автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему: Художественный металл Строгановского училища в контексте развития декоративно-прикладного искусства в России второй половины XIX - начала XX веков
Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественный металл Строгановского училища в контексте развития декоративно-прикладного искусства в России второй половины XIX - начала XX веков"
На правах рукописи
Федунов Сергей Николаевич
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТАЛЛ СТРОГАНОВСКОГО УЧИЛИЩА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ
17.00.04 - Изобразительное, декоративно-прикладное искусство и
архитектура
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Москва 2004
Работа выполнена в Московском Государственном Художественно-промышленном университете им. С.Г. Строганова
Научный руководитель: Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
кандидат искусствоведения, профессор Мельник A.A.
доктор искусствоведения, профессор Курганова М. А.
кандидат искусствоведения Трощинская A.B.
Санкт-Петербургская Государственная Художественно-промышленная Академия
Защита состоится « » 2004 г. £ часов
на заседании Диссертационного совета Д-212452.01. при Московском Государственном художественно-промышленном университете им. С.Г. Строганова по адресу: 125080, Москва, Волоколамское шоссе, 9.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГХПУ им. С.Г. Строганова. Просим принять участие в защите и направить отзыв в двух экземплярах по указанному адресу.
Автореферат разослан « Г » 2004 г.
Ученый секретарь Диссертационного совета
Курасов С.В.
2.0С
ЗАЩИТ
24 01
з
Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Искусство второй половины XIX - начала XX веков - один из интереснейших периодов в истории развития русского художественного металла, время расцвета технического мастерства, создания отечественной ювелирной промышленности, дальнейшего развития и утверждения национальных форм. Проблемы развития художественной культуры данного периода еще долго будут интересовать специалистов - искусствоведов, историков искусств, культурологов и практиков.
Вторая половина XIX — начало XX века - одна из ярких страниц в истории российской жизни — это время экономического и культурного подъема, время, когда стала насыщенной художественная жизнь, создавались городские музеи, учебные заведения. Во всех отраслях искусства начались поиски самобытных национальных форм. Особая декоративная манера, которая исходила из стремления к обновлению художественного языка искусства, была неотъемлемой чертой всех изделий этого периода.
Начиная с 1840-х годов в художественном металле, как и во всем русском декоративно-прикладном искусстве в целом, происходят динамичный процесс обновления своей национальной школы в рамках общеевропейской культуры. Началось то духовное обновление, которое привело к совершенно иному, чем прежде, новому пониманию места национальных культур народов России в общемировой цивилизации, а соответственно - и к переосмыслению роли традиционных форм творчества. Мастера-ювелиры с середины XIX века откликнулись на потребность общества в национальных формах, начиная с этнографического воспроизведения отдельных предметов, копирования орнаментов, использования народных мотивов для создания оригинальных произведений, включения гравюр с видами городов и исторических памятников, сюжетов из русской истории, народных картинок в украшение изделий из металла.
Появились многочисленные солонки, повторяющие формы деревянных крестьянских солониц, ковшики, ковши, братины, чарки с орнаментами и формами XVI - XVII веков или надписями с пословицами и поговорками. Получили распространение серебряные изделия, блестяще имитирующие берестяное лукошко, поверхность дерева, холщовый мешочек и т. д. Впервые в истории русского ювелирного искусства темой украшения предметов становится искусство и быт народа.
Автор не случайно обращается к периоду второй половины XIX - начала XX веков. Это один из наиболее значимых в художественном и историческом отношении этап, который особенно близок нам сейчас общностью поисков национального стиля.
В настоящее время, когда возрос интерес к изделиям Строгановского училища XIX - начала XX века, как к ценному объекту искусствоведческого анализа, представляющему самостоятельную тему в общем русле развития русского декоративно-прикладного искусства, данная работа, имеет как научное, так и практическое значение. Это исследование становиться тем более важным, что Строгановское училище оставило значительный след в истории русской культуры, выработав особую систему подготовки мастеров, создав собственные издания и выставки, воспитав ряд выдающихся художников, педагогов и искусствоведов, произведения которых до сих пор пользуются глубоким признанием общественности.
Художественная продукция Строгановского училища, к сожалению, осела в многочисленных частных коллекциях как у нас, так и за рубежом; в музеях
«
сохранилось незначительное количество экспонатов, что представляло трудность в работе над данной темой. В этой связи становиться актуальным исследование роли и значения изделий из металла Строгановского училища в контексте развития декоративно-прикладного искусства и становления отечественной промышленности в области художественного металла.
Произведения из металла Строгановских мастерских не имеют широкой известности, скупо представлены в экспозициях отечественных музеев и практически не вовлечены в общие исследования культуры и искусства России. Однако, обратившись к этому существенному и чрезвычайно интересному материалу нельзя не прийти к выводу о его исключительной ценности. Несомненны высокое художественное качество Строгановских изделий из металла, свидетельствующие о ярком своеобразии этой области металлообработки XIX -начала XX века.
Несмотря на то, что по вопросам художественной обработки металла в России имеется достаточно обширная литература, произведения Строгановских металлических мастерских затрагиваются в ней недостаточно и фрагментарно. Специальных исследований, посвященных Строгановскому металлу, до настоящего времени не проводилось, вместе с тем имеющийся фактологический материал позволяет это сделать.
Одним из первых, обобщающих исследований, посвященных художественному металлу России, была вышедшая в 1967 году работа Т.Г. Гольдберга, Ф.Я. Мишукова, Н.Г. Платоновой, М.М. Постниковой-Лосевой «Руоское золотое и серебряное дело XV— XX вв.», где впервые было опубликовано 2600 клейм, их указатель и типологический словарь предметов ювелирного искусства. В руки ученых, музейных работников и коллекционеров всего мира поступил ценный материал для бесспорной атрибуции ювелирных изделий XV—XX вв. Там же содержались сведения о мастерах, мастерских и отдельных центрах ювелирного дела в России. В тот же период Б.Л. Ульянова завершила исследование русских ювелирных изделий из серебра на материалах Москвы и Петербурга второй половины XIX — начала XX в. Здесь получили характеристики мастера, мастерские, фабрики, фирмы, имевшие мировую известность, чьи изделия привлекают особое внимание музеев и коллекционеров. В 1974 году была закончена работа М.М. Постяиковой-Лосевой «Русское ювелирное дело, его центры и мастера XVI—XIX вв.», явившаяся значительным явлением в науке о русском декоративно-прикладном искусстве, а также вышедшая в 1995 году книга М.М. Постниковой-Лосевой, Н.Г. Платоновой, Б.Л. Ульяновой «Золотое и серебряное дело XV - XX вв.». Большой вклад в исследование художественного металла внесли такие авторы как: М.М. Постникова-Лосева, Т.Г. Гольдберг, С.Я. Коварская, И.Д. Костина, Г.Г. Смородинова, Г.Медведева.
Для выявления тенденций развития ювелирного искусства в России второй половины XIX — начала XX веков автором диссертации были изучены иллюстрированные альбомы, посвященные собраниям художественного металла музеев России, в которых опубликованы редкие музейные произведения. Альбом «Русское серебро XIV - начала XX веков», подготовленный коллективом научных сотрудников Государственных музеев Московского Кремля, альбом «Русское серебро: вторая половина XIX - начала XX века» из собрания Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, «Русское художественное серебро XVII - начала XX века в собрании Государственного Эрмитажа» 3. Бернякович, «Русские ювелирные
украшения XVI - начала XX веков» из собрания Государственного Исторического музея и др.
Важной теоретической базой явились искусствоведческие и культурологические материалы о русском искусстве середины XIX - начала XX вв. В частности, это работы:
A.A. Федорова-Давыдова, Е.И. Кириченко, Г.Ю. Стернина, М.В. Нащокиной, Е.А. Борисовой, Т.П. Каждая, В.В.Кириллова, AJI. Пунина, Д.В. Сарабьянова, Н.Ф. Хомутецкого. Их теоретические работы наметили круг творческих проблем художественной промышленности времени эклектики и модерна, предложили общие принципы подхода к ней и интерпретацию обобщенных закономерностей развития.
Существенную роль в развитии знаний о искусстве рассматриваемого периода сыграли художественные журналы, издаваемые в середине XIX - начале XX века «Зодчий», «Архитектурный мир», «Мир искусства», «Искусство строительное и декоративное», «Искусство и художественная промышленность», «Всемирная иллюстрация», «Художественные сокровища России», «Архитектурный музей», в которых были опубликованы статьи, отражающие состояние художественной промышленности, а также материалы посвященные Международным и Всероссийским выставкам.
Об истории Строгановского училища существует первая и пока единственная капитальная монография «История Строгановского училища» E.H. Шульгиной и И.А. Прониной, в которой собраны, обобщены и систематизированы документальные материалы и репродукции, касающиеся педагогического процесса и творческих работ преподавателей и учащихся за дореволюционный период существования этого учебного заведения.
По истории Строгановского училища автором диссертации было изучено серьезное и обстоятельное исследование, написанное доцентом Московского университета, историком А.Ф. Гартвигом и выпущенное в 1901 году к 75-летнему юбилею училища — «Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам», которое представляет 1-й том задуманной работы и охватывает период с 1825 по 1860 г.
