически, в итоге - абстрактность характеров. К примеру, использование в прозе 30-х годов фольклорных сюжетов нередко придавали произведению яркий романтический характер и иллюстративность.
Современный кабардинский роман разнообразен по тематике, жанровой специфике, по способам изображения действительности, но главное - он тяготеет к самоанализу и самоопределению героя, к его нравственной эволюции, когда собственные мысли и действия оцениваются им не только как "есть", но и как "должно быть". Но порой желание писателя "выпрямить" жизненный путь героя, желание провести его лишь по восходящей заметно обедняют художественное решение конфликта и эволюцию характера.
Хотя в лучших романах современной или новейшей кабардинской литературы наблюдаются определенные тенденции: углубленное внимание к важнейшим проблемам сегодняшнего дня, исследование характера современника, исследование тех жизненных явлений и ситуаций, которые формируют характер.
Материалом исследования послужили прозаические произведения кабардинских писателей: романы "Горцы" А. Шортанова, "Вершины не спят", "Сломанная подкова" А. Кешокова, "Род Шогемоковых" X. Теуно-ва, "Щит Тибарда" Т. Адыгова, "Страшен путь на Ошхамахо" и "Ищи, где не прятал" М. Эльберда, а также близкие к романной структуре повести Ад. Шогенцукова, А. Налоева и др.
Теоретической и методологической основой работы послужили труды отечественных ученых по вопросам теории и истории литературы: П. С. Выходцева, Н. С. Надъярных, Б. А.Сучкова, Л. Г. Якименко. Нами также использованы достижения национального литературоведения: Л. А. Бекизовой, А. X. Мусукаевой, 3. X. Толгурова, Ю. М. Тхагазитова, X. И. Бакова, К. Г. Шаззо, Р. Я. Фидаровой, А. И. Караевой, Т. Е. Эфенди-евой и др.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые предпринята попытка всестороннего изучения проблемы характера в национальном кабардинском романе. В работе впервые монографически исследуются структурные элементы характера, его типические черты, вопросы эволюции.
Проблемы, стоящие сегодня перед кабардинским романом, значительны. Одна из них - проблема национального характера, поисков и находок личности, тема нравственного совершенствования личности, его формирования и развития. Все эти вопросы требуют художественного решения на современном уровне, с постановкой глубоких психологических задач. Создание в литературе героического характера - задача сложная и трудоемкая. Должен ли быть герой идеальный или жизненно реальный и естественный? Какими нитями следует связывать его с остальными образами романа, в каких поступках, действиях, мыслях должен проявляться его героический характер? С подобными и немалыми другими проблемами сталкивается писатель при создании идеального героического образа. Как известно, необходимость героического пафоса в литературе -закономерное требование современной эпохи.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что она углубляет и обогащает представление о значении, роли и месте национального характера в кабардинском романе как литературоведческой категории. Материалы исследования могут быть использованы при изучении истории и теории адыгских литератур, в частности кабардинской. На основе материалов исследования могут быть прочитаны специальные курсы на гуманитарных факультетах вузов соответствующего профиля.
Апробация результатов исследования. Диссертационная работа обсуждена на заседании научного семинара "Актуальные проблемы литератур народов Российской Федерации" (июнь 2002 г) и на расширенном заседании кафедры русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета (сентябрь 2002 г).
Основные положения диссертационного исследования изложены в сообщениях на научно-практических конференциях: "Мир на Северном Кавказе" (г Пятигорск), "Языки и литературы народов Кавказа" (г. Кара-чаевск), а также в опубликованных статьях: "Художественное решение проблемы характера в литературе" (Литературная Кабардино-Балкария №1, 2001 г.), "Художественное решение проблемы характера в прозе Т. Адыгова (журнал "Ошхамахо", январь-февраль 2001 г.), "Изображение характера в романе Т. Адыгова "Щит Тибарда" (сб. статей "Мир на Северном Кавказе", г. Пятигорск. 2002 г.) и др.
Структура диссертации:
Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи, проводится анализ изученности вопроса, ее научная новизна, методологические основы, теоретическое и практическое значение.
В первой главе - "Художественное решение проблемы характера в литературе (к постановке вопроса)" - анализируется характер как историческая проблема, имеющая специфические особенности формирования и развития.
