автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Художественный мир творчества Батырбека Туганова
Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественный мир творчества Батырбека Туганова"
На правах рукописи
АВЕТИСЯН ЗАРЕМА ЮРЬЕВНА
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ТВОРЧЕСТВА БАТЫРБЕКА ТУГАНОВА
10 01 02 - Литература народов Российской Федерации (осетинская литература)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Владикавказ 2007
003162401
Работа выполнена на кафедре русской литературы в национальной школе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова»
Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент
Келехсаева Людмила Борисовна Официальные оппоненты: доктор филологических наук,
старший научный сотрудник СОИГСИ им В И Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-Алания, Фидарова Римма Японовна кандидат филологических наук Джикаева Залина Шамильевна Ведущая организация: Московский государственный гуманитарный
университет им. М. А. Шолохова
Защита состоится «. » Ьш^-г^2007 г в М- часов на заседании диссертационного совета Д 212 248 02 в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова» по адресу 362025, РСО-Алания, г Владикавказ, ул Ватутина, 46.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова» по адресу. 362025, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул Ватутина, 46.
Автореферат разослан « 2007 г
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат филологических наук, доцент уо д Бичегкуева
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Проблема писательского мастерства для современной осетинской литературы, как и для любой другой, никогда не утрачивает своей остроты. В связи с этим чрезвычайную актуальность приобретает интерес к художественному наследству, к изучению эстетики и теории искусства, но более всего - к изучению практики лучших осетинских писателей - мастеров художественного слова. Среди таких писателей важное место принадлежит Батырбеку Туганову
Между тем, творчество этого талантливого мастера художественного слова почти совершенно не изучено Не исследованы ни своеобразие его эпических и драматических произведений, ни их поэтика, ни эстетико-художественная значимость, не изучен вопрос о художественном методе писателя и особенностях его стиля, вопросы композиции, сюжета, пафоса эпических произведений Б Туганова практически не затрагивались в каких-либо литературоведческих исследованиях Все это и определило актуальность диссертационной работы
Объектом исследования являются эпические (рассказы, историческая повесть «Батаноко Тембот») и драматургические (пьесы «Дигор—Хабан», «Пьеса без заглавия») произведения Батырбека Туганова
Предметом исследования послужили эпические и драматургические произведения Б Туганова, их художественные особенности, а также эстетические доминанты
Цель исследования—на основе разноаспектного анализа художественных произведений Б Туганова изучить его писательское мастерство и определить вклад писателя в развитие национальной осетинской литературы
Поставленною целью было обусловлено решение следующих задач
1 изучить биографию писателя, его мировоззрение, роль общественной и литературной среды в становлении взглядов на писательский труд;
2 установить специфику рассказов Б Туганова в целом и их основные виды,
3 выявить в каждом рассказе наиболее характерные для Б Туганова
художественные средства, проанализировать особенности сюжетов рассказов, их композиции, подачу жизненного материала в них, раскрытие человеческих характеров, приемы типизации, художественный хронотоп, язык героев и автора;
4 исследовать идейно-художественное своеобразие исторической повести «Батаноко Тембот», сюжет, композицию, художественные средства, характеры героев, речевые и портретные характеристики, художественный хронотоп
5 выявить идейный смысл и художественные особенности драматических произведений Б Туганова, проанализировать их содержание, темы, конфликты, идеи, раскрыть характеры героев, выявить речевые особенности действующих лиц
Для решения выдвинутых задач применялись следующие методы исследования
1.теоретический (изучение и критический разбор литературоведческой и критической литературы),
2 описательный (описание и анализ содержания и художественных средств произведений, их композиции и сюжета),
З.сравнительно-сопоставительный (сравнение фактов анализируемых произведений с подобными явлениями в истории русской литературы)
Методологическую основу диссертационного исследования составили основополагающие работы по различным вопросам русского и осетинского литературоведения, ориентирующие на анализ художественного произведения в единстве содержания и формы, исследующие вопросы пафоса произведений в его разновидности, проводящие различия между понятиями исторической правдивости и идейной направленности литературных произведений, рассматривающие предметную изобразительность как основную сторону их формы и освещающие основные эстетические категории Это прежде всего работы М М.Бахтина, А.Н Веселовского, Д.С.Лихачева, ЮМЛотмана, Г Н Поспелова, А.ИРевякина, Л И Тимофеева, В.ЕХали-зева, Н.Ф Гуляева, А Ф.Лосева, Б.В Томашевского, а также исследования литературоведов Осетии А П Семенова, Н.Г.Джусойты, С Б Сабаева, Л Б Келехсаевой, 3 М Салагаевой, З.Н Суменовой, 3 П Цховребова и др
Научная новизна диссертации заключается в следующем:
1 изучено формирование мировоззрения писателя и определена роль общественной и литературной среды в становлении его взглядов на художественное творчество;
2 выявлена специфика рассказов Б Туганова и определены их основные виды,
3 в каждом рассказе исследованы наиболее характерные для Б Туга-нова художественные средства, проанализированы особенности сюжетов рассказов, их композиции, подача жизненного материала, рассмотрение человеческих характеров, приемы типизации, художественный хронотоп, язык героев и автора,
4 изучено идейно-художественное своеобразие исторической повести «Батаноко Тембот», исследованы сюжет, композиция, художественные средства, характеры героев, речевые и портретные характеристики, художественный хронотоп,
5 выявлен идейный смысл и описаны художественные особенности драматургических произведений Б Туганова
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что полученные в нем результаты литературоведческого анализа эпических и драматургических произведений Б Туганова, принципы выявления специфики его рассказов, методика исследования наиболее характерных для писателя художественных средств, раскрытие приемов типизации, подачи жизненного материала, изучение художественного хронотопа могут стать теоретическим обоснованием при изучении творчества других осетинских писателей
Практическая значимость диссертации состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при подготовке спецкурсов и спецсеминаров по истории осетинской литературы, при создании учебников и учебных пособий, при написании истории осетинской литературы и составлении учебной программы к ней
На защиту выносятся следующие положения'.
