автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Художественное творчество в гендерном контексте

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Коноплева, Нина Алексеевна
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Владивосток
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Художественное творчество в гендерном контексте'

Текст диссертации на тему "Художественное творчество в гендерном контексте"

/' / ■ / > / ^ • } / / у* /"> /

Ш -Уу-г; ¿> у - /

/

Дальневосточный государственный технический университет

На правах рукописи

Коноплева Нина Алексеевна

Художественное творчество в тендерном контексте (на материалах становления творческих способностей в сфере изобразительного искусства)

Специальность 24.00.01.- теория культуры

Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии

Научный руководитель:

доктор философских наук, профессор Ячин С. Е.

Владивосток - 1999

Введение Глава 1

Параграф 1

Параграф 2 Параграф 3

Параграф 4 Глава 2

Параграф 1 Параграф 2

Параграф 3

Параграф 4

Глава 3

Параграф 1 Параграф 2

Заключение

Приложение Приложение

Содержание

Пол как бинарная оппозиция.

Пол и тендер в биолого-физиологическом аспекте.

Половые роли и половая идентичность. Тендерные взаимоотношения в социокультурном контексте. Своеобразие тендера.

Анализ творчества в тендерном аспекте.

Проблема тендера в философии творчества. Творчество, своеобразие психической деятельности и тендер.

Одарённость и тендер. Психо - физиологические основания творчества. Социокультурные условия формирования одарённости.

Психология личности художника с учётом тендерных особенностей.

Философско - психологический взгляд на творчество художников. Психодиагностические исследования художественных дарований. Выводы.

Библиографический список. Иллюстративная исследовательская часть.

Стр. 3 -21 Стр. 21 - 86

Стр. 22 - 36 Стр. 36 - 59

Стр. 60 - 69 Стр. 69 - 86 Стр. 87-140 Стр. 87-101

Стр.101 - 116

Стр. 116-123

Стр. 123-140

Стр. 140 - 172

Стр. 140-161

Стр. 161 - 163 Стр. 163-172 Стр. 173-179 Стр. 180-260

Введение

Проблема творчества составляет ведущую тему всей современной культуры, в том числе философии, культурологии и других социо - гуманитарных наук.

Изучение проблемы творческой деятельности человека, благодаря которой он самовыражается, приобретает новый опыт, испытывает удовлетворение от своей жизни, повышает проницательность, достигает самоактуализации, целостности, интегрированности, в настоящий период является весьма актуальным. Так как культура и творчество неотделимы друг от друга, с одной стороны, именно человек является творцом культуры, а с другой, - именно творящий человек - это человек культурный. Устремленность человека к некой иной высшей действительности есть важнейшая и неистребимая психологическая потребность, дающая ему импульс активности, развития и творчества, без которых невозможны никакие великие свершения. Так, H.A. Бердяев отмечал, что «творчество не есть приспособление к этому миру... творчество есть переход за грани этого мира и преодоление его необходимости» (Бердяев H.A., 1994., с. 166). «В творческом акте человек выходит из мира сего и переходит в мир иной» (Там же, с. 165). Величайшая красота, которая достигалась в этом мире, была связана не с тем, что человечество ставило себе чисто земные задачи в этой действительности, а с тем, что оно ставило себе цели за пределами этого мира. Творчество - это не только культура, это, прежде всего, жизнь человека, это его судьба. Благодаря творчеству человек «окультуривает» природу, способствует развитию основы своего существования. Как культура творит человека, так и она сама есть продукт человеческого творчества. Творя, человек изменяет мир и самого себя.

Мы творчески и активно отвечаем на различные влияния, воздействующие на нашу жизнь. Каждый индивидуум представляет собой единство личности и индивидуального формирования этой личности. Индивидуум - это и картина, и художник. Он - художник своей собственной личности (Адлер А.)