Проблема личности и характера активно исследуется в философии, социологии, этике, эстетике, искусствоведении. Характер является основным объектом художественной литературы, которой и принадлежит первостепенная роль в комплексной разработке проблемы человековедения. Внутренний мир личности в его живом течении и в сложностях социальной обусловленности раскрывает нам художественное познание.
В художественной литературе воссоздание человеческого характера тесно связано с искусством психологического анализа. На разных этапах развития литературы важность данной проблемы осознавалась по-разному. Психологический анализ как один из показателей художественного развития человечества складывается постепенно и не может быть открыт творческой силой того или иного художника слова или введен в литературу усилиями какого-нибудь одного направления. Среди исследователей нет единого мнения в толковании самого понятия "психологический анализ". При этом представляется необходимым дифференцировать и различать понятия "психологизм характера" и "психологический анализ", ибо они, частично совмещаясь, не являются в полном смысле синонимами и не совпадают по значению. Понятие "психологизм" шире понятия "психологический анализ", он включает в себя, к примеру, отражение психологии автора в произведении. Писатель не властен решать вопрос, быть психологизму в произведении или отсутствовать, так как он в любом случае в той или иной степени будет ощущаться.
В литературе двадцатого века проблема психологического анализа характеризуется исключительной остротой, прежде всего потому, что принципиальное различие в ее трактовке является одним из пунктов размежевания искусства реализма и модернизма. Реалистический метод располагает наибольшими возможностями художественного познания человеческой личности, ибо в нем источником богатства психологического анализа, форм его выражения является не внутренний мир сам по себе, а бесконечное многообразие связей человека с реальной действительностью.
Решающую роль в создании литературных характеров в романе играет психологический анализ, который пользуется различными средствами: форма прямых авторских размышлений, самоанализа героев, воссоздание портрета героев и многое другое. Среди всех этих средств анализа особое место принадлежит внешней и внутренней речи персонажа. Можно отметить, что основная и общая тенденция в эволюции психологизма в литературе двадцатого века - это отталкивание от способов аналитических в пользу синтетических, уход от прямых и рационалистических приемов в пользу косвенных, сложно опосредованных к сфере подсознательного.
Важнейшая форма психологизма в литературе двадцатого века, захватывающая очень широкий круг литературных явлений - от Серебряного века до литературы наших дней, - это психологизм хронотомический, когда время и пространство в произведении выступают в психологической роли. При этом пространство и время даются в объективном восприятии персонажа и так или иначе освещают душевное состояние, чувства и переживания героя.
Характер как способ обобщения, как художественная проблема стал для современной литературы одним из узлов, к которым стягиваются решающие для ее содержания вопросы - необходимость и свобода, овладение законами бытия человека и общества, активное творчество новых отношений.
Во второй главе - "Проблемы формирования и развития характера в кабардинском романе" - исследуются основные этапы развития характера в жанре романа, начиная с 1830-50-х годов (А. Шогенцуков "Камбот и Ляца", А. Шортанов "Горцы").
Роман в адыгских литературах, в частности в кабардинской, явился естественным, внутренне необходимым шагом в период преобладания в послевоенной прозе реалистических, аналитических тенденций. Тяготение к многомерному анализу человека и действительности требовали совершенно новой, художественной эпической формы, позволяющей решать проблемы глубоких социальных и нравственных конфликтов, воссоздавать в эволюционном развитии национальный характер.
Многие литературоведы обращаются к проблемам характера в кабардинской литературе: Л. А. Бекизова, А. X. Мусукаева, Ю. М. Тхагази-тов, Р. X. Камбачокова, А. X. Хакуашев и др. Естественное соединение национального'опыта и достижений национальной литературы дало почву для возникновения историко-революционной темы, с ней же связано и осмысление национального характера. Своеобразное соединение личностного и мифологического начал выполняет в молодых и развитых литературах различные функции. В развитых литературах в поисках народных корней и современной картины мироздания личностное сознание воссоздает художественный мир и формирует структуру романа с явственно ощущаемым "возвращением" к эстетизации народных бытийных основ. Молодые же литературы не "возвращаются", а как бы возникают из основ народного бытия, народного мировосприятия.