1 отбор, обобщение, оценку и изображение жизненных явлений Б.Ту-ганов осуществляет на основе метода критического реализма, при этом почти во всех произведениях автора имеют место романтические элементы,
2.в поэтике Б Туганова решающим является вопрос о соотношении формы и содержания,
3.специфика поэтики Б Туганова проявляется в композиции образа, в соотношении действующих лиц, в сюжете, в языке автора и персонажей,
4 в произведениях Б Туганова раскрывается диалектическое противоречие между сущностью и существованием человека, что проявляется в коллизии между личностью и вписанным в обстоятельства характером персонажа,
5.герой тугановских рассказов явился художественным обобщением тенденции жизни горца конца 19 века
Цель, задачи, проблематика и логика исследования, последовательность решения поставленных задач определили содержание и структуру диссертации Она состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, которая включает в себя 172 названия
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во «Введении» обосновывается выбор и актуальность темы работы Определяются объект, предмет, цель, задачи, методология и методы исследования, раскрывается научная новизна и практическая значимость диссертации, излагаются положения, выносимые на защиту, осуществляется критический обзор литературы по исследуемой проблеме
В первой главе «Общественно-исторические условия формирования личности и становление творческого пути Батырбека Туганова» описывается своеобразие эпохи, в которую складывался характер Б Туганова, исследуются условия его жизни, излагаются важнейшие вехи биографии, что представляется важным в аспекте осознания творческого метода писателя, который, как известно, определяется тремя факторами- действительностью, мировоззрением писателя и его художественным мышлением
Ко времени рождения Б Туганова (4 июня 1866 г.) в России было отменено крепостное право, у его народа уже была письменность, открывались земские школы, велась просветительская работа на всем Кавказе, что было связано в первую очередь с деятельностью директора Ставрополь-
ской гимназии Я М.Неверова, директоров народных училищ С Ф.Грушевского и Зайцева На начальном этапе важную роль в формировании личности Б.Туганова и становления его как писателя и общественного деятеля, выражавшего мысли и чаяния простых горцев, сыграла атмосфера, царившая в его родном ауле Здесь он познакомился с устным народным творчеством своего народа, приобщился к родной природе, рано увидел яркий контраст между жизнью своей семьи и бытом крестьян Обучаясь в Ставропольской гимназии, он сблизился с прогрессивной молодежью, познакомился с литературой и культурой разных народов, здесь же он предпринял свои первые поэтические опыты Не окончив гимназии, Б Туганов переехал в родной аул, где занялся хозяйством и восполнял свои знания, самостоятельно изучая философию, юридические и политические науки. Тяга к просвещению своего народа обусловила его переезд во Владикавказ, где он сблизился с представителями русской интеллигенции - с судьей В Д Шредерсом, его женой Варварой Григорьевной, активно занимавшейся просветительской деятельностью, с талантливым математиком Георгием Лерманом, - создателем осетинского букваря Алмак-сидом Кануковым, а самое главное — с выдающимся осетинским поэтом и публицистом Коста Хетагуровым, которого безмерно уважал и высоко ценил Все эти люди, каждый по-своему, помогли Б Туганову определить для себя подлинные и мнимые человеческие ценности Во Владикавказе будущий писатель встретил Ольгу Захаровну Лерман, которая впоследствии стала его женой Ольга Лерман была женщиной широкой души и разносторонних духовных интересов
Свои первые рассказы (как и все другие произведения) Б Туганов пишет на русском языке и печатает их в местных газетах «Терек» и «Казбек» В этих рассказах повествование ведется о жизни горцев Находясь во Владикавказе, молодой писатель активно занимается общественной деятельностью: работает гласным Городской Думы, участвует в подготовке и проведении благотворительных вечеров, глубоко изучает философскую и художественную литературу, знакомится с трудами К Маркса и Ф Энгельса, усваивая их теорию классовой борьбы, становится даже пропагандистом их идей, о чем свидетельствует попытка перевода «Ком-
мунистического манифеста» на осетинский язык В период революции 1905 года Б Туганов вместе со своей женой Ольгой занимается активной революционной деятельностью печатает листовки, прокламации, осуществляет денежные сборы для подпольной революционной работы В июне 1907 года за неугодную властям деятельность Б Туганов был выслан за пределы Терской области. Вместе со своей семьей писатель поселился в Москве, где ряд лет проживал под надзором полиции В Москве Б Туганов встречался с Коста Хетагуровым - основоположником осетинской классической литературы, а также со многими представителями революционного движения на Кавказе - Муратом Есиевым, Уллубием Буй-накским, Карлом Гардановым и др.
Б Туганов хорошо знал античную мифологию, языческие горские культы, христианские легенды. Писатель высоко ценил и любил произведения Н Г Помяловского, А.Ф Писемского, Л Н Толстого, М Горького, посещал концерты Ф.И Шаляпина, ЛВ.Собинова, А В Неждановой
После победы социалистической революции 1917 года Б Туганов, не являясь членом Коммунистической партии, работал заведующим Подотделом Просвещения горцев в Отделе Горцев Кавказа при Комиссариате Национальностей. После расформирования Подотдела Просвещения горцев Б Туганов занимался пополнением поголовья коней для красной армии. В июне 1921 года писатель погиб в перестрелке с белобандитами
Итак, мировоззрение Б Туганова сформировалось в демократической среде, на характер его художественного мышления большое влияние оказал осетинский фольклор, предшествующая осетинская литература, а также русская классическая литература Свою основную задачу писатель видел в изображении человека в единстве с общественной средой, рассматривая его как порождение определенных социальных обстоятельств. Поступки действующих лиц в его произведениях мотивированы логикой развития характеров и условиями жизни, все герои характеризуются индивидуальным поведением, обликом, привычками, языком Основной целью произведений Б.Туганова являлось преобразование духовного мира горца
Во второй главе «Художественное своеобразие эпических произведений Б Туганова» осуществляется разноаспектный анализ рассказов Б Туганова и исторической повести «Батаноко Тембот»
Рассказы Б Туганова при своем весьма небольшом объеме с максимальной правдивостью и большой Шубиной отражали существенные стороны жизни современного ему горца. В основе его рассказов лежит постановка жизненно важных для горца проблем
В поэтике своих рассказов писатель использовал традиционные элементы художественного произведения характеры и их соотношение, диалоги, монологи, пейзажи, эпитеты и метафоры.
Сюжеты рассказов строятся на одном остром эпизоде, их язык строг, понятен, доходчив, но вместе с тем выразителен и гибок. В характеристике героев Б Туганов пользуется яркими и выразительными деталями Суть художественности автора заключается в раскрытии диалектического противоречия между сущностью и существованием человека Каждый характер в рассказе вписан в совершенно конкретные обстоятельства Как правило, личность в рассказах автора шире своего повседневного существования Особенно ярко это проявляется в рассказах «По адату» и «Пастух Баде».
Главным объектом художественного изображения в рассказах является обыкновенный горец, его психика, мышление, система ценностей, мотивы поведения
Сюжеты рассказов просты, связи действующих лиц не многообразны Автор отказывается в своих коротких произведениях от авторских характеристик и пишет так, что герои показывают себя через поступки, через отношение к другим лицам, через характерную д ля них речь В рассказах отсутствуют не только прямые характеристики героев, но и сведены к минимуму лирические отступления, однако автор не отказывается от внутренних монологов героев и от психологического пейзажа.
Проблема композиции короткого рассказа, умение вложить в малую форму богатое содержание занимали в поэтике Б. Туганова большое место.
В таком композиционном плане Б Туганов решал вопрос о языке произведения. Язык его рассказов прост, понятен и доходчив В рассказах Б Туганова нет шаблонных речевых оборотов, рутинных приемов и т.п Конечно, автор не был противником изобразительных и выразительных приемов, но употреблял только те из них, которые были свежи, удачны,
будили воображение читателя Шаблонных, затасканных выражений Б Тугаыов старательно избегал в своих рассказах Это и понятно Подобные обороты вредны, они не останавливают внимание читателя, портят общее впечатление о произведении, что особенно ощутимо в коротком рассказе, где каждое слово дорого
Среди выразительных элементов тугановского сюжета важную роль играет деталь. Она дополняет образы, картины. Так, в рассказе «Пастух Баде» преобладает деталь пейзажная, а в рассказе «По адату» - психологическая Повторение детали выполняет в рассказе различные художественные функции В рассказе «Пастух Баде» четырехкратное повторение детали «Он глядел на вершину Казбека» доводит ее до одухотворенного символа В рассказе «Конокрад» существенную роль играет образ плетня, который многократно повторяется в произведении «Сабан и Гуйман сидели на земле у плетневой ограды двора », «Тут он привязал ее (лошадь) к плетню и стал ждать», «Да, вот что, - прибавил Сабан, - привязывай коня к плетню», «В голове его молнией пронеслось воспоминание о том, как он прошлой осенью помогал хромому Бажже строить эту маленькую плетневую конюшню»
Образ плетня в рассказе - это не просто изгородь, не просто граница между соседними дворами, не просто надворные постройки - это прежде всего убогость горского быта, символ беспросветной нужды и бедности.
Изобразительное начало в тугановском рассказе превалирует над описательным, при этом в самом изображении ведущая роль принадлежит поступкам героев и характерной для них речи. В раскрытии характеров и в самом развитии действия автор иногда использует подтекст Наряду со словесной формой подтекста в рассказах Б Туганова выступают и внес-ловесные пауза, жест, мимика Основными же видами подгекстных высказываний являются повторяющаяся реплика персонажа и деталь-намек в речи повествователя. При этом следует заметить, что реплика в тугановском рассказе находит опору в речи автора, которая выражает отношение к ней других персонажей и одновременно ориентирует читателя на восприятие его подтекстного смысла Сама манера повествования в рассказах писателя представляется объективной, нарочито противопоставленной
обстоятельному психологизированному письму. Высокие нравственные критерии получают у Б Туганова житейско-бытовое преломление, тем самым, приобретая значение всеобщей нормы естественного человеческого поведения. Принципы сюжетосложения в рассказах писателя получили конкретное, неповторимое воплощение в каждом его рассказе
Воплощением сюжетного движения в рассказах Б.Туганова является организация пространственно-временных отношений. Движение, изменение художественного времени-пространства выступает в них как форма сюжетного движения, компенсируя фабульную однонаправленность и однолинейность. Пространственно-временные формы наполняют сюжет, придавая ему эмоционально-психологическую содержательность. Фабульное время в рассказах Б Туганова - это бытовое, замкнутое время. Эта замкнутость выражается в том, что в них представлено бытовое время и отсутствует историческая хронология
Художественный хронотоп тугановскош сюжета ограничен сферой быта, не простираясь в глубь социально-исторического мира современности, а в плане временном — рамками жизненного опыта современных писателю горцев
Отсутствие хронологии симптоматично как косвенная характеристика эпохи, отражаемой тугановским сюжетом, эпохи застойной, неподвижной, статичной, происходящее сегодня могло произойти и годом раньше, и годом позже Тутановское бытовое время в этом смысле сходно с «нравоописательным» временем «Обломова», для которого естественно полное отсутствие хронологии
Одновременно это свойство художественного времени несет и другую функцию очищение от преходящей злободневности, возведение исторически конкретного сюжета, насыщенного актуальнейшими для своего времени социально-бытовыми и нравственными вопросами, до общечеловеческих вечных проблем.