Собраны имеющиеся в печати дореволюционного времени небольшие статьи, прежде всего — текущая информация об училище. Таковы сообщения его директора
B.И. Бутовского в книге «О приложении эстетического образования к промышленности в Европе и в России в особенности» (1870), его вступительная статья в альбоме «История русского орнамента» (1870), статья «Строгановское училище технического рисования в Москве», статья Москвича в журнале «Искусство и художественная промышленность» (1899), статья «Русское прикладное искусство и Строгановское училище в Москве» (в ежегоднике «Московский архитектурный мир», 1912), рецензии В. В. Стасова о выставках и изданиях училища, небольшие статьи и заметки в газетах того времени, Указатели и Отчеты о различных выставках. Большую роль в работе над исследованием сыграли опубликованные Отчеты Строгановского училища за 1909 -1910 гг., 1913-1916 гг.
Фактический и иллюстративный материал по истории Строгановского училища дореволюционного периода плохо сохранился, а в ряде случаев оказался безвозвратно утраченным. В музее и библиотеке МГХПУ существуют немногочисленные фотографии с выставок начала XX века, по которым можно представить работы учащихся исследуемого периода.
Труды перечисленных авторов и периодические издания рубежа веков помогли приблизиться к пониманию специфики декоративно-прикладного искусства, теперь уже
далеких от нас лет, убедительно показали весомость вклада отечественных художников в культурное наследие России второй половины XIX - XX веков.
Объектом исследования являются художественно-композиционные и технико-технологические особенности Строгановского художественного металла второй половины XIX - начала XX веков и их значение для отечественной художественной промышленности.
В диссертационной работе использовался весь комплекс тщательно выявленных памятников Строгановского металла, сохранившийся до наших дней в государственных и частных собраниях, встречающихся в антикварной торговле, а также опубликованные в периодических изданиях XIX - начала XX веков и архивные свидетельства, которые наиболее ярко выявляют основные концепции данного периода, продиктованные стремлением к поиску новых стилевых и декоративных композиций.
Целью исследования является комплексное изучение памятников Строгановского художественного металла как явления прикладного искусства и художественной культуры России второй половины XIX - начала XX века.
Основная цель работы — собрать разрозненный материал по изделиям Строгановского художественного металла XIX - начала XX веков, связать воедино и выявить стилевое своеобразие данных произведений, определить роль училища в развитии отечественной ювелирной промышленности и указать его влияние на формирование стиля русского декоративного искусства данного периода.
В ходе работы ставились задачи определения специфических особенностей строгановского художественного металла второй половины XIX - начала XX веков, сложившихся под влиянием русского стиля и стиля модерн.
Целью исследования также стало выявление характерных стилевых черт и особенностей технологических приемов обработки строгановского художественного металла, его атрибуции и введение в научный оборот новых памятников декоративно-прикладного искусства.
Метод исследования определяется характером темы и спецификой поставленных задач, требующих комплексного многоаспектного подхода. В работе использован метод системного анализа рассматриваемого материала, при котором вскрываются внутренние процессы и явления, характеризующие его природу. В целях наибольшей убедительности изложения основных проблем работы автором использован сравнительно-типологический принцип рассмотрения художественно-стилевых и технологических особенностей Строгановского художественного металла и художественного металла ведущих ювелирных фирм Москвы второй половины XIX -начала XX веков.
Границы исследования. Хронологические рамки исследования охватывают период второй половины XIX - начала XX веков, время появления новых технологий, становления и расширения промышленного производства, подкрепленное широким спросом российского покупателя на золотые и серебреные изделия. Это период возникновения и блистательного развития отечественных ювелирных фирм, а также организации и активной работы
различных мастерских по художественной металлообработке в Строгановском училище.
Научная новизна исследования состоит в целостном анализе художественных изделий из металла Строгановского училища в контексте развития русского декоративно-прикладного искусства и становления отечественной художественной промышленности второй половины XIX - начала XX веков.
- Впервые художественный металл Строгановских мастерских рассматривается как самостоятельный объект искусствоведческого анализа.
- Определяются художественно-стилистические особенности Строгановского художественного металла второй половины XIX - начала XX веков, что способствовало выявлению преемственности художественных, стилевых и технологических традиций изделий из металла одного из ведущих учебных заведений России художественно-промышленного направления.
- В научный оборот введены ранее неизвестные изделия Строгановского художественного металла.
- Данное исследование призвано расширить рамки искусствоведческого анализа художественного металла Строгановского училища, как явления декоративно-прикладного искусства и художественной культуры России XIX - начала XX веков.
Практическая значимость исследования обусловлена его научной актуальностью. Работа дает возможность ввести материал Строгановского художественного металла в историю русского прикладного искусства как его полноценную часть. Это тем более важно еще и потому, что на современном этапе развития искусствоведческой науки такие целостные подходы к исследованию материальной культуры необходимы для наиболее полного воссоздания общих художественных и мировоззренческих закономерностей, а также сохранения отечественного культурного наследия. Практическая значимость состоит в том, что разработанные для Строгановского художественного металла атрибуционные принципы, лежащие в основе исследования, могут бьггь использованы в музейной практике, выставочной деятельности, создании каталогов, составлении учебных пособий по истории русского декоративного искусства. Результаты работы должны стать серьезным подспорьем при подготовке специалистов - художников по металлу Строгановского университета и других учебных заведений, дизайнеров, а также в музейной и реставрационной практике.
Материалы н источники.
- В ходе сбора материала были изучены коллекции художественного металла в собраниях Государственного Исторического музея, Государственного Эрмитажа, Музея декоративно-прикладного и народного искусства, Государственного художественного музея-заповедника «Царицыно», Музея декоративно-прикладного и промышленного искусства при МГХПУ им. С.Г. Строганова в экспозициях, а в отдельных случаях в фондах музеев.
- Не менее важным источником для изучения Строгановского художественного металла явились произведения, выставленные в антикварных магазинах и салонах Москвы и Санкт-Петербурга.
- Автор в своем исследовании опирался на фотографии с выставок конца XIX -нач. XX века, сохранившиеся в музее и библиотеке Ml All У, а также необходимые материалы по строгановскому металлу были взяты из иллюстративных дореволюционных изданий.
- В ходе работы использовалась база данных международной сети Internet, благодаря которой была получена информация о русском металле, находящемся в отечественных и зарубежных музейных и частных коллекциях
- В процессе исследования широко использовались графические проекты конца XIX - начала XX вв. учащихся Строгановского училища, сохранившиеся в музее и библиотеке МГХПУ. Ценность этих материалов состоит в том, что они отражают определенные требования к процессу обучения в Строгановском училище на разных этапах его развития, позволяют проследить эволюцию процесса художественно-промышленного образования в России на примере старейшего художественного учебного заведения.
- Автор в исследовании базировался на тщательном изучении всех сохранившихся материалов из фондов РГАЛИ, Государственной Третьяковской галереи, Государственного исторического музея, музея и библиотеки Строгановского училища и других архивохранилищ.
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, двух глав, заключения, приложения и библиографии, включает альбом с иллюстрациями.
Содержание работы Глава I. Становление национального стиля в русском художественном металле во второй половине XIX - конце XIX веков.
1.1. Роль Строгановского училища в развитии национальной художественной промышленности в России во второй половине XIX.
Путь, на который вступила Россия во второй половине XVIII века, был окончательно оформлен реформами Петра I, затронувшими все области жизни русского общества. К середине XIX века этот путь был в основном пройден, были освоены традиции европейской культуры в области философии, эстетики, искусства. Установка на европеизацию, которая зачастую насильственно насаждалась в петровское время, теперь в общественном сознании уже не воспринимается как что-то противоестественное для национальной культуры. Наоборот, русская культура понимается как органичная составная часть общеевропейской культуры.
Но, осознав себя европейцами, русское общество одновременно столкнулось и с необходимостью постичь истоки своей самобытности. Возникла настоятельная потребность обратиться к русской истории, осмыслить свой исторический опыт, познать логику своего исторического развития, опереться на те традиции и образное наследие, которые могли бы стать основой для развития национальной культуры, сохранив ее узнаваемость в рамках культуры европейской.
Поэтому и эволюция русского художественного металла второй половины XIX -начала XX века шла во многом под знаком формирования национального стиля. Основные достижения в области формы, декора и технологии были непосредственно связаны с традициями национального русского искусства, культуры и ремесла и привели в последней трети XIX века к оформлению «русского стиля» как самостоятельного
явления в художественном металле России, первоосновой которого послужил романтизм как форма познания и осмысления истории, в том числе и национальной.
Русский художественный металл второй половины XIX века развивался в рамках эстетики романтизма, которая создала свою концепцию, основанную на множественности исторических стилистах, на органичном использовании наследия стилей предшествующих эпох, соединении разного в едином целом, что понималось как новаторство, как важнейшее завоевание искусства, воспринималось как новый, большой стиль, стиль историзма.