Проблема характера в кабардинском романе проходит своеобразные и интересные этапы развития "Камбот и Ляца" А. Шогенцукова (1936) произведение, в котором выразились черты нового национального характера, опирающегося на фольклорную и этнографическую основу. Истори-ко-документальная проза в кабардинской литературе открывается романом А. Шортанова "Горцы"(1953), ставшим весьма заметным явлением. Одну из существенных особенностей изображения А Шортановым внутреннего развития характера составляет событийность. Она выражается не только в характеристике тех или иных воздействий на них исторических явлений, но и в обрисовке духовной жизни героя. При этом глубина человеческих стремлений и чувств не только связана с бурным развитием социальных, исторических конфликтов, но и открывается в повседневных отношений людей, в восприятии нового, в бытовых реалиях.
Заметным явлением в кабардинской литературе стала дилогия А. Кешокова "Вершины не спят", по-новому решавшая проблему национального характера (Казгирей Матханов, Инал Маремканов, Астемир, Думасара, Эльдар и др.)
В решении основных вопросов и проблем эпического повествования, национального характера кабардинская литература романами А. Кешокова ("Вершины не спят", "Сломанная подкова") выходит на тот же уровень, что и литература сложившиеся: та же глубина в решении связи времен, тот же углубленный психологизм в создании характера, обогащенного новым содержанием, те же параметры в решении нравственно-эпических проблем.
В третьей главе - "Художественные достижения кабардинского романа в решении проблемы характера" - рассматриваются произведения 1970-90-х годов.
В романах Т. Адыгова "Щит Тибарда", М. Эльберда "Страшен путь на Ошхамахо"(1982), "Ищи, где не прятал"(1999) основной художественный поиск - народный характер, его нравственные качества, новый герой,
- 12идущий навстречу сложностям жизни с высокими духовными запросами, борющийся за счастье своего народа.
В "Заключении" подводятся итоги исследования, делаются необходимые обобщения и выводы.
В разделе "Библиография" дается список научной и критической литературы, сыгравшей свою роль в формировании и решении нашей концепции.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Художественное решение проблемы характера в кабардинском романе"
Заключение
Художественная литература - отражение и выражение конкретных характеров, принадлежащих определенной социальной среде, формирующихся в ней, действующих либо в гармонии, либо в противоречиях с этой средой. Характер в литературном произведении - это конкретный живой человек со всеми присущими ему свойствами мировоззрения и мироощущения. В соотнесении человека с миром, в мировоззрении фиксируется исторически возможные цели человека, его сущности, его деятельности. В данном случае над мировоззрением понимается не просто совокупность систем взглядов, которая вписывала бы человека в целый мир. Результатом этого являются возникающий перед литературой вопрос: что такое человек, личность, какова его роль в мире? Что такое характер и какова его роль в художественном произведении? Иными словами, проблема характера, личности оказывается, в конце концов, центральной проблемой всей духовной культуры общества.
Осмысление человеческого бытия, "высших" целей человеческой деятельности и являются специальной и профессиональной задачей литературы. Все содержание, логика, стилистика - вся художественная ткань, форма произведения объединяется, охватывается "идеей человека", образуя с ней единое смысловое целое.
Характер - понятие историческое, каждая эпоха создает свои характеры, типичные для данного отрезка времени или общественного развития. Под характером надо понимать индивидуальные, ярко выраженные и качественно своеобразные психологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки. Из данного определения вытекает, что, когда речь идет о характере человека, то имеется в виду все его индивидуально выраженные и своеобразные психологические черты. Характеризовать человека - это дать анализ психологии его как индивидуальности, выделить не сумму качеств, а те черты, которые отличают человека от других людей и вместе с тем структурно целостные, то есть представляют собой известное единство.
В современной литературе именно характер является основным критерием познаниям действительности, и о совершенстве литературного произведения мы, прежде всего, судим по воплощенным в них человеческим характерам. Представители искусства слова XX века свою писательскую миссию усматривают, прежде всего, в создании психологически убедительной характерологии, в том, чтобы, создавая характеры, заставлять людей мыслить и чувствовать. В современной литературе ощущается настоятельная потребность изучения отличительных особенностей национального духа, национального менталитета, характера.