Таким образом, организация фабульного времени пространства сама по себе имеет эстетически-оценочный, содержательный смысл
Основной речевой формой исследованных рассказов является диалог Каждый собеседник при этом выступает живым, реальным человеком, со
всеми чертами, присущими его индивидуальности и социальному облику, а также ситуации, в которой он находится
Что же касается речи действующих лиц, то в этом отношении Б Туга-нов заботился о максимальной типизации языка, о соответствии его характерам героев Для короткого рассказа было особенно важно, чтобы ни одно слово действующего лица не проходило мимо читателя, чтобы каждое слово было характерно. В этом Б Туганов видел наиболее короткий путь к реалистическим художественным обобщениям Герои тугановских рассказов отличаются разнообразием речи, передавая свои самые различные переживания.
В юмористическом рассказе «Верх лености» ведущей чертой является комизм — добродушная, снисходительная усмешка над маленьким, заурядным человеком, который кажется читателю не только смешным, но одновременно слабым и жалким
Саморазоблачение пошлого героя осуществляется диалогическим построением рассказа Острая анекдотическая ситуация, неожиданный конец, целью которого является комическая реакция, у Б Туганова становится средством сатирического разоблачения одного из самых распространенных человеческих пороков - лени.
Анекдотическое утрирование типического в рассказе, доведение его до степени гротеска вызывает, естественно, комический эффект, неожиданный поворот ситуации, анекдотическую развязку Но сам характер и ситуация при этом не утрачивают своей жизненной достоверности
Художественный хронотоп в рассказе ограничивается одним осенним днем (бытовое и природное время) и одним домом (башней) семьи Шир-дона. Все это говорит об ужасающем однообразии жизни Ширдона. Один день у него похож на другой, все время его окружает одна и та же убогая обстановка очаг посреди комнаты и бедная утварь.
Примечательным в рассказе является то, что автор фиксирует внимание читателя не только на нелепости поведения Ширдона, но и на глубокой трагедии его семьи (жены и дочери), виновником же этой трагедии является он Не случайно, Дака в своих причитаниях просит бога послать смерть бездельнику
Весь образный строй произведения призван не только смешить, но и взволновать, заставить думать Писатель показывает, до какой степени падения может низвести человека такой глубоко древний порок, как лень.
В исторической повести «Батаноко Тембот» автор выступил как связующее звено между стариной и современностью Воспроизводя прошлое, Б.Туганов избегает прямых параллелей с современными ему событиями, не пользуется аналогиями, воспроизводя прошлое не ради него самого, а в связи с современностью.
Повесть «Батаноко Тембот» писалась автором после революции 1905 года, которая показала, что Россия переросла свое прежнее одеяние и нуждается в новой одежде. В эту бурную эпоху выросла целая плеяда российских поэтов и писателей, выдвинувших новые доктрины, которые не прошли бесследно для литературы. Все они видели, что существующее положение вещей проникнуто гнилью, что мир погряз во лжи и лицемерии А М. Горький, А А Блок, А. Ахматова, Б Пастернак и др проявляли значительное стремление исправить это положение
Б.Туганов решил воскресить прошлое, он вызвал на свет умерший дух героического прошлого кавказских горцев, развернув перед глазами читателя в целой панораме былые времена с их бесконечными стычками, набегами, тревогами, великолепными празднествами, суровыми джигитами, этими людьми с горячей кровью, стойкими, совершающими чудеса героизма, вечно живущими на грани опасности, нацеленными на борьбу.
Таким образом, революция 1905 года, хотя и закончилась поражением для тех, кто ее вершил, тем не менее пробудила значительные интеллектуальные силы русской интеллигенции У Б Туганова она обострила интерес к старине.
Испытавший потрясение революционного времени, переживший разочарование в результатах революции, Б Туганов с крайней озабоченностью стремится выяснить, когда же все-таки горцам жилось лучше, теперь или прежде
Великая Россия установила полный контроль над Кабардой К тому времени, когда писалось повествование Б Туганова, уже весь Кавказ входил в состав Российской империи Изучение быта горцев, особенностей их
характера натолкнуло российских властителей на мысль, что национальное самосознание горцев уже после утраты ими независимости следовало бы как-то стимулировать, несколько возродить и приподнять истинно кавказский дух, однако сделать это предполагалось лишь в известных, строго контролируемых пределах и преимущественно ради символики Так были сформированы некоторые кавказские подразделения, среди которых широкую известность получила так называемая Дикая дивизия Это была в принципе романтическая бутафория Понимая это, Б Туганов и решил показать истинные характеры горцев в своей повести
Действие повести происходит в нескольких кабардинских аулах Ка-барда тех времен представляла собой своеобразный клубок внутренних конфликтов, в основе которых лежала кровная месть Отодвинув время действия своей повести в первую четверть XIX века, Б Туганов изображает кабардинцев наиболее крайних убеждений Эти ортодоксальные феодалы оказались хранителями духа сопротивления Сложность их положения заключалась в том, что отстаивая сепаратизм, они оказывали сопротивление ходу самого времени Фактически они выступали против прогресса, более высокого уровня цивилизации и культуры Художественная объективность в изображении исторического конфликта показывает правоту и неправоту каждой из сторон. В этой повести читателей привлекает судьба таких образов, как Хаджи-Паш, старик Инал, Батаноко Тембот и др
Ведущей темой в повести является конфликт взаимоотношения между Россией и оппозиционно настроенными кабардинскими феодалами
Художественная объективность в изображении исторического конфликта показывает правоту и неправоту каждой из сторон
Выразительно и категорично обрисованы в повести образы Хаджи-Паго, Батаноко Тембота, Инала, Жилля-Гуаши, Кушука и др
Портреты героев в повести помогают понять их духовную сущность Мужественное лицо Хаджи-Паго, стройная фигура, вооружение обличают в нем ловкого и искусного джигита Хаджи-Паго мужественный и жизнерадостный воин. В тяжелые минуты прощания с сестрой перед отъездом на войну он шутит и смешит расстроенную сестру
Образ Батаноко Тембота порой наделяется и сказочными чертами, напоминая богатырей нартского эпоса. Путем продуманного поведения и
искусного разговора со стариком Иналом он договаривается о прекращении кровной мести между родами Батаноко и Шатлиноко То, что в течение многих лет не удавалось сделать старейшинам, в одночасье сумел Тембот Он глубоко и искренне любит дочь Инала Жилля-Гуашу Сказочным образом забирает ее у похитителей, которых подослал бывший жених Жилля-Гуаши Хаджи-Умар Гурмашуков
Вместе с тем в повести отсутствует самопроявление, психологически углубленное самораскрытие героя в конкретных действиях Образы Хад-жи-Паго, Батаноко Тембота, князя Мисоста значительно романтизированы. Романтизация героев повести принесла ей не только концептуальное обретение, но и художественные потери. Сосредотачивая свой интерес преимущественно на социальной типологии героев, Б.Туганов ослабляет индивидуальное, личностное начало характера, от размытости которого не спасают ни чистая целомудренная любовь, ни бескорыстная благородная дружба обо всем, что лично, интимно, сообщается бегло и блеклой скороговоркой Непроявление же индивидуальности характера, в свою очередь, ослабляет социальный драматизм, психологическое напряжение сюжетных коллизий, конфликтных ситуаций В сущности, образы молодых джигитов Хаджи-Паго, Жанбота, Батаноко Тембота слабо индивидуализированы и необычайно похожи друг на друга
Эта романтизация героев повести принесла ей не только концептуальное обретение, но и художественные потери Сосредотачивая свой интерес преимущественно на социальной типологии героев, Б.Туганов ослабляет индивидуальное, личностное начало характера Образы старика Инала и князя Мисоста чрезмерно заострены публицистически в ущерб их художественной изобразительности Хитроумный и изворотливый Инал показывает удивительные способности софиста, всячески порицая жизнь русских и восхваляя жизнь кабардинцев, основанную на шариате и адатах.