Увлечение готикой, мавританскими мотивами, «шинуазри», ренессансом, барокко, рококо, стилем «ориенталь» нашло свое отражение как в западноевропейском, так и в русском художественном металле. В русле направления, которое можно определить как общеевропейское, русский художественный металл особенно интенсивно воспроизводил формы и орнаментику барокко и рококо. В вещах, выполненных в стилистике «второго барокко» и «второго рококо», повторялись не только формы и декор первоисточника, но имитировались и приемы работы по металлу XVIII века: техника оброна с золочением и канфарением, гравировка с чернением, высокая чеканка, а также введение в орнаментальный узор черневых медальонов с жанровыми сценами.
Но источниками вдохновения художников и ювелиров были не только западноевропейские исторические стили, все чаще взгляд мастеров обращался к орнаментальному богатству и многокрасочности древнерусского прикладного искусства. Все это привело к формированию своего, национального варианта стиля историзма, нашедшего образное выражение в контексте «русского стиля».
«Русский стиль» явил не только совершенно новый, оригинальный образ русского художественного металла, но и способствовал созданию целой системы его производства. Если в XVIII - первой половине XIX века обработка художественного металла в России была сосредоточена в основном в руках отдельных мастеров-ювелиров или в небольших мастерских, которые, как правило, делали вещи на заказ, а сами изделия не носили массового характера, то во второй половине XIX - начале XX века появление новых технологий, развитие и расширение промышленного производства, подкрепленные широким спросом российского покупателя, ориентированного в своих вкусах на вещи, созданные в «русском стиле», способствовали возникновению и стремительному развитию отечественных ювелирных фирм.
В 1840-1860-х годах в Москве и Петербурге одна за другой основываются фабрики и фирмы; Ивана Губкина, Василия Семенова, Павла Овчинникова, Ивана Хлебникова, братьев Грачевых и другие. Конкурируя между собой, стараясь удешевить свои изделия, они постоянно искали пути к замене ручного труда машинным. На этих предприятиях широко применялись механические способы изготовления и обработки изделий - штамповка, гильоширование, вальцовка.
Постоянная конкуренция, стремление приобщить различные слои общества к приобретению своих изделий стимулировали поиск новых технологических и технических приемов работы с металлом, требовали активного расширения и обновления ассортимента, не только сохранения высокого художественного уровня работ, но и доведения до совершенства чистоты отделки и техники исполнения. Это способствовало привлечению русскими ювелирными фирмами к сотрудничеству известных художников, скульпторов, архитекторов, а также созданию при фирмах своих учебных профессиональных центров. Например, на фирму Сазикова работали М.Д.Быковский, И.П. Витали, П.К. Клодт; на Губкина - академик Бортников; на
Овчинникова - Е. Лансере, А Обер, М.О. Микешин, Д. Чичагов, А.Жуковский, Г. Гартман.
Подобная постановка дела позволила изготавливать не только штучные, дорогие, заказные работы, которые имели представительский характер, максимально раскрывая возможности той или иной фирмы, но и выпускать сравнительно недорогие и качественные вещи. Эти изделия помогали перевести эстетику «русского стиля» на каждодневный, всем понятный язык бытовой функциональной вещи, что в свою очередь способствовало быстрому распространению национальных художественно-декоративных начал в русском металле.
Однако, приглашая художников, скульпторов и архитекторов, которые, не имея навыка работы с прикладными, а тем более промышленными изделиями, привносили в произведения из художественного металла сюжеты и формы монументального или станкового искусства. Отсутствие именно декоративно-прикладных качеств в художественных произведениях приводило к наплыву иностранных товаров и ставило отечественную промышленность в «безотрадное положение», которое во многом зависело от малочисленности художников-прикладников.
Создание национальной художественной промышленности со своими историческими сложившимися формами заботило все слои общества на протяжении XIX столетия. С особой остротой этот вопрос встал на рубеже XIX—XX веков. На его решение была направлена целая система государственных мероприятий, в ходе которых создавались различные общества (в том числе Общество поощрения художеств со школой и художественно-ремесленными мастерскими. Общество помощи труду, Русское художественно-промышленное общество. Общество возрождения художественной Руси и другие), было опубликовано «Собрание узаконений о художественно-промышленных учреждениях» (1902), организовано художественное предприятие «Современное искусство», открыты музеи.
Большое значение имели перестройка системы образования в художественных учебных заведениях, введение обязательного применения рисовального искусства к ремеслам в главных из них — Рисовальной промышленной школе Императорского общества поощрения художеств и Центральном училище технического рисования барона Штиглица. О внимании к их деятельности говорит и тот факт, что на Всероссийской выставке промышленных товаров 1896 года в Нижнем Новгороде коллекции рисунков и моделей художественно-промышленных училищ были выделены особо.
Но самая значительная роль принадлежала Центральному Строгановскому художественно-промышленному училищу. В классах, дающих специальность, выдвигалось на первое место сочинение рисунков, т. е. первостепенным стало развитие творческого начала, что требовалось отечественной промышленности, желающей иметь не только рисовальщиков-копиистов, но и собственных творцов-художников, подготовленных не хуже иностранцев и способных полностью заменить их.
Строгановское училище долгие годы концентрировало лучшие в России профессиональные кадры отечественных мастеров декоративно-прикладного искусства, являясь крупным центром формирования русской национальной культуры, сложения ее традиции в области декоративно-прикладного искусства.
Широта выдвигаемых проблем определялась стремлением повернуть отечественную художественную промышленность в русло национальных традиций;
желанием активно участвовать в укреплении этих традиций русского искусства; и, наконец, «просветительской» деятельностью, приобщением народных масс к культуре.
Однако из-за того, что русский фольклорный материал еще не был достаточно знаком и изучен, применение его в декоративно-прикладном искусстве не всегда стояло иа должной высоте, а понимание часто было очень поверхностным. На первых порах довольно бездумно брались отдельные элементы или атрибуты крестьянского быта (кровельки, коньки, столбики-кубышки, полотенца, петухи и т.п.) и включались в оформление объекта.
Выставленные Строгановским училищем на Петербургской выставке 1870 года первые печатные листы с древними орнаментами противостояли насаждению поверхностного, «псевдорусского» стиля. Это были подлинные образцы народного искусства, творчества его лучших мастеров. Они радовали глаз гармоничной яркостью красок и замысловатой фантазией, пластичностью, были хорошо скомпонованы. Они раскрывали тайну народного мастерства, подсказывали, каким путем следует идти: не буквально копировать предметы будничного обихода, орудия ручного труда, а поэтически их претворять — веселая, нарядная красота нужна людям. Именно этот орнамент из древнерусских рукописей и лег в основу развития «русского стиля 1870-х годов», характерного для различных видов декоративно-прикладного искусства того времени. В это время Строгановское училище разделяло интересы демократической части русского общества. Оно живо откликнулось на требование развивать национальную культуру и поставило перед собой серьезную общественную задачу: противодействовать «чрезмерному стремлению наших промышленников к источникам нам чуждым и к копированию иностранных рисунков и форм... для указания нашим промышленникам источников самобытного художественного стиля», поскольку считалось, что в России налицо «совершенное отсутствие своеобразного стиля».
Строгановское училище обратилось к национальному наследию, усмотрев его прежде всего в рукописных книгах XI—XIV веков и других предметах той же эпохи. Характерной чертой данной орнаментики современники признавали ее узорочность и затейливость, — черта, присущая всему русскому народному творчеству. И это прекрасно понимал Бутовский, когда видел непосредственную связь между найденными Строгановским училищем рисунками древнерусского орнамента и примененными на современных ему золотых и серебряных изделиях П.Ф. Сазикова и П.А. Овчинникова, и в ювелирных изделиях Чичелева. С другой стороны, ощутима была связь и с украшениями крестьянских жилищ XVIII — XIX вв., с деревянной резьбою, с простыми крестьянскими изделиями из дерева.
Таким образом, подготовка художников для промышленности подкреплялась серьезно и глубоко — повышением уровня общего и художественного образования, а также развитием традиций национального искусства. В этом заключалась особая роль и специфика Строгановского училища, которое уже в самом начале своего существования являло собою новый тип школы, значительно отличавшийся от обычных рисовальных школ.
1.2. «Русский стиль» в художественном металле. Становление национального стиля в русском художественном металле во второй половине XIX века было процессом долгим и непростым. Окончательное его оформление как самостоятельного течения среди многочисленных стилей историзма происходит в семидесятые-восьмидесятые годы XIX столетия под влиянием новых демократических тенденций, связанных с развитием русского общества в
пореформенный период В отечественном металле демократическое мировоззрение эпохи выразилось в массовом воспроизведении народной тематики и национальных орнаментальных мотивов.
В эти годы формирование предметного мира в художественном металле России в рамках «русского стиля» шло под влиянием деятельности архитекторов В.А. Гартмана и И.П. Ропета, которые, пытаясь расширить рамки понятия «русский стиль», обратились в своих поисках непосредственно к народному искусству. Они заимствовали не только сюжеты и мотивы деревянного зодчества, но и широко варьировали наследие народного прикладного искусства в целом.