Современный национальный роман - это произведения, в которых наблюдается естественное соединение исторических событий, социальных проблем и нравственных конфликтов, а также стремление всю данную проблематику решать через образ - характер современника, глубоко жизненно реальный и психологически обоснованный. Литература изображает личность, ее отношение с миром, но со временем меняется представление и о личности, и о ее значении. Воссоздать такую личность является задачей литературы, но при этом следует помнить, что личности без общества не существует, именно общество формирует ее, поэтому изображение окружающего, событий также важно, как и изображение личности. Анализируя структуру современного литературного характера, замечаешь сложную картину пересечения национального и социального в сознании героя. Необходимо с большим вниманием отнестись к национальным особенностям его духовного мира, учитывая конкретные данные национального мира, представителем которого являлся герой, ибо каждый герой - та или иная ориентация национального самосознания. Убедительное свидетельство тому - романы А. Шортанова, X. Теунова, А. Кешоко-ва, Т. Адыгова, М. Эльберда и других.
Одним из ориентиров целостности структуры жанра романа и тем самым - художественного восприятия мира - считается структура духовного пространства, которая при всей национальной специфике типоло-гична для писателей, представляющих как развитые, так и молодые литературы. Принципиальной особенностью многих современных произведений является аналитический характер изображения национального бытия. Духовное богатство литературного героя раскрывается, прежде всего, в его стремлении найти себя в мире, открыть свою цель, свое предназначение. При этом следует подчеркнуть, что писательское мироощущение, предопределяющее принципы художественного воплощения национального характера, не может не исключать тенденциозности подхода к национальной действительности. Полнота художественного воссоздания национального характера обязательно требует внимания к потребностям современника, в его активном участии в общенародных делах. Любая попытка самодовлеющей, узко национальной трактовки художественного характера неизбежно вступает в противоречие с его социальной достоверностью и в итоге - с самим принципом художественной правды.
Тяга к философски обобщенной проблематике - доминанта кабардинского романного мышления. Следует отметить, что романы А. Кешо-кова, Т. Адыгова, X. Теунова, А. Шортанова, М. Эльберда и других - поэтически преображенная философия жизни, то есть философское не преобладает в нем как некое самостоятельное целое, а "растворено" в художественной стихии произведения.
Рассматривая вопрос зарождения жанра романа в кабардинской литературе, следует отдельно остановиться на замечательном произведении Али Шогенцукова "Камбот и Ляца", посвященном проблеме народного протеста против крепостного права и являющегося и сегодня образцом идейно-эстетической зрелости литературы. Характеры героев и из взаимоотношения развиваются в романе по вполне определенным художественным законам.
Романами А. Кешокова кабардинская литература в решении основных вопросов и проблем эпического повествования выходит на тот же уровень, что и литературы с многовековой историей: та же глубина в решении связи времен, тот же углубленный психологизм в создании национального характера, обогащенного новым содержание, то же направление в решении нравственно-этических проблем. Романы А. Кешокова - это не приукрашивание прошлого, не идеализация героев и их поступков, а объективное изображение действительности, анализ не только самих событий, но и героев - вершителей этих событий. Характеры в его романах сложны, индивидуализированы и глубоко оригинальны. Мифологические традиции, кардинально преображенные современностью, зачастую трудно уловимы, но их функции в организации художественного текста нельзя недооценивать. Роль этих традиций как художественной реальности несет в себе функциональную, формообразующую и содержательную нагрузку в создании художественной целостности романа.
Прочтение произведения с учетом мотивов и деталей, восходящих к мироэтническому сознанию, нужно для того, чтобы яснее представить тенденцию развития характера в его неповторимом своеобразии. Следует подчеркнуть, что одной из важнейших задач творчества А. Кешокова было художественное решение истоков народного героического характера ("Вершины не спят", "Сломанная подкова").
Определенным этапом в развитии кабардинской литературы является роман X. Теунова "Род Шогемаковых", которым была поставлена одна из самых трудных проблем большой прозы: органическое слияние изображения исторических, социальных вопросов с глубиной психологического раскрытия характеров. Роман "Род Шогемаковых" пробудил интерес к своеобразию национального характера, к его правдивому воспроизведению, поднял на новую ступень чувство патриотизма и заставил по-новому взглянуть на историю народа.