Выразительны картины пейзажа, выполняющего в повести различные функции в одних случаях он воздействует на настроение героя, в других - является соответствием настроению героев, в третьих - используется как средство характеристики реальной обстановки, не вкладывая в него таинственного религиозного смысла и содержания.
Фабульное время в повести, как и в рассказах, является бытовым, календарным, замкнутым. Воссоздаваемый им уклад жизни ограничен бытом
Язык повести богат, красочен и разнообразен. Речь героев повести, как и описание исторических событий, вполне соответствует действительности
Реалистическую манеру писателя характеризуют и изобразительные средства языка повести сравнения, эпитеты, синонимы, антонимы, искусные синтаксические построения.
В третьей главе - «Драматургическое мастерство Б Туганова» - исследуются «Пьеса без заглавия» и незаконченная пьеса «Дигор-Хабан» Пьеса «Параллели» не анализируется не только по той причине, что в ней не затрагивается жизнь горцев, но и потому, что она основательно изучена
«Пьеса без заглавия» отличается выраженной философской направленностью Она построена на бинарном противопоставлении общечеловеческих достоинств и пороков Добра и Зла, Любви и Ненависти, Сна и Яви, Справедливости и Несправедливости, Права и Бесправия По форме воплощение конфликта «Пьеса без заглавия» представляет собой пьесу-дискуссию, основанную на различии мировоззренческих установок спорящих Она написана в жанре моралите, в ней обличаются пороки и прославляются добродетели. Умело сочетая стихи с прозой, автор стремится показать, почему в мире царят зло и насилие, и какими социальными условиями они порождены Спорящие между собой Добро, Зло, Ненависть, Право, Бесправие имеют не абстрактный, а вполне конкретный характер, поскольку связаны с конкретной эпохой. Б Тутанов размышляет в пьесе о состоянии современного ему общества и о месте человека в нем, высвечивает контраст между роскошью и нищетой, рассуждает о мнимых и истинных человеческих ценностях. Таким образом, основное содержание произведения заключается в изображении человеческих отношений в обществе Драматизм действия выражается в противоположных точках зрения и высказываниях персонажей Человеческие характеры и внутренний мир действующих лиц воспроизведены многосторонне в совокупности их противоречий, показаны в развитии через описание их поступков
и переживаний. Конфликт в пьесе состоит в столкновении разных точек зрения на природу человека, ложь и правду
Б.Туганов обрушивается в своей пьесе на современные ему государственные и экономические порядки, основанные на порабощении народа, на его нищете, на лицемерии и насилии, которые сверху донизу пронизывают всю современную жизнь.
Сюжет «Пьесы без заглавия» характеризуется развитием двух линий жизни фабриканта и его жены и жизни Натальи и Ивана Применяя художественную антитезу как основной прием развертывания действия пьесы, Б Туганов показывает, с одной стороны, паразитический образ жизни фабриканта, его жены и брата, проживающих ежегодно сто тысяч рублей, тратя их на «глупости, которые превратились в неотложные потребности», а с другой стороны, - жизнь бедных крестьян Натальи и Ивана, не имеющих средств к существованию и жаждущих смерти.
В заключительных строках пьесы мы видим мужа моралистом, который ратует за установление справедливых норм поведения в обществе В его образе Б Тугановым ставится и разрешается проблема человеческого поведения в плоскости нравственного самоусовершенствования
Однако содержание пьесы приводило читателя к выводу о том, что в современном ему мире правят злоба, лицемерие, невежество, корысть, а само официальное право направлено на охрану этих пороков, а не на борьбу с ними Все это порождало в голове читателя мысли о том, что общество, в котором он живет, устроено ненормально и требует переустройства
Действие пьесы «Дигор-Хабан» происходит в период феодальной раздробленности Дигории, когда она страдала от двух основных бедствий от внутридигорских междоусобиц и от набегов агрессивных соседних народов. Поэтому лучшие люди дигорского народа призывали к единению Дигории, к совместной защите родной земли Одним из таких людей в пьесе показан Дигор-Хабан, молодой человек, который был широко известен в Дигории своей храбростью и справедливостью, пользовался непререкаемым авторитетом не только среди своих сверстников, но и у людей старшего поколения
Основной идеей пьесы является призыв Дигор-Хабана к единению всех дигорских ущелий и селений. Эта подлинно патриотическая идея имела в то время первостепенное значение Она сохранила свое значение и для последующих времен.
Проникнутый глубокой любовью к своей родине, Дигор-Хабан пронизывает этой идеей всю пьесу Она раскрывается в образах героев, в картинах событий, определяя композицию произведения и его язык
Вдохновитель и ярый сторонник идеи единения Дигор-Хабан уже с самого начала выступает перед нами как гуманист и истинный патриот своей родины. У него сильная воля, мужественное сердце, он храбрый и неустрашимый человек, пользуется уважением и доверием народа
Междоусобицы между различными селениями и ущельями Дигории были вызваны не столько территориальными и этнографическими причинами, сколько религиозными Большую негативную роль в разжигании межконфессиональной розни играет в пьесе грузинский миссионер, проповедник христианства Нико и так и не появившийся на сцене мулла
Дигор-Хабан не примыкает ни к христианству, ни к мусульманству, хорошо понимая, что они ведут к разъединению его небольшого народа
Объединительные идеи Дигор-Хабана кажутся многим слишком радикальными Однако как истинный гуманист, Дигор-Хабан убежден, что положение народа улучшится, если одно селение перестанет угнетать другое Все станут богаче, если не будут мешать друг другу мирно работать, станут сильнее, если объединятся Он искренне радуется тому, что Дабан отпускает пленных донифарсцев и готов ехать в Донифарс для заключения с его жителями мира.
В пьесе показано столкновение человека передовых, прогрессивных взглядов с ортодоксальной феодальной верхушкой дигорского общества и с реакционными богословами. Это столкновение является основным двигателем действия пьесы Однако выступление Дигор-Хабана против косной и лживой среды осложняется его любовной драмой Он любит дочь ортодокса Хошро, противника единения дигорского народа. К сожалению, эта сюжетная линия в силу незаконченности пьесы оказалась невыраженной
В своей пьесе Б Туганов поставил очень важные для того времени проблемы- проблему единения осетинской земли, проблему отношения осетин к христианству и мусульманству, проблему истинного и ложного патриотизма Эта проблематика придала пьесе острый политический характер
Художественные достоинства этой незаконченной пьесы дают нам право считать ее одной из лучших в осетинской драматургической литературе.
Следует отметить тонкость наблюдательности автора и мастерство отделки, а также типичность образов пьесы Каждый образ в «Дигор-Хаба-не» представляет собой типический характер, взятый прямо из народной жизни. Автор дал целый ряд существующих в свое время личностей.
Действие пьесы раскрывается с глубокой внутренней закономерностью, стройно и естественно Автор искусно использует такие приемы композиции, которые придают пьесе сценичность, а движению действия - остроту и напряженность
Глубоко одухотворенный образ Дигор-Хабана, истинного патриота, страстного борца за единство своей родины, на стороне которого простой народ, противостоит противникам этого объединения - Айтеку, Нико, Хош-ро, готовым задушить всякое проявление хорошего, естественного, гуманного чувства к своему народу
Мастерство Б.Туганова сказалось и в языке пьесы, характеризующем изображаемую среду
Речь каждого персонажа служит одним из важных приемов типизации и в произведениях эпического жанра Но в романах автор располагает разнообразными средствами характеристики героев, до прямой авторской характеристики включительно В пьесе же авторская речь отсутствует Поэтому язык персонажей в ней является важнейшим средством их типизации.