И хотя такой подход в решении изделий из металла с детальным воспроизведением приемов, декора и текстуры деревянной резьбы кажется алогичным, вступающим в конфликт с материалом, следует отметить органичность подобного решения для эстетики «русского стиля». Для произведений, выдержанных в этой стилистике, имитация материала (дерева) и воспроизведение народных архитектурных форм были очень важны, так как путь прямых, узнаваемых аналогий считался необходимым условием для создания вещи в «русском стиле». Дерево, воспринимаемое как «национальный» материал, служило средством для раскрытия художественного образа. В русском металле этого периода нарушается гармония между материалом и художественной идеей, так как последняя начинает доминировать над материалом. Имитация дерева, бересты или ткани с вышивкой в серебряных изделиях стала одной из составляющих понятия «русский стиль».
Интерес русского общества к отечественной истории способствовал воссозданию предметного и образного мира русской старины в художественном металле. Расширялся ассортимент, увеличивалось количество выпускаемых изделий из металла. Уже не штучные работы, а разнообразная продукция русских ювелирных фирм удовлетворяла новые вкусовые потребности рынка. Теперь все зависело от возможностей кошелька покупателя - к его услугам были как дорогие, эксклюзивные произведения, так и большое количество сравнительно недорогих предметов в духе «русского стиля». К середине столетия помимо старейшей фирмы Сазикова возникают фирмы И.С. Губкина, Орлова, П.А. Овчинникова, фирма Никольс и Плинке; во второй половине XIX века - фирмы И.П. Хлебникова, К. Фаберже, бр. Грачевых, Ф.А. Лорие, О.Ф. Курлюкова, Н В Немирова-Колодкина, А М.Постникова и др. Многочисленность русских ювелирных фирм обеспечивала разнообразие художественных и технических приемов украшения и обработки отечественного металла. Совместно разрабатывая в рамках «русского стиля» национальную тематику и декоративное убранство вещей, ювелирные фирмы формировали единый, панорамный взгляд на художественный металл, создавали его зрительный образ, решали общие задачи декоративного оформления. Вместе с тем каждая из фирм, пользуясь широким перечнем художественных и технических приемов, имела и свои пристрастия, которые делали ее индивидуально узнаваемой среди остальных.
Та же народная тема была характерна и для функциональных изделий из металла Широкое распространение среди них получили такие предметы, как пепельницы в виде лаптей или крестьянских саней, солонки в форме деревянных солониц и берестяных плетеных туесков, подстаканники в форме деревенских рубленых изб, сухарницы и блюда, имитировавшие берестяное плетение и ткани, стопки и стаканчики в виде деревянных кадушек и т.д.
В изделиях из художественного металла помимо новых, самобытных сюжетов отчетливо проявляется тенденция к созданию оригинальной формы и декора, что зачастую ассоциировалось в общественном сознании с использованием или имитацией исконно русской традиции обработки и украшения металла: применение скани, чеканки, гравировки, зерни, различных видов перегородчатой эмали: по скани, по литью. В моду входит полихромная эмаль.
И хотя в пятидесятые-шестидесятые годы XIX века изделия из металла в «русском стиле» в основном еще создавались как штучные, выставочные или заказные раритеты и в силу своей высокой стоимости не носили массового характера, тем не менее они оказали влияние на формирование новых вкусов и художественных приоритетов. Кроме того, в этот период был намечен круг тех сюжетов и выработаны те декоративно-орнаментальные приемы украшения изделий из металла, которые в дальнейшем, развиваясь и обогащаясь, способствовали созданию зрительного образа «русского стиля» в художественном металле России.
Особый интерес в эти годы вызывали изделия из серебра в сочетании с эмалью. Использование эмали, применявшейся для украшения серебряных вещей, воспринималось современниками как возрождение традиционной полихромии в русском декоративно-прикладном искусстве. Качество эмали было очень высоко, но произведения, выполненные в этой технике, в своей массе несли отпечаток некоторой сухости. Чрезмерно разработанный в деталях, дробный орнамент подавлял, скрывал форму изделия, акцентируя внимание зрителя на яркости, красочности декоративной отделки, и отвлекал его взгляд от архитектоники предмета.
Уже в 1860 - 1870-х годах эмаль, как и в XVII в., занимает в ювелирном деле одно из самых значительных мест. Работа мастера-эмальера так же, как и в древней Руси, опять становится неотделимой от творчества сканщика, резчика или чеканщика. В этом одно из существенных отличий эмалевых изделий конца XIX — начала XX веков от произведений первой половины столетия, когда мастер-ювелир лишь использовал эмалевые миниапоры, включая их в декор своих изделий.
Работы 1870-1890-х годов показывают изумительную красоту и богатство традиционного русского эмалевого узорочья, бесконечные возможности декорировки изделий. Орнаменты, взятые из рукописных книг, увражей «Древностей Государства Российского», иллюстрированных изданий по древнерусскому искусству, украшали самые разные предметы — оклады икон, складни, литургические наборы, посуду, ларцы, бювары и многое другое.
Такой расцвет эмалевого искусства стал возможен благодаря деятельности исследователей русской культуры, мастерству художников сумевших применить наследие искусства прошлого к современному им золотому и серебряному делу и создать на основе национальных традиций оригинальные произведения, отвечавшие по назначению и дизайну требованиям нового времени.
Многообразию мотивов - исторических или жанровых, литературных или пейзажных, орнаментальных XVI - XIX вв. - соответствовало техническое мастерство: контрасты фактур блестящих или матовых, тончайшая резьба или чеканка, красочность эмалевой палитры, тонировка цветной позолотой, патинировка.
Но тем не менее специфика художественного видения эпохи предполагала самоценность каждого элемента произведения в отрыве от целого. Орнамент мог свободно налагаться на любую форму, и любая форма как связанная с национальной традицией, так и идущая от общеевропейских исторических стилей могла бьггь
совмещена с произвольно выбранным орнаментом. В русском художественном металле для узнаваемости вещи как произведения, решенного в «русском стиле», было достаточно или самой формы изделия, или его орнаментального убранства Не стиь в прежнем понимании, но вкус диктовал образ предмета. Вкус, воспитанный на ведущих образцах демократической живописи 60-80-х годов XIX века, который требовал реалистичности и точности образов.
В русском художественном металле для украшения изделий часто использовали реалистическое изображение сцен из народной жизни, а также видов Москвы, Петербурга, которые, как правило, выполнялись в виде миниатюр в технике черни. При этом внимание мастеров было сосредоточено не на органичной компоновке изображения с формой и орнаментикой предмета, а на тщательном воспроизведении популярных сюжетов, через которые уже непосредственно сам предмет становился объектом внимательного и детального рассмотрения.
Первостепенной была роль Строгановского училища в поисках нового стилевого начала. Оно явилось одним из основоположников и зачинателем «русского стиля» 2-й половины XIX века. Стасов правильно предвидел в 1870 годы грядущий «переворот в художественной стороне» отечественной промышленности на основе воскрешенных элементов древнерусского декоративного искусства, которые позднее нашли применение во всех видах художественной промышленности.
В это время совершенствуется и усложняется система преподавания, по-прежнему уделяющая значительное днимание рисунку и композициям в русском стиле, а также изготовление копий с произведений декоративно-прикладного искусства. Учебная программа Строгановского училища уже на самом раннем этапе предполагала особую заботу «о развитии в учениках творческих способностей и изящного вкуса».
К сожалению, старые программы рисовального отделения Строгановского училища не сохранились Исторические невзгоды, частые переезды, реорганизация училища и перераспределение коллекции, а также другие перипетии в судьбе Строгановки сделали собрание разрозненным, многое оказалось утраченным Однако, несмотря на это, коллекция графики музея МГХПУ им. С.Г. Строганова позволяет наглядно проиллюстрировать некоторые этапы процесса обучения в училище во второй половине XIX века.
В музее МГХПУ сохранились тетради и графические листы 1890-х годов, иллюстрирующие постейенное, от класса к классу, усложнение заданий, совершенствование в овладении академической техникой рисунка и в творческих работах над проектами.
С конца 1860-х годов преподавание в рисовальных классах училища ориентировано на изучение и копирование предметов народного искусства, воспроизведение орнаментов русской архитектуры, рукописных книг, церковной утвари, иконостасов. Создаваемые преподавателями Строгановского училища альбомы древнерусских и византийских орнаментов служили пособиями для учащихся нескольких поколений.
На первых порах работы учеников не всегда были стилистически выдержаны. Подрисуночные подписи — «в русском стиле XV в.», «в русском стиле ХУГГ в.» — зачастую опровергают изображенные на них предметы, представляя формы или орнаменты XVIII или даже ХЗХ в., а иногда и объединяя элементы разных эпох Однако профессионально исполненные изделия на основе осознанно выстроенных графических композиций, проникнутые национальным ароматом неизменно привлекали внимание к работам строгановцев внутри страны и вызывали восхищение на международных
выставках. Находясь в русле общеевропейского историзма, они несли в себе самобытную русскую тему, русскую орнаментику. Это находило выражение либо в выборе исторической личности для воплощения на изделии, либо в воспроизведении формы старинной посуды (ковш, братина, кубок), но чаще — в использовании орнаментального мотива с деревянной и металлической посуды, прялки, набойки, рукописной книги или вплетении в общую композицию народной поговорки.
Возникнув как училище технического рисования, строгановская школа в конце XIX не имела специализированных мастерских для обработки металла. На студентов возлагалось создание проекта металлических изделий, как подробной графической композиции в цвете.