Именно творческий человек сумел прекратить бушующую внутри большинства людей «...гражданскую войну» между «глубинными силами» и «сиз

лами обороны и контроля». Поэтому они «расколоты» в значительно меньшей степени. Как следствие, большинству из них доступны плодотворная деятельность, радость и творчество» (Маслоу А., 1997, с. 179).

Имея в виду творчество вообще и художественное в частности, мы ставим своей целью рассмотреть проблему в тендерном аспекте. Сделать это важно потому, что именно сегодняшняя социокультурная ситуация высветила проблему пола во всех аспектах его существования, повысила интерес к тендерной проблематике.

Проблемы, связанные с процессами становления тендерной идентичности и самоидентификации, выдвигаемые на первый план в современной культурологии, требуют осмысления различных процессов и сфер человеческой деятельности в контексте тендера, в том числе и осмысления творчества.

В то же время постановка проблемы в тендерном контексте важна еще и потому, что именно на стыке веков наблюдается значительный интерес к психологии индивида, а также к своеобразию полов, к тендерной проблематике. Изменение структуры социальной жизни, ломка раннее существующих структур требует категориального их осмысления и нового оформления.

Изучение природных оснований творчества возможно только при рассмотрении тендера как культурного фундамента, лежащего в основе творческой эволюции.

Изучение тендерных связей, отношений, способов их организации в художественном творчестве позволят уяснить природные основания художественного творчества, динамику социокультурных традиций, влияющих на самоопределение, самоактуализацию и самореализацию женщин и мужчин в художественном творчестве.

Исследования, устанавливающие то, какие внешние социально обусловленные воздействия в процессе формирования полоролевой идентичности, преломляясь через внутренние психофизиологические особенности, приводят к возникновению художественно одаренной личности и служат основаниями для художественного творчества, позволят ответить также на вопрос: «Почему мало гениальных женщин-художниц?»

Сделать это важно еще и потому, что сегодня мы наблюдаем в тендерных взаимоотношениях различные процессы: борьбу за власть между мужчиной и женщиной, повышение активности женщин, усиление феминистских тенденций и, в тоже время, исподволь развивающуюся биархатность.

Постановка проблемы в тендерном контексте важна также в связи с тем, что в российской культуре, по нашему мнению, длительное замалчивание психоаналитических знаний, изменивших традиционные представления на тендер в зарубежной психологической и философской мысли, привело к задержке подобных исследований. 3. Фрейд объяснял многие формы человеческой деятельности, не имеющие видимой связи с сексуальностью, порождением их силой сексуального влечения. В качестве основных форм сублимации он описывал художественное творчество и интеллектуальную деятельность. (Ж. Лапланш, Ж. Б. Понталис., 1996., с. 510).

Таким образом, только изучив природные основания художественного творчества, мы сможем ответить на многие поставленные вопросы. Актуальность темы исследования.

Во все времена проблемы пола, половых сходств, различий, взаимодействий интересовали философов, биологов, психологов, социологов и самого человека. И если в биологическом плане пол является достаточно изученным, то в тендерном плане составляющие бинарной оппозиции мужественность - женственность являются двумя полюсами дифференциации и существуют в различных формах:

исторической;

национальной;

социальной;

возрастной;

конфессиональной.

Основанием для разделения может быть и общественное сознание. Философское сознание рассматривает эти оппозиции с точки зрения их предназначения в мире, их поведения, их места в обществе в историческом аспекте. Именно философские, а также психологические тексты являются основными источни-

ками для изучения этих оппозиций, а кроме того, для реконструкции взглядов на взаимоотношения мужского и женского начал.

Современная ситуация связана с активизацией интереса к проблеме взаимоотношения мужчины и женщины, их физиологии, психологии, вопросам взаимодействия тендера в исторической ретроспективе. В настоящее время наблюдается усиление борьбы мужского и женского начал. И, возможно, прав Д.С. Мережковский, говоря: «Муж владеет женой по закону патриархата, му-жевластия в середине всех человеческих веков - эонов, а в концах и началах -жена владеет мужем» (Цит. по: Рябов О., 1997, с. 95).