Действующие лица пьесы, как разъяснял еще А.М.Горький, «создаются исключительно и только их речами» Герой пьесы должен говорить так, как говорил бы человек его характера, образа мыслей, настроений, культурного уровня и общественного положения Следовательно, образ героя в пьесе
только тогда может получиться типичным и выразительным, когда речь его типична для этого образа
Каждый герой пьесы «Дигор-Хабан» говорит языком, соответствующим его духовному облику.
Так, спокойная, уверенная и убедительная речь Дигор-Хабана ничего не имеет общего с грубой отрывистой речью Айтека А речь Айтека в свою очередь резко отличается от другого противника единения дигор-ского народа - миссионера Нико
Умелая индивидуализация речи героев в пьесе характеризует Б Ту-ганова как замечательного мастера диалога Достаточно прочитать разговор Дигор-Хабана с Хошро или диалог Дигор-Хабана с Нико, чтобы убедиться в этом Различие речи действующих лиц в этих диалогах дано так выразительно и отчетливо, что характер каждого героя делается понятным без всяких разъяснений
Важнейшее достоинство пьесы — ее реализм, в широком, правдивом освещении осетинского быта, в создании типичных образов, в замечательной характеристике изображаемой среды и естественности построения пьесы.
В «Заключении» представлены обобщенные итоги осуществленной работы и намечены перспективы дальнейших исследований
1) в историю осетинской литературы Б Туганов вошел как талантливый мастер художественного слова Его мировоззрение сформировалось в демократической среде, на характер его художественного мышления большое влияние оказал осетинский фольклор, предшествующая осетинская литература, а также русская классическая литература Свою основную задачу писатель видел в изображении человека в единстве с общественной средой, рассматривая его как порождение определенных социальных обстоятельств. Поступки действующих лиц в его произведениях мотивированы логикой развития характеров и условиями жизни, все герои характеризуются индивидуальным поведением, обликом, привычками, языком Основной целью произведений Б Туганова являлось преобразование духовного мира горца
2) основным свойством тугановских рассказов является реализм их стиля В них читатель находит простоту и безыскусственность объектив-
ного отражения горской жизни, резкое обнажение отживших адатов и обычаев, страстное бичевание человеческих пороков (воровства, лености и др ), восхищение красивыми и благородными чувствами, неуемное стремление к образованию и просвещению простого горца
Автор осуществил глубокий показ жизни горца, беспощадно обнажая ее пошлость и ярко и талантливо высвечивая ее светлые стороны В его рассказах изображается осетинская жизнь конца XIX века, причем описывается не только внешняя правда жизни, но и раскрывается человеческая психика
Рассказы Б Туганова отличаются краткостью, в них много недосказанного, вследствие чего они требуют активности читательского воображения, которое автор умел возбудить, искусно давая толчок мысли читателя Достигал он этого путем применения правдивых и неожиданных деталей при обрисовке образов, поведения персонажей, природы Иногда Б Туга-нов дает только деталь, на основании которой читатель должен был уже сам дополнить образ в целом
3) в повести «Батанако Тембот» ведущей темой является конфликт между Россией и оппозиционно настроенными кабардинскими феодалами В произведении выразительно и категорично обрисованы многие образы, однако в нем отсутствует самопроявление, психологически углубленное самораскрытие героя в конкретных действиях. Многие герои повести значительно романтизированы. Наиболее удачны реалистические картины быта, нравов и обычае^ кабардинского народа В этом произведении ярко проявилось дальнейшее совершенствование писательского мастерства Б Туганова, что выразилось в раскрытии характеров героев, в выразительности картин пейзажа, в богатстве, красочности, разнообразии языка и изобразительных средств.
4) наиболее полно широта художественных обобщений автора обнаружилась в его драматургии. Через всю драматургию Б Туганова проходят темы неудовлетворенности жизнью и мечты об иной, светлой и радостной жизни Б Туганов-драматург испытывал отвращение к сюжетной искусственности и театральности. В его пьесах герои действуют так, как и в жизни, но вместе с тем эти пьесы отличаются оригинальностью дра-
матургической формы Все пьесы Б.Туганова имеют простые фабулы и ослабленные сюжетные линии Драматического сюжета в обычном смысле, построенном на борьбе героев с жизненными препятствиями, в пьесах автора нет. В какой-то мере это имеет место в незаконченной пьесе «Ди-гор-Хабан». Композиция пьес Б.Туганова отличается простотой и стройностью Речь героев индивидуализирована В пьесах Б Туганова важны не только переживания героев, но весь ансамбль сценических средств, совокупность всего, что зритель видит на сцене Автор использует каждую деталь, усиливающую эмоциональную сторону пьесы
Б Туганов выступил в своих пьесах прежде всего как художник-реалист. Превосходно зная осетинский быт, писатель перенес на сцену (в пьесе «Дигор-Хабан») осетинскую жизнь во всей ее самобытности и естественности
Важнейшим достоинством драматургического мастерства Б Туганова является глубокий реализм, выразившийся в широком, правдивом освещении осетинского и русского быта, в создании типичных образов из различных общественных стратов, в замечательной характеристике изображаемой среды и естественности построения пьес По пьесам Б.Туганова мы знакомимся не только с бытом описываемой эпохи, но с сочувствием следим за борьбой свободной вольнолюбивой личности с мертвящими устоями прошлого, учимся познавать богатство душевных сил человека и ненавидеть тот гнет, который мешал в прошлом свободному развитию личности
5) значение Б Туганова для нашей современности бесспорно Он ценен для нас и как мастер художественного слова, и как писатель, по произведениям которого мы изучаем жизнь конца XIX - начала XX вв Этим фактом обуславливается перспектива дальнейшего изучения творчества писателя, которая, на наш взгляд, должна ориентироваться на дальнейшее исследование формы и содержания эпических и драматических произведений писателя, на выявление основных средств эпического и драматургического изображения, на изучение художественной речи, иносказательной изобразительности и выразительности, стиля, художественности, художественного метода.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях-
I
Ведущий рецензируемый научный журнал, рекомендованный ВАК
1 Аветисян 3 Ю Художественное своеобразие рассказов Б А Тугано-ва // Научная мысль Кавказа - Ростов-на-Дону Северо-Кавказский научный центр высшей школы, 2006 - № 15 Приложение - С.302 - 307.
II
2 Аветисян З.Ю. А С.Пушкин, А.Н Плещеев, К.Л Хетагуров Соприкосновения и связи // Вестник НИЛ - Владикавказ СОГУ, 1999 - № 8. -С. 12-14
3 Аветисян 3 Ю Литературные взаимосвязи сравнительное изучение лирики А.Н Плещеева и К.Л.Хетагурова //Журналистика, филология, история -эволюция и проблемы Материалы научно-практической конференции - Владикавказ СОГУ, 2000. Вып. 3. - С. 79-81
4. Аветисян 3 Ю. Гражданственная позиция в поэзии А Н Плещеева и К Л.Хетагурова. Литературные взаимосвязи сравнительное изучение лирики А Н Плещеева и К Л Хетагурова //Журналистика, филология, история -эволюция и проблемы. Материалы научно-практической конференции. - Владикавказ СОГУ,2001 Вып 3-С 115-130
5. Аветисян 3 Ю. Типологические связи лирики А.Н.Плещеева и К Л Хетагурова // Социально-культурные аспекты взаимодействия русской и осетинской литератур. - Владикавказ- СОГУ, 2002. Глава 6 - С. 77-94.
6. Аветисян З.Ю. К вопросу о драматургическом мастерстве Б.Тугано-ва // Социально-культурные аспекты взаимодействия русской и осетинской литератур. - Владикавказ- СОГУ, 2004. Глава 9. - С. 130-145.
7. Аветисян 3 Ю Юмористический рассказ Б Туганова «Верх лености» // История и философия культуры актуальные проблемы. Сборник научных трудов -Владикавказ СОГУ, 2006 Вып 9 -С 184-188.