Личность и история присутствуют и в романе Т. Адыгова "Щит Ти-барда", свидетельствующем о расширении временных рамок жанра романа в кабардинской литературе, о новом решении проблемы характера в жанре романа. Основная проблема романа - необходимость единения малочисленных народов Кавказа с русским народом. От личности князя Ти-барда требовалось максимальное напряжение в экстремальных ситуациях и героическое поведение. Писатель создает характер движущийся, психологически достоверный, обладающий высокими нравственными качествами.
Новое слово в решении проблемы характера сказано М. Эльбердом романами "Страшен путь на Ошхомахо" и "Ищи там, где не прятал", в которых основную роль играет аналитический принцип изображения внутреннего мира человека. Для воссоздания психологического портрета широко используется внутренний монолог как средство изображения духовного мира людей противоречивости их чувств, мыслей.
Развитие кабардинского романа заметно отличает повышенный интерес к ценностной ориентации личности, открывающей себя во взаимоотношениях с другими людьми. Нравственный конфликт выходит на первое место и предстает не менее значительным, чем общественные коллизии, как нелегко решаемая задача. Не случайно так велико в жанре романа место полемики как содержательного центра повествования ("Вершины не спят" и "Сломанная подкова" А. Кешокова, "Щит Тибарда" Т. Адыгова, "Страшен путь на Ошхомахо" М. Эльберда и др.)
-137В процессе художественного анализа человеческого характера кабардинские романисты четко определяют основное направление - воссоздание нравственных качеств личности, ступеней ее роста как реальных, живых проявлений характера. Особый интерес для писателей представляют герои сильные духом, со сложным внутренним миром, умеющие перебороть в себе отрицательные начала. Сила духа подобных характеров проявляется в том, что они могут в корне изменить свои привычки, свое поведение и, осознав собственную неправду, сделать все, чтобы пересмотреть свои убеждения, изменить свои взгляды. Подобный характер, интересный по своему жизненному пути и нравственным исканиям, становится подлинным новаторским созданием писателя.
Большое разнообразие художественных средств и приемов в творчестве кабардинских романистов подчинено главной цели: глубокому социально-философскому осмыслению действительности, воссозданию национального характера, несущего в себе лучшие народные черты.
Список научной литературыШакова, Марина Эльбердовна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1. Авидзба В. Ш. Абхазский роман. - Сухуми, 1997. - 268 с.
2. Азадовский М. Литература и Фольклор. -Л., 1938. 293 с.
3. Андреев Ю. А. Русский советский исторический роман. М.-Л., 1962. - 165 с.
4. Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957. - 183 с.
5. Баков X. И. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии. Майкоп, 1994. - 251 с.
6. Бальзак. О. Собр. соч. Т. 15. -М„ 1955. 464 с.
7. Барабаги Ю. Вопросы эстетики и поэтики. М., 1973. - 320 с.
8. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. -М., 1995. 502 с.
9. Бекизова Л. Черкесская советская литература. Черексск, 1964. - 200 с.
10. Бекизова Л. От богатырского эпоса к роману. Черкесск, 1974. -288 с.
11. Белинский В. Г. Избранное. М., 1959. - 559 с.
12. Белинский В. Г. Полн. соб. соч. Т. 4-14. М., 1956.
13. Белобровцева И. 3. Мимика и жест у Достоевского// Достоевский, материалы и исследования. -Л., 1978. 236 с.
14. Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма. Т. 2. М., 1994. -213 с.
15. Бикмухаметов Р. Орбиты взаимодействия. М., 1983. - 239 с.
16. Бочаров С. Г. Психологическое раскрытие характера в русской классической литературе и творчество Горького. -М., 1960. 215 с.
17. Бушдин А. Методологические вопросы литературоведческих исследо-ваний.-Л., 1969. 228 с.
18. Введение в психологию. Под ред. А. В. Петровского. М., 1995. -257 с.
19. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. -Л., 1940. — 406 с.
20. Вопросы истории адыгейской литературы, в 2-х кн. Майкоп. Кн.1, 1979. - 176 е.; Кн.2, 1980. - 204 с.
21. Вопросы литературы. Март-апрель, 1999. 217 с.
22. Гинзбург Е. Я. О литературном герое. Л., 1979. - 229 с.
23. Гинзбург Е. Я. О психологической прозе. Л., 1977. - 464 с.