Графические композиции учащихся-строгавовцев - превосходно выполненные работы Они представляют акварельный рисунок с тщательно вписанным орнаментом борта и примыкающим к нему сюжетным либо портретным мотивом. Объемные формы в графических проектах воспроизводились чаще полностью, кроме того включали отдельные полосы с растительным и эпиграфическим орнаментом. Все композиции отрисованы самым тщательным образом
Все работы 1880 — 1890-х годов отвечали основным программным требованиям Строгановского училища и, в первую очередь, его руководителя В.И.Бутовского — человека, радевшего за развитие русского искусства и промышленности, связанного со Двором, с московскими промышленными кругами, ярого приверженца русского стиля. Для практического ознакомления с техническими приемами по их специальности ученики посещали лучшие московские фабрики.
Проводимая работа по «изысканию» и зарисовкам старых русских образцов имела большое воспитательное значение для учащихся. Она развивала в них, с одной стороны, историко-художественный подход к произведениям прикладного искусства, с другой — укрепляла патриотические чувства Благодаря посещению древнерусских городов, монастырей, церковных ризниц, музеев увеличивался и творческий багаж учащихся. Эти поездки и зарисовки оставляли в их душе настолько глубокий след, что на всю жизнь делали их приверженцами родного искусства и национальной стилистики.
Строгановское училище наиболее активно поддерживало обращение искусства к национальным истокам и стало проводником «русского стиля». Оно внесло значительный вклад в борьбу за свой национальный стиль в прикладном искусстве, собрав огромный материал художественных образцов прошлого и обнародовав его. В своих демократических начинаниях строгановцы были с прогрессивной частью русской общественности, оставаясь заметным очагом русской культуры.
В последнее десятилетие XIX века произошла внутренняя реорганизация жизни училища: перестройка учебной системы, педагогических методов, персонала, основного помещения, музея и мастерских. Строгановскому училищу удалось стать передовым в развитии национально-стилевого направления. Руководители училища, его мастерских и в 1860-х годах, и на рубеже XIX-—XX вв. отчетливо понимали, что дорога к общемировой цивилизации лежит только через обретение национальной самостоятельности.
Глава П Стиль модерн в художественном металле Строгановского училища конца XIX - начала XX веков.
2.1. Основные тенденции развития стиля модерн в металле Императорского
Строгановского училища и московских ювелирных фирм.
Значительное влияние на русское декоративно-прикладное искусство, и в частности на русский художественный металл, в начале XX века оказали творческие поиски русскими философами и художниками новых путей развития «русского стиля».
«Русский стиль», сформировавшийся как национальное течение в русле историзма второй половины XIX века, к началу XX столетия получил новое идейное содержание в рамках эстетики и мировоззрения модерна. «Национально-романтическая» традиция в прикладном искусстве страны перестает ориентироваться на воспроизведение в основном «археологизированных» образов, как бы воссоздающих подлинность и узнаваемость вещей допетровской Руси Теперь взор художников обращается к памятникам древнерусской литературы, былинам, народным сказками и песнями, традициям народного, крестьянского искусства, которые стали основными источниками сюжетов, внеся в произведения декоративно-прикладного искусства фольклорную направленность.
Фольклоризация «национально-романтического» стиля начала XX столетия изменила внутреннее содержание понятия «русский стиль» второй половины XIX века, создав канву новой художественно-эстетической реалии - «новорусского», или «неорусского», сталя как части культуры и эстетики модерна.
Стиль модерн в русском художественном металле развивался в основном в трех направлениях: интернациональный европейский модерн; национальный вариант модерна, который ассоциировался с понятием «неорусский» стиль; а также использование наследия историзма («необарокко», «неорококо») и наиболее активно -стилистики «неоклассики», сочетая новые формы модерна с орнаментикой исторических стилей.
В начале XX века ассортимент изделий из металла в «неорусском» стиле в целом сохранил узнаваемость форм и декора вещей второй половины XIX века. Воспроизведение привычных образов было результатом ориентации на вкусы различных общественных слоев, сложившиеся в предшествующий период
Понимание того, что для создания национальной художественной промышленности, обогащенной современными достижениями различных видов искусства, было необходимо соединение опыта технических кадров и усилий художников, обладающих большой творческой фантазией, знаниями по истории искусств, археологии, привело к участию в создании декоративно-прикладных произведений таких крупных художников, как В.М.Васнецов, М.А.Врубель, П К Рерих, Е.Д Поленова, С.В.Малютин, А.Я.Головип, И.Я.Билибин, С.П.Вашков, и других Именно им принадлежит идея создания своеобразной стилизованной орнаментики с введением сказочных былинных мотивов, ориентации в своих работах на историю, фольклор, искусство допетровского времени.
Разнообразие художественного металла, включавшего в себя культовые и светские предметы — оклады икон, Евангелий, кресты, складни, украшения, предметы туалета, быта, посуду, декоративную скульптуру и другие, на рубеже XIX - XX веков показало необычайно пеструю картину художественных направлений, декоративных форм и мотивов орнаментации. Наряду с произведениями, которые органично восприняли
формы стилей модерн и неорусского, были работы, продолжающие традиции искусства периода историзма, а также совмещающие эти различные направления.
Интересно, что мастера по художественной обработке металла органически переплетали с новыми для них декоративными приемами модерна традиционные мотивы, которые были, например, характерны для эмалевых изделий фирмы П.Овчинникова, с их сложными яркими растительными узорами, восходящими еще к барокко XVIII века. В изделиях из металла с усложненными растительными узорами в стиле модерн и с криволинейными очертаниями самих предметов обнаруживалась внутренняя близость и с ложнобарочными формами металла середины XIX века, близкими стилистике бидермайера. Сложнейшее переплетение стилевых традиций придавало особый оттенок русскому прикладному искусству начала XX века, где общие для европейского искусства тенденции сочетались с поисками «неорусского стиля».
Наряду с этим существовало целое направление, претворявшее общие для европейского модерна декоративные элементы, обретавшие в передаче русских мастеров едва заметный оттенок «вторичности». Это становится особенно очевидным при сравнении трактовки, которую получают излюбленные мотивы модерна в изделиях русских или западноевропейских ювелиров.
В разные периоды истории художественной обработки металла переживают расцвет различные виды ювелирного искусства Так, царствование Бориса Годунова совпало с расцветом черневого искусства; оно процветало с XVII вплоть до начала XIX века, а на рубеже XIX - XX веков чернь уже не дала ярких выразительных образцов, как бы не нашла себя в художественной системе.
По сравнению с предшествующими столетиями в начале XX века значительно видоизменилась скань. На протяжении всего XIX века были очень распространены ажурные сканные ларчики, вазочки, коробочки, оклады икон со сложным густым узором, зернью. В начале XX столетия их производство почти прекратилось, зато вошли в моду сканые сумочки, кошельки кольчужного плетения, похожие на переливающуюся блестящую ткань. Подобные сумочки изготовлялись в Москве в многочисленных мастерских серебряных изделий — А.Г.Москвина, В.Д.Наумова, В.В Осетрова, Д.Е.Удальцова, Е.Егорова, М.Я.Тарасова, Московского ювелирного заведения. В музее МГХПУ им. С.Г. Строганова сохранилось множество проектов таких сканных сумочек, которые потом изготавливались в мастерских Строгановского училища К сожалению сохранившихся в материале обнаружить не представилось возможным.
Скань в начала XX века по-прежнему, как и в XVII, XIX веках, чрезвычайно широко употреблялась в сочетании с эмалью. Примером произведений Строгановских мастерских может служить образок с цепочкой, подарок великой княжне Татьяне Николаевне от Вознесенских уланов, выполненный из серебра, техникой чеканки, гравировки и выпиловки, украшенный эмалью, золотом, жемчугом и сапфирами.
Особенный расцвет на рубеже XIX—XX веков пережила эмаль, наиболее полно выразившая стремление модерна к необычным цветовым соотношениям, новым декоративным фактурам, к вплетению изобразительных мотивов в орнаментальную структуру. Ее палитра стала чрезвычайно богата. Эта техника показала новые замечательные возможности декоративного украшения изделий из металла - прозрачные эмали, особенно в украшениях, положенные на резные
(гильошированные) поверхности, блестящие, матовые, цветной эмалевый лак, вставки живописной эмали, витражная эмаль.
Эмалью занимались многие фабрики золотых и серебряных изделий - B.C. Агафонова, М.В. Адлер, братьев Галкиных, А.И.Кузмичева, А.М.Постникова, М.В.Семеновой, И.Д.Салтыкова, Н.В.Немирова-Колодкина, Г.Г.Клипгерта и другие, многочисленные мастерские серебряных изделий - С.И.Назарова, Н.Ф.Струлева, Д.Л.Смирнова, В.Н.Тарасова, М.И.Соколова, Н.В.Алексеева и другие. Среди ювелирных объединений, особенно известных своими эмалевыми изделиями, высоким профессиональным и художественным уровнем мастеров, были фирмы П.А.Овчинникова, И.П.Хлебникова, О. Курлюкова, Строгановского училища, Оловянишникова, которые обладали крупным производством с прекрасной технологической базой, что позволяло быстро менять стилистические направления, формы и орнаментацию изделий, осваивать новые технологии ювелирного дела.