Подписано в печать 10 10 07 Усл. п -л 1,4 Тираж 100 экз Заказ № 81 Издательство Северо-Осетинского государственного университета имени К Л Хетагурова, 362025, г Владикавказ, ул Ватутина, 46
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Аветисян, Зарема Юрьевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Общественно-исторические условия формирования личности и становления творческого пути Батырбека Туганова.
ГЛАВА II. Художественное своеобразие эпических произведений Батырбека Туганова
2.1. Своеобразие рассказов Батырбека Туганова.
2.2. Лирико-драматические рассказы
Батырбека Туганова.
2.3. Юмористические рассказы.
2.4. Повесть «Батаноко Тембот».
ГЛАВА III. Драматургическое мастерство Б. Туганова
3.1. «Пьеса без заглавия»
3.2. Пьеса «Дигор - Хабан».
Введение диссертации2007 год, автореферат по филологии, Аветисян, Зарема Юрьевна
Проблема писательского мастерства для современной осетинской литературы, как и для любой другой, никогда не утрачивает своей остроты. В связи с этим чрезвычайную актуальность приобретает интерес к художественному наследству, к изучению эстетики и теории искусства, но более всего к изучению практики лучших осетинских писателей - мастеров художественного слова. Среди таких писателей важное место принадлежит Батырбеку Туганову.
Между тем творчество этого талантливого мастера художественного слова почти совершенно не изучено. Не исследовано ни своеобразие его эпических и драматических произведений, ни их поэтика, ни эстетико-художественная значимость, не изучен вопрос о художественном методе писателя и особенностях его стиля; вопросы композиции, сюжета, пафоса эпических произведений Б.Туганова практически не затрагивались в каких-либо литературоведческих исследованиях. Все это и определило актуальность диссертационной работы.
Объектом исследования являются эпические (рассказы, историческая повесть «Батаноко Тембот») и драматургические (пьесы «Дигор - Хабан», «Пьеса без заглавия») произведения Батырбека Туганова.
Предметом исследования послужили идейно-тематическое своеобразие произведений Б.Туганова, их художественные особенности, а также эстетические доминанты.
Цель исследования - на основе разноаспектного анализа художественных произведений Б.Туганова изучить его писательское мастерство и определить вклад писателя в развитие национальной осетинской литературы.
Поставленной целью было обусловлено решение следующих задач:
1) изучить биографию писателя, его мировоззрение, роль общественной и литературной среды в становлении взглядов на писательский труд;
2) установить специфику рассказов Б.Туганова в целом и их основные виды;
3) выявить в каждом рассказе наиболее характерные для Б.Туганова художественные средства, проанализировать особенности сюжетов рассказов, их композиции, подачу жизненного материала в них, раскрытие человеческих характеров, приемы типизации, художественный хронотоп, язык героев и автора;
4) исследовать идейно-художественное своеобразие исторической повести «Батаноко Тембот», сюжет, композицию, художественные средства, характеры героев, речевые и портретные характеристики, художественный хронотоп.
5) выявить идейный смысл и художественные особенности драматических произведений Б.Туганова, проанализировать их содержание, темы, конфликты, идеи, раскрыть характеры героев, выявить речевые особенности действующих лиц.
Для решения выдвинутых задач применялись следующие методы исследования:
1) теоретический (изучение и критический разбор литературоведческой и критической литературы);
2) описательный (описание и анализ содержания и художественных средств произведений, их композиции и сюжета);
3) сравнительно-сопоставительный (сравнение фактов анализируемых произведений с подобными явлениями в истории русской литературы).
Методологическую основу диссертационного исследования составили основополагающие работы по различным вопросам русского и осетинского литературоведения, ориентирующие на анализ художественного произведения в единстве содержания и формы, исследующие вопросы пафоса произведений в его разновидности, проводящие различия между понятиями исторической правдивости и идейной направленности литературных произведений, рассматривающие предметную изобразительность как основную сторону их формы и освещающие основные эстетические категории. Это прежде всего работы М.М. Бахтина, А.Н. Веселовского, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Г.Н. Поспелова, А.И. Ре-вякина, Л.И. Тимофеева, В.Е. Хализева, Н.А. Гуляева, А.Ф. Лосева, Б.В. Тома-шевского, а также исследования литературоведов Осетии: Л.П.Семенова, Н.Г.Джусойты, С.Б. Сабаева, Л.Б. Келехсаевой, З.М. Салагаевой, З.Н. Сумено-вой, З.П. Цховребова.
Научная новизна диссертации заключается в следующем:
1) изучено формирование мировоззрения писателя и определена роль общественной и литературной среды в становлении его взглядов на художественное творчество;
2) выявлена специфика рассказов Б.Туганова и определены их основные виды;
3) в каждом рассказе исследованы наиболее характерные для Б.Туганова художественные средства, проанализированы особенности сюжетов рассказов, их композиции, подача жизненного материала, рассмотрение человеческих характеров, приемы типизации, художественный хронотоп, язык героев и автора;
4) изучено идейно-художественное' своеобразие исторической повести «Батаноко Тембот», исследованы сюжет, композиция, художественные средства, характеры героев, речевые и портретные характеристики, художественный хронотоп;
5) выявлен идейный смысл и описаны художественные особенности драматических произведений Б.Туганова.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что полученные в нем результаты литературоведческого анализа эпических и драматургических произведений Б.Туганова, принципы выявления специфики его рассказов, методика исследования наиболее характерных для писателя художественных средств, раскрытие приемов типизации, подачи жизненного материала, изучение художественного хронотопа могут стать теоретическим обоснованием при изучении творчества других осетинских писателей.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при подготовке спецкурсов и спецсеминаров по истории осетинской литературы, при создании учебников и учебных пособий, составлении учебной программы по истории осетинской литературы.
На защиту выносятся следующие положения:
1) отбор, обобщение, оценку и изображение жизненных явлений Б. Туга-нов осуществляет на основе метода критического реализма; при этом почти во всех произведениях автора имеют место романтические элементы;
2) в поэтике Б.Туганова решающим является вопрос о соотношении формы и содержания;
3) специфика поэтики Б.Туганова проявляется в композиции образа, в соотношении действующих лиц, в сюжете, в языке автора и персона> жей;
4) в произведениях Б.Туганова раскрывается диалектическое противоречие между сущностью и существованием человека, что проявляется в коллизии между личностью и вписанным в обстоятельства характером персонажа;
5) герой тугановских рассказов явился художественным обобщением тенденции жизни горца конца XIX века.
Цель, задачи, проблематика и логика исследования, последовательность решения поставленных задач определили содержание и структуру диссертации. Она состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, которая включает в себя 172 названия.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Художественный мир творчества Батырбека Туганова"
ВЫВОДЫ
Пьеса без заглавия» отличается выраженной философской направленностью. Она построена на бинарном противопоставлении общечеловеческих достоинств и пороков: Добра и Зла, Любви и Ненависти, Сна и Яви, Справедливости и Несправедливости, Права и Бесправия. По форме воплощения конфликта «Пьеса без заглавия» представляет собой пьесу-дискуссию,1 основанную на различии мировоззренческих установок спорящих. Она написана в жанре моралите, в ней обличаются пороки и прославляются добродетели. Умело сочетая стихи с прозой, автор стремится показать, почему в мире царят зло и насилие, и какими социальными условиями они порождены. Спорящие между собой Добро, Зло, Ненависть, Право, Бесправие имеют не абстрактный, а вполне конкретный характер, поскольку связаны с конкретной эпохой. Б.Туганов размышляет в пьесе о состоянии современного ему общества и о месте человека в нем, высвечивает контраст между роскошью и нищетой, рассуждает о мнимых и истинных человеческих ценностях. Таким образом, основное содержание произведения заключается в изображении человеческих отношений в обществе. Драматизм действия выражается в противоположных точках зрения и высказываниях персонажей. Человеческие характеры и внутренний мир действующих лиц
1 См.: Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. Уч. Пос. - М.: Флинта - Наука. 1999.-С. 112. воспроизведены многосторонне в совокупности их противоречий, показаны в развитии через описание их поступков и переживаний. Конфликт в пьесе состоит в столкновении разных точек зрения на природу человека, ложь и правду.