Другая сторона проблемы состоит в сложностях процесса формирования человеческой сущности, приобретения ею целостной идентичности. Важным аспектом поставленной проблемы автор считает рассмотрение необходимости формирования целостной личности, содержащей как мужскую, так и женскую часть.

Более узкий аспект проблемы - это ее другая сторона: мужчина и женщина, мужественность и женственность - и творчество, причем художественное творчество. Рассмотрение творчества с точки зрения этих бинарных оппозиций является, по нашему мнению, весьма актуальным и своевременным, так как именно в творчестве и через него человек становится человеком. «Творчество способно помочь человеку преодолеть падшую природу и спасти его. Образ человека-творца, осуществляющего свое призвание в мире ... есть идеальный образ человека, целостный и не раздробленный» (Бердяев H.A., 1993, с. 121).

Изучение творчества в более узком аспекте, с точки зрения изучения художественного творчества, связано с рядом проблем:

во-первых, потому, что социализированное искусство - все еще, почти исключительно, мужское занятие;

во-вторых, в связи с тем, что именно в художественном творчестве в исторической ретроспективе мы наблюдаем только единицы великих, гениальных, известных художниц-женщин;

в-третьих, эротический характер художественного творчества заключает в себе бинарные оппозиции, нечто муже-женское.

С.Н. Булгаков, характеризуя сущность искусства, говорит, что это эротическая встреча материи и формы, «...их влюбленное слияние», «...искусство есть следствие влюбленности природы в свою идею. Художник прозревает красоту как осуществленную святую телесность. Он томится и тоскует о ней, как рыцарь о Прекрасной даме, всегда и беззаветно в нее влюблен, ибо эта же влюбленность, эрос бытия, и рождает его вдохновение...» (Булгаков С.Н., 1994, с. 221). А красота, которую создает художник, - "это преодоление временности, относительности, фрагментарности, раздельности, это слияние с целым, достижение безграничной полноты бытия" (Мартынов В.Ф., 1997, с. 73).

Проблема изучения художественного творчества в тендерном аспекте важна как предмет научного изучения еще и потому, что только в контексте социокультурных тендерных взаимоотношений как одной из важнейших областей социальной жизни можно понять условия становления тендерной идентичности, понять, какая сущность - мужская или женская - является более страдающей, что, по нашему мнению, является одним из главных тендерных источников творческой деятельности. "Искусство может сделаться предметом научного изучения только тогда, когда оно будет рассматриваться как одна из жизненных функций общества в неотрывной связи со всеми остальными областями социальной жизни, в его конкретной исторической обусловленности" (Выготский Л.С., 1998, с. 13). Подобной точки зрения придерживается также С.Л. Франк, считающий, что новое, зарождающееся в глубине индивидуального духа, затем воспринимается общественной средой (Духовные основы общества, 1996, с. 126); Кребер, утверждающий, что необходимым условием культурных новаций являются не только психо-биологические, но и социальные условия (Кребер А. Цит. по: Антология исследований культуры, 1997, с. 396); Зиммель, отмечающий, что культура и жизнь - это две стороны одного и того же динамического процесса (Зиммель Г., 1996, с. 558). Г.С. Батищев также указывает на диалектическое единство человека и природы: «Творческая созидательная сила, получающая свое выражение в человеческих индивидах, есть социализированная сила природы и индивидуализированная сила социальности» (Батищев Г.С., 1997, с. 61).

Весьма важен в аспекте разрабатываемой проблемы взгляд Кребера на необходимость комбинации психобиологических, социальных, исторических факторов для адекватного определения первоистоков культурных новаций и изменений (Кребер А. Цит. по: Антология исследований культуры, 1997, с. 396).

Кроме того, данная проблема является актуальной еще и потому, что физиологи в процессе исследований высшей нервной деятельности разделили людей на художников и мыслителей.