24. Гоголь Н. В. Поли. соб. соч. Т. 8. М., 1952. - 479 с.
25. Гусев В. Е. Эстетика фольклора. М., 1988. - 319 с.
26. Гусейнов Ч. Г. Этот живой феномен. М., 1988. - 429 с.
27. Далгат У. Б. Литератера фольклора. М., 1981. - 313 с.
28. Дементьев В. В. Кавказская тетрадь. М., 1989. - 331 с.
29. Джусойты Н. Все начинается с размышления//Вопросы лит. 1976.- № 5. С. 27-39.
30. Днепров В. Д. Черты романа XX века. М.-Л., 1965. - 548 с.
31. Достоевский Ф. М. Письма. Т.4. -М., -1959. 316 с.
32. Добролюбов И. А. Избр. соч. Т. 1.-М.,-1945. -339 с.
33. Затонский Д. В. Искусство романа и XX век. М., 1973. - 535 с.
34. Иезуитов А. Н. Проблема характера в советской литературе. М.-Л., 1962.-415 с.
35. История адыгейской литературы. Т. 1. Майкоп, 1999. - 522 с.
36. Камбачокова Р. X. Адыгейский исторический роман. Нальчик, 1999. -116с.
37. Караева А. И. Обретение художественности. М., 1979. - 176 с.
38. Кашежева Л. Я. Кабардинская советская проза. Нальчик, 1962.- 147 с.
39. Кешоков А. Созвездие литератур. -Знамя. 1972, № 1, - 322 с.
40. Киселева Л. Ф. Творческое искание Фадеева. -М., 1965. 147 с.
41. Конрад Я И. Запад и Восток. М., - 1972. - 439 с.
42. Кузнецов Ф. Советский роман. -М., 1963. 330 с.
43. Кулиев К. Слова одобрения: Предисловие//Эльберд М. Страшен путь на Ошхомахо. Нальчик, 1980. - 384 с.
44. Лихачев Д. С. Литература реальность - литература. - Л., 1984. -330 с.
45. Мамий Р. Г. Вровень с веком: Идейно-нравственные ориентиры и художественные искания адыгейской прозы II половины XX века. -Майкоп, 2001.-338 с.
46. Мандельштам О. Соч. в 2-х томах. Т. 2. М., - 1990. - 230 с.
47. Милетинский Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. -М., 1980.-297 с.
48. Мириманян А. М. Психологический роман. Автор, реф. канд. дис. -Ереван, 1971 - 52 с.
49. Многонациональный советский роман: Сборник статей. М., 1966. -308 с.
50. Мусукаева А. X. Северокавказский роман. -Нальчик, 1993. 192 с.
51. Мусукаева А. X. Художественный реализм и фольклорная символика в прозе Кешокова//Литературная Кабардино-Балкария. Нальчик, 1994.- № 4. С 47-62.
52. Мусукаева А. X., Шетова Р. А. Художественный мир Хачима Теуно-ва. Нальчик, 2002. - 192 с.
53. Надъярных Н. С. Время перечтений: Способность к диалогу. Ч. 1. М., 1993.- 127 с.
54. Надъярных Н. С. Финологические особенности реализма.-М., 1972. -246 с.
55. Оскоцкий В. Д. Юогатство романа. М., 1976. 320 с.
56. Османова 3. Г. Художественная концепция личности в литературах Советского Востока /Традиция и современность/. М., 1972. - 266 с.
57. Очерки истории кабардинской литературы. — Нальчик, 1968. 303 с.
58. Панеш У. М. Финологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. Майкоп, 1960. - 215 с.
59. Пархоменко М. Рождение нового эпоса.- Вопросы литературы. М.,- 1962.- 168 с.
60. Пропп В. Я. Фольклор и действительность. М., 1976. - 325 с.
61. Рубинштейн. С. Л. Основы общей психологии. М., 1989. Т. 1.- 485 с.
62. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. -М., 1957. 312 с.
63. Русский советский роман. Философские аспекты. Л., 1989. - 261 с.
64. Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения.-М., 1947.-415 с.
65. Стеблин-Каменский М. И. Миф. Л., 1976. - 104 с.
66. Судьбы романа: Сборник статей. М., 1975. - 373 с.