В заключительных строках пьесы мы видим мужа моралистом, который ратует за установление справедливых норм поведения в обществе. В его образе Б.Тугановым ставится и разрешается проблема человеческого поведения в плоскости нравственного самоусовершенствования.
Действие пьесы «Дигор-Хабан» происходит в период феодальной раздробленности Дигории, когда она страдала от двух основных бедствий: от внутридигорских междоусобиц и от набегов агрессивных соседних народов. Поэтому лучшие люди дигорского народа призывали к единению Дигории, к совместной защите родной земли. Одним из таких людей в пьесе показан Ди-гор-Хабан, молодой человек, который был широко известен в Дигории своей храбростью и справедливостью, пользовался непререкаемым авторитетом не только среди своих сверстников, но и у людей старшего поколения.
Основной идеей пьесы является призыв Дигор-Хабана к единению всех дигорских ущелий и селений. Эта подлинно патриотическая идея имела в то время первостепенное значение. Она сохранила свое значение и для последующих времен.
Проникнутый глубокой любовью к своей родине Дигор-Хабан пронизывает этой идеей всю пьесу. Она раскрывается в образах героев, в картинах событий, определяя композицию произведения и его язык.
Вдохновитель и ярый сторонник идеи единения Дигор-Хабан уже с самого начала выступает перед нами как гуманист и истинный патриот своей родины. У него сильная воля, мужественное сердце, он храбрый и неустрашимый человек, пользуется уважением и доверием народа.
Дигор-Хабан не примыкает ни к христианству, ни к мусульманству, хорошо понимая, что они ведут к разъединению его небольшого народа.
Объединительные идеи Дигор-Хабана кажутся многим слишком радикальными. Однако как истинный гуманист, Дигор-Хабан убежден, что положение народа улучшится, если одно селение перестанет угнетать другое. Все станут богаче, если не будут мешать друг другу мирно работать, станут сильнее, если объединятся. Он искренне радуется тому, что Дабан отпускает пленных донифарсцев и готов ехать в Донифарсу для заключения с его жителями мира.
Дигор-Хабан удивительно храбр и хладнокровен. Он спокойно реагирует на размахивающего шашкой и угрожающего ему Айтека, убедительно опровергает ложь и Айтека, и Нико. Главных противников объединения он видит в проповеднике христианства Нико и мулле. Дигор-Хабан свято верит в силу и свободолюбие своего народа.
Образ Дигор-Хабана раскрывает политические взгляды автора - сторонника единой и сильной Осетии.
Близко к образу Дигор-Хабана в пьесе стоит Дабан - один из сыновей старика Хошро. Не случайно и их имена различаются всего одним звуком. Дабан необычайно добр, жалостлив. Ему жаль даже диких животных, которых он не может убить и на охоте, из-за чего над ним подтрунивают братья.
Но самое главное заключается в том, что поступок Дабана нашел справедливый отклик в народе.
Полной противоположностью Дабану в пьесе является его брат Айтек. Он ярый сторонник старых феодальных порядков. В параноидальном экстазе, с обнаженной шашкой, он визжит о том, что надо перебить всех пленных донифарсцев. В своей ненависти к Донифарсу Айтек не останавливается ни перед чем, даже перед гнусной ложью о том, что Дигор-Хабан, влюбившись в девушку из Донифар-са, продал их последнему (т.е. людей Айтеку). Он даже вовлекает в эту ложь своего брата Гаверса, также противника объединения дигорских земель; более того, когда он узнает о том, что Дабан отпустил пленных, он готов убить даже собственного брата.
Интересен в пьесе образ старика Хошро. Хошро с большим уважением относится к Дигор-Хабану, беспокоится о будущем своего народа. В Дигор-Хабане он видит благоразумного и храброго человека, советы которого ведут народ к счастью и который своей грудью способен защитить его. Но Хошро находится в плену традиционных мнений и существующих феодальных порядков. Он против объединительных устремлений Дигор-Хабана, местнические интересы ставит выше интересов всего дигорского народа. Хошро убежденный сторонник главенства его территории над остальными дигорцами.
Однако самым опасным противником объединения дигорского народа в пьесе выступает грузинский миссионер Нико. В качестве своего основного союзника он избрал христианскую веру. Сея вражду и ненависть между христианским и мусульманским населением дигорцев, он не останавливается ни перед чем. Доброго Дабана, противника какой-либо вражды, он порочит перед братьями.
Образ Нико в пьесе - это исчадие зла, лжи и лицемерия.
К осетинской земле в целом, не только к дигорскому народу, но и ко всем осетинам обращены все помыслы, все чувства автора пьесы. Осетинская земля для автора пьесы - не только осетинская природа, описанная в сцене охоты, но прежде всего осетинский народ.
В пьесе показано столкновение человека передовых, прогрессивных взглядов с ортодоксальной феодальной верхушкой дигорского общества и с реакционными богословами. Это столкновение является основным двигателем действия пьесы. Однако выступление Дигор-Хабана против косной и лживой среды осложняется его любовной драмой. Он любит дочь ортодокса Хошро, противника единения дигорского народа. К сожалению, эта сюжетная линия в силу незаконченности пьесы оказалась невыраженной.
В своей пьесе Б.Туганов поставил очень важные для того времени проблемы: проблему единения осетинской земли, проблему отношения осетин к христианству и мусульманству, проблему истинного и ложного патриотизма. Эта проблематика придала пьесе острый политический характер.
Художественные достоинства этой незаконченной пьесы дают нам право считать ее одной из лучших в осетинской драматургической литературе.
Следует отметить тонкость наблюдательности автора и мастерство отделки, а также типичность образов пьесы. Каждый образ в «Дигор-Хабане» представляет собой типический характер, взятый прямо из народной жизни. Автор дал целый ряд существующих в свое время личностей.
Действие пьесы раскрывается с глубокой внутренней закономерностью, стройно и естественно. Автор искусно использует такие приемы композиции, которые придают пьесе сценичность, а движению действия - остроту и напряженность.
Глубоко одухотворенный образ Дигор-Хабана, истинного патриота, страстного борца за единство своей родины, на стороне которого простой народ, противостоит противникам этого объединения Айтеку, Нико, Хошро, готовым задушить всякое проявление хорошего, естественного, гуманного чувства к своему народу.
Мастерство Б.Туганова сказалось и в языке пьесы, характеризующем изображаемую среду.
Речь каждого персонажа служит одним из важных приемов типизации и в произведениях эпического жанра. Но в романах автор располагает разнообразными средствами характеристики героев, до прямой авторской характеристики включительно. В пьесе же авторская речь отсутствует. Поэтому язык персонажей в ней является важнейшим средством их типизации.
Действующие лица пьесы, как разъяснял еще А.М.Горький, «создаются исключительно и только их речами». Герой пьесы должен говорить так, как говорил бы человек его характера, образа мыслей, настроений, культурного уровня и общественного положения. Следовательно, образ героя в пьесе только тогда может получиться типичным и выразительным, когда речь его типична для этого образа.
Умелая индивидуализация речи героев в пьесе характеризует Б.Туганова как замечательного мастера диалога. Достаточно прочитать разговор Дигор-Хабана с Хошро или диалог Дигор-Хабана с Нико, чтобы убедиться в этом. Различие речи действующих лиц в этих диалогах дано так выразительно и отчетливо, что характер каждого героя делается понятным без всяких разъяснений.
Важнейшее достоинство пьесы - ее реализм, в широком, правдивом освещении осетинского быта, в создании типичных образов, в замечательной характеристике изображаемой среды и естественности построения пьесы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В историю осетинской литературы Б.Туганов вошел как искусный мастер короткого рассказа и как оригинальный драматург.
Основным свойством тугановских рассказов является реализм их стиля. В них читатель находит простоту и безыскусственность объективного отражения горской жизни, резкое обнажение отживших адатов и обычаев, страстное бичевание человеческих пороков (воровства, лености и др.), восхищение красивыми и благородными чувствами, неуемное стремление к образованию и просвещению простого горца.
Автор осуществил глубокий показ жизни горца, беспощадно обнажая ее пошлость и ярко и талантливо высвечивая ее светлые стороны. В его рассказах изображается осетинская жизнь конца XIX века, причем описывается не только внешняя правда жизни, но и раскрывается человеческая психика.