К работам Строгановских мастерских относится Пасхальное яйцо выполненное в смешанной технике живописной и перегородчатой эмали, которое интересно растительным орнаментом и близкой к сольвычегодским изделиям XVI века цветовой гаммой. Пасхальное яйцо, покрытое красной прозрачной эмалью по гильошированному фону, с изображением Богоматери и младенца, выполненные живописной эмалью.
Обязательной частью учебной щхяраммы в Строгановском училище было выполнение копий известных живописных работ на серебряных пластинах «88» пробы, техникой расписной эмали. Примером могут служить следующие работы Строгановской эмалевой мастерской:
Миниатюра с изображением обнаженного мальчика на фоне пейзажа - копия с этюда мальчика А. Иванова; эмалевая копия с картины «Пан» М.А. Врубеля, выполненная учащейся Голевой; портрет бородатого мужчины, учащейся Шиловой; профиль обнаженной натурщицы; девушка в народном русском костюме, учащегося Афанасова; портрет девушки выполненный в красно-оранжевых тонах на светлом фоне; серебряная пластина - народные типы, копия с картины С. Иванова; миниатюра с портретом Г. Г. Орлова; портсигар с изображением театрального костюма боярина. Несомненный интерес представляет овальная плакетка с портретом генерала-фельдмаршала М.Б. Барклая-де-Толли, героя Отечественной войны 1812 года из музея МГХПУ им. С.Г. Строганова.
Данные произведения, привлекают высокой культурой исполнения, их чистота линий и изысканная палитра красок, композиционное мастерство, показывают высокий профессиональный уровень учеников Строгановского училища.
Получили распространение, с одной стороны, народные формы посуды - ковши, ковшики, братины, горшочки, отличающиеся насыщенностью декоративных элементов; с другой - изогнутость ручки подстаканников, кольца для салфеток, приобретя характерные для стиля модерн линии. В музее МГХПУ им. С.Г. Строганова сохранились братина в русском стиле изготовленная в чеканной мастерской и стакан в стиле модерн украшенный чеканным и гравированным стилизованным растительным орнаментом, который подчеркивает изысканную форму изделия.
По сравнению со второй половиной XIX века изменилась система украшения -поверхность изделия стала рассматриваться как своеобразное живописное панно, построенное по определенным цветовым и линейным ритмам, часто с асимметричными композициями, включающими стилизованные растительные мотивы, а также совершенно новые формы стиля модерн и неорусского. Разрушилась веками
сложившаяся структура орнамента - на смену раппорту пришло свободное орнаментальное построение, соединяющее различные растительные, геометрические мотивы с изобразительными элементами, в чем, несомненно, сказалось влияние живописи и графики рубежа XIX - XX веков.
Наряду с изменениями структуры и форм орнаментации в серебряных с эмалью изделиях появились контрасты фактур - например, многоцветной с конффаренным фоном, со скаными деталями. Сложнее и разнообразнее стали цветовые решения - от ярких звучных гамм до приглушенных пастельных; активнее зазвучала скань, которая приобрела новый декоративный эффект и использовалась уже не только как вспомогательное обрамление эмалевого узора. Наряду с традиционными видами сканой орнаментации появились совершенно иные - кружочки из тугого закрученной спирали, цепочки кольчужного плетения, чешуйки, палочки, веера с шариками зерни на концах, условно-геометрические, переходящие в абстрактные формы, - что значительно обогатило декоративные возможности украшения драгоценных предметов. Развитию художественной промышленности соответствовало изменение интерьера, который начиная с конца XIX века стал включать в себя множество декоративных предметов, в том числе и произведений из металла, - серебряные вазочки, ковши, жардиньерки, коробочки, лоточки, рамочки, скульптуру и другие, - на столах и столиках, этажерках, шкафчиках, на каминных и диванных полках. Являясь активными носителями нового стиля, они выражали его стремление к эстетическому оформлению среды в целом. В широком распространении ковшей или братин, которые стали использовать для крюшонов и горячих напитков, сказалось желание восстановить народные формы и традиции древнерусского искусства. Подобные перемены повлияли на формы посуды, которая частично взяла на себя роль декоративной скульптуры и даже как бы с ней слилась. Строгановское училище в большом количестве изготавливало ковши в древнерусских формах. Часто использовалось соединение нескольких материалов, когда деревянный или керамический ковш в форме лебедя оббивался чеканным металлическим узором. Такие изделия сохранились в Государственном Историческом музее, в Государственном Эрмитаже. В Государственном музее-заповеднике «Царское Село» находится интересный керамический ковш в форме лебедя, украшенный серебряными накладками, сердоликом, сапфирами и хризопразами, который был изготовлен в московском отделении фирмы «Фаберже» мастером Строгановского училища.
К творчеству М. Врубеля, его керамической скульптуре близок лоток из собрания Государственного Исторического музея со скульптурной полуфигурой принцессы Грезы или царевну Волхову. Замечательно передана живописная текучесть и податливость серебра Прекрасное чувство материала, моделировка форм говорят о большом даровании художника По общему стилистическому направлению возможна принадлежность серебряного лотка к кругу работ чеканной мастерской Строгановского училища.
Среди произведений Строгановских мастерских выполненных в технике литья и чеканки следует выделить следующие культовые изделия нового стиля: крест благословенный, хоругвь с двусторонней иконой Святых великомучениц Матроны, Александры, Гликерии. Оборот иконы—Богоматерь Казанская, начало XX века.
Оживились и поиски в области декоративной скульптуры в самых разных техниках - майолике, фарфоре, бронзе, серебре. Силами гончарно-керамической мастерской в Абрамцеве, мастерских Строгановского училища, московской артели художников-
гончаров и других шло утверждение нового пластического языка, форм, образов, в том числе сказочно-романтических.
В ювелирных украшениях конца XIX - начала XX века прогрессивные черты связаны с утверждением новых форм, усовершенствованием технических приемов обработки металла, усилением внимания к драгоценным, полудрагоценным и особенно поделочным камням.
Украшения представляют наибольшую трудность в изучении художественных изделий из металла рубежа XIX—XX веков, не только из-за того, что редкие из них имеют клейма, дающие возможность точной атрибуции, но также и потому, что интернациональность стиля модерн проявилась здесь с наибольшей полнотой.
Украшения наиболее ярко выразили искания нового времени, стремление ко всему необычному, свободу в выборе мотивов орнаментации, форм и материалов. Они поражают изобретательностью, умением в традиционные виды подвесок, колье, брошей, браслетов включить пейзажную или мифологическую сцену, изображение женской фигуры либо вовсе уйти в чистую декоративную форму, заставляя замысловатой игрой линий и цветовых узоров как бы заново открыть красоту драгоценного металла, камней, эмалей и даже «одрагоценить» материалы, считавшиеся ранее не ювелирными.
По сравнению с предшествующими столетиями модерн значительно увеличил многообразие форм и пластических решений в украшениях, создал новую систему декорировки, построенной на сочетании блестящих и матовых поверхностей, на их цветовых и фактурных контрастах.
В 1909 году открылась ювелирная мастерская в Строгановском училище, где создавали украшения с использованием драгоценных металлов, всех видов эмалей, камней, рога и слоновой кости и многих других материалов В прихотливые, характерные для стиля модерн формы колье, брошей, подвесок искусно включались изображения женских фигур, птиц, лебедей в камышах, кузнечика, паука в паутине Ювелирные украшения Строгановского училища обнаружить в музеях и частных коллекциях к сожалению не удалось, о них можно судить по сохранившимся в музее МГХПУ графическим проектам и по фотографиям изделий представленных на выставках начала XX века. Эти украшения очень декоративны, нарядны, пластичны, и в основе их, несомненно, лежит стилизация природных форм.
Широта тем, сюжетов, орнаментальных мотивов художественного металла рубежа XIX—XX веков на примере московской школы показывает, насколько взаимосвязаны были различные виды декоративно-прикладного искусства с живописью, графикой и литературой этого времени. И только исключительное знание ювелирных техник, высокий уровень художественного мышления как мастеров, так и общества в целом могли дать столь своеобразную картину развития ювелирного дела, которое, как ни один из видов декоративно-прикладного искусства, способно к подлинному синтезу. 2.2. Значение Строгановского училища в развитии ювелирной промышленности на рубеже столетий.
На рубеже XIX — XX веков в работе Строгановского училища происходит большое преобразование в овладении мастерством, признанием достижений училища отечественными и международными организациями, активным воздействием на население, его художественным воспитанием. Особенно большое значение в жизни училища стали занимать открывшиеся в это время многочисленные мастерские. Если раньше они были скорее подсобными, то теперь становятся основой всего учебного процесса.
Устав училища 1902 года узаконил принцип необходимости совмещения теоретического и практического обучения; был введен диплом на звание художника-прикладника, который можно было получить только после окончания как общеобразовательного курса, так и изучения ремесленного дела во всех вновь образованных восемнадцати мастерских. В 1902 году в училище открылись литейная, чеканная, монтировочная и эмальерная мастерские, где особое внимание уделялось изделиям из драгоценных металлов, в том числе изготовлению ковшей, братин, декоративных блюд, бюваров; стала обязательной летняя практика на фабриках Москвы.