И.П. Павлов писал: "Жизнь отчетливо указывает на две категории людей: мыслителей и художников. Между ними резкая разница. Одни - художники во всех родах: писатели, музыканты, живописцы и так далее - захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, живую действительность, без всякого разъединения. Другие мыслители именно дробят ее и тем как бы умерщвляют ее, делая из нее какой-то временный скелет, и затем только постепенно как бы снова собирают ее части и стараются их таким образом оживить, что вполне им все-таки так и не удается" (Цит. по: Лук А.Н., 1971, с. 38-39).

Художник своим искусством показывает не только процесс познания, но и свои чувства и мысли, которые возникают у него при этом, его произведения несут нам печать его души.

То есть для художника важно целостное образное восприятие окружающей действительности, что осуществляется правым полушарием мозга. А ведь именно женщины по природе своей правополушарны, так почему же в истории известны лишь единицы величайших женщин-художниц, а звучат только мужские имена? При анализе каталога Государственного Русского музея видно, что женщины-художницы составляют 3.82 % (Государственный Русский музей: Каталог, 1980); каталога Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и национального центра искусства и культуры Парижа (Каталог Москва - Париж: 1900- 1930 гг., 1981) - 5.95 %.

Поставленная проблема имеет социальный характер также и потому, что известны трудности адаптации в социуме художественно одаренных личностей, непонимание их своеобразия основной массой людей, трудности воспитания

одаренных и гениальных детей, в связи с чем имеются особенности психологической и медицинской помощи при их дезадаптации.

Таким образом, проблемная область исследования - это область пересечения следующих направлений мысли: биолого-физиологических проблем пола, социокультурной проблематики мужественности и женственности, психологических и социокультурных проблем формирования полоролевой идентичности, философских и психологических аспектов изучения творчества вообще и художественного, в частности, с точки зрения тендерных оппозиций.

Степень разработанности темы

Проблема творчества интересовала мыслителей всегда как сфера деятельности, где человек постигает свою экзистенцию и достигает трансценден-ции, с одной стороны, а с другой, осуществляет эволюционные процессы. «Творчество как раз и отличается тем, что оно превышает уровень и переходит границу доступных прежде возможностей, т. е. что оно делает то, что раньше было относительно или исторически невозможным и что находилось по ту сторону сферы доступности не только технической и объектно-познавательной, а и ценностной» (Батищев Г.С., 1997, с. 137). Постижение художественного творчества как разновидности творчества вообще, которое, с одной стороны, может заниматься украшением жизни человека, изменением его внешнего облика, а с другой, - приближая человека к миру прекрасного и к постижению истины своего существования, изменяет его внутренний образ, имеет большое значение. Мыслителям давно стало понятно, что в художественном творчестве «... изживается какая-то сторона нашей психики, которая не находит себе исхода в нашей обыденной жизни» (Выготский Л.С., 1998, с. 135). Кроме того, исследователям творчества понятна необычность, своеобразие личности художника (Т. Рибо, 1897, 1910, И.П. Павлов, 1923; Ф.И. Шмит, 1924; И.П. Карпов, 1926; Ю.А. Александровский, 1977; Р.Б. Хайкин, 1992). Художественное творчество -это особая деятельность человеческого духа, удовлетворяющая особенной потребности и имеющая собственную область.

Если обратиться к истории человеческой культуры, то можно с уверенностью сказать, что художественное творчество было одним из первых видов

творчества. Обусловленность творчества той сферой культуры, в которой оно реализуется (производство, наука, искусство и т. д.) требует выявления своеобразия психологии творчества в каждой из них. Самому художественному творчеству, его истории, особенностям мыслители уделяли много внимания. Проблема художественного творчества в тендерном контексте, в философской и психологической традициях до сих пор не стала темой самостоятельных исследований.

Определенный взгляд на творчество в тендерном контексте можно проследить у Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, О. Вейнингера, В.Н. Иванова, H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, которые разделяют понятия «гениальность» и «талантливость» и их связь с творчеством и обосновывают свой взгляд на гениальность - как мужской, а талантливость - как же