Рассказы Б.Туганова отличаются краткостью, в них много недосказанного, вследствие чего они требуют активности читательского воображения, которое автор умел возбудить, искусно давая толчок мысли читателя. Достигал он этого путем применения правдивых и неожиданных деталей при обрисовке образов, поведения персонажей, природы. Иногда Б.Туганов дает только деталь, на основании которой читатель должен был уже сам дополнить образ в целом.
Для достижения краткости формы Б.Туганов избегает в рассказе большого количества персонажей. Это количество у него ограничивается всего несколькими лицами. Портрет у писателя дается только несколькими основными штрихами. Пейзаж в рассказах скуп, реалистичен и в то же время максимально выразителен.
В качестве важного композиционного средства Б.Туганов нередко использует повтор («Пастух Баде»).
Фабульное время-пространство в рассказах автора ограничено пространственной сферой быта, а в плане временном - рамками жизненного опыта героев.
В повествовании обычно имеет место только бытовое время, реже - природное («Пастух Баде»).
Язык рассказов прост и доступен, но вместе с тем богат и выразителен.
Рассказ можно считать основным литературным жанром Б.Туганова. Именно в рассказах удалось ему описать быт горца конца XIX века. Однако рассказ как жанр имел особенности, которые иногда ограничивали творческие замыслы и возможности писателя. В рассказе небольшое количество действующих лиц, и в силу своего малого размера он не может ставить своей задачей всестороннюю психологическую характеристику героя и раскрытие сложных конфликтов. Между тем у Б.Туганова была потребность в широких художественных обобщениях, стремление к изображению быта и настроений целых социальных слоев. Нужен был жанр, который раскрыл бы возможность широких художественных обобщений. Таким жанром для Б.Туганова стали повесть и драма.
В повести «Батанако Тембот» ведущей темой является конфликт между Россией и оппозиционно настроенными кабардинскими феодалами. В произведении выразительно и категорично обрисованы многие образы, однако в нем отсутствует самопроявление, психологически углубленное самораскрытие героя в конкретных действиях. Многие герои повести значительно романтизированы. Наиболее удачны реалистические картины быта, нравов и обычаев кабардинского народа. В этом произведении ярко проявилось дальнейшее совершенствование писательского мастерства Б.Туганова, что выразилось в раскрытии характеров героев, в выразительности картин пейзажа, в богатстве, красочности, разнообразии языка и изобразительных средств.
Однако наиболее полно широта художественных обобщений автора обнаружилась в его драматургии. Через всю драматургию Б.Туганова проходят темы неудовлетворенности жизнью и мечты об иной, светлой и радостной жизни. Б.Туганов-драматург испытывал отвращение к сюжетной искусственности и театральности. В его пьесах герои действуют так, как и в жизни, но вместе с тем эти пьесы отличаются оригинальностью драматургической формы. Все пьесы Б.Туганова имеют простые фабулы и ослабленные сюжетные линии.
Драматического сюжета в обычном смысле, построенном на борьбе героев с жизненными препятствиями, в пьесах автора нет. В какой-то мере это имеет место в незаконченной пьесе «Дигор-Хабан». Композиция пьес Б.Туганова отличается простотой и стройностью. Речь героев индивидуализирована. В пьесах Б.Туганова важны не только переживания героев, но весь ансамбль сценических средств, совокупность всего, что зритель видит на сцене. Автор использует каждую деталь, усиливающую эмоциональную сторону пьесы.
Б.Туганов выступил в своих пьесах, прежде всего как художник-реалист. Превосходно зная осетинский быт, писатель перенес на сцену (в пьесе «Дигор-Хабан») осетинскую жизнь во всей ее самобытности и естественности.
Важнейшим достоинством драматургического мастерства Б.Туганова является глубокий реализм, выразившийся в широком, правдивом освещении осетинского и русского быта, в создании типичных образов из различных общественных стратов, в замечательной характеристике изображаемой среды и естественности построения пьес. По пьесам Б.Туганова мы знакомимся не только с бытом описываемой эпохи, но с сочувствием следим за борьбой свободной вольнолюбивой личности с мертвящими устоями прошлого, учимся познавать богатство душевных сил человека и ненавидеть тот гнет, который мешал в прошлом свободному развитию личности.
Значение Б.Туганова для нашей современности бесспорно. Он ценен для нас и как мастер художественного слова, и как писатель, по произведениям которого мы изучаем жизнь конца XIX - начала XX вв. Этим фактом обуславливается перспектива дальнейшего изучения творчества писателя, которая, на наш взгляд, должна ориентироваться на дальнейшее исследование формы и содержания эпических и драматических произведений писателя, на выявление основных средств эпического и драматургического изображения, на изучение художественной речи, иносказательной изобразительности и выразительности, стиля, художественности, художественного метода.
Список научной литературыАветисян, Зарема Юрьевна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1. Абаев В. Коста Хетагуров и его время. - Тбилиси: Заря Востока, 1961. -199 с.
2. Абалкин Н. Кругозор драматурга. М., 1957. - 139 с.
3. Аверинцев С.С. На перекрестке литературных традиций // Вопросы литературы. 1973. №2. - С.45-66.
4. Азадовский М. Литература и фольклор. Л., 1998. - 185 с.
5. Азаматов К.Г. Пережитки язычества в верованиях балкарцев // Из истории феодальной Кабардино-Балкарии. 1981. - С. 115-135.
6. Алиева С.У. Возрождение национальных традиций // История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая. М.: Наследие, 1995. 4.1.-С.166.
7. Аникст А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга- М.: Наука, 1967. -456 с.
8. Анисимов И. Взаимодействие литератур // Литература и жизнь 1960. №1.-С. 35-41.
9. Антокольский П. Пути поэтов. М.: Советский писатель, 1965. - С.67-73.
10. Антология осетинской прозы. Орджоникидзе, 1983. - 600 с.
11. Антология педагогической мысли Северной Осетии. Владикавказ, 1993. -406 с.
12. Антонов С. Я читаю рассказ. М., 1973. - 47 с.
13. Ардасенов Х.Н. Очерки развития осетинской литературы. Орджоникидзе, 1959.-С. 283.
14. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М., 1970. - 653 с.
15. Арутюнов Л. Национальный художественный опыт и мировой литературный процесс. М., 1972. - 26 с.
16. Арутюнов Л. Проблемы исследования художественных форм национального сознания // Национальное и интернациональное в советской литературе.-М., 1971.-216 с.
17. Асмус В.Ф. Классики античной эстетики. В кн.: Античные мыслители об искусстве. М., 1938. - С. 123-135.
18. Ауэр А.П. О принципах изучения художественного мира писателя // Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе. Проблемы теоретической и исторической поэтики. Гродно, 1998. - С.24-29.
19. Барабаш Ю. Вопросы эстетики и поэтики. М., 1978. - 384 с.
20. Баранов С.Ю. Функциональное изучение литературы и проблема жанра. Жанры в историко-литературном процессе. Вологодский пединститут. 1960.-230 с.
21. Батенин С. Человек в его истории. Л., 1976. - 295 с.
22. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1995. - 502 с.
23. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. - С. 57-63.
24. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. 2-е издание. М.: Искусство, 1986.-371 с.
25. Бахтин М. Время и пространство в романе // Вопросы литературы. 1974. -№ 3. - С. 133-134.
26. Бегизова Л. Становление и развитие младописьменной литературы в условиях содружества советских наций // Единство, рожденное в борьбе и труде.-М., 1972.-С. 34-47.
27. Белая Г. Художественный мир современной прозы. М., 1983. - 191с.
28. Белик Б.А. М.Горький драматург. - М.: 1952. - 217 с.
29. Белинский В.Г. Эстетика и литературная критика. М., 1959. - Т. 2. -С. 184.
30. Бентли Э. Жизнь драмы. М.: Искусство, 1978. - 368 с.
31. Бердяев Н. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. - 198 с.
32. Берков. Проблемы исторического развития литератур. Л., 1981. - 495 с.
33. Берковский Н.Я. О мировом значении русской литературы. Л., 1975. -347 с.
34. Берковский Н.Я. Психологизм // Берковский Н.Я. Мир, создаваемый литературой. М., 1989. - 370 с.35