Развитие свободного творческого начала с особой силой проявилось в произведениях металлических мастерских училища, что явилось характерной чертой первого десятилетия XX в. Продолжали придерживаться старых традиций теперь только в культовых предметах: иконостасах и церковной утвари. Сформировалась основная группа педагогов, которая придала училищу профиль подлинного художественно-промышленного учебного заведения, способного подготавливать специалистов реалистической направленности и высокого уровня мастерства, что подтверждено дальнейшими наградами на международных выставках (вплоть до «Гран при» в Париже) и блестящими успехами на отечественных выставках, куда экспонаты строгановцев стали приниматься «вне конкурса».
В 1900-х годах Строгановское училище, возглавляемое Н В. Глобой, представляло собою органично развившийся, крупный учебный центр с весьма разветвленной сетью филиалов и большими возможностями своего влияния. В этот период число его учебных мастерских доходило до 20. В них учащиеся получали навыки не только рисовальщиков и художников, создающих проекты на бумаге, но и умеющих выполнять их в материале. В стенах Строгановского училища уживались одновременно различные стили того времени. Несколько репродукций с работ его учениц помещены на страницах журнала «Мир женщины» 1912 г. Наряду с образцами в древнерусской манере представлены «Чеканное зеркало с эмалью» КА.Апухтиной, «Подсвечник» Голевой, «Часы-керамика» А Ф Лавровской, «Иконочка-подвеска» Зайцевой сделанные в «новом стиле».
Все эти произведения позволяют проследить, как преломлялся модерн в творчестве молодых художников. Большею частью в основе их исканий лежали мотивы природы. Порою они принимали фантастические и причудливые формы, отмеченные мастерством и тонким вкусом.
Знакомясь с постановкой дела в этих мастерских, сразу можно было заметить их особенность: они работали не изолированно друг от друга, а, наоборот, в тесной взаимосвязи, как бы дополняли друг друга, передавали одна другой свои изделия для окончательной отделки Поэтому вещи были закончены, совершенны, виртуозно отделаны, над ними трудился большой коллектив. Ученики, переходя из одной мастерской в другую для окончательного завершения своего произведения, получали разносторонние навыки, разнообразные квалификации. Мастерские Строгановского училища являлись его основой, его стержнем, вокруг которого вращалась вся жизнь.
Важным фактором развития отечественной промышленности стали конкурсы, в том числе фирмы Фаберже и ежегодные - Строгановского училища В конкурсе на создание ювелирных изделий, были учреждены премии члена совета училища фабриканта М.Л. Овчинникова.
В 1897 г. Строгановским училищем был организован I Всероссийский конкурс на рисунки для художественной промышленности по разделам: декоративный, ткацкий,
набивной, мебельный, серебряный. С этого времени всероссийские конкурсы, проводимые Строгановским училищем ежегодно, сделались неотъемлемой частью его общественной деятельности. Всего за время существования училища было проведено 15 таких конкурсов. Наряду с вышеназванными появились ежемесячные ученические «частные конкурсы», на которых выставлялись рисунки по прикладному искусству. Владельцы фабрик приобретали подходящие для своего производства оригиналы. Таким образом, связи с промышленными кругами укреплялись, и доверие к Строгановскому училищу и его возможностям все возрастало.
Устанавливая контакт с московскими промышленниками, Н.В. Глоба проникся сознанием того, что необходимо ориентировать Строгановское училище исключительно на нужды художественной промышленности, на потребности бытового искусства.
Пропаганде модерна, поначалу воспринимавшегося все же несколько чужеродным, служили выставки, на которых демонстрировались достижения нового стиля в области прикладного художества. В Петербурге были организованы Выставка керамики 1900 - 1901 годов и Строительно-художественные выставки 1906 и 1908 годов с участием зарубежных художников. В 1903 году в Москве состоялась выставка архитектуры и художественной промышленности «нового стиля», на которой можно было познакомиться с работами признанных мастеров «школы Глазго», в первую очередь Ч.-Р. Макинтоша, существенно повлиявшего на развитие интерьера нового стиля в России, и «Венской школы».
Строгановское училище с блеском показало свои достижения на Международной Строительно-художественной выставке 1908 г. в Петербурге. Здесь был создан особый павильон из трех комнат: кабинета, столовой и передней с полным художественным оборудованием, росписью потолков, мебелью, декоративными украшениями, всеми необходимыми мелочами.
Большой успех имело Строгановское училище и за границей, на Международной выставке 1911 г. в Турине. Оно широко развернуло показ не только рисунков и этюдов, но и ученических изделий 19 мастерских - разнообразных вещей бытового обихода. По широте задач, по своеобразию учебных планов и методов, по количеству мастерских и блестящим результатам Строгановское училище оказалось в это время уникальным в своем роде учебным заведением в международном масштабе.
В период 1912—1918 гг. в русском искусстве происходило резкое расслоение. С одной стороны, усиливалось воздействие модернизма, символизма, примитивизма, кубизма, с другой — продолжали развиваться традиции реалистического искусства. Прикладное искусство все больше и больше оказывалось под влиянием молодых модернистских течений.
Новый стиль нередко строился на заимствованиях из различных первобытных культур. Модными в прикладном искусстве становились изображения, найденные в раскопках скифских курганов, древнескандинавских могильниках, в озерных остатках галыптадтской культуры.
Эти веяния ощущались и в работах Строгановского училища. Однако реалистические устои в нем были все-таки сильны, по-прежнему сохранялась прочная связь с национальными корнями, что можно заметить и по тем экспонатам, которые демонстрировались на Всероссийской выставке в Киеве 1913 г.
Строгановское училище принимало особенно активное участие в организации Киевской выставки. Прежде всего по его проекту был выстроен обширный павильон
в русском стиле для размещения экспозиций 50 учебных заведений Министерства торговли и промышленности.
Экспонаты одного только Строгановского училища занимали и оформляли несколько комнат: вестибюль, столовую, гостиную, кабинет, переднюю, часовню и еще небольшой проход между комнатами Всю декоративную отделку павильона выполняли строгановцы: лепные фризы, керамические порталы, двери из чеканной латуни или резного дерева, покрытые тисненой кожей или металлическими украшениями, их литые ручки, ажурный металлический навес над входом, окна с витражами, роспись стен и плафонов. Кроме того, ими же собственноручно были созданы изделия, составлявшие убранство и экспозицию комнат: фонари, люстры, стенные бра, подсвечники, гарнитуры мебели, витрины, фонтаны, керамические и бронзовые статуэтки, ювелирные украшения, многочисленные вышивки, разнообразные ткани и костюмы.
С таким размахом и блеском строгановцы еще никогда себя не показывали, проявив большую творческую мощь и изобретательность, использовав чрезвычайное разнообразие материалов и техники.
Киевская выставка устраивалась в юбилейный год 300-летия Дома Романовых. Значительное количество вещей было подготовлено учащимися в связи с этим юбилеем: по специальному заказу лиц царской фамилии или в качестве подарков от разных учреждений.
Успех Строгановского Училища на Киевской Выставке 1913 г. был исключительный. Если на Международной выставке в Турине в 1911 году широкая международная публика могла оценить экспонаты Строгановского Училища, которые составляли бесспорно один из лучших отделов русского павильона, то Киевская Выставка окончательно упрочила популярность и известность Училища в России. Эта выставка, почти накануне Первой мировой войны, наглядно показала, что может достичь Россия в области художественной промышленности. Экспонаты Строгановского Училища были выставлены вне конкурса.
На рубеже XIX—XX вв., как никогда раньше, внимание общественности занимали вопросы декоративно-прикладного искусства. Причин этого много: здесь и нужды русской промышленности, и стремление в эпоху модерна создать новую материальную культуру, и новые эстетические представления.
Модерн с его широтой поиска нетрадиционных форм и мотивов, необычной орнаментальной структурой нашел замечательное воплощение в изделиях из металла. Большие возможности ювелирного искусства, при которых различные техники и материалы — графическая резьба, тонирование цветной позолотой, живописная эмаль, витражная эмаль, разнообразие сканого узора, объемный рельеф, драгоценные и полудрагоценные камни — органично сливаясь в единую художественную систему, отвечали тяге модерна к синтезу различных искусств.
Несмотря на общие стилистические черты, искусство рубежа XIX—XX веков в разных странах имело свои особенности; в России оно соединилось с активным поиском национальных форм. Период историзма, создавая произведения во «вкусе разных веков» с нарочитым показом профессионального уменья, разнообразием фактур, их имитаций под другие материалы — дал модерну прекрасных ювелиров.
Строгановскому училищу, как одному из ведущих учебных заведений в области декоративно-прикладного искусства, принадлежит заслуга в подготовке замечательных кадров мастеров по металлу, трудившихся на ведущих ювелирных
фабриках Москвы и других крупных промышленных центрах повышая художественный уровень изделий.
Поиски и достижения строгановцев пролагали пути для дальнейшего развития декоративного мастерства, накапливали экспериментальный материал, опыт и навыки в освоении национальных форм и приемов. Продолжались трудные стилистические поиски в области декоративно-прикладного искусства, складывался особый строгановский сталь.