67. Султанов К. К. Динамика жанра /Особенное и общее в опыте современного романа/. М., 1989.- 152 с.
68. Султанов К. К. Самосознание национальных литератур//история национальных литератур. Вып. 1. М., 1955. - 384 с.
69. Султанов'К. От схемы к характеру (Заметки к прозе Северного Кавказа) // Дружба народов. 1980. № 1. С. 75-89.
70. Схаляхо А. А. Идейно-художественное становление адыгейской литературы. Майкоп, 1988. - 280 с.
71. Схаляхо А. А. Очаг национальной памяти. Майкоп, 1999. - 190 с.
72. Теуное X. Вступительная статья/ДПогенцуков А. Избранное. М., 1975. 335 с.
73. ТеуноеX. Свет с севера. М.Молодая гвардия, 1956. 160 с.
74. Тимофеев В. В. Пути художественного исследования личности/Из опыта советской литературы. Л., 1978. - 309 с.
75. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. М., 1976. - 346 с.
76. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. Т. 53. М., 1953. - 563 с.
77. Тхагазытов Ю. М. Адыгский роман (Национально-эпическая традиция и современность). Нальчик, 1987,- 110 с.
78. Тхагазитов Ю. М. Эволюция художественного сознания адыгов (Опыт теоретической истории: эпос, литература, роман). Нальчик, 1996.-256 с.
79. Урусбиева Ф. А. Древний перекресток нового романа: О современной исторической прозе//Актуальные проблемы литератур Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1991. - 176 с.
80. Урусбиева Ф. А. Портреты и проблемы. Нальчик, 1990. - 162 с.
81. Урусбиева Ф. А. Путь к жанру. Нальчик, 1972. - 174 с.
82. Фащенко В В. Характеры и ситуации. -М., 1982. 263 с.
83. Философская энциклопедия. Т. 4. -М., 1967. 591 с.
84. Фуко М. Что такое автор. М., 1996. - 143 с.
85. Хакуаилев А. X. Али Шогенцуков: Книга о жизни и творчестве поэта. -Нальчик, 2000.352 с.
86. Хализев В. Е. Теория литературы. М., 2000. - 259 с.
87. Хапсироков X X. Пути развития адыгских литератур. Черкесск, 1968. - 266 с.
88. Хашхожева Р. X. Адыгские просветители второй половины XIX начала XX века. Нальчик, - 1983. - 244 с.
89. Храпченко М. Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М., 1970. - 406 с.
90. Чамоков Т. Н. В ритме эпохи (О литературе адыгских народов). -Нальчик, 1986,- 184 с.
91. Чернышевский Н. Г. Полн. соб. соч. Т. 3. М, - 1947 - 490 с.
92. Чеченский и ингушский роман. Проблемы жанра. Грозный, - 1986. -118с.
93. Шаззо К. Г. Живое слово. Майкоп, -1989. 230 с.
94. Шаззо К. Г. Соцнени Исхак Машбаш: жизнь и творчество. Майкоп, -1991.236 с.
95. Шаззо К. Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси, -1978. 238 с.
96. Шошин В. А. Проблемы взаимодействия советских национальных литератур. -Л., 1989.-247 с.
97. Щербина В. Пути искусства. М., - 1970. - 153 с.
98. Эстетика. Словари. -М., 1989.-445 с.
99. Якименко Л. Г. На дорогах века: актуальные вопросы советских литератур. 2-е издание. М., - 1978. - 494 с.* *
100. Адыгов Т. Щит Тибарда. М., - 1988. - 272 с.
101. Кеилоков А. Долина белых ягнят. М., - 1989. - 784 с.
102. Кеилоков А. Чудесное мгновение. М., - 1970. 1 кн. - 344 е.; 2 кн. - 447 с.
103. ТеуновХ. Род Шогемоковых. М., - 1981. - 368 с.
104. Шогенцуков А. Камбот и Ляца. Нальчик: "Эльбрус", - 1975. - 109 с
105. Шортанов А. Горцы. Нальчик: "Эльбрус", - 1967. - 320 с.
106. Элъберд М. Избранное. Нальчик: "Эльбрус", - 2002. - 536 с.
107. Элъберд М. Страшен путь на Ошхамахо. Нальчик: "Эльбрус", - 1980.-416 с.