Русские орнаменты, скопированные с металлических и деревянных изделий, из рукописных книг, портреты и сюжеты с гравюр и печатных изданий использовались в совершенно иных формах, подвергались специфической технологической обработке — и возникали неповторимые произведения искусства, единственные в своем роде. По прошествии столетия они воспринимаются как типизированно-обобщенные, отлитые в национальную форму памятники.
На рубеже веков на смену копированию форм и орнаментов древнерусских изделий приходит более глубокое осмысление наследия, а в связи с освоением новых технологий творческая раскованность, раскрепощенность фантазии. Рукотворность и новизна технологических методов - определяющие черты Строгановских изделий из художественного металла.
Подготовка художников по металлу проводилась на основе органического соединения теоретического и практического обучения с производственной работой на предприятиях и в учебно-производственных мастерских училища, а своеобразие метода подготовки заключалось в творческом подходе к натуре, в умении стилизовать живой реалистический образ и переосмыслив его реализовать в материале.
Заключение
Вторая половина XIX — начало XX века — время создания национальной школы, мирового признания отечественной ювелирной промышленности. Изделия этого периода повторили в формах, орнаментации и технических приемах 1000-летнюю историю ювелирного дела, начиная с перегородчатых эмалей Киевской Руси, и значительно обогатили художественный язык ювелирного мастерства, создав новый и самобытный русский стиль и стиль модерн.
Соединение различных техник и материалов — графической резьбы и тонирования цветной позолотой, живописной эмали и объемного рельефа, сканного узора, драгоценных и полудрагоценных камней, а также разнообразных орнаментальных мотивов — способствовало рождению единой художественной системы, отвечая стремлению времени к синтезу искусств. Такого расцвета ювелирных техник, богатства используемых материалов и стилистических направлений не было ни в одном из предшествующих периодов.
Многообразие стилевых, декоративных и технических приемов обработки художественного металла во второй половине XIX - начале XX века позволяет назвать это время поистине «золотым веком» русского ювелирного дела. Эмаль живописная, «витражная», эмаль по скани, эмаль по гильоширу в изделиях из серебра, скань в разнообразных серебряных вещах, традиционная техника черни, гравировка, оброн с канфарением, чеканка, использование поделочного и полудрагоценного отечественного камня, широчайшее варьирование и сочетание материалов, техник, обращение к
художественно-стилевому наследию предшествующих эпох и современности - все это вошло в сокровищницу национальной школы художественного металла.
Русское ювелирное дело благодаря деятельности таких российских фирм, как фирма Сазикова, Курлюкова, Овчинникова, Фаберже, Хлебникова, Грачевых, Немирова-Колодкина, Соколова, Постникова и целого ряда других, приобрело общеевропейскую известность Национальная школа русского художественного металла стала крупным художественно-эстетическим явлением не только в русском, но и в западноевропейском декоративно-прикладном искусстве второй половины XIX - начала XX века.
Московская ювелирная школа была более живописна, красочна и тяготела к прямым ассоциациям с декоративными мотивами русского стиля и стиля модерн, почерпнутыми не только в графике, но и в архитектуре. Ювелирные изделия многочисленных частных московских фирм отличали контрастные сочетания синих, зеленых, красных камней-сапфиров, хризолитов, рубинов, с различными оттенками золота, образующих нарочито свободные композиции в виде растительных «веточек» со «случайно» разбросанными камнями.
Металл Строгановского училища относится к числу интереснейших явлений отечественной культуры. Уже к началу XX века складывается неповторимый специфический почерк этой школы, стремящейся к выявлению структурности, конструктивной прочности и в тоже время декоративности и сохранению национальных традиций. Прекрасные изделия выполненные в материале и учебные проекты Строгановского училища помогают понять и выявить корни многих выдающихся достижений в истории российского декоративно-прикладного искусства. А сложившиеся здесь традиции позволяют говорить о формировании большой школы ювелирного и проектного мастерства, постоянно развивающейся в преемственности своих достижений.
Своеобразие метода этого учебного заведения заключалось в творческом подходе к натуре, в умении претворить живой реалистический образ в разных материалах. Уже в конце 1870-х годов оно продемонстрировало на Международной выставке вместо применявшегося тогда повсюду копирования образцов, вместо сухого, узкопрофессионального обучения самобытные работы учеников, сделанные собственными руками, по своему рисунку, на основе широкого применения рисования с натуры, переживания и переосмысления личного впечатления. Учащиеся, под руководством опытных педагогов, занимаясь натурными зарисовками, творчески стилизовали цветы, растения, животных, из чего в дальнейшем рождались замысловатые узоры и сюжеты, которые умело соединялись с современными формами.
В Строгановском училище концентрировались лучшие творческие силы. В его стенах, особенно на рубеже XIX — XX вв., существовало огромное разнообразие методов, манер и почерков. Далеко не последнюю роль сыграло оно в формировании «русского стиля» в декоративно-прикладном искусстве России. Не говоря уже об огромной собирательской деятельности училища и его музея, выставках и многочисленных выпусках методических пособий и просветительских изданий, самой художественной практикой учеников и педагогов оно закладывало прочные основы национального стиля, предложив свой особый, «строгановский» вариант, рожденный на стыке разнообразных творческих направлений народного и профессионального искусства.
На основе изучения конкретных примеров можно выявить наиболее характерные стилистические принципы изделий из металла Строгановского училища, такие как изящность изделий и в тоже время простота форм и композиций. Строгановский металл не отличался излишней деталировкой орнаментации и производит удивительно
гармоничное впечатление благодаря ясному композиционному соотношению элементов декора, соответствующих форме предметов. Орнамент распределяется на поверхности изделия, поддерживая сюжетную композицию. Простота предметов, сочетаемая с декорировкой, построенной на контрастах различных фактур и технических приемов, отличает произведения Строгановских металлообрабатывающих мастерских. Гармоничное единение принципов декоративности и утилитарности, свойственные национальной культуре, отсутствие вычурных сложных форм, создает неповторимый строгановский стиль рожденный на стыке разнообразных творческих направлений народного и профессионального искусства.
Учащиеся умело используют произведения мастеров станковой живописи при изготовлении декоративных плакет в эмалевой росписи. Выбранные фрагменты из полотен приобретают утонченную декоративность и одухотворенность. Изображения привлекают высокой культурой исполнения, тонкой графикой и изысканной палитрой эмали. Благодаря использованию этой техники произведения не являются копиями в прямом смысле слова. Звонкость и чистота красок, соблюдение технологии изготовления указывают на высокий профессиональный уровень учеников Строгановского училища.
Подсвечники, паникадила, люстры и светильники, изготовленные в технике литья, чеканки и гравировки, приобрели новый декоративный эффект в организации окружающей среды, благодаря сочетанию просечного листового металла и накладных элементов, которые выполняют функцию профиток и розеток, крепежа а опоры. Строгановские мастера и учащиеся создали свой неповторимый стиль, обогатив ювелирное искусство оригинальными решениями в орнаменте, форме, цвете и композиции.
Изделия из металла мастерских Строгановского училища - не бытовые потребительские товары массового производства, а декоративные, одухотворяющие жизнь произведения, несущие в себе историческую память, часто в сочетании с идеями и поисками своего времени. Их приобретали в магазине при художественно-промышленном музее Строгановского училища коллекционеры и деятели культуры. Возможность использовать новейшие способы декорирования в свободных композициях знакомство с достижениями в области металла и работами художников других стран вывели изделия металлических мастерских Строгановского училища на европейский уровень Первостепенную роль в этом играла опора на национальные истоки. Художники мастерских соединяли в своем творчестве приверженность народной традиции и новшества европейского стиля, утверждая национально-романтический вариант модерна.
Русское ювелирное искусство второй половины XIX - начала XX века заслуживает большого внимания, так как именно эта область художественного творчества претерпевала изменения, которые подготовили переход к современному прикладному искусству.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1. Особенности Строгановского художественного металла второй половины XIX -начала XX веков. Доклад на 52-й юбилейной научно-теоретической конференции - М., 2000 г. - 0,4 п.л.
2. Русская серебряная посуда середины XVIII - конца XIX веков. // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда: Сб. научных трудов. - М., МГХПУ им. С.Г. Строганова, 2003 г. - 0,4 пл.
3. Своеобразие русского художественного металла стиля модерн. // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда: Сб. научных трудов. Вып. 3 - М, МГХПУ им. С.Г. Строганова, 2004 г. - 0,4 пл.
4. «Русский стиль» в художественном металле XIX в. // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда: Сб. научных трудов. Вып. 3 - М., МГХПУ им. С.Г. Строганова, 2004 г. - 0,4 пл.
5. Стиль модерн в художественном металле Строгановского училища конца XIX -начала XX веков. // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда: Сб. научных трудов Вып. 4 - М, МГХПУ им. С.Г. Строганова - 0,4 пл. 0,4 пл. (в печати)
Типография ООО «Телер» 127299 Москва, ул. Космонавта Волкова, 12 Лицензия на полиграфическую деятельность ПД № 00595
Подписано в печать 15.11.2004 г. Формат 60x90 1/16. Тираж 100 экз. Бумага «Снегурочка» 1,5 печ.л. Заказ № 832
I" 8t
РНБ Русский фонд
2006-4 2408